НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2010 ГОДУ - часть 11

 

 

163

емов размещения отходов в ОС составил 16,25 млн. т. За 2010 г. предприятиями 
проведена рекультивация на площади 244,3 га земель. 

Выполняется пылеподавление на автодорогах, рабочих площадках. Снижение 

выбросов ЗВ составило около 2,2 тыс. т. Постоянно ведется контроль эффектив-
ности работы аспирационных и вентиляционных систем, лабораторный контроль 
качества сбрасываемых карьерных вод, эффективности работы очистных сооруже-
ний ГТЦ.

АО «ССГПО»

 с целью рационального использования недр ведутся работы по 

использованию скальной вскрыши для производства щебня и засыпки воронок на 
шахтном поле. Данные мероприятия позволяют уменьшить объемы размещения 
производственных отходов в ОС в объеме на 8,95 млн. т. Для строительства тран-
спортных коммуникаций используются хвосты обогащения, что позволяет сокра-
тить объем образования отходов на 1,49 млн. т. [48]

Применяется повторное использование воды хвостохранилища для транспорти-

ровки золошлаков. Эффектом от выполненного мероприятия является экономия 
свежей речной воды в объеме 4,2 млн. м

3

, уменьшен сброс СВ на 1,9 млн. м

3

Строительство градирни позволило сэкономить около 65 млн. м

3

 речной воды. Для 

исключения загрязнения подземных и поверхностных вод АО «ССГПО» произво-
дит перехват дренажных вод с накопителей рудничных вод и хвостохранилища, 
что позволило предотвратить попадание в водные объекты около 6,4 тыс. т ЗВ.

С целью снижения объемов загрязнения АВ на предприятие произведено пы-

леподавление при ведении буровзрывных работ, орошении карьерных дорог, оро-
шение скальных забоев водой, при ведении погрузочно-разгрузочных работах в 
карьере и складах сыпучих материалов. Результатом явилось снижение выбросов 
ЗВ в объеме 2,93 тыс. т.

АО «Костанайские минералы»

 установлен пилотный вариант системы сухого 

обеспыливания, освоено 10,9 млн. тг. 

В Актюбинской области

 за 2010 г. поступление платежей за эмиссии в ОС 

в бюджет области составило 13,26 млрд. тг., что на 233,3 млн. тг. (1,8%) меньше 
чем в 2009 г. [48]. 

В 2010 г. за счет инвестирования собственных средств предприятиями I кате-

гории опасности выполнено 308 ПМ на 29,3 млрд. тг. По сравнению с 2009 г. ко-
личество мероприятий возросло на 31, освоение средств выросло 2,3 раза, с 12,8 
до 29,3 млрд. тг. 

АО «СНПС-Актобемунайгаз»

 за 2010 г. выполнено 15 мероприятий 

5,9 млрд. тг., в том числе: автоматический герметичный налив нефти в ж/д ци-
стерны с отводом паровоздушной фазы, освоено 378,1 млн. тг.; для циркуляци-
онной подачи попутного газа проведено строительство компрессорной, освоено 
4,7 млрд. тг.; строительство 4 блоков газораспределительных установок и газопро-
водов для газлифта, освоено 650,0 млн. тг.

ТОО «Казахойл Актобе»

 выполнены ПМ на 15,89 млрд. тг., в т. ч.: уста-

новка комплексной подготовки газа (проектирование и строительство УПТГ 
50 тыс. м

3

/час), освоено 15,8 млрд. тг.; ремонт и установка весового оборудова-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

164

ния на полигоне ТБО, освоено 8,0 млн. тг.; рекультивация нарушенных земель, 
освоено 5,23 млн. тг.

УМГ «Актобе» АО «ИЦА» 

ПМ в 2010 г. были выполнены на 166,1 млн. тг. 

при плане 163,7 млн. тг., в т.ч.: работы по охране недр и исключению аварийных 
выбросов при проведении противофонтанных мероприятий на ПХГ «Бозой», осво-
ено 4,46 млн. тг.; озеленение территории и СЗЗ производственных подразделений 
предприятия, освоено 1,93 млн. тг.; монтаж камеры запуска- приема очистно-
го устройства на участке между КС14 на II нитке МГ «Бухара-Урал»», освоено 
152,64 млн. тг.; контроль за перетоками газа в подземных горизонтах ПХГ «Бо-
зой», мероприятие направлено на предотвращение от техногенных загрязнений 
подземных горизонтов, используемых для хранения газа, освоено 5,5 млн. тг. [48].

Акиматом Актюбинской области из областного бюджета в 2010 г. профинанси-

ровано ПМ на сумму 5148,8 млн. тенге (при предусмотренном годовом финансиро-
вание 850,0 млн. тг.) [48]. Объявлен конкурс на разработку ПСД на строительство 
полигонов ТБО в 4-х районных центрах (Кобда, Хромтау, Кандыагаш, Шубарку-
дук) Актюбинской области с выделением 20 млн. тг.

Из республиканского бюджета в Актюбинской области, по заказу МООС, ве-

дутся работы по реконструкции КОС г. Актобе и реконструкции напорного кана-
лизационного коллектора и узла регулирующей емкости, в 2010 г. освоено 1,82 
млрд. тенге. 

В Кызылординской области

 за 3 квартала 2010 г поступление платежей за 

эмиссии в ОС в бюджет составило 1077,657 млн. тг., что на 91,9% меньше чем в 
2009 г. [48].

Крупными природопользователями области за счет собственных средств на ПМ 

в 2010 г . запланировано 10,27 млрд. тг. 

За 2010 г. общий объем утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) по круп-

ным нефтедобывающим предприятиям области составил 79,3%, что на 16% боль-
ше по сравнению с 2009 г. Сожжено на факелах 254,829 млн. м

3

 попутного газа, 

что 20,5% меньше аналогичного периода 2009 г..

АО «Петро Казахстан Кумколь Ресорсиз»

. На м/р Кумколь Южный завер-

шена первая фаза проекта утилизации газа, где была предусмотрена повторная 
закачка газа в газовую шапку (Юрский горизонт) м/р Кумколь Южный в объеме 
до 51 млн. м

3

/год. Объем инвестиций за реализацию данного проекта составил 

порядка—15,7 млн. долларов США. В настоящий момент ведутся работы по реа-
лизации второй фазы, которая предполагает строительство системы сбора газа, за-
ключающейся в подключении к осевому коллектору групповых установок с после-
дующей подачи газа на 4-ю ГТУ. Экологический эффект обусловлен снижением 
объемов выбросов в атмосферу более 300 т/год вследствие закачки газа в пласт.

В целях реализации проекта на м/р Кызылкия была построена система сбо-

ра газа, осуществлен монтаж 2-х бустерных компрессоров «Торомонт» произво-
дительностью 100 тыс. м

3

/сутки, прокладка 10-ти дюймового газопровода «Кы-

зылкия—Арыскум» протяженностью 27 км. На месторождении Арыскум было 
осуществлено увеличение мощности действующей на месторождении газонагне-
тательной системы. Проектная производительность системы закачки газа на м/р 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

165

Арыскум составляет 155,8 млн. м

3

/год. Экологический эффект от реализации дан-

ного проекта по м/р Арыскум обусловлен снижением объемов выбросов в атмос-
феру на 2100 т вследствие закачки газа в пласт. По м/р Кызылкия аналогичный 
эффект характеризуется снижением выбросов на 1400 т, вследствие закачки. В 
общем, экологический эффект выражен снижением выбросов в атмосферу порядка 
3500 т/год. Объем инвестиций на два этих проекта составил порядка—48,4 млн. 
долларов США.

Запущены объекты утилизации газа на м/р Майбулак. Произведена установка 

2-х газо-поршневых установок по выработке электроэнергии мощностью 1 МВт 
каждая и строительство пункта сбора нефти, с которого будет подаваться газ на 
электростанции. 

В 2010 г. расширена действующая газотурбинная электростанция на м/р Кум-

коль на 50 мегаватт электроэнергии. Это будет осуществлено за счет установ-
ки двух дополнительных газотурбинных установок модели GE (General Electric) 
FS5001P мощностью 25 мегаватт каждая со вспомогательным технологическим 
и электрооборудованием, что даст дополнительные 50 мегаватт. Установка будет 
работать на газе, что позволит утилизировать попутный газ в объеме 210 млн. 
м

3

/год. Данный проект обеспечит стабилизацию подачи электроэнергии на место-

рождения, а главное—выдачу ее излишков, а это около 30 мегаватт в сети КЕГОК 
Казахстана. 

Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств консор-

циума, куда входят АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» и АО «Тургай Петро-
леум» по 50%. Общий объем инвестиций составляет 7,5 миллиардов тенге [48].

В 2010 г. в сфере утилизации отходов осуществлено 5 мероприятий на сумму 

217,0 млн. тг. направленных на применение новых ресурсосберегающих техноло-
гий, приобретению отходоперерабатываюших установок, строительства и обустро-
иства объектов переработки, хранения и захоронения отходов. 

Так, 

ТОО «Ибрайхан и К-ЛТД»

 построен цех по переработке отходов потре-

бления стоимостью 98,0 млн. тг. и установлена печь для сжигания медицинских 
отходов производства Германии стоимостью 31,64 млн. тг. 

В 

ТОО «Тимур и Компани»

 установлена установка очистки ливневых стоков 

«КЛЮЧ-10» на сумму 6,9 млн. тг. предназначенная для очистки ливневых стоков 
с территорий, промышленных площадок, АЗС, нефтебаз, автохозяйств, предпри-
ятий ж/д транспорта, а также ряда производственных стоков. Высоконадежные 
технологические решения установок позволяют гарантированно обеспечить при 
подаче на очистку особозагрязненных стоков возможность сброса вод в водоемы 
рыбохозяйственного назначения. 

В 

АО НК «КОР»

 завершено строительство полигона для захоронения промыш-

ленных отходов стоимостью 30,0 млн. тг. 

ТОО «КумкольТрансСервис»

 начато стро-

ительство полигона промышленных и бытовых отходов стомостью 50,0 млн. тг. [48].

В городе Байконур введен в эксплуатацию установка по демеркуризации ртуть-

содержащих приборов УРЛ-2 м с проектной мощностью 200 ламп в час, все пред-
приятия расположенные на комплексе Байконур заключили договоры на утилиза-
цию ртутьсодержащих ламп.

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

166

В СКО

 за 2010 г. поступление платежей за эмиссии в ОС в бюджет составило 

857,77 млн. тг., что на 28,9% больше чем в 2009 г. [48], предприятиями выполня-
лись ПМ за счёт собственных средств на 1,98 млрд. тг.

В целях снижения нагрузки на ОС и применения новых ресурсосберегающих 

технологий 

ДП «Петропавловское отделение Южно-Уральской железной доро-

ги»

: ведется строительство общеплощадочных очистных сооружений промышлен-

ных и ливневых стоков, что позволит повысить степень очистки производственных 
и ливневых вод перед их сбросом в систему общегородской канализации и соста-
вит: взвешенные вещества—очистка 400 мл/л до 100 мл/л, нефтепродукты—
очистка от 20 мг/л до 3,3 мг/л, освоено 3,1 млн. тг.; вторичное использование 
производственных отходов на собственные нужды предприятия составляет 9,2% 
(269 т) от общего количества их образования. Основные виды используемых отхо-
дов: золошлак, отходы древесины, строительный мусор и др. [48].

В целях уменьшения объемов загрязнения за счет деятельности предприятия 

по внедрению новых технологий 

ТОО «СевКазЭнерго»

 в 2010 г. проведена ре-

конструкция золоулавливающей установки с заменой на батарейные титановые 
эмульгаторы 2-ого поколения на котлоагрегатах № 4, 11. Достигнуто снижение 
ЗВ: выбросов пыли неорганической в количестве 2,36 тыс. т, освоено 148,05 млн. 
тг. Экологический эффект в качественном отношении составил 5,0 млн. тг. 

В 2010 г осуществлен ремонт изношенных элементов золоулавливающих уста-

новках на 11 котлоагрегатах (по плану на 6 КА), что позволило снизить выбросы 
пыли неорганической от 1390 мг/м3 до 300 мг/м3, (2,7% снижения загрязнения 
в ОС от общего количества выбросов), освоено 30,2 млн. тг. 

Для организованного складирования золошлаковых отходов на строительство 

3-ей секции золоотвала освоено 1, 17 млрд. тг.; площадь рекультивированных зе-
мель 2- секции золошлакового поля № 2 составила 20 га, затрачено 12,8 млн. тг.

Предприятием 

АО «Петропавл су»

 в 2010 г. за счет собственных средств 

проведены работы по предотвращению утечек неочищенный сточных вод: рекон-
струкция КОС, основанных на использовании механического метода очистки СВ: 
реконструкция решетки №1; 2. ремонт решетки № 2, № 3, освоено 106,2 тыс. тг.

Выполнены работы по предотвращению утечек неочищенных СВ: реконструк-

ция канализационных насосных станций: АО «СУ 808, поселок Заречный; рекон-
струкция северного напорного канализационного коллектора в районе Петропав-
ловского гидроузла (предписания инспекции); реконструкция канализационного 
коллектора Д-500 мм по ул. Интернациональной г. Петропавловска. На данные ме-
роприятия по Государственной программе «Дорожная карта» освоено 382,8 млн. 
тг. [48].

Предприятием 

РГП «Есил-су»

 с целью предотвращения аварийных ситуаций, 

выполнены работы: осуществлена замена 4 старых котлоагрегатов на участках 
водоснабжения, освоено 214, 14 млн. тг. 

В Акмолинской области 

за 2010 г. поступление платежей за эмиссии в ОС в 

бюджет составило 1017,2 млн. тг., что на 29,4% больше чем в 2009 г. [48].

ТОО «СГХК»

 проведены работы по пылеподавлению на горнорудных предприя-

тиях, объектах недропользования, в т.ч. карьерных и внутрипромысловых дорогах. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

167

Выполнен ремонт пульпопровода по дамбе карты № 2 хвостохранилища ГМЗ. 
Завершен первый этап.

13.7. международное сотрудничество

Одной из целей МООС РК является

 

углубление международного сотрудни-

чества и формирование зон УР. МООС проводит работу по активизации между-
народного сотрудничества с другими государствами в вопросах экологии и УР, 
реализации международных конвенций, регулирующих вопросы ООС.

В целях выполнения задач КУР на 2006—2024 г, ведется работа по продвиже-

нию инициативы по интеграции общеевропейской и азиатской программ по ОС в 
единую евразийскую программу УР, а также о создании международного институ-
та ООН по УР со штаб-квартирой в г. Астана. 

Активная позиция Казахстана, его приверженность ценностям ОБСЕ привели 

Казахстан к председательству в этой организации в 2010 г . Значительное место 
в работе ОБСЕ занимает экономико-экологическое измерение, поэтому МООС РК 
тесно сотрудничает с данной организацией. в г. Вене (Австрия) 18—26.10.10 г. 
состоялась Обзорная Конференция ОБСЕ в области экономико-экологического из-
мерения, были отражены Астанинская инициатива «Зеленый мост» и усилия по 
ООС на национальном уровне.

При поддержке ОБСЕ в период с 27—29.01.10 г. состоялось совещание Ор-

хусских центров в Турции. В роли основных организаторов данного мероприятия 
выступили Секретариат Орхусской Конвенции и Бюро Координатора экономиче-
ской и экологической деятельности ОБСЕ. В ходе совещания были рассмотрены 
вопросы наилучшей практики использования электронных средств информации; 
участия и роли общественности в принятии решения по вопросам ООС; доступ к 
правосудию и механизмы соблюдения; значимость Протокола Регистра выбросов и 
переноса загрязнителей (РВПЗ) в рамках Орхусской Конвенции; планирование и 
осуществление экологической деятельности на местном уровне на основе совмест-
ного участия; планирование, мониторинг и оценка; участие молодежи в процессе 
экологического планирования и осуществления.

По проблемам изменения климата

 и после ратификации КП Казахстан стре-

миться войти в его приложение Б и быть на передовых позициях в борьбе с изме-
нением климата для ускорения процессов внедрения низкоуглеродной экономики 
и снижения выбросов ПГ. 

В 2010 г. начаты работы по разработке законодательных документов для со-

здания внутренней схемы торговли квотами и создания национального регистра 
углеродных единиц. Это необходимо, чтобы предприятия, внедрившие низкоугле-
родную технологию и добившиеся сокращения выбросов парниковых газов, могли 
продать излишки на внутреннем рынке и компенсировать затраты на модерниза-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

168

цию. Возможность торговли на международном рынке появится после вхождения 
Казахстана в Приложения Б—К П протокола. 

МООС совместно с Национальным органом Германии по торговле выбросами 

парниковых газов (DEHSt), DIW Консалтинг Берлин и Координационным Центром 
по изменению климата 25—26.08.10 г. в г. Астана проведено рабочее совещание 
по подготовке Национальной системы торговли выбросами СО

2

 в Казахстане «Как 

создать и управлять регистром выбросов парниковых газов и функции националь-
ного регулирующего органа для Национальной системы торговли». 

В г. Астане 04.11.10 г. состоялось очередное 2-е Межправительственной ка-

захстанско-австрийской комиссии по экономическому сотрудничеству, в ходе ко-
торого, казахстанской стороной было предложено расширить двустороннее со-
трудничество в области системы торговли квотами, а также в области разработки 
Концепции перехода к низкоуглеродному развитию до 2050 года [44].

Вопросам изменения климата, управления углеводородными выбросами, чистой 

энергетикой, устойчивым финансированием, чистым технологиям была посвящена 
Конференция «Globe 2010», прошедшая 24—26 03.10 г. в г. Ванкувер (Канада), 
где приняла участие казахстанская делегация.

Кроме того, в период 25—26 03.10 г. в г. Кишинев (Молдова) специалисты 

МООС РК приняли участие во втором региональном обучающем семинаре по 
вопросам содействия в формировании национальной стратегии по адаптации и 
смягчению последствий глобальных климатических изменений в странах СНГ, 
сообщили о мерах Казахстана по снижению выбросов ПГ, созданию в Казахстане 
национальной торговой системы (НТС) и параметрах участия в ней казахстанских 
предприятий, о проектах реализуемых в Казахстане, создании стратегий по адап-
тации и низкоуглеродного развития и о подготовке к 3-му третьему национальному 
сообщению. Участники семинара выразили мнения, что Казахстан может исполь-
зовать механизмы, заложенные в проекте «Поддержка реализации КП в странах 
СНГ» для реализации своих целей по КП. Участники проекта также выразили 
свой интерес к изучению казахстанского опыта и участию в обсуждении НТС 
Казахстана [44].

На 4-м заседании казахстанско-германской Межправительственной рабочей 

группы по торгово-экономическому сотрудничеству 06.05.10 г. в г. Берлин достиг-
нуты предварительные договоренности по сотрудничеству в области водного мони-
торинга, строительства национальной независимой лаборатории, внедрения новых 
технологий и проектов по комплексной переработке промышленных и бытовых 
отходов, по созданию Национальной системы торговли выбросами ПГ.

С ноября 2010 г. началась реализация международного проекта Республики 

Беларусь, РК и Российской Федерации при поддержке Секретариата КТЗВ «Ока-
зание содействия в ратификации и реализации протоколов к КТЗВ на большие 
расстояния странам ВЕКЦА.

На 4-ом Форуме сотрудничества Кореи и ЦА 30.11.10 г. в г. Сеуле (Южная 

Корея) обсуждались два вопроса — «Зеленый рост—новая парадигма развития» 
и «План технологического сотрудничества в области зеленого роста», на котором 
МООС РК были отражены основные приоритеты Казахстана в этой отрасли и его 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

169

достижения, отраслевая программа «Жасыл даму», ее концепция, основные на-
правления и конкретные шаги, предпринимаемые для ее реализации [53].

С 29.11.10 по 10.12.10 г. в г.Канкун (Мексика) состоялась Международная 

конференция по изменению климата, на которой представители стран обсудили 
новое юридически обязывающее соглашение-преемник» КП по ограничению вы-
бросов парниковых газов, срок действия обязательств по которому истекает в 
2012 г., а также ряд других вопросов.

Однако странам так и не удалось согласовать рамочные условия: обсуждение 

как нового соглашения, так и продления КП на второй период, обязательства 
будет продолжено, принят ряд важных решений, создающих базу для работы на 
СОР 17 в Дурбане и возвращающих доверие к переговорному процессу в рамках 
РКИК ООН [53]. В рамках переговорного процесса по КП страны признали, что 
общемировые эмиссии ПГ должны быть снижены на 40% от уровня 1990 г 

Одним из важнейших достижений является учреждение «Зеленого климатиче-

ского фонда», куда будет направлена значительная часть климатического финан-
сирования.

Страны одобрили решение и по процедурам отчетности: частью нового клима-

тического режима станут четкие правила, обеспечивающие прозрачность в таких 
важных областях, как учет эмиссий ПГ и климатические финансовые потоки.

МООС РК осуществляются совместные проекты с другими странами по сни-

жению ПГ. В настоящее время разрабатываются ТЭО и ПСД для реализации про-
ектов в области возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, гидроэнергии), в 
которых заинтересованы международные инвесторы, доноры и банки.

Для решения 

экологических проблем

 Приаралья МФСА ведет работы по 

подготовке Программы бассейна Аральского моря (ПБАМ-3). В рамках данной 
Программы МООС РК сформирован портфель инвестиционных экологических 
проектов и направлен для включения в (ПБАМ-3) МФСА.

Представители МООС приняли участие в работе круглого стола «Современные 

проблемы водной и экологической безопасности казахстанского Приаралья и пути 
их решения», 18—19 мая 2010 года, г. Кызылорда. Данное совещание организо-
вано МФСА и ОБСЕ.

25—26.03.10 г. состоялось в Женеве (Швейцария) 1-е заседание Координа-

ционной группы по оценке состояния ОС. На данном заседании были обсуждены 
аналитические критерии для проведения оценки отчетов об оценке и необходимых 
инструментов по подготовке доклада «Оценка оценок ОС Европы» в рамках 7-ой 
Министерской Конференции.

В период 29—31.03.10 г. состоялась 5-я Глобальная межправительственная 

консультация по Глобальному отчету ОС в г. Найроби (Кения). Целью данной 
встречи было обсуждение документа «Международные соглашенные цели и зада-
чи по ОС предварительный сборник», рассмотренный к 25-му заседанию ПРООН 
руководящим консульством Всемирного Министерского Форума по ОС.

В рамках подготовки к 7-ой Конференции министров «ОС для Европы» МООС 

РК проведены:

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

170

05.02.10 г. в г. Алматы 3-я Встреча Экспертной группы по обсуждению Аста-

нинской инициативы;

15—16.03.10 г. в Женеве (Швейцария)  заседание расширенного бюро КЭП 

ЕЭК ООН, были утверждены проект Повестки дня 7-ой Министерской Конферен-
ции и предварительная смета расходов 7-ой Министерской Конференции;

25—26.03.10 г. в Женеве (Швейцария) 1-е заседание Координационной группы 

по оценке состояния ОС; 

02—05.11.10 г. в Женеве  17-ая сессия КЭП ЕЭК ООН. Экспертами прика-

спийских стран согласованы проекты Протоколов к Тегеранской конвенции:

1. О региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инци-

дентов, вызывающих загрязнение нефтью; 

2. Об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте; 
Проекты Протоколов были разосланы в прикаспийские страны для проведе-

ния соответствующих внутригосударственных процедур с целью их подписания 
на 3-ей сессии конференции Сторон Тегеранской конвенции, разработан проект 
Указа Президента о подписании вышеназванных Протоколов, 

Проведено 9-е заседание казахстанско-украинской Межгосударственной ко-

миссии по экономическому сотрудничеству 08.09.10 г. в г. Киев (Украина), были 
обсуждены вопросы возможности подписания Соглашения между МООС РК и 
Министерством экологии и природных ресурсов Украины о сотрудничестве в об-
ласти ООС [44].

В период с 27.09 по 02.10.10 г. в г. Астане состоялась 6-ая Министерская 

Конференция Министров по ОС и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона 
в рамках которой проведены двусторонние встречи на уровне министров и ви-
це-министров ООС с представителями Японии, Корея, Тимор-Лесте, Афганистан, 
Бангладеш и Вануату. 

Конференция подчеркнула необходимость принятия безотлагательных мер для 

решения глобальных экологических проблем, стоящих перед развивающимися 
странами, в т.ч. малыми островными государствами, подтвердила наличие взаи-
мосвязей между природой, средствами существования человека и культурами Ази-
атско-Тихоокеанского и Европейского регионов, отметила усилия и меры, пред-
принимаемые для достижения целей УР странами с переходной экономикой. 

Казахстан выступил с инициативой создания новой экологической декларации, 

так называемого «зеленого моста» между Европой и Азией. Астанинская инициа-
тива «зеленый мост» позволила сблизить и ускорить процессы обеспечения эколо-
гической безопасности и формирования «зеленой экономики» [53].

На 6-ой Конференции приняты такие основные документы как Астанинская 

инициатива, Министерская Декларация и Региональный план мероприятий на 
2010—2015 г, ЭСКАТО подписан Меморандум о взаимопонимании между МООС 
РК и Министерством ОС Республики Корея в области ООС.

18—20.10.10 г. в г. Алматы прошло специальное совещание на уровне заме-

стителей министров ООС по обсуждению проекта Соглашения между Правитель-
ством РК и Правительством КНР о сотрудничестве в области ООС.

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

171

В рамках этого заседания казахстанской стороной, были подняты вопросы по 

проекту Концепции сотрудничества в области ООС стран-членов ШОС. Были об-
суждены проблемы использования трансграничных водных ресурсов и меры регу-
лирования водных отношений, предусмотренные в проекте Концепции. Стороны 
договорились продолжить консультации по данному вопросу в рамках переговоров 
в 2011 г.

Наряду с этим, по предложению МООС РК прорабатывался вопрос проведения 

встречи экспертов министерств и ведомств по охране окружающей среды стран-
членов ШОС в марте 2011 г. в Астане по обсуждению проекта Концепции сотруд-
ничества в области ООС стран-членов ШОС [44].

Разработан проект Соглашения между МООС РК и Министерством ООС и 

ОАЭ о сотрудничестве в области ООС, который проходит внутригосударственные 
процедуры.

Состоялась встреча 02.11.10 г. с латвийской делегацией по проекту латвийской 

стороны по оказанию содействия в сфере инженерно-технических услуг и предо-
ставлении консультаций.

В г. Душанбе 22—23.11.10 г. состоялось заседание Межправительственной 

казахстанско-таджикистанской комиссии по экономическому сотрудничеству. По 
итогам работы подписан Протокол, в котором были отражены перспективы дву-
стороннего сотрудничества.

МООС РК активно взаимодействуя с Россией. разработал проект «Комплексно-

го плана совместных действий по сохранению и восстановлению экосистемы бас-
сейна р Урал на 2010—2014 г .и 30.07.10 г. проект был передан в Министерство 
природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Также МООС разработан 
проект Соглашения о создании Межгосударственного Фонда по сохранению эко-
системы р. Урал.

Согласно данному проекту Соглашения, основными направлениями деятель-

ности Фонда будут являться проведение совместных межгосударственных эколо-
гических и научно-практических программ и проектов, организация совместных 
фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок по 
восстановлению экологического равновесия, рациональному использованию при-
родных ресурсов и ООС и т.д.

МООС РК развивает активное сотрудничество в области ООС с программами 

и организациями системы ООН: ПРООН по ОС, Программа развития ООН, Ев-
ропейская экономическая комиссия ООН, Экономическая и социальная комиссия 
ООН для Азии и Тихого океана, Организация ООН по вопросам образования, 
науки и культуры, Организация ООН по индустриальному развитию.

Приоритетными международными партнерами сотрудничества также должны 

являться Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), Орга-
низация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Организация эко-
номического сотрудничества (ОЭС); Совет Европы и Программа Европейского 
Союза ТАСИС; Организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС); 
координирующие природопользование и экологическую политику органы Содру-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

172

жества Независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничеству 
(ШОС), и других региональных объединений.

Также важнейшее значение имеет развитие сотрудничества с такими между-

народными общественными институтами как Всемирный фонд дикой природы 
(WWF) и Международный союз охраны природы (МСОП); Международный ко-
митет научных исследований (ИКСУ); Международный геологический конгресс и 
Мировой нефтяной конгресс, Союз охраны природы Германии (NABU) и др. 

Принципиальное значение имеет взаимодействие по проблематике природо-

пользования и ООС с международными финансовыми организациями: ГЭФ, Все-
мирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским и 
Исламским банками развития и др. [44].

13.8. Научные исследования в области охраны окружающей 

среды 

В 2010 г. продолжена работа МООС РК по расширению тематик и совер-

шенствованию качества НИР в соответствии со стратегическим планом развития 
ведомства. При этом анализировались экспертные оценки научных и методиче-
ских разработок в сфере природопользования и подготовлены рекомендации по 
их совершенствованию и внедрению; рассмотрены экспертные оценки состояния 
ОС и системы природопользования и предлагаются рекомендации по их развитию; 
рассматриваются предложения по развитию научно-технического сотрудничества 
с зарубежными государствами и международными организациями и разрабатыва-
ются рекомендации по их реализации.

МООС РК рассматриваются заявки научно-исследовательских, тематических 

работ и инвестиционных проектов на финансирование из республиканского бюд-
жета, с учетом применения прогрессивных технологий и рациональных методик 
проведения этих работ; согласовываются международные природоохранные проек-
ты и рассматриваются отчеты и иные формы завершения работ в рамках договоров 
о государственных закупках на соответствие техническим спецификациям, требо-
ваниям научно-технических экспертиз до их утверждения. 

В 2010 г. МООС РК проводились научно-исследовательские работы по 18 про-

должающимся темам. Проведен конкурс по 19 новым научно-исследовательским 
работам, планируемых к выполнению в 2010—2012 годах [43].

Работы выполнялись 13 организациями, как 3 подведомственными предприяти-

ями, так и частными организациями, выигравшими тендер. По результатам работ 
проведена оценка возможного уровня потребления озонобезопасных веществ, по-
падающих под учет в рамках КП протокола к РКИК ООН об изменении климата. 
Получена общая ситуация размещения радонопроявлений в воздухе помещений и 
в водных источниках на территории Акмолинской области. Проведено экологиче-

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

173

ское зонирование Прикаспийского региона, разработаны классификация и картог-
рафированы экологические зоны в геоинформационных технологиях. Разработаны 
принципы и методы ландшафтно-экологической оценки и картографирования тер-
риторий промышленно-техногенного воздействия.

В рамках поручения Президента РК от 09.11.09 г. № 93-5/4473-3 по итогам 

VI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России 11.09.09. г., 
прошедшего в г. Оренбурге, были разработаны обоснования для проведения на-
учных исследований по темам: «Комплексное изучение экологического состояния 
бассейна р. Урал» и «Комплексная оценка гидроэкологических проблем Тобол-
Торгайского водного бассейна».

В рамках личного поручения Президента Назарбаева Н. А. от 9 февраля 2010 г. 

№ 01-25.27 касательно проблем накопителя сточных вод «Сорбулак» разработано 
обоснование для проведения научных исследований по теме: «Комплексное из-
учение современного состояния накопителя сточных вод озера Сорбулак с целью 
снижения опасности его прорыва и оценки сложившейся неблагоприятной эколо-
гической ситуации». Данные НИР будут проводиться в период 2010—2012 г. [43].

В рамках программы 003 «Научные исследования в области ООС» разработаны 

интегральные целевые показатели перехода к УР (14 областей, гг. Астана, Ал-
маты), с учетом коррекции установочных параметров и межотраслевых целевых 
показателей перехода к УР. Для оценки рисков для здоровья населения от загряз-
нения ОС по регионам Казахстана проведены эколого-демографические обследо-
вания сельских населенных пунктов и составлены паспорта 291 сельских округов 
Акмолинской, Костанайской Павлодарской и Северо-Казахстанской областей, со-
здана информационная и картографическая база данных состояния природных, 
эколого-демографических, социально-экономических показателей сельских терри-
торий, характеризующих уровень жизнеспособности сельского населения север-
ных регионов исследования. [43].

В 2010 г. РГП «КазНИИЭК» выполнял 5 НИР по заказу МООС РК по респу-

бликанской бюджетной программе 003 «Научные исследования в области ООС 

«Оценка современного развития секторов потребителей ОРВ и их воздействие 

на озоновый слой и изменения климата. Возможности адаптации секторов к ме-
рам, принимаемым для выполнения обязательств по Монреальскому протоколу по 
веществам,  разрушающим озоновый слой»;

«Научные исследования по оценке экологической ситуации в Казахстане, сте-

пень использования природных ресурсов, влияния хозяйственной деятельности на 
ОС, и меры, предпринимаемые для снижения негативного воздействия на нее», 
«Услуги по обеспечению деятельности УНО»; «Подготовка национального отчета 
по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протоколу по 
веществам, разрушающим озоновый слой за 2009 год», «Подготовка Доклада РК 
по выполнению Конвенции о трансграничном ЗВ на большие расстояния».

На конкурсной основе по договору с РГП «Национальный центр биотехно-

логии» РК по НТП 0.0458 на тему: «Комплексное эколого-эпидемиологическое 
обследование биоценоза каспийской акватории и разработка мер по его оздоров-
лению на 2008—2010» 2-ой этап;

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

174

с ТОО «Самек Интернэшнл» был выполнен проект по проведению инвентариза-

ции и паспортизации ПГ и ОРВ, а также разработка проекта нормативов предель-
но допустимых выбросов ПГ и ОРВ. В рамках международного сотрудничества 
РГП «КазНИИЭК» принимали участие в выполнении:проекта МНТЦ «Восстано-
вить регулярный мониторинг пастбищных земель Казахстана на базе космической 
и наземной информации в контексте прибыльного хозяйственного использования, 
снижения темпов опустынивания и стабилизации СО

2

 в атмосфере.

РГП «ИАЦ МООС РК в 2010 г. проведено экологическое зонирование РК и 

НИР «Разработка методов оценки и мер борьбы с процессами опустынивания в 
очагах экологического кризиса», в которой проведен анализ и адаптация существу-
ющих методов оценки процессов опустынивания для  Аральского региона с учетом 
антропогенного влияния и природных факторов; проведена экологическая оценка 
состояния почв и ландшафтов, растительности и пастбищ, разработаны количе-
ственные критерии оценки; дано научное обоснование разработке критериев и 
индикаторов оценки процессов опустынивания на основе состояния растительного 
и почвенного покрова для территорий экологического кризиса; составлены новые 
картографические произведения: Карта экосистем Северо-Восточного Приаралья 
(среднемасштабная) и три карты растительности ключевых участков (крупномас-
штабные); проанализированы новые данные по фитомелиорации на эксперимен-
тальных участках осушенного дна Аральского моря и побережья; подготовлены 
методические основы мер борьбы с опустыниванием, включающие управление 
пастбищами, фитомелиорацию и сохранение биоразнообразия. [44].

РГП «Казгидромет» в 2010 г. выполнялось такие темы как: «Разработка ин-

женерно-технических мероприятий по предотвращению  образования селевых и 
оползневых явлений в горно-предгорной зоне Заилийского Алатау». «Исследова-
ние и прогнозирование засух в Казахстане», «Снижение технологического загряз-
нения экосистем оз. Балхаш». В ходе проведенных НИР получены данные о не-
избежности резкого усиления селевой активности в высокогорной зоне, а также 
оползневой и эрозионной (в том числе и селевой) в низкогорной зоне Заилий-
ского (Илейского)  Алатау, при дальнейшем потеплении регионального климата 
на 2—3 ́

0

С. Дана оценка степени защищенности населенных пунктов и объектов 

хозяйственной деятельности на территории, примыкающей к северному склону 
Заилийского Алатау. Показано, что для большинства объектов степень защищен-
ности не обеспечивает безопасности даже в условиях современного климата [44].

Определены наиболее опасные для природной среды и здоровья населения 

Северного Прибалхашья компоненты, выработаны рекомендации по проведению 
конкретных мероприятий для снижения экологического вреда действующих пред-
приятий. Определена эффективность выполнения ПМ на БГМК. Исследовано со-
стояние водоохранных зон и полос в бассейне оз. Балхаш. Изучено экологическое 
состояние дельт рек: Иле, Каратал, Лепсы в результате возвратных вод с массивов 
орошения. Проведено уточнение выработанным ранее рекомендациям по прове-
дению конкретных мероприятий для снижения экологической нагрузки в регион. 
Уточнены исторические источники загрязнений и объекты рекультивации про-
мышленных отходов и отвалов горных пород [44].

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

175

ТОО «Эко Аудит—НС» выполнили исследования по теме: «Моделирование 

региональных атмосферных процессов и трансграничного переноса ЗВ на большие 
расстояния». В результате проведенных исследований представлены возможности 
использования различных моделей для решения задач трансграничного перено-
са ЗВ в атмосфере (DЕRMA, HYSPLIT, MSCE-HM, MSCE-POP). Получено про-
странственное распределение и проведена  оценка трансграничного переноса ЗВ, 
тяжелых металлов и СОЗ, выполненная путем трансграничного моделирования  
для Казахстана в сотрудничестве с метеорологическим синтезирующим центром 
Программы ЕМЕП—МСЦ—«Восток». По результатам моделирования представ-
лен вклад от Казахстана (страна-источник) в выпадения и концентрации в основ-
ных странах-рецепторах или областях расширенного региона ЕМЕП, а также доли 
вклада соседних стран в загрязнение территории Казахстана тяжелыми металлами 
и СОЗ в виде матрицы выпадений. [44].

ТОО «Экосервис С» в 2010 г. выполнены работы по темам: «Исследование эко-

логического состояния приграничных районов Казахстана для решения проблем 
трансграничного характера» и «Изучение взаимосвязи концентрации почвенного 
радона с его содержанием в воздухе помещений и разработка критериев оценки 
территорий по степени радоновой опасности». В результате разработаны принци-
пы и методы ландшафтно-экологической оценки и картографирования территорий 
промышленно-техногенного воздействия; определены ведущие ландшафтно-эколо-
гические, социально-экономические и эколого-демографические факторы, опреде-
ляющие экологическое состояние приграничных регионов; произведена комплек-
сная ландшафтно-экологическая оценка приграничных регионов по глубине ан-
тропогенного воздействия; разработан комплекс мероприятий, направленных на 
улучшение экологического состояния и рационального природопользования реги-
онов сельскохозяйственного использования и добычи полезных ископаемых [44].

ТОО «Республиканский научно-исследовательский центр охраны атмосферного 

воздуха» по теме «Комплексное изучение экологического состояния бассейна р. 
Урал» получена информация об общей ситуации размещения радонопроявлений в 
воздухе помещений и в водных источниках на территории Акмолинской области. 
Проведен анализ данных по размещению населения, климатических, палеогеог-
рафических, ландшафтных, гидрогеологических, сейсмических, орографических, 
структурно-тектонических и радиационных характеристик территории для выделе-
ния радоноопасных территорий [44].

 Учреждение «Международная академия экологии» по теме «Научное обосно-

вание совершенствования и повышения эффективности контроля за содержанием 
пестицидов и их метаболитов в объектах ОС»  получила данные, характеризую-
щие влияние использованных в РК в течение последних 20-30 лет пестицидов и 
их метаболитов. Эти результаты работ определяют характерные ситуации: клас-
сификация пестицидов; состояние ОС (воздушный и водный бассейн, земельные 
ресурсы, особо зоны экологического бедствия и т.д.); устаревшие и непригодные 
пестициды, в т.ч. пестициды со свойствами СОЗ; предпринимаемые меры для сни-
жения негативного воздействия на ОС и степени их результативности [44].

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

176

В настоящее время МООС РК решается задача по созданию правовой осно-

вы, стратегических документов в области эффективного использования энергии и 
возобновляемых источников энергии. Создание правовой основы в области эффек-
тивного использования энергии и возобновляемых источников энергии регулиру-
ется ЗРК от 04.07.09 г «О поддержке использования возобновляемых источников 
энергии».

В разрабатываемом проекте Концепции низкоуглеродного развития экономики 

Казахстана, разработанной в рамках совместного проекта МООС РК и ПРООН 
«Наращивание потенциала в области УР через интеграцию вопросов.

По информации КН МОН РК в настоящее время ведутся научно-исследова-

тельские работы по продолжающимся темам [54]:

—Разработка и использование генно-инженерных и клеточных технологий в 

медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, пищевой и перераба-
тывающей промышленности на 2009—2011 годы;

—Оценка ресурсов и прогноз использования природных вод Казахстана в 

условиях антропогенно и климатически обусловленных изменений на 2009—2011 
годы; 

—Научно-техническое обеспечение государственного регулирования оборота 

генетически модифицированных объектов в Республике Казахстан на 2009—2011 
годы; 

—Реализация мер, направленных на предупреждение и ликвидацию последст-

вий стихийных бедствий, аварий и катастроф в Республике Казахстан на 2009—
2011 годы;

—Разработка научно-обоснованных норм потребления основных видов продо-

вольственных продуктов, соответствующих мировым стандартам на 2009—2011 
годы;

—Экологическая оценка и биоремедиация нарушенных экосистем в зонах не-

фтедобычи на 2009—2011 годы;

—Разработка и внедрение в селекционную практику молекулярно-генетиче-

ских и биоинженерных методов ускоренного создания новых высокоурожайных  
сортов сельскохозяйственных культур для дальнейшего укрепления продовольст-
венной безопасности страны на 2009—2011 годы;

—Технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов и свя-

занных с ними сервисных отраслей на 2009—2011 годы; [54]

—Реализация  совместно с национальными компаниями специальных научно-

технических программ, направленных на решение перспективных проблем, сопут-
ствующих их основной  деятельности;

—Проведение прикладных научных исследований по разработке и созданию 

передовых вычислительных встроенных систем с практическим применением в 
различных отраслях экономики;

—Программа по развитию методов выработки и осуществления эффективной 

государственной экономической политики на базе  теории параметрического регу-
лирования  механизмов рыночной экономики  на 2009—2011 годы;

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

177

—Формирование информационной среды благоприятной для развития науки 

на  2009—2011 годы;

—Обеспечить переход национальных научных лабораторий на международные 

стандарты надлежащей научной практики (Good Scientific Practice) на 2009—
2011 годы; 

—«Представление грантов для финансирования инициативных и рисковых на-

учных исследований и разработок» на 2009 год;

—Прикладные научные исследования в области образования на 2009—2011 

годы [54].

В настоящее время МООС РК решается задача по созданию правовой осно-

вы, стратегических документов в области эффективного использования энергии и 
возобновляемых источников энергии. Создание правовой основы в области эффек-
тивного использования энергии и возобновляемых источников энергии регулиру-
ется Законом от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых 
источников энергии».

В разрабатываемом проекте Концепции низкоуглеродного развития экономики 

Казахстана, разработанной в рамках совместного проекта Министерства охраны 
окружающей среды и ПРООН «Наращивание потенциала в области устойчивого 
развития через интеграцию вопросов изменения климата в стратегическое плани-
рование в Республике Казахстан» предлагаются различные мероприятия с целью 
содействия привлечения инвестиций в проекты по использованию возобновляе-
мых источников энергии, энергосбережению и энергоэффективности [44].

В целом, работа МООС по расширению тематик и совершенствованию ка-

чества научно-исследовательских работ проводиться в соответствии с задачами, 
поставленными перед Министерством. При этом анализируются экспертные оцен-
ки научных и методических разработок в сфере природопользования и даются 
рекомендации по их совершенствованию и внедрению; анализируются экспертные 
оценки состояния окружающей среды и системы природопользования и предлага-
ются рекомендации по их развитию; рассматриваются предложения по развитию 
научно-технического сотрудничества с зарубежными государствами и междуна-
родными организациями и разрабатываются рекомендации по их реализации.

МООС РК рассматриваются проекты научно-исследовательских, тематических 

работ и инвестиционных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, 
с учетом применения прогрессивных технологий и рациональных методик прове-
дения этих работ; согласовываются международные природоохранные проекты и 
рассматриваются отчеты и иные формы завершения работ в рамках договоров о 
государственных закупках на соответствие техническим спецификациям, требова-
ниям научно-технических экспертиз до их утверждения. Новые НИР реализуются 
с применением новых методов и технологий. 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

178

13.9. экологическое образование и воспитание, общественные 

экологические организации

По данным МОН РК в 2010 г. сеть дошкольных организаций увеличена на 

1878 ед. (344 детских сада, 1534 мини-центров). Охват детей дошкольными ор-
ганизациями по сравнению с 2009 годом вырос на 4,6% и составляет 41,6% от 
общего количества детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

В 2010 г. в Казахстане функционировали 7516 дневных государственных об-

щеобразовательных школ (2,49 млн. детей). Из них—5905—сельские. Дефицит 
ученических мест составил 99,87 тыс. мест (2009 г.—78,6 тыс. мест). В сравне-
нии с 2009 годом дефицит вырос на 21,2 тыс. мест. Введено в эксплуатацию 93 
школы [54].

В 2010 году в учебные заведения технического и профессионального образо-

вания (ТиПО) принято 216,8 тыс. чел. (по госзаказу 90,3 тыс. чел.). В сравнении 
с 2009 годом количество принятых увеличено на 4,6 тыс. чел. Функционировало 
894 учебных заведения технического и профессионального образования. В них 
осуществлялась подготовка кадров по 185 специальностям и 495 квалификациям.

В 2010 году в Казахстане численность молодежи составляла 28,7% от общей 

численности населения, в том числе в сельской местности 49,1% от общего числа 
жителей.

Отмечается рост числа молодежных организаций в 3% (в 2010 г.—743 ед., в 

2009 г.—720). Также выросла активность молодежи в работе молодежных орга-
низаций. В 2010 г. В работе молодежных организаций участвовали 1 089,7 тыс. 
человек или 25% молодежи (в 2009 г.—958,9 тыс. чел. или 22% молодежи). Рост 
активности молодежи составил 3% (130,7 тыс. чел.).

В 2010 г. проведено 80 мероприятий по формированию и пропаганде здорового 

образа жизни, что больше чем в 2009 г. на 8%. В них приняло участие более 5000 
молодых людей [55]. 

Немалую часть работы по воспитанию подрастающего поколения составляет 

сотрудничество департаментов экологии МООС РК и НПО, так как именно в 
детском и юношеском возрасте закладываются основы бережного отношения к 
природе, к окружающему миру. Проводятся конференции, круглые столы, экспе-
диции, ведётся работа в летних экологических лагерях, экологических клубах, 
экошколах, издаются методические пособия.

По информации Нура-Сарысуйского ДЭ в Карагандинской области осуществ-

ляют свою деятельность 14 НПО. Департамент экологии в целях решения эколо-
гических проблем сотрудничает со следующими НПО: ОО ЭкоМузей, Экоцентр, 
ЭкоОбраз, ОО «Отражение», ОО «ЭкоЦентр» в г. Каркаралинске, с общественным 
движением «Байконур», ОО «Даму», ОО «Благо», ОО «Экош», антиядерное дви-
жение «Невада Семипалатинск» и др. [55] 

ОО «Благо» в сотрудничестве с Центром ОБСЕ и Фондом Сорос в Казахстане 

в г. Караганда с 8.12.10 г. по 10.12.10 г. проводился тренинг c участием специа-
листов департамента экологии по вопросу: «Взаимодействие с заинтересованными 
сторонами и планирования деятельности в соответствии со стандартом АА1000 

13. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz