Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 16

 

 

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

244

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким  образом,  по  итогам  детального  анали-

за данных социологических исследований, данных 

официальной государственной статистики, инфор-

мационно-аналитических материалов министерств 
и ведомств, молодежных общественных объедине-
ний Республики Казахстан, крупных предприятий 
и национальных компаний, контент-анализа средств 
массовой информации и сведения из интернет-ре-

сурсов были изучены актуальные вопросы в области 

молодежной политики.

По итогам анализа положения молодежи в сферах 

образования и науки, занятости и предприниматель-
ства, права, здоровья и досуга, религиозной ситуа-

ции, участия в общественно-политических процессах 
можно сделать следующие выводы:

1. Доля молодежи в общей структуре населения 

составляет 23,2%.Самая представительная в количе-
ственном плане группа в структуре молодежи — 24-28 
лет.2015 год характеризуется снижением рождаемо-
сти, поскольку в репродуктивный возраст вступает 

молодежь, рожденная в начале 1990-х годов, когда 
наблюдался резкий спад рождаемости. Удельный 
вес сельской молодежи ниже доли городского на-

селения.

2. Подводя итоги развития государственной мо-

лодежной политики Республики Казахстан в 2015 

году, можно констатировать позитивные тенденции. 
В частности, в принятом от 9 февраля 2015 года Зако-
не «О государственной молодежной политике» про-
писаны правовое закрепление статуса молодежных 

организаций как неправительственных организаций 

(ст. 28 п.1), молодежных ресурсных центров как юри-
дических лиц, осуществляющих информационно- ме-

тодическое, консультационное сопровождение и под-

держку инициатив молодежи, мониторинг и анализ 

ситуации в молодежной среде, основные направле-

ния деятельности социальных служб для молодежи; 
внесены новые понятия, такие как республиканский 
и региональный форумы.

3. Ориентиром в сфере молодежной политики 

служит опыт стран Организации экономического со-
трудничества и развития (ОЭСР), которое включает 35 

наиболее развитых в политическом и экономическом 

отношении государств, в том числе, большинство 
стран — членов Европейского Союза.Для успешно-

го становления молодежи важен комплексный под-
ход, реализация которого возможна на основе учета 
многоуровневого характера молодежной политики: 
международного, регионального и национального.
Целесообразно объединение усилий в отношении 
молодежи на уровне групп государств. Активному 
развитию молодежной политики в стране способ-

ствуют постоянное внимание и разносторонняя дея- 
тельность по поддержке молодого поколения со сто-

роны главы государства — Президента Республики 
Казахстан Н.Назарбаева.

4. Здоровье молодежи является приоритетной 

ценностью на государственном уровне. И прежде 
всего, государство стремится охранить молодежь от 

социально – значимых заболеваний, таких как ту-
беркулез, СПИД, нарканомания, инфекции, переда-

ваемые половым путем и др. Заболевания данной 
группы представляют значительную угрозу здоровью 
населения, наносят колоссальный ущерб для обще-

ства, связанный с потерей временной и стойкой тру-

доспособности, необходимостью огромных затрат на 
профилактику, лечение и реабилитацию, преждев-
ременной смертностью, преступностью. Молодежь 
является наиболее уязвимой группой населения, ко-

торая быстро вовлекается в эпидемический процесс.

Уровень заболеваемости злокачественными но-

вообразованиями (онкопатология) среди молодежи 
в возрасте 14-28 лет за 2015 год в сравнении с преды-
дущим годом увеличился в 2 раза. За первое полуго-
дие 2016 года отмечается динамика снижения числа 
заболеваний туберкулезом у городской и сельской 
молодежи в возрасте 21-28лет.В сравнении с про-
шлым годом, имеет место общая тенденция увели-

чения числа заболеваний СПИДом во всех регионах 

за исключением Костанайской области.

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, со-

стоящей на учете с психическими расстройствами 

и расстройствами поведения в результате употреб- 

ления алкоголя в сравнении с прошлыми годами су-

щественно снизилась.

Анализ статистических данных показал, что в боль-

шинстве регионов наблюдается снижение числа мо-

лодежи, занимающейся спортом.

Несмотря на позитивные тенденции в сфере досу-

га молодежи, проявляющиеся в росте возможностей 
для самореализации и многообразия видов досуго-
вой деятельности, в целом, молодежная социокуль-

турная ситуация характеризуется потерей приорите-
тов творческого развития и в целом саморазвития 

и смещением акцентов на развлечения.

5. За последние десять лет в Казахстане доля обу-

чающихся в средних учебных заведениях на государ-

ственном языке увеличилась на 7,4 %. Доступность 
образования в Республике Казахстан гарантирова-

на для всех слоев населения, в том числе для детей 

с ограниченными возможностями. Сеть организаций 
образования для детей-сирот и детей, оставшихся без 

попечения родителей, с каждым годом сокращается. 
За 2015 год в Казахстане были закрыты 2 приюта для 
несовершеннолетних, 4 детских дома, 1 школа, 2 дома 
ребенка, открыто 12 детских дома семейного типа.

Средние показатели ЕНТ за последние 5 лет вырос-

ли с 70,9 баллов в 2012 году до 81,2 баллов в 2016 году.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

245

Количество организаций дополнительного обра-

зования выросло с 680 в 2013 году до 860 в 2015 году.

Количество организаций технического и профес-

сионального образования в Казахстане в сравнении 
с предыдущим годом увеличилось на 12 единиц или 

на 1,5 %.

Высшую школу Казахстана представляют 127 ВУ-

Зов.

Распределение численности студентов ВУЗов по 

языкам обучения показывает, что 62,7 % обучаются на 
государственном языке, 34,2 % — на русском, 3 % — на 
английском, остальные — на китайском, немецком, 
арабском.

 Казахстанская система обеспечения качества фор-

мального образования является одним из приорите-

тов в реформировании всех ступеней образования 

Казахстана. Так, в системе высшего образования пре-

обладает дневная форма обучения (78%). Что в свою 
очередь актуализирует вопрос неформального обра-

зования, развития навыков получения образования 
на протяжении всей жизни и поднимает вопрос о не-

обходимости внесения дополнений в казахстанское 
образовательное законодательство, в сферу регули-

рования неформального образования, как составной 

части единой системы образования на протяжении 

всей жизни.

Соотношение количества грантов магистратуры 

к грантам бакалавриата соответствует мировой струк-

туре ВУЗовского контингента (1:5).

 Внедрена национальная модель аккредитации 

ВУЗов. В 2015 году институциональную аккредита-
цию в казахстанских аккредитационных агентствах 
прошли 72 высших учебных заведений

 В системе послевузовского образования преоб-

ладает численность обучающихся по программе ма-

гистратуры, 72,3% из них обучаются по научно-про-

фильному направлению. Одинакова популярность 
специальностей для обучающихся в магистратуре 

и в докторантуре: наиболее популярными являются: 

социальные науки, экномики и бизнес, технология 

и технические науки, образование.

Казахстанские высшие учебные заведения пред-

ставлены в мировых рейтингах. Высокое место казах-
станских вузов в глобальном рейтинге — это вклад и в 
формирование соответствующего имиджа страны, и в 

улучшение ее позиций по ряду других важных пока-
зателей (индексу развития человеческого потенциала, 
конкурентоспособности страны и др.). В 5000 лучших 
ВУЗов мира входит пять казахстанских ВУЗов.

В республике активно реализуются программы 

академической мобильности обучающихся, основная 
цель которых заключается в: возможности получе-
ния дополнительного профессионального опыта 
в период прохождения стажировок, знакомство 

с учебными программами зарубежных университе-
тов, заключении новых договоров с зарубежными 

вузами по реализации совместных образователь-
ных программ.

Приоритетом высшего и послевузовского образо-

вания Казахстана обозначено триединство образова-
ния, науки и производства. Создан исследовательский 
ВУЗ - Казахский национальный исследовательский 

технический университет имени К.И. Сатпаева. Здесь 
сформирован пул ведущих ученых страны, выполня-

ющих фундаментальные и прикладные научно-обра-
зовательные исследования. 

Анализ деятельности научных организаций Казах-

стана показал, что приоритетным направлением на-

учно-исследовательских и опытно- конструкторских 
работ являются исследования в области инженерных 
разработок и технологий, удельный вес которых в об-
щей сумме внутренних затрат на научно- исследо-
вательские и опытно-конструкторские работы соста-
вил42,7%.

Отмечается значительный рост публикационной 

активности казахстанских ученых в международных 

рейтинговых изданиях. 

За годы реализации международная стипендия 

«Болашак» была присуждена 11 126 казахстанцам для 

обучения в 200 лучших вузах 33 стран мира.

В учебный процесс отечественных вузов, ори-

ентированных на подготовку кадров для индустри-
ализации страны, интегрирована новая программа 

подготовки докторантов - SplitPhD.

6. Уровень молодежной безработицы по стране 

составил 4,2%, что ниже показателя за аналогичный 

период 2015 года на 0,3%. В количественном значе-
нии численность безработной молодежи во втором 
квартале 2016 года составила 95,6 тыс. человек.Вопро-

сы трудоустройства и жилищные вопросы являются 

первостепенными для молодежи страны. Очевидно, 

что молодежь Казахстана отличается рациональным 

отношением к реализуемой в стране политике, инте-

ресуясь в первую очередь программами и политикой, 
которая напрямую затрагивает их интересы

7. Молодежь крайне мало представлена в органах 

государственного управления. Доля молодежи в со-

ставе государственных служащих составляет 11,5%. 

При этом, из 10 548 молодых сотрудников органов 
государственного управления лишь 2 человека пред-

ставлены в корпусе «А». С 2013 года по 2016 год доля 

молодежи в числе государственных служащих сокра-

тилась более чем в два раза с 21 946 человек — до 10 

546 человек. 

Молодежь активно участвует в реализации про-

ектов «Жасыл ел», «С дипломом — в село!», «Мәңгілік 
ел жастары — индустрияға», «Молодежный кадровый 

резерв», направленных на рост занятости, социали-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

246

зацию, профессиональный рост, участие в социаль-
но-экономическом развитие страны.

Важным фактором протестного потенциала мо-

лодежи выступает уровень удовлетворенности жиз-

нью. Большинство опрошенной молодежи отметили 
удовлетворенность своей жизнью. Основываясь на 
результатах социологических исследований мож-
но сделать вывод о том, что протестный потенциал 
молодежи не представляет собой реальную угрозу 
дестабилизации политической системы. Тем не ме-
нее, актуализируется вопрос формирования культуры 
протестного поведения молодежи, дальнейшем раз-
витии законных механизмов выражения их интересов. 
Это будет препятствовать протестам, которые могут 
принять деструктивные формы, а их урегулирова-
ние — сопровождаться потрясениями дляобщества.

Главным поводом для недовольства казахстанской 

молодежи являются социально-экономические проб- 

лемы: рост цен на продукты питания, ГСМ, лекарства 

(12,9%), сокращение или увольнение с работы (12,2%), 
задержки по выплате заработной платы, пенсий, сти-
пендий (9,7%), повышение тарифов на коммунальные 
услуги (7,5%) и т. Д.

Количество религиозных людей среди молодежи, 

особенно казахской национальности, растет. 79,6% 
опрошенной молодежи придерживаются религи-
озных взглядов. Более 50% опрошенной молодежи 
считают, что религиозный радикализм и экстремизм 

являются главными угрозами безопасности страны.

8. Вопросы преступности являются важными для 

любого государства. В целом за 9 месяцев 2016 года 

наблюдается рост уровня молодежной преступности, 
по сравнению в аналогичным периодом 2015 года. 
Среди преступлений, совершенных молодежью пре-

обладают имущественные виды преступлений. Доля 

несовершеннолетних преступников в Казахстане рав-
на 6% от общей численности преступной молодежи. 

Тем не менее за период 2010-2015 гг. Наблюдается 

тенденция снижения преступности в молодежной 
среде. Согласно статистическим данным Генераль-

ной прокуратуры Республики Казахстан за 9 месяцев 
2016 года среди молодежи в возрасте 15-29 лет было 
зарегистрировано 2091 суицидальные попытки и 769 

совершенных суицида. Приводимые цифры свиде-
тельствуют о том, что проблема суицида чрезвычайно 
актуальна и требует активного вмешательства госу-

дарства в ее решение.

Таким образом, по итогам анализа положения 

молодежи в сферах образования и науки, занятости 
и предпринимательства, права, здоровья и досуга, ре-

лигиозной ситуации, участия в общественно-поли-
тических процессах можно сделать вывод, что на се-

годняшний день, несмотря на наличие ряда проблем 
в данных сферах, наблюдаются позитивные сдвиги 
по сравнению с предыдущими периодами, о чем 

свидетельствуют не только данные государственных 

институтов, но и данные международных организа-
ций и сравнительные показатели по международным 
рейтингам.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

247

РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании выводов были сформулированы 

следующие рекомендации:

Центральным государственным органам: 

- Разработать комплекс мер по созданию условий 

и стимулов для решения молодежью своих соб-

ственных проблем и определить механизм уча-
стия молодежи, молодежных организаций в само-

представлении и лоббировании своих интересов 
в органах государственной власти, в особенности 
на местном уровне и наделения их правом законо-
дательной инициативы;

- Рассмотреть возможности создания в Казахстане 

альтернативных социальных структур по решению 
проблем молодежи, которые смогут работать со-
вместно с государственными органами. Как показы-
вает, зарубежный опыт, такими структурами являются 
добровольные молодежные организации;

- При формировании и реализации эффективной 

молодежной политики акцент надо перенести на 
уровень местного самоуправления. Молодежь не-

обходимо рассматривать как целевую группу при 
формировании политики местного самоуправления, 

которая нуждается в особой поддержке местных 
исполнительных органов власти. Также разработать 
проекты, содействующие активному вовлечению мо-

лодежи в формирование и реализацию молодежной 

политики на местах;

- Необходимо создать условия молодежным ор-

ганизациям (финансовые, организационные и т.д.), 
регулировать их деятельность не административны-
ми методами, а путем переключения их внимания 
на социальные проекты, поиск решения социальных 
проблем молодежи;

- Необходимо выработать комплекс мер по фор-

мированию политико- правовой культуры молодежи, 
выстраиванию диалога между молодежью и орга-
нами государственной власти, выявлению проблем 
радикализма молодежи, осуществлению программ 

социализации молодежи, развитию легитимных 
структур и механизмов выражения интересовмоло-

дежи.

Агентству Республики Казахстан 
по государственной службе
и противодействию коррупции: 

- продолжить работу по увеличению представлен-

ности молодежи в органах государственной службы. 

Министерству национальной экономики 
Республики Казахстан

- Продолжить работу по улучшению бизнес среды, 

создавая условия для развития молодежного пред-

принимательства; 

- Разработать и внедрить систему социального вов-

лечения молодежи в предпринимательскую деятель-

ность на региональном и местном уровнях. 

Министерству по делам религии 
и гражданского общества:

- Продолжить работу по укреплению статуса моло-

дежных организаций. Поставить вопрос о создании 
Национального совета молодежных и детских обще-

ственных объединений, об оказании им государствен-

нойподдержки

- Продолжать адресную работу с целевыми груп-

пами молодежи;

- Проработать механизм стимулирования вовле-

ченности молодежи в жизнь сообщества и развитии 

жизненно важных навыков, в особенности среди со-
циально уязвимых группмолодежи, особенно моло-
дежи категории NEET; 

- Активизировать 

работу консультативно-со-

вещательныхорганов — Советов по делам молодежи 
при акиматах всех уровней;

- Усилить, с участием Молодежных ресурсных 

центров, информационное продвижение данных 
молодежных структур, имеющих ключевое значение 
в реализации молодежной политики. Необходимо 
широкое информационное сопровождение о дея-

тельности этих структур со стороны государственных 

и негосударственных (посредством грантов, госзака-
зов) СМИ;

-Повышать грамотность населения, особенно мо-

лодежи о роли и истории религий. Но при этом четко 

разъяснять светский характер государства Республики 
Казахстан, закрепленный в Конституции Республики 
Казахстан. Привлекать к беседам, лекциям ученых-ре-

лигиоведов, популярных среди молодежи деятелей 

культуры, использовать интернет технологии, СМИ 
в плане освещения адекватной религиозной ситуации 
в стране и в стране;

-С целью улучшения и стабилизации ситуации 

с распространением экстремизма и религиозного 
терроризма в стране предлагается реализация как 

превентивных, упреждающих мер, так и обязательных 

формализованных процедур: введение обязательных, 

не факультативных занятий по истории религий, как 
в школах, так и в учреждениях профессионального 
и технического образования, высших учебных заве-
дениях; организация работы информационно- про-
пагандистских групп из числа волонтеров-молодежи; 
использование различных интересных для молодежи 

форматов: публичные, гостевые лекции, социальные 

ролики на телевидении, повышение религиозной 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

248

и светской грамотности через качественное препо-
давание религиоведческих дисциплин. (Совместно 

с Министерством образования и науки Республики 

Казахстан).

Министерству здравоохранения 
и социального развития Республики Казахстан:

- Продолжить системную работу по популяриза-

ции среди молодежи всех возрастов здорового об-
раза жизни, используя различные формы и средства 
пропаганды;

- Усилить адресность программ содействия заня-

тости молодежи, расширить охват молодежи этими 

программами;

- Применить и расширить опыт Фонда Первого 

Президента Казахстана — передвижных медицин-

ских амбулаторий с целью раннего выявления, диа-

гностики онкологических заболеваний вотдаленных 
районахКазахстана;

- Обратить внимание на то, что в профилактике 

и лечении социально-значимых заболеваний моло-
дежи велика роль молодежных центров здоровья. 

Министерству культуры и спорта 
Республики Казахстан:

- Проработать механизм выдачи грантов, креди-

тов неправительственным организациям, бизнесу на 
создание культурно-досуговых центров (спортивных, 

культурных и т.д.) при условии их доступности для 
большей части молодежи в рамках социально-ори-

ентированных проектов;

-Организовать работу по противодействию распро-

странения экстремизма и религиозного терроризма 

через усвоение национальных казахских ценностей;

- Организовать работу по информированию моло-

дежи об образовательном, культурологическом и мо-
рально-нравственном потенциале института религии 
в современном мире;

- Усиление работы СМИ, в частности, активное ис-

пользование социальной рекламы, раскрывающей 
потенциальные угрозы, таящиеся в распростране-
нии экстремистских и террористических взглядов; 
деятельность традиционных и нетрадиционных ре-

лигиозных течений; работу государственных структур 

по противодействию распространения экстремизма 
и религиозного терроризма.

Министерству образования 
и науки Республики Казахстан
 - Создать концептуальную и законодательную 

основу для национальной модели многоуровневого 

непрерывного образования, с включением нефор-
мального образования, образования взрослых (в те-

чение жизни); 

- Организовать проведение разъяснительной ра-

боты среди школьников, студентов и родителей по 
введению реформы полиязычия и перехода к 12-лет-
нему школьному образованию со стороны государ-
ственных органов и неправительственного сектора;

- Продолжить работу по организации технического 

и профессионального образования, содействовать 
налаживанию связи их с предприятиями, содейство-
вать прохождению молодежной практики (предпри-
ятия в составе Национальных компаний, частные 
крупные и средние предприятия);

- Проводить профориентационную работу в шко-

лах о техническом и профессиональном образовании, 

поднять имидж технических специальностей; 

- Проводить мониторинг востребованности специ-

альностей и выпускников в разрезе вузов и специа-
лизации;

− Продолжить содействие в финансировании про-

грамм академической мобильности и привлечение 
зарубежных ученых, увеличить стажировку отече-

ственных преподавателей в зарубежных вузах; 

− Продолжить работу по внедрению принципов 

инклюзивного образования, путем разработки меха-
низмов по увеличению квоты для студентов с особы-
ми потребностями; расширение материальной базы 
вузов для данной категории студентов; изменение 
политики и учебных программ вузов с учетом нужд 

студентов с особыми потребностями;

− Продолжить работу по реформированию на 

уровне вузов: усовершенствование системы ме-
неджмента качества, мониторинга данных по тру-
доустройству в вузах, проведение регулярного мо-
ниторинга рынка труда, учет положительного опыта 
зарубежных стран. 

- Содействовать работе по укреплению ведущих 

позиций университетов в образовании Казахстана, 
расширению присутствия вузов республики в ми-
ровом образовательном пространстве; поддержке 
и развитию интеграции системы высшего образо-
вания Казахстана в мировое образовательное про-

странство; расширению мобильности студентов, пре-

подавателей, научных работников.

Местным исполнительным органам:

- Усилить эффективность работы советов по моло-

дежной политике всех уровней, увеличить в них пред-

ставительство молодых людей, соблюдая представ-
ленность разных категорий молодежи, организовать 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

249

целенаправленную работу по решению важнейших 
вопросов молодых людей (обеспечение жильем, про-
блемы трудоустройства, поддержка молодых семей 
и др.);

- Внедрять новые формы работы с различными ка-

тегориями молодежи, учитывая нужды и потребности 

молодых людей;

- Проводить учебные семинары для преподава-

телей школ, учреждений профессионального и тех-

нического образования, высших учебных заведений 
по освоению методики организации и проведения 
разъяснительных бесед с молодежью по вопросам 
экстремизма и религиозного терроризма и пробле-
мам вовлечения молодежи в деструктивные религи-

озные организации;

- Инициировать меры по обеспечению доступ-

ности для молодежи занятий физической культурой 
и спортом на спортивных объектах и сооружениях; 

- Оказывать содействие развитию национальных 

видов спорта в сельской местности, развивать мас-

совые виды спорта среди молодежи

Национальным компаниям 
и крупным промышленным предприятиям: 

- Повышать эффективность работы комитетов/со-

ветов по делам молодежи на предприятиях для реше-
ния вопросов работающей молодежи;

Молодежным организациям:

- Проводить систематическую работу по решению 

конкретных проблем различных групп молодежи; 

- Продолжить работу по проведению мероприятий 

по организации досуга разных групп молодежи, вклю-

чая мероприятия по пропаганде здорового образа 

жизни, спортивные соревнования, кружки по инте-
ресам (музыкальные, танцевальные, литературные, 
языковые и проч.), направленные на интеграцию мо-

лодых людей в общество, психологическую и соци-
альную поддержку нуждающихся в ней. Проведение 

мероприятий по пропаганде семейного образа жизни, 
усилению института семьи и традиционногобрака;

- Проводить диалоговые площадки, дискуссионные 

клубы по различным проблемам в школах, учрежде-
ниях профессионального и технического образова-
ния и высших учебных заведениях.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Қазақстан Республикасы Білім 

және ғылым министрлігі

«Жастар» ғылыми-зерттеу 

орталығы

Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия 

ұлттық университеті

«YOUTH OF KAZAKHSTAN – 2016»

NATIONAL REPORT

ASTANA  — 2016

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

CONTENT

INTRODUCTION

 ...................................................................................................................................................................................................................

252

Chapter 1. The demographic profile of the youth of the Republic of Kazakhstan .........................................................................

254

1.1. Features of the youth as a social group ..................................................................................................................................................

255

1.2. The number of young people aged 14 to 29 years old  ...................................................................................................................

256

1.3. Gender and age structure of youth  .........................................................................................................................................................

257

1.4. Marriage, divorce, fertility and mortality among young people  ................................................................................................ 259
1.5. External and internal migration of young people .............................................................................................................................. 269

Chapter 2. The Republic of Kazakhstan law regulating the legal status of youth ...........................................................................

271

2.1. Analysis of law of the Republic of Kazakhstan on legal status of youth and youth policy fundamentals ..................

272

2.2. Foreign experience and laws of developed countries  ..................................................................................................................... 273
2.3. Current issues in the formation of legal awareness and legal culture of youth  ....................................................................

276

Chapter 3. State youth policy during the years of Kazakhstan’s independence ..............................................................................

281

3.1. Issues of youth policy in terms of globalization  .................................................................................................................................

282

3.2. Role and importance of youth policy in strengthening independence of the Republic of Kazakhstan  .....................

284

3.3. Features of formation and implementation of youth policy in Kazakhstan today ...............................................................

286

Chapter 4. Health and leisure of young generation ......................................................................................................................................... 292

4.1. Socially significant diseases of youth  ..................................................................................................................................................... 293
4.2. Healthy lifestyle, sports and recreation work among youth  ......................................................................................................... 298
4.3. Leisure of the youth  ....................................................................................................................................................................................... 298

Chapter 5. Education and science in the young people’s life  ..................................................................................................................... 306

5.1. Enforcement of the young people’s right for education: accessibility, quality, use of innovations 
in the educational environment ......................................................................................................................................................................... 307
5.2. Youth in science: prospects and initiatives ............................................................................................................................................ 316
5.3. International scholarship «Bolashak» program - an opportunity to elicit young people’s potential .......................... 317

Chapter 6. Social and economic situation of youth .......................................................................................................................................... 321

6.1. Youth participation in the social and economic development of the country  ...................................................................... 322
6.2. Regulatory aspects of labor and youth employment in the Republic of Kazakhstan ......................................................... 326
6.3. Social and security guarantees of youth of the Republic of Kazakhstan .................................................................................. 332
6.4. Social well-being of young family  ............................................................................................................................................................ 334

Chapter 7. Young people in social and political processes ........................................................................................................................... 339

7.1. Young people’s involvement in public administration system and political and civil life of Kazakhstan ....................340
7.2. The level of young people’s protest activity  ........................................................................................................................................ 344
7.3. Youth and religion  .......................................................................................................................................................................................... 346

Chapter 8. Youth crime ..................................................................................................................................................................................................... 353

8.1. General description of youth crime and delinquency: causes and crime prevention  ........................................................ 354
8.2. Youth suicide ...................................................................................................................................................................................................... 357

CONCLUSION

 ......................................................................................................................................................................................................................... 362

RECOMMENDATIONS

 ....................................................................................................................................................................................................... 364

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

INTRODUCTION 

Youth is a prime factor of change in society. This is 

the power that defines the political, economic and social 
structure of a society as well as acts as a factor in the de-
velopment of spiritual culture of modern society. The level 
of young people education, their value systems, patterns 
of behavior, social activities, the extent of its integration 
into the social processes determines the future of inde-
pendent Kazakhstan.

The young generation, living in the current conditions 

has increased in a behavior stereo rapture challenging 
environment, rapid and complex socio-economic and so-
cial transformation. Therefore, today, the issues of how 
modern and young people are represented by and what 
is their potential are of great value.

The topicality of the  «Youth of Kazakhstan — 2016» 

national report is due to the changes in economy, social 
sphere of the country and the youth field that have oc-
curred since the previous report.

The novelty of the report is determined by objective 

factors, that are the new realities in the development of 
the country, designated by the new trends in the youth 
field and, therefore, a reflection of the new reality on the 
basis of a wide range of sources analysis introduced.

The year of 2015 is the year of a new Law  «On state 

youth policy» adoption, as well as the year of the second 
stage of the Concept of State Youth Policy of the Republic 
of Kazakhstan until 2020 under  «Kazakhstan — 2020: The 
path to the Future» beginning. An annual national report 
is the result of the previous step, on the one hand, and 
a new degree,  «dawn of a new day» coordinates system 
for further development, on the other hand.

Its main objective is an unbiased estimate of the youth 

standing from the standpoint of the state, society and 
young people interests as a socio-demographic group, 
identification of the main trends in the youth field and 
determination of optimal solutions to long-term tasks of 
the state youth policy.

 «Youth of Kazakhstan — 2016» National Report was 

created on request of the Ministry of Education and Sci-
ence of the Republic of Kazakhstan in accordance with 
Article 6 of the Law  «On the Republic Kazakhstan youth 
policy» and is the fourth such report.

The report consists of 8 chapters, which deal with the 

socio-demographic characteristics of young people 
in the Republic of Kazakhstan, including the dynamics 
of population and age structure, as well as examine 
trends in mortality and fertility among young people. 
It is known that the most important elements of human 
potential are the education and science, so the author 
attention is focused on the analysis of different youth 
groups education, and determining the level of qual-
ity education access and the degree of young people 
involvement in science.

A separate chapter is devoted to the state youth policy 

of the Republic of Kazakhstan, peculiarities of its forma-
tion and implementation. This chapter identifies the main 
problems of youth policy in globalization process aspects. 
Particular attention is paid to the analysis of youth partic-
ipation in social and economic development of the coun-
try and in the decision-making process, their position in 
the labor market, the scale of youth employment and 
unemployment and employment of graduates.

The chapter devoted to the health and leisure of the 

young generation deals with the features of a healthy life-
style of young people, socially significant diseases affect-
ing the health of young people. The chapter devoted to 
youth participation in political processes, also considers 
political activity, civil position of youth, conditions created 
for the manifestation of its civic engagement, level of pro-
test activity, participation in public life and decision-mak-
ing. In addition, the role of religion in the lives of young 
people is of particular interest.

Another aspect of the relationship of young people 

and the community is a deviant (deviant from social 
norms) behavior. The report analyzes the main trends de-
veloping in youth crime, the young generation coverage 
with antisocial manifestations.

It should be noted that the available information 

does not always allow to solve the problem of the com-
parative and in particular, inter-regional analysis in full. 
There is also a discrepancy between the age groups in 
the various sectors of statistics, making it difficult to make 
comparisons on selected indexes. For these reasons, the 
report chapters have varying degrees of detail. In gener-
al, a comprehensive analysis conducted have revealed 
positive and negative aspects of youth development, 
its potential opportunities and their contribution to the 
country development, helped to work out some practical 
recommendations for improving the state youth policy, 
to take the necessary measures for the timely resolution 
of any topical issues and to identify priority areas of work 
with young people.

During the report preparation such resources as 

scientific researches, the official state statistics data, in-
formation and analytical materials of the ministries and 
departments, youth public associations of the Republic 
of Kazakhstan, large companies and national companies, 
content analysis of the media and the information from 
the Internet resources available to the public have been 
used.

The national report is provided with materials in the 

form of info-graphics, illustrating the quantitative and 
qualitative characteristics of youth field; and figures and 
tables provide reliable statistical and other data.

The report summarizes the data of large-scale socio-

logical survey made by the Scientific Research Center  

252

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Youth», which was carried out on request of the Ministry 
of Education and Science of the Republic of Kazakhstani 
in 2016, and 2000 respondents took part in each of them.

 «Youth of Kazakhstan — 2016» National report can be 

used in the work of ministries, departments, state agen-
cies working with youth of national and regional levels, 
educational institutions, community organizations, youth 
resource centers, media and other interest groups in mat-
ters of youth policy of institutions and persons.

253

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

The demographic 

profile of the youth 

of the Republic 

of Kazakhstan

CHAPTER 

1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

CHAPTER

 1

THE DEMOGRAPHIC PR

OFILE OF THE Y

OUTH OF  THE REPUBLIC OF  KA

ZAKHST

AN

255

Scientific-Research

Center «Youth»

National Report «Youth of Kazakhstan – 2016»

 1.1.

 

 

FEATURES OF THE YOUTH 

AS A SOCIAL GROUP

Youth is a socio-demographic group, allocated on the 

basis of the aggregate of age characteristics, character-
istics of the social situation and the socio-psychological 
characteristics. According to the Law of RoK  «On state 
youth policy» as of July 7, 2004, the youth is defined as  
«the citizens of the Republic of Kazakhstan at the age of 
fourteen to twenty-nine». According to the statistical data 
the youth is presented in the following three sub-groups: 
14-18 years old - the youngest, 19-23 years old — the 
average and 24-28 years old (inclusive) — the older age 
cohorts.

Young people as a social group involve such features 

as: provisions transition, a high level of social mobility, the 
development of new social roles (student, citizen, family 
man), associated with a status change, an actively search-
ing for a place in life and the formation of the norms and 
values system.

From the perspective of the leading activities, the 

youth period coincides with the completion of the studies 
(learning activities) and the entry into working life (work 
activity).

Psychologically, youth is a time of gaining identity, 

person approval as an individual, unique person; the pro-
cess of finding its particular way of achieving success and 
happiness.

Legally, the youth is a time of civil majority occurrence. 

In the Republic of Kazakhstan in accordance with para-
graph 1.2 of Article 17 of the Civil Code of the Republic 
of Kazakhstan dated December 27, 1994 the ability of 
citizens to create civic duties and perform them (civil ca-
pacity) acquiring by himself and exercising his civil rights, 
arises in full with the coming majority, i.e. upon reaching 
eighteen years. An adult person receives full legal ca-
pacity, i.e. the opportunity to exercise rights of a citizen 
(electoral rights, the right of entry into a legal marriage, 
and so on). At the same time a young man assumes cer-
tain duties (law compliance, paying taxes, taking care of 
disabled family members, defense of fatherland and etc.).

In modern society the problem of self-determination 

and self-affirmation of an adult’s personality is an urgent 
and a priority of the state.

We can say that at the moment there is a process of 

the formation of an entirely new layer of young people 
with the new guidelines, value system for obtaining suc-
cess, rational economic behavior.

Young people significance is extremely important to 

society, it is the most important human capital and an 
innovative and strategic resource of any society. Youth is 
the subject of history in which society reproduces itself 
in each next stage of its development, it should not be 
relegated to a marginal role. Since the beginning of the 
socio-economic transformation the youth of Kazakhstan 

faced new problems solution of which requires personal 
understanding of the world and every young man’s fol-
lowing to them.

The main priorities of the youth policy are vividly re-

flected in the  «Kazakhstan — 2050» Strategy, initiated 
by the President of Kazakhstan N.A. Nazarbayev,  «Social 
modernization of Kazakhstan: Twenty Steps to the Univer-
sal Society of Labor» Program article and other strategic 
documents. The youth as a basic resource of modernizing 
Kazakhstan are put great hopes and responsibility on [1].

Young people today largely determines the political, 

economic and social structure of society. The level of labor 
culture is an important characteristic of the individual and 
the basis of its willingness to work. The need of a society 
with a high culture of the individual labor is dictated by 
the requirements of scientific, technological and social 
progress, determining the necessary level of young peo-
ple in an independent working life. These requirements 
include the complication of social production, changes 
in the content, nature and conditions of work, the oc-
currence of new requirements for the production direct 
participants, to their general educational, professional 
and cultural level and etc.

Youth work culture is based on youth activities and 

through the assimilation and maintenance of labor stan-
dards, samples and conduct standards, labor traditions. 
A person learns and masters the requirements of his sta-
tus and role behavior while working. Labor is the sphere of 
enculturation and personal socialization, where a person 
not only joins the cultural values and becomes aware of 
them, but also develops his own values and ideals, di-
rected to the future. This creates objective prerequisites 
for the development of his own spiritual potential and 
allows a young man to join in the social division of labor 
and relations, to interact with all social institutions without 
contradictions and (internal and external) conflicts.

Kazakhstan youth have important tasks dictated by 

social and economic processes, taking place in society, 
on the one hand, and the influence of globalization, on 
the other [2].

1.  «High-quality education» is a national project of 

the Kazakhstan society. Education is the highest 
value, the priority of the young generation world-
view mindset, as well as a motivational and cultur-
al component of society, human capital, the way 
of financial and mental block overriding.

2.  «Creative and mobile individuals». A successful, 

dynamic, innovative economy of Kazakhstan will 
be created on the basis of creative education, 
mobile individuals capable to generate and im-
plement new competency based ideas, able to 
find and make unconventional decisions, having 
the desire for creative self-realization of internal 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

CHAPTER

 1

THE DEMOGRAPHIC PR

OFILE OF THE Y

OUTH OF  THE REPUBLIC OF  KA

ZAKHST

AN

256

Scientific-Research

Center «Youth»

National Report «Youth of Kazakhstan – 2016»

human resources, the embodiment of their life 
activity.

3.  «Competitive and professional individuals» is 

a strategic task of the state. This trend involves 
new formation training, aimed at achieving suc-
cess. In conditions of market relations it should 
be a professional in a certain field, highly com-
petitive person, clearly defining the purpose of 
the activity, able to predict variations, choose the 
most rational and morally defensible way of con-
tributing to the development of professional and 
life career.

4.   «High information culture» is the modern level 

of mastery of new information technology, skill to 
organize, analyze and process the huge data base, 
available to man of the XXI century, the use of the 
data in the moral and ethical aspect for personal 
and professional growth.

5.   «Clear life strategy» is a holistic and multidimen-

sional formation of necessary components in 
building of individual worldview points, including: 
life basic points targeting, presence of specific val-
ue systems, willingness to overcome life’s conflicts 
and difficulties, the desire to learn lessons from 
temporary failures, to show initiatives and assess 

the results adequately and etc.

6.  «High competence» is an adequate understand-

ing of the situation by each person, setting and 
implementation of objectives, goals and stan-
dards in a particular professional field; the individ-
ual’s ability to implement a life strategy, the desire 
for continuous detection of unlimited possibilities 
for personal growth; axiological ability of the per-
son to adequately assess the situations of life from 
the perspective of his own and general values.

 1.2. 

 

THE NUMBER OF YOUNG 

PEOPLE AGED 14 TO 29 YEARS OLD
According to the Committee on Statistics of the Min-

istry of National Economy of the Republic of Kazakhstan, 
the number of young people aged 14 to 29 years old 
amounted to 4 099 653 people as of the beginning of 
2016 (Figure 1).

In the structure of modern Kazakhstan society young 

people amounts to 23.2% (Figure 1.2)

A specific weight ratio for the main age cohorts as of 

the beginning of 2016: 14-18 years old - 27.1%; 19-23 
years old - 33.2%; 24-29 years old - 39.7%.

The most numerous cohort in the youth structure is 

the older age cohort, that is young people of 24-29 years 
old.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

CHAPTER

 1

THE DEMOGRAPHIC PR

OFILE OF THE Y

OUTH OF  THE REPUBLIC OF  KA

ZAKHST

AN

257

Scientific-Research

Center «Youth»

National Report «Youth of Kazakhstan – 2016»

The specific weight ratio among urban population as 

of the beginning of 2016 dominates the rural one and 
amounts to 56.6% versus 43.4% (Figure 1.4)

The desire of young people to urban life is expressed 

in a numerical predominance of their population in urban 
places than in rural one. This fact is due to, primarily, youth 
educational and employment objectives.

At the beginning of 2016 the number of young people 

as a percentage of the total population of the country 
amounted to 23.2%. The dynamic range of 2014-2016 is 
shown in Figure 1.5

The largest number of young people (as in previous 

years) is presented in South Kazakhstan (715,512 peo-
ple) and Almaty regions (432 483) as of the beginning 
of 2016. The smallest number of young people is in the 
North-Kazakhstan region, that amounts to 112 390 peo-
ple (Table 1). 

 1.3. 

 

GENDER AND AGE 

STRUCTURE OF YOUTH
Gender portrait of young people, according to the Sta-

tistics Committee, presented uniformly, almost by equal 
shares of men and women, with a slight predominance 
of young men - 50.4% and 49.6%, respectively, which in 
absolute terms is as follows: 2 066 510 of men and 2 033 
143 of women (Figure 1.6).

The largest number of men and women is recorded 

in the older age group - 24-28 years old young people, 
19.66% and 20.06%, respectively (Figure 1.7)

Women and men population ratio for the main age 

cohorts of young people is as follows (ris.1.8):

- 14-18 years old: 51.1% of young men and 48.9 % of 

young women (2.2 % of difference);

- 19-23 years old: 50.9% of young men and 49.1 % of 

young women, (1.8 % of difference);

- 24-28 years old: 50.5% of young men and 49.5% of 

young women (1 % of difference).

As we can see, the total number of young men slightly 

prevails over the total number of young women, except 
for the age group of 24-28 years. However, the correlation 
with the age of the place of residence, we get the follow-
ing results: young women dominates in the categories of 
19-23 years and 24-28 years among the urban population 
than men (Figure 1.9, 1.10).

And we get the opposite situation in rural areas: the 

predominance of the number of young men over women. 
In the age cohort of 19-23 years the number of men is 

Figure 1.1

The number of young people of the Republic of 

Kazakhstan (2013-2016 years, people)

SOURCE: STATISTICS COMMITTEE OF THE MINISTRY OF NATIONAL

ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 2014

 2015

 2016

4 293 35

4 206 30

4 099 65

Figure 1.2

The number of young people of the total 

population at the beginning of 2016

Figure 1.3

The size of the youth by main age groups

shown in figure

SOURCE: STATISTICS COMMITTEE OF THE MINISTRY OF NATIONAL

ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 14-18 years

 19-23 years

 24-29 years

 The population of Kazakhstan

 Youth of Kazakhstan

4 099 653

17 670 579

1 111 158

1 359 990

1 628 512

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

CHAPTER

 1

THE DEMOGRAPHIC PR

OFILE OF THE Y

OUTH OF  THE REPUBLIC OF  KA

ZAKHST

AN

258

Scientific-Research

Center «Youth»

National Report «Youth of Kazakhstan – 2016»

Table 1.1 

The number of young people in terms of the 

regions as of the beginning of 2016, people.

№ Region

Young people (%)

1

Akmola

162 724

2

Aktobe

205 985

3

Almaty

432 483

4

Atyrau

140 870

5

East Kazakhstan

292 107

6

Zhambyl

253 615

7

West Kazakhstan

145 879

8

Karaganda

304 269

9

Kostanay

194 537

10 Kyzylorda

185 686

11

Mangistau

150 565

12

Pavlodar

157 751

13 North Kazakhstan 

112 390

14

South Kazakhstan

715 512

15

Astana city

199 294

16

Almaty city

445 986

higher by 5% than the number of women, in the age co-
hort of 24-28 years the difference is 6.4% in favor of men.

What is the reason? This imbalance is due to the fact 

that in rural areas there are significantly more women 
than men after completing their studies in secondary 
schools, who move to the city in order to continue their 
education at universities.

Thus, there is still a gender parity in secondary schools, 

and in higher education institutions of Kazakhstan as of 
the beginning of 2015/2016 academic year in the form 
of a significant predominance of women compared with 

SOURCE: STATISTICS COMMITTEE OF THE MINISTRY OF NATIONAL 

ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

CHAPTER

 1

THE DEMOGRAPHIC PR

OFILE OF THE Y

OUTH OF  THE REPUBLIC OF  KA

ZAKHST

AN

259

Scientific-Research

Center «Youth»

National Report «Youth of Kazakhstan – 2016»

men. The proportion of young women among students 
is higher by 11.8% than young men.

The imbalance in the number of young men and 

young women among the rural youth is presented below 
(see. Figure 1.10).

 1.4 

 MARRIAGE, DIVORCE, FERTILITY 

AND MORTALITY AMONG YOUNG PEOPLE

Fertility
According to the Committee on Statistics at the end of 

2015 there is a decrease in fertility among young people 
than in 2014 year (to 9942 children). It should be noted 
that the year of 2015 has discontinued the positive dy-
namics of fertility among young people (Figure 1.11).

What is the reason? The year of 2015 is characterized 

by a decrease in the birth rate, because young people en-
ter their reproductive years, born in the early 1990s, when 
there was a sharp decline in the birth rate. The decline in 
the birth rate in 2015 is a kind of  «demographic echo» 
of the birth rate decline in the early 1990s. 

The decline in fertility has occurred in all age cohorts. 

In addition, decline in the birth rates has been observed 
in rural areas, where the birth rate is higher than in urban 
areas (Figure 1.12).

The largest number of children born to young people 

in Kazakhstan, is in the age group of 20-24 years (116,222 
children, or 48%).

The birth rate in rural areas is higher than in urban 

areas in all age cohorts.

The highest fertility rate among young people is in 

South Kazakhstan, Mangistau, Zhambyl, Kyzylorda and 
Atyrau regions.

Figure 1.7 

Gender and age structure 

of youth (people), as of the beginning of 2014 

568 246

692 328

822 576

542 905

667 662

805 936

24-28 years

14-18 years

19-23 years

 men

 women

 men

 women

 men

 women

SOURCE: STATISTICS COMMITTEE OF THE MINISTRY OF NATIONAL 

ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Figure 1.8 

Women and men population ratio for the main 

age cohorts of young people as of the beginning 

of 2016, %

51,1

50,9

49,5

48,9

49,1

48,9

14-18 years

19-23 years

24-28 years

SOURCE: STATISTICS COMMITTEE OF THE MINISTRY OF NATIONAL 

ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Figure 1.9

The ratio of men and women

in age cohorts

19-23, 24-28 years of age (city)

541 015

19-23 years

24-28 years

367 521

486 269

374 312

SOURCE: STATISTICS COMMITTEE OF THE MINISTRY OF NATIONAL 

ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru