НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 13

 

 

 

 

196 

 

 

 

Национальные  вузы  демонстрируют  достаточно  вариативные  результаты.  Если 
два крупнейших национальных вуза страны расположились в первой десятке, то 
Казахский  национальный  исследовательский  технический  университет  имени 
К.И.  Сатпаева

 

(64,81),  Казахский  национальный  университет  искусств 

 

(63,67  балла),  Казахский  национальный  аграрный  университет  (61,37  балла

оказались ближе к результатам вузов с наиболее низкими показателями

 

Представленность казахстанских вузов в мировых рейтингах университетов

 

 

Иностранными  студентами  международные

 

рейтинги  вузов  все  больше 

рассматриваются  в  качестве  надежного

 

инструмента

 

сопоставления  их 

качества.

 

В 2017 г. аналитической компанией 

Hobsons

 

был проведен опрос более 

34 тыс. иностранных студентов. 19,6% студентов отметили, что международные 
рейтинги  сыграли  важную  роль  в  выборе  вуза  и,  соответственно,  страны  для 
обучения. 23,5% студентов абсолютно согласились, что международные рейтинги 
вузов  стали  основным  ориентиром  при  выборе  потенциального  вуза  для 
обучения

.

148

 

 

В  мировом  образовательном  пространстве  существуют  три  наиболее 
показательных и весомых рейтинга:

 QS World University Rankings (QS WUR), Times 

Higher  Education  (THE),  Shanghai  Academic  Ranking  of  World  Universities  (ARWU). 

Методология 

рейтингов 

включает 

три 

основные 

миссии 

вуза 

обучение/преподавание, научная деятельность и служение обществу 

(

табл. 2.3.6

).

 

 

ТАБЛИЦА 

2.3.6.

 

Методология мировых рейтингов университетов, 2017

 

г.

 

 

Рейтинг

 

(год основания)

 

Индикаторы

 

Количество 

ранжируемых 

вузов

 

Топ

-

10 рейтинга, 2017

/18 

QS WUR (2010) 

 

Академическая 
репутация (опрос 
экспертов) –

 40% 

 

Репутация среди 
работодателей –

 10% 

 

Соотношение 
«ППС/студент» 

- 20% 

 

Положение в индексах 
цитирования –

 20% 

 

Количество 
иностранных ППС –

 5% 

 

Количество 
иностранных студентов 

 5% 

959 

1. 

Массачусетский 
институт 
технологий

 

2. 

Стэнфордский 
университет

 

3. 

Гарвардский 
университет

 

4. 

Калифорнийский 
институт 
технологий

 

5. 

Кембриджский 
университет

 

6. 

Оксфордский 
университет

 

                                                

148

 http://monitor.icef.com/2017/09/what-rankings-are-most-important-to-students/ 

 

 

197 

Качество и эффективность

 

7. 

Университетский 
колледж Лондона

 

8. 

Имперский 
колледж Лондона

 

9. 

Чикагский 
университет

 

10. 

Швейцарская 
высшая 
техническая 
школа Цюриха

 

ARWU (2003) 

 

Качество образования 
(число выпускников, 
получивших 
Нобелевскую премию 
или Филдсовкую 
премию по 
математике) –

 10% 

 

Качество ППС (число 
сотрудников вуза, 
получивших 
Нобелевскую премию 
или Филдсовкую 
премию по математике; 
число часто 
цитируемых 
сотрудников по 21 
области) –

 40% 

 

Эффективность 
научной деятельности 
(число статей, 
опубликованных в 
журналах 

Nature 

и 

Science

; число статей в 

Индексе цитирования 

Thomson Reuters 
Science Index 

и 

Citation 

Social Science Citation 
Index) 

 40% 

 

Эффективность 
академической работы 
в расчете на одного 
человека –

 10% 

 

1  820 

1.

 

Гарвардский 
университет

 

2.

 

Стэнфордский 
университет

 

3.

 

Кембриджский 
университет

 

4.

 

Массачусетский 
институт 
технологий

 

5.

 

Калифорнийский 
университет в 
Беркли

 

6.

 

Принстонский 
университет

 

7.

 

Оксфордский 
университет

 

8.

 

Колумбийский 
университет

 

9.

 

Калифорнийский 
институт 
технологий

 

10.

 

Чикагский 
университет

 

THE 

(2010) 

 

Преподавание 
(обучающая среда: 
опрос экспертов, 
соотношение 
«ППС/студент», 
соотношение 
«докторант/бакалавр», 
доход вуза) –

 30% 

 

Научная деятельность 
(объем, доход от 

 
 

1  103 

1. 

Оксфордский 
университет

 

2. 

Кембриджский 
университет

 

3. 

Калифорнийский 
институт 
технологий

 

4. 

Стэнфордский 
университет

 

 

 

198 

 

 

научных исследований, 
репутация) –

 30% 

 

Цитируемость –

 30% 

 

Международная 
деятельность 
(соотношение 
«иностранные 
студенты/национальны
е студенты», 
соотношение 
«иностранный 
ППС/национальный 
ППС», международное 
сотрудничество) –

 7,5% 

 

Вклад в индустрию 
(трансфер знаний) –

 

2,5% 

5. 

Массачусетский 
институт

 

технологий

 

6. 

Гарвардский 
университет

 

7. 

Принстонский 
университет

 

8. 

Имперский 
колледж Лондона

 

9. 

Чикагский 
университет

 

10. 

Швейцарская 
высшая 
техническая 
школа Цюриха

 

 

Казахстанские  вузы  представлены  только  в  рейтинге  QS  WUR.

 

ГПРОН  на 

 

2016-

2019  гг.  ставит  целевым  индикатором  отметку  11  казахстанских  вузов 

 

в  рейтинге  к

 

2017  г.  Однако  в  отчетном  году

 

рейтинговым  агентством  были 

отмечены  8  вузов

.

 

Стоит  подчеркнуть,  что  общее  количество  вузов  мира, 

ранжированных в 

2017 

г

.

, увеличилось до 959 (2016 г

. - 

916 вузов, 2015 г

. - 

891 вуз).

 

 

За последние три года большинство казахстанских вузов, вошедших в 

QS WUR, 

улучшили  свои  позиции

Среди  казахстанских  вузов  стабильно  удерживает 

лидерство Казахский национальной университет им. аль

-

Фараби (236 место), рост 

на  9  позиций  демонстрирует  Евразийский  национальный  университет 

 

им.

 

Л.Н.Гумилева (336 место). Только Казахскому агротехническому университету 

им.  С.  Сейфуллина  не  удалось  удержать  позиции,  что  привело  к

 

выбытию  из

 

рейтинга

 

(табл. 2.3.7)

 

ТАБЛИЦА 

2.3.7.

 

Казахстанские вузы в 

QS WUR 2017/18 

гг.

 

 

2017-2018 

2016-2017 

2015-2016 

Наименование вуза

 

=236 

236 

=275 

Казахский национальной университет 
им. аль

-

Фараби

 

336 

=345 

371 

Евразийский национальный 
университет им.Л.Н.Гумилева

 

411-420 

411-420 

551-600 

Казахский национальный 
исследовательский технический 
университет им. К. И. Сатпаева

 

491-500 

501-550 

601-650 

Казахский национальный 
педагогический университет им. Абая

 

501-550 

601-650 

701+ 

Южно

-

Казахстанский государственный 

университет им. М.Ауэзова

 

651-700 

701+ 

701+ 

Карагандинский государственный 
университет им. академика Е.Букетова

 

 

 

199 

Качество и эффективность

 

651-700 

651-700 

701+ 

Казахстанско

-

Британский технический 

университет

 

801-1000 

701+ 

701+ 

Казахский университет 
международных отношений и мировых 
языков им. Аблай хана

 

 

 

701+ 

Казахский агротехнический 
университет им. С. Сейфуллина

 

 

Источник: 

QS WUR

149

 

 

ГПРОН  на  2016

-

2019  гг.

 

ставит  целью  довести  количество  вузов  Казахстана, 

отмеченных в

 

рейтинге QS WUR, к 2019 г.

 

до 16, т.е. число вузов от имеющихся 

8  должно  увеличиться  вдвое.

 

Достижение  данного  целевого  индикатора 

подвергается  риску  ввиду  необходимости  проведения  комплексной  работы 
с

 

вузами  и  ограниченного  временного  периода  для  достижения  данного 

показателя.

 

 

Наряду  с  глобальным  рейтингом  мировых  университетов  британское 
рейтинговое агентство 

QS 

ранжирует мировые вузы и в разрезе регионов.

 

Так, 

рейтинг 

QS Emerging Europe and Central Asia University Rankings, QS EECA

 

ранжирует 

вузы  развивающихся  стран  Европы  и  Центральной  Азии

.

150

 

В  рейтинге  2017  г. 

представлены  вузы  18  стран,  в  т.ч.  Казахстана,  России,  Венгрии,  Чехии,  Турции

Эстонии и др. При составлении рейтинга 

QS EECA 

эксперты QS учитывают тот факт, 

что у вузов разных стран могут быть собственные приоритеты развития, отличные 
от  западноевропейских  или  американских.  Поэтому  для  данного  рейтинга  была 
разработана специальная методология. Помимо уже использовавшихся критериев 
основного  рейтинга

,

 

он  опирается  на  три  новых  показателя.  Среди  них 

эффективность Интернет

-

ресурсов по Webometrics, соотношение публикационной 

активности к количеству ППС и доля сотрудников

 

с ученой степенью.

 

 

Всего рейтинг 

QS EECA 

ранжирует 299 вузов, Казахстан представлен 22 вузами

 

(Россия 

95, Турция 

44, Украина 

16, Беларусь 

4, Эстония 

3, Кыргызстан 

- 1). 

Число казахстанских вузов увеличилось в 1,2 раза по сравнению с 2016 г. (2016 г. 

18 вузов, 2015 г

. - 

14 вузов)

 

(табл

. 2.3.8)

 

ТАБЛИЦА 

2.3.8.

 

Казахстанские вузы в 

QS EECA 2017/18 

гг.

 

 

2017-2018 

2016-2017 

2015-2016 

Наименование вуза

 

10 

11 

21 

КазНУ им. аль

-

Фараби

 

24 

33 

33 

ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

 

50 

=49 

54 

КазНИТУ им. К.И. Сатпаева

 

68 

=70 

63 

КБТУ

 

77 

86 

=67 

КазНАУ

 

78 

84 

81 

ЮКГУ им. М. Ауэзова

 

                                                

149

 https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018 

150

 https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2018

 

 

 

200 

 

 

=86 

91 

74 

КазНПУ им. Абая

 

112 

101-110 

100 

КарГУ им. академика Е.А.Букетова

 

114 

111-120 

111-120 

КарГТУ

 

142 

131-140 

111-120 

ВКГТУ им. Д. Серикбаева

 

=147 

151-200 

131-140 

АТУ

 

=147 

111-120 

101-110 

КазУМОиМЯ

 

161-170 

-/- 

-/- 

Университет Нархоз

 

161-170 

151-200 

-/- 

ПГУ им. С. Торайгырова

 

171-180 

151-200 

141-150 

МКТУ им. Ходжа Ахмеда Яссауи

 

201-250 

-/- 

-/- 

ЖГУ им. И. Жансугурова

 

201-250 

151-200 

131-140 

СКГУ им. М. Козыбаева

 

201-250 

151-200 

-/- 

КАТУ им. С. Сейфуллина

 

201-250 

151-200 

-/- 

ГУ им. Шакарима г. Семей

 

251-300 

151-200 

-/- 

ИнЕУ

 

251-300 

-/- 

-/- 

КызГУ им. Коркыт Ата

 

251-300 

-/- 

-/- 

ЗКАТУ им. Жангир хана

 

 

Примечание: «

-/-

» означает не ранжирован.

 

Источник: 

QS EECA

151

 

 

Трудоустройство

 

 

Эксперты ОЭСР отмечают трудоустройство выпускников основным показателем 
качественных  результатов  обучения  в  вузе

.

152

 

Занятость  выпускников  на  67% 

является  основным  фактором  успешности  или  провала  качества  образования 
в

 

вузе.

153

 

В 2017 г. выпуск по стране составил 127 084 человека. Трудоустроены 

78,6%  выпускников,  т.е.  +0,2%  по  сравнению  с  2016  г.  Трудоустройство 
выпускников,  обучившихся  по  государственному  образовательному  заказу, 
в

 

первый  год  после  окончания  вуза  по  специальности  является  ключевым 

индикатором  ГПРОН  на  2016

-

2019  гг.  В  ГПРОН  обозначена

 

цель  к  2017  г. 

обеспечить 85% трудоустройства таких выпускников по специальности. По факту 
в

 

первый  год  после  окончания  вуза  по  специальности  из  43

 

182  выпускников 

трудоустроены 37

 428, 

или 86,7%.

 

 

В  мировом  рейтинге  университетов  по  трудоустройству  выпускников  QS 
Graduate Employability Rankings учитывается взаимосвязь между деятельностью 
вузов и трудоустройством выпускников.

 

Среди основных критериев при оценке 

выступают

 

репутация  среди  работодателей,  партнерство

 

с  работодателями, 

успешность 

выпускников, 

организация 

взаимодействия 

работодателей 

со

 

студентами  и  доля  трудоустроенных выпускников.

 

Так, особенность  данного 

рейтинга в том, что он учитывает содействие вуза

 

трудоустройству выпускников, 

а

 

не считает количество трудоустроенных.

 

                                                

151

 https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2018 

152

 

Последующий обзор политики высшего образования ОЭСР, 2017 г.

 

153

 

Е. Сагадиев

https://www.youtube.com/watch?v=XNj7-j1Vt0Y&feature=youtu.be

 

 

 

201 

Качество и эффективность

 

Наиболее  благоприятные  условия  для  дальнейшего  трудоустройства  своих 
студентов создают вузы стран англосферы.

 

В

 2017 

г

. QS Graduate Employability 

Rankings 

ранжировал

 495 

вузов

 

из

 65 

стран

 

мира

 (2016 

г

. - 300). 

Тройку лидеров 

рейтинга по трудоустройству выпускников составили вузы США

.

 

Лидером остался 

Стэнфордский университет. Калифорнийский университет в Лос

-

Анджелесе занял 

вторую строчку, сместив с этой позиции Массачусетский институт технологий на 

5- 

е

 

место. Замыкает тройку лидеров Гарвардский университет. Примечательно, 

что бронзовый призер прошлого года 

Университет Цинхуа 

в этом году занимает 

10  строчку  рейтинга.  В  топ

-

10  рейтинга  доминируют  США  (5  вузов),  а  также 

представлены 

вузы 

Великобритании 

(Кембриджский 

и 

Оксфордский 

университеты) и Австралии (Сиднейский и Мельбурнский университеты). Среди 
казахстанских

 

вузов  впервые  отмечен  Казахский  национальный  университет 

им.

 

аль

-

Фараби (позиция 251

-300). 

Россия в рейтинге представлена 11 вузами

 

ТАБЛИЦА 

2.3.9.

 

Топ

-

10 рейтинга трудоустройства выпускников вузов по версии 

QS Graduate Employability Rankings, 2017/18 

гг.

 

 

2017-2018 

2016-2017 

Наименование вуза

 

Страна

 

1   

Стэнфордский университет

 

США

 

2   

15 

Калифорнийский университет в Лос

-

Анджелесе

 

США

 

3   

-/- 

Гарвардский университет

 

США

 

4   

Сиднейский университет

 

Австралия

 

5   

Массачусетский институт технологий

 

США

 

6   

Кембриджский университет

 

Великобритания

 

7   

11 

Мельбурнский университет

 

Австралия

 

8   

Оксфордский университет

 

Великобритания

 

9   

Калифорнийский университет в Беркли

 

США

 

10   

Университет Цинхуа

 

Китай

 

111-120 

101-150 

Московский государственный 
университет им. М. В. Ломоносова

 

Россия

 

141-150 

151-200 

Санкт

-

Петербургский государственный 

университет

 

Россия

 

201-250 

101-150 

Московский государственный институт 
международных отношений

 

Россия

 

251-300 

-/- 

Казахский национальный университет 
им. аль

-

Фараби

 

Казахстан

 

 

Источник

: QS Graduate Employability Rankings

154

 

 

Заработная плата выпускников

 

 

Заработная  плата  выпускника 

основополагающий  «замер»  положения 

выпускника  на  рынке  труда.

 

Заработной

 

платой  работодатель  определяет 

                                                

154

 https://www.topuniversities.com/university-rankings/employability-rankings/2018 

 

 

202 

 

 

компетенции,  способности,  производительность  специалиста,  которые  в  свою 
очередь

 

зависят  от  его  опыта  и  индивидуальных  особенностей.  Тем  не  менее, 

эксперты предостерегают, что абсолютизация заработной платы выпускника как 
единственного  верного  показателя  качества

 

образования  неправильна

.

155

 

Данный  замер  необходимо  использовать  в  комплексе  с  другими  параметрами 
качества высшего образования.

 

 

Из  общего  числа  выпускников  вузов  2017  г

проанализированы  доступные 

данные  по  97  264  выпускникам  бакалавриата  (76,5%),  12 

595  - 

магистратуры 

(69%), 360 - 

докторантуры (50%).

 

В Казахстане средняя зарплата выпускника вуза 

2017  г

в  первый  год  по  завершении  бакалавриата  составила  129

 

277  тенге

 

(рис

. 2.3.19).

 

Это 86% от средней заработной платы в целом по стране (150

 827 

тг.

). 

Подтверждаются гипотеза и международная практика 

(

вставка

 2.3.5)

 

прибавленной 

стоимости каждого уровня образования, т.е. средняя

 

зарплата человека растет по 

мере получения каждого последующего уровня образования. Так, если выпускник 
магистратуры в первый год работы после окончания вуза получает в среднем на 
30% больше выпускника бакалавриата, то доктор PhD 

на 15% больше магистра.

 

 

 

РИСУНОК 

2.3.19. 

Заработная плата выпускников в разрезе уровня подготовки, 2017 г., тг.

 

 

Источник: ГЦВП

 

 

 

 

ВСТАВКА 

2.3.5. 

Влияние образования на заработную плату

 

 

Международные  исследования  подтверждают,  что  наличие  высшего  образования 
увеличивает уровень дохода выпускника. По данным исследования «Влияние образования 
на уровень дохода», проведенного Министерством образования Новой Зеландии в 2011 г., 
люди с высшим образованием получают на $7 в час больше, чем выпускники школы. В США 
по  сравнению  с  выпускниками  школ  выпускники  вузов  получают  в  1,7  раза  больше, 
обладатели  магистерской  степени 

в  2,1  раза,  докторской  степени 

в  3,1  раза.  В  России 

                                                

155

 https://iq.hse.ru/news/177665414.html 

129 277

167 434

192 103

Бакалавриат

Магистратура

Докторантура

 

 

203 

Качество и эффективность

 

магистры получают 30% доплату к зарплате уже на первой работе по сравнению с теми, кто 
имеет диплом бакалавра.

 

 

Источник: Институт образования Высшей школы экономики

 

 

 

Высшее  образование  влияет  на  развитие  навыков  и  компетенций,  что 
положительно сказывается на увеличении заработной платы.

 

Так, исследование 

ОЭСР  компетенций  взрослого  населения

 

PIAAC  показало  прямую  связь  между 

компетенциями и уровнем образования взрослых: чем выше уровень образования 
человека, тем большим количеством навыков он обладает

 

(рис.

 2.3.20). 

 

 

РИСУНОК 

2.3.20. 

Грамотность взрослого населения (25

-

65) по уровням образования, 2016

 

г.

 

 

Источник

: OECD Skills Studies. Skills Matter. Further Results from the Survey of Adult Skills  

 

 

Наибольший  уровень  зарплаты  зафиксирован

 

у  выпускников

 

направления 

«Технические  науки  и  технологии» 

-  170 

342  тенге

.

 

Это  объясняется  более 

высокой  заработной  платой  у  представителей  данной  профессии  в  целом  по 
стране. Так, работники промышленности получают в среднем 214,2

 

тыс. тенге, что 

в 1,3 раза выше среднего значения заработной платы по стране. Далее высокую 
зарплату в первый год трудоустройства получают выпускники «Социальных наук, 
экономики  и  бизнеса» 

-  144  746 

тенге

Заработок  примерно  на  одинаковом 

уровне  у  выпускников  направлений  «Право»,  «Услуги»  и  «Военное  дело 

 

и безопасность»

 

(рис. 2.3.21).

 

 

 

 

204 

 

 

 

РИСУНОК

 2.3.21. 

Заработная плата выпускников в разрезе направлений подготовки, тг

 

Источник: ГЦВП

 

 

 

Наименьший  диапазон  заработных

 

плат

 

выпускников

 

составляет  79

 725  - 

106 

362  тенге

.

 

Он  характерен  направлениям,  близким  к  сельскому  хозяйству 

(«Ветеринария»,  «Сельскохозяйственные  науки»),  естественным  наукам, 
социальным  сферам  («Образование»,  «Здравоохранение  и  социальное 
обеспечение»),  а  также  «Гуманитарным  наукам»  и  «Искусству»

При  этом 

наименьшая  зарплата  отмечается  у  выпускников,  изучающих  ветеринарию

,  - 

79 

725 тенге

 

Это 81,5% от среднемесячной заработной платы ветеринарного врача 

-  97 

802  тенге.  Вслед  за  направлением  «Ветеринария»  наименьший  заработок 

получают  выпускники  педагогических  специальностей 

-  94 

858  тенге.

 

Это  83% 

от

 

среднемесячной  заработной  платы  учителя  средней  школы 

-  114 299 

тенге

Низкая  заработная  плата  выпускников  данных  направлений  объясняется 
сравнительно  невысокой  оплатой  труда

 

у  представителей  данных  профессий 

в

 

целом по стране (65% и 76% от средней зарплаты в стране соответственно).

 

 

Первую десятку

 

вузов, выпускники которых получают наивысшую заработную 

плату,  представляют  в  большинстве  технические  вузы

 

(6  из  10)

Вместе 

с

 

техническими  вузами  в  топ

-

10  входят  выпускники  вузов  медицинского, 

экономического и финансового направлений. Лидерство технических вузов, как 
уже  было  сказано,  объясняется  более  высокой  средней  заработной  платой 
выпускников  технического  направления  по  стране  в  целом.  Оплата

 

труда

 

94

858

106

226

125

057

102

604

144

746

98

767

170

342

106

362

125

586

79

725

132

934

102

201

 

 

205 

Качество и эффективность

 

выпускников КБТУ 

лучшего вуза десятки 

превышает среднюю заработную плату 

в РК в 2,6 раза

 

(рис.

 2.3.22).

 

 

 

РИСУНОК 

2.3.22. 

Топ

-

10 вузов с наибольшей заработной

 

платой выпускников, 2017 г., тг.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Источник: ГЦВП

  

 

 

Рейтинг  вузов  с  наименьшей

 

заработной  платой  выпускников

 

составляют 

гуманитарные

 

и педагогические

 

университеты

Два вуза имеют исключительно 

педагогический профиль 

Южно

-

Казахстанский государственный педагогический 

университет

 

и  Таразский  государственный  педагогический  университет

Значительная часть многопрофильных вузов представлены южными регионами: 

5 - 

ЮКО, 2 

Кызылординская область

.

 

Низкая зарплата выпускников вузов ЮКО 

предположительно  объясняется  низкой  среднемесячной  оплатой  труда 

 

в  области 

-  103  225 

тенге

Отрыв  лучшего  вуза  от  худшего  по  «ценности» 

выпускников на рынке труда пятикратный, разница в среднемесячной заработной 
плате  составляет  324  269  тенге

 

(рис.  2.3.23

)

Это

 

обстоятельство  в  значительной 

степени объясняется социальной

 

направленностью

 

данных вузов. Как мы видим, 

70%  из

 

них 

государственные.  Кроме  того,  основным  местом  работы  данных 

выпускников является госсектор 

организации образования и культуры. Будучи 

ныне  наименее  оплачиваемыми  эти  сферы  являются  главными  источниками 
накопления  человеческого  капитала

.

156

 

В  сфере  образования  более  широкое 

вовлечение  частных  инвестиций  в  будущем  обещает  повысить  общий  уровень 
благосостояния  специалистов  этих  сфер.  Современное  состояние  госвузов 
во

 

многом  ограничивает  их  хозяйственную  самостоятельность,  возможность 

распоряжаться  профицитом  средств,  создавать  филиалы  и  представительства, 
сдавать  в  аренду  имеющиеся  помещения  и  т.д.  Вместе  с  тем

 

международная 

                                                

156

 

Корчагин Ю. Человеческий капитал 

интенсивный социально

-

экономический фактор развития личности, 

экономики, общества и государственности. ВШЭ

, 2011 

г

32

01

 

31

84

 

28

59

 

27

80

25

92

25

45

24

20

23

56

 

23

42

КБТУ

 

КМУ «ВШОЗ»

 

АУНГ

 

РИИ

 

ГТА

 

КИМЭП

 

Финакадемия

 

Академия 

гражданской авиации

 

ЗКИТУ

 

AlmaU 

39

28

 

 

206 

 

 

практика говорит в пользу большой гибкости в финансовых и организационных 
вопросах. Такая автономия позволит в будущем создавать лучшие условия труда 

устанавливать  конкурентные  зарплаты,  вкладывать  в  улучшение  учебной 

и

 

производственной инфраструктуры

.

157

 

 

 

РИСУНОК 

2.3.23. 

Топ

-

10 вузов с наименьшей заработной

 

платой выпускников, 2017 г., тг.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Источник: ГЦВП

 

 

 

 

                                                

157

 

Подробнее

 

в

 

подглаве

 2.2. 

70

 0

16

 

72

 3

24

 

 

76

 8

67

 

 

78

 9

57

 

 

85

 0

27

 

85

 3

84

 

85

 5

35

 

85

 8

78

 

86

 6

68

 

 

ЮКГФА

 

ЮКГПУ

 

Университет 
«Сырдария»

 

ЮКГИ им. 

М.Сапарбаева

 

Университет 

«Болашак» 

 

г. Кызылорда

 

ЮКГУ им. 

 

М. Ауэзова

 

ТарГПУ

 

КызГУ им. 

Коркыт Ата

 

МКТУ им.

 

 

Х.А. Ясави

 

ЗКГУ им. 

 

М. Утемисова

 

86

 8

95

 

 

 

207 

Качество и эффективность

 

Выводы

 

и рекомендации

 

 

 

Внедрение  системы  индикаторов  по  отслеживанию  уровня  развития 
умений  и  навыков  у  дошкольников  смещает  фокус  политики  ДВО 

 

с достижения количественных показателей к качественным. По результатам 
первого  мониторинга  высокий  уровень  развития  навыков  отмечается 
у

 

детей 4

-

5 лет, низкий 

- 2-

3 лет. Необходима выработка мер по повышению 

качества дошкольного образования на основе данных нового показателя 
ГПРОН.

 

 

 

По  данным  международных  (PISA

-2015,  PIRLS-

2016)  и  национальных 

замеров  учебных  достижений  обучающихся  (ВОУД),  в  РК  сохраняются 
различия  в  доступе  к  качественному  образованию  по  видам  школ, 
месторасположению,  языкам  обучения  и  социально

-

экономическому 

статусу учащихся. Вектор

 

внимания должен быть направлен, прежде всего, 

на повышение уровня и качества образования в сельских школах и МКШ.

 

 

 

Рекомендуется  включить  мероприятия  по  поддержке  школ  с  низкими 
образовательными результатами: выделение субсидий (грантов) школам, 
находящимся в сложных условиях, проведение исследований по изучению 
проблем  образовательного  неравенства  и  факторов  влияния  на 
эффективность деятельности школ.

 

 

 

Несмотря на положительную динамику трудоустройства выпускников ТиПО 
и  улучшение  позиций  в  международном  чемпионате  WorldSkills, 
результаты  опроса  работодателей  показывают  их  неудовлетворенность 
уровнем  подготовки  выпускников.  Необходима  эффективная  реализация 
мер,  предпринятых  для  сокращения  разрыва между подготовкой кадров 
и

 

спросом рынка труда.

 

 

 

С  переходом  на  аккредитацию  и  постепенным  расширением 
самостоятельности вузов наибольшую актуальность приобретает развитие 
внутренней  системы  обеспечения  качества  на  основе  эмпирических 
методов.  Как  показывает  практика,  система  менеджмента  качества  не 
может обеспечить поддержку качества, поскольку больше направлена на 
отслеживание процессов.

 

 

 

Количество  вузов  в  рейтинге  QS  WUR  не  соответствует  целевой  задаче 
ГПРОН.    Необходимо  изучение  причин  низкой  представленности  вузов 
и

 

выработка предложений по повышению их конкурентоспособности.

 

 

 

 

208 

 

 

 

 

210 

 

 

Краткое резюме

 

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

 

Количество педагогических кадров системы ДВО 

- 90 

671 человек, из них 

в

 

городской местности 

- 51 

994, в сельской 

- 38 677.

 

 

 

За период 2016 

2017 гг. отток кадров из дошкольных организаций составил 

36  111  человек  (28,5%).  В

 

результате  значительно  возросла  потребность 

в

 

кадрах и составила 32 966 человек.

 

 

 

Доля педагогов с высшим образованием почти в два раза больше педагогов 
с  техническим  и  профессиональным  образованием  (63,6%  и  34,8% 
соответственно). С 2015 г.

 

доля педагогов с высшим образованием выросла 

на 2,7%.

 

 

 

Одна  треть  педагогов  (33,6%)  по  стране  имеет  квалификацию  по 
специальности  «Дошкольное  воспитание  и  обучение».  Доля  таких 
педагогов  преобладает  в  Атырауской  области  (50%),  г.  Алматы,  ЗКО, 
Карагандинской и Актюбинской областях (40%).

 

 

 

Уровень профессиональной подготовки выше у педагогов старше 40  лет.

 

Доля педагогов 40

-

49 и 50 

59 лет с профильным образованием составила 

39,4% и 42,1% соответственно.

 

 

 

55,3%  педагогов  дошкольных  организаций  не  имеют  категории.

  

Это обусловлено большим количеством молодых педагогов с небольшим 
стажем.  Профессиональный  опыт  около  половины  педагогов  (46,8%) 
составляет 5 лет и менее.

 

 

 

Средний возраст педагогов

 

дошкольных организаций составил 34,6 лет. Это 

меньше,  чем  в  среднем  по  странам  ОЭСР  (41  год)  и  сопоставимо

 

с

 

показателем Кореи (35 лет).

 

 

 

Обновлены  программы  повышения  квалификации  для  руководителей 
дошкольных  организаций.  Для  них

 

утверждены

 

6  образовательных 

программ курсов повышения квалификации в области менеджмента.

 

 

Общее среднее образование

 

 

В

 

школах  РК  работали

 

285  996  учителей.  С  2016  г.

 

их  численность

 

увеличилась на 11

 

239 человек.

 

 

80,3%  педагогического  состава  РК 

женщины,  в

 

среднем  по  странам 

участницам TALIS

-2013 - 69%. 

 

Школам  требовалось

 

порядка  5  000  специалистов.

 

На  каждого  учителя 

приходилось по 10 учеников.

 

 

 

211 

Педагоги

 

 

90,5%  учителей и  99,7%  директоров школ имели высшее педагогическое 
образование.

 

 

Сокращается  разница  в  процентном  соотношении  городских  и

 

сельских 

учителей с высшим образованием: 2016 г. 

3,5%, 2017 г. 

- 3,2%. 

 

Показатель  ГПРОН  «Доля  педагогов  с  высшей  и  первой  категориями 
от

 

общего количества педагогов»

 

достигнут (51,7% 

в 2017 г.).

 

 

Доля учителей с

 

вышей категорией в городе значительно

 

выше, чем в селе 

(16,5% и 30,6% соответственно).

 

 

Пополнение педагогического корпуса молодыми специалистами составило 
3,1%,  что  свидетельствует  о  достижении  соответствующего  показателя 
ГПРОН.

 

 

Средний возраст казахстанского педагога 

41 год, средний стаж 

16 лет.

 

 

Большинство  руководителей  школ  в  возрасте  старше  50  лет  со  стажем 
в

 

должности директора более 10 лет.

 

 

Наибольшее  представительство  в  директорском  корпусе  по

-

прежнему 

имеют женщины, доля мужчин 

43,4% (2016 г. 

- 43,9%). 

 

В  регионах  имеется  положительный  опыт  по  подготовке  резерва 
руководящих  кадров;  выявлению  и  поддержке  школьников,  склонных 
к

 

педагогической сфере.

 

 

Практически повсеместно функционирует «Школа молодого учителя».

 

 

Краткосрочные  курсы  руководящих  кадров  в  области  менеджмента 
прошли 2

 96

4 управленца (2016 г. 

- 2 

800 чел.).

 

 

На  курсах  повышения  квалификации  в  рамках  обновления  содержания 
среднего образования обучены

 

74 558 педагогов (2016 г. 

- 74 

149 чел.).

 

 

Средняя  зарплата  учителя 

114  445  тенге  в  месяц  (2016

 

г. 

-  95 

108тг.), 

что

 

ниже среднего показателя по стране на 32%.

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

За последние три года количество ИПР сократилось на 2 290 человек

Доля 

мастеров  производственного  обучения  остается  по

-

прежнему  низкой 

и

 

составляет около 13% от общего количества ИПР.

 

 

 

Увеличилось  количество  преподавателей  с  академическими  и  учеными 
степенями. Наиболее высокие показатели преподавателей ТиПО, имеющих 
степень магистра, наблюдаются в

 

гг. Алматы и Астана

 

 

С 2015

 

г

наблюдается рост показателя ИПР старше 55 лет и пенсионного 

возраста  на  3,5%.  При  этом  снижается  доля  преподавателей  и  мастеров 
производственного обучения в возрасте от 25 до 54 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz