НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 8

 

 

115

Из 178 млекопитающих Казахстана в существующих заповедниках охраняет-

ся 140 (78,6%), среди них 22 вида, занесенных в Красную Книгу Казахстана. 
Необходимы охраняемые территории в местах обитания архара—алтайского, 
казахстанского, каратауского и кызылкумского. Недостаточно охраняемых тер-
риторий для пустынных млекопитающих—джейрана, кулана, манула, каракала, 
перевязки. Совсем не встречаются на заповедных территориях 37 видов (21,1%) 
млекопитающих, в том числе 12 видов, занесенных в Красную книгу, обитающие 
в долине реки Урал выхухоль, лесная куница, европейская норка, живущий в Вол-
го-Уральских песках гигантский слепыш. Эндемик Западного Тянь-Шаня—сурок 
Мензбира, находящийся в этом регионе, не встречается на территории Аксу-Джа-
баглинского заповедника [КЛиОХ].

Бездействие в сфере сохранения биоразнообразия Казахстана грозит полным 

исчезновением некоторых видов животных и растений, деградацией экосистем. На-
пример, популяция сайги в 1993 г. составляла 1 млн. 300 тыс. особей, в 2003 г.—
резко сократилась до 21,1 тыс., таблица 12.3.1.

Таблица 12.3.1 

— Динамика численности сайгаков за 2003 — 2010 годы

Годы

Численность популяции (тыс. особей]

Бешакдалннская

Устюртская

Уральская

Всего

1993

1300

2003

1,8

12,8

6,5

21,1

2004

6,9

15,0

8,8

30,7

2005

9,9

19,6

10,1

39,6

2006

18,3

17,8

12,9

49,3

2007

22,8

16,4

15,6

54,8

2008

32,3

10,4

18,3

61,0

2009

45,3

9,2

26,6

81,0

2010

53,4

Прирост: 17,9%

4,9

Прирост: 53,2%

39,0-11,92

27,08

Прирост: 46,6%

97,4-11,92-85,5 

Прирост: 20,2% 

с учетом гибели в ЗКО

Из видов птиц, гнездящихся в республике, в заповедниках гнездятся 346 видов 

птиц, что составляет 87,4%. Среди них 39 редких и находящихся под угрозой ис-
чезновения, что составляет 76,5% от всех гнездящихся в Казахстане краснокниж-
ных птиц. Достаточно обеспеченны охраняемыми территориями беркут, филин, 
а также фламинго. Недостаточно охраняемых территорий у кудрявого пеликана, 
колпицы, каравайки, дрофы, джека, стрепета, серпоклюва, чернобрюхого рябка и 
ряда других краснокнижных птиц.

В целях сохранения биоразнообразия ведутся работы по двум программам ох-

раны заповедников и нацпарков. Это Концепция развития и размещения (ООПТ) 

12. Особо охраняемые природные территории, лесные ресурсы, биоразнообразие

116

до 2030 года и Программа по сохранению и рациональному использованию водных 
ресурсов, животного мира и развитию сети ООПТ до 2010 года.

 Причины, влияющие на состояние биологического разнообразия:
Нерациональное использование и истощение природных ресурсов (браконьер-

ство, перепромысел, неконтролируемая рекреационная деятельность);

Деградация экосистем и исчезновение либо угрожающее сокращение числен-

ности некоторых видов флоры и фауны вследствие антропогенной деятельности;

Недостаточная экологическая культура населения;
Конфликт на уровне местных сообществ, когда вопросы жизнеобеспечения на-

селения вступают в конфликт с необходимостью осуществления природоохранной 
деятельности (буферные зоны особо охраняемых природных территорий).

Виды, находящиеся под угрозой исчезновения и охраняемые виды Осетровые 

виды рыб входят в перечень видов животных, находящихся под угрозой исчезно-
вения (СИТЕС).

Республика располагает богатым рыбохозяйственным водным фондом и благо-

приятными условиями для интенсивного развития товарного рыбоводства и рыбо-
ловства.

В состав рыбохозяйственного фонда входят значительная акватория Каспийско-

го и Аральского морей, озеро Балхаш, Алакольская система озер, Бухтарминское, 
Капшагайское, Шардаринское водохранилища и другие водоемы международного, 
республиканского и местного значения.

Общая площадь водоемов, без учета Каспийского моря, составляет порядка 3 

млн. га. Динамика лимитов и фактических объемов вылова рыбы в водоемах РК с 
2009 по 2010 г. представлена в таблице 12.3.2

Таблица 12.3.2. 

— Динамика лимитов и фактических объемов вылова рыбы 

в водоемах РК с 2009 по 2010 г.

Годы

Вылов рыбы по частиковым видам рыб

Лимит вылова рыбы, тн.

Фактический вылов 

рыбы, тн.

2009

56140,2

47598,1

2010

73262,7

51723,9

Итого

129402,0

99322,0

Природоохранные мероприятия по сохранению рыбных запасов в водоемах. За 

2010 г. по республике выявлено и пресечено 9949 фактов нарушений рыбоохран-
ного законодательства, совершенных 9482 лицами.

За нарушения рыбоохранного законодательства, в соответствии с Уголовным 

кодексом и Кодексом РК об административных правонарушениях, за данный пери-

12. Особо охраняемые природные территории, лесные ресурсы, биоразнообразие

117

од наложено штрафов на сумму 54 057,2 тыс. тенге, из которых взыскано 44 565,2 
тыс. тенге.

Предъявлено исков за причиненный ущерб на сумму 14 966,7 тыс. тенге, из 

которых взыскано 5 724,0 тыс. тенге.(38%).У нарушителей в общей сложности 
изъято 63,8 тонн рыбы на сумму 2 016,5 тыс. тенге, 630 плавательных и транспор-
тных средств.

В суд направлено 790 дел по фактам нарушений рыбоохранного законодатель-

ства. К административной ответственности привлечено 1269 человек.

Число видов животных и растений занесенных, в Красную книгу Республики 

Казахстан .Инвентаризация фауны Казахстана завершена только для позвоночных 
животных, по отдельным классам которых изданы обобщающие фаунистические 
сводки. На территории Казахстана обитают 835 видов позвоночных животных, 
в том числе: млекопитающие—178, птицы—489 (из них 396 гнездятся здесь, 
остальные прилетают на зиму или пролетают весной и осенью), пресмыкающие-
ся—49, земноводные 12, рыбы 104 и круглоротые—3 вида. 

 ППРК от 31 октября 2006 года № 1034 «Об утверждении Перечней редких и 

находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» утвержден 
перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных из 224 
видов и перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений 
из 387 видов. 

Включены виды рыб, как сибирский осетр, шип (аральская и илийская попу-

ляции), сырдарьинский лжелопатонос, волжская многотычинковая сельдь, каспий-
ский лосось, аральский лосось, таймень, нельма, белорыбица, кутум, щуковидный 
жерех (лысач), аральский усач, туркестанский усач, илийская маринка, чуйская 
остролучка, балхашский окунь (балхаш-илийская популяция), чаткальский под-
каменщик внесены в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения 
видов животных Красной книги Республики Казахстан.

В Красную книгу Казахстана (Том 1. Животные. Часть 1. Позвоночные. Из-

дание 3-е, 1996 г.) занесено 125 видов и подвидов позвоночных животных, в том 
числе рыб—16, земноводных—3, пресмыкающихся—10, птиц—56, млекопита-
ющих—40.

ППРК от 4 июня 2004 года № 622 утверждена вторая часть Красной книги Ка-

захстана (Том 1. Животные. Часть 2. Беспозвоночные животные), куда включены 
96 видов беспозвоночных животных, в том числе: кольчатых червей—2, моллю-
сков—6, ракообразных—1, паукообразных—2, насекомых—85.

Исчезнувшие виды растений и животных. Фактов исчезновения видов живот-

ных и растений за период 2009—2010 года не наблюдалось.

Динамика численности охотничьих животных и пернатой дичи. Сведения о 

численности видов животных являющихся объектом охоты представлены в прило-
жении 12.3. 

Добыча основных видов охотничьих животных Сведения о добычи видов жи-

вотных являющихся объектом охоты представлены в приложении 12.4.

Питомники по разведению диких животных Разведением хищных ловчих птиц 

в том числе соколов—балобанов с 1990 года занимается соколиный питомник 

12. Особо охраняемые природные территории, лесные ресурсы, биоразнообразие

118

ТОО «Сункар» находящийся в Алматинской области. За истекший период питом-
ник вырастил боле 600 соколов-балобанов, и из них 200 выпустил в природу.

Природоохранные мероприятия на охраняемых природных территориях. Учи-

тывая актуальность проблемы сохранения животного мира Казахстана, ППРК от 
8.10.2007 года № 914 утверждена «Программа по сохранению и рациональному 
использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняе-
мых природных территорий до 2010 г., (далее—Программа до 2010 г).

В рамках реализации Программы до 2010 г., в целях обновления крови прове-

дена работа по реинтродукции 10 голов бухарского оленя из Алматинской области 
в Туркестанское государственное учреждение по охране лесов и животного мира 
ЮКО, данная работа проводится для научных исследований по воспроизводству 
редких и исчезающих видов диких копытных животных. Акиматом ЮКО на про-
ведение мероприятий по размножению бухарского оленя искусственным путем из 
областного бюджета выделено 4 570 тыс. тенге в настоящее время общая числен-
ность реинтродуцированных оленей обитающих на территории Туркестанского ГУ 
составляет 34 особи. 

Обеспечено регулирование численности хищников в ареалах распространения 

сайгаков. 

Мероприятия по охране и воспроизводству редких и исчезающих видов диких 

копытных животных и сайгаков осуществляются на территориях Акмолинской, 
Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, 
Павлодарской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Костанайской, 
Мангистауской и Южно-Казахстанской областей 

В системе РГКП «ПО «Охотзоопром» КЛ и ОХ МСХ РК для охраны сайгаков 

и редких и исчезающих видов копытных животных создано 23 мобильных отрядов 
и 55 единиц автомобильной техники, задействован вертолет МИ-2. 

В 2010 г. на реализацию Программы до 2010 г по охране редких и исчезающих 

видов диких копытных животных и сайгаков из республиканского бюджета выде-
лено 250 млн. тенге. 

По реализации Программа до 2010 г., установлен запрет на изъятие сайгаков 

на всей территории РК до 2011 г., кроме использования их в научных целях. Для 
принятия адекватных мер к браконьерам в отношении редких и находящихся под 
угрозой исчезновения видов животных и растений, а также животных, охота на 
которых полностью запрещена, либо продукции из них внесены дополнения в Уго-
ловный Кодекс и Кодекс об административных правонарушениях

12. Особо охраняемые природные территории, лесные ресурсы, биоразнообразие

119

13. ГОСУдАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

ПРИРОдОПОЛьзОВАНИя И ОхРАНЫ ОКРУжАЮЩЕЙ 

СРЕдЫ

13.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение 

природопользования

Экологизация законодательства РК заключается в учете экосистемного под-

хода в правовом регулировании общественных отношений и достигается путем 
совершенствования и систематизацией законодательства РК. 

На протяжении 2010 г.

 

были приняты несколько важных нормативно-правовых 

актов, имеющих большое значение для ООС: 2

 

ЗРК, 12 постановлений Правитель-

ства, 1 Указ Президента РК, 1 распоряжение Премьер-Министра, 1 ведомствен-
ный приказ. [43].В МООС РК в 2010 г разработано 40 нормативных методических 
документов, экологических нормативов, стандартов и требований. [44]

В 2010 г. МООС РК разработан проект ЗРК «О внесении дополнений и измене-

ний в некоторые законодательные акты РК по экологическим вопросам», который 
вносит поправки в Налоговый кодекс по вопросам установления стимулирующих 
ставок платы за накопленный объем отходов, в ЗРК «О государственных закуп-
ках» по вопросам стимулирования внедрения международных экологических стан-
дартов ИСО 14000 и стандартов экологически чистой продукции, в Экологический 
кодекс РК по вопросам установления методики определения финансирования ме-
роприятий по ООС для подготовки социально-экономических программ. [44].

В 2010 году приняты: ЗРК от15.07.10 г. №399-1-1V “Об использовании воз-

душного пространства»; ЗРК от 24 .06. 10 г. № 291-IV.  «О недрах и недропользо-
вании», Принят Указ Президента РК от 01.02.10 г . № 922.

 «О Стратегическом 

плане развития РК до 2020 г»,который определил главные направления 
для принятия ПП РК от 25.02.10 г.№127 «О Стратегическом плане МООС 
на 2010—2014 г.»

В итоге проведенного 28.04.09 г. Саммита Глав государств-учредителей МФСА, 

потвердившего заинтересованность в выработке взаимоприемлемого механизма по 
комплексному использованию водных ресурсов и ООС в ЦА с учетом интересов 
всех государств региона принято ПП РК от 20.04.10 г. № 330. О пр

оекте ЗРК 

«О ратификации Соглашения между Правительством РК, Правительством 
Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Прави-

120

тельством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о статусе 
МФСА и его организаций»;

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопа-

сности является обязательным условием УР и выступает основой сохранения 
природных систем и поддержания соответствующего качества ОС. Для обес-
печения оптимального уровня экологической безопасности и достижения 
нормативных показателей состояния ОС подготовлено 

ПП РК от 18.03.10 г. 

№ 218. «

Об утверждении Правил разработки и мониторинга отраслевых про-

грамм», в рамках которого подготовлены и утверждены:

—по МООС—«Об утверждении отраслевой Программы «Жасыл даму» 

на 2010-2014 годы (

ПП РК от 10 .09.10 г №924);

—по МНиГ РК—«

Об утверждении Модельных контрактов на недрополь-

зование в РК» 

ПП РК от 25 12.10 г № 1412,

 «Об утверждении Правил предо-

ставления права недропользования в РК»

 ПП РК от 3012. 10 г. №1456, «

Об 

утверждении Правил осуществления государственного мониторинга недр в 
РК»

, ПП РК от 2012.10 г № 1373;.«

Об утверждении Технического регламента 

«Требования к безопасности углей и производственных процессов их добычи, 
переработки, хранения и транспортировки»

 ПП РК от 17 07. 10 г № 731

;

 «

Об 

утверждении технического регламента «Требования к безопасности трубопро-
водов горючих, токсичных, сжиженных газов»

 ПП РК от 29 01.10 г № 36;

—по МСХ РК—«

Об утверждении Правил распределения квот на изъ-

ятие объектов животного мира»

 ПП РК от 14 06. 10 г № 570,.

 «О мерах по 

улучшению водообеспеченности и мелиоративного состояния орошаемых 
земель»

 Распоряжение Премьер-Министра Р К от 28 01.10 г.№ 15-р..

Для обеспечения защищенности природных систем, возникающих в результате 

при реконструкции и строительстве объектов утвержден приказ и.о. Министра 
ООС РК от 26 .03.10 г № 70-Ө: 

О внесении изменения и дополнений в приказ 

Министра ООС РК от 28.06.07 г № 204-п «Об утверждении Инструкции по 
проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной дея-
тельности на ОС при разработке предплановой, плановой, предпроектной 
и проектной документации».

 

В рамках гармонизации национального законодательства с учетом ратификации 

Казахстаном КП, принято ПП РК от 4 08.10 г № 799 «

О внесении дополнений в ПП 

РК от 8 12.10 г. № 1201», 

которым внесены дополнения в Положение о МООС РК, 

предусматривающие компетенцию Министерства по:

—ведению национальной системы оценки антропогенных выбросов из источ-

ников и абсорбции поглотителями ПГ, а также утверждению порядка ее ведения;

—ведению государственного реестра углеродных единиц и утверждению по-

рядка его ведения;

—утверждению порядка рассмотрения, одобрения, регистрации и мониторинга 

проектов по снижению выбросов ПГ.

Для исполнения положений КП приказом по МООС РК утверждены:
—Правила рассмотрения, одобрения, регистрации и мониторинга проектов по 

снижению выбросов ПГ (от 23 .07. 10 г № 196-о).

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

121

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

—Правила о порядке формирования и ведения государственного реестра угле-

родных единиц РК от (23 07.10 г. № 195-о).

—Положение о национальной системе оценки антропогенных выбросов из 

источников и абсорбции поглотителями ПГ (от 23 07.10 г № 194-е).

—Положение о государственной системе инвентаризации ПГ (от 23 07.10 г 

№ 193-е).

—Положение о порядке ведения государственного кадастра источников вы-

бросов и поглощения ПГ (от 23.07.10 г № 197-е).

ПП РК от 4.08. 10 г № 798 «О внесении дополнений в ПП РК от 02 .03.10 г. 

№ 162» в План законопроектных работ Правительства РК на 2010 г. внесено 
дополнение по разработке проекта ЗРК «О внесении изменений и дополнений в 
некоторые законодательные акты РК по экологическим вопросам», который на-
правлен на:

—реализацию положений КП к РКИК ООН, ратифицированного ЗРК от 

26.03.09 г; усиление административной и уголовной ответственности, совершен-
ствования правоприменительной практики по экологическим правонарушениям.

Основные нормативно-правовые акты, принятые в 2010 г. относительно ООС в 

РК, приведены в приложении 13.1.

13.2. экономическое регулирование природопользования

Механизмами экономического регулирования ООС и природопользования яв-

ляются планирование и финансирование мероприятий по ООС, плата за эмиссии, 
платы за пользование отдельными видами природных ресурсов, экономическое сти-
мулирование ООС, рыночные механизмы и торговля квотами за эмиссии в ОС, эко-
логическое страхование и экономическая оценка ущерба, нанесенного ОС. 

 .Повышению эффективности природоохранной деятельности способствует оп-

тимизация разрешительной системы природопользования и экологической экспер-
тизы. Законодательством РК запрещается финансирование и реализация проектов 
без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Платежи за загрязнение ОС взимаются с природопользователей за выбросы (сбро-

сы) ЗВ, размещение отходов производства и потребления с учетом сбросов ЗВ в вод-
ные объекты, опасности отходов производства и потребления, токсичности, а также за 
нарушение природоохранного законодательства и зачисляются в доходы бюджета на 
специфику «Поступления в Фонд ООС». 

Система выдачи разрешений на загрязнение природной среды позволяет ре-

гулировать загрязнение ОС промышленными предприятиями. При оформлении 
разрешений на эмиссии в ОС используются «Правила включения условий приро-
допользования в разрешения на эмиссии в окружающую среду», 

приказ МООС 

РК

 от 16.04. 07 г. № 112-п, и «Правила заполнения форм документов для выда-

122

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

чи разрешений на эмиссии в ОС-, утвержденным приказом МООС РК от 30 03. 
07 г. № 94-п.

Перед МООС РК поставлена цель по 

снижению эмиссий в ОС 

и разработан 

Технический регламент «Требования к безопасности обращения с коммунальными от-
ходами» в котором определены экологические требования на всех этапах движения от-
ходов от их образования до захоронения, либо переработки, требования к раздельному 
сбору отходов, а также обязательства предприятий по их утилизации. 

Во исполнение внесенных изменений и дополнений в ЗРК от 31 01.06 г. 

№124-III «О частном предпринимательстве» в установленном порядке разработа-
ны «Критерии оценки степени риска природопользователей» и утверждены сов-
местным приказом Министра ООС РК (№45-п от 23.02.10 г.) и МЭиБП РК (№103 
от 25.02.10 г.) и зарегистрированы в МЮ за №6126 от 15 03. 10 г., [44].

Оценки степени риска позволят повысить эффективность государственного эколо-

гического контроля за счет его концентрации на объектах повышенной опасности, при 
одновременном снижении административной нагрузки на субъекты малого и среднего 
бизнеса, где риск совершения правонарушений минимален. Кроме этого, при соблюде-
нии квалификационных требований и отсутствии правонарушений, система оценки ри-
сками дает возможность стимулирования юридических лиц путем их перевода в кате-
горию риска с более мягким режимом контроля. Соответственно с этим будет усилен 
и экономический механизм природопользования—сборы штрафов, исков и претензий. 

По информации Комитета геологии и недропользования МИиНТ РК [45] на 

1.01.11 г. общее количество действующих объектов мониторинга недропользова-
ния по республике составило 2642, из них: республиканского значения—870, 
в том числе: углеводородное сырье (УВС)—263, (разведка (Р)—67, добыча 
(Д)—84, комплексные (РД)—112); твердые полезные ископаемые (ТПИ)—400 
(Р—52, Д—195, РД -153); подземные воды (ПВ)—207 (Р—4, Д -160, РД -43); 
общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ)—1746 (Р—107, Д—1153, 
РД—486); по операциям, не связанным с добычей (ОНД)—26.

В 2010 г. в Казахстане разрешенные объемы выбросов ЗВ составили 3,35 млн. тонн 

и

 

относительно предыдущего года снижены на 1,5% (3,4 млн. тонн в 2009 г.). Разре-

шенные объемы сбросов ЗВ в 2010 г. составили 2,8 млн. тонн, снижены на 1,75% по 
сравнению с 2009 г. (2,85 млн. т). Снижение эмиссий в ОС обеспечено в основном за 
счет реализации предприятиями нефтяного сектора программ утилизации природного 
и попутного газа. Процент утилизации отходов в 2010 г. составил 20,1%. [44].

Поступление платежей за загрязнение ОС является одним из механизмов эко-

номического регулирования природопользования. На основании данных ДЭ по 
поступлению платежей, таблица 13.2.1, рисунок 13.2.1., из которых видно, что 
снижение поступление средств за эмиссии в ОС отмечается в Кызылординской 
(–91,9%), ЗКО (–38,0%), Мангистауской (–17,1%), Атырауской (–12,6%), Ка-
рагандинской (–9,7%), Актюбинской (–1,8%) областях и в г. Астана (–49,9%). 

В то же время прирост платежей за загрязнение ОС наблюдается в Костанайской 

(+83,1%), Алматинской (+72,9%), Павлодарской (+72,0%), Жамбылской (+62,5%), 
СКО (+28,9%), ВКО (+18,6%), Акмолинской области (+29,4%) и в г. Алматы 
(+34,0%). 

123

Таблица 13.2.1 

— Поступление платежей за загрязнение ОС в 

2010 г. по регионам, млн. тенге

Области

2009 г.

2010 г.

Увеличение/уменьше-

ние сборов,%

Акмолинская

786,0

1017,2

+29,4%

Актюбинская

13493,9

13260,6

–1,8%

Алматинская

623,3

1077,657

+72,9%

Атырауская

5037,568

4404,322

–12,6%

ВКО

1872,2

2220,685

+18,6%

Жамбылская

521,92

848,1

+62,5%

ЗКО

13277,1

8232,3

–38,0%

Карагандинская

9583,9

8659,6

–9,7%

Костанайская

2366,6

4332,884

+83,1%

Кызылординская

16439,5

1341,6*

–91,9%

Мангистауская

4 038,6

3347,338

–17,1%

Павлодарская

3280,3

5645,7

+72,0%

СКО

665,596

857,77

+28,9%

ЮКО

441,1

456,537

+3,5%

г. Астана

2544,7

1271,993

– 49,9%

г. Алматы

383,1

513,452

+34,0%

Всего по РК

75355,384

57487,738

–23,7%

Примечание: 

*Данные Департаментов экологии МООС за 9 

мес. 2010 г.

В Карагандинской области осуществляют деятельность 135 недропользовате-

лей (в 2009 г.—114) на 170 объектах (месторождениях, площадях и участках), 
из них 95 недропользователей по добыче полезных ископаемых республиканского 
значения, 75 недропользователей добывающих общераспространенные полезные 
ископаемые.

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

124

0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

16000

18000

Акмо

ли

нска

я

Акт

юб

ин

ска

я

Ал

ма

ти

нска

я

Ат

ыр

ауска

я

ВК

О

Жа

мб

ыл

ска

я

ЗК

О

Караг

ан

ди

нс

кая

Ко

ст

ан

ай

ска

я

Кы

зы

ло

рди

нс

ка

я

Ма

нги

ста

уска

я

Па

вл

од

арс

кая

СК

О

ЮК

О

г. А

ст

ана

г. Ал

ма

ты

м

лн

. т

г

2009 г.

2010 г.

 

Рисунок 13.2.1 

— Поступление платежей 

за загрязнение ОС в 2010 г. по регионам.

В 2010 г. в Карагандинской области МООС РК выдано 935 разрешений на эмис-

сии в ОС, объем разрешенных выбросов составил—848,3 тыс. т, сбросов—638,8 
тыс. т, размещения отходов—224676,8 тыс. т.

В Павлодарской области выдано 61 разрешение на эмиссии в ОС для объектов 

1 категории, объем разрешенных выбросов в 2010 г. составил 795,17 тыс. т, сбро-
сов—38,9 тыс. т, размещения отходов 204,17 млн. т. 

В Актюбинской области в 2010 г. выдано 2161 разрешений на загрязнение ОС, 

объем разрешенных выбросов составил 264,75 тыс. т, сбросов—214,98 тыс. т, 
размещения отходов 55,2 млн. т. 

На территории Жамбылской области зарегистрировано 2270 объекта приро-

допользования. Наиболее крупными объектами 1 категории являются АО «Жам-
былская ГРЭС», АО «Таразэнергоцентр», АО «Кант», АО «Акбакайский ГМК», 
ТОО «Казфосфат», КГКП «Игилик», КГКП «Тараз су», Рудник «Шатыркуль» ПО 
«Балхащцветмет» Корпорации «Казахмыс», ТОО «Восточное рудоуправление», 
ТОО «Амангельды Газ», Таразский ЛПУМГ филиал УМГ «Южный». В 2010 г. в 
области выдано 52 разрешения на загрязнение ОС окружающей среды (для объ-
ектов 1 кат.), объем разрешенных выбросов—63,3 тыс. т, сбросов—45,75 тыс. т, 
размещения отходов 12,75 млн. т. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

125

В ЮКО в 2010 г. выдано 1010 разрешений на загрязнение ОС, объем разрешен-

ных выбросов—94,0 тыс. т, сбросов—22,4 тыс. т, размещения отходов—652,8 
тыс. т., аннулировано 55 разрешений на эмиссии в ОС ввиду изменения режима 
природопользования по заявлению природопользователей. 

В СКО в 2010 г. выдано 4605 (2009 г.—4244) разрешений на загрязнение ОС, 

объем разрешенных выбросов—18,71 тыс. т, сбросов—50,65 тыс. т, размещения 
отходов—2,3 млн. т. 

В Акмолинской области в 2010 г. выдано 4987 (2009 г.—4729) разреше-

ний на загрязнение ОС, объем разрешенных выбросов—103,97 тыс. т, сбро-
сов—46,2 тыс. т, размещения отходов—40,34 млн. т. 

В Мангистауской области в 2010 г. выдано 449 разрешений на загрязнение ОС, 

Объем разрешенных выбросов—126,64 тыс. т, сбросов—45,8 тыс. т, размещения 
отходов—587,3 тыс. т. 

В Атырауской области в 2010 г. выдано 60 (2009 г.—32) разрешений на загряз-

нение ОС, объем разрешенных выбросов—237,1 тыс. т, сбросов—124,7 тыс. т, 
размещения отходов—633,7 тыс. т. 

В ВКО в 2010 г. выдано 718 разрешений на загрязнение ОС, объем разре-

шенных выбросов—122,3 тыс. т, сбросов—77,85 тыс. т, размещения отходов 
18,1 млн. т. 

В 2010 г. выдано 65 разрешений на загрязнение ОС по Алматинской области и 

12 по г. Алматы (без учета разрешений выданных МООС РК), объем разрешенных 
эмиссий по Алматинской области—139,5 тыс. т выбросов, сбросов—435,1 тыс. т, 
размещения отходов 4,43 млн. т. По г. Алматы объем разрешенных выбро-
сов—39,41 тыс. т, сбросов—0,002 тыс. т, размещения отходов 109,3 тыс. т 

По г. Астана в 2010 г. всего выдано 359 разрешений на загрязнение ОС. Объем 

разрешенных выбросов составил—56,7 тыс. т, сбросов—8,7 тыс. т, размещения 
отходов 1,644 млн. т. 

Таким образом, экономическое регулирование природопользования является 

одним из действенных рычагов в реализации национальной экологической поли-
тики. МООС РК ведется активная работа по совершенствованию нормативно-
законодательной и методической базы, прорабатываются механизмы целенаправ-
ленного использования средств, полученных от загрязнителей ОС—57 487,738 
млн. тенге. Для дальнейшей эффективной работы в этом направлении необходимо 
совершенствование механизмов экономического регулирования природопользова-
ния путем привлечения новых технологий и методов, технологических процессов 
в производстве, совершенствовании нормативно-законодательной и методической 
базы и гармонизации их с международными правилами и стандартами. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

126

13.3. экологический мониторинг и контроль в области охраны 

окружающей среды

МООС РК, как центральный исполнительный орган РК в области ООС, ко-

ординирующий также деятельность иных центральных исполнительных органов, 
осуществляющих функции ООС и управления природопользованием. 

Мониторинг 

ОС—это комплекс научно-обоснованных программ наблюдений, 

оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов 
управленческих решений, необходимых для обеспечения экологической безопа-
сности. 

Целью 

государственного контроля

 в области ООС, охраны, воспроизводства 

и использования природных ресурсов являются обеспечение экологической без-
опасности, экономия природных и энергетических ресурсов, устойчивое использо-
вание биологических ресурсов, повышение конкурентоспособности национальной 
продукции.

МООС РК разработаны и утверждены «Типовые правила ведения производст-

венного мониторинга». Ведется гидрометеорологический мониторинг: для совер-
шенствования системы экологического мониторинга в регионе Каспийского моря, 
для подготовки прогностической, режимно-справочной гидрометеорологической, 
агрометеорологической, аэрологической информации и подготовки выпусков еже-
месячных и ежеквартальных бюллетеней о состоянии ОС

Контроль в области ООС. 

Целью государственного контроля в области ООС, 

охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются обеспе-
чение экологической безопасности, экономия природных и энергетических ресур-
сов, устойчивое использование биологических ресурсов, повышение конкуренто-
способности национальной продукции.

В области ООС, охраны, воспроизводства и использования природных ресур-

сов действуют следующие виды государственного контроля [43]:

1) экологический контроль;
2) контроль за использованием и охраной земель;
3) контроль в области использования и охраны водного фонда;
4) контроль в области изучения и использования недр;
5) контроль в области лесного законодательства РК;
6) контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного 

мира;

7) контроль в области ООПТ.
КЭРК МООС и его территориальными ДЭ согласно Экологическому кодексу 

РК и ЗРК «О частном предпринимательстве», ежегодно на крупных предприятиях 
проводятся экологические проверки, рассматриваются обращения граждан, по-
ступающие в МООС РК, требующие проведения экологических проверок в целях 
подтверждения фактов несоблюдения экологических требований хозяйствующими 
субъектами.

Так, в соответствии с Графиком проведения инспекционных экологических 

проверок, на 2010 г, основные показатели контрольно-инспекционной деятель-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

127

ности составили: количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по 
соблюдению экологического законодательства—10509, выявлено 8520 нарушений 
экологического законодательства, выдано 8402 предписаний, наложено 8366 адми-
нистративных штрафов на общую сумму 5845,7 млн. тенге. [44]

 

Всего в 2010 г. в доход государства взыскано 7393 административных штрафов 

на 12,56 млрд. тенге. Предъявлено 1533 претензий по возмещению вреда причи-
ненного ОС на 19,4 млрд. тенге, из них взыскано 1118 претензий  на 5,1 млрд. 
тенге. С учетом переходящих с 2009 г. в доход государства взыскано 108 претен-
зий на общую сумму 5,4 млрд. тенге. 

Внесено 67 предложений об аннулировании разрешения на загрязнение ОС, 

166 предложений о приостановлении деятельности, 9 предложений о привлечении 
к уголовной ответственности. По результатам проверок на соблюдение экологиче-
ского законодательства были приостановлены действия разрешений на эмиссии в 
ОС следующих предприятий: ТОО «Корпорация Казахмыс» ПО Белоусовский гор-
но-обогатительный комбинат, ТОО «Бухтарминская цементная компания» и ТОО 
«Алтай Кен-Байыту», Филиал «Норд Каспиан Оперейтинг Компани». [46]

В Карагандинской области

 Нура-Сарысуйским ДЭ в 2010 г. было проведено 

1089 проверок, что на 14% больше, чем в 2009 г., из них: 331 по охране АВ, 252 
по охране водных ресурсов, 59 по охране недр, 285 по размещению отходов про-
изводства [47].

В области имеется: 7140 предприятий, имеющих разрешение на эмиссии в ОС, 

в т. ч. 56 предприятий, где налажен производственный мониторинг (контроль). 

В ходе проверок по соблюдению природоохранного законодательства осуществ-

ляется постоянный контроль за ведением предприятиями области ПЭК, согласно 
статей 128-134 Экологического кодекса и Правил организации производственного 
контроля в области ООС.

При проверках государственными инспекторами проверяется наличие плана 

ПЭК и производственного мониторинга, наличие актов поверок, предписаний, на-
личие и состояние результатов инструментального контроля от источников эмис-
сий и соблюдение их нормативов, 

 Ведется журнал обращения граждан, как физических, так и юридических лиц, 

в 2010 г. рассмотрено 582 обращения. 

Выявлен сверхнормативный выброс неорганической пыли от консервируемого 

хвостохранилища ЖОФ №1, 2 ЖЦМ ТОО «Корпорации Казахмыс» г.Жезказган 
из-за отсутствия рекультивационных работ. Сверхнормативный выброс пыли фак-
тически составил 73,2 г/сек, при норме по ПДВ—6,492 г/сек (в 11,2 раза пре-
вышение), выдано предписание на возмещение ущерба на сумму 8,86 млн. тенге.

На УТТ УД АО «Арселор Миттал Темиртау» г. Шахтинск выявлено, что у пред-

приятия отсутствовало разрешение на эмиссии в ОС за январь 2010 г., выдано 
предписание на возмещение ущерба на сумму 7,14 млн. тг. [47].

СД АО «Арселор Миттал Темиртау» 

произведен сверхнормативный выброс 

эмиссий по диоксиду серы и окиси углерода в первом и втором квартале 2010 г. 
в цехе ЦОИ-1 коксохимпроизводства, нарушены правила эксплуатации пылео-
чистного оборудования в аглопроизводстве, что повлекло превышение нормати-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

128

вов ПДВ, выявлено превышение нормативов эмиссий в ЦОИ-1, выявлен сверхли-
митный выброс эмиссий в атмосферу в коксовом цехе.

 Наложены штрафы на 

юридическое лицо на сумму 565,2 тыс. тенге. и 169,5 тыс. тенге, на должностное 
лицо три штрафа по 35,3 тыс. тенге, выдано предписание на возмещение ущерба 
в сумме 147,47 млн. тенге. Ущерб и штрафы взысканы.

В Павлодарской области

 Иртышским ДЭ было проведено 480 проверок, вы-

явлено 377 нарушений и выдано 343 предписания. Наложено 306 штрафов на 9,14 
млн. тенге и из них взыскано 8,15 млн. тенге. Предъявлено 17 исков на 548,1 тыс. 
тенге, взыскано 162,5 тыс. тенге [47].

В 

ВКО

 филиалом Иртышского ДЭ в г. Усть-Каменогорске было проверено 

465 природопользователей (56% от общего количества). По результатам проверок 
было составлено 465 актов, выявлено 400 нарушений, выдано 415 предписаний на 
устранение нарушений, наложено 296 штрафов на 62,97 млн. тенге.; выставлено 
195 претензии на возмещение ущерба на 92,0 млн. тенге., вынесено 4 предложе-
ния о приостановлении хозяйственной деятельности, внесено 1 предложение об 
аннулировании разрешения, предъявлено 30 исков на приостановку деятельности 
18 природопользователей, получивших сертификат соответствия деятельности ме-
ждународным стандартам серии ISO 14000 «Системы управления ООС» [47].

В г. Семее было проведено 270 проверок природопользователей, что состав-

ляет 15,9% от всего количества природопользователей (в 2009 г. было 168 про-
верок). Составлено 270 актов по результатам проверок (168 в 2009 г.); выявлено 
230 нарушений (240 в 2009 г.); выдано 230 предписаний на устранение нарушений 
(240 в 2009 г.). Было заведено 298 дел о правоприменении (32 в 2009 г.) из них: 
12 предупреждений (7 в 2009 г.), 218 штрафов на 7,3 млн. тенге, 6 исков о возме-
щении ущерба на сумму 45,17 млн. тенге; 14 исков на приостановку деятельности 
(3 в 2009 г.); внесено 1 предложение об аннулировании разрешения.

Во втором полугодии 2010 г. из крупных предприятий были проверены УКМК 

ТОО «Казцинк», АО «УМЗ», АО «УКТМК», БГОК «Корпорации Казахмыс», 
АО «БЦК», Юбилейно-Снегирихинский рудник МХК «Корпорации Казахмыс». 

Усть-Каменогорский металлургический комплекс ТОО «Казцинк» во втором 

полугодии проверен дважды. При плановой проверке установлено превышение 
нормативов ПДВ по оксиду углерода на источнике загрязнения цеха пылеулав-
ливания. При внеплановой проверке прокуратурой с привлечением специалистов 
ВКФ ИДЭ установлено превышение нормативов ПДВ на 3-х источниках загрязне-
ния атмосферы: по оксиду углерода на 2-х, по диоксиду азота на одном. 

В ТОО «Катон-Карагайский ПДУ» при проведении контрольных замеров уста-

новлено превышение ПДВ по пыли. Кроме того, во 2-м квартале 2010 г. выброс 
ЗВ производился без разрешения, самовольно. В 1-м квартале работы, связанные 
с эмиссией в ОС, на предприятии не производились, так как АБЗ и карьеры рабо-
тают в теплое время года. За самовольные выбросы ЗВ предприятию предъявлен 
иск на сумму 467,8 тыс. тенге [47].

В ходе внеплановой проверки ГУ «Семипалатинская РЭЧ» при обследовании 

котельных, расположенных на промплощадках войсковых частей, был выявлен 
факт эксплуатации котельной в/ч 31767, в 1 квартале 2010 г. с превышением 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

129

установленных нормативов ПДВ. В результате допущенных сверх нормативных 
выбросов ЗВ в АВ ГУ «Семипалатинская РЭЧ», за 1 квартал 2010 г., был причинен 
ущерб ОС на 584,24 тыс. тенге. 

В ходе проверки АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» был 

произведен параллельный отбор проб СВ АО «УК ТМК». Согласно результатам 
химических анализов установлено превышение установленных лимитов по калию.

По данным производственного мониторинга в выпуске СВ со шламонакопи-

теля № 3 в р. Ертис в первом квартале 2010 г. сброс СВ в водные объекты про-
изводился с превышением установленных лимитов по кальцию, магнию, натрию, 
марганцу, хрому шестивалентному. Предприятию предъявлен ущерб в размере 
685,5 тыс. тенге.

В Костанайской области

 по данным Тобыл-Торгайского ДЭ (ТТДЭ) заре-

гистрировано 2856 природопользователей, из них 1 категории—362, 2 катего-
рии—232, 3 категории—459, 4 категории—1803. За 2010 г. сотрудниками ТТДЭ 
было проведено 1534 проверки, из них по охране атмосферы 393, по охране вод-
ных ресурсов 278, по охране недр 42, по радиационным отходам 3, по отходам 264, 
по охране земельных ресурсов 436, и других 118. Было охвачено проверками 1011 
природопользователей, что составило 73% от их общего количества [47].

Выявлено 139 нарушений, в т. ч.: по охране атмосферы—139, по охране вод-

ных ресурсов—95, по охране недр—13, по отходам—119, по охране земельных 
ресурсов—91, и других—42. Выдано 510 предписаний, наложено штрафов 467 
на 82,9 млн. тенге, взыскано штрафов на 66,36 млн. тенге. Предъявлено 104 иска, 
в том числе по охране атмосферы—65, по охране водных ресурсов—23, по охра-
не недр—6, по отходам—8, по охране земельных ресурсов—2. Сумма предъяв-
ленных исков составила 106,4 млн. тенге, из них взыскано в пользу государства 
36,2 млн. тенге. По результатам проверок составлено 1011 актов, выявлено 495 
нарушений, выдано 510 предписаний на устранение нарушений. Совместно с УДП 
МВД РК проведено 106 проверок. 

При проверке филиала «Енбек-Костанай РГП «Енбек» за отсутствие разрешения 

на эмиссии в ОС был рассчитан экономический ущерб в 5,65 млн. тенге. за 2009 г., 
8,98 млн. тенге. за 2010 г.

На «Бускульском карьероуправлении»—филиала ОАО «Магнитогорский метал-

лургический комбинат» выявлен факт отсутствия разрешения на эмиссии в ОС. За 
причиненный ущерб ОС за самовольное загрязнение предприятие возместило ущерб в 
размере 1,76 млн. тенге.

Проведены проверки ряда крупных предприятий теплоэнергетики: ГКП «Костанай-

ская теплоэнергетическая компания», ГКП «Житикаринская теплоэнергетическая ком-
пания», ТЭЦ ОАО «ССГПО» (г. Рудный), ТЭЦ г. Аркалык [47].

При инструментальных замерах от стационарных источников загрязнения уста-

новлены незначительные превышения нормативов эмиссий в ОС на ТЭЦ г. Коста-
ная и г. Житикары. Рассчитан экономический ущерб ОС в размере 53,3 тыс. тенге 
и административные штрафы в 188,0 тыс. тенге на юридических лиц ГКП «Жи-
тикаракоммунэнерго» и ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания». По 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

130

предприятию ТОО «Салдык-1» было выявлено сверхнормативное сжигание угля и 
возмещен экономический ущерб ОС—1,24 млн. тенге.

За 2010 г. было проведено 393 проверки по соблюдению требований эколо-

гического законодательства. За нарушения в части охраны АВ предъявлено 62 
претензии на 25,35 млн. тенге, из них взыскано 58 на 9,3 млн. тенге, а также 127 
административных штрафов на 15,26 млн. тенге, 107 из них взыскано—6,7 млн. 
тенге.

В июле 2010 г. проведена инспекционная проверка предприятия ОАО «ОГК-2 

Троицкая ГРЭС», Российская Федерация. За аварийный сброс осветленной воды 
через поврежденные участки трубопровода, образование заболачивания сельхоз-
земель (14,1 га) и выводу их из пастбищеоборота, нанесение ущерба ОС на терри-
тории Карабалыкского района Костанайской области, с предприятия ОАО «ОГК-2 
Троицкая ГРЭС» взыскана сумма 1,48 млн. тенге [47].

В Актюбинской области

 по данным ТТДЭ имеется 448 предприятий, обязан-

ных вести ПЭК. Из них 149—1 категории, 77—второй, 214—3 категории. Из 
них только в 15 имеются ведомственные лаборатории по охране ОС. Остальные 
предприятия имеют договоры с аккредитованнами лабораториями таких организа-
ций имеющих лицензию на право проведения этого вида работ, как ТОО “Актюб-
НИГРИ”, ТОО “НИИ Батысэкопроект”, ТОО «Ист-Эко», ПТ «Алия и Ко» г. Акто-
бе, ТОО “КазЭкопроект”, ДГП ГНПОЭ “Казмеханобр”, ТОО «Казэкология» Респу-
бликанского научно-производственного центра г.Алматы. 

За 2010 г. 38 (25.%) из 149 предприятий I категории не представили отчет 

ПЭК. Из всех предприятий 2 и 3 категории (291) представили отчеты 146 (50%), 
из них 7 были отклонены. 137 (предприятий не сдали отчеты, в 12 предприятиях 
из-за приостановки производства (отсутствия объема работ) контроль не прово-
дился [47].

В Жамбылской области

 инспекторами Шу-Таласского ДЭ за 12 месяцев 

2010 г. по результатам рассмотрения обращении граждан проведено 24 прове-
роки, в т.ч.: 10—по охране АВ, 4—по охране водных ресурсов, 6—по охране 
земельных ресурсов, 4—по охране недр. В ходе проверок выявлено 60 случаев 
превышения или отсутствия установленных нормативов ПДВ, в результате чего 
были допущены сверхнормативные выбросы в объеме 583,3 т и выставлено 60 
претензий на 21,8 млн. тенге. против 59 случаев на 8,1 млн. тенге. в 2009 г. 

За 2010 г. наложено 724 штрафа на 18,0 млн. тенге. (против 713 штрафов на 

14,2 млн. тенге. в 2009 г.), из них оплачено добровольно 595 штрафа—13,15 млн. 
тенге., на принудительное взыскание направлено 68 штрафов на 2,0 млн. тенге., 
из них удовлетворено 54 штрафа—1,2 млн. тенге. Процент взыскивания претен-
зионно-исковых материалов (по количеству) составляет 61,7%. [47] В Жамбыл-
ской области в 2010 г. проверено 449 природопользователей—501 проверок, из 
них плановых—343, внеплановых 158. 

Из проверенных внеплановых проверок органами прокуратуры проверены 67 

(из них транспортной прокуратурой 14), по обращению жителей—24, по обраще-
нию Акимата—8, по обращению органов внутренних дел—1, по обращению Ги-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz