НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 10

 

 

147

Таблица 13.4.2 

— Рассмотрение документов ГЭЭ по Департаментам экологии 

№ 

п/п

Наименование экспертных 
подразделений областей/
городов

Количество 

рассмотренных 

документов

Количество не-

согласованных 

документов

% несогла-

сованных от 

поступивших 

материалов

1

МООС РК

622

112

18,0

2

Иртышский ДЭ

777

243

31,3

3

Есильский ДЭ

425

93

21,9

4

Балхаш-Алакольский ДЭ

968

84

8,7

5

Тобыл-Торгайский ДЭ

951

165

17,3

6

Жайык-Каспийский ДЭ

1474

270

18,3

7

Нура-Сарысуйский ДЭ

171

57

33,3

8

Арало-Сырдарьинский ДЭ

505

27

5,3

9

Шу-Таласский ДЭ

779

212

27,2

Итого

6672

1263

18,9

Среди рассмотренных материалов проекты хозяйственной деятельности с раз-

делами ОВОС и ООС; проекты нормативов ПДВ, ПДС, НОО; проекты градострои-
тельного характера, схем, в т.ч. согласования отводов земельных участков; проек-
ты ТЭО и ТЭР—на получение инвестиций; проекты контрактов на недропользова-
ние и документации, обосновывающие требования к новой технике, технологиям, 
материалам и веществам.

Из рассмотренных проектов наиболее значимыми являются:
—ОВОС для «Первой нитки линейной части газопровода Казахстан-Китай». 

ТОО «Азиатский газопровод»;

—ОВОС проекта «Объединенный гидроузел «Достык» на р.Хоргос с подключе-

нием магистральных каналов в Панфиловском районе Алматинской области;

—ОВОС на проект «Контррегулятор Мойнакской ГЭС на р. Чарын»; 
—Корректировка НРО для КНГКМ и экспортного трубопровода КПК-Большой 

Чаган-Атырау на 2010 г; 

—проект Закона РК «О космической деятельности»; 
—ОВОС при строительстве и эксплуатации плотины и Бестюбинского вдхр. 

Мойнакской ГЭС; 

—ОВОС к проекту «2-я очередь второго этапа строительства нефтепровода Ка-

захстан-Китай. Участок Атасу-Алашанькоу. Строительство и реконструкция  НПС 
11, НПС 9 и узла учета нефти Алашанькоу;

—проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законода-

тельные акты РК по вопросам лесного хозяйства, животного мира и ООПТ».

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

148

—проект «Контррегулятор Мойнакской ГЭС на р. Чарын»;
—Рабочий проект «Расширение ТЭЦ» АО «ССГПО» новым энергоблоком мощ-

ностью 63 Мвт, ст № 6.;

—проект ПП РК «Об утверждении Программы модернизации и развития ЖКХ 

до 2020 г.;

—«ПредОВОС к ТЭО строительства производства аммиака и карбамида в г. 

Актау Мангистауской области».

По бюджетной программе 015 «Проведение ГЭЭ стратегических, трансгранич-

ных и экологически опасных объектов» плановый показатель выполнен. В 2010 г. 
внештатными экспертами было рассмотрено 55 проектных материалов, [46].

13.5 Государственная экологическая политика и экологические 

программы

Целью деятельности МООС в среднесрочном периоде является снижение уров-

ня загрязнения ОС, обеспечение ООС и экологической безопасности в соответст-
вии с международными стандартами, стабилизация качества ОС, создание основ 
перехода к УР общества.

Для решения указанных проблем в качестве первого стратегического направ-

ления выделена стабилизация и улучшение качества ОС. Это в первую очередь 
подразумевает снижение эмиссий в ОС, дальнейшее реформирование экологиче-
ского законодательства, направленное на его систематизацию и повышение дей-
ственности в соответствии с Экологическим кодексом, отвечающее современным 
требованиям международного законодательства в области ООС.

Одним из основных экологических приоритетов Казахстана является укрепле-

ние региональной безопасности и основным направлением действий по нему будет 
обеспечение мониторинга и превентивного реагирования на экологические угрозы. 

Прежде всего, это касается экологической катастрофы Аральского моря—ти-

пичной модели угрозы региональной безопасности. Аналогичные региональные 
катастрофы могут произойти в Каспийском регионе и в других региональных бас-
сейнах крупных рек и озер.

Кроме того, КУР на 2007—2024 годы, закрепляется, что обеспечение устойчи-

вого экономического развития Казахстана будет осуществлено путем поддержки 
экологически эффективного производства энергии, включая использование ВИЭ и 
вторичного сырья. 

МООС РК разработан План действий по разработке программы внедрения тех-

нологий очистки промышленных газов, их утилизации и получения углеродного 
топлива и химического сырья.

ПП РК от 10.09.10 г. № 924 утверждена отраслевая Программа «Жасыл даму 

на 2010-2014 годы», на реализацию которой предусмотрено 161,714 млрд. тенге, 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

149

в т. ч. из республиканского бюджета 93,76 млрд. тенге [46]. В рамках оптимиза-
ции действующих программных документов в Программу интегрированы: КЭБ на 
2004-2015 годы; Концепция развития и размещения ООПТ РК до 2030 г; «ПРООС 
РК на 2008—2010 гг»; «Программа по сохранению и рациональному использова-
нию животного мира и развитию сети ООПТ до 2010 г.». В ходе выполнения дан-
ной программы планируется выполнение 42 НИР, в рамках научного обеспечения 
ООС и в Плане мероприятий предусмотрено: 

—развитие «зеленой экономики»: внедрение чистых технологий и создание 

системы ресурсосбережения; применение мер по энергоэффективности и энергос-
бережению;

—снижение антропогенного воздействия на компоненты ОС и здоровье насе-

ления: повышение качества атмосферного воздуха; снижение загрязнения водных 
ресурсов; уменьшение образования и создание системы обращения с отходами 
производства и потребления; ликвидация «исторических» загрязнений;

—сохранение и восстановление природных экосистем: создание условий для 

перехода к УР; предотвращение изменения климата и адаптация; предотвращение 
опустынивания и деградации земель;

—сохранение и устойчивое использование животного мира: организация учета 

и меры по стабилизации численности редких и исчезающих видов диких копытных 
животных и сайгаков; охрана и воспроизводство животного мира; научные иссле-
дования в области сохранения генофонда животного мира; организация учета и 
меры по стабилизации запасов водных биологических ресурсов. 

—развитие системы ООПТ : развитие экологического туризма на ООПТ.
—сохранение и воспроизводство лесов, рациональное их использование, озе-

ленение населенных пунктов: охрана лесов от пожаров, незаконных порубок и 
других нарушений лесного законодательства, защита их от вредителей и болезней; 
воспроизводство лесов и лесоразведение; создание защитных насаждений на по-
лосах отвода железных и автомобильных дорог; создание зеленых зон населенных 
пунктов и их озеленение; лесоохотустройство и лесохозяйственное проектирова-
ние.

—реабилитация зон экологического бедствия и территорий, подверженных ра-

диационным, химическим, биологическим загрязнениям: обеспечение радиацион-
ной безопасности и восстановление ОС, передача земель в народное хозяйство; 
комплексное решение экологических проблем Аральского региона; мероприятия 
по оказанию медицинской реабилитации загрязненных территорий.

—развитие и совершенствование системы управления качеством ОС: совер-

шенствование и реализация законодательных механизмов управления; развитие 
международного сотрудничества; развитие экономических инструментов ООС и 
природопользования; научное обеспечение ООС и природопользования; развитие 
системы мониторинга ОС и природных ресурсов; формирование информационных 
систем, экологическое образование, просвещение и повышение информированно-
сти населения [46].

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

150

В рамках отраслевой Программы «Жасыл даму» на 2010—2014 г. предусмотре-

на реализация мероприятия «Строительство комплекса по очистке промышленных 
газов системы Борисенко А. В. на АО «АрселорМиттал Темиртау». 

Для восстановления природной среды проводится реализация проектов по 

строительству, реконструкции и модернизации систем водоотведения и канали-
зационных очистных сооружений. Осуществляется реализация 7 инвестиционных 
проектов на общую сумму 4,873 млрд. тенге.

Предусмотрена реализация проекта «Очистка водоемов (оз. Щучье, Боровое, 

Карасу) ЩБКЗ» на 2,8 млрд. тенге, завершение разработки ПСД по «Строительст-
ву комплекса полной биологической очистки СВ в г .Тараз».

 Для приостановления деградации природной среды, ликвидации «историче-

ских» загрязнений в 2010 г. была запланирована разработка и проведение госу-
дарственной вневедомственной экспертизы ПСД по очистке ПВ от загрязнения 
шестивалентным хромом в зоне, примыкающей к р. Илек в Актюбинской области 
на 32 млн. тенге .и реализацию проекта по очистке почвенного покрова в г . Шым-
кенте от загрязнения свинцом

В 2011 г. планируется реализация проекта «Очистка подземных вод от загряз-

нения шестивалентным хромом в зоне, примыкающей к р. Илек в Актюбинской 
области» на сумму 880,3 млн. тенге [44].

В целях осуществления мероприятий по предупреждению загрязнения шельфа 

Каспийского моря и прилегающих территорий в Плане мероприятий по реализа-
ции отраслевой Программы «Жасыл даму» на 2010—2014 годы предусмотрено 
создание в г. Актау НИИ по проблемам Каспийского моря; ликвидация  нефтяных 
амбаров в зоне подтопления на нефтяных месторождениях; создание и внедрение 
информационной системы «Гео-информационные системы—Каспийское море».

Продолжена работа по обеспечению сопровождения Единой информационной 

системы ООС РК (ЕИС ООС). Проведена опытная эксплуатация ЕИС ООС с уча-
стием 8-ми крупных природопользователей, участвующих в опытной эксплуатации 
системы. Внедрено программное обеспечение «Лицензия» в КЭРК МООС для вы-
дачи лицензий в электронном варианте. 

Вторым стратегическим направлением является создание механизмов перехо-

да РК к УР.В связи с принятием ЗРК «О ратификации КП к РКИК ООН» от 
26.03.09 г № 144-IV разрабатываются проекты нормативных правовых актов в 
реализацию норм КП .

В МООС образован Департамент КП, который является ответственным за ре-

ализацию РКИК ООН, а также рассматривает вопрос о возможности и последст-
виях ратификации КП, вырабатывает предложения по формированию политики 
по эффективному и рациональному использованию возобновляемых ресурсов и 
источников энергии, и «прорывным» технологиям.

В июле 2010 г. подписана «Программа действий в рамках партнерства между 

МООС РК и Федеральным министерством ОС, охраны природы и безопасности 
ядерных реакторов ФРГ в области ООС»., которая предусматривает создания ре-
естра ПГ и проведение мониторинга соблюдения установленных лимитов, при-
влечение германского опыта по мониторингу, отчетности, верификации в системе 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

151

торговли Германской и Европейской бирж; строительства завода по переработке 
и утилизации СОЗ и пестицидов на основе партнерства с германским заводом 
«ENVIO», обмен опытом санации водных объектов в туристских зонах.

Еще одним экологическим приоритетом являются меры по обеспечению эколо-

гической безопасности трансграничных перевозок, с обсуждением «надлежащего 
управления в пунктах пересечения границ, повышения безопасности надземного 
транспорта и облегчения международного автомобильного и железнодорожного 
сообщения в регионе ОБСЕ».

В соответствии с государственной программой «Путь в Европу» на 2009—

2011 г одним из важных приоритетов председательствования Казахстана в ОБСЕ 
является развитие транзитно-транспортного потенциала участников Организации, 
где РК может сыграть роль трансконтинентального и транзитного моста между 
Европой и Азией, цель которого—усовершенствование транспортного сообщения 
в регионе ОБСЕ путем создания благоприятных условий для международных на-
земных перевозок между Западом и Востоком.

Основными приоритетами данной Программы являются:
—наилучшая практика и надлежащее управление в пунктах пересечения гра-

ниц и таможенных процедурах, 

—развитие международного транспорта и приграничной деятельности с осо-

бым вниманием к специфическим потребностям развивающихся стран, не имею-
щих выхода к морю, 

—обеспечение безопасности международных перевозок, включая борьбу с 

транснациональной преступностью, терроризмом и торговлей взрывчатыми веще-
ствами и людьми, 

—влияние перевозок на ОС и безопасность.
Казахстан активно участвует в международной деятельности, направленной 

на предотвращение изменения климата и смягчения его последствий и это на-
правление являлось экологическим приоритетом в период председательствования 
Казахстана в ОБСЕ. 

8—12 ноября 2010 в г. Бангкок (Таиланд), состоялось 22-е совещание Сторон 

Монреальского протокола по ОРВ на котором принято соглашение продолжить 
работу по присоединению РК к нижеуказанным Протоколам с целью выполнения 
обязательств по ратифицированным конвенциям в т.ч. к протоколам КТЗВ ЕЭК 
ООН: Протокол о летучих органических соединениях, Протокол о стойких органи-
ческих загрязняющих органических веществах, Протокол о сокращении выбросов 
серы,Протокол по борьбе с подкислением серы, эвтрофикацией и скоплением озо-
на в приземном слое атмосферы, Протокол относительно регулирования выбросов 
окислов азота, Протокол о дальнейшем сокращении выбросов серы. По Монрель-
скому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой: Копенгагенская 
поправка, Монреальская поправка, Пекинская поправка.

В рамках реализации Программы по развитию нефтегазового сектора в Респу-

блике Казахстан на 2010—2014 г. предусматривается:

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

152

—создание, внедрение и развитие интегрированной информационной систе-

мы «Единая государственная система управления недропользованием РК» (ИИС 
ЕГСУ НП РК);

—проведение анализа работы ЦКР для выработки рекомендаций по улучше-

нию, повышению эффективности системы регулирования и контроля рациональ-
ной разработки недр;

—реконструкция и модернизация Атырауского НПЗ, Шымкентского НПЗ 

(ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс»), Павлодарского НХЗ;

—совершенствование технологии добычи и переработки нефти, минимизация 

выбросов ЗВ в ОС.

—развитие и совершенствование транспортной и прибрежной инфраструкту-

ры;

—совершенствование и развитие нормативных правовых актов и техническое 

регулирование отрасли. 

Большую часть Программы занимает раздел по ООС. В нем предусмотрено:
—строительство Северо-Каспийской экологической базы реагирования на раз-

ливы нефти в районе п. Дамба Атырауской области; 

—проведение исследовательских работ по предупреждению нефтяных разли-

вов и по реагированию на них в море и внутренних водоемах РК ;

—разработка мер по энергосбережению и ООС;
—развитие науки и инжиниринга в нефтегазовой отрасли [48].
Программа развития перспективных направлений туристской индустрии РК на 

2010—2014 г. предусматривает УР индустрии туризма для формирования конку-
рентоспособного туристского продукта и повышение привлекательности Казахста-
на как туристского направления. В ней большое место отведено развитию экоту-
ризма в Казахстане. [49]. в г.Алматы с 2005 г. действует Информационный Ресур-
сный Центр Экологического туризма; создаются гостевые дома; действуют ГНПП.

Для УР Казахстана ПП РК № 1052от 12.10.10 г. утверждена Программы по раз-

витию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010—2014 г. 
целью, которой является: развитие конкурентоспособного АПК, обеспечивающего 
продовольственную безопасность, увеличение экспорта продукции, а в мероприя-
тия включены совершенствование технологий и методов производства сельхозпро-
дукции, сохранение биоразнообразия и охрана ОС [50].

В 2010 г в рамках реализации «Стратегического плана МИиНТ РК на 2010—

2014 г», было предусмотрено обследование 1900 нефтяных скв. в пределах КСКМ 
и в зоне затопления Каспийским морем и 11000 скв. на суше по всей республике 
[51].

Из 1900 скв. в зоне затопления Каспийским морем выявлены и обследованы 

1900 скв., из них 638 скв. сняты из общего количества обследованных, из ко-
торых 602 скв. находятся в эксплуатации и по 36 скв. устья не обнаружены на 
местности. В связи с этим, актом приемки межведомственной комиссии приняты 
1262 скв., в том числе 110 скв. аварийных, из них 89—по Атырауской области, 
21—по Мангистауской области. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

153

Из 11000 скв. расположенных на суше выявлено и обследовано 9046, из них 

502 сняты из общего количества обследованных., из которых 100 находятся в 
эксплуатации и по 402 скв. устья не обнаружены на местности. В связи с этим, 
актом приемки межведомственной комиссии приняты 8544 скв., из них 344 ава-
рийные. 

При выполнении работ по обследованию проведена инвентаризация скважин, 

находящихся с выявлением их балансовой принадлежности, осмотр технического 
состояния и составлен Кадастр скважин. По результатам работ по обследованию 
нефтяных скважин определено дальнейшее направление работ по ликвидации вы-
явленных 344 аварийных скважин, не относящихся к контрактным территориям 
недропользования.

В 2011 г. предусмотрено ликвидация 3 нефтяных скв. в зоне затопления Ка-

спийским морем в Мангистауской области, на общую сумму 268,8 млн. тг. по 
стоимости ликвидации 1 скважины 89,6 млн. тг. Однако, проведенными работами 
по обследованию нефтяных скважин, расположенных в пределах КСКМ и в зоне 
затопления морем в 2010 г. не обнаружены аварийные скважины требуемой степе-
ни опасности и сложности проведения ликвидационных работ и соответствующей 
плановой стоимости ликвидации [51].

По  ликвидации и консервации самоизливающихся гидрогеологических скважин 

за 2010 г. проведено обследование 3128 самоизливающихся гидрогеологических 
скважин. По результатам обследовании гидрогеологических скважин составлен 
кадастр, который включает в себя краткую геолого-гидрогеологическую   харак-
теристику по скважине, её местоположение, целевое назначение, хозяйственная 
принадлежность, кем пробурена и источник финансирования бурения, наличие 
права недропользования, техническое состояние скважины и её конструкция [51].

Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) является финансовым механизмом для 

следующих конвенций: Конвенции о биологическом разнообразии; РКИК ООН; 
Стокгольмская конвенция по СОЗ; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием; 
сотрудничает с Монреальским протоколом по веществам разрушающим озоновый 
слой для поддержки стран с переходной экономикой.

 Заявки, прошедшие обсуждение и получившие одобрение Операционного от-

ветственного лица для разработки и подачи работ в Казахстане в рамках ГЭФ 5 
(2010—2014 гг.) [43] явились:

По сохранению биоразнобразия—Программа малых грантов ГЭФ, внедрение 

вопросов сохранения биоразнообразия в работу нефтегазового сектора Казахста-
на.

По изменению климата—Программа малых грантов ГЭФ, энергоэффектив-

ность  в индустрии, Программа устойчивых городов Казахстана.

По деградации и земель—Программа малых грантов ГЭФ, комплексное управ-

ление природными ресурсами в бассейне реки р. Урал: РФ и РК, Устойчивое 
управление природными ресурсами в Иле-Балхашском бассейне.

По другим тематикам—экономические  механизмы оценки для улучшения 

принятия решений и управления выполнения обязательств в рамках глобальных 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

154

экологических соглашений, безопасное управление медицинскими отходами в Ка-
захстане с целью сокращения выбросов диоксина и ртути [43].

В 2010 г. закончилось действие Программы по сохранению и рационально-

му использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети ООПТ до 
2010 г. целью которой являлось сохранение и рациональное использование водных 
ресурсов, животного мира, развитие сети ООПТ [50].

Общенациональный план, одной из основных задач в области ООС и природо-

пользования, ставит создание условий для устойчивого и рационального исполь-
зования водных ресурсов, животного мира, ООПТ. В рамках указанного плана 
разработана и была разработана Программа по рациональному и эффективному 
использованию природных ресурсов, путем создания условий для перехода к УР 
на основе баланса экономических, социальных и экологических аспектов повыше-
ния качества жизни населения.

Основной целью Третьего стратегического направлении я работы МООС РК 

является обеспечение гидрометеорологической и экологической безопасности и 
совершенствование гидрометеорологического и экологического мониторинга. Ве-
дение мониторинга поручено РГП «Казгидромет».

Национальная гидрометеорологическая служба (НГМС) РК является единст-

венным органом, осуществляющим выпуск экстренной информации—штормовых 
предупреждений и оповещений об опасных гидрометеорологических явлениях в 
Казахстане, а также о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды 
и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью 
граждан и наносить ущерб окружающей среде [44].

В рамках обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности 

для развития государственной системы гидрометеорологических наблюдений и 
сети наблюдений за состоянием ОС в 2010 г. начаты СМР по Республиканскому 
учебному центру по гидрометеорологии (далее—РУЦГ) в пос. Жибек Жолы Ар-
шалинского района Акмолинской области. 

Создан автоматический уровенный пост на р. Иле-Добынь Алматинской обла-

сти. Проведены переносы МС Аркалык Костанайского ЦГМ, МС Туркестан Юж-
но-Казахстанского ЦГМ, МС Аральское море Кызылординского ЦГМ, МС Жаксы 
Акмолинского ЦГМ. Произведен перенос МС и ГП в п.Акжар Алматинского ЦГМ.

Завершены СМР служебного здания и моста ГП р. Шелек—выше впадения в 

Бартогайское вдхр. ЦГМ г.Алматы. Производится перенос МС Петропавловск в 
с. Бишкуль СКО и открытие новой МС Степняк Акмолинской области. Проведена 
организация лаборатории по поверке экологического оборудования [44].

В 2010 г. приобретены атомно-абсорбционный спектрометр МГА-915 м и ин-

верторы для бесперебойной работы автоматических экологических постов, также 
проведена работа по повышению энергоемкости сетей электроснабжения в связи с 
возросшим объемом работ по ведению фонового мониторинга. Однако недостаточ-
ность выделенных финансовых средств позволяют провести только техническое 
перевооружение сети наблюдений.

На 2011 г. планируется завершение строительства РУЦГ; приобретение ад-

министративного здания Северо-Казахстанскому ЦГМ; материалов для создания 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

155

служб средств измерений на базе РУЦГ; оборудования для создания двух снего-
мерных маршрутов; создание 7 новых гидропостов; оборудования для дооснаще-
ния и технического перевооружения государственной сети наблюдений.

Для совершенствования системы организации и управления НГМС Р К в 2010 г. 

в качестве поверочной лаборатории аккредитована лаборатория ДГП «Центр ги-
дрометеорологического мониторинга» г. Алматы РГП «Казгидромет». Проведены 
курсы повышения классификации для наблюдателей снегомерных маршрутов 
(г. Алматы) и для гидрологов на гидропосту Дубунь Алматинской области [44].

В 2010 г. для подготовки прогностической, режимно-справочной гидрометео-

рологической, агрометеорологической, аэрологической информации гидрометеоро-
логический мониторинг проводился на 259 метеостанциях, 291 гидрологических 
постах, 185 агрометеорологических пунктах наблюдений, 8 аэрологических стан-
циях, 2 снеголавинных станциях и 20 снегомерных маршрутах. 

Ежедневно составляются прогнозы погоды по областям и городам Казахстана 

разной заблаговременности, а также сезонные прогнозы и прогнозы по запросу 
центральных государственных органов. Составляются гидрологические прогнозы. 
Выдаются морские и агрометеорологические прогнозы и прогнозы неблагоприят-
ных метеорологических условий загрязнения воздушного бассейна. Заблаговре-
менность штормовых предупреждений об опасных и стихийных гидрометеорологи-
ческих явлениях составила 48 часов.

Для обеспечения государственных органов и населения информацией о состоя-

нии загрязнения при наблюдений за состоянием ОС определяются 16 показателей 
ЗВ в атмосферном воздухе, 45 показателей ЗВ в водных объектах, 5 показателей 
ЗВ в почве. В 2011 г. планируется расширение спектра показателей ЗВ в атмос-
ферном воздухе до 17 показателей, в почве—до 6 показателей, увеличение еще 1 
пункта наблюдений  за качеством поверхностных вод [44].

Обеспечение НГМС новым и современным оборудованием, методиками в ко-

нечном итоге улучшит деятельность погодозависимых отраслей экономики, снизит 
угрозу жизни населения и ущерб экономике страны от погодно-климатических 
явлений.

Для повышения качества гидрометеорологического и экологического монито-

ринга необходимо разработать методику гармонизации стандартов качества ОС 
ввиду ее отсутствия. Также для стабилизации и улучшения качества окружающей 
среды необходимо усилить взаимодействие с местными исполнительными и заин-
тересованными государственными органами, в части утилизации отходов. Вслед-
ствие слабого развития малого и среднего бизнеса в части переработки отходов и 
отсутствия технологий по их переработке необходимо разработка новых методик 
и технологий переработки отходов производства и потребления, а также привле-
чение бизнеса в их переработку. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

156

13.6 Финансирование природоохранной деятельности 

и природоохранные мероприятия

По данным АС РК в 2010 г. в РК на ООС и рациональное использование при-

родных ресурсов предприятиями и организациями всех форм собственности было 
использовано 140,98 млрд. тг., инвестиций, что в 1,37 раза больше чем в 2009 г. 
(102,3 млрд. тг.) [44].

Затраты на капитальный ремонт основных средств по ООС в 2010 г. состави-

ли 15,75 млрд. тг., что на 7,22 млрд. тг., больше чем в 2009 г. Текущие затраты 
на ООС предприятиями всех форм собственности составили 99,65 млрд. тг. На 
рисунке 13.6.1 представлены данные динамики по затратам на ООС и ремонт ос-
новных средств по ООС в РК [46].

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Затраты на капитальный ремонт основных средств по охране окружающей среды
Текущие затраты на охрану окружающей среды

Рисунок 13.6.1 

— Затраты на охрану окружающей среды в РК в 2010 г.

Инвестирование ПМ осуществлялось : на охрану АВ—46,92 млрд. тг. (33,28% 

от республиканского объема); на охрану и рекультивацию почвы, воды и ПВ—
20,59 млрд. тг. (14,6%); на очистку СВ—29,676 млрд. тг. (21,04%); на обраще-
ние с отходами—34,79 млрд. тг. (24,67%) [44].

Наибольшую долю в республиканском объеме инвестиций на ПМ от предприя-

тий и организаций занимают Атырауская (25,96%), Карагандинская (16,54%), Пав-
лодарская (10,7%), Мангистауская (9,7%), ВКО (9,3%). Крайне незначительные 
объемы инвестиций направлялись на ООС в Жамбылской (0,65%), Акмолинской 
(0,43%) областях и в г. Астана (0,21%), рисунок 13.6.2, приложение 13.2 [44].

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

157

Атырауская

26%

ВКО

9%

СКО

1%

Павлодарская

11%

ЮКО

1%

Мангистауская

10%

Кызылординская

3%

Акмолинская

0,43%

г. Алматы

4%

г. Астана

0,21%

Актюбинская

8%

Алматинская

1%

Карагандинская

17%

Костанайская

7%

ЗКО

1%

Ж амбылская

0,65%

Рисунок 13.6.2 

— Затраты на охрану окружающей среды по регионам в 2010 г.

По данным АС РК в 2010 г. по республике введены в действие сооружения для 

очистки СВ на 1,059 млн. м

3

/сут., что больше чем в 2009 г. (1,015 млн. м

3

/сут-

ки). Более чем 12 раз по сравнению с 2009 г. возросли объемы систем оборотного 
водоснабжения, достигнув 360,2 тыс. м

3

/сутки. В 2010 г. только в Павлодарской 

области введены в действие установки по улавливанию и обезвреживанию ЗВ из 
отходящих газов, объемом 1,4 млн. м

3

/час. Следует отметить, что в 2009 г. новых 

установок по улавливанию и обезвреживанию ЗВ из отходящих газов в РК не вво-
дилось, приложения 13.3, 13.4. По вводу в действие сооружений для очистки СВ в 
2010 г. на Карагандинскую область приходиться 94,46% от всего объема очистных 
сооружений приложение 13.5 [44]

По данным МООС РК фактический объем поступления платежей за загрязне-

ние ОС за 3-и квартала 2010 г. составил 40377,9 млн. тг., что составляет 85,7 % 
от плана поступления платежей. По сравнению с 2009 г. наблюдается спад в 
42,4%. 

В Алматинской, Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Кызылординской 

областях и в г. Алматы и Астана наблюдается превышение фактического посту-
пления средств над плановым, в остальных же областях отмечается недопоступле-
ние средств [53].

Наибольшие поступления отмечены в Актюбинской (10456,2 млн. тг.), ЗКО 

(5998,4 млн. тг.) и Карагандинской (4841,4 млн. тг.) областях.

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

158

Незначительные поступления—в ЮКО (308,4 млн. тг.), Жамбылской (429,2 

млн. тг.) областях и в г. Алматы (363,9 млн. тг.) [53]. Поступление и расходование 
платежей за загрязнение ОС приведены в таблице приложения 13.6 и рисунке 
13.6.3.

0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

Акмо

ли

нска

я

Акт

юб

ин

ска

я

Ал

ма

ти

нска

я

Ат

ыр

ауска

я

ВК

О

Жа

мб

ыл

ска

я

ЗК

О

Караг

ан

ди

нс

кая

Ко

ст

ан

ай

ска

я

Кы

зы

ло

рди

нс

ка

я

Ма

нги

ста

уска

я

Па

вл

од

арс

кая СК

О

ЮК

О

г. А

ст

ана

г.А

лм

ат

ы

Платежи за загрязнение ОС, млн. тг.

Финансирование ПМ, млн. тг.

Рисунок 13.6.3 

— Финансирование ПМ и поступление средств в РК в 2010 г. (за 

3 квартал 2010 г.).

В 2010 г. объем средств, направляемых на финансирование ПМ, по сравнению 

с 2009 г. вырос на 0,84%. Наибольшее финансирование ПМ (более 50% от по-
ступления платежей) наблюдается в Кызылординской (110,5%), Мангистауской 
(101,3%) и Жамбылской (135,3%) областях и городах Астана (232,0%) и Алматы 
(982,6%) [53].

Анализ финансирования ПМ показывает, что основная доля поступления пла-

тежей за загрязнение ОС приходится на Актюбинскую, ЗКО и Карагандинскую 
области, т. е. регионы активной добычи углеводородов и загрязнения ОС. Вместе 
с тем, объем средств выделенных на ПМ к объему поступивших платежей за за-
грязнение ОС за период 2010 г. в этих областях является одним из самых низких: 
Актюбинская (22,0%), Карагандинская (1,9%), Западно-Казахстанская (1,6%) об-
ласти. 

По данным Налогового департамента 

Карагандинской области

 за 2010 г. по-

ступление платежей за эмиссии в ОС в бюджет области составило 8659,6 млн. тг., 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

159

что на 924,3 млн. тг. (9,7%) меньше чем в 2009 г. [48]. В 2010 г. крупными при-
родопользователями Карагандинской области было запланировано выполнение ме-
роприятий за счет собственных средств предприятий на сумму свыше 13,9 млрд. 
тенге, освоено свыше 9,8 млрд. тенге.

Ниже представлена информация о крупных ПМ выполненных в 2010 г. на пред-

приятиях 

Карагандинской области.

 Выездная Коллегия МООС РК 09.09.10 г. 

рассмотрела работу крупных природопользователей горнодобывающей отраслей 
промышленности по выполнению ПМ и подчеркнула необходимость более тща-
тельной разработки мероприятий и контроля за их выполнением в период реализа-
ции государственной программы форсированного индустриально-инновационного 
развития на 2010—2014 г. Перспективное экономическое развитие не должно 
повлечь за собой дополнительную нагрузку на ОС.

На ОФ ПО «Балхашцветмет» ТОО «Корпорация «Казахмыс» с целью недопуще-

ния загрязнения оз. Балхаш осуществлялся монтаж пульпопровода, освоено 329 
млн. тг. 

На ГРЭС ТОО «Корпорация «Казахмыс» продолжается наращивание дамб золо-

отвала (строительные работы на 1 м/год), предотвращающее загрязнение земель, 
освоено 135,1 млн. тг. 

ПО «Жезказганцветмет» ТОО «Корпорация «Казахмыс» продолжалось возве-

дение намывной дамбы обвалования хвостового хозяйства, освоено 1230 млн. тг. 

УД «Борлы» ТОО «Корпорация «Казахмыс» осуществлялось размещение 

вскрышной породы в выработанном пространстве, освоено 195,8 млн. тг.

СД АО «АрселорМиттал Темиртау» выполнен монтаж электрофильтра от бун-

керной эстакады доменной печи №4, освоено 1327 млн. тг.

На СД АО «АрселорМиттал Темиртау» осуществлена реконструкция газоо-

чистной системы за котлом № 7 ТЭЦ-ПВС (147 млн. тг.).

РУ «Казмарганец» АО «ТНК Казхром» производилось складирование вскрыш-

ных пород во внутренний отвал (рудник Тур) с уменьшением объемов складирова-
ния отходов на 350 тыс. м

3

/год, освоено 254,7 млн. тг. и использование вскрыш-

ных пород для внутренних потребностей с уменьшением объемов складирования 
отходов на 50 тыс. м

3

/год, освоено 30 млн. тг.

На ЦОФ «Восточная» УД АО «АрселорМиттал Темиртау» выполнена установ-

ка фильтра прессового отделения для обезвоживания флотохвостов и складирова-
ния их на породном отвале, освоено 395 млн. тг.

ТОО «Караганда Энергоцентр» выполнена реконструкция золоулавливающей 

установки котлоагрегата № 5 с установкой эмульгаторов конструкции Панарина 
для повышения КПД золоулавливания до 99,9%, освоено 156 млн. тг.

Помимо ПМ, выполняемых за счет собственных средств предприятий, в Ка-

рагандинской области в 2010 г за счет средств областного бюджета выполнены 
мероприятия по ООС на 117 млн. тг. Из них на строительство и реконструкцию 
канализационных систем и систем водоотведения в населенных пунктах области 
освоено 68 млн. тг., на очистку обводного канала г. Шахтинска—28 млн. тг., на 
охрану флоры и фауны области—11 млн. тг. [48].

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

160

В Павлодарской области за 2010 г поступление платежей за эмиссии в ОС в 

бюджет области составило 5645,7 млн. тг., что на 72% больше чем в 2009 г. [48].

На 2010 г крупными природопользователями Павлодарской области заплани-

ровано ПМ на сумму 13,24 млрд. тг., было выполнено на сумму 13,29 млрд. тг. 
(100,4% от плана). 

На 

АО «Алюминий Казахстана» 

в 2010 г. запланировано 16 ПМ на 

2,65 млрд. тг., выполнено на 2,85 млрд. тг (107,3% от плана), из них строительст-
во 2-х новых электрофильтров печей спекания, освоено 450,0 млн. тг.; реконструк-
ция электрофильтра печи кальцинации № 3, освоено 174,3 млн. тг.; строительство 
шламоотвала № 3, освоено 2 ,1 млрд. тг. Окончание строительства в 2011 году. 

АО «Казахстанский электролизный завод»

 на 2010 г. было запланировано 

9 ПМ на 832,2 млн. тг., освоено 933,4 млн. тг. (112,2%), из них строительство 
газоочистной установки № 4 корпуса электролиза с целью очистки отходящих 
газов и минимизация выбросов в атмосферу (снижение выбросов фторидов, пыли 
неорганической), освоено 473,8 млн. тг.; озеленение СЗЗ для 2-ой очереди завода, 
на территории 76 га высажено около 200 тыс. деревьев (тополь пирамидальный, 
карагач, лох и кустарники), освоено 356,7 млн. тг.; внедрение многократного ис-
пользования очищенных бытовых сточных вод для промышленного водоснабже-
ния, освоено 47,25 млн. тг. 

На 

АО «Павлодарский нефтехимический завод»

 в 2010 г. запланировано 

7 ПМ на 625,1 млн. тг., освоено 100% от плана, из них: произведена замена ка-
тализатора гидроочистки вакуумного газойля в реакторе Р-101/1 и Р-101/2, что 
привело к снижению содержания сернистых соединений в продукции: вакуумный 
газойль на 43%; стабильный бензин на 13%, освоено 525, млн. тг.; заменена обо-
рудования аэротенков 109-57/2 на полимерные аэраторы, что привело к уменьше-
нию взвешенных веществ на 0,1 т и избыточного ила на 0,1 т, освоено 1,25 млн. 
тг; для сокращения размещения отходов в ОС было переработано 21,42 тыс. т 
нефтешламов на установке Flottweg, вторично переработано 7068 т серы, освоено 
20,0 млн. тг. [48].

Аксуский завод ферросплавов

—филиал ОАО “ТНК “Казхром” в 2010 г . за-

планировано 20 ПМ на 1,37 млрд. тг., выполнено на 1,5 млрд. тг. (110,9% от 
плана), основные: ведется реконструкция газоочисток цеха № 4, снижение выбро-
сов пыли в атмосферу с 2016 г, освоено 45,5 млн. тг.; реконструкция газоочисток 
цеха № 61, что приведет к снижению выбросов пыли в атмосферу с 2013 г.на 250 
т/год, освоено 65,8 млн. тг.; в целях исключения попадания остатков сырья в 
грунт и исключения загрязнения грунтовых вод было забетонирована 4600 кв.м. 
площадки зачистки остатков сырья ЖД пути № 52 и бетонировка приямков скла-
да, освоено 16,8 млн. тг.; для сокращения размещения отходов в ОС было перера-
ботано 1,125 млн. т шлака феррохрома, освоено 1,14 млрд. тг.

ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 имени Булата Нуржанова»

 в 2010 г. было 

запланировано 12 ПМ на 1,27 млрд. тг., выполнено на 1,33 млрд. тг. (104,6%). Ос-
новные мероприятия: реконструкция системы золоулавливания с установкой элек-
трофильтров нового поколения на энергоблок № 5 приведет к снижению выбросов 
золы в атмосферу на 8000 т/год, освоено 1,05 млрд. тг.; реконструкция системы 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

161

золоулавливания с установкой электрофильтров нового поколения и монтаж на 
энергоблоке № 3, освоено 211,13 млн. тг.; выполнено строительство накопителя 
твердых промышленных и бытовых отходов, освоено 30,0 млн. тг. 

ТОО «Богатырь Комир»

 в 2010 г. планировалось 13 ПМ на 1,7 млрд. тг., 

выполнено мероприятий на 1,36 млрд. тг. (80,8%). Из них основные мероприя-
тия: комплекс мероприятий по снижению интенсивности окислительных процес-
сов горючих паров внутренней вскрыши при размещении на отвалах, в том чи-
сле приобретение уплотнителя грунта, снижение выделения на 2727,5 усл. т/год 
газообразных ЗВ при складировании внутренней вскрыши, освоено 190,6 млн. 
тг.; приобретен бурстанок с сухим пылеулавливанием для снижения на 25,3 усл. 
т/год пылеобразования при буровых работах, освоено 150,1 млн. тг.; санитарная 
отработка разреза «Северный» (участки 1, 2, 3, 4) приведет к снижению объемов 
вскрышных пород в количестве 19,9 млн. т/год (5,93 млн. м

3

) размещения на 

внешних отвалах, освоено 906,7 млн. тг. [48].

В ВКО

 за 2010 г поступление платежей за эмиссии в ОС в бюджет составило 

2220,685 млн. тг., что на 18,6% больше чем в 2009 г. [48].

УКМК ТОО «Казцинк» 

выполнена реконструкция промывной системы № 1 

сернокислотного отделения с применением современных изоляционных стекло-
пластиковых материалов, для обеспечения стабильной утилизации серосодержа-
щих газов цинкового завода на 347,9 млн. тг.

На 

Юбилейно-Снегирихинском руднике филиала Медно-химический комби-

нат ТОО «Корпорация Казахмыс»

—ПО «Востокцветмет», завершено строитель-

ство очистных сооружений шахтных вод производительностью 150 м

3

/час, метод 

очистки физико-химический с нейтрализацией шахтных вод известковым молоком 
и полиакриламидом (ПАА), доочистка хлорным железом. 

Для устранения влияния производственных объектов АО «УМЗ» на ПВ идут 

работы по проекту «Восстановление ОС г. Усть-Каменогорска», в т.ч. из-под пло-
щадки «Северного» промузла, в состав которого входят: ТОО «УК МК «Казцинк», 
АО «УМЗ», УК ТЭЦ и др. По указанному проекту на границе территории «Се-
верного» промузла будут пробурены скв. для перехвата загрязненных ПВ, кото-
рые будут направлены на глубокую очистку на станцию очистки, которая будет 
расположена на территории АО «УМЗ». Очищенные воды будут сбрасываться в 
подземный горизонт.

Данный проект финансирует Всемирный банк развития (МБРР). Разработано 

ТЭО на указанный проект. ТЭО получило положительное заключение государ-
ственной экологической экспертизы за №03-06/4151 от 08.09.05 г. АО «УМЗ» 
является координатором данного проекта.

С целью снижения техногенного воздействия на ПВ согласно плана меропри-

ятий по ООС АО «УМЗ» на 2010 г. в разделе «Охрана и рациональное использо-
вание водных ресурсов» предусмотрено мероприятие—Реконструкция карты № 1 
участка «Хвостового хозяйства», выполнение которого запланировано с января по 
декабрь 2010 г. с освоением 241,0 млн. тг. [48].

В Жамбылской области

 за 2010 г. поступление платежей за эмиссии в ОС в 

бюджет области составило 848,1 млн. тг., что на 62,5% больше чем в 2009 г. [48].

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

162

Выполнено 181 ПМ, освоено 1,55 млрд. тг., в т. ч. из республиканского бюдже-

та выполнено 5 на 406,4 млн. тг. За счет средств областного бюджета выполнено 
80 мероприятий на 746,85 млн. тг. За счет собственных средств предприятий вы-
полнено 96 мероприятий на 361,99 млн. тг. 

ТОО «Казфосфат»

 (НДФЗ) в 2010 г. выполнено 20 ПМ на 54,4 млн. тг., в т 

ч.: внедрение системы утилизации печного газа на печи № 6 (ист.0089), освоено 
10,0 млн. тг.; 18 мероприятий локального характера по исполнению выданных 
предписаний по улучшению обслуживания и доведению эффективности работы 
ПГУУ, герметизации аспирационных систем, освоено 43,1 млн. тг. 

ТОО «Таразский металлургический завод»

 (ТМЗ) проведено проектиро-

вание, монтаж и ввод в эксплуатацию отделения газоочистки (рукавные филь-
тры) для очистки отходящих газов от ферросплавных печей в цехе № 3, освоено 
100,0 млн. тг.

ОАО «Кант»

 на 4,0 млн. тг. проведены режимно-наладочные работы в котель-

ной ТЭЦ.

ТОО «Казфосфат» МУ

 проведены: замена канализационных труб от отделе-

ния БГС на бетонные лотки диаметр- 500 мм, длина 500 п/м, восстановлена хим-
защита полов на отм.0.0 отделения БГС и ЭФК-2, хранилищ серной и фосфорной 
кислот (350 м2), произведен ремонт сборной сети из карт в пруды № 1, 2. На 
мероприятия освоено 13,8 млн. тг. [48].

В ЮКО

 за 2010 г поступление платежей за эмиссии в ОС в бюджет области 

составило 456,54 млн. тг., что на 3,5% больше чем в 2009 г. [48]. На выполнение 
ПМ из собственных средств природопользователей затрачено 593,6 млн. тг., что 
более чем в 3 раза меньше чем в 2009 г. (1995,8 млн. тг.). 

АО «Шымкентцемент» 

выполнены ПМ по: установке рукавных фильтров на 

точке отгрузки цемента в автомашины, освоено 37,0 млн. тг.; установке рукавных 
фильтров на точке отгрузки цемента в ж/д вагоны, освоено 43,65 млн. тг.; уста-
новка рукавного фильтра взамен существующему электрофильтру на сушильном 
барабане №1, освоено 5,4 млн. тг.

ТОО «Водные Ресурсы-Маркетинг»

 проведена замена открытого канала на 

закрытые трубопроводы в районе очистных сооружении СВ г. Шымкента, освоено 
158,5 млн. тг. 

ТОО «Састобе-цемент»

 проведена реконструкция электрофильтра типа УГТ 

с заменой внутренней начинки на вращающейся печи №3, освоено 70,0 млн. тг. 

В Костанайской области

 за 2010 г. поступление платежей за эмиссии в ОС в 

бюджет области составило 4332,9 млн. тг., что на 62,5% больше чем в 2009 г. [48].

За счет средств предприятий выполнено ПМ на 4,8 млрд. тг., за счет областно-

го бюджета для реализации Региональной экологической Программы «ООС Коста-
найской области на 2008—2010 г.» в 2010 г. было освоено на 1,82 млрд. тг. 

На 

АО «Алюминий Казахстана»

 (КБРУ, ТБРУ) проводятся работы по разме-

щению в отработанное пространство карьера вскрышных и пустых пород с целью 
уменьшения негативного техногенного воздействия на АВ и уменьшение объемов 
размещения отходов производства в ОС. Экологический эффект—снижение объ-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz