НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 9

 

 

 

 

132 

 

 

световых (проблесковых маячков) и звуковых сигналов, опознавательных знаков. 
Планируется,  что  данная  акция  будет  проводиться  ежегодно.  Акиматами 
разработаны  и  утверждены  схемы  и  графики  перевозок  детей,  приказом 
руководителей  организаций  образования  закреплены  ответственные  лица  за 
безопасность детей при их перевозке.

 

 

В  2017  г.  МИО  приобретены  для  школ  69  автобусов  для  организации 
бесплатного  подвоза  детей  в  школу  и  обратно.

 

Всего  для  подвоза  детей 

использовалось  804

 

автобуса.  Вместе  с  тем  для  охвата  всех  нуждающихся 

в

 

подвозе  школьников  необходимо  приобрести  дополнительно  159  автобусов.

 

Наибольшая  потребность  в

 

приобретении  школьного  автобуса  наблюдается 

в

 

Костанайской, Акмолинской областях, СКО и ЮКО (свыше 20

 

ед.).

 

 

6 453 

школы

 

РК  (91,5%)  располагают  библиотекой,  из  которых 

4 332 

имеют 

читальные залы

Школьные библиотеки функционируют в 100% городских и 

88% 

сельских  общеобразовательных  школ.

 

Читальные  залы  имеют  85%  городских 

и

 

61% сельских школьных библиотек.

 

Книжный фонд 2017 г.,

 

включая школьные 

учебники,  художественную  литературу,  брошюры,  журналы,  составил

 

более 

120 

млн экземпляров.

 

Из них количество книг на казахском языке 

51 млн, в т.ч.

  

в сельской библиотеке 

- 30 

млн экземпляров.

 

 

Для  поддержки  МКШ  функционируют  ресурсные  центры

В  2017  г. 

насчитывалось 162 ресурсных центра (+2 ед. по сравнению с 2016 г.). К ним было 
закреплено 488 магнитных МКШ (18,8% от их общего числа) с контингентом 38

 018 

учащихся

 

(рис.  2.2.13)

.  В  ресурсных  центрах  для  учащихся  магнитных  МКШ 

проводятся учебные сессии продолжительностью 10 дней (установочная 

первая 

декада  октября,  промежуточная 

первая  декада  февраля,  итоговая 

третья 

декада  апреля).  Нормативно

-

правовая  и  учебно

-

методическая  поддержка 

деятельности  МКШ  и

 

ресурсных  центров  осуществляется

 

Центром

 

развития 

малокомплектных школ при НАО

 

им.

 

Ы.

 

Алтынсарина.

 

 

 

РИСУНОК 

2.2.13. 

Количество ресурсных центров и прикрепленных к ним МКШ

 

 

Источник: НОБД

 

 

148

160

162

463

488

488

2015

2016

2017

ресурсные центры

магнитные школы

 

 

133 

Условия и среда обучения

 

Учащиеся  из  сельской  местности  обеспечиваются  местами  в  интернатах.

 

При

 

общеобразовательных школах функционировало 334 интерната (в т.ч. при 

ресурсных центрах 

52 ед.) с

 

контингентом более 100 тыс.

 

школьников. Из них 

51,7%  находились  в  приспособленных  зданиях.  По  состоянию  на  2017  г. 
в

 

интернатах  проживали  9

 

216  учащихся  из  отдаленных  сел,  где  отсутствуют 

школы  (из  них  75% 

девочки).  При  этом  проектная  мощность  интернатов 

составляла  25

 

732  ученических  места.  В  большинстве  школьных  интернатов 

созданы

 

благоприятные  и  комфортные  условия  для  проживания  детей: 

комнаты для отдыха (90,7%) и занятий (90,4%), комната личной гигиены (88,3%), 
бытовая  комната  (66%)  и  столовая  (84%).  От  общего  числа  интернатных 
организаций 43% обеспечены компьютерными классами, 1

4% - 

спортивными 

залами,  12,5% 

библиотеками.  Доступ  к  Интернету  имели  18%  интернатных 

организаций.  Необходимо  продолжить  работу  по  укреплению  материальной 
базы  школ

-

интернатов  для  качественной  реализации  образовательной 

и

 

воспитательной задач

 

Здоровьесберегающий

 

компонент образовательной среды

 

По состоянию на 2017 г. в

 86% (6 

065 ед.) школ страны имелись медицинские 

кабинеты,  оснащенные  соответствующим  оборудованием  и  необходимыми 
медикаментами.

 

Кроме  того,  в  8%  (534  ед.)  школ  функционировали 

стоматологические  кабинеты

Работу  в

 

них  осуществляли

  2 465 

медицинских

 

сестер

 

и  2

 

360  врачей,  находящихся  в

 

штате  территориальных  поликлиник. 

Учащиеся  сельских  МКШ,  где  отсутствовали

 

медицинские  кабинеты

обслуживались

 

в фельдшерско

-

амбулаторных пунктах.

 

 

Выстроена

 

круглогодичная  система  оздоровления  школьников. 

В  рамках 

Государственной  программы  развития  здравоохранения  РК  «Денсаулық»  на 

2016-2019 

гг.

 

разработан 

Календарь 

оздоровительных 

мероприятий

предусматривающий

 

оздоровление  школьников

 

в  течение  всего  года

как 

в

 

период обучения, так и во время летних каникул

Особый акцент делается на 

предупреждение

 

влияния  неблагоприятных  факторов  на  здоровье  детей 

и

 

обучение  их  навыкам  ЗОЖ

Непосредственно  в  школах  бригадой  выездных 

специалистов проводится профилактический осмотр детей, формируются группы 
здоровья  и  разрабатываются  индивидуальные  планы  оздоровления  детей.  По 
данным  МЗ  РК

наиболее  распространенными  у  детей  школьного  возраста 

 

(7-

18 лет) в 2017 г. были заболевания ЖКТ

 (24,1

%), болезни глаза и его придатков 

(18,2

%),  болезни  органов  дыхания  (17,2%).  Также  часто  диагностировались 

заболевания нервной и костно

-

мышечной систем 

11,2% и

 8,3

% соответственно.

 

По  данным  медицинской  статистики

почти  у  10%  детей  и  подростков

 

 

 

134 

 

 

наблюдается  нарушение  осанки  (сколиоз),  распространенность  избыточной 
массы  тела  и  ожирения  у  населения  школьного  возраста  составляет  от  10  до 
17,5%.  Замечено,  что  девочки  страдают  сколиозом  примерно  в  9  раз  чаще 
мальчиков.

 

 

Государство осуществляет мероприятия по обеспечению права детей на отдых, 
оздоровление и досуг

.

96

 

За лето 2017 г. от общей численности детей школьного 

возраста  оздоровлением  было

 

охвачено  92,4%

 

(2016  г. 

86,7%).  Из  них 

в

 

оздоровительных  загородных  и  дневных  пришкольных  лагерях  находилось 

73,4%  учащихся  1

-10-

х

 

классов  (2016  г. 

-  59%).

 

В  период  летних  каникул 

в

 

различные  формы  занятости  (секции,  кружки,  клубы,  экскурсии  и  др.)  было 

вовлечено 84,2% школьников (2016 г. 

81,4%).  Спортом

 

и туризмом

 

было занято 

19,2% школьников

 

(2016 г. 

20% детей).

 

Летняя занятость старшеклассников была 

организована  в

 

464  лагерях  труда  и

 

отдыха  (25  тыс.  чел.),  918  школьных 

лесничествах  (38  тыс.

 

чел.),  6

 

864  сезонных  трудовых  отрядах  (233  тыс.  чел.). 

В

 

целом трудовой занятостью было охвачено 35,3% или около 1 млн школьников 

(2016  г. 

960  тыс.  детей  или

 

37,5%).  Охват  оздоровлением  и  отдыхом  детей 

из

 

социально

-

незащищенных семей в 2017 г. составил 263 тыс. детей

или 71,3% 

от общего количества детей данной категории (2016 г. 

- 65,9%). 

 

Питьевой  режим  в  школах  организуется  в

 

соответствии  с

 

установленными 

требованиями документов нормирования РК

.

97

 

Согласно данным региональных 

управлений образования, в 86

школ страны дети имеют доступ к

 

качественной 

питьевой воде, через фильтры

-

диспенсеры и питьевые фонтаны с

 

современной 

системой  очистки

27%  школ  используют  привозную  питьевую  воду 

в

 

специальных  промаркированных  емкостях,  выполненных  из  материалов, 

разрешенных для контакта с питьевой водой. Результаты многих исследований 
подчеркивают  важное  значение  воды.

 

Так,  группой  ученых  по  психологии 

и

 

педагогике,  экспериментальной  биологии  и  когнитивных  наук  (Италия, 

Австралия  и  Швейцария)  была  обнаружена  положительная  корреляция  между 
потреблением  суточной  нормы  воды  и  эффективностью  умственной 
деятельности

 

учащихся

.

98

 

                                                

96

 

Распоряжение Премьер

-

Министра РК «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей 

в период летних каникул на 2016

-

2019 гг.». Дорожная карта развития оздоровительного отдыха и занятости 

детей, детско

-

юношеского туризма в период летних каникул на 2016

-

2019 гг.

 

97

 

Санитарные правила «Санитарно

-

эпидемиологические требования к объектам образования» (глава 3, 

пункты 28

-

33), утверждены приказом Министра здравоохранения РК от 16.08.2017 г. №611

 

98

 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22841529 

 

 

135 

Условия и среда обучения

 

В  2017  г

внесены  изменения  в  правила  организации  питания  школьников

.

99

 

В

 

каждом  учебном  заведении  создается  комиссия  из  числа  представителей 

родительского  комитета,  администрации  и

 

медперсонала  школы  для 

осуществления  мониторинга  и  контроля  качества  питания  учащихся. 
По

 

состоянию на 2017 г

в

 

88,6% школ страны функционировали оборудованные 

столовые, в 3% учебных заведений 

буфеты. От общего числа детей, имеющих 

право на социальную адресную поддержку, для 95,6% организовано бесплатное 
горячее питание, для 4,4% 

бесплатное буфетное питание. В четырех регионах

 

по 

инициативе  МИО  бесплатное  горячее  питание  также  организовано  и  для  всех 
учащихся начальных классов (гг.

 

Астана и Алматы, Атырауская область и ЗКО).

 

 

Содержательно

-

методический компонент образовательной среды

 

 

Внедряется  новое  содержание  школьного  образования,  в  центре  которого 
развитие 

функциональной 

грамотности 

школьников, 

навыков 

самостоятельного  поиска,  критического  анализа  и  оценки.

 

Если  раньше, 

согласно

 

таксономии Блума, ученик

 

мог хорошо освоить только 2 из 6 уровней 

познания 

«знать» и

 

«понимать»,

 

то теперь новый стандарт позволит школьникам 

достигнуть  остальные  4

 

уровня  познания:  «применять»,  «анализировать», 

«синтезировать»  и  «оценивать».  Обновленное  содержание  базируется 
на

 

ожидаемых  результатах,  которые  определяются  по  образовательным 

областям.  Отсюда  и  необходимость  внедрения  критериального  оценивания 
достижений учащихся.

 

 

Реализуются  мероприятия  по  нормативному  и  методологическому 
обеспечению перехода на обновленное содержание.

 

Разработаны новые ГОСО 

(

начального, основного и общего среднего образования), типовые учебные планы 

и  учебные  программы,  учебники  и  УМК,  проводится  апробация  учебных 
программ, учебников, внедряется критериальная система оценивания. С

 

сентября 

2017 г. 42% учащихся школ перешли на обновленное содержание образования 

1, 

2, 5 и 7

-

е

 

классы

 

(2016 г. 

- 1-

е

 

классы). Для начальных классов введены единые 

базовые  учебники.

 

В  новых  учебниках  акцент  сделан  на  практическую  часть, 

задания  в  них  направлены

 

на  развитие  логического  мышления.  К  тому  же

 

учебники  разделены  на  несколько  частей,  что  освобождает  детей  от  лишней 
тяжести  в  портфеле

НАО  им.  Ы.

 

Алтынсарина  разработаны  свыше 

200 

методических  рекомендаций  по  реализации  учебных  программ  начальной 
школы

 

5, 7 классов.

100

 

Методическая поддержка по обновленному содержанию 

образования проводится также через конференции, семинары и

 

круглые столы. 

                                                

99

 

Внесены изменения в Правила организации питания в организациях среднего образования (приказ и.о. 

Министра образования и науки РК от 22.02.2017 г. № 76)

 

100

 https://nao.kz/blogs/fromcat/0?categories=22,73,72,71,69,68,67,80,64,63,62,61,60 

 

 

136 

 

 

Кроме  того,  функционирует  онлайн  Системно

-

методический  комплекс 

 

АОО «НИШ».

 

 

Параллельно с обновлением содержания введена 5

-

дневная учебная неделя 

в

 

85%  школ. 

При  этом  право  на  принятие  решения  о  введении  пятидневной 

учебной недели в

 

каждой отдельно взятой школе остается за администрацией 

организации  образования  по  согласованию  с  попечительскими  советами 
и

 

родительскими  комитетами.  Переход  на  пятидневную  неделю  в  школах 

положительно  сказывается  на  всех  участниках  образовательного  процесса: 
школьниках  (свободное  время  на  хобби,  саморазвитие  и  отдых),  родителях 
(возможность 

больше 

времени 

проводить 

с

 

детьми), 

учителях 

(дополнительное время на творческое развитие, лишний день для подготовки 
к рабочей неделе и др.).

 

 

Разработан  комплекс  методических  материалов  по  критериальному 
оцениванию. 

Учителя

 

при проведении оценивания по новой системе используют

 

комплекс методических материалов, которые разработаны не только в помощь 
учителям,  но  и  родителям  и  учащимся.

 

Методические  руководства, 

рекомендации, сборники и другие материалы имеются в школьных библиотеках, 
размещены

 

на  сайтах  nao.kz,  smk.edu.kz.  Кроме  того,  разработаны

 

онлайн

-

курс 

«Система  критериального  оценивания  учащихся»,  ряд  видеороликов, 
информационных  буклетов,  обеспечивается  модерация  форумов  на  СМК  для 
учителей,  региональных  и  школьных  координаторов  по  критериальному 
оцениванию.

 

 

С  внедрением  нового  содержания  образования  поменялись  подходы 

 

к

 

созданию  учебников  и  критерии

 

оценивания  их  качества.

 

Министерством 

совершенствованы

 

Правила  проведения  экспертизы  учебников,  учебно

-

методических  комплексов  и  учебно

-

методических  пособий,  согласно  которым 

используется  5

 

ступенчатая  система  оценивания  качества  и

 

отбора:  научная 

 

и

 

педагогическая экспертиза, апробация, общественная оценка, рассмотрение на 

предметных  комиссиях  и

 

Республиканской  комиссии.

101

 

Введено  положение 

об

 

апробации учебников всех уровней образования.

 

По итогам экспертизы из 241

 

наименования учебной литературы для 2, 5 и 7

-

х классов не рекомендовано 

44. 

По  итогам  предметной  комиссии  из  197  учебников  для  2,  5  и  7

-

х  классов  не 

рекомендовано

 

66. Все учебники на время экспертизы размещаются на портале 

«Общественная  оценка»

 

РНЦП  «Учебник».  Предложения  и

 

замечания, 

                                                

101

 

Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению 

мониторинга, изданию учебников, учебно

-

методических комплексов и учебно

-

методических пособий

 

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24.07.2012 г. № 344. Зарегистрирован в 
Министерстве юстиции Республики Казахстан 28.08.2012 г. № 7876, с изменениями на 27.12.2017 г.

 

 

 

137 

Условия и среда обучения

 

поступающие  от  общественности

 

в  течение  9  месяцев,

 

направляются 

 

в

 

издательства  для  учета  их  при  доработке  учебных  изданий.

 

Так,  только  по 

учебникам  для  2,  5  и  7

-

х

 

классов  поступило  более  5  тысяч

 

замечаний 

 

и

 

предложений.  Все  они  были  проанализированы  и  использованы  в  процессе 

доработки учебников.

 

 

Обеспеченность  учебниками  в  школах  страны  на  2017  г

составляла  95,1%. 

Наибольшая доля учащихся, обеспеченных учебниками, наблюдается в г. Алматы 
(99,8%), Павлодарской (99,2%), Карагандинской (98,14%), Акмолинской (98,14%) 
и

 

Алматинской (97,3%) областях. Не полностью обеспечены учебными ресурсами 

школьники ЮКО (90,9%), Атырауской (90%), Актюбинской (91,6%) и Жамбылской 
(94%) областей 

(рис

. 2.2.14)

 

 

РИСУНОК 

2.2.14. 

Обеспеченность учебниками в разрезе регионов, 2017 г., 

Источник: НОБД

 

 

 

Осуществляется  поэтапный  переход  к  преподаванию  на  английском  языке 
в

 

старших  школах

.

102

 

С  2017  г

153  школы  РК  в  пилотном  режиме  начали 

преподавание  физики,  химии,  биологии,  информатики  в

  10-11-

х

 

классах

 

на

 

английском  языке.

103

 

Учителя  357  школ

 

начали  вносить  элементы 

преподавания  на

 

английском  языке.  Разработаны  билингвальные  учебники

 

и

 

учебники  на  английском  языке  для  8

-10-

х

 

классов  по  4  предметам,  которые 

                                                

102

 

Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования предусмотрен 79 шагом Плана 

нации «100 конкретных шагов», ГПРОН РК на 2016

-

2019 гг.

 

103

 

Приказ МОН РК № 556 от 31.10.2017 г.

 

90,0

90,9

91,6

94,1 94,1 94,4

95,1 95,1

96,3 96,5

97,1 97,2 97,3

98,1 98,1

99,2

99,8

 

 

138 

 

 

апробируются в

 16 

школах республики.

 

На стадии разработки учебники для 11

-

х

 

классов

Учителя

-

предметники прошли обучение

 

английскому языку и

 

методике 

преподавания  предмета  на  английском  языке

 

на  базе  АО  «Өрлеу»,  «USTAZ 

Professional  Learning  Centre»,  «Назарбаев  Университет»,  АОО  «Назарбаев 
Интеллектуальные  школы»

 

(2016  г. 

750  чел.,  2017  г. 

-  12 

502  чел.)

Летние 

языковые  школы

 

для  учащихся

 

организованы

 

в  2  438  школах  республики

Переход к преподаванию на английском языке будет осуществляться постепенно, 
по мере готовности школ и желанию учащихся и их родителей.

 

 

МОН  реализуются  мероприятия

 

по  программе  «Рухани  жаңғыру». 

Работа 

ведется  по  трем направлениям:  1)  «Рухани жаңғыру» 

«Туған жер», 

2) 

«Новое 

гуманитарное  знание.  100  новых  учебников  на  казахском  языке», 

3) 

«Переход 

государственного языка на латинскую графику».

 

 

По  первому  направлению  «Рухани  жаңғыру»

 

в  2017

 

г.  утверждена  учебная 

программа «Краеведение» для учащихся 5

-7-

х

 

классов

, которая будет изучаться 

с  2018  г

через  проектно

-

исследовательскую  деятельность  в  рамках  учебных 

предметов  «История  Казахстана»,  «Казахская  литература»,  «География»

 

и

 

«Музыка».

 

 

В рамках второго направления переведены на государственный язык 17

 

лучших 

мировых учебников.

 

Проведены  внешкольные

 

мероприятия

 

республиканского 

значения, в т.ч.: соревнования технического творчества и

 

изобретательства, слет 

туристско

-

краеведческих экспедиционных отрядов «Менің Отаным 

Қазақстан», 

форум  юных  краеведов,  экологов  и  натуралистов  в

 

рамках  «Экспо

-

2017», 

выставка

-

конкурс  художественного  и  декоративно

-

прикладного  детского 

творчества  «Алтын  қазына»,  конкурс  инновационных  идей  «Первый  шаг 
к

 

великому  изобретению»,  фестиваль  детского  творчества  «Дети  Казахстана 

в

 

мире  без  границ».

 

Впервые  в  Казахстане  1  июня  2017  г

состоялась 

республиканская акция 

парад детских и молодежных музыкальных ансамблей

 

и

 

оркестров,  посвященный  Международному  дню  защиты  детей.  В

 

параде 

приняли участие свыше 100 тысяч школьников, студентов, педагогов и родителей.

 

 

По  третьему  направлению  разработаны  Концепция  и  план  перехода  на 
латинскую графику.

 

В 2016 г

АОО «НИШ» совместно с Институтом языкознания 

им

А.

 

Байтурсынова  впервые

 

разработан  «Лексико

-

грамматический  минимум 

казахского  языка»  на  основе  частотного  словаря  казахского  языка.  Также 
АОО

 

«НИШ» 

разрабатывается 

мобильное 

приложение 

«ҚазLingua», 

способствующее  овладению  государственным  языком  учащимися  начальных 
классов. Приложение работает на базе Android и находится в свободном доступе. 
Уникальность  приложения  в  том,  что  оно  полностью  соответствует  учебной 

 

 

139 

Условия и среда обучения

 

программе,  предоставляет  возможность  отслеживать  прогресс,  а  лексический 
подбор основан на лексико

-

грамматическом минимуме казахского языка.

 

 

Проводится последовательная работа по сокращению учебной нагрузки детей.

 

Согласно  методическим  рекомендациям,  разработанным  МОН  РК,  количество 
времени на выполнение домашнего задания сокращено на треть.

104

 

Во 2

-

м классе 

до 50 мин., в 

3-4-

х

 

классах 

70 мин., 5

-6-

х

 

классах 

90 мин., 7

-9-

х

 

классах 

- 110 

мин., 10

-11 (12)-

х

 

классах 

130 мин. Сокращение времени на уроках для проверки 

домашнего  задания  и  объяснения  задания  на  дом  на  5  минут  позволило 
сократить урок с 45 до 40 минут.

 

Домашнее задание рекомендуется не задавать 

на  праздничные  и  каникулярные  дни  (кроме  чтения  художественной, 
дополнительной литературы для общего развития, проектной работы и решения 
задач для математических школ), после проведения контрольных работ, а также 
учащимся  1

-

х  классов  (со  второго  полугодия  возможны  задания  по  чтению

 

в

 

объеме не более 20

 

мин

.). 

 

Финансовый компонент образовательной среды

 

 

Устойчивый

 

рост финансирования 

необходимое условие повышения качества 

школьного  образования.

 

Ограниченность  субсидий,  выделяемых  школе  на 

развитие  и  поддержку  функционирования,  затрудняет  создание  условий  для 
всеобщего доступа к образованию. К примеру, подготовка школы к включению 
учащихся с ООП

 

сопряжена со значительными дополнительными финансовыми 

затратами как на совершенствование материально

-

технической базы школы, так 

и  на  заработную  плату  педагогам,  повышение  их  квалификации.  Однако  без 
соответствующего  уровня  финансирования  невозможно  решить  проблему 
обеспечения  инклюзивной  образовательной  практики  соответствующими 
условиями.

 

 

Увеличиваются расходы госбюджета на школьное образование.

 

Основная доля 

финансирования школьного образования приходится на местный бюджет (более 
80% от всех затрат). Это приобретение и доставка учебников и УМК, школьный 
подвоз,  бесплатное  и  льготное  питание  отдельных  категорий  учащихся  и  др. 
Расходы  государственного  бюджета  на  школьное  образование  в  динамике  лет 
имеют тенденцию увеличения в номинальном выражении 

(рис.

 2.2.15). 

 
 
 
 
 
 
 

                                                

104

 

В целях сокращения объема домашнего задания утверждены Методические рекомендации по выполнению 

домашних заданий (приказ МОН РК №182 от 24.04.2017 г.)

 

 

 

140 

 

 

 

РИСУНОК 

2.2.15. 

Динамика расходов госбюджета на школьное образование, млн тг.

 

Источник: МОН РК

 

 

 

 

Продолжается апробация подушевого финансирования в организациях общего 
среднего  образования,  начатая  с  2013  г

.

 

В  пилотном  проекте  подушевого 

финансирования  участвуют  73  школы:  ЮКО  (19),

 

ВКО  (12),  Алматинской  (4), 

Актюбинской (15) и Акмолинской (13) областей, а также гг. Астана (5) и Алматы (5).

 

Результаты,  полученные  за  период  апробации,  позволяют  сделать  вывод 
о

 

прямой взаимосвязи изменения принципа финансирования и

 

положительной 

динамики качества образования

 

(

табл. 2.2.3

).

 

 

ТАБЛИЦА 

2.2.3.

 

Промежуточные итоги апробации подушевого финансирования

 

 

 

Показатель

 

2014 

2015 

2016 

2017 

Педработники, повысившие 
квалификацию

 

21% 

26% 

35% 

35,2% 

Количество проведенных для 
учащихся познавательных 
мероприятий и тренингов для

 

преподавателей

 

445 

651 

387 

636 

Количество изданных педагогами 
публикаций (в газетах, сборниках 
конференций, учебных журналах, 
школьном сайте), методических 
пособий (сборники, брошюры, 
электронные пособия)

 

1 251 

2 492 

1 097 

3 208 

Доля учащихся –

 

победителей 

конкурсов и соревнований 
(спортивные, предметные, 
научные, интеллектуальные)

 

17% 

22% 

68,8% 

58,7 % 

Средний показатель ЕНТ, балл

 

71 

76 

76,8 

75,9 

 

Источник: Данные АО «Финансовый центр»

 

 

На  подушевое  финансирование  из  республиканского  бюджета  смогут 
претендовать частные школы.

 

В Закон РК «Об образовании» включена норма, 

позволяющая размещение государственного образовательного заказа в частных 
школах,  что  приведет  к  планомерному  развитию  государственных  школ 

607 433

771 907

886 254

808 627

1 071 686

2013

2014

2015

2016

2017 г.

 

 

141 

Условия и среда обучения

 

и

 

привлечению  частного  капитала  в  среднее

 

образование.  С  2018  г.  пилотные 

частные школы получат из республиканского бюджета средства, покрывающие 
оплату  труда,  фонд  стимулирования,  учебные  расходы,  текущий  ремонт, 
капитальные  расходы,  а  также  коммунальные  услуги  и  Интернет.  За  счет 
стимулирующего

 

компонента частному  бизнесу будут возмещаться  расходы на 

строительство новых школ. Это должно дать мощный импульс для строительства 
бизнесом новых учебных заведений среднего образования. К

 2020 

г. планируется 

переход на подушевое финансирование всех остальных полнокомплектных школ 
республики.  Подушевое  финансирование  призвано  установить  прозрачное 
и

 

справедливое расходование бюджетных средств, дифференцированную оплату 

труда педагогов, высокий уровень менеджмента школы.

 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

Эффективно организованная среда обучения, приближенная к реалиям рынка 
труда,  во  многом определяет качество  системы ТиПО.

 

Тесное  сотрудничество 

 

с

 

работодателями  является  одним  из  первостепенных  условий  в  подготовке 

квалифицированных  кадров.  Создание  эффективных  условий  обучения 

 

в

 

колледжах также включает: новые образовательные технологии, современное 

материально

-

техническое  и  методическое  оснащение,  укомплектование 

современным  оборудованием,  отвечающим  последним  тенденциям  развития 
технологий, а также финансирование системы.

 

 

Содержание  системы  ТиПО  и  развитие  социального  партнерства  между

 

колледжами и работодателями

 

 

Возросшие 

требования 

к 

уровню 

образования 

кадров 

вызывают 

необходимость  пересмотра  подходов  к  ТиПО. 

Современная  система 

образования

 

столкнулась  с  новыми  вызовами.  С  одной  стороны,  образование 

должно

 

обеспечить работников средней квалификации, поступающих на работу

набором навыков, которые позволят избежать морального устаревания. С

 

другой, 

удовлетворить  растущую  потребность  экономики  в  квалифицированных 

работниках, востребованность в которых

 

будет расти в ближайшем будущем

.

105

 

 

Обновление  содержания  ТиПО  также,  как  и  во  всех  уровнях  образования, 
должно  быть  связано  с  акцентом  на  «мягкие  навыки».

 

Наряду 

с

 

ориентированностью  на  спрос  рынка  труда,  т.е.

 

профессиональные

 

навыки,

 

система 

ТиПО 

в 

мире 

все 

больше 

фокусируется 

на 

развитии 

«надпрофессиональных»,  социальных  навыков,  как  коммуникация,  мотивация, 

                                                

105

 

Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех, Всемирный доклад 

по мониторингу образования, 

UNESCO, 2016 

 

 

142 

 

 

эмоциональный  интеллект,  решение  проблем  и  конфликтов,  креативность. 
Исследования, проведенные на основе анализа рабочих обязанностей на рынках 
труда  США  и  Великобритании,  показывают

два  свойства  с  наименьшей 

вероятностью  будут  замещены  машинами

  - 

это  оригинальность  и  социальные

 

навыки.

106

 

 

Колледжи переходят на модульно

-

компетентностый подход, который призван 

обеспечить  преемственность  ТиПО  и  высшего  образования,  а  также  усилить 
акцент  на  «мягкие»  навыки. 

В  2017  г

в  ГОС  ТиПО  внесены  изменения 

по

 

кредитной и модульной технологии обучения (ППРК от 15.08.2017

 

г.

 

№ 484). 

Внедрение  данного  подхода дает  больше  шансов для выпускников колледжей 
при поступлении в вуз.  Кредитно

-

модульная технология обучения предполагает

 

перезачет  кредитов  при  переходе  из

 

колледжа  в  вуз  по  родственной 

специальности.  Это  обеспечит

 

гибкость  в  обучении

 

и  включение  студента 

в

 

систему 

непрерывного 

самообразования.

 

Модульные 

программы 

предусматривают  овладение  определенными  компетенциями,  необходимыми 
для  присвоения  квалификации.  Кроме  профессиональных  компетенций, 
внедряемый

 

подход  направлен  на  развитие  социальных  навыков

Это 

способствует  подготовке  специалистов,  способных  работать  в  постоянно 
меняющейся ситуации на рынке труда.

 

 

Актуализирован  и  утвержден  141  типовой

 

учебный

 

план,  в  котором

 

предусмотрен  модульно

-

компетентностный  подход

 

(Приказ  Министра 

образования и науки РК

 

от 31.10.

2018 

г. № 553). Такой подход позволяет получить 

до 3

-

х квалификаций вместо одной. В учебных планах оптимизирован учебный 

процесс  путем

 

исключения  дублирования  предметов

 

и

 

сокращения  сроков 

обучения

 

за  счет  интеграции  общеобразовательных,  общегуманитарных 

и

 

общепрофессиональных дисциплин в модули. Раннее при получении каждой 

квалификации данные дисциплины повторялись каждый год и срок обучения на 
каждую  квалификацию  составлял  2  года  10  месяцев.  В  настоящее  время, 
например, при получении специальности «Техник

-

электрик» выпускник получает 

дополнительно  3  родственные  квалификации:  «электромонтажник  по 
электрическим 

машинам», 

«электромонтажник 

по 

силовым 

сетям 

и

 

электрооборудованию», «электромонтажник по освещению  и осветительным 

сетям». Срок обучения составляет 3 года 10 месяцев.

 

 

В

 

Классификатор  профессий  и  специальностей  ТиПО

 

включены  новые 

специальности

. Подготовка кадров, соответствующих новым реалиям, в условиях 

                                                

106

 

Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех, Всемирный доклад 

по мониторингу образования, 

UNESCO, 2016 

 

 

143 

Условия и среда обучения

 

Четвертой промышленной революции становится особенно актуальной. Развитие 
современных технологий, искусственного интеллекта и цифровизации влечет за 
собой  появление  новых  типов  профессий.

 

В  ответ  на  глобальные  вызовы 

и

 

последние  тенденции  в  Казахстане  в

 

текущем  году  был  пересмотрен 

Классификатор  профессий  и  специальностей  ТиПО.  Классификатор  пополнился 
специальностями, связанными с развитием последних технологий, роботизацией 
и  автоматизацией.  В  классификатор  включены  28  новых  специальностей  и  130 
квалификаций.  Для  каждой  специальности  разработана  соответствующая 
программа, учебники и учебные пособия.

 

 

В

 

мире  развитие  предпринимательских  навыков  носит  всеобщий  характер.

 

В

 

условиях жесткой конкуренции и нестабильности на рынке труда правительство

 

многих стран уделяет особое внимание развитию навыков предпринимательства 
и инициативности. В странах ЕС предпринимательское образование реализуется 
на основе Стратегии «Европа 2020» и Плана действий «Предприимчивость 2020»

Повышение 

предпринимательской 

активности 

населения 

способствует 

снижению

 

показателя

 

безработицы  и  обеспечивает

 

стабильное  развитие 

экономики страны

В

 

Казахстане в

 

целях развития навыков предпринимательства 

в  учебный  процесс  системы  ТиПО  введен  факультативный  курс  «Основы 
предпринимательской деятельности».

 

 

ВСТАВКА 2

.2.2. 

Опыт Македонии по внедрению навыков предпринимательства

 

в образовательную среду

 

 

Македонией,  как  ответ  на  вызовы  современной  экономики,  совместно  с  ЕФО  разработан 
документ  «Стратегия  Республики  Македонии  по  изучению  навыков  предпринимательства 

2014-

2020».  Стратегией  предусматривается  внедрение  навыков  предпринимательства  в 

образовательную  систему  на  всех  уровнях.    На  уровне  среднего  образования  и  ТиПО 
предусматривается  самостоятельная  разработка  учащимися  практических  проектов  от 
инициирования  идеи,  ее  реализации  и  до  получения  результатов.  Проекты  могут  быть 
реализованы совместно с организацией образования, НПО или местным сообществом для 
решения  конкретной  проблемы  в  регионе.  В  рамках  данной  инициативы

 

формирование 

навыков  предприимчивости  предусматривает  развитие  следующих  способностей:  умение 
принимать  решения,  умение  исследовать,  знание  финансирования  стартап,  финансовая 
грамотность, практические навыки работы, маркетинг и умение продавать знания, понимание 
принципов планирования

.

107

 

 

В  мировой  практике  взаимодействие  сектора  ТиПО  и  работодателей 
основывается  на  доказательной  политике.

 

Ключевую  роль  в  предоставлении 

объективных  данных  о  спросе  на  рынке  труда  играют  аналитические  центры. 

                                                

107

 

Стратегия обучения предпринимательству Республики Македония, ЕФО, 2014 г.

 

 

 

144 

 

 

Такие  центры  проводят  анализ  рынка  труда,  изучая  не  только  количественную 
потребность  в  кадрах,  но  и  качественную.  Иными  словами,  центрами 
применяется  комплексный 

подход

включающий 

выявление

 

нужных 

компетенций и навыков в конкретной отрасли.

 

 

ВСТАВКА 2.2.3.

 

Взаимодействие системы ТиПО с работодателями в ведущих странах мира

 

 

 

 

С  учетом  международного  опыта  в  Казахстане  совершенствуется  система 
прогнозирования  рынка  труда. 

Переход  к  экономике,  основанной  на  знаниях, 

требует  пересмотра  подходов  к  исследованию  рынка  труда.  Традиционная 
система  прогнозирования,  основанная  только  на  количественных  данных, 
становится  неактуальной.  Важное  значение  приобретает  изучение  конкретных 
навыков  и  компетенций,  необходимых  для  адаптации  в  условиях 
быстроменяющейся  ситуации  на  рынке  труда.  Сегодня  в  республике  приняты 
меры по усовершенствованию системы прогнозирования потребности в кадрах. 
Наряду  с  анализом  количественных  данных,  изучается  спрос  на  компетенции

Действует электронная биржа труда (enbek.kz), где размещены данные по более 
чем 37 тыс. вакансий от 58 тыс. работодателей.

 

 

В  Казахстане  активно  развивается  взаимодействие  между  работодателями 

 

и

 

системой  ТиПО  через  дуальную  систему  обучения.

 

В  странах  ЕС  учебные 

заведения ТиПО активно  сотрудничают  с  работодателями  в  подготовке  кадров 
ТиПО.

 

Опираясь на международный опыт, в Казахстане продолжается активное 

внедрение  германской  модели  обучения

признанной

 

одной  из  самых 

эффективных  в  мире.

 

Дуальное  обучение  позволило  выстроить  тесное 

взаимодействие  между  учебными  заведениями  ТиПО  и  работодателями. 

 

 

145 

Условия и среда обучения

 

На

 

сегодняшний день дуальное обучение внедрено в 460 колледжах с участием 

055 предприятий. Охват студентов, обучающихся по 80 специальностям и 165 

квалификациям

 

в рамках данной системы обучения

составляет

 31 607 

человек

В

 

рамах  ГПРОН  проводится  мониторинг  колледжей,  внедривших  основные 

принципы  дуального  обучения  по  технологическим  и  сельскохозяйственным 
специальностям. В 2017 г

данный показатель достиг своего планового

 

значения 

и

 

составил  70%.  Так,  из  614  колледжей  по

 

техническим,  технологическим 

и

 

сельскохозяйственным

 

специальностям  432  внедрили  основные  принципы 

дуального обучения.

 

 

Для развития дуального обучения создана нормативно

-

правовая база.

 

Внесены 

изменения  и  дополнения в  2  законодательных акта  и  17  НПА.  Законодательно 
закреплен  понятийный  аппарат,  компетенции  заинтересованных  сторон, 
механизм  организации  процесса  дуального  обучения,  определение  объема  
учебного  времени  на  производственную  практику.  Правила  организации 
дуального  обучения  регулируют  деятельность  всех  участников  этого  процесса, 
порядок заключения договоров и выплаты компенсаций за обучение. В ГОС ТиПО 
предусмотрено  изменение  объема  учебного  времени  до  80%.  Продолжается 
работа по внесению в Закон РК «Об образовании» норм, регулирующих участие 
наставников и предприятий как обучающих организаций.

 

 

В  Казахстане  возрастает  роль  НПП

 

«Атамекен»  в  развитии  системы  ТиПО.

  

В

 

Казахстане  за  последние  годы  значительно  повысился  уровень  участия 

работодателей  в  разработке  политики  ТиПО

Основным  партнером  выступает 

НПП «Атамекен». Национальная палата предпринимателей «Атамекен»

 

обладает 

значительными  ресурсами,  поскольку

 

членство  в  Палате  обязательно  как  для 

малого,  так  и  среднего  бизнеса.  Палата  представлена  на  национальном 

 

и

 

региональном уровнях. НПП «Атамекен» играет ключевую роль во внедрении 

дуального подхода в

 

учебных заведениях ТиПО. При содействии Национальной 

палаты развивается институциональная структура дуального обучения. Созданы 

95 

учебных  и

 

ресурсных  центров  для  переподготовки  специалистов  при 

предприятиях;  организован  институт  шефства  между  10  отраслевыми 
ассоциациями  и

 

колледжами  на  основе  85  договоров.  Функционируют 

 

Консорциума:  1)  между  Ассоциацией  предпринимателей  сферы  сервиса 

 

и

 

услуги и Кызылординским индустриально

-

техническим колледжем, 2) между 

ТОО  «Казфосфат»  и  Химико

-

технологическим  колледжем

 

г.

 

Тараз.  Работают 

 

отраслевых  кластеров  и  21  сертификационный

 

центр,  сформирован  пул 

наставников. Со следующего года будут функционировать центры компетенций.

 

 

Разработка  и  утверждение  профессиональных  стандартов  переданы  в  руки 
работодателя.

 

С  2016  г.  внесены  изменения  в  Трудовой  кодекс  (ст.117),  где 

 

 

146 

 

 

определены  ответственные  органы  за  разработку  всех  компонентов 
Национальной  системы  квалификации.  Согласно  обновленным  нормам 
Трудового кодекса функции разработки профессиональных стандартов

 (

на основе 

отраслевых рамок квалификаций

закреплены за объединениями

 

работодателей

Утверждаются 

профессиональные 

стандарты 

Национальной 

палатой 

предпринимателей  РК.  Данные  подходы  к  разработке  профстандартов 
соответствуют международной практике.  В передовых странах ключевую роль 

 

в

 

разработке  национальных  профессиональных  стандартов  играют  различные 

ассоциации, 

созданные 

работодателями 

и 

профсоюзами, 

а 

также

 

государственные органы (отраслевые министерства)

ответственные за развитие 

общей  политики  в  системе  ТиПО.  Такое  сотрудничество  способствует 
качественной подготовке кадров ТиПО, соответствующих запросам рынка труда. 
В

 

Казахстане  развитие  профессиональных  стандартов  продолжается  в  рамках 

Соглашения о партнерстве между Правительством РК

 

и Международным банком 

реконструкции  и  развития  по  проекту  «Развитие  трудовых  навыков 

 

и

 

стимулирование 

рабочих 

мест». 

В 

рамках 

подкомпонента 

1.1.

 

«Совершенствование  профессиональных  стандартов,  включая  процессы 
пересмотра 

и 

согласования» 

планируется 

разработать 

около 

550 

профессиональных стандартов.

 

 

В  Казахстане  внедряется  прикладной  бакалавриат

.  Одним  из  направлений 

развития  системы  ТиПО  является  внедрение  прикладного  бакалавриата 
в

 

колледжах  страны.  Введение

 

прикладного

 

бакалавриата  рассматривается 

в

 

системе  профессионального  образования  как  подготовка

 

специалистов 

с

 

ориентацией

 

на  трудоустройство.

 

Предполагается, что  студенты, обучившиеся 

по 

четырехлетней 

программе 

прикладного 

бакалавриата, 

станут 

квалифицированными  практиками  с  большой  теоретической  подготовкой 
на

 

уровне высшего образования. 

 

 

Продолжается  работа  по  разработке  учебной  литературы  и  учебно

-

методических  пособий. 

Для  учебно

-

методического  обеспечения  организаций 

ТиПО с учетом перспектив развития технологических процессов на производстве 
в 2016

-

2017 гг.

 

осуществлены

 

перевод и тиражирование 500 единиц зарубежной 

современной учебной

 

литературы и учебных пособий.

 

 

Присоединение  Казахстана  к  международному  движению  WorldSkills  дало 
импульс  для  внедрения  международных  стандартов. 

Основной

 

задачей

 

международного

 

движения 

WorldSkills 

является  развитие  технического 

 

и

 

профессионального  образования,  а  также  повышение  престижа  рабочих 

профессий  во  всем  мире.  Движение 

WorldSkills 

направлено  на  рост 

 

и

 

совершенствование  профессионального  мастерства  молодых  людей 

 

 

 

147 

Условия и среда обучения

 

с

 

помощью

 

тесного 

взаимодействия 

с

 

бизнесом, 

индустрией 

 

и

 

промышленностью. 

WorldSkills 

определяет  основные  тренды  в  развитии 

навыков будущего, открывает доступ к современным и передовым технологиям 
и

 

оборудованию. Казахстан присоединился к данному движению в 2014 г., став 

70-

й страной

-

участницей Ассоциации WorldSkills. За три года реализации проекта 

намечены  позитивные  тенденции.  Увеличилось  количество  колледжей, 
принимающих  участие  в  проекте,  расширился  перечень  компетенций  как 
национальных,  так  и  мировых  чемпионатов.  Стандарты  WorldSkills  берутся  за 
основу при разработке образовательных программ ТиПО.

 

 

Деятельность  10  базовых  колледжей  Холдинга  «Кәсіпкор»

 

в  рамках  проекта 

«10

 

колледжей  для  ГПИИР

-

С  сентября  2017  г.  по  государственному 

образовательному заказу в 10 базовых колледжах принято 872 студента. Первый 
выпуск  студентов  базовых  колледжей  по  внедренным  образовательным 
программам  ожидается  в  2018  г.  В  базовые  колледжи

согласно  выделенному 

госзаказу

внедрены 4 новые образовательные программы по специальностям: 

«Программирование»,  «Гибкие  автоматические  линии»,  «Фермерское  дело», 
«Автоматизация  и  управление».  В  колледжах  работают  1  312  ИПР,  в  т.ч.

  626 

человек с высшей и первой категорией. В 2016 г. Холдинг «Кәсіпқор» разработал 
и

 

внедрил курс «Педагог новой формации системы ТиПО». По новым программам

 

в  2016  г.  прошли  повышение  квалификации  17  руководителей,  209  ИПР 

 

и

 

47 внештатных тренеров. В 2017 г. обучение прошли 9

 

руководителей и 322 ИПР. 

Подготовлены 55 внештатных тренеров 10 базовых колледжей. Тремя базовыми 
колледжами  (Темиртауский  высший  политехнический

 

колледж,  Костанайский

 

высший

 

политехнический  колледж  и  Высший  колледж  г.  Кокшетау)  в  рамках 

ЭКСПО

-

2017  заключен  Меморандум  о  сотрудничестве  с  колледжем 

Esedu 

(Финляндия) по вопросам в

 

сфере ТиПО.

 

 

Развитие инфраструктуры системы ТиПО

 

 

Обновление  материально

-

технического  оснащения  остается  актуальным 

вопросом в системе ТиПО. 

Материально

-

техническая оснащенность колледжей 

играет  ключевую  роль  в  формировании  практических  навыков  у  студентов.

 

В

 2017 

г

финансирование на МТБ колледжей составило 1 

504 144,2 

тыс. тенге

что 

в

 

2,3  раза  выше  показателей  2016  г. 

(644 284,8 

тыс.

 

тенге).  Сопоставительный

 

анализ данных по материально

-

технической оснащенности колледжей указывает 

на  положительную  тенденцию  увеличения  количества  учебных  кабинетов, 
лабораторий,  мастерских,  учебных  полигонов  колледжей  по  сравнению 
с

 

прошлым годом

 

(табл. 2.2.4

).

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz