НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 4

 

 

 

 

52 

 

 

В

 

большинстве стран ОЭСР она существенно меньше 

(

рис. 1.2

1)

. Данные сведения 

приводятся  ЮНЕСКО  в  Докладе  ОДВ  2017  г.  как  важный  контекстный  фактор 
эффективности правительства. 

 

 

 

РИСУНОК

 1.21. 

Доля населения, считающая образование коррумпированной

 

 

 

Источник

: Transperancy International

 

 

 

Недавний опрос

 

населения в Казахстане показывает постепенное оздоровление 

системы образования от коррупции и повышения населения к данной сфере.

  

На

 

вопрос «Какие сферы и институты, на Ваш

 

взгляд, наиболее коррумпированы» 

респонденты  из  сферы  образования,  правохранительных  органов  и  судебной 
системы  ответили,  что  видят  учреждения  образования  на  4

-

м  месте 

 

из 14 возможных вариантов по степени коррумпированности

 

(табл. 1

.6)

.

31

 

При этом 

процент

 

считающих, что степень коррупции в сфере образования уменьшилась 

больше,  чем  те,  кто  имеет  противоположное  мнение  (28,6%  против  14%

). 

Подавляющее большинство (40,8%) опрошенных из сферы образования высоко 
оценивает  уровень  доверия  населения  сотрудникам  образовательных 
учреждений. Только чуть более 1/4 не согласны с этим мнением. 

 

 

 

ТАБЛИЦА

 1.6.

 

Результаты опроса в Казахстане по оценке коррумпированности

 

 

 

Представители

 

образовательной 

сферы

 

Органы защиты 

прав человека

 

Система 

суда

 

Государственная автоинспекция

 

57,9 

33,1 

40,8 

Медицинские центры

 

32,3 

33,7 

33,8 

Система суда

 

31,5 

33,1 

23 

Таможенные органы

 

21,3 

21,9 

22,3 

                                                

31

 

Садвакасова А., Ахатова Д., Мажитова А. Проявление коррупции как фактор влияния на качество 

человеческого капитала (по результатам социологического исследования). Қоғам және дәуір. 3/2017. КИСИ.

 

55%

82%

55%

30%

34%

42%

72%

Казахстан

Кыргызстан

Япония

Южная Корея

США

Турция

Россия

 

 

53 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

Образовательная сфера

 

14,9 

20,8 

21 

Казначейство

 

14,9 

11,8 

16,6 

Крупный бизнес

 

17,9 

18 

13,4 

Местные власти

 

21,3 

18 

19,7 

Частные компании

 

8,1 

14 

14 

Миграционная полиция

 

8,9 

4,5 

8,9 

Центр обслуживания населения

 

2,6 

3,9 

2,5 

Средства массовой информации

 

4,3 

3,9 

7,6 

Налоговые органы

 

11,9 

11,2 

Неправительственные 
организации,

 

политические партии

 

2,6 

1,7 

3,8 

Всего общества

 

11,5 

15,2 

12,7 

Затрудняюсь ответить

 

1,7 

3,9 

10,8 

 

С  целью  повышения  транспарентности  в  образовании  приняты  меры 

 

по активному вовлечению гражданского общества в процесс принятия многих 
решений. 

Доклад  ОДВ  ЮНЕСКО  2017  г.  «Подотчетность  в  образовании» 

начинается  с  призыва:  «Перестаньте  обвинять  друг  друга.  Образование 

это 

общая  ответственность».  Следуя  этому  призыву,  в  казахстанской  системе 
образования  активно  внедряются  институты  общественного  контроля 

 

на центральном, местном и институциональном уровнях. На первых двух уровнях 
в соответсвии с Законом РК «Об общественных советах» с 2016 г. функционирует 
Общественный  совет

 

по  вопросам  образования,  науки,  молодежной  политики 

 

и  защите  прав  детей

На  институциональном,  то  есть  на  уровне  организаций 

образования, расширяются полномочия коллегиальных органов управления. Уже 
сегодня  они  вовлекаются  не  только  в  основную  деятельность  организаций 
образования,  но  и  в  процесс  избрания  первого  руководителя.

32

 

Конечно, 

правовая возможность участия общества в вопросах образования еще не значит, 
что механизм будет  успешно  работать. Это потребует от членов общественных 
советов и коллегиальных органов управления высокой культуры подотчетности 

 

и надлежащей компетенции в тех или иных вопросах.

 

 

Наряду

 

с  активизацией  деятельности  коллегиальных  органов  управления 

 

в  организациях  образования,  МОН  РК  принят  ряд  действенных  мер, 
направленных  на  подрыв  экономических  основ  коррупции.   

Среди  них 

пересдача ЕНТ, увеличение количества грантов, отмена сдачи КТА при переводе 
из  зарубежного  вуза,  изменение  подходов  государственного  контроля 

 

от  инспектирования  к  содействию  на  основе  НОБД,  отмена  дипломов 
государственного  образца на  собственного образца,  автоматизация  постановки 

                                                

32

 

Подробнее см. подглаву 2.5. 

 

 

 

54 

 

 

на  очередь  и  получения  мест  в  докшольных  организациях  и  др.

33

 

В

 

целом 

 

с

 

2015  г.

 

принято  около  60  законов,  нацеленных  на  снижение  коррупционных 

проявлений в системе образования

.

34

 

 

МОН  уделяет  большое  внимание  широкому  обсуждению  наиболее  важных 
вопросов образования, разяснительной работе и информационно

-

медийному 

сопровождению  реализации  ГПРОН  на  2016

-

2019  гг. 

Ведомство  установило 

прямой  канал  связи  со  многими  печатными  и  телевизионными  СМИ.  Только 

 

за  2017  г.  подготовлен  51  пресс

-

релиз  для  СМИ,  30  программ  ток

-

шоу  «

BILIM

» 

 

на  волнующие  вопросы  образования,  50  новостных  дайджестов  и  печатных 
материалов,  размещено  6  сюжетов  на  трех  крупных  телеканалах  республики. 

 

В официальных аккаунтах МОН в социальных сетях опубликовано 134 материала 
с  общим  охватом  более  17  млн  просмотров,  154  тыс.  «лайков»  и  15,5  тыс. 
перепостов. В результате продвижения страничек МОН количество подписчиков, 
например,  на  Фейсбуке  составил  35

 

679  человек,  что  на  порядок  выше  многих

 

аккаунтов других центральных государственных органов.

 

 

 

                                                

33

 https://www.inform.kz/ru/erlan-sagadiev-rasskazal-o-bor-be-s-korrupciey-v-obrazovanii_a3048852 

34

 https://liter.kz/ru/articles/show/35185-_partiicy_obsudili_voprosy_korrupcii_v_obrazovanii

 

 

 

55 

Социально

-

экономический и международный контекст

 

системы образования Казахстана

 

Выводы

 

и рекомендации

 

 

 

Благодаря динамичному росту рождаемости в 2000

-

х гг. система образования 

РК на всех  ее  уровнях с 2017  г.  переходит от фазы сокращения контингента 

 

к его постепенному росту.

 

 

Опираясь на указанные показатели рождаемости, в ближайшие годы можно 
ожидать 

сохранение 

контингента 

дошкольных 

организаций 

 

в

 

диапазоне  нынешних  показателей  и  определенный  прирост  численности 

обучающихся среднего, технического и профессионального, высшего уровней 
образования.

 

 

При  этом  коэффициент  рождаемости  не  должен  быть  единственным 
индикатором  прогнозирования  контингента,  необходимо  также  учитывать 
колебание других демографических и миграционных показателей.

 

 

В 2017 г. впервые за 12 лет в среднем по республике оставались свободные 
места  в  дошкольных  организациях.  Интенсивный  темп  роста  предложения 
мест на рынке организаций ДВО превысил не менее значимые темпы спроса 
на них. При открытии дошкольных организаций необходимо учитывать спрос 
отдельного  региона,  принимая  во  внимание  демографические  тенденции 

 

и миграционные потоки населения.

 

 

Вероятной  причиной  «избытка  мест»  может  быть  увеличение  количества 
родителей, 

предпочитающих 

дошкольным 

организациям 

частные 

развивающие  центры  и/или  самостоятельное  воспитание  и  обучение 

 

на дому.

 

 

Дети  с  ООП  нуждаются  в  комплексных  мерах  поддержки  на  всех  этапах 
обучения. 

Ежегодно 

растет 

количество 

детей 

с 

ограниченными 

возможностями  в  развитии  (≈6

 

000  чел.  в  год),  в  основном  с  нарушениями 

речи, интеллекта, слуха, зрения, психики и др.

 

 

Основные  причины  болезней  ЖКТ  связаны  с  нездоровым,  неправильным 
либо  несвоевременным  питанием.  В  этой  связи  необходимо  обратить 
внимание  на  вопросы  общепита  в  организациях  образования,  развития 
культуры питания у обучающихся с привлечением родителей, медицинских и 
педагогических  работников,  а  также  поставщиков  услуг  общественности

  

в целом

 

Увеличение  разводов  влечет  за  собой  рост  числа  детей,  воспитываемых 

 

в неполных семьях, что влияет на академические достижения ребенка и его 
социализацию.  Согласно  исследованиям  воздействие  развода  на  ребенка 
равносильно потере одного из родителей.

 

 

Учитывая  высокий  уровень  суицидов  среди  молодежи  вузовского  возраста, 
следует  интенсифицировать  работу  по  их  профилактике  и  оказанию 
психологической  помощи  студентам.  В  целом

 

необходимы  комплексные 

меры  по  налаживанию  данной  ситуации  в  Казахстане,  в  т.ч.  активизации 
работы организаций образования.

 

 

 

 

56 

 

 

 

В г. Астану в 2017 г. прибыло примерно 20 тыс. учащихся. С учетом средней 
наполняемости  школы  (998  мест)  для  обеспечения  прибывших  детей 
ученическими  местами  в  столице  необходимо  построить  примерно 

 

20 новых школ.

 

 

Процесс урбанизации также влечет за собой необходимость постройки новых 
школ  в  крупных  и  малых  городах  страны.  При  этом  нужно  учитывать 
внутренние и внешние миграционные потоки регионов. Для решения данной 
проблемы  важно  стимулировать  строительство  новых  школ  за  счет 
привлечения частных инвестиций.

 

 

Обучение  в  зарубежных  вузах  становится  эпидемией  среди  современной 
молодежи. Тем не  менее результаты социологического опроса показывают, 
что только 7,4% казахстанской молодежи, планирующей учиться за рубежом, 
собирается остаться там после завершения обучения.

 

 

Для  достижения  задач  4

-

й  ЦУР  странам  рекомендовано  выделять 

 

на  образование  не  менее  15

-

20%  госрасходов  и/или  не  менее  4

-

6%  ВВП.

  

В номинальном выражении сумма госзатрат РК на образование продолжает 
расти,  однако  они  не  пропорциональны  росту  общих  затрат  государства, 
соответственно,  в  2017  г.  оказались  недостаточны  для  достижения 
рекомендуемого значения в 15%.

 

 

В 2017 г. доля расходов на образование от ВВП в Казахстане составила 3,5% 

 

при  ВВП  53

 

101  млрд  тенге.  За  последние  пять  лет  к  рекомендуемой 

международной  отметке  4%  Казахстан  был близок в 2012  г.  (3,9%)  при  ВВП 

 

31 015 млрд тенге.

 

 

Сельские  жители  выделяют  на  образование  от  общих  своих  затрат  меньше 
(3,35),  чем  городские  (2,71%).  Причиной  такой  разницы  может  служить, 
например,  слабая  представленность  репетиторских  услуг  в  селе 

 

по сравнению с городом.

 

 

Благодаря государственным программам  «Серпін»

 

и  «Бесплатное ТиПО для 

всех»  существенно  сократились  расходы  населения  за  профессиональное 
среднее образование и аренду жилья для студентов, что свидетельствует

 

об 

эффективности проводимой государственной политики.

 

 

Каждый  последующий  уровень  образования  увеличивает  среднюю 
заработную  плату  человека.  Существенную  добавочную  стоимость 

 

к зарплате прибавляет высшее образование.

 

 

Повышение позиций в ГИК важно, т.к. это связано с улучшением социально

-

экономических  факторов  страны

 

как  ВВП  на  душу  населения,  уровень 

человеческого капитала и индекс счастья населения.

 

 

За  последние  годы  для  подрыва  экономических  основ  коррупции 
государством  предпринимается  ряд  действенных  мер  и  уделяется  большое 
внимание  широкому  диалогу  наиболее  важных  вопросов  образования 

 

в информационно

-

медийном пространстве.

 

 

 

 

59 

Доступ и равенство

 

Краткое резюме

 

 

Дошкольное воспитание и образование

 

 

Отмечается  ежегодное  планомерное  увеличение  сети  дошкольных 
организаций  (+418  ед.)  (2016

 

г. 

-  9 

410  ед.).  Рост  охвата  дошкольным 

воспитанием и обучением составил 55

 

135 детей (2016 г. 

- 807 

170 чел

.). 

 

 

Сеть  сельских  дошкольных  организаций

  (6 

156  ед.)  в  два  раза  выше,  чем 

городских (3

 

672 ед.). При этом в городской местности плотность организаций 

ДВО в

 

среднем составляет 138 детей, в селе 

- 58. 

 

 

Доля  дошкольных  организаций  с  полным  днем  пребывания  от

 

общего 

количества всех типов и видов превысила показатель ГПРОН на 2016

-

2019 гг. 

(85%) и составила 88,8%.

 

 

 

Наряду  с  увеличением  сети  ДВО

 

с  полным  днем  пребывания

 

сокращаются 

мини

-

центры

Доля мини

-

центров с кратковременным днем пребывания все 

еще остается

 

выше показателя ГПРОН

 

(план 

40%, факт 

- 46,8%). 

 

 

ДВО

 

является  одним  их  самых  успешных  уровней  образования 

по

 

вовлеченности частного сектора в развитие сети. В Казахстане одна треть 

дошкольных  организаций  является  частной 

(3 058 

ед.),  что  соответствует 

среднему мировому значению (31%). 

 

 

 

Охват  детей  3

-

6  лет  составил  90,5%  (85,8%  в  2016  г.),  что  выше  планового 

показателя ГПРОН на 2017 г. (87,5%) и близок к плану 2018 г. (90%).

 

Данный 

показатель в ВКО, Кызылординской, Павлодарской областях достиг 100%.

 

 

 

Охват ДВО детей 1

-

3 лет по РК 

28,2% (2016 г 

- 30,6%.). 

В

 

Костанайской области 

(76,1%)

 

охват ДВО детей раннего возраста превышает

 

наивысший показатель 

из стран ОЭСР, Дании (65,2%).

 

Также в Карагандинской области (64%) и ВКО 

(61,4%) 

данный  показатель  выше,  чем

 

в  других  странах  ОЭСР:  Исландия

 

(59,7%), Нидерланды

 

(55,9%), Люксембург (55,1%), Бельгия

 

и Норвегия

 (54,7%). 

 

Общее среднее образование

 

 

Казахстан традиционно в числе стран мира с наивысшим доступом к

 

среднему 

образованию

 

(РК 

99,8%, по миру 

- 75,5%). 

 

 

В

 7 

047 дневных государственных школах обучалось около 3 млн

 

детей.

 

 

 

Сеть  школ  сократилась  на  53  единицы,  при  этом  контингент 
обучающихся увеличился (+116

 

515 чел.).

 

 

 

В сравнении с 2016 г

сеть МКШ сократилась на 92 единицы и

 

составила 

42% от общего количества дневных государственных школ.

 

 

Организован школьный подвоз 22

 

819 учащихся (2016 г. 

- 19 

174 чел.). 

Предоставлены  места  в  пришкольных  интернатах  для  3

 

244  детей 

(2016 

г. 

3 104 чел.).

 

 

 

60 

 

 

 

 

В

 

школах обучались 12

 

260 детей иностранных граждан и 

805 учащихся 

из семей оралманов.

 

 

 

Функционируют 13 школ с узбекским языком обучения, 12 

с уйгурским 

и 2 

с таджикским.

 

 

 

Условия для инклюзивного образования созданы в 3

 

873 школах (55%) 

(2016 г

. - 30%). 

 

 

Функционировало  75  вечерних  школ.

 

Открыты

 

39  классов/отделений/ 

консультационных 

пунктов

 

для 

работающей 

молодежи

 

при 

общеобразовательных школах

 

 

Количество частных школ увеличилось на 13

 

единиц 

(

2016 г

. - 

112 ед.

), 

в

 

них обучались 24

 

426 детей.

 

 

 

Каждый  третий  школьник  охвачен  внешкольным  дополнительным 
образованием. Из них бесплатные кружки и секции были доступны для 
74% детей.

 

 

 

В  целом  доступ  на  получение  дополнительного  образования  на  базе 
школьных  и  внешкольных  организаций  имели  77,6%  учащихся  от  их 
общей численности по стране (план ГПРОН 

- 68%). 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

Новое

 

видение  системы  ТиПО  отражено

 

в  ГПРОН  на  2016

-

2019  гг.

 

На 

данную  систему  возлагаются  функции  не  только  обеспечения  кадрами 
рынка труда, но и социальной интеграции молодежи.

 

 

 

В 2017 г. стартовал проект «Бесплатное ТиПО для

 

всех». Согласно опросам 

предприятий  страны  порядка  73%  потребности  в  кадрах  приходится  на 
специалистов  ТиПО  и  рабочие  профессии.  Данная  инициатива  стала 
основой для активного взаимодействия рынка труда и сферы образования.

 

 

 

Госзаказ составил 100,8

 

тыс. человек, в т

.

ч

21 тыс. по проекту «Бесплатное 

ТиПО для всех». Это

 

на 24,8 тыс

.

 

мест больше, чем в 

2016 

г.

 

 

 

Запуск  проекта  и  увеличение  госзаказа  до  53,8%  позволили  остановить 
сокращение контингента ТиПО впервые за 5 лет

Численность обучающихся 

достигла

 489 198

 

человек (+49

 

чел.

).

 

Сеть ТиПО выросла до 824

 

единиц

 

 

В  охвате  ТиПО  сельская  молодежь  представлена  в 

раз  меньше  по 

сравнению  с  городом.  Функционируют  175  сельских  учебных  заведений 
ТиПО, что составляет всего 21% от общей сети.

 

 

 

 

61 

Доступ и равенство

 

 

В 206 из 824 колледжей создан безбарьерный доступ для студентов с ООП. 
Важным  событием  в  системе  ТиПО

 

стало  присоединение  Казахстана 

 

к

 

международному движению Abilympics и DeafSkills в 2017 г.

 

 

Высшее и послевузовское образование

 

 

Охват  третичным  образованием  населения  в  РК

 

все  еще  остается 

невысоким 

46,3%  (63  место  в  ГИК  2017

 

г.)  в  сравнении  с  показателями 

стран мира (Швейцария 

57,7%, США 

85,8%, Сингапур 

92,2%, Нидерланды 

78,5%, Германия 

- 68,3%). 

 

 

В  целях  расширения  доступа  к  высшему  образованию  продолжена 
практика  повторной  сдачи  ЕНТ  и  «условного  зачисления»

 

для  лиц,  не 

преодолевших пороговый уровень.  Отменено комплексное тестирование 
для  граждан,  обучающихся  в

 

зарубежных  вузах,  при  переводе  или 

восстановлении в вузы Казахстана.

 

 

 

Впервые  с  момента  введения  ЕНТ  удалось  преодолеть  разрыв  в  баллах 
между школами с казахским и русским языками обучения. Ведется работа 
по  предоставлению  выпускникам  школ  возможности  с  2018  г.  сдавать 
тестирование на английском языке.

 

 

 

В 2017 г. выделено рекордное за последние 5 лет число образовательных 
грантов (бакалавриат 

37 932, магистратура 

10 004, PhD докторантура 

1 285). 

 

 

Наиболее  уязвимыми  в  отношении  равного  доступа  к  высшему 
образованию  являются  студенты  с  ООП

В  2017  г.

 

доля  студентов, 

обучающихся по квоте приема, составила всего 13% от общего контингента 
студентов вузов (64

 654 

чел

.). 

 

 

ГОНС  обеспечивает  доступность  высшего  и послевузовского образования 
посредством 

развития 

системы 

ГЧП 

в 

области 

образования. 

 

За

 

четырехлетнюю 

историю 

реализации 

социального 

проекта 

зарегистрировано более 19 тыс. образовательных накопительных вкладов 
на сумму свыше 16,8 млрд тенге

 

 

Вузами  РК  подготовлено 

127 084 

специалиста.  В  разрезе  специальностей 

наибольшее  количество  выпускников  приходится  на  направление 
«Образование» 

- 36 

085 человек, или 28,4%. Однако в школах сохраняется 

потребность в учительских кадрах (4

 

952 чел

.

), что говорит о необходимости 

развития педагогических кафедр и факультетов при университетах страны.

 

 

 

 

 

62 

 

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

 

Возможности сети дошкольного воспитания и

 

обучения продолжают отвечать 

растущему  спросу. 

Увеличение  сети  дошкольных  организаций

 

с  учетом 

демографической  ситуации

 

является  одной  из  задач

 

ГПРОН

 

на  2016

-

2019  гг. 

 

В

 

2017  г

сеть  организаций  ДВО  включала

  9  828 

единиц:  5

 

608  детских  садов 

 

и

 4 

220  мини

-

центров

Их контингент  составил  862  305  детей: 707 394  ребенка

 

посещали детские сады, 154

 911 - 

мини

-

центры.

 

 

Развитие  сети  дошкольных  организаций  в  сельской  местности  в

 

основном 

обусловлено  за  счет  широкой  сети  мини

-

центров. 

Количество

 

дошкольных

 

организаций в сельской местности на протяжении последних трех лет в два раза 
выше, чем в городской местности 

(рис. 2.1.1).

 

Такая разница обусловлена наличием 

высокой доли мини

-

центров в селе. В 2017 г. количество детских садов в

 

городе

 

составило 2

 

853, что всего на 98 единиц больше, чем на селе

 

(2 755 ед.). При этом 

количество  мини

-

центров  в  городской  местности  меньше  в  4,2  раза

  (819 

ед. 

в

 

городе, 3

 

401 ед. в

 

селе).

 

 

Контингент  детей,  охваченных  ДВО,  в  городе

 

выше,  несмотря  на  меньшее 

количество

 

дошкольных  организаций

В  результате  растущей  потребности 

в

 

городе

 

темп роста сети детских садов в пять раз выше

чем в селе

За период 

2015-2017 

гг.  их  число  увеличилось

 

в  городской  местности  на

 

828  единиц, 

в

 

сельской 

на  166.  Тем  не  менее,  их  количество  в  городе  в  1,4  раза  меньше, 

а

 

контингент в 1,7 раза больше. Таким образом, в

 

среднем в городской местности 

на каждую дошкольную организацию приходится 

138 

человек, в сельской 

- 58. 

Такая  разница  может  быть  обусловлена  большим  количеством

 

на  селе

 

мини

-

центров с меньшей проектной мощностью в сравнении с детскими садами.

 

 

РИСУНОК 2.1.1.

 

Динамика развития сети и охваченного контингента детей в разрезе город/село

 

 

Источник: НОБД

 

 

2 844

3 261

3 672

5 990

6 149

6 156

428192

466060

507213

330580

341110

355092

2015

2016

2017

ДО, город

ДО, село

Контингент, город

Контингент, село

 

 

63 

Доступ и равенство

 

Регионы с высокой численностью населения чаще сталкиваются с трудностями 
в

 

обеспечении  необходимой

 

сети  дошкольных  организаций. 

Анализ  данных 

по

 

количеству ДВО

 

и детей в разрезе регионов показывает наличие диспропорций 

в  обеспечении  дошкольными  организациями.  Например,

 

в  Карагандинской 

области  и  СКО  количество  дошкольных  организаций  составляет  514  и  52

соответственно,  при  этом  численность

 

детей  в  Карагандинской  почти  в

 

2,5  раза 

выше

Таким  образом,  в  данной

 

области  на  каждую  дошкольную  организацию 

в

 

среднем приходится по 103 человека, в СКО 

42 человека. Подобная ситуация 

также  отмечается  в  Атырауской,  Костанайской  области  и

 

гг.

 

Астана,  Алматы. 

В

 

Мангистауской  и  Акмолинской  областях  при  почти  одинаковом  контингенте 

детей  (40

 

644  и  36

 139 

соответственно)

 

количество  дошкольных  организаций 

отличается в два раза (251 и 590 соответственно)

 

(рис.

 2.1.2)

 

РИСУНОК 2.1.2

Количество дошкольных организаций и контингент детей в разрезе регионов

 

 

Источник: НОБД

 

 

Увеличение  сети  дошкольных  организаций  с  полным  днем  пребывания 
позволяет обеспечить более полноценный уход за детьми. 

Доля дошкольных 

организаций  с  полным  днем  пребывания  от

 

общего  количества  всех  типов 

и

 

видов  составила  88,8%.

 

Это  на

 

9,3%  выше  установленного  показателя  ГПРОН 

2017 г. (79,5%) и на 3,8% 

2019 г. (85%). В ЮКО, Мангистауской и Павлодарской 

областях данный показатель составил выше 90%. Наименьшая доля дошкольных 

590

535

997

317

489

455

514

618

659

251

1 709

425

520

804

328

617

36

139

48

555

69

711

32

994

30

022

49

472

52

708

35

250

46

414

40

644

183

092

39

311

21

878

60

134

52

998

62

983

0

200

400

600

800

1000

1200

1400

1600

1800

0

20 000

40 000

60 000

80 000

100 000

120 000

140 000

160 000

180 000

200 000

ДО, единиц

Детей, человек

 

 

64 

 

 

организаций с полным днем пребывания отмечена в ЗКО (59,6%), Жамбылской 
(59,3%) и Кызылординской (54,2%) областях.

 

 

Продолжается  работа  по  увеличению  количества  детских  садов  и  снижению 
доли  мини

-

центров  от  общего  числа  дошкольных  организаций. 

Для  снятия 

нагрузки с дошкольных организаций по охвату детей были открыты мини

-

центры. 

Они

 

отличались более гибким графиком работы, а

 

также комплектованием групп 

по  разновозрастному  принципу

.

35

 

За  период  2015

-2017 

гг.  количество  мини

-

центров снизилось на 373 единицы

В

 

результате к 2017 г. доля таких организаций

 

составила меньше половины от числа всех дошкольных организаций. Из них 819 
мини

-

центров находились в городской местности, 3

 401 - 

в сельской местности. 

Контингент детей в мини

-

центрах составил 154 911 человек, или 18%

 

от общего 

количества дошкольных организаций

 

(рис. 2.1.3)

 

РИСУНОК 2.1.3

Число мини

-

центров и доля от общего количества дошкольных организаций

 

 

Источник: НОБД

 

 

Доля  мини

-

центров  с  кратковременным  днем  пребывания  остается  выше 

установленного показателя ГПРОН (40%). 

В 2017 г. этот показатель составил 46,8%

 

(рис.  2.1.4)

.  В  10  регионах  доля  мини

-

центров  с  кратковременным  днем 

пребывания

 

все еще выше 40%. Одной из причин удержания данного показателя 

выше запланированных 40% является потребность сохранения высокого охвата. 
Для достижения показателя к 2019 г. необходимо ежегодное сокращение мини

-

центров с кратковременным днем пребывания

 

не менее 8,5%.

 

                                                

35

 

Об утверждении Типовых правил деятельности видов дошкольных организаций Приказ МОН РК от 

29.05.20

13 г. № 206. Зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 21.06.2013 г. № 8520.

 

 

4 593

4 495

4 220

4 241

4 915

5 608

52

47,8

42,9

48

52,2

57,1

0

1 000

2 000

3 000

4 000

5 000

6 000

2015

2016

2017

0

20

40

60

80

100

120

Число мини

-

центров, ед.

Число детских садов, ед.

% мини

-

центов от общего числа ДО

% детских садов от общего числа ДО

 

 

65 

Доступ и равенство

 

РИСУНОК 2.1.4

Доля мини

-

центров с кратковременным днем пребывания

 

от общего их количества, 2017 г.

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

Доля  частных  дошкольных  организаций  в  Казахстане  достигла  среднего 
мирового  значения.

 

В  мире  доля  частных  дошкольных  организаций  составила 

31%.

36

 

В  2017  г.  одна  треть  дошкольных  организаций  принадлежит  частному 

сектору

 

(31,1%). ДВО является одним их самых успешных уровней образования по 

вовлеченности частного сектора в развитие сети. Всего по данным 2017 г. в стране 
функционирует  3

 

058  частных  дошкольных  организаций:  1

 844  - 

в  городской 

местности,  1

 214  - 

сельской.  За

 

период  2015

-

2017  гг.  количество  частных 

дошкольных организаций выросло почти в два раза (+1

 

283 ед.).

 

 

Значительно вырос контингент детей в частных дошкольных организациях

 

по 

сравнению  с  государственными

В  2017  г

количество  детей  в  частных 

дошкольных  организациях  составило  258

 

153  человека.  Это  в  два  раза  больше 

показателя  2015  г.  (135

 

831  чел.).  При  этом  в  государственных  организациях 

контингент детей в 2017 г. составил 604

 

152 человека, в

 2015 

г.

 - 591 647

. Согласно 

данным  за  период  2016

-

2017  гг.  количество  детей  в  государственных  детских 

садах

 

снизилось на 1

 553 

ребенка

 

Увеличилось количество мест

 

в дошкольных организациях, созданных за счет 

привлечения  частного сектора.

 

В 2017 г.

 

создано 64 394 места: 60 226 мест во 

вновь  открытых  849

 

дошкольных  организациях,  4

 168  - 

в  действующих 

дошкольных  организациях.  В  рамках  ГЧП

 

построено  на  17  дошкольных 

организаций больше, чем в 2016 г.

 

Количество открытых мест в частных мини

-

центрах выросло в 1,6  раза, а количество мест в частных детских  садах 

на  99 

единиц

 

(

табл. 2.1.1

)

. Тем не менее, количество созданных мест во всех дошкольных 

организациях меньше на 7

 

610 единиц, чем в 2016 г. (72

 004 

ед.). Растущая роль 

                                                

36

 

«Образование для всех 2000

-

2015 гг.: достижения и вызовы», ЮНЕСКО, 2015. Данные 2012 г.

 

100

92,1 90,9

80,9

64,9

55,2 53,9

48,1 46,8 44,7 42,1

27,3 23,6 23

17,4

8,5

0

 

 

66 

 

 

частного  сектора  позволила  сократить  нагрузку  на  государственный  бюджет. 
Количество созданных мест за счет РБ и МБ

 

меньше в пять раз, чем в 2016 г.

 

 

ТАБЛИЦА

 2.1.1.

 

Мониторинг открытия и закрытия дошкольных организаций, 2017

 

г.

 

 

Показатель

 

Открытые

 

Закрытые

 

единиц

 

мест

 

единиц

 

мест

 

Строительство за счет РБ

 

2 040 

65 

Строительство за счет МБ

 

10 

1 421 

162 

В рамках ГЧП

 

46 

4 435 

Возвращено ранее приватизированных ДО

 

668 

Высвобождено отдельно стоящих зданий

  

коммунальной собственности, находящихся

 

в аренде

 

170 

Мини

-

центры при школах, единиц

 

38 

1 006 

352 

12 204 

Мини

-

центры, единиц

 

98 

70 

Частные мини

-

центры

 

87 

2 837 

21 

572 

Частные детские сады

 

630 

45 871 

48 

2 831 

Передано новых зданий и помещений, пригодных

  

для открытия ДО

 

390 

Открытие ДО на 1 этажах жилых домов, единиц

 

16 

1 290 

200 

 

Источник: НОБД

 

 

Доля  мест  в  частных  дошкольных  организациях  от  общего  количества 
предоставленных  мест  составила

 

выше  показателя  ГПРОН  2017  г.

  (28,2%). 

По

 

данным  2017  г

., 

этот  показатель

 

равен  34,2%

 

(рис.  2.1.5)

.  Таким  образом, 

внепланово  практически  достигнут  показатель  ГПРОН  2019  г.  (35%).  Самая 
высокая доля мест в частных детских садах

 

отмечена в ЮКО и

 

Кызылординской 

области. В СКО и Павлодарской области данный показатель составил ниже 9%. 
Низкая активность частного сектора в данных регионах может явиться следствием 
высоких  показателей  охвата

 

в  государственных  дошкольных  организациях 

и

 

низкого спроса среди населения.

 

 

РИСУНОК 2.1.5.

 

Доля мест в частных дошкольных организациях

 

от общего количества предоставленных мест, 2017 г., %

 

 

Источник: НОБД

 

20,8

27,2

40,8

11,2 10,2

18,4

11,2

17

63,5

24,3

74,6

2,4

8,3

22

46,9 47,8

34,2

 

 

67 

Доступ и равенство

 

Дошкольные организации для детей с ООП обеспечивают равный доступ к ДВО

 

с учетом их потребностей. 

В 2017 г. действовало 43 специальные дошкольные 

организации

 

с охватом 5

 

456 человек. Наибольшее их количество специального 

назначения действует в г. Алматы (10) и

 

ЮКО (8). В шести регионах отсутствует сеть

 

специальных  ДВО:  Акмолинская,  Костанайская,  Кызылординская,  Алматинская

 

области, ЗКО и СКО. В данных регионах развита сеть дошкольных организаций 
общего  типа  со  специальными  группами. Всего насчитывается  201 дошкольная 
организация общего типа  со  специальными  группами  с охватом  9

 

738 человек. 

Наряду  со  специальными  детскими  садами,  действует  сеть  санаторных 
дошкольных  организаций.  По  данным  2017  г

.

,  в  стране  действовало 

 

68 

санаторных детских садов.

 

 

Достигнут показатель ГПРОН 2017 г

доля дошкольных организаций, создавших 

условия  для  воспитания  и  обучения  детей  с  ООП

  (15%).

 

Среди  условий 

рассматриваются  создание  необходимой  материально

-

технической  базы, 

наличие педагогов с соответствующим уровнем

 

профессиональной подготовки, 

а

 

также  обеспечение  учебно

-

методической  литературой.  В  9  регионах  данный 

показатель составил выше 15%. Самая высокая доля дошкольных организаций,

 

создавших условия для детей с ООП, отмечена в Карагандинской, Костанайской, 
Павлодарской областях и СКО

 

(рис. 2.1.6).

 

 

РИСУНОК 2.1.6

Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и обучения 

детей с особыми образовательными потребностями, 2017 г., %

 

 

Источник: НОБД

 

 

23,0

13,0

10,9

7,9

18,1

21,3

34,4

26,9

10,1 10,0 9,8

24,4

26,9

20,6 20,0

12,0

15

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz