Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 12

 

 

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

179

Занятие спортом является одним из самых 

важных механизмов улучшения здоровья мо-

лодых людей. Периодические занятия спортом 

воспитывают молодежь и вдохновляют ее вести 

здоровый образ жизни, а также влияют на улуч-

шение физического, эмоционального и психоло-

гического здоровья молодых людей. 

Согласно данным Министерства культуры и

спорта Республики Казахстан (далее − МКС РК),

за период с 2015 по 2017 годы в большинстве

регионов  страны  наблюдается  тенденция 

увеличения  количества  молодежи,  занимаю-

щейся спортом (рис. 3.13).

Алматинская область

Восточно-Казахстанская область

Костанайская область

Западно-Казахстанская область

Атырауская область

г. Астана 

Южно-Казахстанская область

г. Алматы 

Жамбылская область

Кызылординская область

Павлодарская область 

Карагандинская область

Акмолинская область  

Актюбинская область

Северо-Казахстанская область

Мангистауская область

Рисунок 3.14

РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ ПО ДОЛЕ МОЛОДЕЖИ,
ПЕРИОДИЧЕСКИ ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ СПОРТОМ, ОТ
ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ, 2017 ГОД

Источник: МКС РК

88,3

84,2

81,4

71,8

68,5

66,3

61,0  

57,9

57,3

56,3

54,5

53,4

50,4

48,6

47,6

43,3

г. Алматы

г. Астана

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

Западно-Казахстанская область 

Жамбылская облась

Восточно-Казахстанская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

Рисунок 3.15

 

КОЛИЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ 
ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, 
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ 
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, 
В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ, 2017 Г.

Источник: МКС РК

1470

1092

939

890

602

549

481

456

289

283

258

119

109

63

58

34

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

180

Снижение  числа  молодежи,  занимающей-

ся спортом, зафиксировано в Карагандинской

(с 226 138 чел. до 155 633 чел.), Восточно-Ка-

захстанской (с 263 766 чел. до 233 565 чел.),

Актюбинской (с 154 273 чел. до 96 501 чел.),

Павлодарской (с 124 325 чел. до 82 007 чел.),

Акмолинской (с 103 137 чел. до 76 940 чел.), Се-

веро-Казахстанской (с 88 490 чел. до 51 168 чел.)

и Мангистауской (с 88 095 чел. до 64 008 чел.)

областях.

Значительное увеличение количества моло-

дых людей, занимающихся спортом, отмечает-

ся в Южно-Казахстанской (с 175 692 чел. до 427

808 чел.), Алматинской (с 172 711 чел. до 369

015 чел.) и Кызылординской (с 154 931 чел. до

242 968 чел.) областях.

По данным МКС РК, количество молодых лю-

дей, систематически занимающихся спортом,

в 2017 году составило более двух с половиной

миллионов человек − 63,6 % от общего коли-

чества молодежи в возрасте от 14 до 29 лет

(таб. 3.4).

По данным МКС РК, больше всего молодежи,

занимающейся спортом, проживает в следующих

регионах: Алматинская (88,3 %), Восточно-Казах-

станская (84,2 %) и Костанайская (77,8 %) обла-

сти. Наиболее низкий процент молодежи, зани-

мающейся спортом, наблюдается в Актюбинской 

(48,6 %), Северо-Казахстанской (47,6 %) и Манги-

стауской (43,3 %) областях (рис. 3.14). 

Согласно данным МКС РК, наибольшее коли-

чество молодежи с ограниченными физическими 

возможностями, систематически занимающейся 

физической культурой и спортом, в 2017 году было 

зафиксировано в г. Алматы (1 470 чел.), Костанай-

ской (1 092 чел.), Алматинской (890 чел.) областях 

(рис. 3.15).

В период с 2015 по 2017 годы во всех регионах 

страны наблюдается тенденция увеличения коли-

чества молодых людей, практикующих националь-

ные виды спорта. 

За указанный период в Актюбинской, Манги-

стауской областях и г. Алматы число молодых 

людей, занимающихся национальными видами 

спорта, увеличилось более чем в два раза. Наи-

меньший рост наблюдается в Карагандинской, 

Атырауской и Алматинской областях (рис. 3.16). 

По итогам 2017 года в республике функциони-

ровало 459 детско-юношеских спортивных школ, в 

которых обучалось 320 989 учащихся. Наибольшее 

количество спортивных школ зарегистрировано в 

Южно-Казахстанской (78) и Карагандинской (40) 

Источник: МК

С

 РК

3 995 896

152 538
198 482
418 074
137 752
277 473
140 413
245 934
291 441
185 077
180 394
147 728
150 350
107 497
700 905
224 069
437 769

2 538 538

76 940
96 501

369 015

92 776

233 565
100 886
140 916
155 633
143 962
101 638

64 008
82 007
51 168

427 808
148 454
253 261

Доля молодежи, систематически 

занимающейся спортом, 

от общего числа 

молодежи (14-28 лет),(%)

Количество молодежи 

(14-28 лет), систематически

занимающейся спортом, чел.

Численность 

молодежи 

(14 - 28 лет), чел.

Регионы

63,6

50,4
48,6
88,3
67,4
84,2
71,8
57,3
53,4
77,8
56,3
43,3
54,5
47,6

61

66,3
57,9

Республика Казахстан 
Акмолинская  область 
Актюбинская область
Алматинская область 
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Заподно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы 

Таблица 3.4

ДОЛЯ МОЛОДЕЖИ, СИСТЕМАТИЧЕСКИ ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ СПОРТОМ, ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА МОЛОДЕЖИ, 
2017 ГОД 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

181

областях. Число молодых людей, обучающихся в

данных школах, преобладает в Южно-Казахстанской

(56 303 чел.) и Алматинской (28 935 чел.) областях

(таб. 3.5).

Важность  формирования  здорового  образа 

жизни  и  спортивно-оздоровительной  работы  в 

жизни молодежи  трудно  переоценить.  Важным 

шагом к укреплению  здоровья  молодого  поколе-

ния  выступают  профилактические  меры,  физиче-

ская  активность  и  занятия  спортом.  Государствен-

ным  органам, образовательным  учреждениям 

необходимо  поддерживать  и  развивать  наметив-

шуюся  тенденцию увеличения  количества  моло-

дежи, занимающейся спортом.

Поскольку  молодежь  является  относительно

здоровым  сегментом  населения,  то  зачастую 

плохое  состояние  здоровья  является  след-

ствием аварий, 

травм, 

насилия, 

злоупо-

требления психоактивными  веществами,  ВИЧ  / 

СПИДа  и туберкулеза.  С  целью  избежания  дан-

ных  проблем задачей  государства  является  со-

здание  системы поддержки  здорового  образа 

жизни,  способствующей укреплению здоровья мо-

лодых людей.

г. Алматы

г. Астана

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская облась

Восточно-Казахстанская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

Рисунок 3.16

 

КОЛИЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ, ПРАКТИКУЮЩЕЙ 
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА, 
В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ, (2015-2017 ГГ.)

Источник: МКС РК

2015 г.           2016 г.           2017 г.

2 027

1 600

47 410

6 593

12 129

4 460

8 498

14 669

42 032

10 496

8 475

30 020

9 417

46 210

8 971

12 779

5 178

3 160

69 651

7 934

13 346

12 659

11 018

15 975

42 065

15 545

13 173

34 397

10 387

47 778

24 009

17 028

2 244

1 666

51 855

7 800

12 345

5 260

9 348

14 845

42 045

10 534

9 928

30 150

9 768

46 566

9 902

13 979

Источник: МКС РК

459

28
29
30
11
35
25
33
40
31
21
18
27
27
78
10
16

320 989

13 742
18 610
28 935
11 016
25 885
11 639
21 565
28 612
18 588
17 892
12 543
23 043
12 028
56 303

7 416

13 172

Количество

молодых

людей, 

занимающихся

физической 

культурой

и спортом

в ДЮСШ

Количество 

детско-

юношеских 

спортивных

школ

(ДЮСШ)

Регионы

Республика Казахстан 
Акмолинская область 
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы

Таблица 3.5

КОЛИЧЕСТВО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ
СПОРТИВНЫХ ШКОЛ / КОЛИЧЕСТВО МОЛОДЫХ
ЛЮДЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ДЮСШ, 

2017

 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

182

3.3. СУИЦИД И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

По  данным  Всемирной  Организации  Здраво-

охранения (далее  −  ВОЗ)  (WHO  Global  Suicide  Report, 

2014), в 2012 году  Казахстан  по  количеству  суицидов 

среди возрастной группы  5-14  лет  (3,0  на  100  тыс. 

соответствующего населения)  находился  на  9  ме-

сте  в  мире  и  на 4-м  в возрастном диапазоне 15-29 

лет − 30,8 на 100 тыс. соответствующего населения. В 

первую десятку стран  по количеству суицидов также 

входит Россия (27,3 на 100 тыс.  населения  в  возраст-

ном  контингенте с  15  до  29 лет), Литва (26,8 на 100 

тыс.  населения  в возрастном контингенте с 15 до 29 

лет).

По  данным  Комитета  по  правовой  статистике  и

специальным  учетам  Генеральной  прокуратуры

Республики Казахстан (далее − КПССУ ГП РК), 2017 год

характеризуется  снижением  показателей  суицида

среди 

всего 

населения 

республики. 

Так, 

среднереспубликанский показатель в 2016 году соста-

вил 22,0 на 100  тыс.  населения,  в  2017  году  −  19,9. 

Наиболее высокие  показатели  отмечаются  в 

Акмолинской (41,7),  Восточно-Казахстанской  (35,6) 

и  Костанайской (35,2) областях.

Данные,  представленные  в  рисунке  3.17,  де-

монстрируют  снижение  количества  суицидов  среди 

лиц в возрасте 14-28 лет в период с 2015 по 2017 годы.

Так,  в  2015  году  среди  населения  Республики  Ка-

захстан  в  возрасте  14-28  лет  было  зафиксировано

970 случаев  суицида.  В  2016  году  данный  пока-

затель снизился до 899 (-7,3 %). В 2017 году показатель

уменьшился  и  составил  818  случаев  суицида,  что 

на 9  % меньше  по  сравнению  с  2016  годом  и  на 

15,7  % с 2015  годом.  Количество  совершенных 

суицидов среди  молодежи  (14-28  лет)  за  6  месяцев 

2018  года составило 393 случая.

Согласно данным КПССУ ГП РК, в стране  уменьша-

ется количество суицидальных попыток среди

молодежи.  За  2015  год  количество  суицидальных

попыток составило 2 642 случая. В 2016 году лицами в

возрасте  14-28  лет  было  совершенно  2  416  суи-

цидальных попыток, что на 8,6  % меньше по сравне-

нию с предыдущим годом. За период 2017 года дан-

ный показатель снизился еще на 40,6 % по сравнению 

с  2016 годом  (1  434  случая).  За  первые  6  месяцев 

2018 года было совершено 809 попыток суицида (рис. 

3.18).

Согласно  данным  КПССУ  ГП  РК,  смертность  в

результате  суицида  выше  среди  молодых  мужчин,

чем  среди  молодых  женщин.  В  Казахстане  в  2017

году зафиксировано 818 случаев суицида среди лиц

мужского пола в возрасте от 14 до 28 лет, данный

показатель  среди  лиц  женского  пола  составил  226

случаев (рис. 3.19).

В возрастной категории 15-17 лет в 2017 году было

зарегистрировано 108 случаев завершенного суицида и

266  случаев  суицидальных  попыток.  В  сравнении  с 

Рисунок 3.17

КОЛИЧЕСТВО СОВЕРШЕННЫХ СУИЦИДОВ СРЕДИ 
МОЛОДЕЖИ (14-28 ЛЕТ) В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 
ЗА 2015-2017 ГГ. И 

6

 МЕС

Я

ЦЕВ 2018 ГОДА

Источник: КПССУ ГП РК

393

818

899

970

6 мес.

2018 г.

2017 г.

2016 г.

2015 г. 

2015 г.
2016 г.
2017 г.
6 мес. 2018 г.

Рисунок 3.18

КОЛИЧЕСТВО СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК 
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В 2015-2017 ГГ. И 6 МЕСЯЦЕВ 
2018 ГОДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Источник: КПССУ ГП РК

809    

    2

64

2       

     

  24

16

    

    

  1

43

4

Рисунок 3.19

 

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОВ СУИЦИДА СРЕДИ 
МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ВОЗРАСТЕ 
ОТ 14 ДО 28 ЛЕТ ЗА 2015 - 2017 ГОДЫ 
И 6 МЕСЯЦЕВ 2018 ГОДА

Источник: КПССУ ГП РК

2015 г.

2016 г.

2017 г.

6 мес. 2018 г.

728

672

592

296

242

227

226

97

Мужчины                Женщины

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

183

2012  годом  отмечается  снижение числа  суицидов 
несовершеннолетних  на  36,8  %  и  суицидальных  попы-
ток на 43,4  %  (за  2012  год  отмечалось 155  суицида и 

470 суицидальных попыток) (рис. 3.20, рис.3.21).

В  2017  году  наиболее  высокие  показатели  суи-

цида среди  подростков  в  возрасте  15-17  лет  отмеча-
ются  в Акмолинской (45,4),  Западно-Казахстанской 
(31,6)  и Актюбинской

(26,9) 

областях.  Наиболее 

низкие −  в Кызылординской  (2,9),  Мангистауской (3,7) 

и Алматинской (7,8) областях.

В  2017  году  наиболее  высокие  показатели  су-

ицидальных 

попыток

среди 

несовершеннолет-

них 15-17 лет 

отмечаются

в Костанайской 

об-

ласти (87,7), Восточно-Казахстанской

(67,5) областях, 

г. Алматы (67,3),  Павлодарской области (66,3),  наибо-
лее низкие −  в  Жамбылской  (10,4),  Кызылординской
(11,8) и Алматинской (14,3) областях.

В  возрастной  категории  15-17  лет  за  6  меся-

цев 2018 года  было  зарегистрировано  54  случая 
завершенного суицида  и  126  случаев  суици-

дальных попыток.  В сравнении 

с 

ана-

логичным периодом 2017 года число суицидов 

остается на прежнем уровне, а

 

число суицидаль-

ных  попыток  снизилось  на  18,7  %

 

(за  6  месяцев 

2017  года  отмечалось  54  суицида  и  155

 

суицидальных попыток).

 

   

В  указанный  период 

н

аиболее  высокие 

показатели  суицида

 

среди  подростков  в 

возрасте  15-17  лет  отмечаются  в

 

Костанайской 

(23,6), 

Северо-Казах-станской 

(20,2),

 

Акмолинской (15,1) областях. Наиболее низкие − 

в

  г.  Алматы  (0),  Жамбылской  (2,1),  Актюбинской 

(3,4)

 

областях и г. Астана (3,4) (таб.3.6).

Наиболее  высокие  показатели  суицидальных 

попыток среди несовершеннолетних 15-17 лет от-

мечаются  в  Северо-Казахстанской  (50,5),  Павло-

дарской

 

(41,5),  Костанайской  (33,7)

  и

  Восточно-

Казахстанской

 

(33,7) областях.

В  возрастной  категории  15-17  лет  количество 

суицидов  в  динамике  имеет  тенденцию  к 

снижению  (на

 

28  %  в  сравнении  с  2015  годом). 

  

За  6  месяцев  2015

 

года  было  зарегистрировано 

75 случаев завер-шенного суицида, в сравнении с 

аналогичным пери-одом

 

2018 года (за 6 месяцев 

2018  года  отмечается  54  случая  суицида) 

       

(рис. 3.22).

Учитывая серьезность и актуальность данной

 

проблемы,  назрела  необходимость  разработки 

программы профилактики суицидов.

Рисунок 3.20

 

КОЛИЧЕСТВО СУИЦИДОВ СРЕДИ 
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ 15-17 ЛЕТ, 
2012-2017 ГГ. (абсолютные значения)

Источник: КПССУ ГП РК

2012 г.

155

212

128

136

111

98

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Рисунок 3.21

 

КОЛИЧЕСТВО СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК 
СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ 
15-17 ЛЕТ, 2012-2017 ГГ. (абсолютные значения)

Источник: КПССУ ГП РК

2012 г.

470

483

419

381

299

266

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Таблица 3.6

КОЛИЧЕСТВО СУИЦИДОВ СРЕДИ

 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ 15-17 ЛЕТ

 

ЗА 6 МЕС. 2017 - 6 МЕС. 2018 ГГ.

(на 100 000 населения соответствующего возраста)

Источник: КПССУ ГП РК

26,5
13,5

3,9
8,2

13,5

6,3

18,0

4,3

13,5

0,0
0,0

12,4

5,0
8,4
2,0
6,7

8,0

15,1

3,4
6,5
8,2
4,5
2,1
9,0
4,3

23,6
11,8

7,4

12,4
20,2

9,8
0,0
3,4

8,0

на 100 000

за 6 мес.

2017 г.

на 100 000

за 6 мес.

2018 г.

Количество

случаев суицида

Регионы
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Алматы
г. Астана
Республика Казахстан

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

184

До начала разработки программы превенции су-

ицидов Республиканским научно-практическим цен-

тром психиатрии, психотерапии и наркологии (далее 

− РНПЦППН) совместно с международными органи-

зациями были проведены научные исследования:

1) «Исследование распространенности, глубин-

ных причин и факторов риска и защиты в области 

суицида и суицидальных попыток в Республике Ка-

захстан». Данное исследование проведено в соот-

ветствии с меморандумом между Министерством 

здравоохранения РК и Детским фондом ЮНИСЕФ с 

участием международных экспертов и националь-

ных экспертов РНПЦППН. Период проведения: 

2012-2013 годы, охват регионов – Восточно-Казах-

станская, Акмолинская, Западно-Казахстанская, 

Костанайская, Карагандинская области.

Исследование состояло из трех компонентов: 

- Анализ случаев завершенного суицида;

- Эпидемиологическое слежение за суицидаль-

ными попытками – мониторинг суицидальных по-

пыток в возрастной группе 12-29 лет;

- Оценка распространенности и факторов риска,

которая включала в себя опрос несовершеннолет-

них, оказание помощи лицам, вошедшим в группу 

риска.

Результатами данного исследования явились:

– определение глубинных причин, кратко- и сред-

несрочных факторов защиты и риска в суицидаль-

ном поведении;

– пилотирование и определение ранних и эф-

фективных профилактических мер и механизмов 

превенции суицидов;

– разработаны рекомендации для кратко-, сред-

не- и долгосрочных мер и политики по снижению 

уровня суицидального поведения.

2) совместное исследование МЗСР РК, ЮНФПА и

Национальной комиссии по делам женщин и семей-

но-демографической политике при Президенте РК 

(2013-2014 гг.) «Эпидемиологическое исследование 

суицидов среди детей и подростков в Казахстане» с 

участием международных экспертов и националь-

ных экспертов РНПЦППН.

Данные  исследования  позволили  выявить осо-

бенности  суицидального  поведения  среди  несо-

вершеннолетних  Республики  Казахстан  в  рамках

биопсихосоциальной  модели  причинно-следствен-

ных факторов. Были выявлены основные предикто-

ры суицидального поведения и его пусковые меха-

низмы, а также меры профилактики суицидального

поведения.

Следует отметить, что формирование суицидаль-

ного поведения зависит от взаимодействия биоло-

гических  (наличие  психических  расстройств  т.д.),

психологических (эмоциональные, когнитивные, по-

веденческие реакции и т.д.) и социальных факторов

(социальное  окружение, род  занятий, социальный

статус, социально-экономический статус и т.д.). Та-

ким образом, суицидальный процесс динамичен и

ни один из факторов не может рассматриваться как

предопределяющий.

Также были изучены базовые принципы и луч-

шие  международные  практики  предупреждения

суицида среди детей и подростков:

1. Программа SEYLE – программа спасения и

укрепления жизни молодых людей Европы.

2. WE-STAY – работа в Европе с молодежью с це-

лью предупреждения академических прогулов.

3. SUPREME – программа предупреждения суици-

да и продвижения психического здоровья посред-

ством интернета и средств массовой информации.

Данные исследования показали себя как эффек-

тивные в предотвращении попыток самоубийства и

 

суицидальных мыслей.

На основании всех проведенных исследований

 

РНПЦППН  совместно  с  Детским  фондом  ООН 

ЮНИСЕФ  (с  привлечением  международных 

экспертов

 

ВОЗ  авторов  Глобального  императива 

ВОЗ:  «Пре-дотвращение  самоубийств»)  была 

разработана 

многокомпонентная 

программа 

превенции суицидов

 

среди несовершеннолетних.

В  последующем  для  разработки  Программы

 

были привлечены ведущие отечественные специа-

листы,  а  также  при  поддержке  Детского  фонда 

ООН

 

ЮНИСЕФ лучшие международные эксперты в 

области суицидологии.

  Программа  превенции  суицидов  среди  несо-

вершеннолетних  направлена  на улучшение  психи-

ческого здоровья подростков в целом и конкретно

 

на профилактику саморазрушающего поведения и

 

включает в себя следующие компоненты:

1.

 

Повышение  осведомленности  подростков:

 

проведение  семинаров,  нацелено  на  повышение

 

уровня осведомленности учащихся о психическом

 

здоровье, на развитие их навыков решения проблем

 

и на поощрение поиска психологической поддерж-

Рисунок 3.22

 

КОЛИЧЕСТВО СУИЦИДОВ СРЕДИ 
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ 15-17 ЛЕТ 
ЗА 6 МЕС. 2015 - 6 МЕС. 2018 ГГ. (абс. значения)

Источник: КПССУ ГП РК

6 мес. 2015 г. 6 мес. 2016 г. 6 мес. 2017 г. 6 мес. 2018 г.

75

60

54

54

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

185

ки, когда в этом возникает необходимость. Предос-

тавляются комплекты информационного материала.

2.

 

Обучение персонала организаций образования

 

и здравоохранения. С 2015 года обучающий компо-

нент программы внедряется во всех областях и го-

родах республиканского значения. Всего с 2015 года

 

по 2017 годы обучено 11 695 специалистов образо-

вания (психологи) и здравоохранения (врачи общей

 

практики, терапевты, психиатры).

3.

 

Выявление учащихся группы риска: програм-

ма, предназначенная для раннего выявления уча-

щихся, находящихся в состоянии психологического

 

стресса  и  группе  риска  саморазрушающего 

поведения

,

 посредством заполнения опросника.

Все  обучающие  и  информационные  материалы

 

(буклеты, 

листовки, 

плакаты, 

клинические 

руковод-ства,  методические  рекомендации  и  т.д.) 

п

рограммы 

превенции 

суицида 

среди 

несовершеннолетних

 

разработаны  совместно  с 

международными  экспер-тами,  переведены  на 

казахский  и  русский  языки  и

 

полностью 

адаптированы к местным условиям и

 

реалиям.

  Пилотный  проект  программы  был  запущен  в

 

2015  году  в  Кызылординской  области.  В  проекте

 

приняли участие 292 школы (учащиеся 8-10 классов)

 

и 29 колледжей (студенты 1 курса).

Компонентом  повышения  осведомленности

 

подростков  в  Кызылординской  области 

было 

охвачено

 

34  808  подростков,  из  них  в  опроснике 

приняли участие 33 195 несовершеннолетних.

При  этом  по  опроснику  было  выявлено  1  128

 

подростков группы риска, но после проведения по-

луструктурированного  интервью  в  данной  группе

 

оставлено  974  несовершеннолетних,  из  них  не 

полу-чили  никакой  помощи  (в  связи  с  отказом 

законных

 

представителей) 30 человек.

Э

ффективност

ь

  выявления  группы

 

риска  по 

суицидальному поведению повысилась

 

почти в 12 

раз.

  Согласно  данным,  предоставленным  между-

народными  экспертами,  оценки  эффективности

 

внедрения программы превенции суицидов среди

 

несовершеннолетних  в  Кызылординской  области

 

показали следующее.

  Оценка  эффективности  проводилась  на 

основа-нии  опроса  3  748  учеников  через  12 

месяцев после

 

начала внедрения программы.

  По  результатам  шкалы  Депрессии,  тревоги  и

 

стресса,  проведенной  в  2015  году

,

  в  2016

 

год

у

отмечается  существенное  снижение  симптомов 

тревоги  и  стресса,  как  среди  мальчиков,  так  и

 

среди  девочек.  Снижение  баллов  по  депрессии 

было

 

незначительным.

Симптомы суицидального мышления значи-

тельно улучшились, но снижение этих показателей

достоверны только для девочек.

 18 (0,5 %) подростков ответили, что в течение 12

 

месяцев до проведения начального опроса имели

 

попытки суицида. 4 попытки совершены в течение

 

12 месяцев до проведения начального опроса и тре-

бовали медицинской помощи.

 15 (0,4 %) подростков ответили, что совершили

 

попытку суицида в течение 12 месяцев после прове-

дения начального опроса и ни одна из попыток не

 

требовала медицинской помощи.

 Подростки обращались к учителям с различны-

ми проблемами для обсуждения: эмоциональные

 

проблемы (546), депрессия (437), аутодеструктив-

ные мысли или поведение (395), как справляться

 

с трудностями или проблемами (683), проблемы с

 

употреблением алкоголя или наркотиков (445), из-

девательства и насилие (432), проблемы с учебой

 

или сложности в учебе (827).

 По результатам оценки, отмечается высокий уро-

вень удовлетворенности подростков программой

 

превенции суицидов:

 97,2 % считают, что это хорошая идея иметь в

 

школах программы по сохранению психического

 

здоровья для молодых людей;

 95,3 % ответили, что темы, раскрываемые в ма-

териалах программы (брошюра для подростков,

 

плакаты, лекции), были им интересны;

 97,3 % ответили, что информация в материалах

 

программы (брошюра для подростков, плакаты, лек-

ции) дана ясно и понятным языком;

 96 % ответили, что программа помогла им лучше

 

понять свои эмоции и чувства;

 95,6 % ответили, что программа поощрила их по-

мочь друзьям, у которых были проблемы;

 94,5 % чувствуют себя более уверенно в отноше-

нии возможности получить помощь в случае необ-

ходимости;

 95,8 % считают, что выявить учеников, у которых

 

могут  быть  проблемы,  с  помощью  опросника  яв-

ляется  приемлемой  частью  программы  сохране-

ния

 

психического здоровья;

 97,7 % считают, что это правильно, что школьный

 

психолог, учитель или сотрудник школы стараются

 

помочь ученику, у которого может быть проблема;

93,5 % рекомендовали бы другим школам уча-

ствовать в программе.

Для  проверки  эффективности 

п

рограммы 

были

 

проведены замеры состояния психического 

здоровья  учащихся  8-10  классов  и  1-го  курса 

колледжей,

 

влияющего 

на 

суицидальное 

поведение.  Первич-ная  исследуемая  группа 

состояла  из

 

3  748  несовершеннолетних  до 

внедрения  программы,  а  после  внедрения 

программы,  через  1  год,  по

 

этим  же  параметрам 

были проведены повторные

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

186

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

замеры у 2 657 тех же лиц, 

О

тсев 1 091 человека про-

изошел  по  следующим  причинам

:

  переезд,  болезнь,

 

отсутствие на момент исследования и т.д.

.

 Риск употребления психоактивных веществ

Данное измерение проводилось при помощи об-

щепризнанного опросника CRAFFT (Car, Relax, Alone,

 

Forget, Friends, Trouble), применяемого для выявле-

ния

 

лиц подросткового возраста с рисковым пове-

дением по употреблению психоактивных веществ.

 

 После внедрения программы превенции суици-

дов были получены данные достоверного снижения

 

риска  употребления  ПАВ  в  общей  популяции 

подростков  в  2  раза,  а  у  подростков  в  группе 

риска в

 

6,9 раз.

Таким образом, программа превенции суицидов

 

значимо  воздействует  на  рисковое  поведение,  в 

части

 

употребления психоактивных веществ.

-

 

Оценка изменения уровня Депрессии, 

Тревог

и 

и Стресс

а

Распространенность симптомов депрессии,

 

тревоги и стресса измерялась с использованием

 

шкалы  оценки  депрессии,  тревоги  и  стресса 

(

The

 

Depression, Anxiety, Stress Scale, Dass-21).

По показателям:

Показатели депрессии в группе риска снизились

 

на 45,9 %;

Тревога в группе риска снизилась более чем на

 

64 %;

Признаки 

с

тресса в группе риска снизились на

 

53,1 %.

Выраженное  снижение  в  группе  риска  объяс-

няется  оказываемой  помощью  лицам  в  группе 

риска

 

медицинскими работниками (врачами психи-

атрами

 

и врачами общей практики), психологами.

- Оценка изменений суицидального мышления

Суицидальное мышление исследовалось с ис-

пользованием шкалы суицидальности Пайкеля

(Paykel Suicide Scale).

Снижение  показателей  суицидального  мыш-

ления  среди  подростков  в  общей  популяции 

произошло на 36,8 %, а в группе риска на 80,6 %.

- Общий функциональный статус

Использовался опросник оценки сильных сторон

и умения справляться с трудностями (Strenghts 

and

 

Di

ff

iculties Questionnaire

,

 

SDQ)

.

По оценке отмечаются изменения следующих

 

параметров:

Эмоциональные проблемы в группе риска сни-

жены на 52,1 %;

Гиперактивность − на 31,9 %;

Проблемы поведения − на 52,1 %;

Проблемы со сверстниками − на 28,2 %.

На сегодняшний день 

п

рограмма внедряется в

16 регионах республики. Более 100 000 несовершен-

нолетних опрошено, отрицательных результатов не

выявлено.  Опросник  показал  высокую  чувстви-

тельность и точность (валидность), благодаря ему

были выявлены несовершеннолетние группы риска

по суицидальному поведению, которым оказана

соответствующая психологическая и медицинская

помощь.

3.4. ДОСУГ МОЛОДЕЖИ

Досуг является важным условием культурной

социализации молодежи, активно формируя ее

ценности, знания, навыки поведения. Досуговая

деятельность молодежи, как важный составной

элемент свободного времени, которым молодые

люди  располагают  по  своему  усмотрению,  ха-

рактеризуется  многообразием  направлений  и 

форм в  зависимости  от  возраста,  уровня  об-

разования, места жительства и социально-эко-

номического положения молодежи.

По результатам социологического опроса,

проведенного  НИЦ  «Молодежь»,  театры  и  кон-

церты молодежь посещает «не более 1-2 раз в 

год

»

, кинотеатр – «3-6 раз в год». Чаще всего мо-

лодежь проводит свое время в кафе, барах, ре-

сторанах, (от 1 раза в месяц до 1 раза в неде-

лю),  более  1 раза в неделю – спортивный зал 

(таб. 3.7).

Молодежь все больше проводит время в сети

интернет. По результатам опроса, 91 % молодежи

использует Интернет ежедневно: «несколько раз

в день» − 67,5 %, «ежедневно, раз в день» − 23,5 %

(рис. 3.23).

Наиболее популярные среди молодежи соци-

Рисунок 3.23

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ
НА ВОПРОС: «КАК ЧАСТО ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ
ИНТЕРНЕТОМ?»

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

67,5

23,5

5,1

1,7

1,6

0,6 

Несколько раз в день

Ежедневно, раз в день

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Не пользуюсь

Затрудняюсь ответить

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

187

альные  сети  и  мессенджеры:  WhatsApp  (85,1 %),

Instagram (70 %), ВКонтакте (69,2 %). Как правило,

молодые люди имеют аккаунты в нескольких со-

циальных сетях одновременно (таб. 3.8).

Чтение книг, как проведение досуга, становит-

ся  менее  распространенным  занятием  –  32,2 %

(рис. 3.24). Молодежь чаще проводит время в со-

циальных сетях, сети Интернет, нежели за прочте-

нием книг.

В разрезе регионов отмечается неравномерное

развитие досуговой инфраструктуры. Так, в первом

полугодии  2018  года  наибольшее  число  культур-

но-досуговых учреждений отмечается в  Западно-

Казахстанской  (687),  Костанайской  (686)  и

Акмолинской (651) областях (таб. 3.9 – 3.10).

Несмотря на различия в развитии досуговой ин-

фраструктуры для молодежи в разрезе регионов,

по данным опроса, 66,5 % респондентов в целом до-

вольны работой  досуговых организаций  (дворцы

школьников и молодежи, школы искусств, дворцы

спорта, ДЮСШ). Из них 25,6 % полностью удовлетво-

рены работой досуговых учреждений. Вместе с тем,

практически каждый пятый респондент (20,5 %) не

удовлетворен деятельностью досуговых центров в

своем городе или селе. Учитывая, что 6,6 % респон-

дентов не посещают досуговые учреждения и еще

4,1 % указали на отсутствие подобных учреждений в

их населенных пунктах, то, в совокупности, получает-

ся, что 31,2 % опрошенной молодежи не устраивает

уровень развития досуга (рис. 3.25).

Значимые различия  выявлены  в  уровне  удов-

летворенности  качеством  и  работой  досуговых

учреждений городской и сельской молодежи. Так,

по  результатам  корреляционного  анализа,  сель-

Источник: Результаты социологических исследований НИЦ «Молодежь»

9,8

44,1
52,4
43,3
33,7
16,8
64,6
50,9
59,8
37,6
31,0
20,3

19,6
23,1
27,3
36,9
22,4
24,1
12,7
32,1
15,9
13,5
38,1
26,2

24,8
13,2

9,6

10,7
17,9
25,1

8,9
7,7

10,6
13,3
16,0
17,1

27,6
10,9

5,1
4,6

16,7
23,4

6,9
4,3
8,4

12,3

8,7

15,4

12,3

5,4
2,8
1,9
6,0
7,2
3,8
2,3
2,9

11,0

3,3

12,1

4,3
1,3
0,7
1,1
1,8
1,7
1,5
0,5
0,8
9,9
1,0
3,1

1,8
2,2
2,4
1,8
1,6
1,9
1,8
2,3
1,8
2,6
2,0
6,0

Не более 

1-2 раз

в год

Около 

1 раза

 в

 

в месяц

Около 

1 раза

 в

 

неделю

Более

1 раза

 в

 

неделю

З/о

3-6 раз 

в год

Никогда

Заведения

Бар/Кафе/Ресторан
Библиотека
Выставки
Зоопарк
Игровой, развлекательный центр
Кинотеатр
Компьютерный клуб
Музей
Ночной танцевальный клуб
Спортивный зал
Театр, концерт
Церковь/Мечеть

Таблица 3.7

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: «КАК ЧАСТО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ МЕСТА?»

Нет

Да

Затрудняюсь
ответить

Рисунок 3.24

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ 
НА ВОПРОС: «В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЧИТАЕТЕ 
ЛИ ВЫ КАКУЮ-НИБУДЬ ЛИТЕРАТУРУ?»

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

0,9

66,9

32

,

2

Таблица 3.8

 

РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

%

85,1
70,0
69,2
29,5
13,0
12,4

6,4
2,3

1

Варианты ответа

WhatsApp
Instagram

В

К

онтакте

Facebook

Одноклассники
Мой мир
Twitter 
Нет аккаунта в социальных сетей
Другое

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

188

ская молодежь (55,3 %), реже городской (75,2 %) 

выражает свою удовлетворенность качеством и 

работой досуговых учреждений, что обусловлено 

слабым развитием досуговой инфраструктуры на 

селе (рис. 3.26). 

Таким образом, на основе анализа социологи-

Источник: Местные исполнительные органы 

657
468
542
270

-
-

688
637
397
686

36

547
586
296

-

42

267
196
245

95

-
-

275
287
171
292

16

254
254

31

-

1

376
238
268
155

-
-

388
323
209
371

4

278
319
215

18

25 

11
21
21
16

-
-

19
20
13
10

6

11

9

19

3
6

2
2
1
1

-
-

2
5
1
4
4
2
3

-

5
2

1
1
1
1

-
-

1
2
1
1
1
1
1

-

1
0

-

10

5
2

-
-

3

-

2
8
5
1

-

31

-

8

ДК и 

клубы

Музеи

Театры Филармонии

Другое

Библиотеки

Общее 

количество 

культурных 

учреждений

Регионы

Акмолинская область 
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Кызылординская область 
Костанайская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Туркестанская область  
г. Астана 
г. Алматы 

Таблица 3.9

КОЛИЧЕСТВО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ, В 2017 ГОДУ

Источник: Местные исполнительные органы      

651
469
541
270

-
-

687
634
397
686

51

537
589
296

-

43

261
197
245

95

-
-

275
286
171
292

22

254
253

31

-

1

376
238
268
155

-
-

385
321
209
371

11

268
323
215

18
25

11
21
21
16

-
-

21
20
13
10

7

11

9

19

3
7

2
2
1
1

-
-

2
5
1
4
4
2
3

-

5
2

1
1
1
1

-
-

1
2
1
1
1
1
1

-

1
0

-

10

5
2

-
-

3

-

2
8
6
1

-

31

-

8

ДК и 

клубы

Музеи

Театры Филармонии

Другое

Библиотеки

Общее 

количество 

культурных 

учреждений

Область

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Кызылординская область
Костанайская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Туркестанская область 
г. Астана
г. Алматы

Таблица 3.10

КОЛИЧЕСТВО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ, 6 МЕСЯЦЕВ 2018 ГОДА

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

189

ческих данных, можно сделать следующие выво-

ды. Молодежь Казахстана в своем большинстве 

переживает период трансформации в досуговой 

сфере, происходят культурные и технологические 

изменения. Для молодежи характерна пассивная 

форма  досуга,  проведение  свободного  времени

в интернете. Молодежь предпочитает проведение

досуга за общением, но в виртуальном формате.

Полностью удовлетворен(-а)

 Скорее удовлетворен(-а)

Скорее не удовлетворен(-а)

Полностью не удовлетворен(-а)

Я не посещаю досуговые учреждения

В нашем населенном пункте нет 

Рисунок 3.26

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ НА 
ВОПРОС: «УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ КАЧЕСТВОМ 
И РАБОТОЙ ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 
(ДОМОВ, ДВОРЦОВ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ, 
ШКОЛ ИСКУССТВ, ДВОРЦОВ СПОРТА, ДЮСШ, 
СПОРТИВНЫХ ЦЕНТРОВ И ДР.), КОТОРЫЕ 
НАХОДЯТСЯ В ВАШЕМ ГОРОДЕ/СЕЛЕ?», 
В РАЗРЕЗЕ ТИПА ПОСЕЛЕНИЯ

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

30,1

45,1

14,4

2,6

5,6

0,2

19,7

35,6

16,5

8,5

7,9

9,5

Город 

   Село

досуговых учреждений

Скорее удовлетворен

 (-а )

Полностью удовлетворен

 (-а )

Скорее НЕ удовлетворен

 ( -а )

Я не посещаю досуговые учереждения

Полностью НЕ удовлетворен

В нашем населенном пункте нет

Рисунок 3.25

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС: 
«УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ КАЧЕСТВОМ И 
РАБОТОЙ ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 
(ДОМОВ, ДВОРЦОВ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ, 
ШКОЛ ИСКУССТВ, ДВОРЦОВ СПОРТА, ДЮСШ, 
СПОРТИВНЫХ ЦЕНТРОВ И ДР.), КОТОРЫЕ 
НАХОДЯТСЯ В ВАШЕМ ГОРОДЕ/СЕЛЕ?»  

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

41

,0

25,6

15,3

6,6

5,2

4,1

2,4

досуговых учереждений

Затрудняюсь ответить

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.3. 

Молодежь в науке: 

 

перспективы и инициативы

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА 

В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

ГЛАВА 4

4

4.1.

  Реализация государственной 

 

политики в сфере образования

4.2.

  Основные векторы 

 

модернизации

 

системы образования:

 

инновации, 

 

оптимизация,

 

перспективы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

191

4.1. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование,  как  фундаментальный  элемент

социальной системы, наряду с институтом семьи

играет  важную  роль  в  социализации  личности,

определении  ее  социального  статуса,  воспроиз-

водстве и развитии социальной структуры обще-

ства.

Роль  образования  в  развитии  молодежи

признается  международным  сообществом

определяющей.  Реализация  прав  молодежи  на

образование  является  важным  условием  дости-

жения  Целей  устойчивого  развития  (Millennium

Development  Goals),  реализации  задач  Всемир-

ной  программы  действий  в  интересах  молоде-

жи  (World  Programme  of  Action  for  Youth,  WPAY),

высокого  уровня  конкурентоспособности  наци-

ональных  экономик  в  рамках  Глобального  ин-

декса  конкурентоспособности  Всемирного  эко-

номического  форума  (The  Global  Competitiveness

Index by the World Economic Forum), показателем

развития человеческого потенциала в рамках Ин-

декса  человеческого  развития  ООН  (The  Human

Development  Index,  HDI),  важным  показателем

развития молодежи в рамках Глобального индек-

са развития молодежи (Global Youth Development

Index).

В  Казахстане  реализация  государственной

политики  в  сфере  образования  основывается

на  Конституции,  Законе  Республики  Казахстан

«Об  образовании»  и  является  одним  из  приори-

тетных  направлений  внутренней  политики  Рес-

публики  Казахстан.  Основным  инструментом

реализации  государственной  образовательной

политики  выступает  Государственная  программа

развития  образования  и  науки  (ГПРОН),  предла-

гающая конкретные механизмы реализации прав и 

возможностей  граждан  страны  на  доступное  и

качественное  образование  на  протяжении  всей

жизни.

Среднее образование

Школа является важным этапом в жизни каж-

дого  молодого  человека.  Именно  в  этот  период

формируется  личность,  нравственные  ценности

и  установки  человека,  закладываются  основы

его активной гражданской позиции.

12 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, 

А. Дуйсенгали, Н. Касымбекова. – Астана: АО «ИАЦ», 2018. – 434 с., С. 74 Статистика системы образования Республики 

Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. – с. 336 – 68 с. ISBN 978-601-7904-08-1

13 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 75 с. ISBN 978-601-7904-08-1

Охват детей и молодежи средним образовани-

ем в Казахстане характеризуется высокими по-

казателями. Валовый коэффициент охвата сред-

ним образованием в 2017 году составил 105,94 % 

(таб. 4.1).

Разветвленная сеть организаций среднего 

образования в Казахстане позволяет удовлет-

ворить  разнообразные  образовательные  по-

требности и интересы детей и молодежи. В 2017 

году в стране функционировало 7 047 дневных 

государственных, 125 частных, 75 вечерних, 100 

специальных организаций образования, 34 шко-

лы, подведомственные другим государственным 

органам, 20 Назарбаев Интеллектуальных школ, 4 

республиканских, 8 международных школ, 7 школ 

для детей с девиантным поведением, 1 школа для 

детей с особым режимом содержания и 1 между-

народная школа – филиал АОО «НИШ»

12

. В 7 047 

школах обучалось 2 972 319 человек.

Система среднего образования в Казахстане 

позволяет учитывать языковые потребности де-

тей и молодежи в образовании. Так, в 2017 году 

в стране насчитывалось 3 746 школ с казахским 

языком обучения с контингентом в 1 323 339 

человек, 2 037 школ с русским и казахским язы-

ком обучения (1 253 924 человек), 1 237 школ с 

русским (378 614 человек), 13 школ с узбекским 

(9 119 человек), 12 – с уйгурским (6 053 человек) 

и 2 – с таджикским языком обучения (1 270 чело-

век) 

13

. Более того, 9 897 учащихся общеобразова-

Таблица 4.1

ВАЛОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ОХВАТА
СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2013 г.
103,47

104,92
102,10

104,57
102,57

105,66
101,98

106,24
105,30

2014 г.
103,55

2015 г.
103,78

2016 г.
105,76

106,42
105,48

2017 г.
105,94

* – Валовый коэффициент охвата средним образованием 

определяется  как  отношение  численности  учащихся, 

независимо от возраста, обучающихся на первой ступени 

основного  среднего  и  общего  среднего  образования 

(МСКО 2,3) и в организациях технического и профессио-

нального  образования  (МСКО-3),  к  общей  численности 

населения в возрасте 11-17 лет.

Республика
Казахстан
в том числе:
женщин
мужчин

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

192

тельных школ имеют статус «оралмана»

14

. В це-

лях содействия их адаптации к образовательным 

программам им предлагаются факультативные 

занятия по казахскому и русскому языкам.

Права детей и молодежи на качественное 

образование независимо от состояния здоро-

вья частично реализуются благодаря условиям 

для инклюзивного образования, создаваемым 

в дневных государственных общеобразователь-

ных школах страны. В 2017 году из 7 047 школ 

условия для инклюзивного образования были 

созданы в 3 873 школах (55 %) 

15

, функционирует 

2 454 школ с классами для детей с ограничения-

ми по здоровью 

16

.

Особенности территориального распределе-

ния сети организаций среднего образования и 

усилия местных исполнительных органов позво-

ляют реализовать образовательные потребности 

детей и молодежи на селе и в моногородах. В 2017 

году из 7 047 школ 5 348 приходились на сельскую 

местность, где обучалось 1 394 785 человек или 

14 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 95 с. ISBN 978-601-7904-08-1

15 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 80 с. ISBN 978-601-7904-08-1

16 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 82 с. ISBN 978-601-7904-08-1

17 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 70-71 с. ISBN 978-601-7904-08-1

18 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 6 с. ISBN 978-601-7904-08-1

19 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 76

20 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 187 с. ISBN 978-601-7904-08-1

21 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 186 с. ISBN 978-601-7904-08-1

22 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 189 с. ISBN 978-601-7904-08-1

46,9 % контингента общеобразовательных школ 

в стране 

17

. Важная роль в обеспечении охвата на-

селения средним образованием отведена МКШ, 

численность которых в 2017 году составила 2 944 

единицы с контингентом в 204 121 человек 

18

. В 

сельских населенных пунктах, где отсутствуют 

школы, дети обеспечиваются бесплатным под-

возом или местами в пришкольных интернатах. 

В 2017 году в 1 636 сельских населенных пунктах 

ввиду отсутствия школы в подвозе и местах в ин-

тернате нуждались 26 742 человека типичного 

школьного возраста. Для решения данной про-

блемы МИО организован бесплатный ежеднев-

ный подвоз 22 819 учащихся к ближайшей школе 

и обратно, предоставлены места в пришкольных 

интернатах для 3 244 детей 

19

.

Несмотря на положительную динамику по 

ряду аспектов, значимых для реализации прав 

молодежи на качественное и доступное среднее 

образование, существует ряд вопросов, требую-

щих целенаправленных усилий государства. В их 

числе следует отметить задачу по ликвидации 

трехсменного обучения в общеобразовательных 

школах. В 2017 году в стране насчитывалось 130 

школ, в которых 18,3 тыс. человек обучались в 

третью смену (рис. 4.1) 

20

. Важным представля-

ется и завершение работы по ликвидации школ, 

находящихся в аварийном техчническом состо-

янии (43 школы в 2017 году)

21

.

Материально-техническое оснащение органи-

заций среднего образования выступает важным 

условием для создания благоприятных условий 

для обучения и воспитания детей и молодежи. 

По данным за 2017 год, из 7 047 дневных госу-

дарственных общеобразовательных школ 5 956 

(84,5 %) имели спортивные залы, из которых 663 

(11 %) были расположены в приспособленных 

зданиях

22

. 648 дневных государственных обще-

образовательных школ не имели собственной 

библиотеки. 2 663 (37,8 %) школы имели исклю-

Рисунок 4.1

 

СЕТЬ И КОНТИНГЕНТ ДНЕВНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ В 1993-2017 ГОДЫ

Источник: ИАЦ МОН РК

2005 г.

2001 г.

1993 г. 1995 г.

2015 г. 2016 г. 2017 г.

2010 г.

12

,

1 13

,8

25

,

2

20

,

7

12

,6

1 11

,

5

18

,6

18

,

3

Контингент

Сеть

8

4

99

24

112

8

4

8

7

127 130

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

193

чительно надворные туалеты и значимой дина-

мики сокращения их численности не отмечается 

(39,1 % в 2016 году, 40,5 % в 2015 году) 

23

.

Внимания требует вопрос развития и повсемест-

23 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 192 с. ISBN 978-601-7904-08-1

ного обеспечения доступного дополнительного 

образования для детей и молодежи. В 2017 году в 

Казахстане насчитывалось 1 287 организаций до-

полнительного образования, в которых обучались 

Акмолинская область

Актюбинская область

Алматинская область

Атырауская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Карагандинская область

Костанайская область

Кызылординская область

Мангистауская область

Южно-Казахстанская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область

Восточно-Казахстанская область

г. Астана

г. Алматы

Рисунок 4.2

КОНТИНГЕНТ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОЛУ

Источник: ИАЦ МОН РК

Мужчины                Женщины

20 887

29 741

33 193

21 677

34 555

41 110

43 998

33 034

28 150

21 637

73 677

32 472

22 469

43 340

16 255

20 003

16 603

29 149

23 046

14 894

34 753

34 895

41 927

29 071

22 005

19 041

44 979

27 551

20 521

37 698

14 406

20 590

Поступили на учебу в колледж

Поступили на учебу в вуз

Устроились на работу

Выехали за пределы страны

Не устроились

Не подлежат обучению

Призваны в армию

Сведения о трудоустройстве отсутствуют

Рисунок 4.3

СВЕДЕНИЯ О ВЫПУСКНИКАХ 11 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Источник: ИАЦ МОН РК

Всего

выпускников

127 414

22 465

76 509

11 041

4 158

5 243

114

537

7 347

Знак «Алтын белгі» 

Проходящие повторный курс в одном классе

Рисунок 4.4

УСПЕВАМОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ДНЕВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Источник: ИАЦ МОН РК

4 502 

2 685 

1 215 058 

523 853

Отличники 

Хорошисты

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

194

947 327 человек (31,1 %) и занято 31 011 педагоги-

ческих работников

24

. Из них 14 находились в аварий-

ном состоянии, капитального и текущего ремонта 

требовали, соответственно, 217 и 164 организаций 

дополнительного образования 

25

. Совершенство-

вание качества и расширение доступа молодежи к 

дополнительному образованию выступает важным 

условием реализации задачи по воспитанию мно-

гомерной, творческой, высокоинтеллектуальной 

личности молодого человека.

Особенно актуальной является задача расши-

рения доступа к дополнительному образованию 

сельской молодежи, выходцев из социально-уяз-

вимых групп и девочек. В 2017 году на сельскую 

местность приходилось 440 (34,1 %) организаций 

дополнительного образования. Из числа детей-си-

рот, детей, оставшихся без попечения родителей, 

детей с нарушениями здоровья в дополнительное 

образование было вовлечено 12 030 человек или 

1,3 % от общего числа детей и молодежи, занятых 

во внешкольных организациях 

26

. Для контингента 

организаций дополнительного образования было 

характерно численное преобладание мальчиков. В 

большей степени это характерно для Южно-Казах-

станской (ныне Туркестанской), Алматинской, Вос-

точно-Казахстанской областей (рис. 4.2)

27

. Следует 

отметить, что соотношение численности населения 

типичного возраста по полу не позволяет в полной 

степени объяснить данное явление.

Качество среднего образования играет важ-

ную роль в реализации жизненных планов моло-

дежи после завершения обучения. В 2017 году 11 

классы общеобразовательных школ завершили 

127 414 человек, из которых 76 509 (60,0 %) по-

ступили в вуз, 22 465 (17,6 %) – в колледж, 11 041 

(8,6 %) – трудоустроились, 4 158 (3,2 %) – выехали 

за пределы страны, 537 (0,4 %)– были призваны в 

армию (рис. 4.3). 5 243 (4,1 %) выпускников школ 

24 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 240-246 с. ISBN 978-601-7904-08-1

25 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 247 с. ISBN 978-601-7904-08-1

26

 Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 81

27 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 241 с. ISBN 978-601-7904-08-1

28 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 105 с. ISBN 978-601-7904-08-1

29 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 99 с. ISBN 978-601-7904-08-1

30 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 101 с. ISBN 978-601-7904-08-1

31 

Новое качество образования: итоги 2017 года и планы на 2018 год https://primeminister.kz/ru/news/all/novoe-kachestvo-

obrazovaniya-itogi-2017-goda-i-plani-na-2018-god

32 

http://timss2015.org/timss-2015/science/student-achievement/

33 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 173

не смогли продолжить обучение и трудоустроиться 

28

.

Индивидуальные  образовательные  достиже-

ния  обучающихся  являются  важным  критерием

качества  образования.  В  2017  году  в  контингенте

учащихся  дневных  государственных  общеобразо-

вательных школ отличную и хорошую успеваемость

продемонстрировали 523 853 и 1 215 058 человек,

соответственно 

29

.  Знак  «Алтын  белгі» присвоен  4

502 выпускникам школ (рис. 4.4) 

30

. Учащиеся отече-

ственных школ ежегодно демонстрируют выдающие-

ся  академические  достижения  в  разных  областях

знания на национальном и международном уровнях.

По  итогам  престижных  международных  олимпиад

казахстанская сборная команда занимает 10-е место

в мире 

31

. В 2015 году учащиеся 8-х классов Казахста-

на,  принимавшие  участие  в  международном  сопо-

ставительном  исследовании  достижений  учащихся

по  естественнонаучным  предметам  TIMSS,  проде-

монстрировали  выдающиеся  результаты  (533  бал-

ла) наряду с учащимися из Сингапура (597 баллов),

Японии (571 балл), Англии (537 баллов) 

32

. Более того,

Казахстан находится в числе стран мира с наимень-

шим  числом  выбывших  из  организаций  среднего

образования и оставшихся на второй год обучения

школьников (среднее значение по республике в 2017

году – 0,03 %, в странах ОЭСР в 2016 году – 3,2 %)

33

.

Несмотря на значимые достижения учащихся ка-

захстанских школ, внимания требуют существенные

различия в результатах учащихся городских и сель-

ских школ. Так, в 2017 году результаты мониторинга

учебных достижений учащихся 9-х классов в рамках

ВОУД показали разницу в 7 баллов между городски-

ми и сельскими школьниками в пользу первых. Раз-

ница сохраняется и на выходе из системы среднего

образования: в 2017 году разрыв в результатах ЕНТ

выпускников городских и сельских школ превысил

составил 8,98 балла.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru