НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 6

 

 

 

 

84 

 

 

и

 

предпринимательства  на  2017

-

2021  гг.  В  рамках  программы  предусмотрены 

подготовка кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение.

 

 

В  2017  г

в  рамках  Программы  продуктивной  занятости  и  массового 

предпринимательства  на  2017

-

2021  гг.

 

приступили  к  учебе  около  21  тыс. 

человек.

 

Из них количество обучающихся из малоимущих семей составляет

 7 840, 

многодетных семей 

- 5 755

, детей

-

сирот 

589, выпускников школ прошлых лет 

1 541, 

из остальных категорий 

5 575 человек 

(рис. 2.1

.17)

.

53

 

 

 

РИСУНОК 2

.1.17. 

Охват студентов ППЗМП на 2017

-

2021 гг.

 

 

Количество участников, тыс. чел.

 

 

Источник: МОН РК

 

Доля участников в разрезе 

 

социально

-

экономического статуса

, % 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Получить  рабочую  специальность,  пройти  переподготовку  или  повышение 
квалификации  можно  на  краткосрочных  курсах. 

Краткосрочное  обучение 

проводится

 

на  базе  частных  и  государственных  учебных  центров,  учебных 

центров

 

при предприятиях и колледжах.

 

Рабочую квалификацию в рамках таких

 

курсов обучения могут получить молодые

 

люди в возрасте до 29 лет, безработные

 

независимо  от  регистрации  в  центрах  занятости  населения

 

и  самозанятые

 

граждане

По информации МТСЗН РК

прием на краткосрочные курсы обучения 

составил

  71,8 

тыс.  человек,  из  них

 

68,2  тыс.  человек

 

завершили  обучение

трудоустроены

  - 

37,8  тыс.  человек  (55%)

Краткосрочные  курсы  проведены  по 

таким направлениям

как сервис

 

и обслуживание, технологическое, техническое, 

IT-

образование, 

медицина 

и 

строительство. 

Участники, 

проходящие 

краткосрочное 

профессиональное 

обучение, 

также 

обеспечиваются 

господдержкой 

(

обучение,  стипендия,  проезд

). 

Для  иногородних  участников 

предусматривается возмещение расходов по найму жилья.

 

 

                                                

53

 https://www.zakon.kz/4890055-kak-poluchit-besplatnoe-professionalno.html 

21,3

15,4

5,8

всего

на базе 9 кл.

на базе 11 кл.

37

27

2,8

7,2

26

участники из малоимущих семей
участники из многодетных семей 
дети

-

сироты

выпускники школ прошлых лет
другие группы участников

 

 

85 

Доступ и равенство

 

ВСТАВКА 2.1

.3.

 

Реализация проекта «Бесплатное ТиПО для всех» в г. Павлодаре

 

 

Павлодарский  регион  стал  первым,  где  стартовала  реализация  проекта  «Бесплатное 
ТиПО  для  всех».  В  2016  г.  все  студенты  колледжей,  обучающиеся  по  рабочим 
специальностям

были переведены на государственный грант. Теперь студенты,

 

ранее 

платившие

 

за  свое  обучение  порядка  200  тыс.  тенге  в  год,  не  только  обучаются 

бесплатно, но и получают стипендию.

 

 

«Со второго семестра нас перевели на бюджет.

 

Я очень рада этому, мои родители 

рады. Раньше в месяц за мою учебу им приходилось отдавать по 16 тыс.

 

тенге. В

 

год 

надо было платить 160 тыс. Теперь эти деньги остаются у нас в кошельке. Сейчас 
я прохожу в салоне  красоты практику, на  имеющиеся деньги могу

 

себе приобрести 

нужные для практики инструменты:

 

плойки, фен, машинку для стрижки волос»

Алена Вальц, студентка Павлодарского колледжа сферы обслуживания

 

 

Источник:

 

http://pavlodartv.kz

 

 

Проект  «Бесплатное  ТиПО  для  всех»  способствовал  увеличению  доли

 

обучающихся  ТиПО  по  рабочим  специальностям.

 

Развитие  частного  сектора 

образовательных  услуг  в  90

-

х  гг.  привело  к  несоответствию  подготовки  кадров 

ТиПО  запросам  рынка  труда.  Большая  часть  колледжей  вела  подготовку 
специалистов среднего звена, что привело к дефициту рабочих кадров. Одной из 
задач  проекта  является  увеличение  доли  студентов,  обучающихся  по  рабочим 
специальностям, востребованным

 

на рынке труда. В 2017 г. отмечаются рост доли 

студентов,  получающих  рабочую  квалификацию,  и  сокращение  специалистов 
среднего звена

 

(рис. 2.1

.18)

 

 

РИСУНОК 

2.1.18. 

Доля обучающихся ТиПО по специальностям, %

 

 

Источник: МОН РК

 

 

 

Показатель контингента

 

колледжей остается

 

невысоким

.

 

На 2017 г. количество 

обучающихся  ТиПО  составило 

489 198 

студентов,  что  незначительно  выше 

показателя  2016  г.  (+49).  Ощутимый  рост  отмечается  в  основном  в  южных 
регионах страны, к примеру, в ЮКО (+3 323) и г.

 

Алматы (+6

 002

рис. 2.1

.19

). 

 

18,5

19,4

19,6

23,6

81,5

80,6

80,4

76,4

2014

2015

2016

2017

рабочие специальности

специалисты среднего звена

 

 

86 

 

 

     

РИСУНОК 2.1.

19. 

Численность студентов организаций ТиПО, регион, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

В 2017 г. впервые за 5 лет не произошло сокращение контингента ТиПО.

 

Ранее

 

ежегодно  количество  студентов

 

колледжей  уменьшалось  от  30

 

487  до  10

 328 

человек. Запуск проекта «Бесплатное ТиПО для всех» и увеличение госзаказа до 
53,8%  обучающихся  позволили  приостановить  негативный  тренд.  Анализ 
показателя  приема  студентов  в  колледжи  за  пять  лет  свидетельствует 
о

 

преломлении  тенденции  резкого  ежегодного  сокращения  абитуриентов 

(рис.

 2.1.20)

 

 

РИСУНОК 2.1.20

Сведения о движении контингента организаций ТиПО

 

в 2013

-

2017 гг.

 

 

Динамика контингента системы ТиПО

 

 

20

953

27

685

32

246

17

315

19

880

26

961

41

503

23

778

22

407

22

450

70

837

20

837

12

060

34

969

26

362

61

253

7

653

21

790

27

479

33

025

17

637

19

038

26

859

40

232

22

886

22

452

21

756

74

160

20

674

12

238

34

873

26

844

67

255

5

797

2016

2017

561 940

531 453

499 477

489 149

489 198

43,5

46,3

48,5

50,1

53,8

2013

2014

2015

2016

2017

Контингент, тыс.человек

Госзаказ, %

 

 

87 

Доступ и равенство

 

 

Динамика приема студентов в организации

 

ТиПО, тыс.

 

чел

 

Источник: НОБД

 

 

 

Главной  причиной  низкого  контингента  колледжей  остается  непопулярность 
рабочих  профессий

 

у  населения,  в  частности,  среди  молодежи. 

Согласно

 

статистике

 

ежегодно только около 30% выпускников школ после 9

-

х

 

и 11

-

х

 

классов 

продолжают свое обучение в колледжах

.

54

 

Опрос населения

 

2015 г.

 

показал, что 

78%  респондентов  считают  ТиПО  непрестижным.

55

 

91%  казахстанских 

школьников не планируют получать среднее специальное образование.

56

 

 

Несмотря на недооцененность, ТиПО 

наиболее короткий путь к вхождению 

молодежи  на  рынок  труда  с  профессиональными  навыками

.  Низкий  статус 

рабочей  квалификации  не  является  исключительно  казахстанским  феноменом. 
В

 

условиях массификации высшего образования ТиПО часто воспринимается как 

«план  Б»:  если  не  в  вуз,  то  в  колледж.  Тем  не  менее  для  экономики  страны 
и

 

региона проживания подчас специальность среднего звена

 

является наиболее 

адекватной  реакцией  на  потребности  рынка  труда.  Преувеличение  реального 
спроса  в  кадрах  высокой  квалификации  ведет  к

 

подготовке  невостребованных 

специалистов со «сверхквалификацией».

 

 

Государственные  инициативы  по  приданию  импульса  системе  ТиПО  и  его 
обновлению  получают  поддержку  общества.

 

Изучение  мнения  3  тыс. 

респондентов  во  всех  регионах  страны  в  2016  г.  показало,  что  из  последних 
нововведений  население  наиболее  положительно  относится  к  бесплатному 
предоставлению 1

-

й рабочей профессии (72%). Кроме того, около 70% населения 

поддерживают

 

внедрение

 

дуального  обучения,  составляющего

 

основу 

модернизации содержания ТиПО 

(рис. 2.1

.21)

 
 

                                                

54

 

Статистический сборник за 2015,2016,2017 гг.

 

55

 

Социологический опрос МОН РК, 2015 г.

 

56

 

Стратегический план МОН РК на 2017

-

2021 гг., Приказ Министра №729 от 29.12.2016 г.

 

203 974

173 888

163 099

154 578

154 139

2013

2014

2015

2016

2017

 

 

88 

 

 

 

РИСУНОК 2.1.

21. 

Доля населения, поддерживающих внедрение 

 

дуального обучения, %

 

 

Источник: МОН РК

 

 

 

Половина

 

школьников

 

и  студентов

 

нуждается  в  содействии  при

 

выборе 

профессии.

 

Изучение вопросов профориентационной работы выявило, что

 49% 

учащихся  общеобразовательных  школ  и  колледжей

 

не  имеют  надежных 

ориентиров  при  выборе  будущей  профессии.

57

 

Отмечается  отсутствие 

комплексного  подхода  к  профориентации,  которая  зачастую  ограничивается 
эпизодическими  посещениями  представителей  колледжей

 

и  вузов

 

старших 

классов  перед  началом  нового  учебного  года

.

58

 

Передовая  международная 

практика сводится к комплексу мер, включающих опросы, тесты, консультации, 
совместные мероприятия с родителями в целях определения личных интересов 
и

 

склонностей

 

ребенка, необходимых для той или иной профессии.

 

 

Приняты  меры  для  выстраивания  системной  профориентационной  работы 
с

 

обучающимися.

 

На сегодняшний день МОН РК совместно с НПП

 

«Атамекен», 

МИО

 

начата  работа  по  налаживанию  систематической  профориентационной 

работы  среди  учащихся  школ,  включая  профориентационную  диагностику 
склонностей  учащихся,  консультирование  профессиональных  компетенций 
педагогов  и  психологов.  В  целях  упорядочения  деятельности  организаций 
образования по подготовке школьников к выбору профессии, оказания помощи 
в

 

профессиональной  ориентации  утвержден  порядок  проведения  дня 

профориентации  обучающихся  9

-11-

х

 

классов  (приказ  МОН  РК  №  214 

 

от

  24.03.2016 

г.).  В  Типовые  учебные  планы  начального  и  основного  среднего 

                                                

57

 

Стратегический план МОН РК на 2017

-

2021 гг., Приказ Министра №729 от 29.12.2016 г.

 

58

 

Туринский процесс 2016

-

2017: Казахстан.

 

57%

63%

66%

70%

72%

24%

19%

19%

17%

16%

7%

6%

7%

4%

5%

12%

12%

8%

9%

7%

Способствует

укреплению

взаимодействия

образования и бизнеса

Способствует учету требований, предъявляемых к
будущим специалистам в ходе обучения

Облегчает процесс дальнейшего трудоустройства

Повышает

уровень

готовности

выпускников

колледжей к работе в реальных условиях

Помогает

студентам

колледжей

закрепить

теоретические знания на практике

Да, согласен

Ни да/ни нет

Нет, не согласен

Затрудняюсь ответить

 

 

89 

Доступ и равенство

 

образования  вместо  предмета  «Технология»  включен  учебный  предмет 
«Художественный труд», который направлен на развитие конкретных трудовых 
навыков обучающихся.

 

 

Сеть колледжей продолжает расти. 

Сеть ТиПО сегодня представлена училищами

 

(3), колледжами (810) и высшими колледжами (11).

 

С

 

2015 г. число организаций 

ТиПО  выросло  на  17

 

единиц.  При  этом  основной  рост  приходится 

 

на государственные колледжи 

(

рис. 2.1.22

)

 

 

РИСУНОК 2.1.22.

 

Динамика сети организаций ТиПО, ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Сопоставительный  анализ  в  разрезе  регионов  за  последний  год  указывает  на 
увеличение  сети  организаций  ТиПО  в  ЮКО  (+3),  ВКО  (+1),  Актюбинской  (+3), 
Павлодарской  (+1),  Жамбылской

 

(+1),  Алматинской  (+1)  областях,  а  также 

 

в г.

 

Астане

 (+2) 

(

рис 2.1

.23)

 

РИСУНОК 2.1.23

.

 

Динамика сети организаций ТиПО по регионам, ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

807

817

824

462

473

477

345

344

347

2015

2016

2017

общее количество

государственные

частные

94

25

17

50

26

30

40

73

38

50

39

92

84

26

74

44

39

91

27

17

49

26

31

41

73

38

49

37

92

83

26

73

41

40

2017

2016

 

 

90 

 

 

 

В 2017 г. количество сельских колледжей выросло до 175 (2016 г. 

- 169.). 

Однако 

несмотря на рост сети колледжей, находящихся в сельской местности, их доля 
составляет всего 20% от общего числа колледжей. Согласно сопоставительному 
анализу в разрезе регионов, наибольшая доля сельских колледжей приходится 
на  СКО  (44%),  ЗКО  (38%)  и  Алматинскую  область  (39%).  Большая  часть 
контингента  сельских  студентов  находится  в  Алматинской  (22%),  СКО  (21%) 
и

 

ЮКО (20%) 

(

табл.

 2.1.4)

 

ТАБЛИЦА 

2.1.4. 

Сеть и контингент сельских колледжей, 2017 г.

 

 

Регионы

 

всего 

контингент

 

город

 

село

 

всего                     

сеть

 

сеть                

города

 

сеть села

 

РК

 

489 198 

434 787 

54 411 

824 

649 

175 

Акмолинская

 

21 790 

18 652 

3 138 

39 

29 

10 

Актюбинская

 

27 479 

24 214 

3 265 

44 

34 

10 

Алматинская

 

33 025 

25 727 

7 298 

74 

45 

29 

Атырауская

 

17 637 

16 347 

1 290 

26 

20 

ВКО

 

34 873 

32 595 

2 278 

84 

69 

15 

г.

 

Алматы

 

67 255 

67 255 

92 

92 

г.

 

Астана

 

26 844 

26 844 

39 

39 

Жамбылская

 

26 859 

21 853 

5 006 

50 

35 

15 

ЗКО

 

19 038 

16 222 

2 816 

38 

24 

14 

Карагандинская

 

40 232 

38 274 

1 958 

73 

65 

Костанайская

 

22 886 

19 152 

3 734 

40 

30 

10 

Кызылординская

 

22 452 

19 184 

3 268 

30 

23 

Мангистауская

 

21 756 

19 662 

2 094 

26 

21 

Павлодарская

 

20 674 

19 043 

1 631 

50 

40 

10 

СКО

 

12 238 

9 655 

2 583 

25 

14 

11 

ЮКО

 

74 160 

60 108 

14 052 

94 

69 

25 

 

В  азиатских  странах  начальное  ТиПО  (МСКО  3)  сфокусировано  на  развитии 
профессиональных  навыков  сельской  молодежи.

 

Программы  ТиПО  хорошо 

представлены  в  содержании  основной  и,  в  большей  степени,  старшей  ступени 
школы. При этом эти программы преследует цель выхода

 

на рынок труда

 

и/или

 

продолжения

 

обучения 

(табл. 2.1.5)

 

ТАБЛИЦА

 2.1.5. 

Начальное ТиПО в азиатских странах

 

 

 

Контингент

 

Старшая школа

 

Цель

 

обучения

 

Китай

 

Села и некоторые 

города

 

Школы профессиональные, 

общеобразовательные

 

Выход на рынок труда

 

Малайзия

 

Общий контингент

 

Школы ТиПО, некоторые 

общеобразовательные

 

Выход на рынок труда, 

продолжение обучения

 

Южная 
Корея

 

Села и некоторые 

города

 

Школы 

общеобразовательные, 

интегрированные

 

Выход на рынок труда

 

Таиланд

 

В основном села

 

Школы общеобразоватеные, 

школы ТиПО

 

Выход на рынок труда

 

Узбекистан

 

90% общего 

контингента

 

Профессиональные 

колледжи

 

Выход на рынок труда, 

продолжение обучения

 

 

 

91 

Доступ и равенство

 

За  последние  три  года  увеличилась  доля  студентов,  обучающихся  на  очном 
отделении

.  В  2017  г.  на  очном  отделении  обучались  426

 

417  человек,  что 

составляет 87% от общего контингента учащихся. Доля студентов, обучающихся на 
заочном  отделении,  сократилась  до  12%.  Этот  показатель  на  3%  ниже,  чем 
в

 2015 

г. Стабильной остается доля студентов вечернего отделения и составляет 

0,6% от общего контингента студентов ТиПО 

(рис. 2.1.

24)

 

 

РИСУНОК 2.1.

24. 

Численность студентов, обучающихся

 

в организациях ТиПО

  

по форме обучения, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Последние

 

три  года  распределение  контингента,  как  и  соотношение 

государственных и частных колледжей, составляет порядка 60:40. 

В Казахстане

 

сеть

 

организаций

 

ТиПО  представлена  значительной  долей  частных  учебных 

заведений,  а  именно  347  из  824  в  2017  г.,  т.е.  42% 

(

рис.  2.1.25

)

Данная  доля 

соответствует и доле студентов от общего контингента ТиПО.

 

 

 

РИСУНОК 

2.1.25.

 

Доля студентов, обучающихся

 

в организациях ТиПО

 

по формам собственности, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Число студентов, обучающихся на государственном языке, постепенно

 

растет. 

В

 

2015  г.  доля  студентов,  обучающихся  на  казахском  языке,  составляла  57,5%, 

в

 2016 - 

59,1%, в 2017

59,6% от общего количества студентов ТиПО 

(рис.

 2.1.26)

422 620

420 605

426 417

73 706

65 435

59 590

3 151

3 109

3 191

2015

2016

2017

очная

заочная

вечерняя

58

58

58

42

42

42

2015

2016

2017

государственные

частные

 

 

92 

 

 

 

РИСУНОК 2.1.

26. 

Динамика контингента ТиПО, обучающихся на казахском языке,

 

чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

В  системе  ТиПО  обеспечивается  поддержка

 

социально

-

уязвимых  групп 

молодежи

Для них предусмотрены квоты при поступлении в колледжи: лицам 

 

с

 

ограниченными  возможностями 

-  1 

%  от  общего  количества  поступающих

детям

-

сиротам 

-  1%, 

лицам

 

казахской  национальности,  не  являющихся 

гражданами РК

, - 4 

%, сельской молодежи 

- 30%. 

 

Обучение  в  системе  ТиПО 

возможность  для  молодых  людей  с  ООП 

дальнейшей  интеграции  в  общество  и  трудоустройства. 

Включение  данной 

категории молодежи в трудовую деятельность, а также их социализация является 
важным вопросом

 

как для самих молодых людей, так и для государства. Согласно

 

исследованиям

 

существует несомненная связь между вовлечением людей с ООП

 

в  общество  и  экономическим  развитием  страны.  Кроме  того,  практика  их 
включения в общий контингент обучающихся, а затем и в экономически активное 
население

 

свидетельствует  об  обоюдной  пользе

 

в  формировании  верных 

морально

-

этических установок и принципов.

 

 

Основные принципы развития инклюзивного образования отражены в ГПРОН 
на  2016

-

2019  гг. 

В  целях  создания  условий  для  лиц  с  ООП

 

предусмотрена 

разработка  перечня  специальностей

  (

60  специальностей  для  обучения  данной 

категории лиц

)

. В ГПРОН также предусмотрен показатель мониторинга развития 

инклюзивного образования «Доля организаций ТиПО, создавших равные условия 
и безбарьерный доступ для студентов с ООП». В 2017 г. данный показатель был 
полностью достигнут.

 

 

В  республике  206  (25%)  из  824  колледжей  создали  равные  условия 

 

и

 

безбарьерный  доступ  для  студентов  с  ООП

.  К  2020  г.  данный  показатель 

планируется  довести  до  40%.  Наибольшая  доля  колледжей,  создавших  равные 
условия  для  инклюзивного  образования,  находится  в  СКО  и  Кызылординской 
области 

(рис

. 2.1.27).

 

 

499 477

489 149

489 198

287 162

289 077

291 785

2015

2016

2017

всего

государственный язык обучения

 

 

93 

Доступ и равенство

 

 

РИСУНОК 2.1.

27.

 

Доля колледжей, создавших условия безбарьерного доступа, регион, 2017 г., 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Всего  в  2017  г.  в  учебных  заведениях  ТиПО  обучаются  2  522  человека

  

с

 

инвалидностью, из них инвалидов с детства 

1 773, инвалидов 1 и 2 группы 

749

 

(рис.

 2.1.28).

 

В 2017 г. разработаны методические рекомендации по разработке 

специальных  учебных  программ  для  лиц  с  ООП,  проект  специальной  учебной 
программы  для  одной  категории  лиц  с  легкой  и  умеренной  умственной 
отсталостью, программа курсов повышения квалификации для преподавателей 
по  психологии,  соцпедагогов  и

 

руководителей,  ведущих  подготовку  кадров 

 

в

 

условиях инклюзивного образования.

 

 

 

РИСУНОК 2.1.28

.

 

Динамика численности лиц с ООП, обучающихся в ТиПО, чел.

 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

Важным событием в развитии инклюзивного образования в ТиПО в 2017 г. стало 
присоединение  Казахстана  к  международным  движениям  Abilympics 

 

и

  DeafSkills. 

Abilympics  - 

международное  некоммерческое  движение,  целью 

которого  является  создание  системы  конкурсов  по  профессиональному 
мастерству  среди  лиц  с  ООП

.

 

Движение  обеспечивает  эффективную 

23

18

19

35

39

24

29

33

40

35

12

10

56

18

31

29

723

734

749

1 741

1 692

1 773

2015

2016

2017

численность инвалидов с детства и детей

-

инвалидов до 18 лет 

численность инвалидов 1 и 2 групп старше 18 лет

 

 

94 

 

 

профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными 
возможностями  здоровья  к  получению  профессионального  образования, 
содействие  их  трудоустройству  и  социокультурной  инклюзии  в  обществе. 
DeafSkills  также  является  международным  движением  конкурсов  с  акцентом 

 

на развитие профессионального мастерства среди инвалидов по слуху.

 

 

Иностранные  граждане  имеют  возможность  получения  технического 

 

и

 

профессионального  образования  в  Казахстане.

 

Наиболее  высокую  долю 

данной категории обучающихся составляют граждане Кыргызстана, Узбекистана, 
России,  Китая  и  Монголии.  За  последние  три  года  в  1,5  раза  произошел  спад 
численности  иностранных  студентов  в  колледжах  страны.  При  этом  доля 
иностранных  студентов  казахской  национальности  увеличилась  до  25% 

(2015 - 

15%).  Также  возросло

 

число  иностранных  студентов  из  стран  дальнего 

зарубежья 

(

рис. 2.1.29

)

 

 

РИСУНОК 

2.1.29.

 

Динамика численности иностранных граждан, обучающихся 

 

в организациях ТиПО, чел.

 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

В

 

стране  продолжается  реализация  проекта  «Мәңгілік  ел  жастары 

индустрияға!»

  - 

«Серпін»,  направленного  на  выравнивание  региональных 

диспропорций на рынке труда

В настоящее время данный проект реализуется 

 

в

 

37 учебных заведениях ТиПО 7 регионов страны: Акмолинской, Костанайской

Карагандинской,  Павлодарской  областях

ВКО,  ЗКО,

 

СКО.  Всего  обучаются 

по

 

данному проекту 2

 

276 человек. Государство обеспечивает участников проекта 

стипендией,  общежитием,  горячим  питанием  и  денежным  вознаграждением 

4 313

2 860

2812

659

568

716

435

469

635

2015

2016

2017

всего иностранных граждан

иностранные граждане казахской национальности

иностранные граждане из стран дальнего зарубежья

 

 

95 

Доступ и равенство

 

на

 

приобретение

 

зимней  одежды.  С  целью  дальнейшего  трудоустройства 

участников  проекта  учебными  заведениями  заключены  меморандумы 

 

и

 

соглашения с компаниями и предприятиями регионов, акиматами совместно 

 

с

 

региональной палатой предпринимателей и

 

работодателями.

 

На сегодняшний 

день имеются

 

296 договоров о социальном партнерстве, в 29 колледжах в рамках 

дуального обучения обучаются 640

 

участников Проекта.

 

Для информационного 

сопровождения  Проекта  создан  официальный  сайт  www.serpin

-

2050.kz,  где 

размещена  необходимая  информация  о  Проекте,  а  также  на  официальных 
Интернет

-

ресурсах  акиматов  регионов,  учебных  заведений  размещены 

справочные данные по Проекту.

 

C 2015 по 2017 гг.

 

выпуск составил 1172 человека

из  них  в

  2017 

г. 

1  024  человека

 

(Акмолинская 

138,  ВКО 

198,  ЗКО 

-  206, 

Карагандинская 

120, Костанайская 

135, Павлодарская 

67, СКО 

- 67). 

 

Высшее и послевузовское образование

 

 

Высшее  образование 

интеллектуальная  основа  благополучия  взрослого 

населения и  общества в целом. 

Государством  высшее образование  совокупно

 

рассматривается в качестве

 

дальнейшего трудоустройства,

 

с одной стороны,

 

и как 

инструмента

 

повышения общего культурного уровня, с другой. Так, установлено, 

что средняя заработная плата лиц с высшим образованием в 2 раза выше, чем 

 

у

 

обладателей  только  школьного

 

аттестата.

59

 

Кроме  того,  лица  с  высшим 

образованием более активно вовлечены в

 

жизнь общества. По данным опроса, 

45%  респондентов  с  высшим  образованием  в  США  осведомлены  о

 

текущей 

политической  ситуации  напротив  34%  лиц  со  средним  специальным  и

  21% 

со

 

средним  образованием.  Среди  представителей  25

-

44  лет  в  выборах 

Президента  США  в  2012  г.  приняли  участие  73%  лиц  с  высшим  и  только  42% 
со

 

средним образованием.

 

 

Высшее образование способствует укреплению физического, эмоционального 
и  когнитивного  здоровья  человека.

 

Лица  с  высшим  образованием  ведут 

здоровый образ жизни, тем самым сокращая индивидуальные и общественные 
затраты  на  охрану  здоровья.  С  1998  по  2008  гг.  уровень  курения  среди  лиц 

 

с

 

высшим образованием сократился с 14% до 9%.

60

 

Обучение в вузе неразрывно 

связано с коммуникацией с разными людьми, что способствует формированию 

 

и

 

развитию толерантности. Кроме этого, обучение в вузе направлено на

 

развитие

 

критического мышления, «мягких» навыков, выявление способностей, выработку

 

дисциплины и мн

др.

61

 

 

                                                

59

 https://www.brookings.edu/research/eight-economic-facts-on-higher-education/ 

60

 https://www.csuohio.edu/sites/default/files/The%20Benefits%20Of%20Higher%20Education.pdf 

61

 http://www.goodchoicesgoodlife.org/choices-for-young-people/the-benefits-of-higher-education/ 

 

 

96 

 

 

Высокий  уровень  образования  дает  преимущества  в  трудоустройстве.

 

По

 

оценке ОЭСР, на рынке труда все больше спроса на навыки решения задач 

нерутинного  характера,  такие  как  анализ  нестандартных  процессов, 
межличностная  коммуникация  в  неоднозначных  ситуациях  и  т.д.  Эти  навыки

  

в

 

большей  степени  присущи  лицам  с  высшим  образованием.  В  Казахстане 

можно  наблюдать  выполнение  данной  закономерности.  Так,  в  республике 
среди  лиц  с

 

высшим  образованием  наименьший  уровень  безработицы 

-  3,5% 

(среднее профессиональное 

- 5,

2%, начальное профессиональное 

5,8%, общее

 

среднее

 - 

6,6%, основное среднее 

7,7%, начальное 

- 10,7%). 

 

Высшее 

образование 

выступает 

интеллектуальным 

цензом 

конкурентоспособности  для  современного  гражданина  РК.

 

Казахстан 

конституционно  гарантирует  получение  высшего  образования.

62

 

Каждый 

желающий  выпускник  школы  и  колледжа  имеет  право  на  конкурсной  основе 
поступить  в  вуз  (ст.

 

30  Конституции  РК).  Помимо  Казахстана  в  мире  только 

 

20 

стран, гарантирующих получение высшего образования 

(рис. 

2.1.30).

 

Благодаря 

этой  гарантии  сегодня  ожидаемая  продолжительность  обучения  в  республике 
составляет 15 лет, что соответствует уровню развитых стран

 

 

РИСУНОК 

2.1.30. 

Страны с конституционной гарантией на получение высшего образования

 

 

Источник: 

U.S. World Policy Analysis Center 

 

 

                                                

62

 https://www.worldpolicycenter.org/policies/does-the-constitution-guarantee-citizens-education-rights/does-the-

constitution-guarantee-citizens-the-right-to-higher-education 

 

 

97 

Доступ и равенство

 

В  рейтинге  ГИК  ВЭФ  2017

-

2018  показатель  охвата  третичным  образованием 

остается  низким

Казахстан  традиционно  в  числе  стран  мира  с  невысоким 

охватом третичным образованием 

- 63-

е

 

место 

(46,3%, 

табл. 2.1.

6)

.

63

 

В пяти наиболее 

конкурентоспособных  странах  мира  по  общему  рейтингу  ГИК  2017

-

2018  охват 

третичным образованием составил в среднем 76,5% (Швейцария 

- 57,7

%, США 

85,8%, Сингапур 

92,2%, Нидерланды 

78,5%, Германия 

- 68,3%).

 

 

ТАБЛИЦА 

2.1.6.

 

Статистические показатели охвата третичным образованием

 

в ГИК 2017

-2018 

гг.

 

 

Место в ГИК 

 

2017-2018 

гг. по индикатору 

«Охват третичным 

образованием»

 

Охват третичным 
образованием, %

 

Страна

 

113,9 

Греция

 

94,7 

Турция

 

93,2 

Южная Корея

 

92,2 

Сингапур

 

90,3 

Австралия

 

89,7 

Испания

 

88,6 

Чили

 

87,3 

Финляндия

 

85,8 

США

 

10 

83,9 

Новая Зеландия

 

16 

82,3 

Украина

 

19 

80,4 

Россия

 

62 

46,9 

Кыргызстан

 

63 

46,3 

Казахстан

 

133 

3,1 

Гамбия

 

134 

0,8 

Малави

 

 

Источник: ГИК ВЭФ 2017

-2018 

гг.

 

 

В  течение  последних  двух  десятков  лет  введение  ЕНТ  стало  единственным 
механизмом  достижения  равенства  шансов  каждого  при  поступлении  в  вуз

За

 1

3 лет существования ЕНТ

 

состоялось как независимая оценка знаний,

 

экзамен 

для  поступления  в  вузы

система  распределения  государственных  грантов 

и,

 

самое  главное,  как  социальный  лифт,  позволяющий  выпускникам  с

 

разным 

бэкграундом поступать в вуз.

 

 

В 2017 г

ЕНТ впервые разделен на два этапа: итоговые выпускные экзамены 

 

в

 

школе  и  вступительные  экзамены  в  вуз.

 

Причиной  данному  нововведению 

стали недостатки тестирования в качестве инструмента оценки качества среднего 
образования в Казахстане. Все эти годы ЕНТ воспринималось исключительно как 
вступительный экзамен в вуз. С 2017 г. ЕНТ в данной функции

 

продолжило свою 

работу, однако с новой усовершенствованной структурой и

 

содержанием. Новый 

                                                

63

 https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017-2018 

 

 

98 

 

 

формат  ЕНТ  предполагает  120  вопросов  по  пяти  предметам

3  обязательных 

(история Казахстана, математическая и

 

читательская грамотность) и

 

2 профильных

 

в  зависимости  от  специальности,  на  которую

 

планирует  поступать  абитуриент.

 

Проходной результат остался на уровне 50 баллов.

 

 

В  2017  г

практически  не  изменились  показатели  участия  и  недостижения 

порогового балла в ЕНТ.

 92 

827 учащихся подали заявление на участие в ЕНТ.

 

Доля 

выпускников, принявших участие в тестировании от общего числа выпускников 
2017 г., составила 69,5%, или

 88 583 

человека

Большинство выпускников сдавали 

тестирование  на  казахском  языке 

-  69 209  (78,1

%),  на  русском  языке 

-  23  618 

(26,7%). 

Средний балл выпускников школ составил 80,5 балла

 

из 140 возможных

по  творческим  специальностям 

30,09  балла

 

из  40  возможных.  В  2017  г.  не 

преодолели пороговый уровень в 50 баллов для поступления в вузы 15,9%, или 

14 

063  человека

 

(2016  г. 

-  14 

252).  Свыше  120  баллов  в  2017  г.  набрали  6,8% 

человек. 70,7%

 

участников ЕНТ набрали баллы в

 

интервале от 66 до 119 баллов

Максимального показателя в 140 баллов никто из участников не набрал.

64

 

 

В  2017  г.

 

впервые  с  момента  введения  тестирования  удалось  преодолеть 

разрыв  в  баллах  между  школами  с  казахским  и  русским  языками  обучения.

 

Если пять лет назад разница между казахскими и русскими школами составляла 
9,76  балла,  то  в  2017

 

г. 

сократилась  до  0,1,  при  этом  уже  в  пользу  школ 

с

 

казахским языком обучения 

(рис. 

2.1.31).

 

НЦТ

 

ведется работа по предоставлению 

выпускникам  школ  возможности  сдавать  тестирование  также  на  английском

 

языке с 2018 г.

 

 

 

РИСУНОК 

2.1.31. 

Результаты ЕНТ в разрезе

 

языков обучения,

 

балл

 

 

Источник: НЦТ

 

 

                                                

64

 http://www.testcenter.kz/ru/entrants/ent-results/ 

68,19

73,2

74,84

79,09

80,8

80,5

77,95

77,42

81,68

80,3

82,45

80,4

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

2012

2013

2014

2015

2016

2017

С казахским языком обучения

С русским языком обучения

 

 

99 

Доступ и равенство

 

 

Сохраняется разница в результатах между выпускниками городских и сельских 
школ.

 

В

 

2017 г. разрыв между городской и сельской

 

превысил среднее значение 

по стране за последние пять лет и составил 8,98 балла

 

(рис.

 2.1.32). 

 
 

 

РИСУНОК 

2.1.32. 

Результаты ЕНТ в разрезе город/село, балл

 

 

Источник: НЦТ

 

 

 

В  2017

 

г.  возможностью  повторной  сдачи  ЕНТ  воспользовались 

5 177 

выпускников школ

что в 1,3

 

раза больше показателя 2016 г

. (3 873). 

Экзамен 

 

с

 

«высокой  ставкой»

 

определяет  будущее  выпускника  школы  и  является 

серьезным  для  него

 

испытанием.  Процедура  организации  теста 

сильнейший 

психологический и стрессовый фактор для молодых людей, в результате которого 
выпускник  может  неполноценно  продемонстрировать  свой  потенциал.

 

В  этой 

связи

 

министерством для

 

снятия

 

барьеров к поступлению в

 

казахстанские вузы

  

в

 

2016  г.

 

введен  механизм  повторной  сдачи  ЕНТ

Повторная

 

сдача  ЕНТ  не  дает 

возможности претендовать на распределение госгрантов. Однако это очевидно 
уникальная  возможность  для  абитуриентов,  не  набравших  пороговый  балл 

 

с

 

первого раза, поступить в вуз. В

 

2017 г

средний балл повторного ЕНТ оказался 

незначительно  ниже  среднего  балла  по  результатам  основного  тестирования 

76,86 (-3,64). 

Подтверждается гипотеза:

 

основное ЕНТ неуспешно сдают далеко не 

слабые  выпускники,  а  те,  на  кого  в  день  сдачи  теста  повлиял  психологический 
и

 

эмоциональный  настрой.  Таким  образом,  по  результатам  дополнительного 

тестирования уникальный второй

 

шанс поступить в вуз обрели 4

 

176 выпускников 

школ, что в 1,6

 

раза больше показателя 2016 г.

 

 

8,74

9,37

7,35

7,95

8,98

2013

2014

2015

2016

2017

Разница между городскими и сельскими школьниками

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz