НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 2

 

 

 

 

20 

 

 

Кроме  того,

 

в  данном  разделе  приведен  анализ  среднемесячной  зарплаты 

выпускников  колледжей  и  вузов  РК  по  направлениям  подготовки 
и

 

специальностям, а также представлены показатели здоровья обучающихся РК 

в

 

разрезе возрастных групп.

 

 

Актуальным и требующим детального рассмотрения вопросам посвящена

 3-

я

 

глава

 

«В  центре  внимания».

 

К  ним  относятся

 

инклюзивность  системы 

образования

интернационализация  высшего  образования

цифровизация 

образования

 

и глобальная повестка образования до 2030 г

В целях продвижения 

политики  инклюзии,  направленной  на  принятие  комплексных  мер  поддержки 
детей с ООП на всех этапах обучения, в 2017 г. была разработана Единая рамка 
мониторинга  инклюзивного  образования  РК.

 

В

 

рамках  интернационализации 

высшего  образования  представлены  особенности  национальной  политики 
в

 

области расширения международного сотрудничества и повышения репутации 

отечественных вузов на мировой арене. Наблюдается положительная динамика 
цифровизации.  Показан  Индекс

 

сетевой  готовности  ВЭФ  (Networked  Readiness 

Index)  2016  г.,  где  Казахстан  поднялся  на  39

-

е

 

место  среди  139  стран  мира. 

Рассмотрен  цифровой  контент  образования  и  цифровизация  управления 
образованием.

 

При изучении Глобальной повестки образования до 2030 г. даны 

результаты  реализации  Целей  развития  тысячелетия  в  сфере  образования, 
рассчитанные на 2000

-

2015 гг., описана методология реализации всеми странами 

17  ЦУР  и

 

существующие  в  Казахстане  принципы  и  подходы  к  устойчивому 

развитию в сфере образования.

 

 

В  главе  4  «Рейтинг  образовательных  систем  регионов»  представлен 
интегральный индекс эффективности каждого уровня образования

. Он

 

рассчитан 

по  49  показателям  4  групп  (качество  и  доступность  образования,  финансовые 
и

 

кадровые  ресурсы,  материально

-

техническое  обеспечение  и  ИКТ).  Включены 

результаты участия учеников 4

-

х классов в

 PIRLS-

2016, также использована система 

индикаторов  развития  умений  и  навыков  детей  дошкольного  возраста, 
что

 

дополнительно позволило учесть независимую оценку каждого региона.

 

 

Национальный  доклад  адресован  всем,  кто  заинтересован

 

в  развитии 

образования

 

Казахстана

Он  предназначен  для  широкого  информирования 

работников  системы  образования,  международных  экспертов,  родительской 
общественности, средств массовой информации и различных социальных групп 
населения  о

 

состоянии  и  результатах  функционирования  системы  образования 

Республики  Казахстан.

 

Доклад  дает  основу  для  принятия  национальных 

и

 

институциональных  стратегических  решений в

 

краткосрочной  и долгосрочной 

перспективе.

 

Он  содержит  не  только  констатацию  фактов  происходящих 

изменений  в

 

образовательной  сфере.  В

 

нем  также  измеряется  динамика 

прогресса в

 

достижении поставленных задач РК, определяются концептуальные 

аспекты реализации образовательных стратегий и инициатив.

 

 

 

 

22 

 

 

Краткое резюме

 

 

 

На образование, как процесс обучения и часть государственной политики,

 

оказывают  влияние  множество  факторов,  составляющих  общий  контекст 
социализации личности.

 

 

 

В  отличие  от  многих  развитых  стран  в  Казахстане  значительные  расходы 
образования связаны с инфраструктурой, что, в свою очередь, обусловлено

 

демографическими и миграционными причинами.

 

 

 

При  полноценном  педагогическом  процессе  личность  человека

 

развивается  разносторонне,  то  есть  познавательно,  эмоционально 
и

 

физически.

 

 

 

Физическое  благополучие  характеризуется  в  значительной  степени 
заболеваемостью обучающихся, а причины и виды болезней представляют 
собой важную отправную точку физвоспитания обучающихся.

 

 

 

Немаловажным 

показателем 

психоэмоционального 

состояния 

обучающихся  и  ориентиром  в  работе  медиков,  педагогов  и  психологов 
является суицидальная обстановка в целевой группе.

 

 

 

На  процесс  обучения  оказывает  существенное  влияние  участие  обоих 
родителей  в  воспитании  ребенка,  в  связи  с  чем  прочность  браков 
и

 

тенденция  разводимости 

важный  фактор,  подлежащий  учету  на  всех 

уровнях.

 

 

 

Показатели  коэффициента

 

рождаемости  последних  лет  стали  снижаться, 

составив в

 

2017 г. 21,64 родившихся на 1 000 человек, что на 6%

 

ниже пика 

рождаемости 2014 г.

 

 

 

В  последние  годы  наблюдается  рост  числа  разводов  и  уменьшение 
заключаемых  браков.  Соотношение  коэффициента  разводимости 
к

 

коэффициенту  брачности  в

 

2017  г.  составил  0,39,  что  соответствует 

второму наивысшему

 

показателю за годы независимости РК

 

 

В  2017  г.  на  1  000  живорожденных  пришлось  7,63  случая  младенческой 
смертности.  Это  самый  низкий  показатель  за  всю  историю  независимого 
Казахстана,  что  во  многом  связано  с  развитием  качества  и  доступа 
медицинских услуг.

 

 

 

Наиболее  распространенными  заболеваниями  у  контингента  школ, 
колледжей и вузов являются болезни ЖКТ.

 

 

 

В 2017 г. в процессе внутренней миграции приняли участие 930 820 человек

треть  которых  (328

 382

)  мигрировали  на  межрегиональном  уровне. 

В

 

результате переселения положительное сальдо установлено в гг. Астана

  

 

 

23 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

и

 

Алматы.  Во  всех  остальных  регионах,  за  исключением  Акмолинской 

области, зафиксировано уменьшение числа жителей.

 

 

 

Наивысшие 

показатели 

отрицательного 

сальдо 

установлены 

в

 

Жамбылской,  ЮКО,  ВКО,  Алматинской  и  Карагандинской  областях, 

наименьшие 

во  всех  западных  регионах  страны:  Атырауской, 

Мангистауской, Актюбинской областях и ЗКО

 

 

В  межрегиональной  миграции  большинство

 

участников 

(61%) 

составили

 

дети  школьного  возраста  (7

-

15  лет).  На  каждые  10  мигрирующих 

приходилось

 6 

детей.

 

 

 

Положительное сальдо общей миграции (как внешней, так и внутренней) 
для  городских  поселений  отражает  тенденцию  растущей  роли  городов 
и

 

составляет 24 876 человек

 

 

Впервые  за  пять  лет  доля  расходов  на  образование  опустилась  ниже 
рекомендуемого  международного  порога,  составив  14,8%,  при  этом 
образование  остается  второй  сферой,  получающей  наибольшее 
государственное финансирование

 

 

Доля расходов на образование от ВВП в Казахстане составила 3,5% при ВВП 

53 

101  млрд  тенге

Это  ниже  среднего  значения  ОЭСР,  но  примерно 

на

 

одном уровне с такими странами, как Германия и Япония.

 

 

 

С  каждым  годом  снижается  доля  расходов  населения  на  образование 
от

 

общих затрат. Если в 2012 г. доля расходов на образование составляла 

3,88%,  то  в  2017  г.  значение  опустилось  до  3,14%.  Тенденция  снижения 
расходов наблюдается как в городе, так и в селе.

 

 

 

Около половины (48,3%) затрат населения в общей структуре расходов на 
образование направлено на оплату дошкольного и высшего образования.

 

 

 

В  Казахстане  зафиксирован  рекордно  низкий  уровень  безработицы 
населения  за  последние  17  лет.  Число  безработных  сократилось  на 

 

338,5 тыс. человек, до 4,9%.

 

 

 

Уровень молодежной безработицы в Казахстане в 3,5 раза ниже мирового 
значения.  За  последние  17  лет  безработица  среди  молодежи  15

-24 

лет

 

упала в 5 раз, 15

-

28 лет 

в 4,4 раза.

 

 

 

Уровень молодежи NEET 

наиболее низкий за последние 15 лет. Их доля 

составила 8,7%, что в 1,5 раза ниже среднего по ОЭСР.

 

 

 

Среднемесячная  заработная  плата  населения  составила  150  827  тенге. 
В

 

Атырауской  области 

264  597  тенге  (в  1,8  раза  выше,  чем  по  РК). 

В

 

Жамбылской области 

100 536 тенге (в 1,5 раза ниже, чем по РК).

 

 

 

 

24 

 

 

 

В  2017  г.  Казахстан  занял  57

-

е

 

место  в  ГИК,  опустившись  в  рейтинге  на 

пункта по сравнению с 2016 г.

 

 

 

В  ГИК

-

2017  по  показателю  охвата  начальным  образованием  Казахстан 

поднялся со 118

-

го

 

на 4

-

е

 

место (+114).

 

 

 

Согласно  ИЧК

-

2017  Казахстан  стабильно  держится  в  30  лучших  стран 

с

 

высоким уровнем человеческого капитала (29

-

е

 

место среди 130 стран).

 

 

 

В  ИЧК

-2017 

Казахстан  по  субиндексам  «потенциал»  занял  2

-

е  место, 

«развитие» 

- 45-

е

 

место.

 

 

 

Несмотря на то, что образование является сферой, охватывающей большое 
количество  людей  (обучающиеся,  родители,  педагоги),  степень 
коррумпированности сферы на 4

-

м месте из 14 различных областей.

 

 

 

Доля населения Казахстана,  считающая  образование коррумпированным

 

составляет 55%, что ниже показателей России (72%) и Кыргызстана (82%).

 

 

 

 

 

25 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

Демография

 

 

Динамика  рождаемости  Казахстана

 

за  годы  независимости

 

характеризуется 

спадом,  всплеском  и  последующим  возвратом  к

 

умеренным  показателям.

 

В

 

течение первого десятилетия независимости рождаемость в стране стабильно 

снижалась

 

(рис.  1.1

)

.  Если  в  199

г

коэффициент  рождаемости  составлял  22,18 

родившихся  на  1

 

000  человек,  то

 

к  1999  г

значение  сократилось  на  треть 

и

 

достигло  предельно  низкой  отметки 

-  14,57.  C 

началом  нового  тысячелетия

 

наблюдается  демографический  рост,  к  2008  г

значение  достигло 

22,75 

родившихся  на  1  000  человек,  превысив  уровень

 

рождаемости  первых  лет 

независимости. В

 

последующем по мере улучшения благосостояния населения

2

 

уровень рождаемости колебался в диапазоне от 22 до 23 человек и к 2014 г. достиг

 

максимального  за  весь  период  значения 

23,1.  Однако  после  показатели 

демографического  роста  постепенно  стали  снижаться.  В  2017  г.  коэффициент 
рождаемости составил 21,64 родившихся на 1 000 человек, что на 6% ниже пика 
рождаемости 2014 г.

 

 

 

РИСУНОК

 1.1. 

Коэффициент рождаемости на 1 000 человек, ‰

 

  

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

Благодаря динамичному росту рождаемости система образования РК на всех 

 

ее  уровнях  с 

2017 

г.

 

переходит  от  фазы  сокращения  контингента  к  его 

постепенному  росту.

 

Как  известно,  влияние  демографических  изменений  на 

                                                

2

 

Национальный  доклад  р  состоянии  и  развитии  системы  образования  РК  (за  годы  независимости).  Астана: 

 

АО «ИАЦ», 2017.

 

2

2

,1

8

2

1

,5

3

2

0

,5

4

1

9

,2

6

1

8

,9

3

1

7

,4

6

1

6

,2

5

1

5

,1

5

1

4

,7

5

1

4

,5

7

14

,9

2

1

4

,9

1

1

5

,2

9

1

6

,6

3

1

8

,1

9

1

8

,4

2

1

9

,7

1

2

0

,7

9

2

2

,7

5

2

2

,1

4

2

2

,5

3

22

,5

1

2

2

,7

0

2

2

,7

3

2

3

,1

0

2

2

,7

1

2

2

,5

2

2

1

,6

4

 

 

26 

 

 

численность  контингента  отражается  через  определенный  отрезок  времени 

 

на

 

каждом

 

из уровней

 

образования.

 

В начале 2000

-

х гг. рост рождаемости начал 

проецироваться  на  контингенте  дошкольного  воспитания  и  обучения

  (

ДВО

), 

с

 

2010  г.

  - 

на  составе  учащихся  школ,  на  2017  г.  приходится  всеобщий  переход 

четырех уровней образования к фазе роста контингента. Так, численность детей 
в

 

дошкольных организациях

 

с 2003 г. возросла в 5,5 раза со 156 тыс.

3

 

до 862

 

тыс. 

человек  в  2017  г. 

(рис.  2.1.

1)

Увеличение  контингента  школ  началось  в  2012  г. 

 

с 2

 

704 тыс. и достигло 2 972 тыс.

 

учащихся в 2017 г

(рис. 2.

1.14)

Несмотря на низкую 

популярность  технического  и  профессионального  образования  (ТиПО

среди 

молодежи,

 

благодаря  «минибуму»  рождаемости  2000

-

х  гг.  впервые  за  5  лет 

остановилось сокращение численности контингента данного уровня 

(рис. 2.

1.20.)

Наконец, контингент студентов

-

бакалавров вузов страны за последние три года 

возрос  на  36  840  человек 

(табл.  2.

1.7)

.  Так,  коэффициент  рождаемости  является 

одним  из  отправных  показателей,  позволяющих

 

определить  примерную 

динамику  контингента.  Опираясь  на  показатели  рождаемости  последних  лет 
в

 

ближайшие  годы  можно  ожидать  колебание  контингента  ДВО  в  диапазоне 

нынешних  показателей  и  определенный  рост  численности  обучающихся 
среднего,  технического  и  профессионального,  высшего  уровней  образования. 
Безусловно,  при  прогнозировании  контингента  коэффициент  рождаемости

 

не

 

должен  быть  единственным  индикатором,  так  как  он  отражает  количество 

родившихся  только  за  один  год.  Численность  контингента  отдельного  уровня 
образования,  как  правило,  представляется  совокупностью  всех  обучающихся 

 

за  весь  период  обучения.  Поэтому  необходимо  также  учитывать  динамику 
колебаний других демографических и миграционных

 

показателей.

 

 

Тренд  на  рост  сети

 

дошкольных  организаций  с  момента  запуска  программы 

«Балапан»  впервые

 

за  12  лет  привел  к  превышению  количества  мест  над 

растущим  спросом  в  среднем  по  стране

.

 

В  период  реализации  программы 

ежегодный прирост сети дошкольных организаций составил 5,8%. В результате 
существенно повысился уровень обеспеченности детей местами в организациях 
ДВО. Так, по республике в 2017 г. охват детей в возрасте 3

-

6 лет составил 90,5%, 

что на 35,5% выше уровня охвата 2010 г. Более того, если с 2005 по 2016 гг. на 100 
мест  приходилось  в  среднем  105,6  детей,  то  в  2017  г.  значение  сократилось 

 

до  96,1 

(рис. 

1.2)

.  Иными  словами,  в  среднем  по  республике  в  дошкольных 

организациях  оставались  свободные  места,  при  этом  учитывая  факт  почти 
двухкратного  роста  контингента  за  рассматриваемый  период.  Таким  образом, 
интенсивный темп роста предложения мест на рынке дошкольных организаций 

                                                

3

 

Национальный доклад р состоянии и развитии системы образования РК (за годы независимости). Астана: 

 

АО «ИАЦ», 

- 2017. 

 

 

27 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

превысил не менее значимые темпы спроса на них. Также еще

 

одной вероятной 

причиной  свободных  мест  может  быть  увеличение  количества  родителей, 
предпочитающих  дошкольным  организациям  частные  развивающие  центры 
и/или самостоятельное

 

воспитание и обучение на дому.

 

 

РИСУНОК

 1.2.

 

Обеспеченность детей местами в дошкольных организациях, 

 

число детей на 100 мест

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

В  Казахстане  на  фоне  роста  рождаемости  стабильно  снижается  уровень 
младенческой смертности

.

 

За годы независимости коэффициент младенческой 

смертности по стране снизился более чем в 3,5 раза 

(рис. 1.3

)

По предварительным 

данным, в 2017 г. на 1 000 живорожденных пришлось 7,63 случая младенческой 
смертности.

4

 

Показатель  стал  самым  низким  за  всю  историю  независимого 

Казахстана.  Значительный  прогресс  по  снижению  уровня  младенческой 
смертности

 

был достигнут и на мировом уровне. С 1990 по 2016 гг.

 

коэффициент 

младенческой  смертности  сократился  на 

49%: 

с  37  до  19  случаев  на  1

 000 

живорожденных

.

5

 

Сокращение  младенческой  смертности  во  многом  связано 

с

 

развитием качества  и  доступа  медицинских услуг

То есть  чем выше  качество 

медицинских

 

услуг

 

и  уровень  квалификации  врачей,  тем

 

ниже  показатели

 

младенческой смертности

.

5

 

 
 
 
 
 
 

                                                

4

 

КС МНЭ

 

РК

https://stat.gov.kz   

5

 UNICEF (2018). Every Child Alive: The urgent need to end newborn deaths. https://data.unicef.org/wp-

content/uploads/2018/02/Every-Child-Alive-report_FINAL-1.pdf

   

9

4

,5

9

9

,0

1

0

2

,6

1

0

5

,3

1

0

8

,0

1

0

7

,5

1

0

6

,3

1

0

4

,9

1

0

4

,3

1

0

4

,7

1

0

5

,0

1

0

9

,5

1

0

5

,0

1

0

6

,1

9

6

,1

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

 

 

28 

 

 

 

РИСУНОК

 1.3.

 

Количество младенческой смертности на 1

 000 

живорожденных,

 

 

 

  

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

  

 

 

Медицинские  и  клинические  достижения  также  позволяют  сохранить

 

и

 

продлить  жизнь  детей

 

с  врожденными

 

аномалиями,  травмами

 

и  другими

 

недугами

.

6

 

В связи с этим

 

ежегодно растет количество детей с ограниченными 

возможностями в развитии, в основном с нарушениями речи, интеллекта, слуха, 
зрения,  психики  и  др.  В  2017/2018  учебном  году  численность  детей  до  6  лет 
с

 

особыми  образовательными  потребностями  (ООП)

 

по  республике  составила 

46 

720  человек.  В  сравнении  с  2015  г

количество  возросло  на  11

 

581  человек

 

(рис.

 1.4)

. Так, средний ежегодный прирост этих детей составил примерно 6

 

тыс

человек.

 

Общеизвестно,  что  дети  с  ООП

 

нуждаются  в  комплексных  мерах 

поддержки  на  всех  этапах  обучения.  Для  системного  исследования  данной 
проблемы и принятия стратегических и

 

управленческих решений

 

в 2017

 

г.

 

была 

разработана Единая рамка мониторинга инклюзивного образования РК

.

7

 

В нем 

выработан понятийный

 

аппарат и механизм реализации политики инклюзивного 

образования  на  всех  уровнях,  а  также  определены

 

четкие  индикаторы 

мониторинга инклюзивного образования и

 

методика их расчета

.

8

 

 
 

 
 
 

                                                

6

 Behrman, R. E., & Field, M. J. (Eds.). (2003). 

When children die: Improving palliative and end-of-life care for children 

and their families

. National Academies Press. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK220806/  

7

 

Рамка мониторинга инклюзивного образования РК. –

 

Астана: ИАЦ, 2017.

 

8

 

Подробнее в подглаве

 3.1.

 

1

8

,8

0

1

9

,1

0

1

7

,0

0

1

5

,6

0

1

4

,5

0

1

5

,2

0

1

3

,9

1

1

4

,5

7

2

0

,7

6

1

8

,3

0

1

6

,5

9

1

4

,9

1

1

3

,5

6

1

1

,3

9

9

,8

3

9

,4

1

8

,5

9

7

,9

3

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

 

 

29 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

 

РИСУНОК 1.4.

 

Численность детей с ограниченными возможностями в развитии до 6 лет, чел.

 

  

Источник: НОБД

 

  

 

 

Наиболее распространенными заболеваниями у контингента школ, колледжей 
и  вузов  являются  болезни  желудочно

-

кишечного

 

тракта  (ЖКТ)

По  данным 

Министерства здравоохранения РК

в 2017 г

часто диагностируемыми болезнями 

у детей школьного возраста (7

-

18 лет) были заболевания органов пищеварения 

(24,14%) 

(

табл.  1.1

)

.  В  основном  причины  болезней  связаны  с  нездоровым 

и

 

неправильным питанием. Острая и жирная еда, сладости, продукты быстрого 

питания стали обычным рационом обучающихся. Заболевания ЖКТ также могут 
быть вызваны несвоевременным питанием, т.е

несоблюдением режима питания 

и чувством голода. Согласно результатам международного исследования оценки 
читательской грамотности четвероклассников PIRLS

-2016,

 

44% школьников

 

страны 

отметили,  что  чувствуют  себя  голодными

 

иногда

,  14%  - 

почти  каждый  день.

9

 

Касаемо вузовской молодежи, исследование фонда «Аман

-

саулык» на примере 

г.

 

Алматы выявило, что большая часть студентов постоянно находится в зоне риска 

пищевых отравлений и желудочно

-

кишечных заболеваний.

10

 

Существенная доля 

опрошенных (74%) употребляют фаст

-

фуд, одна треть из них (32%) 

один и более 

раз в день. Более 50% студентов

 

регулярно (один и более раз в день) употребляют 

газированные  напитки,  энергетики  и  нектары  с  высоким  содержанием  сахара. 
Последствия  нездорового  и  неправильного  питания  не  ограничиваются 
заболеваниями  ЖКТ.  Склонность  к  нездоровой  еде  приводит  к  ожирению

Положительно,  что  оно  в  2017  г

не  является  одним  из  наиболее 

распространенных видов заболеваний в возрастной группе 5

-

17 лет

Полученные 

сведения указывают на необходимость обратить

 

внимания на вопросы общепита 

в  организациях  образования,  развитие

 

культуры  питания  у

 

обучающихся 

 

с привлечением родителей, медицинских и педагогических работников, а также 

                                                

9

 

Национальный отчет: Результаты Казахстана в 

PIRLS-2016. - 

Астана: АО «ИАЦ», 2017. 

 

10

 https://pressclub.kz/2017/01/23/faktoryi-riska-sredi-studentov-g-almatyi/  

46 720

40 018

35 141

20 000

25 000

30 000

35 000

40 000

45 000

50 000

2017/2018 уч.г.

2016-

2017 уч.г.

2015-

2016 уч.г.

 

 

30 

 

 

поставщиков  услуг  и,

 

общественности

 

в  целом.  Необходимы  механизмы 

 

и  стандарты  обеспечения  обучающихся  питанием,  соответствующие

 

всем 

наиболее важным запросам.

 

 

ТАБЛИЦА 

1.1.

 

Информация по заболеваемости детей по

 

РК 

 

в возрасте 5

-

17 лет за 2017 г.

11

 

 

Группа болезней

 

Зарегистрированные 

случаи

 

Процент в общей 

заболеваемости

 

Болезни органов пищеварения 

 

137 217 

24,1 

Болезни глаза и его придаточного 
аппарата

 

103 359 

18,2 

Болезни органов дыхания

 

97 592 

17,2 

Болезни нервной системы 

 

63 897 

11,2 

Болезни костно

-

мышечной системы 

 

47 415 

8,3 

Эндокринные болезни, расстройства 
питания и нарушения обмена веществ 

 

42 460 

7,5 

Болезни мочеполовой системы 

 

34 606 

6,1 

Болезни системы кровообращения

 

17 033 

3,0 

Болезни уха и сосцевидного отростка 

 

13 109 

2,3 

Инфекционные и паразитарные 
болезни 

 

9 724 

1,7 

Другие заболевания

 

2 123 

0,4 

Всего

 

568 535 

100 

 

В последние годы наблюдается динамика роста

 

разводов.

 

В 2017 г.

 

коэффициент 

возрос  до  3,03  развода

 

на  1  000  человек 

(рис.  1.

5)

.  Это  один  из  самых  высоких 

показателей  за  весь  период  независимости.  Следует  отметить

что  разводы 

увеличиваются  на  фоне  снижения  браков.  С  1990  по  2017  гг.

 

число  браков, 

заключаемых  в  год,  уменьшилось  на  21,5%.  Коэффициент  брачности, 
составлявший  10,09  в  1991

 

г

.

,  стремительно  снизился  до  отметки  7,86  браков 

 

на  1

 

000  человек  в  2017  г

(рис.  1.5

)

.  Хотя  показатель  имел  тенденцию  роста 

в

 

промежутке  с  1999  по  2013  гг.,  индикатор  так  и  не  достиг  значений

 

начала 

расчетного периода. Таким образом, в последние  годы  растет число разводов, 
в

 

то  время  как  количество  зарегистрированных  браков  ежегодно  уменьшается. 

Это  отражается  в  растущем  соотношении  коэффициента  разводимости  (числа 
разводов на 1 000 чел

.) 

к коэффициенту брачности (числу браков на 1 000 чел.

).  

В

 

2017 г

данный показатель достиг второй за годы независимости отметки 

- 0,39. 

То есть

 

число разводов за 2017 г

было соизмеримо с 40% от общего числа браков 

за этот год 

(рис. 1.

6)

.   

 
 
 

 

                                                

11

 

Министерство здравоохранения РК.

 

 

 

31 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

 

 

РИСУНОК 1.5.

 

Коэффициент

 

брачности и разводов на 1 000 человек,

 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

  

 

 

 

РИСУНОК 1.6.

 

Соотношение коэффициента разводимости к коэффициенту брачности

 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

Увеличение  разводов  влечет  за  собой  рост  числа  детей,

 

воспитываемых 

 

в  неполных  семья

и

 

влияет  на

 

их

 

академические  достижения  ребенка 

 

и  социализацию. 

Согласно  исследованиям

 

снижение  семейных  ценностей 

приводит  к  увеличению  числа  разводов,  отражающихся  на  академических 
достижениях  ребенка,  например,  по  математике  и  чтению.

12

 

Также  развод 

меняет  самооценку  ребенка,  негативно  воздействуя  на  детей  как  младшего 
возраста,  так  и  подростков.  Следует  отметить,  что  воздействие  развода 

 

на  ребенка  равносильно  потере  одного  из  родителей.

11 

Учитывая  тяжелые 

последствия  разводов  как  на  отдельных  семьях,  так  и  на  обществе,  следует 

                                                

12

 Amato, P. R., & Anthony, C. J. (2014). Estimating the effects of parental divorce and death with fixed effects models. 

Journal of Marriage and Family

76(2)

, 370-386. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3956656/  

10,09

5,75

7,41

9,45

9,89

7,86

2,96

1,71

2,10

2,33

3,02

3,03

Коэффицент брачности

Коэффицент разводимости

0

,2

6

0

,2

9

0

,3

4

0

,3

1

0

,3

4

0

,3

3

0

,4

0

0

,3

5

0

,3

7

0

,3

0

0

,3

0

0

,3

2

0

,3

2

0

,2

9

0

,2

7

0

,2

6

0

,2

6

0

,2

5

0

,2

7

0

,2

8

0

,2

8

0

,2

8

0

,2

9

0

,3

1

0

,3

3

0

,3

6

0

,3

7

0

,3

9

 

 

32 

 

 

обратить  внимание  на  рольсемейных  ценностей

 

и  важности  брака 

 

в

 

содержании образования и воспитания.

 

 

Из всех возрастных групп, как правило

охватываемых системой образования, 

суицид  распространен  в  наибольшей  степени

 

среди  студентов

 

колледжей 

и

 

вузов. 

Всего в 2017 г

было совершено 3 664 самоубийства. В возрастной группе 

5-

14 лет  зарегистрировано 69

 

случаев  суицида,  15

-

17 лет 

98 и  18

-

24 лет 

-  394  

(рис. 1.7

)

. Как видно, в основном суициды приходятся на контингент

 

людей старше 

18 лет, то есть в зоне риска находится вузовская молодежь. Некоторая степень 
суицидов относится к уровню

 

ТиПО, поскольку почти одна пятая (17,6%) молодых 

людей страны в возрасте 15

-

24 лет в 2017 г

была

 

охвачена

 

ТиПО.

13

 

В гендерном 

разрезе

 

существенная доля суицидов (70,8%) в возрастной категории 18

-

24 лет 

среди  мужчин  (297  случая),  в  возрастной  группе  5

-

17  лет  паритет  почти 

одинаковый  (97  случаев  у  юношей  и  70 

девушек).  В  целом  причины  около 

половины  (44,9%)  всех  суицидов  за  2017  г

остаются

 

неизвестными.  Главным 

фактором  суицидального  настроения

 

стало  одиночество  с  чувством 

отверженности  (226  случаев).  Также  суициды  происходят  из

-

за  тяжелого 

материального  положения

 

(136  случаев)  и  конфликтных

 

отношений 

 

с

 

родственниками  (123  случая).  Среди  167  суицидов,  совершенных

 

людьми 

 

до  18  лет,  одна  треть  причин  (32,3%)  не  установлена,  одна  пятая  (20,4%) 
классифицирована  как  «другое».  Из  известных  самыми  распространенными 
причинами стали неблагоприятные жилищные условия (5 случаев)

 

и одиночество 

с чувством отверженности (5 случаев).

 

 

                                                

13

 

Расчеты были сделаны АО «ИАЦ» на основе данных КС МНЭ РК.

  

 

РИСУНОК 1.7.

 

Количество совершенных суицидов по возрастным группам за 2017 г., чел.

 

 

Источник: КПСиСУ

 

 

45

52

279

323

348

723

554

341

118

118

24

46

115

79

75

123

92

61

36

47

5 - 1 4

1 5 - 1 7

1 8 - 2 4

2 5 - 2 9

3 0 - 3 4

3 5 - 4 4

4 5 - 5 4

5 5 - 6 4

6 5 - 7 4

7 5 +

Мужчины

Женщины

 

 

33 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

Требуется  активизиция

 

работы

 

со  студенческой  молодежью

 

в  связи 

 

с

 

увеличением  суицидов  в  возрастной  группе  18

-

24  лет

.

 

Основное  внимание

 

общества

 

по освещению проблемы суицидов и их превенции сконцентрировано 

на  детях  школьного  возраста.  На  сегодняшний  день  успешно  функционирует 
практика по мониторингу и блокировке групп в социальных сетях, призывающих 
детей к суицидальным настроениям. Эти меры вполне оправданы, так как дети

 

в

 

отличие  от  взрослых

 

более  уязвимы  к  внешним  воздействиям

Более  того, 

в

 

эпоху  цифровизации

 

дети  становятся  легкой  мишенью  злоумышленников 

Интернет

-

пространства. Согласно социологическому опросу

 

центра исследований 

Сандж, 30,7% (3 744) детей проводят свое свободное время

 

в Интернете.

14

 

Через 

данный канал в 2016 г. 4% детей сталкивались с пропагандой суицида, насилия, 
экстремизма  в  социальных  сетях.

 

Также  при  поддержке  ЮНИСЕФ  реализуется 

проект  по  превенции  суицидов  среди  несовершеннолетних  в  РК,  апробация 
которого  прошла  в  2015  г.

13

 

Учитывая  высокий  уровень  суицидов

колледжам 

 

и

 

вузам  РК  необходимо  интенсифицировать  работу  по  их  профилактике 

 

и

 

оказанию  психологической  помощи  студентам.  В  целом

 

необходимы

 

комплексные  меры  по  налаживанию  данной  ситуации  в  Казахстане, 

 

в

 

т

.

ч

активизации

 

работы

 

организаций образования.

 

 

Миграция

 

 

Межрегиональная миграция казахстанцев

 

продолжает вести к существенному 

росту  населения  городов  республиканского  значения

.

 

В  2017  г.  в  процессе

 

внутренней  миграции  приняли  участие

  930 820 

человек,  треть  которых

 

(328 382 

чел.

мигрировали  на  межрегиональном  уровне.  В  результате 

переселения положительное сальдо установлено в гг. Астана и Алматы. Во всех 
остальных  регионах  страны,  за  исключением  Акмолинской  области, 

 

в  связи  с

 

количественным  перевесом  выбывающих  людей  прибывающими 

зафиксировано 

уменьшение 

числа 

жителей. 

Наивысшие 

показатели 

отрицательного  сальдо  установлены  в  Жамбылской,  ЮКО,  ВКО,  Алматинской 

 

и

 

Карагандинской  областях,  наименьшие 

во  всех  западных  регионах  страны: 

Атырауской,  Мангистауской,  Актюбинской  областях  и  ЗКО 

(рис.

  1.8)

.  Следует 

отметить,  что  из  всех  людей,  принявших  в  2017  г.  участие  в  межрегиональной 
миграции,  дети  школьного  возраста  (7

-

15  лет)  составили  подавляющее 

большинство (61%), то есть

 

на

 

каждые 10 мигрирующих приходилось 6 детей

 
 
 
 
 

                                                

14

 

МОН РК (2017). Доклад о положении детей в РК.

 

 

 

34 

 

 

 

РИСУНОК 1.

8. 

Сальдо внутренней межрегиональной миграции населения Казахстана 

 

за 2017 г. в разрезе регионов, чел.

 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

За  счет  большого  притока  населения  в  городе

 

республиканского  значения 

нагрузка  на  места  в  дошкольных  организациях  и  школах  ощущается  более 
остро, чем в среднем по республике. 

В

 

2017 г. самые низкие показатели охвата 

детей  3

-

6  лет  дошкольным  образованием  зафиксированы  в  г.

 

Астане  (76

,4%)  

и  г.

 

Алматы  (81,2%) 

(рис.  2.1.

10.)

.

 

В  столице  также  начали  увеличиваться 

трехсменные школы. В 2017 г. их количество достигло 6 

(табл. 2.2.

2.)

. Во многом 

причиной такой нагрузки является интенсивная миграция людей.

 

Как отмечено 

ранее, 61% людей,

 

принявших в 2017 г. участие в межрегиональной миграции, 

были  школьниками  в

 

возрасте  5

-

17  лет.  Если  соотнести  данную  долю

 

с 

количеством  прибывших  в

  2017 

г.  в  столицу  людей,  то  школьники  составят 

примерно  20  тыс.  человек.  Учитывая  среднюю

 

вместимость  столичной 

государственной школы 

(

998 мест

)

, для охвата прибывших необходимо построить 

20 новых школ.

  

 

Наряду с межрегиональной миграцией, увеличению спроса на места в школах 
способствует процесс урбанизации.

 

В 2017 г. региональная миграция составила 

существенную долю

 

всех внутренних миграционных процессов (64,7%).  Основной 

-16 834

-14 602

-9 650

-6 425

-6 114

-4 627

-3 020

-2 812

-2 174

-1 234

-579

-241

-16

1 890

32 001

34 437

-30 000

-20 000

-10 000

0

10 000

20 000

30 000

40 000

Жамбылская

ЮКО

ВКО

Алматинская

Карагандинская

Кызылординская

Павлодарская

СКО

Костанайская

ЗКО

Актюбинская

Мангистауская

Атырауская

Акмолинская

г. Алматы

г. Астана

 

 

35 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

поток населения направился из сел в города. В результате в стране увеличилась 
доля  городских  жителей  и  достигла  отметки  57,4%  от  всего  населения  страны. 
Положительное  сальдо  общей  миграции  (как  внешней,  так  и  внутренней)  для 
городской местности отражает тенденцию растущей роли городов и составляет

 

24 

876 человек

 

в 2017 г. Тем временем в сельской местности сальдо миграции 

отрицательное  (–

47 

006  чел.

). 

Процесс  урбанизации  также  усиливает

 

необходимость

 

строительства  новых  школ.  Для  решения  данной  проблемы 

в

 

дополнение  к  плановому  строительству  школ  государство  стимулирует 

строительство  новых  за  счет  привлечения  частных  инвестиций.  Опыт 
государственного  и  частного  партнерства  (ГЧП)  в  открытии  дошкольных 
организаций может быть успешным тому примером.

 

 

Урбанизация ведет к сокращению и закрытию малокомплектных школ

 

(МКШ) 

в сельской местности

.

 

Отток людей из малонаселенных сельских районов влияет 

на  сокращение  числа  детей  школьного  возраста,  что  постепенно  приводит 
к

 

закрытию  МКШ  из

-

за  нехватки  учеников.  В  сравнении  с  2016  г

сеть  МКШ 

 

в  2017  г.  сократилась  на

  92 

единицы  и  составила  42%  от  общего  количества 

дневных  государственных  школ

  (7 047). 

Наибольшее  сокращение  сети  МКШ 

пришлось

 

на  начальные  школы  (–

67 

ед

.). 

Школы  в  основном  закрывались 

 

и реорганизовывались

 

вследствие отсутствия менее 5

 

детей младшего школьного 

возраста в малонаселенных пунктах.

15

 

 

Несмотря на увеличение числа казахстанцев, получающих высшее образование 
за рубежом, большинство из них планирует вернуться

 

на Родину.

 

По данным 

ЮНЕСКО  в  2017  г.  за  границей  обучались 

89 660 

казахстанцев 

(табл.  1.

2)

.  Этот 

показатель  сопоставим  с  Францией,  Саудовской  Аравией  и  Южной  Кореей. 

 

За  последние  7  лет  количество  студентов

 

РК,  выезжающих  за  рубеж,  выросло 

 

в 2

 

раза.

 

Схожая тенденция

 

наблюдается и в вышеуказанных странах. Учитывая 

усиление оттока студентов, НИЦ «Молодежь» проведен опрос с привлечением 

2 000 

человек  в  возрасте 

14-29 

лет.  Результаты  показывают,  что  только  7,4% 

казахстанской молодежи, планирующей учиться за рубежом, собирается остаться 
там после завершения обучения

.

16

 

Тот же опрос показывает, что 3

6

% молодых 

людей  хотят

 

выехать

 

учиться

 

за  рубеж

 

для  получения

 

«более  качественного

 

образования», 

26,1%  - 

для  «расширения

 

кругозора  («увидеть  мир»

),  20,3% 

обосновали  свой  выбор  «престижностью»  зарубежного

 

образования

Желание 

молодежи учиться в вузах других государств характерно многим странам мира. 

 

                                                

15

 

В каждом малонаселенном пункте государство гарантирует функционирование МКШ: начальной 

школы с численностью учащихся от 5 до 40 человек, основной 

от 41 до 80 человек, средней 

от 81 

до 180 человек (ППРК от 17.05.2013 г. № 499, Приказ МОН РК от 17.09.2013 г. №

 375). 

16

 

Киалбекова  А.Г.,  Аюпова  Р.Р.  Изучение  готовности  молодежи  к  трудовой  и  учебной  миграции. 

Астана, НИЦ «Молодежь», 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz