Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 18

 

 

275

 Социально-экономическое положение молоде-

жи 

- В целях стимулирования развития начинающе-

го бизнеса молодых людей необходимо в первую 

очередь усилить информационную поддержку. 

Привлечение лидеров общественного мнения из 

группы представителей молодежного предприни-

мательства, развитие неформальной среды для об-

щения и обмена информацией способно запустить 

эффективные модели развития малого предприни-

мательства среди молодежи;

- Необходимо стимулировать и усиливать рабо-

ту по привлечению общественных организаций и 

благотворительных фондов в процесс создания 

новых площадок, на которых молодые люди могли 

бы разрабатывать собственные идеи, получать кон-

сультации экспертов на примере Школы молодых 

предпринимателей «Авангард плюс».

- Меры по снижению административных и финан-

совых барьеров должны предусмотреть разработку 

специальных региональных программ по развитию 

молодежного предпринимательства, которая сдела-

ет финансирование доступным, упрощает условия 

для получения молодыми людьми кредитов на за-

пуск собственного бизнеса; 

- В целях показа продукции и других достижений 

молодых бизнесменов, укрепление экономических, 

научных и торгово-производственных связей между 

субъектами малого и среднего бизнеса, предостав-

ление льготного доступа к информации о спросе 

и предложении продукции (работ и услуг) на всей 

территории Казахстана необходимо оказывать по-

всеместное содействие субъектам МСБ по участию 

в выставках, ярмарках; 

- Необходимо расширять сеть помощи индиви-

дуальных наставников, консультирование при со-

ставлении бизнес-планов и обучение различным 

вопросам ведения бизнеса, что может позволить 

молодым бизнесменам быстрее встать на ноги и 

избежать типичных ошибок на старте бизнеса. 

- В целях создания и развития благоприятных 

условий для работы субъектов малого и среднего 

бизнеса (фонды поддержки МСБ, технопарки, биз-

нес-инкубаторы, консалтинговые фирмы, инфор-

мационные агентства, бизнес-центры и другие) на 

региональном уровне необходимо провести анализ 

на мониторинговой основе существующей инфра-

структуры поддержки молодежного предпринима-

тельства. От того, насколько будет развита инфра-

структура поддержки малого предпринимательства 

на региональном уровне, во многом будет зависеть 

и эффективность её деятельности;

- Особое внимание следует уделять развитию 

сельской молодежи, которая нуждается в актив-

ной разъяснительной работе по инструментам го-

сударственной поддержки. Предпринимательская 

деятельность сельской молодежи не может быть 

обеспечена с помощью рыночного механизма са-

морегулирования. Программы, ориентированные 

на сельскую молодежь должны включить специаль-

ные проекты по обучению анализа возможностей 

местного рынка и составлению бизнес-планов, а 

также сельскохозяйственным и деловым навыкам, 

необходимым для создания собственного бизнеса и 

организации его работы. Необходимо учесть то, что 

доступ к кредитам и фондам составляет большую 

проблему для сельской молодежи ввиду их возрас-

та, отсутствию залогового имущества; 

- Одним из перспективных направлений моло-

дежного бизнеса является социальное предпри-

нимательство. Действенной мерой может стать 

возможность участия молодых социальных пред-

принимателей в любой образовательной, информа-

ционной и финансовой программе, которая реализу-

ется в рамках региональных программ поддержки 

предпринимательства, даже если в конкретном ре-

гионе нет специальных программ для подготовки 

социальных предпринимателей.

Военно-патриотическое воспитание молодежи: 

- Необходимо понимать, что результат по фор-

мированию положительного имиджа армии среди 

молодежи невозможен без обеспечения правовой 

защиты самих военнослужащих, решения комплек-

са социально-экономических проблем (жилье, де-

нежное довольствие, социальное страхование и 

т.д.), обеспечения современной техникой и воору-

жением, повышения качества призываемого кон-

тингента и т.д. То есть, важно не просто создать 

имидж армии, но и жить на уровне этого имиджа, 

все время его оправдывая и подкрепляя, иначе он 

окажется разоблаченным. Таким образом, необхо-

димо продолжать работу по социальной поддержке 

военнослужащих и укреплению военно-технической 

оснащенности Вооруженных сил страны;

- Одна из главных мер, необходимых для повы-

шения престижа воинской службы среди молодежи 

- активизация военно-патриотического воспитания 

молодежи, формирование положительного имиджа 

защитника Отечества, укрепление престижа воен-

ной профессии и мотивации воинской службы. Необ-

ходимо активизировать реализацию комплекса мер 

по патриотическому воспитанию и формированию 

гражданской активности, социальной ответствен-

ности и механизмов раскрытия потенциала моло-

дежи, прописанных в Государственной программе 

развития образования Республики Казахстан на 

2011 – 2020 годы, утвержденной Указом Президен-

та Республики Казахстан от 07.12.2010 года № 1118;

- Необходима организация работы с родителями 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

276

учащихся, так как формирование позитивной или 

негативной установки по отношению к необходи-

мости воинской службы во многом зависит от ро-

дителей, которые опасаются возможности участия 

их сыновей в вооруженных конфликтах, и случаев 

«дедовщины» в армии. Кроме того, опасения роди-

телей и молодежи служить в армии усугубляются 

участившимися случаями экстремизма и террориз-

ма, повлекшими за собой смерть молодых военнос-

лужащих и призывников;

- Проведение информационно-пропагандист-

ской работы: размещение на телевидении и радио 

специальных передач, мотивационных роликов и 

рекламных видеоматериалов, направленных на вос-

питание чувства казахстанского патриотизма, фор-

мирование положительного общественного мнения 

о Вооруженных силах. При этом необходимо учиты-

вать, что происхождение негативных образов-пред-

ставлений об армии, относятся к виртуально-сте-

реотипному и к предметном уровням восприятия. 

Зная стойкость стереотипов и личного жизненного 

опыта людей, необходима работа по ребрендингу 

имиджа армии. На виртуально-стереотипном уровне 

данная работа будет заключаться в формировании 

положительного образа казахстанской армии и во-

еннослужащего через СМИ, кино, телепрограммы, 

в которых армия представлена в виде сильной и 

мощной, а военнослужащие выступают образцами 

профессионализма и порядочности;

- Работа по формированию положительного 

имиджа армии должна начинаться со школы. Па-

триотическое воспитание школьников - это система-

тическая и целенаправленная деятельность по фор-

мированию у учащихся высокого патриотического 

сознания, чувства верности своему Отечеству, го-

товности к выполнению гражданского долга и кон-

ституционных обязанностей по защите интересов 

Родины. Овладение теорией и практикой военно-па-

триотического воспитания учащихся, всесторонняя 

подготовка их к военной службе, к выполнению сво-

его долга к достойному служению Отечеству - одна 

из задач военно-патриотической работы в школе. 

Создание системы военно-патриотической работы 

в школе предусматривает формирование и развитие 

социально значимых ценностей, гражданственно-

сти и патриотизма в процессе воспитания и обуче-

ния, направленные на формирование и развитие 

личности гражданина и защитника Отечества. В 

качестве наглядных примеров можно рекомендо-

вать каждой школе, колледжу пропагандировать 

выпускников, исполнивших свой воинский долг, 

создавать музеи, уголки и стенды, повествующие о 

службе выпускников в Вооруженных Силах;

- Необходимо продолжить практику проведения 

Дня призывника с участием известных казахстан-

цев,  ветеранов,  спортсменов,  проведение  разнооб-

разных  конкурсов  (песен,  рисунков),  игр,  эстафет,

спортивных  состязаний,  посвященных  повышению

престижа  армии  среди  молодежи,  привлекать  уча-

щихся,  студентов  к  проведению  различных  военно-

спортивных  игр,  акций  «Памяти»,  уроков  «Муже-

ства», празднования «Дня Защитника Отечества»;

-  Особое  внимание  необходимо  обратить  на

контроль  состояния  здоровья  учащихся,  путем  осу-

ществления  ежегодного  медицинского  контроля

совместно  с  родителями,  состояния  здоровья  юно-

шей с подросткового возраста. Продолжить практику 

включения  в  составы  призывных  комиссий

представителей  общественности  и  рассмотреть

возможность  включения  в  данные  комиссии  пред-

ставителей родительских комитетов;

-  Необходимо  проведение  социологического  ис-

следования  «Социальный  портрет современного

призывника»;

Средствам  массовой  информации  необходимо: - 

Увеличить  количество  материалов,  посвящен-

ных  «Халық  қаhарманы»  (Героям  Казахстана),  кава-

лерам  орденов  и  медалей:  «Айбын»  («Доблесть»)

«Ерлiгi  үшiн»  («За  мужество»),  «Жауынгерлiк  ерлiгi

үшiн»  («За  воинскую  доблесть»)  и  др..  Отдельный

цикл  передач  можно  посвятить  родителям,  воспи-

тавших лучших защитников Отечества;

-  Активно  освещать  позитивные  изменения,

происходящие  в  период  модернизации  в  армии.

Совместно  с  Министерством  Обороны  РК  и  Мини-

стерством культуры и спорта РК рассмотреть вопросы 

создания  и  показа  фильмов  и  передач,  направлен-

ных  на  формирование  широкого  общественного мне-

ния,  рассматривающих  службу  в  Вооруженных си-

лах  как  почетную  обязанность,  и  новой  психологии

призывников,  нацеливающей  их  на  добросовестное

исполнение своего гражданского долга.

 Совершенствование работы с молодежью в религи-

озной сфере:

-  Одной  из  главных  угроз  в  религиозной  сфере

жизни  казахстанского  общества  является  распро-

странение  радикальной  религиозной  идеологии  среди

населения.  Молодежь,  как  отмечалось,  является

самой  уязвимой  для  пропаганды  радикальных  идей,

поэтому  должны  действовать  специальные  превен-

тивные  программы  по  профилактике  распростране-

ния  радикальной  религиозной  идеологии  среди ка-

захстанской  молодежи.  Например,  в  Великобрита-

нии  с  2007  года  запущены  превентивные  программы

противодействия  религиозному  экстремизму сре-

ди  молодежи.  Такие  программы,  чтобы  быть эф-

фективными,  должны  учитывать  совокупность фак-

торов  риска  вовлечения  в  радикальную  иде-

ологию.  В  соответствии  с  этим  необходимо  четко

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

277

определять  перечень  целей,  которые  предполага-

ется  достигнуть,  и  содержание  данных  программ.

Например,  упомянутая  превентивная  программа  в

Великобритании  включает  целый  ряд  тренингов  и

различных видов активности, не ограниченное толь-

ко  религиозными  знаниями.  Первое  направление

программы,  соответственно,  тематика  тренингов

включает  формирование  открытого  к  позитивному

восприятию  других  культур  и  религий,  увеличение

взаимодействия  между  молодыми  людьми  разной

религиозного  вероисповедания  и  этнических  куль-

тур  и  продвижение  культурной  толерантности.  Вто-

рое направление и тематика под названием «Иден-

тичность  и  принадлежность»  включает  усиление

гражданского  сознания  и  предложение  молодым

людям включиться в общественные процессы. Тре-

тье  направление  программы,  сфокусированное  на

персональном  и  социальном  образовании,  вклю-

чает  обучение  навыкам  критического  мышления.

Четвертое  направление  программы  сосредоточено

на видах конструктивной активности: это спорт, ис-

кусство,  медиа,  досуг,  посещение  музеев,  театров,

памятников,  знаменитых  мест  города.  Пятое

направление  включает  работу  по  предотвраще-

нию преступлений  в  молодежной  среде.  Шестое

направление  –  обучение  основам  теологии,  про-

движение умеренных,  соотносящихся  с  традици-

ей  данного народа,  интерпретаций  ислама.  Таким

образом,  акцент  делать  не  только  на  религиозных

знаниях,  а  на включенности  молодежи  в  социаль-

ные процессы с тем, чтобы она почувствовала себя

актором общественных процессов;

- Необходимы не только совершенствование пре-

вентивных  программ  профилактики  религиозного

экстремизма  среди  молодежи,  но  и  объективная

оценка  их  эффективности.  Адекватная  оценка  эф-

фективности  предполагает  не  просто  мониторинг,

а  серьезное  научное  исследование  работы  превен-

тивных  программ  учеными  с публикацией  отчетов.

Такая  практика  широко  распространена  в  Европе.

Подобные  отчеты  оценки  эффективности  превен-

тивных  программ  размещены  на  академических

сайтах;

-  Необходимо  широкое  вовлечение  социально

ориентированных  неправительственных  органи-

заций,  работающих  с  девиантными  и  маргинали-

зированными  слоями  молодежи,  в  превентивные

программы  по  профилактике  распространения

радикальной  религиозной  идеологии  среди  казах-

станской  молодежи.  Как  отмечают  зарубежные

ученые,  исследовавшие  превентивные  программы,

наблюдается  яркий  контраст  между  проектами,

исходящими  от  государства,  и  проектами,  иниции-

рованными  общественными  организациями,  НПО,

волонтерскими  объединениями  в  стиле  работы.

Благодаря вовлечению неправительственных орга-

низаций, во- первых, превентивная работа достигнет

групп риска, во-вторых, расширится спектр методов

работы с молодежью. НПО использует более нефор-

мальные методы работы с молодежью, такие как

личное общение один на один, организация праздни-

ков,  вовлечение  молодежи  в  различные  виды 

конструктивной активности: спортивные мероприя-

тия, походы в музеи, театры, различные обществен-

ные события и т.д. Для этого  включить в конкурс 

по  государственным закупкам лоты по превентив-

ной работе по профилактике религиозного экстре-

мизма в молодежной среде;

- Международный опыт превентивных программ

включает привлечение полиции к участию в данных

программах, поскольку полицейские имеют прямой

доступ к группам риска, а именно к молодежи, заня-

той в нелегальной деятельности, а также отбывшей

тюремные сроки;

- В рамках совершенствования молодежной по-

литики, важно сфокусироваться на установлении

постоянной взаимосвязи между государственными

органами – проводниками государственной полити-

ки и молодежью через молодежные организации,

неправительственный сектор, а также через Интер-

нет-пространство, включая  социальные  сети, фо-

румы с тем, чтобы информировать молодых людей

о государственных программах поддержки моло-

дежи, что увеличит доверие молодежи к государ-

ственной власти. Это также будет важным вкладом

в предотвращение вовлечения молодых людей в

радикальные религиозные течения;

- Государственным органам необходимо продви-

гать проекты по широкому вовлечению молодежи

в волонтерскую деятельность, молодежные органи-

зации, в гражданские акции с тем, чтобы усиливать

включенность  молодежи  в  социальную  жизнь  и

укрепить чувство принадлежности к казахстанско-

му обществу и государству;

- В рамках научных исследований нужно иници-

ировать исследовательские проекты по изучению

роли светскости и религии в мировоззренческих

установках и ценностях казахстанской молодежи,

чтобы более глубоко изучить тенденции в установ-

ках и ценностях современных молодых людей, про-

живающих в нашей стране;

-  В  рамках  читаемых  спец.курсов  по  «Рухани

Жаңғыру»  необходимо  ввести  отдельный  раздел

«Ценности общества Казахстана» (в учреждениях

образования);

- В объявленный Президентом «Годом молоде-

жи» 2019 год в Послании народу Казахстана от 5

октября 2018 года необходимы на национальных

культурно-образовательных  каналах  подготовка  и

выпуск научно-популярных документальных филь-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

278

мов  о  ценностях  казахстанского  общества,
ценностях  молодежи  Казахстана,  их  преемствен-

ность с  историческими  традициями  казахского

народа, современных трендах.

Морально-нравственные и ценностные уста-

новки молодежи

 - Необходимо выделение отдельного гранта на

глубокие  системные  исследования  по  истории,

эволюции  и  прогнозу  развития  молодежных

субкультур  с  изданием  соответствующих  учебных,

справочных,  учебно-методических  и  научно-мето-

дических изданий  («Глоссарий  молодежных

субкультур», «Энциклопедия  субкультурных  тече-

ний» и т.п.), что позволит обеспечить учебно-мето-

дическую 

основу 

для  информированно-

сти молодежи о субкультурах;

-  Необходим  четкий  анализ  результатов  социо-

логических  исследований  в  части  анализа

субкультур и  коррекция  молодежной  политики  по

соответствующим  направлениям  на  национальном

и региональном уровнях;

 В объявленный Президентом страны в Послании

народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Годом

молодежи» 2019 год необходимо на национальных

культурно-образовательных  каналах  организовать

подготовку  и  выпуск  научно-популярных  доку-

ментальных фильмов по истории субкультур, в том

числе  молодежи,  в  мире  и  Казахстане,  совре-

менных субкультурных трендах.

Преступность в молодежной среде

 Комплекс мер по профилактике правонару-

шений среди несовершеннолетних и молодежи

должен включать в себя:

-  Создание  единой  системы  социальной

профилактики  правонарушений,  в  рамках  ко-

торых должна  проводиться  работа  по  изучению

уголовных  дел  по  преступлениям,  совершен-

ным  молодежью,  специалистами  в  сфере  пси-

хологии,  социологии,  педагогики.  Данная  рабо-

та  позволит изучить и понять мотивы, механиз-

мы  и  условия, способствующие  совершению

правонарушений молодежью;

  -  Организацию  работы  по  включению  пра-

вонарушителя,  склонного  к  девиантному  по-

ведению,  в  общественно  полезную  деятель-

ность;

  -  Выявление  и  работу  с  неблагополучными

семьями  с  уровнем  дохода  ниже  прожиточного

минимума.  Объектом  отдельной  работы  по  про-

филактике  подростковой  преступности  должны

стать  дети,  родители  которых  страдают  алко-

голизмом, наркоманией;

- Информационную работу в социальных сетях с

целью  культивирования  положительных  образов

поведения  в  подростковой  среде,  пропаганды

морально-нравственных ценностей;

  -  Социальное  сопровождение  неблагополучных

семей  посредством  взаимодействия  с  социаль-

ными  службами  (консультирование,  психологи-

ческая и юридическая поддержка).

  Необходимо  учитывать, что меры  по  снижению

преступности  в  молодежной  среде  характеризуются

следующими особенностями:

• Программы,  направленные  сразу на  несколько

факторов  риска,  показывают  лучшую  результа-

тивность  и  охватывают  большее  количество  мо-

лодых людей;

•  Программы  в  которые  привлекаются

семьи, школы  и  общество,  оказывают  большее

влияние  на жизнь  молодого  человека  и  являются

более  эффективными,  чем  программы,  которые

сконцентрированы на одной области влияния;

•  Программы,  которые  изменяют  способ

мышления  молодого  человека,  особенно  эффек-

тивны. Преступное  поведение  зачастую  связано с

недостатками  в  умении  решать  проблемы  и

принимать правильные  решения,  следовательно,

программы, нацеленные  на  повышение  социаль-

ной компетентности, являются полезными;

•  Программы,  содержащие  компоненты,  осно-

ванные  на  повышении  уровня  образования,  улуч-

шении перспективы  трудоустройства  и  помощи

правонарушителю  реинтегрироваться  в  общество,

оказывают положительное  влияние  на  предот-

вращение преступности среди молодежи;

 • Программы, как правило, более успешны, когда

они  действуют  вне  формальной  системы  право-

судия  в  отношении  несовершеннолетних,  сводя  к

минимуму  степень  участия  в  формальных  про-

цессах правосудия,  таких  как  судебные  слушания,

и  предоставляются  в  сообществе,  а  не  в  тюрьмах

или других учреждениях содержания под стражей.

Объем  информации  о  причинах  и  пре-

довращении  правонарушений  среди  молодежи 
быстро растет,  а  также  востребован  во  всем  ми-

ре. Для  достижения  этой  цели  потребуются 

значительные  инвестиции  -  для  улучшения  меха-

низмов проведения надзора  за  общественным 

покоем, для  проведения всех  необходимых  науч-

ных  исследований  и  создания  глобальной  инфра-

структуры для  распространения  и  применения  то-

го,  что  было  изучено.  Если Казахстан  сможет 

справиться  с задачей  и  предоставить  необходи-

мые  ресурсы, преступность  среди молодежи  в 

обозримом  будущем  может  рассматриваться  как 

предотвратимая проблема.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

279

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. «The Global Competitiveness Report 2017–

2018» Professor Klaus Schwab, Professor Xavier Sala-

i-Martín ISBN-13: 978-1-944835-11-8;

2. http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/

detail/hiv-aids;

3. Глобальный императив ВОЗ «Предотвраще-

ние самоубийств»;

4. Данные Комитета по правовой статистике и 

специальным учетам Генеральной прокуратуры 

Республики Казахстан;

5. «Исследование распространенности, глубин-

ных причин и факторов риска и защиты в области 

суицида и суицидальных попыток в Республике 

Казахстан», 2012-2013 годы;

6. «Эпидемиологическое исследование суи-

цидов среди детей и подростков в Казахстане», 

2013-2014гг.;

7. «Оценка профилактики суицида в Казахста-

не: Восточно-Казахстанская и Кызылординская 

области», 2014 год;

8. Резюме и рекомендации «оценка и расчет 

стоимости пилотирования программы укрепле-

ния психического здоровья и превенции суицида 

среди подростков в кызылординской области, 

казахстан (май 2015 года - май 2017 года)», июль 

2018 год;

9. Закон Республики Казахстан от 06.04.2016 N 

482-V ЗРК «О занятости населения»;

10.  Молодежь  (15-28  лет)  на  рынке  труда 

за  2001-2018  годы.  Официальный  сайт  Коми-

тета по статистике МНЭ РК. http://stat.gov.kz/

faces/wcnav_externalId/homeNumbersLabor?_

a f r L o o p = 3 5 1 3 8 7 6 8 2 9 8 4 2 1 2 5 # % 4 0 % 3 F _

afrLoop%3D3513876829842125%26_adf.ctrl-

state%3D8dlox9ger_54;

11. NEET, а не нефть. Как Казахстан теряет че-

ловеческий капитал. http://eximar.kz/index.php/26-

home/slider/229-neet-a-ne-neft-kak-kazakhstan-

teryaet-chelovecheskij-kapital;

12.  NEET:  Young  People  Not  in  Education, 

Employment or Training. By Andrew Powell. Number 

SN 06705, 24 August 2018;

13. Концепция Государственной молодежной 

политики РК до 2020 года «Казахстан 2020: путь 

в будущее»;

14.  https://business.gov.kz/ru/aspiring-

entrepreneurs;

15.  Молодежное  предпринимательство: 

мировые  тенденции  и  казахстанские  реалии 

http://pressclub.kz/2018/06/25/molodezhnoe-

p r e d p r i n i m a t e l s t v o - m i r o v y i e - t e n d e n t s i i - i -

kazahstanskie-realii/#.W5ZHrc4zZu0;

16.  Школа  молодых  предпринимателей 

«Авангард плюс». https://www.enbek.gov.kz/ru/

node/350419;

17. Lynch Marc. The Arab uprisings explained. New 

contentious politics in the Middle East – New York, 

2014. – 340 c.;

18. Васильев А., Петров Н. Рецепты Арабской 

весны. Русская версия. – Москва, 2012. -301 с.;

19. Egypt. Social Media and the Arab Spring: How 

Facebook, Twitter, and Camera Phones Changed the 

Egyptian Army’s Response to Revolution. Lexington, 

Kentucky, 2015. - 54 р.;

20. Национальный доклад «Молодежь Казах-

стана - 2017» - Астана, 2017; 

21. Результаты социологических исследова-

ний. - Центр социальных и политических иссле-

дований «Стратегия» http://ofstrategy.kz/index.php/

ru/;

22. Умбеталиева Т., Ракишева Б., Тэшендорф П. 

Молодежь Центральной Азии. Казахстан. На осно-

ве социологического опроса- 2016.-281 с.;

23. Кылыбаева Ш.Е. Политическая активность 

молодежи Казахстана и Кыргызстана: сравнитель-

ный анализ.- Диссертация на соискание степени 

доктора философии (PhD) //http://kaznu.kz/content;

24. Никовская Л.И. Гражданское участие и го-

сударство: рост запроса на публичность и диалог 

// Отечественные традиции государственного 

управления и современность: материалы науч-

но-общественного Новгородского форума / Госу-

дарственный университет управления. – М.:ГУУ, 

2017. - 83 с. С. 33-39;

25. Кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 

N 226-V ЗРК «Уголовный Кодекс Республики Ка-

захстан»;

26. Халатность от оплошности: в Казахстане 

врачебные ошибки занесут в единый реестр https://

almaty.tv/news/news/khalatnost-ot-oploshnosti-v-

kazakhstane-vrachebnye-oshibki-zanesut-v-edinyy-

reestr;

27.  Асанов  рассказал  о  семи  камнях  су-

дебной  системы  https://ru.sputniknews.kz/

society/20180126/4393974/asanov-rasskazal-o-

semi-kamnyah-sudebnoj-sistemy.html;

28. Изучение общественно-политической си-

туации в молодежной среде» (первое полугодие 

2018 года).- Астана, 2018;

29. Концепция государственной политики в 

религиозной сфере Республики Казахстана на 

2017-2020 годы. //http://adilet.zan.kz/rus/docs/

U1700000500;

30. Cazanova J. Public Religions in the Modern 

World.  -  Chicago  and  London: The  University  of 

Chicago Press, 1994.- 320 pp.;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

280

31.  Kosmin  B.  Keysar  A.  (ed.)  Secularism  & 

Secularity. Contemporary International Perspectives, 

Institute for the Study of Secularism in Society and 

Culture, 2007. – 168 pp.;

32.  Beissembayev  S.  Religious  Extremism  in 

Kazakhstan: From Criminal Networks to Jihad//Central 

Asia Fellowship paper. – 2016ю - № 15. – 21 pp.;

33. Bartlett J., Miller C.The Edge of Violence: 

Towards Telling the Difference between Violent and 

Non-Violent Radicalization //Terrorism and Political 

Violence. 2012. 24:1 - 21 Bartlett J., Miller C.The Edge 

of Violence: Towards Telling the Difference between 

Violent and Non-Violent Radicalization //Terrorism and 

Political Violence. 2012. 24:1 – 21;

34. Wictorowicz Q. Joining the Cause: al-Muhajiroun 

and Radical Islam. Analytical Paper. Department of 

International Studies, Rhodes Colledge, 2004. – 29 pp.;

35.  Process  Evaluation  of  Preventing  Violent 

Extremism Programs for Young People. – Youth 

Justice Board for England and Walles, 2012. – 111 pp.;

36. План мероприятий по реализации Концеп-

ции государственной молодежной политики Ре-

спублики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: 

путь в будущее (второй этап 2016-2020)»// https://

online.zakon.kz/document/?doc_id=32353334;

37. Adolescents: health risks and solutions. Fact 

sheet  Updated  May  2017//  http://www.who.int/

mediacentre/factsheets/fs345/en/;

38. Overview. Human Development. Report 2016. 

Human Development for Everyone. By the United 

Nations Development Programme // http://hdr.undp.

org/sites/default/files/HDR2016_EN_Overview_Web.

pdf;

39. Health, United States, 2016: With Chartbook on 

Long-term Trends in Health. Editors: National Center 

for Health Statistics (US). Source: Hyattsville (MD): 

National Center for Health Statistics (US); 2017 May. 

Report No.: 2017-1232.// https://www.ncbi.nlm.nih.

gov/pubmed/28910066;

40.  Hebdige,  D.  (2012).  Subculture.  1st  ed. 

Hoboken: Taylor and Francis;

41. McArthur, J. (2008). Digital Subculture: A Geek 

Meaning of Style. Journal of Communication Inquiry, 

33(1), pp.58-70;

42. Brake, M., The Sociology of Youth Culture and 

Youth Subcultures (London: Routledge, 1980);

43.  Hall,  Stuart  and  Tony  Jefferson  (eds), 

Resistance Through Rituals: Youth Subcultures in 

Post-War Britain (London: Hutchinson, 1975) [A range 

of essays, especially good on class, subculture and 

counter-culture, mods, black youth culture, drug use, 

young women and subculture; 301.43150941 RES];

44. Widdicombe, Sue, and Robin Wooffitt, The 

Language of Youth Subcultures: Social Identity in 

Action (Hemel Hempstead: Harvester, 1995);

45. Рамзаева Е.Н. (2016). Субкультурная грамот-

ность как неотъемлемый компонент профессио-

нальной компетентности современного учителя. 

Известия Волгоградского государственного педа-

гогического университета, (6 (110)), 22-25; 

46. Селиверстова Н.А. (2016). Образователь-

ные практики как основания новых молодежных 

субкультур. Горизонты гуманитарного знания, (3), 

50-54;

47. Q-Pop Idols. Реалити-шоу//https://kaztrk.kz/

ru/projects/q-pop-idols;

48. Алдабаев С. Ролевые игры не для сла-

баков!// VOX POPULI, 27 октября, 2015. - http://

www.voxpopuli.kz/main/rolevye-igry-ne-dlya-

slabakov-12534.html;

49. Алматинский Клуб Ролевых Игр. Живее, чем 

когда-либо//https://yvision.kz/post/505114;

50. Биекенова Н. Роль и место молодежной 

субкультуры в процессах консолидации казах-

станского общества //http://e-history.kz/media/

upload/1466/2014/09/12/bb3c21913d6e874b0d4c

4df45fe70d60.pdf;

51. Левашова, Е. Л. (2012). Типологизация мо-

лодежных субкультур в современном российском 

обществе. Известия Российского государственно-

го педагогического университета им. А.И. Герцена, 

(150), 147-152; 

52. Данные Комитета статистики Министерства 

национальной экономики Республики Казахстан.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

NATIONAL

REPORT 

“YOUTH OF KAZAKHSTAN”

The Ministry of Social Development

of the Republic of Kazakhstan

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

CONTENT

SYMBOLS AND ABSERVATION

............................................................................................................................................. 283

 

INTRODUCTION

 ...................................................................................................................................................................... 285

1 Chapter. Demographic characteristic of the youth of the Republic of Kazakhstan

 ...................................................... 286

1.1. Number and age-structure of youth ............................................................................................................................... 287

1.2. Birth and mortality among youth .................................................................................................................................... 290

1.3. Marriages and divorces among youth ............................................................................................................................ 293

1.4. External and internal migration of youth ........................................................................................................................ 294

2 Chapter. International experience of implementation of youth policies

 ........................................................................ 297

2.1. Overview of strategies and best practices for implementing youth policy in foreign countries ................................ 298

2.2. Activities of international organizations in the field of youth support

 ......................................................................... 302

3 Chapter. Health and leisure of young generation 

 ............................................................................................................ 309

3.1. Socially – important diseases influence to health of youth

 .......................................................................................... 310

3.2.Healthy lifestyle and recreational activities among young people ............................................................................... 316

3.3. Suicide and its prevention among young people ........................................................................................................... 319

3.4. Leisure of young people .................................................................................................................................................. 324

4 Chapter. Education and science in the life of the youth

 ................................................................................................... 328

4.1. Implementation of state policy in the field of education

 ............................................................................................... 329

4.2. The main vectors of the modernization for education system: innovation, optimization, perspective..................... 336

4.3. Youth in science: prospects and initiatives .................................................................................................................... 340

5 Chapter. Social and economic status of youth 

 ................................................................................................................ 343

5.1. Overview of trends in the youth labor market ................................................................................................................ 344

5.2. Participation of youth in the social and economic development of the country  ........................................................ 348

5.3. Development of youth entrepreneurship ....................................................................................................................... 352

5.4. Social welfare of young family and vulnerable groups of youth ................................................................................... 356

5.5. Youth Development Index of Kazakhstan – “Zhastarga meirimdi meken” ................................................................. 360

6 Chapter. Youth in social and political processes 

 ............................................................................................................. 363

6.1. Youth participation in political and civil life .................................................................................................................... 364

6.2. Level of protest activity of youth ..................................................................................................................................... 370

6.3. Military-patriotic education of youth .............................................................................................................................. 374

7 Chapter. Moral and values attitudes of youth

 ................................................................................................................... 377

7.1. Youth and religion ............................................................................................................................................................ 378

7.2. Value-conscious orientations of Kazakhstan youth ..................................................................................................... 381

7.3. Youth and subculture ....................................................................................................................................................... 385

8 Chapter. Youth crime

 ........................................................................................................................................................... 390

8.1. General characteristics of crimes and offenses in the youth environment: status and trends.................................. 391

8.2. International experience in crime prevention among young people ............................................................................ 397

CONCLUSION 

 ......................................................................................................................................................................... 401

RECCOMENDATIONS

 ............................................................................................................................................................. 404

LIST OF SOURCES

 .................................................................................................................................................................. 409

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

283

SYMBOLS AND ABSERVATION

ACSAAC

 − Agency for Civil Service Affairs and Anti-

Corruption

AEO “NIS” 

− Autonomous Educational Organization 

“Nazarbayev Intellectual Schools”

ALE

 − Association of legal entities

“BYCO” 

– “Barents Youth Cooperation Office”

“CRAFT”

 – “Car, Relax, Alone, Forget, Friends, Trouble”

CC

 − Criminal Code

CE

 − Chamber of Entrepreneurs

CE

 − Council of Europe

CLS&SA of the PGO RK

 − Committee of Legal Statistic 

and Special Accounts of the Prosecutor General’s Office 

of the Republic of Kazakhstan

Committee on Statistics MNE RK

 − Committee 

on Statistics of Ministry of National Economy of the 

Republic of Kazakhstan

CPK

 − Communist Party of Kazakhstan

CPPK

 − Communist People’s Party of Kazakhstan

CPS

 − Committee of the Penitentiary System

CSM

 − Club of the smart and the merry

CYSS

 − Children and Youth Sports School

D accounting 

- Dispensary accounting

D/A

 − Difficult to answer

DIHR

 − Democratic Institutions and Human Rights

EAEA HE

 − External assessment of educational 

achievements in higher education

EB

 − Executive bodies

EKR

 − East Kazakhstan region

EP

 − European Parliament

EU

 − European Union

EYF

 − European Youth Forum

Fl

 − Fuels and lubricants

GP

 − General Practitioner

HCNM

 − High Commissioner on National Minorities

HEI

 − Higher Education Institution

HLS

 − Healthy Lifestyle

IAC MES RK

 − Information-Analytic Center of the 

Ministry of Education and Science of the Republic of 

Kazakhstan

“ICYE” 

– “International Cultural Youth Exchange”

ICLS

  −  International  Conference  of  Labour 

Statisticians

ICT

 − Information and Communication Technology

IE

 − Individual entrepreneur

ILO

 − International Labour Organization

ISCED

 − International Standard Classification of 

Education 

IT

 − Information Technology

JAC

 − Juvenile adaptation center

JMD

 − Youth Migration Services

JSC

 − Joint-Stock Company

KazNU named Al-Farabi 

− Al-Farabi Kazakh national 

university

LLP

 − Limited Liability Partnership

LWPC

 − Left without parental care

MD RK

 – Ministry of Defense of the Republic of 

Kazakhstan 

MCI 

− Monthly calculation index

MCS RK

 − Ministry of Culture and Sport of the 

Republic of Kazakhstan

MES RK 

− Ministry of Education and Science of the 

Republic of Kazakhstan 

MH RK

 − Ministry of healthcare of the Republic of 

Kazakhstan

MHSD RK

  −  Ministry  of  Health  and  Social 

Development of the Republic of Kazakhstan

MID RK

 − Ministry for investments and development 

of the Republic of Kazakhstan

MJ RK

 − Ministry of Justice of the Republic of 

Kazakhstan

Mln

 – million 

MLSPP RK

 − Ministry of Labor and Social Protection 

of Population of the Republic of Kazakhstan

MM

 − Mass media

MNE RK

 − Ministry of National Economy of the 

Republic of Kazakhstan 

MPI

 − Municipal public institution

MSD RK

 - Ministry of Social Development of the 

Republic of Kazakhstan

NCE

 − National Chamber of Entrepreneurs 

NCYOK

 – National Council of Youth Organizations 

in Korea

NED

 − National Education Database

NEET

 – «Not in Employment, Education, Training»

NGO

 − Non-governmental organizations

NIS

 − Nazarbayev Intellectual School 

NPO

 − Non-profit organization

NSDP

 − National Social Democratic Party

OEDC

 − Organization Economic Development and 

Co-operation

OSCE

 − Organization for Security and Co-operation 

in Europe

PLH

 − People living with HIV

PS

 − Psychoactive substances

PVE

 − Prevention of violent extremism

R&D

 − Research and Development, 

RFMM

 - Representative of Freedom of Mass Media

RK

 – Republic of Kazakhstan

RSC

 − Regional state center

RSPCPPA

 −Republican Scientific and Practical Center 

for Psychiatry, Psychotherapy and Addiction

“SDQ”

 – “Strengths and Difficulties Questionnaire” 

“SEYLE”

 – “Saving and Empowering Young Lives in 

Europe”

SAMK

 − Spiritual Administration of Muslims of 

Kazakhstan

SCS

 − Small-class school 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

284

National report 

«Youth of Kazakhstan – 2018»

SDG

 − Sustainable Development Goals

SEN

 − Special educational needs

SI

 − State Institution

SKO

 − South Kazakhstan Region

SMB

 − Small and medium-sized businesses

SPESD

 − State Program of Education and Science

Development

SRC “Youth”

 − Scientific Research Center “Youth”

TA

 − Traffic accident

Tg. 

– Tenge

TIMSS 

− Trends in Mathematics and Science Study

TVE

 − Technical and vocational education

UK

 − United Kingdom

UN

 − United Nations

UNDP

 – United Nations Development Program

UNFPA

  –  United  Nations  Fund  for  Population 

Activities 

UNT

 − Unified National Testing

URPTI

 − Unified Register of Pre-Trial Investigations

USA

 − United States of America

WHO

 − World Health Organization

WKR

 − West Kazakhstan Region

“YGPF”

 – “Youth Gang Prevention Fund”

YHC

 – Youth health centers 

YLG “Zhasyl Yel”

 − Youth labor groups “Zhasyl Yel”

YPI

 − Youth Progress Index

YRC

 − Youth Resource Centre 

YW

 − Youth Wing 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

285

INTRODUCTION

 

The youth are a main factor of change in society. 

They are a force that shape political, economic and 

social structures of society, acting as a catalyst for the 

development of the future socio-political landscape. The 

future of Kazakhstan will largely depend on the level of 

education of young people, their value systems, patterns of 

behavior, social activity and the degree of their integration 

into social processes.

The process of socialization of modern Kazakhstani 

youth is taking place in the context of major social 

transformations affecting all spheres of society. 

Globalization, digitalization and mass culture, as well as 

socio-economic changes in values and attitudes around 

the world, all have an impact on young people first.

The government puts a special focus on the youth. 

President of the Republic of Kazakhstan N.Nazarbayev in 

his President’s Message to the people on October 5, 2018 

stated that one of the main priorities of state policy is the 

comprehensive support for young people. 2019 has been 

declared as the Year of the Youth.

In this regard, it is of great scientific and public 

interest to know about the current state of Kazakhstan’s 

youth. This National Report is an annual comprehensive 

analysis of the situation of young people on a wide range 

of issues. This year the fifth edition of the National Report 

is published, which contains information about the main 

trends in the implementation of youth policy and an 

assessment of the state of Kazakhstan’s youth over the 

past five years.

The national report “Youth of Kazakhstan – 2018” 

consists of 8 chapters, in which, based on scientific 

research, comprise of official statistical data of state 

bodies, the results of sociological research by the 

SRC “Youth”, youth participation in social and political 

processes, youth subcultures as well as a detailed analysis 

of the situation of young people in the fields of education, 

science, health, employment and entrepreneurship.

The first chapter presents the socio-demographic 

characteristics of the youth in Kazakhstan. An individual 

chapter is devoted to the analysis of the health and leisure 

preferences of the country’s youth. In the section on the

socio-economic situation of youth, an overview of trends

in the labor market is presented – the features of youth

participation in the socio-economic development of the

country are revealed, and attention is paid to analyzing

the problems of youth entrepreneurship. The issues of

youth participation in social and political processes are

discussed in an individual chapter, which presents the

analysis of topical issues such as the military-patriotic

education of youth and the level of protest activity among

young people. A separate chapter is devoted to the

analysis of the moral and values of youth, which includes a

section on youth subcultures. In the section devoted to the

analysis of education, the main vectors of implementation

and modernization of state policy in the field of youth

education is presented. A separate chapter of the report is

also devoted to the analysis of trends in crime and suicide

among the youth.

The novelty of this national report lies in the fact that

its contents include new sections: A Review of Strategies

and Best Practices for Implementing Youth Policy in

Foreign Countries and the Youth Development Index of

Kazakhstan “Zhastarga Meirimdi Meken”.

The report uses the results of mass sociological

surveys conducted by the SRC “Youth” on the order of

the Ministry of Social Development of the Republic of

Kazakhstan (RK) in 2018:

- National mass survey of the youth of RK “Study of the

Socio-Political Situation in the Youth Environment” (May

– June 2018);

- National mass survey of the youth of RK “The State of

the State Youth Policy: Needs and Social Practices” (July

2018);

- National mass survey of the youth of RK “Identification

of Basic Values of Young Kazakhstanis in the Context of

the “Ruhani Zhangyru” Program” (August 2018).

The sample size for each study was 2,000.

The national report “Youth of Kazakhstan – 2018”

is addressed to government agencies, youth policy

institutes, educational institutions, youth organizations,

the media; and everyone for whom the implementation of

youth policy is important and the support of young people.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

DEMOGRAPHIC CHARACTERISTIC

OF THE YOUTH OF THE REPUBLIC

OF KAZAKHSTAN 

CHAPTER 1

1

1.1.

  Number and age-structure of youth

1.2.

  Birth and mortality

 

among youth 

1.3.

  Marriages

 

and divorces

 

among youth 

1.4.

  External and internal

 

migration of youth 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

DE

M

O

GRAPH

IC

 CH

ARA

C

TE

RISTIC

 O

TH

E Y

O

UTH

 O

TH

E RE

PUBLIC

 O

F KAZ

AKH

ST

AN

 

287

CH

APTE

R 1

 

1.1. NUMBER AND AGE-STRUCTURE OF 

YOUTH 

According to the data of the Statistic of Committee 

of the Ministry of National Economy of the Republic of 

Kazakhstan, the number of young people aged 14-29 

years old, as of the beginning of 2018 was 3,900,834 

people (tab. 1.1.). 

Consideration of this indicator from 2014–2017 

revealed an annual decline in the number of young 

people, which is clearly reflected in Figure 1.1. Since 

2014, the number of young people has decreased by 

392,360 people or by 9.1 %.

Is characterized by an uneven distribution of youth 

in the regions. The largest number of young people 

live in the Turkestan region (472,908) and Almaty (423 

809). It was found in the North Kazakhstan (104,074) 

and Atyrau (135,403) regions (fig.1.2a).

In territorial resolution, the largest proportion of 

young people in the total population in the Turkestan 

region (23.9 %) and the city of Almaty (23.5 %). 

The smallest share of young people is in the total 

population of the North Kazakhstan (18.6 %) and 

Pavlodar (19.1 %) regions (fig. 1.2b).

In the structure of general population of country, the 

number of youth in the last five years tends to decrease 

(tab. 1.2; tab. 1.3). In 2014 this figure was 25 %, in 2018 

it was 21.5 %.

Table 1.1

NUMBER OF YOUTH IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Source: Statistic of Committee of the MNE RK 

2014 year

4 293 194

2015 year

4 206 037

2016 year

4 099 272

2017 year

3 995 896

2018 year

3 900 834

at the beginning of the year, pers

Figure 1.1

NUMBER OF YOUTH IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

at the beginning of the year, pers

4 293 194

4 206 037

4 099 272

3 995 896

3 900 834

 

2014 year

2015 year

2016 year

2017 year

2018 year

Figure 1.2a 

THE NUMBER OF YOUNG PEOPLE BY REGIONS 
AT THE BEGINNING OF 2018

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

104 074

135 403

136 016

144 073

145 657

148 996

177 101

177 646

191 790

222 750

225 775

240 222

264 990

281 406

408 218

423 809

472 908 

North Kazakhstan region

Atyray region

West Kazakhstan region

Pavlodar region

Mangystau region 

Akmola region

Kostanay region

Kyzylorda region

Aktobe region

Shymkent

Astana

Zhambyl region

East Kazakhstan region

Karaganda region

Almaty region

Almaty

Turkestan region

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

National report 

«Youth of Kazakhstan – 2018»

DE

M

O

GRAPH

IC

 CH

ARA

C

TE

RISTIC

 O

TH

E Y

O

UTH

 O

TH

E RE

PUBLIC

 O

F KAZ

AKH

ST

AN

 

288

CH

APTE

R 1

The decrease in the number is a consequence of the 

“demographic hole of the 90s” - the catastrophic decline 

in the birth rate of the 90s. According to statistics, the 

tendency for a decrease in the number of young people 

is a temporary phenomenon and, according to forecast 

calculations, from 2022–2023 the growth of the number 

of young people is expected.

The dynamic of distribution of the number of youth in 

the context of urban/rural over the past five years shows 

annually prevalence of urban young people above rural 

(tab.1.3).

The percentage of youth in the context of urban/rural 

indicates an increase in the proportion of young people 

among the urban population from 54.9 % in 2014 to 

56.5 % at the beginning of 2018 (fig. 1.4). Accordingly, a 

decrease in the number of rural youth is observed.

Young people are a socio-demographic group that 

distinguished based on a set of age characteristics, 

Figure 1.2b 

THE NUMBER OF YOUNG PEOPLE BY REGIONS 
AT THE BEGINNING OF 2018

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

23,9

23,5

23,4

22,7

22,4

22,1

21,9

21,8

21,5

21

20,4

20,2

20,2

20,2

19,2

19,1

18,6

Turkestan region 

Almaty

Shymkent

Kyzylorda region

Aktobe region

Mangystau region

Astana

Atyray region

Zhambyl Region

West Kazakhstan region

Karaganda region

Kostanay region

Almaty region

Akmola region

East Kazakhstan region

Pavlodar region

North Kazakhstan

Таблица 1.2

 

ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ ОТ ОБЩЕЙ 
ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

25

2015 г.

24,2

2016 г.

23,2

2017 г.

22,3

нач. 2018 г.

21,5

Figure 1.3

 

NUMBER OF YOUTH FROM THE TOTAL 
POPULATION OF THE COUNTRY

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

2014 

2015 

2016 

2017  Beginning 

of 2018

25

24,2

23,2

22,3

21,5

Тable 1.2. 

 

NUMBER OF YOUTH FROM THE TOTAL 
POPULATION OF THE COUNTRY

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

2014

year

25

2015 

year

24,2

2016 

year

23,2

2017

year

22,3

Beginning

of 2018

21,5

Table 1.3 

THE NUMBER OF YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT 
OF URBAN/RURAL

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

2014 year

2 358 667
1 934 527

2015 year

2 367 615
1 838 422

2016 year

2 313 053
1 786 219

2017 year

2 266 680
1 729 216

Beginning of 2018

2 204 833
1 696 001

Urban                Rural

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

DE

M

O

GRAPH

IC

 CH

ARA

C

TE

RISTIC

 O

TH

E Y

O

UTH

 O

TH

E RE

PUBLIC

 O

F KAZ

AKH

ST

AN

 

289

CH

APTE

R 1

features of social status and discussed by socio-

psychological properties. According to this approach, 

differentiation of young people into age groups is 

advisable for a more complete analysis. In this way, 

young people can be divided into 3 age groups: the 

juvenile – 14-18 years old, the post-juvenile – 19-23 years 

old and the older group – 24-28 years old. 

Age-structure of youth

 

In the structure of youth, the oldest age cohort is 

the most numerous today (tab. 1.4). At the beginning 

of 2018, young people aged 24-28 make up 39.5 %. At 

this age, based on the personal experience of production 

and family life, as well as the degree of participation of 

young people in social and political relations, the process 

of forming a mature personality is completed. Today, 

one-third of young people are the average age cohort, 

i.e. students and young people who complete mainly 

vocational training, enter production activities and create 

their own families. The smallest number are adolescents 

and young individuals aged 14-18 years. The lowest 

amount is number of young individuals aged 14-18 years.

Analyzing the demographic category of “youth”, which 

according to official statistics include young people 

from14 till 29 ages, it is important to emphasize that the 

Figure 1.4 

THE NUMBER OF YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT 
OF URBAN/RURAL

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

56,5

56,7

56,4

56,3

54,9

2018 y. 

2017 y.

2016 y.

2015 y.

2014 y.

43,5

43,3

43,6

43,7

45,1

Urban                Rural

Table 1.4 

NUMBER OF YOUNG PEOPLE BY MAIN AGE GROUPS 

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

2014 year

1 169 386
1 497 539
1 626 269

2015 year

1 133 817
1 427 596
1 644 624

2016 year

1 111 075
1 359 834
1 628 363

2017 year

 1 116 737
1 285 387
1 593 772

2018 year

1 135 666
1 223 613
1 541 555

14-18 y.o.

19-23 y.o.

24-28 y.o.

14-18 years

19-23 years

24-28 years

37,9

39,1

39,7

39,9

39,5

нач.

27,2

27

27,1

27,9

29,1

 

2014 y.

2015 y.

2016 y.

2017 y.

2018 y. 

34,9

33,9

33,2

32,2

31,4 

Figure 1.5  

 

NUMBER OF YOUNG PEOPLE BY 
MAIN AGE GROUPS 

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

Table 1.5

 

GENDER COMPOSITION OF YOUTH 

       Source: Statistic of Committee of the MNE RK

2014 year

50,2
49,8

2015 year

50,3
49,7

2016 year

50,4
49,6

2017 year

50,5
49,5

man 
women

2018 year

50,7
49,3

2014 y. 2015 y.

2016 y.

2017 y. 2018 y.

50,2

50,3

50,4

50,5

50,7

49,8

49,7

49,6

49,5

49,3

Figure 1.6

 

GENDER COMPOSITION OF YOUTH

Man                      Women

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

National report 

«Youth of Kazakhstan – 2018»

DE

M

O

GRAPH

IC

 CH

ARA

C

TE

RISTIC

 O

TH

E Y

O

UTH

 O

TH

E RE

PUBLIC

 O

F KAZ

AKH

ST

AN

 

290

CH

APTE

R 1

number of young people is declining in the middle and 

older age groups from 2015 (fig. 1.5). In terms of the 

number of young people in the younger age group (14-

18 years old), the situation is different: since 2016, the 

number is gradually increasing.

According to the Statistics Committee of the MNE 

RK, the gender structure of the young population is 

characterized by almost equal shares of men and women 

(tab.1.5.). At the same time, it should be noted that there 

has been a slight increase in the growth of the number 

of male youth since 2014 (fig. 1.6).

In period from 2014 till 2018 year the largest 

number of young women and men was recorded in the 

older age group (24-28 years old), at the beginning of 

2018, 770,690 women and 770,865 men, respectively 

(tab. 1.6).

Over the past 5 years, in the age group of 14-18 years 

old, there is a numerical predominance of young males. 

In the age cohorts of 19-23 years, 24-28 years, the ratio 

between the sexes remains proportional (tab. 1.7).

 

1.2. BIRTH AND MORTALITY AMONG YOUTH 

According to the Statistics Committee of MNE, at the 

end of 2017, there was a decrease in the birth rate among 

young people compared to 2016 by 6.0 % (14,259 people) 

(tab. 1.8).

The decline in the birth rate has been observed since 

2014. So, in 2017, 30,596 children were born less than in 

2014 (fig. 1.7).

The birth rate in the period from 2012 to 2014 tends 

to increase in all age cohorts. In 2015, there is a decrease 

in this indicator in all age cohorts.

In 2017, the birth rate at the age of 15-19 years old 

was 24.93 ppm, at the age of 20-24 years – 159.04 ppm, 

at the age of 25-28 years – 163.26 per thousand.

The fertility rate for the period in question in rural 

areas exceeds the value in urban areas, as evidenced by 

the data in Table 1.9.

In the category of 20-24 years in urban areas from 

2014 to 2017, as well as at the age of 25-28 years in rural 

Table 1.6 

AGE AND SEX STRUCTURE,THND

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

597,6
755,0
804,2

571,8
742,6
822,1

2014 year

579,3
724,0
813,2

554,5
703,6
831,5

2015 year

568,2
692,3
805,9

542,9
667,6
822,6

2016 year

571,2
654,8
791,8

545,5
630,6
801,9

2017 year

581,1
623,8
770,9

554,6
599,8
770,7

2018 year

14-18
19-23
24-28

pers

Мan                       Women

Table 1.7

AGE AND SEX STRUCTURE

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

51,1
50,4
49,4

48,9
49,6
50,6

2014 year

51,1
50,7
50,5

48,9
49,3
49,5

2015 year

51,1
50,9
49,5

48,9
49,1
50,5

2016 year

51,1
51,0
49,7

48,9
49,0
50,3

2017 year

51,2
51,0
50,0

48,8
49,0
50,0

2018 year

14-18
19-23
24-28

Мan                      Women

Table 1.8

FERTILITY AMONG YOUNG PEOPLE FOR 2014-2018

Source: Statistic of Committee of the MNE RK

2014 year

2015 year

2016 year

2017 year

107 437

6 458

49 918
51 061

221 706

13 547

103 138
105 021

235 965

15 413

111 174
109 378

242 900

17 431

116 466
109 003

251 825

20 210

122 406
109 209

as of June 1, 2018

Fertility among young people, total
By age of mother
Under 20 y.o.
20-24 y.o.
25-28 y.o.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru