НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 7

 

 

 

 

100 

 

 

Еще  одной  возможностью  казахстанцев  поступить  в  вуз  является  «условное 
зачисление», действующее с 2016 г. 

Абитуриенты, не преодолевшие пороговый 

уровень  по  результатам  основного  или  повторного  тестирования,  могут  быть 
зачислены  в вуз на  платной основе по очной форме  обучения. По  завершении 
первого семестра для «условно зачисленных студентов» проводится очередной 
тест. Итоги теста становятся основанием для зачисления или отчисления из вуза 
на общих основаниях. В 2017 г

такой

  

тест  прошли  655  человек,  что  в  1,5  раза 

меньше  значения  2016  г.  Средний  балл  составил  65,16  из  140,  по  творческим 
специальностям 

22,67 из 40. Не набрали пороговый уровень 193 абитуриента

 

(20

16  г

.  -  205). 

Таким  образом,  по  завершении  «условного  зачисления»  в  вуз 

поступили 462 выпускника, что в 1,

раза меньше показателя 2016 г.

 

 

Не остались без внимания выпускники школ, поступившие в зарубежные вузы.

 

С  2018  г.  граждане,  обучающиеся  в  зарубежных  вузах,  будут  освобождены  от 
обязательного требования сдачи комплексного тестирования при переводе или 
восстановлении  в  вузы  Казахстана.  Достаточно  только  представить  результаты 
вступительных экзаменов при поступлении в зарубежный вуз. Ежегодно граждане 
Казахстана  после  первого  семестра  обучения  за  рубежом  возвращались 
в

 

казахстанские  вузы.  Так,  в  2017  г.  было  подано  17

 

003  заявления  на  перевод 

в

 

вузы Казахстана (2016 г. 

- 20 623).

65

 

При введении данной инициативы с 2018 г. 

прогнозируется  увеличение  количества  подаваемых  заявлений  на  перевод 
в

 

казахстанские вузы.

 

 

В 2017

-

2018 учебном году в Казахстане было выделено рекордное за последние 

5 лет количество образовательных грантов

Так,

 

в бакалавриат

 

выделено

 37 932 

гранта (+6,2 тыс.), в

 

магистратуру 

- 10 004 (

+2,5 тыс.) и в PhD

-

докторантуру 

- 1 285 

(+657).

 

Всего для

 

участия в конкурсе на получение образовательных грантов было 

подано 63 170 заявлений, из них 49 858 (78,9%) на отделения с казахским языком 
обучения  и  13

 312  (21,07%)  - 

с

 

русским  языком  обучения.  По

 

итогам  работы 

Республиканской конкурсной комиссии обладателями образовательных грантов 
стали 34 265 абитуриентов, из них с

 

государственным языком обучения 

- 27 409 

(80

%), с русским 

- 6 856 (20%).

66

 

Данная инициатива оправдана прогнозом резкого 

увеличения  количества  абитуриентов  в  последующие  годы.  В

 

2017  г.  школу 

закончили  более  136  тыс.  человек

 

(2016  г. 

более  121  тыс.).  В

 

группу  лиц 

 

типичного  возраста  окончания  школы  (17

-

18  лет)  вступают  представители 

поколения  2000

-

х  гг.,  когда  шел  рост  рождаемости  населения.  Выделение 

дополнительных  грантов  будет  способствовать  повышению  доступности 
и

 

привлекательности  высшего  образования  для  выпускников  Казахстана 

и

 

сокращению академической миграции за его пределы

 (

рис. 

2.1.33).

67

 

                                                

65

 https://bilimdinews.kz/?p=445 

66

 http://www.testcenter.kz/ru/entrants/grant-results/ 

67

 https://strategy2050.kz/ru/news/51105/

 

 

 

101 

Доступ и равенство

 

 

РИСУНОК 

2.1.33. 

Динамика государственного образовательного заказа, ед.

 

 

Источник: МОН

 

РК

 

 

 

В  2017  г

.

,  по  данным  МОН  РК,  сеть  организаций  высшего  и  послевузовского 

образования сохранилась на том же значении, что и в 2016 г

. - 130

 (

в их числе 

 

10  национальных,  1  международный,  1  автономный,

 

32  государственных, 

 

17 акционированных, 55 частных и 14 негражданских вузов

(

рис. 2.1.34

). 42,3

% вуза

 

являются частными, 

24,6% - 

государственными.

 

 

 

РИСУНОК 

2.1.34. 

Динамика сети вузов, ед

 

Источник: МОН РК

 

 

 

В  казахстанском  высшем  образовании,  как

 

и  во  многих  странах  мира, 

увеличивается  контингент  студентов

-

бакалавров,  в  2017  г

рост  составил 

4% 

(

до

 496 

209 человек

).

 

Максимальное количество обучающихся системы высшего

 

образования  в  2017

 

г.  зафиксировано

 

в  г.  Алматы  (131  292)  и  ЮКО

  (79 423), 

наименьшее 

в  Мангистауской

 

области

  (5 

167)  и  СКО  (6 

027). 

Незначительное 

сокращение численности студентов наблюдается только в вузах Кызылординской 
области (–97 чел.)

 (

табл. 

2.1.7).

 

Данные показатели объясняются количеством вузов 

32 168

31 702

37 932

7 241

7 249

10 004

623

628

1 285

2015

2016

2017

Бакалавриат

Магистратура

Докторантура

125

130

130

31

32

32

54

55

55

2015

2016

2017

Всего

Государственные

Частные

 

 

102 

 

 

в

 

упомянутых  регионах

  (42,  12,  2,  2 

и 

соответственно).

 

В  целом

 

рост  числа 

студентов вузов

 

является глобальным трендом. По данным ЮНЕСКО, контингент 

вузов в мире удвоился с 2000 по 2014 гг., достигнув 207 млн

 

человек

.

68

 

Кроме того, 

государственный  вступительный  экзамен  в  разных  странах  ведет  к  перетоку 
талантливых  абитуриентов  из  региональных  в  столичные  вузы 

(вставка

  2.1.4).

 

Вероятно, что ЕНТ, будучи механизмом обеспечения равного доступа к высшему 
образованию, может иметь схожий эффект.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

ТАБЛИЦА 

2.1.7.

 

Сведения о численности студентов

 

организаций высшего образования, чел.

 

 

Регион

 

2015 

2016 

2017 

Область

 

Численность

 

студентов

 

Акмолинская

 

9 267 

8 455 

9 441 

Актюбинская

 

20 336 

21 004 

21 829 

Алматинская

 

9 051 

9 422 

9 342 

Атырауская

 

10 014 

11 012 

12 046 

ВКО

 

26 842 

27 969 

29 334 

Жамбылская

 

18 950 

19 662 

20 874 

ЗКО

 

26 856 

29 919 

31 392 

Карагандинская

 

36 976 

41 738 

42 629 

Костанайская

 

19 014 

20 057 

20 534 

Кызылординская

 

10 055 

10 070 

9 973 

Мангистауская

 

3 976 

5 081 

5 167 

Павлодарская

 

12 703 

13 566 

14 537 

СКО

 

4 560 

5 235 

6 027 

ЮКО

 

70 827 

71 323 

79 423 

г.

 

Алматы

 

128 707 

130 761 

131 292 

г.

 

Астана

 

51 235 

51 800 

52 369 

РК

 

459 369 

477 074 

496 209 

 

Источник: КС

 

МНЭ РК

 

 

 

ВСТАВКА 

2.1.4. 

Примеры оттока абитуриентов из регионов в столицу

 

 

Особенность  оттока  абитуриентов  из  регионов  в  столицу  характерна  для  многих  систем 
высшего образования. В России с внедрением ЕГЭ доля иногородних студентов увеличилась 
с 30% до 70%. В Японии для предотвращения оттока будущих профессионалов в столицу 
введены  ограничения  по  набору  в  частные  университеты  Токио.  Данная  мера  абсолютно 
противоречит принципам академической автономии, однако принята государством с целью 
«оживить» региональные вузы как точки роста регионов страны.

 

 

Источник: Обзор международных новостей образования АО «ИАЦ» №115

 

 

                                                

68

http://www.un.org/apps/news/story.asp?NewsID=56589#.WP5WTfnyjIUhttp://www.un.org/apps/news/story.asp?New

sID=56589 

 

 

103 

Доступ и равенство

 

Послевузовское образование наряду с повышением научно

-

исследовательских 

компетенций открывает большие возможности в трудоустройстве и заработке. 

Наблюдается  положительная  отдача  от  дипломов  магистра  и  доктора 

PhD 

по

 

сравнению с базовым дипломом бакалавра. Она выражается как в большей 

зарплате,  так  и  в  больших  карьерных  возможностях  будущих  работников. 
Выпускник  магистратуры  в  Казахстане  получает  в  среднем  на  30%  больше 
выпускника  бакалавриата,  доктор 

PhD  - 

на

 

15%  больше  магистра

.

69

 

В  России 

магистры тоже получают на 30% больше по сравнению с теми, кто имеет диплом 
бакалавра.  Работодатели  отдают  предпочтение  молодям  людям  с  дипломами 
магистров

.

70

 

В Великобритании 86,6% обладателей послевузовского образования 

трудоустроились  в  первые  6

 

месяцев  после  завершения  обучения  напротив 

64% 

бакалавров

.

71

 

 

Продолжает  расти  контингент  обучающихся  послевузовского  образования.

 

В

 

2017 г

численность обучающихся по программам послевузовского образования 

составила  42  039  человек

 

(

рис.  2.1.35

).

 

Это  на  8,7%  выше  контингента  2016  г

(38 677 

чел.

). 

 

 

РИСУНОК 

2.1.35. 

Численность обучающихся по программам послевузовского образования, чел.

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

Более  половины

 

студенческого  контингента  приходится

 

на  частные  вузы.

 

Сведения о численности студентов в вузах по формам собственности обучения 
демонстрируют, что 45,9% от их общего числа обучаются в

 

государственных вузах, 

53%  - 

в  частных

,  1,1%  - 

в  вузах,  являющихся  собственностью  других  государств

 

(

рис.

 2.1.36).

 

По  сравнению  с  предыдущим  годом

 

в  2017  г

зафиксировано 

увеличение численности студентов в государственных вузах с

 217,1 

до 227, 7 тыс. 

человек, в частных 

с 254, 3 до 263 тыс. человек. В целом по стране контингент 

студентов в частных вузах превышает государственные. Это является следствием 

                                                

69

 

Подробнее в подглаве 2.3.

 

70

 https://iq.hse.ru/news/177666195.html 

71

 https://www.theguardian.com/education/2014/apr/14/will-doing-masters-get-you-better-job 

32 893

3 074

2 710

34 609

3 827

3 603

Магистратура

Резидентура

Докторантура

2016

2017

 

 

104 

 

 

большего  количества  частных  вузов  в  стране  (42,3%),  а  также  более  низкой 
стоимости обучения по сравнению с государственными вузами

.

72

 

 

 

Очная форма обучения в вузах РК остается основной, заочное обучение в

 2017 

г. 

выбрало  только  29,6

 

тыс.  абитуриентов. 

В  системе  высшего  образования 

республики  студенты  очной  формы  обучения  составляют  76,2%  от  общей 
численности.  Рост  доли  студентов,  обучающихся  на  дневном  отделении, 
зафиксирован в вузах ЮКО

 

(+4,2%), Карагандинской области (+4%) и

 

ВКО

 (+3,8%). 

Сегодня  заочное  обучение  реализуется  с  использованием  дистанционных 
образовательных  технологий.  Отмечается  повышение

 

доли  обучающихся  по 

заочной форме. В

 

2017 г

студенты

 

заочного отделения

 

составляли 17% от общего 

количества  студентов  (2016  г

.  - 

15%).  Наибольшая  доля  студентов  заочного 

отделения  зафиксирована  в  Жамбылской

 

области 

-  8 

290  человек  (40%), 

наименьшая 

в г. Астане (3 431, или 6,5%).

 

 

 

РИСУНОК 

2.1.37. 

Численность студентов в разрезе форм обучения, тыс. чел.

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

                                                

72

 https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/skolko-stoit-vyisshee-obrazovanie-v-kazahstane-i-za-rubejom-315108/ 

459,3

477

496,2

358,2

370,8

378,1

70,9

71,7

84,4

2015

2016

2017

всего

дневная

заочная

 

РИСУНОК 

2.1.36. 

Охват студентов по видам собственности вузов

% от общей численности

 

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

47,2

45,5

45,9

51,5

53,3

53

1,3

1,2

1,1

0

10

20

30

40

50

60

2015

2016

2017

Иностр. собственность

Частная собственность

Гос.собственность

 

 

105 

Доступ и равенство

 

Процент выбытия студентов

 

в вузах Казахстана традиционно невысокий и, как 

правило, не связан непосредственно с учебным процессом

В 2017 г

в

 

системе 

высшего образования страны показатель выбытия студентов вузов снизился на 
5,4% по сравнению с 2016 г. и составил 10

%. 

Всего в 2017 г.

 

численность выбывших 

по республике составила 50 062 человека, из них 34

 

314 человек

 (68,5%) 

обучались 

на  дневном  отделении.  Для  сравнения,  в  США  доля  не  завершающих  высшее 
образование  в

 

срок

составляет  43%,  в  России 

-  22%.

73

 

Основными  причинами 

выбытия  являются  финансовые  затруднения  (25,3%)  и  собственное  желание

 

(25,5%). 

Последнее  говорит  об  изменении  жизненной  стратегии  обучающихся 

и

 

слабом  уровне  профориентационной  работы  в  организациях  образования.

 

Небольшой является

 

доля выбывших студентов, переведенных на другие формы 

обучения  в  данном  учебном  заведении  (12,3%)

и

 

по  причинам,  связанным 

непосредственно с

 

учебным процессом (нарушение учебной дисциплины 

- 10%, 

неуспеваемость 

- 6,3%) 

(рис. 2.1.38

).

 

 

 

РИСУНОК 

2.1.38. 

Причины выбытия в системе высшего образования, 2017 г.,

 

% от общей численности

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

На  мотивацию  и  успеваемость

 

обучения  в  вузе  оказывает  влияние  качество 

профориентационной  работы  по  принципу  «школа 

склонность,  вуз 

профессия».

 

Сегодня  осознанному  выбору  направления  обучения  в  вузе 

препятствует  отсутствие  у

 

абитуриентов  четкого  представления  о  желаемой 

профессии.  Согласно

 

исследованию  2016  г.

 

только  6

-

15%  учащихся  старших 

классов

 

знали,  кем  хотят  быть  в  будущем.  Опрос

 

показал,  что  основными 

каналами информации

 

у учащихся (

50% 

и более) являются Интернет и

 

родители 

(28%).

74

 

Исследование

 

подтвердило необходимость определения у школьников 

                                                

73

 https://vo.hse.ru/data/2018/03/22/1163962059/05%20Gorbunova.pdf 

74

 https://liter.kz/ru/articles/show/20540-vybrat_professiyu_shkolnikam_pomogut_testy_ekskursii_i_urok_proforientacii

 

25,5

25,3

12,3

10

11,2

9,4

6,3

0

5

10

15

20

25

30

По 

собственному 

желанию

Финансовые 

трудности

Перевод на 

другие формы 

обучения

За нарушение 

дисциплины

Другие причины

Перевод в 

другие вузы

Неуспеваемость

 

 

106 

 

 

склонности  к  той  или  иной  работе.  Это  должно  помочь  выпускнику  школы 
сориентироваться  в  наборе  направлений  подготовки,  предлагаемых  вузами. 
По

 

Стратегическому плану развития РК до 2025 г.

75

 

будут активизированы офисы 

профориентации вузов для

 

оказания поддержки студентам в выборе конкретной 

работы  на  рынке  труда.

 

В  странах  ОЭСР  действуют  эффективные  инструменты 

содействия  развитию  карьеры  на  протяжении  всей  жизни.  Так,  в  Латвии 
функционируют  Национальные  базы  данных  по  образованию  и  занятости

.

76

 

В

 

едином  месте  скомпилирована  информация  о  возможностях  образования, 

рынке труда, планировании карьеры.

 

 

Необходимость  расширения  доступности  высшего  образования  вызвана 
потребностями

 

новой  модели  экономического  роста. 

В  условиях  третьей 

модернизации  Казахстана  требуется  подготовка  значительного

 

количества 

кадров

 

по  техническим  специальностям,  следовательно,  и  увеличение 

государственного  образовательного  заказа

 

(табл.  2.1.8

).

 

В  2017  г.

 

на  данное 

направление было выделено 13 

153 

места

 (

+560 мест

). 

В результате численность 

студентов  по  направлению  «Технические  науки  и  технологии»  (106  625  чел.

21,5%) превалирует после направления «Образование» 

(130 

229 чел.

, 26,2%). 

 

ТАБЛИЦА 

2.1.8.

 

Сведения о госзаказе/численности студентов организаций 

высшего и

 

послевузовского образования в разрезе направлений подготовки, чел.

 

 

Направление подготовки

 

Госзаказ

 

Численность студентов

 

2016 

2017 

2016 

2017 

Образование

 

5 000  

8 235 

120 136 

130 229 

Гуманитарные науки

 

700 

800 

15 723 

16 214 

Право

 

100 

100 

51 728 

54 965 

Искусство

 

170 

170 

18 552 

 18 307 

Социальные науки, экономика и бизнес

 

700 

831 

70 053 

71 789 

Естественные науки

 

1 470 

133

 

14 149 

13 645 

Технические науки и технологии

 

12 593 

13 153 

103 902 

106 625 

Сельскохозяйственные науки

 

2 020 

2 014 

10 145 

9 803 

Услуги

 

900 

1 330 

18 886 

19 943 

Военное дело и безопасность

 

60 

113 

3 012 

 

Здравоохранение и социальное 
обеспечение (медицина)

 

300 

250 

4 998 

4 423 

Ветеринария

 

670 

668 

5 393 

5 696 

Здравоохранение и социальное 
обеспечение (медицина)

 

2 600 

2 900 

34 546 

 

 

Источник:

 

КС

 

МНЭ РК

 

                                                

75

 http://www.akorda.kz/ru/legal_acts/ob-utverzhdenii-strategicheskogo-plana-razvitiya-respubliki-kazahstan-do-2025-

goda-i-priznanii-utrativshimi-silu-nekotoryh-ukazov-prezidenta

 

76

 http://www.niid.lv/; http://www.profesijupasaule.lv/ 

 

 

107 

Доступ и равенство

 

 

Государством  выполняются  обязательства  по  льготному  поступлению  в  вуз 
абитуриентов

 

из  сельской  местности,  с

 

ограниченными  физическими 

возможностями  и/или

 

с  более  низким  социально

-

экономическим  статусом.

  

В

 

2017 г. для участия в конкурсе на получение образовательных грантов подано 

26 

855  заявлений  от  выпускников  школ  из  числа  сельской  молодежи,  из  них 

16 223 (60,4%

) получили грант, в т.ч. 5

 017 - 

по 30%

-

ной квоте приема. Из числа 

детей

-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан РК 

 

из

 

числа  молодежи,  потерявших  или  оставшихся  без  попечения  родителей 

до

 

совершеннолетия, подано  558 заявлений. Абсолютно  все  558 претендентов, 

подававших  заявления,  стали  обладателями  образовательных  грантов,  в  т.ч. 

430 

человек 

по  1%

-

ной  квоте.

 

Из  числа  граждан,  относящихся  к

 

категории 

инвалидов  I,  II  групп,  инвалидов  с  детства,  детей

-

инвалидов,  подано 

375 

заявлений. Все абитуриенты получили образовательные гранты, в т.ч. 296 

-  

по  1%

-

ной  квоте.  Из  числа  граждан,  приравненных  по  льготам  и  гарантиям 

к

 

участникам войны и инвалидам войны, подано 42 заявления, получили грант 

также 42 абитуриента, в т.ч. 32 

по 0,5%

-

ной квоте

.

77

 

 

 

РИСУНОК 

2.1.39. 

Характеристика студентов по квоте приема

, 2017 

г.

чел

 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

                                                

77

 http://www.testcenter.kz/ru/entrants/grant-results/ 

 

 

108 

 

 

Несмотря  на  позитивные  меры  (30%

-

ная,  1%

-

ная  и  0,5%

-

ная  квоты), 

представленность  лиц  указанных  категорий  в  системе  высшего  образования 
считается относительно низкой.

 

В 2017 г. доля студентов, обучающихся по квоте 

приема, составила всего 13% от общего контингента (64

 

654 чел.).

 

Эксперты ОЭСР 

отмечают,  что  фактическая  потребность  в  льготном  получении  высшего 
образования  у  лиц  с  низким  социально

-

экономическим  статусом

 

значительно 

больше.  Существующая  модель  распределения  грантов  основана  на  принципе 
академических  достижений  (

merit-based). 

В  странах

 

ОЭСР

 

вузы,  как  правило, 

 

не  практикуют  «слепой»  отбор  по  академическим  достижениям.  Всегда 

 

в

 

зачислении  присутствует  компонент  «окружающей  среды»:  образование 

родителей,  местонахождение  и  качество  средней  школы,  финансовые 
возможности  родителей  и  другие  факторы.

78

 

Действующие  на  сегодня 

государственные  механизмы  расширения  доступа  населения  к  высшему 
образованию  неэффективны  для  детей  из  семей  с  низким  уровнем  доходов

Решению  данного  вопроса  поможет  введение  всеобщей  декларации  доходов, 
запланированной

 

на 2020 г

.

79

 

 

Важным направлением

 

ГПРОН является работа по созданию равных условий 

 

и

 

безбарьерного  доступа  для  студентов  с  ООП

.  Кроме  привычного 

представления о материальных условиях инклюзивного образования (пандусы, 
подъемники,  лифты,  обеспечение  информационными  и  библиотечными 
ресурсами  и  др

.), 

предусматривается  переподготовка

 

ППС  вузов  для  работы 

со

 

студентами.  В

 

ГПРОН  к  2019  г.

 

обозначена  задача  100%

-

ного

 

достижения 

показателя «Доля вузов, создавших равные условия и безбарьерный доступ для 
обучения студентов с

 

ООП» (2015 г

. - 12%). 

Для достижения столь амбиционной 

задачи  в

 

системе  высшего  и

 

послевузовского  образования  необходимы 

кардинальные  изменения  по

 

реализации  инклюзивного  образования  через 

повышение 

мотивации

 

топ

-

менеджмента

 

вузов,

 

активную 

позицию 

и

 

деятельность наблюдательных

 

советов, понимание и продвижение ценностей 

инклюзивного образования среди ППС

 

и студентов.

 

 

Другой инициативой, расширяющей доступ к высшему образованию, является 
госпрограмма  «Мәңгілік  ел  жастары 

индустрияға»

  (

Серпін)

.  Реализация 

программы осуществляется в рамках Стратегического плана развития Казахстана 
до 

2025 

г.

 

«Равномерное 

распределение 

педагогических 

ресурсов 

из

 

трудоизбыточных  регионов  в  трудодефицитные  регионы».  В

 

рамках

 

программы

 

с

 

2014 г.

 

выпускникам сельских школ Кызылординской, Жамбылской, 

Алматинской  и  Мангыстауской  областей  и  ЮКО  предоставлена  возможность 

                                                

78

 

Обзор ОЭСР по высшему образованию, 2017 г.

 

79

 https://egov.kz/cms/ru/articles/property_declaration 

 

 

109 

Доступ и равенство

 

обучиться  в

 

вузах,  а  затем  и  трудоустроиться  на  востоке,  севере  и

 

западе 

Казахстана.

 

В  2017  г.

 

в  рамках  программы  в  вузах  страны  прошли  обучение 

12 028 

человек. Это в 1,5 раза выше показателя 2016 г.

 (8 

400 чел.). Наибольшее 

количество студентов в вузах в рамках социального проекта «Серпін» обучается 

 

в

 

ВКО и

 

Карагандинской

 

области

 

(20,8% и 19,7% соответственно), наименьшее 

-  

в

 

Атырауской и Актюбинской областях

 

(по 5,2%)

 (

рис. 

2.1.40)

 

 

РИСУНОК 

2.1.40. 

Число студентов вузов в рамках «Серпін» в разрезе регионов, 

2016, 2017 

гг., чел.

 

 

Источник: АО «ЦМП»

 

 

 

Проект  «Серпін»  вызывает  интерес  у  молодежи,  особенно  из  семей 

 

с

 

невысоким  социальным  статусом.

 

Проект  предоставляет  реальный

 

шанс 

многим  молодым  людям  из  южных  регионов  в  их  профессиональном 
самоопределении и

 

трудоустройстве. Ожидается, что проект позволит достигнуть 

баланса трудовых ресурсов и рынка труда, будет способствовать

 

выравниванию 

демографической  ситуации.  В  2018  г.

 

в  рамках  проекта  «Серпін»  впервые 

ожидается  выпуск  961  выпускника

 

вузов

.

80

 

Следовательно,  пока  рано  говорить 

о

 

дальнейшей судьбе выпускников проекта. Министерством проанализированы 

риски проекта, в связи с чем также ведется работа по переориентации проекта на 
магистрантов  и

 

докторантов,  т.к.  эти  лица  более  подготовлены  к  переезду 

в

 

другие регионы.

 

 

                                                

80

 

Отчет по ГПРОН за 2017 г.

 

724/1079 

405/627 

417/630 

1631/2366 

571/954 

1660/2507 

1506/

1822 

865/

1178 

621/865 

 

 

110 

 

 

Казахстан 

первая  страна  на  территории  СНГ,  внедрившая

 

и  реализовавшая 

систему  накопления  на  образование

.

81

 

В  мире  в

 

9  странах  успешно 

функционирует система образовательных сберегательных счетов (персональные 
счета на обучение).

82

 

В

 

июне 2013

 

г.

 

в Казахстане

 

начала работать ГОНС. Данная 

инициатива  расширяет  возможность  получения  высшего  и  послевузовского 
образования  (магистратура)

.

83

 

Система образовательных накоплений не просто 

гарантирует получение высшего образования, но и дает возможность сэкономить 
на вузе от

 30% 

до 70%

.

84

 

В рамках ГОНС зарегистрировано свыше

 19 

тыс. вкладов 

на сумму более 1

6,8 

млрд тенге. Сумма начисленной премии составила 1,64 млрд 

тенге

В сфере ГОНС заключены соглашения со 105 вузами.

 

 

В  2017  г.

 

казахстанская  высшая  школа  подготовила  для  рынка  труда  127

 084 

человека

.

 

Численность  выпускников  дневного  отделения  составила  82

 849 

человек,  что  в  2,7  раза

 

превышает  выпуск  заочного  отделения  (31  172  чел.

). 

Дипломированными  специалистами  стали  13

 

063  выпускника  вечернего 

отделения. В целом по республике численность выпускников вузов в сравнении 
с

 

2016 г. сократилась на 8,6% (2016 г.

 - 138 

004 чел.

). 

 

Наибольшую долю 

(66%) 

подготовленных специалистов составляют кадры для 

педагогической,  технической  и  социально

-

экономической  сфер. 

В  разрезе 

специальностей  наибольшее  количество  специалистов  выпустилось  по 
направлению  подготовки  «Образование» 

-  36 

085  человек

или  28,4%

Тем  не 

менее, потребность в учительских кадрах дневных общеобразовательных школ, 
подведомственных

 

МИО,  составляет  4

 

952  человека  по  стране.  Сохраняется 

актуальность развития педагогических кафедр и факультетов при университетах 
страны.  Вторым  является  направление

 

«Технические  науки  и  технологии»

насчитывающее 

26 316 

выпускников

или 20,7%.  Замыкает тройку направлений 

подготовки  с  наибольшим  количеством  выпускников  «Социальные  науки, 
экономика и бизнес» 

- 21 

225 человек

или 16,7% 

(рис. 

2.1.41)

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                

81

 https://edu.mcfr.kz/article/3081-gosudarstvennaya-obrazovatelnaya-nakopitelnaya-sistema

 

82

 

США, Великобритания, Канада, Сингапур, Бельгия, Малайзия, Нидерланды, Испания, Швеция

 

83

https://bnews.kz/ru/analysis/reviews/sistema_obrazovatelnih_nakoplenii_pozvolit_sekonomit__v_oplate_uchebi_do_7 

84

 Kazakhstan Today

 

 

 

111 

Доступ и равенство

 

 

РИСУНОК 

2.1.41. 

Выпуск в разрезе направлений подготовки, чел

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

На  уровне  послевузовского  образования  в  2017  г.

 

вузы  подготовили  19 

865 

кадров

Прирост  по  сравнению  с  2016  г.  составляет  11%.  Наибольший  рост 

выпуска зафиксирован на уровне докторантуры и составил + 16,5% (магистратура 
+11%, резидентура +8,5

%) 

(табл. 2.1.9).

 

 

ТАБЛИЦА 

2.1.9.

 

Выпуск обучающихся программ послевузовского

 

образования, чел

 

Уровень 

послевузовского 

образования

 

Выпуск

 

2016 

2017 

Магистратура

 

16 445 

18 268 

Резидентура

 

807 

876 

Докторантура

 

619 

721 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

Несмотря  на  высокий  уровень  выпуска  докторантов  в  2017  г.,  с  защитой 
диссертации завершили обучение только 249 человек, или 34,5% (2016 г. 

- 18,9%). 

Языковые  навыки  докторантов,  сроки  обучения,  необходимость  публикации 
статей  с  импакт

-

фактором  препятствуют  докторантам  в  успешном  завершении 

обучения.  Низкий  уровень  выпуска  специалистов,  защитивших  диссертацию  за 
отведенный  для  обучения  срок,  обозначен  проблемным  вопросом 
послевузовского образования и взят под

 

контроль министерства.

 

 

 

42

819

3

603

19

814

2

229

23

055

3

774

26

332

2

163

4

855

973

36

085

3

457

17

382

2

522

21

225

3

363

26

316

2

361

4

819

451

2016

2017

 

 

112 

 

 

Выводы

 

и рекомендации

 

 

 

Благодаря  привлечению  ГЧП  впервые  за  12  лет  предложение  услуг 
воспитания  и  обучения  превысило  спрос  в  среднем  по  стране.  Однако 
очередность  в  детские  сады  снижается  незначительными  темпами,  что 
указывает на проблемы учета детей дошкольного возраста. Рекомендуется 
автоматизацию  очередности  на  получение  места  в  дошкольную 
организацию внедрить по всей стране.

 

 

 

Казахстан  находится  в  числе  стран  мира  с  наивысшим  доступом 
к

 

законодательно  гарантированному  получению  среднего  образования. 

Однако  значимость  включения  детей  с  ООП  в  общеобразовательный 
процесс  остается  актуальной.  Соответствующие  условия  созданы  в  55% 
школ. Инклюзивно обучалось 23,3% детей с ООП.

 

 

 

Лишь  1,3%  от  общей  доли  школьников,  охваченных  дополнительным 
образованием, составляют дети с ООП. В целях увеличения вовлеченности 
уязвимых  групп  детей  необходимо  расширение  участия  родителей 
в

 

дополнительном 

образовании 

в 

качестве 

волонтеров

-

учителей 

и

 

тренеров,  привлечение  культурно

-

просветительских  и  досуговых 

учреждений.

 

 

 

Благодаря инициативам «Мәңгілік ел жастары 

индустрияға!»

 - 

«Серпін»

«Бесплатное ТиПО для всех» впервые за 5 лет наметился рост контингента 
колледжей. Необходимо продолжить меры по повышению престижа ТиПО 
с учетом стандартов WorldSkills путем устранения барьеров при переходе 
с

 

колледжа  в  вуз,  усиления  профориентации  среди  школьников, 

продвижения положительного образа рабочих кадров и др.

 

 

 

Существующая 

модель  распределения 

грантов,  основанная  на 

академических  достижениях,  не  справедлива  по  отношению  к  детям 

 

из семей с низким уровнем доходов. В условиях автономии вузов с 2018 г. 
и

 

введения  всеобщей  декларации  доходов  с  2020  г.  необходимы 

дополнительные  механизмы  расширения  доступа  населения  к  высшему 
образованию,  учитывающие  социальные,  экономические,  культурные 
и

 

другие факторы.

 

 

 

 

114 

 

 

Краткое резюме

 

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

 

Доля  дошкольных  организаций,  расположенных

 

в  типовых  зданиях, 

составила 6

1,5% 

(2016 г. 

- 68,3%). 

 

 

Доля  организаций  ДВО,  расположенных  в  приспособленных  зданиях, 
увеличилась на 685 ед. (2016 г

. - 

2 366 ед.) и составила 38,5%

 

 

В  2015

-

2017  гг.  количество  типовых  зданий  значительно  выросло  в  СКО 

 

 

10 раз) и Карагандинской области (в 6 раз).

 

 

 

Стремительный  рост  сети  дошкольных  организаций

  (2015-

2017  гг.) 

отразился  на  их  качестве.  Так,  число  дошкольных  организаций  без 
водопроводного  снабжения  и  горячей  воды  увеличилось  в  5

-

6  раз, 

с

 

индивидуальным отоплением 

в

 

9 раз.

 

 

 

Доля  детских

 

садов  без  видов  благоустройств  превалирует  в  сельской 

местности. К примеру, количество детских садов без горячей воды на селе 
в 7 раз больше, чем в городе.

 

 

 

Количество  дошкольных  организаций,  оснащенных  ИКТ

-

оборудованием, 

в

 

городской  местности  почти  в  два

 

раза  больше,  чем  в  сельской 

 

(1 

210 и

 766 

ед. соответственно).

 

 

 

Оснащенность компьютерами в государственных детских садах в три раза 
выше частных (15

 

819 и 6

 

157 ед. соответственно).

 

 

 

Проведена апробация учебника «Әліппе» в 18 школах и 30 детских садах.

 

Повсеместное внедрение данного учебника позволит обеспечить единую 
подготовку детей к началу обучения в школе.

 

 

 

Пересмотрены  Санитарные  правила  «Санитарно

-

эпидемиологические 

требования  к  объектам  дошкольного  воспитания  и  обучения  детей». 
В

 

частности, в них

 

смягчены инфраструктурные требования к строительству 

и  эксплуатации  дошкольных  организаций,  что  упростило  процедуру 
открытия частных детских садов

 

Общее среднее образование

 

 

Не  достигнуты  плановые  показатели  ГПРОН  на  2017  г.  по  полной 
ликвидации трехсменных (факт 

1,8%) и

 

аварийных (факт 

0,6%) школ.

 

 

 

Потребность  в

 

дополнительных  ученических  местах  составляла  123

 994, 

что

 

на 18

 

593 больше, чем в 2016 г.

 

 

 

71,7%  школ  страны  оснащены  кабинетами  новой  модификации  (физики, 
химии, биологии, лингафонные

мультимедийные).

 

 

 

 

115 

Условия и среда обучения

 

 

Практически  во  всех  МКШ  (97,5%)  есть  доступ  к  Интернету,  но  лишь 
половина из них подключены к сети Интернет со скоростью выше 4 Мбит/с.

 

 

 

Каждая  пятая  школа  в

 

сельской  местности  не  имеет  спортивного  зала. 

 

Из  общего  числа  школьных  спортивных  залов  62,7%

 

оснащены 

стандартным оборудованием.

 

 

 

Школьные библиотеки функционировали в 100% городских и 88% сельских 
общеобразовательных  школ.  Читальные  залы  имелись  в  85%  городских 
и

 

61% сельских школьных библиотек.

 

 

 

К  162  ресурсным  центрам  было  закреплено  488  магнитных  МКШ  (18,8% 
от

 

их общего числа) с контингентом 38

 

018 учащихся.

 

 

 

От общей численности детей школьного возраста оздоровлением охвачено 
92,4% (2016 г. 

- 86,7%). 

 

 

В 86% школ страны дети имели доступ к

 

качественной питьевой воде.

 

 

 

42% учащихся школ

 

перешли на обновленное содержание образования

 

 

 

Обеспеченность учебниками в школах страны составила

 95,1%. 

 

 

Учителя 357 школ начали вносить элементы преподавания на английском 
языке.  153  школы  страны  в  пилотном  режиме  начали  преподавание 
физики,  химии,  биологии,  информатики  в  10

-11-

х

 

классах  на  английском 

языке.

 

 

 

Количество  времени  на  выполнение  домашнего  задания  сокращено 
на

 

треть.

 

 

 

Увеличены расходы государственного бюджета на школьное образование 
в номинальном выражении.

 

 

 

Продолжается  апробация  подушевого  финансирования  в  организациях 
общего среднего образования, начатая с 2013 г.

 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

Колледжи  страны  переходят  на  модульно

-

компетентностный

 

подход. 

В

 

текущем  году  по  141  специальности

 

запущены  новые  модульные 

программы,  где  предусмотрено  получение  до  3

-

х  квалификаций  вместо 

одной.

 

 

 

В  Классификатор  профессий  и  специальностей  ТиПО  включены  новые 
специальности,

 

связанные 

с 

развитием 

последних 

технологий, 

роботизацией, автоматизацией (28 специальностей и 130 квалификаций

). 

 

 

Продолжается

 

развитие

 

дуальной

 

системы

 

образования.  Достигнут 

плановый показатель ГПРОН: из 614 колледжей, проводящих обучение по 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz