НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 11

 

 

 

 

164 

 

 

Выводы

 

и рекомендации

 

 

 

Обновление  содержания,  реализуемое  на  всех  уровнях  образования  РК, 
основано  на  методологии  и  философии  развитых  систем  образования.  В

 

этой 

связи в среднем образовании переформатированы курсы ПК с

 2011 

г., внедрены 

обновленные  программы  с  2016  г.  В  колледжах  и  вузах  необходимо

 

широко 

использовать интерактивные методы преподавания, а

 

также органично сочетать 

психолого

-

педагогическую  и  предметную  составляющие  программ  подготовки 

студентов.

 

 

Стремительное  увеличение  сети  дошкольных  организаций  и

 

удовлетворение 

высокой потребности населения в ДВО снижает качество условий (1/3 детсадов 
размещены  в  приспособленных  зданиях,  большая  часть  из  них  сельские). 
Учитывая  уведомительный  порядок  открытия  дошкольных  организаций 

 

и  либерализацию  требований  их  функционирования,  актуальным  является 
проработка  механизма  обеспечения  адекватного  уровня  содержания 
и

 

воспитания детей в

 

организациях ДВО.

 

 

Темпы  инфраструктурного  обновления  сети  школ  не  успевают  за  ростом 
рождаемости  детей,  миграционными  процессами,  сроком  эксплуатации 
объектов образования (аварийных школ 

0,6%, трехсменных 

1,8%, нуждаются в 

капремонте 

11,7%).  Необходимо  продолжить  активное  привлечение  частного 

бизнеса в строительство новых учебных заведений.

 

 

Требуют  решения  вопросы  качества  Интернета  и  обновления  компьютерной 
техники. 50% МКШ имеют доступ к сети Интернет

 

со

 

скоростью выше 4 Мбит/с.

 

 

Наблюдается  неравномерное  оснащение  школ  интерактивными  досками. 
Каждая  пятая  школа  на  селе  не  имеет  спортивного  зала.  Не  оснащены 
стандартным оборудованием 37,3% спортивных залов. Необходимо форсировать 
инфраструктурные решения, ресурсное и

 

методологическое обновление.

 

 

Улучшение материально

-

технического оснащения и обеспечение общежитиями 

в организациях ТиПО служит важным фактором повышения привлекательности 
этого  уровня  образования.  21%

 

студентов  колледжей,  имеющих  потребность

  

в общежитиях, не обеспечены местами.

 

 

По  данным  МЗ  РК,  наиболее  часто  студенты  подвержены  заболеваниям  ЖКТ. 
Проблемы  с  питанием  студентов  впоследствии  вытекают  в

 

заболевания  на 

выходе из вуза 

каждый третий казахстанец страдает от избыточной массы

 

тела. 

В  этой  связи  необходимо  активно  развивать  студенческий  спорт  и  спортивную 
инфраструктуру вузов с привлечением спонсорских средств.

 

 

Повышение  контингента  в  вузах  в  результате  увеличения  госзаказа  влечет  за 
собой  дополнительную  потребность  мест  в  общежитиях.  С

 

целью  закрытия 

дефицита мест необходимо проработать вопрос строительства новых общежитий 
путем

 

привлечения частного капитала.

 

 

Цифровизация имеет большой потенциал в сфере высшего образования, где уже 
отмечается  большой

 

спрос  на  инновационные  методы  приобретения  знаний, 

 

в  т.ч.  MOOCs,  онлайн

-

тренинги  и  др.  Необходимо  продолжить  работу  по 

дигитализации услуг по приему в вузы, предоставлению мест в общежитии, что 
обеспечит прозрачность и

 

доступность высшего образования.

 

 

 

 

166 

 

 

Краткое резюме

 

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

 

Показатель «Доля  детей  5

-

6 лет  с высоким  и  средним уровнями умений 

и

 

навыков  в  соответствии  с  системой  индикаторов  развития  умений 

и

 

навыков детей

 

дошкольного возраста» обозначен в ГПРОН.

 

 

 

Внедрена система индикаторов по отслеживанию уровня развития умений 
и навыков у детей дошкольного возраста по 3 критериям: «воспроизводит 
те или иные действия», «понимает, что он делает», «применяет то, что он 
умеет».

 

 

 

Разработана  «Методика  подсчета  уровня  развития  умений  и  навыков 
у

 

детей  дошкольного  возраста»,  что  позволит  создать  единый  подход 

к

 

отслеживанию развития умений и навыков у детей дошкольного возраста 

и обеспечить планирование дальнейшей работы с ними

 

 

Мониторинг  осуществляется  три  раза  в  год:  стартовый 

в  сентябре, 

промежуточный 

в  январе,  итоговый 

в  мае.  Всего  мониторингом  было 

охвачено 976 799 детей. Из них 118 188 

в возрасте 2

-

3 лет, 221 466 

- 3-

4 лет 

и 250 739 

предшкольного возраста.

 

 

 

Высокий и средний уровни развития умений и навыков выявлены у 62,5% 
детей в возрасте 5

-

6 лет. Наибольшая доля таких детей отмечена в гг. Астана 

(83 %) и Алматы (82,4%), Актюбинской области (73,0%).

 

 

 

Госаттестацию  успешно  прошли  69,3%  дошкольных  организаций  от

 

их 

общего  количества  по  РК.  В  СКО  и  г.  Алматы  работа  100%  детских  садов 
соответствовала требованиям ГОСО.

 

 

Общее среднее образование

 

 

Казахстан  находится  в  числе  стран  мира  с  наименьшим  показателем 
выбытия и второгодничества

 

(РК 

0,03%, по миру 

- 3,2%). 

 

 

Казахстан вошел в 

TIMSS-2015 

достиг самого большого прогресса в баллах 

по  математике  среди  8

-

х  классов  (+41).  Результаты  4

-

х

 

классов 

по

 

математике на 40

 

баллов выше среднего показателя по странам.

 

 

 

В PISA

-

2015 казахстанские учащиеся улучшили свои позиции по всем трем 

направлениям  исследования:  460  баллов  по  математике,  456 

по 

естествознанию и 427 

по чтению.

 

 

 

Средний  балл  ВОУД  4

-

х

 

классов  по  РК  составил  19,75  балла  из  30 

возможных (2016 г. 

18,59 балла). Разница между самым высоким и низким 

результатами

 

в разрезе регионов 

8,5 балла.

 

 

 

 

167 

Качество и эффективность

 

 

Незначительно  сократился  разрыв  между  качеством  знаний  городских 
и

 

сельских учащихся 4

-

х

 

классов (–2,87 балла в 2017 г., –3,76 балла в

 2016 

г.). 

Разница  между  максимальным  и  низким  средними  баллами  учащихся 

классов в разрезе школ 

17,93 балла.

 

 

 

Отмечается  рост  показателя  ВОУД  9

-

х

 

классов  на  6,18  балла  (39,43  из 

возможных 75) в сравнении с данными 2016 г.

 

 

 

По  итогам  ВОУД  9

-

х

 

классов  разрыв  качества  знаний  между  городскими 

и

 

сельскими  учащимися  увеличился  с  5,3  в  2016  г.  до  7  баллов  в

 2017 

г. 

Показатели  учащихся  гимназий  в  ВОУД

-

2017  на  9,29  балла  выше,  чем 

в

 

общеобразовательных школах.

 

 

 

Разница  между  сильной  и  слабой  школами  по  итогам  ВОУД  9

-

х

 

классов 

составляет 54,12 балла.

 

 

 

Средний балл учащихся 11

-

х

 

классов по РК 

- 45,98 

из возможных 60 баллов. 

Разница  между  самым  высоким  и  низким  результатами  11

-

х

 

классов 

в

 

разрезе регионов 

14,15 балла.

 

 

 

Показатели  сельских  учащихся  11

-

х

 

классов  на  4,41  балла  ниже,  чем 

городских  (город 

47,43  и  село 

43,02  балла).  Разница  максимального 

и

 

минимального средних баллов ВОУД в разрезе школ 

34,88 балла, между 

специализированными и общеобразовательными школами 

-

7 баллов.

 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

Из  477  государственных  колледжей  процедуру  аккредитации  прошли  34 
колледжа, что составляет 7%.

 64 

267 выпускников ТиПО прошли процедуру 

независимой сертификации.

 

 

 

За  последние  три  года  показатель  трудоустройства  выпускников  ТиПО, 
обучившихся по госзаказу, вырос на 24% и составил 92%.

 

 

 

Заработная  плата  выпускников  ТиПО  варьируется  в  зависимости  от  рода 
деятельности, конъюнктуры рынка труда и степени вовлеченности бизнеса 
в  те  или  иные  отрасли.  Наибольший  доход  имеют  специалисты, 
работающие в сфере геологии и добычи полезных ископаемых (296

 

960 тг.), 

а также в нефтегазовом и химическом производстве (324 089 тг.). Низкая 
заработная  плата  наблюдается  у  молодых  специалистов

 

профилей

 

«Образование» (93

 

759 тг.) и «Сельское хозяйство, ветеринария и экология» 

(80 

733 тг.).

 

 

 

В  2017  г.  команда  Казахстана  улучшила  свои  позиции  в  международном 
конкурсе WorldSkills International

 

на 26 пунктов

 (

2015 г. 

50 место

). 

Несмотря 

на положительные тенденции, требуется

 

дальнейшая

 

работа. Устаревшая 

 

 

168 

 

 

МТБ, низкий уровень владения английским языком не позволяют команде 
Казахстана занять призовые места

 

Высшее

 

и послевузовское образование

 

 

По  индикатору  качества  образовательной  системы  (5.03 

-  quality  of  the 

education system

) в ГИК 2017

-

2018 гг. Казахстан на 77

-

м

 

месте

 (

 

4 позиции

). 

 

 

В  2017  г.  101  (90%)  из  112  гражданских  вузов  прошел  международную 
аккредитацию

 

(+5). Всего аккредитовано 3 040 образовательных программ 

(+188),  63%  от  общего  количества  реализуемых  вузами  программ 
по

 

специальностям.

 

 

 

В ВОУД

-2017 

приняли участие 104 вуза страны и 42 592 студента. Средний 

балл по РК составил 81,25 балла.

 

 

 

Максимальный

 

средний балл получен в

 

Карагандинском

 

государственном

 

университете

 

имени  академика  Е.  А.  Букетова  (112,54),  минимальный 

Алматинской

 

академии  экономики  и  статистики  (43,65).  Разница  между 

крайними 

результатами 

68,89 

балла. 

Лучшие

 

показатели 

продемонстрировали  студенты  направлений  «Гуманитарные  науки» 
(92,34) и «Право» (91,32), менее успешные 

«Социальные науки, экономика 

и бизнес» (76,69) и «Технические науки и

 

технологии» (76,79).

 

 

 

Рейтингом  лучших  мировых  университетов 

QS  World  University  Rankings 

отмечены  8  казахстанских  вузов.  Рост  на  9  позиций  демонстрирует 
Евразийский  национальный  университет  имени  Л.

 

Н.

 

Гумилева  (336

-

е

 

место). Представленность учебных заведений Казахстана в

 

рейтинге вузов 

развивающихся стран Европы и Центральной Азии QS 

EECA 

составила 

7,4%.

 

 

 

В 2017 г. доля трудоустройства выпускников вузов составила

 78,6% (+0,2%). 

Их средняя  зарплата 

129  277 тенге.  Это  86%  от  среднего

 

показателя  по 

стране (150 827 тг.

).

 

 

 

 

 

169 

Качество и эффективность

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

 

Смещается

 

фокус  политики  дошкольного  образования  с  достижения 

количественных  показателей  к  качественным.

 

Качество  ДВО

 

необходимо 

в

 

повышении  уровня  развития  детей.  При  этом  оценка  работы  дошкольных 

организаций рассматривается как один из важных источников данных о качестве 
услуг  и  эффективности  инвестиций,  вложенных  в  ДВО.

 

С  этой  целью  в  ГПРОН 

 

2016-

2019 гг. был внедрен показатель «Доля детей 5

-

6 лет с высоким и средним 

уровнями  умений  и  навыков  в  соответствии  с  системой  индикаторов  развития 
умений и навыков детей дошкольного возраста».

 

 

Внедрена

 

система  индикаторов  по  отслеживанию  уровня  развития  умений 

и

 

навыков у детей дошкольного возраста.

 

В 2017 г. Республиканским

 

центром 

«Дошкольное  детство»

 

были  разработаны

 

методические  рекомендации  по 

мониторингу развития умений и навыков у детей дошкольного возраста. Оценка 
развития осуществляется по 3 уровням: «воспроизводит те или иные действия», 
«понимает,  что  он  делает»,  «применяет  то,  что  он  умеет».  Ведущим  методом 
проведения  мониторинга  является  метод  наблюдения.  Разработка

 

методики, 

отражающей

 

реальную  ситуацию  внутри  дошкольных  организаций

позволит 

собирать  и  анализировать  данные,  своевременно  реагировать  на  любые 
изменения.

 

Методические  рекомендации  включают  следующие  разделы: 

«Основные  подходы  к  проведению  мониторинга  развития  умений  и  навыков 
у

 

детей  дошкольного  возраста»,  «Методика  подсчета  уровня  развития  умений 

и

 

навыков у детей дошкольного возраста».

 

Это позволит создать единый подход 

к  отслеживанию  развития  умений  и  навыков  у  дошкольников

 

и  обеспечить 

планирование дальнейшей работы с ними.

 

 

В  2017  г

мониторингом  были

 

охвачены

  976 799 

детей.

 

Из  них  118

 

188  детей 

в

 

возрасте 2

-

3 лет, 221

 466 - 3-

4 лет и 250

 739 - 

детей предшкольного возраста. 

Мониторинг  осуществляется  три  раза  в  год:

 

стартовый  мониторинг  в

 

сентябре, 

промежуточный 

в январе, итоговый 

в мае. Стартовый контроль проводится на 

основе 

данных 

предшествующей 

возрастной 

группы. 

Воспитателем 

в

 

сотрудничестве  с  психологом  и  педагогами

-

специалистами  определяется 

уровень  освоения  содержания  Типовой  учебной  программы.  Это  позволяет 
сформировать  план  дальнейшей  работы  с  ребенком.

128

 

Таким

 

образом, 

результаты  мониторинга  дают  возможность  наблюдать  динамику  развития 
умений  и  навыков  у  детей.

 

По  данным  2017  г.,  наибольшая  доля  охвата 

мониторингом отмечена в возрастной группе 5

-

6 лет

 

(рис. 2.3.1)

                                                

128

 

Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2017

-2018 

учебном году: Инструктивно

-

методическое письмо

 

 

 

 

170 

 

 

РИСУНОК

 2.3.1.

 

Охват мониторингом развития умений и навыков

 

у детей 

 

дошкольного возраста по возрастам, 2017

 

г.

 

 

Источник: Республиканский центр «Дошкольное Детство»

 

 

Уровень  развития  умений  и  навыков  у  детей  5

-

6  соответствует  показателю 

ГПРОН на 2017 г

. (60%).

 

Среди детей в возрасте 5

-

6 лет 62,5% с высоким и средним 

уровнями  развития  умений  и  навыков.  Самая  большая  доля  детей 
с

 

необходимым уровнем развития навыков отмечены в гг

Астане (83%) и Алматы 

(82,4%),  Актюбинской  области  (73,0%)

Один  из  низких  показателей  отмечен 

в

 

ЮКО (55,3%). Самый высокий показатель уровня развития навыков отмечается 

в

 

возрастной группе 4

-

5 лет, самый низкий 

среди детей

 2-

3 лет

 

(рис. 2.3.2)

 

РИСУНОК

 2.3.2. 

Уровень развития умений и навыков у детей, 2017 г.

 

 

Источник: РЦДД

 

 

Разработка

 

инструмента мониторинга развития детей и его внедрения является 

актуальным вопросом во многих странах мира.

 

С 2015 г. ОЭСР ведется работа по 

анализу существующих систем мониторинга в сфере ДВО. Кроме этого, в 2016 г. 
ОЭСР была начата работа по формированию собственного инструмента оценки 
уровня  развития  детей.  Использование  такого  инструментария  позволит  дать 

118 188

221 466

250 739

385 406

83,3

84,5

94

97,7

2-

3 года

3-

4 года

4-

5 лет

5-

6 лет 

количество детей 

% охвата мониторингом

118 188

221 466

250 739

385 406

73 374

143 983

164 073

240 861

62,1

65,0

65,4

62,5

2-

3 года

3-

4 года

4-

5 лет

5-

6 лет

всего детей
с высоким и средним уровнями развития умений и навыков
доля детей с высоким и средним уровенями развития умений и навыков

 

 

171 

Качество и эффективность

 

более полную картину эффективности системы образования на разных уровнях 
в

 

дополнение к существующим исследованиям (Международная программа по 

оценке  образовательных  достижений  учащихся  (

PISA

)  и  Программа 

международной оценки компетенций взрослых

 (PIAAC). 

 

ВСТАВКА

 2.3.1. 

Исследование ОЭСР по оценке уровня развития детей

 

 

ОЭСР ведет разработку международного исследования по оценке развития детей 

International 

Early Learning and Child Well-being Study (IELS

). Данное исследование предоставит странам 

общую рамку по сбору данных и понимание о развитии детей в сенситивном возрасте. Данное 
исследование охватит следующие аспекты:

 

 

результаты раннего

 

развития (когнитивные, социальные и эмоциональные навыки);

 

 

взаимоотношение развития ребенка и его обучающей среды дома;

 

 

взаимоотношение развития ребенка и его образовательный опыт;

 

 

влияние  контекстуальных  факторов  на  результаты  развития  ребенка  (возраст,  пол, 
национальная принадлежность, образовательный уровень родителей и др.).

 

 

Исследование навыков и умений детей основано на четырех областях:

 

 

развитие  грамотности/навыков  речи  (устная  речь  и  ее  понимание,  фонологическое 
восприятие);

 

 

развитие  математической  грамотности  (работа  с  числами,  счет,  различие  форм, 
пространственная ориентация, измерения);

 

 

самоопределение (кратковременная память, гибкость мышления, самоконтроль);

 

 

социальные и эмоциональные навыки (доверия, эмпатия, просоциальное поведение).

 

 

В  исследовании  на  основе  случайной  выборки  примут  участие  дошкольники

 

в  возрасте 

 

5-5,

5 лет.

 

Выборка составит 3000 детей из 200  детских садов

 

по каждой стране. Из одной 

дошкольной организации должно быть представлено 15 детей. Кроме этого, в исследовании 
примут участие родители и воспитатели.

 

 

Исследование 

IELS 

построено  на  прямом  и  косвенном  оценивании,  а  также  сборе 

контекстуальной  информации.  Прямая  оценка  позволит  собрать  данные  по  всем  четырем 
областям развития. Прямая оценка будет произведена в игровой форме и займет по 15 минут 
на каждую область (по две области каждый день). По завершению прямой оценки дети будут 
опрошены  на  предмет  понравившихся  видов  деятельности,  что  позволит  получить 
информацию  о  состоянии  детей  во  время  тестирования,  а  также  обратную  связь 
по

 

процедурам тестирования. Инструмент косвенного оценивания направлен на сбор данных 

о  когнитивных  и  социально

-

эмоциональных  навыках  ребенка  посредством  анкетирования 

родителей  и  педагогов.  Сбор  контекстуальной  информации  предоставит  информацию 
о

 

социально

-

демографических  характеристиках,  родителях,  среде  обучения  в  домашних 

условиях.

 

 

Источник

: OECD (2017), Early Learning Matters

 

 

Доля дошкольных организаций, прошедших аттестацию от общего количества 
организаций

 

ДВО,  составила  69,3%.

 

В  2017  г

аттестации  подлежали  686 

учреждений  ДВО.  В  период

 

январь

-

май  2017  г

процедуру  государственной 

аттестации

 

прошли 215 детских садов, из которых 149 подтвердили соответствие 

требованиям  законодательства

 

(рис. 

2.3.3)

.  В  рамках  масштабной  ревизии 

 

 

172 

 

 

контрольных  и  надзорных  функции

 

Министерством  рассматривается  вопрос 

упразднения  процедуры

 

государственной  аттестации.  На

 

сегодняшний  день 

во

 

исполнение  приказа  МОН  РК  №  206  от  2  мая  2017  г

государственные 

аттестации в организациях образования приостановлены.

 

 

РИСУНОК

 2.3.3.

 

Государственная аттестация дошкольных организаций, ед.

 

 

Источник: ККСОН

 

МОН РК

 

 

В 2017 г. в двух регионах работа 100% детских садов соответствовала

 

требованиям 

ГОСО.  Высокие  показатели  также  отмечены  в  Атырауской  и  Мангистауской 
(85,7%), а также в Актюбинской (82,9%) областях. В ЗКО немного более

 

половины 

дошкольных организаций (56,5%) соответствовали

 

требованиям ГОСО.

 

 

РИСУНОК

 2.3.4.

 

Государственная аттестация дошкольных организаций

 

в разрезе регионов, ед.

 

 

Источник: ККСОН

 

МОН РК

 

 

560

598

215

415

432

149

2015

2016

2017

всего госаттестаций

деятельность соответствует ГОСО

8

41

12

7

12

23

8

7

22

7

49

7

12

5

34

7

6

0

9

13

5

0

0

6

14

7

28

7

8

всего госаттестаций

деятельность соответствует ГОСО

 

 

173 

Качество и эффективность

 

Общее среднее образование

 

 

Казахстан находится в числе стран мира с

 

наименьшим показателем выбытия 

и

 

второгодничества.

 

Доля  учащихся  начальных  классов,  оставленных 

на

 

повторный  год  обучения,  в  2017  г.  составила  0,03

(табл.  2.3.1

).

 

Большинство

 

из

 

них приходится на 1

-

е (42,6%) и 2

-

е (28,4%) классы. Практически все учащиеся 

из

 

начальной  школы  переходят  на  ступень  основного  общего  образования.

 

В

 

основном  выбытие  из  последнего  класса  начальной  школы  происходило 

по

 

уважительным причинам.

 

 

ТАБЛИЦА 

2.3.1.

 

Статистический показатель выбытия в начальном образовании 

Казахстана в международном сравнении

129

 

 

Показатель

 

Казахстан

 

(2017 г.)

 

Среднее значение (2016 г.)

 

СНГ

 

ОЭСР

 

по миру

 

Процент учеников начальных 
классов, оставленных на второй год

 

0,03 

4,3 

1,47 

3,2 

 

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО

 

 

Показателем  эффективности  системы  школьного  образования  являются

 

результаты  национальной  и  международной

 

оценки

 

учебных  достижений 

обучающихся

.

 

В  целях  мониторинга  качества  обучения  в  РК  проводится

 

независимая  внешняя  оценка  учебных  достижений  (ВОУД)  учащихся 
на

 

начальном  (4  кл.),  основном  (9  кл.)  и  общем  среднем  (11  кл.)  уровнях 

образования.

 

Кроме  национальной  системы  внешней  оценки,  Казахстан 

участвовал в трех циклах TIMSS (2007, 2011, 2015), PISA (2009, 2012, 2015) и в цикле 

PIRLS-2016. 

 

Казахстан  вошел  в  десятку  стран

-

лидеров

  TIMSS-2015

,  достигнув  самого 

большого  прогресса  в  баллах  по  математике  среди  8

-

х  классов 

(+41).

 

По

 

естественнонаучным предметам результаты казахстанских восьмиклассников 

(533  балла)  превышают  показатели  их  сверстников  из  многих  развитых  стран 
мира.

 

В  данном  авторитетном  международном  исследовании  школьники  РК 

показали результаты, сопоставимые с Россией, и опередили своих сверстников 

 

из  США,  Англии,  Германии,  Канады,  Австралии,  Израиля,  Швеции,  Дании, 
Нидерландов, Польши, Чехии, Литвы, Малайзии, Турции и других стран.

 

 

Результаты  Казахстана

 

среди  4

-

х

 

классов

 

в  TIMSS

-

2015  по  математике  на 

40 

баллов  выше  среднего  международного  показателя. 

По  естествознанию 

четвероклассники РК опередили сверстников из США, Англии, Германии

Ученики 

4-

х  классов  показали  хорошие  результаты  по  математике  (средний  балл 

-  550) 

                                                

129

 

Среднее значение выведено из доступных сведений стран.

 

 

 

174 

 

 

и

 

естествознанию  (544  балла),  заняв  при  этом  8

-

е

 

и  12

-

е

 

места  соответственно 

в

 

рейтинге

 

стран.  Такое  значительное  укрепление  позиций  Казахстана 

в

 

исследовании TIMSS

-

2015 обусловлено динамичным и стабильным развитием 

системы  среднего  образования:  обновление  содержания  естественно

-

математического образования и курсов повышения квалификации педагогов.

 

 

В  PISA

-

2015  казахстанские  учащиеся  улучшили  свои  позиции  по  всем  трем 

направлениям исследования: 

460 баллов по математике, 456 

по естествознанию 

и 427 

по чтению. Однако средний балл РК остается ниже среднего показателя 

стран  ОЭСР  (до  66  баллов).  Более  30%  учащихся  не  достигли  базового  уровня 
грамотности по всем трем направлениям. Больше всего казахстанские учащиеся 
отстают  по  читательской  грамотности  (свыше

 

40%  обучающихся  не  способны 

работать  с  простыми  текстами).  Критическое  чтение  остается  наиболее  слабым 
направлением подготовки казахстанских обучающихся.

 

 

На уровне начального образования Казахстан занял 27

-

е

 

место среди 50 стран

-

участниц 

PIRLS-2016. 

Страна впервые приняла участие в данном международном 

исследовании по оцениванию читательских навыков четвероклассников. Средний 
показатель учащихся 4

-

х классов РК составил 536 баллов, что на 36 баллов выше 

среднего  значения  шкалы 

PIRLS. 

Согласно  результатам  казахстанские 

четвероклассники  лучше  умеют  интерпретировать  и  интегрировать  детали 
текстового 

сообщения 

в 

сравнении 

с

 

умением  найти 

информацию 

и

 

сформулировать выводы. По сравнению с 

PISA, PIRLS 

свидетельсвует о хороших 

навыках чтения у учащихся начальной школы Казахстана.

 

 

В 2017 г. показатель

 

ВОУД 4

-

х

 

классов в сравнении с

 

данными 2016 г. вырос на 

1,16 

балла.

 

Мониторинг

 

учебных достижений

 

четвероклассников

 

проводился

 

по 

математике  и  литературному  чтению

.

130

 

Средний  балл  ВОУД  4

-

х  классов  по  РК 

составил 

19,75 

балла

 

из  30

 

возможных  (2016  г. 

18,59  балла)

т.е.  школьники 

выполнили  успешно  65,8%  всех  тестовых  заданий.  Результаты  в  разрезе 
предметов не имели существенной разницы (литературное чтение 

9,64 балла 

и

 

математика 

10,12  балла).  Всего  в

 

процедуре  ВОУД

-2017 

приняло  участие 

52 702 

ученика

 4-

х

 

классов, из них на казахском языке 

37 645, на русском 

- 15 057.

 

 

Лучшие результаты по

-

прежнему продемонстрировали

 

школы

 

г.

 

Алматы

где 

55,3%  участников  получили

 

от  26  до  30  баллов,  37,5% 

от 

21 

до  25  баллов. 

Показатель  алматинских  четвероклассников  (25,4  балла)  превысил  средний 
результат по стране на 5,65 балла и собственный результат 2016 г. на 2,7 балла.

 

                                                

130

 

По каждому предмету в тесте было 15 заданий с

 

выбором одного правильного ответа из четырех 

предложенных вариантов (оценивание: 1 верный ответ 

1 балл). По литературному чтению включены задания 

на проверку грамотности чтения http://www.testcenter.kz/ru/schools/for

-voudso/ 

 

 

175 

Качество и эффективность

 

Разница между самым высоким

 

(г. Алматы) и низким (Актюбинская

 

область 

- 16,9) 

результатами  составила  8,5  балла.  Крайне  низкие  результаты  (до  5  баллов

получили 270

 

участников по РК, наибольшая их доля приходится на ЮКО (71 чел.), 

Алматинскую  (45  чел.),  Карагандинскую  (18  чел.),  Жамбылскую  (18  чел.) 
и

 

Актюбинскую (16 чел.) области.

 

 

Показатели ВОУД учащихся 4

-

х

 

классов в 9 регионах не имеют существенных 

различий  в  разрезе  языков  обучения.

 

В  целом  по  РК  наблюдается 

незначительный разрыв в результатах учащихся с

 

казахским и

 

русским языками 

обучения  (19,43  и  20,56  балла  соответственно).  В  СКО  (+1,09),  Павлодарской 

(+1,88), 

Атырауской  (+1,31)  и  Мангистауской  (+1,31)  областях  наблюдается 

перевес  показателей  учащихся  школ  с  русским  языком  обучения. 

 

В

 

Кызылординской (+2,49), Жамбылской (+1,73) и Алматинской (+1,71) областях 

отмечаются более успешные результаты в

 

школах с казахским языком обучения.

 

 

Незначительно  сократился  разрыв  между  качеством  знаний  городских 
и

 

сельских учащихся 4

-

х

 

классов. 

В 2017 г. результаты ВОУД

 

учащихся сельских 

школ

 

ниже  на  2,87  балла,  чем  в

 

городских.  В  2016  г.  эта  разница  составляла 

немного  больше 

3,76  балла.  Больше  всего  отстают  от  городских  учащихся 

четвероклассники школ СКО (–4,5), Костанайской (–7,83) и Карагандинской (–

3,93) 

областей.  Практические  равнозначные  достижения  городских  и  сельских 
школьников наблюдаются в

 

Алматинской, Атырауской и Павлодарской областях 

(рис

. 2.3.5)

 

 

РИСУНОК 

2.3.5. 

Средний балл ВОУД 4

-

х

 

классов в разрезе город

-

село

 

 

Источник: НЦТ

 

 

20,77

20,66

17,9

16,9

2016 г.

2017 г.

Город

Село

-3,76 

-2,87 

 

 

176 

 

 

Наблюдается значительная разница между показателями ВОУД учащихся 4

-

х 

классов  в  разрезе  школ

 

регионов

.

 

Лучший  результат  продемонстрировали 

четвероклассники школы

-

гимназии №140 г. Алматы 

29,44 балла. Разница между 

максимальным показателем данной гимназии и самым низким средним баллом, 
полученным  в  сельской  школе,  составила 

17,93 

балла 

(рис. 

2.3.6)

Анализ 

паспортных  данных  организаций  образования  в  НОБД  показывает,  что  школы

 

с

 

высокими  показателями  ВОУД  отличаются  наличием  углубленного

 

изучения

 

предметов

 

и  применения  инновационных  технологий,

 

высоким

 

уровнем 

кадрового потенциала, материально

-

технической базы и учебно

-

методического 

оснащения.

 

 

 

РИСУНОК 

2.3.6. 

Разница между показателями школ по итогам ВОУД

 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

Чем больше разница показателей между «сильной» и «слабой» школами

тем вероятнее всего существует дисбаланс в предоставлении качественных 
образовательных услуг в регионе

Только

 

в 6 регионах результаты ВОУД 4

-

х 

классов  превышают  среднереспубликанский  показатель 

19,75  балла 

(пунктирная линия на рис

. 2.3.7)

.

 

Наибольшее отклонение среднего балла региона 

от  среднего  результата  по  РК  наблюдается  в

 

Актюбинской  области. 

Значительный  разрыв  между  максимальным  и

 

минимальным  результатами 

школ  отмечается  в

 

Карагандинской  (–12,73  балла),  Костанайской  (–

12,59) 

и

 

Жамбылской (–12,42) областях. Школы с низким средним баллом наиболее 

отстают  от  среднего  результата  по  региону  в  Костанайской  (–

8,83), 

Карагандинской  (–6,83),  Алматинской  (–6,56),  Мангистауской  (–

6,47) 

и

 

Жамбылской  (–6,18  балла)  областях.

 

Анализ  результатов  ВОУД  по  трем 

критериям

 

разница

 

между наиболее высоким и низким результатами школ 

29,44

11,51

Высокий средний балл

Низкий средний балл

-17,93

 

 

177 

Качество и эффективность

 

региона, отклонение среднего балла региона от среднего республиканского 
результата  и  степень  отставания  школы  с  низким  результатом  от  среднего 
показателя  по  региону  позволит  выявить  группу  школ  риска  и

 

организовать 

целенаправленную работу с ними.

 

 

 

РИСУНОК 

2.3.7. 

Результаты ВОУД «сильной» и «слабой» школ 

 

на фоне среднего регионального и республиканского показателей

 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

Отмечается  рост  показателя  ВОУД  9

-

х

 

классов  на  6,18  балла  в  сравнении 

 

с

 

данными  2016  г. 

Показатель

 

ВОУД  девятиклассников  составил  39,43  балла 

(из

 

возможных  75). Значительной  разницы в  показателях  учащихся

 

с

 

казахским 

и

 

русским языками обучения не отмечается (

39,07 

и

 40,36 

балла соответственно)

В  разрезе  регионов  более  успешные  результаты  получены  в

 

школах  гг.  Астаны 

(47,58), Алматы (62,07) и ВКО (49,45 балла). Всего в

 

независимом тестировании 

участвовало  37  405  учащихся  9

-

х

 

классов  (на  казахском  языке 

-  27 043 

чел.

на

 

русском 

- 10 362 

чел.

). 

При росте среднего балла ВОУД по РК разрыв качества 

знаний  между  городскими  и  сельскими  учащимися

 

увеличился  с  5,3  в  2016  г

до

 7 

баллов в 2017 г

(

рис. 

2.3.8)

.

 

 
 
 
 
 
 

21,04

22,17 22,27

23,26

21,53

24,85 24,5

25,49

23

23,71

24,3

25,11

26,28 26,13 26,03

29,44

12,64

11,51

15,34

11,78

15,39

12,12

13,66

13,07 12,8

15,23

11,71

15,42

14,44

16,82

18,65

20,17

Акт

ю

бин

ска

я

ЮКО

Па

вл

о

д

а

р

ска

я

Ал

м

а

тин

ска

я

З

К

О

К

а

р

а

га

нд

ин

ска

я

К

ыз

ыл

о

р

д

ин

ска

я

Ж

ам

былс

ка

я

М

а

нг

ис

та

ус

ка

я

СКО

К

о

ст

а

на

йс

ка

я

Акм

о

л

ин

ска

я

Ат

ыр

а

ус

ка

я

ВК

О

Ас

та

на

Ал

м

а

ты

Школа с высоким средним баллом

Школа с низким средним баллом

Средний балл по региону

 

 

178 

 

 

 

РИСУНОК 

2.3.8. 

Средний балл ВОУД 9

-

х

 

классов в разрезе город

-

село

 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

Разница в качестве знаний учащихся 9

-

х

 

классов

 

имеется также в

 

разрезе видов 

школ.

 

Из  общего  числа  участников  ВОУД  4,2%  составляют  учащиеся 

специализированных  школ  для  одаренных  детей  (СШОД),  6,1% 

лицеисты, 

 

13,2%  - 

гимназисты,  остальные  участники  приходятся  на  средние 

общеобразовательные  школы  (СОШ),  в  т.ч.  малокомплектные.  Анализ 
результатов  ВОУД

-

2017  показывает,  что  девятиклассники  СОШ  отстают  от 

сверстников, обучающихся в

 

других учебных заведениях. К примеру, показатели 

учащихся гимназий в ВОУД

-

2017 на 9,29 балла выше, чем в СОШ

 

(рис

. 2.3.9)

 

 

РИСУНОК 

2.3.9. 

Средний балл ВОУД 9

-

х

 

классов в разрезе видов школ

 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

Тестирование в 9

-

м

 

классе проводилось по казахскому языку (обязательный) 

и

 

одному  из  общеобразовательных  предметов,  перечень  которых  ежегодно 

определяется  уполномоченным  органом

Тест  по  предмету

 

«

Казахский  язык» 

включал 20

 

заданий

 

с выбором 1 варианта ответа из 5

 

предложенных (за 1 верный 

ответ 

1 балл), по альтернативному предмету 

- 25 

заданий

 

с выбором 1 варианта 

из  5  предложенных  (по 1  баллу)  и  15  тестовых  заданий  с  выбором

 

нескольких

 

правильных

 

ответов

 

из множества предложенных

 

вариантов

 

(по 2 балла). Итого 

за  тест  ученик  мог  набрать  максимально  75  баллов.  Среднереспубликанский 
показатель по предмету «Казахский язык» составил 13,17 балла (66% успешного 
выполнения  закрытых  заданий).  В  разрезе  школ  самый  высокий  балл  получен 

35,61

42,01

30,27

34,92

2016

2017

Город

Село

-7,09

37,46

46,75

44,62

44,57

СОШ

Гимназии

Лицеи

СШОД

-5,3 

 

 

179 

Качество и эффективность

 

учащимися 9

-

х

 

классов гимназии №159 г

Алматы (70,99 балла). Разница между 

сильной и слабой школами

 

в ВОУД

-

2017 составляет 54,12 балла.

 

 

В 2017 г

в ВОУД впервые приняли участие

 

11-

е

 

классы

 

(всего 11

 

025 чел., из них 

на  казахском  языке 

8  099,  на  русском 

-  2 

926).  Средний  результат  ВОУД 

11 

классов по РК составил 45,98 балла (из возможных 60). Показатели участников 

ВОУД с казахским языком обучения на 2,72 бала выше результатов, обучающихся 
на  русском  языке  (46,70  и  43,98

 

балла  соответственно).

 

Показатели  сельских 

участников независимого мониторинга на 4,41 балла ниже (город 

47,43 и село 

43,02  балла).

 

Наибольший  средний  балл  набрали  ученики

 

с

 

казахским  языком 

обучения  школы

-

лицея  №

105 

им.  А.  Жанпеисова  Кармакшинского  района 

Кызылординской области (59,46 балла). Разница максимального и минимального 
средних баллов ВОУД учащихся 11

-

х

 

классов в

 

разрезе школ 

34,88 балла.

 

 

Наблюдается разница в результатах учащихся в разрезе регионов

 (

–14,15 балла) 

и  видов  организаций  образования  (–7  баллов)

Более  успешные  результаты 

продемонстрировали старшеклассники школ г. Алматы (54,89 балла), где среди 
школ

-

участниц  52,8% 

гимназии,  15,4% 

лицеи,  4,8% 

СШОД  и  26,7% 

СОШ. 

Низкий  результат  зафиксирован  в  ЗКО  (40,74  балла),  где  более  70% 

 

школ

-

участниц 

СОШ. При этом отмечается разница в результатах ВОУД в разрезе 

видов организаций образования 

(рис

. 2.3.10)

 

 

РИСУНОК 2.3.

10. 

Результаты ВОУД 11

-

х классов в разрезе видов школ

 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

В

 

содержании ВОУД

 

включены задания с несколькими правильными ответами, 

требующие логического осмысления

Тестирование в 11

-

м

 

классе проводилось 

по истории

 

Казахстана, математической грамотности

 

и грамотности

 

чтения.

 1-

й 

предмет 

20  тестовых  заданий  с  одним

 

правильным  ответом  из  пяти 

предложенных  вариантов  (1

 

верный  ответ 

1  балл),  2

-3-

е  предметы 

по  30 

тестовых  заданий  с

 

выбором  одного  правильного  ответа  из  5  предложенных 

вариантов  (1  верный  ответ 

-  1 

балл),  из  них  10  тестовых  заданий  с  одним  или 

50,68

50,26

43,82

49,4

СШОД

Лицеи

СОШ

Гимназии

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz