НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 9

 

 

131

дромета—4, по постановлению финансовой полиции—2, по письму КНБ—2, по 
письму МООС РК—2, актов обследований—44 (для получения лицензии). [47]

В ЮКО

 филиалом Шу-Таласского ДЭ в 2010 г. проведено 440 проверок приме-

нения требований экологического законодательства РК. Выявлено 677 нарушений, 
выдано 474 предписания по устранению нарушений, из них 411 выполнено. 

Подвергнуто административным взысканиям: в виде административного преду-

преждения 160 юридических и физических лиц; в виде административного штрафа 
779 юридических и физических лиц на общую сумму 68,8 млн. тг., из которых 
взысканы в добровольном порядке 698 штрафов на сумму 60,8 млн. тг. [47]

По результатам проведенных проверок предъявлено 125 претензий о добро-

вольном возмещении ущерба нанесенного ОС на сумму 219,2 млн. тенге, оплачено 
109 претензий на сумму 135,55 млн. тенге. Внесено 22 иска о приостановлении 
деятельности объектов, все удовлетворены. 

В органы финансовой полиции было направлено 1 дело для возбуждения уго-

ловного производства в отношении ТОО «Азамат Гранит» по факту нанесение 
ущерба ОС в сумме 130,8 млн. тенге, возбуждено уголовное дело в отношении 
директора ТОО «Азамат Гранит».

При проверке ГКП «Жылу» установлено, что предприятие осуществляет де-

ятельность без наличия разрешения на эмиссии в ОС, т.е. предприятием произ-
водится самовольный выброс ЗВ в атмосферу. ЮКОФ Шу-Таласского ДЭ были 
направлены требования о добровольном возмещении ущерба, нанесенного ОС на 
сумму 2,56 млн. тенге. Исковые материалы по возмещению ущерба удовлетворены 
решением Южно-Казахстанского специализированного межрайонного экономиче-
ского суда [47].

За загрязнение ОС, превышение нормативов эмиссий и самовольный сброс 

со сточными водами ЗВ, без разрешения на эмиссии в ОС были предъявлены 
претензии по возмещению ущерба ГКП «Ленгер су», ГУ «Костно-туберкулезная 
больница «Балыкшы», ТОО «Стройсервис», ТОО «Ак жол», ГКП Ордабасинская 
центральная районная больница, ТОО СП «Инкай», ПК «Шымкентдорстрой», АО 
«Волковгеология (ГРЭ-5)», ТОО «Санаторий «Сарыагаш» и др. 

На територии 

Кызылординской области

 по данным Арало-Сырдарьинского 

ДЭ (АСДЭ) в 2010 г. было зарегистрировано 1426 объектов природопользования, 
из них к I категории относятся 148; II—33; III—57; IV—1188 [47].

За 2010 г. проверено 635 природопользователей, в т.ч. плановых прове-

рок—293, внеплановых—342. Общий охват подвергнутых проверке хозяйствую-
щих субъектов составил 670 природопользователей, что на 368 проверок больше, 
чем в 2009 г., количество проверок возросло в 1,8 раза. Выявлено 220 наруше-
ний природоохранного законодательства, по выявленным нарушениям выдано 581 
предписаний, из которых выполнено 494 [47].

По фактам нарушения законодательства в 2010 г. привлечено к административ-

ной ответственности 168 юридических и физических лиц на общую сумму 582,9 
млн. тенге. Из них оплачено 147 штрафов (88%) на сумму 512,0 млн. тенге. В ре-
зультате усиления контроля по сравнению с 2009 г. количество правонарушений 
сократилось на 25% .

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

132

За 2010 г. природопользователям предъявлено 11 претензий о возмещении 

ущерба на 167,7 млн. тенге, из них взыскано 8 претензий на сумму 4,9 млн. тенге. 
В судебные органы передано 35

 

материалов, в том числе 6 с приостановлением 

деятельности, 1 иск о взыскании ущерба на 214,3 тыс. тенге., 13 материалов за 
невыполнение ранее выданных предписании, 15

 

материалов о принудительном 

взыскании административных штрафов.

Проверки крупных природопользователей проводятся с участием сотрудников 

отдела лабораторного анализа и по заключениям данного отдела применяются 
соответствующие меры.

Рассмотрение программ ПЭК и проектов ОВОС природопользователей прово-

дится коллегиально, то есть с участием сотрудников всех отделов АСДЭ, на осно-
вании замечаний и предложений, на основании которых принимаются соответст-
вующие решения.

За 2010 г. в ходе рассмотрения отчетов природопользователей было выявлено, 

что в некоторых из них отсутствует информация о внутренних проверках техноло-
гического регламента, не в полном объеме расписаны анализы результатов ПЭК, 
несвоевременно и не в полном объеме предоставлены квартальные отчеты [47].

В СКО с

отрудниками Есильского ДЭ (далее-ЕДЭ) за 2010 г. было провере-

но 506 природопользователей, проведены 681 проверка по сферам деятельности. 
Выявлено 460 нарушений экологического законодательства, выдано 460 предпи-
саний. По выявленным нарушениям наложено 460 штрафов (в т.ч. 8 предупре-
ждений) на 16,6 млн. тенге, в т. ч. на юридических лиц 47 штрафов на 8,55 млн. 
тенге. Взыскано 453 штрафа на 14,2 млн. тенге, в т. ч.: 22 штрафа на 2,87 млн. 
тенге—переходящие с 2009 г., 431 штраф на 11,34 млн. тенге—наложенные в 
2010 г. Два материала по штрафам направлены в суд на принудительное взыска-
ние на сумму 4,6 млн. тенге [47].

По итогам 2010 г. в сравнении с 2009 г. произошло увеличение количества 

проверок на 173 (508—в 2009 г. 681—в 2010 г.). Количество штрафов выросло 
на 163 шт./2,66 млн. тенге. (2009 г.—289 шт./13,98 млн. тенге.; 2010 г.—
453 шт./16,6 млн. тенге.) и соответственно увеличилось количество взыскан-
ных штрафов на 192 шт./3,22 млн. тенге. (2009 г.—261 шт./10,99 млн. тенге.; 
2010 г.—453 шт./14,2 млн. тенге. 

Основная часть проверок соблюдения экологического законодательства явля-

ются комплексными. Так, из 681 проверки природопользователей: по охране АВ 
и радиационной обстановки—249; по вопросам контроля за охраной недр—2; 
охраной вод– 96; использования средств химизации—29; по вопросам контроля 
и надзора за размещением отходов производства и потребления—222; охраной 
земельных ресурсов—81; по вопросам контроля за соблюдением экологических 
требований в области охраны, воспроизводства и использования природных ресур-
сов и объектов государственного природно-заповедного фонда—2. По инициативе 
органов прокуратуры и правоохранительных органов проведено 18 совместных 
проверок, кроме того принято участие в качестве специалистов в 26 проверках с 
контролирующими органами.

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

133

За 12 месяцев 2010 г. СКФ ЕДЭ было предъявлена 61 претензия на 30,14 млн. тен-

ге., из них; взыскано в добровольном порядке 35 претензий на 5,2 млн. тенге и 
через суд 6 претензий на 5,46 млн. тенге. Итого взыскана 41 претензия на 10,66 
млн. тенге [47].

По представлению природоохранной прокуратуры произведен расчет нанесен-

ного ущерба, допущенного по вине ТОО «Титан-Север», в результате самовольной 
добычи ОПИ из карьера песка, расположенного на территории Кызылжарского 
района на 59,4 млн. тенге. По данному факту финполицией возбуждено уголовное 
дело, проводится расследование.

В Акмолинской области

 специалистами ЕДЭ было проведено 799 проверок 

(936 в 2009 г.), в том числе по сферам: по охране АВ—210, по радиационному 
контролю—2; по охране водных ресурсов—90; по охране биоресурсов—18; по 
охране недр—82; по охране земель—156; по контролю за отходами производства 
и потребления—223; по контролю за химическими отходами—18. Выявлено 645 
(426 в 2009 г.) нарушений, за 2010 г. было выдано 645 предписаний, наложено 
611 штрафов на 25,4 млн. тенге, из них взыскано 22,8 млн. тенге. Предъявлен 91 
иск на 163,3 млн. Тенге, из них взыскано 16,3 млн. тенге [47].

В г. Астана 

сотрудниками ЕДЭ было проведено 410 проверок природополь-

зователей (401 в 2009 г.), в т. ч.: по охране АВ—163; по охране водных ресур-
сов—10; по охране недр—2; по размещению отходов производства и потребле-
ния—181; по охране земельных ресурсов—26 и других—28.

Выявлено 298 (253 в 2009 г.), нарушений, в том числе в разрезе природ-

ных сфер: по охране атмосферы—153; по охране водных ресурсов—3; по охране 
недр—2; по размещению отходов производства и потребления—110; по охране 
земельных ресурсов—13 и других—17.

По результатам проверок выдано 298 предписаний (253 в 2009 г.), наложено 

297 штрафов (236 в 2009 г.), на 622,4 млн. тенге (в 2009 г.—27,7 млн. тенге), из 
них взыскано в пользу государства 33,4 млн. тенге. (в 2009 г.—10,5 млн. тенге). 
Предъявлено 22 иска (52 в 2009 г.) на 150,55 млн. тенге (в 2009 г.—169,5 млн. 
тенге), из них взыскано 96,95 млн. тенге (в 2009 г.—91,2 млн. тенге) [47].

В

 

ЗКО 

по данным Жайык-Каспийского ДЭ общее количество природопользо-

вателей составляет 6865. В 2010 г. было проведено 1700 проверок, ходе которых 
контролем были охвачены 573 природопользователей. Из них: по обращению с 
отходами—548, (32,2% от общего количества проверок); по охране АВ—457 
(26,9%); по охране водных ресурсов—267 (15,7%); по охране земельных ресур-
сов—315 (18,5%); прочие—113 (6,7%). С участием других специально-уполно-
моченных и надзорных органов осуществлено 63 проверки, или 11,0% от общего 
количества проведенных проверок.

В ходе проверок в 2010 г. выявлено 438 фактов нарушения экологического за-

конодательства, что больше чем в 2009 г. на 36,9%. Для устранения выявленных 
нарушений выдано 438 предписаний, из них исполнено 424 или 96,8%, (95,9% 
в 2009 г.). Наложено 343 административных штрафа на сумму 2,01 млрд. тенге., что 
больше чем в 2009 г. на 58,8%. Из общего числа наложенных штрафов 141 наложен 
на юридических лиц, 21 на индивидуальных предпринимателей, 22 на физических лиц 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

134

и 159 штрафов на должностных лиц. Для возмещения вреда, причиненного ОС, 59 
юридическим лицам предъявлены претензионные требования на 5,06 млрд. тенге., что 
в 108 раз больше чем в 2009 г. В суд направлено 10 исковых заявлений для возмеще-
ния ущерба на 5,02 млрд. тенге [47].

В рамках операции «Чистый воздух» совместно с транспортной инспекцией осу-

ществлены проверки соответствия фактических выбросов выхлопных газов установ-
ленным нормативам от маршрутных автобусов г.Уральска. Из 10 автобусов, работаю-
щих на дизельном топливе, привышение выявлено только в одном случае.

В IV квартале 2010 г. совместно с дорожной полицией проведена проверка на 5

 

транспортных предприятиях г. Уральска (ТОО «Урал Тех Сервис», ТОО «Пассажир-
ское автотранспортное предприятие №1», «ТОО «Экипаж Батыс», ТОО «Акжол авто» 
и ТОО «Автокомбинат») на предмет соответствия выбросов от передвижного автотран-
спорта установленным нормативам. В ходе проверки 61 автотранспортного средства 
превышение ПДК ЗВ выявлено в выбросах у 10. За данное нарушение к администра-
тивной ответственности привлечено 10 физических лиц на общую сумму 28,3 тыс. 
тенге. и 3 юридических лица на 63,6 тыс. тенге.

В октябре 2010 г. проведена плановая проверка соблюдения экологического зако-

нодательства в войсковых частях военного полигона «Капустин Яр», дислоцирующихся 
на территории ЗКО (в/ч 52910, 15480, 45174). По результатам проверки наложены 
штрафы в сумме 7065 тенге каждый[47].

При проверках особое внимание уделяется контролю соблюдения экологиче-

ских требований при ведении нефтегазовых операций. В феврале-апреле 2010 г. 
проведена комплексная внеплановая проверка в компании Карачаганак Петролеум 
Оперейтинг за период 2005—2009 г. и январь-февраль 2010 г. За самовольную и 
сверхнормативную эмиссию (выбросы, сбросы, размещение отходов) на компанию 
наложен административный штраф—1996,3 млн. тенге. Кроме того, за сверхнор-
мативное и самовольное размещение в ОС отходов предъявлена претензия на 
1922,1 млн. тенге [47].

По фактам нарушений, выявленным при плановой проверке ТОО «Жаикмунай», 

проведенной в январе—феврале 2010 г., наложен административный штраф на юри-
дическое лицо на 211,9 тыс. тенге и на должностное лицо—42,4 тыс. тенге, предъяв-
лена претензия по возмещению ущерба—140,6 тыс. тенге.

При внеплановой проверке ТОО «Астана Мунай Траде» в сентябре 2010 г., на пред-

приятие наложено 3 штрафа: за нарушение экологических норм при использовании 
недр и переработке минерального сырья на 70,6 тыс. тенге.; за несоблюдение проек-
тных решений по добыче и переработке минерального сырья на 70,6 тыс. тенге.; за не 
выполнение требований законодательства об обязательном проведении ГЭЭ на сумму 
42,4 тыс. тенге. На АО «Конденсат» за нарушение правил обращения с отходами нало-
жен штраф в сумме 42,4 тыс. тенге [47].

В

 

Мангистауской области 

Жайык-Каспийским ДЭ было проведено 165 проверок, 

выявлено 362 нарушений, в т. ч. по охране АВ—88, по охране водных ресурсов—73, 
по охране недр—43, по радиационной безопасности—2, по размещение отходов 
производства и потребления—82 и по охране земельных ресурсов—74. Выдано 293 
предписаний наложено 344 штрафа на сумму 480,6 млн. тенге., взыскано штрафов 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

135

на 393,35 млн. тенге. Предъявлено 39 претензий на возмещение ущерба на 2,9 млрд. 
тенге, взыскано 1,8 млрд. тенге [47].

В 

Атырауской области 

в 2010 г.

 

проведены проверки хозяйственной деятельнос-

ти 500 природопользователей (696 в 2009 г.). По результатам проверок выявлено 423 
нарушений (431 за 2009 г.). Выдано 312 предписаний (374 в 2009 г.) по устранению 
нарушений природоохранного законодательства, из них 296 исполнено.

По итогам проверок за 2010 г. было наложено 420 административных взыска-

ний на 1,8 млрд. тенге., (в 2009 г. 431 на 1,03 млрд. тенге), из них взыскано 394 
на 1,7 млрд. тенге. (в 2009 г. 790,8 млн. тенге).

За причиненный ущерб ОС было предъявлено 134 претензии на 5,36 млрд. 

тенге., из них взыскано 114 претензий на 3,32 млрд. тенге. Процент взыскан-
ных административных штрафов составляет 93%, процент взысканных претен-
зий—85%. [47].

В

 

Атырауской области летом 2010 г. 

государственными экологическими 

инспекторами совместно с органами прокуратуры

 была проведена внеплано-

вая проверка на производственных объектах компании «Норт Каспиан Оперейтинг 
б.в.», расположенных в Каспийском море. В ходе проверки установлено, что при 
строительстве объектов нефтедобычи в нарушение экологическим требованиям 
допускается загрязнение Каспийского моря нефтепродуктами и другими химиче-
скими ЗВ. В 2010 г. на острове «Д» вследствие переполнения топливного бака с 
судна «JMS 24» на морскую акваторию разлито дизельное топливо. В ходе про-
верки также выявлены факты загрязнения Каспийского моря отходами. По фактам 
допущенных нарушений на компанию наложен штраф на сумму 9,4 млн. тенге и 
предъявлена претензия на сумму 665,9 тыс. тенге, а с 29.09.10 г. уведомлением 
КЭРК МООС РК действие разрешений на эмиссии в ОС компании «Норт Каспиан 
Оперейтинг Компани Б.В.», были приостановлены [47].

В Алматинской области Балхаш-Алакольским ДЭ за 2010 г. было проведено 611 

плановых и 376 внеплановых проверок. Направлено в суды 21 исковое заявление 
о взыскании ущербов, причиненных ОС на 10,7 млн. тенге. и о приостановлении 
деятельности объектов. Из них рассмотрено судами и удовлетворено 15 исковых 
требований о возмещении ущерба на общую сумму 2,1 млн. тенге, 3 иска на 8,63 
млн. тенге находится на рассмотрении, приостановлена деятельность 17 объектов.

В связи с экономическим кризисом и приостановкой дейтельности природо-

пользователей были сняты с учета 88 плановых инспекторских проверки в от-
делениях прокуратуры. Из них 12 кирпичных заводов, 18 недропользователей, 7 
дробильно-сортировочных заводов и т. д. [47].

За нанесенный ущерб ОС нарушениями экологического законодательства в 

части охраны АВ предъявлены 144 претензии на 14,12 млн. тенге, взыскано 118 
на 7,2 млн. тенге. В т. ч. АО «Фудмастер»—902,0 тыс. тенге, ГГКП «Талдыкорган-
теплосервис»—220,3 тыс. тенге, ТОО «Азиатский газопровод»—203,1 тыс. тен-
ге, СХПК «Племзавод Алматы»—173,6 тыс. тенге., ТОО «Жартас»—150,9 тыс. 
тенге, ТОО «Мрамор Тас»—593,5 тыс. тенге, ТОО «Кенс-21»—594,1 тыс. тенге, 
АО «Алматыоблтяжстрой»—114,5 тыс. тенге, ТОО «Кырман»—221, тыс. тенге, 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

136

ТОО «ПТЗ»—193,8 тыс. тенге, ТОО «Талгарстройинвест»—303,1 тыс. тенге и др. 
Все перечисленные претензии взысканы. 

В г. Алматы

 общее количество природопользователей в 2010 г. составило 

2228, из них I категории—17, II—106, III—474, IV—1631. Сотрудниками Бал-
хаш-Алакольского ДЭ было проведено 640 проверок, что составило 28,7% от об-
щего количества природопользователей. В их числе по охране АВ—152, по охране 
водных ресурсов—166, по охране недр—22, по радиационной безопасности—1, 
по размещению отходов производства и потребления—109, по охране земельных 
ресурсов—145, и других—45.

Выявлено 526 нарушений, в т. ч.: по охране атмосферы—146, по охране вод-

ных ресурсов—132, по охране недр—15, по размещению отходов производства и 
потребления—80, по охране земельных ресурсов—116, и других—37, на 20,09 
млн. тенге, из них взыскано в пользу государства 14,55 млн. тенге [47].

Был приостановлен 31 объект природопользования за нарушение природоох-

ранной деятельности в т. ч. по охране атмосферного воздуха—17, по охране 
водных ресурсов—4, по охране недр—2, по размещению отходов производства и 
потребления—8.

В ходе проведения внеплановых проверок были выявлены нарушения у пред-

приятий: ТОО «Карасу», ТОО «АВЭН Курылыс», ТОО «Айнабулак» и ИП Перя-
тинская г.А. За невыполнение требований об обязательном проведении ГЭЭ и за 
отсутствия разрешения на эмиссии в ОС наложены административные штрафы и 
материалы направлены на приостановку деятельности.

По соблюдению требований экологического законодательства хозяйствующими 

субъектами при осуществлении строительства на территории города совместно со 
специализированной природоохранной прокуратурой г. Алматы рассмотрено 182 
строительных объектов, за нарушение экологического законодательства были ош-
трафованы ТОО «Элитстрой Алматы», ИП «Ильясов», ТОО «Ди Ван», ТОО «Риан 
Инжиниринг», ТОО «Завод электрокабель», АО «Аксель Строительная, Подряд-
ная, Торговля и ИнК» и др. на общую сумму 1,5 млн. тг. и предъявлены претензии 
на сумму 1,97 млн. тг. [47].

АО «АлЭС ТЭЦ-1»—основной вид деятельности выработка тепловой и энерге-

тической энергии. В результате нарушения правил учета утилизации и обезврежи-
вания производственных отходов, наложены административные штрафы на общую 
сумму 387,16 тыс. тенге. Также выданы предписания для устранения выявленных 
нарушений.

ТОО «Кастинг»—охвачен плановой проверкой. Предприятие занимается вто-

ричной переработкой цветного лома. В ходе проверки выявлено невыполнение 
требований содержащихся в заключении ГЭЭ и нарушение правил учета утилиза-
ции и обезвреживания производственных отходов. Наложены административные 
штрафы на общую сумму 339,12 тыс. тенге. Также выданы предписания для устра-
нения выявленных нарушений. На предприятии внедрены экологические чистые 
технологии по вторичной переработке шлаков основного производства с полной 
утилизацией производственных отходов. Предприятием разработан проект ОВОС, 
проведена инвентаризация стационарных источников выбросов ЗВ.

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

137

Ф-л АО «Аксель Строительная, Подрядная и Торговля Ко Инк». При прове-

дении инвентаризации установлено, что на период строительства на участке за-
стройки 1-ой очереди комплекса и территории строительного городка функциони-
ровало 14 источников, загрязняющих атмосферу веществами 17 наименований, из 
них 1-неорганизованный источник I типа, 3-организованные площадные источника 
II типа, 1 не организованный площадный источник II типа, 8 организованных 
точечных источников. Теплоснабжение от автономных котельных. Предприятие 
имеет нормативные документы, предусмотренные законодательством в области 
ООС. Наложены административные штрафы на общую сумму 1,12 млн. тенге., 
также предъявлена претензия на сумму 917,9 тыс. тг., выдано предписание об 
устранений нарушений [47].

Анализ проведенных проверок предприятий показал, что основными нарушени-

ями являются: отсутствие положительного заключения ГЭЭ на проекты и хозяй-
ственную деятельность; отсутствие разрешений на эмиссии в ОС; превышение ли-
митов на выбросы, размещение отходов производства и потребления; загрязнение 
земельных ресурсов; отсутствие учета отходов производства и потребления; не-
выполнение ПЭК; невыполнение природоохранных мероприятий, незаконное поль-
зование недрами, нарушение правил проведения операции по недропользованию, 
отсутствие паспортов на опасные виды отходов, сверхнормативные выбросы ЗВ 
в атмосферу, За все выявленные нарушения природоохранного законодательства 
экологическими инспекторами приняты меры административного реагирования. 

Производственный контроль.

 ПЭК выполняется на всех предприятиях, орга-

низациях, и других хозяйствующих субъектах I, II, III категорий, осуществляющих 
специальное природопользование. ПЭК это система мер, проводимых природо-
пользователем и финансируемых им за счет собственных средств, для контроля 
над соблюдением нормативно-правовых требований в сфере ООС. 

В рамках ПЭК проводятся следующие виды мониторинга: мониторинг произ-

водственного процесса (операционный мониторинг), мониторинг эмиссий (наблю-
дение на источниках выбросов). Целью ПЭК является получение информации для 
принятия решений в отношении экологической политики предприятия. 

В «Правила согласования программ производственного экологического контр-

оля и требований к отчетности» 25.08.10 г № 228-ө приказа МООС РК были 
внесены изменения и дополнения, согласно которым Программа ПЭК подлежит 
согласованию с территориальными органами в области ООС до подачи заявки на 
получение разрешения на эмиссии в ОС в орган, выдающий разрешение. Данное 
решение принято в целях оптимизации процесса выдачи разрешений и сокраще-
ния административных барьеров [44].

В частности, ранее местные исполнительные органы при рассмотрении матери-

алов заявок производственных объектов II-III категории, внутренним документоо-
боротом направляли ПЭК на рассмотрение в территориальные органы в области 
ООС—Департаменты экологии. Рассмотрев материалы около 3-х недель ДЭ с 
замечаниями ПЭК направляли их обратно . Затем на основании замечаний Де-
партаментов экологии местные исполнительные органы отклоняли заявку о вы-
даче разрешения. Доработанные ПЭКи повторно направлялись на согласование 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

138

по указанной схеме, что представляло собой определенные барьеры в получении 
разрешения.

Вместе с тем, согласно новой редакции Правил функции по согласованию ПЭК 

для объектов 1 категории переданы на территориальный уровень, тем самым оп-
тимизирована работа госоргана. В данном случае на территориальном уровне осу-
ществляются проверки результатов ПЭКов, которые используются при подготовке 
аналитических отчетов в целом по региону. 

Тем самым, заблаговременно согласованная ПЭК позволит упростить процеду-

ру выдачи разрешения и сократить сроки рассмотрения материалов заявок. Сле-
дует отметить, что сроки согласования ПЭК составляют до 15-дней. В целях кон-
кретизации и контроля за исполнением ПЭК установлена форма отчетности [44].

В Актюбинской области в таких крупных предприятиях, как АО «АЗХС» и 

АО «ТНК «Казхром» имеются структурные подразделения—«Управление ООС», 
в составе которых имеются аккредитованные лаборатории по международному 
стандарту СТ РК ИСО/МЭК 17025-2007. 

В АО «СНПС-Актобемунайгаз» ПЭК в 2010 г. проводился согласно утвержден-

ной в КЭРК МООС РК программе. Здесь функционирует аттестованная лаборато-
рия контроля ОС, которая осуществляет контроль состояния ОС в зоне деятель-
ности НГДУ «Октябрьскнефть» и НГДУ «Кенкиякнефть». Также ведется контроль 
за содержанием нефтепродуктов в реках, протекающих по м/р, контроль за рабо-
той очистных сооружений, контроль качественных параметров ПВ в наблюдатель-
ных скв.. Основные функции—оперативный анализ воздуха, срочная передача 
сведений в случае обнаружения ЗВ в концентрациях, опасных для жизни, для 
принятия мер по снижению загазованности, прекращения работ. Для проведения 
мониторинговых работ привлекаются аттестованные лаборатории ТОО «Ecology 
Business Consalting» и АО «АктюбНИГРИ». По результатам ПЭК в 2010 г. превы-
шений нормативов ПДВ не обнаружено [47].

В Актюбинской области 

для улучшения показателей ОС в 10 крупных пред-

приятиях внедрен международный стандарт ИСО 14000 «Системы управления 
ООС». Внедрение этой системы позволяют улучшить экологическое «поведение» 
предприятий, рациональное использование природных ресурсов, условий торговли 
на мировом рынке, снижение технических барьеров в торговле.

В 2010 г. 54 предприятия области внедрили серии ИСО 9001:2000 и ИСО 

9002:1994 «Системы управления качеством» международного стандарта качества 
ИСО 9000 и получили сертификаты соответствия [47].

В 2010 г. 

в Костанайской области

 было зарегистрировано 8 природополь-

зователей, получивших сертификат соответствия деятельности международным 
стандартам серии ISO 14000 «Системы управления ООС».

Экологической инспекцией Костанайской области предприняты меры по разви-

тию полноценной системы ПЭК на предприятиях области, направленные на рабо-
ту с хозяйствующими субъектами по снижению их воздействия на окружающую 
среду. Охват ПЭК на предприятиях горнодобывающей отрасли и теплоэнергети-
ческого комплекса, имеющих технические и финансовые возможности для содер-
жания службы по ООС и аналитических лаборатории составляет до 100%. [47]

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

139

На предприятии АО «ССГПО» г. Рудный внедрена и функционирует интегриро-

ванная система менеджмента, включающая в себя: СМК, СУООС и СООТ, кото-
рые сертифицированы в соответствии с требованиями международных стандартов 
ISO 9001:2001, ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007.

Предприятие АО «Костанайские минералы» г.Житикара приведено в соответст-

вие с международным стандартом экологического менеджмента ISO 14001:2004. 

Коммунальные предприятия ТОО «Водоканал» г.Рудный, ГКП «Костанай-Су», г.

Костанай, ГКП «Житикаракоммунэнерго», ГКП «Лисаковскгоркоммунэнерго» име-
ют на балансе аттестованные лаборатории, которые проводят подекадно ведом-
ственные замеры и ежемесячно представляет данные об эффективности работы 
КОС, о качестве сбрасываемых очищенных СВ.

На стадии разработки проектов ОВОС филиалом ДЭ совместно со службами 

ПЭК предприятий определяются основные проблемы объектов, разрабатываются 
мероприятия по снижению их отрицательного воздействия на ОС. Объекты техно-
генного влияния на состояние ОС постоянно находятся под ПЭК в соответствие 
с установленной программой проведения ПЭК. За 2010 г. в Костанайский филиал 
Тобыл-Торгайского ДЭ 584 природопользователями-предприятиями области 1—3 
категории представлены отчеты ПЭК. [47]

В Кызылординской области

 сертификат соответствия деятельности между-

народным стандартам серии ISO 14000 «Системы управления ООС» получили 8 
предприятии (АО «Курылыс», ТОО «ТрансАзияКонстракшн», ТОО «Дорстрой», 
ТОО «УАД», ТОО «РУ-6», ТОО «Кумколь Транс Сервис», ТОО «Компания» Жол 
жондеуши», ТОО «Мелиоратор»). 

На всех крупных предприятиях области (АО «Петро Казахстан Кумколь Ре-

сорсиз», ТОО СП «КазГерМунай», СП «Куат Амлон Мунай», АО «СНПС-Ай Дан 
Мунай», ГКП «Кызылордатеплоэнергоцентр», ГУП ПЭО «Байконурэнерго», ГХПО 
«Горводоканал» г. Байконур, АО «НК«КОР», ПК «Кызылордаремлокомотив», ТОО 
«РУ-6», АО «Тургай Петролеум», ТОО «Саутс Ойл» и др.) разработаны программы 
ведения ПЭК и мониторинга ОС на 2010 г.. 

За 2010 г. на рассмотрение в АСДЭ поступило 128 программ, в т. ч. согласова-

но 117 программ (91,4%), отклонено—11. Среди них 85 предприятий I категории, 
15—II категории и 28—III категории, 123 крупных природопользователя имеют 
свои экологические службы, 96% из них прошли экологическое обучения на 118 
предприятиях. 

В ЮКО на ТОО «Петро Казакстан Ойл Продактс» ПЭК объектов ОС (промыш-

ленных источников выбросов и АВ, природной, сточной, ПВ и почвы) осуществ-
ляется лабораторией водно-воздушного контроля и реагентов (ЛВВКиР), которая 
имеет свидетельство от 26.03.10 г. «о проведении оценки состояния измерений» 
и работает на современном оборудовании по утвержденным нормативным доку-
ментам и по утвержденному графику контроля. ТОО «ПКОП» проводит ПЭК в 
соответствии с «Программой производственного экологического контроля ТОО 
«ПетроКазахстан Ойл Продактс» согласованной с МООС РК [47].

Операционный мониторинг и внутренние проверки соблюдения экологического 

законодательства осуществляются собственными силами предприятия. Отчеты по 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

140

ведению ПЭК предоставляются по утвержденной МООС РК форме ежекварталь-
но.

В АО «Шымкентцемент» ПЭК ведется согласно утвержденной программе. ПЭК 

промышленных выбросов и атмосферного воздуха осуществляет аккредитованная 
лаборатория ТОО «НИИ инновации и реинжиниринга» на договорной основе. 

В Мангистауской области

 в 2010 г. количество поступивших и согласован-

ных ПЭК по крупным объектам составило 49 шт. Контроль осуществляется по 
охране АВ, охране земельных ресурсов, охране водных ресурсов и радиационной 
безопасности.

В ВКО

 по выявленным в ходе проверки фактам нарушения требований ПЭК, 

6 юридических лиц привлечены к административной ответственности на общую 
сумму 1,13 млн. тенге. Инспекцией Семейского филиала предъявлено 6 претензий 
на сумму 527,9 тыс. тенге, 6 штрафов на сумму 169,3 тыс. тенге [47].

Контроль загрязнения водных источников от сброса СВ предприятиями был 

осуществлен на 82 точках: р. Ертис, Ульба, Красноярка, Волчовка, Глубочанка, 
Карагужиха, Филипповка, Тихая, Секисовка и ручьях Березовский, Браженский, 
Безымянный, Светленький, Сорочий.

Превышение норм ПДК в 2010 г. отмечается по показателям: медь, цинк, кад-

мий, марганец. В р. Красноярка, испытывающей влияние исторических загрязне-
ний Ертиской площадки БГОКа, установлено превышение ПДКр.х кадмия до 1,7; 
марганца до 10; цинка до 68; меди—до 4 ПДК; Березовской площадки—меди от 
3,8 до 7,6; цинка от 75 до 170; кадмия от 1,4 до 2,4; марганца от 11 до 26 ПДК. В р. 
Глубочанка установлено превышение по меди в 2,6 ПДК и цинку до 35 ПДК [47].

В СКО

 в 2010 г. на 10 предприятиях силами собственных ведомственных ла-

бораторий осуществлялся ПЭК, на других предприятиях ПЭК осуществлялся на 
договорной основе. Причинами слабой организации ПЭК на предприятиях области 
являются отсутствие штатных единиц, отсутствие нормативно-правовой базы и не-
достаточное оснащение лабораторий современными приборами и оборудованием.

Достаточно высокий уровень организации ПЭК за загрязнением ОС в АО «Сев-

КазЭнерго». Предприятие внедрило интегрированную систему менеджмента, при-
менительно к производству тепла и электроэнергии, на соответствие требовани-
ям СТ РК ИСО 14001-2006 (система экологического менеджмента, требования и 
Руководство по применению), систему менеджмента качества, согласно СТ РК 
9001-2009 и систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. 
Требования. (СТ РК OHSAS 18001-2008.) Прошла подготовка к аккредитации ла-
боратории, численностью 8 человек, осуществляющей контроль за выбросами ЗВ 
в атмосферу, контроль за природной и сточной водой [47].

Испытательная лаборатория ТОО «Петропавловская нефтебаза» определяет 

нефтепродукты в СВ, анализ воздуха рабочей зоны. 

Отмечается низкий уровень деятельности лаборатории АО «Завод им. Кирова». 

Данная лаборатория не аккредитована в системе технического регулирования и не 
имеет свидетельства «об оценке состояния измерений».

В Акмолинской области

 производственный мониторинг ГКП «Кокшетау Су 

Арнасы» за 2010 г. включал в себя наблюдения за загрязнением АВ и водных 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

141

ресурсов. Контроль за загрязнением атмосферного воздуха производился на 7 ста-
ционарных пунктах. Контроль содержания элементов в СВ ведется в 23 стацио-
нарных точках наблюдения, где определялись концентрации следующих ЗВ: рН, 
взвешенные вещества, БПК, ХПК, сухой остаток, азот аммонийный, азот нитри-
тов, азот нитратов, фосфаты, нефтепродукты, СПАВ, тяжелые металлы. Анализ 
проб очищенных СВ показал, что наблюдается превышение лимитов установлен-
ных нормативами ПДС [47].

АО «ГМК Казахалтын» за 2010 г. ПЭК осуществлялся по трем рудникам в 

соответствии с утвержденными программами. Оценка состояния АВ производи-
лась на 25 наблюдательных точках. Наблюдения за загрязнением водных ресурсов 
осуществлялось на 19 стационарных наблюдательных пунктах. Контроль за со-
блюдением лимитов установленных в проектах ПДВ выполнялся согласно утвер-
жденного плана–графика. Аналитические измерения, проведенные в отобранных 
пробах атмосферного воздуха показали, что концентрации ЗВ на границе СЗЗ не 
превышают ПДК на рудниках Бестюбе и Жолымбет, а на руднике Аксу наблюда-
лось превышение ПДК по пыли неорганической на территории п. Аксу. За 2010 г. 
превышения лимитов установленных проектами ПДВ на рудниках АО «ГМК Ка-
захалтын» не выявлено [47].

В г. Астана

 в 2010 г. количество согласованных программ ПЭК составило 137. 

Из них 4 программы предприятий I категории, 32—предприятий II категории и 
101—предприятий III категории [47]. Предприятия, не имеющие своей ведомст-
венной лаборатории, осуществляют ПЭК с привлечением аккредитованных лабо-
раторий на договорной основе

При мониторинге эмиссий предприятие АО «Астана-Энергия» контролирует 

концентрации золы угольной, окислов серы, окислов азота, оксидов углерода в 
уходящих газах котлов. Основными параметрами мониторинга воздействия явля-
ются: концентрация золы угольной в атмосферном воздухе на границе СЗЗ про-
мплощадок предприятия и его золоотвалов; концентрация тяжелых металлов и 
нефтепродуктов в грунтовых водах и почвах на границе СЗЗ золоотвалов. 

Качество инструментальных замеров при мониторинге загрязнения ОС выбро-

сами обеспечивается производственной аккредитованной лабораторией ООС АО 
«Астана Энергия» Мониторинг воздействия на качество почв и грунтовых вод 
выполняет ТОО «Акмола мониторинг» . 

Мониторинг выбросов ЗВ в АВ осуществляется по 28 показателям на произ-

водственной базе, по 16 показателям на насосно-фильтровальной станции и 14 
показателям на станции аэрации. Инструментальные замеры производились ТОО 
«Республиканский научно-исследовательский Центр охраны атмосферного возду-
ха» [47].

На таких крупных предприятиях как АО «Астана-Энергия», ГКП «Астана Су 

Арнасы» ПЭК осуществляется службами или отделами ООС, созданными непо-
средственно на предприятиях. Мониторинг эмиссий осуществляется силами ве-
домственных лабораторий.

Так, в процессе ПЭК АО «Астана-Энергия» (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) отслеживаются 

такие параметры как температура уходящих газов, содержание кислорода в топ-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

142

ках котлов для поддержания нормативного режима горения, расход орошающей 
воды на золоулавливающие установки.

ГКП «Астана Су Арнасы» осуществляет ведомственный лабораторный контроль 

за качеством поверхностных вод накопителя Талдыколь, согласно графику контр-
оля работы очистных сооружений, который согласован ЕДЭ и ДГСЭН г. Астаны. 
Испытательной лабораторией проводится анализ проб промливневых вод, сбра-
сываемых в р. Акбулак отобранных в створах на расстоянии 500 м выше и ниже 
выпуска.

В Алматинской области

 за ненадлежащее выполнение требований по ПЭК 

привлечены к административной ответственности: ТОО «Даму Инжиниринг», 
АО «Фудмастер», ТОО «Темиржолжылу», ТОО «Тазалык Чистота», АО НК КТЖ 
ст. Достык, ТОО «Про Прайс», ТОО «Йылдыз», Карасайский район и другие, всего 
23 предприятия [47].

В г. Алматы 

количество природопользователей, получивших сертификат соот-

ветствия деятельности международным стандартам серии ISO 9001, 14001, 22000 
и по OHSAS 18001, отраслевых стандартов «Системы управления охраной окру-
жающей среды»—563 предприятий, из них по ISO 9001—528 предприятий, ISO 
14001- 27, ISO 22000—3, по OHSAS 18001—5 и 10 предприятий на стадии вне-
дрения [47].

Для обеспечения эффективного ПЭК необходимо на крупных предприятиях 

иметь лаборатории, оснащенные современными средствами измерений, расширить 
перечень контролируемых ЗВ и создать единую государственную сеть сбора и об-
работки информации.

Общественный контроль. 

Не последнюю роль в предупреждении и выявле-

нии нарушений экологического законодательства занимает гражданская позиция 
населения. Принимаемые совместно с общественностью меры благоприятно ска-
зываются на состоянии ОС и дают импульс для снижения избыточного потребле-
ния воды, снижения образования ТБО и снижения выбросов ЗВ в атмосферу. 

В Кызылординской области

 в целях привлечения общественности к эколо-

гическим проблемам и осуществляя права граждан и общественности на получе-
ние достоверной и систематической информации по вопросам ООС АСДЭ ведется 
постоянная работа по пропаганде экологических знаний на предприятиях, с уча-
щейся молодежью и другими слоями населения.

В соответствии требований экологического законодательства были проведены 

общественные слушания по проектам, реализация которых может повлиять на ОС 
и здоровье населения. Так, например, были проведены общественные обсуждения 
по следующим объектам:

—в феврале 2010 г. по проекту «Обустройство месторождения Восточный 

Кумколь» АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз»;

—в апреле 2010 г. по экологическим аспектам размещения и эксплуатации 

АБЗ «Марини» АО «Салини Коструттори С.п.А.» Кызылординская область, округ 
Айтеке Би, ДК им. Р.Баглановой;

—в мае 2010 г. экологических аспектов размещения и эксплуатации дробиль-

ной установки ТОО «Компания «Шалкия-Неруд».

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

143

За 2010 г. в ДЭ поступило 72 обращений, в том числе 48 обращения от юри-

дических лиц и 24 от физических лиц, из 72 обращении 2 дубликата по ранее 
поступившим обращениям. Направлено в другие органы по компетентности 12 
обращений [47].

По обращению акима Толебийского района 

ЮКО

 была проведена внеплановая 

проверка на ТОО «Курылыс сервис», по результатам проверки возбуждены адми-
нистративные дела в отношении юридического и должностного лица предприятия, 
был предъявлен иск в суд по приостановке добычи ПГС на месторождении «Онту-
стик» в Толебийском районе ЮКО.

В г. Алматы отделом государственной экологической инспекции в 2010 г. рас-

смотрено 62 заявлений и обращений (60 в 2009 г.), в т. ч., поступившие через 
городской и районные Акиматы, КЭРК МООС РК, прокуратуры района и города, 
ОО «Мы за чистый город». Характеры обращения в основном на негативное воз-
действие загрязнения АВ, загрязнение отходами водных ресурсов, вырубка зеле-
ных насаждений [47].

По обращению акима Кендалинского сельского округа 

Алматинской области

 

проведена внеплановая проверка соблюдения природоохранного законодательст-
ва на полигоне ТБО ГКП «Тазар» Талгарского района. По результатам проверки 
выявлены следующие нарушения: правила учета, утилизации и обезвреживания, 
требовании к обращению коммунальными отходами, а также отсутствует положи-
тельное заключение ГЭЭ и разрешение на эмиссии в ОС. За выше перечисленные 
нарушения предъявлены 4 административных штрафа на сумму 120,1 тыс. тенге, 
также предъявлена претензия на сумму 685,1 тыс. тенге [47].

По обращению акима г. Каскелен проведена внеплановая проверка полигона 

ТОО «Plasma Energy Inc.» (быв. АО «Тартып»). По результатам проверки выяв-
лено, что полигоне нарушается санитарно-эпидемиологические и экологические 
требования, бытовые отходы сжигается, нарушены требования по обращению с 
отходами, За данное нарушение наложены штрафы на сумму 141,3 тыс. тенге.

Согласно обращению жителей садоводческого общества «Кумарал» Ельтайско-

го сельского округа Карасайского района была проведена внеплановая проверка 
деятельности птицефабрик ТОО «Алтын Ай» и ТОО «PRO PRAIS». ТОО «Алтын 
Ай» должностные лица были привлечены к административной ответственности на 
сумму 466,3 тыс. тенге. Предъявлена претензия на сумму 1,17 млн. тг. По обра-
щению жителей г. Есик, была проведена проверка эксплуатации рынков, распо-
ложенных в русле р. Есик. За нарушения экологических требований руководство 
рынка привлечено к административной ответственности [47].

В результате действий инспекционных служб территориальных подразделений 

КЭРК МООС РК в 2010 г. проведено 10509 проверок хозяйствующих субъектов по 
соблюдению экологического законодательства, что на 28,8% больше показателей 
2009 г. Выявлено 8520 нарушений экологического законодательства, что на 9,2% 
больше уровня 2009 г., выдано 8402 предписаний, на 5,5% больше чем в 2009 г., 
наложено 8366 административных штрафов (на 18,4% больше уровня 2009 г.) на 
общую сумму 5845,7 млн. тенге. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

144

По результатам работы ДЭ сделаны выводы о необходимости на крупных пред-

приятиях иметь лаборатории, оснащенные современными средствами измерений, 
для обеспечения эффективного ПЭК, расширить перечень контролируемых ЗВ и 
создать единую государственную сеть сбора и обработки информации.

Для совершенствования материально-технического обеспечения территориаль-

ных подразделений МООС РК, технического перевооружения и оснащения ана-
литических лабораторий, повышения кадрового и методологического обеспечения 
инспекционной работы в 2010 г. в соответствии с требованиями СТ РК ИСО/
МЭК 17025—2007 аккредитацию прошли лаборатории Тобыл-Торгайского ДЭ 
г. Актобе и Есильского ДЭ г. Астана. Проведено аттестационное обследование ла-
боратории Жайык-Каспийского ДЭ (г. Атырау) и Балхаш-Алакольского ДЭ (г. Ал-
маты). В 2010 г. Центром повышения квалификации кадров, на базе РГП «ИАЦ» 
было проведено 18 обучающих курсов и обучено 370 слушателей [44].

13.4. Лицензирование природопользования

В 2010 г КЭРК МООС РК была проведена работа по оптимизации и совершен-

ствованию разрешительных процедур в целях упрощения процедуры получения 
лицензии и снятия административных барьеров при получении лицензии на вы-
полнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды [46]. 

По итогам работы, проектом ЗРК «О внесении изменений и дополнений в не-

которые законодательные акты РК по вопросам совершенствования разрешитель-
ной системы» предусмотрено внесение изменений и дополнений в Экологический 
кодекс РК. 

С принятием законопроекта исключается из лицензируемых видов деятельнос-

ти, деятельность по выполнению и оказанию услуг в области ООС для объектов 
2, 3, 4 категорий. Тем самым лицензирование данного вида деятельности остается 
только лишь для объектов 1 категории. Сокращены сроки рассмотрения заявлений 
на выдачу лицензий до пятнадцати рабочих дней. Срок же рассмотрения заявле-
ний на комплектность документов будет составлять всего два рабочих дня. Из 
перечня документов исключены требования о представлении нотариально заве-
ренных копий документов. Представляются ксерокопии необходимых документов 
и их оригиналы для удостоверения подлинности.

Был устранен ранее существовавший административный барьер в виде нали-

чия у физического лица «соответствующего высшего профессионального образова-
ния». С принятием поправок осталось требование о наличии только лишь высшего 
образования и стажа работы в области ООС не менее 3 лет. Данная мера связа-
на с наличием неоднозначного толкования понятия «соответствующее професси-
ональное образование», а также отсутствием в системе высшего образования, в 
период до девяностых годов, специализации в области экологии. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

145

В целом, предусмотренные изменения направлены на снижение затрат субъек-

тов частного предпринимательства путем исключения процедуры «двойного лицен-
зирования», а также устранение административных барьеров [46].

В 2010 г. было рассмотрено 1543 пакета документов на получение разрешения 

на эмиссии в ОС, из них в КЭРК—377, а в ДЭ—1166 материалов.

По результатам рассмотрения заявок было выдано 1157 разрешений, из них 

по КЭРК—303, по ДЭ—854 разрешений. По причине несоответствия требова-
ниям Экологического кодекса РК было отказано 224 заявкам, из них КЭРК—48, 
по ДЭ—176, 202 материалов заявок, поступивших в 2010 г перешли на 2011 г. 
Наиболее частым основанием для отказа являются отсутствие заключений ГЭЭ по 
проектам нормативов эмиссий, не соответствие запрашиваемых объемов норма-
тивным показателям [46].

По информации КЭРК в 2010 г. было выдано 112 лицензий на выполнение ра-

бот и оказание услуг в области ООС, а также 6 приложений к лицензии, 33 лицен-
зии на импорт-экспорт ОРВ, 107 разрешений на ввоз-вывоз ОРВ и работы с ОРВ.

Так, к примеру, в Павлодарской области в 2010 г. в Иртышский ДЭ предостав-

лены паспорта по ОРВ—АО «ПНХЗ», ТОО «Богатырь Комир», АО «Павлодарэ-
нерго», ТОО «Береке 2004». Согласно предоставленным паспортам на данные 
предприятии в 2010 г. ввезено холодильное оборудование, содержащее ОРВ в 
количестве 3838 тонн., что на 1347 тонн больше, чем за 2009 г..В Костанайской 
области официально завезено 1,360 тонн фреона предприятием «Казторгтехни-
ка.» [47].

Всего в 2010 г. в ДЭ на согласование лицензируемых видов деятельности по-

ступило 3916 заявлений, из них согласовано 2906 заявлений (74%), отказано в 
согласовании по 906 заявлениям, таблица 13.4.1.

Таблица 13.4.1.

—Согласование лицензируемых видов деятельности по ДЭ 

Департаменты экологии

Поступило

Выдано

Отказано

% Отказов от посту-
пивших материалов

1

Есильский

494

379

83

16,8

2

Балхаш-Алакольский

1437

902

487

33,9

3

Жайык-Каспийский

745

640

89

11,9

4

Тобыл-Торгайский

223

175

44

19,7

5

Иртышский

303

196

106

34,9

6

Арало-Сырдарьинский

147

113

32

21,7

7

Нура-Сарысуйский

260

250

10

3,8

8

Шу-Таласский

307

251

55

17,9

ИТОГО

3916

2906

906

23,1

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

146

Как видно из таблицы 13.4.1, наибольшие объемы поступления заявок на полу-

чение лицензий приходятся на Балхаш-Алакольский ДЭ (36,7%), Жайык-Каспий-
ский ДЭ (19,0%), и Есильский ДЭ (12,6%). В то же время наибольший процент 
отказов приходится на Иртышский ДЭ (34,9%), Балхаш-Алакольский ДЭ (33,9%) 
и Арало-Сырдарьинский ДЭ (21,7%). Самый низкий процент отказов отмечен в 
Нура-Сарысуйском ДЭ (3,8%). Общий процент отказов составил 23,1%. 

Государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) рассматриваются следующие 

виды документации: проекты планируемой хозяйственной и иной деятельности с 
сопровождающими их материалами ОВОС в соответствии со стадиями, определен-
ными Экологическим Кодексом, ОВОС для существующих объектов, проекты нор-
мативов эмиссий (предельно допустимых выбросов—ПДВ, предельно допустимых 
сбросов—ПДС, обращения с отходами—НОО), контракты на недропользование, 
проекты территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности, в том 
числе—проекты благоустройства СЗЗ, водоохранных зон и полос.

По результатам проведенной ГЭЭ составляется экспертное заключение, содер-

жащее выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации 
объектов экологической экспертизы, либо готовится мотивированный отказ о не-
возможности согласования намечаемой деятельности.

Всего в 2010 г. на ГЭЭ рассмотрено 6672 наименований проектных материалов, 

из них КЭРК рассмотрено 622 проектных материалов в т. ч.: 112—не согласовано.

Количество рассмотренных и отклоненных документов по экспертным подра-

зделениям РК за 2010 г. представлено в таблице13.4.2 [46] .

Как видно из таблицы 13.4.2, наибольший процент материалов на ГЭЭ по-

ступил в Жайык-Каспийский ДЭ (22,1%), Балхаш-Алакольский ДЭ (14,5%) и 
Тобыл-Торгайский ДЭ (14,2%). В МООС РК поступило 9,3% всех материалов. 
Наименьшее число документов на ГЭЭ подали в Нура-Сарысуйский ДЭ (2,5%) 
и Есильский ДЭ (6,3%). Наибольший процент несогласованных материалов при-
ходиться на Нура-Сарысуйский ДЭ, где минимальное число обращений (33,3% 
несогласований). Также велик процент несогласований в Иртышском ДЭ (31,3%) 
и в Шу-Таласском ДЭ (27,2%). Общий процент несогласованных документов по 
РК составил 18,9%. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz