Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 14

 

 

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

212

Рисунок 6.22 

  Программы для улучшения жилищных условий молодых семей

Программы для улучшения жилищных 

условии молодых семей

Программа развития 

регионов 2020

Дорожная карта 

занятости — 2020

С дипломом в село

тически выделенную сумму из республиканского  
бюджета. 

Вследствие ежегодного недофинансирования пот- 

ребности по предоставлению бюджетных кредитов, 
прибывающие специалисты годами стоят в очереди 
и не могут получить социальную поддержку. Это соз-
дает социальную напряженность среди определенно-
го контингента. Решение данной проблемы возмож-
но только при максимальном покрытии потребности 
в бюджетных кредитах. 

В этой связи, сформированного республиканского 

бюджета на 2017-2019 годы Министерством нацио-
нальной экономики Республики Казахстан прораба-
тывается вопрос максимального выделения средств 
для реализации мер социальной поддержки специа-
листам в виде бюджетного кредита. 

«Дорожная карта бизнеса — 2020»

В целях развития массового предприниматель-

ства прорабатываются вопросы совершенствования 

господдержки микрокредитования населения, в том 

числе ориентированной, в первую очередь, для мо-

лодежи. 

Предлагается через инфраструктуру банков вто-

рого уровня и микрофинансовых организаций сде-

лать микрокредитование доступным для населения 

крупных городов, определить единых операторов 
по его реализации в сельской местности и в городах, 
установить единый размер микрокредитования до 16 
млн. тенге, реализовать программу гарантирования 
микрокредитов при отсутствии необходимого зало-
говогообеспечения.

 

 6.3 

 СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ 

ГАРАНТИИ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ 

КАЗАХСТАН

Одной из наиболее актуальных проблем молодых 

людей является наличие собственного жилья. Соб-
ственное жилье — это основа крепкой семьи, успеш-

ной трудовой карьеры, душевного комфорта и само-

реализации человека. Государство будет оказывать 
поддержку молодым людям в приобретении жилья, 

опираясь на уровень развития и возможности нацио- 

нальной экономики. Наиболее востребованным ви-
дом помощи является помощь в приобретении жи-

лья. Покупка собственного жилья — один из самых 

главных вопросов в жизни каждого человека. Своя 
квартира — это не просто залог стабильности и спо-
койствия, это, прежде всего, фундамент для создания 

семьи или увеличения количества ее членов. 

Одной из наиболее распространенных проблем 

среди молодежи является жилищный вопрос. Наиболее 

часто с этой проблемой сталкиваются молодые семьи. 

В соответствии с казахстанским законодательством 

существуют такие формы поддержки государством 

молодой семьи в решении жилищной проблемы как 
жилье по государственной программе, арендное жи-

лье.

Жилье для молодых семей — это новое направле-

ние жилищного строительства, выработанное в рам-
ках реализации поручения Президента Республики 
Казахстан Н.А. Назарбаева, данного 27 января 2012 
года в Послании народу Казахстана «Социально- 
экономическая модернизация — главный вектор раз-
вития Казахстана» [4]. 

Программа развития регионов до 2020 года:
Жилищные проблемы, как и любой другой вопрос, 

имеющий социальную значимость, находятся на по-

стоянном контроле Главы государства. В разное время 

государством принимались меры по развитию жилого 

фонда и обеспечению граждан жильем.

На  данный  момент  Жилстройсбербанк  (да-

лее — ЖССБК)  работает  по  программе  развития 

регионов до 2020 года. Это уникальная программа, 
направленная на обеспечение новым, доступным 
и комфортным жильем казахстанцев, в том числе 
молодых семей. 

Также есть специальная программа для молодых 

семей, которые только начинают формировать свой 
семейный очаг. Данная программа помогает выбрать 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

213

молодоженам удобный вариант аренды жилья с по-

следующим выкупом, а банк предоставляет льготные 

условия для накопления и получения жилищного кре-
дита. 

Участником программы могут стать граждане, 

у которых (или членов их семьи) нет жилья на праве 

собственности или арендного жилья на территории 

Республики Казахстан. 

АО  «Ипотечная  организация  «Казахстанская 

ипотечная компания» предоставляет арендное жилье 

с правом выкупа или без такового. Претендовать на 

жилье по линии Казахстанской ипотечной компании 
(далее — КИК) могут многодетные семьи, неполные 

семьи, семьи, имеющие или воспитывающие де-
тей-инвалидов, дети-сироты, дети, оставшиеся без 

попечения родителей, оралманы, а также государ-

ственные служащие, военнослужащие, сотрудники 
специальных государственных органов, работники 
бюджетных организаций. Кроме того, возможность 

получить жилье имеют работники государственных 
юридических лиц, с которыми Казахстанская ипотечная 
компания заключила соглашения или меморандумы. 
За весь период реализации «Программы развития ре-
гионов до 2020 года» АО «ИО «Казахстанская ипотеч-
ная компания» планирует предоставить 1 483 тысяч кв. 
метров арендного жилья (порядка 29 тысяч квартир). 
На платежеспособных претендентов на жилье, относя-
щихся к среднему классу, рассчитана программа от АО 

«Фонда недвижимости «Самрук-Казына». 

Жилье по линии АО «Фонд недвижимости «Сам-

рук-Казына» могут приобрести все граждане Казах-

стана, но приоритет при приеме заявок — лицам, не 

имеющим жилья или нуждающимся в улучшении 
жилищных условий. 

Более популярным по сравнению с другими спо-

собами получения собственных квартир в рамках 

Программы является приобретение жилья по линии 

АО «ЖССБК». Получить жилье могут все граждане 

Казахстана при соблюдении условий банка (нако-
пление половины стоимости квартиры в течение 

трех и более лет при условии регулярного попол-

нения счета). Кроме того, банк предоставляет квар-

тиры для молодых семей, совокупный ежемесяч-

ный доход которых не превышает 230 тысяч тенге. 
В сложившейся экономической ситуации в работе 
АО «ЖССБК» есть один огромный плюс — полная 
независимость от доллара. Единственная валюта, 
которой оперирует банк — тенге, следовательно, сто-
имость жилья не подвергается переоценке в зависи-
мости от курса доллара. 

По линии АО «ЖССБК» реализуется подпрограмма 

«Жилье для молодых семей», предназначенная для се-

мей, когда возраст каждого из супругов не превышает 
29 лет. Если семья не полная, то ограничение по воз-
расту относится только к одному родителю, который 
воспитывает ребенка (детей), и также составляет 29 

лет. При этом, жилплощадь предоставляется в кредит 

на льготных условиях с учетом количества членов се-
мьи: на каждого человека выделяется не менее, чем от 

15 до 18 кв. м. Если в семье проживают 3 человека, то 

площадь квартиры не должна быть менее 45 кв.м. [5].

Для участия в направлении «Молодая семья» у суп- 

ругов и членов семьи не должно быть собственной 
недвижимости в том населенном пункте, где предпо-

лагается получение квартиры.

Подводя итоги, можно сказать, что самая успеш-

ная из всех программ, направленных на обеспечение 
жильем молодых семей, населения Казахстана, являет- 

ся «Программа развития регионов до 2020 года». За 

время реализации значительная часть молодых семей 

обеспечены жильем. «Программа развития регионов 

до 2020 года» была и остается тем самым абсолютно 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

214

Рисунок 6.24

 

 Программа «Молодая семья» 2016 года по 

регионам Казахстана

Регионы

Кол-

во 

домов

Кол-во 

квар

-

тир

Пло

-

щадь, 

тыс. 

кв.м

Акмолинская

1

75

5

Алматинская

2

100

7

Атырауская

1

45

3

Восточно-Казахстанская

4

345

20

Западно-Казахстанская

2

180

11

Карагандинская

3

228

10

Кызылординская

3

180

12

Павлодарская

1

64

5

Северо-Казахстанская

1

75

4

Южно-Казахстанская

2

216

11

Астана

3

382

25

Алматы

15

594

34

Всего

38

2484

146

Правилами содействия повышению мобильности лиц, 
участвующих в активных мерах содействия занятости, 
и оказания им мер государственной поддержки.

В соответствии с разработанными критериями, 

местные исполнительные органы по согласованию 

с центральным уполномоченным органом по вопро-
сам регионального развития определяют перечень 

населенных пунктов с низким и высоким потенциа-

лом социально-экономического развития и направ-
ляют его оператору Программы.

Дополнительные условия реализации 
компонента «Повышение мобильности 

трудовых ресурсов» в пилотном режиме

В Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, 

Кызылординской и Павлодарской областях, а также 
в регионах, определенных решением межведом-

ственной комиссии строительство, приобретение, 

достройка и заселение служебных жилищ осуществ- 

ляется с участием работодателей. 

В результате реализации Программы до 2020 года 

активными мерами содействия занятости будут охва-

чены до полутора миллионов человек, в том числе не 

менее 800 тысяч сельских жителей [7].

 6.4 

 СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ 

МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Конституция Республики Казахстан провозгласи-

ла Казахстан социальным государством, политика 

которого направлена на создание условий, обеспе-

чивающих достойную жизнь и свободное развитие 
человека. В связи с этой политикой охраняются труд 

и здоровье граждан (в т. ч. инвалидов и пожилых 

реальным шансом для каждого казахстанца получить 

собственную крышу над головой [6].

Государство предоставляет иные виды возможнос- 

ти обеспечения жильем для молодых семей. А также 

в рамках программ «Дорожная карта занятости 2020» 
можно приобрести служебное жилье. 

Повышение мобильности трудовых ресурсов 

в рамках потребности работодателя осуществляет-

ся за счет содействия добровольному переселению 

граждан Республики Казахстан и обеспечения усло-
вий для адаптации молодежи. 

Лица, имеющие право на участие и предоставле-

ние им государственной поддержки, определяются 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

215

граждан), осуществляется государственная поддержка 

семьи, материнства, развивается система социальных 
служб и предоставляются иные гарантии социальной 

защиты.

Приобретение доступного жилья — это только 

одно из направлений деятельности государства. По-

мимо этого, существуют и иные меры поддержки (рис. 

6.27).

Одно из направлений социальной политики госу-

дарства — поддержка молодых семей в связи с рож- 
дением ребенка. Социальная поддержка включает 

единовременное пособие при рождение ребенка, 
ежемесячные пособия на ребенка, бесплатное пита-

ние для детей до двух лет в малообеспеченных семьях, 

трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и др. 
льготы родителям и детям.

Согласно Закону Республики Казахстан «О государ-

ственных пособиях семьям, имеющим детей», и ст. 66 

Закона «О труде», в Казахстане на 2016 год предусмот- 
рены единовременное пособие по рождению ребен-
ка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 

1 года. 

Если мать (или отец, при отсутствии матери) ново-

рожденного не работает, то выделяется государствен-
ное пособие по беременности и родам. 

При рождении ребенка, мать или отец ребенка, 

независимо от того работают они или нет, могут обра-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

216

титься с соответствующими документами за назначе-

нием «Единовременного государственного пособия» 
на рождение ребенка за счет средств государствен-
ного бюджета. 

Если мать (отец) родившегося ребенка не работа-

ет, в Республике Казахстан выделены ежемесячные 

денежные начисления за счет средств государствен-
ного бюджета. Деньги начисляются после рождения 
ребенка, на основании свидетельства о рождении 
ребенка. 

Согласно статье 4 Закона «О государственных по-

собиях семьям, имеющим детей» семьи, имеющие 

рожденных, усыновленных (удочеренных), а также 
взятых под опеку (попечительство) детей, имеют пра-
во на получение: 

• 

пособия при рождении (если ребенок ново-
рожденный); 

• 

пособия по уходу в случаях, когда: 

• 

лицо, осуществляющее уход за ребенком, не 
является участником системы обязательного 
социального страхования; 

• 

лицо, осуществляющее уход за ребенком, 

родившимся до 1 января 2008 года, является 
участником системы обязательного социаль-
ного страхования; 

• 

пособия на детей в случаях, когда среднедуше-
вой доход семьи ниже стоимости продоволь-

ственной корзины; 

• 

пособия, воспитывающему ребенка-инвалида. 

Государственное пособие семьям, имеющим детей, 

назначается и выплачивается на основании Закона 
Республики Казахстан «О государственных пособиях 

семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года № 63-

III. Пособие на детей до 18 лет назначается в случаях, 

когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости 
продовольственной корзины. Стоимость продоволь-

ственной корзины составляет 60 % от величины про-

житочного минимума, который на 1 квартал 2016 года 
в Казахстане составил 21364 тенге. На 1 квартал 2016 
года размер продовольственной корзины в Казахста-
не составляет 12 818 тенге. Размер пособия составляет 

1,05 месячных расчетных показателя или 2 227 тенге 

на каждого ребенка. 

Проект развития молодежного корпуса
Проект  развития  молодежного  корпуса  (да-

лее — Проект) реализуется Министерством образо-

вания и науки Республики Казахстан в рамках Сог- 

лашения о гранте № TF014174 между Республикой 

Казахстан и Международным Банком Реконструкции 
и Развития (далее — Всемирный банк) от 10 сентября 
2015 года, ратифицированного Законом Республики 
Казахстан от 18 февраля 2016 года № 454-V ЗРК. 

Цель Проекта заключается в стимулировании вов-

леченности молодежи в жизнь сообщества и разви-
тии жизненно важных навыков посредством реали-

зации программы обучения общественно-полезной 
деятельности на благо сообщества, в особенности 

среди социально уязвимых групп молодежи. 

Мероприятия Проекта организованы в рамках 

трех компонентов: 

— поддержка обучения навыкам общественно-по-

лезной деятельности на благо сообщества и развития 

жизненно важных навыков; 

— поддержка развития институциональных меха-

низмов Министерство образования и науки Республи-
ки Казахстан для реализации молодежной политики; 

— управление,мониторинг и оценка проекта. 

Ожидается, что Проект принесет существенную 

пользу в развитии молодежной политики Казахстана, 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

217

главным образом за счет позитивного развития моло-
дежи: вовлечение молодых людей в жизнь сообще-

ства, поощрение инициативности, обучение навыкам 
общественно-полезной деятельности. 

Данный Проект также способствует реализации 

Стратегического плана развития до 2020 года, раз-

работанного Правительством Республики Казахстан 
(далее — ПРК), а также различных направлений мо-

лодежной политики, проводимые ПРК, в частности 

Концепции государственной молодежной полити-
ки — 2020. По итогам Проекта полученные резуль-

таты послужат основой для выработки дальнейшей 

политики и разработки молодежных программ. 

Для достижения намеченных ожиданий, в рамках 

первого компонента предусмотрены следующие на-
правления деятельности: 

• 

гранты и социальные стипендии в рамках под-
проектов по обучению навыкам обществен-
но-полезной деятельности на благо сообще-

ства (не менее 8500 молодых людей и 100 

молодежных организаций); 

• 

развитие жизненно важных навыков и обу-

чение по вопросам управления проектами 

(менторство и недельные курсы обучения для 

Рисунок 6.29. — Схема реализации Компонента 1 Проекта

Координационное 

агентство, через 

созданную Комиссию, 

отбирает конкурсные 

заявки

Оценка результатов, 

помощь при 

составлении отчетов 

и проработка вопроса 

по дальнейшему 

взаимодействию 

между выпускниками 

проекта

Ежемесячные 

встречи участников 

с куратором. 

К каждой группе будет 

назначен наставник 

для ежемесячных 

встреч с каждым 

участником. Задача 

ментора: установление 

связи между 

молодыми людьми 

и государственными 

службами, 

работающими 

в их сообществе/

регионе, включая 

местные центры 

занятости и здоровья 

и закрепление 

результатов развития

Молодежь, 

участвующая 

в отобранных 

проектах проходят 

недельное обучение 

по проектному 

менеджменту.

Молодежь будет 

проходить обучение 

по проектному 

управлению, 

основам финансовой 

грамотности, 

маркетингу, 

учитыванию 

проектных рисков, 

анализов фактических 

показателей 

и своевременному 

корректированию 

хода работ

Этап 1. 

Координационное 

агентство объявляет 

конкурс на реализацию 

проекта

Этап 3. 

Подача заявки. 

Этап 2. Вариант 1. 

Молодежь, имея идею 

по проекту может обратиться 

к молодежной организации 

для оказания помощи 

в реализации ее/его проекта

Этап 2. Вариант 2. 

Группа молодежи 

объединяются для реализации 

проекта

Молодежная 

организация/ группа 

молодежи подают 

заявку для участия 

в конкурсе

Группы молодежи

Этап 4. 

Отбор.

Этап 5. 

Первоначальное 

обучение

Этап 6. 

Менторство

Этап 7. 

Заключительное

недельное

обучение

ПОДОТЧЕТНОСТЬ:

Механизм реализации компонента 1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

218

бенефициаров); 

• 

работа с уязвимыми группами молодежи (не 

менее 60% молодых бенефициаров уязвимые 
молодые люди); 

• 

координация, информационное взаимодей-

ствие и подотчетность.

В рамках второго компонента будут: проведе-

ны исследования по изучению механизмов работы 

с молодежью категории NEET; внесен вклад в рази-
тие волонтерства среди молодежи, в том числе раз-

работана стратегия по развитию волонтерства в Ка-
захстане, а также профинансированы мероприятия, 
направленные на развитие потенциала специалистов 
в сфере работы с молодежью. 

Для реализации третьего компонента создана 

Группа по управлению проектом (ГУП), задачи ко-

торого заключаются в управлении фидуциарны-

ми аспектами Проекта, обеспечении мониторинга 
и оценки консультантов Проекта, ведении процесса 

отбора Координационного агентства, который плани-

руется завершить до конца 2016 года. 

Устойчивость Проекта будет обеспечена посред-

ством стимулирования и поддержки участия моло-

дежи во всех этапах реализации Проекта. Концепция 

«для молодежи, с помощью молодежи» играет крайне 

важную роль в обеспечении устойчивости Проекта, 
поскольку ожидается, что молодые люди продолжать 
реализовывать собственные инициативы, запущен-
ные в рамках Проекта. 

* * *

Сегодня, согласно статистическим данным, основ-

ными сферами, в которых занята и наиболее пред-

ставлена молодежь Казахстана, это оптовая и роз-

ничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов 
(16%), сельское, лесное и рыбное хозяйство (15,5%), 
промышленность (11,2%), а также сфера образования 
(10,6%).

Уровень молодежной безработицы по стране сос- 

тавил 4,2%, что ниже показателя за аналогичный пе-

риод 2015 года на 0,3% (в аналогичном периоде 2015 г.  

— 4,5%). В количественном значении численность без-

работной молодежи во втором квартале 2016 года 

составила 95,6 тыс. человек. 

Молодежь (граждане Республики Казахстан до 

29 лет), крайне мало представлена в госуправлении. 
В Казахстане 91 330 госслужащих, молодежь в соста-
ве госслужащих — 10 548 сотрудников, что составляет 

11,5%. При этом, из 10 548 молодых сотрудников го-
суправления лишь 2 человека представлены в кор-

пусе «А» (Политические государственные служащие), 

остальные 10 546 человек представлены в корпусе 

«Б» (Административные государственные служащие). 

С 2013 года по 2016 год доля молодежи в числе госу-
дарственных служащих сократилась более чем в два 

раза с 21 946 человек — до 10 546 человек. 

Молодежь активно участвует в реализации проек- 

тов «Жасыл ел», «С дипломом — в село!», «Мәңгілік 
ел жастары — индустрияға», «Молодежный кадровый 

резерв», направленных на рост занятости, социали-
зацию, профессиональный рост, участие в социаль-
но-экономическом развитие страны. 

Одной из наиболее распространенных проблем 

среди молодежи является жилищный вопрос. Наи-
более часто с этой проблемой сталкиваются моло-

дые семьи. Наиболее востребованным видом госу-
дарственной поддержки молодежи является помощь 
в приобретении жилья. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 

ИСТОЧНИКОВ:

1.  Программа «Жасыл ел» реализуется в пол-

ном объеме - глава Комитета лесного и охот-
ничьего хозяйства МСХ Республики Казахстан 
Е.Нысанбаев / http://www.kazinform.kz/kz/

programma-zhasyl-el-realizuetsya-v-polnom-
ob-eme-glava-komiteta-lesnogo-i-ohotnich-
ego-hozyaystva-msh-rk-e-nysanbaev_a2306740

2.  Молодежный кадровый резерв / http://rezerv.

kz/ru/about/info/

3.  Национальный доклад о состоянии и разви-

тии системы образования Республики Казах-
стан, 2015 год

4.  http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002012/links

5.  h t t p : / / e g o v . k z / w p s / p o r t a l /

Content?contentPath=/egovcontent/house/
buy_sell_rent/article/molodaya_semya&lang=ru

6.  http://otyrar.kz/2014/10/kak-poluchit-zhile-po-

programme-molodaya-semya/

7.  http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000316.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Молодежь 

в общественно-

политических 

процессах

ГЛАВА 7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

220

 7.1 

 УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ 

УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ И В ПОЛИТИЧЕСКОЙ 

И ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ 

КАЗАХСТАН

Насколько политизированной является сегодняш-

няя молодежь в Казахстане, каков уровень ее поли-

тического участия? Этот вопрос является дискусси-
онным. В экспертной среде представлены разные, 

порой полярные точки зрения по этому вопросу. 
Прежде всего, необходимо отметить, что казахстан-

ская молодежь неоднородна, и разнится не толь-

ко в силу тех или иных социально-демографиче-

ских характеристик, но и в силу своего отношения 

к политике страны и оценке своего участия в ней. 

Так, одну, доминирующую ее часть, отличает кон-

формистское отношение к жизни, низкий уровень 

интереса к политике, вследствие убежденности 
в том, что на сегодняшний день молодежь не мо-
жет оказать на нее значимого влияния. Меньшую 

часть отличает сознательное отношение к поли-

тике,  стремление  оказывать  на  происходящие 

в стране события посильное влияние. Эта группа 
представлена преимущественно городской мо-

лодежью, и использует в качестве своего инстру-

мента влияния современные информационные 

технологии, социальные сети, что в целом соответ-
ствует современным мировым трендам. Тем не менее, 

можно предположить, что их мобилизационный потен- 
циал не так высок на сегодняшний день. 

Участие молодежи в политической жизни об-

щества выступает своего рода показателем того, 
насколько политическая система открыта для выра-
жения индивидом своих интересов в политике, де-
монстрирует, насколько эта сфера жизни способна 

служить интересам рядового гражданина, обычного 

человека. 

Рисунок 7.1 — Уровни участия в политической жизни общества

Как отмечают исследователи, чем меньше чело-

век интересуется политикой, и ощущает свою спо-

собность повлиять на ее развитие, тем менее сфор-

мированы, неустойчивы его политические взгляды, 

что, по сути, может привести к отчуждению от реа-

лий социально-политической жизни страны. В свою 
очередь отчуждение напрямую влияет на то, что мо-
лодые люди, не чувствуя себя полезными, важными 

для социума, в котором живут и самореализуются, 

легко могут быть вовлечены в деятельность вне- или 
антисистемных организаций. На сегодняшний день, 

как фиксируют исследования, проведенные в Казах-

стане, молодежь страны остро чувствует свою пот- 

ребность делать что то важное, стоящее для своей 

страны [1]. 

Сегодня, в век информационных технологий, фор-

мы политического и гражданского участия молодежи 
претерпели значительные изменения. Массовость 
участия уже не является единственным фактором, 
демонстрирующим развитость политических и граж-
данских инициатив молодежи. На первый план наряду 

с традиционными формами участия выходит такое 

поведение, как участие в различных неформальных 
движениях, развитие разного рода субкультур, кото-
рые в той или иной степени характеризуются полити-
зацией. Речь, также, безусловно, идет об активистах, 
которые благодаря современным средствам комму-
никации, обладают значительным мобилизационным 
потенциалом и могут оказывать заметное влияние на 
жизнь страны.

На уровень участия молодежи в политической 

жизни общества оказывает влияние, в первую оче-
редь,  политическая  культура,  характеризующая 
молодежь. В свою очередь политическая культура 

формируется в результате познания объективных 

политических процессов и соответствующих выво-
дов из них. Казахстан в период взросления нынеш-

Реально  совершаемые  в  политике  действия 

индивида,  его  практическая  включенность 

в  политическую  жизнь  (активистская  де

-

ятельность,  направленная  на  поддержку 

кандидатов  и  партий  в  избирательных  кам

-

паниях; посещение митингов и участие в де

-

монстрациях; участие в деятельности партий 

и групп интересов).

Сознательный  интерес  к  политическим  про

-

цессам,  событиям,  потребность  постоянного 

обновления  политических  знаний,  самостоя

-

тельность  политического  анализа  и  принятие 

индивидуального  решения,  в  чувстве  ответ

-

ственности за судьбы своей страны. Важнейши

-

ми формами гражданского участия выступают 

разнообразные гражданские инициативы.

Гражданское участие

Политическое участие

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

221

него поколения молодежи проходил сложный этап 

социально-экономической трансформации, что, без-

условно, отразилось на взглядах нынешней молодежи, 

ее установках. В этом ключе, политическая культура 
современной молодежи Казахстана является весьма 

противоречивой. Еще одним фактором, который обя-
зательно надо учитывать, что сама молодежь в стране 
неоднородна, и сильно разнится по своим установкам 
в разрезе возраста, типа поселения (сельская и го-
родская молодежь, молодежь, приехавшая в город 
на заработки), и занятости (работающая молодежь, 

самозанятая молодежь, студенческая молодежь). Это 

напрямую отражается на том, что отдельные группы 
молодежи отличаются друг от друга уровнем интереса 
к политике, степенью участия в политической жизни, 
различными установками о роли государства в реше-
нии их жизненных проблем. 

Одними из главных показателей сознательной, 

заинтересованной позиции молодых граждан, их ра-
ционально-критического восприятия общества и го-

сударства, политического и гражданского участия вы-
ступают наличие интереса к политике, реализуемой 

в стране, информированность о реализуемых госу-
дарственных программах. Активной, не умозритель-
ной формой политического участия является стрем-

ление оказывать влияние на выработку и реализацию 

решений в отношении собственных и общественных 
интересов посредством участия в деятельности тех 
или иных общественных структур. На сегодняшний 

день, кроме традиционных форм политического уча-

стия распространены такие формы участия, имеющие 

значимый мобилизационный потенциал, как деятель-
ность в информационном пространстве, деятельность 
блогеров.

Уровень интереса молодежи к политике 
В отношении интереса современной казахстан-

ской молодежи к реализуемой в стране политике по-

казательны данные социологического исследования 

«Состояние государственной молодежной политики: 

потребности и социальные практики», проведенного 
НИЦ «Молодежь» в 2016 году (рис. 7.2). 

Основными источниками получения информации 

о политике и событиях в мире служат телевидение 

(89,2%), Интернет (60,5%), семейные обсуждения 
(33,1%), а также беседы с родственниками и друзьями 
(16%). Социальные сети в качестве источника полити-

ческой информации использует лишь незначительная 
часть молодежи, порядка 10% респондентов. Интер-

нет, радио и социальные сети как средства получения 
политической информации более популярны среди 
городской молодежи, тогда как телевидение и еже-
дневные газеты больше привлекательны для сельских 
молодых людей (рис. 7.3) [1].

О деятельности молодежных ресурсных центров, 

которые создаются местными исполнительными ор-
ганами с целью оказания информационно-консульта-
ционных услуг для поддержки и развития молодежи 

33,1

16

10

60,5

89,2

24,8

52,5

19,8

2,9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

222

Рисунок 7.4 — Вам известно о работе 

молодежных ресурсных центров Вашей 

области/города? (в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Да, знаю, обращался в Молодежный 

ресурсный центр

5,1

Да, знаю о работе Молодежного ресурсного 

центра, но никогда не обращался

13,0

Что-то слышал, читал (-а)

13,7

Ничего не знаю о работе Молодежного 

ресурсного центра

57,7

Затрудняюсь ответить

10,6

Рисунок 7.5 — Какую помощь или услуги Вы 

хотели бы получать от молодежных ресурсных 

центров? (в %) [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Содействие в трудоустройстве и занятости 

молодежи

49,0

Содействие участию в программе получения 

доступного жилья

43,9

Содействие в получении высшего 

образования

27,8

Содействие развитию предпринимательской 

деятельности среди молодежи

25,9

Содействие развитию культурных, досуговых 

мероприятий

17,5

Содействие в получении технического и 

профессионального образования

13,4

Помощь юриста, правозащитника

12,7

Помощь психолога, социального работника

10,7

Другое (компьютеры с шрифтом Брайля 

для слепых, содействие в занятии спортом, 

помощь многодетным семьям и т.д.)

0,6

Затрудняюсь ответить

12,6

и молодежных организаций казахстанская молодежь 

осведомлена не очень хорошо. Так, о работе моло-

дёжных ресурсных центров в той или иной степени 

осведомлены 31,8% опрошенных молодых людей. 

Более половины ничего не знают о работе данной 

организации (57,7%) (рис.7.4).

Что касается того, какую помощь хотела бы по-

лучать современная казахстанская молодежь от 

молодежных ресурсных центров, то самым востре-
бованным видом помощи является содействие в тру-
доустройстве и занятости молодежи (49%), участие 
в программе получения доступного жилья (43,9%), 
в получении высшего образования (27,8%), развитию 
предпринимательской деятельности (25,9%) и т.д. (рис. 

7.5).

Таким образом, большая часть молодежи Казахста-

на на сегодняшний день проявляет невысокий уро-
вень интереса к политической жизни страны. Можно 
предположить, что те 10% молодых людей, которые 
используют социальные сети в качестве основного 
источника политической информации и являются тем 
активным сегментом молодежи, которые пытаются 

оказывать влияние на политическую жизнь страны 

посредством новых информационных технологий. То 

есть, используя иные, не традиционные формы по-
литического участия, они, тем не менее, могут быть 
отнесены к числу активных участников современного 

политического процесса страны. 

При этом, учитывая, что вопросы трудоустройства 

и жилищные вопросы являются первостепенными 
для молодежи страны, очевидно, что молодежь Казах-

стана отличается рациональным отношением к реа- 
лизуемой в стране политике, интересуясь в первую 
очередь программами и политикой, которая напря-

мую затрагивает их интересы. 

Практиче-

ски еже-

дневно

Не менее 

одного 

раза в не-

делю

Не менее 

одного 

раза в ме-

сяц

Несколько 

раз в год 

и реже

Никогда

Затруд-

няюсь 

ответить

Занимаетесь волонтерской 

работой (помощь людям, 

животным, защита окружаю-

щей среды и т.п.)

6,6

8,7

9,2

19,0

55,6

1,1

Участвуете в деятельности 

общественного объединения, 

движения

2,4

6,6

6,0

11,2

73,1

1,0

Участвуете в деятельности 

политической партий

1,2

4,9

4,6

8,6

79,9

1,0

Ходите в церковь, выполняе-

те религиозные обряды

1,3

8,5

12,6

22,6

53,5

1,7

Рисунок 7.6 

  Согласны ли Вы со следующими высказываниями или нет?

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ (ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

223

Рисунок 7.7 

  Распределение ответов на вопрос: 

«Как Вы считаете, какую роль играет молодежь 

в политической жизни Казахстана?» (в %) [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

СУММА НЕ РАВНА 100%, Т.К. РЕСПОНДЕНТАМ ПРЕДЛАГАЛОСЬ 

ОТМЕТИТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ

%

Принимает активное участие в голосовании 

на выборах

48,4

Участвует в государственных молодежных 

объединениях и организациях

22,3

Влияет на политику через различные обще-

ственные организации и политические партии 21,7
Работает в органах государственной власти 

и местного самоуправления

15,7

Оказывает влияние на проведение государ-

ственной молодежной политики

15,5

Участвует в митингах, акциях протеста

13,2

Участвует в столкновениях и беспорядках со 

своими сверстниками

4,6

Не оказывает влияния на политическую жизнь 

страны

15,8

Затрудняюсь ответить

8,7

Уровень политического и гражданского 
участия казахстанской молодежи 
Для определения наиболее распространенных 

форм политического и гражданского участия мо-
лодежи рассмотрим результаты социологического 

исследования, проведенного в 3 квартале 2016 года 

среди молодежи Казахстана. Согласно полученным 

данным, доминирующая часть молодежи Казахстана 
не состоит в политических партиях или общественных 

объединениях. Лишь 15,3% из числа казахстанской 

молодежи на системной основе занимаются волон-

терской деятельностью.

На вопрос о том, какую роль казахстанская мо-

лодежь играет в политической жизни страны, 48,4% 

респондентов или каждый второй из числа молодежи 

отметили, что их участие в политической жизни стра-

ны заключается в участии в голосовании на выборах. 
В других формах политического участия, по мнению 

опрошенных, молодежь не играет значимой роли.

По данным опроса, проведенного по инициативе 

фонда Эберта в Казахстана в 2015 году, значимость 

участия в политике и гражданских инициативах для 
молодежи на сегодняшний день не является приори-

тетной, а скорее наоборот. Так, доля респондентов, 

из числа молодежи, которые считают, что заниматься 
политикой и участвовать в гражданских инициативах 

«не так важно» составляет 45,9%, еще 35,5% считают, 

что это «совсем неважно». 

Исследование, проведенное в 2016 году, так-

же фиксирует наличие среди молодежи значимо-

Рисунок 7.8  

 Распределение ответов 

на вопрос: Как Вы оцениваете возможность 

участвовать и влиять на формирование 

политики в Казахстане? (в %)

 Вся молодежь

 NEET

21

39

24

10,9

5,1

19,8

35,5

29,9

10,2

4,6

го уровня неудовлетворенности тем, как молодое 
поколение может влиять на политику и участво-
вать  в реализации  власти.  Лишь  21%  опрошен-
ных  из  числа  молодежи  оценивают  возможно-

сти  молодых  людей  влиять  на  формирование 

политики в Казахстане как высокие. 39% оцени- 
вают эти возможности как ограниченные. Каждый 

третий из опрошенной молодежи считают влияние 
слабым или отрицают какое-либо влияние молодежи 

на формирование политике в Казахстане [3].

Что касается политических установок, взглядов 

молодого поколения, то они характеризуются проти-
воречивостью. Так, молодых людей, ориентирован-
ных на собственные силы и семью — 35,8%. Тогда как 

тех, кто отличается патерналистскими установками, 
ожиданием помощи от государства — 46,4%. «Ней-
тральные» — во взглядах которых есть представления 

Очень большое влияние

Имеют некоторое влияние

Не имеют никакого влияния

Затрудняюсь ответить

Слабое влияние

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

224

«правых», но в то же время они полностью не отказа-

лись и от советских ценностей — в общей структуре 

молодежи составляют 17,8% респондентов. Соответ-

ственно, большую часть казахстанской молодежи все 
еще отличает запрос на высокий уровень поддержки 

государства в решении личных проблем. 

Таким образом, казахстанская молодежь значимо 

разнится в вопросах гражданского и политического 
участия, а также установок о том, какой должна быть 
роль государства в решении проблем населения. 

Большую ее часть характеризует слабый интерес 

к политике и политическому развитию страны, низкая 
вовлеченность в формы политического участия. По-
добное поведение в какой то степени можно объяс- 
нить тем, что молодежь по определению на первое 
место в списке приоритетных для себя задач ставит 
решение проблем, связанных с трудоустройством, 
получением образования, жилищные вопросы. Та-
ким образом, отчасти низкий интерес молодежи к по-

литике обусловлен остротой вопросов обеспечения 

первостепенных потребностей. Другими причинами 

ее низкого участия являются неверие в эффективность 
традиционных механизмов политического участия 

в Казахстане, в свои способности оказывать влияние 
на происходящие в стране события. То есть, можно 

сказать, что большую часть молодежи страны харак-
теризует определенная степень политического отчуж-

дения. 

При этом на сегодняшний день, уровень желания 

молодежи Казахстана участвовать в политической 
жизни страны больше имеющегося на сегодняшний 
день уровня реального участия молодежи в политике 
и гражданских инициативах. Этот факт имеет важное 
значение, поскольку отсутствие у молодежи чувства 

сопричастности, полезности своему государству, при 

имеющемся высоком запросе чревато множествен-
ными негативными последствиями, в числе которых 
возможное вовлечение молодежи в деятельность де-

структивных организаций, а также ухудшение ее пси-

хологического состояния, социального самочувствия. 
Как отмечают исследователи, активность молодежи, 

ее гражданская и жизненная позиция желание уча-
ствовать в принятии государственных решений — это 

залог национальной безопасности [4].

Дополнительной  проблемой  в этом  контек-

сте является недостаток каналов для политической 

коммуникации и участия, когда молодежь не пони-
мает на что и как она может повлиять. Отсутствие 
представления  о реальных  механизмах  и кана-

лах включения в процесс влияния на решение со- 

циальных проблем создает ощущение своей нево-

стребованности, незначимости для большей части 

молодежи страны. 

Отдельно стоит выделить ту часть молодежи, ко-

торая транслирует и таким образом реализует свои 

политические взгляды посредством современных 
информационных технологий. Речь в этом контексте 
больше идет о городской молодежи, которая имеет 
больше возможностей для самореализации. Влияние 
на ее большую включенность в политическую жизнь 

страны оказывает качество и доступность интернета 

в городах Казахстана, которая значительно выше, чем 
в сельских районах. То есть, для этой группы молоде-
жи современные средства коммуникации выступа-
ют тем инструментом, посредством которых они уже 

оказывают заметное влияние на политическую жизнь 
страны. Тем не менее, учитывая, что социальные сети 

не являются источником информации для 90% моло-
дых граждан страны, можно предположить, что мо-
билизационный потенциал этой группы молодежи не 
является на сегодняшний день высоким. 

В этом контексте речь идет о необходимости соз-

дания инфраструктуры для социального и политиче-

ского участия молодежи. Этот вопрос является одним 

из приоритетных, который должен быть решен на 
уровне центральной власти. Речь идет о повышении 
качества деятельности местных молодежных центров, 
уровня их финансирования, и, самое главное — обе-

спечения прозрачности и эффективности их деятель-

ности. 

Необходимо вовлекать молодежь в процесс об-

суждения сложных вопросов общественного раз-

вития посредством публичных институтов, при этом 
делать это не только на центральном, но и на мест-
ных уровнях. Как пример можно указать проведение 
международных образовательных форумов, одним из 
направлений деятельности которых, может стать выяв- 

ление и поддержка молодых талантов. Подобные фо-

румы могут выступить площадкой для развития по-

литической активности молодежи, а также влиять на 

решение региональных проблем посредством инсти-

тутов гражданского общества. В этом вопросе важно 
оставить в прошлом формальный поход и проводить 
форумы на высоком уровне, что напрямую отразится 

на вере молодежи страны в собственные силы, в то, 

что они могут быть услышаны и полезны для своей 

страны. 

Большой проблемой является низкая информи-

рованность казахстанской молодежи о возможных 
путях политического и гражданского участия. По-
этому важным является распространение инфор-
мации среди молодежи о правах и обязанностях, 

а также о возможных путях их непосредственного 
влияния на политическую жизнь в стране. Таким 
образом, гражданское воспитание, воспитание со-
циально-политической активности в целомимеет 
важное значение. В этом контексте интересен опыт 

Великобритании, где с 2002 года как часть школь-
ных образовательных программ проводятся курсы 
воспитания граждан. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

225

 7.2 

 УРОВЕНЬ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ 

МОЛОДЕЖИ

По мнению исследователей, основными индика-

торами протестной активности выступают: осознан-

ность протестных действий; частота участия в акциях; 
масштаб проводимых акций; привлечение к протест-
ной деятельности других; недовольство органами го-

сударственной власти, уровень политико-правовой 

культуры [5]. 

По результатам исследования, проведенного 

в 2016 годуНИЦ «Молодежь» по проблеме «Со-

стояние государственной молодежной политики: 

потребности  и социальные  практики»,  уровень 
протестного потенциала среди молодежи низкий. 

Так, большинство опрошенных, а именно 72,5%, 

считают, что по месту их проживания, вероятности 

возникновения акции протеста нет или скорее нет. 
32,4% полностью уверены, что по месту их прожи-
вания, вероятности возникновения акции протеста 
нет. 13,2% опрошенных не уверены в своих оценках, 
но предполагают, что протесты скорее будут. Всего 

лишь 4,8% считают, что массовые протесты вероят- 

ны (рис. 7.9).

Что касается, регионального среза, то высоко оцени-

вают вероятность протестных акций в своем населен-
ном пункте жители Кызылординской (суммарный пока-
затель ответов «однозначно, да» и «скорее да» - 50,6%) 
Жамбылской (43,8%) Карагандинской (28,4%), Атырау-

ской (27,9%) областей, города Алматы (26,0%) (рис. 7.10). 

Однозначно, 

да

Скорее

Да

Скорее 

нет

Однознач-

но, нет

Затрудняюсь 

ответить

Акмолинская

1,3

12,8

46,2

15,4

24,4

Актюбинская 

6,9

18,6

47,1

16,7

10,8

Алматинская

0,5

13,5

50,7

28,4

7,0

Атырауская

4,4

23,5

36,8

20,6

14,7

Восточно-Казахстанская

4,1

8,3

32,4

32,5

22,8

Жамбылская

18,2

25,6

26,4

27,3

2,5

Западно-Казахстанская

1,4

8,3

34,7

44,4

11,1

Карагандинская 

7,9

20,5

44,4

23,2

4,0

Костанайская

2,1

7,4

34,7

51,6

4,2

Кызылординская

18,0

32,6

29,2

12,4

7,9

Мангистауская

2,7

9,6

31,5

47,9

8,2

Павлодарская 

1,3

2,5

48,1

43,0

5,1

Северо-Казахстанская 

-

-

35,7

51,8

12,5

Южно-Казахстанская

0,6

4,4

41,3

53,4

0,3

Астана 

4,8

8,7

47,1

19,2

20,2

Алматы 

6,6

19,4

39,3

17,1

17,5

Рисунок 7.10 — Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, существует ли сейчас 

вероятность возникновения акций протеста в том месте (населенном пункте), где Вы живете?» 

(в разрезе области, в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ (ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

32,4

9,5

4,8

13,2

40,1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

226

Безусловно, по результатам лишь социологиче-

ских исследований нельзя делать выводы о высоком 

или низком протестном потенциале. Как известно, 
протесты возникают вследствие действий объектив-
ных и субъективных факторов. Это и уровень дове-
рия к органам государственной власти и социальное 

самочувствие молодежи в данных регионах, формы 

участия и степень активности общественно-полити-

ческих движений. В этой связи, необходима эффек-

тивная система мер по снижению деструктивной 

протестной активности не только в вышеуказанных 

областях, но и в стране.

Важным фактором протестного потенциала 

молодежи выступает уровень удовлетворенно-

сти жизнью. Как показывают данные опроса НИЦ 

«Молодежь» «Изучение общественно-политиче-

ской ситуации в молодежной среде» за 3 квартал 

2016 года, большинство респондентов удовлет-
ворены своей жизнью: полностью удовлетворе-
ны — 37,4%, скорее удовлетворены — 46,8%. 13,8% 

опрошенной молодежи не удовлетворёны жиз-

нью (рис. 7.11).

Необходимо изучить показатели, характеризую- 

щие основные причины, которые могут вынудить мо-

лодежь пойти на публичную протестную акцию. 

Причины политического протеста зависят от мно-

гих факторов: особенностей политического процесса 
в мире и стране, традиции и культуры граждан, разви-

тия гражданского общества. Вместе с тем, вероятность 
обращения к протесту повышается вместе с уровнем 
обеспокоенности молодежи социальными пробле-

мами. Главным поводом для недовольства казахстан-

ской молодежи являются именно социально-эконо-

мические проблемы: рост цен на продукты питания, 
ГСМ, лекарства (12,9%), сокращение или увольнение 

с работы (12,2%), задержки по выплате заработной 

платы, пенсий, стипендий (9,7%), повышение тарифов 
на коммунальные услуги (7,5%) и т.д. (рис. 7.12). 

Также, стоит обратить внимание на тот факт, что 

для 8,4% респондентов основанием для протеста мо-
жет стать неудовлетворённость действиями властей. 
Это позволяет сделать вывод о необходимости повы-
шения политического доверия путем эффективных 
действий власти в социально-экономической сфере, 

Рисунок 7.12 

  Распределение ответов на вопрос: 

Какая проблема может вынудить Вас пойти на 

публичную протестную акцию? (в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Рост цен на продукты питания, ГСМ, лекарства 12,9
Сокращение или увольнение с работы

12,2

Задержка по выплате заработной платы, пен-

сий, стипендий, пособий

9,7

Неудовлетворенность действиями властей

8,4

Необоснованное повышение тарифов на ком-

мунальные услуги

7,5

Проблемы с жильем

7,3

Необоснованные штрафы

7,2

Несправедливые судебные решения

6,7

Халатность и непрофессионализм работников 

медицинских учреждений

5,9

Ухудшение экологической ситуации

5,8

Повышение выплат по кредитам или ипотеке

5,3

Проблемы в школе, ВУЗе, колледже

5,1

Несогласие с принимаемыми реформами

4,5

Низкое качество услуг в образовании

2,8

Нарушение прав на этнической почве

1,9

Другое, в том числе: терроризм, девальва-

ция, земельная реформа, кумовство во всех 

сферах.

0,6

Ничто не может вынудить меня открыто про-

тестовать

46,5

Затрудняюсь ответить

10,1

46,8

11

2,2

2,2

37,4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 7

МО

ЛО

ДЕ

ЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПО

ЛИТИЧЕСКИХ ПР

ОЦЕС

САХ

227

активизации демократических институтов, создания 
новых механизмов участия молодежи в политиче-
ском процессе. 

На вопрос «Что Вы готовы предпринять в защиту 

своих интересов?» 20,2% молодежи ответили, что об-

ратятся в суд, 12% — в партию «Нур Отан», 9,9% — в га-
зету, на телевидение, радио (рис. 7.13).

Данные результаты свидетельствуют, что казах-

станская молодежь, прежде всего, ориентирована 

на конструктивные методы защиты своих интересов, 
и готова следовать законам, установленным нормам, 

что снижает вероятность возникновения протестов. 

Однако, лишь 8,1% молодежи при защите своих ин-
тересов обратятся к представителям государствен-
ной власти. Молодые люди в сложившейся ситуации 
больше доверяют средствам массовой информа-
ции, чем органам государственной власти. К тому 

же, суммарный показатель ответов: «Приму участие 
в митинге протеста», «Не выйду на работу, на учебу», 

«Объявлю голодовку», «Буду участвовать в перекры-

тии дорог, автотрасс», «Буду распространять листов-

ки и прокламации» составляет 12,5%. Также нельзя 
игнорировать 39,7% молодежи, которые «Ничего не 
будут предпринимать» и тем более 12,5%, которые 
затруднились ответить. 

Таким образом, основываясь на результатах социо-

логических исследований можно сделать вывод о том, 

что протестный потенциал молодежи не представ-

Рисунок 7.13 

  Распределение ответов на вопрос: 

Что Вы готовы предпринять в защиту своих 

интересов? (в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Обращусь в суд

20,2

Обращусь в приемную партии «НурОтан»

12,0

Обращусь в газету, телевидение, радио

9,9

Приду на прием к представителям государ-

ственной власти

8,1

Буду участвовать в мирной демонстрации

7,6

Приму участие в митинге протеста

3,7

Не выйду на работу, на учебу

3,6

Объявлю голодовку

2,4

Буду участвовать в перекрытии дорог, 

автотрасс

1,4

Буду распространять листовки и прокламации 1,4
Обращусь в любую политическую партию, 

кроме «Нур Отан»

1,3

Другое

0,2

Ничего не буду предпринимать

39,7

Затрудняюсь ответить

12,5

Рисунок 7.14  

 Скажите, пожалуйста, Вы считаете 

себя верующим человеком?

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Я верующий, участвую в жизни религиозной 

общины, следую религиозным нормам

9,9

Я верующий, но редко, только на праздники, 

посещаю храм, очень редко соблюдаю рели-

гиозные нормы

31,2

Я верующий, но не участвую в религиозной 

жизни 

38,5

Я неверующий, но иногда посещаю храм, 

соблюдаю религиозные нормы

4,6

Я неверующий, но уважаю верующих 

7,5

Я равнодушен к религии

3,9

Я противник религии, атеист 

1,1

Затрудняюсь ответить

3,5

ляет собой реальную угрозу дестабилизации поли-
тической системы. К тому же, социальные протесты 
являются стимулятором социально-политических 

изменений, способом выявления назревших про-

тиворечий и проблем в обществе. Протесты дают 
сигнал о неблагополучии в обществе, вскрывая 

причины  неудовлетворенности  молодежи.  По-
этому сегодня вопрос скорее стоит о формиро-
вании культуры протестного поведения молоде-
жи, дальнейшем развитии законных механизмов 
выражения их интересов. Это будет препятство-
вать протестам, которые могут принять деструк-

тивные формы, а их урегулирование — сопровож- 

даться потрясениями для общества. 

В этой связи местным исполнительным органам 

необходимо выработать комплекс мер по:

— формированию политико-правовой культуры 

молодежи, выстраиванию диалога между молодежью 
и органами государственной власти, выявлению проб- 

лем радикализации молодежи; 

— обеспечению прав молодежи; 
— осуществлению программ социализации моло-

дежи;

— развитию легитимных структур и механизмов 

выражения интересов молодежи. 

 7.3 

 МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ

Интерес к религии в Казахстане приобрел массо-

вый характер. Значительно выросло число участников 
богослужений, различных религиозных празднеств 
и церемоний, причем среди них много и нерелигиоз- 
ных людей. Пробуждение религиозного сознания 
в Казахстане проходит с возрождением «националь-
ного духа». Изменившаяся за относительно короткий 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru