НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 1

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

АО «ИНФОРМАЦИОННО

-

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

 
 
 
 
 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД 

 

О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ 

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

(по итогам 2017 года)

 

 
 
 
 
 
 

 

АСТАНА 2018

 

 

Предисловие

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Перед  Вами  наиболее  важное  издание  об  образовании.  В  течение  12

 

лет 

Министерство  образования  и  науки  ежегодно  подводит  итоги  о  проделанной 
работе,  достижениях,  вызовах  и

 

полученных  уроках.  В  мире  только  половина 

стран  готовит  подобное  издание,  Казахстан  в  их  числе.  Мы  заинтересованы 
в

 

открытости и доказательности политики образования. 

 

 

Чем запомнился 2017 год, которому посвящен Национальный доклад? Год полон 
событиями.  В

 

стране  продолжаются  преобразования,  намеченные  в

 

прошлые 

периоды. Условно ушедший год можно назвать «годом школы». На этом уровне 
образования  было  больше  всего  инициатив,  обсуждений  и

 

дискуссий. 

Следующий год обещает дать серьезный толчок в повышение качества высшего 
образования.

 

 

Мысленно возвращаясь к событиям прошлого года, мы понимаем, как много еще 
предстоит  сделать,  как  много  трудностей,  объективных  и  предвзятых 
стереотипов. Каждый из нас ежедневно так или иначе пользуется услугами сферы 
здравоохранения,  культуры,  а  также  образования.  Если  учесть,  что  средний 
казахстанец более 13

-

15 лет учится сам, а затем столько же принимает участие 

в

 

качестве родителя, то можно себе представить масштабы постоянных клиентов 

системы  образования.  Еще  сложнее  представить,  как  много  ожиданий 
от

 

образования. Учесть все потребности, желания невозможно, зачастую мнения 

не совпадают: кто

-

то все равно останется недоволен. Остается один единственно 

правильный  путь 

обсуждать,  договариваться  и,  получив  одобрение 

большинства, смело двигаться вперед.

 

  

 

О том, как общественность вовлекается в решение вопросов образования, в

 

каких 

социально

-

экономических условиях развивается сфера, что было сделано по всем 

уровням образования, на что больше всего стоит обратить внимание 

об этом 

настоящий Доклад. Для полноты данных предлагаем параллельно использовать 
Национальный  статсборник  по  системе  образования.  Его  подробное  описание 
и

 

адрес загрузки представлены в приложении к

 

Докладу.

 

 

 

 

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

 

 

Подготовка  настоящего  Доклада  была  бы  невозможна  без  вклада 
многочисленных  участников.

 

Группа  по  подготовке  Национального  доклада 

 

о

 

состоянии и развитии системы образования РК за 2017 г. хотела бы отметить 

оказанную  ими  поддержку  и  поблагодарить  их  за  выделенное

 

время 

 

и

 

приложенные усилия

 

Выражаем  благодарность  структурным  подразделениям,

 

подведомственным 

организациям

 

Министерства  образования  и  науки  РК,  региональным 

управлениям образования

 

за содействие в подготовке

 

Доклада

 

Важные  сведения  были  предоставлены  Национальным  центром  тестирования, 
Центром международных программ, Финансовым центром, Центром Болонского 
процесса и академической мобильности, Национальной академией образования 
им.

 

Ы.

 

Алтынсарина, 

Республиканским 

учебно

-

методическим 

центром 

дополнительного 

образования, 

Национальным 

центром 

повышения 

квалификации  «Өрлеу»,  Республиканским  научно

-

практическим  центром 

«Учебник»,  Республиканским  центром  «Дошкольное  детство»

Научно

-

исследовательским центром «Молодежь», а также Назарбаев Интеллектуальными 
школами, Холдингом «Кәсіпқор» и

 

Назарбаев Университетом.

 

 

Мы хотели бы выразить свою признательность С

.

А

Ирсалиеву

А

.

Х

Ибрашевой

Г

.

К

Кусиденовой,  Ж.К.  Каримовой 

экспертам,  у

 

которых  мы  получили 

необходимую  консультацию

 

по  актуальным  вопросам  образования,  ценные 

советы при написании тех или иных разделов.

 

 

Свой  вклад

 

внесли  и  молодые  исследователи

 

Д.Е

Толешева,  М.А.

 

Таткеева

  

и

 

А.Е.

 

Серикова,  которые  принимали  активное  участие  в  сборе  и  обработке 

материалов.

 

 

Благодарим  всех,  кто  прямо  или  косвенно  содействовал  нашим  усилиям 
в

 

подготовке

 

Национального  доклада  о  состоянии  и  развитии  системы 

образования РК за 2017 г.

 

 

Содержание

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

СПИСОК РИСУНКОВ

 ...................................................................................................................................... 8 

СПИСОК ТАБЛИЦ

 ........................................................................................................................................ 16 

ВВЕДЕНИЕ

 ................................................................................................................................................... 18 

1. СОЦИАЛЬНО

-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ СИСТЕМЫ 

ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

 ......................................................................................................... 21 

2. ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 .......................................................... 57 

2.1. ДОСТУП И РАВЕНСТВО

 ........................................................................................................................ 58 

2.2. УСЛОВИЯ И СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

 .......................................................................................................... 113 

2.3. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 ......................................................................................................... 165 

2.4. ПЕДАГОГИ

 .......................................................................................................................................... 209 

2.5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

 ............................................................................................................ 245 

3. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

.................................................................................................................. 269 

3.1. ИНКЛЮЗИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 ................................................................................. 270 

3.2. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 .................................................................... 297 

3.3. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

...................................................................................................... 315 

3.4. ГЛОБАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2030 ГОДА

 ................................................................ 329 

4. РЕЙТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РЕГИОНОВ

 ...................................................... 339 

4.1. ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 ............................................ 343 

4.2. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

 ..................................................................................... 346 

4.3. ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 ...................................................................................................... 364 

4.4. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 ................................................................. 392 

ГЛОССАРИЙ

 .............................................................................................................................................. 410 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 ............................................................................................................................ 413 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 ........................................................................................................................................... 417 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

СПИСОК РИСУНКОВ

 

 

Рисунок 1.1.

 

Коэффициент рождаемости на 1

 

000 человек, ‰

 

25 

Рисунок 1.2.

 

Обеспеченность детей местами в дошкольных организациях, 

 

число детей на 100 мест

  

27 

Рисунок 1.3.

 

Количество младенческой смертности на 1 000 живорожденных, ‰

 

28 

Рисунок 1.4.

 

Численность детей с ограниченными возможностями в развитии 

 

до 6 лет, чел.

  

29 

Рисунок 1.5.

 

Коэффициент брачности и разводов на 1 000 человек, ‰

 

31 

Рисунок 1.6.

 

Соотношение коэффициента разводимости к коэффициенту брачности

  

31 

Рисунок 1.7.

 

Количество совершенных суицидов по возрастным группам за 2017 г., чел.

  

32 

Рисунок 1.8.

 

Сальдо внутренней межрегиональной миграции населения Казахстана 

 

за

 

2017 г. в разрезе регионов, чел.

  

34 

Рисунок 1.9.

 

Динамика доли государственных расходов на образование 

 

в РК за

 2012-

2017 гг., %

 

37 

Рисунок 1.10.

 

Структура государственных расходов РК за 2017 г., %

  

37 

Рисунок 1.11.

 

Динамика гоcударственных расходов РК на образование 

 

за 2012

-

2017 гг., млн. тг.

  

37 

Рисунок 1.12.

 

Сравнение государственных расходов на образование от ВВП РК 

 

с отдельными странами ОЭСР, %

  

38 

Рисунок 1.13.

 

Структура расходов населения на образование, %

  

40 

Рисунок 1.14.

 

Динамика уровня молодежной безработицы, 2017 г., %

  

42 

Рисунок 1.15.

 

Доля молодежи 

- NEET (15-

28 лет) в Казахстане, 2017

 

г.

, %  

43 

Рисунок 1.16.

 

Уровень безработицы по уровням образования населения, 2017 г., %

  

44 

Рисунок 1.17.

 

Средняя заработная плата населения в разрезе регионов, 2017 г., тг.

 

44 

Рисунок 1.18.

 

Средняя заработная плата по уровням образования, 2017 г., тг.

 

45 

Рисунок 1.19.

 

Взаимосвязь между Глобальным индексом конкурентоспособности и 
Индексом человеческого капитала

 

46 

Рисунок 1.20.

 

Взаимосвязь между Глобальным индексом конкурентоспособности и ВВП 

 

на душу населения

 

47 

Рисунок 1.21.

 

Доля населения, считающая образование коррумпированной

 

52 

Рисунок 2.1.1.

 

Динамика развития сети и охваченного контингента детей в разрезе 
город/село

 

62 

Рисунок 2.1.2.

 

Количество

 

дошкольных организаций и контингент детей в разрезе 

регионов

 

63 

Рисунок 2.1.3.

 

Число мини

-

центров и доля от общего количества дошкольных организаций

 

64 

Рисунок 2.1.4.

 

Доля мини

-

центров с кратковременным днем пребывания от общего их 

количества,

 

2017 г,

 % 

65 

Рисунок 2.1.5.

 

Доля мест в частных дошкольных организациях от общего количества 
предоставленных мест, 2017 г., 

66 

Рисунок 2.1.6.

 

Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и 
обучения детей с особыми образовательными потребностями, 2017 г., %

 

67 

Рисунок 2.1.7.

 

Контингент дошкольных организаций и охват

 

68 

Рисунок 2.1.8.

 

Охват детей 1

-

6 лет в разрезе регионов, %

 

69 

Рисунок 2.1.9.

 

Динамика охвата детей ДВО, %

 

69 

Рисунок 2.1.10.

 

Детей от 3

-

6(7) лет охваченных ДВО, %

 

70 

Рисунок 2.1

.11. 

Корреляция между материнской занятостью (с младшим ребенком 

 

в возрасте до трех лет) и охватом детей младше трех лет ДВО

 

71 

Рисунок 2.1.12.

 

Охват детей 1

-

3 лет дошкольным образованием по регионам, 2017 г., %

 

72 

 

Список рисунков

 

Рисунок 2.1.13.

 

Динамика очередности детей в дошкольные организации, 2017 г. чел.

 

73 

Рисунок 2.1.14.

 

Динамика сети и контингента дневных государственных

 

общеобразовательных школ, подведомственных МИО

 

75 

Рисунок 2.1.15.

 

Сокращение сети МКШ, ед.

 

75 

Рисунок 2.1.16.

 

Контингент учащихся вечерних

 

школ по возрастным группам и классам, чел.

 

78 

Рисунок 2.1.17.

 

Охват студентов ППЗМП на 2017

-

2021 гг.

 

84 

Рисунок 2.1.18.

 

Доля обучающихся ТиПО по специальностям, %

 

85 

Рисунок 2.1.19.

 

Численность студентов организаций ТиПО, регион, чел.

 

86 

Рисунок 2.1.2

0. 

Сведения о движении контингента организаций ТиПО в 2013

-

2017 гг.

 

86 

Рисунок 2.1.21.

 

Доля населения, поддерживающих внедрение дуального обучения

, % 

88 

Рисунок 2.1.22.

 

Динамика сети организаций ТиПО, ед.

 

89 

Рисунок 2.1.23.

 

Динамика сети организаций ТиПО по регионам, ед.

 

89 

Рисунок 2.1.24.

 

Численность студентов, обучающих в организациях ТиПО 

 

по форме обучения, чел.

 

91 

Рисунок 2.1.25.

 

Доля студентов, обучающих в организациях ТиПО 

 

по формам собственности, %

 

91 

Рисунок 2.1.26.

 

Динамика контингента ТиПО, обучающихся на казахском языке, чел.

 

92 

Рисунок 2.1.27.

 

Доля колледжей, создавших условия безбарьерного доступа, 

 

регион,

 

2017 г.,

 % 

93 

Рисунок 2.1.28.

 

Динамика численности лиц с ООП, обучающихся в ТиПО, чел.

 

93 

Рисунок 2.1.29.

 

Динамика численности иностранных граждан, обучающихся 

 

в организациях ТиПО, чел.

 

94 

Рисунок 2.1.30.

 

Страны с конституционной гарантией на получение высшего образования

 

96 

Рисунок 2.1.31.

 

Результаты ЕНТ в разрезе языков обучения, балл

 

98 

Рисунок 2.1.32.

 

Результаты ЕНТ в разрезе город/село, балл

 

99 

Рисунок 2.1.33.

 

Динамика государственного образовательного заказа, ед.

 

101 

Рисунок 2.1.34.

 

Динамика сети вузов, ед.

 

101 

Рисунок 2.1.35.

 

Численность обучающихся по программам послевузовского 

 

образования,

 

чел.

 

103 

Рисунок 2.1.36.

 

Охват студентов по видам собственности вузов,

 

% от общей численности

 

104 

Рисунок 2.1.37.

 

Численность студентов в разрезе форм обучения, тыс. чел.

 

104 

Рисунок 2.1.38.

 

Причины выбытия в системе высшего образования, 2017 г.,

 

% от общей 

численности

 

105 

Рисунок 2.1.39.

 

Характеристика студентов по квоте приема, 2017 г., чел.

 

107 

Рисунок 2.1.40.

 

Число студентов вузов в рамках «Серпін» в разрезе регионов, 

 

2016, 2017 гг., чел.

 

109 

Рисунок 2.1.41.

 

Выпуск в разрезе направлений подготовки, чел.

 

111 

Рисунок 2.2.1.

 

Доля детских садов в типовых и приспособленных зданиях

 

от их общего 

числа, %

 

118 

Рисунок 2.2.2.

 

Типовые и приспособленные здания дошкольных организаций, 2017 г., ед.

 

119 

Рисунок 2.2.3.

 

Динамика показателей благоустройства дошкольных организаций

, % 

120 

Рисунок 2.2.4.

 

Благоустройство дошкольных организаций, 2017 г., ед.

 

120 

Рисунок 2.2.5.

 

Оснащенность дошкольных организаций ИКТ оборудованием, ед.

 

121 

Рисунок 2.2.6.

 

Количество компьютеров в детских садах, 2017 г., ед.

 

122 

Рисунок 2.2.7.

 

Расходы государственного бюджета на дошкольное образование, млн тг.

 

123 

Рисунок 2.2.8.

 

Влияние физической среды на академическую успеваемость школьников

 

125 

Рисунок 2.2.9.

 

Доля дневных государственных общеобразовательных школ по видам 
благоустройства, 2017 г.

, % 

126 

Рисунок 2.2.10.

 

Динамика доли дневных государственных общеобразовательных школ, 
имеющих кабинеты новой модификации, %

 

127 

 

 

10 

 

 

Рисунок 2.2.11.

 

Доля школ, имеющих спортивные залы, 2017 г., %

 

129 

Рисунок 2.2.12.

  Smart-

школа

 

130 

Рисунок 2.2.13.

 

Количество ресурсных центров и прикрепленных к ним МКШ

 

132 

Рисунок 2.2.14.

 

Обеспеченность учебниками в разрезе регионов, 2017 г., 

137 

Рисунок 2.2.15.

 

Динамика расходов госбюджета на школьное образование, млн тг.

 

140 

Рисунок 2.2.16.

 

Обеспеченность студентов ТиПО общежитиями, 2017 г.,

 % 

150 

Рисунок 2.2.17.

 

Охват студентов спортивными секциями, 2017 г., 

151 

Рисунок 2.2.18.

 

Универсиада

-

2017 в г. Алматы

 

154 

Рисунок

 2.2.19. 

Потребность в общежитиях, 2017 г., чел.

 

157 

Рисунок 2.2.20.

 

Подготовка кадров на трех языках, 2015, 2017 гг., ед./чел.

 

161 

Рисунок 2.3.1.

 

Охват мониторингом развития умений и навыков у детей дошкольного 
возраста по возрастам, 2017 г.

 

170 

Рисунок 2.3.2.

 

Уровень развития умений и навыков у детей, 2017 г.

 

170 

Рисунок 2.3.3.

 

Государственная аттестация дошкольных организаций, ед.

 

172 

Рисунок 2.3.4.

 

Государственная аттестация дошкольных организаций 

 

в разрезе регионов, ед.

 

172 

Рисунок 2.3.5.

 

Средний балл ВОУД 4

-

х

 

классов в разрезе город

-

село

 

175 

Рисунок 2.3.6.

 

Разница между показателями школ по итогам ВОУД

 

176 

Рисунок 2.3.7.

 

Результаты ВОУД «сильной» и «слабой» школ на фоне среднего 
регионального и республиканского показателей

 

177 

Рисунок 2.3.8.

 

Средний балл ВОУД 9

-

х

 

классов в разрезе город

-

село

 

178 

Рисунок 2.3.9.

 

Средний балл ВОУД 9

-

х

 

классов в разрезе видов школ

 

178 

Рисунок 2.3.10.

 

Результаты ВОУД 11

-

х

 

классов в разрезе видов школ

 

179 

Рисунок 2.3.11.

 

Казахстан, результаты по территориальному статусу организации 
образования

 

183 

 

Рисунок 2.3.12.

 

Итоги государственной аттестации колледжей, ед.

 

184 

Рисунок 2.3.13.

 

Доля выпускников колледжей, прошедших независимую 

 

сертификацию в разрезе регионов, %

 

185 

Рисунок 2.3.14.

 

Динамика трудоустройства выпускников ТиПО, %

 

186 

Рисунок 2.3.15.

 

Трудоустройство выпускников ТиПО в разрезе регионов, %

 

187 

Рисунок

 2.3.16. 

Зарплаты выпускников колледжей по видам деятельности

 

188 

Рисунок 2.3.17.

 

Топ

-

10 вузов национального рейтинга лучших многопрофильных вузов 

Казахстана

 

по версии НКАОКО, 2017 г.

 

193 

Рисунок 2.3.18.

 

Средний балл ВОУД ВО 2017 г. / ВОУД ВО 2016 г. в разрезе направлений 
подготовки

 

194 

Рисунок 2.3.19.

 

Заработная плата выпускников в разрезе уровня подготовки, 2017 г., тг.

 

202 

Рисунок 2.3.20.

 

Грамотность взрослого населения (25

-

65) по уровням образования, 2016 г.

 

203 

Рисунок 2.3.21.

 

Заработная плата выпускников в разрезе направлений подготовки, тг.

 

204 

Рисунок 2.3.22.

 

Топ

-

10 вузов с наибольшей заработной платой выпускников, 2017 г., тг.

 

205 

Рисунок 2.3.23.

 

Топ

-

10 вузов с наименьшей заработной платой выпускников, 2017 г., тг.

 

206 

Рисунок 2.4.1.

 

Динамика педагогического контингента, чел.

 

213 

Рисунок 2.4.2.

 

Доля педагогов с высшим образованием и ТиПО по специальности 
«Дошкольное воспитание и обучение» в разрезе регионов, 2017 г., %

 

214 

Рисунок 2.4.3.

 

Качественный состав педагогов, чел.

 

215 

Рисунок 2.4.

4. 

Доля педагогических кадров дошкольных организаций с высшей, первой 

 

и второй категориями, 2017 г., %

 

215 

Рисунок 2.4.5.

 

Возрастной состав педагогов дошкольных организаций, 2017 г.

 

216 

Рисунок 2.4.6.

 

Педагогический стаж педагогов дошкольных организаций, 2017 г., чел.

 

217 

Рисунок 2.4.7.

 

Динамика качественного состава педагогов, %

 

218 

 

11 

Список рисунков

 

Рисунок 2.4.8.

 

Распределение педагогов с высшей категорией, %

 

219 

Рисунок 2.4.9.

 

Состав педагогов с высшей и первой категориями, %

 

219 

Рисунок 2.4.10.

 

Состав педагогических кадров РК по возрасту в 2017 году, %

 

220 

Рисунок 2.4.11.

 

Состав педагогических кадров РК по стажу работы в 2017 г.

 

221 

Рисунок 2.4.12.

 

Гендерный состав учителей, 2017 г., 

222 

Рисунок 2.4.13.

 

Количество учащихся на одного педагога, 2017 г., чел.

 

223 

Рисунок 2.4.14.

 

ИПР в системе ТиПО, чел.

 

231 

Рисунок 2.4.15.

 

Динамика заработной платы, тыс. тг.

 

231 

Рисунок 2.4.16.

 

Численность мастеров производственного обучения, чел.

 

232 

Рисунок 2.4.17.

 

Динамика ИПР системы ТиПО, имеющих ученые звания и степень 

 

магистра, чел.

 

232 

Рисунок 2.4.18.

 

ИПР системы ТиПО, имеющих ученые звания и степень магистра в разрезе

 

регионов, чел.

 

233 

Рисунок 2.4.19.

 

Доля ИПР с высшей и первой категориями, %

 

233 

Рисунок 2.4.20.

 

Доля ИПР, возрастной состав, %

 

234 

Рисунок 2.4.21.

 

Доля молодых специалистов в системе ТиПО в разрезе регионов, %

 

234 

Рисунок 2.4.22.

 

Повышение квалификации ИПР, чел.

 

235 

Рисунок 2.4.23.

 

Количество ИПР, прошедших курсы повышения квалификации, чел.

 

236 

Рисунок 2.4.24.

 

Численность ППС в разрезе ученой степени, чел.

 

239 

Рисунок 2.4.25.

 

Численность преподавателей вузов, прошедших повышение 

 

квалификации, чел.

 

240 

Рисунок 2.4.26.

 

Численность ППС, выехавших для проведения занятий, исследований 

 

за рубеж,

 

чел.

 

241 

Рисунок 2.4.27.

 

Заработная плата в системе образования, тг.

 

242 

Рисунок 2.5.1.

 

Заседание Общественного совета с участием министра образования 

 

и науки РК

 

252 

Рисунок 2.5.2.

 

Организации образования для детей

-

сирот и детей, оставшихся без 

попечения родителей, в которых функционируют попечительские советы, 
2017 г., ед.

 

253 

Рисунок 2.5.3.

 

Организации среднего образования с попечительскими советами, 

 

2017 г., ед.

 

255 

Рисунок 2.5.4.

 

Доля организаций среднего образования, создавших попечительские 
советы,

 % 

255 

Рисунок 2.5.5.

 

Организации технического и

 

профессионального образования, в которых 

функционируют попечительские советы, 2017 г., ед.

 

260 

Рисунок 2.5.6.

 

Обучение членов наблюдательных советов г. Астаны, Карагандинской, 
Акмолинской, Костанайской областей и СКО, 28 августа 2017 г.

 

264 

Рисунок 3.1.

1. 

Международные и национальные правовые акты, регламентирующие 
вопросы инклюзивного образования

 

272 

Рисунок 3.1.2.

 

Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и 
обучения детей с ООП, %

 

277 

Рисунок 3.1.3.

 

Доля общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного 
образования, %

 

279 

Рисунок 3.1.4.

 

Охват детей с ООП школьного возраста обучением в дневных 
государственных общеобразовательных школах, подведомственных МИО 

 

и МОН РК

 

280 

Рисунок 3.1.5.

 

Доля общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного 
образования, 2017 г.

 

281 

Рисунок 3.1.6.

 

Количество организаций ТиПО, создавших условия для инклюзивного

 

образования, ед.

 

285 

 

 

12 

 

 

Рисунок 3.1.7.

 

Презентация проекта «Единая рамка мониторинга инклюзивного 
образования»

 

294 

Рисунок 3.2.1.

 

Модель стратегических направлений развития интернационализированного 
вуза

 

299 

Рисунок 3.2.2.

 

Распределение студентов вузов по странам в рамках академической 
мобильности, 2017 г., чел.

 

301 

Рисунок 3.2.3.

 

Количество иностранных студентов и их доля от общего числа студентов

 

303 

Рисунок 3.2.4.

 

Распределение иностранных студентов по странам прибытия, 2017 г., %

 

303 

Рисунок 3.2.5.

 

Распределение стипендиатов программы «Болашақ» по странам, 2017 г., %

 

307 

Рисунок 3.2.6.

 

Распределение подготовленных специалистов программы «Болашақ» по 
различным программам, 2017 г., чел.

 

308 

Рисунок 3.2.7.

 

Распределение выпускников программы «Болашақ» по специальностям, 

2017 

г., %

 

308 

Рисунок 3.2.8.

 

Трудоустройство выпускников программы «Болашақ» в разрезе регионов,

 

2

016, 2017 гг., чел.

 

309 

Рисунок 3.2.9.

 

Результаты рейтинга уровня владения английским языком EF EPI, 2017 г.

 

311 

Рисунок 3.2.10.

 

Распределение подготовительных языковых курсов по языкам, 2017 г., %

 

312 

Рисунок 3.3.1.

 

Компоненты индекса сетевой готовности 2016 г. на примере Казахстана и 
среднего значения по странам с уровнем дохода выше среднего

 

317 

Рисунок 3.3.2.

 

Наличие широкополосного доступа в Интернет в дошкольных организациях 
в разрезе регионов, %

 

318 

Рисунок 3.3.3.

 

Наличие широкополосного доступа

 

в Интернет в государственных 

общеобразовательных школах в разрезе регионов, %

 

319 

Рисунок 3.3.4.

 

Динамика роста колледжей, подключенных к сети Интернет со скоростью 
выше 4 Мбит/с, 

319 

Рисунок 3.3.5.

 

Обеспеченность компьютерной техникой дошкольных организаций в

 

разрезе регионов, 2017 г.

 

320 

Рисунок 3.3.6.

 

Обеспеченность компьютерной техникой государственных 
общеобразовательных школ в разрезе регионов, 2017 г.

 

321 

Рисунок 3.3.7.

 

Динамика роста пользователей системы «Kundelik.kz»

 

332 

Рисунок 3.3.8.

 

Компьютерная и информационная грамотность

 

323 

Рисунок 3.3.9.

 

Количество кружков робототехники и контингент детей

 

324 

Рисунок 3.4.

1. 

Исследование 

Политика 

Практика

 

334 

Рисунок 3.4.

2. 

Методика ЕФО по определению уровня реализации реформ

 

335 

Рисунок 3.4.

3. 

Визуализация предварительной оценки имплементации 62 возможных 
стратегий 4

-

й ЦУР по основным задачам

 

336 

Рисунок 3.4.

4. 

Система оценки результатов учащихся в Казахстане

 

337 

Рисунок 4.1.

 

Многоуровневая система оценки эффективности деятельности 
региональных систем образования

 

341 

Рисунок 4.1.1.

 

Индекс интегрального показателя «Эффективность деятельности 
региональных образовательных систем»

 

343 

Рисунок 4.2.1.

 

Доля детей 5

-

6 лет с высоким и средним уровнями умений и навыков в 

соответствии с системой индикаторов развития умений и навыков детей 
дошкольного возраста, %

 

347 

Рисунок 4.2.2.

 

Индекс качества дошкольного образования по показателю группы А

 

348 

Рисунок 4.2.3.

 

Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием, %

 

349 

Рисунок 4.2.4.

 

Доля мини

-

центров с кратковременным днем пребывания от общего 

количества дошкольных организаций, %

 

350 

Рисунок 4.2.5.

 

Доля детских садов, создавших условия для воспитания и обучения детей 

 

с ООП,

 

от общего количества детских садов, %

 

351 

 

13 

Список рисунков

 

Рисунок 4.2.6.

 

Индекс

 

доступности дошкольного образования по показателям группы В

 

351 

Рисунок 4.2.7.

 

Индекс сводного показателя «Результативность»

 

352 

Рисунок 4.2.8.

 

Доля расходов на дошкольное образование в затратах местного бюджета, %

 

353 

Рисунок 4.2.9.

 

Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим и 
техническо

-

профессиональным образованием по специальности 

«Дошкольное воспитание и обучение» от общего количества педагогических 
работников дошкольных организаций, %

 

354 

Рисунок 4.2.10.

 

Доля педагогов с высшей и первой категориями от общего количества 
педагогических работников дошкольных организаций, %

 

355 

Рисунок 4.2.11.

 

Доля молодых педагогических работников (в возрасте до 30 лет) с высшим и 
техническо

-

профессиональным образованием по специальности 

«Дошкольное воспитание и обучение» от общего количества педагогических 
работников дошкольных организаций, %

 

356 

Рисунок 4.2.12.

 

Доля мест в частных дошкольных организациях от общего количества вновь 
открытых мест, %

 

356 

Рисунок 4.2.13.

 

Индекс финансовых и кадровых ресурсов по показателям группы С

 

357 

Рисунок 4.2.14.

 

Доля детских садов, не обеспеченных горячей водой, от общего количества 
детских садов, %

 

359 

Рисунок 4.2.15.

 

Доля детских садов, в которых отсутствует канализационная система, от 
общего количества детских садов, %

 

360 

Рисунок 4.2.16.

 

Доля дошкольных организаций, оснащенных ИКТ

-

оборудованием 

(персональные компьютеры, мультимедийные проекторы, сенсорные 
интерактивные доски и развивающие компьютерные игры), от общего 
количества дошкольныхорганизаций, %

  

360 

Рисунок 4.2.17.

 

Индекс МТО И ИКТ дошкольного образования по показателям группы D

 

361 

Рисунок 4.2.18.

 

Индекс сводного показателя «Ресурсообеспеченность»

 

361 

Рисунок 4.2.19.

 

Индекс эффективности дошкольного воспитания и обучения

 

362 

Рисунок 4.3.1.

 

Средний балл ВОУД 9

-

х классов

 

365 

Рисунок 4.3.2.

 

Средний балл ВОУД 4

-

х классов

 

366 

Рисунок 4.3.3.

 

Доля претендентов, подтвердивших знак «Алтын белгі», от общего 
количества претендентов, %

 

366 

Рисунок 4.3.4.

 

Доля трудоустроенных выпускников организаций образования для детей

-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества 
выпускников детей

-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, %

 

367 

Рисунок 4.3.5.

 

Доля учащихся 9

-

х классов, не продолживших дальнейшее обучение, от 

общего числа выпускников, %

 

368 

Рисунок 4.3.6.

 

Доля учащихся 11

-

х классов, не продолживших дальнейшее обучение, от 

общего числа выпускников, %

 

368 

Рисунок 4.3.7.

 

Результаты казахстанских учащихся в международном исследовании

 

TIMSS - 2015, 

4 классы

 

369 

Рисунок 4.3.8.

 

Результаты казахстанских учащихся в международном исследовании 

TIMSS - 2015, 

8 классы

 

370 

Рисунок 4.3.9.

 

Результаты казахстанских учащихся в международном исследовании 

 

PISA-2015 

371 

Рисунок 4.3.10.

 

Результаты казахстанских учащихся в международном исследовании 

 

PIRLS-2016 

по читательской грамотности

 

372 

Рисунок 4.3.11.

 

Индекс качества общего среднего образования и иных конечных 
результатов по показателям группы А

 

373 

Рисунок 4.3.12.

 

Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от

 

общего 

количества дневных государственных общеобразовательных школ 

 

в 2017 г., %

 

373 

 

 

14 

 

 

Рисунок 4.3.13.

 

Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием, от общего 
количества учащихся школ, %

 

375 

Рисунок 4.3.14.

 

Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием в городской 
местности, от общего количества учащихся школ, %

 

376 

Рисунок 4.3.15.

 

Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием в сельской 
местности,

 

от общего количества учащихся школ, %

 

376 

Рисунок 4.3.16.

 

Дефицит ученических мест, чел.

 

377 

Рисунок 4.3.17.

 

Доля школьников, охваченных комфортабельным подвозом к школе и из 
школы домой, от общего количества детей, нуждающихся в подвозе, %

 

378 

Рисунок 4.3.18.

 

Индекс доступности общего среднего образования по показателям группы В

 

378 

Рисунок 4.3.19.

 

Индекс сводного показателя «Результативность»

 

379 

Рисунок 4.3.20.

 

Доля расходов на среднее образование в затратах местного бюджета, %

 

380 

Рисунок 4.3.21.

 

Доля учителей, имеющих степень магистра, от общего количества учителей 
дневных государственных общеобразовательных школ, %

 

381 

Рисунок 4.3.22.

 

Доля учителей с высшей и первой категориями от общего количества 
учителей дневных государственных общеобразовательных школ, %

 

382 

Рисунок 4.3.23.

 

Доля молодых учителей в возрасте от 25 до 34 лет

 

от общего количества 

учителей дневных государственных общеобразовательных школ, %

 

382 

Рисунок 4.3.24.

 

Индекс финансовых и кадровых ресурсов по показателям группы С

 

383 

Рисунок 4.3.25.

 

Количество аварийных школ от общего количества школ, шт.

 

384 

Рисунок

 4.3.26. 

Количество дневных государственных общеобразовательных школ, ведущих 
занятия в три смены, от общего количества школ, шт.

 

385 

Рисунок 4.3.27.

 

Доля общеобразовательных школ, обеспеченных столовыми/буфетами, от 
общего количества общеобразовательных школ, %

 

386 

Рисунок 4.3.28.

 

Доля учащихся, обеспеченных учебниками, от общего количества 

 

учащихся, %

 

387 

Рисунок 4.3.29.

 

Доля детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным горячим 
питанием, от общего количества учащихся из малообеспеченных семей, %

 

387 

Рисунок 4.3.30.

 

Доля школ, обеспеченных доступом к широкополосному Интернету со 
скоростью от 4 Мбит/с и выше, от общего количества школ, %

 

388 

Рисунок 4.3.31.

 

Индекс МТО И ИКТ школьного образования по показателям группы D

 

389 

Рисунок 4.3.32.

 

Индекс сводного показателя «Ресурсообеспеченность»

 

389 

Рисунок 4.3.33.

 

Индекс эффективности общего среднего образования

 

390 

Рисунок 4.4.1.

 

Доля выпускников организаций ТиПО, получивших диплом с отличием, 

 

от общего количества выпускников ТиПО, %

 

393 

Рисунок 4.4.2.

 

Количество медалей, полученных в Национальном чемпионате WorldSkills 
Kazakhstan, ед.

 

394 

Рисунок 4.4.3.

 

Доля выпускников организаций ТиПО, обучившихся по государственному 
образовательному заказу и трудоустроенных в первый год после окончания 
обучения, от их общего количества, %

 

394 

Рисунок 4.4.4.

 

Доля государственных колледжей, прошедших процедуру аккредитации, 

 

от общего количества государственных колледжей, %

 

395 

Рисунок 4.4.5.

 

Индекс качества технического и профессионального образования и иных 
конечных результатов по показателям группы А

 

396 

Рисунок 4.4.6.

 

Охват молодежи типичного возраста (14

-

24) техническим 

 

и профессиональным образованием, %

 

397 

Рисунок 4.4.7.

 

Доля обучающихся в организациях ТиПО за счет средств работодателей, от 
общего количества обучающихся в организациях ТиПО, %

 

398 

Рисунок 4.4.8.

 

Доля обучающихся в организациях ТиПО за счет средств государственного 
образовательного заказа, от общего количества обучающихся 

 

в организацияхТиПО, %

 

398 

Рисунок 4.4.9.

 

Индекс доступности ТиПО по показателям группы В

 

399 

 

15 

Список рисунков

 

Рисунок 4.4.10.

 

Индекс сводного показателя «Результативность»

 

399 

Рисунок 4.4.11.

 

Доля расходов на ТиПО в затратах местного бюджета, %

 

400 

Рисунок 4.4.12.

 

Расходы на обучение одного специалиста организаций ТиПО, тыс. тг.

 

401 

Рисунок 4.4.13.

 

Доля преподавателей ТиПО, имеющих высшую и первую категории, 

 

от общего количества преподавателей организаций ТиПО, %

 

402 

Рисунок 4.4.14.

 

Доля привлеченных из производства мастеров от общего количества 
мастеров производственного обучения организаций ТиПО, %

 

402 

Рисунок 4.4.15.

 

Индекс финансовых и кадровых ресурсов по показателям группы С

 

403 

Рисунок 4.4.16.

 

Доля обеспеченных местами в общежитиях от общего количества 
нуждающихся

 

в общежитиях, %

 

404 

Рисунок 4.4.17.

 

Доля учебно

-

производственных мастерских и лабораторий государственных 

колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием,

 

от их общего количества, %

 

405 

Рисунок 4.4.18.

 

Доля колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения по 
технологическим, техническим и

 

сельскохозяйственным специальностям, 

 

от общего количества организаций ТиПО, %

 

406 

Рисунок 4.4.19.

 

Доля организаций ТиПО, подключенных к Интернету со скоростью от 4 
Мбит/с и выше, от общего количества организаций ТиПО, %

 

406 

Рисунок 4.4.20.

 

Индекс МТО И

 

ИКТ системы ТиПО по показателям группы D

 

407 

Рисунок 4.4.21.

 

Индекс сводного показателя «Ресурсообеспеченность»

 

407 

Рисунок 4.4.22.

 

Индекс эффективности ТиПО

 

408 

 
 

 

 

16 

 

 

СПИСОК ТАБЛИЦ

 

 

Таблица 1.1.

 

Информация по заболеваемости детей по РК в возрасте 5

-

17 лет за 2017 г.

 

30 

Таблица 1.2.

 

Динамика исходящей студенческой мобильности за 2011, 2013, 

 

2015 и 2017 гг.

 

36 

Таблица 1.3.

 

Распределение расходов населения на образование в разрезе город/село 
за 2012

-

2017 гг.

 

39 

Таблица 1.4.

 

Динамика позиций Казахстана по

 

показателям образования 

 

и науки в ГИК

 

48 

Таблица 1.5.

 

Позиции Казахстана в ИЧК по показателям образования

 

49 

Таблица 1.6.

 

Результаты опроса в Казахстане по оценке коррумпированности

 

52 

Таблица 2.1.1.

 

Мониторинг открытия и закрытия дошкольных организаций, 2017 г.

 

66 

Таблица 2.1.2.

 

Статистические показатели доступа среднего образования Казахстана 

 

в международном сравнении

 

73 

Таблица 2.1.3.

 

Сеть и контингент организаций для детей

-

сирот и детей, оставшихся 

 

без попечения родителей в сравнении за последние пять лет

 

80 

Таблица 2.1.4.

 

Сеть и контингент сельских колледжей, 2017 г.

 

90 

Таблица 2.1.5.

 

Начальное ТиПО в азиатских странах

 

90 

Таблица 2.1.6.

 

Статистические показатели охвата третичным образованием 

 

в ГИК 

2017-

2018 гг.

 

97 

Таблица 2.1.7.

 

Сведения о

 

численности студентов организаций высшего образования, чел.

 

102 

Таблица 2.1.8.

 

Сведения о госзаказе/численности студентов организаций высшего 

 

и послевузовского образования в разрезе направлений подготовки, чел.

 

106 

Таблица 2.1.9.

 

Выпуск обучающихся программ послевузовского образования, чел.

 

111 

Таблица 2.2.1.

 

Техническое состояние школ

 

126 

Таблица 2.2.2.

 

Техническое состояние, сменность обучения, наполняемость школ

 

129 

Таблица 2.2.3.

 

Промежуточные итоги апробации подушевого финансирования

 

140 

Таблица 2.2.4.

 

Оснащенность МТБ колледжей, ед.

 

148 

Таблица 2.2.5.

 

Оснащенность МТБ колледжей в разрезе город/село, ед.

 

148 

Таблица 2.2.6.

 

Количество студентов на 1 компьютер, чел.

 

149 

Таблица 2.2.7.

 

Субиндикаторы рейтинга QS Stars по индикатору «условия и среда 
обучения» (facilities), 2017

-

2018 гг.

 

152 

Таблица 2.2.8.

 

Позиции казахстанских вузов в мировом рейтинге 

 

университетов QS,

 2017-

2018 гг.

 

153 

Таблица 2.2.9.

 

Победители Универсиады 

- 2017 

155 

Таблица 2.2.10.

 

Сведения о лабораториях по основным направлениям ГПИИР

 

в 11 базовых вузах, 2017 г.

 

161 

Таблица 2.3.1.

 

Статистический показатель выбытия в начальном образовании 

 

Казахстана в международном сравнении

 

173 

Таблица 2.3.2.

 

Призовые места в разрезе регионов

 

189 

Таблица 2.3.3.

 

Методология национальных рейтингов вузов НКАОКО и НААР

 

192 

Таблица 2.3.4.

 

Топ

-

10 вузов с наиболее высоким средним баллом в ВОУД 2017 г.

 

195 

Таблица 2.3.5.

 

Топ

-

10 вузов с наиболее низким средним баллом в ВОУД 2017 г.

 

195 

Таблица 2.3.6.

 

Методология мировых рейтингов университетов, 2017 г.

 

196 

Таблица 2.3.7.

 

Казахстанские вузы в QS WUR 2017/18 гг.

 

198 

Таблица 2.3.8.

 

Казахстанские вузы в QS EECA 2017/18 гг.

 

199 

Таблица 2.3.9.

 

Топ

-

10 рейтинга трудоустройства выпускников вузов по версии 

 

QS Graduate Employability Rankings, 2017/18 гг

201 

 

17 

Список таблиц

 

Таблица 2.5.1.

 

Сравнительный анализ нормативно закрепленных полномочий 
попечительских советов в организациях образования

 

248 

Таблица 2.5.2.

 

Сравнительный анализ полномочий общественных советов 

 

зарубежных стран

 

250 

Таблица 2.5.3.

 

Сведения о ректорах государственных вузов, избранных через открытый 
конкурс, 2016

-

2017 гг.

 

265 

Таблица 3.2.1.

 

Число образовательных программ на английском языке в странах ЕС, 

 

2017 г., ед.

 

311 

Таблица 3.4.1.

 

Особенности ЦРТ и ЦУР

 

331 

Таблица 4.1.1.

 

Ранжирование регионов

 

по интегральному показателю «Эффективность 

деятельности региональных образовательных систем» за 2017 г.

 

344 

Таблица 4.1.2.

 

Рейтинг индекса эффективности регионов по уровням образования 

 

за 2017 г.

 

345 

Таблица 4.2.1.

 

Показатели качества дошкольного образования

 

346 

Таблица 4.2.2.

 

Показатели доступности дошкольного образования

 

349 

Таблица 4.2.3.

 

Показатели финансовых и кадровых ресурсов

 

353 

Таблица 4.2.4.

 

Показатели материально

-

технического обеспечения

 

358 

Таблица 4.2.5.

 

Количество детских садов, находящихся в аварийном состоянии, 

 

от общего количества детских садов, ед.

 

358 

Таблица 4.3.1.

 

Показатели качества общего среднего образования и иных конечных 
результатов

 

364 

Таблица 4.3.2.

 

Показатели доступности общего среднего образования 

 

и дополнительного образования

 

374 

Таблица 4.3.3.

 

Показатели финансовых и кадровых ресурсов

 

380 

Таблица 4.3.4.

 

Показатели материально

-

технического обеспечения 

 

и информационно

-

коммуникационные технологии

 

384 

Таблица 4.4.1.

 

Показатели качества образования и иных конечных результатов

 

392 

Таблица 4.4.2.

 

Показатели доступности ТиПО

 

396 

Таблица 4.4.3.

 

Показатели финансовых и кадровых ресурсов

 

400 

Таблица 4.4.4.

 

Показатели материально

-

технического обеспечения 

 

и информационно

-

коммуникационных технологий

 

404 

 

 

 

18 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С 1990 г. отчитывает свое начало глобальное движение, именуемое «Образование 
для  всех» 

-  Education  for  all

.  Тогда  мир  озаботился  неравенством  в

 

получении 

базового  общественного  блага 

образования.  Это  благо,  как  заложено  в  корне 

слова, образовывает, т.е. формирует людей. Уже давно существует понимание, что 
проблемы в нашей жизни кроются не в материальном, а

 

духовном мире.

 

 

Согласно  концепции  ОДВ  образование 

не  самоцель,  а  скорее  возможность 

измениться, изменить свои знания, ценности, поведение и образ жизни для того, 
чтобы выжить, повысить качество своей жизни и жизни следующих поколений. 
Это  установка  была  утверждена,  а  затем  подтверждена  на  трех  Всемирных 
форумах образования 

Джомтьен (1990), Дакар (2000) и Инчхон (2015).

 

 

Не  лишним  будет  проиллюстрировать  жизненную  важность  образования

По

 

данным  ЮНЕСКО,  если  каждый  обучающийся  из  стран  с  низким  уровнем 

дохода окончит школу

 

с

 

базовыми навыками чтения, из бедности можно будет 

спасти 171 млн людей. Если бы все матери в данных странах имели начальное 
образование, можно было бы спасти 1,7 млн детей от задержки в

 

развитии, при 

среднем образовании 

12,2 млн детей.

1

 

 

Несмотря  на  то,  что  человечество  живет  в  относительно  благополучную  эпоху 
своего  развития,  оно  еще  далеко  от  достижения  многих  целей  ОДВ.  В

 2015 

г. 

Генеральная ассамблея ООН приняла 17 Целей устойчивого развития. В

 

отличие 

от  ранее  действовавших  Целей  развития  тысячелетия  выстроена  более  четкая 
глобальная  архитектура  мониторинга  развития  по  всем  важным  аспектам 
развития  стран.  После  таких  насущных  целей,  как  «ликвидация  нищеты», 
«ликвидация  голода»,  «хорошее  здоровье  и  благополучие»  четвертой  ЦУР 
определено  «качественное  образование».  Этим  самым  страны  мира  еще  раз 
подтвердили,  что  устойчивое  развитие  невозможно  без  качественного 
человеческого капитала,

 

без его главного источника 

образования.

 

 

В  Республике  Казахстан  Президент  Н.А.  Назарбаев  в  своем  первом  Послании 
народу

 

страны  сказал:  «ведущий  фактор 

это  сами  люди,  их  воля,  энергия, 

настойчивость, знания. Это тот самый "золотой ключик", который позволит нам 
открыть дверь к процветанию и независимости». Спустя 20 лет Елбасы в

 

Послании

 

«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» еще раз 
подчеркивает,  что  центральным  звеном  новой  модели  экономического  роста 
страны

 

должно стать образование.

 

                                                

1

 https://www.globalpartnership.org/blog/17-ways-education-influences-new-17-global-goals 

 

19 

Введение

 

Настоящий

 

доклад  издается  ежегодно  с  2006

 

г.  для  обеспечения

 

общества 

и

 

государства

 

объективной  информацией  о  состоянии  системы  образования 

и

 

эффективности  ее  деятельности.  Авторы  Национального  доклада

 

попытались 

сделать его актуальным и максимально удобным в использовании.

 

 

Традиционная  информация  об  уровнях  образования  дифференцирована 

 

по  следующим  пяти  аспектам:  доступ  и  равенство

условия  и  среда  обучения

качество  и  эффективность

педагоги

 

и  общественный  контроль.  С  учетом 

необходимости  акцента  на  некоторые  государственные  приоритеты  включена 
дополнительная глава «В центре внимания». Для удобства читателя большинство 
абзацев начинается с тезиса, который предваряет либо суммирует общую мысль.

 

 

Остановимся  на  содержании  каждого  из  4  разделов

 

Национального

 

доклада 

о

 

состоянии  и  развитии  системы  образования  РК

Глава

  1 

«Социально

-

экономический и международный контекст системы образования Казахстана» 

направлена

 

на изучение контекстных факторов, влияющих на образование.

 

К ним 

относятся  социальные,  демографические

миграционные  и  экономические 

факторы:  рождаемость,  младенческая  смертность,  разводы,  браки,  суициды, 
заболеваемость детей, государственные расходы.

 

Уделяется внимание проблеме 

безработного  населения  РК  по  уровням  образования  и

 

в

 

динамике  лет

Информация

 

о позиционировании

 

РК в

 

международных рейтингах

 

представлена

 

при  помощи  корреляционного  анализа  необходимости  повышения  позиции 
страны в Глобальном индексе конкурентоспособности. 

 

 

Во 

2-

й главе

 

«Параметры развития уровней образования» 

раскрыты основные 

целевые установки по всем уровням образования

 

согласно указанным выше пяти 

аспектам

.

 

Внедрение  системы  индикаторов  по  отслеживанию  уровня  развития 

умений  и  навыков  у  дошкольников  с  2017  г.  смещает  фокус  политики  ДВО 
с

 

достижения  количественных  показателей  к

 

качественным.

 

5  декабря  2017  г. 

были опубликованы результаты международного исследования оценки качества 
чтения и

 

понимания текста учащихся 4

-

х классов исследования

 

PIRLS, в котором 

Казахстан  впервые принял  участие,  заняв  27

-

е

 

место  среди  50  стран.  Результат 

казахстанских школьников (536 баллов) сопоставим с показателями

 

сверстников 

из Германии, Канады, Австрии.

 

В 2017 г

стартовал проект «Бесплатное ТиПО

 

для 

всех»,  ставший

 

основой  для  активного  взаимодействия  рынка  труда  и  сферы 

образования, в

 

связи с чем впервые за 5 лет остановлено сокращение контингента 

ТиПО.  Также  2017  г

стал  знаковым  в  переходе  от  старой  централизованной 

модели  управления  к

 

новой,  основанной  на  расширении  самостоятельности 

вузов.  Впервые  принят  законопроект  по  расширению  академической 
и

 

управленческой  свободы  вузов.  С  целью  усиления  общественного  контроля 

в

 

качестве

 

механизма  взаимодействия  государства  и

 

гражданского  общества 

в

 

сфере образования в 2017 г. утверждены Типовые правила организации работы 

попечительского  совета

 

и  порядка  его  избрания  в  организациях  образования. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz