Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 16

 

 

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

243

По результатам исследования мы видим, что 

выбираемые позиции представляют собой по-

ложительные чувства, связанные с уважением, 

доверием и гордостью. Результат косвенно ука-

зывает  на  достаточно  высокий  уровень  патри

о

-

тизма  среди  казахстанской  молодежи.  Если  до-

бавить к ним еще 4,3 % респондентов, у кого ар-

мия

 

вызывает восхищение, то в итоге 79,7 % мо-

лодых

 

людей, положительно относятся к инсти-

туту армии (таб. 6.12).

По  данным  Министерства  обороны  РК,  в 

2017

 

году  количество  молодежи  (18-29  лет), 

проходящих  службу  в  рядах  Вооруженных  сил 

РК составило:

- из числа офицеров – 6 613 человек;

- из числа военнослужащих по контракту –

17 895 человек;

- из числа военнослужащих срочной службы

– 12 000 человек.

Интересные  данные  были  получены  по 

уровню

 

участия  молодежи  в  воспитательных 

мероприя-тиях 

патриотической 

тематики. 

Количество  тех,  кто

 

принимает  в  них  участие, 

лишь  на  3  %  превы-шает

 

число  тех,  кто  не 

участвует 

в 

них 

по 

причи-не 

слабой 

информированности (49,7 % против 46,9 %).

Состав  участников  подобных  мероприятий

 

представлен  главным  образом  теми,  кто 

участвует

 

в  них  в  процессе  прохождения 

обучения (в школах

 

 

36 %, в колледжах, вузах 

 

9,7  %)  и  теми,  кто  участвует  в  подобных 

мероприятиях самостоятельно

 

(4,0 %).

Таблица 6.12

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ ПО 
ОТНОШЕНИЮ К ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ 
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН?»   

           Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

28,6
25,6
21,3

5,3
5,3
4,3
3,0
0,5
0,1
6,3

Гордость
Уважение
Доверие
Недоверие
Безразличие
Восхищение
Разочарование
Страх
Другое
Затрудняюсь ответить

Да, участвовал вместе с классом в школе

Да, участвовал самостоятельно

Нет, не участвовал и никогда не слышал про 

мероприятия на военно-патриотическую тему

Затрудняюсь ответить

Рисунок 6.10

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ УЧАСТВОВАТЬ В 
КОНКУРСАХ, СОРЕВНОВАНИЯХ, ОЛИМПИАДАХ, 
КОНЦЕРТАХ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЯХ НА 
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ?» 

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

36

9,7

4

23,4

23,5

3,4

Да, участвовал вместе с группой в 

колледже / институте / университете

Нет, не участвовал, но видел/ слышал, 

что молодежь участвует

Таблица 6.13

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ 
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МОЛОДЕЖЬ БЫЛА 
ПАТРИОТИЧНОЙ?» 

           Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

18,4

15,2

11,2

11,1

9,5

7,0

6,2
5,9
5,1

2,3

Изучать историю, традиции и обычаи
народов Казахстана
Проводить в средних школах начальную
военную подготовку
Развивать работу детско-юношеских клубов
по месту жительства
Проводить регулярно спортивные соревнования,
конкурсы, олимпиады
Организовывать военно-патриотические лагеря
для учащихся в период летних каникул
Детям и молодежи читать литературу на
государственном языке, казахстанских
и казахских авторов
Учить казахский язык
Обязать молодежь служить в армии
Создавать мультфильмы, детские передачи на
казахском языке про национальных героев
Учить гимн в детских садах

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

244

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

Патриотическое воспитание в современном 

Казахстане сконцентрировано главным обра-

зом в стенах учебных заведений разного уровня 

(рис. 6.10).

В  ходе  исследования  респондентам  было 

предложено выразить мнение о мерах по вос-

питанию патриотизма среди молодежи. По мне-

нию опрошенных, для повышения патриотизма 

среди молодежи необходимы следующие меры: 

изучение истории, традиций и обычаев народа Ка-

захстана – 18,4 %, проведение в средних школах 

начальной военной подготовки – 15,2 %, разви-

тие работы детско-юношеских клубов по месту 

жительства – 11,2 % (таб. 6.13).

Таким образом, понятие патриотизма в со-

знании 

молодежи 

Казахстана

,

 

главным 

образом

,

  ассоциируется  с  эмоциональными 

переживаниями. По отношению к Вооруженным 

силам  страны  подавляющее  большинство 

опрошенной 

молоде-жи 

испытывает 

позитивные  чувства  –  гордость,  восхищение, 

доверие,  уважение.  Число  молодых  людей,  у 

которых  институт  армии  вызывает  позитивные 

эмоции, более чем в пять раз превышает 

число недовольных им.

В целом, молодежь Казахстана считает пре-

стижным служить в армии. Количество молодых

казахстанцев, считающих, что служить в армии пре-

стижно, почти в 4 раза превышает число тех, кто не

находит это престижным – 68,2 %, (против 17,7 %).

Подавляющая часть молодежи Казахстана на-

ходит уровень внимания, уделяемый патриотичес-

кому воспитанию в стране, достаточным, однако

степень участия в воспитательных мероприятиях

по развитию патриотизма можно охарактеризо-

вать как среднюю. Главным образом патриоти-

ческое воспитание в современном Казахстане

сконцентрировано в стенах учебных заведений

разного уровня и носит массовый/групповой ха-

рактер.

В первую тройку мер, по мнению молодежи не-

обходимых для того, чтобы молодежь была более

патриотичной, вошли: изучение истории, традиций

и обычаев народа Казахстана, проведение в сред-

них школах начальной военной подготовки и раз-

витие работы детско-юношеских клубов по месту

жительства.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

245

7.3. 

 Молодежные субкультуры

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ 

И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ 

МОЛОДЕЖИ

ГЛАВА 7

7

7.1. 

Молодежь и религия

7.2. 

Ценностные

ориентации

молодежи

Казахстана

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

246

7.1. МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ

В рамках принятой в июне 2017 года Концеп-

ции  государственной  политики  в  религиозной

 

сфере  на  2017-2020  годы  выделены  два

 

направляющих  принципа  данной  политики,  а

 

именно,

 

первый  –  укрепление  светских  основ

 

государственного  устройства  Республики  Казах-

стан,  второй  –  акцент  на  превентивной  профи-

лактической

 

работе  по  предотвращению  распро-

странения  религиозного  экстремизма,  особенно

 

в 

среде казахстанской молодежи [29].

Поскольку  молодежь  является  важнейшим

 

ресурсом  для  любого  общества,  определяющим

 

его

 

будущее  во  всех сферах  общественного  разви-

тия,

 

большую  актуальность  приобретает  вопрос 

о  соотношении  светских  и  религиозных

 

ценно-

стей  в

 

мировоззрении  современной  казах-

станской молодежи,  об  уровне  её  религиозности, 

о  видении

 

молодежью  роли  религии  в

 

своей 

жизни и жизни

 

общества.  Ответы  на  данные  во-

просы  помогут

 

определить  роль  молодежи  в 

дальнейшем  укреплении  светских  основ

 

государ-

ства  и  сохранении

 

светскости  казахстанского 

государства в среднесрочной и долгосрочной пер-

спективе.

 

Социологический 

опрос, 

проведенный

 

Научно-исследовательским 

центром 

«Моло-

дежь» 

по

 

актуальным 

проблемам 

казах-

станской  молодежи в 2018 году, показал, что 69

 

молодых людей

 

идентифицировали себя верующи-

ми  людьми.  Из

 

них,  практикующими  верующими, 

глубоко  вовлеченными  в  религиозные

 

практики, 

соблюдающими  религиозные  нормы

 

в своей жиз-

ни,  являются

 

6,4  %.  Остальные  верующие  моло-

дые люди мало

 

вовлечены в религиозную  жизнь, 

редко  соблюдают  религиозные

 

нормы  (26,5  %) 

или  не  участвуют  в  религиозной

 

жизни  (36,1  %). 

Таким  образом,  62,6  % из       69  %

 

верующей  мо-

лодежи  не  являются

 

глубоко  вовлеченными  в 

религиозные практики.     Почти  треть  молодежи  

(

28,2  %

)

  обозначила  себя  неверующими    людьми. 

Группа    неверующих  состоит  из

 

неверующих, 

уважающих    религию  (15,2  %),

 

индифферентных 

к    религии  (8,0  %),  неверующих,   но  иногда 

участвующих  в  религиозных  событиях,  напри-

мер,  посещающих  религиозные  места,  а

 

также 

атеистов – всего 1,6 %.

Исследователи    выделяют  несколько  уровней

 

понимания  роли    религии  в  жизни  человека  и

 

общества.   Первый  уровень,  когда  религия пони-

мается  как   совокупность   догматов,  обязатель-

ных  норм,   обусловливающих  взаимоотношение 

человека  и  Бога.  На

 

этом  уровне  господствует 

теологическое    понимание    религии    и    подчи-

нение    всей     жизни      человека     религиозным 

установкам. Второй  уровень, рели

гия

понимается как часть этнической культуры

 

своего 

народа, соответственно, акцентируется

 

культурная 

составляющая.  Третий  уровень,  когда  религия 

воспринимается  как  заключающая

 

в  себе 

духовные 

ценности, 

этические 

правила,

 

соответственно,  отмечается  моральная  состав-

ляющая религия.

Как отмечает в своей концепции секуляриза-

ции  и  деприватизации  социолог  религии  Х.

 

Казанова,  в  светском  государстве  среди 

населения,  как  правило,  религия  воспринимается

 

как часть культуры и истории народа, а

 

также как

 

совокупность моральных установок

 [30, с.17]

.

Исходя  из  данных  социологического  опроса,

 

казахстанская  молодежь  также  воспринимает

 

религию как часть культуры своего этноса и как

 

моральные нормы, что соответствует роли рели-

гии в светском государстве. Ведь светскость не

 

противоположна религии, а является формой со-

существования в одном государстве и обществе

 

людей разных мировоззрений, как верующих, так

 

и неверующих [31, c.17].

Этот  тезис  также  подтверждается  ответами

 

молодых людей на вопрос о главных ценностях в

 

жизни. Среди них превалируют семейное счастье

 

 

70,9 %, материальная обеспеченность – 30,2 %,

 

здоровье - 64, 3 %, верные друзья – 23,7 %, карье-

ра – 14,4 %, интересная работа – 14,0 %. Основ-

ные  цели  на  ближайшие  пять  лет,  как  указали  в

 

опросе  молодые  респонденты,

 

качественное

 

образование

 –

 30,4 %,  успешная карьера – 27,3 %,

 

достойная  работа  –  22,8%,   жилье – 17,4 %.

Таким  образом,  ценности  казахстанской  мо-

лодежи являются вполне светскими – семья, ма-

териальный достаток, здоровье, друзья, карьера,

 

работа, в числе жизненных целей – образование,

 

карьера, работа.

Необходимо  отметить,  что  в  этническом  раз-

резе  среди  молодежи  русской  национальности

 

меньше  назвавших  себя  верующими  –  55,5  %,

 

тогда  как  среди  респондентов  казахского  этно-

са – 71,7 % верующих. Также большой процент

 

верующих  среди  молодежи,  представляющей

 

другие  этносы.  Соответственно,  среди  предста-

вителей  русского  этноса  больший  процент  ате-

истов – 2,4 %, среди казахов – 1 %, среди других

 

этносов – 3, 7 %. Также, среди респондентов ка-

захской национальности больше тех, кто указал

 

на возможность при бракосочетании совершения

 

только  религиозного  обряда  (6,2  %).  Среди  мо-

лодежи русской национальности такую возмож-

ность допустили 2,3 %.

Респонденты казахской национальности в по-

давляющем большинстве относят себя к ислам-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

247

скому вероисповеданию – 96, 7 %. 88,9 % опро-

шенных русской национальности относят себя к

 

православию, 4,9 % назвали себя мусульманами,

 

1,3 % – католиками, 0,9 % – протестантами.

Важной характеристикой современного свет-

ского  государства  является  толерантность,

 

включая  религиозную  толерантность,  уровни

 

которой ранжируются от простой индифферент-

ности до уважения к представителям других ве-

роисповеданий. Представители других религий

 

у значительной части казахстанской молодежи

 

36,3 % вызывают уважение, 10,7 % – интерес, 35,

 

%  –  безразличие,

 

8,3  %  вызывают  раздражение.

 

Соответственно, в среде молодежи преобладает

 

религиозная толерантность разных уровней.

Таким  образом,  в  целом

,

  казахстанская  мо-

лодежь, несмотря на то, что в большинстве сво-

ем относит себя к верующим людям, исходя из

 

культурного и морального понимания религии,

 

светских ценностей, доминирующих в её миро-

воззрении,  может  внести  свой  значительный

 

вклад в укрепление светских основ казахстан-

ского общества.

Результаты социологического опроса показы-

вают наметившиеся негативные тенденции в мо-

лодежной среде, которые необходимо учитывать

 

при дальнейшей работе с молодежью.

Первое. Изучение других религий, культур яв-

ляется важным аспектом поддержания религи-

озной толерантности и формирования открытого

 

светского сознания, которое способно вместить

 

понимание не только собственного религиозно-

го мировоззрения, но и иметь представление о

 

других религиозных системах, что формирует им-

мунитет к радикальной религиозной идеологии,

 

одной из главных черт которой является отрица-

ние ценности и права на существование других

 

мировоззрений и религиозных систем. В этом от-

ношении следует отметить, что согласно данным

 

социологического опроса казахская молодежь

 

меньше других этносов проявляет интерес к дру-

гим религиям – 7,7 %, тогда как среди русских,

 

интересующихся  другими  религиями  –  19,0 %,

 

других этносов – 14,2 %. В целом, представители

 

всех этносов, которые интересуются другими ре-

лигиями, составляют незначительный процент.

Второе. Все группы молодежи, разной этниче-

ской принадлежности, разных вероисповеданий,

 

городская и сельская молодежь, разных регио-

нов  отмечает  рост  религиозности  в  молодеж-

ной среде. 57, 3 % респондентов указали на рост

 

религиозности в молодежной среде. Наиболее

 

заметен рост религиозности в западных облас-

тях, таких как Актюбинская (76,5 %), Атырауская

 

(81,2 %), где, как известно, остро стоит проблема

распространения религиозного экстремизма в

 

молодежной среде.

Третье.  Упомянутый  выше  социолог  религии

 

Х.  Казанова  отмечает  деприватизацию  религии

 

в  современном  обществе,  которая  характери-

зуется  тем,  что  религия  вновь  возвращается  в

 

жизнь  общества  и  играет  все  большую  роль  в

 

общественном  пространстве.  Согласно  опро-

су,  довольно  значительный  процент  казахстан-

ской  молодежи  (суммарно  23,8  %)  отметил,  что

 

религиозная  молодежь  создает  определенную

 

напряженность  в  обществе,  навязывает  свою

 

волю  и  религиозные  порядки.  15,1  %  молодых

 

людей,  напротив,  считает,  что  верующие  вносят

 

гармонию  в  общественные  отношения.  Меньше

 

половины, а именно, 41, 9 % молодежи считает,

 

что  религиозная  молодежь  никак  не  влияет  на

 

ситуацию в казахстанском обществе. Эти данные

 

свидетельствуют  о  том,  что  религиозная  моло-

дежь,  подчиняющая  свою  жизнь  религиозным

 

нормам,  все  больше  присутствует  в  обществен-

ном  пространстве,  привнося  свое  видение  жиз-

ни,  ценности.  Поскольку  респонденты  отметили

 

напряженность  и  навязывание  своих  порядков

 

религиозной  молодежью,  следовательно,  веру-

ющие  также  пытаются  вести  пропагандистскую

 

работу среди более светских ровесников.

Четвертое.  Значительный  процент  молодых

 

людей  указали  на  религиозный  экстремизм  как

 

актуальную проблему для их местности. В част-

ности, 17,0 % отметили, что вопрос религиозного

 

экстремизма  очень  актуален,  18,2  %  –  скорее  ак-

туален 

(

суммарно  25,2  %

)

.  В  региональном  разре-

зе, религиозный экстремизм в молодежной среде 

как  особо  актуальную  проблему  на  местном

 

уровне указали молодые люди в Атырауской об-

ласти (72,5 %), в два раза меньше в Актюбинской

 

(34,7 %), Мангистауской (24,0 %), в Западно-Казах-

станской (32,9 %) областях, в г. Астана (25,6 %).

Религиозный  экстремизм  является  актуаль-

ной проблемой не только для казахстанского об-

щества, но и для всего мирового сообщества. Как

 

отмечают  отечественные  и  зарубежные  иссле-

дователи  в  области  изучения  религиозного  экс-

тремизма, молодые люди особенно уязвимы для

 

воздействия  радикальных  религиозных  идей.

 

С.  Бейсембаев  обобщил  в  своей  работе  резуль-

таты  исследования,  проведенного  Центром  со-

циальных  и  политических  исследований  «Стра-

тегия»  в  среде  заключенных,  осужденных  за

 

религиозный экстремизм. Составленный им про-

филь заключенных показывает, что большинство

 

(9  человек  из  14)  осужденных  за  религиозный

 

экстремизм являются молодыми людьми в воз-

расте между 19 и 29 годами [32, c. 6]. Зарубежные

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

248

ученые  Дж.  Бартлет  и  К.  Миллер,  проводя  иссле-

дование  по  исламской  радикализации,  также  в

 

качестве  одной  из  целевых  групп  взяли  молодых

 

мусульман,  поскольку  они  являются  благопри-

ятной  социальной  средой  для  распространения

 

радикальных идей [33, c. 6].

В  научной  литературе  в  последнее  десятиле-

тие  распространились  различные  теории  ради-

кализации,  которые  выявили  основные  факторы

 

радикализации,  этапы  радикализации  и  её  по-

следствия.  Необходимо  обратиться  к  выяснению

 

факторов, запускающих процесс радикализации

 

в

 

молодежной среде и вовлечения ее в радикальные

 

исламские  течения  и  группы  для  того,  чтобы,

 

во-

первых, выяснить актуальность этих факторов

 

для

 

казахстанской  действительности,  во-вторых,

 

на

 

основе этого знания создавать эффективные

 

пре-

вентивные  программы  по  профилактике  распро-

странения  религиозных  радикальных  идей

 

сре-

ди  казахстанской  молодежи,  в-третьих,  совер-

шенствовать  программы  по  дерадикализации

 

мо-

лодых  людей,  уже  вовлеченных  в  исламские

 

ра-

дикальные течения.

Известный  специалист  в  области  исследо-

вания  исламской  радикализации  К.  Викторович

 

считает, что индивид становится более уязвимым

 

и

 

восприимчивым  к  радикальным  взглядам  в

 

ре-

зультате кризиса [34, c. 6]. Это может быть эконо-

мический  кризис  (потеря  работы,  отсутствие

 

со-

циальной  мобильности),  социальный/культурный

 

(в  смысле  кризиса  идентичности,  отчуждение  в

 

обществе, чувство неудовлетворенности и

 

обиды,

 

унижения),  политический  (репрессии,  политиче-

ская  дискриминация,  пытки),  личностный

 

кризис,

 

спровоцированный  смертью  близкого  человека  в

 

семье,  виктимизация  преступлением,

 

психологи-

ческими проблемами.

Авторы  большого  исследования  по  оценке

 

превентивных  программ  по  предотвращению

 

радикализации  среди  британской  молодежи

 

А. Хиршфильд, К. Кристман, Л. Вилсокс, М. Рогер-

сон,  К.  Шарат  [35,  c.26]  по  результатам  исследо-

вания  выделили  факторы  риска  в  молодежной

 

среде, 

которые 

способны 

привести 

к

 

радикализации.

 

Среди первостепенных факторов

:

 

социальное

 

отчуждение,  социальная  изоляция  и 

маргинализация; проблемы с

 

самоидентичностью; 

определенный  этап  в

 

жизни,  связанный  с 

кризисом;

 

воздействие

 

медиа  и  Интернета; 

вовлеченность

 

в 

криминальную 

среду; 

неправильное  понимание

 

Корана;  социально-

экономическая  депривация;

 

психологические 

проблемы. 

Соответственно,

 

процесс

 

радикализации вызван не только чисто

 

теологи-

ческими  факторами,  но  целым  комплексом  со-

циальных  и  психологических  проблем,  на

которые нужно обратить внимание.

Как показывает вышеуказанный опрос, казах-

станская молодежь имеет определенные соци-

альные проблемы, входящие в группу факторов 

риска. Во-первых, казахстанская молодежь ис-

пытывает трудности с трудоустройством. В част-

ности, постоянно трудности с трудоустройством 

испытывает 42,2 % молодых людей, трудности 

устройства на работу по специальности – 30, 5 %, 

только 8,5 % не испытывают трудности с трудо-

устройством. Это подтверждается ответами на 

вопрос о сроках, которые потребуются для по-

иска новой работы в случае потери рабочего ме-

ста. В короткие сроки работу могут найти только  

13, 9 % молодых людей, в среднем на поиски ра-

боты, по мнению 59,4 % молодежи, уйдет от 3 до 6

 

месяцев. Также проблема с трудоустройством яв-

ляется  одной  из  актуальных  проблем  для 

молодежи определенного 

как 

города

, так

 и села. 

На  это  указало

 

63,  8  %  молодых  респондентов 

(очень  актуально

 

и  актуально),  совершенно 

неактуальна  проблема  трудоустройства  только 

для  10,4  %  молодежи.  В  региональном  аспекте 

следует 

отметить

 

большой 

процент 

респондентов, 

указавших 

на

 

особую 

актуальность 

проблемы 

трудоустройства,

 

проживают  в  Актюбинской  (53,1  %),  Атырауской

 

(58,0  %),  Мангистауской  (73,3  %).  Южно-

Казахстанской 

(51,4 

%) 

областях 

(ныне 

Туркестанской

 

области), а также в г. Астана (73,4 

%).

Респонденты  следующих  областей  обозна-

чили  как  особо  актуальную  проблему  низкого

 

уровня  доходов:  Атырауская  (62,3  %),  Актюбин-

ская (43,9 %), Алматинская (52,2 %), Восточно-Ка-

захстанская (45,6 %), Павлодарская (51,4 %), Юж-

но-Казахстанская  (45,5  %)  области  и  г.  Астана

 

(74,4 %).

Среди актуальнейших проблем своего города/

села,  молодежь  указала  недоступность  высшего

 

образования – 63,7 %. Только для 14,6 % молоде-

жи  эта  проблема  не  актуальна  или  не  очень  ак-

туальна.  В  целом  эта  проблема  актуальна  почти

 

для  всех  областей,  но  особенно  для  западного

 

региона.  «Очень  актуальной»  ее  назвал

и

  58  %

молодых  людей  в  Атырауской  области,  41,4  %

респондентов  в  Западно-Казахстанской  области, 

50,7  %  молодежи  в  Мангистауской  области,

 

в 

Актюбинской  области  –  36,7  %  опрошенных,  в

 

Алматинской  области  –  45  %  молодых  людей,

 

в 

Павлодарской  области  –  40,5  %.  В  Астане  это

 

также  одна  из  актуальных  проблем  для  молоде-

жи  –  63,2  %.  В  Алматы  проблема  недоступности

 

высшего  образования  актуальна  в  меньшей  сте-

пени – 32, 6 % опрошенной молодежи.

Проблемы с трудоустройством и получением

 

образования приводят к тому, что 36,6 % 

молодых

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

249

людей не уверены в завтрашнем дне.

Трудности с трудоустройством, низкий уро-

вень доходов, проблемы с получением высшего

 

образования могут привести к социальной мар-

гинализации  и  даже  отчуждению,  жизненному

 

кризису,  что  делает  человека,  согласно  К.  Вик-

торовичу  «когнитивно  открытым»,  то  есть  вос-

приимчивым к альтернативным взглядам, в том

 

числе к радикальным религиозным идеям.

Тем более, что согласно опросу, молодые люди

 

считают, что в религии можно найти дисциплину

 

и 

порядок 

– 

26,7 %, опору в сложный период жизни 

–  21,6  %,  смысл  и  понимание  жизни  –  33,5  %,

 

надежду, веру в лучшее – 28,3 %. Соответственно,

 

религия  может  стать  опорой  в  трудный  период

 

жизни

.

 

Н

а пути религиозного поиска молодой че-

ловек может встретить не имама мечети ДУМК,

 

а проповедника радикальной исламской идеоло-

гии, которые особенно активны в Интернет-про-

странстве.

 Необходимо отметить еще один фактор риска

 

вовлечения молодежи в радикальные исламские

 

течения. Казахстанским исследователем С. Бей-

сембаевым была проведена корреляция между

 

преступностью  и  вовлеченностью  в  радикаль-

ную исламскую идеологию [32 c. 10]. Более того, 

в

 

результате  интервью  с  заключенными,  осу-

жденными за религиозный экстремизм и терро-

ризм,

 

он  выделил  общий  аспект,  характерный 

для всех

 

них  –  это  влияние  криминальной  суб-

культуры с

 

ее культом насилия, своими закона-

ми  жизни  и

 

правилами,  и  даже  со  своим  язы-

ком.  Зарубежные  исследователи  также  указы-

вают  на  криминальную  молодежь  как  группу 

риска.  По  опросу

 

респонденты  Актюбинской, 

Атырауской, 

Мангистауской

,

 

Северо-

Казахстанской 

областей,  а  также

 

г.  Астана 

указали  преступность  среди  молодежи  как 

актуальную проблему.

  Следует  обратить  внимание  на  низкий  про-

цент  вовлеченности  казахстанских  молодых  лю-

дей  в  волонтерскую  деятельность  и  различные

 

молодежные  организации.  82,6  %  опрошенной

 

молодежи  не  вовлечена  в  волонтерскую  работу

 

ни в какой форме, мало осведомлена о молодеж-

ных  организациях.  Это  свидетельствует  о  низкой

 

социальной  активности  современной  молодежи,

 

слабой  вовлеченности  в  социальные  процессы,

 

что ведет к угрозе социальной маргинализации.

  Таким  образом,  в  молодежной  среде  присут-

ствуют  факторы  риска  вовлечения  в  радикаль-

ную  религиозную  идеологию:  трудности  с  трудо-

устройством,  получением  высшего  образования,

 

низкие  доходы,  низкий  уровень  социальной  ак-

тивности, вовлеченности в жизнь общества.

 В рамках профилактики распространения

радикальной  религиозной  идеологии  в  среде 

казахстанской  молодежи  государством,  а  имен-

но Министерством общественного развития Ре

с

-

публики  Казахстан,  развернута  блогерская  и 

информационно-пропагандистская  работа  для 

повышения  религиозной  грамотности  населения 

и  контрпропаганды  радикальных  идей  посред-

ством  портала  «Kazislam»,  действуют  центры  и 

фонды  по  дерадикализации  вовлеченных  в  ра-

дикальную  религиозную  идеологию,  в  частности 

Общественный Фонд «Акниет». 

7.2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

 

МОЛОДЕЖИ 

КАЗАХСТАНА

В  современном  обществе  повышается  актуаль-

ность  изучения  системы  ценностей  молодежи,  так

 

как будущее Казахстана зависит именно от молодого 

поколения,  от  его  сознания,  тех  ценностных  устано-

вок, которые преобладают в его миропонимании.

Иерархия  ценностей  в  жизни  молодых  людей,  по

 

сравнению  с  2017  годом,  частично  изменилась.  Се-

мья, здоровье, дружба хоть и по-прежнему занимают 

лидирующие  позиции  в  системе  ценностей,  тем

 

не 

менее  в  процентном  отношении  их  значение  зна-

чимо  уменьшилось.  Молодые  респонденты  меньше

 

значения стали придавать развлечениям и власти.

Напротив, любовь, материальные блага, знание

 

и 

образование,  интересная  работа,  профессия,  са-

мореализация,  самоуважение,  карьерный  рост,  по-

мощь  людям  –  все  эти  категории  для  молодых  лю-

дей  Казахстана  стали  играть  большее  значение,  по

 

сравнению с прошлым годом. Некритично, но все же

 

почти на 2 % утратили свое значение вера и религия.

В  среднем  по  всем  трем  возрастным  когортам

 

(14-18  лет,  19-23  года,  24-2

8

  лет)

 

ценности,  если  их 

расположить

 

по 

приоритетности 

в 

ответах 

молодежи,

 

выглядит

 

следующим  образом  (средние 

значения):

1)

 Семья (80,7 %) (82 % в 2017 г.)

;

2)

 Здоровье (52,2 %) (57 % в 2017 г.)

;

3)

 Дружба (28,5 %) (34 % в 2017 г.)

;

4)

 Любовь (16,2 %) (15 % в 2017 г.)

;

5)

 Материально обеспеченная жизнь (16 %) 

   

(15

 

%

 в 2017 г.);

6)

 Знани

я

, образование (14,8 %) (14 % в 2017 г.)

;

7)

 Вера, религия (10,3 %) (12 % в 2017 г.)

;

8)

Интересная работа, профессия (11,1 %) (10 %

в 2017 г.)

;

9)

 Душевный покой (8,9 %) (9 % в 2017 г.)

;

10)

Самореализация, самоуважение (7,7 %) (5 %

 

;

2017 г.)

;

    

11)

 

Карьера, высокое положение в обществе

 

    

(6,4 %) (6 % в 2017 г.)

;

12)

 Помощь людям (4,3 %) (4 % в 2017г.)

;

13)

 Развлечения (4 %) (5 % в 2017 г.)

;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

250

14)

 Власть (3,5 %) (4 % в 2017 г.)

;

15)

Общественное признание, репутация (2,1 %)

;

(2 % в 2017 г.)

;

16)

 Творчество (2 %), без изменений

;

17)

 Мои дети, счастье и здоровье (0,1 %)

.

Стоит при этом отметить, что чем старше моло-

дежь,  тем  более  ценности  семьи  и  здоровья  иг-

рают 

важную 

роль  в  их  жизни.  Среди  всех 

возрастных  групп

 

признание  общества  играет 

наименее важную роль.

 

Чем старше молодежь, тем 

эгоистичнее  и/или  прагматичнее  она  становится: 

так, ценность дружбы с

 

возрастом падает.

     

Казахстанская 

        

молодежь 

          

абсолютной 

ценностью  среди  всех  трех  возрастных  групп  на-

зывает

 

семью.  Причем  наблюдается  тенденция: 

чем  старше

 

и  взрослее  молодые  люди,  тем 

большее значение

 

придается институту семьи в их 

ценностной  иерархии.  Именно  семья,  по  мнению 

80,7  %  респондентов,  в  ответе  за  духовно-

нравственное  воспитание

 

казахстанской  молоде-

жи (быть добрым, честным,

 

ответственным и т.д.). 

При  этом  отмечается  и  роль

 

школы,  государ-

ственных  органов  по  поддержке  и

 

развитию  мо-

лодежи, религиозных институтов, ком-

паний сверстников.

Вера, религия как ценность среди опрошенной

 

молодежи имеет важное значение и имеет устой-

чивую тенденцию к росту у молодежи Казахстана

 

(таб. 7.2).

Большинство  опрошенных  –  обрядовые  веру-

ющие, то есть те, кто «иногда» или «очень редко» 

совершают  религиозные  обряды.  Верующих,

 

«участвующих  в  жизни  своих  религиозных  об-

щин,  следующих  религиозным  нормам»  стало

 

больше (16,2 % против 10 % в 2017 году), но их

 

по-прежнему меньше тех, кто идентифицировал

 

себя как «верующие, но не участвующие в рели-

гиозных практиках» (37,1 % против 43 % в 2017

 

году).

При этом, доля тех, кому «религия помогает в

 

духовно-нравственном воспитании», чуть больше

 

(47,2 % против 40 % в 2017 году) тех, кто считает,

 

что «семья, образование и государство важнее в

 

этих процессах» (19 % против 23 % в 2017 году).

 

При этом парадоксально, что воспитанию рели-

гиозности нынешние и будущие молодые роди-

тели  не  уделяют  столь  высокого,  ожидаемого

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

8,5

78,9

5,1
2,8

34,5

8,1

45,8
21,8

9,0

15,4
11,0

1,2
5,8
5,8
7,4
2,5
0,0
0,2
0,0
0,0
0,0
1,6

12,1
83,4

3,2
3,0

22,0

9,5

56,3
10,5
12,1
16,0
21,6

2,0
3,4
9,5
5,5
0,8
0,0
0,0
0,0
0,2
0,1
0,2

От 14 до 18 лет

10,1
79,8

3,5
4,6

29,0

9,1

54,4
12,3
12,3
17,2
15,4

3,0
3,8
7,6
6,3
2,8
0,0
0,0
0,2
0,0
0,0
0,3

От 19 до 23 лет

Возрастные группы

От 24 до 28 лет

Что для Вас имеет 

наибольшую ценность в жизни?

Вера, религия
Семья
Возможность получать любые удовольствия, развлекаться 
Власть
Дружба
Душевный покой
Здоровье
Знания, образование
Интересная работа, профессия
Любовь
Материально обеспеченная жизнь
Общественное признание, известность, репутация
Помощь людям
Самореализация, самоуважение
Карьера, высокое положение в обществе
Творчество 
Другое
Мирное 

со

существование 

с

о всем

и

Стабильность во всем
Мои дети, их счастье и здоровье
Достижение цели
Затрудняюсь ответить

Таблица 7.1

ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ НА ВОПРОС: «ЧТО ДЛЯ ВАС ИМЕЕТ НАИБОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ В ЖИЗНИ?»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

251

приоритета,  как  бы  следовало  из  многочис-

ленных публикаций в печатных и электронных 

СМИ,

 

посвященных росту религиозности среди 

молодежи (таб. 7.3).

Таким образом, корреляция ценностей по ре-

гионам выглядит следующим образом:

Отметим те позиции, по которым тот или иной

 

регион среди других отдает наиболее высокий

 

и  наиболее  низкий  приоритет  в  иерархии 

своих

 

ценностей.

  

Семья 

– 

абсолютная ценность для молодежи

 

без исключения всех регионов Казахстана. Лишь

в двух областях Казахстана ценность институ-

та семьи контрастно мала – в Мангистауской 

(37,3 %) и Западно-Казахстанской (50 %) облас-

тях. 

Вера, религия. В качестве ценности они имеют 

высокие значения в молодежной среде в Турке-

станской (21,1 %), Мангистауской (16 %) облас-

тях, г. Шымкент (15,8 %), Атырауской (14,5 %) и 

Актюбинской (12,2 %) областях. Меньше всего 

вере, религии придает значение молодежь Вос-

точно-Казахстанской (2,9 %) и Северо-Казахстан-

ской (3,8 %) областей.

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

14,5

33,6

35,9

1,8

3,5
5,5
1,1
0,0
0,0
4,1

14,2

33,8

41,3

2,6

3,4
2,8
1,7
0,0
0,0
1,2

От 14 до 18 лет

19,9

31,5

34,2

3,3

3,5
4,3
1,0
0,0
0,2
2,2

От 19 до 23 лет

Возрастные группы

От 24 до 28 лет

Скажите, пожалуйста, 

Вы считаете себя верующим человеком?

Я верующий (-ая), участвую в жизни религиозной общины, 
следую религиозным нормам
Я верующий (-ая), но редко, только на праздники, посещаю 
храм, очень редко соблюдаю религиозные нормы
Я верующий (-ая), но не участвую в религиозной жизни
Я неверующий (-ая), но иногда посещаю храм, 
соблюдаю религиозные нормы
Я неверующий (-ая), но уважаю верующих
Я равнодушен (-на) к религии
Я противник религии, атеист
Другое
Агностик
Затрудняюсь ответить

Таблица 7.2

ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ НА ВОПРОС: «СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЧИТАЕТЕ СЕБЯ ВЕРУЮЩИМ 
ЧЕЛОВЕКОМ?»

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

45,8
27,3

18,4

0,0
0,4
8,1

46,9
28,0

20,3

0,0
0,1
4,7

От 14 до 18 лет

48,8
26,9

19,6

0,2
0,2
4,5

От 19 до 23 лет

Возрастные группы

От 24 до 28 лет

Как Вы считаете, вера в Бога, посещение 

религиозных мест, храмов помогают в 

духовно-нравственном воспитании 

казахстанской молодежи?

Да, обязательно помогают
Помогают в определенных случаях 
(молодежная преступность, алкоголизм, наркомания и т.д.)
Нет, на духовно-нравственное воспитание молодежи 
должны влиять семья, образование и государство
Другое
Зависит от самого человека
Затрудняюсь ответить

Таблица 7.3

ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ НА ВОПРОС: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ВЕРА В БОГА, ПОСЕЩЕНИЕ 
РЕЛИГИОЗНЫХ МЕСТ, ХРАМОВ ПОМОГАЮТ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ 
КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ?»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

252

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

Власть.  Молодежь  Акмолинского  региона 

чаще  остальных  отмечает  ценность  власти 

(17,1 %), за ними власть больше всего ценят мо-

лодые люди Жамбылской области (10,6 %). 

Наиболее альтруистичные молодые люди жи-

вут в Восточно-Казахстанской (41,2 %) и Запад-

но-Казахстанской областях (40 %), где ценность 

дружбы очень высока. В ряде областей моло-

дыми людьми дружбе придается крайне низкая 

ценность:  Акмолинская  область  (18,4  %), 

которая конкурирует по низким значениям лишь 

с г.

 

Шымкент  (13,2  %)  и  Северо-Казахстанской 

областью (13,2 %).

Душевный  покой  больше  всего  ценят  в 

Северо-Казахстанкой  области  (24,5  %)  и 

практически совсем н

е  ценят в 

г.

 

Астана (1,7  %). 

Близки  к  ним  по  духу  молодые  люди  в 

Алматинской  (3,8  %)  и  Актюбинской  (5,1  %) 

областях.  Обращает  на  себя  внимание  позиция 

молодежи  Восточно-Казахстанской  области,  где 

здоровье, как ценность воспринимается не высоко 

(18,4 %), хотя среднее значение в других областях 

Казахстана  –  52  %.  Больше  всего  здоровье 

ценят  в  Павлодарской  (70,3  %),  г.

 

Шымкент 

   

(69,3 %) и Актюбинской (64,3 %) областях. 

Ценности  знания,  образования  наиболее 

высоко  котируются  в  Западно-Казахстанской 

       

(30  %),  Кызылординской  (22  %),  Актюбинской 

       

(19,4  %)  областях  и  г.  Астана

 

(19,7  %).  Меньше 

всего 

ценят 

эти 

категории 

молодые 

респонденты 

в 

Северо-Казахстанской 

(критически  низкие  показатели  –  1,3  %), 

Мангистауской  (6,7  %)  и  Карагандинской 

       

(8,3 %)  областях. 

Больше  всего  интересной  работой  дорожит 

молодежь  Западно-Казахстанской  (22,9  %),  и 

напротив,  это  не  ценность  для  респондентов  из 

Мангистауской (1,3  %), Акмолинской (5,3  %), Аты-

рауской (5,8 %) областей.

Самые  романтичные  молодые  люди  –  в  

Акмолинской  области  (26,3 %)  и  г.  Алматы

 

(24,8 %). Именно в этих регионах придают столь

 

высокую,  в  сравнении  с  другими  регионами,

 

ценность любви. Меньше всего любви, полага-

ясь видимо на здоровый прагматизм, придают

 

значение молодые респонденты Туркестанской

 

(7,4 %), Кызылординской (8,8 %), Павлодарской

 

(9,5 %) областей.

Материально  обеспеченную  жизнь  больше

 

всего в Казахстане ценят молодые люди север-

ной и южной столиц - г. Астана (29,9 %), Алма-

тинской (27,3 %) области и г. Алматы (24,8 %).

 

Философское отношение к материально обеспе-

ченной  жизни  демонстрируют  респонденты  в

 

Атырауской (5,8 %), Туркестанской (6,2 %), Ман-

гистауской (6,7 %), Жамбылской (9,8 %) областях.

Амбиции общественного признания, известности, 

репутации высоко оцениваются среди молодежи 

Восточно-Казахстанской  (7,4  %),  Костанайской

 

 

(6,6  %)  областей.  Эти  же  ценности  не  имеют 

никакого

 

значения 

для 

молодых 

людей 

Атырауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской 

областей, городов

 

Алматы и Шымкент.

Помощь людям в качестве ценности признают

 

наиболее высоко в Атырауской (11,6 %), Мангиста-

уской  (8  %),  Акмолинской  (7,9  %)  областях. 

Нулев

о

е

 

значени

е

  этой  ценности  в  опросах 

придают  молодые  респонденты  в  Восточно-

Казахстанской и Северо-Казахстанской областях.

Самоуважение  и  самореализация  наиболее

 

ценны  для  молодежи  Алматинской  (14,4  %),  За-

падно-Казахстанской (14,3 %) областей. Этим двум

 

ценностям придается наименьшее среди регионов

 

значение  в  Жамбылской  (2,4  %),  Западно-

Казахстан-ской областях (4,4 %) и г. Астана (2,6 %).

Карьера,  высокое  положение  в  обществе 

занимает  наиболее  важное  место  у  молодых 

людей  Шымкента,  Костанайской  (14,3  %), 

Алматинской  (10,5  %)

 

областей  и  совсем  не 

интересны  молодежи  Актюбинской  и  Северо-

Казахстанской  областей.  Молодые  респонденты 

Кызылординской  (1,1  %)  и  Атырауской  (1,4  %) 

областей также невысоко оценивают

 

в ряду своих 

предпочтений указанные ценности.

Творчество,  возможность  творить  в  качестве

 

жизненной  ценности  наиболее  высоко  оценили

 

молодые респонденты в Западной-Казахстанской

 

(5,7 %), Костанайской (4,4 %) областях и г. Алматы

 

(4,6  %).  При  этом  опрошенные  в  Акмолинской, 

Северо-Казахстанской, Кызылординской областях 

этому

 

ни придают никакого значения.

Счастье в категории ценности («Мои дети, их сча-

стье и здоровье») абсолютно не воспринимается мо-

лодежью: никто из опрошенных не придал ей значе-

ния даже на уровне 1%. Ценности карьеры, высокого

 

положения  в  обществе,  равно  как  и  материально

 

обеспеченной  жизни  довлеют  над  стремлением  по-

мощи  людям.  Амбиции  общественного  признания,

 

известности, репутации как сложившегося мнения о

 

себе в обществе, также занимают ничтожное место

 

в 

иерархии ценностей молодежи.

Высокая  ценность,  придаваемая  молодыми

 

респондентами  таким  категориям  как  дружба  и

 

любовь,  свидетельствует  о  том,  что  в  молодежной

 

среде  доминирует  позитивная,  романтическая  мо-

дель  межличностных  отношений.  Соответственно

 

и 

модель  будущих  семейных  отношений  ориентиро-

вана скорее на позитивные переживания и интим-но-

личностные отношения.

   

Из результатов опроса можно сделать осторожный

 

вывод, что современные браки у молодежи Ка-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

253

захстана в большинстве случаев основаны, главным

образом, на свободном выборе супруга, на собствен-

ных  чувствах  и  личном  решении.  В  частности,  мо-

тив «желания быть вместе с любимым человеком»

абсолютно  превалирует  у  опрошенной  молодежи

всех возрастных когорт (47,3 %) и «желанием иметь

детей» (15,2 %) для формирования своей семьи.

Таким образом, образ себя как будущего родите-

ля, воспитателя  как  важный  интегративный  показа-

тель детско-родительских отношений занимает важ-

ное место в системе ценностей у казахстанской мо-

лодежи.

Результаты  проведенных  исследований  ясно

свидетельствуют  о  крайне  высокой  степени  значи-

мости семьи как базовой ценности. Причем можно

отметить  трансформационный  характер  развития

института семьи в Казахстане, наглядно показываю-

щий факт возрождения традиционной для казахской

семьи  модели   репродуктивного поведения с прио-

ритетной ориентацией  на  многодетную  семью  (в 

среднем по трем возрастным когортам – 8 %), про-

тив тех, кто считает, что в семье должно быть не бо-

лее одного ребенка (3,6 %). В независимости от коли-

чества планируемых  детей  опрошенные  указывают 

на желаемый образ семьи тот, в котором «бабушки и 

дедушки живут вместе с детьми и внуками. Факти-

чески  это многопоколенный  тип  семьи,  когда  три 

поколения живут под одной крышей: бабушка с де-

душкой, их взрослые дети и внуки. В выборе именно 

этого типа семьи видится стремление казахстанской 

молодежи  к  передаче  нормативных  ценностей  от 

старшего поколения  к  младшему.  Это  в  свою  оче-

редь 

указывает 

на 

то, 

что 

базовые 

этнонациональные  ценности  лежат  в  основе  це-

лостного пространства духовно-нравственного раз-

вития,  где  институт  семьи опирается  на  тесный 

межпоколенческий  контакт трех-четырех  поколе-

ний. Таким образом, в их представлении будущие де-

ти могут найти свое место и в семье, и в поколени-

ях, и в обществе, что в целом влияет на выработку 

их личностной, социальной и гражданской идентич-

ности.

Наличие таких ответов опрошенных и их место в

системе ценностей, видения образа  семьи в целом

соответствует  приоритетам  и  задачам  Концепции

государственной  молодежной  политики  Республики

Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в буду-

щее»,  где  основной  задачей  семейно-нравственного,

культурного  воспитания  молодежи  указано  воспита-

ние «молодых людей в духе уважения  к семейным

ценностям,  создания  в  семье  устойчивой  мораль-

но-нравственной  атмосферы,  особого  почитания  к

пожилым людям, трепетного отношения к детям», а

семья  соответственно  рассматривается  «в  качестве

важнейшего  социообразующего  элемента.  Она  яв-

ляется  основой  бытия  общества,  государства,  важ-

нейшим звеном в системе нравственных и духовных

координат человека» .

Молодежь  Казахстана  в  большинстве  случаев

не  выбирает  эгалитарную  (партнерскую)  модель

семейных  отношений,  основанную  на  признании

равных прав и ответственности супругов, а склонна

к патриархальному типу взаимодействия супругов

в семье, как это, например, демонстрирует евро-

пейская  молодежь,  где  результаты  аналогичных

исследований  свидетельствуют  о  высокой  стар-

товой готовности супругов к конкуренции (борьбе)

за лидерство и отстаивание индивидуальных ин-

тересов. Все три возрастные когорты солидарны в

распределении будущих/настоящих ролей в семье: 

мужчина  –  добытчик,  женщина  –  хранительница 

очага.

Тот факт, что среди всех трех возрастных групп

респондентов равноправию детей в семье, равно

как и других членов семьи, уделяется невысокая

ценность,  показывает  особенности  становления

и/или реализации представлений об образе роди-

теля и семьи среди молодежи. Это важно, так как

среди многих аспектов  проблемы  формирования

психологической готовности молодежи Казахстана

к семейной жизни в качестве приоритетных мож-

но  выделить  правильное  понимание  молодежью

роли семьи в современном обществе, что связано с

особенностями формирования у них установок, ори-

ентацией на вступление в брак и деторождение, и

роль каждого члена семьи в ее развитии, процессах

принятия решений и т.п.

Подводя итог, можно сказать, что у молодежи Ка-

захстана в целом сохраняется преемственность си-

стемы ценностей, при этом исходя из современного

политико-экономического,  социально-культурного

контекста  выработаны  и  новые ценностные  ори-

ентиры. Общее число ценностей, являющихся до-

стоянием молодежи, структурировано ими в опре-

деленные системы, а их истоки прослеживаются в

культуре, обществе и его институтах, а их влияние - 

во  всех  поведенческих  приоритетах  и  установках.

7.3. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

 Ценности, специфическая (конкретная) ак-

сиология, является одним из основных консти-

тутивных  факторов  молодежных  субкультур  и

отдельных социальных страт.

  Желание  подчеркнуть  свою  индивидуаль-

ность через характерный, часто спорный образ

и  стиль  одежды  также  подпадает  под  понятие

субкультуры.  Поэтому  следует  сказать,  что  со-

временные молодежные субкультуры делятся на

современные субкультуры, ориентированные на

поиск  альтернативной  адаптации  к  реальности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

254

Термин  «субкультура»  имеет  множество  опре-

делений  в  зависимости  от  научной  дисциплины,

которая его объясняет. Категория субкультуры мо-

жет  быть  успешно  применена  к  социальной  дея-

тельности  части  молодежи  против  правил  мира,

установленных  взрослыми.  Тем  не  менее  важно

то, что о субкультуре можно говорить тогда, когда

группа содержит следующие четыре элемента:

1. идеологические  установки  –  основные

ценностные  воззрения,  система  мировоззрения

членов  субкультур,  чаще  всего  включаемая  в  за-

явления представителей данной среды;

2. традиции  и  обычаи  –  основаны  на  убежде-

нии,  что  индивид  преобладает  над  моральными

нормами,  что  приводит  к  проявлениям  большей

свободы,  объективной  и  субъективно  понимае-

мой  естественности  в  одежде  и  стиле  жизни,

открытости,  нарушающей  доминирующие  стан-

дарты  поведения  в  локальных  сообществах;  это

особый  образ  жизни,  который  стремится  удов-

летворить потребность человека в самореализа-

ции в стиле и манерах, определенных данной суб-

культурой как приоритетные;

3. формирование  имиджа,  создание  образа,

характерных для данной субкультуры; являющихся 

одновременно  межкультурной  легитимацией, от-

личительной  чертой,  позволяющей  идентифици-

ровать в дихотомии «свой-чужой»;

4. творческая  деятельность  –  литературные,

музыкальные,  графические,  кино,  интернет-из-

дания,  кибердеятельность  и  другие  виды  актив-

ностей,  составляющих  основу  художественного

манифеста субкультурной идеологии.

Все  упомянутые  аспекты  значительны,  так

как они формируют мир субкультур молодежи. В 

настоящем разделе субкультура рассматривается 

в качестве социальной группы, конкретного сооб-

щества,  поскольку  члены  таких  субкультур осо-

знают  свою  индивидуальность,  свои  отличитель-

ные черты, понимают и принимают структуру своей 

неформальной  организации,  принимают  и/ или 

пропагандируют систему своей аксиологии, своих 

собственных  ценностей  и  иерархию  целей.

В  современном  мире  существует  огромное

количество  различных  субкультурных  групп,  и

эти  тренды  не  обошли  стороной  Казахстан,  где

молодежь  также  находится  на  стадии  развития

старых,  и  появления  новых  субкультур,  вовлече-

ния в них. Эти группы представляют собой очень

интересное  пространство  для  настоящих  и  буду-

щих исследований.

По  данным  социологического  исследования,

проведенного  НИЦ  «Молодежь»  в  2018  году,  мо-

лодежь воспринимает в большей мере существую-

щие  или  воображаемые  субкультуры,  скорее,

как  просоциальные,  чем  контрсоциальные, то

есть, такие группы молодых людей, которые не

несут угрозу обществу.

Так, 35,1 % респондентов понимают субкуль-

туры  как  стиль  жизни  молодежи,  модное  на-

правление. Для трети опрошенных субкультуры

выступают временным увлечением, формой до-

суга (30,1 %). 20,1 % молодых людей определяют

субкультуры как форму самоутверждения / само-

идентификации. Лишь 12 % респондентов всех

трех возрастных когорт молодежи определяют

субкультуру как «форму выражения протеста в

молодежной среде», а 6,7 % опрошенных воспри-

нимают сообщества субкультур как «группу мо-

лодых людей, имеющих проблемы с законом»,

тем самым относя их к асоциальным группам,

как демонстрирующих критичность по отноше-

нию к каким-либо устоям общества. При этом,

это противостояние не носит крайнего характера,

как четко определяемых антисоциальных групп,

члены которых не только подвергают критике

общественные порядки и устои, но и стремятся

их сокрушить. В сознании молодежи субкультура

выполняет функцию своего рода катализатора

для личностных поисков, характерных в основ-

ном для подросткового периода. Это часто явля-

ется результатом проблем адаптации, связанных

с дисфункциональностями в сфере семейных от-

ношений, отношений внутри окружения, локаль-

ных групп и сообществ, группы сверстников и т.д.

Согласно  результатам  опроса,  абсолютное

большинство не идентифицирует себя ни с одной

из предложенных субкультур («Нет, не являюсь

представителем  какой-либо  субкультуры»),  –

85,9%. Затруднились ответить, то есть не имеют

четкого понимания о характеристиках тех или

иных субкультур, их характеристиках и качествах

принадлежности, 4,4 % респондентов (таб. 7.4).

Из оставшихся 9,7 %, больше всего (4,4 %) сре-

ди респондентов относят себя к субкультуре «фут-

больных фанатов». Очевидно, что это связано с

несколькими факторами. Во-первых, в Казахста-

не мощная финансовая, инфраструктурная под-

держка футболу оказывается, как на националь-

ном, так и на региональном уровнях: стабильное

крупное финансирование клубов, строительство

стадионов и дворовых футбольных полей, отно-

сительная доступность футбольного инвентаря

и атрибутики.

Во-вторых, фан-движению оказывается под-

держка непосредственно со стороны руковод-

ства футбольных клубов и членов команд.

В-третьих, в Казахстане фан-движение, в отли-

чие от европейских стран, не сопряжено с орга-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

255

низованным  действием  hooligan’s  –  агрессивных

футбольных  хулиганов,  связанных  с  криминаль-

ной средой и противоправными действиями. Со-

ответственно, эту субкультуру не воспринимают в 

Казахстане  как  околокриминальную,  имеющую

проблемы с законом, поэтому так легко и без по-

следствий  для  себя  идентифицировать  себя  с

ней.

В-четвертых,  распространению  субкультуры

футбольных  фанатов  способствует  четкая,  ста-

бильная  система  клубной  символики  и  атрибу-

тики,  стабильность  и  преемственность  цветовой

символики,  доступность  к  соучастию  в  фан-дви-

жении не только национальных казахстанских, но 

и мировых клубов - грандов мирового футбола, та-

ких как Реал (Мадрид) или Барселона.

За  ними  следуют  сторонники  музыкально-тан-

цевальной  молодежной  субкультуры  хип-хоперов

(1,5  %). Остальные субкультуры не набирают и по-

ловины процента.

Территориально субкультуры разместились

следующим образом. Больше всего эмо в Астане 

(3,4 %). Последователей аниме больше всего в Ал-

маты (2,3 %) и Кызылординской области (2,2 %). 

Последователей субкультуры гламура больше 

всего в Атырауской (2,9 %) и Кызылординской 

(2,2 %) областях. Хиппи также больше всего в 

Кызылординской (2,2 %) области. Рэперов боль-

ше всего в гг. Астана (2,6 %) и Алматы (1,8 %). 

Рокеров также больше всего в Астане (2,6 %) и 

Карагандинской (1,4 %) области. Футбольных фа-

натов больше всего в Кызылординской (7,7 %), 

Актюбинской и Западно-Казахстанской областях 

(по 7,1 %), Геймеры больше всего популярны в А-

тырауской (8,7 %) и Северо-Казахстанской (7,7 %) 

областях.

Любителей экстремального паркура больше 

всего в Актюбинской (2 %) и Карагандинской об-

ластях (1,4 %). Байкеров больше всего в Кызы-

лординской и Костанайской областях (по 1,1 %). 

Субкультура автогонщиков больше всего развита 

в г. Алматы (1,4 %). Брейк-дансеров больше все-

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

0,9
0,3
0,2
0,3
1,4
0,2
0,7
0,0
0,9
1,2
6,8
3,1
1,0
0,0
0,0
0,5
0,2
0,0
1,9
0,2
0,0

79,8

0,0
4,9

0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
0,4
0,0
0,0
0,6
0,0
2,7
0,4
0,1
0,0
0,2
0,5
0,4
0,0
0,6
0,0
0,0

90,0

0,1
4,3

От 14 до 18 лет

0,2
0,0
0,0
0,0
0,8
0,7
0,2
0,0
0,7
0,7
3,9
1,2
0,2
0,3
0,3
0,0
0,0
0,3
1,8
0,3
0,0

87,9

0,0
3,9

От 19 до 23 лет

Возрастные группы

От 24 до 28 лет

Являетесь ли Вы представителем 

какой-либо субкультуры в настоящее время?

Эмо
Готы
Треш
Хипстеры
Аниме
Гламур
Хиппи
Панки
Рэперы
Рокеры
Футбольные фанаты
Геймеры
Паркур
Скинхеды
Байкеры
Автогонщики
Брейк-данс
Граффити
Хип-хоп
Барды
Другое
Нет, не являюсь представителем какой-либо субкультуры
Бодибилдер
Затрудняюсь ответить

Таблица 7.4

ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ НА ВОПРОС: «ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ КАКОЙ-ЛИБО 
СУБКУЛЬТУРЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ?»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

256

го 

в 

Кызылординской области (1,1 %). Субкультуру

 

граффити встретить можно только в одной обла-

сти Казахстана – Костанайской (2,2 %) и больше

 

нигде.  Хип-хоп  субкультура  лидирует  только  в

 

двух областях – Кызылординской (5,5 %) и Ман-

гистауской  (4 %).  Бардов  больше  всего  среди

 

молодежи  слушает  молодежь  Костанайской  и

 

Кызылординской областей (по 1,1 %).

Категорично  не  относят  себя  вообще  ни  к 

какой

 

субкультуре больше всего 

в след. регионах: 

Восточно-Казахстанск

ая

 

(99,3  %),  Павлодарск

ая

 

(97,3 

%), 

Южно-Казахстанск

ая

 

(94,1 

%), 

Акмолинск

ая

  (92,1  %),  Карагандинск

ая

 

(91  %) 

област

и

.

На вопрос «Насколько важно для Вас быть

 

чле-

ном  данного  сообщества?»  ответы  расположены

 

в следующей иерархии.

Абсолютное большинство (57,7 %) опрошенных

 

назвали  в  качестве  мотивов  «хобби,  способ 

интересно  проводить  время».  Больше  всего 

таковых  в  Восточно-Казахстанской  (100  %), 

Павлодарской  (75  %)

 

и  Костанайской  (75  %) 

областях.

Во  всех  трех  возрастных  когортах  14,2  % 

вкладывают  в  нахождение  в  какой-либо 

субкультуре  экзистенциальный  смысл  («Очень 

важно,  весь  смысл

 

жизни  в  этом»).  Причем 

«смысл  жизни  в  этом»  больше  всего  видят  в 

столице, таковых в Астане 41,2 %.

11,0 % считает, вероятно из-за крайне смутного

 

их 

представления  о  важности  и  необходимости  на-

личия  тайм-менеджмента,  а  возможно  просто  из-за 

незанятости  и  наличия  свободного  времени,  что

 

нахождение  в  какой-либо  субкультуре  «не  важно,

 

просто способ убить время».

«Мода  на  субкультуру»  притягивает  новых  адеп-

тов  в  такие  сообщества:  так  считает  в  среднем  по

 

всем  трем  возрастным  когортам  10,8  %.  Опять  же,

 

нельзя  считать  несущественной  цифру  в  6,3  %  ре-

спондентов,  затруднившихся  как-то  идентифици-

ровать  мотивы  и  причины  нахождения  молодых

 

людей в субкультурах.

Из-за роста возможностей и условий, способству-

ющих  пространственной  географической  мобильно-

сти,  связь  с  местными  локальными  сообществами

 

уменьшается,  поэтому  не  существует  комплекса

 

четких  характеристик,  охватывающих  один  соци-
альный класс.

Вызывает озабоченность отношение молодежи

 

к 

своим  сверстникам,  вступившим  в  ряды  сообществ 

определенной 

субкультуры. 

Подавляющее

 

большинство  испытывает  безразличие  к  молодеж-

ным  субкультурам.  Таковых  47,6  %  по  всем  трем

 

возрастным группам. Такая же ситуация в корреля-

ции по этническим группам молодежи. Причем без-

различных  наибольшее  количество  среди  русской

 

молодежи (61,2 %), затем  казахской (45,3 %), среди

других этносов (40,4 %). Больше всего безразличных

 

к 

субкультурам  в  Восточно-Казахстанской  (75,7  %),

 

Павлодарской (73  %), Атырауской областях (68,1  %).

 

Меньше  всего  безразличных  к  своим  сверстникам

 

из субкультур в Мангистауской (12  %) и Жамбылской

 

(20,3 %) областях.

Лишь  17,9  %  положительно  относятся  к 

субкультурам  своих  сверстников.  Количество  тех, 

кто имеет отрицательное отношение к ним – 21,1 %. 

Больше  всего  негатива  к  субкультурам  испы-

тывают  представители  других  этнических  групп

 

(26,6  %),  в  то  время  как  среди  казахов  (22,5  %)  и

 

русских (15,2 %) их относительно меньше.

Отчасти,  это  можно  объяснить,  субкультурной

 

безграмотностью, негативным опытом соприкосно-

вения  либо  общения  с  представителями  опреде-

ленных  субкультур.  Это  служит  мотивом  для

 

сле-

дующей  группы  ответов  на  вопрос  о  том:  «Есть

 

ли 

среди Ваших друзей и знакомых представители

 

мо-

лодежных  субкультур?».  73,2  %  респондентов 

исключили  такую  возможность,  ответив  «Нет». 

Лишь

 

в  среднем  23,3  %  опрошенных  по  трем 

возрастным

 

ко-гортам  опрошенных  ответили 

положительно на

 

этот вопрос. Больше всего среди 

своего окружения

 

представителей субкультур видят 

в  Мангистауской

 

(64  %)  и  Западно-Казахстанской 

(38,6 %) областях.

 

Меньше всего в Акмолинской (7,9 

%) и Восточно-Казахстанской

 

(8,8 %)

 

областях.

Интересна  иерархия  мнений  относительно  при-

чин  вступления  молодёжи  в  молодежные  субкуль-

туры (таб. 7.5).

Так, 40,2 % опрошенных по всем трем возрастным 

когортам  считают  основным  мотивом  банальное 

«любопытство  и  интерес».  Привлечение 

к

  себ

е

 

внимания,  мотивы  выделения  среди  себе  подобных

 

сверстников  отметили  в  качестве  главного  стимула 

вступления  в  субкультурные  сообщества  21,3  %.

 

Возможность  самореализации  себя  как  личности,

 

раскрытия  своего  творческого  потенциала  отметили 

15,7  %  опрошенных  респондентов.  Модность  и

 

пре-

стижность  нахождения  в  субкультурах  в  качестве 

главного  мотива  видят 

 

16,2  %  опрошенных.  Как

 

ви-

дим,  никто  не  видит  противоправных  мотивов,

 

мотивов поиска и зарабатывания денег во вступлении 
в молодежные субкультуры.

Зрелый  взгляд  на  оценку  общественных  умона-

строений  демонстрируют  ответы  молодых  респон-

дентов на вопрос: «Как Вы считаете, почему люди в

 

обществе опасаются и стараются избегать общения

 

с  представителями  неформальных  молодежных 

субкультур?».  Неготовность  окружающего  их 

общества,

 

более старшего поколения к восприятию 

новаций,  в

 

целом  –  любого  нового,  по  мнению 

казахстанской

 

молодежи, 

является 

                 

главной 

причиной 

и 

тормозит

 

                          

развитие

 

молодежных субкультур, и в целом 

 

харак-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

257

теризуют субкультурную безграмотность общества 

и старшего поколения (таб. 7.6).

Таким  образом,  анализ  показал,  что  принадлеж-

ность  молодых  людей  к  субкультурам  всегда  вле-

чет  за  собой  ряд  последствий

 

как  для  частной 

жизни  молодого  человека,  так  и  для  его  семьи,  об-

щества  в  целом.  Наиболее  обширными  являются 

последствия  социально-культурные,  так  как  сосу-

ществование  многих  культурных  ниш  приводит  к 

фрагментации  всей  культуры  данного  сообщества, 

популяризации  антисоциальных  норм,  культивиру-

емых  субкультурами  насилия,  духовного  нигилизма, 

равнодушия

 и

 может создать конфликтную ситуацию 

антагонистических  культур  и  нормативного  дуализ-

ма.  Это  приводит  к  тому,  что  молодежь,  действую-

щая  в  культурных  условиях  такого  окружения,  воз-

никших в результате такого дуализма, принимает и 
культивирует нормы девиантного поведения.

Равнодушие, безразличное отношение к субкуль-

турам

 

у  опрошенной  молодежи  возможно 

объясняется 

наблюдаемым 

противоречием 

между  фактом  наличия  и  развития  в 

казахстанской  молодежной  среде  различных 

субкультур,  их  повышающейся  ролью  в  жизни 

подрастающего  поколения  тинэйджеров  и 

молодежи, и невосприятием этих явных трендов 

со  стороны  педагогического  сообщества  школ, 

средне  профессиональных  учебных  заведений  и 

вузов. 

Между тем субкультурная грамотность являет-

ся неотъемлемой компонентой профессиональной 

компетентности современных учителей и профес-

сорско-преподавательского состава вузов. В ка-

захстанской же среде образовательных практик 

по типологизации, передаче знаний по прошлым 

и существующим субкультурам практически не 

существует. Солидарные подходы организаций 

образования и семей (родительского сообщества) 

значительно продвинули бы процессы осознания 

важности понимания типологизации, эволюции 

молодежных субкультур, их влияния на доминиру-

ющую культуру, продемонстрировали бы молодежи 

серьезность отношения системы образования на 

всех ступенях к проблематике субкультуры. 

Это тем более актуально для Казахстана, где про-

цент суицидов среди молодежи один из высоких в 

мире, а нахождение в субкультурах молодежи помо-

гает отчасти выйти личности за границы зоны со- 

циокультурного риска, предотвращая формирова-

ние внутриличностного экзистенциального кризиса.

 Учитывая имеющуюся консенсусную типологию 

молодежных субкультур на ингруппы – группы, с ко-

торыми молодой человек себя отождествляет и аут-

группы, от которых молодой человек себя отделяет, 

ощущая свое отличие от нее, то на основе результа-

тов проведенных социологических исследований 

можно утверждать, что среди казахстанской моло-

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

19,3
43,2
13,4

16,0

10,3

17,4

0,0
0,0
0,0
0,2

0,2

11,8

14,0
39,1
15,4

16,8

14,0

22,7

0,0
0,2
0,1
0,1

0,0
9,3

От 14 до 18 лет

15,2
38,2
15,1

14,2

12,4

23,8

0,0
0,2
0,0
0,0

0,0

11,1

От 19 до 23 лет

Возрастные группы

От 24 до 28 лет

Как Вы считаете, почему молодежь

вступает в молодежные субкультуры?

Быть представителем молодежной субкультуры модно
Из любопытства и интереса
Чтобы быть непохожим на всех, высказывать свой протест
против стандартов в обществе
Чтобы реализовать себя как личность, раскрыть свои
творческие таланты
Из-за трудностей в общении с близкими и друзьями,
непонимания с их стороны
Чтобы выделиться в обществе, привлечь всеобщее внимание
Другое
Подражание кому-либо
От безделья
Чтобы чем-то заниматься, чтобы проводить
свободное время, это хобби
Проблемы с воспитанием, с психикой
Затрудняюсь ответить

Таблица 7.5

ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ НА ВОПРОС: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ МОЛОДЕЖЬ ВСТУПАЕТ 
В МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ?»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 7

М

О

РА

ЛЬН

О

РАВС

ТВЕ

Н

НЫЕ

 И

 ЦЕ

Н

Н

О

С

ТН

ЫЕ

 У

С

ТАН

О

ВКИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

258

дежи превалирует второй тип субкультурной самои-

дентификации по типу аутгрупп. То есть субкультуры 

в массовом понимании это те группы, на фоне кото-

рых молодые люди чувствуют свои отличия.

Результаты опросов наглядно показали, что на-

личие таких субкультур в молодежной среде, как 

драйвер изменений во всем обществе, ведет к обо-

гащению и омоложению всех существующих куль-

тур в данном обществе. Наглядный пример резкое 

появление и активизация субкультуры Q-Pop и ее 

ярких представителей в лице казахстанской группы 

«Ninety One», производно и появившейся в резуль-

тате широкого распространения и популярности

K-Pop (Korean Pop Culture), как одной из глобальных

эффектов  Халлю.  Казахстан  стал  еще  одной

страной,  которая  подпала  под  очарование

Халлю, так называемой «корейской волны» .

Важно  отметить,  что  среди  казахстанской  мо-

лодежи  полностью  отсутствуют  как  пассивные, 

так и активные агрессивные формы ультранаци-

оналистических  субкультур,  которые  можно  на-

блюдать в других странах.

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

17,1

12,7

18,8

20,9

0,0

15,7

14,8

17,9

12,9

23,3

20,0

0,1

14,1

11,7

От 14 до 18 лет

18,6

13,1

19,3

24,5

0,2

11,2

13,2

От 19 до 23 лет

Возрастные группы

От 24 до 28 лет

Как Вы считаете, почему люди в обществе 

опасаются и стараются избегать общения с 

представителями неформальных молодежных субкультур?

Все, что отличается от норм и стандартов в обществе 
вызывает тревогу и опасения
Неформальные молодежные организации ассоциируются 
с наркоманией, алкоголизмом и преступностью
Отталкивает вызывающий внешний вид и 
нестандартная внешность
Наше общество тяжело воспринимают что-то новое
Другое
Люди спокойно, с пониманием реагируют на 
представителей молодежных субкультур
Затрудняюсь ответить

Таблица 7.6

ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТОВ НА ВОПРОС «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ В ОБЩЕСТВЕ 
ОПАСАЮТСЯ И СТАРАЮТСЯ ИЗБЕГАТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НЕФОРМАЛЬНЫХ 
МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР?» 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru