Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 14

 

 

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

211

1) безработная (как часть рабочей силы), не обучаю-

щаяся и не повышающая квалификацию молодежь;

2)  экономически  неактивная  молодежь  (лица,

занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за

детьми  с  инвалидностью,  больными  родственни-

ками, молодые матери в декретном отпуске на период

от 1 года до 3 лет и т.д.).

В настоящее время подсчет численности молоде-

жи категории NEET ведется Комитетом по статистике

МНЭ РК и базируется на индикаторах рынка труда на

основе  выборочного  обследования  населения  (ин-

тервью домохозяйств) с использованием статистиче-

ской формы  общегосударственного  статистиче-

ского наблюдения «Анкета выборочного обследова-

ния  занятости  населения»  (периодичность  месяч-

ная). Отнесение  конкретного  лица  к  занятому  или

безработному населению  определяется  согласно

статистической форме и исходя из ответов респон-

дентов, население классифицируется по статусу уча-

стия в составе рабочей силы на занятых или безра-

ботных и лиц, не входящих в состав рабочей силы.

Численность NEET исчисляется Комитетом по ста-

тистике МНЭ РК по следующей формуле:

  А+В-С

      D

где:

А – численность безработной молодежи (тыс.чел.);
В – число молодежи, не входящей в состав рабочей силы

(тыс.чел.);

С – число молодежи, не входящей в состав рабочей силы по

причине обучения или повышения квалификации (тыс.чел.);

D – общая численность молодежи (тыс.чел).

Во II квартале 2018 года доля молодежи NEET по

республике  составила  7,7  %,  что  по  сравнению  с

последним кварталом 2017 года меньше на 0,6%. Дан-

ная категория молодежи в наибольшей степени пред-

ставлена  в  Карагандинской  (12,9  %),  Туркестанской

(11,3  %) и  Северо-Казахстанской  (10,0  %)  областях

(таб. 5.3).

Исследования  НИЦ  «Молодежь»  2017  года  (10

фокус-групповых  дискуссий,  10  глубинных  интер-

вью с представителями NEET) позволили выделить

6 подгрупп в структуре данной категории населения.

Следует  отметить,  что  социальные  характери-

стики молодежи категории NEET в регионах имеют

свою специфику.

Так,  результаты  массового  опроса  2500  ре-

спондентов из числа молодежи и экспертных интер-

вью  в г. Астана,  проведенные  НИЦ  «Молодежь» 

в 2014  году, позволяют  выделить  следующие 

соци-альные  характеристики  молодежи  NEET  в 

столице:

1. Чаще  всего  женщины,  занимающиеся  до-

машним  хозяйством  и  воспитывающие  детей. 

55,2%  не учатся,  не  работают  и  не  занимаются 

поисками работы ввиду наличия малолетних детей. 

Для  59,2  % опрошенной  молодежи  данное 

положение 

представляется 

социально 

одобряемым. 

2. Молодые люди, не имеющие опыта работы

(43,5 %) и необходимого образования (37 %), не нашед-

шие своего призвания (34 %) и работу по призванию

(21,6 %).

3. 4,0 % респондентов выбрали ответ «Я не учусь, не

работаю, ищу работу» и 4,3 % «Я не учусь, не работаю и

НЕ ищу работу». Таким образом, 8,3 % опрошенной мо-

лодежи оказалось на момент опроса в категории NEET,

что соответствует данным официальной статистики (в

2014 году доля NEET в Астане составляла 7,9 %).

4. Молодые люди, не имеющие работу на протяже-

нии от 1 года до 2 лет (56,8 %).

5. Молодые люди, слабо информированные о ме-

рах государственной и иной поддержки в сфере трудо-

устройства и занятости (73,7 %).

В настоящее время вопрос, связанный с мето-

дологией исчисления данной категории молодежи

продолжает оставаться открытым. В целом, обще-

мировая  практика  статистического  вычисления

данной категории молодежи весьма разнообраз-

на,  однако  преимущественным  остается  метод

расчета, предложенный МОТ. Исследования НИЦ

«Молодежь» показывают, что данная методология

не учитывает в полной мере страновой контекст.

Таким образом, отдельные  категории молодежи

NEET остаются без учета.

Таблица 5.3

ДОЛЯ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРАСТЕ 15-28 ЛЕТ
КАТЕГОРИИ NEET  В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

II квартал 2018 г. 

12,9
11,3
10,0

9,2
8,7
8,3
8,2

7,7

7,5
7,2
6,5
6,2
6,2
6,1
6,0
4,9
4,6
3,3

Регионы
Карагандинская область
Туркестанская область
Северо-Казахстанская область
Жамбылская область
г.Шымкент
Кызылординская область
Мангистауская область
Республика Казахстан
Атырауская область
г. Астана
г. Алматы
Актюбинская область
Павлодарская область
Акмолинская область
Алматинская область
Костанайская область
Восточно-Казахстанская область
Западно-Казахстанская область

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

212

5.2. УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Молодежь  занимает  ключевую  позицию  в

процветании  любой  страны  и  рассматривается

основным  ресурсом  инновационного  процесса.

В  Концепции  Государственной  молодежной  по-

литики РК до 2020 года «Казахстан 2020: путь в

будущее» говорится,  что  огромная  ответствен-

ность возлагается на молодежь, которой предсто-

ит продолжить эстафету созидательных дел стар-

шего  поколения, поднять  планку  национальной

конкурентоспособности  еще  выше,  обеспечить

Казахстану  в  XXI  веке

процветание  и 

признание.

Важность участия молодежи в социально-

экономической жизни страны высока и требует

особого  внимания  со  стороны  государства  и

общества.

Программа развития продуктивной занятости и

массового  предпринимательства  (утверждена 

Постановлением Правительства  Республики 

Казахстан  от  29  де-кабря 2016 года № 919).

Основная  цель  Программы  –  вовлечение

самозанятых,  безработных  и  иных  лиц  без  ква-

лификации, в  том  числе  молодежь  в  продуктив-

ную занятость по трем направлениям:

1) массовое обучение и привитие навыков по

востребованным профессиям и основам предпри-

нимательства;

2) создание условий для массового предприни-

мательства;

3) развитие рынка труда через содействие в тру-

доустройстве и поддержка трудовой мобильности.

Согласно данным МТСЗН РК, на реализацию 

«Программы развития продуктивной занятости 

и массового предпринимательства на 2017-2021 

годы» в 2018 году из республиканского бюджета 

запланировано выделение 67 392 995 тенге, за счет 

трансфертов общего характера 45 311 093 тенге 

(таб. 5.4).

Итоги реализации «Программы развития про-

дуктивной занятости и массового предпринима-

тельства на 2017-2021 годы» за период 01.01.2018 

– 01.10.2018 гг. представлены в таблице 5.5.

Таблица 5.4

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ПРОДУКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ И МАССОВОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА 2017-2021 ГОДЫ

Источник: МТСЗН РК

2018 год

67 392 995
45 311 093

2017 год 

40 008 121
45 038 436

Из республиканского бюджета
За счет трансфертов

общего характера

Таблица 5.5

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ И МАССОВОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА 2017-2021 ГОДЫ (ИНФОРМАЦИЯ ЗА ПЕРИОД 01.01.2018 - 01.10.2018)

Источник: МТСЗН РК

Краткосрочное профессиональное обучение

Молодежная

практика

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Туркестанская область
г. Алматы
г. Астана
г. Шымкент
Республика Казахстан

План

1 475
2 289
5 160
1 375
2 555
4 100
1 500
2 200
1 625
1 605
1 555
1 200
1 710
5 440
1 000

700

1 760

37 249

Направлено

1 689
2 466
5 520
1 411
2 433
4 169
1 616
2 965
1 649
1 547

946

1 223
1 666
5 458
1 264

625

1 760

38 407

Завершили

1 378
1 785
4 371

993

1 711
2 580
1 043
1 910
1 473
1 071

669
981

1 463
3 648

583
327

1 734

27 720

Трудоустроено

1 169
1 142
3 197

480
936
932
415
787

1 306

473
130
522

1 048
2 045

78
76

959

15 695

Человек

611

2 205
1 587

994

1 291
2 306
1 515
1 120

629

2 307
1 133

569
440

4 033
1 040

712

2 079

24 571

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

213

Активной мерой содействия занятости молоде-

жи является проект «Молодежная практика». 

Проект «Молодежная практика» предназначен 

специально для безработных из числа выпускников 

организаций образования, реализующих образова-

тельные программы технического и профессиональ-

ного, послесреднего, высшего и послевузовского 

образования по полученной профессии (специаль-

ности), не старше 29 лет.

Согласно данным МТСЗН РК, ежемесячный 

оклад участников проекта, направленных на моло-

дежную практику, составляет 25 МРП (без вычета 

налогов, обязательных социальных отчислений, 

компенсаций за неиспользованный трудовой от-

пуск и банковских услуг). В 2018 году оклад по моло-

дежной практике составляет 71 900 тенге. С учетом 

всех социальных отчислений участники молодеж-

ной практики получают 60 684 тенге.

Проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға» 

(«Серпін-2050») был запущен в целях стимулирова-

ния учебной миграции молодежи из трудоизбыточ-

ных регионов в трудодефицитные регионы страны 

через обучение по востребованным специально-

стям. 

В 2018 году в 26 вузах из 9 областей (Акмолин-

ская, Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казах-

станская,  Западно-Казахстанская,  Карагандинская,

Костанайская,  Павлодарская,  Северо-Казахстан-

ская области) в рамках проекта обучаются 12 344

человек. Как видно из таблицы 5.6, объем выделен-

ных государственных образовательных заказов на

обучение студентов в высших  учебных заведениях

страны  за  последние  четыре года  увеличился  бо-

лее чем в три раза. Кроме того, расширился список

направлений  по  востребованным  специальностям.

Техническое

 

и

 

профессиональное

 

образова

-

ние

.

Проект  реализуется  в  37  учебных  заведениях

ТиПО 7  регионах  (Акмолинская,  Восточно-Казах-

станская, Западно-Казахстанская,  Костанайская,

Карагандинская,  Павлодарская,  Северо-Казах-

станская области), в которых обучаются 2 276 чело-

век. В 2018 году ожидаемый выпуск составляет 716

человек, из них в Акмолинской области – 22, Вос-

точно-Казахстанской области − 146, Западно-Казах-

станской области − 113, Карагандинской области −

111, Костанайской области − 23, Павлодарской обла-

сти – 174, Северо-Казахстанской области – 127.

«С дипломом – в село»

Важным механизмом поддержки молодежи вы-

ступает проект «С дипломом – в село», реализуемый с

2009 года в соответствии с поручением Президента

РК Н.А. Назарбаева.

Таблица 5.6

ОБЪЕМ ВЫДЕЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ
НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СТРАНЫ

Источник: Местные исполнительные органы

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

1 050 грантов

на педагогические

специальности

5 000 грантов, в т.ч.

1 500 – педагогические специальности

3 000 – технические

300 – сельскохозяйственные науки

200 – ветеринария

3 162 грантов, в т.ч.

1 000 – педагогические

cпециальности

1 717 – технические 

345 – сельскохозяйственные науки, 

100 – здравоохранение

3 793 гранта, в т.ч.

1 550 – педагогические

специальности

1 898 – технические

345 – сельскохозяйст-

венные науки

Таблица 5.7

СВЕДЕНИЯ О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ И ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ИЮНЯ 2018 ГОДА

Источник: Местные исполнительные органы

Трудоустроено

Продолжат

обучение

Будут служить

в рядах ВС РК

Не трудоустроены

281 чел., из них: 
182 – остались в регионе обучения 
99 работают в других регионах

106 человек

44 человека

Вернулись в места проживания

по различным причинам

(по состоянию здоровья,

создание семьи и др.)

8 человек

41 человек

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

214

По  данным  МНЭ  РК,  в  2017  году,  в  рамках  реа-

лизации  проекта  «С  дипломом  –  в  село»,  было

выделено  5  794  подъемных  пособий  на  сумму  919

445,  41 тысяч  тенге,  выдано  3  413  бюджетных 

кредитов  на сумму  10  989  566,13  тысяч  тенге  (таб. 

5.8).

По состоянию на январь-апрель 2018 года в рамках

проекта на бюджетные кредиты для приобретения

жилья  из  республиканского  бюджета  1  334 

специалистам в рамках проекта «С дипломом – в 

село» было  выделено  4,6  млрд.  тенге,  2  335 

специалистов получили  подъемное  пособие  на 

сумму 393,4 млн. тенге (таб. 5.9).

Таблица 5.8

ИН

Ф

ОР

М

А

Ц

ИЯ ПО РЕАЛИЗА

Ц

ИИ ПРОЕКТА «С ДИПЛОМОМ – В СЕЛО», 2017 Г. 

Источник: МНЭ РК

Область
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
ВСЕГО:

1 068 211,9

357 368,0
697 714,1
173 578,0
833 690,5
803 189,5

1 291 875,0

597 748,5
490 104,0

1 824 245,6

663 617,0
511 309,3
656 829,8

1 020 085,0

10 989 566,13

381
447
550
112
318
452
500

351

275
200
544
434
325
905

5 794

331

114
211

52

270
241
408
184
161
559
198
166
215
303

3 413

60 514,50
70 998,00
87 356,40
17 788,96
50 825,60
71 791,14
79 415,00
54 777,02
43 678,07
31 765,50
86 403,52
68 773,70
51 619,00

143 739,00

919 445,41

Кол-во

Кол-во

Сумма, тыс. тенге

Сумма, тыс. тенге

Подъемные пособия

Бюджетные кредиты

2017 год

Таблица 5.9

ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «С ДИПЛОМОМ – В СЕЛО»,
ПО СОСТОЯНИЮ НА ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2018 ГОДА

100

45

121

3

105

86

107

68
53
71

207

46
71

251

1 334

Кол-во

Источник: МНЭ РК

Область
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
ВСЕГО:

350 321,0
137 722,0
430 737,5

10 822,5

361 397,5
303 202,0
365 817,6
238 580,5
187 195,3
247 214,2
705 948,0
150 720,5
232 883,0
898 137,0

4 620 698,60

192

116
340

10

101
154

309

0

48

0

178
101
188

598

2 335

32 324,10
19 481,00
57 240,40

1 683,50

17 340,10
25 925,90
52 020,25

0,00

8 080,80

0,00

29 966,30
17 003,40
31 649,95

100 673,30

393 389,00

Кол-во

Сумма, тыс. тенге

Сумма, тыс. тенге

Подъемные пособия

Бюджетные кредиты

янв.-апр. 2018 года

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

215

«Жасыл ел»

 В целях реализации инициативы Главы государ-

ства Постановлением Правительства РК № 632 от

25 июня 2005 года утверждена и широко развернута

Программа «Жасыл ел».

Если в 2005 году количество населенных пунктов,

охваченных деятельностью молодежных трудовых

отрядов «Жасыл ел», составляло 35-36 городов и по-

селков, то к 2018 году эта цифра выросла почти в

шесть раз и составляет 243 географических объекта

на всей территории Казахстана. Широкий террито-

риальный охват дает возможность привлекать не

только городскую, но и сельскую молодежь, а также

организовывать работу в отдаленных сельских ре-

гионах, не создавая выездные отряды.

Основной  контингент  молодежи,  участвующей

в реализации инициативы «Жасыл ел» – учащаяся

(студенты,  учащиеся  организаций  среднего, 

технического и профессионального образования), 

безработная  молодежь, воспитанники  детских 

домов  и  интернатов.  Движение  МТО  «Жасыл  ел» 

старается  охватить  все  категории трудоспособной 

молодежи.

Говоря о контингенте молодежи, трудоустроен-

ной в 2018 году по данным 14 регионов из 16 следует

сказать, что из 22 243 человек, трудоустроенных по

всей республике, 13 883 человек составляют сель-

ские  жители,  8  360  человек  городские,  6  748  - 

человек учащиеся  вузов,  7  615  -  человека 

учащиеся  коллед-жей  и  4  081  человек  учащиеся 

общеобразователь-ных  школ,  3  799  человека  - 

безработная молодежь. Статус молодежи: 2 397 – 

это  молодежь  из  много-детных  семей,  2  482  – 

молодежь из малообеспеченных семей, 89 человек, 

проживающих  в  учреждениях интернатного  типа 

(сироты) и 25 молодых людей с инвалидностью.

Планомерное сотрудничество с организациями,

специализирующимися  на  озеленительных  видах

работ и благоустройстве, привело к более грамотно-

му планированию деятельности молодежных трудо-

вых отрядов. Так, к примеру, был расширен рабочий

сезон до ноября ввиду учета сезонных особенностей

графиков проведения посадочных работ в регионах,

также в Актюбинской области введен круглогодич-

ный сезон работы. Для обеспечения возможности

трудоустройства  молодежи  в  учебное  время  во

многих регионах был введен специальный график

выхода бойцов на работу, не нарушающий учебный

процесс.  Подобная  практика  дала  возможность

проведения  посадок  деревьев  и  возможность

заработка  учащейся  молодежи  не только  в ка-

никулярный период.

Одним из направлений в деятельности МТО

«Жасыл ел» в 2016-2017 годы была работа бойцов

на строительстве объектов, возводимых в рамках

государственной программы инфраструктурного

развития  «Нұрлы  жол»,  что  позволяет  вести  дея-

тельность и вне посадочного сезона и не ограничи-

ваться работами только по  озеленению  и посад-

кам.

Путем 

взаимодействия 

региональные

представительства  «Жасыл  ел»  продолжают

работу по  сотрудничеству  с  областными  и  го-

родскими акиматами, управлениям координации

занятости и социальных программ областей, КГУ

«Центр  занятости»  акиматов  городов,  ГУ  «Отдел

жилищно-коммунального  хозяйства,  пассажир-

ского  транспорта  и  автомобильных  дорог

акимата городов», ГУ «Управление природных ре-

сурсов и регулирования природопользования горо-

дов и областей», предприятиями разных форм соб-

ственности, по вопросам деятельности молодеж-

ных трудовых отрядов «Жасыл  ел»,  путем  созда-

ния рабочих мест в сотрудничестве с ними.

Таблица 5.10

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС:
«ЧЕГО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ДОСТИЧЬ
В БЛИЖАЙШИЕ 5 ЛЕТ?»

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

30,4
27,3
22,8
17,4
15,4

14,1
13,9
12,9
12,8
12,1

8,7

8,1
7,9

7,4
4,7
4,9
3,7
0,3

Получить качественное образование
Построить успешную карьеру
Найти достойную работу
Приобрести жилье
Получить диплом или свидетельство

об окончании образования
Найти работу по специальности
Творчески реализоваться
Найти интересную работу
Открыть свой бизнес
Найти свою вторую половинку, спутника жизни
Сменить свое место работы,

получить должностное повышение
Расширить круг своих знакомств
Добиться общего признания среди

окружающих, коллег и т.д.
Обзавестись детьми, родить ребенка
Достичь успехов в спорте
Найти хороших деловых партнеров
Затрудняюсь ответить
Другое

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

216

Общее количество работодателей по всей респуб-

лике за 2018 год составляет 410 предприятий.

К реализации мероприятий по деятельности мо-

лодежных трудовых отрядов «Жасыл ел» и участию

в  мероприятиях  привлечено  48  697  человек,  ре-

гиональными штабами МТО «Жасыл ел» проведе-

но 420 мероприятий.

Участие  молодежи  в  социально-экономической

жизни общества тесно связано с их планами на бу-

дущее.

Согласно  результатам  социологического  иссле-

дования,  проведенного  НИЦ  «Молодежь»,  планы

молодежи на ближайшие пять лет связаны с получе-

нием качественного образования (30,4 %), успешной

карьерой (22,8 %) и достойной работой (22,8 %). Из

предложенных  вариантов  с  возможностью  выбо-

ра до трех, в следующей тройке молодежью были

указаны: приобрести жилье (17,4 %), получить ди-

плом или свидетельство об окончании образования

(15,4 %) и найти работу по специальности (14,1 %)

(таб. 5.10).

5.3. РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Развитие  молодежного  предпринимательства

–  одно  из  приоритетных  направлений  развития

малого  и  среднего  бизнеса  в  Казахстане.  По

опыту зарубежных стран оно является основной

движущей  силой  экономики  и  должно  способ-

ствовать  скорейшему  переходу  страны  на  инно-

вационный  путь  развития.  Особенностью  моло-

дежного бизнеса является быстрое реагирование

на  потребительские  запросы  –  предоставление

специфических услуг или выпуск мелкосерийной,

уникальной продукции для отдельных рыночных

сегментов.  Молодежь,  как  правило,  отличается

креативностью  мышления,  что  положительно

влияет  на  предпринимательскую  деятельность,

на конкурентоспособность бизнеса.

В  настоящее  время  в  Казахстане  существует

ряд программ поддержки молодежного предпри-

нимательства:

-  Программа  развития  продуктивной  заня-

тости  и  массового  предпринимательства  на

2017-2021 годы «Еңбек», одной из главных целей

которой  является  поддержка  безработной  и

самозанятой молодежи.

- Единая программа поддержки и развития

бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020»;

-  Фонд  развития  предпринимательства

«ДАМУ»,  в  рамках  которого  предусмотрены 

такие программы,  как  «Для  начинающих 

предпринима-телей», 

«Для 

действующих 

предпринимателей» и «Для женщин в бизнесе»;

- Национальная палата предпринимателей Рес-

публики Казахстан «Атамекен»;

- Фонд молодежных инициатив, в направления

деятельности  которого  входит  и  поддержка  мо-

лодежного предпринимательства.

Также молодежное предпринимательство сти-

мулируется такими организациями, как:

- Банк Развития Казахстана;

- Национальное агентство по технологическо-

му развитию;

- «КазАгроФинанс» – Фонд финансовой под-

держки сельского хозяйства;

- Национальное Агентство по экспорту и инвес-

тициям «KaznexInvest»;

-  Казахстанский  Институт  Развития  Инду-

стрии.

Среди международных программ можно вы-

делить  проект  Всемирного  банка  «Zhasproject»,

проекты  Европейского  банка  реконструкции  и

развития, Программа Bizspark от Microsoft.

Для  поддержки  молодежного  предпринима-

тельства  в  стране  действует  информативный  и

консультативный сайт на двух языках «Террито-

рия  бизнеса  для  вашего  развития».  В  рамках

сайта организована отдельная опция «Молодеж-

ный бизнес» с рубриками:

- Программы поддержки молодежного пред-

принимательства;

- Школа молодежного предпринимателя;

- Сообщества молодых предпринимателей;

- Международный опыт поддержки молодеж-

ного предпринимательства;

- Международные организации по молодежно-

му предпринимательству;

      - История успеха - рубрика, рассказывающая об 
опыте создания и построения собственного дела

молодых людей.

По поручению Президента РК с 2017 года соз-

даются условия для бесплатного получения пер-

вой  рабочей  профессии  молодыми  людьми.

Контент-анализ источников вторичной информа-

ции показывает, что на 1 мая 2018 года 56 тыс.

молодых  людей  воспользовались  мерами  госу-

дарственной  поддержки  этой  программы,  глав-

ным фокусом  которой  является  развитие  кон-

кретных профессиональных  навыков  на  основе

массового обучения.

В  Восточно-Казахстанской  области  действует

единственный  в  Казахстане  социально-образова-

тельный  проект  по  бесплатному  комплексному

обучению  молодежи  основам  предприниматель-

ства  Школа  молодых  предпринимателей  «Аван-

гард  плюс».  Школа  образована  и  действует  на

общественных  началах  по  инициативе  предсе-

дателя Совета деловых женщин ПП ВКО.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

217

По данным Комитета по статистике МНЭ РК,

количество зарегистрированных индивидуаль-

ных предпринимателей в возрасте до 29 лет, по

состоянию на 01.07.2018 г. составило 124 027

человек (рис. 5.9).

По данным Комитета по статистике, в 2018

году (по состоянию на 01.07.2018 г.) число заре-

гистрированных индивидуальных предпринима-

телей в возрасте до 29 лет, увеличилось на 3 960

ИП, по сравнению с аналогичным периодом 2017

года. Снижение числа молодых ИП зарегистриро-

ваны в Алматинской, Костанайской, Павлодар-

ской, Северо-Казахстанской областях и г. Астана

(таб. 5.11).

Развитие молодежного предпринимательства

– одно из приоритетных направлений государствен-

ной молодежной политики.

Национальная палата предпринимателей Казах-

стана «Атамекен» в целях развития предпринима-

тельства реализует и участвует в проектах по обу-

чению предпринимательству.

1. Проект по обучению основам предпринима-

тельства «Бастау Бизнес» в рамках Программы

развития продуктивной занятости и массового

предпринимательства на 2017-2021 годы был реа-

лизован в 14 областях, в 80 районах, в течение 2017

года с апреля по ноябрь (6 потоков). В течение 2017

года было обучено 15 000 человек. 

22 % (713 человек) из числа открывших бизнес

– относятся к категории молодежи (от 17 до 29 лет).

За первое полугодие 2018 года реализовано 2 по-

тока обучения, обучено 12 645 человек, из которых

24,8 % (3 134 человек) – молодежь.

2. В рамках четвертого направления единой Про-

граммы «Дорожная карта бизнеса 2020» - «Нефинан-

совые 

меры 

поддержки» 

реализуется 

компонент «Бизнес-школа».

По компоненту «Бизнес-школа» за 2017 год про-

ведено обучение:

- по проекту «Бизнес-Советник» 19 076 человек.

Из них в возрасте от 18 до 29 лет – 4 962;

- по проекту «Бизнес-Рост» 19 076 человек, из них

в возрасте от 18 до 29 лет – 421;

- по «Проектному обучению с применением прин-

ципов наставничества» 1 100 человек, из них в воз-

расте от 18 до 29 лет – 249.

По проекту «Школа молодого предпринимателя»

- обучено 1 035 слушателей.

По компоненту «Бизнес-школа» за первое полу-

годие 2018 года проведено обучение:

- по проекту «Бизнес-Советник» 10 541 человек.

Из них в возрасте от 18 до 29 лет – 2 708;

- по проекту «Бизнес-Рост» 1 161 человек, из них в

возрасте от 18 до 29 лет – 211;

- по «Проектному обучению с применением принци-

пов наставничества» 224 человек, из них в возрасте от

18 до 29 лет – 58.

Рисунок 5.9

КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В ВОЗРАСТЕ ДО 29 ЛЕТ, ПО СОСТОЯНИЮ
НА 01.07.2018 Г.

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

124 027

ВСЕГО

27 334

96 693

Город                Село

Таблица 5.11

 

КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В ВОЗРАСТЕ ДО 29 ЛЕТ,
ЗА ПЕРИОД 01.07.2017 Г. - 01.07.2018 Г.

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

120 067

4 633
6 563
9 899
4 972
7 498
4 441
4 571
9 172
5 957
4 895
5 705
3 852
2 665

-

14 619
16 927
13 698

-

124 027

4 639
6 797
9 837
5 455
7 706
4 669
5 236
9 252
5 475
5 444
6 189
3 725
2 377
8 079

-

14 204
18 074

6 869

Республика Казахстан 
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Западно-Казахстанская
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Туркестанская область
Южно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы
г. Шымкент

01.07.

2017 г.

01.07.

2018 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

218

3. НПП «Атамекен» в рамках пункта 24 Дорожной

карты по развитию ИТ является инфор-мационным 

партнером проекта «Startup Bolashak Менің Арманым», 

целью  которого  является  поддержка  соци-ально 

значимых  бизнес-инициатив  молодых  предпри-

нимателей, направленных на совершенствование стан-

дартов качества жизни, трансфер передовых знаний и

технологий в социально-экономическую жизнь страны.

10 июня 2018 года в г. Астана прошла ¼ финала дан-

ного конкурса в формате фестиваля. В данном конкур-

се был заявлено около 5 000 стартап проектов со всей

страны с охватом 10 000 участников.

Важную роль в развитии молодежного предпри-

нимательства играют неправительственные органи-

зации. Развитие студенческого предпринимательства

позволяет активно вовлекать молодежь в социально-

экономическую жизнь и открывает дорогу в малый

и средний бизнес.

ENACTUS – некоммерческая организация, пред-

ставляющая собой сообщество лидеров бизнеса,

студенчества и академических лидеров, использу-

ющих силу предпринимательства для преобразова-

ния жизни и формирования более устойчивого мира.

Основная идея проекта ENACTUS заключается в

объединении усилий студенческих, академических

и бизнес-лидеров для развития предприниматель-

ства, внедрения оригинальных идей, позволяющих

повышать экономическую эффективность деятель-

ности компаний и качество жизни людей, вовлечение

молодежи в социально-экономическую жизнь.

Представительства ENACTUS работают в 36 стра-

нах, в том числе и Казахстане. В настоящее время

насчитывается более 70 000 активных студентов

ENACTUS.

На данный момент в ENACTUS Kazakhstan состоят

более 3000 активных студентов из 50 разных вузов

со всего Казахстана, которые работают над 108 про-

ектами.

26 апреля 2018 года в Астане прошел националь-

ный кубок студенческого предпринимательства стар-

тапов и инноваций ENACTUS Kazakhstan National EXPO

2018. В рамках Национального кубка студенческого

предпринимательства  стартапов  и  инноваций 

состоялись следующие мероприятия: I Евразийский 

Форум

студенческого 

предпринимательства 

ENACTUS;  ежегодная  ярмарка  вакансий  и 

специальные  конкурсы

от  бизнес-партнеров 

ENACTUS Kazakhstan.

В чемпионате приняли участие более 700 студен-

тов из 60 казахстанских вузов. В рамках чемпионата 

студентами было представлено более 100 собствен-

ных действующих проектов в области digital, сель-

ского хозяйства, финансов, социальной сферы и др. 

Согласно данным социологического исследова-

ния, проведенного НИЦ «Молодежь», в молодежной 

среде актуален вопрос информированности о раз-

витии молодежного предпринимательства в респу-

блике . Более четверти опрошенных молодых людей 

(25,7 %) ничего не знают о молодежном предприни-

мательстве (рис. 5.10).

На вопрос: «Планируете ли Вы в ближайшие три 

года открыть свое дело, заняться предприниматель-

ством?» отрицательно ответили 51,3 % опрошенных, 

32,3 % респондентов не задумывались об этом. По-

ложительно ответили на данный вопрос 17 % город-

ской и 14,5 % сельской молодежи.

Среди респондентов, выбравших вариант ответа 

«да, планируем» (16,5 %) треть хотели бы организо-

Ничего не знаю о молодежном

предпринимательстве

Развитие молодежного предпринимательства 

идет медленно, и этот процесс следует ускорить

Развитие молодежного предпринимательства 

идет быстрыми темпами

Государство создает хорошие условия для 

развития молодежного предпринимательства

Молодежное предпринимательства в стране не 

развито

Не следует развивать молодежное предприни-

мательство в Казахстане

Затрудняюсь ответить

Другое

Рисунок 5.10

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ
НА ВОПРОС: «ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О РАЗВИТИИ
МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН?»

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

25,7

22,4

18,8

11,7

8,1

3,8

9,4

0,3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

219

вать свой бизнес в сфере торговли (34,3 %), 20,1 %

– в сфере услуг.

47,5 % опрошенной молодежи считают, что пря-

мая  финансовая  поддержка  является  наиболее

эффективной  формой  поддержки  молодежного

предпринимательства. Отдали свои предпочтения

снижению кредитных и налоговых ставок каждый

пятый и каждый четвертый из опрошенных - 25,3 %

и 21,0 %, соответственно. За образовательную под-

держку высказались 22,5 % городской и 16,4 % сель-

ской молодежи из всей совокупности опрошенных.

 Молодых людей привлекает в предприниматель-

ском деле независимость: материальная и личност-

ная. В тройку наиболее привлекательных сторон

работы предпринимателя респонденты включили:

- возможность заниматься любимым делом

– 50,1 %;

- высокий уровень дохода – 36,8 %;

-  сравнительно  свободный  (гибкий)  график

– 22,9 %.

Несмотря на то, что государство повсеместно

поддерживает молодежь, именно недостаточная

информированность является одним их главных

сдерживающих факторов развития молодежного

предпринимательства. В таблице 5.12 представле-

ны ответы респондентов на вопрос «О каких госу-

дарственных программах и проектах, деятельности

каких организаций по поддержке бизнеса Вы слы-

шали, знаете или являлись участником (сотрудни-

чали,  обращались)?».  Согласно  результатам 

социологического 

исследования 

НИЦ 

«Молодежь»,  от 7,8  %  до  14,4  %  респондентов 

отметили, что владеют информацией о программах 

развития молодежного предпринимательства.

Анализ данных по вопросу «Как Вы считаете, ка-

кие проблемы молодежного предпринимательства

есть в Казахстане, с какими проблемами сталкива-

ются молодые предприниматели?» также выявил,

что недостаток финансовых средств (отсутствие

стартового капитала) является наиболее актуальной

проблемой, препятствующей развитию молодежно-

го предприниательства: 55,7 % респондентов выбра-

ли данный вариант. В пятерку проблем также вошли:

- высокая арендная плата – 32,4 %;

- высокий уровень налогообложения -23,9 %;

- отсутствие опыта ведения бизнеса, сдачи нало-

говой отчетности – 22,0 %;

- недоступность кредитных ресурсов – 21,9 %.

 

Таблица 5.12

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ МОЛОДЕЖИ О ПРОГРАММАХ ПРОЕКТАХ И ОРГАНИЗА

Ц

ИЯХ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОР

Ы

Х НАПРАВЛЕНА НА РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

Программа развития продуктивной занятости и массового
предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек»
Единая программа поддержки и развития бизнеса
«Дорожная карта бизнеса 2020»
Национальная палата предпринимателей
Республики Казахстан «Атамекен»
АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» 
Проект развития молодежного корпуса
(совместно со Всемирным Банком) 

2,0

2,3

1,6

1,3

2,0

8,0

16,5

12,6

14,4

7,8

67,8

45,4

53,4

50,9
73,5

22,3

35,9

32,6

33,5
16,8

Что-то

слышал (-а)

Хорошо знаю,

но не участвовал (-а)

Знаю,

участвовал

(-а)

Ничего не знаю,

не слышал (-а)

Рисунок 5.11

НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ СФЕРЫ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СВОЕГО БИЗНЕСА
МОЛОДЕЖЬЮ В РАЗРЕЗЕ ЗАНЯТОСТИ

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

Учусь

Работаю

Не учусь и не работаю, ищу работу

Учусь и одновременно работаю

Не учусь и не работаю, не ищу работу

Торговля

32,7

32

31

,4

56

,7

35

,3

Сфера услуг

16

,8

24

18

,

6

30

29,4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

220

5.4. СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ 

МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И УЯЗВИМЫХ ГРУПП 

МОЛОДЕЖИ 

Согласно Закону Республики Казахстан «О го-

сударственной молодежной политике», молодая 

семья – семья, в которой оба супруга не достигли 

возраста двадцати девяти лет, либо неполная се-

мья, в которой ребенка (детей) воспитывает один 

из родителей, не достигший возраста двадцати 

девяти лет. 

 Государство проявляет заботу о семье путем 

создания условий для экономической самосто-

ятельности и роста благосостояния семьи, вы-

платы государственных пособий при рождении 

ребенка, льготного кредитования, создания и 

развития учреждений образования, организаций 

культуры, физической культуры и спорта, здра-

воохранения, создания условий для сочетания 

родителями трудовой деятельности с выполне-

нием семейных обязанностей, развития инфра-

структуры быта.

Одно из ключевых направлений государствен-

ной политики в отношении молодой семьи связа-

но с рождением ребенка. Социальная поддержка 

включает в себя предоставление декретного от-

пуска и отпуск по уходу за ребенком до трех лет, 

единовременное пособие при рождении ребенка, 

ежемесячное пособие на ребенка, бесплатное пи-

тание для детей до двух лет в малообеспеченных 

семьях, бесплатные молочные смеси для детей, 

у которых матери по состоянию здоровья не кор-

мят грудным молоком. 

Также с 2018 года в Казахстане введено еди-

ное пособие на основе адресных выплат, которое 

объединило три формы финансовой помощи: по-

собия на ребенка (до совершеннолетия), выплата

каждому члену необеспеченной семьи и помощь

многодетным родителям.

Одним из  важных  вопросов,  требующих вни-

мания  со  стороны  государства,  выступает  жи-

лищный вопрос. Ежегодно для решения данной

проблемы государством создаются условия и ре-

ализуются программы по приобретению жилья.

В  рамках  программы  «7-20-25»  процентная

ставка по кредиту составляет 7 % в год, первона-

чальный взнос составит не более 20 %, а для сни-

жения нагрузки по оплате ежемесячного платежа

срок кредита продлён до 25 лет.

Ипотека выдается на приобретение жилья в

новостройках городов Астана, Алматы, Актау и

Атырау при максимальной  стоимости жилья  в

25 млн. тенге, в других регионах – 15 млн. тенге.

По данным Министерства по инвестициям и

развитию Республики Казахстана (далее – МИР

РК), с начала реализации программы «Нұрлы

жер» было реализовано 19 тысяч квартир, из

них 34 % или более 6 тысяч квартир было предо-

ставлено участникам в возрасте до 28 лет.

В рамках программы «Нұрлы жер» оказыва-

ется  поддержка  строительства  арендного 

жилья без  выкупа  для  социально-уязвимых 

категорий населения.  Планируется  ежегодно 

строить порядка 4 тыс. квартир.

Приняты меры по обеспечению земельных

Рисунок 5.12

ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА

Фиксированное единовременное 
пособие при рождении ребенка

Поддержка от государства
при рождении ребенка 

Ежемесячные социальные
выплаты на протяжении
первого года жизни ребенка

Декретный отпуск и отпуск
по уходу за ребенком до 3-х лет 

Рисунок 5.13

ИПОТЕКА 7-20-25

Источник: Нацбанк

Ставка 7%
Первоначальный взнос

не должен превышать 20%
Участники смогут получить

кредит в пределах 25 лет
Казахстанцы смогут взять кредит

во II половине 2018 года
Максимальная стоимость жилья для крупных 

городов (Алматы, Астана, Атырау, Актау)

25 млн. тг.
Для остальных регионов 15 млн. тг.
Нацбанк создаст специальную компанию, 

которая привлечет не менее 1 трлн. тенге и 

направит на выкуп новых ипотечных кредитов, 

предоставленных банками на данных условиях

ИПОТЕКА 7-20-25

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

221

Таблица 5.13

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА «НҰРЛЫ ЖЕР»

Источник: МИР РК

Регионы
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
г. Алматы
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
Общее количество

818

18
75

185

1 955

2

653

7

155
221
156
151

198
972

5 566

Всего

299

6

9

50

526

1

114

2

64

92

42
41
26

248

1 520

В возрасте

от 14-28 лет

37
33
12
27
27
50
17

29

41
42
27
27
13
26

27

Удельный вес

(14-28) в %

27

1
 

13

33

7

37
211  

91

1717

Всего

3

0

1

357

15

53

36

465

В возрасте

от 14-28 лет

11
0

8
27

41
25

40

27

Удельный вес

(14-28) в %

2017 год

2018 год (1 полугодие)

Удельный вес молодежи (14-28 лет), получившей жилье

по государственной программе жилищного строительства «Нұрлы жер»

Таблица 5.14

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА «НҰРЛЫ ЖЕР»

Источник: МИР РК

АО «Жилстройсбербанк

Казахстана»
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Мангистауская область
Кызылординская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
Павлодарская область
Восточно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы
Общее количество

151
248
116
351
651
171
130
639
133
180
398
407
268

82
21

213

4 159

Всего

29
43
33
61

131

35
34

149

36
31

110

56
81

9
7

61

906

В возрасте

от 18-28 лет

19,2
17,3
28,4
17,4
20,1
20,5
26,2
23,3
27,1
17,2
27,6
13,8
30,2
11,0
33,3
28,6

21,8

Удельный вес

(18-28) в %

199
882
285
309
222

99

103
293
730

5

189
467

73
62

275
370

4 563

Всего

39

261

54
64
50
21
28
71

150

2

47
92
15

6

38
77

1 015

В возрасте

от 18-28 лет

19,6
29,6
18,9
20,7
22,5
21,2
27,2
24,2
20,5
40,0
24,9
19,7
20,5

9,7

13,8
20,8

22,2

Удельный вес

(18-28) в %

2017 год

2018 год (1 полугодие)

Удельный вес молодежи (18-28 лет), получившей жилье

по государственной программе жилищного строительства «Нұрлы жер»*

*  займы, вне зависимости от источников кредитования, с учетом прямого выкупа

-

-

-

-

-

-

-

-

-
-
-

-

-
-

-

-

-

-

-

-

-

-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

222

участков  инженерными  коммуникациями.  Еже-

годно  планируется  обеспечить  сетями  более  40

тыс.  земельных  участков  под  индивидуальное

жилищное строительство.

Стимулируется  строительство  жилья  частны-

ми застройщиками за счет субсидий государства

по  ценовым  параметрам  за  1  кв.  метр  220-260

тыс.  тенге.  Порядка  50  %  данного  жилья  реали-

зуется через Жилстройсбербанк.

Работа с уязвимыми группами молодежи

С 2017 года на территории Республики Казах-

стан Министерством образования и науки РК при

грантовой  поддержке  Всемирного  банка  реали-

зуется  Проект  развития  молодежного  корпуса

(далее – Проект).

Целью  Проекта  является  вовлечение  моло-

дежи,  в  особенности  уязвимых  групп,  в  обще-

ственно  полезную  деятельность  через  развитие

жизненно важных  навыков  посредством  участия

в  программе  обучения  и  реализации  социально

значимых проектов. В 2017 году Проект был за-

пущен  в  пилотном  режиме  и  продлится  до  2020

года, охватив 8 500 молодых людей по всему Ка-

захстану.

Мероприятия Проекта организованы в рамках

трех компонентов: (1) поддержка обучения обще-

ственно полезной деятельности на благо сооб-

щества и развития жизненно важных навыков;

(2)  поддержка  институционального  развития 

реа-лизации 

государственной 

молодежной 

политики; (3) управление, мониторинг и оценка 

Проекта

Компонент 1 Проекта реализуется Координа-

ционным агентством, созданным консорциумом

из трех организаций: ОЮЛ «Конгресс молодежи

Казахстана, ОЮЛ «Национальная волонтерская

сеть и ЧУ «Республиканский штаб молодежных

трудовых отрядов «Жасыл ел».

Данный компонент включает в себя четыре

подкомпонента:

1. предоставление грантов до 1 000 000 тенге

и социальных стипендий группам молодежи на

реализацию социальных проектов;

2.  обучение  молодых  людей  жизненно 

важным навыка и управлению проектами;

3. работа с уязвимыми группами молодежи;

4. реализация эффективной информацион-

но-разъяснительной кампании и механизма об-

ратной связи и разрешения проблем.

Участники Проекта – это молодые люди в

возрасте от 14 до 29 лет (кроме школьников), ко-

торые проходят трёхэтапное обучение жизнен-

но важным навыкам и управлению проектами,

реализуют свои социальные проекты в течение

Таблица 5.15

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДО 2020 ГОДА

Источник: МИР РК

АО «Жилстройсбербанк

Казахстана»
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Мангистауская область
Кызылординская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
Павлодарская область
Восточно-Казахстанская область
г.Астана
г.Алматы

Общее

 

количество

25

222

50
61

124

3

62
12

138

6
3
3
1

140
531
590

1 971

Всего

5

67

13

17

31

-

19

-

26

3

-
-
-

31

113

117

442

В возрасте

от 18-28 лет

20,0
30,2
26,0

27,9

25,0

0

30,6

0

18,8
50,0

0
0
0

22,1
21,3
19,8

22,4

Удельный вес

(18-28) в %

3

22
11
11

7

1

291

11
12

1
5
0
1
3

38
24

441

Всего

1
2

-

2

-
-

81

-
-
-
-

0

-
-

3
5

94

В возрасте

от 18-28 лет

33,3

9,1

0

18,2

0
0

27,8

0
0
0
0
0
0
0

7,9

20,8

21,3

Удельный вес

(18-28) в %

2017 год

2018 год (1 полугодие)

Удельный вес молодежи (18-28 лет), получившей жилье

по государственной программе развития регионов до 2020 г. (в т.ч. молодые семьи) *

займы, вне зависимости от источников кредитования, с учетом прямого выкупа

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

223

шести  месяцев,  а  также  получают  ежемесячную

стипендию  60  000  тенге  –  выпускники  вузов,

40  000  тенге  –  все  остальные  участники.  Кроме

этого, все участники получают поддержку менто-

ров в период реализации своих проектов. Проект

направлен на вовлечение молодежи из уязвимых

групп: 1) которые не работают, не учатся, не про-

ходят  профессиональную  подготовку;  2)  которые

работают, но остаются за чертой бедности.

В 2017 году Проект был запущен на территории

Алматинской,  Карагандинской,  Павлодарской  и

Южно-Казахстанской  областей. В Проект  вошли

589  подпроектов  или  2  000  участников.  К  концу

пилотного года было успешно реализовано и за-

вершено  536  подпроектов,  в  состав  которых  во-

шли 1 813 участников, доля уязвимой молодежи

составила около 40 процентов. В рамках Проекта

были  разработаны  программы  обучения  жизнен-

но важным навыкам и управлению проектами: 5

методических  материалов  для  менторов,  5  -  для

участников  и  2  вспомогательных  материала  для

подготовки  менторов.  Было  обучено  188  менто-

ров  и  более  1000  участников.  Дополнительно

был  предоставлен  доступ  к  онлайн  обучению

для  людей  с  ограниченными  возможностями  и

участников,  находящихся  в  декретном  отпуске

по уходу за детьми. Все упражнения и задачи из

тренингов  были  адаптированы  под  онлайн  курс,

материал  подан  через  видеоролики  и  домашние

задания. В конце курса предоставляется возмож-

ность сдать итоговый тест.

Проект  использует  передовые  цифровые  тех-

нологии  –  от  электронной  регистрации  участни-

ков и менторов на сайте Проекта и личных каби-

нетов до сдачи отчетности, подписанной ЭЦП.

В  2017  году  Проект  охватил  27  городов,  67

районов  и  119  сел.  В  пилотных  регионах  среди

прочих  было  открыто  37  швейных  мастерских,

27 языковых школ, 76 досуговых клубов, 79 спор-

тивных секций, 36 развивающих детских центров, 9

хлебопекарен и сыроварен, 9 теплиц, 37 цехов по

производству  молочной  и  мясной  продукции, 29

компьютерных  курсов,  38  салонов  красоты  и

массажных  кабинетов,  10  кабинетов  психологи-

ческой поддержки, 5 кондитерских, 6 авто и сто-

лярных мастерских.

Процесс  определения  следующих  регионов

для реализации Проекта в 2018 и 2019 годы был

проведен  посредством  экспертного  опроса,

общего  обзора  государственных  услуг,  предо-

ставляемых  в  сообществах,  и  социально-эконо-

мического  анализа  регионального  распределе-

ния  уязвимых  групп  молодежи.  Анализ  данных

строился  на  основе  статистических  методов,  в

качестве  источников  данных  был  использован

широкий  спектр  материалов,  среди  которых

официальные  данные  Комитета  по  статистике

Министерства  национальной  экономики  РК,

оригинальные данные экспертного опроса и  вто-

ричные  данные  по  результатам  социологических

исследований  молодежи.  Таким  образом,  были

определены  следующие  географические  реко-

мендации реализации Проекта:

2018  год  -  Северо-Казахстанская,  Восточно-Ка-

захстанская,  Жамбылская,  Кызылординская,  Ко-

станайская и Актюбинская области.

2019 год - г.  Астана, г.  Алматы, Мангистауская,

Атырауская,  Акмолинская,  Западно-Казахстан-

ская области.

В 2018 году стартовал второй этап Проекта, в

котором  приняла  участие  молодёжь  из  Актю-

бинской,  Восточно-Казахстанской,  Жамбылской,

Костанайской,  Кызылординской  и  Северо-Казах-

станской  областей.  В  рамках  проекта  для  при-

влечения  уязвимой  молодежи  была  проведена

масштабная  информационно-разъяснительная

кампания  в  1  395  селах  и  аулах,  которая  вклю-

чала  в  себя  проведение  1  016  информационных

встреч  о  Проекте  на  уровне  сельских  округов  и

подомовой  обход  среди  целевой  аудитории  в

30  550  домохозяйствах.  По  итогам  проведенной

информационной  работы  на  грантовый  конкурс

было подано 2 684 проекта (или 9 878 чел.), среди

этих  молодых  людей  порядка  65%  из  уязвимых

групп. В 2018 году в проект зашли 3 508 участника

из 1 027 проектов, из которых 2 254 (64%) участника

были из уязвимой категории молодежи. Также на

конкурсной  основе  был  отобран  191  ментор.  В

мае-июне  2018  года  было  проведено  300  ориен-

тационных  семинаров  для  более  6000  молодых

людей,  в  августе-сентябре  –  16  тренингов  для

160  менторов  и  более  120  тренингов  для  более

3000 участников.

В  2018  году  в  рамках  Проекта  в  шести  областях

251  проект  направлен  на  развитие  села,  135  на
ЗОЖ и спорт, 117 

 культуру и досуг, 238 образова-

тельных  проектов,  27  проектов  по  поддержанию
семейных  ценностей  и  традиций,  26  волонтер-
ских  проекта,  19  по  патриотизму  и  гражданской
активности  и  17  по  экологии  и  благоустройству,
10 направленных на развитие туризма и т.д.

Проект разработал и использует наилучшие

международные практики:

-  механизм  обратной  связи  и  разрешения

проблем, который дает право быть услышанным

каждому участнику в проекте, в рамках механиз-

ма работает  контакт-центр,  который  регулярно

производит сбор обратной связи с различных заин-

тересованных  сторон  посредством  множествен-

ных каналов на бесплатной основе;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

224

- CRM система, в которой аккумулируется вся

информация  об  участниках  проекта  для  даль-

нейшего  анализа  и  использования  данных  для

исследований;

-  мониторинг  и  оценка,  проведение  которых

позволяют  анализировать  процессы  проекта

на каждом  его  этапе  с  помощью  первичных  и

финальных опросов.

В  рамках  Проекта  впервые  в  Казахстане  про-

водится  оценка  воздействия  под  руководством

Всемирного  банка.  Исследование  будет  замерять

степень  влияния  данного  проекта  на  молодежь

Казахстана.

В  рамках  реализации  компонента  2  Проекта,

в  2017  году  были  исполнены  задания  по  изуче-

нию механизмов работы с молодежью категории

NEET,  выпуску  видеопособий,  направленных  на

развитие  позитивного  отношения  молодых  лю-

дей  к  общественно-полезной  деятельности  и

улучшение  жизненных  навыков  учащихся  стар-

ших  классов  средних  школ  и  студентов  коллед-

жей  ТиПО,  также  по  расширению  участия  моло-

дежи  в  общественно  полезной  деятельности  и

волонтерстве  в Казахстане. (Справочно: все раз-

работанные  материалы  и  видеоролики  доступны

на официальном сайте и ютуб канале Министер-

ства образования и науки РК).

Проект  является  уникальной  площадкой  для

позитивного развития молодежи и способствует

приобретению нового опыта и развитию жизнен-

но важных навыков, которые в свою очередь яв-

ляются  основой  психосоциальной  компетентно-

сти  и  нацелены  на  улучшение  самосознания,

саморегуляции,  а  также  на  умение  отстаивать

собственные  права  и  на  заботу  о  собственном

здоровье.  Помимо  позитивного  влияния  на  мо-

лодежь  Казахстана,  Проект  улучшает  образова-

тельный потенциал для дальнейшего его исполь-

зования  после  Проекта:  в  регионах  останутся

обученные  эксперты  по  работе  с  молодежью,

которые  будут  пользоваться  полученными  ма-

териалами и опытом.

Работа с несовершеннолетней молодежью

Как правило, семьи являются значительным (или

потенциальным)  источником  экономической,  мате-

риальной, эмоциональной и социальной поддержки и

благополучное будущее молодых людей часто зави-

сит  от  опеки  их  родителей.  И  наоборот,  семейные

факторы могут быть основной причиной стресса и

травм,  а  значительное  число  тех  молодых  людей,

которые  остались  без  попечения  родителей  испы-

тывают  социальную  дислокацию  и  бездомность.

Эксперты  отмечают,  что  связь  с  «семьей»

является  важным  защитным  фактором  для  долго-

срочного благополучия.

 

По данным МОН РК, по итогам 2017 года в Ка-

захстане действуют 20 центров адаптации несовер-

шеннолетних. За 2017 год в центры были помеще-

ны 7 539 несовершеннолетних. Из них 937 (12,4 %)

–  оставшиеся без попечения родителей, 6 306 (83,6 

%) –  безнадзорные  и  беспризорные,  207  (2,7  %)  – 

направляемые  в  специальные  организации 

образования

для 

детей 

с 

девиантным 

поведением  и  с  особым режимом содержания, 89 

(1,1  %)  –  несовершеннолетние,  находящиеся  в 

тяжелой 

жизненной 

ситуации.

Из 

числа 

поступивших  несовершеннолетних  устроен  7  231 

ребенок,  из  них  переданы  в  семьи  –  6  274

несовершеннолетних,  направлены  в  организации

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей – 578, под опеку – 124, на патронат – 21,

направлены в спецшколу – 132, переданы в центры

адаптации других областей – 41, направлены в ор-

ганизации по типу центров адаптации других стран

– 13 и переданы в гостевую семью – 48.

По итогам 1 полугодия 2018 года в стране дей-

ствуют 19 центров адаптации несовершеннолетних,
так как один центр адаптации в Северо-Казахстан-
ской области был реорганизован в центр для детей,
оставшихся  без  попечения  родителей.  За  1  полу-
годие 2018 года через центры адаптации прошли 
3  697  несовершеннолетних,  из  них:  оставшиеся 
без  попечения  родителей  –  531  (14,4  %), 
безнадзорные и беспризорные  –  3081  (83,3  %), 
направляемые  в

специальные 

организации 

образования 

для 

детей

с

девиантным 

поведением  и  с  особым  режимом содержания  – 
65  (1,8  %),  несовершеннолетние,  находящиеся  в 
тяжелой жизненной ситуации – 20 (0,5 %). Из числа 
поступивших 

несовершеннолетних

устроено         

3 326  детей,  из  них:  переданы  в  семьи  – 2 933
(88,2  %), направлены  в  организации  для  детей
сирот и  детей ОБПР  –  223  (6,7  %),  под  опеку  – 
60 (1,8  %), на  патронат  –  18  (0,5  %),  направлены 
в спецшколу  –  54  (1,6  %), переданы  в  центры 
адаптации  других  областей  –  7  (0,2  %), 
направлены  в организации  по  типу  ЦАН других 
стран – 4 (0,1  %), переданы в гостевую семью – 27 
(0,8 %).

Во  всех  19-ти  центрах  адаптации  действуют

службы  поддержки  семьи,  деятельность  кото-

рых направлена  на  оказание  консультационной,

психологической, справочно-информационной, соци-

ально-правовой  помощи  воспитанникам  центров.

 Таким образом, для укрепления института семьи и

предотвращения  разводов,  необходимо:

Укрепление  семейных  ценностей  с помощью

мероприятий,  посвященных  Дням  семьи, матери,

защиты  детей,  в  которых  должны быть задейство-

ваны все члены семьи;

Активизация  средств  массовой  информации  и

рекламы  по  пропаганде  семейного  образа  жизни,

укрепление  ценностей  семьи,  материнства  и  отцов-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

225

ства, как социально-значимых ролей и на росте пре-

стижа всех семейно-родственных отношений.

Создание информационной базы методических

материалов,  которые  будут  использоваться  мо-

лодыми  семьями  и  учреждениями,  работающи-

ми  с молодежью  («Подготовка  молодежи  к  се-

мейной жизни», «Подготовка к рождению ребен-

ка», «Психологическое настроение в семье»).

Запустить  проекты,  направленные  на  приоб-

ретение  молодежью  новых  навыков  и  знаний,

которые способствуют как текущему благососто-

янию подростков,  так  и  будущему  успешному

переходу во  взрослую  жизнь.  Проекты  должны

содержать широкий  спектр  возможностей  для

развития  и  фокусировать  свои  приоритеты  по-

разному,  чтобы удовлетворить потребности раз-

личных уязвимых групп молодежи.

Следует создать центры по работе с уязвимыми

группами молодежи и сформировать базу данных

с учетом всех уязвимых групп для мониторинга и

дальнейшей  успешной  работы  и  доступности

программ для молодежи в своем сообществе.

Проведение различных мероприятий, связанных

с занятием спортом, профориентацией, музыкой,

танцами.

5.5. ИНДЕКС РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

«ЖАСТАРҒА МЕЙІРІМДІ МЕКЕН»

Нынешнее  поколение  молодежи  –  самое 

многочисленное за всю историю человечества. Со-

гласно Отчету  Глобального  индекса  развития 

молодежи 2016 года, 24,2 % или 1,8 млрд. всего на-

селения Земли – молодые люди. Признавая моло-

дежь как движущую силу в общественно-полити-

ческом и социальном развитии общества, Прави-

тельства многих стран стремятся создать благо-

приятные  условия для развития и реализации ее 

потенциала.  Для  обе-спечения  адресности  и  си-

стемности  предпринимаемых  мер,  обеспечения 

равных условий для развития молодежи  во  всем 

мире,  изучения  динамики  изменений  в  данной 

сфере правительства нуждаются  в современных 

социометрических методах оценки благосостоя-

ния  молодежи.  Еще  большую  значимость  при-

менение  измерительных  инструментов приобре-

тает  в  национальном  контексте,  позволяя оце-

нить  условия,  создаваемые  для  молодежи  в  ре-

гионах.

В Казахстане метод оценки уровня развития

молодежи впервые применялся в рамках участия

страны  в  Глобальном  индексе  развития  молоде-

жи. В 2013 году Казахстан занял 27 место, оказав-

шись  в  категории  стран  со  «средним»  уровнем

развития молодежи в пяти основных сферах жизне-

деятельности молодежи: образование, здравоохра-

нение и благосостояние, занятость и возможности,

участие молодых людей в гражданской и политиче-

ской жизни страны .

СПРАВОЧНО:  Глобальный  индекс  развития 

молодежи  –  это  совокупность  показателей, 

разработанных 

Секретариатом 

Британского 

Содружества наций для оценки динамики развития 

молодежи  в  различных  странах  мира.  В  данном 

контексте 

понятие 

«развитие 

молодежи» 

подразумевает  повышение  статуса,  реализацию  и 

расширение  прав  и  возможностей молодежи, 

формирование 

у 

неё 

жизненно 

важных

компетенций  и  навыков,  способствующих  её 

активному участию в жизни общества.

В 2016 году Министерством образования и нау-

ки Республики Казахстан в сотрудничестве с Науч-

но-исследовательским  центром  «Молодежь»  ини-

циирован проект по оценке условий, созданных для

развития молодежи в регионах – Индекс развития

молодежи «Жастарға мейірімді мекен».

Цель проекта – обеспечение системности в дея-

тельности всех институтов молодежной политики,

повышение  эффективности  реализации  молодеж-

ной политики во всех городах и районах страны.

Индекс не преследует задачу по определению от-

ветственности  отдельных институтов  молодежной

политики  и  служб,  предоставляющих  услуги  для

молодежи в регионах.

На сегодняшний день проект реализуется в пи-

лотном  режиме  Научно-исследовательским  цен-

тром  «Молодежь»  при  поддержке  Министерства

общественного  развития  Республики  Казахстан.

После апробационного периода будет рассмотрена

возможность  внедрения  данного  метода  оценки

развития молодежи в регионах на постоянной ос-

нове.

В основе Индекса развития молодежи «Жастарға

мейірімді мекен» лежит методология расчета меж-

дународных  индексов  благополучия  и  развития

молодежи. Оценка условий для развития молоде-

жи в регионах осуществляется по 7 направлениям

(субиндексы)  с  использованием  33  индикаторов:

25 показателей по официальным статистическим

данным центральных госудаственных органов и 8

показателей  по  результатам социологических ис-

следований НИЦ «Молодежь» (рис. 5.14).

Отбор индикаторов осуществлялся по следую-

щим критериям:

• наличие точного определения;

• наличие надежного источника данных;

• доступность данных на момент сбора информа-

ции во всех регионах;

• наличие единого подхода к толкованию;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

226

• ясность содержания индикаторов для специа-

листов по работе с молодежью, должностных лиц и 

населения в целом.

В рамках Индекса уровень развития молодежи 

ранжировался по 4 уровням: крайне неблагополуч-

ный, умеренно неблагополучный, условно благопо-

лучный и благополучный (рис. 5.15).

В рамках пилотного расчета Индекса в 2017 году 

оценка развития молодежи в регионах осуществля-

лась по всем направлениям за исключением доме-

на «Гражданское участие». Данный домен ввиду от-

сутствия необходимых социологических данных за 

отчетный период не был учтен при расчете Индекса.

 

Образование

Субиндекс  «Образование»  включает  в  себя

4 показателя, отражающих уровень охвата молодых

людей  после средним  и  высшим  образованием, их 

удовлетворенность качеством образования и долю 

выделенных  средств  на  реализацию  обра-

зовательных  программ.  Среднереспубликанское

значение  субиндекса  «Образование»  составило  43

балла. Таким  образом,  условия, создаваемые в ре-

гионах  для  получения  молодежью  качественного

образования,  оцениваются  как  «умеренно  благопо-

лучные».  В  региональном  разрезе  наиболее  бла-

гоприятная  среда  для  получения  качественного

после  среднего  и  высшего  образования  от-

мечается  в  Кызылординской  области  (73  балла)  и

городе  Астана  (62  балла).  Минимальные  значения

субиндекса  отмечаются  в  Южно-Казахстанской

(13 баллов), Жамбылской (17 баллов), Костанайской

(22  балла),  Актюбинской  (25  баллов)  и  Мангистау-

ской (28 баллов) областях.

Здоровье и здоровый образ жизни

Данный домен охватывает 8 показателей, опре-

деляющих  физическое  и  психологическое  здоровье

казахстанской  молодежи.  Среднереспубликанское

значение по данному домену составляет 63 балла и

является  максимальным  в  сравнении  с  другими

6 доменами. Благополучной средой для поддержа-

ния здорового образа жизни и гармоничного психо-

логического развития молодежи выступает Алма-

тинская область (85 б.). Высокий балл обусловлен

низкими показателями уровня смертности молоде-

жи, минимальным количеством молодых людей,

страдающих психическими расстройствами и алко-

гольной зависимостью. Оценка условий, созданных

для поддержания физического и психологического

здоровья молодежи в Восточно-Казахстанской об-

ласти, позволяет отнести ее к зоне риска. Данное

положение дел обусловлено преобладанием чис-

ленности молодых людей, признанных негодными

для службы в Вооруженных силах РК по состоянию

здоровья (9 %), в сравнении с другими регионами.

Проблема алкоголизма среди молодежи также

чаще актуальна для ВКО (0,29 % против 0,07 % по

республике), нежели других регионов страны.

Занятость и социальные возможности

Трудовой потенциал молодежи измерялся по

8 индикаторам. Проблемы, связанные с трудоу-

стройством и предоставлением социальных услуг,

наблюдаются в Карагандинской области (22 б.).

В регионе отмечается высокая доля молодежи NEET

(12,4 %). Благоприятная среда для профессиональ-

ного развития и обретения экономической стабиль-

ности молодежи создана в Западно-Казахстанской

области (66 б.).

Рисунок 5.14

СТРУКТУРА ИРМ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

i − индикатор (общее количество)

stat − статистические данные 

soc − Результаты социологических исследований

7.

Безопасность

и защищенность

3 i / 2 stat + 1 soc 

1.Образование

            4 i / 3 stat + 1 soc

2.

Здоровье

и благополучие 

8 i / 7 stat + 1 soc

3.

Занятость

и возможности

8 i / 6 stat + 2 soc

4.

Политическое

участие

 

4 i / 3 stat + 1 soc

5.

Гражданское

участие

2 i / 1 stat + 1 soc 

6.

Досуг

4 i / 2 stat + 2 soc

Рисунок 5.15

УРОВНИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ
ПО БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

крайне

неблагополучн

ы

й

0-24

балла

умеренно

неблагополучн

ы

й

25-49

баллов

условно

благополучн

ы

й

50-74

балла

благополучн

ы

й

75-100

баллов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru