НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 10

 

 

 

 

148 

 

 

ТАБЛИЦА 

2.2.4. 

Оснащенность МТБ колледжей, ед.

 

 

Регион

 

Учебные

 

кабинеты

 

Лаборатории

 

Мастерские

 

Учебные 

полигоны

 

Учебные 

хозяйства

 

2016 

2017 

2016 

2017 

2016 

2017 

2016 

2017 

2016 

2017 

РК

 

19869 

21 835 

3476 

3 650 

2 478  2 589 

275 

289 

184 

167 

Акмолинская

 

1 008 

1 149 

180 

185 

143 

152 

18 

15 

10 

Актюбинская

 

1 022 

1 052 

155 

198 

135 

135 

16 

20 

Алматинская 

 

1 593 

1 637 

261 

258 

217 

216 

20 

23 

Атырауская

 

664 

749 

100 

100 

85 

107 

15 

13 

ЗКО

 

639 

792 

125 

122 

113 

116 

21 

18 

Жамбылская

 

1 132 

1 300 

189 

191 

158 

159 

Карагандинская

 

1 645 

1 878 

247 

263 

227 

240 

24 

40 

28 

38 

Костанайская

 

907 

1 010 

241 

260 

136 

134 

10 

11 

Кызылординская

 

883 

1 037 

182 

198 

95 

96 

17 

17 

28 

Мангистауская

 

712 

733 

99 

103 

75 

76 

12 

12 

18 

18 

ЮКО

 

2 870 

3 109 

481 

488 

287 

345 

31 

30 

36 

27 

Павлодарская 

 

1 076 

1 100 

231 

243 

162 

172 

17 

13 

СКО

 

599 

593 

114 

112 

97 

93 

15 

15 

ВКО

 

1710 

1 692 

319 

322 

262 

249 

24 

26 

12 

14 

г.Астана

 

777 

844 

130 

140 

92 

98 

г.Алматы

 

2040 

2 507 

364 

425 

166 

173 

19 

18 

 

Источник: НОБД

 

 

Значительный  рост  показателя  оснащенности  учебных  заведений  ТиПО 
лабораториями  наблюдается  в  Актюбинской,

 

Карагандинской,  Костанайской 

и

 

Павлодарской областях, мастерскими 

в Атырауской, Карагандинской областях

 

и  ЮКО

Несмотря  на  ежегодное  выделение  финансирования  на  развитие  МТБ 

колледжей,

 

28% лабораторий и 33 % мастерских все еще требуют оснащенности 

современным  производственным  оборудованием.  Физически  и  морально 
устаревшая МТБ колледжей является одной из причин низких позиций

 

Казахстана 

в международном соревновании 

WorldSkills. 

 

Уровень оснащенности сельских колледжей ниже, чем в городских колледжах.

 

Анализ  обеспеченности  современным  обучающим  оборудованием  сельских  и 
городских  колледжей  указывает  на  низкий  уровень  оснащенности  колледжей, 
находящихся в сельской местности. 55% лабораторий и 49% мастерских сельских 
колледжей требуют оснащенности МТБ. Тогда как в городских колледжах данная 
потребность составляет 21% и 29% соответственно 

(

табл. 2.2.

5)

 

ТАБЛИЦА 

2.2.5. 

Оснащенность МТБ колледжей в разрезе город/село, ед.

 

 

 

Всего 

колледжей

 

Лаборатории, 

ед.

 

Требующих 

оснащения МТБ

 

Мастерские, 

ед.

 

Требующих 

оснащения МТБ

 

Город

 

649 

2970 

629 

2075 

601 

Село

 

175 

680 

377 

514 

252 

 

Источник: НОБД

 

 

 

149 

Условия и среда обучения

 

Таким образом, наблюдается перекос акцента оснащенности в сторону городских 
колледжей. Уровень оснащения сельских колледжей остается недостаточным для 
развития практических навыков у студентов.

 

 

Улучшилась  оснащенность  колледжей  компьютерной  техникой. 

В

 

2017  г. 

в

 

колледжах  страны  сократилось  количество  студентов  на  один  компьютер 

и

 

составило  8  человек  (2016 

-  9 

чел.).  Наибольший  дефицит  компьютеров 

наблюдается в Жамбылской и Мангистуской областях

 

(табл. 2.2.6

)

 

ТАБЛИЦА 

2.2.6. 

Количество студентов на 1 компьютер, чел.

 

 

Регион

 

Всего студентов

 

Количество студентов на 1 компьютер, чел

РК

 

489 198 

Акмолинская

 

21 312 

Актюбинская

 

27 479 

11 

Алматинская

 

33 025 

Атырауская

 

16 928 

ЗКО

 

19 038 

Жамбылская

 

26 859 

12 

Карагандинская

 

40 075 

Костанайская

 

22 886 

Кызылординская

 

22 452 

11 

Мангистауская

 

21 756 

12 

ЮКО

 

74 160 

11 

Павлодарская

 

20 674 

СКО

 

12 238 

ВКО

 

33 724 

г.Астана

 

26 065 

г.Алматы

 

64 730 

 

Источник: НОБД

 

 

Проблема полного обеспечения студентов общежитиями остается актуальной

Одним  из  условий  доступности  ТиПО

 

является  обеспеченность  студентов 

общежитиями.  В  2017  г

из  824  колледжей  только  375  имели  общежития

 

проектной  мощностью  на  84

 

091  место.  В  целом  за  последние  три  года 

наблюдается 

небольшой 

рост 

показателя 

обеспеченности 

студентов 

общежитиями, в т. ч. за счет софинансирования. В

 

2017 г

он составил 79% (2015

 - 

73%,  2016  - 

73%).  При  этом  21%  студентов,  обучающихся  в  колледжах  ТиПО

местами в общежитиях не обеспечены.

 

Сравнение сведений

 

в разрезе регионов 

указывает  на  существенное  увеличение  доли  студентов,  обеспеченных

 

общежитием в Атырауской (+10%)

 

и Павлодарской (+21) областях. Значительное 

снижение  данного  показателя  зафиксировано  в  Мангистауской  (–

18%), 

Актюбинской  (–12%)  и  Акмолинской  (–11%)  областях.  Самая  низкая  доля 
студентов,  обеспеченных  общежитиями

продолжает  оставаться  в  Атырауской 

области

 

(рис. 2.2.16).

 

 
 
 

 

 

150 

 

 

 

РИСУНОК 

2.2.16.

 

Обеспеченность студентов ТиПО общежитиями, 2017 г.

, % 

 

Ис

точ

ник: НОБД

 

 

 

Выполнен показатель ГПРОН по охвату

 

студентов ТиПО спортивными секциями. 

Экспертами доказано, что посещение кружков, спортивных секций положительно 
влияет  как  на  здоровье  студентов,  так  и  на  успеваемость.  Кроме  того,  занятия 
спортом  оказывают  положительный  эффект  на  дальнейшее  трудоустройство 
молодых  людей  и  их  успех  в  течение  всей  жизни.  В  Казахстане  пропаганде 
и

 

популяризации  ЗОЖ  среди  молодежи  уделяется  большое  внимание.  Задача 

формирования

 

ЗОЖ закреплена в ГПРОН, а также в программе «Рухани жаңғыру». 

В рамках  ГПРОН предусмотрены мероприятия по  укреплению  и развитию

 

сети

 

кружков  по  физической  культуре,  в  т

.

ч

спортивных

 

секций.  Определены  два 

показателя:  доля  обучающихся  в  организациях  ТиПО,  вовлеченных 

 

в общественно

-

полезную деятельность, и доля обучающихся ТиПО, охваченных 

спортивными  секциями.  На  2017  г.  оба  показателя  достигнуты.  Из  426

 417 

студентов  ТиПО  дневной  формы  обучения  179

 941, 

или  42

%, 

вовлечены 

в

 

общественно

-

полезную  деятельность.  Спортивными  секциями  охвачены 

254 526 

студентов  дневной  формы  обучения

  (60%). 

В  разрезе  регионов 

наибольший  охват  студентов  колледжей  спортивными  секциями  наблюдается 

 

в Акмолинской, Кызылординской, Павлодарской и Актюбинской областях. Самый 
низкий показатель зафиксирован в ЗКО и г.

 

Астане

 

(рис. 2.2.17

)

 
 
 
 

83

71

83

41

60

84

57

90

68

71

72

47

74

90

70

74

92

72

59

88

51

62

85

53

83

73

62

54

68

74

94

76

74

97

2016

2017

 

 

151 

Условия и среда обучения

 

 

 

РИСУНОК 

2.2.17. 

Охват студентов спортивными секциями, 2017 г.

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Финансирование системы

 

ТиПО ежегодно растет. 

В целом

 

за последние три года 

наблюдается  увеличение  государственных  расходов  на  систему  ТиПО

Наибольшая  часть  финансирования  приходится  на  местный  бюджет.  В  2017  г. 

 

из  местного  бюджета  на  систему  ТиПО  было  выделено 

97 139 

млн

 

тенге,  что 

 

на  17

 

864  млн  больше  чем  в  2016  г.  Наблюдается  снижение  расходов  из  РБ 

 

(

12 

457 млн тенге

). 

На 2017 г. расходы из РБ составили 

431 млн тенге. Средняя 

стоимость на одного студента составила порядка 380

 

тыс. тенге

 

Заболеваемость студентов колледжей ТиПО.

 

Типичной возрастной категорией 

системы ТиПО  являются молодые люди с  15 до  24 лет

Болезни ЖКТ  являются 

одними из самых распространенных как среди студентов вузов, так и колледжей. 
Эти  заболевания  связаны,  прежде  всего,  с  неправильным  питанием

учебной 

нагрузкой  и,  в  целом,  образом  жизни  студентов.  При  интенсивной  учебной 
нагрузке также появляются различные нарушения зрения. Поэтому болезни глаза 
особенно распространены в возрасте 15

-

18 лет. Малоподвижный образ жизни, 

отсутствие  физических  нагрузок,  а  также

 

неправильная  осанка  в  возрасте, 

типичным  для  ТиПО,  могут  привести  к  болезни  сколиоза.  Таким  образом,

 

формирование  здоровьесберегающей  образовательной  среды  в  колледжах 
должно

 

стать одной из задач ТиПО

 

Высшее и послевузовское образование

 

 

Комфортная среда обучения в значительной степени определяет выбор вуза.

 

Для

 

студентов

-

очников,  составляющих  подавляющее  большинство  контингента 

вузов  (в  РК 

-  76,2%),

 

здание  университета  с  прилегающей  инфраструктурой 

становится  вторым  домом.  С  интеграцией  Казахстана  в  международное 
пространство  высшего  образования  в  обиход  вошел  термин  «кампус 
университета».  В  наиболее  полном  понимании  кампус  представляет  собой 

74

77

61

60

59

47

45

74

71

75

49

74

65

52

45

42

 

 

152 

 

 

обособленную территорию университета, на которой имеются все необходимые 
условия для академической, социальной и духовной социализации обучающейся 
молодежи.  Впервые  в  18  веке  кампусом  был  назван  городок  Принстонского 
университета  с  площадью  2  км

2

На  его  территории  помимо  привычной 

инфраструктуры  функционируют  театр,  музеи,  кафетерии,  фитнес

-

центр, 

книжные и сувенирные магазины, мемориальный комплекс, рекреационная зона 
и  другие  важные  объекты.  Важность  соответствия  территории  университета 
такому  пониманию  кампуса  подтвердило  исследование  Ассоциации  ректоров 
университетов  Великобритании  о  предпочтениях  студентов  при  выборе 
университета.  В  исследовании  2015  г.  приняли  участие  2  тыс.  студентов.  Его 
результаты  показали,  что  порядка  70%  опрошенных  на  второе  и  третье  места 
(после специальности и образовательной программы) в качестве причины выбора 
вуза ставят расположение вуза и условия/среду обучения. Эти причины оказались 
для студентов важнее репутации вуза

.

108

 

 

Компоненты условий и среды обучения в вузах по QS Stars

 

 

Условия и среда обучения служат отдельным основанием

 

для ранжирования 

университетов по всему миру.

 

Британская консалтинговая компания 

Quacquarelli 

Symonds 

с 

2014 

г. в дополнение к ежегодному

 

мировому рейтингу университетов 

QS 

ведет  систему  ранжирования  QS  Stars

 

(табл.  2.2.7

).

 

В  данной  системе 

университетам  по  всему  миру  присваиваются  звезды  по  8  дополнительным 
и

 

более детализированным индикаторам, важным для выбора вуза. Среди них 

«условия  и  среда  обучения»  (

facilities

),  которые  в  свою  очередь  разделены  на 

шесть  других  субиндикаторов

По  мнению  авторов 

QS  Stars, 

этот  индикатор 

позволяет абитуриентам понять, на какой опыт они могут рассчитывать в данном 
конкретном университете

.

109

 

 

ТАБЛИЦА

 2.2.7.

 

Субиндикаторы рейтинга 

QS Stars 

по индикатору

 

«условия и среда обучения» (

facilities), 2017-

2018 гг.

 

 

Субиндикатор

 

Балл 

 

Условия для занятия спортом

 

20 

Медицинские условия

 

10 

Студенческие объединения

 

10 

Общежития

 

20 

Цифровая инфраструктура

 

20 

Библиотека

 

20 

 

Источник

: QS World University Rankings 

                                                

108

 https://www.timeshighereducation.com/news/facilities-key-students-university-choice 

109

 https://www.topuniversities.com/qs-stars/qs-stars/rating-universities-facilities-qs-stars

 

 

 

153 

Условия и среда обучения

 

Внимания  рейтинга  QS  Stars

 

по  индикатору  «условия  и  среда  обучения» 

удостоены  четыре  казахстанских  вуза. 

Наивысшую  оценку  рейтинга  заслужил 

Казахский национальный университет имени аль

-

Фараби (4 звезды из 5

). 

После 

расположились 

Восточно

-

Казахстанский 

государственный 

технический 

университет  имени  Д.  Серикбаева  (3  звезды),  Карагандинский  экономический 
университет 

Казпотребсоюза 

и

 

Казахский 

государственный 

женский 

педагогический университет (по 2 звезды). 

QS Stars

 

это так называемый «аудит»

 

сильных  и  слабых  сторон  вуза,  в  связи  с  чем,  вузы,  отмеченные  в 

QS  Stars, 

не

 

обязательно  могут  быть  представлены  в  общем  рейтинге  мировых 

университетов 

QS  WUR. 

Так,  три  вуза  в  отличие  от  КазНУ

 

им.  аль

-

Фараби

 

отсутствуют в 

QS WUR.

110

 (

табл

. 2.2.8).

 

 

ТАБЛИЦА 

2.2.8.

 

Позиции казахстанских вузов

 

в мировом рейтинге университетов 

QS, 2017-

2018 гг.

 

 

Место 

 

в 

QS WUR 2018 

Наименование вуза

 

Оценка 

QS Stars:  

условия и среда 

обучения 

 

236 

Казахский

 

национальный университет имени

 

аль

-

Фараби

 



 

Не отмечен

 

Восточно

-

Казахстанский государственный 

технический университет имени Д.Серикбаева

 



 

Не отмечен

 

Карагандинский экономический университет 

Казпотребсоюза

 



 

Не отмечен

 

Казахский государственный женский 

педагогический университет

 



 

 

Источник

: QS World University Rankings 

 

Хороший университет обеспечивает студентов условиями для занятия спортом.

 

В 

QS  Stars 

в  рамках  обозначенного  индикатора  «условия  и  среда

 

обучения»

 

условия для занятия спортом оцениваются  такими  компонентами,  как наличие 
бассейна,  спортивного  зала,  спортивного  корта,  беговых  дорожек,  стадиона 
и

 

соответствующего  персонала.  В  Казахстане  постепенно  развивается  сфера 

студенческого  спорта

 

(

вставка  2.2.4

).

 

В  54%  вузов  действуют  спортивные  клубы. 

Охват студентов, посещающих спортивные секции, составляет 56%

или 278,6 тыс. 

человек

.

111

 

 

 

ВСТАВКА 

2.2.4. 

Национальная студенческая лига

 

 

Создана  по  инициативе  МОН  РК  в  2014  г.  с  целью  пропаганды  ЗОЖ

 

среди

 

студенческой 

молодежи и вовлечения их в массовые виды спорта. Наиболее популярным видом спорта 
среди студенческой молодежи является футзал. В 2017 г. в НСЛ по футзалу приняли участие 
более  70  вузов  из  16  регионов  Казахстана.  НСЛ  по  футзалу  проводится  среди  юношей 

                                                

110

 

Подробнее в подглаве 2.3.

 

111

 http://egov.kz/cms/ru/law/list/U1600000168

 

 

 

154 

 

 

и

 

девушек  не  старше  25  лет.  Успешное  развитие  футзала  среди  студентов  повлияло  на 

включение НСЛ в состав оргкомитета Чемпионата мира по

 

футзалу среди студентов в 2018 г.

 

 

Источник: Национальная студенческая лига

 

 

 

В Универсиаде

-

2017 казахстанские студенты

-

спортсмены впервые за историю 

своего  участия  заняли  2

-

е

 

место

 

из  26  с  36  медалями

 

разного  достоинства 

(первое

 - 

Россия).

 

Казахстан

 

представила

 

команда из 250 участников, в т.ч.

 171 

студента

-

спортсмена, 65 тренеров и 14 членов штаба.

 

 

 

РИСУНОК 

2.2.18. 

Универсиада

-

2017 в

 

г. Алматы

 

 

 

 

Источник: 

sports.kz  

 

 

На  успешное  выступление  нашей  команды  в  значительной  степени  повлияла 
реализация ряда

 

подготовительных мероприятий в рамках ГПРОН: проведение 

26  учебно

-

тренировочных  сборов  по  12  зимним  спортивным  видам  спорта, 

обеспечение студенческой сборной спортивной экипировкой и др. В результате 
победителями  соревнований  стали  студенты  Казахской  академии  спорта 
и

 

туризма, ГУ имени Шакарима г.

 

Семей, КГУ имени Ш. Уалиханова, ЮКГУ имени 

М. Ауэзова, КГУ имени А. Байтурсынова, СКГУ имени М. Козыбаева, КБТУ, КЭУ 
Казпотребсоюза, Костанайского социально

-

технического университета, ЗКИТУ.

 

 
 
 

 
 

 

 

155 

Условия и среда обучения

 

ТАБЛИЦА 

2.2.9.

 

Победители Универсиады 

- 2017 

в составе

 

сборной 

 

Казахстана (золото)

 

 

Студент

-

спортсмен

 

Вид спорта 

 

Алина Райкова 

 

Биатлон (индивидуальная гонка, 15 километров)

 

Галина Вишневская 

 

Биатлон (спринт, 7,5 километров)

 

Галина Вишневская 

 

Биатлон (масс

-

старт, 12,5 километров)

 

Иван Люфт

  

Лыжные гонки (спринт)

 

Анна Шевченко

 

Олжас Климин

 

Лыжные гонки (спринт, командные соревнования)

 

Денис Тен 

 

Фигурное катание (мужское одиночное катание)

 

Юлия Галышева 

 

Фристайл (могул)

 

Дмитрий Рейхерд 

 

Фристайл (могул)

 

Юлия Галышева

 

Фристайл (параллельный могул)

 

Дмитрий Рейхерд

  

Фристайл (параллельный могул)

 

Жанбота Алдабергенова

 

Баглан Инкарбек 

 

Фристайл (акробатика, командные соревнования)

 

 

Источник: 

Vesti.kz

112

 

 

В  целях  пропаганды  спорта  и  здорового  образа  жизни

 

в  рамках  Универсиады 

в

 

период с 3 по 4 февраля 2017 г.

 

на базе Казахской академии спорта и туризма 

проведена  научная  конференция.

 

На  конференции  приняли  участие  более  250 

представителей из 45 стран

.

113

 

 

Важным  условием  для  вузовского  обучения  считается  надлежащее 
медицинское обслуживание студентов. 

Студенту во время обучения в вузе не раз 

может понадобиться помощь медицинского специалиста. В QS Stars по

 

индикатору 

«медицинские  условия»  университету  присуждаются  баллы  за  наличие 
медицинского  центра  на  территории  кампуса.  Наибольшее  количество  баллов 
начисляется тем вузам, в которых работает штатный врач либо медицинская сестра 
на каждые 3 тыс.

 

студентов. Согласно Закону

 

РК

 

«Об

 

образовании», в организациях 

образования,  к  числу  которых  относится  и  вуз,  обеспечивается  выполнение 
необходимых  мер  по  предотвращению  заболеваний,  укреплению  здоровья, 
физическому  совершенствованию,  формированию  здорового  образа  жизни 
обучающихся. 

Если 

обратиться 

к

 

здоровью 

студенческой 

молодежи, 

то

 

примечательным является исследование фонда «Аман

-

саулык»

.

114

 

На примере 

г.

 

Алматы фонд выявил, что большая часть студентов постоянно находится в зоне 

риска  пищевых  отравлений  и  желудочно

-

кишечных  заболеваний.  Так,  74% 

опрошенных  употребляют  фаст

-

фуд,  а  32%  из  них 

один  и  более  раз  в  день. 

Основными  причинами  поедания  пищи  быстрого  приготовления  были  названы 
вкус  и  мода  (58%),  экономия  времени  (24%)  и

 

дешевизна  (18%).  Более  50% 

                                                

112

 http://vesti.kz/universiada/232030/ 

113

 

Отчет по ГПРОН за 2017 г.

 

114

 http://pressclub.kz/2017/01/23/faktoryi-riska-sredi-studentov-g-almatyi/

 

 

 

156 

 

 

студентов регулярно (один и более раз в день) употребляют газированные напитки, 
энергетики и нектары с высоким содержанием сахара. Проблемы с

 

питанием среди 

студентов  отражают  ситуацию  в  целом  по  стране:  каждый  третий  казахстанец 
страдает от избыточной массы тела.

 

 

Особую  роль  в  формировании  коммуникативных,  лидерских  и  других 
поведенческих  качеств  у  будущего  специалиста  QS  Stars  отводит  индикатору 
«студенческие  объединения».

 

Студенческие

 

объединения  дают  возможность 

встречаться,  объединяться  и  создавать  что

-

то  новое  студентам  с  едиными 

интересами,  целями  и  мышлением.  Участие  в  студенческих  объединениях 
отлично сказывается на 

CV 

будущего выпускника. Наивысшие баллы рейтинговое 

агентство  присуждает  за  функционирование  в  вузе  50  и  более  студенческих 
объединений

 

(вставка 2.2.5.

).

 

Формами студенческих объединений в казахстанских 

вузах  являются  комитет  по  делам  молодежи,  студенческий  ректорат, 
студенческий профсоюз. Данные органы реализуют права студентов на участие 

 

в

 

управлении  образовательным  процессом,  реализацию  социальных 

 

и

 

общественных инициатив. Лидеры данных органов могут быть членами Ученого 

совета вуза и вносить предложения в управленческую деятельность вуза. Сегодня 
в

 

112 вузах (86,1%) действуют органы студенческого самоуправления.

 

 

 

ВСТАВКА 

2.2.5. 

Студенческие клубы в Назарбаев Университете

 

 

На кампусе Назарбаев Университета имеется более 100 студенческих клубов и организаций 
в

 

различных областях интеллектуального развития. Студенческий дебатный клуб NU NOMAD 

проводит  дебатные  турниры  на  3  языках.  Клуб  Toastmasters  NU  способствует  развитию 
коммуникационных  и  лидерских  качеств.  NU  Case  Club  развивает  навыки  в  бизнесе, 
консультациях, решении проблем и критическом мышлении.

 

 

Источник: Назарбаев Университет

 

 

 

Общежития 

обязательный компонент индикатора QS Stars «условия и среда 

обучения».

 

Вузы  в  большинстве  стран  обеспечивают  местами

 

в  общежитии 

студентов  только  первого  курса.  Для  получения  от  рейтингового  агентства 

QS 

наивысших  баллов  по  данному  индикатору  количество  доступных  комнат 
в

 

общежитии  вуза  должно  быть  равным  количеству  первокурсников.  В  2017  г. 

общая численность иногородних студентов в РК составила 202 901 человек, или 

41%.

115

 

При  этом  проживали  в  общежитии  68  113  студентов  из  85 

467 

нуждавшихся  в  них.  Таким  образом,  общежитиями  не  обеспечено  17 

354 

человека

 (20,3%). 

В

 

2016 г. число нуждающихся в общежитии по стране составляло 

19 499 студентов (22,2%). Отсутствуют нуждающиеся в общежитии в Алматинской 

                                                

115

 

Пять социальных инициатив Главы государства Н. А. Назарбаева, Финансовый центр, 2018 г.

 

 

 

157 

Условия и среда обучения

 

и  Кызылординской  областях.  Наибольшая  потребность  в  общежитии 
наблюдается в городах республиканского значения: в г.

 

Астана

 - 4 

974 человека 

(32,6%), в

 

г.

 

Алматы 

- 4 

704 человека (16,5%). Половину контингента в этих городах 

составляют иногородние студенты 

48,8% и 53,6% соответственно

 

(

рис.

 2.2.19)

 

 

РИСУНОК 

2.2.19. 

Потребность в общежитиях, 2017 г., чел.

 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

Бесспорно,  важным  средовым  условием  вуза  21  века  является  его 
цифровизация

Именно

 

так  называется  субиндикатор 

QS  Stars

.  По  нему

 

университету присуждаются

 

максимальные баллы при условии, если на каждые 

пять студентов приходится один компьютер, в каждой аудитории вуза есть доступ 
к

 

Интернету или беспроводной сетью 

WI-FI 

обеспечено 90% площади кампуса, не 

включая  спортивный  корт,  парк.  Примечательно,  что  в  2017  г.

 

в  вузы  страны 

пришли дети, родившиеся в 2001 и 2002 гг. Согласно теории поколений Штрауса 
и  Хоува

,

116

 

поколение 

родилось  в  мире,  где  уже  существовали  Интернет, 

социальные  сети  и  мобильные  технологии.  Доступ  к  Интернету  стал  для  них 
повседневностью, а не дорогим удовольствием. Отвечая за запросы поколения 

Z, 

вузы,  кроме  перестройки  идеологического  характера,  должны  добиться 
максимальной цифровизации своей деятельности.

 

В вузах Казахстана количество 

                                                

116

 https://newtonew.com/science/x-y-z-teorii-pokoleniy-v-rossii 

289 

300 

2 350 

805 

415 

150 

401 

904 

1 347 

363 

181 

171 

 

4 704 

4 974 

 

 

158 

 

 

компьютеров,  используемых  в  учебном  процессе,  составляет  83  379  единиц. 
На

 

каждые шесть студентов приходится один компьютер. Отметка ниже нормы 

установленного  количества  компьютеров  наблюдается  только  в  СКО,  здесь 
коэффициент равен 1:3,5. Из общего

 

числа компьютеров по стране 71 

580 (86%) 

имеют доступ к Интернету. Вузы располагают 5

 

082 комплектами интерактивного 

оборудования.

117

 

 

Цифровизация  высшего  образования  призвана

 

обеспечить

 

тотальную 

доступность,  мобильность  и  прозрачность  образования.

 

На  цифровой  формат 

переведены  зачетные  книжки,

 

расписание  занятий  и  домашних  заданий 

студентов. Оцифрована процедура подачи заявок на все научные гранты, прием 
отчетов,  учет  статей,  база  электронных  адресов

.

118

 

МОН

 

планируется 

дигитализация услуг по приему в вузы, предоставлению мест в общежитии.

 

 

Несмотря на высокую роль Интернета, библиотека была и остается важнейшим 
элементом

 

инфраструктуры  вуза.

 

Библиотека 

это  уникальное  место,  где 

большинство  студентов  проводят  большую  часть  активного  обучения,  учатся 
самостоятельной  работе  и  развивают  увлеченность  к  своему  направлению 
подготовки. Поэтому инвестиции в библиотеку считаются показателем развитости 
и  конкурентоспособности  вуза.  Рейтинговое  агентство 

QS 

присуждает 

максимальные баллы при инвестировании вузом в библиотечный фонд 

$

250 из 

расчета на одного студента в течение года. Другой способ получения наивысшего 
балла  по  данному  критерию 

наличие  не  менее  трех  записей  в  новом 

библиотечном  каталоге  у  одного  студента.  В  Казахстане  абсолютно  все  вузы 
имеют  библиотеку.  Их  библиотечный  фонд  составляет  78,8  млн

 

экземпляров, 

ежегодные поступления 

1,2 млн

 

экземпляров.

 

 

Вопросы содержания высшего образования в РК

 

 

Наиболее важными вопросами

 

содержания высшего образования в 2017 г. стали 

поэтапное  расширение  академической  и  управленческой  самостоятельности 
вузов

 

и подготовка кадров на трех языках и в рамках ГПИИР.

 

 

Мировые  университеты,  входящие  в  рейтинг

  QS  WUR

,  имеют  расширенную 

автономию  своей  деятельности. 

Помимо  ранее  обозначенных  академических 

преимуществ,  высокая  степень  автономии  позволяет  вузам  самостоятельно 
задавать  критерии  отбора  АУП/ППС,  определять  их  карьерные  возможности, 
получать  кредиты,  управлять  имуществом  без  согласования  с  министерством, 

                                                

117

 

КС МНЭ РК, 2017 г.

 

118

 

Выступление Министра образования и науки РК Е. Сагадиева на правительственном часе в Мажилисе 

парламента с результатами и планами по цифровизации образования

 

 

 

159 

Условия и среда обучения

 

сохранять  профицит,  определять  стоимость  обучения,  выбирать/увольнять 
ректора вуза и определять сроки его полномочий и мн

др.

 

 

 

ВСТАВКА 

2.2.6. 

Актуальность расширения самостоятельности вузов

 

 

Один  из  главных  трендов  ближайших  лет 

переход  к  «безлюдной  экономике»,  когда 

большинство  рутинных  операций  будут  выполнять  машины.  Например,  роботы  гораздо 
эффективнее

 

человека  осуществляют  транспортировку  товаров  или  сборку  финальных 

изделий. А искусственный интеллект уже способен ставить точные медицинские диагнозы или 
оказывать  услуги  по  подбору  лучших  предложений  отелей  и  перелетов.  Список  наиболее 
востребованных  компетенций  будет  обновляться  чаще.  Если  раньше  новая  профессия 
возникала раз в 20

-

30 лет, то сегодня 

каждые 3

-

5 лет. Способность системы образования 

быстро реагировать на новые запросы, самостоятельно определять содержание обучения, 
обучать  специалистов  не  за  5  лет,  а  за  5  месяцев,  становится  условием 
конкурентоспособности страны. В странах c развитой системой высшего образования (США, 
Великобритания,  Ирландия  и  др.)  вузы  самостоятельно  определяют  содержание 
образовательных  программ,  критерии  приема  в  вуз,

 

общую  продолжительность  обучения, 

выбирают  механизмы  и

 

провайдеров  обеспечения  качества,  создают  академические 

структурные  подразделения  и

 

мн.  др.  Самостоятельность  вузов  особо  значима  в  эпоху 

массификации  высшего  образования,  когда  идет  конкуренция  как  за  «своих»,  так  и  за 
иностранных студентов, и

 

потенциальный студент выберет тот вуз, где возможно обучение 

при относительно оптимальной стоимости и сроках обучения.

 

 
 

 

Следуя  рекомендациям  экспертов  ОЭСР  2007  г

., 

в  Казахстане  проведена 

значительная  подготовительная  работа  по  расширению  самостоятельности 
вузов.

 

Впервые  данная  необходимость  прозвучала  в  анализе  экспертов  ОЭСР 

более  10  лет  назад.

 

С  тех  пор  данный  вопрос  не  сходил  с  повестки 

государственной  политики  и  национальных  исследователей.

 

В  2010  г

в  ГПРОН

 

были  прямо  прописаны  мероприятия  по  повышению  организационной,

 

академической  и  финансовой  автономии  вузов

С  этого  времени

 

проделана 

кропотливая  работа  по  продвижению  идеи  автономии  в  деятельности 
отечественных  вузов.  Определенный  прогресс  был  отмечен

 

экспертами  ОЭСР 

 

в

 

Страновом  обзоре  высшего  образования

 

2017  г.

119

 

Академическая 

самостоятельность

 

вузов в

 

определении содержания образовательных программ

 

расширена  до  65%  на  уровне  бакалавриата,  до  70% 

магистратуры, 

90% - 

докторантуры.  В  28  вузах  функционируют  наблюдательные  советы  как 

гарант децентрализации функций министерства, прозрачности и подотчетности 
ректоров перед вузами и общественностью.

 

 

В  2017  г.

 

Правительством  Казахстана  принят  и  внесен  на  рассмотрение 

 

в

 

Мажилис РК

 

законопроект по расширению академической и управленческой 

свободы  вузов.

 

Рабочую  группу  по  рассмотрению  законопроекта  возглавила 

                                                

119

 

Последующий обзор политики высшего образования ОЭСР, 2017 г.

 

 

 

160 

 

 

депутат Мажилиса, член Комитета Палаты по социально

-

культурному развитию 

Джамиля  Нурманбетова

Согласно  законопроекту

 

предусмотрена  разработка 

новых  образовательных  программ  в  привязке  к

 

Национальной  рамке 

квалификаций  в  рамках  направления  подготовки.  Это  даст  вузам  возможность 
разрабатывать  собственные  образовательные  программы  на  основании 
результатов обучения и собственной компетенции

.

120

 

Для этого МОН разработало 

проект  нового  Классификатора  направлений  подготовки  кадров  с  высшим 

 

и

 

послевузовским  образованием.  Собственные  образовательные  программы 

вузов будут указывать выпускникам школ на качество вузовского преподавания. 
Это

 

создаст  естественную  конкуренцию  между  вузами:  при  невозможности 

повышения качества обучения слабейшие вузы уйдут с рынка образования.

 

 

Назарбаев  Университет

  - 

пример  реализации  автономии

 

в  высшем

 

образовании  Казахстана

.

 

Назарбаев  Университету

 

был  присвоен  уникальный 

правовой 

статус

 

с

 

отдельным 

законом, 

предоставляющим 

ему 

институциональную автономию и

 

академическую свободу. Этот статус позволил 

вузу  учредить  попечительский  совет  как  структуру  управления  университетом

 

независимо  от  МОН  РК.  От  него

 

не  требуется  получение  аккредитации 

и

 

лицензирования  со  стороны  аккредитационных  агентств  и  национальных 

органов.  Университет  самостоятельно  определяет  требования  для  зачисления 
студентов.  Вуз

 

получает  значительное  госфинансирование  (92%  от  общего 

бюджета вуза)

.

121

 

Трансляция опыта Назарбаев Университета

 

осуществляется по 

направлениям:  обучение  топ

-

менеджмента  вузов,  развитие  корпоративных 

органов  управления  и  выборности  ректоров,  трансформация  вузов 

 

в

 

некоммерческие организации образования

.

122

 

В  2017  г

опыт

 

транслировался 

 

в

 

56  вузах  страны

.

123

 

В  целях  трансляции  опыта  ведущего  вуза  страны  также 

ежегодно проводится Евразийский форум лидеров высшего образования. Форум 
является  крупной  диалоговой  площадкой  для  стейкхолдеров  образования 

 

(топ

-

менеджмент  казахстанских  и  зарубежных  вузов,  эксперты,  ученые,  ППС, 

студенты, работодатели).

 

 

Во  исполнение

  79-

го

 

шага  Плана  нации  «100  конкретных  шагов»  проводится 

работа по внедрению обучения на трех языках

.

 

В рамках реализации обучения 

на трех языках распределение по языкам обучения делится следующим образом:

 

50%  учебных  дисциплин 

на  языке  обучения  (казахский  или  русский),  20% 

на

 

втором  языке  (русский  или  казахский  соответственно),  30% 

на  английском 

                                                

120

 https://primeminister.kz/ru/news/all/14450 

121

 https://nu.edu.kz/wp-content/uploads/2017/05/IEP-Report-Final_Ru-Translation.pdf 

122

 

Подробнее в подглаве 2.5.

 

123

 https://www.zakon.kz/4890440-opyt-nazarbaev-universiteta.html

 

 

 

161 

Условия и среда обучения

 

языке. В 2017 г

в 76 вузах обучение на трех языках проходили 30 тыс. студентов 

по

 

всем направлениям подготовки в 2,5 тыс. специальных группах 

(рис. 

2.2.20).

 

124

 

 

 

РИСУНОК 

2.2.20. 

Подготовка кадров на трех языках, 2015, 2017 гг., ед./чел.

 

Источник: МОН РК

 

 

 

В 2017 г. были реализованы важные мероприятия ГПРОН по обучению на трех 
языках.

 

В  отчетном  году  вузами

 

внедрялись

 

10  образовательных  программ  на 

английском языке. Выделено 450 мест на подготовительные отделения вузов для 
обучения  на  английском  языке.  Программа  предусматривает  языковую 
подготовку с целью дальнейшего продолжения обучения на английском языке.

 

По направлению подготовки «Образование» для обучения на английском языке 
принято 642 человека на бакалавриат, 100 

в профильную магистратуру

.

125

 

 

В  фокусе  ГПИИР

 

стоит  вопрос  подготовки  кадров  для  индустриальной 

экономики.

 

В 2017 г. в 11 базовых вузах созданы 47 лабораторий по основным 

направлениями  ГПИИР 

(табл

.  2.2.10)

В  данных  лабораториях  студенты 

 

и

 

магистранты  проводят  научные  исследования,  результаты  которых 

используются  при  написании  дипломных  работ  и  магистерских  диссертаций; 
проводятся занятия по основным и профилирующим дисциплинам.

 

 

ТАБЛИЦА

 2.2.10.

 

Сведения о лабораториях по основным направлениям 

 

ГПИИР

 

в 11 базовых вузах, 2017 г.

 

 

 

Вуз

 

Количество 

лабораторий

 

Наименование лаборатории

 

ЕНУ имени 
Л.Н.Гумилева

 

Лаборатория малых космических аппаратов, 
лаборатория строительных материалов и 
изделий, лабораторный комплекс опытного 
производства робототехнических устройств и 
входного контроля комплектующих, 

                                                

124

 https://primeminister.kz/ru/news/all/novoe-kachestvo-obrazovaniya-itogi-2017-goda-i-plani-na-2018-god 

125

 

Отчет по ГПРОН за 2017 г.

 

42

76

2 393

2 500

18 006

30 000

2015

2017

Вузы с англоязычными отделениями

Спецгруппы

Количество студентов

 

 

162 

 

 

лаборатория бетонных и

 

железобетонных 

изделий и конструкций

 

КазНУ им.аль

-

Фараби

 

Лаборатория

 

по производству химикатов для 

промышленности и агрохимии, лаборатория 
архивации и распространения информации», 
лаборатория наноматериаловедения и 
технологии новых наноматериалов для 
индустрии, лаборатория зеленой энергетики 
для индустрии

 

КазНИТУ им.Сатпаева

 

Комплексная лаборатория «Эксплуатация 
машин и автоматизация производственных 
комплексов», лаборатория цифровых 
технологий в

 

машиностроении, лаборатория 

химического синтеза и нефтедобычи, 
лаборатория проектирования и монтаж 
электронных устройств, лаборатория 
зеленой энергетики

 

КазНАУ

 

Лаборатория технологии пищевых продуктов, 
лаборатория анализа физико

-

химических 

свойств продуктов питания, лаборатория 
управления природными ресурсами и 
устойчивого развития агроэкосистем, 
лаборатория зеленой биотехнологии и 
клеточной инженерии

 

ВКГТУ им. 
Д.Серикбаева

 

Лаборатория металлургии цветных, 
благородных, редких и рассеянных металлов, 
лаборатория машиностроения и транспортной 
техники, лаборатория инновационных 
технологий добычи и

 

переработки 

минерального и техногенного сырья, 
лаборатория мехатроники и автоматизации 
производства

 

КарГТУ

 

Лаборатория инновационных технологий 
в

 

металлургии, лаборатория перспективных 

технологий горного дела, лаборатория 
инновационных сварочных технологий, 
лаборатория метановой энергетики в горно

-

металлургическом комплексе

 

ЮКГУ им. М.Ауэзова

 

Лаборатория производства силикатных 
материалов, лаборатория пищевой 
инженерии и безопасности пищевых 
продуктов, лаборатория синтеза 
поликомплектных минеральных удобрений, 
лаборатория

 

керамики, стекла и

 

бетона, 

лаборатория технологий переработки мяса, 
рыбы, плодов и овощей, лаборатория 
технологий неорганических кислот и солей

 

ПГУ им. 
С.Торайгырова

 

Лаборатория процессов нефтепереработки 
и

 

нанотехнологий, лаборатория 

компьютерного моделирования и апробации 

 

 

163 

Условия и среда обучения

 

технологических процессов в металлургии, 
лаборатория физико

-

химических 

исследований нефтепродуктов, лаборатория 
физико

-

химических и

 

металлографических 

исследований в

 

металлургии

 

КГУ им. 
А.Байтурсынова

 

Лаборатория производства продуктов 
питания, лаборатория машиностроения, 
лаборатория инновационного инжиниринга, 
лаборатория анализа продуктов из 
растительного сырья

 

10 

КАТУ им. 
С.Сейфуллина

 

Научно

-

экспериментальная платформа 

агроинженерии, научно

-

экспериментальная 

платформа по производству и переработки 
с/х продукции, научно

-

экспериментальная 

платформа по производству продукции 
растениеводства, научно

-

экспериментальная платформа по 
производству продукции животноводства

 

11 

АУНГ

 

Лаборатория для производства продуктов 
нефтехимии, лаборатория по сбору и 
подготовки продукции скважин, лаборатория 
виртуального месторождения, лаборатория 
исследования нефти и нефтепродуктов

 

 

Всего

 

47 

 

 

Источник: КН

 

МОН РК

 

 

В  2017  г

состоялся  первый  выпуск  магистров  по  ГПИИР 

-  1 

900  человек

.

126

 

Благодаря  проведению  исследования  удовлетворенности  работодателей 
уровнем  готовности  выпускников  к  работе  в  рамках  ГПИИР  удалось  получить 
объективную 

оценку 

уровня 

подготовленности 

выпускников.

 

98,5% 

работодателей  указали,  что  на  их  предприятиях  работают  выпускники  ГПИИР. 
Работодатели  отметили  соответствие  образовательных  программ  требованиям 
производства.  Однако  только  42,5% опрошенных  работодателей

 

отмечают, что 

выпускники 

ГПИИР 

обладают 

достаточным 

уровнем 

теоретических 

и

 

практических 

знаний

Причиной 

этому 

является 

недостаточность 

производственных  баз  в  регионах,  где  расположены  вузы  ГПИИР.  81% 
опрошенных выпускников считают, что их образовательный уровень значительно 
повысился в результате обучения в рамках ГПИИР

.

127

  

 

                                                

126

 https://bilimdinews.kz/?p=1482 

127

 

Социологическое  исследование  по  выявлению  удовлетворенности  работодателей  уровнем  готовности 

выпускников к работе в рамках ГПИИР, 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz