НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 15

 

 

 

 

228 

 

 

Модернизированные  уровневые  курсы  по  программам  АОО  «НИШ»  на  базе

 

АО

 

«НЦПК «Өрлеу»

 

по тематикам «Эффективное обучение» и «Лидерство учителя 

в  школе»  освоили  1

 

648  учителей  (2016  г. 

-  1 

650  чел.).

 

Языковые

 

курсы 

по

 

программе 

«Развитие

 

профессиональной 

компетентности 

учителей 

по

 

освоению  инновационных  методик  преподавания  предмета  на  английском 

языке»  (470  час.)  прошли  144  учителя  и  по  программе

 

«Формирование 

предметной  и  коммуникативно

-

языковой  компетентности  учителей  в  условиях 

обучения на 

3-

х языках» (640 час.) 

609 педагогов.

 

 

Необходимые  изменения  в  систему  подготовки  педагогов,  повышения  их 
квалификации, а также совершенствования педагогического мастерства внесет 
профессиональный стандарт педагога.

 

Наряду с

 

другими стандартами по многим 

профессиям

 

в 2017 г. НПП

 

РК «Атамекен» разработан профессиональный стандарт 

педагога.

169

 

В нем заложена модель современного педагога, ценности

 

которого 

соотносятся  с  ключевыми  компетенциями,  рекомендованными  Советом 
Европы

.

170

 

Профстандарт педагога внесет ряд изменений: пять категорий вместо 

четырех,

 

увеличение

 

разрыва

 

в  оплате  труда  между  категориями

отказ 

от

 

пятилетнего срока перехода из категории в категорию

.

171

 

 

Министерством  рассматриваются  дополнительные  механизмы  уменьшения 
нормы  педагогической  нагрузки  учителей.

 

Недельная  нормативная  учебная 

нагрузка  педагогических  работников,  осуществляющих  учебно

-

воспитательный 

процесс  в  государственных  организациях  образования,  установлена  в  объеме 

18 

часов.

172

 

Рабочая  недельная  нагрузка  казахстанского  учителя  в  среднем 

38 

часов, включая помимо преподавания иные виды деятельности (внеклассная 

работа, составление отчетности и т.д.). Если учитывать еще и подготовку к урокам, 
участие  в  педсоветах,  заполнение  журналов,

 

работу  с  родителями  и  многое 

другое,  то  фактически  у  казахстанского  педагога  уходит  в  неделю  значительно 
больше  времени.  Министерством  в  2017  г.  выработаны  предложения  по 
сокращению  нормативной  недельной  педагогической  нагрузки  до  14  часов 
в

 

начальных  классах  и  до  16  часов  в  5

-

11  классах  с  сохранением  размера 

должностного  оклада  педагогического  работника.

 

Кроме  того,  внедрение 

электронного

 

дневника  «Күнделік»

 

с  2017  г.  позволит  постепенно  разгрузить 

учителей от бумажной работы. Исследование TALIS

-2013 

показало, что в Японии 

учителя работают 54 часа в

 

неделю, в Великобритании 

46 часов, Финляндии 

32 

часа,  а  в  Италии  в  течение  недели  учителя  работают  только  29  часов

                                                

169

 

Приказ Председателя НПП «Атамекен» № 133 от 08.06.2017 г.

 

170

 nu.edu.ua/pub/bank/userfiles/files/nauk%20method%20rada/ekr.pdf 

171

 http://today.kz/news/zhizn/2017-05-31/743421-kak-profstandart-izmenit-oplatu-truda-kazahstanskih-pedagogov/ 

172

 

п.7 статьи 52 Закона «Об образовании».

 

 

 

229 

Педагоги

 

Непосредственно  на  преподавание  в  течение  недели  у  учителей  Финляндии 
уходит 20,6 часа, в Англии 

19,6 часа, Франции 

18,6 часа, Норвегии 

15 часов

 

Заработная  плата  работников  образования  зависит  от  нескольких  факторов, 
в

 

т

.

ч

образования,  категории,  стажа  работы,  нагрузки,  видов  доплат 

и

 

надбавок.

 

По данным КС МНЭ РК

среднемесячная зарплата учителя в 2017 г

составила 114

 445 

тг

 

(2016 г

. - 95 

108, 2015 г

. - 77 542). 

По отношению к

 

средней 

зарплате по РК оплата труда педагога выросла на 9,5% (2016 г. 

- 66,5%). 

Одним из 

путей увеличения месячного дохода

 

учителя

 

является дифференциация оплаты 

труда  по  его

 

достижениям.

 

К  примеру,  учителям,  имеющим  сертификаты, 

подтверждающие  право  преподавания  предметов  ЕМЦ  на  английском  языке, 
установлены  доплаты  в  размере  двух  базовых  должностных  окладов

 

(БДО)

 

(Приказ МОН РК №135 от 3 июля 2017 г

.). 

Доплата за высшую категорию учителям 

общеобразовательных школ составляет 100% от БДО

за первую 

50%, вторую 

30%. 

БДО является единым для всех гражданских служащих по РК

 

и составляет 

17 

697 тенге. Помимо доплаты за категорию учитель начальных классов получает 

доплату за классное руководство в размере 25%, классные руководители 5

-11 (12) 

классов 

30%.  За  проверку  тетрадей  учителю  доплачивается  20

-25%, 

в

 

зависимости от предмета преподавания. За заведывание учебным кабинетом 

или  лабораторией  учитель  получает  20

-

25%.  Также  учитель

-

предметник  может 

рассчитывать  на  доплату  в  размере  25%  за  углубленное  изучение  профильных 
предметов. Если школа работает в режиме инноваций или эксперимента, то весь 
педагогический  состав  получает  доплату  в  размере  20%.  Также  предусмотрена 
доплата  в  размере  40%  от  БДО  за  работу  с  детьми  с  ООП

В  ссылке  приведен 

пример  расчета  месячной  заработной  платы  учителя  II

-

ой  квалификационной 

категории, имеющего стаж работы по специальности 5 лет (из расчета 18 часов 
преподавания),  с  доплатами  за  классное  руководство  и  проверку  тетрадей.

173

 

Таким  образом,  заработная  плата  педагога  растет  за  счет

 

дополнительной 

нагрузки.  В  ближайшей  перспективе  заработная  плата  казахстанского  педагога 
с

 

учетом  перехода  на  обновленное  содержание  и

 

обучение  на  трех  языках 

повысится на 30

-50%. 

 

В  феврале  2017  г

Казахстан  впервые  принял  участие  в

 

апробационном 

международном  исследовании  TALIS

.

 

Исследование

 

проводится  под  эгидой 

ОЭСР  и

 

направлено

 

на

 

получение  релевантных  и  надежных  международных 

                                                

173

 

17 697 тг. * 3.73 = 66 009.81 тг. (где 17 697 

базовый должностной оклад, 3.73 

коэффициент 

расчета) /доплата за особые условия труда гражданских служащих 66 009.81 * 10 % = 6 601 тг. / 
доплата за проверку письменных работ 17 697 тг. * 20 % = 3 539 тг. / доплата за классное 
руководство в 5

-

11 (12) классах (при наличии данной обязанности) 17 697 тг. * 30% = 5 309 тг. Итого: 

66 01

0 тг. + 6 601 тг. + 3 539 тг. + 5 309 тг. = 81

 

459 тг.

 

Источник: https://edu.mcfr.kz/.../3731

-poryadok-ischisleniya-zarabotnoy-platy-uchitelya-matem...

 

 

 

230 

 

 

показателей,

 

изучение  особенностей  учительского  труда  с

 

тем,  чтобы  помочь 

странам  в  пересмотре  и  разработке  политики,  способствующей

 

эффективному 

управлению  школой

В

 

апробации  инструментария  исследования  (электронный 

и

 

бумажный формат анкет)

 

приняло участие 600 учителей, преподающих в 5

-9-

х

 

классах,  30

 

директоров  из  30  школ  5

 

регионов

 

РК  (СКО,  ВКО,  ЮКО,  Атырауская 

область и  г. Астана). В

 

2018  г. Казахстан  примет участие  в 3

-

м  цикле основного 

исследования 

TALIS 

(предыдущие этапы были в 2008, 2013

 

гг.). В 2019 г. по итогам 

исследования  ОЭСР  подготовит  международный  отчет  с  рекомендациями, 
которые  помогут  политикам,  учителям  и  директорам  определить  слабые 
и

 

сильные  стороны  системы  образования

Участие  Казахстана  в  таком 

исследовании 

уникальная

 

возможность  понять  и

 

перенять  лучшую  практику 

лидеров  мировых  образовательных  систем

.  TALIS  - 

это  голос  педагогов 

о

 

деятельности,  условиях  работы  и  образовательной  среде  в

 

школах.

 

Так,  по 

результатам 

TALIS-2013 

лишь  40%  учителей

 

из  34  стран

-

участниц

 

указали,  что 

получают  обратную  связь  от  директоров  школ  после  наблюдения  уроков

Выявлено, что педагоги больше

 

всего испытывают необходимость

 

в

 

повышении 

квалификации по работе

 

с

 

детьми, имеющими

 

ООП. Исследование показало, что 

учителя  редко  применяют  на  уроках  проектную  работу  (27%),  ИКТ  (37%), 
дифференцированные  (44%)  и  групповые  (47%)  задания.

 

Лишь  30%  учителей 

считают,  что  их

 

профессия  ценится  в  обществе,  при  этом  большинство 

респондентов удовлетворены профессией учителя (78%). Результаты TALIS

-2013 

для  многих  стран  дал  импульс  к  реформированию

 

образовательной  политики

 

(пересмотр

 

механизма приема на педагогические специальности, модернизация 

высшего  педагогического  образования,  усовершенствование  системы  ставок 
учителей и др.).

 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

В условиях развития современных технологий, автоматизации и информатизации 
требования к инженерно

-

педагогическим работникам ТиПО растут. ИПР должны 

отвечать  современным  тенденциям:

 

необходимо

 

постоянное  освоение

 

и

 

обновление

 

практических навыков работы с новыми технологиями.

 

 

За  последние  три  года  наблюдается  снижение  количества  ИПР  в  колледжах 
страны.

 

Всего  на  2017  г.

  42 192 

ИПР  ведут  учебно

-

производственное  обучение 

в

 

колледжах  страны

 

(рис.  2.4

.14)

Этот  показатель  выше  на  1

 

105  человек,  чем 

в

 2016 

г. При этом зафиксировано снижение количества преподавателей общих 

и

 

специальных  дисциплин  (–

596)  и  увеличение  мастеров  производственного 

обучения (+212

). 

 
 

 

 

231 

Педагоги

 

 

    

РИСУНОК

 2.4.14. 

ИПР в системе ТиПО, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

За последние три года отмечается рост заработной платы ИПР. 

Так, по данным 

КС МНЭ

 

РК,

 

на 2017 г. среднемесячная заработная плата ИПР составляла 114

 357 

тенге,  что  на  27

 

136  тенге

 

выше  показателей

 

2015  г.  Однако  несмотря  на  рост 

данного  показателя  в  организациях  ТиПО

наблюдается  дефицит  инженерно

-

педагогических  кадров  и  мастеров  производственного  обучения.  Одной  из 
причин  является  ежегодный  отток  ИПР  на  производство.  Неконкурентная 
заработная  плата  в  колледжах  не  позволяет  удерживать  действующих  ИПР 
и

 

привлекать  работников  с  производства.  По  данным  КС  МНЭ

 

РК,

 

инженер 

на

 

производстве  в  среднем  получает  около  280  тыс.

 

тенге.  Таким  образом, 

специалисты с производства не заинтересованы работать в организациях ТиПО 

(рис

. 2.4.15).

 

 

    

РИСУНОК 

2.4.15. 

Динамика заработной платы, тыс. тг.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Доля мастеров производственного обучения от общего количества ИПР остается 
невысокой.

 

При переходе на дуальную систему обучения 

70% 

учебного времени 

отводится на практические занятия в

 

лабораториях и мастерских.

 

Следовательно, 

основная  нагрузка  ложится  именно  на  мастеров

 

производственного  обучения. 

44 482

41 087

42 192

2015

2016

2017

87 221

109 233

114 357

2015

2016

2017

 

 

232 

 

 

Однако  в  стране  доля  мастеров  производственного  обучения  остается  низкой 
и

 

составляет около 13% от общего количества ИПР

 

(рис. 2.4.16

)

 

   

РИСУНОК

 2.4.16. 

Численность мастеров производственного обучения, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Увеличилось  количество  преподавателей  с  академическими  и  учеными 
степенями

.  В  системе  ТиПО  за  последний  год  наблюдается  качественное 

улучшение состава преподавателей колледжей. На 2017 г. доля преподавателей, 
имеющих  степень  доктора  наук

,  PhD

,  составила  0,3%  (2016 

0,1%),  кандидата 

 

наук 

- 0,9% (2016-

0,5%), магистра 

- 9% (2016 - 4,5%) 

(

рис. 2.4.17

). 

 

   

РИСУНОК

 2.4.17. 

Динамика ИПР системы ТиПО, имеющих ученые звания и степень магистра, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Согласно сопоставительному анализу по регионам, наиболее высокие показатели 
преподавателей  ТиПО,  имеющих  степень  магистра

наблюдаются  в  гг.  Алматы 

и

 

Астана

 

(рис.  2.4.18

)

.  Наименьшая

 

доля  преподавателей  со  степенью  магистра 

зафиксирована в СКО и ЗКО.

 

 
 
 
 

44 482

41 087

42 192

5 982

5 477

5 689

2015

2016

2017

инженерно

-

педагогические работники

в т. ч. мастера приозводственного обучения

35

271

1 410

89

273

2 623

Доктор наук, 

PhD

Кандидат наук

Магистр

2016

2017

 

 

233 

Педагоги

 

   

РИСУНОК

 2.4.18. 

ИПР системы ТиПО, имеющие

 

ученые звания и степень магистра

 

в разрезе регионов, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

За последний год наблюдается снижение показателя ИПР с высшей и первой 
категорией

По сравнению с прошлым годом в 2017 г. в колледжах республики 

доля  ИПР  с  высшей  категорией

 

снизилась  на  1,3%,  с  первой 

на  1,1%.

 

Сравнительный анализ в разрезе регионов указывает на уменьшение доли ИПР с 
высшей  и  первой  категорией  практически  во  всех  регионах  страны

 

(рис.  2.4.19

)

Стабильным  данный  показатель  остается  в  Павлодарской  области  и  г.  Астане

Наибольшее  количество  ИПР  с  высшей  и  первой  категорией  сосредоточено 
в

 

Павлодарской области и республиканских колледжах.

 

 

   

РИСУНОК

 2.4.19. 

Доля ИПР с высшей и первой категориями, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

В системе ТиПО остается актуальной проблема старения кадров. 

За последние 

три года наблюдается рост показателя ИПР старше 55 лет и пенсионного возраста 
на 3,5%. При этом снижается доля преподавателей и мастеров производственного 

0,8

0,06

0,4

0,5

0,3 0,1

0,4

0,7

0,6

1

1,9

0,7

0,4

1,4

0,6

3,6

1,6

9,9

6

5,8

3,2

3

4

4,6

5,2

4,2

6,5

9,9

9,4

2,8

9,7

12,7

19,5

10,7

ИПР с ученой степенью

ИПР со степенью магистра

43

45

44

39

46

40

47

48

41

46

40

50

45

43

44

37

49

40

43

40

40

46

39

45

45

43

43

35

50

42

39

44

36

47

2016

2017

 

 

234 

 

 

обучения в возрасте от 25 до 54 лет. В разрезе регионов видно, что увеличение 
доли ИПР пенсионного возраста имеет место практически везде. Значительный 
рост  данного  показателя  наблюдается  в  ВКО  и  в  г.

 

Алматы.  Вместе  с  тем 

наблюдается

 

снижение  данного  показателя  в  Атырауской  и  Кызылординской 

областях 

(

рис. 2.4.20

)

 

   

РИСУНОК 2.4.20.

 

Доля ИПР, возрастной состав, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Несмотря  на  небольшое  увеличение,  доля  молодых  специалистов  в  системе 
ТиПО остается невысокой.

 

В 201

г. приток молодых специалистов увеличился на 

0,8%. 

Однако  этот

 

показатель  остается  все  еще  ниже  значения  2015  г. 

Сопоставление  данных  регионов  указывает  на  увеличение  доли  молодых 
специалистов  ТиПО  практически  во  всех  регионах  страны.  Снижение  данного 
показателя зафиксировано в Кызылординской и Павлодарской областях, а также 
в г.Астане

 

и республиканских колледжах

 

(рис. 2.4.21)

 

   

РИСУНОК 2.4.21.

 

Доля молодых специалистов в системе ТиПО в разрезе регионов, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

4

,9

1

,3

5

20

5

4

,4

6

,3

5

,9

7

,4

7

,6

3

,2

8

5

,3

5

,2

5

,6

2

,5

8

,7

5

9

,5

11

,4

6

,6

4

7

8

,5

5

,6

10

5

,9

1

0

,2

8,

4

1

1

,3

8

,3

10

,7

2015

2017

8

,1

9

,8

8

,5

1

2

,9

7

7

,5

8

,8

7

,4

9

,7

1

0

,2

7

,2

5,

6

5

,6

7

,3

1

1

,9

1

4

,4

6

,9

8

,8

10

8

,7

1

1

,5

7

,8

8

,3

8

,9

7

,5

8

,9

10

9

,2

1

3

,8

5

,6

8

1

1

,4

1

6

,6

5

,7

2016

2017

 

 

235 

Педагоги

 

ИПР

 

организаций ТиПО ежегодно проходят курсы повышения квалификации

Систематическое повышение квалификации ИПР является залогом качественной 
подготовки кадров ТиПО. В РК ИПР ежегодно имеют возможность обновлять свои 
знания и проходить курсы повышения квалификации на базе различных центров. 
Всего в 2017

 

учебном году 

13 990 

ИПР прошли повышение квалификации в таких 

организациях,  как АО НЦПК «Өрлеу»,  НАО «Холдинг «Кәсіпқор», в  зарубежных 
центрах, на предприятиях, в рамках международных проектов и др

(рис. 2.4.22

)

 

   

РИСУНОК 2.4.

22. 

Повышение квалификации ИПР, 

2017 

г., чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

В рамках новой модели курсов повышения квалификации, разработанной НАО 
«Холдинг  «Кәсіпқор»,  повысили

 

квалификацию

  5 

200  руководителей  и  ИПР 

государственных  организаций  ТиПО

.

  4 

900  ИПР  прошли  курсы  повышения 

квалификации 

«Реализация 

образовательных 

программ 

технического 

и

 

профессионального  образования,  разработанных  на  основе  модульно

-

компетентностного  подхода».  Курсы  ориентированы  на  обучение  методологии 
и

 

методики

 

внедрения в учебный процесс организаций ТиПО образовательных 

программ  и  учебных  планов,  разработанных  на  основе  модульно

-

компетентностного  подхода

с  учетом  перехода  на  кредитно

-

модульную 

технологию  обучения.

 

300  руководителей  организаций  ТиПО  прошли  курсы 

повышения  квалификации  по

 

образовательной  программе  «Эффективное 

управление  организацией  технического  и  профессионального  образования»

 

(рис.

 2.4.23)

 
 

451

192

5372

206

2869

Стажировка на базе предприятий

Зарубежные центры

Другие

В рамках международных проектов 

АО НЦПК «Өрлеу»

 

 

236 

 

 

 

   

РИСУНОК

 2.4.23. 

Количество ИПР, прошедших курсы повышения квалификации, чел.

 

 

Источник: 

НАО «Холдинг «Кәсіпқор»

 

 

 

За  особые  достижения  в  системе  ТиПО  самые  достойные  ИПР  отмечаются 
наградой  «Лучший  педагог»  в  рамках  республиканского  конкурса. 

В  целях 

повышения  статуса  профессии  педагога  и  стимулирования  творческой 
деятельности  МОН  РК  ежегодно  проводит  республиканский  конкурс

 

«Лучший 

педагог».  В 

2017 

г

финалистами  6

-

го  республиканского  конкурса  «Лучший 

педагог» стали 44 инженерно

-

педагогических работника системы ТиПО

Из них 

были  удостоены  звания  «Лучший  педагог 

2017»  преподаватель  специальных 

дисциплин  Высшего  колледжа  г.

 

Щучинск  Антон  Лазорский,  преподаватель 

специальных  дисциплин  Актюбинского  политехнического  колледжа  Ержан 
Утеулиев, 

преподаватель 

специальных 

дисциплин 

Карагандинского 

профессионально

-

технического  колледжа  Дмитрий  Цай  и  др.  По  традиции 

победители были награждены нагрудными значками «Лучший педагог 

2017», 

сертификатами  и  денежными  призами  в  размере  1000  МРП.  Масштабность 
и

 

важность  данного  мероприятия  свидетельствуют  о  признании  высокой  роли 

педагогов в развитии образования страны.

 

 

Высшее

 

и послевузовское

 

образование

 

 

Исследование,  проводимое  в  течение  последних  40  лет  в  США,  подтвердило 
влияние  ППС  на  образовательные  результаты  студентов.

174

 

Эффективное 

преподавание улучшает критическое мышление и упорство студентов, развивает 
их  навыки  и  влияет  на  положительные  показатели  завершаемости  обучения. 
От

 

уровня  профессиональной  подготовки  ППС  зависит  результативность 

студентов. В данной главе ППС вузов будет охарактеризован по 6 показателям: 

                                                

174

 http://acue.org/quality-teaching/ 

28

15

31

18

22

32

26

8

18

16

11

22

18

12

9

14

560

450

480

310

280

360

400

260

280

250

240

300

210

200

140

180

количество руководителей, чел.

количество ИПР, чел.

 

 

237 

Педагоги

 

(1) 

количественный  состав,  (2)  гендерный  состав,  (3)  качественный  состав

,  (4) 

повышение  квалификации,  (5)  академическая  мобильность  и  (6)  заработная 
плата.

 

 

Количество  преподавателей  и  студентов  в  высшем  образовании  остается 
относительно  постоянным  последние  три  года.

 

Количественный  состав  ППС 

казахстанских вузов стабильно держится на цифре 38 тыс. с 2015 г. (2015 г. 

- 38 087, 

2016 г. 

38 241, 2017 г. 

- 38 2

12). При этом соотношение ППС к студентам за этот 

период также не изменялось кардинально 

1:13 в 2017 г. и 1:12

 

в предыдущие два 

года.  Соотношение  числа  студентов  и  преподавателей  напрямую  связано 
с

 

качеством  образования:  чем  меньше  приходится  студентов  на  одного 

преподавателя, тем выше уровень взаимодействия между ними

 

(вставка 2.4.1

).

 

 

 

ВСТАВКА 

2.4.1. 

Рейтинг вузов по соотношению числа студентов и преподавателей

 

 

Рейтинговое агентство Times Higher Education ежегодно составляет рейтинг 100 лучших вузов 
по соотношению количества студентов и ППС. Кроме этого, показатель «соотношение числа 
студентов  к  числу  преподавателей»  входит  в  методологию  основного  рейтинга  мировых 
университетов 

THE World University Rankings 

с весом 4,5%. В 2017 г. в топ

-

100 лучших вузов 

по соотношению количества студентов и ППС в большей степени представлены вузы Японии 
(34)  и  США  (25).  Высокие  места  занимают  в  основном  небольшие  университеты 
с

 

контингентом студентов менее 5

 

тыс. Все входящие в топ

-

100 вузы также входят в основной 

рейтинг THE. Ни в одном из вузов показатель не превышает 9 студентов на преподавателя.

 

 

Источник

:

 

Дайджест №64 АО «ИАЦ»

 

 

 

Феминизация  педагогических  специальностей  наблюдается

 

и  среди 

преподавателей вузов.

 

Так, в 2017

 

г. из общего количества ППС 24

 626 

женщины

или  64

,4%

.  Согласно  сложившемуся  тренду  на  специальности  направления 

подготовки «Образование», заявку на поступление подают в

 

основном девушки. 

К примеру, в 2017 г. из 39 181 абитуриентов, принятых по данным специальностям

 

27 

669 девушки

или 

71%

. Преимущественно юноши поступали на специальности 

направления «Технические науки и технологии» (число поступивших 

28 581, из

 

них 19 897 юношей, или 70%). У женской половины непопулярна специальность 
«Военное дело и безопасность», которую в 2017 г. выбрали всего 79 девушек при 
общем  числе  поступивших  859  человек.  Выбор  будущей  специальности  и  ее 
соответствие  гендерной  принадлежности  поступающих  возможно  продиктован 
убеждениями  родителей  и/или  самих  поступающих,  что  приводит  к 
преимущественно «мужским» и «женским» программам образования. Подобные 
предубеждения  относительно  «гендерной»  принадлежности  определенных 
специальностей характерны не только для казахстанского общества

 

(вставка 2.4.2

). 

 

 

 

238 

 

 

 

ВСТАВКА 

2.4.2. 

Влияние гендерной принадлежности на выбор профессии

 

 

В 2002 г. ученые Гарвардского университета провели исследование «Обучение в

 

мужском 

мире: девушки на мужских академических программах бакалавриата». Результаты показали, 
что  девушки  первого  и  последнего  года  обучения  в  вузе  испытали  большее  давление 
стереотипов и дискриминации относительно своей гендерной принадлежности на «мужских» 
специальностях (математика, инженерные и естественно

-

технические науки) по сравнению 

с

 

девушками  на  «женских»  специальностях  (искусство,  образование,  гуманитарные 

и

 

социальные науки) и

 

парнями на преимущественно «женских» или «мужских» программах 

вуза. Более того, давление стереотипов настолько сильное, что девушки даже задумываются 
о

 

смене специальности обучения.

 

 

Источник: Steele, J., James, J., (Harvard University), Barnett, R. (Brandeis University). Learning in a man’s 

world: examining the perceptions of undergraduate women in male-dominated academic areas. 
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/1471-6402.00042  

 

 

Несмотря

 

на

 

общую

 

феминизацию

 

вузовского

 

ППС

среди

 

преподавателей

 

в

 

большей

 

степени

 

наукой

 

занимаются  мужчины.

 

Интересное  наблюдение 

отмечается  в  качественном  анализе  преподавателей  вузов  с  ученой  степенью 
и

 

званием на примере 2017 г. Так, гендерное распределение среди ППС с

 

ученым 

званием  следующее:  профессор 

-  64

%,  или  1

 503 

мужчин  (всего 

-  2 349 

чел.), 

доцент 

- 45,3

%, или 2

 

709 мужчин (всего 

- 5 983 

чел.). С ученой степенью доктора 

наук мужчины составляют 60%, или 1

 

943 (всего 

3 251), кандидата

 

наук

 - 38

%, или 

5 059 (13 276), 

доктора

 

по профилю 

- 47,6%, 

или 99

 

(208), доктора PhD

 - 46,5%,  

или  863  (1

 

854).  Академической  степенью  магистра  обладают  в

 

большинстве 

женщины

-

преподаватели 74,2% по сравнению с 25

,8

% мужчин

-

преподавателей 

(3 

110 из 12

 

098 магистров).

 

 

Неравномерное  гендерное  распределение  на  административных  позициях 
и

 

среди  профессоров  вузов  наблюдается

 

как  в  Казахстане,  так  и

 

в  мировой 

практике

.

 

В республике, несмотря на общую феминизацию высшего образования, 

на  руководящих  должностях  в  вузах  преобладают  менеджеры

-

мужчины. 

К

 

примеру,  из  13

 

назначенных  по  новой  процедуре  ректоров  казахстанских 

 

вузов 

- 10 

мужчин и только 3

 

женщины

-

ректора

 

(вставка 2.4.3)

 

 

ВСТАВКА 

2.4.3. 

Гендерное распределение среди ППС вузов

 

 

В  странах  Европы  наблюдается  20%

-

ная  положительная  динамика  роста  женщин  среди 

профессоров  вузов.  В  последнее  время  положительный  прирост  женщин

-

профессоров 

составил  5,1%  ежегодно  в  период  с  2002  по  2009  гг.  по  сравнению  с

 

мужчинами

-

профессорами 

3,3%.  Схожая  ситуация  с  представленностью  женщин  в

 

технических 

 

 

239 

Педагоги

 

и

 

инженерных  специальностях:  свыше  5,4%  ежегодно  за  период  с  2002  по  2010  гг.  по 

сравнению с мужчинами 3,1%.

 

 

Источник

: Fritsch, N.-S. (2015). At the leading edge 

 does gender matter? A qualitative study of prevailing 

obstacles and successful coping strategies in academia. 
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0011392115576527 

 

 

Обновление

 

научно

-

педагогических кадров вузов происходит за счет докторов 

по профилю и

 PhD.

 

С 2015 г. количество преподавателей пенсионного возраста 

(старше  63  лет)  с  ученой  степенью  (кандидат,  доктор  наук)  и  ученым  званием 
(доцент и профессор) сократилось на 5% и составило в 2017 г. 

4 564, 

или 11,9%

 

(

рис.

 2.4.24).

 

Обновление  корпуса  ППС  происходит  за  счет  увеличения  числа

 

докторов  по  профилю  и  докторов  PhD.

 

Так,  с  2015  г.  число  преподавателей 

с

 

ученой  степенью  PhD

 

или  доктора  по  профилю  в  вузах  выросло  в  1,6  раза 

и

 

составило 2

 062 (201

6 г. 

- 1 

737, 2015 г. 

- 1 273). 

 

 

РИСУНОК 

2.4.24. 

Численность ППС в разрезе ученой степени, чел.

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

Профессиональное  развитие  ППС  вузов  имеет  решающее  значение  для 
обеспечения  качества  высшего  образования. 

В  рамках  Национального 

исследования  ППС  вузов  в  США  90%  преподавателей  отметили  важность 
повышения  квалификации  для  собственной  карьеры  и  улучшения 
результатов  студентов.

175

  ППС  проходит  повышение  квалификации  для 

дальнейшего преподавания специализированных дисциплин на английском 
языке.

 

В

 

2017  г.  фокус  курсов  повышения  квалификации  был 

преимущественно  на  совершенствование  языковой  компетенции  для 
углубленного преподавания английского языка и дисциплины на английском 
языке  по  коммуникативной  методике  и  в  соответствии  с  международной 
практикой предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL). В 2017 г. 
на базе двух вузов (КазНУ имени аль-Фараби и КазУМОиМЯ имени Абылай 

                                                

175

 http://acue.org/quality-teaching/ 

1134

1562

1854

139

175

208

3591

3499

3251

14340

14023

13276

2015

2016

2017

Доктор философии 

PhD

Доктор по профилю

Доктор наук

Кандидат наук

 

 

240 

 

 

хана) обучение прошли 600 преподавателей, в т. ч. 300 ППС, ведущих занятия 
по  специальности  «5В011300-Биология»  и  300  ППС  педагогических  вузов, 
которые  готовят  к

 

выпуску  молодых  специалистов-учителей  со  знанием 

английского языка.

 

 

В  2017,  как  и  в  предыдущем  году

800  ППС  педагогических  специальностей 

вузов повысили свою квалификацию в АО «НЦПК «Өрлеу».

 

Наибольшее число 

слушателей  курсов  повышения  квалификации  в  2017  г.  приходится  на

 

ЮКО 

и

 

г.

 

Алматы,  т.к.  в

 

них  числится  большее  количество  ППС 

-  4 

915  и

  12 928 

соответственно

 

(рис. 2.4.25

).

 

 

 

РИСУНОК 

2.4.25. 

Численность преподавателей вузов, прошедших повышение квалификации, чел.

 

 

Источник: АО «НЦПК «Өрлеу»

 

 

 

Важным направлением обеспечения качественной подготовки кадров в

 

рамках 

ГПИИР  является  сотрудничество  с  учеными  из  зарубежных  вузов

В

 

2017  г. 

11 

базовых

 

вузов

 

ГПИИР на основе  соглашений о  сотрудничестве посетили

  199 

ученых  из  США,  Швеции,  Польши,  Великобритании,  России,  Малайзии,  Турции 
и

 

ряда  других  стран

С  помощью

 

зарубежных  экспертов

 

и

 

работодателей 

разработаны  и  утверждены  24  инновационные

 

студентоориентированные 

образовательные 

программы. 

Программы 

предусматривают 

гибкие 

образовательные  траектории  в  соответствии  с

 

потребностями  конкретных 

проектов  ГПИИР  и  производства.  Кроме  того,  ученые  из

 

зарубежных  вузов

-

партнеров  читали

 

лекции

осуществляли  научное

 

руководство

 

дипломными 

работами и диссертациями.

 

36

44

40

57

54

47

57

94

40

44

3

47

28

53

143

13

45

50

60

55

66

52

60

53

55

55

10

50

24

75

72

18

0

20

40

60

80

100

120

140

160

2016

2017

 

 

241 

Педагоги

 

В  рамках  привлечения  зарубежных  специалистов  в  топ

-

менеджмент  вузов 

 

в  23  казахстанских  вуза  приглашены  26  зарубежных  специалистов,

 

которые

 

участвовали  в  разработке  образовательных  программ,  проведении  семинаров, 
конференций

 

и

 

лекций.

 

К  примеру,  в

 

ТарГУ  им.  М.Х.  Дулати  совместно 

 

с

 

Люблинским  политехническим  университетом  (Польша)

 

разработана

 

образовательная  программа  магистратуры  «Мехатроника»,  докторантуры 
«Информационные системы и автоматизация». По результатам интервью, среди 
основных  причин  привлекательности  Казахстана  для  работы  зарубежные 
специалисты  отметили  возможность  внести  свою  лепту  в  развитие  системы 
высшего  образования,  конкурентную  заработную  плату  и  местоположение 
страны

.

176

 

 

Благодаря господдержке академическая мобильность ППС вузов существенно 
выросла. 

В  2017  г

.

 

1  765  казахстанских  профессоров  и  доцентов  преподавали 

 

и

 

проводили

 

исследования  в  Южной  Корее,  США,  Германии,  Италии,  Бельгии, 

Португалии и т.д. Это в 1,5 раза больше показателя прошлого года (

1 1

91). При 

этом  стоит  отметить,  что  почти 

64% 

составил

 

ППС  из  государственных  вузов 

(рис

. 2.4.26).

 

Это  стало  возможным  благодаря  членству

 

Казахстана  в  Болонском 

процессе,  увеличению  активности  отечественных  вузов  на  международном 
образовательном  пространстве  и  поддержке  госпрограмм.  Для  педагогических 
работников  созданы  специальные  категории  при  получении  международной 
стипендии «Болашақ».

 

В

 

2017 г

присуждено 58 стипендий, из них по категории 

«научно

-

педагогические  работники на  магистратуру» 

38, «научные работники 

на

 

стажировку» 

- 20. 

 

 

РИСУНОК 

2.4.26. 

Численность ППС, выехавших для проведения занятий,

 

исследований за рубежом, чел.

 

 

Источник: Центр Болонского процесса и академической мобильности

 

 

                                                

176

 

Интервью с экспертами Назарбаев Университета.

 

749

5

180

257

1125

9

370

261

Государственные

Международные

Акционированные

Частные

2016

2017

 

 

242 

 

 

Заработная плата преподавателя вуза выше остальных уровней образования.

 

В

 

2017  г

преподаватель  вуза  получал  на  19,4%  больше

 

учителя  в  системе 

начального, основного и общего среднего образования

 

(

рис. 2.4.27

).

 

Это может быть 

также  одной  из  причин  большей  привлекательности  вуза  для  мужчин 
по

 

сравнению  с  остальными  уровнями  образования  (36%).  Заработная  плата 

преподавателя вуза

 

увеличилась с 2015 г. на 30%.

 

Тем не менее заработная плата 

ППС  несоизмерима  с  их  рабочей  нагрузкой.  Учебная  нагрузка  составляет  от  20 
до

 25 

контактных часов в неделю, что не оставляет дополнительного времени для 

исследовательской  деятельности  и  социального  вовлечения  (США 

12  часов 

в

 

неделю).

 

 

 

РИСУНОК 2.4.27.

 

Заработная

 

плата в системе образования, тг.

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 
 

 

136 662

114 357

114 445

133 538

109 233

108 510

105 463

87 221

83 377

Преподаватель вуза

Преподаватель в системе 

спец.образования

Учитель школы

2017

2016

2015

 

 

243 

Педагоги

 

Выводы

 

и рекомендации

 

 

 

Со стороны государства и МИО многое сделано для улучшения социального 
положения  педагога  и  повышения  его  статуса  (повышение  зарплаты 
и

 

стимулирующих  выплат,  планы  по  сокращению  нагрузки,  изменению 

механизма аттестации и др.). Кардинальному повышению общественного 
имиджа  профессии  педагога  препятствуют  неконкурентоспособность 
зарплаты, особенно в начале карьеры, высокая текучесть среди молодых 
специалистов, высокая доля педагогов без категории.

 

 

 

В  целях  привлечения  и  удержания  квалифицированных  кадров, 
обеспечения возможности профессионального развития для педагогов на 
всех уровнях образования необходимы дополнительные меры:

 

 

повышение статуса педагогов ДВО до уровня учителей начальных классов;

 

 

увеличение дифференциации в оплате за квалификационную категорию;

 

 

включение в льготную категорию лиц для получения места в детсады;

 

 

предоставление компенсации на методическую литературу; 

 

 

рассмотрение вопроса о льготной пенсии по выслуге

 

лет (опыт России), др.

 

 

 

В  условиях  автономии  вузов  актуален  поиск  дополнительного 
финансирования,  возможного  за  счет  предоставления  обучающих, 
исследовательских  или  консалтинговых  услуг.  Перед  ППС  стоит  задача 
приобретения  и  совершенствования  навыков  установления  контактов 
(нетворкинг),  поиска  финансирования  и  постоянного  саморазвития, 
владения английским языком.

 

 

 

Учебная  нагрузка  преподавателей  составляет  800  часов  в  год,  что  не 
оставляет  дополнительного  времени  для  их  исследовательской 
деятельности  и  социального  вовлечения.  Согласно  ст.  9

 

Закона  РК 

 

«О  науке»  для  ППС  научная  деятельность  наряду  с  учебной  является 
обязательной.  Важно  проведение  масштабного  или  институционального 
исследования  «самочувствия»  преподавателя  и  его  загруженности 
в

 

условиях автономии вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz