НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 8

 

 

 

 

116 

 

 

техническим,  технологическим  и

 

сельскохозяйственным  специальностям, 

432 (70%) внедрили основные принципы дуального обучения

 

 

Возрастает  уровень  участия  работодателей  в  разработке  политики  ТиПО.

 

С

 

2016 г. НПП «Атамекен» переданы функции по разработке и

 

утверждению 

профстандартов.

 

 

 

В  мировой  практике  развитие  навыков  предпринимательства  служит 
одним  из  механизмов  повышения  трудовой  активности  населения 
и

 

снижения безработицы. В Казахстане в учебный процесс системы ТиПО 

введен 

факультативный 

курс 

«Основы 

предпринимательской 

деятельности».

 

 

 

Оснащение  МТБ  остается  актуальным  вопросом  в  системе  ТиПО

Сопоставительный 

анализ 

оснащенности 

колледжей 

указывает 

на

 

недостаточный  уровень  обеспеченности  МТБ  сельских  колледжей. 

Кроме  того,  порядка  20%  иногородних  студентов  не  обеспечены 
общежитиями.

 

 

Высшее и послевузовское образование

 

 

Результаты 

международных 

исследований 

подтверждают, 

что

 

абитуриенты  при  выборе  вуза  учитывают  комфортные

 

условия  и  среду

 

обучения

условий  для  занятия  спортом,  медицинские  условия,  наличие 

студенческих  объединений,  общежитий,  цифровой  инфраструктуры 
и

 

библиотеки.

 

 

 

В  70  вузах  (54%)  действуют  спортивные  клубы.  56%

 

студентов  посещают 

спортивные секции.

 

 

 

В 112 вузах (86,1%) действуют органы студенческого самоуправления.

 

 

 

Общежитиями  не  обеспечено  17

 

354  студента

 

(20,3%).  Наибольшая 

потребность  в  общежитии  наблюдается  в  гг.  Астана 

(32,6%) 

и  Алматы

 

(16,5%). 

 

 

На  пути  к  цифровизации  высшего  образования  переведены  в  цифровой 
формат  зачетные  книжки,  расписание  занятий  и  домашних  заданий. 
Оцифрована  процедура  подачи  заявок  на  все  научные  гранты,  прием 
отчетов, учет статей, база электронных адресов.

 

 

 

Во всех вузах функционирует библиотека. Библиотечный фонд составляет 
78,8  млн  экземпляров,  ежегодные  поступления 

1,2  млн  экземпляров. 

Количество  читателей  в  2017  г.  составило  600  381  человек,  количество 
посещений за год 

23,3 млн раз, число книговыдач за год 

44,4 млн книг.

 

 

 

 

117 

Условия и среда обучения

 

 

В

 

мировом рейтинге университетов QS Stars

 

отмечены 4 казахстанских вуза: 

КазНУ имени аль

-

Фараби, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, КЭУ Казпотребсоюза, 

КазГосЖенПУ.

 

 

 

Проделанная  за  10  лет  кропотливая  работа  по  наделению  вузов 
автономией нашла отражение в принятом Законопроекте по расширению 
академической и управленческой свободы вузов.

 

 

 

В  рамках  подготовки  кадров  на  трех  языках  в  76  вузах  созданы  2,5  тыс. 
специальных групп, в которых 30 тыс. человек проходят обучение на трех 
языках  по  всем  направлениям  подготовки.

 

В  11  базовых  вузах  созданы 

47 

лабораторий по основным направлениям ГПИИР.

 

 

 

Опыт  Назарбаев  Университета  транслировался  в  56  вузах  страны 
по

 

направлениям: проведение ежегодного Евразийского форума лидеров 

высшего  образования,  обучение  топ

-

менеджмента  вузов,  развитие 

корпоративных 

органов 

управления 

и 

выборности 

ректоров, 

трансформация вузов в некоммерческие организации образования.

 

 

 

 

 

118 

 

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

 

Резкое увеличение сети дошкольных организаций и удовлетворение высокой 
потребности  населения  в  ДВО  затрудняет  обеспечение  качества  условий. 

Несмотря  на  снижение  доли  дошкольных  организаций  в  приспособленных 
зданиях за период 2015

-

2016 гг., данный показатель показывает положительную 

динамику  с  2005  г.  (18,6%,  220  ед.).  В  2017  г.  количество  дошкольных 
организаций  как  в  типовых,  так  и

 

в

 

приспособленных  зданиях  увеличилось 

 

в 1,3 раза. При этом доля приспособленных зданий увеличилась лишь на 0,5%, 
а

 

доля типовых зданий снизилась на 6,8% 

(рис. 2.2.1)

. В 2017 г. количество детских 

садов  в  типовых  зданиях  составило  4

 

883  единицы  (2016  г. 

-  3 

868  ед.), 

в

 

приспособленных 

- 3051 

(2016 г. 

- 2 

366 ед.).

 

 

РИСУНОК 2.2.1.

 

Доля дошкольных организаций в типовых и приспособленных зданиях

 

от их общего числа, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

Наибольшее  число  дошкольных  организаций  в  приспособленных  зданиях 
находится  в  сельской  местности. 

По  данным  2017  г.,  количество  дошкольных 

организаций  в  сельской  местности  в  типовых  и  приспособленных  зданиях 
составило 2 704

 

и 1

 831, 

в городской местности 

- 2 

179 и 1

 

220 соответственно. 

Таким  образом,  доля  приспособленных  зданий  в  сельской  местности  на  33% 
выше, чем в городской. При этом доля типовых зданий в сельской местности выше 
всего  на  19%.  Рост  дошкольных  организаций  в  приспособленных  зданиях 
обусловлен высокой потребностью в ДВО. С 2015 по 2017 гг. снизилось количество 
дошкольных  организаций, находящихся  в  аварийном  состоянии, на  3  единицы 
(2015 г. 

15 ед., 2017 г. 

12 ед.).

 

 

Наибольшее  число  дошкольных  организаций  садов  в  приспособленных 
зданиях отмечено в

 

Кызылординской области и ЮКО.

 

Усиление МТБ особенно 

актуально  в  данных  регионах,  так  как  количество  дошкольных  организаций 
в

 

приспособленных  зданиях  больше,  чем  в  типовых:  Кызылординской  области 

44,6

38

38,5

55,4

68,3

61,5

2015

2016

2017

приспособленные

типовые

 

 

119 

Условия и среда обучения

 

(+111 ед.) и ЮКО (+50 ед.). С 2015 г. самый высокий рост дошкольных организаций 
в  приспособленных  зданиях  отмечен  в

 

Алматинской  области  (в  3,4  раза),  СКО 

 

3,3 раза) и ЮКО (в 2,8 раза). Наименьшее количество приспособленных зданий 

зафиксировано в

 

Карагандинской области 

(рис. 2.2.2).

 

 

Повсеместно  наблюдается  рост  доли  типовых  зданий.

 

Это  обусловлено 

строительством  новых  дошкольных  организаций.  В  2015

-

2017  гг.  количество 

типовых зданий значительно выросло в СКО (в 10 раз), Карагандинской области 

 

6 раз), ВКО (в 3,3 раза), ЗКО (в 2,8 раза) и г.

 

Алматы (в 2,6 раза).

 

 

РИСУНОК 2.2.2.

 

Типовые и приспособленные здания дошкольных организаций, 2017 г., ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

Резкий  рост  сети  дошкольных  организаций  также  отражается  на 
благоустройстве детских садов.

 

В 2017 г. наличие индивидуального отопления 

зафиксировано в более, чем половине дошкольных организаций 

(рис. 2.2.3)

. Одна 

треть  дошкольных  организаций  не  имеют  водопроводного  водоснабжения 
и

 

канализации.  Увеличение  сети  ДВО

 

в  период  2015

-

2017  гг.  привело 

к

 

значительному  росту  дошкольных  организаций  без  горячей  воды, 

водопроводного снабжения, канализации и с индивидуальным отоплением. Так, 
за  указанный  период  в  9  раз  выросло  число  детских  садов

 

с  индивидуальным 

отоплением,  в  6  раз 

дошкольных  организаций  без  горячей  воды,  в  5  раз 

с

 

привозной  водой  и  в  4  раза 

без  канализации.  В

 

2015  г.  вышеупомянутые 

проблемы  отсутствовали  во  многих  регионах.  В

 

частности,  данные  проблемы 

благоустройства  не  были  актуальны  для  дошкольных  организаций  гг.

 

Алматы, 

Астаны  и  СКО.  Тем  не  менее,  в  связи  с  ростом  сети  ДВО  в  гг.

 

Алматы  и  Астана 

количество таких организаций увеличилось на 387 и 124 единицы соответственно. 
В СКО их число увеличилось в

 

234 раза.

 

109

167

308

64

130

179

54

86

359

82

813

73

100

180

107

240

222

260

560

223

259

229

296

243

248

155

763

219

217

438

201

350

приспособленные

типовые

 

 

120 

 

 

 

РИСУНОК 2.2.3.

 

Динамика показателей благоустройства дошкольных организаций, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

Показатели  благоустройства  дошкольных  организаций  значительно  выше 
в

 

городской  местности.

 

Так,  количество  дошкольных  организаций  без 

канализации, горячей воды, а также с индивидуальным отоплением и привозной 
водой  значительно  выше  в  сельской  местности.  Наибольшие  трудности 

 

в

 

благоустройстве  дошкольных  организаций  на  селе

 

составляет  обеспечение 

канализации и горячей воды. По

 

данным 2017 г., количество организаций ДВО без 

канализации на селе в 10 раз больше, чем в городе, без горячей воды 

в 7 раз 

(рис.

 2.2.4)

.  При  этом  в  городской  местности  в  два  раза  больше  дошкольных 

организаций с водомерами и установленным теплосчетчиком.

 

 

РИСУНОК 2.2.4.

 

Благоустройство дошкольных организаций, 2017 г., ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

9,4

28,4

30,3

7,9

20,3

21

12,4

59,9

59,5

14,7

43,2

31,3

2015

2016

2017

без горячей воды

без водопроводного водоснабжения

индивидуальное отопление

без канализации

301

314

1122

227

2707

3084

524

2106

1356

3598

2255

1654

1910

581

Без горячей воды

С привозной водой

С индивидуальным отоплением

Без канализации

С установленным теплосчетчиком

С водомерами

С автономным отоплением

город

село

 

 

121 

Условия и среда обучения

 

Наибольшую трудность в благоустройстве дошкольных организаций испытывает 
ЮКО. В

 

данном регионе находится почти четверть дошкольных организаций без 

горячей  воды  (604

 

ед.),  канализации  (557  ед.),  с  привозной  водой  (326  ед.) 

и

 

индивидуальным  отоплением  (1

 

063  ед.)  от  общего  числа  дошкольных 

организаций 

с 

упомянутыми 

проблемами. 

Критическая 

ситуация 

 

с

 

индивидуальным  отоплением  также  отмечена  в  Алматинской  (721  ед.) 

 

и

 

Кызылординской  (514

 

ед.)  областях.  В  ВКО  и  ЗКО  254  и  245  дошкольных 

организаций соответственно испытывают трудности с

 

канализацией.

 

 

Количество  дошкольных  организаций,  оснащенных  ИКТ

-

оборудованием, 

в

 

городской  местности  почти  в  два  раза  больше,  чем  в  сельской  местности.

 

В

 2017 

г.  1

 

210  городских  дошкольных  организаций  имели  персональные 

компьютеры,  мультимедийные  проекторы,  сенсорные  интерактивные  доски 
и

 

развивающие  компьютерные  игры.  При  этом  только  в  766  ДВО  сельской 

местности  находилось  данное  ИКТ

-

оборудование.  Снижение  количества 

дошкольных  организаций,  оснащенных  ИКТ

 

оборудованием,  за  период 

 

2016-2017 

гг. отмечено только в Павлодарской области (

-

12). Самый значительный 

рост оснащенности ИКТ

 

оборудованием зафиксирован в ЮКО

 

(+67 дошкольных 

организаций), наименьший –

 

в СКО

 

(+1 дошкольная организация) 

(рис. 2.2.5)

 

РИСУНОК 2.2.5.

 

Оснащенность дошкольных организаций ИКТ оборудованием, ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

66

80

110

136

82

81

109

91

100

103

148

69

36

88

144

237

70

97

131

170

96

96

122

103

128

108

215

57

37

102

167

277

Акмолинская

Актюбинская

Алматинская

Атырауская

ЗКО

Жамбылская

Карагандинская

Костанайская

Кызылординская

Мангистауская

ЮКО

Павлодарская

СКО

ВКО

г.Астана

г.Алматы

2016

2017

 

 

122 

 

 

Оснащенность  государственных  детских  садов  компьютерами  остается  в  три 
раза выше частных.

 

В 2017 г. количество компьютеров в государственных детских 

садах составило 15

 

819 единиц, в частных 

- 6 157. 

Несмотря на рост оснащенности 

компьютерами  в  период  2016

-

2017  гг.  (+2

 

278  ед.),  среднее  количество 

компьютеров

 

на

 

один детский сад не изменилось: 4 компьютера

 

на один детский 

сад

По  стране  наибольшее  количество  компьютеров  на  детский  сад  отмечено 

 

в

 

Атырауской (8), Карагандинской (7) и Мангистауской (7) областях. Наименьшее 

в  ЮКО:  всего  2  компьютера  на  один  детский  сад.  Самый  высокий  показатель 
оснащения  государственных  детских  садов  в  г.  Астане  (10),  Атырауской 

 

и

 

Мангистауской (9), Карагандинской (8), Костанайской (7) областях

 

(рис. 2.2.6)

 

РИСУНОК

 2.2.6.

 

Количество компьютеров в детских садах, 2017

 

г.,

 

ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

Увеличились  расходы  государственного  бюджета  на  дошкольное  воспитание 
и

 

обучение. 

Инвестиции государственного бюджета в основном направлены на 

повышение  доступности  дошкольного  образования.  Основная  доля  затрат 
приходится  на  реализацию  государственного  заказа  в

 

организациях

 

ДВО

методологическое  обеспечение,  строительство  и  реконструкцию  объектов 
образования.

 

 

755

749

907

1225

964

789

1388

884

838

1219

1456

1077

418

845

974

1331

192

214

718

133

95

190

117

155

850

201

1486

23

45

277

501

960

в государственных ДС

в частных ДС

 

 

123 

Условия и среда обучения

 

РИСУНОК 

2.2.7. 

Расходы государственного бюджета на дошкольное образование, млн тг

 

Источник: МОН РК

 

 

Ведется  работа  по  обновлению  содержания  дошкольного  воспитания 
и

 

обучения.

 

Обновленное  содержание  дошкольного  образования  включает

 

перспективный  план,  составленный  на  основе  сквозных  тем,  циклограмму  на 
неделю,

 

внедрение  системы  индикаторов  для  отслеживания  уровня  развития 

умений и навыков детей. Реализация педагогического процесса осуществляется 
по  принципу  интеграции.  В  рамках  одной  образовательной  области 
одновременно  реализованы  задачи  из  других  образовательных  областей. 
Интеграция  осуществляется  согласно  возрастным  особенностям  детей 
и

 

обеспечивает целостность развития навыков и умений детей.

85

 

 

Разработка «Әліппе» («Букваря») и учебно

-

методического комплекса для детей 

5-

6  лет  обеспечит

 

единую  подготовку

 

к  освоению  школьной  программы

.

 

В

 2017 

г.  начата  работа  по  разработке  единой  программы  для  предшкольной 

подготовки детей «Әліппе» («Букварь»). Внедрение данной программы в нулевом 
классе  направлено  на  устранение  дисбаланса  в  уровне  подготовки  детей.

86

 

«Әліппе» («Букварь») рассчитан на изучение алфавита в течение всего учебного 
года, а не в

 

течение трех месяцев как было ранее, а также на

 

распознавание

 

букв, 

чтение

 

по  слогам,  умение  делать

 

звуковой  анализ  слов.

 

В  2017  г.  апробация 

учебника «Әліппе»

 

была проведена в 18 школах и 30 детских садах

.

87

 

В нулевых 

классах  единая  предшкольная  программа  будет  внедрена  с  сентября  2019  г

по

 

всей стране.

 

 

Пересмотрены  Санитарно

-

эпидемиологические

 

требования  к  объектам 

дошкольного воспитания и обучения детей. 

Приказом МЗ РК

 

от

 

17 августа 2017

 

г

были  утверждены  Санитарные

 

правила

 

«Санитарно

-

эпидемиологические 

                                                

85

 

Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики 

Казахстан в 2017

-

2018 учебном году: Инструктивно

-

методическое письмо

 

86

 

МОН РК представило дополнительное разъяснения по пилотному обучению учеников в 0

-

ых классах 

http://edu.gov.kz/ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=644&sphrase_id=57280 

87

 

Новое качество образования: итоги 2017 года и планы на 2018 год 

http://edu.gov.kz/ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=2468&sphrase_id=57280

 

203 063

179 485

214 573

2015

2016

2017

 

 

124 

 

 

требования  к  дошкольным  организациям  и  домам  ребенка».  Смягчены 
инфраструктурные  требования  к  строительству  и  эксплуатации  дошкольных 
организаций.  С  2017  г.  допускается  эксплуатация  дошкольных  организаций

 

на 

первых  двух  этажах  многоквартирного  жилого  дома  при  отсутствии  жилых 
помещений  на  первом  этаже.  Добавлены  санитарно

-

эпидемиологические 

требования

 

к содержанию дошкольных организаций

 

вместимостью до трех групп

 

с

 

минимальным  набором  помещений.  В  частности,  допускается  совмещение 

 

в

 

одном помещении игровой и спальни из расчета не менее 3,0 м

2

 

на 1 ребенка

организация  питания  в  группах  без  оборудования  буфетных

-

раздаточных  или 

 

в

 

общей 

столовой, 

сокращение 

набора 

помещений 

пищеблока 

и

 

технологического  оборудования.  Вышеупомянутые  изменения  упростили 

процедуры открытия частных дошкольных организаций.

 

 

Общее среднее образование

 

 

Качество  здоровья  и  обучения  детей  во  многом  определяется  школьной 
средой,  в  которой  они  находятся  значительную  часть  своей  жизни. 

Следует 

выделить следующие важные компоненты образовательной среды: предметно

-

пространственный (архитектура, дизайн и благоустройство школы

материально

-

техническое  оснащение),  учебно

-

организационный  (сменность  занятий, 

наполняемость  и  др.),  содержательно

-

методический  (образовательные 

программы,  учебные  планы,  учебники

 

и  др.),  здоровьесберегающий

  (

питание, 

питьевой  режим

 

и  др.)

 

и  финансовый  (расходы  на  уровень  школьного 

образования, затраты на одного ученика, подушевое финансирование и др.).

 

 

Предметно

-

пространственный компонент образовательной среды

 

 

Как предиктор здоровья и благополучия субъектов

 

образования

 

исследователи 

отмечают физическую школьную среду.

 

К примеру, в

 

исследовании В.

 

Дюран

-

Нарукки, проведенном в 95 школах Нью

-

Йорка, выявлено, что само здание

 

школы 

оказывает  существенное  влияние  на  эффективность  обучения  и  учебную

 

мотивацию:

 

если  школа

 

давно  не  ремонтировалась

 

и  выглядела 

непривлекательной,  ученики  ее

 

были  склонны  чаще  пропускать  занятия  и,  как 

следствие,  хуже  учиться.

88

 

В  работе  C.  Хартер  убедительно  показано,  что 

благоприятная физическая среда в школе способствует повышению самооценки, 
усилению мотивации и, как следствие, повышению академической успеваемости 
школьников 

(

рис. 2.2.8

)

.

89

 

                                                

88

 

Физическая школьная среда как предиктор здоровья и благополучия субъектов образовательного процесса 

(обзор зарубежных исследований) 

Клиническая и специальная психология 

- 2012. 

 1]http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49968.shtml 

89

 Harter S. Developmental processes in the construction of the self. // T. D. Yawkey, & J. E. Johnson (Eds.). Integrative 

processes and socialization: Early to middle childhood. 1988. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Pp. 45-78. 

 

 

125 

Условия и среда обучения

 

 

 

РИСУНОК 

2.2.8. 

Влияние физической среды на академическую успеваемость школьников

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

 

 

Первостепенное  внимание  в  РК  уделяется  обеспечению  безопасности 
пребывания  учащихся  в  школах.

 

По  данным  МОН,  за  счет  средств 

Республиканского  бюджета  в

 

период  за  2016

-

2017  гг.  построено  16  школ, 

Национального  фонда 

-  108 

школ  (2016  г. 

48  ед.,  2017

 

г. 

76).  Данные  меры 

позволили  сократить  количество  аварийных  школ  в  1,5  раза  в  сравнении 
с

 

показателем 2016 г. Согласно НОБД большинство аварийных школ приходилось 

на сельскую местность (84%). Отсутствие аварийных школ в 2017 г. зафиксировано 
в гг. Астана и Алматы, СКО, Павлодарской, Мангистауской и Алматинской областях.

 

 

Каждая пятая школа в стране построена в 90

-

е годы, и

 

проведение капитального 

ремонта  в  них  крайне  необходимо. 

В  2017  г

доля  отремонтированных  школ 

незначительна.  За  счет  местного  бюджета  произведен  капитальный  ремонт 
(реконструкция крыш, фасадов, замена окон, полов и др.) в 588 школах (2016 г

. - 

633  ед.).  В  целом  по  РК

 

на  34

 

единицы  стало  больше

 

школ,  где  необходим 

капитальный ремонт (2016 г

. - 793). 

В разрезе регионов значительное увеличение 

сети школ, подлежащих ремонту, наблюдается в

 

СКО (+32 ед.), ЗКО (+20 ед.), ВКО 

(+15  ед.)  и  Алматинской  области  (+16  ед., 

табл

.  2.2.1

). 

По  состоянию  на  2017  г. 

каждая  вторая  организация  дополнительного  образования  расположена

 

в

 

приспособленных  зданиях,  практически  в  каждой  шестой  из  них  необходим 

капитальный  ремонт.  14  объектов  организаций  дополнительного  образования 
находятся в аварийном состоянии.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источник:

 

Журнал «Клиническая и специальная психология» 

№1 2012, с.3

 

Физическая среда поддерживает 
рост компетентности

 

Компетентность в значимых областях

 

Самоценность

 

Мотивация

 

Академическая 

успеваемость

 

Принятие, поддержка, уважение

  

со стороны других

 

 

 

126 

 

 

ТАБЛИЦА

 2.2.1.

 

Техническое состояние школ

 

Регион

 

Количество школ, нуждающихся 

в  капремонте, ед.

 

Количество 

аварийных школ, ед.

 

2016 

2017 

2016 

2017 

РК

 

793 

827 

64 

43 

Акмолинская

 

33 

16 

Актюбинская

 

31 

31 

Алматинская

 

165 

181 

Атырауская

 

49 

41 

ЗКО

 

13 

33 

Жамбылская

 

90 

76 

Карагандинская

 

77 

84 

Костанайская

 

26 

32 

Кызылординская

 

50 

49 

13 

Мангистауская

 

11 

ЮКО

 

43 

47 

20 

13 

Павлодарская

 

48 

39 

СКО

 

49 

81 

ВКО

 

34 

49 

г. Астана

 

17 

17 

г. Алматы

 

57 

43 

 

Источник: НОБД

 

 

Несмотря  на  проводимые  меры,  не  достигнут  плановый  показатель  ГПРОН 
на

 20

17  г.  по  полной  ликвидации  аварийных  школ  (факт 

-  0,6%).

 

Основная 

причина 

отставание капремонта от нормативных сроков эксплуатации. В

 2017 

г. 

в

 

827  школах,  подлежащих  капитальному  ремонту,  обучались  473

 699 

учащихся, 

в

 

43 аварийных школах 

13 245 детей,

 

в

 130 

трехсменных школах 

18 309 детей. 

Вопросы  качества  технического  состояния  и

 

перегруженности  школ  являются 

актуальными  для  МИО  и  находятся  на  контроле  государства.  Планируется 
привлечение частных инвесторов, что даст существенный толчок, и

 

проблемы по 

инфраструктурной части школьного образования будут решены в ближайшие годы.

 

 

Треть школ страны имеет все виды благоустройства

. Доля школ, имеющих все

 

виды  благоустройства

 

(включая  системы  водоснабжения  и

 

водоотведения, 

вентиляции  и  кондиционирования  воздуха),  в  городской  местности  составляет 
68%, сельской 

23%. Частично благоустроенные 

чуть более половины всех школ 

страны, в городах насчитывается 29%

 

таких школ, селах 

62%. Неблагоустроенные 

15% сельских и 3% городских школ 

(рис

. 2.2.9)

 

 

127 

Условия и среда обучения

 

 

РИСУНОК 

2.2.9. 

Доля дневных государственных общеобразовательных школ

 

по видам благоустройства, 2017 г.

 % 

Источник: НОБД

 

 

 

Школы  обеспечиваются  ультрасовременными  кабинетами

.

 

В

 

2017  г.  доля 

дневных  государственных  общеобразовательных  школ  страны,  имеющих 
кабинеты  новой  модификации

 

(физики,  химии,  биологии,  лингафонные 

мультимедийные), составила 71,7% (2016 г. 

- 70%). 

В комплект таких

 

кабинетов 

входят  специализированная  мебель,  демонстрационные  и  лабораторные 
приборы,  технические  средства  обучения,  мультимедийные  программы, 
интерактивное  оборудование  и  многое  другое.

 

Наибольший  показатель 

оснащенности  школ  современными  кабинетами  зафиксирован  в  г

Алматы 

(88,6%), Атырауской (87%), Мангистауской (82%) областях. Низкий процент 

в

 

ЗКО 

(65%

), Акмолинской (64%) и

 

Павлодарской (65%) областях

В целом обеспечение 

кабинетами

 

новой модификации

 

в динамике за два года растет 

(рис

. 2.2.10)

 

РИСУНОК 2

.2.10. 

Динамика доли дневных государственных общеобразовательных школ

 

 

имеющих кабинеты новой модификации, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

47,9

45,9

42,6

46,4

49,0

47,3

43,5

46,8

физики

химии

биологии

лингофонные 

мультимедийные

2016

2017

34%

12%

54%

благоустроенные

неблагоустроенные

частично благоустроенные

 

 

128 

 

 

Вопросы качества Интернета и обновления компьютерной техники требуют еще 
решения.

 

В 2017 г.

согласно НОБД, доступ к

 

Интернету имели 98,7% школ, из них 

только 62% 

к

 

сети Интернет со скоростью выше 4 Мбит/с. Практически во всех 

МКШ  есть  доступ  к

 

Интернету  (97,5%), но лишь 50% из них  подключены  к  сети 

Интернет со

 

скоростью выше 4 Мбит/с. Соотношение ученик/компьютер в 2017 г.

 

в  дневных  государственных  общеобразовательных  школах  составляло  11:1, 

 

в

 

2016  г. 

-  11:1.

 

Наиболее  низкие  показатели  зафиксированы

 

в

 

Мангистауской 

области  (20:1),  ЮКО  и  гг.  Астана,  Алматы  (16:1).  В  МКШ  на

  1 

компьютер 

приходилось  4  ученика,  в  негосударственных  школах 

-  6 

учащихся.  Общее 

количество компьютеров, используемых в

 

учебном процессе всех школ страны, 

составило 304

 124 

единицы

 

Наблюдается  неравномерное  оснащение  школ

 

интерактивными  досками

.

 

Технология  интерактивной  доски  при  условии  регулярности  ее  применения 
и

 

опыта владения ею со стороны педагога

 

приводит к стабильным улучшениям 

результатов  учащихся.

90

 

По  данным  МИО  на  долю  всех  государственных 

общеобразовательных школ в 2017 г. приходилось 29

 

245 интерактивных досок. 

Наибольшее их количество интерактивных досок отмечено в гг. Астана, Алматы 

в

 

среднем  по  15  и  17  единиц  в

 

каждой  школе,  а  также  в  Атырауской  (7  ед.), 

Мангистауской (6

 

ед.) и

 

Кызылординской (5 ед.) областях. В остальных регионах 

в

 

каждой  школе  было  от  2  до  4  единиц.  На  все  МКШ  приходилось 

47 294 

интерактивной доски, в

 

среднем по одной единице на школу.

 

Большинство  школ  имеют

 

спортзалы,  при  этом  2/5  из  них  недостаточно 

оборудованы

Обеспеченность  государственных  общеобразовательных  школ 

спортивными  залами  составила  84,5%  (город 

96%,  село 

80,8%).  Также 

6 147 

школ  (87,2%)  имеют  спортивные  площадки, 59  (0,8%) 

бассейны. Каждая 

пятая школа в

 

сельской местности не имеет спортивного зала. Из общего числа 

имеющихся  школьных  спортивных  залов  62,7%  оснащены  стандартным 
оборудованием, 89%

 - 

расположены в типовых зданиях, 11% 

в приспособленных 

помещениях.  Потребность  в  спортивном  оборудовании  и  инвентаре

согласно 

программам  обучения

испытывают  порядка  37%  школ.  Спортивные  залы 

имеются  практически  во  всех  школах  гг.  Астаны  и  Алматы,  Мангистауской, 
Кызылординской,  Павлодарской  и  Атырауской  областей.  В  ЮКО,  ЗКО, 
Жамбылской и Актюбинской областях порядка 20

-

25% школ (преимущественно 

сельских) работают без спортивных залов.

 

 
 
 
 

                                                

90

 Glover, Derek Running with technology: the pedagogic impact of the large-scale introduction of interactive whiteboards 

in one secondary school (

англ

.) // Journal of Information Technology for Teacher Education. - 2001. 

 

 

129 

Условия и среда обучения

 

 

РИСУНОК 2.2

.11. 

Доля школ, имеющих спортивные залы, 2017 г., %

 

Источник: НОБД

 

 

 

Учебно

-

организационный компонент образовательной среды

 

 

Несмотря  на  принимаемые  меры,  доля  школ  с  трехсменным  обучением 
продолжает сохраняться. 

Заметное улучшение по ликвидации обучения в три 

смены достигнуто в ЮКО (–8 ед.) и Алматинской (–22 ед.) области. Отсутствует 
трехсменное обучение в

 

Кызылординской, Павлодарской областях и г. Алматы. 

Однако работа по данному вопросу все еще актуальна. Увеличилось количество 
школ с

 

трехсменным обучением в Акмолинской (+7 ед.), Актюбинской (+9 ед.), 

Атырауской  (+7  ед.),  ЗКО  (+2  ед.),  Мангистауской  (+3  ед.)  областях  и  г.  Астане 

(+3 

ед.).  Перешли  в  2017  г.  на  обучение  в  3  смены  также

 

школы  СКО  (3  ед.) 

и

 

Костанайской (3 ед.) области. В

 

целом по стране занятия велись в три смены 

в

 

каждой  восьмой  школе  (2016

 

г. 

127  ед.,  2017  г. 

130  ед.).  В  одну  смену 

работали  лишь  29,4%

 

дневных  государственных  общеобразовательных  школ, 

в

 

две смены 

- 68,7%. 

 

Остается  открытым  вопрос  с  дефицитом  ученических  мест.

 

По  состоянию 

 

на 2017 г. наполняемость превышала норму в 501 школе РК (7,1%). Потребность 
в

 

дополнительных ученических местах составила 123

 9

94, что на 18

 593 

больше

чем  в  предыдущем

 

году.

 

Наибольший  дефицит  ученических  мест  наблюдался 

в

 

ЮКО,  Алматинской  области  (густонаселенные  регионы),  гг.  Астана  и  Алматы 

(основные направления внутренней миграции

(

табл

. 2.2.2

). 

ТАБЛИЦА 

2.2.2.

 

Техническое состояние, сменность обучения, 

 

наполняемость школ

 

 

Регион

 

Количество школ с

 3-

х 

сменным обучением

 

Дефицит ученических мест, 

чел.

 

2016 

2017 

2016  

2017 

РК

 

127 

130 

105 401 

123 994 

Акмолинская 

 

12 

6 281 

5 812 

Актюбинская 

 

16 

25 

2 484 

2 305 

99

96,4

92,5

91,5

91,1

90,2

88

87,6

87,5

86,2

83,7

82,8

79,1

78,7

77,2

75,3

 

 

130 

 

 

Алматинская 

 

53 

31 

9 987 

15 013 

Атырауская 

 

11 

2 999 

4 922 

ЗКО

 

197 

349 

Жамбылская 

 

6 421 

6 632 

Карагандинская 

 

314 

1 320 

Костанайская 

 

2 612 

359 

Кызылординская 

 

4 548 

5 270 

Мангистауская 

 

4 629 

7 055 

ЮКО

 

23 

15 

33 208 

40 461 

Павлодарская 

 

929 

1 236 

СКО

 

2 352 

207 

ВКО

 

6 050 

6 155 

г. Астана

 

7 421 

9 819 

г. Алматы

 

14 969 

17 079 

 

Источник: НОБД

 

 

Уделяется  внимание  созданию  условий  для  психологического  комфорта 
и

 

безопасности учащихся.

 

В 3

 

385 общеобразовательных школах функционируют 

кабинеты психолога (в городской

 

местности 

65%, сельской 

43%), 1 082 школы 

имеют  кабинеты  участкового  инспектора  (в  городе 

63%,  на  селе 

-  43,5%), 

установлены турникеты пропускной системы

 

в 580 школах (10,6% 

в городских, 

7,5%  - 

в  сельских),  имеется  система  видеонаблюдения  в  5

 

081  школе 

 

(в городских 

97%, сельских 

- 64%). 

В

 

2017 г

в 22 школах

 

г. Астаны внедрен

 

проект 

 

по  обеспечению  безопасности  и  автоматизации  образовательного  процесса

 

«Smart

-

школа»

 

(рис.

 2.2.12)

До

 

конца  2018  г

данной  системой  планируется

 

охватить все столичные школы

 

 

РИСУНОК 

2.2.12. 

Smart-

школа

 

 

 

 

Источник:

 http://profit.kz/news/37044/84-stolichnie-shkoli-budut-osnascheni-sistemoj-Smart-shkola/ 

 

 

 

 

131 

Условия и среда обучения

 

За  счет

 

местного  бюджета  осуществляется  поэтапное  приобретение 

индивидуальных

 

шкафов  для  школьников

.

91

 

По  данным  управлений 

образования,  индивидуальными  шкафами

 

для  хранения  учебников,  сменной 

обуви и спортивных принадлежностей

 

обеспечены 5,2% учащихся 1

-4-

х

 

классов от 

их  общей  численности  (1

 384 9

46  чел.).  Доступ  к  шкафам  с  кодовыми 

 

и

 

встроенными  замками  имеется  только  у  детей.  В  зависимости  от  наличия 

свободных  зон  оборудование  устанавливается  в  коридорах  или  в  учебных 
кабинетах.

 

В  настоящее  время  МИО  изучаются  предложения  поставщиков  на 

поставку индивидуальных шкафов, закладывается бюджет и планируется  закуп 
оборудования

 

на  2018

-

2019  гг

Инициатива  по  оснащению  индивидуальными 

шкафами  организаций  образования  направлена  на  создание  удобных  условий 
для учеников, ведь чрезмерный вес ранца 

один из факторов нарушения осанки 

ребенка.

 

 

 

ВСТАВКА

 2.2.1. 

Опыт стран по использованию индивидуальных шкафов для школьников

 

 

В  Японии  используются  только  шкафы  для  обуви  для  начальной,  средней  и  старшей 
школ. Шкафы во входе в школу предназначены для переодевания обуви на резиновые 
шлепанцы или похожей обуви для соблюдения чистоты,

 

так же это объясняется тем, что 

японские полы бамбуковые (татами) и легко загрязняются.

92

 

 

В корейских школах шкафы для принадлежностей установлены в классах, homeroom, где 
школьники в основном обучаются все время.

93

 

 

В финской старшей школе в провинции Пирккала железные шкафы сделаны с размером 
обувной полки, закрываются на ключ и имеют место для зарядки ноутбуков и телефонов. 
Ноутбуки  особо  важны  для  школьников,  потому  что  экзамены  проходят  в  основном 
онлайн.

94

 

 

В Китае шкафы в основном не используются, так

 

как книги нужны дома из

-

за загруженной 

школьной  программы.  Все  уроки  проходят  в  одном  кабинете,  у  каждого  ученика  своя 
парта  с  отделом  для  принадлежностей.  Форма  в  школе  спортивного  типа,  поэтому 
китайские школьники не нуждаются в переодевании для физкультуры

.

95

 

 

 

 

Проводится республиканская акция «Безопасный школьный автобус»

. В рамках 

акции  комиссиями  по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав  с  октября 
2017 г. создаются рабочие группы по изучению технического состояния автобусов, 
обеспечивающих  подвоз  детей,  в  т.ч.  качественного  состава  водителей, 
безопасности подъездных путей к школам, наличия на транспорте специальных 

                                                

91

 

Реализация пункта 102 Плана работы Правительства Республики Казахстан, одобренного протоколом 

заседания от07.02.2017 г. №6

 

92

 https://japanesense.wordpress.com/2012/11/11/a-glimpse-of-japanese-schools-life-part-2/ 

93

 http://gangwondispatches.blogspot.com/2012/11/inside-korean-classroom-stand-up-desks.html 

94

 https://www.quora.com/Why-are-lockers-at-school-not-popular-in-China-but-popular-in-the-western-country 

95

 https://www.kidemaa.com/explore/article/tuomas-finnish-innovative-highschool/ 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz