НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 16

 

 

 

 

244 

 

 

 

 

246 

 

 

Краткое резюме

 

 

 

В  целях  совершенствования  взаимодействий  власти  и  гражданского 
общества

 

в  РК  в  2016  г.  создан  общественный  совет  по  вопросам 

образования, науки, молодежной политики и защите прав детей.

 

 

 

В  2017  г.  разработаны  Типовые  правила  организации  работы 
попечительского  совета  и  порядка  его  избрания  в  организациях 
образования, в которых значительно усилены и расширены их полномочия, 
в  особенности  в

 

сфере  принятия  стратегических,  финансовых  и  кадровых

 

решений.

 

 

 

В  более  чем  60%  школ,  50%  детских  домов  и  ТиПО  функционируют 
попечительские советы с участием общественности.

 

 

 

Важная  роль  в  прозрачности  и  открытости  управления  отводится 
попечительским  советам  в  учреждениях  для  детей

-

сирот  и  детей, 

оставшихся  без  попечения  родителей.  Они  уполномочены  принимать 
меры для усовершенствования подходов  по устройству детей в семьи 
казахстанских граждан.

 

 

 

В  92  вузах  функционировали  наблюдательные,  попечительские  советы 
и

 

советы 

директоров. 

Наблюдательные 

вузы 

функционировали 

в

 28 

государственных вузах.

 

 

 

В 2017 г. в Казахстане из 130 вузов 68 по организационно

-

правовой форме 

уже являлись некоммерческими организациями. 28 государственных вузов 
начали  работу  по  реорганизации  в  некоммерческое  акционерное

 

общество.

 

 

 

В  соответствии  с  новой  процедурой  назначения  топ

-

менеджмента  вузов 

в

 

2017 г. назначены ректоры 8 государственных вузов.

 

 

 

Активно действует практика ежегодной  отчетности ректоров вузов перед 
общественностью.  В  2017  г.  прошло  10  отчетных  встреч  национальных 
вузов.

 

 

 

 

 

247 

Общественный контроль

 

Механизмом  вовлечения  гражданского  общества  в  образовательную  сферу

 

является 

полноценное 

функционирование 

общественных 

советов 

и

 

коллегиальных

 

органов управления в организациях образования.

 

В условиях 

демократического, экономического

 

и

 

политического развития страны

 

повышение 

качества  образовательных  услуг  невозможно  без  участия  общественности. 
Потребности  и  интересы

 

любой  организации  образования  индивидуальны, 

требуют  постоянного,  пристального  внимания  и  оперативной  реакции.  Все  это 
становится  реальным  при  правильно  выстроенных  отношениях

 

между  властью 

и

 

гражданским обществом. С учетом международного опыта демократического 

строительства  в  сфере  образования  в  Казахстане  ведется  работа  по  усилению 
роли  корпоративных  органов  управления  в

 

образовательных  учреждениях. 

В

 2016 

г

создан  новый  общественный  институт,  направленный  на 

совершенствование  взаимосогласованных  действий  власти  и  гражданского 
общества в соответствии с Законом РК «Об общественных советах».

177

 

В

 2017 

г

в

 

целях  придания  импульса  работе  попечительских  советов  в

 

организациях 

образования приняты новые Типовые правила

.

178

 

 

К  контролю  в  сфере  образования  подключена  общественность  в  лице 

функционирующего  при  МОН  общественного  совета.

 

Данный

 

совет

 

является 

авторитетным  общественным  институтом,  действующим

 

с  учетом  обеспечения 

прав,  свобод  и

 

обязанностей  граждан.

 

Он  создан  при  министерстве,  работает

 

в

 

качестве консультативно

-

совещательного и наблюдательного органа, обладает 

автономностью  и  самостоятельностью.  Общественный  совет  по  вопросам 
образования,  науки,  молодежной  политики  и  защите  прав  детей  представляет 
собой  диалоговую  площадку  для  выражения  мнений  гражданского  общества 
по

 

наиболее актуальным вопросам.

 

Работа совета направлена на всестороннюю 

общественную  оценку  инициатив  в  указанных  сферах  для  их  эффективной 
реализации.

 

 

ГПРОН  на  2016

-

2019  гг.

 

отводит  попечительским  советам  роль  главного 

инструмента  вовлечения  общественности  в  управлении  образованием. 

В

 

Госпрограмме

 

отмечено,  что  деятельность  попечительских  советов  в 

4 377 

дневных

 

государственных

 

школах

 

свелась  к  функциям

 

родительских 

комитетов

.

179

 

В качестве причин отмечено отсутствие необходимых полномочий 

по  вопросам  управления  и  финансирования

Для  решения  проблемы  в  2017  г. 

утверждены  новые  Типовые

 

правила

 

организации  работы  попечительского 

                                                

177

 

Закон РК «Об общественных советах»

 

от 02.11.2015 г. № 383

-

V ЗРК.

 

178

 

Приказ МОН РК от 27.07.2017 г. № 355

 

«Об утверждении Типовых правил организации работы 

попечительского совета и порядок его избрания в

 

организациях образования».

 

179

 

ГПРОН РК на 2016

-

2019 гг., утвержденная Указом Президента РК от 01.03.2016 г. № 205.

 

 

 

248 

 

 

совета и порядка его избрания в

 

организациях образования

заменившие ранее 

действовавшие Типовые

 

правила

 

2007 г

.

180

 

Согласно новым Типовым правилам 

попечительские советы должны работать во всех учреждениях образования, за 
исключением  военных,  медицинских  и  специальных.  В

 

этом  документе 

детализирован  порядок  избрания  и  работы  членов  попечительского  совета. 
Наиболее  важным  новшеством  является  расширение  полномочий  советов, 
призванных  превратить  их  в  полноценный  орган  управления  с  действенными 
решениями 

(табл.  2.5.1).

 

В  Типовых  правилах  усилены  три  основных  аспекта 

управленческой  деятельности:  принятие  стратегии,  утверждение  бюджета 
и

 

кадровая политика.

 

 

ТАБЛИЦА 

2.5.1.

 

Сравнительный анализ нормативно закрепленных полномочий 

попечительских советов в организациях образования

181

 

 

В Типовых правилах 2007 г.

 

В Типовых правилах 2017 г.

 

цели/направления

 

полномочия

 

осуществление общественного контроля 
над работой организации образования, 
в

 

т.ч.

 

распределение финансовых 

средств

 

осуществляет общественный контроль 
над

 

соблюдением прав обучающихся 

и

 

воспитанников организации образования, 

а

 

также за расходованием благотворительной 

помощи, поступающих на счет образовательных 
учреждений

 

содействие организации образования 
в

 

осуществлении ее уставных функций

 

вырабатывает предложения о внесении 
изменений и/или дополнений в устав 
организации образования

 

содействие дальнейшему развитию 
организации образования

 

вырабатывает рекомендации по 
приоритетным направлениям развития 
организации образования

 

обеспечение финансовой поддержки, 
укрепление материально

-

технической 

базы организации образования

 

участвует в распределении финансовых 
средств, поступивших в организацию 
образования в виде благотворительной 
помощи, и принимает решение о

 

его целевом 

расходовании;

 

вырабатывает предложения при 
формировании бюджета организации 
образования

 

внесение предложений, направленных 
на устранение недостатков 
в

 

деятельности организации 

образования

 

вносит предложения уполномоченному органу 
соответствующей отрасли или местному 
исполнительному органу в области 
образования об

 

устранении выявленных 

попечительским советом недостатков 
в

 

работе организации образования

 

заслушивание отчета организации 
образования перед попечительским 
советом;

 

заслушивает отчеты руководителя 
организации образования о деятельности 
организации образования, в том числе 

                                                

180

 

Приказ исполняющего обязанности министра образования и науки РК от 22.10.2007 г. № 501 «Об 

утверждении Типовых правил организации работы попечительского совета и порядок его избрания 
в

 

организациях образования».

 

181

 

В таблице 2.5.1 курсивом выделены расширенные полномочия попечительских советов.

 

 

 

249 

Общественный контроль

 

содействие в получении образования, 
улучшении бытовых условий и 
трудоустройстве обучающихся из 
социально уязвимых слоев населения;

 

содействие в получении образования, 
улучшении бытовых условий 
и

 

трудоустройстве обучающихся 

из

 

социально уязвимых слоев 

населения;

 

оказание помощи 

организации образования в проведении 
социально

-

культурных, 

оздоровительных и расвивающих 
мероприятий

 

о

 

качественном предоставлении 

образовательных услуг, об

 

использовании 

благотворительной

 

помощи и

 

принимаемых 

мерах по устройству детей

-

сирот и

 

детей, 

оставшихся без попечения родителей в

 

семьи 

казахстанских граждан;

 

вырабатывает предложения по 
совершенствованию мер по вопросам 
устройства детей

-

сирот и детей, оставшихся 

без попечения родителей в семьи 
казахстанских граждан

 

создание необходимых условий для 
обучающихся и педагогического 
коллектива организации образования 
с

 

целью успешной реализации 

образовательных учебных программ

 

знакомится с деятельностью организации 
образования, условиями, предоставленными 
обучающимся и

 

воспитанникам организации 

образования, проводят с

 

ними беседу в 

присутствии психолога организации образования

 

содействие в установлении и развитии 
международного сотрудничества 
в

 

области воспитания и обучения

 

участвует в конференциях, совещаниях, 
семинарах по

 

вопросам деятельности 

организаций образования

 

 

согласовывает и выносит протокольное 
решение по

 

итогам собеседования с 

кандидатами на занятие вакантной должности 
руководителя организации среднего 
образования

 

 

Важным нормативным дополнением стала

 

открытость работы

 

попечительских 

советов

.  Деятельность  попечительских  советов  теперь  требует  постоянного

 

информационного

 

сопровождения

 

в СМИ. Обязательными являются публикации

 

объявлений

 

о

 

формировании попечительских советов, отчетов

 

их деятельности 

по

 

итогам  финансового  года  на  собственном  Интернет

-

ресурсе  и/или 

в

 

периодическом  печатном  издании,  распространяемом  на

 

соответствующей 

административной территории

 

Общественный  совет

 

по  вопросам  образования,  науки,  молодежной  политики 

и

 

защите прав

 

 

Национальная практика  деятельности  общественных советов  учитывает опыт 
зарубежных  стран.

 

Каждое

 

государство  внедряет  институты  общественного 

контроля  на  различных  уровнях  управления  как  эффективные  и  действенные 
инструменты обеспечения открытости и прозрачности в работе госорганов. Цели 
и  задачи  общественного  контроля  в  сравнении  с  опытом  России  и  Франции 
представлены в таблице

 2.5.2. 

В этих странах также актуальна практика включения 

гражданского  общества  в  процесс  принятия  государственных  решений.  Как 
в

 

Казахстане,  ими  используются  различные  механизмы  взаимодействия 

 

 

250 

 

 

государства  с  обществом,  что  позволяет  странам,  прежде  всего,  обеспечить 
прозрачность и транспарентность государственной политики.

 

 

ТАБЛИЦА 

2.5.2.

 

Сравнительный анализ полномочий

 

общественных советов зарубежных стран

182

 

 

Общественные советы 

(Казахстан)

 

Общественные советы

 (

Россия)

 

Социально

-

экономические 

советы (Франция)

 

Обсуждение 

 

проектов бюджетов и 
стратегических планов

 

Рассмотрение общественно

значимых проектов 
нормативно

-

правовых актов и 

иных документов

 

Предоставление консультаций 
правительству по вопросам, 
входящим в компетенцию 
совета

 

Обсуждение выполнения 
бюджетов и стратегических 
планов

 

Участие в мониторинге 
качества оказания 
государственных услуг

 

Внесение предложений по 
законопроектам и участие 
в

 

разработке законопроектов, 

входящих в компетенцию 
совета

 

Обсуждение отчетов 
исполнительных органов 
о

 

достижении целевых 

индикаторов

 

Участие в антикоррупционной 
работе, оценке эффективности 
госзакупок и кадровой работе 
федерального органа

 

Разработка рекомендаций для 
правительства в целях 
улучшения социально

-

экономических индикаторов

 

Обсуждение отчетов 
администратора бюджетных 
программ о реализации 
бюджетных программ

 

Участие в работе 
аттестационных комиссий по 
замещению должностей

 

Создание отделов по 
вопросам, входящим 
в

 

компетенцию совета

 

Участие в разработке 
и

 

обсуждении проектов НПА

 

Рассмотрение ежегодных 
планов деятельности 
федерального органа 
исполнительной власти

 

 

Рассмотрение обращений 
физических и юридических 
лиц по вопросам совершен

-

ствования государственного 
управления

 

Проведение общественных 
экспертиз проектов 
нормативных правовых актов

 

 

Разработка и внесение в 
государственные органы 
предложений по 
совершенствованию 
законодательства 
Республики Казахстан

 

Утверждение результатов 
общественных обсуждений 
решений и отчетов 
федерального органа 
исполнительной власти по 
итогам общественной 
экспертизы нормативных 
правовых актов

 

 

Осуществление 
общественного контроля в 
иных формах, 
предусмотренных настоящим 
законом

 

Осуществление выборочного 
анализа качества ответов 
федерального органа 
исполнительной власти на 
обращения граждан

 

 

Создание комиссий по 
направлениям деятельности

 

Создание комиссий и рабочих 
групп по вопросам, 

 

                                                

182

 

Общественные советы в Казахстане: основные тренды развития. 

Астана: КИСИ при Президенте РК, 

2017. С

 123-124. http://kisi.kz/ru/categories/books/posts/obshestvennye-sovety-v-kazahstane 

 

 

251 

Общественный контроль

 

относящимся к компетенции 
общественного совета

 

 

Практика  2016  и  2017  гг.  доказывает

 

актуальность  и  дееспособность 

Общественного

 

совета

 

в

 

решении многих важных задач в сфере образования 

и

 

науки.

 

Общественный  совет  по  вопросам  образования,  науки,  молодежной 

политики и защите прав детей создан 23 февраля 2016 г.

 

По итогам 2016 и 2017 гг. 

проведено  9  (5  и  4  соответственно

заседаний

183

,  447  экспертиз  (219  и  228) 

 

и  2  слушания  отчетов  госорганов  (по  1  в  год).

184

 

На  заседаниях  общественного 

совета  были  рассмотрены  следующие  социально  значимые  вопросы  развития 
системы образования и науки:

 

 

обсуждение и рассмотрение проектов программных документов образования 

(

проект ПП

 

«О плане мероприятий по реализации ГПРОН»; о

 

внесении изменений 

и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам расширения 
академической 

и

 

управленческой 

самостоятельности 

высших 

учебных 

заведений; проект Стратегического плана развития РК до 2025 г., др.

); 

 

заслушивание и обсуждение отчетов МОН РК о проделанной работе в

 2015 

г

и

 

задачах на 2016

-

2019 гг.

 

заслушивание  и  обсуждение  ежегодных  отчетов  об  итогах  реализации 

ГПРОН и других программных документов

 (

о ходе исполнения Стратегического 

и  Операционного  планов  МОН  РК

 

в  первом  полугодии  2016

 

г

.; 

о

 

подготовке 

проведения  ЕНТ  и  внедрении  нового  формата  Единого  национального 
тестирования», др.)

 

обсуждение проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права 

и  свободы  граждан

  (

о

 

внесении  изменений  и

 

дополнений  в  некоторые 

законодательные  акты  РК

 

по

 

вопросам  общественного  контроля;

 

о  мерах  по 

противодействию  коррупции  в  сфере  образования;  об  эффективности 
осуществления  государственных  закупок  МОН  РК;  о  работе  с  обращениями 
физических  и

 

юридических  лиц,  др.).  Советом  также  проведен  мониторинг 

и

 

анализ нормативных правовых актов в сфере образования и науки на предмет 

их  соответствия  общественным  интересам.

 

По  всем  вопросам  советом  даны 

рекомендации, большинство из которых учтены и выполнены.

 

 
 
 
 

                                                

183

 

Протоколы заседаний Общественного совета по вопросам образования, науки, молодежной 

политики и защите прав детей

 

в 2016 

2017 гг.//

 http://www.edu.gov.kz/upload 

184

 

Общественные советы в Казахстане: основные тренды развития. 

Астана: КИСИ при 

Президенте РК, 2017. С

 126. http://kisi.kz/ru/categories/books/posts/obshestvennye-sovety-v-

kazahstane-osnovnye-trendy-razvitiya

 

 

 

252 

 

 

 

 

РИСУНОК 

2.5.1.

 

Заседание Общественного совета с участием

 

министра образования и науки РК

 

 

 

 

 

Работа  общественного  совета  постоянно  освещается

 

в  СМИ,  включая 

публикации,  интервью  и выступления членов совета по  различным аспектам 
развития  образования  и  науки.

 

На  официальном  сайте  МОН  www.edu.gov.kz 

имеется  раздел  «Общественный  совет»,  в  котором  регулярно  размещается

 

информация  об  его  деятельности  и  отчеты  о

 

проделанной  работе.  В  планах 

у

 

совета 

рассмотреть 

вопросы 

эффективности 

внедрения 

принципов 

корпоративного  управления  (попечительских  советов)  в  организациях 
образования», а также открыть «Общественную приемную» в бумажной версии 

 

и  на  портале  республиканской  образовательной  газеты  «Бiлiмдi  ел 

Образованная страна» (www.bilimdinews.kz)

.

185

 

 
 
 
 

 
 

                                                

185

 http://edu.gov.kz/m/news/detail.php?ELEMENT_ID=2350 

 

 

253 

Общественный контроль

 

Попечительские советы в организациях образования

 

 

Попечительские советы в дошкольных организациях и организациях 
образования для детей

-

сирот и

 

детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

Попечительский

 

совет  как  форма  коллегиального  управления  в

 

дошкольных 

организациях

 

пока  остается  малоиспользуемой

Согласно  Типовым  правилам 

деятельности 

дошкольных 

организаций 

управление 

дошкольными 

организациями  строится  на  принципах  единоначалия  и

 

коллегиального 

управления.  Формами  коллегиального  управления  являются  педагогические 
и

 

попечительские

 

советы

.

186

 

Попечительский  совет  в

 

дошкольной  организации

 

необходим  для

 

совершенствования  и

 

развития  его  образовательных

 

услуг

В

 

настоящее  время  в  казахстанских  детских  садах  и  мини

-

центрах  в  основном 

работают родительские комитеты, институт попечительских советов находится на 
стадии становления.

 

 

Попечительские советы созданы 

в

 50% 

учреждений

 

для

 

детей

-

сирот и

 

детей, 

оставшихся  без  попечения  родителей

.

 

По  данным  региональных  управлений 

образования, сегодня в Казахстане действуют 157

 

организаций образования

 

для 

детей

-

сирот,

 

из них в

 78 

учреждениях есть

 

попечительские советы

 

(рис. 2.5.2)

 

РИСУНОК 

2.5.2. 

Организации образования для детей

-

сирот и детей, оставшихся без попечения 

родителей, в

 

которых функционируют попечительские советы, 2017

 

г., ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

                                                

186

 

Типовые правила деятельности дошкольных организаций (с изменениями и дополнениями

 

по состоянию на 

07.04.2017 г.), утвержденные постановлением

 

Правительства РК от 17.05.2013 г. № 499

10

9

11

4

5

5

18

17

5

4

10

16

14

15

5

9

7

4

3

2

2

1

17

2

1

0

7

11

6

7

3

5

всего организаций образования

наличие попечительских советов в них

 

 

254 

 

 

Попечительские  советы  функционируют  в  детских  домах  всех  регионов

Согласно данным в Карагандинской области в 94% учреждений для детей

-

сирот 

функционируют органы общественного контроля. В ЮКО (7 из 10), Акмолинской 
(7  из  10)  и  Павлодарской  (11  из  16)  областях,  а  также  в  г.  Алматы  (5

 

из

  9) 

деятельностью

 

советов 

охвачено

 

более 

половины 

детских 

домов.

 

Незначительное количество органов коллегиального управления

 

приходится на 

Алматинскую  (27%),  Жамбылскую  и  Кызылординскую  (по

 

20%  соответственно), 

Костанайскую (11%) области. Таким образом, в различных регионах постепенно 
создаются  попечительские  советы  для

 

обеспечения  прозрачности  работы

 

организаций 

образования, 

улучшения 

жизни 

детей, 

своевременного

 

реагирования

 

на

 

факты нарушения прав детей

 

Одной из главных задач попечительских советов в детдомах является работа по 
совершенствованию мер в

 

вопросах

 

устройства детей

-

сирот и детей, оставшихся 

без  попечения  родителей

в  семьи  казахстанских  граждан

П

опечительские 

советы  совместно  с

 

уполномоченными  органами  вырабатывают  наиболее 

эффективные  подходы  по  подготовке  детей  к

 

переходу  из  детского  дома 

в

 

приемные  семьи  и  требования  по  подготовке  приемных  родителей.  Также 

основными  направлениями  работы  попечительского  совета  является  оказание 
помощи  детдомам  в  проведении  социально

-

культурных,  оздоровительных 

и

 

развивающих  мероприятий,  улучшении  бытовых  условий  и

 

трудоустройстве 

воспитанников, а также

 

заслушивание отчетов руководителей.

 

В

 

настоящее время 

в  составе  советов  работают  представители  аппарата  акимов  районов,  городов, 
депутаты  маслихатов,  представители  малого  и  среднего  бизнеса,  местных 
исполнительных  органов,  неправительственных  организаций.

 

Информация 

о

 

деятельности попечительских советов при детдомах публикуется на Интернет

-

ресурсах,  официальных  сайтах

 

и

 

Комитета  по  охране  прав  детей  МОН  РК. 

Общественность  тем  самым  непосредственно  участвует  в

 

жизнедеятельности 

детских домов, регулярно отслеживает положение дел и

 

предотвращает случаи 

нарушения прав детей.

 

 

Попечительские советы в организациях среднего образования

 

 

Общественность активно вовлекается в управлении школами

По данным

 

МОН,

 

количество  дневных  государственных  школ,  за  исключением  начальных  МКШ, 
составляет 6

 

429. Из них в 4

 207 

школах (

65,4%) 

функционируют попечительские 

советы

 

(рис. 2.5.3)

 

 

 

255 

Общественный контроль

 

РИСУНОК 

2.5.3. 

Организации среднего образования с попечительскими советами, 2017 г., ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

Попечительские  советы  в

 

школах

 

созданы  повсеместно

Как  отражено 

в

 

рис.

 2.5.3

,  их  наибольшая  доля  сосредоточена  в  школах

 

ВКО  (84,1%),  ЮКО 

(84,3%),  Мангистауской  (82,5),  Карагандинской  (73%)  и

 

Алматинской  (72%) 

областей.  Данные  Кызылординской  (65%)  и  Павлодарской  (67%)  областей 
совпадают  с

 

общими  показателями  республики.  В  Акмолинской,  Атырауской 

областях  и

 

г.

 

Астане  количество  функционирующих  советов  составляет  50% 

и

 

менее. В

 

целом при рассмотрении попечительских советов в

 

школах в разрезе 

последних трех лет наблюдается положительная динамика их развития 

(рис.

 2.5.4). 

 

РИСУНОК

 2.5.4. 

Доля организаций среднего образования,

 

создавших 

 

попечительские советы

, %

 

 

Источник: НОБД

 

497

373

690

181

309

389

467

426

285

126

926

344

430

607

82

202

223

217

498

66

161

232

342

248

186

104

781

233

241

511

32

132

всего школ 

всего школ с ПС 

61%

61,85%

65,20%

2015

2016

2017

 

 

256 

 

 

В  школах  Казахстана  существует  потребность  в  дальнейшем  формировании 
и

 

укреплении 

органов 

общественного 

контроля. 

Наиболее 

высокая 

востребованность  эффективности  работы  попечительских  советов  наблюдается 
именно в среднем образовании ввиду многочисленного контингента

наиболее 

длительного  срока  обучения  и  высоких

 

ожиданий

 

общества  от  качественного 

школьного  обучения.  В  связи  с  этим  новые  Типовые  правила  расширяют 
и

 

усиливают  полномочия  попечительских  советов  в  школах  в  решении  многих

 

актуальных задач. Некоторые из них рассмотрены более подробно ниже.

 

 

1.

 

Попечительские советы помогут решить проблему родительских «поборов». 

В

 

«Национальном докладе о противодействии коррупции» Агентства РК по делам 

государственной службы и противодействию коррупции 2017 г. обозначено, что 
«цели,  сроки  и  размеры  сборов  устанавливаются  по  усмотрению  работников 
организаций  образования.  Это  является  распространенным  видом  бытовой 
коррупции

 

и

 

принимается

 

как должное родителями и работниками учреждений 

образования.  Такое  положение  дел  усугубляет  закрытость  и

 

непрозрачность 

бюджетов детских садов и школ». В отличие от родительских комитетов работа 
советов

 

как  механизма  противодействия  коррупции

 

призвана  внести  ясность 

в

 

вопросе  сборов  денежных  средств  с

 

родителей  и  спонсорской  помощи, 

поскольку  в  их  полномочия  входит  осуществление  контроля  над  эффективным 
расходованием  средств,  поступающих  в  школу.  «Еще

 

одна  задача  этого  года 

поборы  в  школах», 

подчеркнул  министр  Е.  Сагадиев.  Он  отметил,  что  любое 

цивилизованное общество старается на общественных началах помогать школе 
всем,  чем  оно  может  помочь.  «Но  это  надо  цивилизованно  все  отстроить, 
прописать  правила,  чтобы  четко  было  видно,  что  это  добровольно 
попечительским  советам  будет  разрешаться  формировать  и  открывать  счета, 
отдельные от школ»

.

187

 

 

2. Спонсорская помощь, контролируемая попечительскими советами, повысит 
качество  предоставляемых  образовательных

 

услуг  в  школе.

 

Во  всех  странах 

ОЭСР  практика  оказания  помощи  школам  не  просто  развита,  но

 

и

 

переведена 

в

 

разряд моральных обязательств. В таких странах, как США или Канада, активно 

действуют организации по объединению и координации спонсоров и

 

менторов. 

Чаще  всего  спонсорством  занимаются  предприниматели

.

188

 

Попечительским 

советам  школ  дано  право  курировать  процесс  получения  и  расходования 
спонсорских средств.

 

Глава МОН РК на встрече с

 

общественностью

 

отметил, что 

важно помогать школам на цивилизованной основе.

 

«Мы запускаем в этом году 

                                                

187

 inform.kz https://www.inform.kz/ru/erlan-sagadiev-prizval-pomogat-shkolam-civilizovanno_a3002635. 

188

 OECD (2013): What makes Schools Successful? Resources, Policies and Practices

. Школьная автономия 

в

 

распределении ресурсов, в среднем по странам ОЭСР.

 

 

 

257 

Общественный контроль

 

лигу  робототехники.  Поэтому  мы  просим  акиматы,  спонсоров,  пожалуйста, 
примите

 

участие  в  оснащении  школ  оборудованием  для  робототехники». 

Например,  класс  робототехники  в  НИШ 

Samsung  robotics  klass

,  подаренный 

Samsung

»

.

189

 

В  этой  связи

 

в  новых  Типовых  правилах  прописано,  что 

попечительские  советы  участвуют  в  распределении  финансовых  средств, 
поступивших  в  организацию  образования  в  виде  благотворительной  помощи, 
и

 

принимают решение о

 

его целевом расходовании

 

3. 

Активная

 

гражданская

 

позиция

 

является  важным  условием  усиления

 

управленческих 

функций

 

попечительских

 

советов

.

 

При 

создании 

попечительских 

советов 

необходимо 

более 

внимательно 

отнестись 

к

 

определению

 

их

 

состава.

 

В  этих  целях  одним  из

 

первостепенных  является 

вопрос правильности

 

формирования попечительских советов, включение в их 

состав активной общественности, депутатов маслихатов

 

и прессы

Как известно 

из  истории,  в

 

гимназиях  начала  20

 

века  для

 

повышения  авторитета 

попечительских  советов  в  их  работу  были  вовлечены  высокопоставленные 
и

 

уважаемые люди, работа в попечительских советах была почетной

.

190

 

ВСТАВКА 2.5.1.

 

Пример привлечения авторитетных представителей региона

 

в состав попечительского совета школы

 

 

В  столичной  школе  №54  состоялось  первое  заседание  Попечительского  совета  с  участием 
акима Астаны Асета Исекешева. В данной школе создается модель попечительского совета, 
которая в дальнейшем может быть внедрена во всех столичных учебных заведениях.

 

 

Председателем  совета  был  избран  общественный  деятель  Мурат  Абенов.  Идею  принять 
активное участие в улучшении условий столичных школ поддержали также политолог Саясат 
Нурбек,  представители  Назарбаев  Университета,  Интеллектуальных  школ,  РФМШ,  БИЛ, 
представители СМИ и успешные предприниматели города. Участие в Попечительском совете 
родителей не исключается.

 

 

Источник: Акимат г. Астаны (http://astana.gov.kz/ru/modules/material/16295)

 

 

4. 

В перспективе

 

попечительским советам отводится роль активного участника 

в организации внутренней жизни школы.

 

В

 

США, Англии и других зарубежных 

странах цели попечительских советов средних школ  связаны с

 

«продвижением

 

миссий  и  задач  школы»,  «предоставлением

 

качественных  образовательных 

услуг»,  что  эффективно  влияет  на  деятельность  школы  в  целом  и  повышение

 

                                                

189

 https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/ 

190

 

Формирование позитивного образа попечительских советов как инструмента для повышения 

качества образования и реализации прозрачности использования бюджетных и внебюджетных 
средств в образовании» / Демеуова М.Е., Косова И.И. и др. 

Алматы: «Ассоциация Школьных 

Общественных Организаций», 2011.  

104 с.

 

 

 

258 

 

 

качества  образовательного  процесса

в  частности.  Попечительские  советы 

в

 

школах  уполномочены  участвовать

 

в  образовательной  политике  школы 

и

 

решать

 

задачи  стратегического  развития

 

для  планомерного

 

расширения

 

академической,  управленческой  и  финансовой  свободы  школ.  К  примеру, 
родители  и  попечительские  советы  некоторых  школ  уже  сегодня  участвуют 
в

 

составлении расписания, удобного для всех заинтересованных сторон

 

5. 

Попечительским  советам  школ  предоставлено  беспрецедентное  право 

согласовывать  кандидатуру  руководителя  организации.

 

Согласно  новым 

Типовым  правилам  попечительские  советы  уполномочены  заслушивать  отчеты 
директора школы и влиять на его избрание. Опыт участия коллегиальных органов 
управления  в  кадровой  политике  имеется  у

 

казахстанских  вузов.  С  2016  г.

 

наблюдательные советы вузов приняли участие в назначении ректоров половины 
госвузов  страны.  Международный  опыт  подтверждает,  что  попечительские 
советы  являются  эффективным  инструментом  стратегического  управления 
и

 

контроля в среднем образовании

 

ВСТАВКА 2.5.

2. 

О

пыт стран ОЭСР в распределении функций между

 

администрацией школы,

 

попечительским советом и госорганом образования

 

 

Опыт стран ОЭСР показывает, что попечительские советы занимаются управлением школой, 
контролем  над  реализацией  развития  стратегии  и  заслушиванием  отчета  директора.  При 
наиболее  развитой  организации  деятельности  совета  существует  четкое  разделение 
полномочий  в  управлении  школьными  ресурсами.  Это  позволяет  повысить  прозрачность 

 

и подотчетность, а директорам школ сосредоточиться на педагогическом процессе. 

 

 

Принимающие

 

решения

 

Директор

 

Попечительский 

совет

 

Отдел 

образования

 

Наем учителей

 

49% 

27% 

24% 

Увольнение учителей

 

36% 

30% 

34% 

Определение зарплаты учителей

 

12% 

15% 

73% 

Повышение зарплаты учителей

 

12% 

19% 

69% 

Разработка бюджета

 

24% 

48% 

28% 

Распределение  ресурсов  внутри 
школы

 

45% 

49% 

6% 

 

Источники

: What makes Schools Successful? 

Resources, Policies and Practices. Школьная автономия 

 

в распределении ресурсов, в среднем по странам ОЭСР. Великобритания, Новая Зеландия, Венгрия, 
Дания, США, Швейцария, Канада, Ирландия, Португалия. Hanu

shek et al, 2011.

 

 

Для  формирования  положительного  образа  попечительских  советов 
и

 

введения  в  действие  их  полномочий  активизирована  информационно

-

разъяснительная  работа.

 

За  период  работы  попечительских  советов  с  2007  г. 

сложились  определенные  стереотипы  в

 

обществе  о  формальности  их  работы. 

 

 

259 

Общественный контроль

 

Существуют  недоверие  и  недооценка  их  роли  в  управлении  организацией 
образования.  В  связи  с  этим  министерством  активизирована  информационно

-

разъяснительная работа среди населения. В рамках медийного сопровождения 
ГПРОН  рассмотрены  приоритетные  направления  развития  образования,  в  т

.

ч

вопросы 

функционирования 

попечительских 

советов 

в 

организациях 

образования. В 2017 г. были подготовлены ток

-

шоу «

BILIM

» и видеоролик на тему 

«Попечительский  совет»,  новостные  дайджесты  (например,  на  тему  «Мектеп 
директорларын таңдау»

), 

статьи в печатных СМИ и Интернет

-

ресурсах (например, 

«Мектептердегі  заңсыз  ақша  жинау  мен  түрлі  бұзушылықтарға  тосқауыл 
қойылмақ» в газете «Жас Алаш», «Мектепке қамқоршылар келе жатыр» в газете 
«Айқын» 

и 

др.), 

PR-

мероприятий 

(например, 

Открытое 

заседание 

Попечительского  совета  в  г.  Алматы).  Также  велась  работа  по  продвижению 
официальных аккаунтов и постов (публикаций) в социальных сетях,

 

размещению 

постов (публикаций) в популярных блогах и платформах. Через социальные сети, 
чаты 

директоров 

и 

заместителей 

директоров 

школы 

направлены 

разъяснительные  материалы  в  различных  форматах  (текст,  видеоролик, 
инфографика и др.).

 

 

ВСТАВКА 2.5.

3. 

Ток

-

шоу «BILIM» на тему «Попечительский совет»

 

 

 

С  целью  эффективной  деятельности

 

попечительских  советов  требуется  их 

обучение.

 

В  мировой  практике  управленческие  органы  оснащаются 

руководством  по  обучению,  предпринимаются  меры  по  повышению 
квалификации  членов  советов.  К  примеру,  в  США  повышение  квалификации 
и

 

обучение  школьных  советов  переходит  на  уровень  обязательной  формы  для 

всех  его  членов.  Программы  предоставляются  государственной  ассоциацией 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz