НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 12

 

 

 

 

180 

 

 

несколькими  правильными  ответами  из  множества  предложенных  вариантов 
(при выборе всех правильных ответов 

2 балла).

 

 

Инструментом  внешней  оценки  качества  образования  в  РК  является 
госаттестация

 

школ  на  соответствие  требованиям  ГОСО.

 

Данная  процедура 

проводится  территориальными  ДКСО  1  раз  в  5  лет

 

по  утвержденному  графику 

госаттестации

 

организаций образования. В рамках госаттестации осуществляется 

осмотр  МТБ  школ,  изучение  документации  на  соблюдение  требований  ГОСО, 
анализ  результатов  обучающихся,  выборочное  анкетирование  всех  участников 
образовательного  процесса,  посещение  уроков,  контрольные  срезы  знаний 
и

 

умений  школьников.  В  2017  г.  госаттестацию  проходили  789  школ,  из  них 

аттестовано 60,6% школ, не аттестовано 

39,4%. По заключению аттестационной 

комиссии  получили  предписания  463  школы.  Основными  причинами 
неаттестации  школ  являются  низкий  уровень  контрольных  срезов  знаний 
и

 

умений учащихся и несоответствие МТБ. Эксперты ОЭСР отмечают следующие 

слабые  стороны  госаттестации  школ  в  РК:

 

отчеты  по  аттестации  школ  очень 

ограничены  по  содержанию  предоставляемых  в  них  рекомендаций 
по

 

улучшению педагогической практики; справочные материалы для проведения 

аттестации  школ,  по

-

прежнему,  ограничены,  так  как  нет  описания  того, 

что

 

характеризует хорошую школу; функция проверки

 

значительно преобладает 

над  функцией  поддержки;  отчет  об  аттестации  школы  не  публикуется  для 
общественности

.

131

 

Учитывая  назревшую  необходимость  в  разработке

 

новой 

модели

 

оценивания  эффективности  деятельности  школ

МОН  планирует 

упразднить

 

порядок

 

проведения госконтроля на плановой основе. Ожидается, что 

контролем будут охвачены только

 

организации

 

с низкими

 

результатами

Цель 

совершить  переход  от  «карательного»  характера  к  «оказанию  поддержки»

 

школам, испытывающим сложности

.

132

 

 

По  итогам  престижных  международных  олимпиад  казахстанская  сборная 
команда  заняла  10

-

е  место  в  мире

.

133

 

В  2017  г

по  итогам  международных 

олимпиад и научных соревнований казахстанские ученики получили

 

661 награду

из  них  золотые

 

медали

  - 

125,  серебряные 

-  197, 

бронзовые

  - 

327,  почетные

 

грамоты

 - 12. 

За период 2016

-

2017 гг. более 4 тыс.

 

учеников НИШ стали призерами 

республиканских  и  международных  олимпиад,

 

конкурсов  научных  проектов. 

В

 

2017 г

441 ученик получил 1

-

е, 880 

- 2-

е и 927 

- 3-

е места.

 

                                                

131

 OECD (2014) Reviews of National Policies for Education: Secondary Education in Kazakhstan, OECD 

Publishing.http://dx.doi.org/10.1787/9789264205208-en. OECD/The World Bank (2015), OECD Reviews of School 
Resources: Kazakhstan 2015, OECD Publishing, Paris.http://dx.doi.org/10.1787/9789264245891-en 

132

 

Общественный  совет  МОН  обсудил  актуальные  вопросы.  Білімді  ел 

Образованная  страна. 

https://bilimdinews.kz/?p=4594. 

133

 

Новое качество образования: итоги 2017 года и планы на 2018 год. https://primeminister.kz/ru/news/all/novoe

-

kachestvo-obrazovaniya-itogi-2017-goda-i-plani-na-2018-god. 

 

 

181 

Качество и эффективность

 

Целевой  индикатор  ГПРОН  на  2017  г.  по  качеству  обучения

 

достигнут.

 

По

 

данным  региональных  управлений  образования, 

1  738 911 

учащийся 

от

 

общего  количества  школьников  2

-11-

х

 

классов

134

  (2  796 331 

чел.)  завершили 

учебный  год

 

с

 

отличными  и  хорошими

 

оценками.

135

 

Таким  образом,  доля 

школьников с

 

успеваемостью

 

на «хорошо» и «отлично»

 

по республике составила 

62,2% (план 

62%), из них отличников 

18,7%, хорошистов 

- 43,4%. 

 

За  последние  4  года  более  чем  в  2  раза  увеличилась  доля  выпускников, 
подтвердивших знак

 

«Алтын белгі». 

В 2017 г. из 4

 

811 претендентов на «Алтын 

белгі»

 

подтвердили  знак  отличия  в  учебе  4

 

502  выпускника

 

дневных 

государственных общеобразовательных школ

Доля

 

таких выпускников ежегодно 

увеличивалась

2014 г

. - 

42,2% от общего количества претендентов, 2015 г

. - 44,5%, 

201

6 г. 

53,7%, 2017 г. 

- 93,5%. 

Окончили школу с отличием 8

 236 

учащихся, что 

практически в 8 раз больше, чем в 2016 г

(1 028 чел.). Грамоты «За особые заслуги 

в  изучении  отдельных  предметов»  получили  22

 769 

школьников  (2016  г

.  - 

19 962 

чел.).  Качественный  скачок  в

 

знаниях  выпускников  2017  г.  педагоги 

объясняют,  во

-

первых,  тем,  что  психологическая  обстановка  поменялась  для 

обучающихся, они сдавали экзамены в стенах своей школы. Во

-

вторых, формат 

экзаменов  поменялся

каждый  предмет  сдавали

 

в

 

разные  дни.  Кроме  того, 

учителя отмечают,

 

что и подготовка к экзаменам, и знания учащихся стали глубже. 

Рекордное  количество  выпускников

-

медалистов  в  2017  г.  наблюдается 

в

 

следующих школах:

 

 

Лицей №178 г. Алматы 

- 49 

чел.;

 

 

СШ

 

имени Б. Момышулы Мактааральского района ЮКО

 - 

31 чел.;

 

 

Школа «Дарын» г. Туркестан, ЮКО 

- 30; 

 

Гимназия №8 с обучением на 3

-

х языках г. Шымкент 

29 чел.;

 

 

Гимназия № 159 г. Алматы 

23 чел.;

 

 

Лингвистическая гимназия Теректинского района ЗКО 

23 чел.

 

 

В  2017  г.  226

 

829  выпускников  9

-

х

 

классов  общеобразовательных  школ, 

подведомственных  МИО,  получили  свидетельство  об  окончании  основного 
среднего  образования.

 

Из  них

 

продолжили  обучение  в  10  классе 

-  59,3%, 

поступили  в  учебные  заведения  других  стран 

0,5%  и  колледжи  РК 

-  39,3% 

выпускников. Менее 1%

 

устроились на работу,

 

не учились

 

по состоянию здоровья

 

либо не определились с дальнейшей траекторией обучения

.

 

 

                                                

134

 

В первом полугодии оценки за уровень усвоения учебного материала в 1

-

м

 

классе не выставляются (Приказ 

МОН РК № 125 от 18.03.2008 г.).

 

135

 

Согласно п.3 Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой 

аттестации обучающихся текущий контроль успеваемости обучающихся проводится с первой четверти 
(полугодия) учебного года во 2

-11 (12)-

х

 

классах.

 

 

 

182 

 

 

Выпуск  учащихся  11

-

х

 

классов  общеобразовательных  школ

 

составил  125  054 

человека

.

136

 

Из них поступили в вузы 

60%, в

 

колледжи 

17,8%, призваны в армию 

0,4%,  трудоустроены 

8,8%.  Выехали  за  пределы  РК 

3,3%  выпускников 

11 

классов, из них 93,7% поступили в

 

зарубежные вузы. Не учатся и не работают 

по разным причинам (болезнь и др.) 

4,1%. По остальным выпускникам (5,6%) нет 

сведений о

 

трудоустройстве или имеются неточные данные.

 

 

Данные  международного  исследования  PISA

-2015 

подтверждают  влияние 

условий  школы  на  эффективность  ее  деятельности

В  частности,  сохраняются 

различия  в  доступе  к

 

качественному  образованию

 

по  видам

 

школ, 

месторасположению,  языкам  обучения,  социально

-

экономическому  статусу 

учащихся

Необходимо  включить  мероприятия  по  поддержке  школ  с  низкими 

образовательными  результатами  в  программные  документы  Министерства: 
выделение субсидий (грантов) на реализацию программ улучшения результатов 
(перехода  в  эффективный  режим  работы),  поддержка  исследований, 
направленных на изучение проблемы образовательного неравенства и факторов 
влияния на эффективность деятельности школ.

 

 

Анализ  данных

  PISA-2015

,  опубликованных  в  конце  2016  г.,

 

демонстрирует 

зависимость

 

результатов

 

казахстанских 

участников 

от 

социально

-

экономического  статуса

 

(СЭС)  семьи

.

 

Уязвимые  обучающиеся  набирают  на  41 

балл меньше в сопоставлении со сверстниками с

 

благополучным СЭС. Этот разрыв 

соответствуют  1,5  годам  обучения.  Казахстанские  15

-

летние  обучающиеся, 

которые имеют совокупность пяти домашних условий (стол для учебных занятий, 
собственную  комнату,  тихое  рабочее  место,  компьютер  для  домашней  работы 
и

 

Интернет)  показывают  более  успешные  результаты.  Учащиеся,  которые 

не

 

располагают как минимум одним из этих предметов набирают на 28 баллов 

меньше.

 

В  этой  связи  необходима  разработка  национальной  стратегии 

выравнивания  шансов  детей  на  качественное  образование

 

и  повышение 

их

 

резильентности

К  резильентным  принято  относить  обучающихся,  которые, 

несмотря  на

 

неблагоприятный  СЭС,  демонстрируют  высокие  академические 

результаты.  По  данным

  PISA-2015, 

в  Казахстане  доля  резильентных  15

-

летних 

обучающихся составило 16,6%, в странах ОЭСР 

29,2%. Для сравнения:

 

в России 

доля таких детей 

- 25,5%.

137

 

 

Сохраняется  существенная  дифференциация  в  результатах  обучающихся 
городских и сельских организаций образования.

 

Различие результатов 

PISA-2015 

в  19  баллов  в  зависимости  от  местности,  где  расположена  организация 
образования указывает, что сельские школьники и студенты отстают

 

от городских 

                                                

136

 

В т.ч. государственных, частных, вечерних, специальных организациях образования и экстернат.

 

137

 OECD (2016), PISA 2015 Results (Volume I): Excellence and Equity in Education, PISA, OECD Publishing, Paris. 

 

 

183 

Качество и эффективность

 

сверстников  более  чем  на  полгода

Разница  результатов  учебных  достижений 

школьников в разрезе город

-

село обусловлена,

 

прежде всего, тем, что в сельской 

местности сконцентрирована большая часть МКШ 

(рис.

 2.3.11)

 

 
 

 

РИСУНОК 

2.3.11. 

Казахстан, результаты в 

PISA-2015 

по территориальному 

 

статусу организации образования

 

 

Источник: Международная база данных PISA

-2015

 

 

 

По  итогам  PISA

-

2015  наблюдается  значительный  разрыв  в

 

уровне 

математических  компетенций  учащихся  школ  и  колледжей  с  казахским 
и

 

русским  языками  обучения.

 

Данная  разница  (36  баллов),  соответствующая

 

одному

 

году обучения (

PISA-2015

: казахский язык обучения 

447, русский язык 

обучения 

483  балла),  также  объясняется  отчасти  тем,  что  более  половины 

 

МКШ 

это школы с

 

казахским языком обучения.

 

Таким образом, вектор внимания 

должен быть направлен на повышение уровня и качества образования в МКШ.

 

 

В этой связи с сентября 2017 г. начата реализация пилотного проекта совместно 
с компанией Майкрософт и BilimMediaGroup по внедрению образовательной 
системы  «BilimBook»  для  МКШ

.

 

Система  «BilimBook»  позволит  внедрить 

персонализацию  обучения  каждого  ученика,  что  в

 

дальнейшем  поможет 

реализовать задачу по выравниванию качества образования между городскими 
и

 

сельскими  школами,  а  также  успешному  преподаванию  предметов 

на

 

английском  языке.

 

Каждому  ученику  и  учителю  предоставлен  обучающий 

девайс  самой  последней  разработки,  на  котором  будут  размещены 
образовательные интерактивные уроки, разработанные ведущими методистами 
страны. Тройками (проектор, компьютер, проекционный экран) оснащены 1

 440 

МКШ. В 2018 г. планируется оснастить ими все МКШ

 

Подписано

 

Соглашение

 

о  займе  по  реализации  проекта  «Модернизация 

среднего образования» между Правительством РК и Международным банком 
реконструкции и развития (август 2017 г.) 

Основная цель 

повышение качества 

системы  среднего  образования,  поддержка  реформ,  увеличение  доступа 

 

и

 

равенства  в  образовании.  Проект  окажет  содействие  во  внедрении 

обновленного  содержания  образования.  Он  будет  направлен  на  снижение 

466

447

город

село

 

 

184 

 

 

социально

-

экономического  и  гендерного  неравенства,  обеспечение  равных 

академических  возможностей.  Главной  выгодой  станет  повышение  качества 
образования  и  обеспечение  равенства  для  более  3  миллионов  учащихся.  

 

В

 

среднесрочной и долгосрочной перспективе Проект станет достойным вкладом 

в  развитие  человеческого  капитала,  обеспечит  увеличение  заработков 
сегодняшних  учащихся  в  будущем,  повышение  их  продуктивности  и  рост 
экономики страны.

 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

Качество  образовательных  услуг  в  системе  ТиПО  обеспечивается  путем 
прохождения  колледжами  государственной  аттестации  и  аккредитацией. 
Основными  показателями  качества  и  эффективности  подготовки  кадров  ТиПО 
являются трудоустройство выпускников колледжей, независимая сертификация 
выпускников  ТиПО,  участие  студентов  ТиПО  в  международном  движении 

WorldSkills. 

 

Государственная  аттестация  в  системе  ТиПО  проводится  с  целью  контроля 
соответствия  образовательных  услуг,  предоставляемых  организациями 
образования, требованиям ГОСО. 

Данная процедура проводится в соответствии 

с Правилами государственной аттестации организаций образования

 

1 раз в 5 лет. 

Всего в 2017 г

76 организаций ТиПО прошли государственную аттестацию. Из них 

49% колледжей

 

аттестованы, 51% не соответствуют ГОСО и требуют устранения 

нарушений, выявленных в ходе проведения аттестации 

(

рис. 

2.3.12). 

 

 

РИСУНОК 2.3.12.

 

Итоги государственной аттестации колледжей, ед.

 

 

Источник: ККСОН

 

МОН РК

 

 

 

Независимая  аккредитация  проводится  с  целью  повышения  качества 
предоставляемых  услуг

.  В  Казахстане  переход  на  аккредитацию  колледжей 

является одной из задач системы ТиПО. Согласно Закону РК «Об образовании» 

 

с

 

2020  г.  государство  будет  выделять  государственный  заказ  только  тем 

колледжам,  которые  пройдут  процедуру  аккредитации.  По  сравнению 

98

76

41

37

57

39

2016

2017

Всего

Соответствуют ГОСО

Не соответствуют ГОСО

 

 

185 

Качество и эффективность

 

с

 

государственной  аттестацией  процедура  независимой  аккредитации  является 

более  эффективным  инструментом  совершенствования  системы  ТиПО

Аккредитация 

способствует 

и 

мотивирует 

организацию 

образования 

 

на  повышение  качества  предоставляемых  услуг  и  достижения  более  высоких

 

целей. 

Проводится 

данная 

процедура 

на 

добровольной 

основе 

 

в  аккредитованных  органах,  внесенных  в  реестр  уполномоченного  органа. 

 

В  отчетном  году  из  477  государственных  колледжей  процедуру  аккредитации 
прошли 34 (7%) государственных колледжа.

 

 

Успешное  прохождение  студентами

 

ТиПО  независимой  сертификации 

важный показатель качества

 

их подготовки. 

С учетом международной практики 

сегодня  в  Казахстане  функции  оценки  и  присвоения  квалификаций  переданы 
в

 

частный сектор. Независимую сертификацию можно

 

пройти в соответствующих 

центрах, включенных в реестр сертификационных центров НПП, а также

 

в РНМЦ. 

Согласно  нововведениям

 

итоговая  аттестация  обучающихся  в  организациях 

образования  ТиПО  не  включает  процедуру  оценки  уровня  профессиональной 
подготовленности и присвоения квалификации. В настоящее время проводится 
работа  по  обновлению  НПА  в  соответствии  с  данными  изменениями.  Всего 
в

 2017 

г.  независимую  сертификацию  прошли 

64 267 

выпускников  колледжей 

ТиПО. Наибольшая доля выпускников, прошедших независимую сертификацию, 
отмечается  в  Актюбинской,  Карагандинской  области  и  СКО.  Павлодарская 
область, ЮКО, а также г. Астана демонстрируют наименьшую долю по данному 
показателю 

(рис

.  2.3.13)

Несмотря  на  достигнутые  результаты  по  развитию 

независимой сертификации, необходима дальнейшая выработка механизмов по 
ее совершенствованию, в т.ч. созданию нормативно

-

правовой базы.

 

 

 

РИСУНОК 2.3.

13. 

Доля выпускников колледжей, прошедших независимую сертификацию

 

в разрезе регионов, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

13

21

12

13

14

12

20

16

13

11

4

7

20

14

9

18

 

 

186 

 

 

За  последний  год  значительно  повысился  уровень  трудоустройства 
выпускников ТиПО.

 

В стране в целях обеспечения трудоустройства выпускников 

ТиПО  создаются  соответствующие  условия.  Заключен  ряд  меморандумов 
и

 

соглашений о сотрудничестве между учебными заведениями и ТиПО. В рамках 

данных  соглашений  предусмотрено  предоставление  мест  для  прохождения 
практики  и  содействие

 

трудоустройству

 

выпускников

 

колледжей.

 

Кроме  того, 

МОН совместно с МТСЗН

 

и акиматами областей, гг.

 

Астана и Алматы разработан 

механизм мониторинга трудоустройства выпускников учебных заведений ТиПО, 
в  т

ч

с  использованием  данных  АО  «Центр  трудовых  ресурсов».

 

Учебные 

заведения  совместно  с  работодателями  проводят  «ярмарки  профессий»

Широкое  внедрение  дуального  образования  в  колледжах  ТиПО  также 
способствует  трудоустройству  выпускников.  Все  эти  меры  оказывают 
положительное  влияние  на  трудоустройство  молодых  специалистов  после 
завершения  колледжей.  За  последние  три  года

 

показатель  трудоустройства 

выпускников ТиПО, обучившихся по государственному образовательному заказу, 
вырос на 24%

 

и в 2017 г. составил 92

(

рис. 2.3.14

)

 

     

РИСУНОК 2.3.14

Динамика трудоустройства выпускников ТиПО, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Сравнение  трудоустройства  в  разрезе  регионов  указывает  на  рост  данного 
показателя  во  всех  областях.

 

Значительное  увеличение  доли  трудоустроенных 

в

 

первый год после окончания учебы наблюдается в Акмолинской области 

(+32%) 

и  СКО

 

(+34%).  В  2017  г

в  Акмолинской  области

 

трудоустройство

 

выпускников 

ТиПО  практически

 

достигло  показателя  100%.  Самый  низкий  показатель 

трудоустроенных 

выпускников 

ТиПО 

зафиксирован 

в 

Жамбылской 

 

и

 

Кызылординской областях.

 

 
 

68

73,1

92

2015

2016

2017

 

 

187 

Качество и эффективность

 

     

РИСУНОК

 2.3.15. 

Трудоустройство выпускников ТиПО в разрезе регионов, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Заработная  плата  выпускников  колледжей  также  является  одним  из 
показателей  эффективности  ТиПО. 

Экспертами  доказано,  что  образование 

оказывает  устойчивое  влияние  на  заработок  в  разрезе  распределения  дохода. 
По

 

всему миру, в 139 странах, норма доходности на каждый дополнительный год 

обучения составляет 10 %.

138

 

Согласно данным ГЦВП средняя заработная плата 

выпускников  ТиПО  составляет  порядка  68  тыс.

 

тенге.  При  этом  она  может 

варьироваться в зависимости от рода деятельности, а также конъюнктуры рынка 
труда и степени вовлеченности бизнеса в те или иные отрасли. Так, например, 
самый высокий уровень оплаты труда приходится на специалистов, работающих 
по  профилю  «Нефтегазовое  и  химическое  производство»  и  «Геология, 
горнодобывающая промышленность и добыча полезных ископаемых». Уровень 
среднемесячной  заработной  платы  в

 

данной  сфере  составляет  178  тыс.  тенге 

 

и 127 тыс. тенге

 

соответственно.

 

Данные сферы на рынке труда также наиболее 

оплачиваемые  и  для  выпускников  вузов.  Самый  низкий  уровень  оплаты 
зафиксирован  у  работников,  обучившихся  по  профилю  «Сельское  хозяйство, 
ветеринария и экология» (47 815 тг.).

 

 
 
 
 
 

                                                

138

 

Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех, Всемирный доклад 

по мониторингу образования, 

UNESCO, 2016 

99

92

94

85

91

83

96

93

83

84

92

95

98

91

92

92

67

78

72

72

65

58

70

76

58

64

64

75

64

71

74

61

2017

2015

 

 

188 

 

 

  

РИСУНОК

 2.3.16. 

Зарплаты выпускников колледжей по видам деятельности

 

 

Источник:

 

ГЦВП

 

 

 

Второе  участие  команды  Казахстана  в  международном  конкурсе

  WorldSkills 

International 

стало  успешнее,  чем  в  2015  г.  (+  26)

.

 

В  октябре  2017  г.  Казахстан 

принял участие на 44

-

м мировом чемпионате WorldSkills Competition в г.

 

Абу

-

Даби 

(ОАЭ). Чемпионат проводился по 51 компетенции, охватывающей большой спектр 
рабочих  специальностей,  в  т.ч.

 

сферы  строительства,  технологии  производства 

и

 

инженерии, транспорта и логистики, социальные услуги, креативные искусства, 

технологии дизайна и информационные технологии. Участвовали в чемпионате 
77 стран, 1

 

300 участников. Сборная РК участвовала по 23 компетенциям. Участие 

приняли 23 эксперта и 25 участников.

 

По итогам чемпионата команда РК заняла 

24-

е  место  в  общекомандном  зачете,  набрав  14

 

270  очков.  Данный  результат 

значительно  выше  результата  чемпионата  2015  г.,  что  свидетельствует 
о

 

динамике повышения уровня мастерства и подготовленности конкурсантов по 

компетенциям.  Несмотря  на

 

положительные  тенденции  в  развитии  проекта 

WorldSkills 

в 

Казахстане, 

его 

реализация 

требует 

дальнейшего 

усовершенствования. Результаты участия Казахстана в данном международном 
конкурсе  свидетельствуют  о  недостаточном  уровне  профессиональной 
подготовки участников. Устаревшая МТБ, низкий уровень владения английским 
языком  не  позволяют  команде  Казахстана  занять  высокие  позиции.  В  стране 
отсутствуют системные меры для реализации данного проекта.

 

 
 

 
 
 

178 000

127 000

78 000

73 000

70 511

68 000

68 000

64 373

61 000

60 000

60 000

58 000

56 000

47 815

Нефтегазовое и химическое производство

Геология, горнодобывающая промышленность и добыча полезных 

ископаемых

Металлургия и машиностроение 

Энергетика 

Медицина, фармацевтика

Сервис, экономика, управление 

Производство, монтаж, эксплуатация и ремонт (по отраслям)

Образование

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Искусство и культура

Связь, телекоммуникации и ИТ

Право

Транспорт

Сельское хозяйство, ветеринария и экология

 

 

189 

Качество и эффективность

 

     

ВСТАВКА 2.3.2.

 

История успеха участника WorldSkills

 

 

Конкурс  WorldSkills  International 

это  возможность  для  молодых 

людей проявить себя  и показать  свои профессиональные навыки. 
Так, для Сергея Белоносова участие в конкурсе в 2015 г. в Сан

-

Паулу 

стало новым витком в его профессиональном развитии и карьере.

 

Тогда Сергей вошел в тридцатку лучших среди представителей 72 
стран  мира  и  был  отмечен  медалью.  Спустя  два  года

 

Сергей 

работает  шеф

-

поваром  в  одном  из  престижных  ресторанов 

г.Алматы. Сегодня Сергей является востребованным специалистом. 
Его приглашают на различные мастер

-

классы, конкурсы в качестве 

жюри, а также на телевидение участвовать в различных передачах, 
связанных с кулинарией.

 

 

Источник

http://picbear.online/sergeibelonosov 

(фото), http://kasipko

r.kz 

 

 

В

 

международном  чемпионате 

WorldSkills 

приняли  участие  победители 

Национального чемпионата. 

Всего в национальном чемпионате приняло участие 

221  конкурсант.

 

Работу  участников  оценивали  более  300  экспертов,  в  т.ч.

 

независимых  и  мастеров  производственного  обучения  со  всех  областей.  Всего 
в

 

региональных  чемпионатах  в  2017  г.  участвовали  более  2000  студентов 

колледжей  и  более  400  экспертов  из  системы  образования  и  бизнеса. 
Представителями  Союза  «Агентство  развития  профессиональных  сообществ 

 

и

 

рабочих  кадров  «Молодые  профессионалы  (WorldSkills  Россия)»  обучено

  

81 

эксперт  с  16  регионов  страны  международным  стандартам  WorldSkills 

по

 30 

компетенциям 

(

табл

. 2.3.2)

 

ТАБЛИЦА 

2.3.2. 

Призовые места в разрезе регионов

 

 

 

Наименование региона

 

Золото

 

Серебро

 

Бронза

 

Общее количество 

полученных 

медалей

 

Акмолинская

 

15 

г. Алматы

 

16 

Костанайская

 

г. Астана

 

10 

Карагандинская

 

10 

Мангистауская

 

СКО

 

ЗКО

 

ВКО

 

10 

ЮКО

 

11 

Павлодарская

 

12 

Актюбинская

 

13 

Жамбылская

 

14 

Атырауская

 

15 

Кызылординская

 

16 

Алматинская

 

 

 

 

190 

 

 

Высшее и послевузовское образование

 

 

Качество  высшего  образования 

комплексное  понятие,  интерпретируемое 

 

по

-

разному различными заинтересованными сторонами.

 

ГПРОН во главу угла 

ставит  подготовку,  трудоустройство  кадров  и  позиционирование  казахстанских 
вузов  в  международном  рейтинге 

QS  WUR

.  Данный  рейтинг  делает  упор 

 

на академическую репутацию с учетом

 

опроса экспертов, оценку работодателей, 

соотношение  ППС/студенты,  число  иностранных  студентов  и  ППС  и  индекс 
цитирования.

 

Национальные  агентства  аккредитации  в  стандарты  обеспечения 

качества  вуза  также  включают  эффективное  стратегическое  планирование, 
менеджмент и управление информацией, студентоориентированность, качество 
образовательных  программ,  ППС,  научно

-

исследовательской  работы,  ресурсы, 

информирование  общественности,  периодическое  внешнее  обеспечение 
качества.

139

 

 

ГИК  ВЭФ  оптимально  определяет  качество  образовательной  системы  как 
согласованность  между  образовательными  программами,  конечными 
результатами  выпускников  и  потребностями  рынка  труда

.

140

 

Казахстан  занял 

общее 56

-

е

 

место в пятом направлении ГИК 

2017-

2018 «Высшее образование и 

профессиональная подготовка» 

(Higher education and training).

141

 

Слагаемые этого 

направления  делают  акцент  на  охват  образованием,  качество  математической 
и

 

естественно

-

научной 

подготовки 

абитуриентов, 

школ 

менеджмента 

и

 

возможности повышения квалификации без отрыва от производства.

 

 

В  данной  главе

 

качество  и  эффективность  вузов  будут  оцениваться  по 

 

показателям,  максимально  учитывающим  вышеприведенные  установки 

качества  вузовского  образования.

 

Это  (1)  система  обеспечения  качества 

(аккредитация), (2) результаты Внешней оценки учебных достижений студентов, 
(3)  представленность  казахстанских  вузов  в  мировых  рейтингах  университетов, 

(4) 

трудоустройство и (5) заработная плата выпускников.

 

 

Система обеспечения качества (аккредитация)

 

 

С  января  2017  г.  государственную

 

аттестацию

 

вузов  полностью  заменила 

международная  аккредитация  вузов. 

В  Страновых  обзорах  политики  высшего 

образования  РК

  2007

142

 

и  2017  гг.

143

 

эксперты  ОЭСР  и  Всемирного  банка 

рекомендовали Казахстану отказаться от проведения аттестации вузов. В ответ на 

                                                

139

 

Стандарты институциональной аккредитации организаций высшего образования, НКАОКО, 2017 г.

 

140

 

Последующий обзор политики высшего образования ОЭСР, 2017 г.

 

141

 https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017-2018 

142

 

Последующий обзор политики высшего образования ОЭСР, 2007 г.

 

143

 http://edukation.kz/abiturientu/news-vuz/item/1884-s-2017-goda-gosudarstvennaya-attestatsiya-vuzov-

prekrashchaetsya-kazhdyj-chastnyj-vuz-smozhet-vydavat-diplomy-svoego-sobstvennogo-obraztsa 

 

 

191 

Качество и эффективность

 

вызовы  времени  и

 

эти  рекомендации  параллельно  с  госаттестацией  вузов 

действовала  добровольная  аккредитация,  предоставляющая  признание 
в

 

европейском пространстве высшего образования. По мере повышения доверия 

к

 

данной процедуре и аккредитующим агентствам количество вузов, изъявивших 

желание пройти аккредитацию, выросло. Так, по итогам 2016 г. 96 гражданских 
вузов  и  59%

 

образовательных  программ  прошли  аккредитацию  в  агентствах

.  

В

 

2017  г.  были  аккредитованы  дополнительно  5  гражданских  вузов  и  188 

программ.

 

 

 

ВСТАВКА 

2.3.3. 

Отличия аттестации от аккредитации

 

 

Аттестация

 

Аккредитация

 

Носит контрольный и надзорный характер

 

Содействует в совершенствовании работы 

вуза

 

Требует полного соответствия стандартам

 

Не требует полного соответствия стандартам

 

Оценивает ситуацию на текущий момент 

и

 

ретроспективу

 

Оценивает ситуацию с учетом перспективы

 

Сравнивает с нормативами

 

Оценивает стратегическое управление

 

Осуществляется уполномоченным 

органом (МОН РК)

 

Осуществляется аккредитационными 

органами

 

Привлекает только казахстанских 

экспертов

 

Привлекает независимых экспертов, 

работодателей, зарубежных экспертов, 

студентов

 

 

Источник: Закирова Г.Д. Система обеспечения качества на национальном и институциональном 
уровнях

 

 

 

В  Национальный  реестр  аккредитационных  органов  входят  10  агентств:

 

казахстанских и 6 зарубежных.

144

 

Все они являются

 

полноправными членами 

международных европейских сетей по обеспечению качества образования. Оба 
казахстанских агентства в 2017 г. расширили членство в авторитетных европейских 
структурах.  Так,  был  получен

 

статус  полноправного  члена

 

в  Европейской 

ассоциации  по  обеспечению

 

качества  в  высшем  образовании 

ENQA 

(

НААР

 

с

 

ноября 2016 г., НКАОКО

 

с февраля 2017 г.) и Европейском

 

реестре

 

агентств 

по обеспечению качества высшего образования EQAR

 (

НААР и НКАОКО

 

с июня 

2017 

г.)

Международная аккредитация имеет большое значение для повышения 

конкурентоспособности  вуза,  т.к

дает  возможность  расширить  сотрудничество 

с

 

зарубежными  партнерами  (совместные  исследования,  программы  двойного 

диплома,  академическая  мобильность  студентов  и  ППС).  Благодаря 
международной  аккредитации  выпускники  казахстанских  вузов  могут  также 

                                                

144

 

Независимое  агентство  аккредитации  и  рейтинга,  Независимое  казахстанское  агентство  по  обеспечению 

качества  в  образовании,  Казахстанская  Ассоциация  инженерного  образования  и  Независимое  агентство  по 
аккредитации и

 

экспертизе качества образования

 

 

 

192 

 

 

продолжить обучение в зарубежных вузах. Ввиду данных преимуществ и отказа 
от госаттестации в 2017 г. в Закон РК «Об образовании» введено положение о том, 
что только вузы, прошедшие международную аккредитацию в зарубежных или 
национальных  аккредитационных  агентствах,  имеют  право  на  финансирование 
подготовки  кадров  на  основе  государственного

 

образовательного  заказа 

(пункт

 5 - 

1 ст. 62).

 

 

 

ВСТАВКА 

2.3.4. 

Международные сети обеспечения качества в высшем образовании

 

 

ENQA  - 

Европейская  сеть  по  обеспечению  качества  в  высшем  образовании.  Содействует 

повышению качества европейского высшего образования на высоком уровне. Включает 51 
агентство  из  28  стран  мира  как  полноправных  членов,  51  агентство  из

 

35  стран  как 

аффилированных членов.

 

EQAR - 

авторитетная организация по обеспечению качества на Европейском пространстве 

высшего образования. Включает 47 агентств из 24 стран мира. 

EQAR 

предоставляет четкую 

и

 

достоверную информацию об агентствах для повышения доверия стейкхолдеров к качеству 

высшего образования в европейском пространстве.

 

 

Источник: НКАОКО

 

 

 

Наряду с международными рейтингами в Казахстане действуют национальные 
рейтинги  вузов

.

 

Если  для  иностранных  студентов  основным  ориентиром 

выступают международные рейтинги вузов, в страновом контексте все большую 
популярность  приобретают 

национальные  рейтинги

Сегодня  в  более  чем  50 

странах мира различные организации публикуют свои национальные рейтинги

.

145

 

В  Казахстане  функционируют  два  уполномоченных  агентства  для  проведения 
рейтингов вузов 

НКАОКО и  НААР

 

(табл.  2.3.3

).

 

НКАОКО проводит  рейтинг вузов 

с

 

2008 г

.

, НААР 

с 2014 г.

 

 

ТАБЛИЦА 

2.3.3.

 

Методология национальных рейтингов вузов НКАОКО и НААР

146

 

 

Рейтинг

 

Индикаторы

 

НКАОКО

 

 

Академическая деятельность (число  образовательных программ,  ППС, 
НИР, международное сотрудничество, информационное обеспечение)

 

 

Репутационная оценка вуза экспертами

 

 

Репутация у работодателей

 

НААР

 

 

Концентрация  талантливых  студентов  и  ППС  (привлекательность  вуза 
для  обладателей  «Алтын

 

белгі»,  госзаказа,  среди  ППС  –

 

для 

обладателей госпремий, премии «Лучший преподаватель вуза»)

 

 

Академическая мобильность

 

 

Конкурентоспособность  выпускников  (уровень  качества  и  признания 
работодателями  образовательных  программ  вуза  и  их  соответствие 
требованиям и потребностям рынка)

 

 

Конкурентоспособность  научных  публикаций  ППС,  докторантов 
и

 

магистрантов

 

                                                

145

 https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31026956 

146

 http://www.iaar.kz/ru/rejting/rejting-vuzov-2018

 

 

 

193 

Качество и эффективность

 

В  национальном  рейтинге  лучших  многопрофильных  вузов  топ

-

10  лучших 

составляют государственные вузы, в т.ч. два 

национальных

.

 

Как и в рейтинге 

мировых университетов QS WUR, КазНУ им. аль

-

Фараби и ЕНУ им. Л.Н.Гумилева 

подтверждают  свое  первенство  в  национальном  контексте  (1

-

е

 

и  2

-

е

 

места

 

соответственно)

 

(рис.  2.3.

17)

.  В  отличие  от  мирового  подобные  национальные 

рейтинги  дают  больше  информации  о  вузах  для  абитуриентов,  намеренных 
получить  высшее  образование

 

в  республике.

 

В  условиях  расширения 

самостоятельности  вузов  все  большее  значение  будет  приобретать  внутренняя 
система  обеспечения  качества.  В  этой  связи  вузы  ждет  большая  работа 
по

 

управлению качеством образования.

 

 

 

РИСУНОК 

2.3.17. 

Топ

-

10 вузов национального рейтинга лучших многопрофильных вузов 

Казахстанапо

 

версии НКАОКО, 2017

 

г.

147

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

Источник: НКАОКО

 

 

 

Результаты Внешней оценки учебных достижений студентов

 

 

Внешняя  оценка  учебных  достижений  высшего  образования  является 
основным  инструментом  мониторинга  качества  и  эффективности  системы 
высшего образования.

 

В 2017 г. в тестировании приняло

 

участие 104 вуза страны 

и  42  592  студента  (92%  от  общей  численности  заявленных  обучающихся).

 

По

 

различным  причинам  (болезнь,  участие  в  конференциях,  спортивных 

мероприятиях и т.д.) не приняли участие в тестировании 3 715 (8,02%) студентов. 
В ВОУД ВО 2017 г. приняли участие студенты 8 направлений подготовки по 

101 

специальности: образование 

20 специальностей, гуманитарные науки 

9, право 

3;  социальные  науки,  экономика  и  бизнес 

8;  естественные  науки 

-  12; 

технические науки и технологии 

28; сельскохозяйственные науки 

12; услуги 

- 9. 

 

Средний показатель по стране составил 81,25 балла

 

(рис. 

2.3.19).

 

Это на 1,6% выше 

результата  2016  г.  Несмотря  на  повышение  среднего  балла,  данный  результат 

                                                

147

 https://nkaoko.kz/rejting-vuzov/rejting-vuzov-kazakhstana-2017/natsionalnyj-rejting-luchshikh-mnogoprofilnykh-

vuzov-kazakhstana 

КазНУ им

аль

-

Фараби

 

ЕНУ

 

им.

 

Л.Н. Гумилева

 

 

ЮКГУ им. 

М.Ауезова

 

 

КарГУ им. 

академика Е.А. 

Букетова

 

 

ПГУ им. 

 

С. Торайгырова

 

ТарГУ им.М. Х. 

Дулати

 

ВКГУ им.

  

С. Аманжолова

 

МКТУ им.

 

Х.А

Ясави

 

КызГУ им. 

Коркыт Ата

 

КГУ им. А. 

Байтурсынова

 

 

 

194 

 

 

соответствует отметке «С» согласно шкале кредитной технологии (традиционная 
оценка  «3»).  Число  студентов,  набравших  менее  50  баллов  («

F

»  по  шкале 

кредитной  технологии,  традиционная  оценка  «2»),  по  стране  составило  6

 173 

человека

или  14,5%.  Количество  студентов  с  казахским  языком  обучения, 

набравших менее 50 баллов (4 142 чел.)

 

в 2 раза превышает количество студентов 

с русским языком обучения (2 031 чел.).

 

 

В

 

разрезе  направлений  подготовки  лидируют  направления  «Гуманитарные 

науки» (92,34) и «Право» (91,32).

 

Наименьший средний балл по направлениям 

«Социальные  науки,  экономика  и  бизнес»

 

(76,69)  и  «Технические  науки 

 

и технологии» (76,79). Несмотря на наименьший средний балл по направлению 
«Технические  науки  и  технологии»,  студенты  выпускных  курсов  данного 
направления показывают наибольшую положительную динамику по сравнению 

 

с  2016  г.  (+5,99

 

балла).  Кроме  технических  наук,  увеличение  среднего  балла 

зафиксировано по направлениям «Право» (+6,92), «Естественные науки» (+3,02), 
«Услуги» (+0,33). По остальным направлениям наблюдается небольшое снижение

 

показателей,  например,  «Образование»  –

0

,75,  «Гуманитарные  науки»  –

4,86, 

«Социальные  науки,  экономика  и  бизнес»  –

2,81. 

Серьезное  снижение  (–

10,82) 

зафиксировано по

 

«Сельскохозяйственным наукам».

 

 

РИСУНОК 

2.3.18. 

Средний балл ВОУД ВО 

2017 

г

. / 

ВОУД ВО 

2016 

г

в разрезе направлений подготовки

 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

В разрезе вузов наиболее высокие

 

результаты

 

показали Костанайская академия 

МВД РК имени Шракбека Кабылбаева  (128,75 балла

), 

из гражданских вузов 

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова 

(112,54).

 

КарГУ

 

имени академика Е А. Букетова 

единственный государственный 

вуз, представленный в

 

первой десятке рейтинга. Стоит отметить, что в топ

-

10 по 

результатам  ВОУД  расположились  сразу  четыре  вуза  Карагандинской  области 

 

 

195 

Качество и эффективность

 

вместе с лидером рейтинга среди гражданских вузов (Карагандинская академия 
МВД  РК  имени  Баримбека  Бейсенова 

115,47;  Академия

 

«Болашак» 

-  112,26; 

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза 

- 104,43) 

(табл.2.3.4).

 

 

ТАБЛИЦА 

2.3.4.

 

Топ

-

10 вузов с наиболее высоким средним баллом в ВОУД 

2017 

г.

 

 

 

Наименование вуза

 

Средний балл

 

1.   

Костанайская академия МВД РК имени Шракбека 
Кабылбаева

 

128,75 

2.   

Карагандинская академия МВД РК имени 
Баримбека Бейсенова

 

115,47 

3.   

Карагандинский государственный университет 
имени академика Е.А.Букетова

 

112,54 

4.   

Академия «Болашак»

 

112,26 

5.   

Евразийский национальный университет имени Л.Н. 
Гумилева

 

104,97 

6.   

Карагандинский экономический университет 
Казпотребсоюза

 

104,43 

7.   

Казахский национальный университет имени аль

-

Фараби

 

99,66 

8.   

Казахстанско

-

Британский технический университет

 

97,48 

9.   

Международный Казахско

-

Турецкий университет 

имени Ходжи Ахмеда Ясави

 

97,23 

10.  

Южно

-

Казахстанский гуманитарный институт имени 

Мардана Сапарбаева

 

95,62 

 

Источник: НЦТ

 

 

Наиболее  низкие  результаты  показали  студенты  Алматинской  академии 
экономики  и  статистики 

43,65  (оценка  по  кредитной  шкале  «

F

»  или 

традиционная «2»

(

табл. 

2.3.5).

 

В десятке  вузов  с наименьшим  средним  баллом 

80% вузов 

частные. Единственный государственный вуз в десятке, замыкающей 

таблицу результатов ВОУД, 

Атырауский университет нефти и газа (49,82).

 

 

ТАБЛИЦА 

2.3.5.

 

Топ

-

10 вузов с наиболее низким средним баллом в ВОУД 2017

 

г.

 

 

 

Наименование вуза

 

Средний балл

 

1.   

Международная образовательная корпорация

 

54,31 

2.   

Евразийский технологический университет

 

53,78 

3.   

Казахская автомобильно

-

дорожная академия 

им. Л.Б.Гончарова

 

52,08 

4.   

Атырауский университет нефти и газа

 

49,82 

5.   

Казахстанский инженерно

-

технологический 

университет

 

49,49 

6.   

Гуманитарно

-

технический институт «Акмешит»

 

49,48 

7.   

Атырауский инженерно

-

гуманитарный институт

 

46,47 

8.   

Мангистауский гуманитарно

-

технический 

университет

 

44,2 

9.   

Казахский университет путей

 

сообщения

 

43,72 

10.  

Алматинская академия экономики и статистики

 

43,65 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz