Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 15

 

 

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

227

Политическое участие

Активность молодежи в общественно-полити-

ческих процессах оценивалась по 4 показателям.

Значение субиндекса «Политическое участие» ока-

залось минимальным в сравнении с остальными

субиндексами. Политическое участие молодежи в

13 регионах характеризуется как «умеренное» (не

выше 49 баллов). Условно благополучный уровень

политического участия молодежи отмечается в За-

падно-Казахстанской области (73 балла), главным

образом, за счет высокой доли молодых депутатов,

избранных в местные представительные органы ре-

гиона (4 %). Крайне низкий уровень политического

участия  молодежи  отмечается  в  Актюбинской 

области (16 баллов).

Досуг

Условия, создаваемые в регионах для органи-

зации доступного для молодежи досуга и развития

творческого потенциала молодежи, измерялись

по 4 показателям. Наименьшее значение субин-

декса «Досуг» отмечается в Костанайской области 

(14 баллов) и г. Алматы (17 баллов), что обусловлено 

низким уровнем вовлеченности молодежи в заня-

тия физической культурой. Благополучные условия 

для досуга молодежи созданы в северных регионах 

страны, а именно в Павлодарской (86 баллов) и Се-

верно-Казахстанской (81 балл) областях. В Павло-

дарской области уровень охвата дополнительным

образованием молодых людей старшего школьного

возраста (14-18 лет) в два раза превышает средне-

республиканский показатель.

Безопасность

Уровень безопасности молодежи в масштабе

страны оценивается как «умеренно благополучный»

(50 баллов). Анализ показателей субиндекса безо-

пасности молодежи говорит о том, что наиболее бла-

гополучными с точки зрения безопасности молодых

людей являются Алматинская и Кызылординская

области (75 баллов). Менее всего в безопасности

себя чувствует молодежь Актюбинской области

(29 баллов). Здесь каждый третий молодой чело-

век (38,6 %) не уверен в своей личной безопасности.

Таким образом, отмечается низкий уровень

участия молодежи в общественно-политической

жизни страны. Слабая вовлеченность молодежи

несет в себе риски социальной дезинтеграции,

отчуждения и в конечном итоге социальной экс-

клюзии. Отмечается слабое развитие культур-

но-досуговой инфраструктуры для молодежи в

регионах. Качественная организация свободно-

Таблица 5.16

ИНДЕКС РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ «ЖАСТАРҒА МЕЙІРІМДІ МЕКЕН», 2017 

Регионы
Город Астана
Город Алматы
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
Республика Казахстан

0,62
0,60
0,49
0,25
0,47
0,42
0,56
0,47
0,17
0,48
0,22
0,73
0,28
0,46
0,44
0,13
0,43

0,61
0,85
0,47
0,55
0,78
0,73
0,35
0,66
0,78
0,50
0,48
0,78
0,79
0,57
0,41
0,70
0,63

0,44
0,42
0,45
0,52
0,50
0,59
0,36
0,66
0,62
0,22
0,56
0,46
0,33
0,43
0,33
0,45
0,46

0,37
0,33
0,43
0,16
0,49
0,47
0,40
0,73
0,26
0,30
0,28
0,35
0,61
0,44
0,42
0,31
0,40

0,31
0,17
0,71
0,40
0,48
0,54
0,60
0,52
0,45
0,73
0,14
0,51
0,34
0,86
0,81
0,28
0,49

0,37
0,36
0,61
0,29
0,75
0,70
0,59
0,49
0,42
0,62
0,59
0,75
0,42
0,61
0,57
0,72
0,50

ОБР

АЗОВАНИЕ

ЗД

ОРОВЬЕ

И ЗД

ОРОВЫЙ

ОБР

АЗ ЖИЗНИ

ЗАНЯ

ТОС

ТЬ

И СОЦИ

А

ЛЬНЫЕ

ВОЗМО

ЖНОС

ТИ

ПО

ЛИ

ТИ

ЧЕСК

ОЕ

УЧ

А

СТИЕ

Д

ОСУГ

БЕЗОПА

СНОС

ТЬ

SUBINDEX

J1

J2

J3

J4

J6

J7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

228

го  времяпрепровождения  молодежи  в  регионах

должна  способствовать  развитию  творческого

потенциала  молодежи,  повышению  ее  социальной

активности, активизации процессов самоорганиза-

ции в молодежной среде.

Таким

 

образом

анализ

 

социально

-

экономиче

-

ского

 

положения

 

молодежи

 

позволил

 

сделать

 

сле

-

дующии

 

выводы

.

В  настоящее  время  доля  занятой  молодежи  в

возрасте 15-28 лет на рынке труда составляет 96,1% из

всего  числа  2  121,2  человек  по  республике.  Моло-

дежная безработица находится на уровне 3,9 %.

Из  числа  всего  занятого  населения  74,6  % 

  это 

наем-ные  работники,  21,5  % 

  самостоятельно 

занятые. Наи-большая  доля  занятых  молодых 

людей  составляет 16,5  %  в  сфере  оптовой  и 

розничной  торговли  и ре-монта  автомобилей  и 

мотоциклов; 13,6  % в сельском, лесном  и  рыбном 

хозяйстве;  11,2  %  образовании  и 10,9  %  в 

промышленности.

В  целом,  наблюдается  рост  количества  занятых

по всем  отраслям  экономики,  кроме  сельского, 

лесного, рыбного  хозяйств  и  незначительного 

снижения в сфе-ре  строительства.  Отметим,  что  эти 

тенденций

точно отражают  процесс  отъезда 

молодых  людей  из сель-ских местностей в города.

По 

результатам 

социологических 

исследований, проведенных  НИЦ  «Молодежь»,  42 

опрошенных

молодых  людей  постоянно 

сталкиваются  с  проблема-ми  трудоустройства,  из 

них  48,5  % 

  это  респонденты старшей 

возрастной 

категории. 

Наиболее 

остро

проблема  стоит  в  трех  областях  страны: 

Жамбыл-ской – 60,2  %, Кызылординской – 59,3  % и  

Мангистауской  –  56,0  %.  31  %  опрошенных указа -

ли,  что  найти  работу  без  профессиональных 
навыков  не  трудно, трудности  испытывают  в 

основном  те,  кто  ищет работу по специальности.

Доля  молодежи  NEET  по  республике  по  офи-

циальным данным составила 7,7 %, что по сравне-

нию с четвертым кварталом 2017 года меньше на

0,6  %. Данная категория молодежи в наибольшей

степени представлена  в  Карагандинской  (12,9  %),

Туркестанской  (11,3  %)  и  Северо-Казахстанской

(10,0  %) областях,  в  наименьшей  в  Костанайской

(4,9 %), Восточно-Казахстанской (4,6 %) и Западно-

Казахстанской (3,3 %) областях.

На 1 июля 2018 года количество молодых граж-

дан,  занимающихся  индивидуальной  предпри-

нимательской  деятельностью  составляет  120

067 человек.

Вопросы молодежного предпринимательства

широко  поддерживаются  на  государственном  и 

ре-гиональном  уровнях.  Несмотря  на  это, 

большинство

опрошенной 

молодежи 

не 

интересуется  предпринимательским  делом:   51,3 

% ответили,  не  планируют заняться  им  и  32,3  % 

не  задумывались  об этом.  Из 16,5  %,  которые 

ответили  «да  планируем», 34,3  %  выбирают 

сферу  торговли  и  20,1  %  сферу услуг. 

Основными  причинами  пассивного  интереса 

молодежи  к

предпринимательству,  можно

объективно  считать, недостаточную  информиро-

ванность  о  программах,  направленных  на 

вовлечение  молодых  людей  в  предприни-

мательскую деятельность и  поддержку  безработ-

ной молодежи. По мнению опрошенной молоде-

жи,  основные  трудности,  препятствующие 

открытию собственного  бизнеса  связаны с 

недостатком фи-нансовых средств.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

229

6.3. 

Военно-патриотическое

 

воспитание молодежи

МОЛОДЕЖЬ В ОБЩЕСТВЕННО-

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 

ГЛАВА 6

6

6.1. 

Участие молодежи в политической

 

и гражданской жизни

6.2. 

Уровень протестной

 

активности молодежи

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

230

6.1. УЧАСТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И 

ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ

В современных условиях молодежь оказывает 

большое влияние на общественно-политическую 

жизнь страны, на развитие политической системы и 

дальнейшую демократизацию казахстанского обще-

ства. Исторический опыт показывает, что характер 

участия молодежи в политической и гражданской 

жизни во многом определяет особенности политиче-

ского процесса и развитие гражданского общества.

Согласно данным АДГСПК РК, на 1 января 2018 

года количество административных государствен-

ных служащих в возрасте до 29 лет составило 23 601 

человек или 24 % от фактической численности слу-

жащих (98 499 человек).

В общей структуре административных государ-

ственных служащих в возрасте до 29 лет - 53 % отно-

сятся к центральным государственным органам (12 

538 человек), 47 % работают в местных государствен-

ных органах (11 063 человек) (рис. 6.1).

По итогам 2017 года наибольшая численность

 

молодых государственных служащих отмечается в

 

местных исполнительных органах Южно-Казахстан-

ской (1 193 человек), Алматинской (1 054 человек),

 

Восточно-Казахстанской (981 человек), Костанайской

 

(919 человек) областях.  Наименьшая представлен-

ность  зафиксирована  в  Кызылординской  области

 

(355 человек) и г. Астана (280 человек) (рис. 6.2).

Численность акимов всех уровней и их замести-

телей в возрасте до 29 лет на начало 2018 года сос-

тавила 150 человек. Наибольшая их численность в

 

Алматинской области (26), наименьшая в г.Алматы

(3) и Кызылординской области (3) (таб. 6.1).

Численность  государственных  служащих  в

 

возрасте  до  29  лет  в  маслихатах  всех  уровней

 

составила  14

9

  человек.  Наибольшее  количество

 

молодежи  работает  в  маслихатах  Костанайской

(21), Алматинской (19) областей. Меньше всего 

молодежи в маслихатах г. Алматы (2) (таб. 6.2).

Одним из индикаторов активности молоде-

жи в политической жизни общества является ее 

участие в деятельности политических партий. 

Согласно данным местных исполнительных 

органов, в регионах осуществляют деятельность 

Всего

ЦГО

МГО

Рисунок 6.1

ДАННЫЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ 
ДО 29 ЛЕТ ПО СОСТОЯНИЮ НА 
1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

Источник: АДГСПК РК

2

3

60

1

12

53

8

11

06

3

2018

 г.

Акмолинская область

Актюбинская область

Алматинская область

Атырауская область

Восточно-Казахстанская область

Жамбылская область

Западно-Казахстанская область

Карагандинская область

Костанайская область

Кызылординская область

Мангистауская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область

Южно-Казахстанская область

г. Алматы

г. Астана

Рисунок 6.2

СВЕДЕНИЯ О

Б

 АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В
ВОЗРАСТЕ ДО 29 ЛЕТ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ,
ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

Источник: АДГСПК РК

822

739

1 054

396

981

679

608

821

919

355

394

691

621

1 193

510

280

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

231

6 политических партий: 

• Партия «Нұр Отан»;

• Политическая партия «Бірлік»;

• Демократическая партия Казахстана «Ақ

жол»;

• Народно-демократическая патриотическая

партия «Ауыл»;

• Коммунистическая Народная партия Казахстана;

• Общенациональная социал-демократиче-

ская партия.

Одной  из  ведущих  молодежных  организаций

страны является молодежное крыло партии «Нұр

Отан» - «Жас Отан». По состоянию на август 2018

года общее количество членов МК «Жас Отан»

составило 164 115 человек.

За 2017 год были реализованы следующие ме-

роприятия: проект 

«

Сəтті

 

қадам

», 

проект

  «

Нацио

-

нальная

 

лига

 

КВН

», 

проект

  «Nurintech», 

проект

«

Жастар

 

Отанға

»

.

Гражданская  активность  молодежи  реализу-

ется через участие в деятельности молодежных

общественных  организаций.  Согласно  данным

местных исполнительных органов власти, в Рес-

публике Казахстан, по состоянию на 1 полугодие

2018 года, функциониру

е

т 933 молодежны

х

 не-

правительственны

х

 организаци

й

 (таб. 6.4).

Наибольшее количество молодежных органи-

заций зарегистрировано в Западно-Казахстанской 

(89), Карагандинской (86), Жамбылской (85) облас-

тях. Меньше всего молодежных объединений функ-

ционирует в Мангистауской (20) и Восточно-Казах-

станской (26) областях.

Таблица 6.1

 

ЧИСЛЕННОСТЬ АКИМОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ 
И ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 29 ЛЕТ, 
2017 ГОД

Источник: АДГСПК РК

Количество

15

8

26

7
7
5

12
12
13

3
7
7

12
13

0
3

150

Регионы

 

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская  область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы
Всего  

Рисунок 6.3

 

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ЧЛЕНОВ 
МК «ЖАС ОТАН», ПО СОСТОЯНИЮ 
НА АВГУСТ 2018 Г. 

Источник: МК «Жас Отан»

46 902

73 584

41 657

1 970

16-18 лет

19-25 лет

26-29 лет

ст.29 лет

Таблица 6.2

 

ЧИСЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ 
СЛУЖАЩИХ В ВОЗРАСТЕ ДО 29 ЛЕТ 

И

 

МАСЛИХАТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ, 2017 ГОД

Источник: АДГСПК РК

Количество

14

7

19

7

11
14

5

16
21

3

11

3
4

12

0
2

149

Регионы

 

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская  область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы
Всего  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

232

Источник: Местные исполнительные органы

МК «Жас Отан»*
МК КНПК
МК  ОСДП
НДПП «Ауыл»
Политическая партия «Бірлік»
Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»
МК «Жас Отан»*
КНПК
НДПП «Ауыл»
Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»
МК «Жас Отан»*
МК «Жас Отан»*
МК КНПК

МК 

ОСДП

НДПП «Ауыл»
Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»
МК «Жас Отан»*

МК

 

КНПК

НДПП «Ауыл»
Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»
МК «Жас Отан»*
МК «Жас Отан»*
МК «Жас Отан»*
МК КНПК
МК «Жас Отан»*
МК КНПК
МК  ОСДП
НДПП «Ауыл»
МК «Жас Отан»*
МК «Жас Отан»*
МК «Жас Отан»*
МК «Жас Отан»*
МК КНПК
МК «Жас Отан»*
НДП «Нұр Отан»
МК «Жас Отан»
КДП «Ак жол»
МК Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»

 

НДПП «Ауыл»

МК 

ОСДП

МК «Жас Отан»*
МК «Жас Отан»*
МК КНПК
МК ОСДП
НДПП «Ауыл»
Политическая партия «Бірлік»
Демократическая партия Казахстана «Ақ жол»

6 094

700

235

42

112
383

3 259

50
30
30

19 100

5 044
1 224

556

72

500

16 750

1 963
1 706
1 620

12 354
14 733
17 003

2 103
7 434

32

1 971

1 088 

10 146

3 528

10 227
10 389

1 380
5 500
1 658

11 672

58

2 000

968

87

14 200

6 054

Общее 

количество 

 12 000

Количество молодежи, 

состоящих в 

политических партиях

Политические партии

Регионы

Акмолинская область

Актюбинская область

Алматинская область
Атырауская область

Восточно-Казахстанская область

Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область

Костанайская область

Кызылординская область
Мангыстауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область

Туркестанская область
г. Шымкент

г. Астана
г. Алматы 

Таблица 6.3

ДАННЫЕ О КОЛИЧЕСТВЕ МОЛОДЕЖИ (18-28 ЛЕТ) В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ 
В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ, 1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА

*По данным МК «Жас Отан» 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

233

Объединение юридических лиц в форме ассо-

циации «Конгресс молодежи Казахстана».

В 2017 году ОЮЛ «Конгресс молодежи Казах-

стана» проведены более 10 проектов и меро-

приятий международного, республиканского и 

областного значения, такие как «Дни Конгресса 

молодежи Казахстана» в Атырауской области, 

Молодежный форум «Шанхайской организации 

сотрудничества», Творческий фестиваль среди 

молодежи с ограниченными возможностями, 

Республиканский форум трехстороннего сотруд-

ничества «Асар» и др. В проектах ОЮЛ «Конгресс 

молодежи Казахстана» за 2017 год приняли учас-

тие 5 тысяч с прямым и 350 тысяч человек с кос-

венным охватом. Проекты были реализованы во 

всех регионах страны. 

За первое полугодие 2018 года были проведе-

ны  6  массовых  проектов  в  11  регионах 

Казахстана с прямым охватом 2 000 человек

 и

 с 

косвенным 

 100 000 участников. 

Одной  из  крупнейших  молодежных  организаций  в

 

РК  является  РОО  «Единая  детско-юношеская  органи-

зация «Жас Ұлан». За 6,5 лет функционирования орга-

низации  реализовано  большое  количество  проектов.

 

Организация  имеет  постоянных  представителей  во

 

всех  регионах  республики.  Сегодня

,

  по  данным 

НОБД

,

  в

 

рядах  организации  состоят  более  1,6 

миллиона школьников страны.

Целью организации является развитие потенциала

 

и

 

уровня  воспитательной  работы  организаций  образова-

ния;  активизация  общественной,  культурной  и  позна-

вательной,  творческой  деятельности

 

обучающихся  в

 

организациях  образования  и  усиление

 

роли  социаль-

ной практики детей и подростков в условиях самодея-

тельной организации.

За  2017  год  были  реализованы  следующие  меро-

приятия:  Республиканская  акция  «Жас  Ұлан  әлемінде

 

игі  істер»,  Молодежный  фестиваль  интернациональ-

ных семей «Бірге өмір сүру», семинар-тренинги для ак-

тивистов  организации  «Школа  лидерства»,  Республи-

канский  конкурс  «Жас  Ұлан  әлемінде»,  конкурс  среди

Таблица 6.4

 

КОЛИЧЕСТВО ДЕЙСТВУЮЩИХ МОЛОДЕЖНЫХ 
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 
(НПО), ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ПОЛУГОДИЕ 
2018 ГОДА

Источник: Местные исполнительные органы

Количество

40
33
67
73
26
85
89
86
77
65
20
36
64
62
35
30
45

933

Регионы

 

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская  область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Туркестанская область
г. Шымкент
г. Астана
г. Алматы
Всего  

Таблица 6.5

 

КОЛИЧЕСТВО ДЕЙСТВУЮЩИХ МОЛОДЕЖНЫХ 
РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ 
(ПО ИТОГАМ 1 ПОЛУГОДИЯ 2018 ГОДА)

Источник: Местные исполнительные органы

Количество

20
14
20

8

20
12
14
19
20

9
8

13
15
15

1
1
1

210

Регионы

 

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская  область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Туркестанская область
г. Шымкент
г. Астана
г. Алматы
Всего  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

234

активистов «Жас Ұлан» на получение образовательно-

го гранта в UIB, Республиканский Форум «Ұланымыз

ұлы елдің».

Важная  работа  организуется  молодежными  ре-

сурсными центрами (МРЦ), где молодежь может по-

лучить необходимую консультационную помощь по

различным вопросам.

По данным местных исполнительных органов, по

итогам 1 полугодия 2018 года в республике функцио-

нирует 210 МРЦ (таб. 6.5).

Молодежь  всегда  привлекала  внимание  поли-

тических лидеров, так как ее политическое участие

неоднократно  предопределяло  исход  политической

борьбы. В конце XX - начале XXI вв. роль молодежи в

политических процессах особенно ярко проявилась в

протестах стран Северной Африки и Ближнего Восто-

ка, в результате которых были свергнуты правившие

в этих странах политические власти, в деятельности

протестных молодежных движений, ставших основ-

ной силой «бархатных революций» [17-19].

Исследование причин и факторов участия молоде-

жи в политической и гражданской жизни, выявление

новых тенденций в этом процессе связаны с изучени-

ем современных концептуальных подходов и научных

исследований в этой области.

Результаты социологических исследований казах-

станских ученых выявили показатели вовлеченности

молодежи Казахстана в различные формы политиче-

ской деятельности, проявляющиеся в электоральной

активности, участии в деятельности политических ин-

ститутов, интереса в политике, ежедневной дискуссии

по  социально-политическим  темам  в  социальных

сетях, волонтерства и др. При сохранении традици-

онных видов участия, молодежь привлекают новые

неинституциональные формы активности [20-23].

Одной  из  форм  активности  молодежи  являет-

ся  участие  в  реализации  государственных  про-

грамм. «Уровень участия молодежи страны в реа-

лизации  данных  программ  напрямую  зависит  от

степени  информированности  молодых  граждан  о

целях  данных  программ,  возможностях,  которые

они предоставляют для развития молодежи, и об

условиях  участия  в  них».  Из  12  предложенных  в

социологической  анкете  государственных  про-

грамм  и  проектов  по  поддержке  молодежи,  реа-

лизуемых в Казахстане, наиболее знакомыми для

молодежи  страны  оказались  следующие  проек-

ты:  Международная  стипендия  «Болашақ»,  «С  ди-

пломом – в село!», «Жасыл ел», «Дорожная карта

бизнеса  –  2020»,  «Нұрлы  жер»  и  «Молодежная

практика».  По  остальным  шести  программам

количество  молодых  людей,  в  разной  степени

осведомленных о них, превышало количество никог-

да о них не слышавших. По всем остальным шести

программам, обозначенным в анкете, число никогда

не слышавших о них превышало 50 % (таб. 6.6).

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

36,0
51,9
48,6
47,4

30,8

46,1
53,7
36,7
30,3
32,4

17,7
17,9

12,3
19,5
18,2
15,9

9,7

17,0
18,7
11,4

9,1

10,7

7,3
7,5

3,3
1,5
4,6
1,8

0,9

1,4
0,8
0,8
0,4
1,5

0,6
1,1

48,4
27,1
28,6
34,9

58,7

35,6
26,8
51,1
60,2
55,4

74,4
73,5

Что-то 

слышал 

(-а)

Хорошо 

знаю, но не 

участвовал

 (-а)

Знаю, 

участвовал 

(-а)

Ничего 

не знаю, 

не слышал 

(-а)

Государственные программы, молодежные проекты

«Молодежная практика»
«С дипломом – в село!»
«Жасыл Ел» 
Единая программа поддержки и развития бизнеса 
«Дорожная карта бизнеса 2020»
Программа развития продуктивной занятости и массового 
предпринимательства на 2017-2021 годы
Программа жилищного строительства «Нұрлы жер»
Международная стипендия «Болашақ»
Государственная молодежная премия «Дарын»
Серпін-2050
Бесплатное техническое и профессиональное образование 
для всех
Проект развития молодежного корпуса
Молодежный кадровый резерв

Таблица 6.6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: «О КАКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ И ПРОЕКТАХ ПО 
ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЕЖИ ВЫ СЛЫШАЛИ, ЗНАЕТЕ ИЛИ ЯВЛЯЛИСЬ УЧАСТНИКОМ?»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

235

Государственная молодежная премия «Дарын»

Государственная молодежная премия «Дарын» 

была учреждена постановлением Правительства 

РК от 11 августа 1992 года № 666 в целях государ-

ственной поддержки талантливой молодежи за 

плодотворную научную, творческую, обществен-

ную деятельность, а также за высокие спортивные 

достижения. 

В настоящее время вопросы присуждения пре-

мии регулируются постановлением Правительства 

Республики Казахстан от 28 июля 2015 года № 597. 

С 2017 года Премия присуждается ежегодно (По-

становление Правительства РК от 13 июля 2017 года 

№ 427).

Премия присуждается по следующим номина-

циям: литература, наука, дизайн и изобразительное 

искусство, журналистика, классическая музыка, 

общественная деятельность, спорт, театр и кино, 

эстрада, народное творчество.

На соискание премии могут номинироваться 

граждане Республики Казахстан в возрасте до 29 

лет, являющиеся лауреатами международных и ре-

спубликанских конкурсов, фестивалей и выставок, 

призерами и победителями спортивных соревнова-

ний республиканского и международного уровней, 

а также деятельность которых является инноваци-

онной и способствует развитию соответствующей 

отрасли и общества в целом. 

 Представление кандидатур на соискание пре-

мии производится центральными, местными и ины-

ми государственными органами, общественными 

объединениями и иными юридическими лицами. 

30 марта 2018 года Министерством общественно-

го развития РК был объявлен конкурс на соискание 

Государственной молодежной премии «Дарын» в 

2018 году. 

Комиссия 

рассмотрела 

заявки 

271 

кандидату-ры, из них 41 

 по номинации «Театр и 

кино», 15 

 по номинации «Журналистика», 18 

 по 

номинации  «Литература»,  37 

  по  номинации 

«Спорт»,  21 

  по  номи-нации  «Эстрада»,  17 

  по 

номинации  «Классическая  музыка»,  20  –  по 

номинации  «Народное  творчество»,  17 

  по 

номинации «Дизайн и изобразительное искусство», 

48 

  по  номинации  «Наука»,  37  –  по  номинации 

«Общественная деятельность».

Проект «Түлектер тақтасы»

Цель проекта – дать профессиональное направ-

ление выпускникам образовательных 

учреждений страны для выбора нужной 

профессии путём инфор-мирования. Проект 

«Түлектер тақтасы» призван опе-ративно 

информировать молодежь о потребностях рынка 

труда, возможностях поступления в вузы и 

колледжи. 

Нынешние 

социально-экономические 

и 

полити-ческие процессы в Республике Казахстан 

связаны  с  его  интеллектуальным  потенциалом. 

Однако, мас-штабы образовательной миграции из 

Казахстана на-растают. Об этом свидетельствуют 

статистические 

Источник: МОР РК

-

275
628
159
606

40

183

-

425
293
120
372
323
911

-

203

4 538

-
-

3
3
7
2
4

-

4
3
2
4
2

17

-
-

51

школы

-

20
38
20
83

2

28

-

21
31
15
34
23
94

-

83

492

колледжи

Количество образовательных учреждений, реализующих проект «Түлектер тақтасы»  

высшие учебные заведения

Регионы

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область

К

арагандинская область

Костанайская область
Кызылординская область
Мангистаская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы
Всего

Таблица 6.7

ПРОЕКТ «ТҮЛЕКТЕР ТАҚТАСЫ» (по состоянию на 1 августа 2018 года)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

236

данные и результаты отдельных исследований. Так-

же  результаты  фокус-групповой  дискуссии  со  сту-

дентами из Казахстана, которые в настоящее время

обучаются в России и Китае, показали, что одной из

причин их отъезда является слабая информирован-

ность о молодежных государственных программах в 

сфере образования. В этой связи, эффективная реали-

зация  программы  «Серпін-2050»  снизила  бы  отъезд 

казахстанской  молодежи  в  зарубежные  страны.

Следует  отметить,  что  сегодня  формы  полити-

ческого  и  гражданского  участия  приобрели  новые

качественные  очертания.  Отдельные  исследова-

ния  фиксируют  снижающийся  уровень  политиче-

ского  участия  молодежи.  Эксперты  отмечают,  что

стал формироваться запрос, связанный больше с 

личностной  самореализацией,  а  инициативы  со

стороны  молодых  казахстанцев  становятся  более

конкретными и прагматичными.

Данные  результаты  показывают,  что  наиболь-

шую  привлекательность  для  молодежи  Казахстана

представляют  спортивные  организации.  Безуслов-

но,  об  уровне  участия  молодежи  в  политической

жизни общества нельзя судить  лишь на основе ее

формального  включения  в  общественные  органи-

зации.  Молодежь  нового  поколения  недостаточно

вовлечена в новые формы гражданской активности,

реализуемые через волонтерство. Так, согласно со-

циологическим  исследованиям  НИЦ  «Молодежь»,

82,6 % опрошенной  молодежи ответили, что не за-

нимаются волонтерской деятельностью.

 В этой связи вызывает интерес изучение мотива-

ции,  побуждающей  молодежь  к  участию  в  обще-

ственной жизни (рис. 6.4)

Результаты  опросов  показывают,  что  участие  мо-

лодых  людей  в  деятельности  молодежных  организа-

ций  определяется  комплексом  мотивов:  желанием

 

быть  полезным  обществу,  получить  опыт  в  жизни,

 

стремлением  получить  высокий  социальный  статус,

 

продвинуться  по  карьерной  лестнице.  Гражданское

 

участие:  это  процессы,  посредством  которых  граж-

дане  непосредственно  или  опосредованно  влияют

 

на  принятие  социально-значимых  решений,  затраги-

вающих  общественные  интересы.  Влияние  может

 

осуществляться  как  через  включение  в  процессы

 

выработки,  принятия,  реализации  и  оценки  социаль-

но-политических  решений  на  разных  уровнях  управ-

ления,  так  и  через  проявление  гражданской  позиции

 

или  инициатив,  направленных  на  отстаивание  прав,

 

изменение  ситуации,  непосредственно  или  опосре-

дованно  требующей  принятия  решений  органами

 

государственной  власти.  В  содержательном  смысле

 

концепт  «гражданского  участия»  является  важней-

шей  базовой  характеристикой  современного 

гражданского  общества,  позволяющей  гражданам 

реализовывать свои права и отстаивать свои интере-

сы

 

(и/или интересы своих целевых групп) при реше-

нии

 

актуальных  проблем...».  Другими  словами,

 

активность  молодежи  связана  с  их  возможностью

 

эффективно  влиять  на  принятие  решений  органами

 

власти.

Таблица 6.8

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЧЛЕНОМ КАКОЙ-ЛИБО 
ОРГАНИЗАЦИИ?» 

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

%

9,7
5,9
3,7
3,1
3,1

1,3
1,1

45,2

28,9

Варианты ответа
Спортивная организация
Молодежная организация
Культурно-национальное объединение
Политическое объединение, партия
Клуб по интересам 
(автолюбители, защита животных и др)
Научные, творческие объединения
Религиозные объединения
Нет, не являюсь потому что у меня нет 
времени участвовать в общественной 
деятельности
Нет, не являюсь, потому что мне это не интересно

Рисунок 6.4

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«ЧТО СЛУЖИТ ДЛЯ ВАС МОТИВАЦИЕЙ К 
УЧАСТИЮ В МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ?»

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

 Затрудняюсь ответить

Стремление продвинуться по карьерной лестнице

Желание занять руководящую должность

Стремление получить более высокий социальный 

23,8

11,6

11,6

13,5

31,8

37,2

статус

Получить опыт работы

Желание быть полезным обществу, людям

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

237

         

Таким образом, мы видим, что границы между

 

участием молодежи в политической и гражданской

 

жизни размыты. Вместе с тем, уровень участия мо-

лодых людей зависит от возможности реализации

 

своих  интересов  и  от  эффективности  институтов

 

власти и гражданского общества.

6.2. УРОВЕНЬ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ

 

МОЛОДЕЖИ

Изучение  основных  теоретико-методологи-

ческих  подходов  исследования  политической

 

активности молодежи позволяет сделать вывод

 

о важности определения, прежде всего, причин,

 

факторов и форм ее проявления. Протестная ак-

тивность отражает потребности молодежи, их не-

решенные  проблемы,  демонстрирует  неприятие

 

или неодобрение молодыми гражданами тех или

 

иных решений или действий властных органов.

Акции массового протеста не возникают вне-

запно, всегда имеются предварительные индика-

торы. Это неудовлетворенность уровнем разви-

тия населенного пункта, низкий уровень доверия

 

к органам власти, пессимистические оценки бу-

дущего,  социальная  неопределенность,  всевоз-

можные слухи в обществе, миграция молодежи

 

в другие страны и т.д.

Согласно  результатам  исследования,  прове-

денного  в  2018  году 

Н

аучно-исследовательским

 

центром «Молодежь», 84,1 % молодежи в той или

 

иной  степени  удовлетворены  развитием  места

 

своего постоянного проживания (в сумме отве-

тов «Полностью удовлетворен» и «Скорее удов-

летворен»). Соответственно, 14,3 % молодежи в

 

той или иной степени не удовлетворены развити-

ем региона проживания (рис. 6.5).

Среди  регионов  страны,  молодежь  которых

 

в  наибольшей  степени  не  удовлетворена  раз-

витием  своего  населенного  пункта  (суммарный

 

показатель  ответов  «

П

олностью  не  удовлетво-

рен»  и  «

С

корее  не  удовлетворен»),  лидируют  

Костанайская  (28,6  %),  Кызылординская  (28,6  %),

 

Алматинская  (25,4  %)

  и

  Западно-Казахстанская

 

(22,9 %) области.

Основными причинами, которые могут выну-

дить молодежь пойти на публичную протестную

 

акцию,  являются:  халатность и  непрофессиона-

лизм работников медицинских учреждений; рост

 

цен  на  продукты  питания,  горюче-смазочные

 

материалы, лекарства; увольнение с работы; не-

справедливые  судебные  решения;  задержка  за-

работной  платы,  стипендий,  пособий

;

  проблемы

 

с 

жильем (таб. 6.9).

То, что каждого десятого респондента волну-

ет проблема халатности и непрофессионализма

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

Рисунок 6.5

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«НАСКОЛЬКО ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ТЕМ, 
КАК В ЦЕЛОМ РАЗВИВАЕТСЯ ВАШ 
НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ?»

 

Полностью не удовлетворен

Скорее не удовлетворен

Скорее удовлетворен

П

олностью удовлетворен

1,6

1,9

12,4

49,2

34,9

Таблица 6.9

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«КАКАЯ ПРОБЛЕМА МОЖЕТ ВЫНУДИТЬ ВАС 
ПОЙТИ НА ПУБЛИЧНУЮ ПРОТЕСТНУЮ АКЦИЮ?» 

           Источник: Результаты социологического исследования 

НИЦ «Молодежь»

54,8

9,9

9,8

8,7
8,5
7,9

7,6
7,4
6,7
6,2
6,1

5,9
5,5
5,3
4,1

Ничто не может вынудить меня открыто 
протестовать
Халатность и непрофессионализм работников 
медицинских учреждений
Рост цен на продукты питания, горюче-смазочных 
материалов (ГСМ), лекарства
Сокращение/увольнение с работы
Несправедливые судебные решения
Задержка по выплате заработной 
платы / стипендий / пособий
Проблемы с жильем
Ухудшение экологической ситуации
Неудовлетворённость действиями властей
Необоснованные штрафы
Необоснованное повышение тарифов 
на коммунальные услуги
Повышение выплат по кредитам или ипотеке
Проблемы в школе/ колледже/ вузе
Нарушение прав на этнической почве
Несогласие с принимаемыми реформами

Затрудняюсь ответить

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

238

работников  медицинских  учреждений,  свидетель-

ствует  о  том,  что  молодежь  все  же  сталкивалась  с

недобросовестным  выполнением  казахстански-

ми  врачами  своих  должностных  обязанностей.

На это указывают и ответы на вопрос, касающийся

оценки уровня медицинского обслуживания в сво-

ем  городе  или  селе.  Так,  «полностью  удовлет-

ворены»  уровнем  медицинского  обслуживания

всего 22,8 % опрошенной молодежи.

Согласно  371  статье  Уголовного  Кодекса  

Республики  Казахстан,  «халатность,  то  есть 

неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение 

лицом, уполномоченным  на  выполнение  госу-

дарственных  функций,  либо  приравненным  к  не-

му  лицом, либо  должностным  лицом,  либо  лицом, 

занимающим 

ответственную 

государственную 

должность, своих  обязанностей  вследствие  недо-

бросовестного  или  небрежного  отношения  к 

службе,  если это  повлекло  причинение  суще-

ственного  вреда правам  и  законным  интересам 

граждан  или  организаций  либо  охраняемым  зако-

ном  интересам общества  или  государства»  [25]. 

Более  того,  можно сделать  вывод  о  том,  что  мо-

лодых  казахстанцев волнуют  проблемы  не-

компетентности  работников  здравоохранения. 

Эта  проблема  волнует не  только  молодежь,  но  и 

всех  граждан  страны. Например,  как  отметила 

вице-министр  здравоохранения  Республики  Ка-

захстан  Л.  Актаева, «только  за  2017  год  посту-

пило  около  3,5  тысяч жалоб от пациентов. Из них 

50  %  -  на  качество  медицинской  помощи.  В  ре-

зультате  рассмотрения данных  обращений  было 

составлено  430  административных  протоколов, 

привлекаются  к  административной  ответственно-

сти  299  физических лиц,  8  должностных  лиц,  23 

юридических  лица. Административная ответствен-

ность  предполагает наложение  административ-

ных  штрафов,  сумма составила  свыше  8  млн. 

891  тысячи  тенге»  [26]. Данный  вывод  подтвер-

ждают  результаты  социологического  исследова-

ния  Центра  социальных и политических  исследо-

ваний  «Стратегия»,  где из ответов  респондентов 

были  выделены  такие проблемы,  как  низкий 

уровень  квалификации  медиков  (35,2  %),  высокие 

цены на лекарства (67 %) и медицинские услуги (41,5 

%), коррупция и очереди в медицинских учреждени-

ях (38,3 %) [21].

В  региональном  разрезе  халатность  и  непро-

фессионализм  работников  медицинских  учреж-

дений  больше  всего  волнует  молодежь  именно в

Кызылординской  (24  %),  Актюбинской  (21  %),

Костанайской  (17  %)  областях  и  г.  Алматы  (16  %).

Рост  цен  на  продукты  питания,  ГСМ,  лекарства,

потеря  работы,  проблемы  жилья  на  протяжении

многих  лет  являются  главными  причинами,  ко-

торые  могли  бы  вызвать  желание  у  молодежи

Вместе  с  тем,  на  наш  взгляд,  результаты  дан-ного 

опроса  показывают,  что  44,2  %  молодежи

 

не 

исключают  того,  что  те  или  иные  проблемы

 

все  же 

могут  вынудить 

их 

открыто  протестовать.

 

Если 

обратить  внимание  в  разрезе  занятости,

 

то  особенно 

среди  тех,  кто  «одновременно  учится  и  работает 
(подрабатывает)» только 47,7 %опрошенной молодежи 
утверждают, что «ничто

 

не может вынудить их открыто 

протестовать».

публично протестовать.

В пятерке проблем, способных подтолкнуть

 

казахстанскую молодежь к участию в акциях

 

протеста, 

появились проблемы несправедливых

 

судебных 

решений. В большей степени

 

данные

 

проблемы 

испытывает молодежь в

 

возрастной

 

категории от 19 до 

28 лет. Проблему несправедливости решений суда часто 
поднимают и сами

 

руководители данного ведомства. 

«За одно и то

 

же дело одному дали пять

 

лет, другому — 

два

 

года условно и отпустили

 

из зала суда. У многих

 

логичный вопрос: почему одного посадили, другого нет. 
Почему суд

 

допускает такой произвол?

 

Могут ли люди 

говорить о справедливости, когда

 

нет ясности», - от-

мечает Глава Верховного суда

 

Казахстана Ж.

 

Асанов. 

[27].

Результаты 

социологических 

исследований

 

показывают, что более половины опрошенных

 

молодых 

людей  отметили,  что  ничто  не  может

 

вынудить  их 

открыто  протестовать.  Это  может

 

быть  связано  с  тем, 

что  большинство  молодых

 

граждан  (92  %)  в  той  или 

иной степени удовле

т

ворены своей жизнью – на вопрос 

«Устраивает ли

 

Вас в целом жизнь, которую Вы сейчас 

ведете?»

 

54,5  %  ответили,  что  полностью  устраивает, 

еще

 

37,5 % – что скорее устраивает, чем нет

 

(рис.6.6).

Рисунок 6.6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС:
«УСТРАИВАЕТ ЛИ ВАС В ЦЕЛОМ ЖИЗНЬ,
КОТОРУЮ ВЫ СЕЙЧАС ВЕДЕТЕ?»

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

1,2

0,8

6,1

37,5

54,5 

Затрудняюсь ответить

Совершенно не устраивает

Скорее не устраивает

Скорее устраивает

Полностью устраивает

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

239

Соответственно, больше половины опрошенных 

так не считают. 

Если сравнить с данными исследования, про-

веденного в 4 квартале 2016 года НИЦ «Моло-

дежь», примерно такой же процент респонден-

тов два года назад допускали, что определенные 

проблемы могли бы подтолкнуть их к участию в 

акциях протеста. Однако, никаких акций массо-

вого протеста с участием молодежи в Казахстане 

за эти годы не наблюдались. Поэтому данные от-

веты неоднозначны, и их можно рассматривать 

больше как один из индикаторов недовольства 

молодежи решением социальных проблем, спо-

собом обнаружения и фиксации назревших про-

тиворечий в обществе. Декларируемая протест-

ность не всегда может трансформироваться в 

реальные действия.

На вопрос «Как Вы считаете, существует ли 

сейчас вероятность возникновения акций про-

теста в Вашем селе/городе»? 37,2 % утверждают, 

что такая возможность однозначно исключена. 

35,3 % молодежи ответившей «Скорее нет», не  

может полностью исключить протестные дей-

ствия (рис. 6.7).

11,3 % молодежи страны склоняются к тому,

что могут возникнуть акции протеста, и только

2,3 % однозначно уверены, что они возможны.

В целом, результаты данного опроса вызы-

вают тревогу, поскольку лишь 37,2 % полностью

уверены,  что  по  месту  их  проживания  вероят-

ность  возникновения  акции  протеста  отсут-

ствует. Не следует забывать и о молодежи, за-

труднившейся ответить на данный вопрос.

Если обратить внимание на результат опроса в

 

разрезе  занятости  молодежи,  вновь  более  силь-
ны  протестные  ожидания  у  молодежи,  которая

 

«одновременно  учится  и  работает  (подрабаты-
вает)»  (17,5  %).  Опрошенная  молодежь,  которая

 

только  работает  (14,6  %)  и  ищет  работу  (14,1  %),

 

не учится, не работает, и не ищет работы (12,6 %),

 

только учится (12,1  %) также считает, что  сейчас

 

вероятность  возникновения  акций  протеста  в  ее

 

селе/городе однозначно или скорее существует.

Что  касается  регионального  среза,  то  высо-

ко  оценивают  вероятность  протестных  акций  в

 

своем  населенном  пункте  жители  следующих

 

регионов:  Актюбинская  область  (суммарный

 

показатель  по  ответам  на  вопрос  «Как  Вы  счи-

таете,  существует  ли  сейчас  вероятность  возник-

новения  акций  протеста  в  Вашем  селе/городе?»

 

«Однозначно,  да»  и  «Скорее  да»  равен  26,5  %),

 

Атырауская  область  (значение  суммарного  по-

казателя  26,1  %)  и  Кызылординская  область

 

(25,3  %).  Превышает  20  %  значение  суммарный

 

показатель также в г.  Алматы (22,5  %) и Караган-

динской области (24,1 %).

В числе регионов, молодежь которых в наимень-

шей по республике степени допускает вероятность

 

возникновения  в  своем  регионе  протестов  со  сто-

роны  молодежи,  Северо-Казахстанская  область

 

    

(0  %),  г.

 

Астана  (суммарный  показатель  1,7  %)  и

 

Костанайская  область  (2,2  %).  Молодежь,  про-

живающая  в  селе,  в  меньшей  степени  допускает

 

опасность  общественных  протестов,  чем  городская

 

молодежь (10,3 % против 16 %).

В  рамках  исследования  необходимо  определить

 

уровень  оценки  молодежью  современной  соци-

ально-экономической  и  политической  ситуации.

 

Уровень  экономического  положения  в  Казахстане

 

оценили на «хорошо» 76,4 %, на «отлично» – 8 % ре-

спондентов.  При  этом  55,8  %  прогнозируют  улуч-

шение ситуации, 36,4 % – сохранение статуса - кво;

 

считают,  что  ситуация  ухудшится,  лишь  3,1  %. 

Преобладающая  часть  респондентов  уверена  в 

том,

 

что  Казахстан  развивается  в  правильном 

направлении:  29,9  %  –  в  правильном  и  62,6  %  – 

скорее в

 

правильном [28, С. 169].

Согласно  результатам  социологического  иссле-

дования,  проведенного  НИЦ  «Молодежь»,  «

П

олно-

стью  удовлетворены»  и  «

С

корее  удовлетворены»

 

61,9  % молодежи, 18,2  % опрошенных не удовлетво-

рены  реализацией  государственной  молодежной

 

политики в стране («

С

корее не удовлетворен» и «

Н

е

 

удовлетворен»).  12,7  %  молодых  граждан  «ничего

 

не  знают  о  государственной  молодежной  полити-

ке» [28, С. 146-147] (рис. 6.8).

28,9  %  казахстанской  молодежи  считает,  что

 

государственные органы «безусловно, знают и

Рисунок 6.7

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СЕЙЧАС 
ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКЦИЙ 
ПРОТЕСТА В ВАШЕМ СЕЛЕ/ГОРОДЕ?

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

2,3

11,3

35,3

37,2

14,1 

Однозначно, да

Скорее да

Скорее нет

Однозначно, нет

Затрудняюсь ответить

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

240

делают  все  возможное  для  решения  этих  про-

блем». Обращают на себя внимание 39,4 % опро-

шенной  молодежи,  ответившей  «Скорее  знают,

но  реально  не  решают  проблемы  молодежи».

Каждый пятый молодой казахстанец (20,6 %) за-

явил, что государство скорее не знает о реальных

проблемах молодежи, а 4,7 % уверены, что госу-

дарство совершенно не владеет информацией о

молодежных проблемах (рис. 6.9). В целом, мы

делаем вывод, что молодежь не уверена в том,

что их проблемы решаются государством.

Так, результаты фокус-групп, проведенных в 2017

году  кафедрой  политологии  и  политических  тех-

нологий КазНУ им. Аль-Фараби в рамках проекта

Министерства  образования  и  науки  Республики

Казахстан «Формирование политической культуры

студенческой  молодежи  как  стратегического  ре-

сурса страны» дали возможность сделать вывод о

том,что отсутствуют эффективные способы выявле-

ния назревших противоречий и проблем среди мо-

лодежи. По мнению молодежи, «решения, которые

принимает правительство в сфере молодежной по-

литики, чаще всего ситуативные, плохо продуманы,

без учета последствий». Молодежь считает, что в

Казахстане недостаточно  и общественных  органи-

заций, которые «не на словах, а на реальных делах»

выражают интересы молодежи».

Проанализировав  результаты  опросов,  можно

 

сделать  вывод,  что  молодежь  ждет  от  государства

 

решения  проблем  с  трудоустройством,  обеспечением

 

жилья, доступностью качественного образования.

Как известно, в современном обществе использу-

ются не только традиционные (митинги, забастов-

ки,  пикеты,  манифестации),  но  и  получают  все

 

большее распространение новые формы протестов 

-  флэшмобы,  хэппенинги,  перфомансы.  Что 

касается  казахстанской  молодежи,  практика 

показывает,  что  при

 

разрешении  своих  проблем 

она  не  ориентирована

 

на  протестные  действия.  В 

последнее время эксперты указывают, что важным 

фактором, 

способствующим 

протестной 

активности,  является  развитие

 

информационных 

технологий, социальных сетей.

 

Тем более, согласно 

результатам  опроса,  всего

 

9,8  %  молодежи 

признают, что не имеют своих

 

аккаунтов, страниц в 

социальных сетях.

Однако,  социальные  сети  являются  лишь 

новыми технологиями, применяемыми больше для 

информирования  общественности  о  происходящих 

событиях,  влияния  на  общественное  мнение. 

Другими

 

словами,  социальные  сети  являются 

важным, но не

 

определяющим фактором.

Таким 

образом, 

протестная 

активность 

молодежи  может  быть  связана,  прежде  всего,  с 

социально-экономическими  проблемами.  Сами 

протесты

 

не 

являются 

индикатором 

нестабильности, 

а 

скорее

 

показателем 

существования  в  обществе  институциональных 

условий  для  легального  выражения  недовольства. 

Характер  протеста  во  многом  соответствует  типу 

политической системы, политическим

 

ценностям и 

уровню  политической  культуры  того

 

или  иного 

общества.

Безусловно, по результатам лишь оценки вероят-

ности  протестных  акций  нельзя  делать  вывод  об

Скорее удовлетворен

 ( -а )

Скорее не удовлетворен

 ( -а )

Не удовлетворен

 ( -а )

Ничего не знаю о ней

Затрудняюсь ответить

Рисунок 6.8

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ 
ТЕМ, КАК РЕАЛИЗУЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В КАЗАХСТАНЕ?»

Полностью удовлетворен

 ( -а )

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

16,5

45,4

14,1

4,1

12,7

7,2

Рисунок 6.9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗНАЮТ ЛИ ОРГАНЫ 
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ О РЕАЛЬНЫХ 
ПРОБЛЕМАХ МОЛОДЕЖИ?» 

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

Безусловно, знают и делают 

все возможное для решения 

этих проблем

Скорее знают, но реально не 

решают проблемы молодежи

Скорее не знают

Однозначно ничего не знают

Затрудняюсь ответить

28,9

39,4

20,6

4,7 6,5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

241

уровне  протестной  активности.  Кроме  того,  опыт

протестов в мире показывает, что движущей силой

становится именно молодежь, раньше казавшаяся 

аполитичной. Переход из неполитизированного со-

стояния  в  протестное  происходит  за  короткое

время.  Поэтому  игнорирование  проблем  молоде-

жи, затягивание их решений будет только повышать

протестный потенциал.

Социологические  опросы,  которые  обычно  про-

водятся  для  выявления  проблем  молодежи,  не

всегда  оперативно  выявляют  актуальные  вопросы.

Поэтому необходимо использовать дополнительные

способы  получения  информации  о  важных  вопро-

сах, беспокоящих молодежь, их основные коммуни-

кационные каналы с органами власти, посредством

которых  она  пытается  решить  свои  наболевшие

проблемы.

В  качестве  основных  каналов  можно  изучить

информационные  ресурсы:  блоги  правительства,

министерств,  социальные  сети.  Данные  технологии

могут  не  только  явиться  альтернативным  источни-

ком исследования  настроения  молодежи, но и  по-

зволили  бы  своевременно  выявлять  назревшие

противоречия и проблемы в молодежной среде.

Необходима  эффективная  работа  институтов

политической  социализации  и  работа  по  дальней-

шей  реализации  принятых  реформ  для  молодежи;

обеспечение защиты прав и свобод молодежи; фор-

мирование  политико-правовой  культуры  молодежи;

выстраивание  диалога  между  молодежью  и  орга-

нами  государственной власти, выявление проблем

радикализации  молодежи,  развитие  легитимных

структур  и  механизмов  выражения  интересов  мо-

лодежи.

6.3. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МОЛОДЕЖИ

Одной  из  важнейших  ценностей  современ-

ного  общества  является  патриотизм,  понимае-

мый  не  просто  как  любовь  к  Родине,  гордость

за  свою  страну,  стремление  узнать  и  понять  ее,

сделать лучше, но и как готовность к определен-

ным действиям ради своего государства. Одним

из  измерений  ценности  патриотизма  является

военно-патриотическое  воспитание  молодежи.

Военно-патриотическое  воспитание  –  это  целе-

направленная  и  скоординированная  система

деятельности  государственных  органов,  обще-

ственных объединений и организаций.

Основным  социальным  институтом,  который

отвечает  за  организацию  и  функционирование

системы  военно-патриотического  воспитания,

выступает государство.

В  2017  году  Министерством  обороны  Респу-

блики Казахстан было проведено свыше 130 ме-

Источник: МО РК

71
27

154
108

78
98

181

45

119

86

119
210

81

433

24

512

2 346

3 539
1 035
4 199
6 220
2 033
3 034
8 614
1 296
2 198
2 433
3 117
4 617
1 954
9 274

449

10 835

64 847

Общее количество 

допризывной молодежи, 

состоящей в данных организациях

Общее количество клубов, кружков,

секций и кадетских классов

военно-патриотической направленности

Регионы

г. Астана
г. Алматы
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
Всего

Таблица 6.10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КЛУБОВ, КРУЖКОВ, СЕКЦИЙ И КАДЕТСКИХ КЛАССОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ, 2017 ГОД 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 6

М

О

ЛО

ДЕ

ЖЬ

 В

 О

БЩЕС

ТВЕ

Н

Н

О

О

ЛИ

ТИ

ЧЕ

СКИ

Х 

П

РО

ЦЕ

ССАХ

 

242

роприятий  республиканского  масштаба,  направ-

ленных  на  военно-патриотическое  воспитание

 

молодежи. Большинство событий проходит в во-

инских  частях  и  подразделениях  Вооруженных

 

сил страны, которые включают в себя встречи с

 

ветеранами  Великой  Отечественной  войны,  уроки

 

мужества,  Дни  открытых  дверей  и  другие  меро-

приятия.

В  Казахстане  военно-патриотическое  воспита-

ние  представляет  собой  образовательную  техно-

логию двойного назначения:

1. Пропаганда профессиональной ориентации

 

молодежи в сторону воинской службы;

2.

 

Прививание качеств характера, которые не-

обходимы не только военнослужащим, но и всему

 

населению страны.

По  итогам  2017  года  в  Республике  Казахстан

 

функционировало  943  клуба,  1  265  кружков,  67

 

секций  и  71  кадетский  класс  военно-патриоти-

ческой  направленности.  Общее  количество

 

до-

призывной  молодежи,  состоящей  в  данных  орга-

низациях,  составило  64  874  человек  (таб.  6.10).

Ежегодно в учебных заведениях страны прово-

дятся уроки мужества. В 2017 году в рамках Дня

 

защитника Отечества в 3 600 школах проведены

 

уроки мужества с охватом более 50 000 учащихся.

В  целях  координации  военно-патриотической 

работы  в  Национальном  военно-патриотическом 

центре создано Республиканское

 

движение «Жас 

Сарбаз» с филиалами во всех регионах. Совмест-

но с другими государственными

 

органами  и  об-

щественными  организациями  за

 

последние  два 

года  проведены  992  различных

 

мероприяти

й

  по 

военно-патриотическому  воспитанию  молоде-

жи,  с  охватом  выше  110  000  человек.  При  под-

держке  МОН  РК,  общественных

 

фондов открыт 

101 кадетский класс, в которых

 

обучаются около 

3 000 детей.

Самым  масштабным  из  проведенных  меро-

приятий  выступает  ежегодный  военно-патриоти-

ческий сбор «Айбын». Участие в нем принимают

 

более 2 000 клубов с охватом более 55 000 детей.

 

За  последние  три  года  в  финальной  стадии  во-

енно-патриотического  сбора  «Айбын»  приняли

 

участие 3 110 детей.

Особое место в формировании образа юного 

патриота  занимает  ежегодный  республикан-

ский  фестиваль  армейской  песни  «Жас  улан».  В

 

прошлом  году  в  отборочных  этапах  фестиваля

 

приняли участие более 3 000 учащихся. В финале

 

фестиваля приняли участие 356 молодых испол-

нителей.

В  2017  году,  по  данным  Министерства  оборо-

ны РК, в высших учебных заведениях Республики

 

Казахстан  функционировало  30  военных  кафедр,

где обучались 14 800 студентов. 

По результатам социологического исследо-

вания, проведенного в первом полугодии 2018 

года НИЦ «Молодежь», у современной молодежи 

Казахстана понятие патриотизм ассоциируется 

больше с эмоциональными переживаниями – 

любовью к своей Родине – 32,4 %. Более чем для 

четверти молодых респондентов быть патриотом 

означает гордиться великими достижениями 

страны – 27,3 %. Каждый пятый считает, что па-

триотам необходимо трудиться на благо Родины 

– 20,3 % (таб. 6.11).

В рамках исследования отношение молоде-

жи к армии измерялось посредством выявления 

чувств, которые молодые казахстанцы испыты-

вают к Вооруженным силам. Результаты социо-

логического опроса показывают, что наиболее 

частым чувством, которое молодые граждане ис-

пытывают к Вооруженным силам, является гор-

дость  –  28,6  %.  Еще  четверть  молодежи  в 

своих  ответах  указала  уважение 

  25,6  %, 

каждый  пятый  казахстанец  (21,3  %)  заявил, 

что  испытывает  к  Вооруженным  силам 

доверие.

Таблица 6.11

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗНАЧИТ БЫТЬ 
«ПАТРИОТОМ КАЗАХСТАНА»?»  

           Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

32,4

27,3
20,3
13,4

12,9

12,8

12,5

12,0

9,2

6,8

3,7

3,7
2,0

Любить Родину, в том числе родной 
город, село, аул
Гордиться великими достижениями страны
Трудиться на благо Родины
Жить в мире и согласии с другими 
гражданами страны
Соблюдать законы государства, быть 
законопослушным налогоплательщиком
В случае необходимости защищать страну 
с оружием в руках
Знать казахский язык, традиции и историю 
Казахстана
Верить в великое будущее страны
Говорить с гордостью о Казахстане, когда 
выезжаешь заграницу, рассказывать про Казахстан
Испытывать чувство ответственности 
за происходящее в стране
Покупать отечественную казахстанскую продукцию 
(продукты питания, одежду и т.п.)
Испытывать ностальгию вдали от Родины
Пройти службу в армии

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru