НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 5

 

 

 

 

68 

 

 

Всеобщий охват дошкольным образованием является одним из фундаментов 
образования  на  протяжении  всей  жизни. 

Согласно

 

Стратегическому

 

плану 

развития  РК

 

до  2025  г.,  охват  детей  в  возрасте  1

-

6  лет  должен  составить  80% 

 

к  2025

 

г.  В  настоящий  момент  этот  показатель  составляет  66,1%

 

(рис.  2.1.7)

Ежегодный  прирост  показателя  с  момента  внедрения  программы  «Балапан» 
составил  3,5%.  Сохранение  роста  охвата  детей  в  возрасте  1

-

6  лет  на  уровне  не 

менее  2%  позволит  выполнить  план  по  обеспечению  80%  детей  данной 
возрастной категории ДВО

 

РИСУНОК 2.1.7

.

 

Контингент дошкольных организаций и охват

 

 

Источник: НОБД

 

 

Практически полный доступ к ДВО

 

для детей 1

-

6 лет достигнут в трех регионах 

Казахстана. 

В

 

трех областях

 

(Костанайской, Карагандинской и ВКО) охват детей 

 

в  возрасте  1

-

6  лет  составляет  выше  80%.  При  этом  в

 

Костанайском 

 

и

 

Карагандинском

 

регионах

 

данный показатель превышает 90%

К

 

выполнению 

данного  показателя  также  близки  ЗКО,  Павлодарская,  Акмолинская 

 

и

 

Актюбинская  области.  Почти  в  половине  регионов  Казахстана  отмечается 

регресс  показателя  с  2016  г.,  включая  лидирующие  регионы:  ВКО  (–

4,6%), 

Костанайская  (–2,6%),  Актюбинская  (–2,3%),  Атырауская  (–1,1%),  г.

 

Алматы 

 

(

–0,8%),  Алматинская  область  (

-

0,6%).  Одной  из  причин  может  быть 

значительный  рост  контингента  детей  в  данных  регионах  и  недостаток 
количества мест, открытых в

 

2017 г.

 

(рис.

 2.1.8)

 
 
 
 
 

758 772

807 170

1 097 951

53,8

64,1

66,1

0

10

20

30

40

50

60

70

2015

2016

2017

0

200 000

400 000

600 000

800 000

1 000 000

1 200 000

дети 1

-

6 лет, чел

охват, %

 

 

69 

Доступ и равенство

 

РИСУНОК 2.1.8

Охват детей 1

-6 

лет в разрезе регионов, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

Основным  фокусом  образовательной  политики  является  обеспечение 
всеобщего доступа к ДВО для детей 3

-

6 лет. 

Согласно ГПРОН

 

охват детей 3

-

6 лет 

должен  составлять  87,5%  в  2017  г.  и  90%  в  2018  г.

 

По  итогам  2017  г.

 

данный 

показатель  перевыполнен  и  составил  90,5%

 

(рис.  2.1.9)

.  Ежегодный  прирост 

показателя  с  момента  внедрения  программы  «Балапан»  составил  5%. 
Для

 

обеспечения  всех  детей  в  возрасте  3

-

6  лет  ДВО

 

в  2019  г.  необходимо 

обеспечить ежегодный прирост

 

не менее 4,8%

 

РИСУНОК 2.1.9

Динамика охвата детей ДВО, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

72,7

70,3

59,8

66,7

74,2

68

91,1

94,2

62,5

58,3

59,4

78,8

69,9

87

57,3

53

66,1

71,6

72,6

60,4

67,8

88,8

68,3

90,8

96,8

58,2

51,3

52,9

80,3

75,4

91,6

51

53,8

64,5

60,5

64,9

38,6

54,5

62,3

52,1

87,2

90,9

51

39,1

44,3

73,2

62,7

73,7

48,7

48

53,8

Акмолинская

Актюбинская

Алматинская

Атырауская

ЗКО

Жамбылская

Карагандинская

Костанайская

Кызылординская

Мангистауская

ЮКО

Павлодарская

СКО

ВКО

г.Астана

г.Алматы

РК

2017

2016

2015

53,8

64,1

66,1

81,6

85,8

90,5

2015

2016

2017

охват детей 1

-

6 лет

охват детей 3

-

6 лет

 

 

70 

 

 

Почти  во  всех  регионах  Казахстана  охват  детей  3

-

6  лет  дошкольным 

образованием  составил  выше  90%

 

(рис.

  2.1.10)

.

 

В  Кызылординской, 

Павлодарской  областях  и  ВКО  достигнут  всеобщий  охват  дошкольным 
образованием  детей  3

 - 6 

лет.  Четыре  региона  не  достигли  показателя  ГПРОН 

2017 г. (87,5%):  гг. Алматы, Астана, Жамбылская и

 

ЮКО. В гг.

 

Астане и Алматы 

охват детей 3

-

6 лет ниже установленного на 11,1% и 6,3% соответственно. Для 

достижения  полного  охвата  детей  3

-

6  лет  ДВО

 

к  2020  г.  ежегодный  прирост 

должен составлять не менее 11,8% в г. Астане и 9,4% в г. Алматы. Тем не менее, 
по имеющимся данным,

 37

 

ежегодный прирост в г. Астане равен 2,8%, в г. Алматы 

5,6%, что существенно ниже необходимого. Значительное снижение данного 

показателя  отмечается  в  СКО  (–6,4%),  что  привело  к  падению  охвата  ниже 
показателя 2015 г. в данном регионе. Рост контингента детей 3

-

6(7) лет в данном 

регионе  за  период  2016

-2017 

гг.  составил  7

 

379  человек.  При  этом  самое 

небольшое  количество созданных мест  в

 

открытых дошкольных организациях 

в

 

2017 г. наблюдается именно в СКО (651

 

место).

  

 

РИСУНОК 2.1.10

Детей от 3

-

6(7) лет охваченных ДВО, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

Охват ранним развитием детей повышает возможности для трудовой занятости 
матерей. 

В  2017  г

охват

 

детей  в  возрасте  1

-

3  лет  дошкольным  образованием 

составил  28,2%.  Это  на  2,4%  меньше  показателя  2016  г.  (30,6%).  Данный 
показатель  все  еще  остается  ниже  среднего  охвата  детей  0

-

2  лет  дошкольным 

образованием по ОЭСР (34,4%), а также среднего охвата по странам Европейского 

                                                

37

 

Для анализа использованы данные за 2012

-

2017 гг.

 

90,9 87,9

72

82,6

97,9

75

97,9 99,6 93,5

68,7 75,5

100

94,2 97,9

64,5 69,9

96,7 94,8

91,6

93,1

100

89,5

94,8

100

97,1

81,5 67,9

100

100

100

73,7

80,2

97,9 95,8

94,9

94

98,9

84

98,7 99,7

100

93,1

82,2

100

93,6

100

76,4

81,2

2015

2016

2017

 

 

71 

Доступ и равенство

 

Союза  (31,5%).

38

 

Одной  из  причин  высокого  охвата  детей  1

-

3  лет  дошкольным 

образованием  в  странах  ОЭСР  является  обеспечение  отпуска  по  уходу  за 
ребенком  менее  года.  Кроме  этого,  охват  детей  ранним  развитием  в  мире 
рассматривается  больше

 

как  инструмент  повышения  женской  занятости 

и

 

укрепления экономики

 

страны, чем

 

как услуга для родителей и детей

.

39

 

 

Чем  младше  возрастная

 

группа,  охваченная  ДВО,  тем  сильнее  корреляция 

с

 

материнской  занятостью

 

(рис.  2.1.11)

Анализ  данных  стран  ОЭСР  показывает 

положительную  корреляцию  между  занятостью  матерей  на  рынке  труда 
и

 

охватом  детей  ДВО.  При  этом  корреляция  между  материнской  занятостью 

и

 

охватом  сильнее  для  возрастной  категории  детей  младше  3  лет,  чем  для 

детей

 3-5

.  В

 

странах  с  уровнем  материнской  занятости  выше  70% 

(

Дания, 

Люксембург,  Нидерланды,  Швейцария

доля  детей  младше  трех  лет, 

посещающая  детсады,  также  высокая.  Кроме  этого,  чем  меньше  часов 
дошкольного образования в неделю получают дети в раннем возрасте, тем выше 
частичная занятность среди матерей и наоборот. Например, в Латвии, Португалии 
и  Словении  количество  часов  в  неделю  составляет  более  35  часов,  частичная 
трудовая занятость среди матерей 

менее 10%.

40

 

 

РИСУНОК 2.1.11

.

 

Корреляция между материнской занятостью (с младшим ребенком в возрасте 

до трех лет) и охватом детей младше трех лет ДВО

 

 

Источник

: OECD (2017), Starting Strong 2017: Key OECD Indicators on Early Childhood Education and 

Care, OECD Publishing Paris http://dx.doi.org/10.1787/9789264276116-en 

                                                

38

 OECD Family Database. PF3_2_Enrolment_childcare_preschool http://www.oecd.org/els/family/database.htm

 

39

 OECD (2017), Starting Strong 2017: Key OECD Indicators on Early Childhood Education and Care, OECD 

Publishing Paris http://dx.doi.org/10.1787/9789264276116-en 

40

 OECD (2017), Starting Strong 2017: Key OECD Indicators on Early Childhood Education and Care, OECD 

Publishing Paris http://dx.doi.org/10.1787/9789264276116-en 

Дания

Словения

Швейцария

Австрия

Нидерланды

Бельгия

Россия

Франция

Латвия

Германия

Польша

США

Эстония

Новая Зеландия

Испания

Венгрия

Словакия

Чили

Греция

О

хва

т 

д

е

те

й 

м

л

а

д

ше 

тр

е

х 

л

е

т Д

ВО

Материнская занятость с детьми младше трех лет

 

 

72 

 

 

В шести регионах Казахстана показатель охвата детей 1

-

3 лет ДВО

 

превышает 

35% 

(рис.  2.1.12)

Высокая  доля  детей,  охваченных  ранним  развитием,  отмечена 

 

в

 

Костанайской

 

области.  Результаты

 

в  данном  регионе  выше  самого  высокого 

показателя из стран ОЭСР

 - 

Дании (65,2%). Показатель Карагандинской области 

и

 

ВКО также превышает

 

показатели

 

стран ОЭСР: Исландии (59,7%), Нидерландов

 

(55,9%), Люксембурга

 (55,1

%), Бельгии и Норвегии (54,7%).

 

 

РИСУНОК 2.1.12

Охват детей 1

-

3 лет дошкольным образованием по регионам, 2017

 

г.

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

Одним из приоритетных направлений работы 2017 г. стала разработка нового 
механизма  постановки  в  очередь  в  детские  сады. 

Для  решения  проблемы 

очередности  в  детских  садах  автоматизирован  процесс  выдачи  направлений 
путем  интеграции  электронного  правительства  «Е

-

акимат».  К  настоящему 

времени  пилотный  проект  был  запущен  в  ЮКО.  Внедрение  проекта  во  всех 
регионах  планируется  в  2018  г.

 

Кроме  этого,  Министерством  информации 

и

 

коммуникаций  РК

 

совместно  с  МОН

 

РК

 

и  МЗ

 

РК

 

в  2017  г

в  рамках 

государственных услуг был запущен пилотный проект по композитным услугам 
при рождении ребенка. Данная программа дает возможность одним заявлением 
оформить  регистрацию  рождения  ребенка,  назначение  пособий  на  рождение 
ребенка  и  по уходу  за ним, назначение  социальных  выплат,  а также поставить 
ребенка на очередь в детский сад с помощью СМС

-

сообщения.

 

 

За  последние  три  года  отмечается  снижение  количества  детей,  стоящих 

 

в

 

очереди на получение мест в дошкольных организациях.

 

В целом за три года 

количество  детей  в  очереди  снизилось  на 

336  человек

 

(рис.  2.1.13)

.  Спрос  на 

дошкольное образование в городской местности выше. Очередность составляет 

433 

835 детей, что значительно превышает

 

очередность

 

в селе (105

 

231 чел.).

 

 

76,1

64

61,4

40,4 40,4

36,3

31,5 30,2 28,2 27,9 27,1

25,5 22,4

19,3

15,1 11,7 10,4

 

 

73 

Доступ и равенство

 

РИСУНОК 2.1.13

Динамика очередности детей в дошкольные организации, 2017 г., чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

Общее среднее образование

 

 

В  школьном  образовании  поддерживается  высокий  уровень  доступа 

 

и

 

равенства

. Казахстан традиционно в числе стран мира с наивысшим доступом 

к

 

среднему образованию 

(табл

. 2.1.2)

 

ТАБЛИЦА 

2.1.2.

 

Статистические показатели доступа среднего образования 

Казахстана в

 

международном сравнении

41

 

 

Показатель

 

Казахстан 

(2017 г.)

 

Среднее значение (2016 г.)

 

СНГ

 

ОЭСР

 

по миру

 

Общий чистый охват начальным 
образованием, %

 

99,18 

98,1 

98,6 

93,7 

Валовый охват основным и 
общим средним образованием, %

 

99,8 

92,5 

92,2 

75,5 

 

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО

 

 

Школа 

переломный  момент  формирования  потенциала  человека  в  юном 

возрасте.

 

Как отмечают эксперты ПРООН, ввиду наибольшей продолжительности 

обучения  в школе по

 

сравнению  с  другими периодами  (детский  сад,  колледж, 

вуз),  именно  в  этот  период  формируется  личность  человека,  закладываются 
основы  психологической  устойчивости  и  потенциал  к  дальнейшему  развитию. 
Отсутствие  доступа  к  качественному  образованию  резко  ограничивает  шансы 
ребенка на профессиональный и личностный успех в будущем

 

Казахстан  в  когорте  стран  с  конституционно  закрепленной  гарантией  на 
получение среднего образования.

 

Согласно ЮНЕСКО в 45% стран мира доступ 

к

 

образованию не закреплен в официальном юридическом документе: кодексе 

или конституции.

42

 

То есть

 

в

 

этих странах дети потенциально лишаются базовых 

школьных  знаний.  В  ЦУР  обозначено,  что  высококачественное  базовое 
образование  является  фундаментом,  на  котором  каждый  человек  может 

                                                

41

 

Среднее значение выведено из доступных сведений стран.

 

42

 

«Образование: сокровище внутри», доклад Независимой комиссии по образованию для 21

-

го века 

http://unesdoc.unesco.org/images/0010/001095/109590eo.pdf 

545 402

544 694

539 066

2015

2016

2017

 

 

74 

 

 

построить  достойную  и  значимую  жизнь.  Гарантия  права  каждого  ребенка 

 

не  только  на  доступ  к  образованию,  но  и  на  получение  именно  качественного 
образования 

обязательный  критерий  развитости  современного  общества. 

 

В век высоких технологий, когда мировые эксперты в один голос утверждают, что 
человечество  на  грани  полной  цифровизации  целых  профессий,  абсолютно 
неприемлемым должен стать факт отсутствия у детей таких прав.

 

 

Разветвленная  сеть  школ  предоставляет  образовательные  услуги  с  учетом 
различных  потребностей  и  индивидуальных  способностей.

 

Конституционное 

право  на  общее  среднее  образование  в  2017  г.  обеспечивали  7  047  дневных 
государственных,

43

 

125  частных,  75  вечерних,  100  специальных  организаций 

образования,  7  школ  для  детей  с

 

девиантным  поведением,  1  школа  для  детей 

с

 

особым режимом содержания, 8 международных школ, 4 республиканских, 34

 

школы, подведомственные

 

другим госорганам, 20 Назарбаев Интеллектуальных 

школ и 1 международная школа

-

филиал АОО «НИШ». Всего в

 

школах обучалось 

свыше 3

 

миллионов детей.

 

 

Наблюдается  некоторое  сокращение  приема  детей  в  1

-

е

 

классы 

государственных и частных учебных заведений страны

В 2017 г. прием учащихся 

в 1

-

й

 

класс по РК составил 358

 

571 ребенок, что ниже показателя 2016 г. на 11

 261 

человек.  При  этом  в  предыдущие  три  года  вместе  с  ежегодным  ростом 
рождаемости  наблюдалось  и

 

увеличение  количества  учащихся  1

-

х  классов  на 

 

15-2

0 тыс.

 

в год (2016 г. 

- 369 

832 ребенка, 2015 г. 

- 347 

602,  2014 г. 

-  332 999). 

Максимальное количество первоклассников в 2016 г. достигнуто за счет того, что 
57%  шестилетних  детей  пошли  в  школу  (2010  г.р.).  Тогда  как  в  2017  г.  ряды 
первоклассников  пополнили  лишь  49%  шестилеток  (2011  г.р.),  родители 
остальных предпочли посвятить еще один год на предшкольную подготовку своих 
детей 

в 

нулевых 

классах 

при 

детских 

садах, 

мини

-

центрах 

 

и

 

общеобразовательных школах.

44

 

 

Рост  контингента  дневных  государственных  общеобразовательных  школ 
происходит на фоне общего сокращения сети.

 

В сравнении с показателем 2016 г. 

сеть дневных государственных школ сократилась на 53

 

единицы в основном

 

за 

счет закрытия МКШ, при этом контингент обучающихся увеличился (+116

 

515 чел.) 

(рис

. 2.1.14)

Причины роста численности школьников в 2017 г. в сравнении с 2016 г. 

связаны  не  только  с  ежегодным  естественным  приростом  населения 

                                                

43

 

В числе 7 047 дневных государственных школ функционировали 120 гимназий, 258 школ

-

гимназий,

 

44

 

Выпуск детей с дошкольных организаций с 6(7) лет и прием в 1 класс школы 

с 6(7) лет 

Типовые правила 

деятельности дошкольных организаций (ППРК № 181 от 07.04.2017 г.) и Типовые правила приема на обучение 
в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного 
среднего и общего среднего образования (ППРК от 19.01.2012 г. № 127).

 

 

 

75 

Доступ и равенство

 

и

 

миграцией,  но  и  увеличением  доли  выпускников  9

-

х

 

классов,  пожелавших 

продолжить  обучение  в  старших  классах  (2016  г. 

-  135 

571  чел.,  2017  г. 

149 434 

чел.).

 

 

 

РИСУНОК 2.1.14.

 

Динамика сети и контингента дневных государственных

 

общеобразовательных школ, подведомственных МИО

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Более 70% закрытых и реорганизованных малокомплектных школ приходится 
на начальные классы. 

В сравнении с 2016 г. сеть МКШ сократилась на 92

 

единицы 

и  составила  42%  от  общего  количества  дневных  государственных  школ. 
Наибольшее сокращение сети

 

МКШ приходится на начальные школы (–67ед.) за 

счет  их  закрытия  и  реорганизации  вследствие  отсутствия  или  менее  5

 

детей 

младшего  школьного возраста  в малонаселенных пунктах.

45

 

Общий контингент 

МКШ составлял 204 121 человек,

 

т

.

е

лишь 8% от общей численности

 

учащихся по 

стране 

(рис

. 2.1.15)

.

 

 

 

РИСУНОК 2.1.15.

 

Сокращение сети МКШ, ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

                                                

45

 

В каждом малонаселенном пункте государство гарантирует функционирование МКШ: начальной школы 

с

 

численностью учащихся от 5 до 40 человек, основной 

от 41 до 80 человек, средней 

от 81 до 180 человек 

(ППРК от 17.05.2013 г. № 499, Приказ МОН РК от 17.09.2013 г. № 375).

 

7 160

7 100

7 047

2 724 127

2 855 804

2 972 319

2015

2016

2017

сеть, ед.

контингент, чел.

734

685

618

848

834

821

1 576

1 517

1505

2015

2016

2017

НШ

ОШ

СШ

 

 

76 

 

 

Дети  из  сел,  в  которых  отсутствуют  школы,  обеспечиваются  бесплатным 
подвозом или местами в интернате. 

В

 

2017 г. на 97 единиц увеличилось число 

сельских  населенных  пунктов,  где  отсутствуют  школы  (2016  г. 

-  1 

539  ед.). 

Соответственно увеличилась численность детей школьного возраста, не имеющих 
возможность обучаться по месту жительства (2017 г. 

- 26 

742 чел., 2016 г. 

- 22 788). 

Для  решения  данной  проблемы  МИО  организован  бесплатный  ежедневный 
подвоз  22  819  учащихся  к

 

ближайшей  школе  и  обратно  (2016  г. 

-  19 

174  чел.), 

предоставлены  места  в  пришкольных  интернатах  для  3

 

244  детей  (2016  г. 

3 104 

чел.).  Следует  отметить,  что  вопрос  с  обучением  детей  решен  полностью 

исключительно за счет пришкольных интернатов и ежедневного подвоза в

 

ВКО, 

Мангистауской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской и Акмолинской 
областях;  в  т.ч.

 

и  путем  определения  детей  у

 

родственников  (109  чел.)  в

 

СКО, 

Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Костанайской, Павлодарской областях; 
устройства на квартирах (214 чел.) и

 

подвоза на личном автотранспорте (356 чел.) 

по желанию родителей в ЮКО

 

Иностранцы и лица без гражданства имеют такие же права на образование, что 
и граждане РК. 

Государством предпринимаются меры по максимальному охвату 

учащихся

-

оралманов  школьным  образованием.  Их  семьям  оказывается 

необходимая помощь в центрах адаптации и интеграции оралманов.

46

 

В 2017 г. 

в

 

стране насчитывалось 8 805 учащихся из семей, имеющих статус «оралман».

47

 

Наибольшая доля таких детей в Алматинской области (27,4%), ВКО (21%) и ЮКО 
(15,1%).  Из  числа  детей

-

иммигрантов

48

 

в  общеобразовательных  школах  страны 

обучалось 12

 

260 человек (из СНГ 

- 9 493 

чел., дальнего зарубежья 

2 767 чел.). 

Наибольшее их число 

в гг.

 

Алматы (1

 

423 чел.), Астана (351 чел.), ЮКО (418 чел.), 

ЗКО  (331  чел.),  Карагандинской  (235  чел.)  и  Жамбылской  (111  чел.)  областях.

 

В

 

целях  адаптации  к  образовательным  программам  и  преодоления  языкового 

барьера  для  данной  категории  детей  в  школах  проводились  консультации, 
специальные  переходные  программы,  факультативные  занятия  по  казахскому 
и

 

русскому языкам.

 

 

Языковая политика РК обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов, 
предоставляет свободный выбор языка для общения, получения образования, 
реализации творческих потребностей.

 

В 2017 г. образовательную деятельность 

                                                

46

 

Информационные и справочные услуги; услуги по переводу; правовая помощь, помощь в трудоустройстве, 

обучение государственному и русскому языкам, адресная социальная помощь и др. 

https://egov.kz/cms/ru/articles/oralman_rk 

47

 

Согласно Закона РК «О миграции населения», оралманы 

иностранцы или лица без гражданства казахской 

национальности, проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами 
и прибывшие в Казахстан с целью постоянного жительства.

 

48

 

Согласно Закона РК «О миграции населения», иммигрант 

иностранец или лицо без гражданства, 

прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.

 

 

 

77 

Доступ и равенство

 

осуществляли  13  школ  с  узбекским  языком  обучения,  12 

с

 

уйгурским 

 

и

 2 - 

с

 

таджикским. В 27 школах имелись классы с обучением на родном языке 

этнических слоев населения (чеченский, азербайджанский, дунганский, польский, 
курдский,  турецкий  и  др.).  На  казахском  языке  обучение  вели  3

 

746  школ 

с

 

контингентом  1

 323, 

3  тыс.  учащихся,  на  русском 

1  237  школ  (378  614  чел.), 

казахском и русском языках (смешанном) 

- 2 

037 школ (1

 

253,9 тыс. чел.).

 

 

В  школьном  образовании  реализуется  принцип  равных  прав  к  равным 
возможностям для всех детей независимо от состояния здоровья.

49

 

Условия для 

инклюзивного 

образования, 

включая 

кадровое, 

учебно

-

методическое 

обеспечение, специальные учебные программы, технические средства обучения, 
созданы в 3

 

873 школах (2017 г. 

55%, 2016 г. 

30%).  Таким образом, в 2017 г. 

наблюдается достижение планового показателя ГПРОН «Доля школ, создавших 
условия  для  инклюзивного  образования».

 

Коррекционно

-

педагогическую 

поддержку  детям  с  ООП

 

оказывали  15  реабилитационных  центров  (+3  ед.), 

152 

кабинета психолого

-

педагогической коррекции (+9 ед.), 772 логопедических 

пункта  (+47  ед.).

 

Из  102

 

610  детей  с  ООП  (школьный  возраст 

-  7-

18  лет)  23  940 

человек  обучались  в  массовых  классах  общеобразовательных  школ  (23,3%), 

11 

352  ребенка  охвачены  обучением  в

 

специальных  классах  при 

общеобразовательных школах.

50

 

 

Для  детей  с  девиантным  поведением  функционируют  7  специальных  школ:

  

в

 

ЮКО,  ВКО,  Жамбылской,  Карагандинской,  Кызылординской,  Мангистауской 

областях  и  г. Алматы. Контингент  таких  школ в 2017  г.  составлял 152  человека, 

 

из них 144 проживали в интернате. Цель таких школ 

обеспечение воспитания, 

обучения  и  социальной  реабилитации  несовершеннолетних  с  девиантным 
поведением  в  возрасте  от  11  до  18  лет.  Функционирует  также  в  республике 

 

школа  с

 

особым  режимом  содержания.  Согласно  НОБД  в

 

этом  учреждении 

закрытого  типа  по  состоянию  на  2017  г.  воспитывались  12

 

детей.  Контингент 

школы 

несовершеннолетние дети, совершившие правонарушения, как правило, 

из  неблагополучных  семей.  По  данным  Комитета  охраны  прав  детей  МОН  РК

,  

в

 

стране  насчитывается  свыше  11

 

788  неблагополучных  семей,  в  которых 

воспитываются более 17 тысяч детей.

 

 

Право на получение общего среднего образования граждане, не сумевшие по 
разным причинам завершить обучение, реализуют в вечерних школах. 

В таких 

                                                

49

 

Подробнее в подглаве 3.1.

 

50

 

Для сравнения недостаточности существующего охвата инклюзивным образованием в РК (23%) приведем 

пример с международного опыта. В Португалии 96% детей с отклонениями в развитии учатся в 
общеобразовательных школах. Лишь 4% детей с наиболее тяжелыми формами отклонений посещают 
специализированные образовательные учреждения.

 

 

 

78 

 

 

школах  обучающимся  созданы  специальные  условия:  гибкий  график  (дневное 
или вечернее время) и предпочитаемая форма обучения (очная, заочная, очно

-

заочная,  индивидуальная).

 

В  2017  г.  функционировало  75  вечерних  школ 

(2016 

г.

 - 77 

ед.), в т.ч.

 

сельских 

- 30 

(2016 г.

31ед.). Из них в 39 открыты классы 

очного  обучения,  группы  заочного  обучения,  консультационные  пункты  для 
работающей молодежи. В региональном сопоставлении наибольшее количество 
вечерних  школ  приходилось  на  ЮКО  (9  ед.),  Кызылординскую  (8  ед.), 
Карагандинскую  (8  ед.)  и  Акмолинскую  (10  ед.)  области.  Наиболее 
многочисленный

 

контингент  вечерних  школ 

в  ЮКО,  Жамбылской, 

Карагандинской, Акмолинской областях и

 

г.

 

Алматы. Всего контингент вечерних 

школ по РК 

11 684 человек (2016 г. 

- 12 

757 чел.), из них в селе 

- 3 143 (

2016 г. 

471  чел.),  в  их  числе  49,5% 

дети  младше  15  лет  и

 

от  15  до  18  лет. 

Превалирующую

 

долю  обучающихся  вечерних  школ  составляли  представители 

мужского пола (67,8%). Из общего контингента 11,4% учащихся обучались в 5

-9 

классах, 10

-12 

классах 

88,6%. Обучались очно 

- 4 

638, заочно 

- 3 

044, очно

-

заочно 

- 1 

906, по индивидуальной форме обучения 

- 2 

096 человек. Выпуск учащихся, 

получивших свидетельство об

 

окончании основной школы, составил 790 человек, 

получивших аттестат об общем среднем образовании 

4 119 человек

 

(рис. 2.1.16)

.

 

 

 

РИСУНОК 2.1.16.

 

Контингент учащихся вечерних школ по возрастным группам и классам, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

110

2

11

17

6

5

323

180

234

336

85

21

2

057

571

559

587

159

39

3

291

1

116

879

819

244

29

0

500

1000

1500

2000

2500

3000

3500

младше 15 

лет

 15-18

 19-24

 25-29

30-39

 40-49

старше 49 лет

5-

7 классы

8-

9 классы

10 класс

11-

12 классы

 

 

79 

Доступ и равенство

 

В  рамках  программы  «Всеобуч»  проводится  работа  по  выявлению  детей, 
не

 

посещающих  школу,  и  принимаются  меры  по  их  возвращению.

 

В  2017  г. 

число детей, не посещавших школу 10 и более дней без уважительной причины, 
составило 277 человек (в 2016 г. 

274 чел.). Из них возвращены в школу 98

 

детей. 

Наибольшее  количество  детей,  попускающих

 

школьные  занятия,  отмечалось 

 

в

 

ЗКО,  ЮКО  и  Атырауской  области.  Причины  непосещения  школы:  уехали 

 

в

 

другие регионы или за пределы РК (71 чел.), находились в розыске (35

 

чел.), 

под  следствием  (4  чел.),  в  центрах  адаптации  несовершеннолетних

 

(1  чел.), 

не

 

желали  учиться  (21  чел.),  имели  религиозные  мотивы  (37  чел.)  и  другие 

основания (10

 

чел.).

 

 

Особой  заботой  государства  окружены  дети

-

сироты  и  дети,  оставшиеся  без 

попечения 

родителей, 

дети 

из 

малообеспеченных, 

многодетных 

и

 

неблагополучных  семей. 

В  рамках  ежегодной  месячной  акции  «Забота» 

 

в

  2017 

г.  оказана  помощь  180

 

952  детям  из  малообеспеченных,  многодетных 

 

и

 

неблагополучных семей, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей 

и  иным  категориям  детей,  имеющим  право  на  социальную  помощь  на  общую 
сумму 824,1 тыс.

 

тенге. Также более 160 тысяч детей были охвачены спонсорской 

помощью  на  сумму  421,1  тыс.  тенге.  По

 

акции  «Дорога  в  школу»,  которая

 

проводится  ежегодно  перед  началом  учебного  года,  было  охвачено  свыше

  

316 

тыс

детей, получивших материальную помощь на сумму более 2

 

млн тенге

 

Одним из главных направлений государственной политики в области защиты 
прав детей является снижение социального сиротства. 

С начала 2017 г. введена 

информационная  система  «Республиканский  банк  данных  детей

-

сирот,  детей, 

оставшихся  без  попечения  родителей,  и  лиц,  желающих  принять  детей  на 
воспитание  в  свои  семьи».  В  данной  системе  зарегистрировано

 

свыше  27  тыс.

 

детей

-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2016 г.

 - 35 

655 чел.).

 

Из  них  находятся  под  опекой  и

 

попечительством  18

 

941,  на  патронатном 

воспитании 

1  900,  в  приемной  семье 

92,  в  детском  доме  на  базе  семьи 

-

118 

детей,  в  организациях  для  детей

-

сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения 

родителей

, - 6 

223 ребенка. Благодаря активизации работы МИО по устройству 

данной категории детей (под опеку, попечительство, на патронат и усыновление) 
за последние 5 лет наблюдается тенденция снижения контингента организаций 
для  детей

-

сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  в  связи  с  чем 

сокращаются  и  количество  детских  домов  путем  закрытия  и  реорганизации  их 
в

 

учреждения семейного типа 

(табл

. 2.1.3)

.

51

 

 

                                                

51

 

В СП МОН РК на 2017

-

2021 гг. обозначен индикатор «Доля воспитанников учреждений для детей

-

сирот и 

детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи казахстанских граждан, ежегодно» в 2017 г. 

19%, факт

 - 

19,7% (2016 г. 

15%, факт 

- 21%). 

 

 

80 

 

 

 

ТАБЛИЦА 

2.1.3.

 

Сеть и контингент организаций для детей

-

сирот и детей, 

оставшихся без попечения родителей в сравнении за последние пять лет

 

 

Годы

 

Сеть, ед.

 

Контингент, тыс.чел.

 

2013 

188 

9 879 

2014 

188 

9 192 

2015 

146 

8 066 

2016 

140 

7 236 

2017 

138 

6 223 

 

Источник: Комитет по охране прав детей МОН РК

 

 

Необходимо  продвижение  социальной  рекламы,  направленной  на 
формирование  позитивного  общественного  мнения  по  вопросам  устройства 
детей

-

сирот в казахстанские семьи.

 

Из свыше 6 тыс. контингента детских домов 

более  80%  приходится  на  «социальных  сирот»  при  живых  родителях. 
Целесообразно расширение сети Центров поддержки семьи и ребенка.

 

 

Требует решения вопрос обеспечения жильем детей

-

сирот и детей, оставшихся 

без попечения родителей.

 

В очереди на получение жилья из государственного 

жилищного фонда состоят более 23 тыс.

 

выпускников детских домов. По итогам 

2017 г. в сравнении с предыдущим годом доля детей

-

сирот, получивших жилье, 

сократилась в 2,3 раза (2017 г. 

654 чел., 2016 г. 

1486 чел.).

 

 

Частные учебные заведения пока еще не получили широкого распространения 
в  среднем  образовании.

 

Количество  частных  школ  по  республике  в  2017  г.

 

достигло 125 (+13 ед.

 

в сравнении с 2016 г.), в

 

них обучались 24

 426 

детей. И

 

хотя 

доля  частных  школ  РК  имеет  тенденцию  роста,  это  лишь  1,8%

 

от  общего 

количества  дневных  общеобразовательных  школ 

(

вставка 

2.2.1)

Лидером 

 

по услугам частного образования является г. Алматы, где больше всего по стране 
таких 

школ 

(

49 

ед

.)

Частные 

школы 

Казахстана 

успешные 

 

и

 

конкурентоспособные, они создают условия для раскрытия талантов каждого 

ученика  и  предоставляют  детям  высокое  качество  образования.  При  этом

  

не

 

у

 

всех детей есть равные возможности на получение образования в частных 

школах по причине высокой оплаты за обучение. Тогда как в зарубежных странах 
практикуется  государственное  финансирование  частных  школ.  Например,  если 
в

 

некоторых  странах  Европы  и  Америки  частные  школы  полностью 

на

 

гособеспечении,  то  в  других  странах  развита  практика  государственного 

финансирования  расходов  на  заработную  плату  высококлассным  учителям, 
расходы же на содержание школ родители учеников несут сами. В

 

Китае частные 

школы  освобождены  от  всех  видов  налогов.  Такие  меры  влекут  за  собой 
снижение  цен  за  частное  образование

 

и  делают  его  доступным  большему 

количеству семей.

 

 

 

 

81 

Доступ и равенство

 

 

ВСТАВКА 

2.1.1. 

Перспективы внедрения подушевого финансирования

 

как механизма вовлечения бизнеса в среднее

 

образование

 

 

С

 

2018  г.  частные  школы  будут  финансироваться  из  госбюджета.  «Подушевое 

финансирование  позволит  ученикам  и  родителям  самим  решать,  куда  пойти  учиться 

в

 

частную  либо  в  государственную  школу.  Вслед  за  школьником  пойдут  и  деньги, 

выделяемые  из

 

бюджета.  Для  бизнеса  эта  сфера  станет  привлекательной:  у  него  будет 

стабильный  государственный  заказ.  Для  государства  это  тоже  хорошо 

решается  вопрос 

с

 

дефицитом  ученико

-

мест,  строительством  новых  школ.  Это  будет  стимулировать 

и

 

государственные  школы,  которым  тоже  придется  бороться  за  учеников.  Сейчас  частные 

школы работают преимущественно в премиум

-

сегменте. Однако, получая государственный 

заказ,  смогут  привлекать  и  клиентов  среднего  достатка:  родители  будут  платить,  условно, 

 

10-

40  тыс.  тенге  в  месяц,  а  остальное  будет  покрывать  госбюджет».  Аскар  Ибраимов, 

президент АО

 

«Финансовый центр» (оператор программы подушевого финансирования).

 

 

Источник: Школьное образование в Казахстане будут финансировать по

-

новому.

 

https://www.inform.kz/ru/shkol-noe-obrazovanie-v-kazahstane-budut-finansirovat-po-novomu_a3247640 

 

 

Каждый  третий  школьник  охвачен  дополнительным  образованием 
во

 

внешкольных  организациях.

 

В  2017  г.  в  организациях  дополнительного 

образования всего было занято 947

 

327 школьников (31,1%). Большая часть детей, 

посещавших  внешкольные  организации  (74%),  получали  дополнительное 
образование  на  бесплатной  основе.  Из  1

 

287  организаций  дополнительного 

образования,  подведомственных  МОН  РК  и  МКС  РК  (2016  г. 

1  285  ед.),  на 

сельскую местность приходилось только

 440 

единиц. Из числа детей

-

сирот, детей, 

оставшихся  без  попечения  родителей,  детей  с  нарушениями  здоровья 
в

 

дополнительное образование было вовлечено 12 030 человек, это лишь 1,3% от 

общей  доли  детей,  занятых  во  внешкольных  организациях.  В  целом  доступ  на

 

получение  дополнительного  образования  на  базе  школьных  и  внешкольных 
организаций  имели  77,6%  учащихся  от  их  общей  численности  по  стране  (план 
ГПРОН 

- 68%). 

 

Задача  расширения  доступа  детей  из  социально  уязвимых  групп  детей 
к

 

дополнительному образованию остается актуальной

. Статистические данные 

показывают, что у социально уязвимых групп детей и детей из сельской местности 
меньше шансов на дополнительное образование. В этой связи задача увеличения 
охвата детей программами дополнительного образования, в т. ч

и через развитие 

образовательного  волонтерства,  привлечение  культурно

-

просветительских 

и

 

досуговых учреждений является актуальной 

(вставка 2.1

.2)

 
 
 
 
 

 
 
 

 

 

82 

 

 

 

ВСТАВКА 

2.1.2. 

Передовой международный опыт в организации дополнительного

 

образования

 

 

В  Испании  существуют  бесплатные  дополнительные  курсы  для  детей  по  изучению 
иностранных  языков,  робототехнике  и  программированию.  Малоимущим,  многодетным 
и

 

инвалидам предоставляются 70

-

100% скидки на дополнительное образование по одному 

направлению. В Великобритании существует программа SEND, являющаяся руководством 
по обеспечению равного доступа к образованию для детей и молодежи с особыми нуждами 
(или инвалидностью) от 0 до 25 лет. Департамент образования США в 2011 г.

 

представил 

руководство по инклюзии студентов с инвалидностью в дополнительное образование.

 

 

В  США  распространена  практика  участия  родителей  в  дополнительном  образовании 
в

 

качестве  волонтеров

-

учителей  и  тренеров.  Кроме  частных  организаций,  провайдером 

дополнительного  образования  детей  в  США  выступают  государственные  культурно

-

просветительские  и  досуговые  учреждения.  Программы,  специально  разработанные  для 
школьников, есть почти в 75% учреждений неформального научного образования 

музеях, 

заповедниках и эксплораториумах.

 

 

Источник: Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование. 
Современная аналитика образования № 9(17) 2017

 

г., с.30

 

 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

Приоритеты технического и профессионального образования Казахстана

 

были 

пересмотрены

 

с

 

учетом

 

опыта

 

развитых  стран. 

В  мире  функцию  социальной 

адаптации  молодежи  и  взрослых  выполняет  система  технического 
и

 

профессионального  образования.  В  20  странах  ОЭСР  первая  рабочая 

специальность предоставляется на бесплатной основе, обеспечивая тем самым 
социальный лифт для молодого населения. Развитое производственное обучение 
служит  одним  из  инструментов  снижения  молодежной  безработицы.  Согласно 
мировой  практике  за  последние  три  года  видение  системы  ТиПО  Казахстана 
изменилось. Сегодня ТиПО рассматривается не только как основа для подготовки 
квалифицированных  рабочих  кадров,  но  и  инструмент  социальной  адаптации 
молодежи.  Новые  подходы  отражены  в  ГПРОН  на  2016

-

2019  гг.,  где  основной 

целью  системы  ТиПО  обозначена  социальная

 

интеграция

 

молодежи

 

через 

создание  условий  для  получения  технического  и  профессионального 
образования.

 

 

По  поручению  Главы  государства  дан  старт  проекту  «Бесплатное  ТиПО

 

для 

всех»

Данный проект направлен на обеспечение всех желающих первой рабочей 

специальностью

 

на бесплатной основе. Запуск масштабного проекта обусловлен 

рядом причин. Одними из них являются непрестижность системы ТиПО, низкий 
уровень  участия  молодежи  в

 

программах  технического  и  профессионального 

образования,  социально

-

экономическая  ситуация  в  стране.  Согласно  данным 

МТСЗН РК ежегодно на рынок труда выходят около 20

 

тыс.

 

выпускников 9

-

х

 

и 11

-

х

 

 

 

83 

Доступ и равенство

 

классов,  не  имеющих  профессиональных  квалификаций.  При  этом  из

-

за 

несоответствия  квалификации  рабочих  кадров

 

потребностям  рынка  труда 

ежегодно  порядка  20  тыс.  вакансий

заявленных  работодателями,  остаются  не 

заполненными.

 

Опросы  предприятий  страны,  проведенные  национальными 

экспертами,  показали,  что  порядка  73%  потребности  в  кадрах  приходится  на 
специалистов  ТиПО

 

и  рабочие  профессии.

52

 

Доля  молодежи 

NEET 

остается 

высокой и составляет 8,2%

 

от общей численности молодежи в возрасте 15

-

28 лет. 

Задачами  проекта  «Бесплатное  ТиПО  для  всех»  являются

 

повышение  имиджа 

системы ТиПО, сокращение разрыва между спросом и предложением на рынке 
труда, а также интеграция социально

-

уязвимой категории молодежи и взрослого 

населения в обучение и трудовую деятельность.

 

 

Проект  «Бесплатное  ТиПО  для  всех»  направлен  на  интеграцию  социально

-

уязвимых групп населения. 

В

 

проекте могут принимать участие выпускники 9

-

х 

и

 11-

х

 

классов,

 

а также

 

молодые люди, не поступившие в учебные заведения или 

ищущие  работу,  дети  малообеспеченных  семей  и  молодежь,  находящаяся 
в

 

трудной 

жизненной 

ситуации

Участники 

проекта 

обеспечиваются 

государственной  поддержкой  в  виде  оплаты

 

обучения,  одноразового

 

горячего 

питания,

 

стипендии и проезда

Проект «Бесплатное ТиПО для всех» реализуется 

в

 

318 колледжах

 

страны, в т.ч. в 33 частных. Для жителей отдаленных населенных 

пунктов организованы мобильные курсы обучения

 

в пяти областях 

Акмолинской, 

Актюбинской,  ВКО,  Павлодарской  и  Костанайской.

 

В

 

рамках  проекта 

оборудованные  машины,  автобусы  со  специалистами  приезжают

 

на  места 

обучать  людей  конкретным  профессиям,  в  основном  техническим.  Основной 
акцент ставится на приобретение практических навыков. В целях полного охвата 
нуждающихся в обучении молодых людей были сформированы 1

 

850 мобильных 

групп

в  состав  которых  входили  представители  акиматов,  сельских  округов, 

городов, организаций образования, местной полицейской службы, молодежных

 

организаций

 

и  волонтеров.

 

Группами  был  проведен  подворовой  обход 

и

 

сформирован  список  участников  из  числа  выпускников  9

-11-

х

 

классов, 

малообеспеченных  семей,  а  также  безработных  и

 

самозанятой  молодежи  для 

обучения от одного года до трех лет

.

 

 

Проект 

«Бесплатное 

ТиПО

 

для 

всех» 

стал

 

основой 

активного 

межведомственного  взаимодействия  сферы  образования  с  рынком  труда

Инициатива  «Бесплатное  ТиПО  для  всех»  реализуется  МОН  РК

 

в  тесном 

сотрудничестве  с  МТСЗН  РК  в  рамках  Программы  продуктивной  занятости 

                                                

52

 

Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017

-

2021 гг., ПП РК 

от

 

26.12.2017 г. № 882.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz