НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 14

 

 

 

 

212 

 

 

 

13 990 

ИПР прошли повышение квалификации на базе

 

АО НЦПК «Өрлеу», 

НАО «Холдинг «Кәсіпқор», в зарубежных центрах, на предприятиях, а также 
в  рамках  международных  проектов  и  др.  По

 

новой  модели  курсов  ПК

разработанной 

НАО 

«Холдинг 

«Кәсіпқор», 

обучились 

прошли

 

5 200 

руководителей и ИПР государственных организаций ТиПО.

 

 

Высшее и послевузовское образование

 

 

В  2017  г.

 

число  ППС  в  вузах  составило  38

 

212  человек.  На  одного 

преподавателя вуза приходилось 7 студентов

 

 

Сохраняется  феминизация  педагогической  профессии.  Из  общего 
количества преподавателей 24

 

626 женщин, или 64%

 

 

Обновление корпуса преподавателей вузов происходит постепенно за счет 
увеличения числа преподавателей со степенью 

PhD 

(2017 г. 

- 1 854 

чел.

). 

 

 

600  преподавателей  педагогических  специальностей  прошли

 

обучение 

по

 

повышению уровня владения и преподавания на иностранном языке.

 

 

 

765  профессоров  и  доцентов  преподавали

 

и  проводили  исследования 

в

 

вузах ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

 

Присуждена

 

международная  стипендия  «Болашақ» 

58 

преподавателям 

вузов,  из  них  по  категории  «научно

-

педагогические  работники 

на

 

магистратуру» 

38, «научные работники на стажировку» 

- 20. 

 

 

В рамках привлечения зарубежных специалистов в топ

-

менеджмент вузов 

в 23 казахстанских вуза приглашены 26 зарубежных специалистов.

 

 

 

Заработная  плата  преподавателя  вуза  выше  остальных  уровней 
образования 

- 136 

662 тенге

 

(91% от средней по стране)

 

 

 

 

213 

Педагоги

 

Дошкольное

 

воспитание и обучение

 

 

Последние  годы  отмечается  увеличение  количества  педагогических  кадров 
дошкольного  воспитания  и  обучения. 

В  2017  г

количество

 

педагогических 

кадров  составило  90

 

671  человек: 

51 994  - 

в  городской  и  38

 677  - 

в  сельской 

местности

 

(рис.

 2.4.1)

.

 

По сравнению с 2016 г. численность педагогических кадров 

в

 

дошкольных организациях увеличилась на 5

 

875 специалистов. Одновременно 

количество педагогов в городе увеличилось

 

почти в два раза (39

 975 

чел.). Таким 

образом, очевидна текучесть

 

кадров, которая за период 2016

-

2017 гг. составила 

36 

111  человек  (28,5%).  Кроме  этого,  актуальным  вопросом  остается  высокая 

феминизация профессии: 88

 

105 человек составляют женщины.

 

 

РИСУНОК

 2.4.1. 

Динамика педагогического контингента, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

Резко  возросла

 

потребность  в  кадрах  в  сфере  дошкольного  воспитания  и 

обучения.

 

За год необходимость в кадрах для дошкольных организаций выросла 

на 31

 

342 специалиста и составила 32

 

966 педагогов. Из них 15

 

791 необходим

 

в 

сельской местности. Причиной такого роста может являться существенный отток 
кадров  в  2017  г.  из  сферы  ДВО.  Прибытие 

7 120 

молодых  кадров

  (- 

384  чел. 

с

 2016 

г.) не покрывает существующую потребность даже на одну треть (21,6%).

 

 

Стабильной  остается  динамика  образовательного  уровня  педагогов 
дошкольных  организаций.

 

В  2017  г

количество  педагогов  с  высшим 

образованием  составило  57

 

689  человек,  из  них  23

 

425  человек  работают 

в

 

сельской  местности.  Количество  педагогов  дошкольных  организаций  с  ТиПО 

достигло  31

 

522  человек:  14

 388  - 

в  сельской  местности.  Таким  образом,  доля

 

педагогов  с  высшим  образованием  почти  в  два  раза  превышает  количество 
педагогов с ТиПО (63,6% и 34,8% соответственно). За период 2015

-

2017 гг. доля 

педагогов  с  высшим  образованием  выросла  на  2,7%,  доля  педагогов  с  ТиПО 
сократилась на 3,5%.

 

 

80 857

84 796

90 671

49 393

48 130

88 105

31 464

36 666

38 677

2015

2016

2017

всего

город

село

 

 

214 

 

 

Увеличение

 

количества  педагогов  с  необходимыми  знаниями  и  навыками 

является  одним  из  приоритетных  направлений  образовательной  политики.

 

В

 

2017 г. количество педагогов дошкольных организаций с высшим образованием 

и

 

ТиПО

 

по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» составило 

13 510 

и 

16 924 

человека

 

соответственно.  Из  них  в  сельской  местности 

6 089 

специалистов

 

с

 

высшим  образованием, 

7 429  - 

ТиПО.  Таким  образом,  в  2017  г. 

доля педагогов со специальностью

 

«Дошкольное воспитание и обучение» равна 

33,6%.  Это  ниже  показателя  ГПРОН  2017  г.  (40%)  на  6,4%.  Для  достижения 
показателя ГПРОН 2019

 

г. (50%) ежегодный рост должен составлять не менее 8,2% 

вместо запланированных 5,7% в 2018 г. и 4,3% в 2019 г.

 

 

Наличие  профильного  образования  повышает  уровень  профессиональной 
подготовки педагогов и имеет прямое влияние на качество ДВО

.

 

В 2017 г. в пяти 

регионах (Атырауской, Карагандинской, Актюбинской областях, ЗКО

 

и г. Алматы) 

доля

 

педагогов  дошкольных  организаций  с  высшим  образованием  и  ТиПО  по 

специальности «Дошкольное воспитание и обучение»

 

превысила 40%. Среди них 

самый  высокий  показатель  достигнут  в  Атырауской  области  (54,9%). 
В

 

Кызылординской, Жамбылской

 

областях, ЮКО

 

и г.

 

Астане данный показатель 

лишь немного превышает 20%

 

(рис. 2.4.2)

 

РИСУНОК

 2.4.2. 

Доля педагогов с высшим образованием и ТиПО по специальности 

«Дошкольное воспитание и обучение» в разрезе регионов, 2017 г., %

 

 

Источник: НОБД

 

 

Качественный состав педагогов

 

остается стабильным на протяжении последних 

трех  лет

.

 

Уровень  профессионализма  педагогов  влияет  на  качество  учебно

-

воспитательного процесса в дошкольных организациях. За период 2015 

2017 гг. 

увеличилась доля педагогов с высшей категорией с 6,6% до 7,2% (+0,6%). В 2017 г. 
половина работников

 

не имела категории (55,3%). Данный показатель остается 

практически неизменным с 2015 г.

 

 

33,8

46,8

34,3

54,9

47,4

24,6

48,8

35,3

25,4

37,1

21,5

36,7 36,5 38,3

23,1

40,1

 

 

215 

Педагоги

 

РИСУНОК

 2.4.3. 

Качественный состав педагогов, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

Самая высокая доля педагогов без категории отмечена в ЮКО, Мангистауской

 

и

 

Кызылординской областях.

 

Такие показатели в ЮКО могут стать результатом 

высокой плотности населения, а также количества детей дошкольного возраста 

(394 

551 чел.). В результате первостепенной задачей в данном регионе является 

обеспечение количественного состава педагогов в соответствии с охватом детей 
и  сетью  дошкольных  организаций.  Наилучшие  показатели  по  качественному 
составу  педагогов  отмечены  в  Павлодарской,  Карагандинской  областях 

 

и г.

 

Алматы. Здесь более половины имеют категории

 

(рис. 

2.4.4)

 

РИСУНОК

 2.4.4. 

Доля педагогических кадров дошкольных организаций с высшей,

 

первой и второй категориями, 2017 г., %

 

 

Источник: НОБД

 

 

В системе ДВО

 

превалирует количество молодых

 

педагогов.

 

В 2017 г. средний 

возраст  педагогов  дошкольных  организаций  составил  34,6  года.  Данный 
показатель остается практически стабильным в течение 2015

-

2017 гг. (34,4 года в 

2016 г., 36,1 года

 

в 2015 г.). В

 

странах ОЭСР средний возраст педагогов ДВО

 

41 год. 

Данный  показатель  выше  в  стране  с  одной  из  лучших  систем  дошкольного 

6 533

11 686

22 315

50 137

5 925

10 874

20 728

47 269

5 364

10 422

20 327

44 744

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Без категории

2017

2016

2015

48,2

44,4

42,7

49,2

46,9

48,6

55,8

48,6

38,6

38,4

34,3

57,8

54,2

46,5

42,4

53,9

 

 

216 

 

 

образования 

Швеции  (44  года).  Средний  возраст  казахстанских  педагогов 

сопоставим с показателем Кореи (35 лет).

158

 

 

В  Казахстане  проблема  старения  кадров  не  является  актуальной.

 

По  данным 

 

2017  г.,  в  стране  молодых  педагогов  в  два  раза  больше,  чем  педагогов 
предпенсионного возраста. Доля педагогов младше 30 лет составила 30%. При этом 
доля  педагогов  старше  50  лет  не  превышает  15%.  В  странах  Азии  проблема 
старения  кадров  отсутствует.  Например,  в  Японии  более  половины  педагогов 
дошкольных организаций младше 30 лет (55%), при этом доля педагогов

 

старше 50 

лет составляет всего 9%, в Корее 33% педагогов младше 30 лет и 5% старше 50

 

лет. 

Обратная ситуация наблюдается в Швеции (15% младше 30 лет, 36% старше 50 лет), 
Нидерландах (17% младше 30 лет, 35% старше 50 лет), Чехии (16% младше 30 лет, 
42% старше 50 лет), Латвии (15% младше 30 лет, 33% старше 50 лет).

159

 

 

Доля  педагогов  со  специальным  образованием

 

выше  среди  возрастной 

категории  старше  40  лет

.

 

По

 

данным  2017  г

., 

доля  педагогов  младше  40

 

лет 

составила  60,6%.  Однако  уровень  профессиональной  подготовки  выше 
у

 

педагогов старше 40 лет. Так, доля педагогов возрастных категорий 40

-

49 лет 

 

и

  50 - 

59  лет  с  профильным  образованием  составила  39,4%  и  42,1% 

соответственно. При этом среди специалистов

 

младше 30 лет только 31,3% имеют 

профильное  образование,  среди  педагогов  возрастной  категории  30

-

39  лет 

28,1%.  По  сравнению  с  2016  г.  наблюдается  снижение  доли  педагогов 
с

 

профильным  образованием  в  каждой  возрастной  группе  в  среднем  на  1,5%. 

Приток молодых специалистов без специального образования может указывать

 

на высокий дефицит кадров в системе

 

(рис. 2.4.5)

 

РИСУНОК

 2.4.5. 

Возрастной состав педагогов дошкольных организаций, 2017 г.

 

 

Источник: НОБД

 

                                                

158

 

Данные

 

статистической

 

базы

 

ОЭСР

, Distribution of teachers by age and gender: Teachers' average age 

https://stats.oecd.org 

159

 

Данные

 

статистической

 

базы

 

ОЭСР

, Distribution of teachers by age and gender: Share of teachers by age range 

https://stats.oecd.org

 

26 853

28 117

22 358

11 808

1 535

2 506

8 412

7 887

8 812

4 969

354

До 30 лет

От 30 до 39 лет От 40 до 49 лет От 50 до 59 лет Свыше 59 лет

Пенсионный 

возраст

всего

в том числе с профильным

 

 

217 

Педагоги

 

Профессиональный  опыт  порядка  половины  педагогов  (46,8%)  дошкольных 
организаций составляет 5 лет и менее (42

 43

2 чел.

)

. В них

 17 

323 педагога

 

имеют 

опыт 6

-

10 лет, 10

 

756 педагогов 

- 11-

15 лет, 20

 

160 педагогов 

16 лет и более. ЮКО 

является  единственным  регионом,  где  большая  часть  педагогов  начала 
профессиональную карьеру сравнительно недавно. Здесь количество педагогов 
с

 

опытом 5 лет и менее почти на треть выше педагогов со стажем более 5 лет. 

В

 

целом  во  всех  регионах  профессиональный  стаж  большинства  педагогов  не 

превышает 10 лет

 

(

рис

. 2.4.6

). 

 

РИСУНОК 

2.4.6. 

Педагогический стаж педагогов дошкольных организаций, 2017 г., чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

Обновлены  программы  повышения  квалификации

 

для  руководителей 

дошкольных  организаций.

 

В  2017  г.  для  руководителей  дошкольных 

организаций  утверждены  6  образовательных  программ  курсов  повышения 
квалификации  в  области  менеджмента  по  управлению  педагогическим 
процессом,  использованию  педагогической  квалиметрии,  снижению  риска 
бедствий,  инновационным  подходам  в  управлении

использованию  ИКТ 

в

 

деятельности воспитателя и т.д.

160

 

                                                

160

 

Приказ МОН РК от 02.05.2017 г. № 202 «О внесении изменений и дополнений в приказ МОН РК от 

28.01.2016 г. № 92 «Об утверждении образовательных программ курсов повышения квалификации 
педагогических кадров организаций дошкольного, среднего, дополнительного, а также специального 
образования» http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015182

 

1588

1944

4051

1329

1459

2790

2049

1488

3151

1805

11161

1737

1053

2600

1724

2503

752

898

1595

532

739

1377

1116

701

1218

686

3281

1001

618

1066

723

1020

482

520

993

346

503

690

708

495

719

369

2105

607

388

675

444

712

1025

1023

1646

896

920

1130

1764

1089

1210

782

2556

1269

730

1374

988

1758

Акмолинская

Актюбинская

Алматинская

Атырауская

ЗКО

Жамбылская

Карагандинская

Костанайская

Кызылординская

Мангистауская

ЮКО

Павлодарская

СКО

ВКО

г.Астана

г.Алматы

5 лет и менее

6-

10 лет

11-

15 лет

16 лет и более

 

 

218 

 

 

Общее среднее образование

 

 

В  2017  г.  в  дневных  государственных  общеобразовательных  школах, 
подведомственных МИО, работали 285

 

996 учителей, из них 58,7% 

в сельских 

школах.

 

Большинство  (90,5%)  учителей  в  РК  с  высшим  педагогическим 

образованием.  Для  сравнения:

 

в

 

Австралии  и  Польше 

99,9%,  Корее 

-  99,8%, 

Италии 

80,5%.  Следует  отметить,  что  разница  в

 

процентном  соотношении 

городских  и  сельских  учителей  с  высшим  образованием  постепенно 
сокращается: 2016 г. 

3,5% (91,9% и 88,4%), 2017 г. 

3,2% (92,5% и 89,3%). Анализ 

качественного состава педагогов показывает, что в

 

сравнении с 2016 г. процент 

учителей с высшей (+3,1%) и первой (+0,8%) категориями увеличивается, в то же 
время уменьшается их доля со второй категорией (–1,1%) и без квалификации 

(

3%) 

(

рис

. 2.4.7

). 

 

 

РИСУНОК 2.4.

7. 

Динамика качественного состава педагогов, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Наблюдаются различия в качественном составе педагогов городских и сельских 
школ,  а  также  неравномерное  распределение  квалифицированных  учителей 
в

 

разрезе  регионов

Несмотря  на  то,  что  большинство  учителей  работают 

в

 

сельских

 

школах, их доля с высшей категорией практически в два раза ниже, чем 

в  городских  (16,5%  и  30,6%).  Низкий

 

процент  учительского  состава

 

с  высшей 

категорией  наблюдается  в

 

ЗКО

  (14,3%), 

Кызылординской  (14%)  и

 

Акмолинской

 

(15,8%

)  областях.  Наибольшая  обеспеченность  высококвалифицированными 

кадрами отмечается в гг.

 

Алматы (35%), Астана (3

3,7

%) и Павлодарской области 

(31,7%) 

(рис

. 2.4.8

). 

 
 

18,3

19,0

22,1

29,4

28,8

29,6

27,3

26,2

25,1

25,0

26,0

23,0

2015

2016

2017

высшая категория 

первая категория 

вторая  категория 

без категории 

 

 

219 

Педагоги

 

 

РИСУНОК 2.4.

8. 

Распределение педагогов с высшей категорией, 2017 г., 

%

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Отмечается достижение планового

 

показателя ГПРОН в

 

2017 г. «Доля педагогов 

с  высшей  и  первой  категориями  от  общего  количества  педагогов»

Всего 

высшую  и  первую  квалификационные  категории

 

имели  51,8

учительского 

корпуса  РК

Данный  показатель  в  семи  регионах  выше

 

среднего  значения  по 

республике.  Самый  высокий  процент  квалифицированных  учителей  (высшая 

первая категории) достигнут в

 

Павлодарской области, хотя по составу педагогов 

с

 

высшей  категорией,  как  было  отмечено  выше,  лидируют  гг.  Астана  и

 

Алматы 

(рис.

  2.4.9)

 

 

РИСУНОК 2.4.

9. 

Состав педагогов с высшей и первой категориями, 2017 г., 

%

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Из  общего  состава  учителей  страны  23,1%  не  имеет  квалификационной 
категории

. Самая высокая доля педагогов без квалификационной категории (35%) 

зафиксирована в Мангистауской области (2016 г. 

37,6%). Одной из причин данного 

35,0 33,7

31,7

26,7 25,8

23,0 22,5 22,2 21,7

20,0 19,8 19,6 19,2 18,5

15,8 14,3 14,0

61,3

56,5 55,7 55,3 54,3 53,8 52,8

51,8 51,2 51,1 50,9 50,6 50,3 50,0 49,8

48,1

42,9

 

 

220 

 

 

факта  является  отсутствие  соответствующего  стажа  у  педагогов  для  повышения 
уровня квалификации. В

 

2017 г. по РК насчитывалось 34

 

775 учителей (12,2% от их 

общего числа), имеющих стаж работы до 3

-

х лет. Наибольшая доля таких педагогов 

приходилась  на  Мангистаускую  (19,8%),  Алматинскую  (14,7%),  Актюбинскую 
(14,1%)  области  и

 

гг.  Астана  (14,8%),  Алматы  (17,1%).  Ряды  учительских  кадров 

в

 

2017 г. пополнили 8

 

850 выпускников педагогических вузов и колледжей (3,1%), 

что  свидетельствует о  достижении показателя  ГПРОН  «Доля молодых  педагогов 
от

 

общего  количества  педагогов».  Большинство  из  них  прибыло  в

 

Алматинскую 

область 

- 1 

318 (3,8%). В

 

процентном соотношении приток молодых специалистов 

в

 

2017  г.  значительно  превышает  республиканский  показатель  в  Мангистауской 

(5,4%), Актюбинской (4,4%) областях и г. Алматы (4,7%).

 

 

Возрастной  состав  педагогического  корпуса  в  РК  является  оптимальным 
и

 

продуктивным  для  организации  эффективного  образовательного  процесса. 

Средний возраст казахстанского педагога 

41 год. По данным международного 

исследования  по  вопросам  преподавания  и  обучения  TALIS,  средний  возраст 
учителей в Италии 

48,9, Эстонии 

47,9, Малайзии 

38,9, Сингапуре 

36. Более 

половины всех учителей (55,6%) Казахстана 

это люди от 30 до 49 лет. Тех, кого 

можно  отнести  к

 

молодым  специалистам  (до  29  лет), 

почти  20%.  Педагогов 

в

 

возрасте от 50 до 59 лет 

21,6%. Старше 59 лет 

- 2,9% 

(рис. 2.4.

10). 

 

 

РИСУНОК 2.4.

10. 

Состав педагогических кадров РК по возрасту в 2017 г.

, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Сложившийся  потенциал  учителей  РК

 

позволяет  формировать  и  передавать 

педагогический опыт, организовывать инновационную деятельность

Средний 

стаж казахстанского учителя 

16 лет. Для сравнения:

 

в

 

Эстонии 

21 год, Италии 

19 лет, Англии 

12 лет, Сингапуре 

9 лет.

 

Данные по стажу, представленные на 

рисунке

 

2.4.11, 

в соответствии с концепцией Зеера Э.Ф. можно условно разделить 

19,9

28,5

27,1

21,6

2,9

20-

29 лет

30-

39 лет 

40-

49 лет

50-

59 лет

свыше 59 лет

 

 

221 

Педагоги

 

на  четыре  стадии  профессионального  становления  педагога.

161

 

В  результате 

наблюдаем  оптимальное  соотношение  начинающих  и  молодых  учителей, 
опытных  педагогов,  педагогов

-

мастеров  и  педагогов

-

наставников.

 

Согласно 

данному  распределению

 

большинство  учителей  (62,5%),  стаж  которых  свыше 

11 

лет, находятся на «пике» профессионального мастерства

 

 

РИСУНОК 2.4.

11. 

Состав педагогических кадров РК по стажу работы в 2017 г.

162

 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Структура учительских кадров общеобразовательных школ Казахстана остается 
высоко  феминизированной. 

В  РК 

80,3

%  педагогического  состава 

женщины 

 

(2015 

г

. - 

80,5%, 2016 г

. - 

81%), в мире 

- 69%. 

Показатель выше среднего значения по 

миру также наблюдается в Латвии 

88,7%, России 

86%, Эстонии 

84,5%, Италии 

78,5%. Меньше всего женщин среди учителей в таких странах, как Нидерланды 

54,6%,  Мексика 

53,8%  и  Япония 

39%.    Работа  в  школе  является  менее 

привлекательной  для  мужчин  в  нефтяных  регионах  Казахстана  и  городах 
республиканского  значения  с  развитым  малым  и  средним  бизнесом.

163

 

Доля 

педагогов

-

мужчин превалирует в ЮКО, СКО и

 

Кызылординской области 

(

рис.

 2.4.12)

 
 
 
 
 

 

                                                

161

 

Петрова О.А. Влияние стажа и других факторов на психологические особенности личности 

демонстративного педагога//Международный научно

-

исследовательский журнал. Вып.9. Часть 3. 

Психологические науки. 

- 2016.  

162

 

Доля учителей по стажу работы взяты с НОБД.

 

163

 

По данным комитета по статистике РК, самые большие зарплаты в Казахстане получают жители 

Мангистауской  и  Атырауской  областей,  где  расположено  большинство  нефтяных  месторождений 
страны.

 

21,7% 

15,8% 

37,2% 

25,3% 

Начинающие и 

молодые 

учителя 
(до 5 лет)

Опытные 

учителя 

(6-

10 лет)

Педагог

-

мастер 

(11-

20 лет)

Педагог

-

наставник 
(свыше 20 лет)

Стадии профразвития в зависимости 

 

стажа работы по Зееру Э.Ф

 

 

 

222 

 

 

 

РИСУНОК 2.4.

12. 

Гендерный состав учителей, 2017 г., 

%

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Обеспеченность кадрами в сфере образования различается в разных регионах 
и

 

в  разных  предметных  областях. 

В  сравнении  с  данными  предыдущего  года

 

в

 

2017 г

потребность в педагогах увеличилась

 

и составила 4

 

952 человека (+472).

 

Наибольший  спрос  был  в  учителях  начальных  классов 

-  1 

056  человек  (+365), 

математики 

- 523 (

–76), русского 

705 (+118) и

 

английского 

563 (+118) языков

Учителя русского языка

 

больше всего нужны в Алматинской (110), Мангистауской 

(7

9)  и  Атырауской  (75)  областях;  начальных  классов 

в  ЮКО  (102),  Атырауской 

(139)  области

 

и  г.  Астане  (104);  математики 

в  Карагандинской  области  (93); 

английского языка 

в ВКО (82 чел.).

 

 

В

 

целом по Казахстану на каждого учителя приходится по

 10 

учеников

Среди 

регионов  наименьшее  число  учеников  на

 

одного

 

школьного  учителя 

в

 

СКО 

(6,9 

чел.).  Самый  большой  уровень  соотношения  школьников

 

и  учителей

  -  

в г. Астане

 

(18,9 чел.

). 

По состоянию на 2017 г. в школах столицы обучались 139

 087 

учащихся

 

и

 

работали

 

всего 

7  340 

учителей.  Для  сравнения:

 

в

 

Актюбинской 

 

области 

практически такое же число учащихся

 

в

 

школах

 (134 

678 чел.)

а число 

25

23,2

21,5

20,5

20

20

20

19,7

19,7

19

19

19

16,2

14,3

13

12,5

12

75

76,8

78,5

79,5

80

80

80

80,3

80,3

81

81

81

83,8

85,7

87

87,5

88

ЮКО

СКО

Кызылординская

ЗКО

Акмолинская

Павлодарская

ВКО

РК

Костанайская

Актюбинская

Алматинская

Жамбылская

Карагандинская

Астана

Атырауская

Алматы

Мангистауская

Женщины

Мужчины

 

 

223 

Педагоги

 

педагогов в

 

два

 

раза больше

 

(14 907 чел.)

За 1 год в школах г. Астаны число детей 

выросло

 

на 12

 

296, тогда как учителей

 

всего на 634

 (

рис

. 2.4.13)

 

 

РИСУНОК 2.4.

13. 

Количество учащихся на одного педагога, 2017 г., чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Имеющийся дефицит педагогических кадров обусловил в

 

отдельных регионах 

допущение  фактов  приема  на  работу  лиц,  не  имеющих

 

завершенное 

педагогическое  образование

В  2016  г.  доля  учителей  с  общим  средним 

образованием  составляла  0,04%  (131  чел.),  в  2017  г. 

-  0,06%  (176 

чел.).  Так,  по 

данным  организаций  образования,  по  состоянию  на  2017  г.  в  ЗКО,  ЮКО, 
Актюбинской,  Алматинской,  Атырауской,  Жамбылской,  Карагандинской, 
Костанайской  и  Мангистауской  областях  72  учителя  начальных  классов  имели 
только  общее  среднее  образование.  Без  соответствующего  образования 
допущены  к  преподаванию  математики  2  сотрудника  (Актюбинская, 
Мангистауская  области),  информатики

  - 

4  (Алматинская,  Атырауская, 

Карагандинская, Жамбылская области), географии 

2 (Атырауская, Мангистауская 

области), казахского языка 

1 (Мангистауская область), русского языка 

4 (ЮКО, 

Костанайская, Мангистауская области) и

 

английского языка 

22 работника (ЮКО,

 

ЗКО,

 

Алматинская,  Атырауская,  Актюбинская,  Карагандинская,  Мангистауская, 

Жамбылская  области).  Также  в  стране  69  учителей

 

физической  культуры, 

начальной военной подготовки, художественного труда, музыки и самопознания 
имеют общее среднее образование.

 

 

Потребность в педагогах в большей степени восполняется за счет увеличения 
педагогической  нагрузки  учителей  и  продления  трудового  договора 
с

 

педагогами, достигшими

 

пенсионного возраста.

 

Так, после выхода на пенсию 

педагогическую  деятельность  продолжили  7

 720 

учителей  (2,7%  от  числа  всех 

педагогов),  что  в  2,4  раза  больше,  чем  в  2016  г.    Порядка  9%  учителей  страны 
имели  педагогическую  нагрузку  до  1,5  ставок,  1,6% 

до  2

 

ставок.  В

 

разрезе 

регионов  наибольшая  загруженность  наблюдается  в  гг.

 

Алматы  и

 

Астана,  где 

10,4

8,7

9,0

10,8

12,1

8,3

10,1 10,7

8,8

8,5

13,0

10,6

8,6

6,9

9,0

18,9

15,2

 

 

224 

 

 

более 20% учителей работали на 1,5 ставки, более 18% 

на 1,75 ставки, 9% 

на 

ставки.

 

 

В  Казахстане  основными  критериями  отбора  директоров  школ  являются 
образование и опыт работы.

 

По состоянию на 2017 г.

 

более 

70% 

действующих 

руководителей

 

школ имели

 

педагогический стаж

 

свыше

 

20 лет.

 

Практически все 

они  (99,7%)

 

имели  высшее  педагогическое  образование

но  не  квалификацию 

в

 

области  менеджмента  образования.

164

 

Курсы  по  менеджменту  директора 

проходят  уже  после  назначения  на  должность.  В

 

анализируемом  году 

краткосрочные  курсы  руководящих

 

кадров

 

организаций  общего  среднего 

и

 

дополнительного 

образования 

в 

области 

менеджмента 

прошли 

2 964 

управленца  (2016  г

.  -  2 

800).  Для  сравнения

в  24  из  34  стран  ОЭСР  89% 

директоров школ имеют образование в сфере управления и лидерства. В

 

конце 

2017 г

МОН РК

 

утверждены Правила назначения директоров школ.

165

 

Теперь их 

кандидатуры будут согласовываться с попечительским советом.

 

Критерии отбора 

кандидата  на  должность  руководителя  госучреждения  среднего  образования 
будут  включать  помимо  уровня  теоретических  знаний  законодательства  РК 
знание основных принципов менеджмента в образовании, практическое видение 
успешного развития организации образования и другое.

 

По данным TALIS

-2013, 

в

 

мире  более  40%  времени  директора  школы  уходит  на  административную 

работу,  и  лишь  21% 

на  преподавание.

 

Двое  из  десяти  руководителей, 

участвовавших  в  исследовании,  отметили,  что  обучались  в  области 
педагогического  лидерства.

 

Директора  в

 

целом  удовлетворены  своей  работой 

(95,7%) и выбрали бы данную профессию еще раз (86,9%)

.

 

 

Большинство  руководителей  школ  составляют  женщины  (56,49%)  в  возрасте 
старше  50  лет  со  стажем  в  должности  директора  более  10  лет

Наибольшее 

представительство  в  директорском  корпусе  системы  школьного  образования 
РК

 

по

-

прежнему имеют женщины, доля мужчин 

- 43,4% 

(2016 год 

- 43,9%). 

Для 

сравнения,  в  34  странах

-

участницах 

TALIS-2013 

доля  директоров

-

мужчин 

составляет  51%.  За

 

период  2016

-2017 

гг.

 

структура  возрастного  состава 

директоров  школ  остается  практически  неизменной.  Также  превалирует  доля 
директоров  возрастной  группы  50

-

59  лет  (43%).  Процент  руководящих  кадров 

школы  в  возрасте от 

40 

до  49 лет

 

составляет  36,3%. Тех,  кому от  30  до  39  лет

                                                

164

 

В РК отсутствуют специальные программы в области образовательного лидерства, за исключением 

магистерских программ в Назарбаев Университете. Программы педагогических специальностей не содержат 
обязательные предметы по менеджменту в образовании. Для сравнения, в России доля директоров, имеющих 
высшее образование или диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Менеджмент» или 
«Государственное и муниципальное управление» составляет 60%.

 

165

 

Приказ МОН РК «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 

21.02.2012  г.  №  57  "Об  утверждении  Правил  конкурсного  замещения  руководителей  государственных 
учреждений среднего образования"» от 13.12.2017 г. № 6

19.

 

 

 

225 

Педагоги

 

в

 

директорском  корпусе

 

лишь  14,3%.  Руководителей  моложе  30  лет  (1,2%) 

меньше,  чем  директоров  старше  59  лет  (5,1%).  Таким  образом,  можно 
констатировать,  что  проблема  старения  руководящих  кадров  продолжает 
оставаться  острой.  В  связи  с  этим  необходимо  активизировать  работу  по 
формированию  и  подготовке  резерва  нового  поколения  управленцев

 

для 

системы школьного образования

 

Казахстана

.

 

 

В  регионах  РК  уже  имеется  положительный  опыт  по  реализации

 

проекта

 

«Школа  резерва  руководящих  кадров». 

Работа  ведется  через  обучающие 

семинары,  практические  занятия,  деловые  игры,  мастер

-

классы  опытных 

руководителей.  Таким  образом,  из  числа  перспективных  молодых  педагогов 
формируется  кадровый  резерв  руководителей.  Резервисты  направляются  на 
курсы  менеджмента  в  образовании,  привлекаются  к  работе  семинаров, 
совещаний.  Кроме  того,  в  областных/районных  управлениях/отделах 
образования  функционируют  Школы  молодого  директора.

 

Интересен  опыт 

Нидерландов  в  привлечении  бизнес

-

лидеров  к  работе  в  школе.  Тренинговая 

программа  «Руководители  извне»  («Bazen  van  buiten»)  предназначена  для 
лидеров  из  бизнес

-

сектора,  которые  становятся  управленцами  начальной 

школы

.

166

 

В  Сингапуре  существует  программа  определения  лидерских  качеств 

учителей.  Ежегодно  оценивается  лидерский  потенциал  всех  педагогов.  Таким 
образом, набирается резерв управленцев школ

.

167

 

 

Достойным  для  распространения

 

является  опыт  ВКО  по

 

выявлению 

и

 

поддержке  школьников,  склонных  к  педагогической  сфере.

 

В  регионе 

запущен  проект  под  названием  «За  собой!»,  в  задачи  которого  входят 
организация  работы  профиля  «Педагогический  класс»,  профессиональное 
ориентирование  школьников  на  педагогические

 

специальности.  В  рамках 

данного  проекта  создана  областная  база  данных  учителей

-

предметников, 

которые  будут  востребованы  в  течение  5

 

лет,  а  также  учащихся  7

-

10  классов, 

ориентированных на педагогическую деятельность. В ходе реализации проекта 
проведены дни

 

встреч со студентами Восточно

-

Казахстанского государственного 

университета  им

С.

 

Аманжолова,  круглые  столы  «Профессия  Учителя 

благородна!»,  встречи  ветеранов  педагогического  труда,  лучших  педагогов 
города  с  учащимися  9

-11-

х

 

классов  с  целью  пропаганды  профессии  педагога, 

организация выставок «Увлечения наших учителей» и акций «Чествую тебя, мой 
учитель!»,  «Продолжая  традиции».

 

Для  сравнения:

 

в

 

Сингапуре,  Финляндии 

и

 

Южной Корее отбирают в педвузы четверть лучших выпускников школ. Заранее 

                                                

166

 Beatriz Pont, Deborah Nusche, Hunter Moorman. (OECD). Improving School Leadership VOLUME 1: 

POLICY AND PRACTICE (2007). 

167

 The Center for International Understanding (2008). "Learning from Singapore".

 

 

 

226 

 

 

проводится  мониторинг  нехватки  и  спроса  учителей,  чтобы  те,  которые  были 
отобраны, могли после окончания вуза трудоустроиться.

 

 

С  целью  создания

 

условий

 

для  профессиональной  адаптации  начинающих 

педагогов

 

во многих школ функционирует

 

«Школа

 

молодого учителя»

.

 

Из числа 

опытных  педагогов  на  основании  приказа  директора  школы  за  молодыми 
специалистами 

закрепляются 

наставники. 

Руководство 

деятельностью 

наставников  осуществляет  заместитель  директора  школы  по  учебной  работе 
и

 

руководители  методических  объединений  (МО).

 

Кандидатуры  наставников 

рассматриваются  и  утверждаются  на  заседании  МО.  В  годовой  план  работы 
«Школы  молодого  учителя»  включаются  график  проведения  практических 
занятий,  интерактивных

 

лекций,  мастер

-

классов,  психологических  тренингов

открытых

 

уроков  и  др

Организуются

 

взаимопосещения  уроков  молодых 

и

 

опытных

 

коллег с целью сотрудничества

проводятся консультации по вопросам 

планирования  и  методики  современного  урока

В  течение  учебного  года 

проводится  не  менее  четырех  занятий  для  начинающих  учителей

 

по 

совершенствованию  теоретических  знаний  и  повышению  педагогического 
мастерства

Для  сравнения:

 

в

 

18  странах

 

ОЭСР  проводится  обязательное 

формальное  введение  в  должность  молодых  учителей  (продолжительность 
программы варьируется от 1 до 24 месяцев). В Англии каждый студент проводит 
в  школе  не  менее  50%  учебного  времени,  а  по  окончании  вуза  проходит  еще 
и

 

годичную  интернатуру,  сдавая  квалификационный  экзамен.  В  Сингапуре 

молодые  учителя  начальной  школы  проходят  официальную  программу 
приобщения к профессии как на национальном уровне, так и на уровне школы, 
а

 

также в первые два года работы пользуются поддержкой опытных наставников 

или учителей со стажем преподавания (OECD, 2014d).

 

В

 

исследовании TALIS

-2013 

100% учителей Шанхая и Сингапура с менее 3

-

летним опытом работы указали, что 

имеют доступ к программам введения в профессию и участвуют в них. Однако не 
во  всех  странах,  где  программы  введения  в

 

профессию  доступны,  учителя 

используют их (к примеру, в Финляндии доступ к

 

программам указали более 60%, 

участие 

более 20% респондентов

).

168

 

 

В  целях  повышения  престижа  труда  работников  образования  в  РК  активно 
проводятся

 

меры  материального  стимулирования. 

Молодым  специалистам

прибывшим

 

на работу в сельские школы, государство предоставляет бюджетный 

кредит на приобретение

 

или строительство

 

жилья, подъемное пособие

 

в размере 

70 МРП. Кроме того, педагогам, работающим в сельской местности, производится 
надбавка в размере 25% к должностному окладу. Согласно Трудовому кодексу РК 

                                                

168

 OECD (2014), Talis2013 Results: An International Perspective on Teaching and Learning, TALIS, OECD 

Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264196261-en 

 

 

227 

Педагоги

 

ежегодно  за  счет  средств  соответствующих  бюджетов  всем  учителям 
выплачивается  пособие  на  оздоровление  при  уходе  их  в  трудовой  отпуск

 

в

 

количестве  56  дней.  Следует  отметить  и  ежегодное  проведение  бесплатного 

медицинского осмотра работников образования.

 

 

Ведется  постоянная  работа  по  формированию  положительного  имиджа 
педагога  в  обществе.

 

На  ежегодных  августовских  конференциях  работников 

образования  и  к  празднованию  Дня  Учителя  передовые  педагоги  отмечаются 
нагрудными  знаками  «Ы.

 

Алтынсарин»

«Ғылымды  дамытуға  сіңірген  еңбегі 

үшін»

«Білім  беру  ісінің  құрметті  қызметкері»

а  также  грамотами 

и

 

благодарностями  МОН.

 

Органами  управления  образования  регионов 

организуются  форумы  педагогов

-

новаторов,  слеты  педагогических  династий, 

научно

-

практические  семинары  и  симпозиумы,

 

проводятся  ежегодные 

региональные туры республиканских конкурсов профессионального мастерства, 
педагогических  чтений,  интеллектуальных  олимпиад

 

и  смотров

 

(«Ұстаз 

Ұлы

 

есім»,  «Педагогический  дуэт  наставника  и  молодого  специалиста»,  «Жүзден 
жүйрік»,  «Педагогический  дебют»,  «Новой  школе 

современный  учитель», 

«Талантливый  педагог 

одаренным  детям»,  «Лучший  урок»  и  др.).

 

Итоги 

конкурсов  позволяют  учителям  получить  досрочно  квалификационную 
категорию, а значит и прибавку к зарплате.

 

 

Ежегодно  проводится  республиканский  конкурс  «Лучший  педагог»

.  Цель 

такого  масштабного  мероприятия 

выявление,  поддержка  и  поощрение 

передовых учителей; распространение педагогического опыта и повышение 
престижа  труда  педагога.  В  региональном  этапе  конкурса  приняли  участие 

707  педагогов,  из  них  на  республиканский  тур  прошли  156  человек

Победителями республиканского конкура на звание лучшего педагога стали 
64  участника.  Они  получили  нагрудный  знак  «Лучший  педагог 

2017», 

почетные грамоты и денежные премии в размере 1

 

000 МРП.

 

 

Уделяется  особое  внимание  системе  повышения  квалификации  учителей

Программы  профессионального  развития  учителей  в  РК

 

чаще,  чем  в  других 

странах, являются бесплатными

 

(сохраняется зарплата, оплачиваются расходы на 

командировочные и т.д.). За период с 2016 по 2017 гг. курсы по обновленному 
содержанию школьного образования прошли свыше 176

 

тысяч педагогов на базе 

ЦПМ АОО «НИШ» и АО «НЦПК «Өрлеу», что составляет 53% от общего количества 
педагогов.

 

В

 

2017 г

11 587 учителей естественно

-

математического цикла (ЕМЦ

обучились на языковых курсах, из них 7

 710 

человек

 - 

до уровня А2, 3

 124 - 

до 

уровня  В1,  753

 - 

до  уровня  В.  Также  2

 500 

педагогических

 

работников

 

прошли 

курсы  по  робототехнике

,  2 134  - 

по  развитию  инклюзивного  образования. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz