НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 3

 

 

 

 

36 

 

 

По этой причине привлечение иностранных студентов сегодня воспринимается 
как один из важных показателей конкурентоспособности высшего образования. 
Данный 

феномен 

получил 

название 

интернационализации 

высшего 

образования.

17

  

 

ТАБЛИЦА 

1.2.

 

Динамика исходящей студенческой мобильности 

 

за 2011, 2013, 2015 и 2017 гг.

 

 

Страна

 

2011 

2013 

2015 

2017 

Китай

 

656 205 

719 202 

818 803 

847 259 

Индия

 

205 650 

190 560 

256 101 

278 383 

Германия

 

113 939 

119 571 

115 900 

117 921 

Южная Корея

 

128 994 

114 103 

107 836 

108 608 

Нигерия

 

60 171 

65 567 

92 621 

95 619 

Франция

 

60 333 

76 221 

86 241 

90 708 

Казахстан

 

43 364 

54 708 

78 252 

89 660 

Саудовская Аравия

 

51 352 

74 855 

86 223 

85 277 

Украина

 

37 607 

42 441 

68 279 

76 181 

Вьетнам

 

52 396 

55 973 

68 038 

70 328 

 

Источник: ЮНЕСКО

http://data.uis.unesco.org/ 

 

Инвестиции

 

 

Для  достижения  задач  4

-

й  ЦУР  страны  призывают  придерживаться  двух 

международных показателей финансирования:

 

выделение на образование не 

менее  15

-

20%  государственных  расходов  и/или  не  менее  4

-

6%  ВВП

.

18

  

Эти  показатели  стали

 

международным  эталоном  финансирования  сферы 

образования.

 

По подсчетам ЮНЕСКО в 2015 г. на образование в среднем страны 

мира тратили 

14

,1% государственных расходов и 4,7% от ВВП.

19

 

 

Несмотря  на  то,  что  образование  в  РК  остается  второй  сферой,  получающей 
наибольшее государственное финансирование, впервые за последние пять

 

лет 

ее  доля  опустилась  ниже  рекомендуемого  уровня.

 

С  2012  г.  доля  расходов 

 

на образование от всех государственных затрат не опускалась ниже планки 16%, 
однако при этом отражая тенденцию постепенного спада 

(рис. 1.9

)

. В результате 

 

в  2017  г.  впервые  за  пять  лет  доля  расходов  на  образование  находится

 

ниже 

рекомендуемого 

международного 

порога, 

составив 

14,8% 

(

рис.

 1.10)

.  

В

 

номинальном выражении сумма госзатрат РК на образование продолжает расти 

(рис.  1.11)

и  они  не  пропорциональны  росту  общих  затрат  государства, 

соответственно, недостаточны для достижения рекомендуемого значения в 15%.

 

 
 

                                                

17

 

Подробнее в подглаве 3.2.

 

18

 

ЮНЕСКО. Образование

-

2030: Рамочная программа действий по осуществлению 

4-

й

 

ЦУР

 

19

 UNESCO (2017). Accountability in Education: Meeting Our Commitments. Global Education Monitoring Report 

(Second Ed.). 

 

 

37 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

 

РИСУНОК 1.9.

 

Динамика доли государственных расходов на образование 

 

в РК за 2012

-

2017 гг., %

 

 

Источник: МФ РК

 

 

 

 

РИСУНОК 1.1

0.

 

Структура государственных расходов РК за 2017 г., %

 

 

Источник: МФ РК

 

 

 

 

РИСУНОК 1.11.

 

Динамика го

c

ударственных расходов РК на образование 

 

за 2012

-

2017 гг., млн. тг.

 

 

Источник: МФ

 

РК

 

 

19,3

18,1

17,4

16,6

17,7

14,8

2012

2013

2014

2015

2016

2017

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

Государственные услуги общего характера (5,2%)

Жилищно

-

коммунальное хозяйство (5,5%)

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, 
уголовно

-

исполнительная деятельность (5,7%)

Транспорт и коммуникации (6,8%)

Здравоохранение (9,0%)

Образование (14,8%)

Социальная помощь и социальное обеспечение (18,4%)

Прочее (34,5%)

1 210 115

1 237 421

1 358 669

1 364 737

1 669 398

1 843 243

2012

2013

2014

2015

2016

2017

 

 

38 

 

 

Требуется  дальнейшее  повышение

 

доли  расходов  образования  от  ВВП  для 

достижения рекомендуемого международного уровня. 

В 2017 г. доля расходов 

на образование от ВВП в Казахстане составила 3,5% при ВВП 53 101 млрд тенге 

(рис.  1.12)

.  За  последние  пять  лет  к  рекомендуемой  международной  отметке 

 

4% Казахстан был близок в 2012 г. (3,9%) при ВВП 

31 015 

млрд тенге. Однако после 

значение  постепенно  снижалось.  С  2012  г.  оно  остается  примерно  на  одном 
уровне, не превышая 3,5%. Следует отметить, что доля расходов находится ниже 
средней ОЭСР, но примерно на одном уровне с такими странами, как Германия 

 

и Япония 

(

рис. 1.12

)

 

 

РИСУНОК 1.1

2. 

Сравнение государственных расходов на образование от ВВП 

 

РК с отдельными странами ОЭСР, %

20

 

 

 

 

Несмотря  на  увеличение  номинальных  расходов  населения  на  образование, 

 

их  доля  от  общих  затрат  сокращается. 

С

 

2012  по  2017  гг.  расходы  населения 

увеличились почти в 1,5 раза. Однако рост затрат на образование демонстрирует 
менее  значимый,  непропорциональный  к  общим  расходам  населения  рост. 

 

За рассматриваемый период расходы населения на образование в номинальном 
выражении увеличились в 1,2 раза, в долевом соотношении 

сократились. Если 

 

в 2012 г. доля расходов на образование от общих затрат населения составляла 
3,88%, то  к  2017 г.  значение  снизилось  до  3,14% 

(

табл.  1.3

). 

Важно

 

отметить, что 

описываемая тенденция наблюдается как в городе, так и в селе. Если в 2012 г. 
доля затрат города на образование составляла

 

3,78%, села 

4,05%, то в 2017 г. 

значение сократилось до 3,35 и 2,71% соответственно.

 

 

                                                

20

 

Расчеты Казахстана произведены на основе данных КС МНЭ РК (ВВП страны) и МФ РК (государственные 

затраты на образование), ОЭСР (

OECD (2017). Education at a Glance: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris.

  

3,2

3,5

3,7

3,9

4,2

4,9

5,6

4,4

Япония

Казахстан

Германия

Турция

США

Корея

Финляндия

Расходы от ВВП отдельных стран

Средняя ОЭСР

 

 

39 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

Увеличивается  разрыв  расходов  на  образование

 

между  городом  и  селом

В

 2012-

2013 гг. в долевом соотношении затрат

 

на образование больше у сельских 

жителей,  чем  городских.  Однако  с  2014  г.  расходы  села  начали  резко  падать 

 

и  в  2017  г.  достигли  отметки  2,71%,  что  ниже  значения  города  на  0,

64%. 

В

 

номинальном  выражении  также  идет  сокращение  расходов  села,  однако 

 

в более умеренных темпах. Разница села с городом обусловлена сравнительно 
высоким ростом расходов горожан. Если в 2012 г. село тратило на образование 

 

на 25,8% меньше города, то в 2017 г. разрыв достиг 45,4%. То есть

 

село выделяет 

 

в номинальном выражении почти вдвое меньше

 

города

 

(табл. 1.3). 

Выявить точные 

причины  подобных  изменений  очень  сложно,  так  как  на  расходы  населения 
влияют

 

разные факторы. Среди них можно отметить переселение жителей сел 

 

в  города,  увеличение  образовательных  услуг  в  городской  местности, 
корректировки  государственных  средств,  появление  различных  грантов 

 

и  стипендий,  изменение  приоритетов  затрачиваемых  средств  населения 

 

на образование и т.п. В этой связи структура расходов населения на образование 
может  указывать  на  некоторые  причины  сокращения  расходов  населения 

 

на образование и увеличения разрыва между городом и селом.

 

 

ТАБЛИЦА

 1.3.

 

Распределение расходов населения на образование

 

в разрезе город/село за 2012

-

2017 гг.

 

 

Год

 

Общие денежные 

расходы на душу 
населения, тенге

 

Расходы на образование 

 

на душу населения, тенге

 

Доля расходов на 

образование от общих 

затрат населения, %

 

РК

 

Город

 

Село

 

РК

 

Город

 

Село

 

(+/-) 

РК

 

Город

 

Село

 

(+/-) 

2012 

382 636 

444 442 

308 063 

14 838 

16 801 

12 469 

- 4 332 

3,88 

3,78 

4,05 

0,27 

2013 

417 555 

482 913 

337 830 

15 945 

18 195 

13 201  

- 4 994 

3,82 

3,77 

3,91 

0,14 

2014 

445 569 

515 891 

358 988 

16 529 

19 167 

13 281 

- 5 886 

3,71 

3,72 

3,70 

-0,02 

2015 

462 027 

534 856 

365 994 

16 360 

19 412 

12 335 

- 7 077 

3,54 

3,57 

3,37 

-0,02 

2016 

502 162 

577 654 

400 977 

16 697 

20 247 

11 939 

- 8 308 

3,33 

3,51 

2,98 

-0,53 

2017 

555 831 

645 038 

435 970 

17 474 

21 676 

11 828 

- 9 848 

3,14 

3,35 

2,71 

-0,64 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

В  общей  структуре  расходов  на  образование  почти  половина  средств  (48,3%) 
была  направлена  на  оплату  дошкольного  и  высшего  образования

 

(

рис.  1.13

)

.

 

Отличием  данных  уровней  образования  от  других  считается  сравнительно 
высокая доля участия

 

частного сектора, что объясняет приоритетность таких видов 

расходов  у  населения.  Следует  отметить,  что  благодаря  увеличению  доли 
частного сектора в 2017 г. был достигнут один из максимальных уровней охвата 
детей  РК  3

-

6  лет  дошкольным  образованием  (90,5%).

 

Также  из  рисунка  видно, 

 

 

 

40 

 

 

что существенно выросла доля расходов на репетиторские услуги. Данные услуги 
представлены в городе в большей степени, что могло способствовать увеличению 
разрыва расходов между городом и селом.

 

 

По  сравнению  с  2016  г.  резко  сократились  расходы  населения 

 

за  профессиональное  среднее  образование  и  аренду  жилья  для  студентов

.  

Это обусловнено запуском программ «Серпін» и «Бесплатное ТиПО для всех», 
которые

 

предусматривают  обеспечение  населения  в  возрасте  14

-

29  лет 

бесплатным  профессиональным  обучением,  ежемесячными  стипендиями, 
жильем, питанием и т.д. В

 

частности, данной программой охвачено население 

с  низким  социально

-

экономическим  статусом.  Сокращению  расходов 

населения  на  образование  способствовало  увеличение  государственных 
средств

 

на поддержку обучащихся этого уровня образования. В

 

2017 г. за счет 

государственных  средств  все  студенты  ТиПО  Павлодарской  области 
переведены на грантовые отделения 

(вставка 2.

1.3)

 

    

 

РИСУНОК 1.

13. 

Структура расходов населения на образование

, %

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 
 
 

0,4

0,8

1

1,3

3,1

4,7

4,9

5

6,2

6,7

17,6

22,7

25,6

0,6

0,3

2,9

11,7

1,8

5,4

9,5

10

18,6

21,9

14,3

Покупка учебников

Плата за общее среднее образование 

Плата за начальное образование 

Образование для взрослых и прочее

Покупка униформы для школьников

Плата за наем жилья для студентов (учащихся)

Услуги репетиторов

Расходы на проезд в транспорте

Плата за профессиональное среднее 

образование 

Неформальные расходы на образование

Расходы на питание

Плата за высшее образование 

Плата за дошкольное образование

2016

2017

 

 

41 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

Рынок труда

 

 

В  2017  г.

 

в  Казахстане  зафиксирован  рекордно  низкий  уровень  безработицы 

населения  за  последние  17  лет. 

Число  безработных  сократилось  на  338,5  тыс. 

человек,  до

 

4,9%.  Причиной  снижения  уровня  безработицы  является  общая 

демографическая ситуация в стране. В период с 1991 по 2000

-

е гг. численность 

населения РК пошла на спад. Следовательно, стала ниже конкуренция за рабочие 
места.  Сокращению  безработицы  также  могло  способствовать  развитие 
собственного  производства,  что  стимулирует  появление  новых  предприятий 
и

 

дополнительный  приток  рабочей  силы.  Если  в  Казахстане  наблюдается 

тенденция  снижения  числа  безработных,  то  в  мире  их  количество  выросло 

 

до  рекордного  уровня.  По  данным  Международной  организации  труда  (МОТ), 

 

в  2017

 

г

число  безработных  увеличилось  на  2,6  млн  человек  и  достигло 

 

192,7  млн.

21

 

Растущий  уровень  безработицы  в

 

мире  продиктован  переходом 

 

к  «безлюдной»  экономике 

(вставка  1.1).

 

Внедрение  новых  технологий 

 

и автоматизация процессов снижают участие людей на рынке труда. К примеру, 

 

в новом супермаркете компании 

Amazon 

отсутствуют кассиры, т.к.

 

оплата покупок 

проходит с помощью специальных терминалов.

 

 

 

ВСТАВКА 1.1

Опыт Сбербанка в автоматизации процессов

 

 

Сбербанк намерен уволить 3 тыс. сотрудников и заменить их роботами. Еще в 2016 г. банк 
запустил робота

-

юриста, составляющего исковые заявления по физическим лицам. Запросы, 

которые  требуют  участия  сотрудника,  также  обрабатываются  с  использованием 
роботизированной  технологии 

с  помощью  когнитивного  виртуального  помощника.  Робот 

анализирует  разговор  оператора  и  клиента  и  самостоятельно  предоставляет  оператору 
дополнительную  информацию,  необходимую  для  оказания  консультации.

 

В  результате 

скорость  обслуживания  клиентов  по  определенным  темам  возросла  на  5%,  а  средняя 
продолжительность  звонка  в  контактный  центр  для  корпоративных  клиентов  теперь 
составляет 3,5 мин.

 

 

Источник: РИА Новости

 

 

 

Уровень  молодежной  безработицы  в  Казахстане  в  3,5  раза  ниже  мирового 
значения 

(рис. 1.14)

. За последние 17 лет безработица среди молодежи 15

-24 

лет 

упала в 5 раз, 15

-

28 лет 

в 4,4 раза. В мире наиболее высока доля безработных 

среди молодых

 

людей 

13%, тогда как среди людей старше 25 лет 

только 4%. 

Несмотря на снижение уровня безработицы молодежи в РК, ее трудоустройство 
все  еще  остается  ключевым  вопросом  национальной  политики  в  области 

                                                

21

 https://issek.hse.ru/press/214088074.html 

 

 

42 

 

 

занятости  и  безопасности.  Так,  исследования  подтверждают,  что  увеличение 

 

на 1% безработицы приводит к

 

росту преступности на 8%.

22

 

 

     

РИСУНОК 1.14

Динамика уровня молодежной безработицы, 2017

 

г.

, %

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

Уровень молодежи 

NEET - 

наиболее низкий за последние 15 лет. 

В 2017 г. доля 

NEET 

составила  8,7%  и  была  в  1,5  раза  ниже  среднего  по  ОЭСР 

(рис.  1.15)

Наибольшая  доля 

NEET 

молодежи  в  Мангистауской  (11,5%),  ЮКО  (10,8%) 

 

и  Жамбылской  (10,7%)  областях  ниже  среднего  значения  по  ОЭСР  (13,9%). 

 

При  этом  в  ОЭСР  показатели  доли 

NEET 

варьируются  по  странам.  Наиболее 

высокие значения по Европе отмечены в Испании, Италии, Ирландии 

более 17%, 

напротив,  в  Нидерландах  и  Люксембурге 

менее  7%.

23

 

Среди  наиболее 

распространенных  причин  попадания  в  группу 

NEET 

являются  социально

-

экономическое  положение,  состояние  здоровья,  статус  мигранта,  раннее 
рождение  ребенка  и  многое  другое.  Однако  ключевой  фактор  попадания 

 

в категорию 

NEET - 

низкий уровень образования и его плохое качество.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

                                                

22

 http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/04/1214893437/33.pdf 

23

 https://www.hse.ru/data/2017/04/17/1169031315/WP3201702.pdf

 

19,1

17,3

14,5

14,3

13,4

12,1

9,4

7,4

6,7

5,2

4,6

3,9

3,9

3,8

4,2

3,8

3,8

16,6

14,7

12,7

12,6 11,9

11,5

9,7

8,4

8,5

6,6

6,1

5,4

5,5

4,2

4,4

4,1

3,9

Уровень молодежной безработицы

(15-

24  лет)

Уровень молодежной безработицы

(15-

28 лет)

 

 

43 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

 

    

 

РИСУНОК 1.15.

 

Доля молодежи 

- NEET (15-

28 лет) в Казахстане, 2017

 

г.

, %

 

 

 

Источник: КС МНЭ РК, ОЭСР

 

 

 

Важным фактором приобщения молодежи к предпринимательству становятся 
стартапы.

 

Термин «стартап» отличается от малого бизнеса. Стартап

 - 

это молодая, 

имеющая потенциал к росту компания, применяющая в работе технологические 
и инновационные подходы. Стартапам характерны большой потенциал для роста 
при  высоком  риске  нереализации  задуманного.  В  Казахстане  стартапы  стали 
широко  применяться  в  молодежной  среде.  Однако  формализация  данного 
понятия  и  единый  учет  стартап

-

инициатив  еще  предстоит.  Сегодня МНЭ,  МОН, 

НПП «Атамекен» имеют различные инициативы в этом направлении. Через фонд 
«Даму» государство выделяет гранты,

 

основными условиями которых являются 

инновационность проектов, привлечение молодежи, открытие рабочих мест и т.д. 
К  примеру,  в  2017  г.  в  Казахстане  проходил 

Zhas  Project

,  где  молодежь  могла 

получить  до  одного  миллиона  тенге  для  развития  стартапа.

 

Другим  примером 

может  служить  запущенный  под  эгидой  МОН  РК  в  2017  г.  республиканский 
конкурс  «Менің  арманым»

Целью  проекта  является  привлечение  наиболее 

активной  и  одаренной  молодежи  в  возрасте  16

-

35  лет,  поддержка  социально 

значимых  бизнес

-

инициатив  молодых  предпринимателей,  направленных 

 

на совершенствование стандартов качества жизни, а также трансфер передовых 
знаний и технологий в социально

-

экономическую жизнь страны.

 

За 2017 г. было 

представлено  1

 

573  заявки.  Победителем  конкурса  стал  Нуркадыр  Мансуров, 

который  представил  социально  значимый  проект  «Электропроводящий  смарт

-

текстиль» и получил сертификат на сумму 5 млн

 

тенге на его реализацию.

 

 

Чем выше уровень образования, тем ниже степень безработицы.

 

В Казахстане 

в

 

меньшей мере от безработицы страдают лица с высшим образованием 

- 3,5%. 

Соответственно,  наибольший  уровень  безработицы  у  обладателей  начального 
образования 

-  10,7% 

(рис.  1.16).

 

Данная  тенденция  также  наблюдается 

 

13,5

12,8

10,7

9,5

7,8

8,0

9,5

9,2

8,7

15,4

14,9

14

15,7

15,5

15,6

14,4

13,9

Республика Казахстан

Среднее по ОЭСР

 

 

44 

 

 

на глобальном рынке труда. Так, в России среди граждан с высшим образованием 
уровень  безработицы  составляет  только  3,6%,  а  среди  лиц,  не  имеющих 
основного общего

, - 20%.

24

 

 

    

 

РИСУНОК 

1.16. 

Уровень безработицы по уровням образования населения, 2017 г., %

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

Среднемесячная заработная плата населения в 2017 г. составила 150

 

827 тенге

 

(+6%). 

В  разрезе  регионов  самая  высокая  заработная  плата  отмечена 

 

в

 

Атырауской области 

- 264 

597 тенге

 

(

рис. 

1.17)

. Это в 1,8 раза превышает средний 

уровень по стране. В Жамбылской области ее величина составила 100

 

536 тенге, 

что  в  1,5  раза  ниже  среднего  уровня  в  РК.  В  отраслевой  структуре  наиболее 
высокая  заработная  плата  отмечена  в  финансовой  и  страховой  деятельности 

298 

725 тенге. Это в 2 раза превышает среднереспубликанский уровень. Самый 

низкий  уровень  заработной  платы  отмечен  в  сельском,  лесном  и  рыбном 
хозяйстве 

- 91 

084 тенге, что в 1,7 раза ниже среднего показателя по стране.

 

 

 

РИСУНОК 

1.17. 

Средняя заработная плата населения в разрезе регионов, 2017

 

г., тг.

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

                                                

24

 http://www.rosbalt.ru/moscow/2014/10/03/1322861.html  

3,5

5,2

5,8

6,6

7,4

7,7

10,7

высшее образование

среднее профессиональное 
(специальное) образование

начальное профессиональное 
образование

общее среднее образование

незаконченное высшее 
образование

основное среднее 
образование

начальное образование

110

776

126

640

110

387

264

597

125

911

100

536

144

175

134

494

116

640

124

107

259

672

131

709

104

139

103

225

190

875

227

003

150

827

 

 

45 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

Заработная  плата  растет  пропорционально  уровню  образования

То  есть

 

средняя

 

зарплата  человека  растет  по  мере  получения  каждого  последующего 

уровня образования. Так, если человек в первый год после завершения 9 класса 
зарабатывает в среднем 55

 

722 тенге, то после окончания 11 класса или колледжа 

средняя

 

зарплата возрастает на 9

 

303 (17%) и 12

 

544 (23%) тенге соответственно. 

Более  существенную  добавочную  стоимость  прибавляет  высшее  образование.  
Выпускник  бакалавриата  в  первый  год  работы  после  окончания  вуза  получает 
в

 

среднем  в  2  раза  больше  выпускника  школы

магистр 

на  30%  больше 

бакалавра, а доктор PhD 

на 15% больше магистра

 

(

рис

. 1.18)

 

 

РИСУНОК 1.18

Средняя заработная плата по уровням образования, 2017

 

г.,

25

 

тг.

 

 

Источник: ГЦВП

 

(за период с 01.06.2017 по 01.06.2018), КС МНЭ РК

  

 

 
 

Международные рейтинги

 

 

Глобальный  индекс

 

конкурентоспособности

 

(ГИК) 

главный  ориентир 

Казахстана  по  вхождению  в  число  самых  развитых  стран  мира. 

Изначальная 

задача  вступления  страны  в  число  50  конкурентоспособных  стран  мира  была 
озвучена в послании Главы государства

 

в 2006 г., спустя два года после запуска 

данного рейтинга.

26

 

В первый год участия Казахстан занял 56

-

е место из 125 стран. 

В 2014 г. республика совершила рывок и выполнила задачу вхождения в число 

 

50 развитых стран мира, заняв 42

-

е место. Сегодня перед государством стоит уже 

новая задача 

войти в 30 конкурентоспособных стран мира.

 

Однако результаты 

                                                

25

 

Данные ГЦВП представлены за период с июля 2017 г. по июнь 2018 г.

 

26

 http://ulttykmuragat.kz  

55 722

65 025

68 266

129 277

167 434

192 103

150 827

Основная школа 

(9 кл.)

Старшая школа 

(11 кл.)

ТиПО

Бакалавриат

Магистратура

Докторантура

Средняя зарплата по уровням образования

Средняя зарплата по РК

 

 

46 

 

 

последних лет

 

показывают тенденцию спада позиций. В 2017 г. Казахстан занял 

57-

е

 

место, опустившись в рейтинге на 4 пункта по сравнению с 2016 г.

 

 

Повышение  позиций

 

страны  в  ГИК

 

важно  для  эффективного  развития 

человеческого  капитала  и  благосостояния  страны.

 

Как  правило,  страны 

 

с высокими показателями человеческого капитала (ИЧК) имеют высокие позиции 
в ГИК 

(

рис. 1.19

)

. Схожая закономерность наблюдается по таким показателям, как 

ВВП  на  душу  насления  и  Международный  индекс  счастья 

(

рис.  1.20

)

.  Иными 

словами,  улучшение  позиций  в  рейтинге  ГИК  влечет  за  собой  улучшение 
сопутствующих показателей экономики и общества и, наоборот. Тем самым ГИК 
выступает  всеоблемлющим,  комплексным  замером  конкурентоспособности 
страны,  улучшение  и/или  ухудшение  которого  тесно  взаимосвязано  с  другими 
аспектами жизни страны. Именно поэтому Казахстан прилагает много

 

усилий

 

для 

мониторинга

 

показателей ГИК

 

и их улучшения

 

    

 

РИСУНОК 1.19

Взаимосвязь между Глобальным индексом конкурентоспособности 

 

и Индексом человеческого капитала 

 

 

Источник: ВЭФ

 

 

 
 
 
 

Швейцария

США

Нидерланды

Германия

Великобритания

Япония

Норвегия

Дания

Австрия

Люксембург

Франция

Корея

Чехия

Чили

Испания

Россия

Польша

Литва

Португалия

Италия

Словения

Мексика

Турция

Казахстан

Венгрия

Греция

0,6

0,62

0,64

0,66

0,68

0,7

0,72

0,74

0,76

0,78

0,8

4

4,25

4,5

4,75

5

5,25

5,5

5,75

6

ИЧР

ГИК

 

 

47 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

    

 

РИСУНОК 1.20.

 

Взаимосвязь между Глобальным индексом конкурентоспособности 

 

и ВВП на душу населения 

 

 

Источник: ВЭФ, МВФ

 

 

 

Вклад  образования  и  науки  в  Глобальный  индекс  конкурентоспособности 
определяется 12 показателями: 3 статистическими и 9 опросными.

 

По

 

итогам 

2017  г.  позиции  РК  улучшены  по  2  из  3  статпоказателей

«Охват  начальным 

образованием»  +114

 

позиции,  «Охват  средним  образованием»

  +3 

и  «Охват 

высшим образованием» 

- 2 

(

табл.

 1.4)

 

Для  улучшения  статпоказателей  в  2015

-

2017  гг.  была  проведена  масштабная 

работа  с  международными  экспертами.

 

В  частности,  проведены  работы 

 

по приведению в соответствие методики расчета некоторых показателей. Так, для 
корректировки  показателей  «Охват  средним  образованием»  и  «Охват  высшим 
образованием»  Казахстаном  был  осуществлен  пересчет  статистических  данных 

 

по  образованию  с  1999  г.  согласно  МСКО

-

2011.  Результаты  были  направлены 

в

 

Институт  Статистики ЮНЕСКО для включения в  базу данных  и,  как  следствие, 

положительно  отразились  на  показателях  ГИК  ВЭФ.  Благодаря  корректировке 
показателей  по  РК  в  базе  данных  ЮНЕСКО  в  2016  г.  по  охвату  средним 
образованием  Казахстан  поднялся  с  42

-

го  на  21

-

е  место,  по  охвату  третичным 

места  были  сохранены,  несмотря  на  общее  снижение  контингента  вузов. 
Значительный  результат  был  достигнут  по  показателю  «Охват  начальным 
образованием». По данному показателю в рейтинге ГИК

-

2016 Казахстан занимал 

118-

е  место  среди  138  стран  мира.  Причина  исходила  из  законодательно 

закрепленной возможности принимать детей в школу с 6 или 7 лет. Эксперты ВЭФ 

Швейцария

США

Нидерланды

Германия

Финляндия

Норвегия

Новая Зеландия

Канада

Израиль

Австрия

Франция

Ирландия

Корея

Исландия

Чехия

Чили

Испания

Россия

Литва

Италия

Мексика

Казахстан

Греция

15 000

20 000

25 000

30 000

35 000

40 000

45 000

50 000

55 000

60 000

65 000

70 000

75 000

80 000

85 000

4

4,25

4,5

4,75

5

5,25

5,5

5,75

6

ВВП

ГИК

 

 

48 

 

 

брали  в  расчет  только  один  возраст  и  не  учитывали  в  охвате  начальным 
образованием 6

-

летних детей, поступивших в первые классы, и 10

-

летних детей, 

перешедших  в  5

-

е  классы.  В  результате  детальной  проработки  методологии 

расчета 

данного 

показателя 

международные 

эксперты 

согласились 

с

 

аргументами  Казахстана

и  ВЭФ  признал  скорректированный  подход.  В  итоге 

в

 

2017  г.  по  показателю  охвата  начальным  образованием  Казахстан  поднялся

 

со 118

-

го на 4

-

е место (+114).

 

 

ТАБЛИЦА 

1.4. 

Динамика позиций Казахстана по показателям 

 

образования и науки в ГИК

 

 

№ 

п/п

 

Индикаторы

 

Места в рейтинге

 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

1. 

 

Качество начального образования

 

72 

69 

64 

63 

70 

68 

2. 

 

Охват начальным образованием

 

102 

118 

116 

118 

118 

3. 

 

Охват средним образованием

 

35 

29 

42 

42 

21 

18 

4. 

 

Охват высшим образованием

 

60 

58 

62 

61 

61 

63 

5. 

 

Качество системы образования

 

101 

88 

76 

67 

73 

77 

6. 

 

Качество математики и 
естественнонаучного образования

 

81 

75 

72 

71 

69 

64 

7. 

 

Качество школ менеджмента

 

103 

96 

92 

101 

106 

100 

8. 

 

Доступ к сети Интернет в школах

 

67 

52 

56 

41 

29 

39 

9. 

 

Доступность исследовательских и 
образовательных услуг

 

72 

65 

66 

55 

51 

59 

10. 

 

Качество научно

-

исследовательских 

организаций

 

108 

102 

99 

81 

63 

78 

11. 

 

Сотрудничество университетов и 
бизнеса в сфере НИОКР

 

90 

79 

88 

88 

66 

75 

12. 

 

Доступность ученых и инженеров

 

104 

98 

83 

70 

64 

66 

 

Среди  9  опросных  показателей  образования  и  науки  рост  отмечен 

 

по

 

3 индикаторам. 

Так,

 

наибольший прирост пришелся на показатель «Качество 

школ менеджмента» (+6), далее на «Качество математики и естественнонаучного 
образования»  (+5)    и  «Качество  начального  образования»  (+2).  Во  многом  это 
обусловлено  успешным  участием  школьников  Казахстана  в  международных 
исследованиях TI

MSS-2015, PISA-

2015 и 

PIRLS-

2016. По оставшимся 6 показателям, 

Казахстан  снизил  свои  позиции:  «Качество  системы  образования»  (–4),  «Доступ 

 

к  сети  Интернету  в  школах»  (–10),  «Доступность  исследовательских 

 

и  образовательных  услуг»  (–8)  и  «Качество  научно

-

исследовательских 

организаций» (

-15) 

(табл. 1.4)

 

Разница в статистических и опросных показателях ГИК в сфере образования 

 

и науки указывает  на негативные стереотипы в обществе и необходимость 
усиления  информационной  работы. 

Такая  же  закономерность  у  республики 

наблюдается  по  всем  оставшимся  27  статистическим  и  75  опросным 
показателям.  Иными  словами,  статистически  ситуация  в  стране  лучше,  чем 

 

 

 

49 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

о ней считают около 400 работодателей, заполнивших анкету ВЭФ. Вероятными 
причинами  служат  расхожие  негативные  стереотипы  о  низком  качестве 
образования и науке в СМИ, слабость экспертного сообщества в разъяснении 
актуальных  вопросов  в  жизни  общества.  Стоит  отметить,  что,  к  примеру, 

 

в Азербайджане и России закономерность обратная: работодатели этих стран 
оценивают  конкурентоспособность  своего  государства  в  среднем  лучше, 

 

чем данные статистики

 

В  2017  г.  концепция  Индекс  человеческого  капитала  (ИЧК  ВЭФ)

 

подверглась 

кардинальным  изменениям

Новая  версия  рейтинга  построена  на  основе 

четырех  субиндексов:  потенциал,  применение,  развитие  и  ноу

-

хау.  Субиндекс 

«потенциал»  оценивает  существующий  уровень  образования  населения

субиндекс  «применение»

 

изучает  долю  населения,  способную  активно 

участвовать  на  рынке  труда,  субиндекс  «развитие»  отражает  текущие  усилия 

 

по 

обучению 

и 

повышению 

уровня 

квалификаций 

студенческого 

 

и трудоспособного населения, и субиндекс «ноу

-

хау» отражает рост или снижение 

уровня  квалификации  людей  трудоспособного  возраста.  Таким  образом,  два 
субиндекса  оценивают  образование  (потенциал  и  развитие),  остальные  два 

рынок  труда.  Все  четыре  субиндекса  при  необходимости  и

 

возможности 

рассмотрены  по  5

 

возрастным  группам  (

0-

14  лет;  15

-24 

года;  25

-

54  года;  55

-64 

года; 65 лет и старше

). 

В целом под «человеческим капиталом» ВЭФ видит знания 

и  навыки  людей,  которые  позволяют  им  создавать  ценность  в  глобальной 
экономической системе

.

27

 

 

Несмотря  на  методологические  изменения,  в  ИЧК

-2017 

Казахстан  сохранил 

позицию 2016 г. (29 место из 130 стран), подтвердив высокий уровень своего 
человеческого капитала. 

В 2013 г. в

 

общем

 

зачете рейтинга Казахстан занимал 

 

45 позицию.

 

Сегодня страна стабильно держится среди 30 лучших стран с высоким 

уровнем  человеческого  капитала.  По  субиндексу  «потенциал»  Казахстан  занял 

2- 

е  место  в  мире,  во  многом  благодаря  высоким  показателям  грамотности 

 

и навыков счета и доли неселения, закончивших среднее образование. Однако 

 

по  показателю  грамотность  и  навыки  счета  наблюдается  разница  между 
возрастными  группами.  Самый  высокий  уровень  грамотности  и  навыков  счета 

 

у  населения  в  возрасте  25

-

54  лет  (3

-

е

 

место  в  мире).  Сопоставимый  уровень 

демонстрирует  население  в  возрасте

 

65  лет  и  старше  (7

-

е  место)  и  55

-

64  года 

 

(12- 

е место). Самый слабый уровень отмечен у молодежи в возрасте 15

-

24 лет, 

рождение  и  взросление  которых  совпало  со  сложным  первоначальным 
периодом  независимости.  Вместе  с  тем  все  возрастные  группы  по  показателю 

                                                

27

 WEF (2017). The Human Capital Report 2017.  

 

 

50 

 

 

«доля,  закончивших  среднее  образование»  входят  в  20  лучших  мира. 

 

По  остальным  двум  индикаторам  показатели  также  варьируются

 

в  диапазоне 

первой тридцатки мест 

(табл. 1.5)

 

ТАБЛИЦА 

1.5.

 

Позиции Казахстана в ИЧК по показателям образования

 

 

Индикаторы

 

0-

14 лет

 

15-

24 года

 

25-

54 лет

 

55-

64 года

 

65 и старше

 

Доля населения, %

 

27,4 

14,0 

42,6 

9,2 

6,8 

Потенциал 

 

83,6 баллов, 2 место

 

Баллы

 

Место

 

Баллы

 

Место

 

Баллы

 

Место

 

Баллы

 

Место

 

Баллы

 

Место

 

Грамотность и навыки 
счета

 

 

 

99,8

 

33

 

99,9

 

3

 

99,6 

12 

99,2 

Доля, закончивших 
начальное 
образование

 

 

 

100 

30 

99,7 

26 

99,4 

33 

98,1 

35 

Доля, закончивших 
среднее образование

 

 

 

99,9 

99,5 

98,9 

85,7 

18 

Доля, закончивших 
третичное 
образование

 

 

 

22,7 

36 

20,6 

26 

15,9 

26 

15,9 

26 

Развитие

 

68,8 баллов, 45 место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охват начальным 
образованием

 

99,7 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество начальной 
школы

 

55,1 

64 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охват средним 
образованием

 

98,3 

15 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гендерный паритет в 
среднем образовании

 

100 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охват ТиПО

 

 

 

40,1 

38 

 

 

 

 

 

 

Охват третичным 
образованием

 

 

 

43,3 

57 

 

 

 

 

 

 

Разнообразие 
навыков выпускников

 

 

 

90,4 

55 

 

 

 

 

 

 

Качество системы 
образования

 

 

 

44,7 

67 

 

 

 

 

 

 

Степень подготовки 
кадров

 

 

 

 

 

 

48,8 

67 

 

 

 

Источник

ВЭФ

, The Global Human Capital Report 2017 

 

Казахстан  входит  в  50  лучших  стран  по  субиндексу  «развитие»  ИЧК. 

Здесь 

большую роль сыграли статистические показатели: гендерный паритет в среднем 
образовании  (1

-

е  место  в  мире),  охват  начальным  образованием  (6

-

е  место 

 

в  мире),  охват  средним  образованием  (15

-

е  место  в  мире).  Показатели  охвата 

ТиПО  и  третичного  образования  на  38

-

м  и  57

-

м  местах  соответственно. 

Оставшиеся 3 показателя колеблятся в диапазоне 57

-

67 мест.

 

 

 

 

51 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

По 12 показателям образования из 18 Казахстан в рейтинге IMD демонстрирует 
положительную  динамику. 

На  протяжении  10  лет  страна  занимает  высокие 

позиции по наименьшей доле безграмотного населения (15 лет и старше). Входит 
в  10

-

ку  по  показателям  соотношения  ученик/учитель  (средняя  школа),  доле 

населения,  получивших  высшее  образование  в  возрасте  25

-

34  лет.  Отмечается 

значительное улучшение позиций  РК по  5 опросным  показателям  (совокупный 
вклад: +84).

28

 

 

Данные  Индекса  развития  образования  (ИРО)  ЮНЕСКО  не  были  обновлены 
в

 2016-

2017  гг. 

Паузе  публикации  рейтинга  предшествовали  несколько  причин. 

Во

-

первых, в рейтинге были охвачены не все страны мира. В анализе исключались 

те,  которые  находились  в  конфликтных  или  постконфликтных  ситуациях, 

 

и  которые  характеризуются  слабой  базой  статистических  данных  в  сфере 
образования.

 

Во

-

вторых, данные для 115 стран из 205 по показателям «Уровень 

грамотности  взрослых»  и  «Гердерно

-

ориентированный  индекс»  были 

недостаточно

 

точны  для  правильной  калькуляции  ИРО.

29

 

Напомним,  что 

традиционно Казахстан входил в число стран

-

лидеров ИРО

 

(не ниже топ 10 с 2006 

по 2015 гг.).

30

 

 

Транспарентность

 

 

Транспарентность  является  важным  условием  развития  образования  и  науки 
Казахстана  в  условиях  их  интеграции  в  международное  пространство. 

 

Без транспарентности, т.е. открытости и прозрачности, невозможно эффективное 
планирование  и  реализация  национальной  политики  ни  в  одном 
демократическом  государстве.  Уже  давно  известно,  что  любая,  даже  самая 
продуманная  и  насущная  политика  не  будет  иметь  успех,  если  окажется  без 
положительного  восприятия  и  поддерки  населения  и  большинства  целевой 
группы

 

людей.  По  этой  причине  внедрению  новых  инициатив,  по  мнению 

экспертов ЮНЕСКО, в такие фундаментальные отрасли, как образование и наука, 
предшествуют всесотронние изыскания, опросы и обсуждения.

 

 

Образование 

одна из общественных сфер с наибольшими коррупционными 

рисками  по  всему  миру. 

По  последней  оценке

 

Глобального  барометра 

коррупции  (

Transperency  International 

2013),  доля  населения,  считающего 

образование  коррумпированной  в  Казахстане,  составляет  55%.  Для  сравнения

такая  же  доля  в  Японии,  выше 

в  России  (72%)  и  Кыргызстане  (82%). 

                                                

28

 

Подробнее в Приложении 1.

 

29

 

https://en.unesco.org/gem-report/sites/gem-report/files/2015Report_EDI2012_Annex.pdf  

30

 

 

годы независимости 

Казахстана. –

 

Астана: АО «ИАЦ»; 2017. 

- 481 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz