Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 13

 

 

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 5

ОБР

АЗ

ОВАНИЕ И НАУКА В ЖИЗНИ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

196

Египтом, Германией, Италией, Францией, Польшей, 
Россией, Украиной и др.

На сегодняшний день организаторы научной ра-

боты часто сталкиваются с такими проблемами, как 
отсутствие преемственности в научных школах, низ-
кая инициативность молодежи, отсутствие мотивации 
к ведению научных изысканий. Значительное количе-
ство современных молодых людей обладают инерт-
ностью, они не склонны к проявлению инициативы. 

Более того, научная карьера часто ассоциируется 
у молодых людей с низким уровнем жизни, слабым 

социальным обеспечением, в общем, «неуспехом», 

в противовес, к примеру, работе в крупной иностран-
ной компании [20]. 

Для стимулирования молодежи к научной дея- 

тельности необходимо использовать моральные, 

материальные и организационные формы. Из мо-
ральных методов стимулирования применяются 
благодарности в приказах по университету, серти-

фикаты, грамоты, рекомендации при поступлении 

в докторантуру. К применяемым материальным 
видам стимулирования относятся именные стипен-
дии, премии, надбавки, командировки на иного-
родние мероприятия и за рубеж, включение в про-

ект «Кадровый резерв университета». В качестве 
организационных форм поощрения используются 
такие, как включение наиболее активных студентов 

и молодых ученых в состав оргкомитетов конфе-
ренций и конкурсов, назначение их старостами по-

токов, заместителями заведующих кафедрами и т.д. 

Целенаправленное стимулирование субъектов НИР 

способствует творческому подходу и их карьерному 

росту [21]. 

С целью мотивирования молодежи к раскры-

тию своих интеллектуальных способностей в сфере 

науки при высших учебных заведениях Казахстана 
действуют «Советы молодых ученых», являющиеся 

общественным органом при руководстве научных 
организаций и высших учебных заведений, в рамках 

которых осуществляется привлечение молодых уче-
ных к решению вопросов развития науки и техники. 
Данные организации содействуют профессиональ-
ному росту научной молодежи, активному участию 
молодых ученых в фундаментальных и прикладных 
исследованиях и объединению усилий молодых уче-
ных для решения актуальных научных проблем и при-

оритетных научных задач [22].

***

За последнее время наблюдается увеличение 

притока молодежи в науку. Увеличился объем фи-
нансирования научных исследований. В 2015 году 
внутренние затраты на научно-исследовательские 
и опытно-конструкторские работы по сравнению 

с прошлым годом увеличились на 4,5% и составили 

69302,9 млн.тенге. 

Анализ деятельности научных организаций Казах-

стана показал, что приоритетным направлением на-

учно-исследовательских и опытно-конструкторских 
работ являются исследования в области инженерных 
разработок и технологий, удельный вес которых в об-
щей сумме внутренних затрат на научно-исследова-

тельские и опытно-конструкторские работы составил 
42,7%. 

Отмечается значительный рост публикационной 

активности казахстанских ученых в международных 

рейтинговых изданиях. В 2015 году количество публи-
каций в ведущих рейтинговых журналах мира соста-
вило 1995, из них только в Scopus (Elsevier) — 976, Web 
of Core Collection (Thomson Reuters) — 327 и одновре-
менно в обеих базах — 692.

Развивается научно-техническое сотрудничество 

на двусторонней основе — заключено свыше 30 меж- 
государственных соглашений в области науки и тех-
ники с Великобританией, США, КНР, Кореей, Японией, 
Египтом, Германией, Италией, Францией, Польшей, 
Россией, Украиной и др.

 5.3 

 МЕЖДУНАРОДНАЯ СТИПЕНДИАЛЬНАЯ 

ПРОГРАММА «БОЛАШАК» - ВОЗМОЖНОСТЬ 

ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

Существенным вкладом в развитие человеческого 

капитала страны стала реализация международной 

стипендии Президента Республики Казахстан «Бола-

шак», дающей возможность одаренным молодым 

Рисунок 5.9 

Институциональная аккредитация 

в разрезе вузов

ИСТОЧНИК: АО «ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ»

 НВ

 ГВ

 АВ

 МВ

 ЧВ

1

0,363

0,88

0,935

0,933

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 5

ОБР

АЗ

ОВАНИЕ И НАУКА В ЖИЗНИ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

197

казахстанцам получить образование в лучших уни-
верситетах мира. 

С 2015 года доступ к программам зарубежной ма-

гистратуры и докторантуры получили претенденты 

с казахстанской степенью магистра и доктора. В учеб-

ный процесс отечественных вузов, ориентированных 
на подготовку кадров для индустриализации страны, 
интегрирована новая программа подготовки докто- 
рантов — Split  PhD.  Запущен  процесс  локализа-
ции языковой подготовки в Казахстане, с 2015 года 

обучение языку ведется по модели «6+6», 6 меся-

цев — в стране, 6 месяцев — за рубежом.

За годы реализации международная стипендия 

«Болашак» была присуждена 11126 казахстанцам для 

обучения в 200 лучших вузах 33 стран мира [23].

По состоянию на 1 июня 2016 года обучение 

в рамках программы «Болашак» проходит 948 сти-
пендиатов в возрасте от 18-29 лет, из них 483 предста-
вителя мужского пола и 465 - женского. Стипендиаты 

обучаются в высших учебных заведениях 24 стран 

мира, среди которых: Великобритания, США, Канада, 

ФРГ, Франция, Швейцария, Российская Федерация, 

Южная Корея, Япония и др.

На 2016 год наибольшее число стипендиатов 

программы «Болашак» обучается в вузах Велико-
британии — 55%, США и Канады — 30%, странах кон-

тинентальной Европы — 9%, Азии и Океании — 2%, 

Российской Федерации — 4%.

По состоянию на 1 июня 2016 года языковую под-

готовку проходят 233 человека в возрасте от 18-29 лет, 

что составляет 25% от всех обучающихся стипендиа-

тов на языковых курсах.

Всего на обучении находится 1516 стипендиатов, 

из них 948 — в возрасте от 18 до 29 лет, что составляет 

62,5% от всех претендентов.

Среди претендентов в возрасте от 18 до 29 лет 

наиболее популярными специальностями являют-

ся: «Информационные технологии и системы», «Го-
сударственная политика; Политология», «Нефтега-

зовое дело», «Экономика. Финансы. Бухгалтерский 

Таблица 5.7 

Категории обучающихся вНИШ в 2015 году, чел.

ИСТОЧНИК: ГОДОВОЙ ОТЧЕТ АВТОНОМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ» - 2015[16].

Категории обучающихся

Количество учащихся, чел.

Дети из неполных семей

2103

Дети из многодетных семей

1501

Родители-пенсионеры

238

Оба родителя безработные

1166

Родители-инвалиды

244

Дети под опекой

34

Дети-инвалиды

33

Дети из сельской местности

1285

Дети из малых городов, районных центров

1650

Рисунок 5.10

Распределение стипендиатов программы 

«Болашак» по полу, %

ИСТОЧНИК: АО «ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ»

 Студенты мужского пола

 Студенты женского пола

51%

49%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 5

ОБР

АЗ

ОВАНИЕ И НАУКА В ЖИЗНИ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

198

учет и аудит; Оценка», «Архитектура. Строительство. 
Градостроительство», «Энергетика», «Общественное 
здравоохранение», «Журналистика. Связи с обще-

ственностью», «Право», «Международные отноше-

ния», «Управление в сфере образования».

***

За  годы реализации международная стипендия 

«Болашак» была присуждена 11 126 казахстанцам для 

обучения в 200 лучших вузах 33 странмира.

С 2015 года доступ к программам зарубежной ма-

гистратуры и докторантуры получили претенденты 

с казахстанской степенью магистра и доктора.

В учебный процесс отечественных вузов, ориен- 

тированных на подготовку кадров для индустриали-

зации страны, интегрирована новая программа под-
готовки докторантов - SplitPhD.

По состоянию на 1 июня 2016 года обучение 

в рамках программы «Болашак» проходит 948 сти-
пендиатов в возрасте от 18-29 лет.

На 2016 год наибольшее число стипендиатов про-

граммы «Болашак» обучается в вузах Великобритании 

— 55%, США и Канады — 30%, странах континенталь-

ной Европы — 9%, Азии и Океании — 2%, Российской 

Федерации — 4%.

Система «Болашак» продолжает развиваться. Вмес- 

те с тем, с каждым годом условия для поступления 
становятся все более серьезными, что необходимо 

для обеспечения конкурентоспособности молодых 

специалистов. Особое внимание уделяется подготов-

ке специалистов по наиболее актуальным и востре-
бованным сферам профессиональнойдеятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 

ИСТОЧНИКОВ:

1.  Указ Президента Республики Казахстан №205 

от 1 марта 2016 г. «Об утверждении Государ-
ственной программы развития образования 

и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 
годы». [Электронный ресурс] — Режим до-

ступа: http://control.edu.gov.kz/sites/default/

files/gpron_ukaz_ot_1.03.2016_no2015_1.

pdf(27.08.2016)

2.  Бюллетень  Комитета  по  статистике  Ми-

нистерства  национальной  экономики  Ре-

спублики  Казахстан  «Общеобразователь-

ные  школы  в Республике  Казахстан  на 
начало2015/16учебногогода(По  админи-

стративным данным Министерство образо-

вания и науки Республики Казахстан)».Серия 
23 «Социальная сфера». [Электронный ре-

сурс]— Режим  доступа: http://stat.gov.kz/faces/

wcnav_externalId/EducationpublBullS13-2015?_
afrLoop=3427439798761388#%40%3F_
afrLoop%3D3427439798761388%26_adf.ctrl-
state%3D63qsu1kri_56 (19.09.2016г.).

3.  Основные итоги в сфере охраны прав де-

тей за 2015 год и приоритеты деятельности 

на 2016 год. Отчет Комитета по охране прав 
детей. [Электронный ресурс] — Режим до-

ступа:http://www.bala- kkk.kz/sites/default/

files/upload/files/%20%D0%B7%D0%B0%20
2015%20%D0%B3%D  0%BE%D0%B4%20
%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB.pdf 
(19.09.2016г.)

4.  Сеть организаций образования для одарен-

ных детей. Официальный сайт РНПЦ «Дарын». 
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://

daryn.kz/blogs/fromorg/4/11 (17.09.2016г.)

5.  Национальный доклад «Молодежь Казахстана 

2015». Астана: НИЦ «Молодежь». - 2015. — 141 

с.

6.  Республиканское августовское педагогиче-

ское совещание работников образования 

Республики  Казахстан.  Панельная  сессия 

«Тенденции и перспективы развития специ-

ального и инклюзивного образования в ус-
ловиях обновления содержания». [Электрон-
ный ресурс] — Режим доступа: http://edu.gov.

kz/ru/news/respublikanskoe-avgustovskoe-
pedagogicheskoe-soveshchanie-rabotnikov-
obrazovaniya-respubliki (16.09.2016г.)

7.  Информация об итогах проведения ЕНТ 2016 

года. Официальный сайт Министерство об-
разования и науки Республики Казахстан 
Республики  Казахстан.  [Электронный  ре-

сурс] — Режим доступа: http://edu.gov.kz/ru/

news/informaciya-ob-itogah-provedeniya-ent-

2016-goda (16.09.2016г.)

8.  Об  особенностях  организации  образова-

тельного процесса в общеобразовательных 

школах Республики Казахстан в 2016-2017 
учебном году. Инструктивно-методическое 
письмо. Астана: НАО имени И. Алтынсарина. 

- 2016. - 277с.

9.  Бюллетень Комитета по статистике Министер-

ства национальной экономики Республики 

Казахстан «Техническое и профессиональ-
ное образование в Республике Казахстан на 
начало 2015/16 учебного года». Серия 23. 

«Социальная сфера». [Электронный ресурс] 

– Режим  доступа:  http://stat.gov.kz/faces/

wcnav_externalId/EducationpublBullS13-2015?_
afrLoop=3427439798761388#%40%3F_
afrLoop%3D3427439798761388%26_adf.ctrl-
state%3D63qsu1kri_56 (19.09.2016г.)

10.  Бюллетень  Комитета  по  статистике  Ми-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 5

ОБР

АЗ

ОВАНИЕ И НАУКА В ЖИЗНИ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

199

нистерства  национальной  экономики  Ре-

спублики  Казахстан  «Высшие  учебные 

заведения Республики Казахстан на нача-

ло 2015/16 учебного года». Серия 23. «Со-

циальная  сфера».  [Электронный  ресурс] 

– Режим  доступа:  http://stat.gov.kz/faces/

wcnav_externalId/EducationpublBullS13-2015?_
afrLoop=3427439798761388#%40%3F_
afrLoop%3D3427439798761388%26_adf.ctrl-
state%3D63qsu1kri_56 (19.09.2016г.)

11.  Стратегический план Министерства образо-

вания и науки Республики Казахстан на 2014-
2018годы.

12.  Бюллетень Комитета по статистике Мини-

стерства национальной экономики Респу-
блики Казахстан «О послевузовском обра-

зовании в Республике Казахстан на начало 
2015/16 учебного года». Серия 13. «Социаль-
ная сфера». [Электронный ресурс] 

– Режим  доступа:  http://stat.gov.kz/faces/

wcnav_externalId/EducationpublBullS13-2015?_
afrLoop=3427439798761388#%40%3F_
afrLoop%3D3427439798761388%26_adf.ctrl-
state%3D63qsu1kri_56 (19.09.2016г.)

13.  ЕрболатДосаеврассказалнабрифингеСЦКо-

реализацииПлананации «100 конкретных 
шагов». Официальный интернет-ресурс Мини-

стерства национальной экономики Республи-

ки Казахстан. [Электронный ресурс]–Режим 
доступа: http://economy.gov.kz/ru/news/detail.

php?ELEMENT_ID=69434 (19.09.2016г.)

14.  Концепция 12-летнего среднего образования 

Республики Казахстан. Проект. Астана: НАО 
имени И. Алтынсарина. - 2010. - 24с.

15.  Годовой отчет автономной организации об-

разования «Назарбаев Интеллектуальные 
школы» - 2015. [Электронный ресурс] — Ре-
жим  доступа:  http://nis.edu.kz/ru/about/

reports/?id=4865 (10.09.2016г.)

16.  Об итогах ВОУД 2015 года в вузах республики. 

[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://
control.edu.gov.kz/ru/ob-itogah-voud-2015-
goda-v-vuzah-respubliki (19.09.2016г.)

17.  Бекишев К. Инновации в системе образования 

Республики Казахстан // Естественнонаучное 

образование: вызовы и перспективы. Под об-

щей ред. академика В.В. Лунина и проф. Н.Е. 
Кузьменко. М.: Издательство Московского уни-
верситета, 2013. - с.36-53.

18.  Нурмагамбетов А.А. Опыт казахстанских ву-

зов в области реализации международной 
кредитной мобильности // «Международная 
кредитная мобильность: управление, финан-

сирование, признание результатов и обеспе-

чение качества» г. Алматы, 14-15 апреля 2016г.

19.  Бюллетень Комитета по статистике Министер-

ства национальной экономики Республики 

Казахстан «Научно-техническая деятельность 
в Республике Казахстан» за 2015 год. Серия 

17. «Наука и инновации». [Электронный ре-
сурс] — Режим  доступа:  http://stat.gov.kz/

faces/wcnav_externalId/homeNumbersScience?_
afrLoop=344568548  5792725#%40%3F_
afrLoop%3D3445685485792725%26_adf.ctrl- 
state%3D1atw93q72d_30 (19.09.2016 г.)

20.  Мартюшев Н.В. Научная работа студентов 

и молодых ученых в институте физики высоких 

технологий ТПУ. Перспективы, проблемы, пути 

решения /Н.В. Мартюшев //Фундаментальные 
исследования. — № 9 (часть 1). — С.103.

21.  Бекбусинова Г.К., Айбасова А.М. Роль научной 

молодежи в развитии инновационной науки 
республики Казахстан. Вестник Актюбинского 
университета им. С.Баишева,2014г.

22.  Жансаутова К.С.,  Тажибаева Г.Д. Молодежь 

  и наука: отношения  и социальные  ожи-
дания // Евразийский Национальный ун-т 
им. Л.Н. Гумилева. [Электронный ресурс] — 
Режим   

доступа: http://repository.enu.

kz/bitstream/handle/data/10726/molodezh-i-
nauka.pdf?sequence=1(19.09.2016)

23.  История программы Болашак // Оф. сайт АО 

«Центрмеждународных программ» Министер-

ство образования и науки Республики Казах-
стан Республики Казахстан. [Электронный ре-
сурс] — Режимдоступа: http://bolashak.gov.kz/

ru/o-stipendii/istoriya-razvitiya.html (19.09.2016) 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Социально-

экономическое 

положение 

молодежи

ГЛАВА 6

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

201

ИСТОЧНИК: АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

 6.1 

 УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Социально-экономическое развитие является 

основой функционирования любого государства. 

Под социально-экономическим развитием госу-
дарства подразумевают увеличение нравственного, 
интеллектуального, генетического, экологического 
и демографического потенциала страны. Одним из 
важнейших факторов функционирования и развития 

современного общества является молодежь, которая, 
составляя примерно пятую часть населения страны, 

играет большую роль в социальных переменах и в 
реализации курса реформ. 

На сегодняшний день, согласно статистическим 

данным Комитета по статистике Министерства нацио-
нальной экономики Республики Казахстан, сферы дея-

тельности, где молодежь представлена в наибольшей 
степени это оптовая и розничная торговля, ремонт 
автомобилей и мотоциклов (16%), сельское, лесное и 

рыбное хозяйство (15,5%), промышленность (11,2%), 

а также сфера образования (10,6%) (рис.6.1).

Что касается участия молодежи в государствен-

ном  управлении,  посредством  осуществления 

трудовой  деятельности  в государственных  орга-

нах,  структурах,  исполнении  должностных  пол-
номочий, то оно находится на невысоком уровне. 
Особенно актуален этот вопрос в таких областях 
как Костанайская (24%), Павлодарская (24%), Аты-
рауская  (23,8%),  Акмолинская  (23,6%),  Восточ-
но-Казахстанская (23%), Кызылординская (16,7%)  
(рис. 6.2).

Согласно данным Агентства Республики Казах-

стан по делам государственной службы и противо-

действию коррупции на 1 января 2016 года в корпу-

се «А» (Политические государственные служащие) 

представлено всего 2 человека из числа молодежи. 
Основная часть молодежи, работающая на государ-

Рисунок 6.1 — Занятая молодежь в возрасте 

15-28 лет по видам экономической 

деятельности, 2 квартал 2016 г. (тыс.человек)

Регион

Госслужа-

щие до 29 

лет

до 29 

лет (%)

г. Астана

284

34,8

г. Алматы

446

32,4

Акмолинская

745

23,6

Актюбинская

732

29,4

Алматинская

1034

25,9

Атырауская

367

23,8

Восточно-Казахстанская

919

23

Жамбылская

526

20,5

Западно-Казахстанская

627

26,4

Карагандинская

859

25,5

Костанайская

831

24

Кызылординская

329

16,7

Мангистауская

353

31,3

Павлодарская

677

24

Северо-Казахстанская

680

25,5

Южно-Казахстанская

1139

25,7

Итого

10548

25

Рисунок 6.2 — Участие молодежи 

в государственном управлении, посредством 

осуществления трудовой деятельности 

в государственных органах, структурах, 

исполнении должностных полномочий

ИСТОЧНИК: КОМИТЕТ ПО СТАТИСТИКЕ МИНИСТЕРСТВА 

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Занято в экономике, всего

2178,4

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

337,1

Промышленность

245,0

Горнодобывающая промышленность и раз-

работка карьеров

58,1

Обрабатывающая промышленность

136,6

Электроснабжение, подача газа, пара и воз-

душное кондиционирование

36,3

Водоснабжение; канализационная система, 

контроль над сбором и распределением 

отходов

14,0

Строительство

198,4

Оптовая и розничная торговля; реМини-

стерство образования и науки Республики 

Казахстант автомобилей и мотоциклов

347,6

Транспорт и складирование

136,2

Услуги по проживанию и питанию

47,7

Информация и связь

58,4

Финансовая и страховая деятельность

70,5

Операции с недвижимым имуществом

26,3

Профессиональная, научная и техническая 

деятельность

76,0

Деятельность в области административного 

и вспомогательного обслуживания

65,7

Государственное управление и оборона; 

обязательное социальное обеспечение

147,5

Образование

231,6

Здравоохранение и социальные услуги

89,1

Искусство, развлечения и отдых

45,6

Предоставление прочих видов услуг

56,0

Деятельность домашних хозяйств, нанимаю-

щих домашнюю прислугу и производящих то-

вары и услуги для собственного потребления 

Деятельность экстерриториальных организа-

ций и органов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

202

2013

2014

2015

2016

Корпус А

90

2

4

2

Корпус В

21 856

22 304

22 937

10546

ИСТОЧНИК: АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

ИСТОЧНИК: АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Рисунок 6.3 — Динамика представленности 

молодежи в сфере государственной службы

Рисунок 6.4 — Участие молодежи в государственном управлении, посредством осуществления 

трудовой деятельности в государственных органах, структурах, исполнении должностных полномочий

Политические

Корпу

с «А»

Корпу

с «Б»

Корпу

с «Б» (доля) 

Акимы област

ей, ст

оли

-

цы и

 г

оро

да республи

-

канск

ог

о зна

чения, их 

первые заместит

ели 

и 

заместит

ели

Акимы г

оро

дов явля

-

ющих

ся администр

а-

тивными центр

ами 

област

ей

Акимы г

оро

дов област

-

ног

о зна

чения

Заместит

ель акимов 

районов, р

айонов в

 г

о-

ро

де и

 г

оро

дов област

-

ног

о зна

чения (E-1)

Акимы г

оро

дов р

ай

-

онног

о зна

чения, сел, 

поселк

ов, сель

ских 

округ

ов (E-R-1)

Заместит

ель акима 

(E-G-1)

г. Астана

0

1

283

35,33

0

0

1

1

0

0

г. Алматы

0

0

446

32,84

0

0

0

0

0

0

Акмолинская обл.

0

0

745

23,79

0

0

0

2

9

5

Актюбинская обл.

0

0

732

29,68

0

0

0

0

6

3

Алматинская обл.

0

0

1034

26,13

0

0

0

0

9

13

Атырауская обл.

0

1

366

24

0

0

1

0

4

3

Восточно-Казахстан-

ская обл.

0

0

919

23,11

0

0

0

1

6

3

Жамбылская обл.

0

0

526

20,68

0

0

0

0

1

2

Западно-Казахстанская 

обл.

0

0

627

26,69

0

0

0

0

5

1

Карагандинская обл.

0

0

859

25,76

0

0

0

2

5

2

Костанайская обл.

0

0

831

24,21

0

0

0

1

9

2

Кызылординская обл.

0

0

329

16,89

0

0

0

0

1

0

Мангистауская обл.

0

0

353

31,8

0

0

0

1

2

1

Павлодарская обл.

0

0

677

24,23

0

0

0

0

6

2

Северо-Казахстанская 

обл.

0

0

680

0

0

0

0

10

1

Южно-Казахстанская 

обл.

0

0

1139

25,86

0

0

0

4

3

8

Итого

0

2

10546 25,25

0

0

2

12

76

46

ственной службе, представлена в корпусе «Б» (Адми-

нистративные государственные служащие) — 10 546 

человек (рис. 6.3).

При этом если рассматривать данные в динамике, 

видно, что доля молодежи в числе государственных 

служащих сократилась более чем в два раза. 

Причиной выступают процессы формирования 

новой модели государственной службы и общее 

сокращение численности политических служащих, 
о чем было декларировано в Стратегии развития Ре-
спублики Казахстан «Казахстан — 2050».

Тем не менее, несмотря на уменьшение доли мо-

лодежи, работающей на государственной службе, 

значимость этой сферы занятости для молодежи, ее 
привлекательность по-прежнему является высокой. 

Большая роль для включения молодежи в со- 

циально-экономическое  развитие  страны  отво-
дится реализации проектов, ориентированных на 
молодежь. В их числе «Жасыл ел», проект «С ди-
пломом — в село!», «Мәңгілік ел жастары — индустрия- 
ға», а также «Молодежный кадровый резерв» (рис. 

6.5).

Наиболее известен среди казахстанской молодежи 

проект «Жасыл ел», в рамках которой, прежде всего, 
преследуется цель патриотического воспитания мо-

лодого поколения, привитие бережного отношения 

к природе. За годы реализации проекта «Жасыл ел» 

трудовое воспитание получило 241034 молодых лю-

дей. Молодежные бригады работают не только в го-
родах, но и очищают леса после пожаров [1] (рис.6.6).

В рамках второго по известности среди молоде-

жи проекта «С дипломом в село!» с начала проекта 
46 тысяч человек переехали жить и работать в сель-

скую местность. Все они получили подъемные посо-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

203

Рисунок 6.7

 — Проект «С дипломом в село!»

Проект 

«С дипломом в село!»

Выдача 

единовременного 

подъемного 

пособия 

в размере 

70-кратного 

размера МРП

Предоставление 

бюджетного 

кредита на 

приобретение 

или строительство 

жилья (не 

превыш.  

1500 МРП) сроком 

на 15 лет  

под 0,01%

Рисунок 6.5 

— Государственные проекты и программы, предназначенные для молодежи

Государственные проекты,

 предназначенные для молодежи

«Жасыл ел»

«С дипломом — 

в село!»

«Мәңгілік ел жастары-

индустрияға»

Молодежный 

кадровый резерв

Рисунок 6.6 

Численность бойцов молодежных трудовых 

отрядов «Жасыл ел» в разрезе регионов на 2016 

год (за счет государственного бюджета)

ИСТОЧНИК: ЖАСЫЛ ЕЛ

Область/Казахстан

Численность 

(чел)

Акмолинская

605

Актюбинская

2199

Алматинская

2263

г. Астана

1120

г. Алматы

1276

Атырауская

600

Восточно-Казахстанская

1 600

Жамбылская

573

Западно-Казахстанская

1225

Карагандинская

905

Костанайская

308

Кызылординская

1000

Мангистауская

1200

Павлодарская

1350

Северо-Казахстанская

434

Южно-Казахстанская

1350

ИТОГО

18008

бия на общую сумму свыше 9-ти млрд. тенге, почти 
половине выданы кредиты на приобретение жилья. 

В 2016 году в проекте приняли участие еще почти 6 

тысяч специалистов. Реализация проекта позволила 

достичь определенных положительных результатов, 

свидетельствующих о значительном росте кадрового 

притока в сельскую местность по сравнению с пре-
дыдущими годами. Приток специалистов социальной 

сферы и АПК наблюдается во всех областях. Но наи-
большее количество прибывших специалистов в Ал-

матинской области — 5 002, ЮКО — 4 723 и ЗКО — 4 

080 человек. Проект стартовал в 2009 году по пору-

чению Главы государства.

Два других проекта, нацеленные на помощь мо-

лодым специалистам в сфере занятости «Мәңгілік ел 

71,9%

65,6%

38,6%

33,9%

жастары — индустрияға» и «Молодежный кадровый 
резерв» не так широко известны молодым казахстан-
цам. Так, информированы о них чуть более трети от 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

204

Рисунок 6.11 — Проект «Молодежный 

кадровый резерв»

Проект «Молодежный кадровый резерв

Рисунок 6.9 — Социальный проект «Мәңгілік 

ел жастары — индустрияға»

Цель — обучение и последующее 

трудоустройство молодежи из 

трудоизбыточных регионов 

(Алматинской, Южно-Казахстанской, 

Жамбылской, Кызылординской 

и Мангистауской областей) 

в трудодефицитные восточный, северный 

и западный регионы страны.

Участникам проекта предоставляеся 

бесплатное проживаниев общежитии, 

питание и стипендия

Цель  -  формированию  пула  современных 
и эффективных управленцев, мотивирован-
ных на карьерный
рост,  обладающих  высоким  уровнем  раз-
вития профессиональных навыков иуправ-
ленческих компетенций

Задачи:
•  выявление, отбор, подготовка и обуче-

ние управленческих кадров;

•  создание  необходимых  условий  для 

профессионального роста молодых ка-
захстанцев к получению новых знаний 
и к самосовершенствованию;

•  формирование  эффективной  системы 

подготовки  кадрового  резерва,  осно-
ванной  на  передовых  обучающих  тех-
нология

Рисунок 6.10 — Проект «Мәңгілік ел 

жастары — индустрияға», 2015 год [3]

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СКО

ЗКО

Атырауская

Актюбинская

Акмолинская

ВКО

Павлодарская

Костанайская

Карагандинская

 Контингент, чел.

 Вузы, ед.

965

4

4

3

2

2

1

1

1

1

960

935

540

475

393

300

300

132

общего числа молодых граждан страны (рис. 6.8) [2].

Социальный проект «Мәңгілік ел жастары — ин-

дустрияға», реализация которого началась в 2014 
году входит в число приоритетных задач, поставлен-
ных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым 
в Стратегии «Қазахстан-2050», и обусловлен необхо-
димостью подготовки квалифицированных кадров.

Количество вузов-участников проекта в 2015 

году по сравнению с 2014 годом увеличилось с 7 до 

19 и перечень специальностей — с 19 до 61. Контин-

гент студентов в 2015 году составил 5 000 человек 
(рис.6.10). Самый высокий показатель обладателей 
грантов «Мәңгілік ел жастары — индустрияға» от об-
щего числа поступивших пришелся на Южно-Казах-

станскую и Кызылординскую области (80%). Первый 

выпуск ожидается в 2018 году. 

Что касается целей проекта «Молодежный кад- 

ровый резерв», то ее создание также обусловле-
но поручением Президента «сформировать новую 
генерацию  современных  и эффективных  управ-

ленцев  для  системы  государственного  управле-

ния, бизнеса и сферы общественной деятельно-

сти» из числа молодежи, которую он обозначил 

в 2008  году  на  I Съезде  МК  «Жас  Отан»  партии  

«Нур Отан».

За 7 лет на участие в проекте «Молодежный кад- 

ровый резерв» подали заявки свыше 13 000 молодых 

людей. 

Так за все время реализации проекта 404 челове- 

ка прошли открытый конкурсный отбор, тестирова-
ние, обучающие модули, оценку профессиональных 
компетенций, стажировки в различных организациях. 

После прохождения стажировок в государствен-

ных органах и национальных компаниях более 40% 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

205

Рисунок 6.12 — Итоги реализации проекта 

Молодежный кадровый резерв

Итоги реализации программы 

Молодежный кадровый резерв за 7 лет

 На участие в проекте подали заявки 

свыше 13 000 молодых людей

404 человека прошли открытый конкурсный 

отбор, тестирование, обучающие модули, 

оценку профессиональных компетенций, 

стажировки в различных организациях

После прохождения стажировок 

в государственных органах 

и национальных компаниях 

более 40% резервистов сменили 

места работы

резервистов сменили места работы. Более половины 
из них перешли с районного в областной, с городско-
го/областного на республиканский уровни.

По итогам реализации проекта в 2016 году в «Мо-

лодежный кадровый резерв» также были включены 
16 конкурсантов (рис. 6.12).

Особое место молодежь занимает в системе со- 

циально-экономического развития, участвуя в произ-
водственных процессах, в сфере функционирования 
крупного бизнеса Республики Казахстан. 

Так, в систему АО «НАК «Казатомпром» ежегодно 

трудоустраиваются молодые специалисты. Предприя- 
тия, входящие в систему АО «НАК «Казатомпром», на 

постоянной основе реализуют специальные програм-
мы по поддержке молодых специалистов, предусмат- 
ривающие оплату работодателем проезда молодого 

специалиста до места работы, закрепление наставни-

ка из числа опытных работников предприятия, выпла-

ту единовременного пособия, льготные условия для 

получения ссуды на жилье и многое другое. 

Кроме того, студентам высших учебных заведе-

ний предоставляется возможность прохождения на 
предприятиях производственной и преддипломной 
практики. 

Наиболее широкая представленность молодежи 

обеспечена в рамках профсоюзного движения. Так, 
Федерация профсоюзов Республики Казахстан объе- 

диняет 2 млн. 200 тыс. человек, из них молодежь до 
29 лет — 545 058 человек, что составляет 25 % от об-
щего числа членов профсоюзов. С 2010 года в Феде-
рации профсоюзов Республики Казахстан работает 
Комиссия по делам молодежи. Созданы молодежные 
комиссии при профсоюзных органах все уровней. 
Генеральным Советом утверждены «Основы моло-
дежной политики Федерации профсоюзов». Главным 

образом, молодежная политика концентрируется на 
систематизации профсоюзной работы с молодежью, 

конкретизации долгосрочных позиций во взаимодей-

ствии с государственными и общественными орга-

низациями по защите законных прав молодежи, по-
полнении рядов профсоюзов и подготовке лидеров 
профсоюзного движения из числа молодежи. 

На сегодняшний день наблюдается рост числен-

ности молодежи в профсоюзах железнодорожников, 
работников здравоохранения, образования и науки, 
культуры, нефтегазового комплекса и других отраслях. 
Основой для реального улучшения профсоюзной ра-
боты с молодежью стало обучение и совершенство-
вание подготовки профсоюзного актива. В этой связи, 
профсоюзной молодежи представилась возможность 
получить знания и практические навыки по наибо-

лее актуальным направлениям профсоюзной работы, 

в том числе по правовым вопросам, коллективным 
переговорам, коллективным действиям, органайзингу, 
молодежной и гендерной политике и т.д.

В качестве передового опыта молодежных струк-

тур можно привести пример молодежного крыла 

профсоюзных организаций «Келешек» Костанайской, 
Мангистауской, Атырауской областей. За время ра-
боты молодые профактивисты провели ряд мероп- 
риятий, способствующих формированию положи-

тельного имиджа профсоюзов. Молодежный актив 

взял на себя большую часть информационно-пропа-
гандистской, организационно-методической работы. 
Кроме того, ФПРК содействует формированию имид-
жа профсоюзов в молодежной среде и организации 
различных интересных для молодежи мероприятий 
(конференции, форумы, семинары-тренинги, благо-

творительные акции, круглые столы), информацион-

ной работы (освещение в СМИ, публикации о работе 

с молодежью в газете «Қазақстан кәсіподағы»). 

Большое значение участию молодежи в деятель-

ности компании уделяет национальная корпорация 

«Казахстан Темир Жолы». Отталкиваясь от собствен-

ной программы молодежной политики, в компании 
реализованы ряд конкретных шагов. В частности, за 
период 2012-2015 годов удельный вес работников 
Компании, относящихся к возрастной категории 30-35 

лет, увеличился до 13%. На сегодняшний день в Ком-

пании и ее дочерних организациях работает 52 тысяч 
молодых работников, что составляет 36% от числен-
ности всего персонала. Из них 25,7% (13 387 чел.) за-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

206

Рисунок 6.13 — Фактор участия молодежи в профсоюзном движении

Рисунок 6.14 — Фактор участия молодежи в производственных процессах

Федерация профсоюзов Республики Казахстан

«Казақстан Темір Жолы»

Объединяет 545 058 молодых 

людей, что составляет 

25% от общего числа членов 

профсоюзов

В компании и ее дочерних 

организациях работает 

52 тысяч молодых 

работников, что составляет 

36% от всего персонала

Сегодня наблюдается 

рост численности 

молодежи в профсоюзах 

железнодорожников, 

работников здравоохранения, 

образования и

науки, культуры, 

нефтегазового комплекса

Из них 25,7% (13 387 чел.) 

занимают должности 

руководителей 

и специалистов

Профсоюзная молодежь 

развивает навыки по 
правовым вопросам, 

коллективным переговорам, 

коллективным

действиям, органайзингу, 

молодежной и гендерной 

политике и т.д.

Доля молодежи среди 

рабочих составляет 74,3 % 

(38 655 чел.).

нимают должности руководителей и специалистов. 
Доля молодежи среди рабочих составляет 74,3% (38 

655 чел.). В 2016 году в рамках реализации молодеж-

ной Программы организации прошел ряд значимых 
молодежных мероприятий, охватывающих молодых 
железнодорожников в регионах страны. Кроме того, 
компания уделяет огромное значение социальному 

обеспечению работников и молодежи. 

Тем не менее, несмотря на реализуемые меры, 

роль молодежи в социально-экономическом раз-
витии страны на сегодняшний день не является вы-

сокой. Согласно статистическим данным большая ее 

часть занята в сферах деятельности, предполагающих 

неквалифицированный труд. В первую очередь речь 
идет о сфере торговли и сельского хозяйства. Таким 

образом, показатели молодежного рынка труда сви-

детельствуют о недостаточной конкурентоспособно-

сти молодых людей страны, многие из которых имеют 

высшее образование. 

 6.2 

 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ 

ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ 

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В рамках Стратегии «Казахстан-2050»: новый по-

литический курс состоявшегося государства» реали-

зация приоритетов молодежной политики является 

одной из ключевых целей. Глава государства Н.А. На-

зарбаев отметил эффективность политики долгосроч-
ных вложений в развитие человеческого потенциала, 
которая позволила сформировать нынешнее талант-

ливое поколение молодежи. 

Тем не менее, сегодня страна ставит перед собой 

новые масштабные задачи по социальной модер-
низации, форсированной инновационной индус- 

триализации и экономической интеграции. Закре-

пив достижения 20 лет независимости, Казахстан 
намерен в третьем десятилетии XXI века уверенно 
продвигаться к цели — войти в число 30-ти развитых 

стран мира.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

207

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Иметь хорошее образование

60,6

Иметь высокую квалификацию, 

профессиональную подготовку

48,3

Знать казахский, русский и иностранный 

язык

31,8

Иметь нужные связи и 

знакомства

22,2

Быть юридически грамотным 

человеком

19,8

Иметь богатых родителей

18,4

Иметь талант, исключительные 

способности

15,2

Просто быть везучим человеком

10,9

Иметь привлекательную внешность

6,5

Знать казахский язык

5,5

Знать казахский и русский язык

5,4

Нужно удачно жениться / 

выйти замуж

4,8

Иметь физическую силу, 

сноровку

4,4

Другое

0,1

Быть целеустремленным

0,1

Стабильная работа

0,1

Затрудняюсь ответить

1,9

Рисунок 6.15 

  Таблица Распределение ответов на 

вопрос: Что необходимо для достижения успеха 

и карьерного роста? (в %)

В этих условиях огромная надежда и ответствен-

ность возлагаются на молодежь, которой предстоит 
продолжить эстафету созидательных дел старшего по-
коления, поднять планку национальной конкуренто-

способности еще выше, обеспечить Казахстану в XXI 

веке процветание и мировое признание. 

С первых дней независимости в Казахстане реа- 

лизуются различные программы, нацеленные на обе-
спечение социальных прав молодежи в области об-

разования, труда и занятости, охраны здоровья, раз-
вития творческого потенциала, создание условий для 
успешной социализации молодежи и формирование 
ценностей патриотизма. 

Анализ текущей ситуации в сфере занятости 
молодежи Казахстана.
По данным Комитета по статистике Министер-

ства национальной экономики Республики Казах-
стан во II квартале 2016 года экономически актив-

ное население среди молодежи составило 2 274,0 

тысяч  человек,  в том  числе,  занятое  население  

2 178,4 тысяч человек. 

Уровень молодежной безработицы по стране со-

ставил 4,2%, что ниже показателя за аналогичный пе-

риод 2015 года на 0,3% (в аналогичном периоде 2015 
г. — 4,5%). В количественном значении численность 

безработной молодежи во втором квартале 2016 года 
составила 95,6 тыс. человек. 

Жизненный успех и карьерный рост, несомненно, 

являются одними из важнейших потребностей моло-
дежи. По результатам социологического исследова-
ния, проведенного НИЦ «Молодежь» были опреде-
лены факторы необходимые, по мнению молодежи 
для достижения успеха и карьерного роста. Данные 

факторы, из числа предложенных опрошенными 

можно разделить на две группы. В первую группу 
входят интернальные факторы, т.е. зависящие от са-
мого человека: хорошее образование (60,6%), высо-
кая квалификация, профессиональная подготовка 
(48,3%), знание языков (31,8%), юридическая грамот-
ность (19,8%) и т.д. 

Во вторую группу отнесены экстернальные факто-

ры, зависящие от внешних обстоятельств: связи и зна-
комства (22,2%), богатые родители (18,4%), везение 
(10,9%), привлекательная внешность (6,5%) и пр. 

Примечательно, что чаще всего молодыми людь-

ми выбирались варианты ответа из первой группы, 

следовательно, респонденты осознают, что для жиз-

ненного и карьерного успеха необходим собствен-
ный труд и усилия, а не иждивенческий настрой (рис. 

6.15). 

Препятствия трудоустройству молодежи преиму-

щественно создают отсутствие опыта работы (47,7%), 
низкая заработная плата (37,4%), отсутствие рабочих 
мест в районе проживания (30,3%), взяточничество, 

коррумпированность работодателей (24%), несоот-
ветствие полученного образования и функциональ-
ных требований вакантного места (21,9%), низкая 
конкурентоспособность молодежи на рынке труда 
(21,4%) (рис. 6.16). 

Таким образом, имеет место быть рассогласован-

ность запросов молодежи, полученного ими образо-
вания и реальной ситуации на рынке труда.

Молодежь придает особое значение жизненному 

успеху и карьерному росту. Для их достижения боль-
шинство опрошенных считает важным приложение 

собственных усилий (получение хорошего образо-

вания, высокой квалификации, профессиональной 
подготовки, знание языков, юридическая грамотность 
и т.д.). Но имеются и те, кто рассчитывают лишь на 
внешние обстоятельства (связи и знакомства, бога-

тых родителей, везение, привлекательную внешность 

и пр.). 

Качеством полученного образования удовлет-

ворены более половины опрошенных, в большей 

степени — дошкольным и общим средним, чем тех-

ническим, профессиональным и высшим, так как 
в процессе трудоустройства молодежи возникают 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

208

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Отсутствие опыта работы

47,7

Низкая заработная плата

37,4

Отсутствие рабочих мест в районе 

проживания

30,3

Взяточничество, коррумпированность 

работодателей

24,0

Несоответствие полученного образования 

и функциональных требований вакантного 

места

21,9

Низкая конкурентоспособность молодых 

специалистов на рынке труда

21,4

Высокие амбиции молодых специалистов

7,0

Никаких препятствий нет

6,4

Дискриминация по этническому 

(национальному) признаку

5,3

Состояние здоровья

5,3

Наличие малолетнего ребенка

5,1

Дискриминация по принадлежности 

к женскому или мужскому полу

3,8

Другое

0,0

Затрудняюсь ответить

3,0

Быть целеустремленным

0,1

Стабильная работа

0,1

Затрудняюсь ответить

1,9

Рисунок 6.16

   Распределение ответов 

на вопрос: Что препятствует трудоустройству 

молодежи в Вашем населенном пункте? (в %)

Рисунок 6.17 

  Дорожная карта 

занятости — 2020

Приоритетное право на участие 

в Дорожной карте занятости — 2020

•  Молодежь  в  возрасте  до  двадцати  де-

вяти  лет,  включая  выпускников  и  уча-
щихся 9, 11 классов общеобразователь-
ных  школ,  организаций  технического 
и  профессионального,  послесреднего, 
высшего  и  послевузовского  образова-
ния в течение трех лет после заверше-
ния обучения.

•  Воспитанники  детских  домов,  дети-си-

роты и дети, оставшиеся без попечения 
родителей, в возрасте от восемнадцати 
до двадцати девяти лет.

препятствия в виде несоответствия полученного про-

фессионального образования и требований рынка, 

когда в районе проживания не имеется необходимых 
рабочих мест. 

Также препятствием для трудоустройства являют-

ся нереализуемо высокие требования молодых лю-

дей к заработной плате. Отсутствие опыта приводит 
к низкой конкурентоспособности молодежи на рынке 

труда. Все описанное провоцирует взяточничество 

и коррумпированность работодателей. 

Принимаемые меры по снижению уровня 

безработицы среди молодежи
Государственная молодежная политика в сфере 

труда и занятости осуществляется посредством реа-
лизации программ трудоустройства молодежи, раз-

вития общественных работ и обучения молодежи на 
курсах профессиональной подготовки и повышения 
квалификации. 

В целях наиболее эффективного решения задач 

занятости молодежи используются целевые подхо-
ды, распределяющие принимаемые меры по таким 
компонентам как обеспечение занятости (Дорож-

ная карта занятости — 2020, Жасыл ел), обеспечение 

трудоустройства (С дипломом в село!, «Мәңгілік ел 

жастары — индустрияға», Дорожная карта бизне-

са — 2020), стимулирование получения образования 

(Бесплатное профессиональное образование для всех 

с 2017 года, Стипендиальная программа «Болашак», 

гранты и квоты для сельской молодежи). 

Дорожная карта занятости — 2020

Одной из основных мер в отношении молодежной 

безработицы является реализация Дорожной карты 
занятости — 2020, утвержденной постановлением 

Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 
года №162, целевым индикатором которой является 
удержание безработицы молодежи к 2020 году на 
уровне, не превышающем 4,6%.

Реализация Программы «Дорожная карта заня-

тости — 2020» предусматривает направления для 
создания условий по увеличению занятости среди 

молодежи Казахстана.

Мерами государственной поддержки в данном 

направлении являются направление на бесплатные 
курсы профессиональной подготовки, переподго-

товки и повышения квалификации, предоставление 
субсидий на проезд до места обучения и проживание. 

Также поиск подходящих вакансий и содействие тру-

доустройству, субсидирование социальных рабочих 
мест и оплата труда участникам молодежной прак-

тики. 

При переселении участнику гарантируется суб-

сидирование переезда, предоставление служебного 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

209

Рисунок 6.19 

  Финансовое сопровождение «Дорожная карта бизнеса — 2020»

Дорожная 

карта 

бизнеса  –  

2020

•  субсидирование процентной ставки по кредитам БВУ составило 7628 проекта 

на общую сумму кредитов 1471,73 млрд. тенге, выплачено 127,64 млрд. тенге 
субсидий,  из  них  доля  молодых  предпринимателей  составляет  10  %  т.е.  694 
проекта  (за  первое  полугодие  2016  года  просубсидировано  850  проектов  на 
сумму кредитов 86,51 млрд.тенге, выплачено 13,96 млрд. тенге);

•  предоставлено гарантий по кредитам банков по 2009 проектам на общую сумму 

74,2 млрд. тенге, сумма гарантий составляет 31,5 млрд. тенге, из них доля молодых 
предпринимателей составляет 11 % т.е. 230 проектов (за первое полугодие 2016 
года предоставлено гарантий по кредитам банков по 363 проектам на общую 

сумму 8,8 млрд. тенге, сумма гарантий составляет 3,6 млрд. тенге);

•  выдано  1  031  грантов  на  сумму  2  616  млн.  тенге,  из  них  доля  молодых 

предпринимателей составляет 21%, т.е. 216 проектов (за первое полугодие 2016 
года выдано 154 гранта на сумму 288,5 млн. тенге);

•  выдано  1034  микрокредита  на  сумму  3,05  млрд.  тенге,  из  них  доля  молодых 

предпринимателей составляет 16%, т. е 165 проектов (за первое полугодие 2016 
года выдано 185 на сумму 607 млн. тенге).

Рисунок 6.18

   Направления программы «Дорожная карта занятости — 2020»

Обеспечение 
занятости населения

•  путем реализации ин-

фраструктурных проек-
тов в городах и сельских 
населенных пунктах с вы-
соким и средним потен-
циалом социально-эко-
номичексого развития

•  оперативно создавать 

рабочие места и кон-
тролировать уровень 
безработицы

Поддержка, создание 
или расширение 
собственного дела

•  обучение основам  

предпринимательства

Распределение 
ответственности между 
государством, работодате- 
лями, учебными 
заведениямии

•  обучение 

и переселение 
под потребность 
конкретного 
работодателя 
с гарантией 
дальнейшего 
трудоустройства 
участников программы

жилья, профобучение на новом месте жительства 

с целью последующего трудоустройства. 

По данным Министерства здравоохранения и со-

циального развития Республики Казахстан на 1 июня 

2016 года в рамках реализации Дорожной карты 
занятости — 2020 более 26 тысяч молодых людей 
получили государственную поддержку (в том числе 

173 человека прошли обучение основам предпри-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

210

занятости — 2020 в 2015-2016 учебном году составил 
210 человек. Всего с начала реализации Дорожной кар-

ты занятости — 2020 на профессиональное обучение на-

правлено 63,7 тысяч молодых людей. После завершения 

обучения 27,4 тысячи участников (43%) по стране были 
трудоустроены на постоянные рабочие места. 

Дорожная карта бизнеса — 2020
В рамках реализации Программы «Дорожная кар-

та бизнеса — 2020» осуществляется развитие и под-

держка предпринимательской деятельности в Рес- 
публике Казахстан, в том числе поддержка молодых 
предпринимателей. 

С момента реализации Единой программы по 

состоянию на 1 июля 2016 года оказана следующая 
финансовая поддержка (рис. 6.19). 

«Жасыл ел»

По инициативе Главы государства в 2005 году в Рес- 

публике Казахстан был широко развернут проект 

«Жасыл ел». 

Сегодня «Жасыл ел» — это один из прорывных со-

циальных проектов. За 10 лет привлечено более 200 

тысяч бойцов. Их силами посажены миллионы де-

ревьев и обработано более 100 тысяч гектаров земли. 

Так, по итогам социологического опроса, прове-

денного ТОО «Научно-исследовательский центр «Мо-

лодежь», 12,8% опрошенных указали, что принимали 
личное участие в реализации проекта, 11,6% отмети-
ли данный проект, как один из лучших (второе место 

в рейтинге популярности молодежных инициатив 
и организаций, после МК «Жас Отан»). 

Анализ статистической информации показал, что 

с 2013 года по 2015 годы отмечается увеличение ко-
личества безработной молодежи, трудоустроенной 

на работы по озеленению, санитарной очистке и бла-
гоустройству населенных пунктов в молодежных тру-
довых отрядах «Жасыл ел» (рис. 6.20).

Участие в реализации программы «Жасыл ел» ре-

шает не только социальную проблему безработной 
молодежи, но и является для них идеологическим 
посылом, которым наполнена деятельность данно-
го движения, и для молодого человека в сложной 
жизненной ситуации статус участника молодежного 

трудового движения более привлекателен. Подроб-

ная информация о работе «Жасыл ел» представлена 
в рисунке 6.21.

«С дипломом в село!»

В целом, за период реализации Проекта в сель-

скую местность привлечено 42 787 специалистов, ко-
торые получили подъемное пособие на общую сумму 

7 939,9 млн. тенге и 17 197 специалистам выданы бюд-

жетные кредиты на приобретение жилья на сумму  
37 389,0 млн. тенге. 

120313

1602

4409

12005

1602

4409

24015

7053

216

нимательства, 201 молодой человек получил микро-
кредиты, 49 человек открыли собственное дело, 1727 

человек охвачено профессиональным обучением). 

За период с 1 января по 1 июня т.г. на молодеж-

ную практику было направлено 6 867 человек, из них 
на постоянную работу трудоустроено 1 929 молодых 

людей. 

Справочно: В Программе «Дорожная карта заня-

тости 2020» за 2009-2014 годы приняло участие бо-
лее 235 тысяч молодых людей. В 2015 году в рамках 

Программы более 59 тысяч молодых людей получили 
государственную поддержку. На 1 января 2016 года 
в рамках Программы 63 367 молодых людей получи-

ли государственную поддержку, в том числе сельская 

молодежь — 29 632 человек).

Министерство образования и науки Республики 

Казахстан администрирует финансирование обуче-
ния лиц, принятых на профессиональную подготовку. 
Контингент обучающихся в рамках Дорожной карты 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 6

СОЦИА

ЛЬНО-ЭК

ОНОМИЧЕСК

ОЕ ПО

ЛО

ЖЕНИЕ МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

211

В 2016 году в рамках Проекта из республиканского 

бюджета предусмотрено 8 669,6 млн. тенге на выдачу 
бюджетного кредита на приобретение или строитель-
ство жилья 2 725 специалистам. 

По состоянию на 1 июля 2016 года 1 334 специа-

листам выдано бюджетного кредита на общую сумму  
4 075,0 млн. тенге на приобретение жилья. 

«Молодежная практика»

С начала реализации «Молодежной практики» на 

социальные рабочие места трудоустроено 86,8 тыс. 

человек, молодежь из них составляет — 31,6 тыс. лю-

дей. 

В 2015 году по проекту «Молодежная практика» 

было трудоустроено 10 267 человек, по состоянию 
на 1 июля 2016 года приняли участие 8 558 молодых 
людей, на постоянную работу трудоустроено 24 18 

человек. 

В целом в 2016 году запланировано участие 11 262 

человек. Заключены договора с 3 851 предприятиями 

и организациями для принятия участников проекта 
Молодежная практика. 

Предлагаемые решения для повышения 
уровня занятости молодежи Казахстана
В целях дальнейшего повышения уровня занятости 

молодежи Казахстана предлагается в рамках действу-
ющих программ расширить сферы деятельности по-

средством внедрения новых направлений и подходов. 

«Жасыл ел»

Одним из новых направлений в деятельности мо-

лодежных трудовых отрядов «Жасыл ел» планирова-

ние, создание и реализация крупных долгосрочных 

Рисунок 6.21

 

За 10 лет реализации инициативы «Жасыл ел»

ИСТОЧНИК: «ЖАСЫЛ ЕЛ»

экологических проектов, которые в дальнейшем будут 

ориентированы на бизнес. 

Развитие молодежного предпринимательства бу-

дет способствовать повышению трудоустройства сре-
ди молодежи, подготовке квалифицированных кад- 
ров и переходу деятельности «Жасыл ел» на новый 
уровень. 

В перспективе развития данного направления 

можно отметить готовность молодежного движения 
взять на себя выполнение государственного заказа 
по оказанию социальной услуги — организации об-
щественных работ для безработных до 29 лет. Это 
решило бы вопросы сезонности в работе организа-
ции, улучшило моральное самочувствие безработной 
молодежи, позволило вовлечь их в воспитательный 
процесс. 

Сегодня существует практика привлечения бойцов 

не только при сотрудничестве с вузами, но и через 
центры занятости, через средства массовой инфор-
мации. 

Таким образом, проанализировав вопрос занятос- 

ти безработной молодежи, участвующей в проекте 

«Жасыл ел», предлагается в целях широкого охвата 

безработной молодежи и бесперебойной работы 
штабов «Жасыл ел» рассмотреть вопрос круглого-
дичного финансирования деятельности молодежных 
трудовых отрядов «Жасыл ел» на примере Актюбин-
ской области. 

Переход к данной системе позволит: 

— реализовывать деятельность организации в те-

чение всего года, не ограничиваясь сезонными сро-

ками; 

— на долгосрочной основе планировать деятель-

ность организации; 

— реализовывать трудоустройство не только в лет-

ний период, но и так же вести всесезонные работы; 

— расширить виды выполняемых работ с учетом 

времени года: снегоуборочные работы, предотвра-
щение весенних паводков и другие работы, повы-
шающие экологическую и социальную обстановку 
в регионах; 

— повысит заинтересованность работодателей 

в круглогодичных работах. 

Такой подход повысит уровень занятости, усилит 

социальный эффект среди молодежи, а также расши-

рит функционирование и деятельность молодежных 

трудовых отрядов в целом. 

«С дипломом в село!»

Согласно ежегодно предоставляемым бюджет-

ным заявкам администраторов бюджетных про-
грамм  областей  потребность  в бюджетных  кре-
дитах для оказания мер социальной поддержки 

специалистам социальной сферы и агропромыш-
ленного комплекса значительно превышает фак-

Период 

Посажено 44, 

235 миллионов 

саженцев по всей 

стране

Выполнено работы 

на общей площади 

более 134 288 га

2005 год

5 000 000

8 000 га

2006 год

11 000 000

19 000 га

2007 год

9 000 000

11 929 га

2008 год

9 800 000

12 200 га

2009 год

2 043 000

12 500 га

2010 год

4 700 000

12 700 га

2011 год

993 639

12 900 га

2012 год

1 010 000

12 100 га

2013 год

464 600

10 000 га

2014 год

105 412

7 612 га

2015 год

69 663

16 347 га

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru