Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 17

 

 

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

259

8.2. 

Международный опыт

 

по профилактике

 

правонарушений среди

 

молодежи

ПРЕСТУПНОСТЬ В 

МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ  

ГЛАВА 8

8

8.1. 

Общая характеристика

 

преступлений и правонарушений

 

в молодежной среде:

 

состояние и тенденции 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

260

8.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ 

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СОСТОЯНИЕ И 

ТЕНДЕНЦИИ

 Преступность среди молодежи – одна из со-

циальных проблем, требующих пристального 

внимания как со стороны государства, так и со 

стороны общества в целом. 

Статистические данные по преступности и 

суицидам формируются Комитетом по правовой 

статистике и специальным учетам Генеральной 

прокуратуры Республики Казахстан (далее – 

КПССУ ГП РК), который формирует данные по 

возрастным группам. Статистические данные 

по преступности среди молодежи классифици-

руются в следующих возрастных группах: 14-15 

лет, 16-17 лет, 18-20-лет, 21-29 лет. 

Общие показатели преступности

В 2017 году в Казахстане в Едином реестре до-

судебных расследований (далее – ЕРДР) было за-

регистрировано всего 316 418 правонарушений, 

из которых 285 755 были преступлениями. Если 

обратиться к сведениям о лицах, совершивших 

правонарушения, то таковых зафиксировано 115 

682, из которых 50 224 человек (43,4 %) находи-

лись на момент совершения правонарушения в 

возрасте 14-29 лет. 

В случае лиц, совершивших преступления, 

складывается аналогичная ситуация. Так, за 2017 

год было выявлено 95 021 человек, совершивших 

преступления, из которых 43 556 человек (45,8 %) 

находились в возрасте 14-29 лет на момент со-

вершения преступления (рис. 8.1). 

Ежегодно 50 % правонарушений и преступле-

ний, совершаемых в стране, приходится на моло-

дежь. Данная ситуация еще раз демонстрирует 

актуальность анализа такого явления как пре-

ступность и девиантное поведение молодежи.

Анализ статистических данных показывает, 

что преступления среди лиц в возрасте 14-29 

лет  чаще  совершаются  молодежью  старшей

возрастной  группы  (21-29  лет).  Доля  преступ-

лений,  совершенных  лицами  в  возрасте  21-29 

лет, составляет  33  103  случая,  что  в  3,2  раза 

больше по  сравнению  с  преступлениями,  со-

вершенными  лицами  младших  возрастных 

групп молодежи (рис. 8.2).

Из общего числа лиц 14-29 лет, совершивших 

преступления в 2017 году, 3 063 человек или 7 % 

составляют несовершеннолетние (14-17 лет).

Анализ преступлений, совершенных лицами 

14-29 лет, показывает, что общий уровень пре-

ступности среди населения данного возраста 

имеет тенденцию к колебанию (рост/снижение). 

Так, в 2015 году произошло снижение данного 

показателя более чем на 25 %. Далее в 2016 году 

произошел рост уровня молодежной преступно-

сти на 17,3 % по сравнению с 2015 годом. 2017 год 

был отмечен снижением количества преступле-

ний, совершенных молодежью, на 6 % (таб. 8.1).

Рисунок 8.1

 

КОЛИЧЕСТВО ПРАВОНАРУШЕНИЙ/
ПРЕСТУПЛЕНИЙ РК, 2017 Г.

Источник: КПССУ ГП РК

115 682

95 021

50 224

43 556

 

Правонарушения

Преступления 

14-29 лет                Всего

Рисунок 8.2

 

КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ 
ЛИЦАМИ 14-29 ЛЕТ, В РАЗРЕЗЕ 
ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, 2017 Г.

Источник: КПССУ ГП РК

14-15 лет

16-17 лет

18-20 лет

21-29 лет

652

2 411

7 390

33 103

Таблица 8.1

СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМ СОСТАВЕ ЛИЦ,
СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В 2015-2017 ГГ. И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г.

Источник: КПССУ ГП РК

2015 г.

688

2 528
8 407

32 389
44 012

2016 г.

693

2 551
8 215

33 948
45 407

2017 г.

652

2 411
7 390

33 103
43 556

6 мес. 2018 г.

370

1 217
3 727

16 748
22 062

Возраст 
14-15 лет
16-17 лет
18-20 лет
21-29 лет
Всего

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

261

Источник: КПССУ ГП РК

44 022

9 463

27 306

6 687

549

3 830

349
888
941

31 541

18 959

3 104
3 895

590

7 324

6 934

53 221

8 641

29 077

7 100

589

3 559

358
859
723

34 559

21 859

3 212
4 052

594

5 827

5 278

50 224

7 445

28 647

6 797

667

3 087

367
842
534

33 803

22 272

3 182
3 705

492

4 939

4 381

25 286

3 406

14 879

3 417

360

1 541

241

-

200

17 517

11 803

1 836
1 756

287

2 336

2 068

2015 г.

2016 г.

2017 г.

6 мес. 2018 г.

Виды преступлений

Всего правонарушений из них:
Небольшой тяжести
Средней тяжести
Тяжкие
Особо тяжкие
Уголовные правонарушения против личности из них:
Убийство (ст.99 УК РК)
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.106 УК РК)
Изнасилование (ст. 120)
Уголовные правонарушения против собственности из них:
Кража (ст.188 УК РК)
Мошенничество (ст.190 УК РК)
Грабеж (ст. 191 УК РК)
Разбой (ст. 192 УК РК)
Уголовные правонарушения против общественной 
безопасности и общественного порядка:
Хулиганство (ст. 293 УК РК)

 

Таблица 8.2

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОСТИ МОЛОДЕЖИ (14-29 ЛЕТ) В 2015-2017 ГГ. 
И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г.

Источник: КПССУ ГП РК

2 412
2 428
3 550
1 393
4 546
2 169
2 227
3 592
2 715
1 192
1 322
1 832
1 666
3 982
4 584
4 584

160 786
208 311
442 936
146 986
288 396
256 803
147 643
305 199
193 551
190 105
157 959
156 324
122 221
742 070
471 404
251 675

15
11,7
8
9,5
16,8
8,5
15,1
11,8
14
6,3
8,4
11,7
13,6
5,4
9,7
18,2

Количество совершенных 

преступлений лицами 

(14-29 лет) 

Численность 

населения региона

(14-29 лет)

На 1000 человек 

 (14-29 лет)

Регионы 

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Алматы
г. Астана

Таблица 8.3

ОТНОШЕНИЕ ЧИСЛА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ В ВОЗРАСТЕ 14-29 ЛЕТ К 
ЧИСЛЕННОСТИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ (14-29 ЛЕТ), ПРОЖИВАЮЩЕГО В РЕГИОНЕ 
(НА 1 000 ЧЕЛ.), 2017 ГОД 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

262

По сравнению с 2016 годом в 2017 году зафик-

сировано снижение количества преступлений,

совершенных лицами 14-29 лет по всем возраст-

ным группам.

Анализ статистических данных, представленных в

таблице 8.2, показывает, что в 2017 году наблюдается

снижение количества правонарушений, совершенных

лицами 14-29 лет по всем видам кроме особо тяжких.

По особо тяжким видам правонарушений в возрастной

группе молодежи 14-29 лет зафиксирован рост на 14,2 %

или 78 случаев.

 Среди правонарушений, совершенных лицами

14-29 лет в 2017 году, преобладают имущественные

виды преступлений. Так, из 50 224 правонарушений,

совершенных молодежью в 2017 году, уголовные пра-

вонарушения против собственности составляют 67,3 %

(33 803) – это кражи (22 272), грабежи (3 705), мошен-

ничество (3 182), разбой (492). По сравнению с 2016

годом в 2017 году зафиксирован рост такого вида

правонарушения  как кражи на 413 случаев.

За период 6 месяцев 2018 года было зафиксирова-

но 25 286 правонарушений, совершенных молодыми

людьми от 14 до 29 лет. Среди преступлений, совершен-

ных молодежью в отмеченном периоде, преобладают

уголовные правонарушения против собственности (17

517 преступлений), что составляет 69,2 % от общего ко-

личества правонарушений.

Анализ правонарушений, совершенных лицами в

возрасте 14-29 лет в региональном разрезе, показыва-

ет, что в 2017 году из расчета на 1 000 человек населения

в возрасте 14-29 лет, наибольшее число преступлений

было совершено в г. Астана (18,2), Восточно-Казахстан-

ской (16,8), Западно-Казахстанской (15,1), Акмолинской

(15), Костанайской областях (14) (таб. 8.3).

Расчет количества преступлений, совершенных ли-

цами 14-29 лет, на 1 000 человек в региональном раз-

резе позволил выстроить рейтинг регионов по уровню

молодежной преступности (рис. 8.3).

Согласно данному рейтингу (рис. 8.3) наименьший

уровень молодежной преступности зафиксирован в

южных и западных регионах страны (за исключением

Западно-Казахстанской области).

Наиболее высокий уровень молодежной преступно-

сти зафиксирован в 2017 году в северных, восточных

и центральных областях страны.

Из  данных,  представленных  в  таблице  8.4,  видно 

динамика 

правонарушений 

совершаемых 

молодежью.  В  2015  году  было  зафиксировано 

уменьшение 

количе-ства 

преступлений, 

совершенных  несовершеннолет-ними (14-15 лет) по 

сравнению с 2014 годом на 14,3 %.

В  2016  году  по  сравнению  с  2015  наблюдался

рост общего количества преступлений, совершенных

14-15-летними подростками за счет тяжких правона-

рушений (на 16,7 % или 21 случай), особо тяжких (более

чем в 2 раза или на 6 фактов). Увеличилось и количе-

ство убийств, совершенных подростками.

По  итогам  2017  года  зафиксировано  снижение

общего  количества  правонарушений,  совершенных

данной возрастной группой (14-15 лет) на 5,9 %. Сни-

жение произошло  по  всем  видам  преступлений,  за

исключением  особо  тяжких,  где  количество  уве-

личилось на 1 случай и составило 12 фактов в целом.

Согласно статистическим данным за 6 месяцев

2018 года в возрастной группе от 14 до 15 лет было

совершено  370  преступлений,  из  числа  которых

г. Астана

Восточно-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Акмолинская область

Костанайская область

Северо-Казахстанская область

Карагандинская область

Павлодарская область

Актюбинская область

г. Алматы

Атырауская область

Жамбылская область

Мангистауская область

Алматинская область

Кызылординская область

Южно-Казахстанская область

Рисунок 8.3

 

РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ ПО УРОВНЮ 
ПРЕСТУПНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 14-29 ЛЕТ 
НА 1 000 ЧЕЛОВЕК, 2017 Г. 

Источник: КПССУ ГП РК

18,2

16,8

15,1

15,0

14,0

13,6

11,8

11,7

11,7

9,7

9,5

8,5

8,4

8,0

6,3

5,4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

263

преступления средней тяжести (302 факта), тяжкие

(66 фактов) и особо тяжкие (2 факта).

Ситуация с трендом преступлений в возрастной

группе 16-17 лет, которые также относятся к категории

несовершеннолетних, схожа с ситуацией 14-15-летних

подростков.

Аналогично мы наблюдаем снижение количества

преступлений 16-17 - летних в 2015 году, по сравнению

с 2014 годом по всем категориям (на 25,8 %), кроме

преступлений небольшой тяжести (рост на 33,1 %).

В  2016  году  мы  наблюдаем  рост  преступлений 

средней тяжести на 0,6 % и тяжких преступлений на 

14,3 % по сравнению с предыдущим периодом. Наря-

ду с этим происходит снижение особо тяжких пре-

ступлений на 37,9 %.

По итогам 2017 года, несмотря на снижение обще-

го количества преступлений, совершенных лицами  

16-17 лет, особую обеспокоенность вызывает рост  

числа особо тяжких преступлений на 55,6 %. Зафик- 

сирован рост убийств на 77,8 % (7 случаев). 

В возрастной группе 16-17 лет, за 6 месяцев 2018 

года, было зафиксировано 1 217 преступлений. Наи-

большее число преступлений относится к категории 

средней тяжести (833 факта), наименьшее число  

относится  к  группе  особо  тяжких  преступлений  

(14 фактов) (таб. 8.5). 

Преступления, совершенные лицами в возрас-

те 21-29 лет, составляют 76 % от всего количества 

преступлений, совершенных в возрасте 14-29 лет.

Динамика преступности среди лиц 21-29 лет в 

Источник: КПССУ ГП РК

688

5

551
126

5

693

5

530
147

11

652

1

497
142

12

370

0

302

66

2

2015 г.

2016 г.

2017 г.

6 мес. 2018 г.

Виды преступлений 14-15 лет

Всего преступлений, из них:
небольшой тяжести
средней тяжести
тяжкие
особо тяжкие

Таблица 8.4

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ В ВОЗРАСТЕ 14-15 ЛЕТ 
В 2015-2017ГГ. И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г.

Источник: КПССУ ГП РК

2 528

326

1 675

498

29

2 551

279

1 685

569

18

2 411

222

1 650

511

28

1  217

106
833
264

14

2015 г.

2016 г.

2017 г.

6 мес. 2018 г.

Виды преступлений 16-17 лет

Всего преступлений, из них:
небольшой тяжести
средней тяжести
тяжкие
особо тяжкие

Таблица 8.5

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ В ВОЗРАСТЕ 16-17 ЛЕТ 
2015-2017 ГГ. И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г.

Источник: КПССУ ГП РК

8 407

1 367
5 625
1 335

79

8 215

1 245
5 578
1 318

74

7 390

1 013
5150

1133
94

3 727

451

2 648

589

39

2015 г.

2016 г.

2017 г.

6 мес. 2018 г.

Виды преступлений 18-20 лет

Всего преступлений, из них:
небольшой тяжести
средней тяжести
тяжкие
особо тяжкие

Таблица 8.6

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ В ВОЗРАСТЕ 18-20 ЛЕТ 
В 2015-2017 ГГ. И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

264

2015  году  имеет  положительные  тенденции: 
снижение количества преступлений по всем ви-

дам. 2016 год, напротив, характеризуется ростом 

общего количества  преступлений  среди  населе-

ния данной возрастной группы на 4,8 % и увели-

чением числа преступлений средней тяжести (на 

9,4 %), тяжких (на 7,2 %), особо тяжких (на 11,5 %).

По итогам 2017 года количество преступлений,

совершенных  лицами  в  возрасте  21-29  лет,  сни-

зилось на 2,5 % по сравнению с предыдущим го-

дом. Настораживает ситуация с увеличением чис-

ла особо тяжких преступлений на 9,7 % по срав-

нению с 2016 годом.

Согласно статистическим данным, молодыми

индивидами в возрасте 21-29 лет за 6 месяцев 2018

года было совершено 16 748 преступлений, из них:

небольшой тяжести (2 849 фактов), средней тяжести

(11 096 фактов), тяжких (2 498 фактов), особо тяжких

(305 фактов) (таб. 8.7).

Преступность несовершеннолетних

Анализ зарегистрированных правонарушений,

совершенных лицами 14-17 лет за 2017 год, позволяет 

выявить следующие особенности преступности сре-

ди несовершеннолетних.

Большая  часть  несовершеннолетних,  совершив-

ших правонарушения (76,4 %) в 2017 году относится к 

возрастной когорте 16-17 лет (2 411 человек).

В  структуре  преступлений,  совершенных  несо-

вершеннолетними,  наибольшая  доля  приходится  на

преступления против собственности – 2 547 (80,7 %),

уголовные  правонарушения  против  обществен-

ной  безопасности  и  общественного  порядка  –  301

(9,5  %),  уголовные  правонарушения  против  лично-

сти – 209 (6,6 %). Чаще всего подростки совершают

Источник: КПССУ ГП РК

32 389

7 765

19 455

4 728

436

33 948

7 112

21 284

5 066

486

33 103

6 209

21 350

5 011

533

16 748

2 849

11 096

2 498

305

2015 г.

2016 г.

2017 г.

6 мес. 2018 г.

Виды преступлений 21-29 лет

Всего преступлений, из них:
небольшой тяжести
средней тяжести
тяжкие
особо тяжкие

Таблица 8.7

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ В ВОЗРАСТЕ 21-29 ЛЕТ 
В 2015-2017 ГГ. И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г.

Источник: КПССУ ГП РК

142
171
311
101
164
202
244
235

83
95

494

80
73

351
178
179

58
86

152

56
62

109
113
118

51
23

235

40
27

153

83
63

12
43
41

7

42
37
23
59

2
1

38

5

11

122

20

8

8,5
25,1
13,2
6,9
25,6
18,3
9,4
25
2,4
1,1
7,7
6,3
15,1
34,8
11,2
4,5

Количество правонарушений, 

совершенные несовершенно 

летними

В группе 

Ранее совершившими 

Регионы

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Южно-Казахстанская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Восточно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы

Таблица 8.8

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА 2017 ГОД

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

265

кражи – 1 656 (65 % всех правонарушений против

собственности, совершенных лицами 14-17 лет), гра-

бежи – 549 случаев (21,6 %), мошенничество – 109

(4,3 %). В 2017 году из хулиганских побуждений было

совершено 269 правонарушений.

Вызывает обеспокоенность рост уголовных пра-

вонарушений, совершенных несовершеннолетни-

ми в 2017 году, по сравнению с 2016 годом. Так, в

категории 14-15 лет рост зафиксирован по следую-

щим уголовным правонарушениям: «умышленное

причинение тяжкого вреда здоровью» на 6 случаев

(60 %) и «умышленное причинение средней тяжести

здоровью» на 4 случая (44,4 %).

Подростковая  преступность  зачастую  носит

групповой характер. Данные, указанные в таблице

8.8, демонстрируют, что в большей части регионов

республики значительная часть преступлений, со-

вершаемых  несовершеннолетними,  проходит  в

групповой форме. В 2017 году число несовершен-

нолетних, совершивших правонарушения в группах,

достигло 1 455 человек (2016 год – 1 502 человека).

Данная тенденция весьма опасна, так как любая

групповая  организация  оказывает  на  человека

более сильное воздействие, нежели индивид. Тем

более, когда дело касается неокрепшей психики и

несформировавшейся личности подростка, данные

угрозы возрастают и могут нести необратимые по-

следствия в виде перехода подростка в маргиналь-

ную делинквентную среду и усвоения им девиант-

ных форм поведения.

Обращает на себя внимание увеличение в 2017

году, по сравнению с 2016 годом, количества несовер-

шеннолетних, привлеченных к уголовной ответствен-

ности, ранее уже совершавших правонарушения.

Значительное число подростков совершают право-

нарушения повторно (472 человек в 2017 году против

460 человек в 2016 году). В целом, можно предполо-

жить, что подростки, совершившие преступления,

с высокой степенью вероятности будут вовлечены

в преступную деятельность повторно. В отдельных

регионах доля несовершеннолетних, привлеченных

к уголовной ответственности повторно, достигает

более чем 30%, то есть каждый третий осужденный

несовершеннолетний ранее уже совершал уголовные

правонарушения. Тревожная ситуация складывается

в Восточно-Казахстанской (34,8 %), Западно-Казах-

станской (25,6 %), Актюбинской (25,1 %), Костанай-

ской (25 %) областях (таб. 8.8).

Из 3 156 подростков, привлеченных к уголовной

ответственности в 2017 году, 220 девушек, 1 835 уча-

щихся, 1 297 человек неработающих/не учащихся

(рис. 8.4).

Источник: КПССУ ГП РК

2 396
1 815
3 316
1 465
4 805
2 212
2 298
3 472
3 095
1 446
1 343
2 048
1 987
3 981
2 641
4 839

2 424 
1 883 
3 783 
1 299 
4 550 
2 397 
2 428 
3 919 

2 931
1 235
1 343
2 010
1 913

4 148 
3 451 
4 911 

1097
1128
2007

718

2063

944

1035
1620
1280

590
726
804
779

2064
2376
2490

2 412
2 428
3 550
1 393
4 546
2 169
2 227
3 592
2 715
1 192
1 322
1 832
1 666
3 982
4 584
4 584

2015 г.

2016 г.

2017 г.

6 мес. 2018 г.

Регионы

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы

Таблица 8.9

ЧИСЛЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПО РЕГИОНАМ В 2015-2017 ГГ. И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 Г.

Учащиеся

Неработающие/
неучащиеся

Рисунок 8.4

СВЕДЕНИЯ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, 
СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, 2017 ГОД

Источник: КПССУ ГП РК

12

9

7   

        

      

     

    1

8

35

   

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

266

По  сравнению  с  предыдущим  годом,  в  2017  году

во  всех  регионах  страны  наблюдается  незначитель-

ная  тенденция  к  снижению  числа  преступлений.

Лишь  в  трех  областях  наблюдается  увеличение

числа  преступлений  данной  категории  населения:

Актюбинской  (на  28,9  %),  Атырауской  (на  7,2  %)  об-

ластях и г. Астана на 32,8 % (таб. 8.9).

За  6  месяцев  2018  года  наибольшее  число

преступлений  отмечается  в  следующих  регионах:  в

Южно-Казахстанской  (2  064  факта),  Восточно-Казах-

станской  (2  063  факта), Алматинской  (2  007 фактов)

областях и в городах Астана (2 376 фактов) и Алматы

(2 490 фактов).

Вместе  с  тем,  важно  понимать,  что  регионы  раз-

личаются  между  собой  не  только  численностью  мо-

лодого 

населения, 

но 

и 

имеют 

разные

социально-экономические,  культурные,  историчес-     

кие условия. 

Таким  образом,  анализ  статистических  данных

позволяет  сделать  вывод  об  актуальности  про-

блемы  преступности  среди  молодежи.  Особую

тревожность  вызывают  преступления,  совершае-

мые  несовершеннолетними,  повторные  преступле-

ния и преступления, совершаемые в группе.

 

8.2. 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ 

ОПЫТ 

ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ

МОЛОДЕЖИ

 Преступность среди молодежи следует рас-

сматривать  в  качестве  одной  из  наиболее  серьез-

ных  и  значимых  проблем  современного  обще-

ства.  Обеспокоенность  по  этому  поводу  широко

распространена  как  среди  общественности,  так и

среди  государственных  органов  власти.  Чтобы

предостеречь  молодых  людей  и  помочь  им во

многих  странах  реализуются  различные  програм-

мы и проекты по профилактике и предотвращению

преступлений  и  правонарушений  среди молоде-

жи.  Учитывая  факторы  риска,  страны  стараются

найти свой подход к этой работе и использовать те

методы, которые будут эффективны.

Факторы риска преступности среди молодежи.

На  индивидуальном  уровне  факторы,  которые

влияют на потенциал преступного поведения среди

молодежи,  включают  биологические,  психологиче-

ские  и  поведенческие  характеристики.  Эти фак-

торы  уже  могут  проявляться  в  детстве  или под-

ростковом  возрасте,  в  той  или  иной  степени на

них могут влиять семья и сверстники, а также дру-

гие социальные и культурные факторы.

Родительское  воспитание  и  семейная  среда

являются  центральными  факторами  в  развитии

преступного  поведения  у  молодежи.  Плохой  над-

зор  за  детьми  со  стороны  родителей,  использо-

вание  суровых  физических  наказаний,  матери-

альное  неблагополучие,  асоциальное  поведениее

родителей  и  употребление  ими  алкогольных  на-

питков  или  наркотических  средств  являются  пре-

дикторами  роста  молодежной  преступности  или,

по крайней мере, стабильности ее показателей.

Влияние  семей  на  склонность  к  девиантному

поведению молодежи обычно сильнее всего прояв-

ляется  в  детстве.  В  подростковом  возрасте  эту

роль  начинают  играть  преимущественно  друзья и

сверстники.

Одним  из  следующих  основных  факторов

является  экономическая  ситуация  в  стране.  Во

многих  исследованиях  было  обнаружено,  что

основной  причиной  вовлеченности  молодежи  в

различные  преступления  является  нищета  и  не-

благоприятный  экономический  климат  региона,  в

котором  она  живет.  Это  подтверждается  тем,  что

во  время  кризиса  в  еврозоне  число  молодых  пре-

ступников  в  европейских  странах  значительно

увеличилось.  Из-за  бедности  и  отсутствия  других

возможностей  зарабатывать  на  жизнь  молодые

люди прибегают к преступной деятельности.

 Нидерланды

В Нидерландах работа по сокращению преступ-

ности  среди  молодежи  осуществляется  путем 

раннего  вмешательства.  Быстрое  и  последова-

тельное  наказание  за  правонарушение  может по-

мочь  снизить  уровень  преступности.  Отбывая на-

казание,  молодые  правонарушители  получают

поддержку,  направленную  на  предотвращение

повторного правонарушения.

Правительство  принимает  следующие  меры

для  предотвращения  повторных  преступлений

молодых правонарушителей:

1. Индивидуальный подход

Каждый молодой человек отличается и заслужи -

вает  поддержки.  Комитет  по  преступлениям

молодежи  проводит  анализ  портрета  правонару-

шителя  и  предоставляет  специально  адаптиро-

ванную  помощь.  Например,  молодым  людям  с

проблемами  самоконтроля  может  быть  назначено

посещение  курсов  по  управлению  и  контролю

агрессией.

2. Учебные и образовательные программы

Когда молодого человека освобождают из

учреждения  для  молодых  правонарушителей,

ему  или  ей  необходимо  реинтегрироваться  в  об-

щество,  посещать  учебное  заведение  или  найти

работу.

Программы  обучения  и  образования,  предо-

ставляемые  в  конце  периода  лишения  свободы,

призваны помочь им подготовиться к этому.

3. Надлежащая поддержка и руководство

Совет по защите детей, служба пробации моло-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

267

дежи  и  муниципалитеты  работают  вместе,  про-

водят консультации и предоставляют приют для

молодых  освобожденных  на  время  получения

образования и / или поиска работы.

4. Раннее вмешательство для детей в возрасте

до 12 лет

Дети в возрасте до 12 лет не могут быть при-

влечены  к  ответственности.  Полиция  либо  раз-

говаривает  с  родителями,  либо  направляет  их  в

отделение по уходу за  подростками. Суды могут

принимать меры, если существует риск того, что

ситуация может стать неуправляемой.

5. Родители несовершеннолетних должны при-

сутствовать на слушаниях

Когда  несовершеннолетнего  судят  за  престу-

пление,  родители  или  опекуны  должны  присут-

ствовать  на  разбирательстве,  чтобы  судья  мог

понять положение в семье. При отсутствии роди-

телей  на  слушании  суд  выдает  ордер  на  обеспе-

чение  их  присутствия.  В  таких  случаях  полиция

забирает  родителей  из  дома  и  сопровождает  их

в суд.

Полиция часто беседует с родителями, и совет

по защите детей также устанавливает с ними кон-

такт  для  дальнейших  профилактических  работ.

Служба пробации молодежи связывается с ними

после  отмены  постановления  о  досудебном  со-

держании под стражей.

6. Борьба с проблемными молодежными груп-

пировками (бандами)

Работа  с  проблемными  молодежными  груп-

пировками  является  одним  из  приоритетов  по-

литики  правительства.  Работа  заключается  не

только  в  осуществлении  карательных  мер  про-

тив  молодых  участников  группировок,  но  также

в  совокупности  мер  по  уходу,  образованию  и

трудоустройству.  Правительство  хочет  сделать

больше,  чем  просто  установить  лимиты,  нала-

гая  наказания  на  молодых  людей,  совершивших

преступления. Также  важно  предлагать  молодым

людям перспективу работы или образования. Это

уменьшает  риск  возвращения  к  криминальному

образу  жизни.  Комплексный  подход,  разработан-

ный для борьбы с молодежными бандами, коор-

динируется  муниципалитетом  в  сотрудничестве  с

полицией,  службой  государственного  обвинения

и Министерством безопасности и правосудия.

Королевство Великобритании

В Англии практикуются различные профилакти-

ческие  программы,  направленные  на  снижение

риска вовлечения молодых людей в преступную

деятельность.  Они  осуществляются  в  местных

сообществах  и  помогают  уязвимой  молодежи

направить свои таланты на позитивную деятель-

ность.

Молодежь направляют в эти программы по

следующим причинам:

1. У них были проблемы с законом;

2. Повышен риск вовлечения в преступную

деятельность;

3. Они проявляют антиобщественное поведе-

ние.

Программы  управляются  местным  молодеж-

ным комитетом по борьбе с преступностью или

другими  местными  организациями,  такими  как

молодежные  благотворительные  организации.

Обычно  молодежь  направляется  на  прохожде-

ние одной из этих программ со стороны полиции.

Однако, ее также может направить учитель или

социальный  работник.  Участие  в  некоторых  из

этих программ является добровольным, по ини-

циативе  молодого  человека  или  его  родителей

(опекунов).

Программы  по  предотвращению  преступно-

сти среди молодежи связаны с деятельностью,

направленной на то, чтобы помочь молодым лю-

дям избежать вовлечения в преступность.

Две  основные  программы  профилактики  -

«Программы привлечения молодежи» и «Группы

по привлечению молодежи и их поддержке».

Программы

 

привлечения

 

молодежи

.

Эти программы были разработаны для сни-

жения  уровня  преступности  среди  молодежи  в

некоторых наиболее бедных районах Великобри-

тании. Они отличаются от остальных программ,

поскольку  предназначены  для  подростков,  ко-

торые  имеют  повышенный  риск  вовлечения  в

преступность.

Это  «вмешательство»  может  проявляться  в

самых  разных  формах:  поддержка  родителей,

языковая поддержка учащихся этнических мень-

шинств,  музыкальные  группы,  клубы  отдыха,

проекты  по  очистке  окружающей  среды,  учас-

тие в спортивных и даже драматических клубах.

Программы рассчитаны на детей от 8 до 17 лет и

обычно  длятся  заданные  промежутки  времени,

например,  6 месяцев.  Иногда молодой  человек

может  посещать  дольше,  если  есть  необходи-

мость или он находит полезное занятие.

Группы по привлечению молодежи и их под-

держке

Данная программа направлена на предотвра-

щение преступности и антисоциального поведе-

ния.  Молодежные  группы  поддерживают  моло-

дых людей в возрасте от 8 до 13 лет с признаками

антисоциального  поведения  и  высоким  риском

вовлечения в преступность.

Группы состоят из местной молодежи, волон-

теров и социальных работников, которые предо-

ставляют высококачественные услуги для детей

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

268

и их семей. Данная поддержка считается важным

шагом в подготовке молодых людей к вызовам

и стрессам повседневной жизни и предоставле-

нию им возможностей для раскрытия своего пол-

ного потенциала, и таким образом, позитивным

вкладом в различные многокультурные сообще-

ства.

Данная  программа  является  добровольной,

по согласию молодых людей и их родителей. Пе-

ред  началом  программы  молодежные  работни-

ки составляют профилактическую программу и

оценивают молодого человека. В рамках данного

процесса путем интервьюирования определяется

тип поддержки, который будет наиболее резуль-

тативным.

Канада

В Канаде ключом к предотвращению пре-

ступности среди  молодежи  является социаль-

ное развитие. Учитывая социальные проблемы,

основные программы нацелены на коррекцию

жизненного пути молодежи еще до развития де-

виантного поведения. Проекты помогают прео-

долеть различные факторы риска, с которыми

молодежь может столкнуться в своей повседнев-

ной жизни, и перейти к более традиционному и

конструктивному пути жизни.

Программы  предлагают  разнообразные  ус-

луги для молодежи, такие как образование, под-

держка занятости, повышение квалификации и

развлекательные  мероприятия.  Большинство

проектов были разработаны и внедрены в со-

общества  добровольными  некоммерческими

организациями в сотрудничестве с основными

заинтересованными сторонами в области пре-

дотвращения преступности, такими как школы

и местная полиция. Эти вмешательства обычно

ориентированы на молодежь в возрасте от 12

до 24 лет, которые проявляют факторы риска,

связанные с преступным поведением, такие как

употребление алкогольных напитков или нарко-

тический средств, отсутствие привязанности к

школе, общение с преступниками, насильствен-

ные и агрессивные тенденции и ранний контакт

с системой правосудия.

Программа по решению проблем молодежи,

связанных со школой:

Одной из традиционных мер наказания школь-

ников в Канаде являлось отстранение их от шко-

лы в течение определенного периода времени,

который зависит от тяжести совершенного ими

правонарушения.  Однако,  множество  исследо-

ваний ставит под сомнение эффективность этой

формы наказания, и говорят о том, что отправ-

ка молодежи в неконтролируемую среду может

увеличить дисциплинарные проблемы и в конеч-

ном  итоге  может  даже  способствовать  соверше-
нию большего количества преступлений. Учиты-

вая данные  исследования,  в  2009  году  была 

запущенна  альтернативная  программа  отстране-

ния учеников  от  школы.  Проект  разработан  как 

внеш-кольное вмешательство, которое устанавли-

вает доверительные  отношения  и  создает  сеть 

поддержки из группы студентов, которая помога-

ет им  в  решении  вопросов  отстранения,  од-

новременно  с  академическим  обучением.  Ини-

циатива  направлена  на  успешную  реинтеграцию 

временно  отстраненных  студентов  обратно  в 

класс, а  также  рассмотрение  других  поведен-

ческих трудностей  (проявление  агрессивного, 

импульсивного,  разрушительного,  антиобще-

ственного поведения,  плохой  родительский  над-

зор),  которые  ставят  этих  молодых  людей  под 

угрозу вов-лечения в преступную деятельность.

Было  показано,  что  альтернативное  отстране-

ние  является  успешным  инструментом,  учитывая,

что  отдельные  компоненты  вмешательства  были

оценены  и  доказаны  в  различных  контекстах.

Программа  способствует  личному  развитию  и

независимости  посредством  образовательной

деятельности  и  соответствующих  вмешательств

как  это  требуется,  в  зависимости  от  характера

конкретных  проблем,  с  которыми  сталкивается

молодежь.

Программа, направленная на профилактику

агрессии и насилия

Проект  разработан  городом  Торонто  с  целью

содействия  развитию  молодых  людей,  предот-

вращения  и  решения  проблем  со  здоровьем  и

профилактики  поведения  молодежи,  основан  на

различных  источниках  и  фактических  данных,

которые  нацелены  на  уменьшение  числа  престу-

плений.

В рамках программы участники в возрасте от 

12 до 24 лет проходят мультисистемую тера-пию, 

предназначенную для молодежи и членов их се-

мей,  чьи  предполагаемые  цели  включают пре-

кращение  употребления  алкогольных  напитков 

или  наркотический  средств,  избавление  от

агрессии,  улучшение  школьной  успеваемости  и

положительных  семейных  отношений.  Каждой

семье  назначается  работник,  который  оказывает

регулярную  поддержку  и  консультирование  на

основе  конкретных  потребностей  молодежи  и

их  семей.  Лечение  включает  индивидуальные,

семейные, школьные и общественные мероприя-

тия. Оценки показали, что программа эффективна 

для  уменьшения  ряда  факторов  риска  и  обе-

спечивает  участие  молодежи  в  таких  позитивных

действиях, как школа и занятость.

 С целью уменьшения количества правонару-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

269

шений были созданы следующие фонды:

1. «Crime Prevention Action Fund» (Действия

по  предупреждению  преступности)  –  основной

задачей  фонда  является  поддержка  практик,

направленных  на  устранение  факторов  риска

преступности,  уменьшение  количества  случаев

жестокого  обращения  среди  детей  и  молоде-

жи. Распространение в массы инструментов и ре-

сурсов,  связанных  с  эффективной  практикой 

предупреждения преступности.

2. «Youth Gang Prevention Fund» (YGPF) - (Работа

с молодежными бандами) – препятствует созда-

нию новых молодежных банд, также препятству-

ют участию и присоединению молодых людей,

входящих в группу риска.

Дания

Основное внимание правительством Дании

уделяется усилиям по профилактике преступле-

ний путем наставничества и организации досу-

га молодых людей. Данная деятельность осно-

вывается  на  сотрудничестве  школ,  социальных

служб и полиции. Целью сотрудничества явля-

ется включение внешних и внутренних сторон в

работу по поиску и решению проблем для отдель-

ного молодого человека, групп молодых людей и

их семей.

 Исследования показывают некоторые пози-

тивные  и  хорошо  документированные  эффекты

во  многих  разных  категориях,  которые  имеют

решающее значение для жизни и благополучия

молодых людей. В 2016 году показатели подрост-

ковой  преступности  в  Дании  достигли  истори-

ческого минимума, число преступлений с 2005

года снизилось на 41 %. Как правило, хорошие

результаты в основном видны, если вмешатель-

ства длительны, интенсивны и включают личные

и доверительные отношения со взрослым и, кро-

ме того, имеют позитивное влияние на психосо-

циальное развитие молодежи.

Однако в некоторых случаях наставничество и

организация досуга молодежи могут иметь опре-

деленные  ухудшающиеся  последствия  в  виде

снижения самооценки или негативного влияния

со стороны сверстников. Поэтому крайне важ-

но обращать внимание на пути осуществления,

адаптацию  и  эффективность  программ  по  на-

ставничеству  и  учитывать  виды  целевых  групп

для проведения досуговых мероприятий.

Профилактика правонарушений путем настав-

ничества осуществляется полицией и социальны-

ми  службами,  сотрудник  полиции  информирует

представителей социальных служб о том, что мо-

лодому человеку в возрасте от 15 до 25 лет, было

предъявлено обвинение или полиция относит его

к группе повышенного риска вовлечения в пре-

ступность  по  тем  или  иным  причинам.  В  по-
следствии этого социальными службами прово-

дится собрание, в рамках которого определяет-

ся метод поддержки, который будет наиболее ре-

зультативным.  Это  может  быть  профилактиче-

ская  работа  с представителем  социальных 

служб, социальные услуги или консультации.

Профилактические  меры  посредством 

вмешательства  в  школах  наиболее  эффек-

тивны, особенно  когда  они  предусматривают 

широкие усилия в поддержке социальных навы-

ков.  На  ос-нове  существующих  знаний  в  Дании 

разработали модель наилучшего подхода к ши-

рокой  профилактической работе в школах. Дан-

ная программа определяет пять важнейших об-

ластей для молодых людей:

1.  Молодежь  должна  знать  важность  соци-

альных  норм,  что  означает  понимание  суще-

ствующих  социальных  заблуждений.  Неблаго-

приятное окружение,  СМИ  и  интернет  застав-

ляет  многих молодых  людей  поверить,  что 

криминальный образ  жизни,  употребление  ал-

коголя  или  наркотиков  является  нормой. 

Осведомленность  молодежи  об  этих  ложных 

стереотипах, осознание влияние судимости на 

их  будущие  карьерные возможности,  снижа-

ют риск их собственного вовлечения.

  2.  Важно,  чтобы  между  учителями  и  учени-

ками  существовали  доверительные  отношения. 

Общение, будучи важным фактором формирова-

ния личности  школьника,  содержит  в  себе 

огромные педагогические  возможности.  Как 

общается учитель с учащимися на уроке и вне 

его, как он с ними говорит, как их понимает, во 

многом влияет на успех обучения и воспитания.

3.  Должны  быть  предприняты  усилия  по 

сотрудничеству  и  коллективному  обучению 

между учениками в классе, чтобы все чувство-

вали,  что они  являются  частью  организации. 

Коллективное  обучение  позволяет  студентам 

больше узнать друг о друге и укрепить партнер-

ские  отношения, способствует  предотвраще-

нию  конфликтов  со сверстниками  и  модели-

рует соответствующие поведение.

4.  Важно,  чтобы  учащиеся  имели  компе-

тенции в управлении конфликтами. Это позво-

ляет уменьшить число конфликтов и обучает ме-

тодам борьбы при их возникновении.

5.  Обучить  молодых  людей,  как  строить 

взаимопонимание, как понять другого челове-

ка в ходе разговора, как важно уметь донести 

свои мысли и чувства до собеседника. Таким об-

разом, формируется  коммуникативная  компе-

тентность подростков, а на ее основе динамич-

но развивается групповая сплоченность.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

270

Данные нормы способствуют профилактике 

правонарушений, включению в общество и повы-

шению благосостояния личности. Таким образом, 

общая профилактика в школах и свободное об-

разование должны быть сосредоточены на этих 

элементах.

США 

В США придают большое значение проблемам 

предупреждения преступности среди молодежи и 

работе с детьми, подростками. Внимание к воспи-

танию молодого поколения нашло свое отраже-

ние в разработке и проведении трех специальных 

программ. Первая из них заключается в учебном 

курсе, который предназначен для учащихся на-

чальной школы, знакомит с основными задачами 

правоохранительных органов, правами и обязан-

ностями граждан, а также мерами обеспечения 

индивидуальной и коллективной безопасности. 

Курс предназначен для учащихся 4-х классов 

включает в себя следующие основные темы: за-

кон и преступность, безопасность жилища, ма-

газинные кражи, вандализм и личная безопас-

ность. Учебный курс рассчитан на шесть уроков 

по 45 минут каждый и читается в течении трех 

недель специально подготовленными сотруд-

никами полиции. Десятилетний возраст выбран 

не случайно, по мнению американских психоло-

гов именно в этом возрасте у детей особенная 

восприимчивость и тяга к самостоятельности. 

Предполагается, что у ребят, прослушавших курс, 

в дальнейшем будет меньше шансов для того, 

чтобы стать преступниками. 

Следующая программа нацелена на учащихся 

7-8 классов, задача которой является знакомство 

несовершеннолетних с существующей в обще-

стве системой ценностей, основами уголовно-

го права и обязанностями гражданина, а также 

формирование представления о том, что ждет 

нарушителей правопорядка. Программа знако-

мит учащихся с законами, касающимися таких 

правонарушений, как мародерство, бродяжни-

чество, нарушение права владения, вандализм, 

магазинные кражи, избиение, незаконное употре-

бление наркотиков и так далее. Учебный матери-

ал представлен в доступной форме в учебнике, в 

объеме 135 страниц. Большое значение придает-

ся выступлению по каждому изученному закону 

сотрудников полиции, специально приглашенных 

на занятия. 

В  управлении  полиции  Лос-Анджелеса  на 

практике опробована программа по профилак-

тике преступности среди подростков с посеще-

нием исправительных учреждений. Цель этой 

программы  в  психологическом  воздействии  на

подростков, еще не совершивших преступление,

но состоящих на учете в полиции за склонность

к  правонарушениям,  злоупотребление  наркоти-

ками и антиобщественное поведение. В данную

программу  включено  посещение  полицейского

участка, где подросток непосредственно наблю-

дает  за  представителями  преступной  среды,

сталкивается со своими сверстниками, которые

были  арестованы  за  различные  преступления.

Также сотрудники полиции совместно с подрост-

ками посещают центры по лечению несовершен-

нолетних наркоманов для ознакомления с мето-

дами лечения. Далее программа включает в себя

«экскурсию» в исправительный центр, где содер-

жатся преступники в возрасте 14-20 лет, ожидаю-

щие суда, подростков проводят через приемное

отделение, камеры, тюремный двор, знакомят с

условиями жизни и правилами поведения.

Япония

В силу определенного уровня культуры, воспита-

ния и достаточно высоким уровнем жизни уровень

девиации подростков в Японии, включая случаи раз-

бойного нападения, насилия и убийства, находится

на низком уровне. Среди форм девиации популярны

правонарушения легкой степени тяжести, такие как

кража, школьные драки, вандализм.

     Основополагающие роли в процессе предупрежде-

ния преступности среди японской молодежи играют:        

      1. Неоднократный пересмотр Закона об Образо-

вании и Закона о Несовершеннолетних. Значимыми

инициативами стали интеграция в процесс обучения

молодежи из всех социальных слоев общества, а

также возможность самостоятельного корректиро-

вания деятельности образовательных учреждений

школьной администрацией.

2. Роль общественности. Законодательные ини-

циативы и программы, направленные на борьбу с

правонарушениями правительства Японии, не были

бы столь успешными, если бы не было поддержки

от общества. Основными инструментами для пра-

вительства Японии являются такие социальные ин-

ституты, как семья, школа, сверстники. Традиции

– основной инструмент социального контроля.

В целом, государственная политика Японии по

борьбе и предупреждению правонарушений в мо-

лодежной среде носит адресный характер, который

заключается  в  концентрации  профилактических

мер на подростковый возраст (12-16 лет), а также

содержит систему мер, позволяющую объединить

усилия правительства, семьи, школы и обществен-

ности страны в целях предупреждения девиантного

поведения молодежи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

271

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В  Национальном  докладе  «Молодежь  Ка-

захстана  –  2018»  представлен  ежегодный

комплексный  анализ  положения  молодежи  по

широкому спектру  вопросов,  на  основе  кото-

рого сделаны следующие выводы.

1.  В  структуре  общего  населения  страны

численность  молодежи  за  последние  пять  лет
имеет тенденцию  к  снижению.  Так,  если  в  2014
году  данный  показатель  составлял  25  %,  то  в
2018  году  – 21,5  %.  С  2014  года количество  мо-
лодежи   уменьшилось   на  9,1  %  и     составляет
3 900 834 человек.

  Уменьшение  количества  является  след-
ствием «демографической ямы 90-х» - катастро-

фического  спада  рождаемости  90-х  годов.  Тен-

денция уменьшения  численности  молодежи  яв-

ление временное  и,  по  прогнозным  расчетам,  с

2022-2023 годов  ожидается  рост  численности

молодежи.

Процентное  соотношение  молодежи  в  раз-

резе  город/село  свидетельствует  об  увеличе-

нии удельного  веса  молодежи  среди  городско-

го  населения  с  54,9  %  в  2014  году  до  56,5  %  на

начало 2018 года. Увеличивается отток молоде-

жи сельской местности в города.

Снижается рождаемость среди молодежи. От-

кладывание браков на поздний возраст,

увеличение  среднего  возраста  вступления  в

брак  свидетельствуют  о  важных  изменениях  в

брачном  поведении.  На  увеличение  среднего

возраста вступления в брак влияет стремление

молодых  людей  быть  самостоятельными  в

экономическом  отношении,  получить  образо-

вание, специальность, работу, сделать карьеру.

В  миграционных  процессах  с  участием  мо-

лодежи  за  последнее  пятилетие  прослежива-

ются существенные изменения. С 2014 по 2017

годы наблюдается  отрицательное  сальдо  ми-

грации молодых  людей.  Наибольшее  количе-

ство  выбывающей  молодежи  приходится  на

страны  СНГ (90,1  %).  В  целом,  пик  мобильно-

сти  приходится на  возрастную  группу  молоде-

жи  24-28  лет,  преимущественно  женского  пола.

2.В  национальном  докладе  впервые  отра-

жены  позиции  Республики  Казахстан  в  Ин-

дексе прогресса  Молодежи  (ИПМ),  который

выступает одним  из  основных  инструментов

для измерения  качества  жизни  молодежи,

эффективности молодежной  политики,  опре-

деления прогресса, независимо  от  экономи-

ческих 

показателей.  ИПМ

рассчитывается 

на основе  полного анализа данных по 102 стра-

нам и  частичного анализа  (из-за ограничен-

ности доступных данных) по 52 странам.

Казахстан в рейтинге Индекса Прогресса Мо-

лодежи, как и большинство стран СНГ,  занимает

среднюю позицию, 63-е место. К сильным сторо-

нам  Казахстана  можно  отнести  удовлетворение

основных  человеческих  потребностей.  Согласно

данным ИПМ, в Казахстане у молодежи есть вы-

сокие возможности для получения образования и 

трудоустройства,  однако  гражданская  актив-

ность  оценивается  как  средняя.  По  результатам

данного индекса Казахстан уступает странам СНГ

(Армения,  Грузия,  Беларусь,  Кыргызстан,  Украи-

на)  в  таких  областях,  как  личная  безопасность,

восприятие  преступности,  смертность  в  резуль-

тате ДТП, также отстает в области здоровья, что

связано  с  высоким  уровнем  суицида  среди  мо-

лодежи.

3.  Здоровье  молодого  поколения  –  один  из

главных  приоритетов  государства.  Социально  –

значимые  болезни  (туберкулез,  ВИЧ,  онкопато-

логия и др.) выступают одними из главных угроз

для  здоровья  молодежи.  Анализ  статистических

данных  по  заболеваемости  молодежи  позво-

лил определить следующие тренды.

Несмотря  на  снижение  общей  численности

больных  с  впервые  в  жизни  установленным

диагнозом (туберкулез) в возрасте 15-29 лет, в 

отдельных  регионах  ситуация  в  данной  сфере 

сложная.  В  Атырауской  области  показатель

«численность  заболевших  туберкулезом  на  100

тыс.  населения  соответствующего  возраста»  по

итогам 2017 года в 1,8 раз выше , чем в среднем

по  республике.  В  Актюбинской,  Кызылординской,

Мангистауской областях и г.Астане данный пока-

затель выше среднего по республике в 1,4 раза.

Среди  заболевших  онкопатологией  преоб-

ладают  молодые  женщины  (62,3  %).  Наиболее

неблагоприятная  ситуация  с  заболеваемостью

молодежи  злокачественными  новообразования-

ми  в  2017  году  сложилась  в  г.Астана,  Караган-

динской, Жамбылской областях.

В 2017 году,  по сравнению  с 2016 годом, сни-

зилось  общее  количество  молодежи,  состоящей

на Д учете в ОГЦ СПИД. По итогам 2017 года наи-

большее  количество  молодежи,  состоящей  на

учете  в  ОГЦ  СПИД,  зарегистрировано  в  Восточ-

но-Казахстанской  (364),  Карагандинской  (337)

областях, г.Алматы (354).

Наибольшее  количество  случаев  алкоголизма

среди населения в возрасте 15-29 лет зафиксиро-

вано  в  следующих  регионах:  Восточно-Казахстан-

ская, Кызылординская области, г.Астана.

Необходимо  обратить  внимание  на  пробле-

му  ранней  беременности  и  абортов  среди  несо-

вершеннолетних.  По  итогам  2017  года  наиболее

сложная  ситуация  в  следующих  регионах:  Юж-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

272

но-Казахстанская, Алматинская, Карагандинская

области.

Важную  роль  в  системе  здравоохранения  вы-

полняют  молодежные  центры  здоровья.  В  насто-

ящее время в республике функционирует 96 МЦЗ.

Занятие  спортом  является  одним  из  самых

важных  механизмов  улучшения  здоровья  мо-

лодых  людей.  В  большинстве  регионов  страны

наблюдается  тенденция  увеличения  количества

молодежи,  занимающейся  спортом.  Количество

молодых  людей,  систематически  занимающихся

спортом, в 2017 году составило более 2,5 милли-

онов человек.

Досуг  является  важным  условием  культурной

социализации  молодежи,  активно  формируя  ее

ценности,  знания,  навыки  поведения.  Специфи-

кой  досуга  современной  молодежи  является  то,

что она все больше проводит время в сети интер-

нет.  В  разрезе  регионов  отмечается  неравномер-

ное развитие досуговой инфраструктуры.

4.  Охват  детей  и  молодежи  средним  образо-

ванием  в  Республике  Казахстан  характеризуется

высокими  показателями.  В  стране  функциони-

руют  7  047  дневных  государственных,  125  част-

ных,  75  вечерних,  100  специальных  организаций

образования,  34  школы,  подведомственные  дру-

гим  государственным  органам,  20  Назарбаев

Интеллектуальных  школ,  4  республиканских,  8

международных  школ,  7  школ  для  детей  с  деви-

антным поведением, 1 школа для детей с особым

режимом  содержания  и  1  международная  школа

– филиал АОО «НИШ». В 7 047 школах обучается

2 972 319 человек.

Охват  молодежи  типичного  возраста  техни-

ческим  и  профессиональным  образованием  в

2017  году  составил  17  %.  Реализация  проектов

«Бесплатное  ТиПО  для  всех»  и  «Серпін»  способ-

ствовала  увеличению  контингента  организаций

ТиПО.  Контингент  организаций  ТиПО  впервые  за

последние  5  лет  продемонстрировал  динамику

роста,  который  сопровождался  увеличением

объема  государственного  заказа  на  подготовку

кадров  по  рабочим  специальностям  и  специаль-

ностям среднего звена.

В 2017-2018 учебном году в Казахстане насчи-

тывалось 130 вуза, в которых обучались 496 209

человек.

В  Казахстане  основными  векторами  модер-

низации  образовательной  системы  выступают

совершенствование  учебно-воспитательного

процесса,  повышение  эффективности  и  доступ-

ности  образовательных  услуг,  оптимизация  об-

разовательных учреждений.

5.  При  сохранении  традиционных  видов  участия 
     в общественно-политических процессах, моло-

дежь  привлекают  новые  неинституциональ-

ные  формы  активности. Формы  политического и

гражданского  участия  приобретают  новые  ка-

чественные  очертания.  Отдельные  исследова-

ния фиксируют  снижающийся  уровень  политиче-

ского участия  молодежи.  Эксперты  отмечают, 

что стал формироваться  запрос,  связанный 

больше с  личностной  самореализацией,  а  ини-

циативы со  стороны  молодых  казахстанцев 

становятся более конкретными  и  прагматичны-

ми.

Молодежь  составляет  24  %  администра-

тивных 

государственных 

служащих. 

Гра-

жданская активность  молодежи  реализуется 

через  учас-тие  в  деятельности  молодежных 

общественных организаций. В 1 полугодии 2018 го-

да  в Республике Казахстан  функционировало  933 

молодежных неправительственных  организаций 

и  210  МРЦ. Молодежь  нового  поколения  мало 

привлекают и  новые  формы  гражданской  ак-

тивности,  реализуемые через волонтерство.

Основными  причинами,  которые  могут  вы-

нудить  молодежь  пойти  на  публичную  протест-

ную

акцию, 

являются: 

халатность 

и 

непрофессиона-лизм  работников  медицинских 

учреждений;  рост цен  на  продукты  питания, 

горюче-смазочные

материалы, 

лекарства; 

увольнение  с  работы;  несправедливые судебные 

решения;  задержка  заработной  платы,  стипен-

дий,  пособий,  проблемы с жильем.

6.  Социально-экономическое  положение  мо-

лодежи  характеризуется  следующими  осо-

бенностями.  Численность  рабочей  силы  в  воз-

расте 15 -28 лет на рынке труда составила 2 121,2 

тыс. человек, из них занятое население – 2 038,8 

тыс. человек (II квартал 2018 года). Среди занятой 

молодежи 74,6  %  составляют  наемные  работни-

ки, 21,5  %  -самостоятельно занятые, 3,9 % - без-

работные. Во II  квартале  2018  года  доля  молоде-

жи NEET  по  республике  составила  7,7  %,  что  по 

сравнению  с  последним  кварталом  2017  года 

меньше на 0,6 %.

7.  Анализ  ценностей  современной  казахстан-

ской  молодежи  показал  следующее.  Семья,  здо-

ровье,  дружба,  по-прежнему,  занимают  лидирую-

щие места  в рейтинге ценностей,  но в процентном

отношении  их  значение  значимо  уменьшилось.

Молодые  респонденты  меньше  значения  также

стали придавать  таким  ценностям  как  развле-

чения  и власть.  Напротив,  любовь;  материаль-

ные блага; знание  и  образование;  интересная 

работа,  профессия;  самореализация,  самоува-

жение; карьерный  рост;  помощь  людям  –  все 

эти  категории для  молодых  людей  Казахста-

на  стали играть большее  значение,  по  сравне-

нию  с  прошлым  годом.  В  разделе  7  На-

ционального 

докла-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 8

П

РЕ

С

ТУП

Н

О

С

ТЬ

 В

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 СРЕ

ДЕ

  

273

да представлен детальный анализ ценностных 

особенностей молодежи различных регионов 

Казахстана.

8. Проблема преступности в молодежной сре-

де продолжает оставаться актуальной. Ежегодно 

около 50 % правонарушений и преступлений, со-

вершаемых в стране, приходится на молодежь. 

Чаще всего делинквентное поведение характер-

но для молодежи старшей возрастной группы 

(21-29 лет). 

Анализ статистических данных показывает, 

что в 2017 году наблюдается снижение количе-

ства правонарушений, совершенных лицами 14-

29 лет по всем видам кроме особо тяжких. По осо-

бо тяжким видам правонарушений в возрастной 

группе молодежи 14-29 лет зафиксирован рост 

на 14,2 % или 78 случаев. Среди правонарушений, 

совершенных лицами 14-29 лет в 2017 году, пре-

обладают имущественные виды преступлений. 

Из общего числа лиц 14-29 лет, совершивших 

преступления в 2017 году, 3 063 человек или 7 % 

составляют несовершеннолетние (14-17 лет). В 

структуре преступлений, совершенных несовер-

шеннолетними, наибольшая доля приходится на 

преступления против собственности (80,7 %), уго-

ловные правонарушения против общественной 

безопасности и общественного порядка (9,5 %), 

уголовные правонарушения против личности 

(6,6 %). 

В большей части регионов республики значи-

тельная часть преступлений, совершаемых несо-

вершеннолетними, проходит в групповой форме. 

Обращает на себя внимание увеличение в 

2017 году, по сравнению с 2016 годом, количества 

несовершеннолетних, привлеченных к уголовной 

ответственности, ранее уже совершавших пра-

вонарушения. Значительное число подростков 

совершают правонарушения повторно. В отдель-

ных регионах доля несовершеннолетних, привле-

ченных к уголовной ответственности повторно, 

достигает более чем 30%, то есть каждый третий 

осужденный несовершеннолетний ранее уже со-

вершал уголовные правонарушения. 

 В РК снижается количество суицидов и суици-

дальных попыток среди молодежи. Тем не менее 

проблема суицидов в молодежной среде продол-

жает оставаться актуальной.

 9. Анализ религиозной ситуации и отношения 

молодежи к религии показал, что, по результа-

там социологических исследований, 69 % моло-

дых людей идентифицировали себя верующими 

людьми. Однако 62, 6 % из 69 % верующей моло-

дежи не являются глубоко вовлеченными в рели-

гиозные практики. Почти треть молодежи (28,2 %) 

обозначила себя неверующими людьми. 

В молодежной среде присутствуют факторы 

риска вовлечения в радикальную религиозную 

идеологию: трудности с трудоустройством, по-

лучением высшего образования, низкие доходы, 

низкий уровень социальной активности, вовле-

ченности в жизнь общества. Молодежь является 

самой уязвимой для пропаганды радикальных 

идей, поэтому должны действовать специальные 

превентивные программы по профилактике рас-

пространения радикальной религиозной идео-

логии среди казахстанской молодежи. Следует 

обратить внимание на недостаточный процент 

вовлеченности казахстанских молодых людей в 

волонтерскую деятельность и деятельность раз-

личных молодежных организаций.

Таким образом, анализ современного положе-

ния казахстанской молодежи выявил как поло-

жительные, так и проблемные зоны и обозначить 

задачи, которые необходимо решать в сфере го-

сударственной молодежной политики. 

2019 год, обозначенный Президентом страны, 

годом молодежи, позволит улучшить имеющиеся 

положительные тенденции в молодежной среде 

и, в целом, в обществе и задаст новый импульс 

развитию молодежи. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

274

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Данные  рекомендации  основаны  на  анализе

молодежной  политики  и  представлены  по  главам

Национального  доклада,  которые  представляют

собой 

конкретные 

сферы 

жизнедеятельности

молодежи.

 Международный опыт реализации молодежной 

политики

-  Необходимо  изучить  основные  индикаторы

Индекса  прогресса  молодежи  и  представить  план

по  улучшению  позиций  Казахстана  в  данном  рей-

тинге;

-  Эффективность  реализации  молодежной

политики  в  зарубежных  странах  во  многом

зависит  от  профессиональной  подготовки  кад-

ров для  работы  с  молодежью.  В  настоящее

время  в Классификаторе  специальностей  и  про-

фессий  Республики  Казахстан  нет  такой  специ-

альности  как «Специалист  по  работе  с  молоде-

жью».  Открытие подобных  специальностей  и

кафедр  в  РК  позволит  готовить  профессиональ-

ные кадры по работе с молодежью;

-  В  Казахстане  реализуется  большое  ко-

личество  государственных  программ  и  проек-

тов поддержки  молодежи.  Рекомендуем  прове-

дение экспертизы  эффективности  реализации

данных программ,  что  позволит  определить  их

сильные и  слабые  стороны  и  в  дальнейшем

проводить более  адресную  (точечную)  работу с

разными

категориями 

молодежи 

(как 

это

практикуется в зарубежных странах);

-  Интересен  опыт  деятельности  молодежных

организаций  в  Японии  -  Японская  молодежная

палата,  которая,  с  одной  стороны,  регламенти-

рована  государством,  а  с  другой,  достаточно раз-

нообразна и структурирована;

-  Учитывая  внимание  со  стороны  государства к

социально-уязвимым  категориям  молодежи  и

принятие  Дорожной  карты  обеспечения  занято-

сти  и  социализации  молодежи  NEET  в  Республике

Казахстан,  может  быть  полезен  опыт  Австрий-

ской  республики  по  «превентивным  мерам»  ра-

боты  с  молодежью,  попадающей  в  категорию

риска;

-  Учитывая  реорганизацию  структуры  Ми-

нистерства  общественного  развития  Респуб-

лики Казахстан  считаем  целесообразным  изу-

чить  деятельность  Министерства  по  вопросам

гендерного равенства  и  семьи  Республики  Ко-

рея.

Здоровье и досуг молодого поколения

-  Необходимо  разработать  учебные  материалы, 
ориентированные  на  популяризацию здоро-
вого  образа  жизни.  Особое  внимание  следует

уделять  разъяснению  основных  требований  гигие-

ны  и  необходимости  развития  и  поддержания здо-

рового образа жизни. Эти программы должны быть 

адаптированы  для  учащихся  разных  возрастных 

групп,  начиная  с  дошкольных  организаций образо-

вания;

-Работа с детьми и молодежью требует исполь-

зования наиболее популярных  форм  информирова-

ния  молодежи  о  ЗОЖ:  через  социальные сети,  ви-

деоролики,  с  участием  популярных  в  молодежной 

среде лидеров общественного мнения;

-Необходимым 

элементом 

популяризации

ЗОЖ, занятий массовым спортом и повышения ка-

чества здоровья детей и молодежи выступает раз-

витая  спортивная  инфраструктура.  Необходимо 

строить большее количество детских и спортивных 

дворовых 

площадок, 

инициировать 

среди

бизнесструктур конкурс: «Спорт в каждый двор»;

-Большее  внимание  уделять  вопросам  пра-

вильного  и  здорового  питания  детей  и  подрост-

ков;

-Местным  исполнительным  органам  необхо-

димо обратить внимание на представленный в На-

циональном  докладе  обзор  региональной специ-

фики  заболеваемости  молодежи  социально-значи-

мыми  болезнями  и  проводить  точечную работу  с 

группами риска;

-Необходимо  расширение  штата  региональных 

МРЦ  для  работы  с  молодежью  из  сельских окру-

гов.

 Работа с группами риска

 Для повышения эффективности работы с

группами риска среди детей и молодежи необходи-

мо:

-  Разработать  более  дифференцированные  моде-

ли  скрининга,  которые  могут  определять  сложные 

потребности подростков и молодежи;

    - Усовершенствовать программу подготовки и по-
вышения квалификации педагогов-психологов;

    -Усилить взаимодействие с лицами, определяю-
щими  политику,  и  лицами,  принимающими реше-
ния,  с  тем,  чтобы  системы  охраны  психического 
здоровья  и  первичной  медико-санитарной помощи 
были надлежащим образом обеспечены

ресурсами для удовлетворения спроса;

- Продолжать   работу   по   реализации   программы

превенции  суицидов  среди  несовершеннолетних

(пилотный  этап  которой  был  реализован  в  Кы-        

зылординской области);

-  Целесообразно  ограничить  широкое  медийное 

освещение  суицидальных  происшествий  в СМИ, 

социальных сетях.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru