Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016» - часть 10

 

 

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

148

Молодежные  организации  имеют  институцио-

нальное  оформление,  в  рамках  государственной-
политики.

Согласно  статье  23  «Молодежные  ресурсные 

центры»,  являются  юридическими  лицами,  кото-
рые проходят государственную регистрацию в ор-
ганах  юстиции,  имеют  свои  расчетные  счета,  что 
законодательно  закрепляет  статус  и  возможность 

функционировать  как  полноправного  субъекта 

политико-правовых  и  экономических  отношений 
[5].  Молодежные  ресурсные  центры  учреждают-

ся местными исполнительными органами с целью 
оказания услуг и предоставления ресурсов для мо-
лодежи и молодежных организаций.

Молодежные ресурсные центры осуществляют 

информационно-методическое, 

консультацион- 

ное сопровождение и поддержку инициатив моло-
дежи,  мониторинг  и  анализ  ситуации  в  молодеж-
ной среде. Создание, обеспечение и координация 
деятельности  молодежных  ресурсных  центров  от-
носится  к  компетенции  местных  исполнительных 

органов. Основной целью деятельности молодеж-

ных  ресурсных  центров  является  оказание  услуг 
для поддержки и развития молодежи и молодеж-
ных организаций. Здесь молодые люди получают 
информацию  по  трудоустройству,  образованию, 
профессиональной  подготовке,  досугу,  туризму 
и спорту. Кроме того, в центрах оказывают психо-

логические образовательные услуги и занимаются 
организацией досуга молодежи.

Согласно  статье  24  «Научно-исследователь-

ский  центр  «Молодежь»,  создан  в  целях  научно-

го  и  методического  обеспечения  реализации  го-

сударственной  молодежной  политики,  проводит 

научные  исследования  по  проблемам  молодежи, 
делает  социологические  замеры  по  актуальным 
вопросам  государственной  политики,  осуществля-

ет фундаментальные и прикладные исследования 

по  ключевым  направлениям  реализации  государ-

ственной политики в соответствии с возрастными 

группами.

Финансирование  деятельности  НИЦ  «Моло-

дежь» осуществляется за счет бюджетных средств. 
Создание независимого центра по изучению акту-
альных  проблем  молодежи  Казахстана  позволяет 
глубже  осознать  и  понять  проблемы  молодежи, 
аккумулировать  их  интересы  и  выработать  дей-

ственные меры по их решению, создать эффектив-

ные механизмы реализации и идентификации ин-

тересов  молодежи  по  возрасту,  так  как  интересы 

молодежи 14 лет и молодежи 20 и 28 лет мало где 
пересекаются,  разнятся  интересы  молодежи  села 
и города, студенческой и рабочей молодежи и др.

Таким образом, в нормативной правовой базе 

молодежной политики слабо определен механизм 

участия молодежи, молодежных организаций в са-
мопредставлении  и  лоббировании  своих  интере-

сов  в  органах  государственной  власти,  в  особен-

ности на уровне региональных и местных органов 
власти  и  наделения  их  правом  законодательной 
инициативы. На наш взгляд, необходимо создание 
условий  и  стимулов  для  самостоятельного  реше-
ния  молодежью  своих  собственных  проблем.  Так-
же, в реализации молодежной политики наблюда-

ется  слабое  межведомственное  взаимодействие, 

непрозрачность  деятельности  государственных 

органов в сфере государственной молодежной по-
литики.

 

 2.2 

 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РАЗВИТЫХ СТРАН

Ориентиром  в  сфере  молодежной  политики 

служит  опыт  стран  Организации  экономического 
сотрудничества и развития (ОЭСР), это объединение, 

в которое входят 35 наиболее развитых в политиче-

ском и экономическом отношении государств, в том 

числе, большинство стран — членов ЕС (рис. 2.1).

Согласно стандартам ОЭСР для повышения кон-

курентоспособности человеческого капитала еже-
годные государственные расходы на образование 
должны составлять 5-6% от ВВП.

В  развитых  странах  Запада  реализуются  две 

основные  стратегии  молодежной  политики.  Пер-

вая  предусматривает  государственную  помощь 

отдельным,  наименее  социально  защищенным 

и  «неблагополучным»  категориям  молодежи  при 
жесткой  регламентации  расходования  средств 
и категорий, нуждающихся в помощи.

Вторая исходит из ответственности государства 

за интеграцию всей молодежи и предусматривает 
разработку социальных программ, доступных для 
всех  молодых  людей.  В  любом  случае  участие  (в 

том  числе  финансовое)  в  реализации  стратегиче-
ских  целей  принимает  как  государство,  так  и  раз-
личные структуры гражданского общества.

Наработан  и  ряд  успешных  практик.  Так,  реа-

лизацию  японской  молодежной  политики  харак-
теризуют  совместные  взаимовыгодные  действия 

государственных  органов  и  общественных  инсти-

тутов,  а  также  четкое  распределение  их  ответ-
ственности.  В  этой  стране  пристальное  внимание 

уделяется  влиянию  интернет-ресурсов  и  иных 

средств  массовой  информации  на  молодежное 
сознание.  Проводится  политика  по  ограничению 

доступа молодежи к небезопасным и нежелатель-
ным интернет-сайтам.

В  азиатских  странах  особое  внимание  уделя-

ется  образованию  и  трудоустройству  молодежи. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

149

Государственная молодежная политика Китайской 
Народной Республики, к примеру, осуществляется 
в полном соответствии с решениями Коммунисти-

ческой  партии  Китая,  которая  уделяет  внимание 

всем сферам жизни молодежи.

В Германии существует свыше 90 надрегиональ-

ных молодежных союзов, в которых организовано 

около четверти всей молодежи.

В  США  внедрены  механизмы  государствен-

но-частного партнерства, к участию в реализации 
молодежных  программ  привлекаются  благотво-
рительные частные организации и коммерческий 

сектор. В американских учреждениях образования 

развиты  органы  самоуправления,  которые  помо-
гают  подросткам  приобрести  необходимые  соци-

альные,  культурные,  коммуникативные,  управлен-

ческиенавыки.

Во  многих  странах  эффективно  действуют 

специальные молодежные центры и службы на ос-

нове государственного обеспечения.

Например, в крупных городах Турции работают 

информационные и культурные молодежные цен-

тры,  в  Германии — консультативные  бюро  моло-

дежной информации. Данные центры объединены 
в  сети,  имеют  стандартный  базовый  пакет  услуг, 

систему  обмена  информацией  и  ее  обновления. 

В  Испании,  Португалии,  скандинавских  странах 

также  внедрена  разветвленная  общественно-го-
сударственная система служб социальной помощи 

молодежи.

Несмотря на схожесть форм и методов реализа-

ции европейских концепций молодежной полити-
ки, можно условно выделить две ее приоритетные 

стратегии развития. Первая основана на ведущей 

роли  государства  в  сфере  молодежной  политики 
(Франция, Германия).

Вторая — на  паритете  государства  и  структур 

гражданского  общества  в  сфере  молодежной  по-

литики (Великобритания, Швеция).

Таким  образом,  в  качестве  главной  задачи  со-

временной  государственной  молодежной  полити-
ки  выступает  выравнивание  социального  статуса 
различных групп молодежи.

Анализ  мирового  опыта  молодежной  поли-

тики  показывает,что  наибольшего  эффективного 

результата при реализациимолодежной политики 
добились Германия и Япония.

Молодежная  политика  Германии  считается  од-

ной из лучших в Европе по решению проблем за-
нятости молодежи. Сегодня в стране самый низкий 
уровень безработицы среди молодежи (7,7 %), по 

сравнению с другими странами Евросоюза (22,2 %), 
самые  высокие  показатели — в  Испании  (53,2  %) 

и в Греции (52,4 %) [6].

Молодежная политика Германии основывается, 

во-первых, на особой роли государства, и во-вто-
рых,  на  передаче  функций  ведомств  обществен-
ным  организациям  (при  этом  роль  Федерального 
центра снижена).

Правовой  основой  молодежной  политики  Гер-

мании является Конституция, Гражданский Кодекс, 
Уголовной  Кодекс,  Федеральный  закон  «О  соци-
альной  помощи  молодежи  и  детям»,  также  зако-
ны, непосредственно касающиеся проблем детей 
и молодых людей и федеральный план[7].

Целью  Федерального  закона  «О  социальной 

помощи  молодежи  и  детям»  является  оказание 
помощи  молодому  человеку  в  процессе  инте-
грации  в  общество.  Молодому  человеку  помощь 

оказывается  в  следующих  направлениях:  содей-
ствие  в  индивидуальном  и  социальном  развитии, 

консультирование и содействие родителям в про-
цессе  воспитания  детей,  обеспечение  безопасно-

сти  молодежи,  создание  благоприятных  условий 

для молодежи, детям и семьям для жизнедеятель-
ности  [8].  Закон  о  молодежи  Германии  имеет  со- 
циальный  характер  и  направлен  на  интегрирова-
ние молодежи вобщество.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

150

Рисунок 2.2 

Структура ведомства по делам молодежи на местном уровне в Германии [10].

Основная характеристика молодежной 

политики Германии:

ВЕДОМСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

Консультируют по проблемным 

ситуациям молодых людей и семей

Вносят предложения по 

совершенствованию помощи молодежи

Планируют помощь молодежи

Поддерживают добровольную 

помощь молодежи

Текущее 

управление 

в рамках устава 

и решений 

представительско-

 

го органа 

и комиссии 

помощи молодежи

Отличительной  чертой  молодежной  поли-

тики Германии является:

-  наличие  слаженного  механизма  социального 

вовлечения  молодых  людей  не  только  в  обще-

ственные процессы, но и в предпринимательскую 

деятельность;

- молодежная политика осуществляется на трех 

уровнях:  национальный  уровень  федерации,  ре-
гиональный уровень федеральных земель и мест-
ный уровень муниципальных коммун или сельских 

округов.  На  федеральном  уровне  принимаются 

законы и отчеты о положении детей и молодежи. 
Земли  (региональный  уровень)  содействуют  ор-
ганизации  помощи  молодежи  через  консультиро-
вание  и  организацию  повышения  квалификации. 

Городаи районы (местный уровень) отвечают, пла-
нируют и содействуют помощи молодежи (рис.2.2).

Работа  с  молодежью  ведется  в  следующих 

направлениях:

-  первая  форма — это  мобильная  работа,  ко-

торая  включает  в  себя  уличную  работу,  индиви- 

дуальную  помощь,  групповую  и  общественную 
работу с молодежью;

- вторая форма — это референтные группы, они, 

в основном, проводят анализ потребностей моло-
дежи  и  вносят  коррективы  в  местные  законода-

тельные акты;

- третья форма - «послы» от муниципалитетов/

районов — могут быть назначены в качестве пред-

ставителей [9].

Надо отметить, государственные органы и доб- 

ровольные  организации  оказания  помощи  мо-

лодежи  функционируют  на  местном  уровне,  при 
этом  приоритет  отдается  негосударственным 
структурам  по  работе  с  детьми  и  молодежью.  Го-
сударственные  средства  для  услуг  помощи  детям 

и молодежи оплачиваются на 84% муниципалите-

тами (города, общины и районы) [11]. 

Итак,  молодежная  политика  Германии,  осно-

ванная  на  социально-государственном  партнер-

стве, с привлечением общественных организаций 

и  активном  участии  федеральных  органов  в  ре-
шении  задач,  стоящих  перед  молодежью,  показа-

ла свою эффективность. Немецкое правительство, 
с одной стороны, использует молодежные органи-

зации как основной инструмент участия молодежи 
в политике, с другой стороны, для решения соци-

Комиссия помощи молодежи, оказывают 

содействие молодежи во всех сферах, в частности:

Управление

наличие специального органа –

Федерального министерства по делам семьи, 

пожилых людей, женщин и молодежи

высокий процент участия молодых людей 

(около 70%) в деятельности в более чем 90 

общенациональных молодежных союзов

учет возрастных особенностей молодежи 

В Германии молодежь делят на 

непосредственно молодежь от 14 до 18 лет 

и молодых взрослых от 18 до 27лет

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

151

альных проблем молодежи и вовлечения молодых 
людей  в  общественную  и  политическую  жизнь  
общества. 

Япония
Молодежная  политика  Японии  считается  эф-

фективной, так как сегодня в стране наблюдается 
самый  низкий  уровень преступности  среди моло-

дежи (9,9%). При этом по каждому из тяжких пре-

ступлений  (убийства, грабежи,  изнасилования, на-

падения) показатель Японии самый низкий среди 
всех  стран-членов  Организации  экономического 

сотрудничества и развития (ОЭСР) [12].

Япония  представляет  собой  азиатскую  страну, 

где, во-первых, на систему воспитания молодежи 
повлияли  вековые  национальные  традиции  об-
щества,  такие  как  почитание  старших,  семьи,  об-
щины,  чувство  привязанности  к  определенной 

социальной  группе,  самоотречение  во  благо  кол-
лектива,во-вторых,  на  формирование  правовой 
системы молодежной политики повлияла англо-а-

мериканская модель.

Законодательной  основой  молодежной  поли-

тики Японии является Конституция, Акт «О содей-
ствии  развитию  и  поддержке  детей  и  молодежи» 

(2010г.), Национальная политика развития молоде-
жи (2008 г.), Белая книга о молодежи (2013 г.) и др. 
В Акте «О содействии развитию и поддержке детей 
и  молодежи»  особое  внимание  уделяется  социа-

лизации и интеграции молодого человека в обще-
ство, идеям здорового образа жизни, проблемам 

рождаемости, предотвращению преступности сре-
ди молодежи и среди несовершеннолетних и под-

держке социальной независимости молодежи [13].

Основная  характеристика  японской  модели: 

молодежную  политику  координирует  государ-

ственная  структура,  которой  является  Министер-
ство образования, культуры, спорта, науки и техно-
логий. Также функционируют Комитет содействия 

развитию молодежи на базе кабинета министров, 
на  общенациональном  уровне  Национальный  со-
вет молодежных организаций, а на национальном, 
региональном  и  местном  уровнях  Национальная 

ассамблея  развития  молодежи.  Деятельность  мо-
лодежных  организаций  строго  регламентирована 
и  сегментирована  по  секторам.  Например,  Моло-
дежная экологическая лига Японии является одной 
из  крупнейших  общенациональных  сетей  моло-
дежных  групп,  занимающихся  природоохранной 
деятельностью. Молодежная сеть АСЕАН в Японии 
также  состоит  из  молодежных  и  студенческих  ор-
ганизаций, представляющих молодежь из различ-
ных стран АСЕАН [14].

Следует  также  отметить,  законодательную 

и  концептуальную  основу  молодежной  политики 
в  Японии  хоть  и  разрабатывает  центральное  пра-
вительство,  само  государство  при  этом,  фактиче-

ски,  делегирует  властные  полномочия  региональ-

ным и местным органам молодежного управления, 
предоставляя  максимально  возможную  степень 
участия  молодежи  в  политике  через  институты 
гражданского  общества.  Правда,  между  государ-

ственным управлением и институтами гражданско-

го общества детально разграничиваются функцио-
нальные обязанности и степень ответственности за 
реализацию молодежнойполитики.

Рисунок 2.3 

Пути противодействия преступности среди молодежи в Японии [16].

Гармоничное сочетание традиционных 

ценностей с современными, которое 

блокирует социальные девиации 

и криминальные инициативы еще на 

уровне мотивации.

Избавить общество от преступности — 

современная идея объединяющая 

японскую нацию.

Внедрение традиционных механизмов 

борьбы с преступностью.

Ужесточение законодательства, 

организованное общенациональное 

противодействие преступности 

в обществе.

Изменение общественного мнения 

японцев к молодежной преступности 

в обществе.

Национальный традиционализм 

японского общества

Правовая система государства

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

152

Одним  из  важнейших  направлений  моло-

дежной  политики  Японии  является  усиление 
роли  школьного  образования  в  сдерживании 
девиантного  поведения  подростков  путем  укре-
пления  взаимодействия  между  школой,  семьей 
и жителями районов, предоставляя школе право 
быть ведущим субъектом этой взаимосвязи [15] 
(рис.2.3).

Япония представляет собой яркий пример сме-

шанной правовой системы, которая в своей осно-
ве  опирается  на  англо-американское  общее  пра-
во и нормы обычного права японского общества. 
Используя  достижения  западной  цивилизации, 
Япония не отказывалась от традиционной системы 
ценностей (социально-групповая ориентация, кол-

лективизм,  «семейные»  методы  управления  ком-

панией), т.е. для решения более широких проблем 
молодежи использовали все средства, имеющиеся 
в распоряжении государства и общества [17]. При 
девиантном поведении несовершеннолетних пра-
вовая система прибегает к мерам предупреждаю-
щего и реабилитационного характера.

Основные различия между Германией и Япони-

ей в сфере молодежи заключаются в следующем: 

законодательство  молодежной  политики  Японии 
направлено на адаптацию молодых людей к жиз-
ни в окружающем сообществе и государстве. При 
этом общество пытается защитить свои традиции 
и жизненный уклад, а молодое поколение от раз-
рушительного влияния глобализационных и инно-
вационных  процессов  [18].  В  то  время  как  моло-
дежная политика Германии основана на принципе 
непосредственного, прямого участия молодых лю-
дей  в  формировании  и  реализации  молодежной 
политики.  Такой  подход  был  разработан  и  реко-
мендован  «Европейской  хартией  об  участии  мо-
лодого  поколения  в  жизни  муниципальных  и  ре-
гиональных образований», где предусматривались 
различные  рекомендательные  формы  и  институ-

ты для участия молодежи в жизни своих обществ 

и регионов[19].

 

 2.3 

 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ 

ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 
МОЛОДЕЖИ

Проблема  формирования  правовой  культу-

ры  и  правового  сознания  молодежи  в  Казахста-
не  обусловлена  многими  причинами:  уровнем 
нарушений  закона  молодежью,  правовой  безот-
ветственностью  населения  и  должностных  лиц, 
незащищенностью  гражданских  прав  молодежи, 
недоверием  к  правоприменительной  практике, 
правой безграмотностью и т.д.

Сегодня для казахстанского общества проблема 

молодежной  преступности  является  актуальной. 
Рост  криминальных  проявлений  в  молодежной 

среде  отмечается  в  подавляющем  большинстве 

регионов. Ежегодно ими совершается до 46-54 тыс. 
преступлений [20].

Анализ  статистических  данных  Комитета  по 

правовой  статистике  и  специальным  учетам  Ре-

спублики  Казахстан  о  состоянии  преступности 

за  9  месяцев  2016  г.  в  сравнении  с  аналогичным 
периодом  2015  г.  свидетельствует  о  повышении 
преступности на 5,4% (с 37 478 до 39 611) по стра-
не.  По  степени  тяжести  выглядит  следующим  об-
разом:  небольшой  тяжести — 8,6%,  средней  тяже-

сти — 11,2%, тяжкие — 12,7% и особо тяжкие — 4,8%  

(таблица 2.1).

При этом сохраняется положительная динамика 

роста всех видов преступлений.

Статистика свидетельствует, что в 2015 году из бо-

лее 104 тыс. человек совершивших преступление 87 
тыс. или 83% являются безработными. При этом 42 
тыс.  или  каждый  второй  относится  к  категории  мо-
лодежи.  Как  отмечают  представители  правоохрани-
тельных  органов,  рост  преступности  среди  молоде-

жи связан, прежде всего, с отсутствием занятости.

Рост уровня преступности среди несовершенно-

летних характерен для одних регионов в большей 
степени, а для других в меньшей степени. Наиболь-

ший рост преступности в 1 полугодии 2016 года со-

ставил — 1549 лиц, что на 13,6% больше, чем в ана-
логичный период (1363 чел. за 6 мес. 2015 г.). Рост 
фиксируется в Алматинской области (на 87,4%), г. 
Астана (81,8%), Атырауской (81,3%) и Павлодарской 
областях (63,3%). Доля несовершеннолетних, состо-

ящих в списках учета ОВД,выросла на 3,1% (9572 
в 2015 г. и 9866 в 2016 г.), количество безнадзорных 
и беспризорных соответственно на 5,8% (2200 в 2015 
г. и 2327 в 2016 г.) (рис.2.5). 

Правоохранительными органами отмечается, что 

наблюдаемый рост преступности среди молодежи 
характерен, прежде всего, для следующих регионов: 

— в Алматинской области (87,4%), г. Астана (81,8%) 

и Атырауской области (81,3%) значительно выросло 
уголовных правонарушений, совершенные несовер-
шеннолетними; 

- в Северо-Казахстанской (833,3%), Южно-Казах-

станской областях (76,6%) и г. Алматы (29,5%) выросло 

количество несовершеннолетних, состоящих на проф. 
учете в органах внутренних дел; 

- в Карагандинской (67,5%), Атырауской (59,4%), 

Павлодарской (18,7%) областях увеличилось количе-

ство несовершеннолетних, состоящих в списках учета 
ОВД; 

- в Атырауской (419,4%), Западно-Казахстанской 

(136,4%) и Павлодарской (30,3%) областях зафикси-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

153

Таблица 2.1 

Количество и динамика зарегистрированных преступлений по степени тяжести, 

совершенных молодежью за 9 месяцев 2015-2016 гг.

ИСТОЧНИК: КОМИТЕТ ПО ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ И СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕТАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рисунок 2.4 

Динамика преступности  

за 1 полугодие 2015 и 2016 гг. по отдельным 

видам правонарушений

9087

 6 месяцев 2015

 6 месяцев 2016

ИСТОЧНИК: КОМИТЕТ ПО ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ 

И СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕТАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

369

1408

1873

2173

341

11115

1612

кражи выросли на 22,32%

мошенничество выросло на 14,49%

грабежи выросли на 16,02%

разбои выросли на 8,2%

ровано наибольшее число безнадзорных и беспри-
зорных. 

Как показывают результаты социологических ис-

следований, наибольшее количество преступлений 
совершаются молодыми людьми, с наименьшим 

уровнем доходов. Уровень правовой культуры по-
вышается у работающей молодежи, в то время как 
низкая правовая культура более характерна для без-
работной молодежи .

Анализ преступлений, совершенных молодежью 

запоследние 5 лет показывает их рост более чем на 

10% (2010г. — 46918, 2011 г. — 46057, 2012 г. — 54522, 

2013г. — 54042,  2014  г. — 53961,  2015  г. — 51856) 
(рис.2.6).

В заключении можно сказать, что в настоящее 

время наблюдается медленный темп формирования 
правосознания и правовой культуры молодежи. Раз-
ные стартовые условия и социально-экономические 
возможности становления играют большую роль 
в формировании правосознания и правовой культу-
ры казахстанской молодежи.

***

Законодательство, регулирующее сферу молодеж-

ной политики, за годы независимости нашего государ-

ства концептуально пересматривалось, совершен-
ствовалось и дополнялось.

Подводя итоги развития государственной мо-

лодежной политики Республики Казахстан в 2015 

году, можно констатировать позитивные тенденции. 
В частности, отличительной особенностью приня-

того в 2015 году Закона от предыдущего Закона «О 

государственной молодежной политике» 2004 года 
является правовое закрепление статуса молодежных 

организаций как неправительственных организаций 

(ст. 28 п.1), в соответствии с Законом Республики Ка-
захстан от 9 февраля 2015 года «О государственной 
молодежной политике», молодежных ресурсных 
центров как юридических лиц, осуществляющих 
информационно- методическое, консультационное 

сопровождение и поддержку инициатив молодежи, 

мониторинг и анализ ситуации в молодежной среде, 
прописаны основные направления деятельности со-
циальных служб для молодежи.

В Закон «О государственной молодежной полити-

ке» внесены новые понятия, такие как республикан-

ский и региональный форумы.

Виды преступлений

9 месяцев 2015 г.

9 месяцев 2016 г.

Динамика,%

Всего преступлений

37478

39611

5,4

небольшой тяжести

6260

6795

8,6

средней тяжести

19737

21942

11,2

тяжкие

4865

5482

12,7

особо тяжкие

420

440

4,8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

154

Рисунок 2.5 

Сведения о регистрации уголовных правонарушений, совершенных 

несовершеннолетними, в разрезе регионов

ИСТОЧНИК: КОМИТЕТ ПО ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ И СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕТАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

г. Алматы

г. Астана

Восточно-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

0

50

100

150

200

250

 2016

 2015

213

38

80

26

35

158

85

98

29

104

40

100

63

163

176

98

196

46

49

31

47

129

82

97

16

113

68

55

52

87

123

151

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

155

Рисунок 2.6

 Динамика уровня преступности 

2010-2015 гг, %

Анализ преступлений, совершенных 

молодежью за последние 5 лет показывает 

их рост на 10%

ИСТОЧНИК: КОМИТЕТ ПО ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ 

И СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕТАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

46 918

46 918

46 918

46 057

46 057

46 057

Как показывает анализ опыта зарубежных стран, 

ориентиром в сфере молодежной политики служит 
опыт стран Организации экономического сотрудниче-
ства и развития (ОЭСР). Молодежная политика Герма-

нии признана одной из лучшей в Европе по решению 
проблем занятости молодежи. Молодежная политика 
Германии, основана на социально-государственном 
партнерстве, с привлечением общественных орга-
низаций и активном участии региональных и мест-
ных органов в решении задач, стоящих перед моло-
дежью. Немецкое правительство, с одной стороны, 
используют молодежные организации как основной 
инструмент участия молодежи в политике, с другой 

стороны, для решения социальных проблем молоде-

жи и вовлечение молодых людей в общественную 
и политическую жизнь общества.

Молодежная политика Японии активно исполь-

зует систему общественных регуляторов и традиции 
японского общества, а при девиантном поведении 
молодежи правовая система прибегает к мерам пре-
дупреждающего и реабилитационного характера 
в отношении несовершеннолетних.

Зарубежный опыт молодежной политики в раз-

витых странах характеризуют разная степень соче-

тания роли государства и институтов гражданского 
общества (НПО, объединения), внедрения новаций 

и позитивных с точки зрения развития традиций, при 
активном участии самой молодежи, молодежных 

объединений в определении и реализации данной 

политики.

В отличие от Германии, Японии, других развитых 

стран, в Казахстане, как и в других странах СНГ граж-

данское общество — в процессе становления. Зару-
бежный опыт молодежной политики для Казахстана 
представляет интерес, однако, имеются ограничите-

ли, обусловленные не столь развитыми институтами 

гражданского общества.

Результаты социологических исследований прове-

денных научно-исследовательским центром «Моло-
дежь», показали, что обнаруживается хоть не сильная, 
но достаточно выраженная, значимая корреляцион-
ная зависимость между уровнем правовой культуры 
и наличием опыта нарушения гражданских прав.

Существует  угроза  распространения  в моло-

дежной среде мнений о нарушении прав человека. 
Данная негативная ситуация может иметь двоякое 
воздействие: во-первых, это представление о пра-
вовой реальности приводит к тому, что молодежь 

оправдывает себя, совершая правонарушения, что 

реально тормозит формирование правовой культуры 
и правосознания, во-вторых, при наличии фундамен-

тальной системы законов в нашем государстве прак-
тически несформированы механизмы самозащиты 

и не созданы условия, гарантирующие реализацию 
прав молодыми гражданами страны.

СПИСОК 

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 
ИСТОЧНИКОВ:

1.  Закон Республики Казахстан «О государствен-

ной молодежной политике» от 9 февраля 2015 
года; Концепция государственной молодеж-
ной политики Республики Казахстан до 2020 
года «Казахстан 2020: путь в будущее» от 27 

февраля 2013года.

2.  Приказ Министра образования и науки Респу-

блики Казахстан от 23 апреля 2015 года № 233 
Об утверждении порядка проведения респу-
бликанского форума молодежи // http://online.

zakon.kz; Приказ Министра образования и на-
уки Республики Казахстан от 27 апреля 2015 
года №244 Об утверждении типовых правил 

о региональном форуме молодежи //http://

online.zakon.kz.

3.  Приказ Министра образования и науки Респу-

блики Казахстан от 23 апреля 2015 года № 231 
Об утверждении типового положения о сове-
тах по делам молодежи при акиматах» //http://

online.zakon.kz.

4.  Консультативно-совещательные органы / / 

http://youthpolicycenter.kz/ru/institucionalnaya-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 2

ЗАК

ОНО

ДА

ТЕ

ЛЬ

СТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН, РЕГ

УЛИР

УЮЩЕЕ ПР

АВОВОЙ СТ

АТУ

С МО

ЛО

ДЕ

ЖИ

156

podsistema/konsultativno-  soveschatelnye-
organy.html

5.  Об утверждении типового положения о мо-

лодежных ресурсных центрах //http://adilet.

zan.kz

6.  Уровень безработицы молодежи в Германии 

самый низкий в ЕС // http://euroua.com/europe/

eu/4537-uroven-bezrabotitsy-molodezhi-v-
germanii-samyj- nizkij-v-es

7.  Основной закон Федеративной Республики 

Германии от 23 мая 1949 года //http://lawers-
ssu.narod.ru/subjects/constzs/germany.htm

8.  Параграф 1KJHG // www.kinder-jugendhilfe.info/

ru_kjhg/cgi- bin/showcontent.asp?ThemaI

9.  Молодежная политика и участие молоде-

жи в Европе // http://www.eapyouth.eu/sites/

default/files/documents/youth_policy_and_
participation_epyru_rus-1.pdf

10.   Помощь детям и молодежи в Германии // 

http://www.kinder- jugendhilfe.info/ru_kjhg/cgi-
bin/showcontent.asp?ThemaID=4478

11.   Источники финансирования //  http:/  www.

kinder-  jugendhilfe.info/ru_kjhg/cgi-bin/
showcontent.asp?ThemaID=5002

12.   Насколько «безопасна» Япония в сравнении 

с другими странами? // http://www.nippon.com/

ru/features/h00068/

13.   Part 2 Adm3n3strative Policies on Youths Chapter 

1 Comprehensive and Sysmatic Promotion of 

Policies for Youth Development// www8.cao.
go.jp/youth/English/whitepaper/2009/pdf/s2-1.
pdf

14.   Japan //http://www.youthpolicy.org/factsheets/

country/japan/

15.    Латыпов  С.Р.  Государственная  политика 

Японии в сфере борьбы с девиантным по-
ведением  молодежи  (1990 — 2008  гг.)  // 
http://diss.seluk.ru/av- politologiya/748442-1-
gosudarstvennaya-politika-yaponii-sfere-borbi-
deviantnim-  povedeniem-molodezhi-1990-

2008-gg.php

16.  Морозов Н. А. Преступность в современной 

Японии: проблемы криминологической и уго-

ловно-правовой политики 

// http://law.

edu.ru/book/book.asp?bookID=1649466

17.   Джон Ч.С., Шень Д.Ш., Морозов Н. Особенно-

сти преступности, уголовной политики, право-
сознания и правовой культуры в странах АТР 

(сравнительное исследование)//http://law.vl.ru/
analit/show_atr.php?id=701&pub_name=%CE%

D1%CE%C1%C5%CD%CD%CE%D1%D2%C8+%
CF%D0%C5%D1%D2%D3%CF%CD%CE%D1%D

2%C8%2C+%D3%C3%CE%CB

18.  Четыре модели государственной молодежной 

политики - опыт сравнительного анализа//

http://e-conference.ru/modules.php?name=Ne
ws&file=print&sid=4314

19.  Европейская Хартия об участии молодежи 

в общественной жизни на местном и регио-
нальном уровне принята Конгрессом местных 
и региональных властей Европы (10-я Сессия 

- 21 Мая 2003 г. - Приложение к Рекомендации 

128)//http://molodchiny.ru/assets/files/docs/%D

0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0

%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%

B8%D1%8F%2013.pdf

20.  Результаты социологического исследования 

НИЦ «Молодежь»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Государственная 

молодежная 

политика в годы 

обретения 

Независимости 

Республики 

Казахстан

ГЛАВА 3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

158

 3. 1 

 ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ 

ПОЛИТИКИ В АСПЕКТАХ ПРОЦЕССА 

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобальные проблемы затрагивают жизненно 

важные интересы всего человечества и требуют для 

своего решения согласованных действий. Продви-

жение мирового сообщества тесно связано с моло-
дежью, являющейся его важнейшим стратегическим 
и инновационным ресурсом, без максимизации 
использования которого невозможно обеспечить 
конкурентоспособность каждой страны и ее без-

опасность. Молодежь — это источник устойчивого 
будущего. Распространенная характеристика ее как 
основного потенциала развития общества и государ-
ства далеко недостаточна. Молодые люди являются не 
только лидерами завтрашнего, но и сегодняшнего дня. 

Для успешного становления молодежи важен 

комплексный подход, реализация которого возможна 
на основе учета многоуровневого характера моло-
дежной политики: международного, регионального 
и национального. Практика показывает, что необхо-
димы все уровни реализации молодежной политики. 
Сохраняя общие параметры, присущие молодежной 
политике, каждый уровень ее осуществления имеет 

свою специфику и особенности. Основным звеном 
функционирования международного уровня явля-
ется Организация Объединенных Наций, система ее 

центральных органов и специализированных учреж-
дений. 

Анализ деятельности данной организации показы-

вает, что развитие молодежи является основой укре-
пления мира и стабильности. Поэтому усилия ООН 

сосредоточены на повышении внимания к подраста-

ющему поколению посредством активизации своих 

структур, всемерной поддержки регионального и на-

ционального уровней осуществления молодежной 
политики. Особо в системе ООН выделяются орга-
низации, непосредственно работающие с молоде-
жью. Заметное место среди них занимают ЮНЕСКО 
и ЮНИСЕФ. 

В 1995 году ООН приняла Всемирную програм-

му действий, касающуюся молодежи, до 2000 года 
и на последующий период. Она представляет собой 
международную стратегию решения молодежных 
проблем глобального характера. В Программе опре-
делены десять приоритетных направлений деятель-
ности: образование, занятость, ликвидация голода 
и нищеты, здравоохранение, охрана окружающей 

среды, борьба со злоупотреблением наркотических 
средств и преступностью среди несовершеннолетних, 
организация досуга, защита прав девушек и молодых 

женщин, а также полноправное и эффективное уча-

стие молодежи в жизни общества и в процессе при-

нятия решений. 

По решению Генеральной Ассамблеи ООН 2010 

год прошел под знаком Международного года мо-

лодежи. Ежегодно молодые люди, желающие внести 

практический вклад в достижение Целей развития ты-

сячелетия, собираются на Молодежную Ассамблею. 
Они знакомятся с программами, направленными на 

решение мировых и региональных проблем, с пред-

ставителями международных сообществ, а также 
обретают знания и умения, чтобы быть лидерами 

у себя на родине. Возможность участия в решении 
глобальных проблем предоставляет молодежи и Мо-
дель ООН — международное студенческое движение. 
В его рамках проводятся конференции в различных 

странах, на которых обсуждаются вопросы, стоящие 

на повестке дня реальной ООН. 

Целесообразно объединение усилий в отношении 

молодежи на уровне групп государств. Укреплению 
регионального среза молодежной политики способ-

ствуют региональные комиссии ООН, работа которых 
ближе к конкретным группам государств и к отдель-

ным странам. 

Интересна практика Содружества Независимых 

Государств. Она свидетельствует о том, что процес-

сы развития молодежи и государств не могут не быть 

взаимосвязанными. 

В декабре 2010 года решением Совета глав госу-

дарств СНГ утверждена Стратегия международного 
молодежного сотрудничества региона на период 
до 2020 года. Большими возможностями обладает 
Межпарламентская ассамблея СНГ. В ноябре 2012 
года ее постановлением принят модельный закон «О 
государственной молодежной политике». 

В 2014 году председательствующей в Совете по 

делам молодежи являлась Республика Беларусь. При-
давая значение гражданско-патриотическому воспи-

танию, был реализован ряд патриотических проектов: 

международный форум «Дружба без границ», меж-
дународный фестиваль молодежных инициатив «От-
крытый проект — молодежное сотрудничество» «Дни 
молодежи Содружества». 2015 год Указом Президента 
Республики в Беларуси был объявлен Годом моло-
дежи. Стартом этого события стал Республиканский 
молодежный форум, состоявшийся в начале года [1].

Большое внимание в странах Содружества при-

дается формированию законодательной базы госу-
дарственной молодежной политики. Распоряжением 
Правительства от 29 ноября 2014 года утверждены 
Основы государственной молодежной политики Рос-

сийской Федерации на период до 2025 года. Документ 

разработан с учетом положений Стратегии государ-

ственной национальной политики РФ на период до 

2025 года в части реализации задач в сфере граждан-

ского, патриотического и духовно-нравственного вос-

питания детей и молодежи. Он определяет систему 
принципов, приоритетных задач и механизмов, обе-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

159

спечивающих реализацию государственной моло-

дежной политики. 

В нем содержится целый комплекс механизмов: 

правовые, организационные, информационные, 
научно-аналитические и социальные. Главным ре-
зультатом реализации государственной молодежной 
политики должно стать улучшение социально-эконо-
мического положения молодежи РФ и увеличение 

степени ее вовлеченности в социально-экономиче-
скую жизнь страны [2].

 В Узбекистане 20 ноября 1991 года принят За-

кон «Об основах государственной молодежной по-

литики в Республике Узбекистан», а 6 февраля 2014 

года — Постановление Президента Республики Уз-
бекистан «О дополнительных мерах, направленных 
на осуществление в Республике Узбекистан государ-

ственной молодежной политики». В сентябре 2016 

года вступил в силу новый Закон «О государственной 
молодежной политике». В нем обозначены основные 
принципы и направления государственной молодеж-
ной политики, полномочия органов и учреждений, 

осуществляющих и участвующих в ее реализации. 
Отдельная глава посвящена правовой и социальной 

защите молодежи. В ней, в частности, говорится, что 
молодым гражданам, испытывающим затруднения 
в поиске работы и не способным на равных услови-
ях конкурировать на рынке труда, помощь в трудо-
устройстве обеспечивается путем создания допол-
нительных рабочих мест и специализированных 
предприятий, организации специальных программ 

обучения, а также резервирования предприятиями, 

учреждениями, организациями минимального коли-

чества рабочих мест для трудоустройства молодежи, 

нуждающейся в социальной защите. Имеется специ-
альная статья о государственной поддержке одарен-
ной и талантливой молодежи [3]. 

Отличается постоянством практика встреч моло-

дежи приграничных территорий. 3-4 октября 2016 
года в г. Астане в Библиотеке Первого Президента 
Республики Казахстан в рамках ХIII Форума межрегио-
нального сотрудничества Казахстана и России прошла 
международная научно-практическая конференция

«Особенности формирования и реализации мо-

лодежной политики». Ее организатором выступи-
ли Министерство образования и науки Республики 

Казахстан совместно с Евразийским национальным 
университетом им. Л. Н. Гумилева и научно-исследо-
вательским центром «Молодежь». В работе конфе-
ренции приняла участие многочисленная делегация 
Российской Федерации. Казахстанские и российские 
ученые, представители общественных организаций 

обеих стран обсудили актуальные вопросы развития 

молодежи. Впервые диалоговая площадка для моло-
дежи была включена в программу Х форума пригра-
ничного сотрудничества Казахстана и России, состоя- 

вшегося в ноябре 2013 года в Екатеринбурге. Темой 
для обсуждения молодых людей являлось «Лидерство 
и инновации в ХХI веке: взгляд в будущее».

Представляет интерес ставший традиционным 

Международный молодежный этнокультурный фо-
рум приграничного сотрудничества «Бірлік. Единство. 
KZ». В апреле 2016 года состоялся VI подобный форум. 
Посвященный 25- летию Независимости Республики 
Казахстан, он прошел под девизом «Межэтническая 
дипломатия в XXI веке: новые вызовы, новые тенден-
ции» [4].

Представляется актуальным развитие межрегио-

нального (или надрегионального) уровня молодеж-
ной политики. Их элементы наблюдаются в работе 
различных международных объединений государств. 

Так, с 2007 года проводится сбор молодежных пат- 

риотических и военно-спортивных объединений 
государств-членов Организации договора о коллек-

тивной безопасности. В 2007 году в Екатеринбурге 
состоялась учредительная конференция Молодеж-

ного совета Шанхайской организации сотрудничества. 
Создан молодежный совет под эгидой СВМДА. В 2009 
году такой сбор состоялся в Казахстане. Зарождает-

ся сотрудничество молодежи в рамках Евразийского 

экономического союза. В июле 2015 года в Москве 

состоялся I Форум молодых лидеров этого союза. 

В феврале 2015 года ООН провела Всемирный мо-

лодежный форум под названием «Молодежь 2015: 

построим будущее, которого мы хотим». Данный 

форум, инициированный в 2012 году, стал своеоб- 

разной диалоговой площадкой между молодежью 
и государствами-членами ООН по ряду важных во-
просов, входящих в спектр их интересов. Основные 
участники форума — представители Национальных 

советов по делам молодежи, региональных молодеж-

ных организаций, правительств государств-членов, 
а также основных агентств и программ ООН, прини-
мающих активное участие в вопросах молодежной 
политики. Республика Казахстан была представлена 
на форуме делегатом от Казахстанской Национальной 

Федерации Клубов и Ассоциаций ЮНЕСКО. Наряду 
с обсуждением Повестки дня ООН в области устой-
чивого развития, другими вопросами форума стали 

важность гендерного равенства и особых нужд мо-

лодежи Африки, а также 20-ая годовщина Всемирной 

программы действий в интересах молодежи [5].

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, под-

че-нув, что половина населения мира — это молодые 

люди в возрасте до 25 лет, отметил их повсеместный 

вклад в развитие международного сообщества. Гене-
ральный секретарь обозначил и проблемы, с кото-
рыми сталкиваются молодые люди. Это проблемы не 

только в сфере образования, здравоохранения и тру-

доустройства. Молодежь хочет участвовать в фор-
мировании политики, мечтает о полном равенстве 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

160

между женщинами и мужчинами, а также о построе- 
нии демократического общества, в котором могут 

осуществляться свободы и возможности. Молодежь 

должна принять участие в спасении планеты, кото-
рая страдает от изменения климата, и в защите лю-
дей, страдающих от насилия в таких местах, как Сирия, 
и голода в странах, подобных Южному Судану. Пан Ги 
Мун призвал молодежь объединить усилия на пути 

обеспечения достойной жизни для всех [6].

Одним из главных глобальных вызовов в мире 

продолжает оставаться растущая безработица, осо-
бенно среди молодежи. В экспертной среде появи-

лось мнение о «потерянном поколении». Большое 

число молодежи имеет нестабильную работу, низкую 

заработную плату, плохие условия труда и отсутствие 

социальной защиты. В большей степени это затраги-

вает женщин. Велико число работающих детей. С ро-

стом социального неравенства и низким социально- 

экономическим статусом, молодежь более уязвима 
на рынке труда. Люди, вступая во взрослую жизнь, не 

только не имеют возможности получить достойное 
образование, но и образовать крепкую семью. Как 
следствие такой неустроенности — рост преступно-
сти и числа наркоманов. Сложившуюся ситуацию ряд 

экспертов назвал «экономической бомбой замедлен-
ного действия» [7]. Проблемы молодежи усугубляют 

ее большие миграционные перемещения, особенно 

в Европу. Все это создает условия для политической 
нестабильности.

Улучшение положения молодежи требует значи-

тельных и постоянных инвестиций в ее образование 

и профессиональную подготовку с целью подготовки 
к трудовой жизни и созданию перспективы занятости. 

Многоуровневая система осуществления моло-

дежной политики дает возможность международным 

организациям и государствам глобализирующегося 

мира расширять взаимодействие юношей и деву-
шек, усиливать их межэтническое общение, сочетать 
новейшие тенденции в молодежной работе с соб-

ственным опытом и национальными особенностями, 

успешнее развивать формы молодежной политики, 
выходящие за пределы одного государства. В свою 

очередь, активизация молодежного сотрудничества 

является хорошим подспорьем для укрепления взаи-
модействия государств, международных структур, их 

организационного совершенствования и повышения 

эффективности деятельности. 

Для функционирования многоуровневой системы 

реализации молодежной политики исключительно 
важна роль государств, т.е. национального уровня 
молодежной политики. Данный вывод можно аргу-
ментировать тем положением, что реализация меро-
приятий в рамках международного и регионального 
уровней структурами национального уровня во мно-
гом осуществима благодаря интеграции государств 

в мировое сообщество, расширению ими междуна-
родного сотрудничества с учетом значимости моло-
дого поколения в жизни общества. Это актуализирует 
деятельность различных международных организа-
ций, специальных структур, осуществляющих «связку» 
как внутренних компонентов молодежной сферы, так 
и уровней молодежной политики в целом. Поэтому 
представляется целесообразным во все принципи-
альные для государств международные акты включать 
молодежные сюжеты. Необходимо, чтобы полити-

ческая элита, занимаясь молодежью, понимала, что 

она работает на перспективу, и активно использова-
ла глобальные идеи применительно к особенностям 
своих стран. 

 3.2 

 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ 

ПОЛИТИКИ В УКРЕПЛЕНИИ 

НЕЗАВИСИМОСТИ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Анализ становления государственной молодеж-

ной политики в Казахстане свидетельствует, что весь 
25-летний период Независимости характеризуется 
постоянным поиском наиболее приемлемых форм 
и методов работы среди молодежи с учетом нацио-
нальных интересов, особенностей развития молодого 
государства и одновременно особенностей осущест-
вления молодежной политики в мировом сообще-

стве, его регионах, прежде всего на постсоветском 

пространстве. Первый закон о государственной мо-

лодежной политике в Казахстане принимается в 1991 

году, незадолго до распада СССР. 

Сопровождающие становление казахстанского го-

сударства реформы отводят молодежи особую роль, 

которая из всех групп населения, прежде всего, вос-
приимчива к переменам, ко всему новому, склонна 
брать на себя инициативу в развитии страны. К тому 
же значительная часть молодых казахстанцев — ро-
весники Независимости. Большинство респондентов 

социологического исследования «Состояние государ-
ственной молодежной политики: потребности и со-

циальные практики», проведенного научно-иссле-
довательским центром «Молодежь», убеждены, что 
реформы в Казахстане проводят для развития моло-
дежи страны[8].

Молодежи принадлежит незаменимое место и в 

решении такой задачи, как пополнение и улучшение 

человеческого капитала. Повышение его качества на 

основе стандартов стран ОЭСР вошло важнейшим по-
ложением в План нации «100 конкретных шагов» по 

реализации пяти институциональных реформ Главы 
государства Н.А.Назарбаева. Молодежь — это и источ-
ник кадров, способных найти ответы на внутренние, 
внешние и глобальные вызовы, решать возникающие 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

161

тактические и стратегические задачи, направленные 

на повышение конкурентоспособности страны. 

Активному  развитию  молодежной  политики 

в стране способствуют постоянное внимание и раз-
носторонняя деятельность по поддержке молодого 
поколения со стороны Президента Республики Казах-

стан — Лидера нации Н.А.Назарбаева, высокая оценка 
его роли в жизни общества. Усилия Главы государства 

направлены на то, чтобы молодежь играла роль аван-
гарда, передовой силы казахстанского общества. Это 
видно уже из первого Послания Президента, других 

его обращений. 

В Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый 

политический курс состоявшегося государства» мо-

лодежь определена в качестве двигателя нового по-
литического курса государства [9]. Призывая в январе 
2014 года всех казахстанцев активно участвовать в ра-
боте по достижению главной цели Стратегии-2050, 

Президент отдельно обратился к молодежи: «Эта 

Стратегия — для вас. Вам участвовать в ее реализа-
ции и вам пожинать плоды ее успеха. Включайтесь 
в работу, каждый на своем рабочем месте. Не будьте 

равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со 
всем народом!» [10]. 

В Послании «Нұрлы жол — путь в будущее» Н.А.На-

зарбаев вновь подчеркнул, что «молодежь — опора 
нашего будущего. Государство открыло перед новым 
поколением все двери и все пути! «Нұрлы жол» - вот, 
где можно приложить усилия, развернуться нашей 
креативной молодежи!».В этом Послании доверие 
и толерантность казахстанцев друг к другу названы 
ключами к будущему Казахстана. Президент отметил, 

что «мы должны сами беречь наше единство и межэт-

ническое согласие». Особый акцент сделан на моло-
дежь: «Наша молодежь растет в новой, независимой 

стране. Нынешнее поколение не видело межэтниче-
ских войн и конфликтов, разрухи 90-х годов. И мно-

гие воспринимают стабильность и комфортную жизнь 
в Казахстане как нечто положенное от рождения» 
[11]. В целях дальнейшего сохранения стабильности 
необходимо целенаправленно развивать работу по 
воспитанию в людях, особенно молодых, понимания 
непреходящей ценности идей единства и межэтниче-

ского согласия. 

В Посланиях Президента, в лекциях перед студен-

чеством ведущих вузов страны вопросы развития 

молодого поколения во многом просматриваются 

через совершенствование образования. В Послании 

«Казахстан в новой глобальной реальности: рост, ре-

формы, развитие», произнесенном 30 ноября 2015 

года, этот вопрос сфокусирован на максимальном 
развитии системы подготовки технических кадров. 
Именно техническое и профессиональное образова-
ние должно, подчеркнул Н.А.Назарбаев, стать одним 
из основных направлений инвестиционной полити-

ки. В Послании высвечена неразрывная связь между 
получением технического образования и освоени-

ем рабочих специальностей. Причем здесь заложен 

не только фундамент профессионального роста, но 
и большой воспитательный потенциал для молодого 

человека. Впервые в таком стратегическом документе 

для развития страны, как Послание народу, Президент, 
призывая молодежь овладевать рабочими специаль-
ностями, в качестве примера приводит собственный 
жизненный опыт, свою рабочую закалку как непре-
ходящую ценность для становления человека. Исклю-

чительно важно, что Президент славит человека труда. 

Важно, что, провозглашая новый виток развития че-

ловеческого капитала, Президент подводит под него 

крепкую базу. В Послании дано поручение Прави-

тельству республики разработать новый проект «Бес-

платное профессионально-техническое образование 
для всех», старт которому будет дан с 2017 года [12]. 

Неоценимое значение для воспитания молодежи 

имеет принятый на ХХIV сессии Ассамблеи народа 
Казахстана 2016 года общенациональный Патрио-

тический акт «Мәңгілік Ел». «Это емкая и уникальная 

генетическая программа идентичности и единства 
казахстанцев, - отметил Н.А.Назарбаев. - Акт должен 
передавать базовый формат наших духовных ценно-

стей и стремлений из поколения в поколение. В нем 
связаны воедино вопросы экономики и политики, 

морали и веры, нашего видения Казахстана в гло-
бальном мире»». В Акте обозначены семь незыбле-
мых основ Мәңгілік Ел. Это Независимость и Астана; 
Общенациональное единство, мир и согласие; Свет-

ское Государство и Высокая Духовность; устойчивый 
Экономический Рост на Основе Инноваций; Обще-
ство Всеобщего Труда; Общность Истории, Культуры 

и Языка; Национальная безопасность и глобальное 
участие Казахстана в решении общемировых и ре-
гиональных проблем [13]. 

Такой подход требует постоянного совершенство-

вания государственной молодежной политики. Прин-
ципиальные положения, определяющие сущность 
государственной молодежной политики на современ-
ном этапе, были высказаны Н.А.Назарбаевым на пер-
вом съезде молодежного крыла «Жас Отан»партии 

«Нур Отан».Он отметил, что, с одной стороны, нуж-

но воздерживаться от чрезмерной опеки молодежи 
и благотворительности, которые подрывают стимул 
к самостоятельной активности, ведут к иждивенче-

ству. С другой стороны, государственная молодежная 

политика должна давать молодым людям весомый 
шанс стать полноправными гражданами страны. Это 
получение хорошего профессионального образо-
вания, наличие стабильной работы с достойным 
уровнем оплаты и собственного жилья для создания 

семьи, ведение здорового образа жизни. Президент 

подчеркнул, что достижение четырех базовых эле-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

162

ментов является важнейшей целью стратегии роста 
конкурентоспособности нации и текущей политики 
Правительства [14]. 

Главной ее целью, как сформулировано в Зако-

не Республики Казахстан «О государственной моло-
дежной политике», подписанном Н. А. Назарбаевым 
в феврале 2015 года, является «создание условий для 
полноценного духовного, культурного, образователь-
ного, профессионального и физического развития 
молодежи, участия в процессе принятия решений, 
успешной социализации и направления ее потенци-
ала на дальнейшее развитие страны» [15]. В задачи го-

сударственной молодежной политики входит защита 

прав и законных интересов молодежи,вовлечение ее 
в социально-экономическую и общественно-полити-

ческую жизнь страны, воспитание гражданственности 

и укрепление чувства казахстанского патриотизма.

Среди принципов, на которых основывается госу-

дарственная молодежная политика, приоритетными 
являются культурные, нравственные и духовные цен-
ности,  гражданственность, 

ответственность, 

трудолюбие,  межконфессиональное  согласие 

и межэтническая толерантность, преемственность 
поколений, приоритет семейного воспитания. В числе 
принципов отмечены также участие самой молоде-
жи в формировании и реализации государственной 
молодежной политики, научный, комплексный и по-

следовательный подход в ее осуществлении [16].

Как показывают результаты эмпирического соци-

ологического исследования общественно-политиче-
ской ситуации среди молодежи Республика Казахстан, 

проведенного научно-исследовательским центром 

«Молодежь» в 3 квартале 2016 года, 96,7 % молодых 

людей гордятся тем, что являются гражданами Казах-
стана (77% - в полной мере, 19,7% - скорее да) (рис.3.1).

Рисунок 3.1 

Гордитесь ли Вы, что являетесь гражданами 

Республики Казахстан?

 Скорее да

 В полной мере

19,7%

77%

Молодежи присущ и высокий уровень патрио-

тизма. Большинство молодежи удовлетворено своей 

жизнью (полностью удовлетворены — 37,4% и скорее 
удовлетворены — 46,8%). Об этом свидетельствуют 
результаты социологического исследования обще-

ственно-политической ситуации в среде молодежи 

Республики Казахстан, проведенного научно-иссле-
довательским центром «Молодежь» в третьем квар-

тале 2016 года [17].

Большинство опрошенной молодежи ответили, 

что Казахстан развивается в правильном и скорее 

в правильном направлении — 85,8%, а 80,2 % респон-
дентов считают благополучной и скорее благополуч-
ной политическую ситуацию в стране [17]. 

Именно патриотичную молодежь призвана, в пер-

вую очередь, воспитывать государственная молодеж-
ная политика, а во вторую — создавать условия для 
развития молодежи. Такое мнение высказали, соот-
ветственно, 37,5% и 34,8% респондентов в ходе со-
циологического опроса «Состояние государственной 
молодежной политики: потребности и социальные 
практики», проведенного научно-исследовательским 
центром «Молодежь» в 2016 году. При этом почти 

64% молодых людей считают, что их благосостояние 

в большей степени зависит от них самих, их активно-

сти и способностей [18]. 

Это чувство востребованности и соучастия в раз-

витии страны важно развивать и укреплять, учиты-
вая, что среди молодежи присутствует определен-
ный уровень неудовлетворенности тем, как молодое 
поколение может влиять на политику и участвовать 
в реализации власти. Каждый третий из опрошенной 
молодежи считает влияние слабым или отрицает ка-
кое-либо влияние молодежи на формирование по-

литики в Казахстане. Не все молодые люди уверены, 

что они достаточно уважаемы в обществе. Как пока-

зывают результаты опроса, чем младше возраст опра-
шиваемых, тем выше уверенность в том, что казах-

станская молодежь имеет возможность участвовать 

и влиять на формирование политики Казахстана. Так, 
23,8% опрошенных в возрасте от 14 до 18 лет ответили, 

что влияние молодежи на политику очень большое, 

тогда как среди опрошенных в возрасте от 24 до 29 лет 

этот же показатель составляет 19% [19]. 

Таким образом, политика государства по отноше-

нию к молодежи направлена на ее активное вовле-

чение в развитие страны, укрепление независимости 

и конкурентоспособности Казахстана. 

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА МОЛОДЕЖИ 

(ПО ДАННЫМ НИЦ «МОЛОДЕЖЬ»)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский 

центр «Молодежь»

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2016»

ГЛАВА 3

ГОСУ

ДАР

СТВЕННАЯ МО

ЛО

ДЕ

ЖНАЯ ПО

ЛИТИКА В Г

О

ДЫ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХ

СТ

АН

163

 3.3 

 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И 

РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Современный этап осуществления молодежной 

политики характеризуется реализацией Концепции 
государственной молодежной политики «Казахстан 
2020: путь в будущее», принятой в 2013 году, и Закона 
Республики Казахстан «О государственной молодеж-
ной политике», подписанного Президентом Респу-
блики Казахстан в феврале 2015 года. В документе 
в качестве основных направлений определены обе-

спечение доступного и качественного образования, 

развитие научно-технического потенциала; сохране-
ние и укрепление здоровья, формирование здорово-
го образа жизни; создание условий для трудоустрой-

ства, занятости и развития предпринимательства 
среди молодежи; развитие системы доступного жи-
лья для молодых семей; повышение уровня правовой 

культуры, воспитание нетерпимости к проявлениям 
коррупции; формирование экологической культуры, 

содействие развитию талантливой молодежи и обе-
спечение условий для культурного досуга и отдыха 

[20]. В октябре 2015 года в Службе центральных ком-
муникаций при Президенте Республики Казахстан 
подведены итоги первого этапа реализации Концеп-
ции. Обозначено улучшение молодежной политики, 

отмечено, что в ходе второго этапа особое внимание 
будет уделено патриотическому воспитанию моло-

дежи [21]. 

Продолжается поиск в управленческой сфере мо-

лодежной политики. Эта сфера находилась в ведении 

различных министерств. Более стабильное положе-
ние она заняла в Министерстве образования и науки. 
В 2012 году в структуре Министерство образования 
и науки создается Комитет по молодежной политике, 
позже преобразованный в Департамент молодежной 
политики. Указом Президента Республики Казахстан 

от 13 сентября 2016 года сфера молодежной полити-

ки передана вновь образованному Министерству по 
делам религий и гражданского общества. 

Управленческая сфера молодежной политики 

представлена также созданным в 2008 году Советом 
по молодежной политике при Президенте Республики 
Казахстан, задачами которого обозначены координа-
ция молодежной политики, анализ ситуации в моло-
дежной среде и выработка практических рекоменда-
ций для Главы государства. С 2012 года впервые его 
заседания стали проходить с выездом в регионы. 4 

февраля 2013 года в целях усиления взаимодействия 

государственных органов и объединений молодежи 

образован Координационный совет по развитию мо-
лодежных организаций. Укрепляется управленческая 

вертикаль в регионах. Областные советы и советы го-

родов Астаны и Алматы по поручению Президента 
возглавили сами акимы. Советы на местах, как и ре-

спубликанский совет, практикуют выездные заседа-

ния. 

Целый ряд положений, улучшающих молодеж-

ную сферу, в том числе в области управления ею, 
были высказаны Президентом в речи на II съезде 
молодежного крыла «Жас Отан» партии «Нур Отан», 

состоявшемся 16 ноября 2012 года. Это внесение ин-

дикаторов по работе с молодежью в стратегические 
планы всех министерств и акиматов и укрепление 
взаимодействия в этой работе с молодежными орга-
низациями; введение представителей объединений 
молодежи в советы по работе с НПО и создание фон-
да молодежных инициатив; доведение управленче-

ской вертикали молодежной политики до каждого 

города и аула и усиление роли комитетов по делам 
молодежи в крупных производственных коллективах 
и национальных компаниях; расширение поддержки 
молодежного предпринимательства, создание едино-
го веб-портала «Молодежная биржа труда», ежегод-
ное выделение молодым семьям квартир в рамках 
программы «Доступное жилье-2020», обеспечение 
молодежи временным жильем (строительство студен-

ческих и молодежных общежитий) и др. [22]. 

В фарватере реализации требования Президента 

об усилении влияния на каждого молодого человека 
создаются центры обслуживания молодежи, центры 

развития молодежных инициатив и обслуживания 
предпринимателей. Особо необходимо отметить 
Молодежные ресурсные центры, которых в 2015 году 
насчитывалось 213 (в 2014 году — 198). 

Согласно результатам социологического иссле-

дования, проведенного научно-исследовательским 
центром «Молодежь», в 3 квартале 2016 года, в пер-
вую очередь от них молодые люди ждут содействия 
в трудоустройстве и занятости (49%), в получении 
доступного жилья (43,9%), высшего образования 

— 27,8%, развитии предпринимательской деятельно-

сти — 25,9%. Успешнее деятельность Молодежных 

ресурсных центров в сферах информационной ра-

боты по государственным социальным программам 
для молодежи и развитию досуга и культурной жизни 
молодежи (таб.3.1).

Стремлением дойти до каждого молодого чело-

века обозначена миссия низовых комитетов по де-

лам молодежи. Современный период отмечен более 
активным образованием управленческих структур 

в учебных и производственных коллективах, осо-
бенно в крупных национальных компаниях. Это АО 

«НК «КазМунайГаз», АО «НК «Қазақстан Темiр Жолы», 

АО «НАК «Казатомпром», АО «Казахтелеком», АО 

«КЕGОС», АО «Казпочта» и др. Комитеты создаются 

в целях реализации и координации молодежной 
политики, направленной на создание социально- 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru