Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 11

 

 

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

164

экономических, правовых, организационных условий 
и гарантий для духовного, культурного, образователь-
ного, профессионального становления и физического 
развития молодежи, раскрытия её творческого по-

тенциала, укрепления связей и сотрудничества с мо-
лодежными организациями. При участии комитетов 

в компаниях ведется работа с кадровым резервом, 
проводятся слеты, форумы молодежи и другие ме-

Таблица 3.1 Молодежь рассчитывает на следующее содействие Молодежных ресурсных центров (в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ (ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

%

Содействие в трудоустройстве и занятости молодежи

49,0

Содействие участию в программе получения доступного жилья

43,9

Содействие в получении высшего образования

27,8

Содействие развитию предпринимательской деятельности среди молодежи

25,9

Содействие развитию культурных, досуговых мероприятий

17,5

Содействие в получении технического и профессионального образования

13,4

Помощь юриста, правозащитника

12,7

Помощь психолога, социального работника

10,7

Другое (компьютеры с шрифтом Брайля для слепых, содействие в занятии спортом, помощь многодет-

ным семьям и т.д.)

0,6

Затрудняюсь ответить

12,6

роприятия, развивается наставничество, проводят-

ся конкурсы «Лучший по профессии», рационали-

заторства и изобретательства. Большое значение 
придается патриотическому воспитанию молодежи. 
Участвует молодежь в различных благотворитель-
ных акциях, шефствует над воспитанниками детских 
домов. Компании сотрудничают с учебными заведе-
ниями, поддерживают дуальное обучение. Студентам 
вузов предоставляется возможность прохождения на 
предприятиях производственной и преддипломной 
практик. Организуется обучение и повышение ква-

лификации работников. Компании проявляют забо-
ту о социальной и финансовой поддержке молодых 

работников и их семей. Особое внимание придается 
жилищному вопросу. 

Для решения молодежных проблем необходимо 

взаимодействие заинтересованных общественных 
институтов, включая молодежные организации. Мо-

лодежное крыло стабильно функционирует в партии 

«Нур Отан». Полезно организующее начало Ассамб- 

леи народа Казахстана. Создаются объединения мо-
лодых людей в этнокультурных центрах. В регионах 

действуют координационные советы таких объедине-
ний. В апреле 2014 года при АНК образовано Респу-
бликанское молодежное объединение «Жарасым». 
Следует отметить структуры, создаваемые в процессе 
развития международного сотрудничества молодежи. 
Это происходит как в рамках реализации двухсторон-
них соглашений Республики Казахстан в молодежной 

сфере, так и в деятельности международных объеди-

нений, членом которых является Казахстан. 

Уровень информированности о работе различных 

структур в сфере молодежной политики среди моло-

дежи — разный (рис.3.2). 

Согласно результатам социологического исследо-

вания, о Департаменте молодежной политики Ми-
нистерство образования и науки  Республики Казах-

стан слышали 43,4 % опрошенных молодых людей, 

43,4

%

38,1

%

34,9

%

33,9

%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

165

о Совете по молодежной политике при Президенте 

Республики Казахстан — 38,1%, об Управлениях по 
вопросам молодежной политики/внутренней поли-

тики области/города — 34,9%, о Научно-исследова-
тельском центре «Молодежь» — 33,9%.

Из государственных программ молодежи более 

известна «Дорожная карта занятости — 2020». На 
заседании Межведомственной комиссии по реали-
зации этой программы, состоявшемся в августе 2016 
года, было предложено внедрить массовое обуче-
ние компьютерной грамотности, основам предпри-
нимательства, английскому языку без обязательств 
по дальнейшему трудоустройству для безработной 
молодежи с целью повышения ее привлекательности 

среди работодателей. Предложено также расширить 

возможности молодежной практики, которая будет 
засчитываться в трудовой стаж, для выпускников ву-

зов и колледжей, испытывающих проблемы с местом 
первого трудоустройства. Однако, как показало со-
циологическое исследование, доля молодых людей, 
которые ничего не знают о молодежной практике, 

составила 47% [23]. Из проектов, привлекающих мо-
лодежь, чаще в социологических опросах называются 

проекты «Жасыл ел» и «С дипломом — в село!» (та-
блица 3.2). 

В  октябре  2016  года  партия  «Нур  Отан»,  ми-

нистерство  здравоохранения  и социального 
развития  и министерство  образования  и нау-
ки подписали Меморандум о взаимопонимании 
и сотрудничестве  в области  оказания  помощи 
в трудоустройстве молодым людям, которые по-

сле окончания школы не стали продолжать обуче-

ние. По подсчетам «Нур Отан, явившейся инициа- 

тором данного документа, в 2016 году не у дел оста-
лось около 10 тысяч человек. При этом не всегда все 

Таблица 3.2 Знание молодых респондентов 

о молодежных проектах, которые 

реализуются в Казахстане для развития 

и поддержки молодежи (в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

выпускники попадают в поле зрения центров занято-

сти и других социальных служб [24].

Наиболее значительный потенциал влияния на 

молодежь имеют две республиканские организации. 
Это Жас Отан (74,2% опрошенных знают о деятельно-

сти организации) и Республиканский штаб «Жасыл ел» 

(информированность среди молодежи 49,4%). Если 
говорить о политическихпартиях, которые интересу-
ются проблемами молодежи, то, согласно результатам 

опроса, партия «Нур Отан» занимает лидирующие по-

зиции с большим отрывом от других партий (66,2%) 
[25].

В апреле 2016 года на заседании экспертной 

группы «Поддержка молодежи» социального совета 

фракции партии «Нур Отан» Мажилиса Парламента 

Республики Казахстан были обсуждены актуальные 
вопросы реализации государственных программ 
в сфере молодежной политики в контексте Плана 
нации «100 конкретных шагов». По информации Де-
партамента молодежной политики Министерство об-
разования и науки Республики Казахстан в 2016 году 
из бюджета выделено 71,4 млн тенге на реализацию 

10 социальных проектов в молодежной сфере на кон-

курсной основе. Департаментом также проводится 
работа по привлечению средств из других источ-

Проекты и программы

%

Жасыл ел

78,1

Проект «С дипломом — в село!»

72,0

Проект «Мәңгілік ел жастары — индустри-

яға»

33,5

Школа молодого предпринимателя «Да-

му-комек»

28,1

Молодежный кадровый резерв

18,0

Программа «SAGE Kazakhstan» для обучения 

старшеклассников предпринимательству

11,2

21,3%

53,9%

9,5%

4,5%

6,5%

4,3%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

166

ников для финансирования проектов молодежных 
неправительственных организаций. Имеется также 

система «грантов оператора», т.е. государственного 
органа, курирующего какую-либо сферу. В данном 
случае речь идет о грантах Министерства культуры 

и спорта Республики Казахстан для молодежных ор-
ганизаций. Было предложено обсудить в экспертной 
группе вопрос о передаче в молодежный сектор до 

10% средств грантового фонда ведомства [26]. В 2015 

году для взаимодействия с молодежными органи-
зациями из республиканского бюджета выделено 

1094,07 млн тенге, из местного — 4256,1 млн тенге [27].

Как показали результаты социологического ис-

следования «Состояние государственной молодеж-

ной политики: потребности и социальные практики», 
проведенного научно-исследовательским центром 

«Молодежь» в 2016 году, большинство опрошенной 

молодежи (75,2%) удовлетворены ее реализацией 
в Казахстане (рис.3.3).

Среди значимых государственных мер по под-

держке молодежи респонденты обратили внимание 
(по итогам социологического исследования, прове-
денного во втором квартале 2016 года) на обеспе-

чение доступным и качественным образованием 

(55,6%) и создание условий для трудоустройства мо-

лодежи (50,5%). 40,5% опрошенных отметили разви-
тие системы доступного жилья (рис. 3.4).

Как свидетельствуют данные Национального док- 

лада «Молодежь Казахстана — 2014», вопросы обра-

зования и трудоустройства также были у молодежи 

Таблица 3.3. Первоочередные направления 

деятельности государства в развитии 

и поддержке молодежи (в %)

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

СУММА НЕ РАВНА 100%, Т.К. РЕСПОНДЕНТАМ ПРЕДЛАГАЛОСЬ 

ОТМЕТИТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ

%

Трудоустройство молодежи

69,2

Обеспечение жильем

41,8

Качественное и доступное образование

20,3

Профилактика борьбы с наркоманией, 

алкоголизмом

9,3

Патриотическое воспитание молодежи

8,7

Преступность среди молодежи

7,9

Формирование здорового образа жизни 

среди молодежи

7,5

Организация досуга среди молодежи

5,9

Другое

0,4

Затрудняюсь ответить

4,3

на первом месте, соответственно, 61,4 и 51,1%. Тре-

тье место заняли вопросы формирования здорового 
образа жизни и совершенствования медицинского 
обслуживания (44,7%), вопросы жилья — 42,1% [28].

Однако данные социологического исследования 

«Состояние государственной молодежной полити-

ки: потребности и социальные практики» показало 
увеличение беспокойства молодежи по поводу тру-
доустройства (69,2%) и менее значительное — в от-
ношении  образования  (20,  3%).  Интерес  к обе-

спечению жильем остался примерно на прежнем 

уровне — 41,8% (табл. 3.3). 

Социологические опросы показывают, что моло-

дежь ждет от государственной молодежной политики 
больше практической помощи и индивидуального 
подхода, бизнес-проектов и точечных проектов. 
Кроме учебных заведений, должны быть охвачены 
и неформальные, сетевые сообщества, все категории 
молодежи. Один из путей улучшения ситуации –уве-

личение количества комитетов по делам молодежи 

и молодежных ресурсных центров, активизация их 
деятельности. Требуется укрепление молодежных 

организаций. Возможно, следует поставить вопрос 
о создании Национального совета молодежных и дет-
ских общественных объединений, об оказании им го-
сударственной поддержки. Актуальной проблемой, 

накладываемой урбанизацией, остается работа с мо-

лодежью в крупных городах. Серьезного внимания 

заслуживает молодежь, живущая в малых городах. 
Следует активно использовать программы, связанные 

40,5

%

50,5

%

55,6

%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

167

с развитием городов, особенно малых.

Кадры для работы с молодежью должны подби-

раться не только с учетом возраста, но и по деловым 
качествам. Подготовка, переподготовка и повышение 
их квалификации должны проводиться на постоян-
ной и профессиональной основе. Речь идет не только 

о работниках целевых подразделений, но и о сотруд-

никах тех министерств и ведомств, которые частично, 
в контексте своих основных обязанностей, причастны 
к реализации молодежной политики, а также о работ-
никах всей управленческой вертикали молодежной 

сферы и молодежных лидерах. В этих целях возможно 

использование Академии государственного управле-
ния при Президенте Республики Казахстан, а также 

создание кафедр «Организация работы с молодежью» 

в ведущих вузах страны.

Целесообразно, учитывая мировую практику, что-

бы управленческий орган занимался и экспертизой 
всех принимаемых документов, в том числе государ-
ственных программ, международных актов, в которых 

речь идет о молодежи, независимо от объема и зна-

чения вопросов. А главное, чтобы с этим экспертным 

заключением считались при принятии документа, 
находили приемлемые решения и действия. Тогда 
в каждом документе будет обеспечена молодежная 

строка, работающая как на развитие подрастающего 

поколения, так и казахстанского государства в целом.

***

Ориентиром в сфере молодежной политики слу-

жит опыт стран Организации экономического со-

трудничества и развития (ОЭСР), которое включает 
35 наиболее развитых в политическом и экономиче-
ском отношении государств, в том числе, большин-
ство стран — членов Европейского Союза.

Для успешного становления молодежи важен комп- 

лексный подход, реализация которого возможна на 
основе учета многоуровневого характера молодеж-

ной политики: международного, регионального и на-
ционального.

Целесообразно объединение усилий в отношении 

молодежи на уровне групп государств. Укреплению 
регионального среза молодежной политики способ-

ствуют региональные комиссии ООН, работа которых 
ближе к конкретным группам государств и к отдель-

ным странам.

Представляется актуальным развитие межрегио-

нального (или надрегионального) уровня молодеж-
ной политики. Имеется опыт подобного рода в рамках 
ОДКБ, ШОС, СВМДА, Евразийского экономического 

союза.

Улучшение положения молодежи требует значи-

тельных и постоянных инвестиций в ее образование 

и профессиональную подготовку с целью подготовки 
к трудовой жизни и созданию перспективызанятости.

Активному  развитию  молодежной  политики 

в стране способствуют постоянное внимание и раз-
носторонняя деятельность по поддержке молодого 
поколения со стороны главы государства — Прези-
дента Республики Казахстан Н.Назарбаева.

Данные социологических опросов показывают, 

что в иерархии проблем, среди молодежи наибо-

лее острые, значимые — беспокойство молодежи по 

поводу трудоустройства (69,2%), жилищная пробле-
ма — 41,8% и на третьем месте, качественное и до-

ступное образование — 20,3% респондентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 

ИСТОЧНИКОВ:

1.  2015 год в Беларуси — Год молодежи: мо-

лодежная политика в Республике Беларусь. 

http://www.gosatomnadzor.gov.by/index.php/
ru/2-uncategorised/230-2015- god-v-belarusi-
god-molodezhi-molodezhnaya-politika-v-
respublike-belarus; 2015 год в Беларуси — Год 

молодежи: молодежная политики в Республи-
ке Беларусь. Государственная молодежная по-

литика.https://gigabaza.ru/doc/1666644.html.

2.  Основы  государственной  молодежной 

политики  РФ  до  2025  года.  mosmetod.

ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-
professionalnoe-  obrazovanie/normativnye-
documentu/osnovy-gosudarstvennoj-
molodezhnoj-politiki-rf- do-2025-goda.

3.  Приоритеты государственной молодежной 

политики. http://uzbekistonovozi.uz/ru/articles/

index.php?ELEMENT_ID=16841;  О государ-

ственной молодежной политике. Закон Ре-
спублики Узбекистан от 14 сентября 2016 года 

№ ЗРУ-406. http//base.spinform.ru/show_doc.
fwx?rgn=88888.

4.  Казахстанская правда, 12 ноября 2013 и 23 

апреля2016.

5.  Казахстан принял участие во Всемирном мо-

лодежном форуме ООН2015. — http://www.

unesco.kz/new/ru/culture/news/2922.

6.   Пан  Ги  Мун  призвал  молодежь  решать 

задачу  обеспечения  достойной  жизни 
для  всех.  –http://хn--m1aba.хn--p1ai/ru/

news/20140603/03698.html.

7.  Осанов С. Безработная молодежь: бомба за-

медленного действия // Казахстанская правда, 
20 января2015.

8.  Даутов А.Т., Аюпова Р.Р., Башарина Т.В. Состоя-

ние государственной молодежной политики: 
потребности и социальные практики. Анали-

тический отчет по результатам социологиче-
ского исследования. — Астана: НИЦ «Моло-

дежь», 2016. –С.28.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

168

9.  Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана 

«Казахстан — 2030». Процветание, безопас-

ность и улучшение благосостояния всех ка-
захстанцев (Алматы, 10 октября 1997 года) // 
Избранные речи. Том Ш. 1995-1998 гг. –Астана: 
ИД «Сарыарка», 2009. — С.247,403.

10.  Казахстанская правда, 18 января2014.
11.  Казахстанская правда, 12 ноября2014.
12.  Казахстанская правда, 1 декабря2015.
13.  Казахстанская правда, 27 апреля2016.
14.  Казахстанская правда, 15 мая2008.
15.  Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 

года № 285-V «О государственной молодеж-
нойполитике»

16.  Казахстанская правда, 11 февраля2015.
17.  Изучение общественно-политической ситуа-

ции в молодежной среде. 2 квартал 2016 года. 
Аналитический отчет по результатам социо-

логического исследования. — Астана: НИЦ 

«Молодежь», 2016. — С.53,55.

18.   Изучение общественно-политической ситу-

ации в молодежной среде». 3 квартал 2016 
года. — Аналитический отчет по результатам 
социологического исследования. — Астана: 

НИЦ «Молодежь», 2016. — С.11,15.

19.  Даутов А.Т., Аюпова Р.Р., Башарина Т.В. Состо-

яние государственной молодежной полити-
ки: потребности и социальные практики. — С. 
27,14.

20.  Изучение общественно-политической си-

туации в молодежной среде. 2 квартал 2016 

года. — С.52.

21.  Казахстанская правда, 11 февраля2015.
22.  Пархоменко М. Все для молодых // Казахстан-

ская правда, 24 октября 2015.

23.  Казахстанская правда, 17 ноября2012.
24.  Шварц А. Чтобы программа работала эффек-

тивнее //Казахстанская правда, 6 августа 2016; 

Даутов А.Т., Аюпова Р.Р., Башарина Т.В. Состоя-
ние государственной молодежной политики: 
потребности и социальные практики. — С.37. 
2016.

25.  Сыздыкова Л. Дать молодежи работу // Казах-

станская правда, 8 октября 2016.

26.  Изучение общественно-политической си-

туации в молодежной среде. 2 квартал 2016 

года. — С.56-57.

27.  Нурберген А. Молодежный вопрос//Казах-

станская правда,19 апреля 2016. 2015.

28.  Пархоменко М. Все для молодых//Казахстан-

ская правда, 24октября

29.  Изучение общественно-политической ситуа-

ции в молодежной среде. 2 квартал 2016 года. 

— С.40; Национальный доклад «Молодежь Ка-

захстана — 2014 г. ». С.112.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Здоровье  

и досуг молодого 

поколения

ГЛАВА 4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

170

 4.1 

 СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ БОЛЕЗНИ 

МОЛОДЕЖИ

Здоровье  молодежи  является  приоритетной 

ценностью на государственном уровне. И прежде 
всего,  государство  стремится  охранить  молодежь 

от  социально-значимых  заболеваний,  таких  как 
туберкулез, СПИД, наркомания, инфекции, переда-

ваемые половым путем и др. Заболевания данной 
группы представляют значительную угрозу здоро-
вью населения, наносят колоссальный ущерб для 

общества, связанный с потерей временной и стой-

кой трудоспособности, необходимостью огромных 
затрат на профилактику, лечение и реабилитацию, 
преждевременной  смертностью,  преступностью. 
Молодежь  является  наиболее  уязвимой  группой 
населения,  которая  быстро  вовлекается  в  эпиде-
мический  процесс.  Причинами  роста  социально 
значимых  заболеваний  среди  молодежи  выступа-
ют  социальная  дезадаптация,  низкий  уровень  ги-
гиенических  знаний,  средовые  условия  и  раннее 
начало половой жизни. 

По  данным  Министерства  здравоохранения 

и  социального  развития  Республики  Казахстан  за 

Рисунок 4.2 

Сравнительный анализ распространения 

туберкулеза среди городской и сельской 

молодежи

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И 

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

первые  6  месяцев  2016  года  абсолютное  число 
молодежи в возрасте 15-29 лет, состоящих на уче-

те в противотуберкулезных диспансерах, достигло 
4817 человек (рис. 4.1).

Наиболее  многочисленной  выступает  трудо-

способная часть молодежи, имеющая достаточно 
большое количество контактов, удельный вес воз-

растной категории от 25 до 29 лет составил 40,4% 

от общего числа активных больных туберкулезом, 
состоящих  на  учете  в  противотуберкулезных  дис-

пансерах. 

Сравнительный  анализ  распространения  ту-

беркулеза среди городской и сельской молодежи 
показал  сохранение  тенденции  превалирование 
первого над вторым — 2988 случаев в абсолютных 
единицах  (62,03%)  против  1829  случаев  (37,97%) 
(рис. 4.2).

За первое полугодие 2016 года отмечается ди-

намика  снижения  числа  заболеваний  туберкуле-
зом у городской и сельской молодежи в возрасте 
21-28 лет. В то же время среди городской и сель-

ской молодежи в возрасте 14-19 лет наблюдается 

рост  числа  заболеваний  в  сравнении  с  предыду-
щим отчетным периодом (рис. 4.3).

Анализ распространения туберкулезной инфек-

ции (в региональном разрезе) за 6 месяцев 2016 года 
зафиксировал наиболее высокий уровень заболевае-
мости молодежи в возрасте 14-28 лет в Южно-Казах-

станской, Атырауской, Алматинской, Кызылординской 
областях (рис. 4.4). 

В Казахстане онкологические заболевания зани-

мают второе место в структуре смертности. По дан-
ным Казахского научно-исследовательского института 

37,97

62,03

552

470

1847

1948

326

226

295

175

1131

716

1236

712

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

171

Рисунок 4.3

Сравнительный анализ численности молодежи 

в возрасте 15-29 лет, состоящей на учете 

в противотуберкулезных диспансерах 

(абсолютное число) в разрезе город/село

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И 

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

14-17 лет

18-20 лет

25-28 лет

21-24 года

712

599

292

226

1236

933

493

326

Рисунок 4.4 

Удельный вес молодежи, в % от общего числа 

больных туберкулезом 

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И 

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЮКО

СКО

ЗКО

Жамбылская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область
Акмолинская область

г. Алматы

г. Астана

ВКО

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

10,8

6,8

2,4

4,9

5,3

6,0

7,5

6,5

6,0

6,1

5,8

5,3

3,6

8,9

8,4

6,1

23,2%

34,3%

32,2%

57,2%

онкологии и радиологии (КазНИИОиР), в 2015 году 

в республике заболеваемость злокачественными 
новообразованиями составила 207,8 на 100 тысяч 
населения, смертность от злокачественных новооб- 
разований составила 89,9 на 100 тысяч населения [1]. 

Общее зарегистрированных онкобольных среди 

молодежи 15-29 лет составило 874 человека. 

Анализ уровня онкологических заболеваний среди 

молодежи на конец 2015 года показал наиболее высо-

кие его значения в возрастной группе 25-29 лет — 57,2 

случаев на 100 тысяч населения (рис. 4.5).

Уровень  заболеваемости  злокачественными 

новообразованиями  (онкопатология)  среди  мо-

лодежи  в возрасте  14-28  лет  за  2015  год  всрав-

нении с предыдущим годом увеличился в 2 раза  
(рис. 4.5).

Наибольшее количество случаев онкологичес- 

ких заболеваний среди молодежи старшей возраст-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

172

Рисунок 4.6

  Сравнительный анализ уровня онкопатологии среди молодежи 25-29 лет 

в зависимости от региона проживания (на 100 тысяч населения)

79,6

31,9

17,7

40,1

29,5

54,5

39,4

54,8

37,5

21,1

14,5

21,2

38,5

79,5

27,4

34,7

18,0

20,2

16,1

22,4

8,9

10,2

18,7

16,7

17,9

10,8

12,3

22,0

22,6

13,7

20,5

17,8

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЮКО

СКО

ЗКО

Жамбылская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

г. Алматы

г. Астана

ВКО

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

ной группы 25-29 лет по итогам 2015 года зарегистри-
ровано в г. Астана, Алматинской, Кызылординской, 
Мангистауской областях (рис.4.6).

Дети и подростки — это одна из наиболее уязви-

мых категорий населения, учитывая их возрастные, 
поведенческие особенности, желание и риск испы-

тать на себе воздействие психотропных, наркотичес- 

ких средств, употребление алкоголя и т.п. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

173

Общее количество молодых граждан 15-29 лет, 

состоящих на учете органов здравоохранения (нар-

кодиспансеры) как алко — и наркозависимые, по ито-
гам 2015 года составило 8 916 человек, из них 7 979 
юношей и 937 девушек (рис. 4.7). 

При анализе численности молодежи, состоящей 

на учете с психическими расстройствами и расстрой-

ствами поведения в результате употребления психо-
активных веществ, отмечено, что основная категория 
такой молодежи — лица в возрасте 25-29 лет (64,8% 
от общего числа молодых людей в возрасте 15-29 лет, 
состоящих на учете). Доля лиц остальных возрастных 

когорт представлена на рисунке 4.8.

Наблюдается тенденция — к снижению роста за-

болеваемости среди молодежи в возрасте 15-29 лет 
психическими расстройствами и расстройствами по-
ведения в результате употребления психоактивных 
веществ в сравнении с прошлыми годами (рис. 4.9). 

Как и в прошлом году, молодежь в возрасте 25-29 лет 
представляет собой самую многочисленную подгруп-

пу по числу заболеваний среди молодежи вцелом. 
При этом тенденция снижения роста заболеваемости 
касается как всей молодежи в целом, так и каждой из 

ее подгрупп. Вместе с тем, несмотря на благоприят-

ную тенденцию снижения роста данного заболевания, 
нельзя забывать о том, что именно молодежь являет-

ся наиболее выраженной группой риска по употре-
блению психоактивных веществ.

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, сос 

тоящей на учете с психическими расстройствами 

и расстройствами поведения в результате употре-
бления алкоголя в сравнении с прошлыми годами 

существенно снизилась с 30 013 случаев в 2014 году,  

22 689 случаев в 2015 году, до 16 423 случаев. Причем,-

тенденция снижения имеет место во всех возрастных 

подгруппах (рис. 4.10). В сравнении с прошлым годом, 
имеет место общая тенденция увеличения числа за-
болеваний СПИДом, как в большинстве регионов, так 
и в городах Астана и Алматы (рис. 4.11.). Снижение 
распространения ВИЧ-инфекции наблюдается только 

3,8%

4,1%

27,3%

64,8%

999
893

6604

15663

682
469

3881

11391

10,1%

5,7%

30,8%

53,4%

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

174

в Костанайской области (с 25,0% до 18,3%).

В профилактике и лечении социально-значимых 

заболеваний молодежи велика роль молодежных 

центров здоровья (МЦЗ). Их общее количество воз-
росло на 14 в сравнении с прошлым годом(с 77 до 91), 
но при этом в Алматинской области и вовсе отсутству-

22,6

20,08

27,9

14,9

12,96

17,9

 

 

 

-

 

-

 

 

 

 

 

-

 

19,3

16,56

27,5

23,1

21,8

28,6

16,3

15,04

16,4

25,7

24,0

34,04

21,0

18,54

24,9

10,6

9,33

14,8

19,1

17,3

9,6

18,1

15,77

10,9

27,4

15,52

37,1

18,3

25,0

22,7

24,4

19,0

25,9

21,6

19,4

27,2

14,0

12,17

16,4

13,7

12,51

17,5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

175

Рисунок 4.12 — Количество МЦЗ в регионах

 2015

 I полугодие 2016

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И 

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

4

4

7

9

0

0

7

7

7

5

3

14

3

3

9

8

3

8

2

2

7

7

1

1

1

1

2

2

12

12

9

8

77

91

ет МЦЗ, а в Восточно-Казахстанской области закры-
лись 2 МЦЗ, по одной МЦЗ закрылись в Карагандин-
ской области и в городе Алматы. По данным МЗСР 

Республики Казахстан количество МЦЗ увеличилось 
в Жамбылской на 11, где на сегодняшний день наи-

большее количество МЦЗ по республике, в Кызылор-

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

г. Алматы

Всего

г. Астана

Восточно-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

динской на 5 и в Актюбинской на 2 МЦЗ. (рис. 4.12.). 

В МЦЗ молодежь может получить комплексную 

(психологическую, юридическую и медицинскую) 
консультативную помощь, а также социальное сопро-
вождение и помощь по защите своих прав. К работе 
в МЦЗ подключены подростки-волонтеры, что имеет 
большое воспитательное, профилактическое и про-

светительское значение. Наряду с МЦЗ молодежь 

может получить консультативную помощь психолога 
и гинеколога по телефону 150 («Горячая линия»).

 4.2 

 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И 

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА 

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Сфера физической культуры и спорта выступает 

в качестве одной из перспективных площадок, спо-

собствующих прочной социальной консолидации 
общества, независимо от возраста и социального 
статуса, формированию нации единого будущего. 

В современном мире спорт и здоровый образ жизни 
наряду с экономическим развитием находятся в числе 
ключевых показателей качества жизни граждан, рас-

сматриваются и являются важным аспектом социаль-

ной занятости населения. 

В конечном итоге, спорт становится символом об-

щенационального единства, солидарности и выступа-

ет в качестве одного из важнейших аспектов форми-

рования основ нового казахстанского патриотизма, 

чувства гордости и солидарности со своей страной. 

Занятия физической культурой и спортом явля-

ются одним из наиболее доступных и эффективных 
механизмов оздоровления населения, его самореа-

лизации и развития, средством борьбы против асо-

циальных явлений [2]. 

Анализ статистических данных показал, что в ряде 

большинстве регионов наблюдается снижение числа 
молодежи, занимающейся спортом. Так, отрицатель-
ные изменения зафиксированы в Карагандинской (с 
226 138 чел. до 144 162), ВКО (с 263 766 чел. до 215 831), 
Актюбинской (с 154 273 чел. до 72 911), Павлодарской 
(с 124 325 чел. до 75 402), Акмолинской (с 103 137 чел. 
до 67 752), СКО (с 88 490 чел. до 44 588), и Мангистау-
ской областях (с 88 095 чел. до 52 694).

Значительное увеличение количество молодых 

людей занимающиеся спортом отмечается в Юж-

но-Казахстанской области (было 175 692 чел., стало 
346 323), Алматинской области (было 172 711 чел., 

стало 309 661) и в городе Алматы (было 154 931 чел., 
стало 242 968) (рис. 4.13.). 

Также в сравнении с прошлым годом увеличилось 

количество молодежи, практикующей национальные 
виды спорта (с 265786 чел. до 278235) (рис. 4.15).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

176

Рисунок 4.13 — Доля молодежи, занимающейся физической культурой и спортом в разрезе 

регионов (2015-2016 гг.)

67752

103137

72911

154273

309661

172711

74958

62910

215831

263766

106776

90375

91089

52977

144162

226138

82370

55130

143274

117666

52694

88095

75402

124325

44588

88490

346323

175692

106395

104652

242968

154931

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

г. Алматы

г. Астана

Восточно-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

 2016 год 

 2015 год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

177

Рисунок 4.14 — Количество молодежи с ограниченными физическими возможностями 

систематически занимающейся физической культурой и спортом в разрезе регионов

438

67

567

104

1761

1015

1187

1134

306

1795

365

572

754

1204

440

430

608

420

633

268

1009

336

859

1290

181

1639

200

494

621

1366

551

1264

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

г. Алматы

г. Астана

Восточно-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

 2016 год 

 2015 год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

178

Рисунок 4.15 — Количество молодежи из числа практикующей национальные виды спорта 

в разрезе регионов

2244

1666

51855

7800

12345

5260

9348

14845

42045

10534

9928

30150

9768

46566

9902

13979

2027

1600

47410

6593

12129

4460

8498

14669

42032

10496

8475

30020

9417

46210

8971

12779

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

г. Алматы

г. Астана

Восточно-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

 2016 год 

 2015 год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 4

ЗДОР

ОВЬЕ И ДОСУГ МО

ЛО

ДОГ

О ПОК

О

ЛЕНИЯ

179

4.3 

 ДОСУГ МОЛОДЕЖИ

Досуг, являясь структурным элементом свобод-

ного времени, выступает полем для самореализации 
и самоидентификации, развития духовных и физичес- 
ких качеств, исходя из социокультурных потребностей 

личности. 

Современная молодежь, становление которой 

пришлось на время социально-экономических пе-
ремен в стране, деидеологизации, зачастую была 
предоставлена сама себе в вопросах организации 
и проведения своего досуга. Представившиеся воз-
можности являются обширными, и включают в себя 
новые способы общения, рекреации, развлечений. 
Следствием рыночной экономики явилась также 
коммерциализация культурно-досуговых центров, 
которые зачастую строят свою работу не исходя из 
интересов молодых людей, а опираясь только на эко-
номические показатели эффективности деятельности. 
Дополнительной проблемой является их недоступ-
ность для большей части молодежи. 

Отдельно стоит отметить, что следствием избы-

точного свободного времени, которое в силу тех или 

иных причин не может быть должным образом ор-
ганизовано, является несформированность в моло-
дежной среде запросов, потребностей в культурном 
проведении досуга, в его активных формах.

Важность формирования культуры проведения 

досуга молодежи, регулирования ее свободного 
времяпрепровождения обосновывается и тем, что 
проведение досугового времени также напрямую 

Рисунок 4.16 — Формы досуга

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ (ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

10,7

15

25,3

25,3

60,7

82,9

83,5

94,9

96,5

97,4

отражается на уровне развития молодежи, самореа- 
лизации ее творческого потенциала.

Проблема организации досуга актуализирует-

ся в связи с тем, что казахстанская молодежь в свое 
свободное время предпочитает формы досуга, ко-
торые принято называть простыми или традицион-

ными формами проведения свободного времени: 

смотрят телевизор (97,4%), встречаются с друзьями 

(96,5%), слушают музыку (94,9%), общаются в интер-
нете (83,5%), посещают интернет-сайты (82,9%) [3]. То 

есть речь идет о домашних видах досуга. 

Большая часть молодежи предпочитает использо-

вать интернет для общения в социальных сетях. 

Намного реже молодежь читает книги (60,7%), по-

сещает музеи, театры и выставки (25,3%), музыкаль-

ные концерты, фестивали (34,5%) (рис. 4.16). 

Необходимо отметить, что именно активное со-

циальное и культурное участие вне дома, выступает 
признаком полноценности досуга.

Большая часть молодежи проводит свое ежед- 

невное свободное время используя традиционные 
(неактивные) формы досуга. 

 Более активные формы досуга, которые предпо-

лагают интеллектуальное и культурное развитие (по-
сещение театров, выставок, музыкальных концертов, 

музеев) используется молодежью либо 1 раз в месяц, 

либо несколько раз в год. 

При этом обвинять молодежь в том, что отдых 

дома является самым распространенным видом про-
ведения досуга нельзя. Поскольку данный факт имеет 
прямую корреляцию и обусловленность тем, что до-

Участвую в деятельности полит. партий

Участвую в деятельности общ. объединений

Посещаю музеи, театры, выставки

Концерты

Читаю книги

Посещаю интернет-сайты

Общаюсь в интернете

Слушаю музыку

Встречаюсь с друзьями

Смотрю телевизор

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru