Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 11

 

 

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

163

2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ

МОЛОДЕЖИ

Нынешнее  поколение  молодежи  –  самое  мно-

гочисленное  за  всю  историю  человечества.  Более

60 % населения многих стран – это молодые люди в

возрасте от 15 до 24 лет. Они обладают невиданны-

ми ранее возможностями для обмена информацией,

принятия практических мер, оказания влияния. Но и

проблемы,  стоящие  перед  ними,  носят  беспреце-

дентный характер – от изменения климата до без-

работицы  и различных форм  неравенства,  а также

социальной изоляции; особенно это касается моло-

дых людей из социально уязвимых и маргинальных

групп.

Важное  значение  решению  проблем  молоде-

жи  придает  Организация  Объединенных  Наций,  в

системе  которой  функционирует  Программа  раз-

вития  ООН  (далее  –  ПРООН).  ПРООН  занимается

оказанием  безвозмездной  и  неполитизированной

помощи государствам-членам ООН в области разви-

тия. ПРООН работает в 177 странах и территориях и

осуществляет  свою  деятельность  в  трех  основных

областях: (1) устойчивое развитие, (2) демократиче-

ское правление и миростроительство, (3) климат и

устойчивость к стихийным бедствиям 

8

.

Страновым офисом ПРООН в Казахстане реали-

зуется  программа  «Укрепление  устойчивости  мест-

ных сообществ и трансграничного сотрудничества в

целях  предотвращения  насильственного  экстре-

мизма  в  Центральной  Азии».  Продолжительность

реализации программы: март 2018 - сентябрь 2020

года (30 месяцев).

Целью  проекта  «Укрепление  устойчивости

местных  сообществ  и  трансграничного  сотрудни-

чества  в  целях  предупреждения  насильственного

экстремизма (ПНЭ) в Центральной Азии» является

содействие предупреждению насильственного экс-

тремизма и его проявлений среди молодежи в Цен-

тральной  Азии.  География  проекта  охватывает Ка-

захстан,  Кыргызскую  Республику,  Таджикистан  и

Туркменистан. Общее управление проектом и непо-

средственную  координацию  мероприятий  в  рамках

проекта  осуществляет  Страновой  офис  ПРООН  в

Казахстане 

в 

тесном 

сотрудничестве 

со

страновыми офисами ПРООН и Стамбульским Регио-

нальным Хабом ПРООН.

  Настоящий  многострановой  проект  ориенти-

рован на молодежь из групп риска (экономически

активные,  но  выключенные  из  социальной  и по-

литической  жизни,  социально  изолированная

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B7

%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D0%9E%D0%9D

https://www.youthforum.org/sites/default/files/page-pdfs/Youth%20Progress%20Index.pdf)

молодежь из этнических меньшинств, экономи-

чески уязвимая молодежь и т. д.) и их сообществ 

посредством реализации комплекса мероприятий 

по разрешению и смягчению неблагоприятных по-

следствий изоляции. 

 Приоритетом проекта является преодоление со-

циальной и экономической изоляции среди молоде-

жи из числа уязвимых групп из целевых областей, 

путем предоставления отдельным группам женщин 

и мужчин поддержки в приобретении индивидуаль-

ной «достойной» занятости/ предпринимательства 

и деятельности по развитию востребованных на-

выков. Мероприятия по поддержке занятости бу-

дут сочетаться с предоставлением формальных и 

неформальных площадок социальной поддержки, 

сотрудничества и консультационных услуг, которые 

могли бы обеспечить молодежные организации и 

отдельных представителей молодежи навыка-

ми для противостояния «факторам притяжения» 

экстремизма,  созданием  и  распространением 

«позитивных» примеров, используя современные 

коммуникационные технологии, работая в непосред-

ственном контакте с молодежью. Приоритетом про-

екта является коллективный, а не индивидуальный 

подход. Это даст возможность вовлечь молодежь 

из групп риска в мероприятия на национальном 

и региональном уровнях, и будет способствовать 

созданию долгосрочных систем взаимопомощи в 

молодежной среде. 

Целевые группы в Казахстане представлены 

молодыми женщинами и мужчинами из социаль-

но-экономических уязвимых слоев населения, окон-

чивших средние школы, студентов профессиональ-

но-технических учебных заведений, работающих на 

себя и безработных. В то же время, другой целевой 

группой являются молодые лидеры, которые мо-

гут послужить примером для тех молодых людей, 

которые пытаются найти свою собственную иден-

тичность. Помимо молодежи, в этом проекте также 

будут задействованы сотрудники государственных 

служб, такие как районные полицейские, психологи 

и преподаватели.

ПРОЕКТ «Youth progress Index» («Индекс прогрес-

са молодежи») 

9

Индекс прогресса молодежи (далее – ИПМ)  

– один из основных инструментов для измерения 

качества жизни молодежи, эффективности моло-

дежной политики, определение прогресса, незави-

симо от экономических показателей. ИПМ рассчи-

тывается на основе полного анализа данных по 102 

странам и частичного анализа (из-за ограниченно-

сти доступных данных) 52 стран. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

164

ИПМ является совместной инициативой Евро-

пейского молодежного форума «Делойт», Меж-

дународного института демократии и помощи в 

проведении выборов (International IDEA), Бюро по 

демократическим институтам и правам человека, 

Организации по безопасности и сотрудничеству в 

Европе, «Социальный прогресс», Международной 

организации работодателей.

ИПМ объединяет надежные и релевантные дан-

ные, для того чтобы дать оценку странам по основ-

ным потребностям и благополучию. Индекс позво-

ляет увидеть четкую картину по благосостоянию 

молодежи и деятельности стран в таких областях, 

как образование, здравоохранение, жилищное стро-

ительство. 

Развитие ИМП позволяет общественным орга-

низациям, предприятиям и организациям граждан-

ского общества систематически выявлять самые 

насущные потребности молодежи, устранять пре-

пятствия.

Данный индекс может служить инструментом 

для содействия стратегическому планированию, а 

также для углубленного исследования определен-

ных социальных проблем и моделей. 

ИПМ был разработан для оценки качества жиз-

ни молодежи во всем мире. Он обеспечивает стра-

новые рамки измерения для обоснованной полити-

ки в отношении молодежных проблем, связанных 

с такими факторами, как доступ к образованию, 

здравоохранение, жилье, качество рабочих мест, 

Рисунок 2.1

ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТА ИПМ

Питание и базовое медицинское обслуживание

• Голодание 
• Дефицит продовольствия
• Материнская смертность
• Детская смертность
• Смертность от инфекционных заболеваний

Вода и санитария

• Доступ к водопроводной воде
• Доступ к улучшенным санитарно-техническим условиям
• Доступ к воде в сельской местности

Личная безопасность

• Уровень убийств
• Отношение к преступности
• Уровень насильственных преступлений
• Смертность в результате ДТП
• Безопасность в ночное время суток 

Основные потребности      

Основы благополучия     

Доступ к базовому образованию

• Уровень грамотности среди молодежи
• Количество образованных среди молодежи, женского пола
• Количество образованных среди молодежи, мужского пола
• Начальная школа 

Доступ к информации

• Доступ к мобильной связи
• Интернет-пользователи
• Индекс свободы прессы

Здоровье

• Смерть от ВИЧ/СПИД
• Уровень самоубийств
• Смертность, связанная с загрязнением атмосферы

Устойчивость экосистемы

• Выбросы парниковых газов
• Биоразнообразие, среда обитания
• Качество воздуха

Личные права

• Участие в митингах
• Политические права
• Свобода слова
• Доверие молодежи

Личная свобода и выбор

• Свобода религии
• Ранние браки
• Коррупция
• Свобода жизненного выбора

Толерантность, интеграция

• Толерантное отношение к мигрантам
• Толерантное отношение к гомосексуалистам
• Дискриминация и насилие
• Общественная безопасность

Доступ к образованию

• Неравенство в доступе к образованию
• Уровень охвата образованием

Возможности:      

Таблица 2.1

 

ИНДЕКС ПРОГРЕССА МОЛОДЕЖИ 
СТРАНОВОЙ РЕЙТИНГ  

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 

Норвегия
Финляндия
Дания
Исландия
Швеция
Канада
Нидерланды
Швейцария
Ирландия
Новая Зеландия
Австрия
Австралия
Германия
Бельгия
Великобритания
Словения
Япония
США
Чехия
Испания
 

88,94
88,59
88,54
88,39
87,32
86,55
86,53
86,47
85,16
85,07
84,89
84,41
84,41
83,34
82,62
81,99
81,36
81,32
80,87
80,85

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40. 

Португалия
Эстония
Франция
Корея
Словакия
Латвия
Польша
Кипр
Хорватия
Италия
Израиль
Чили
Коста-Рика
Греция
Литва
Уругвай
Венгрия
Болгария
Сербия
Маврикий
 

80,55
80,55
78,50
77,40
76,99
76,43
76,26
76,24
76,05
75,71
75,68
75,66
74,32
74,26
73,76
73,48
73,20
69,38
69,05
68,81

Место                  Страна                        Рейтинг

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

165

гражданское и политическое участие. Он дополня-

ет другие ведущие глобальные программы, такие

как Повестка дня для устойчивого развития до

2030 года, которая способствует более целостному

подходу к прогрессу и его измерению. В настоящее

время по-прежнему отсутствуют достоверные меж-

дународные сравнительные данные о благополу-

чии молодежи.

Данный индекс основан на трех аспектах: основ-

ные потребности человека, основы благополучия и

возможности. Каждый компонент включает от трех

до шести показателей. Индекс прогресса молодежи

представляет собой среднее арифметическое трех

вышеперечисленных аспектов. Индекс и его аспек-

ты измеряются по шкале от 0-100 (Рис. 2.1).

По результатам за 2017 год, как видно из дан-

ных, представленных в рисунке 2.1 и в таблице

2.1, показатели значительно различаются по все-

му миру. Самая высокая оценка по качеству жиз-

ни молодежи приходится на Норвегию, Швейца-

рия лидирует по оценке основных потребностей

человека,  Дания  –  по  критерию  «Основы 

благо-получия»,  Финляндия  –  по  компоненту

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71. 

Румыния
Аргентина
Панама
Черногория
Армения
Грузия
Эквадор
Албания
Македония
Ямайка
Беларусь
Малайзия
Бразилия
Перу
Колумбия
Тунис
Турция
Кыргызстан
Парагвай
Украина
Мексика
Доминиканская
Республика
Казахстан
Молдова
Россия
Таиланд
Боливия
Шри Ланка
Филиппины
Ливан
Никарагуа
 

68,19
67,98
66,91
66,53
66,67
66,25
64,85
64,66
64,40
64,07
63,89
63,37
63,36
63,28
63,25
62,71
62,38
62,37
62,29
62,08
61,94
61,07

60,88
60,87
60,84
60,66
60,52
60,24
60,06
58,46
57,32

72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102. 

Морокко
Индонезия
Сальвадор
Монголия
Иран
Египет
Гондурас
Южная Африка
Непал
Ботсвана
Гватемала
Намибия
Гана
Индия
Бангладеш
Камбоджа
Сенегал
Руанда
Малави
Зимбабве
Пакистан
Уганда
Танзения
Бенин
Камерун
Эфиопия
Буркина-Фасо
Лесото
Либерия
Мали
Мозамбик
 

57,09
56,92
56,05
55,65
55,17
54,26
54,06
53,56
53,27
53,12
52,91
49,63
49,47
48,61
47,85
47,14
46,60
44,18
41,27
41,03
40,09
39,44
37,64
37,61
36,90
36,19
36,07
35,38
34,45
34,30
35,53

Место                   Страна                       Рейтинг

Рисунок 2.2

ИНДЕКС ПРОГРЕССА МОЛОДЕЖИ 
ПОКАЗАТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, 
2017 ГОД

Питание и базовое медицинское обслуживание - 96,09

• Голодание - 100
• Дефицит продовольствия - 96,85
• Материнская смертность - 98,35
• Детская смертность - 87,74
• Смертность от инфекционных заболеваний - 97,25

Вода и санитария - 70,63

• Доступ к водопроводной воде - 61,37
• Доступ к санитарно-техническим сооружениям - 97,14
• Доступ к воде в сельской местности - 77,11

Жилищные условия - 70,71

• Доступ к электричеству - 100 
• Наличие доступного жилья - 32,43
• Качество электроснабжения - 59,13

Личная безопасность - 61,18

• Уровень убийств - 81,50
• Уровень насильственных преступлений - 75,00
• Отношение к преступности - 50,00
• Смертность в результате ДТП - 60,42
• Безопасность в ночное время суток - 50,79 

 Индекс прогресса молодежи – 

63/102

 Внутренний валовый продукт – 

45/154

Основные потребности – 74,12      

Основы благополучия – 60,96     

Доступ к базовому

 

образованию - 98,80

 

• Образование для женщин - 99,68
• Гендерный паритет охвата молодежи средним 
образованием - 92,67
• Охват средним образованием - 100
• Начальная школа - 99,57
• Уровень грамотности - 100     

Доступ к информации - 71,32

 

• Интернет - пользователи - 79,00
• Свобода прессы - 45,45
• Пользователи мобильной связи - 93,22

Здоровье - 46,62

• Смерть от ВИЧ/СПИД - 99,23 
• Средняя продолжительность жизни - 47,62
• Уровень самоубийств - 16,95
• Смертность молодежи - 17,32
(от неинфекционных заболеваний) 

Качество окружающей среды - 36,04

 

• Качество воздуха - 41,82
• Биоразнообразие - 40,89
• Выбросы парникового газа - 46,30
• Смертность в результате загрязненного воздуха - 36,21

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

166

«Возмож

ности  для  молодежи».  Нижнюю 

строчку рейтинга занял – Мозамбик (таб. 2.1).

Казахстан в рейтинге ИПМ, как и большинство

стран СНГ, занимает среднюю позицию, 63-е ме-

сто. К сильным сторонам Казахстана можно от-

нести  удовлетворение  основных  человеческих

потребностей.  Казахстан  опережает  Россию  по

показателю  «Предоставление  базовых  потреб-

ностей»  (питьевая  вода,  качество  электро-

снабжения,  доступ  к  улучшенным  санитарным

удобствам). Согласно данным ИПМ, в Казахстане

у молодежи есть высокие возможности для по-

лучения образования и трудоустройства, однако

гражданская  активность  оценивается  как  сред-

няя. По результатам данного индекса Казахстан

уступает  странам  СНГ  (Армения,  Грузия,  Бела-

русь, Кыргызстан, Украина) в таких областях, как

личная безопасность, восприятие преступности,

смертность в результате ДТП, также отстает в об-

ласти здоровья, что связано с высоким уровнем

суицида среди молодежи. Необходимо, в первую

очередь, обратить внимание на решение жилищ-

ных проблем молодежи, на уровень самоубийств

и преступлений, совершенных молодыми гражда-

нами страны (рис.2.2).

Роль ОБСЕ в молодежной политике.

Организация по безопасности и сотрудни-

честву в Европе (далее – ОБСЕ)– крупнейшая в

мире  региональная  организация,  занимающая-

ся вопросами безопасности. Она объединяет 57

стран, расположенных в Северной Америке, Ев-

ропе и Центральной Азии.

      Обязательство в рамках ОБСЕ, касающееся

повышения роли молодежи и ее вовлечения в

работу Организации по обеспечению мира и без-

опасности, впервые было сформулировано в ее

основополагающем документе – Хельсинкском

Заключительном акте – и впоследствии конкре-

тизировано во многих последующих решениях

ОБСЕ.

В двух следующих друг за другом деклараци-

ях Совета министров, которые были приняты в
2014 и 2015 годы, было отмечено, что молодежь
обладает потенциалом внести вклад в полити-
ческое, экономическое и социальное развитие
и в деятельность ОБСЕ во всех трех измерениях.
Организация делает особый акцент на защиту
молодежи и на содействие участию молодежи в
деятельности в таких направлениях, как предот-
вращение и противодействие насильственному
экстремизму и радикализации, которые приво-
дят 

к 

терроризму; 

межкультурный 

и 

межконфессиональный  диалог;  образование; 
продвижение толерантности  и  участие  в 
политической жизни.

Ведется работа над проектами и проводятся

мероприятия полевыми структурами ОБСЕ на За-

падных Балканах, в Восточной Европе, на Южном

Кавказе и в Центральной Азии:

• Молодежная консультативная группа в сос-

таве Миссии в Боснии и Герцеговине дает моло-

дежи возможность излагать свою позицию отно-

сительно реализации мероприятий Миссии.

• Центрально-азиатская молодежная сеть,

которая функционирует при поддержке Офиса

программ ОБСЕ в Астане, ежегодно проводит ме-

роприятие, на котором студенты из различных

стран региона излагают и обсуждают свое виде-

ние региональной безопасности в русле ценно-

стей и принципов ОБСЕ.

• Присутствие в Албании и Миссия в Сербии

организуют «летние школы» для молодых людей

из обеих стран с целью налаживания межкуль-

турного диалога, углубления взаимопонимания

и сотрудничества в целях противодействия пре-

дубеждениям и стереотипам.

• Представителям молодежи из Албании и

Сербии оказывается поддержка в их усилиях по

налаживанию связей, сотрудничества и диалога.

Мнение молодежи выслушивается в рамках

следующих мероприятий ОБСЕ:

• на встречах Совета министров;

• на заседаниях Постоянного совета;

• на мероприятиях, проводимых БДИПЧ, ВКНМ

и ПССМИ;

• на совещаниях по рассмотрению выполне-

ния, посвященных человеческому измерению;

• в полевых операциях;

• на мероприятиях Парламентской ассамблеи

ОБСЕ;

Личные права - 48,91 

• Участие в митингах - 38,68
• Свобода слова - 25,00
• Политические права - 12,5
• Права частной собственности - 30,00
• Участие молодежи в парламенте - 0,00
• Доверие молодежи к полиции - 52,05    

Личная свобода и выбор

 

• Коррупция - 11,25
• Ранние браки - 90,91 
• Свобода религии - 0,00
• Спрос на контрацепцию - 67,47
• Отношение молодежи к коррупции - 51,00 

Толерантность, интеграция 

• Отношение к мигрантам - 30,00
• Религиозная терпимость - 100
• Отношение к гомосексуалистам - 9

Доступ к высшему образованию-  66,03

• Неравенство в образовании - 87,50
• Высшее образование - 46,04
• Средняя продолжительность третичного образования - 44,42

Возможности      

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

167

• в Средиземноморской и Азиатской контакт-

ных группах;

• на мероприятиях в рамках Дней безопаснос-

ти ОБСЕ.

Программы Европейского Союза

Для организованной молодежной среды об-

щеевропейского пространства характерна прак-

тика,  связанная  с  осуществлением  целенаправ-

ленных  действий  со  стороны  международных

организаций,  например,  Совета  Европы  (далее

– СЕ) и наднациональных структур, в частности

Европейский  Союз  (далее  –  ЕС),  Европейский

Парламент (далее – ЕП) и др. государственных

структур.

Европейский  подход  подразумевает  четкую

ответственность  государства  за  процесс  интег-

рации молодежи в общество, повышение конку-

рентоспособности  на  рынке  труда,  обеспечение

правовой и социальной поддержки молодежных

организаций,  таких  как  «Платформа  в  жизнь» 

для  молодых  людей.  Особое  внимание 

уделяется 

обеспечению 

трудоустройства 

молодежи,  борьбе  с  безработицей  и  развитию 

молодежных  проектов.  В качестве  правовой 

поддержки  выступает  целый свод  нормативных 

документов,  принятых  в  Европейском  союзе  и 

Совете Европы.

Программа  Erasmus+  Европейской  Комиссии

рассчитана на семилетний период (2014 - 2020

гг.) и объединяет в себе различные предыдущие

программы и инструменты ЕС, в том числе четы-

ре  программы  международного  сотрудничества

(Tempus,  Erasmus  Mundus,  Alfa  и  Edulink).  Про-

грамма тематически направлена на образование,

профессиональное  обучение,  молодежь  и  спорт

и  содержит  более  10  различных  инструментов,

правила  участия  в  которых  различаются  для

представителей разных стран.

Структурные  части  программы  подразделя-

ются  на  инструменты.  В  некоторых  инструмен-

тах могут участвовать исключительно граждане

и организации из стран программы (страны ЕС,

Исландия,  Лихтенштейн,  Македония,  Норвегия,

Турция, Швейцария). Другие инструменты откры-

ты для участия представителей стран-партнеров

(все остальные страны).

Основная структура программы Erasmus+:

• Ключевое направление деятельности 1: Мо-

бильность с целью обучения для физических лиц:

Совместные магистерские степени (Key Action

1 Joint Master Degrees);

Кредитная мобильность (Key Action 1 Credit

Mobility);

Мобильность молодежи и лиц, работающих с

10 

http://ec.europa.eu/youth/policy/implementation/dialogue_en.htm

молодежью (Key Action 1 Mobility of Young People 

and Youth Workers);

• Ключевое направление деятельности 2: Со-

трудничество для инноваций и обмена лучшим 

опытом:

Создание потенциала в сфере высшего обра-

зования (Key Action 2 Capacity Building in Higher 

Education);

Стратегические партнерства в сфере образо-

вания, обучения и молодежи (Key Action 2 Strategic 

Partnerships in the Field of Education, Training and 

Youth);

Альянсы знаний, Альянсы профессиональных 

навыков (Key Action 2 Knowledge Alliances, Sektor 

Skills Alliances);

• Ключевое направление деятельности 3: Под-

держка системных реформ

Структурный диалог в сфере молодежи (Key 

Action 3 Structured Dialogue Youth);

Спорт.

 ПРОЕКТ «Structured Dialogue» (Структурный 

диалог) 

10

«Structured Dialogue» является средством ком-

муникации между молодыми людьми и долж-

ностными лицами, принимающими решения в 

целях реализации приоритетов европейского со-

трудничества по молодежной политике. Проект 

направлен на то, чтобы мнение молодежи было 

услышано в процессе разработки и формирова-

ния европейской политики. 

«Structured Dialogue» является консультативным 

процессом, осуществляемым Европейской комис-

сией, который направлен на расширение сотрудни-

чества с гражданским обществом и получение ин-

формации от молодежи напрямую, «из первых рук».

 «Structured Dialogue» состоит из одного основно-

го мероприятия – Европейской молодежной конфе-

ренции. Конференция организовывается страной 

Европейского союза, председательствующей в ЕС 

в текущем году. 

Основные методы и принципы:

 • «Structured Dialogue» базируется на рабочих 

циклах длиной в 18 месяцев и задается на этот срок 

общей темой, соответствующей европейским прио-

ритетам сотрудничества. Каждая страна, председа-

тельствующая в ЕС, также может выбрать опреде-

ленную тему, связанную с общей темой, в качестве 

приоритета для времени своего председательство-

вания. Тема утверждается Советом министров ЕС по 

делам молодежи;

 • «Structured Dialogue» должен включать в себя 

консультации с молодыми людьми и молодежными 

организациями на уровне государств-членов, на мо-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

168

лодежных конференциях ЕС, организованных странами,

председательствующими в Европейском союзе, а так-

же  в  рамках  Европейской  молодежной  недели.

Успех  проекта  зависит  от  непосредственного

участия  молодежи  и  молодежных  организаций.  В

течение  каждого  18-месячного  цикла  работы  про-

екта,  во  всех  странах  ЕС  на  национальном  уровне

проводятся  консультации  молодежи  и  молодежных

организаций. В каждой стране для участия в проекте

организованы  национальные  рабочие  группы,  в ко-

торые входят:

• представители министерств по делам молодежи

• национальные Советы молодежи

• местные и региональные Советы молодежи

• молодежные организации

• работники молодежной сферы

• молодые люди из всех слоев общества

• социологи, психологи и другие исследователи в

области молодежи.

 Программа «Youth in Action Programme» («Мо-

лодежь в действии») 

11

Программа «Youth in Action Programme» на -

правлена  на  предоставление  молодым  людям 
в возрасте  от  13  до  30  лет  возможностей 

получения  опыта  неформального  обучения  в 

контексте Европейского разнообразия.

До  2014  года  программа  являлась  главным

инструментом реализации политики ЕС. Она учиты-

вала ключевые приоритеты молодежной политики

в Европе: европейское гражданство, участие моло-

дежи,  культурное  многообразие, вовлечение моло-

дежи с ограниченными возможностями.

Реализация  программы  была  рассчитана  на

2007-2013  гг.  и  базировалась  на  принципах  пре-

дыдущей  программы  «Молодежь»  2000-2006  гг.  В

2014  году  программа  «Молодежь  в  действии»  и

еще шесть программ в области молодежной полити-

ки были объединены в программу «Erasmus+», ко-

торая рассчитана на 2014 - 2020 гг.

  Цель  программы  –  продвижение  идей  евро-

пейской солидарности и гражданства между моло-

дыми  людьми  и  их  включение  в  построение бу-

дущего сообщества Европы. Одним из приорите-

тов  программы  «Youth  in  Action  Programme» яв-

ляется  включение  в  проекты  по  программе  моло-

дых  людей  со  специальными  потребностями

(например,  тех,  кто  живет  в  регионах  с  недоста-

точно благоприятными культурными, географиче-

скими, социально-экономическими условиями или

имеют  ограниченные  возможности  по  здоровью).

Программа  направлена  на  так  называемые «про-

граммные страны», в число которых входят 27 го-

сударств-членов  ЕС,  3  страны-члена  Евро-

11 

http://ec.europa.eu/youth/tools/youth-in-action_en.htm

 

пейского Экономического Пространства (Ислан-

дия, Норвегия и Лихтенштейн) и страна-кандидат

на вхождение в Европейский Союз (Турция).

Программа «Молодежь в действии» также

поддерживает  сотрудничество  со  странами

Восточной Европы и Центральной Азии: Арме-

нией, Азербайджаном,  Белоруссией,  Грузией,

Молдовой, Россией, Украиной.

Цели сотрудничества программы со странами

Восточной Европы и Центральной Азии:

• содействовать укреплению мира во всем

мире через поддержку диалога, толерантности и

солидарности между молодыми людьми;

• построение долговременного и стабильного

сотрудничества;

• обмен опытом молодежной работы между

негосударственными 

и 

государственными

структурами в странах ЕС;

• развитие волонтерского сектора и граждан-

ского общества.

Европейский  молодежный  форум  (далее

–ЕМФ) – платформа национальных молодежных

советов  и  международных  молодежных  непра-

вительных организаций в Европе, которая ведет

свою работу с 1996 года.

ЕМФ объединяет 41 национальный молодеж-

ный  совет  и  63  международные  молодежные

неправительственные  организации,  в  общей

сложности 104 организации со всей Европы.

Миссия: форум работает над тем, чтобы дать

молодым людям возможность активно участво-

вать  в  жизни  общества,  чтобы  улучшить  свою

собственную  жизнь,  представляя  и  отстаивая

свои потребности и интересы и интересы своих

организаций.

Цели:

• расширять участие молодежи и молодежных

организаций в обществе, а также в процессах

принятия решений;

• позитивно влиять на политические вопросы,

затрагивающие молодежь и молодежные органи-

зации, будучи признанным партнером для меж-

дународных учреждений, а именно Европейского

союза, Совета Европы и Организации Объединен-

ных Наций;

•  содействовать  участию  молодежи  в  неза-

висимых  молодежных  организациях  на  наци-

ональном  и  международном  уровнях,  решение

вопросов обеспечения надежного и адекватного

финансирования для них;

•  содействовать  обмену  идеями  и  опытом,

взаимопониманию, равноправным правам и воз-

можностям среди молодежи в Европе;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

169

•  поддерживать  межкультурное  взаимодей-

ствие,  демократию,  уважение,  разнообразие,

права человека, активную гражданственность

и солидарность;

• способствовать развитию молодежной ра-

боты в других регионах мира.

Анализ  опыта  ведущих  зарубежных  стран

показывает, что специфика развития молодеж-

ной политики в данных странах заключается в

большом количестве точечных направлений, раз-

витой сети молодежных организаций, наличии

разнообразных государственных и местных про-

грамм поддержки молодежи (обучение, переобу-

чение, трудоустройство, профессиональная ори-

ентация, ресоциализация, вовлечение молодежи

в общественную жизнь, поощрение волонтерской

деятельности).

На основании представленного международ-

ного опыта реализации молодежной политики

могут быть выделены следующие рекомендации:

- Изучить основные индикаторы Индекса про-

гресса молодежи и представить план по улучше-

нию позиций Казахстана в данном рейтинге.

Эффективность реализации молодежной поли-

тики в зарубежных странах во многом зависит от

профессиональной подготовки кадров для рабо-

ты с молодежью. В настоящее время в Классифи-

каторе специальностей и профессий Республики

Казахстан отсутствует такая специальность, как 

"

Специалист  по  работе  с  молодежью

"

.  Открытие 

подобных специальностей  и  кафедр  позволит 

готовить  про-фессиональные  кадры  по  работе  с 

молодежью.

-  В  Казахстане  реализуется  большое  коли-

чество  государственных  программ  и  проектов

поддержки  молодежи.  Рекомендуем  проведе-

ние  экспертизы  эффективности  реализации

данных  программ,  что  позволит  определить

их сильные и слабые стороны и в дальнейшем

проводить более адресную (точечную) работу с

разными категориями молодежи (как это прак-

тикуется в зарубежных странах).

-  Интересен  опыт  деятельности  молодежных

организаций  в  Японии  (Японская  молодежная

палата), которая, с одной стороны, регламенти-

рована государством, а с другой, достаточно раз-

нообразна и структурирована.

- Учитывая внимание со стороны государства

к  социально-уязвимым  категориям  молодежи  и

принятие  Дорожной  карты  обеспечения  занято-

сти и социализации молодежи NEET в Республике

Казахстан,  может  быть  полезен  опыт  Австрий-

ской республики по «превентивным мерам» рабо-

ты с молодежью, попадающей в категорию риска.

-  Учитывая  реорганизацию  структуры  Мини-

стерства  общественного  развития  Республики

Казахстан, считаем целесообразным изучить дея-

тельность Министерства по вопросам гендерного

равенства и семьи Республики Корея.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3

3.1.  Социально-значимые болезни,

 

влияющие на здоровье молодежи

3.2.  Здоровый образ жизни

 

и спортивно-оздоровительная 

 

работа среди молодежи

3.3.  Суицид

 

и его профилактика 

 

среди молодежи

3.4. Досуг молодежи

ЗДОРОВЬЕ И ДОСУГ

МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

ГЛАВА 3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

171

3.1. СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ БОЛЕЗНИ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ

Актуальность проблемы здоровья молодого

поколения  неоспорима.  Плохое  состояние 

здоровья резко снижает качество жизни, влия-

ет на способность  человека  активно  участво-

вать  в жизни  общества.  Эффективная  система 

здравоох-ранения является одним из критериев 

развитого общества.  Состояние  здоровья  яв-

ляется  важной составляющей  при  оценке  че-

ловеческого  развития  с  точки  зрения  молоде-

жи. Это связано со следующими причинами. Во-

первых, для молодых людей характерен особый 

профиль  заболеваний, которые  лучше  и  легче 

предотвратить  путем  повышения  их  осведом-

ленности. Во-вторых, состояние здоровья моло-

дежи  во  многом  определяет качество  их  буду-

щей жизни. С этой точки зрения необходимо учи-

тывать состояние здоровья молодых людей, так 

как  образ  жизни,  вредные  привычки  (курение, 

употребление алкоголя, наркотиков) оказывают 

сильное  воздействие  на  здоровье  человека  в 

среднем и старшем возрасте.

Социально-значимые  заболевания  –  забо-

левания, обусловленные преимущественно со-

циально-экономическими  условиями,  принося-

щие ущерб обществу и требующие социальной за-

щиты человека.

Заболеваемость туберкулезом

 Согласно данным, представленным в отчете 

Глобального индекса конкурентоспособности 

Всемирного Экономического Форума на 2017-

2018 годы, Республика Казахстан по фактору 

Таблица 3.1

 

ЧИСЛЕННОСТЬ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ С 
ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ УСТАНОВЛЕННЫМ 
ДИАГНОЗОМ В ВОЗРАСТЕ 15-29 ЛЕТ, 
2016-2017 ГГ. 

Источник: МЗ РК

2016 г.

3 310

138
246
330
212
140
208
194
150
218
176
384
129
103
194
248
240

2017 г.

2 685

112
204
241
179
102
152
144
133
169
132
400

87
93

153
192
192

Регионы 
Республика Казахстан
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Южно-Казахстанская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Восточно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы

Республика Казахстан

Акмолинская область

Актюбинская область

Алматинская область

Атырауская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Карагандинская область

Костанайская область

Кызылординская область

Мангистауская область

Южно-Казахстанская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область

Восточно-Казахстанская область

г. Астана

г. Алматы

Рисунок 3.1

 

ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАБОЛЕВШИХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ 
(15-29 ЛЕТ) НА 100 000 НАСЕЛЕНИЯ 
СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТА 

Источник: МЗ РК

74,8

76,1

106,8

63,1

137,0

81,4

70,8

54,9

76,0

104,7

102,7

69,2

61,3

85,8

58,1

103,3

48,6 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

172

«Распространенность  туберкулеза»  («Tuberculosis

incidence») по итогам 2017 года улучшила свое по-

ложение на 2 позиции по сравнению с 2016 годом

(92 место из 137 стран) и заняла 90 место [1].

По  данным  Министерства  здравоохранения

Республики  Казахстан  (далее  –  МЗ  РК),  общая

численность больных, с впервые в жизни установ-

ленным диагнозом (туберкулез), в возрасте 15-29

лет в 2017 году составила 2 685 человек. Из них 

1 350 мужчин и 1 335 женщин.

В 2017 году наблюдается снижение численно-

сти больных, с впервые в жизни установленным 

диагнозом (туберкулез), в возрасте 15-29 лет, по 

сравнению с 2016 годом. Во всех регионах, за ис-

ключением Южно-Казахстанской области, наблю-

дается снижение данного показателя (таб. 3.1). 

Картина заболеваемости туберкулезом моло-

дежью более информативна при расчете пока-

зателя на 100 000 населения соответствующего 

возраста (рис. 3.1).

Согласно показателю «численность заболев-

ших туберкулезом на 100 000 населения соответ-

ствующего возраста» по итогам 2017 года наи-

более сложная ситуация в следующих регионах: 

Атырауская (137), Актюбинская (106,8), Кызылор-

динская (104,7), Мангистауская (102,7) области и 

г. Астана (103,3). 

Более благоприятная ситуация с заболеваемо-

стью молодежи туберкулезом в 2017 году сложи-

лась в г. Алматы (48,6), Восточно-Казахстанской 

(58,1), Павлодарской (61,3), Алматинской (63,1), 

Южно-Казахстанской (69,2) областях. 

Злокачественные новообразования 

Количество заболевших злокачественными но-

вообразованиями среди населения Республики 

Казахстан в возрасте 15 - 29 лет с впервые уста-

новленным диагнозом в 2017 году составило 692 

человека.

В 2017 году наблюдается уменьшение количест-

ва  заболевших  злокачественными  новообразова-

ниями  (с  впервые  установленным  диагнозом) в 

возрасте 15-29 лет, по сравнению с 2016 годом на 

53 случая (рис. 3.2).

Среди заболевших онкопатологией преобладают 

молодые женщины (62,3 %) (рис. 3.3).

В среднем по Республике Казахстан заболевае-

мость  злокачественными  новообразованиями (с 
впервые  установленным  диагнозом)  среди мо-
лодежи  составляет  17,3  случаев  на  100  000 на-
селения  соответствующего  возраста.  Анализ за-
болеваемости молодежи онкопатологией в регио-
нальном разрезе показывает, что наименее благо-
приятная  ситуация  –  в  г.Астана  (49  случаев).
Регионы,  в  которых  уровень  заболеваемости  мо-
лодежи  онкопатологией  выше  среднего  показате-
ля по республике: Карагандинская (20,1 случаев) и
Жамбылская (20 случаев) области (рис. 3.4).

Употребление психоактивных веществ и алко-

голизм

Общее  количество  молодежи  в  возрасте  15-29

лет  с  психическими  расстройствами  и  расстрой-

ствами  поведения  вследствие  употребления 

психоактивных  веществ  в  2017  году  составило  4 

256 человек.

Больше  всего  молодежи  данной  категории  про-

живает  в  Восточно-Казахстанской  области  (1  168),

г.Астана  (608),  Жамбылской  области  (303),  и 

Кызылординской (296) области (рис. 3.5).

Проблема  употребления  алкоголя  подростка-

ми  и  молодежью  очень  актуальна  для  современ-

ного  общества,  так  как  оказывает  существенное

воздействие  на  состояние  здоровья  молодого

поколения,  продолжительность  жизни,  трудоспо-

15-17 лет

18-23 года

24-29 лет

Рисунок 3.2

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ 
НОВООБРАЗОВАНИЯМИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ 
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ВОЗРАСТЕ 
15-29 ЛЕТ С ВПЕРВЫЕ УСТАНОВЛЕННЫМ 
ДИАГНОЗОМ

Источник: МЗ РК

2016 г.

2017 г.

Всего:

745

692

46              

   4

25

         

     

     

     

  2

74

2016 г.

54              3

33

       

       

     

     

   3

05

2017 г.

Мужчины                Женщины

Рисунок 3.3

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ
НОВООБРАЗОВАНИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ВОЗРАСТЕ
15-29 ЛЕТ С ВПЕРВЫЕ УСТАНОВЛЕННЫМ
ДИАГНОЗОМ, ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЕЗ, 2017 Г.

Источник: МЗ РК

431

261

2017 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

173

собность и др. Длительное и частое употребление 

алкоголя может привести к алкоголизму. Алко-

голизм  – хроническая болезнь, развивающаяся 

вследствие длительного злоупотребления спирт-

ными напитками и характеризующаяся психиче-

Рисунок 3.4

 

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ 
НОВООБРАЗОВАНИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ 
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ВОЗРАСТЕ 
15-29 ЛЕТ ПО РЕГИОНАМ, 2017 ГОД 

Источник: МЗ РК

22

86

19

59

29

41

16

68

28

22

25

26

27

48

58

118

12

12,4

13,8

14,2

14,6

15,1

15,2

15

15,7

15,8

16,9

17,2

18,2

20

20,1

49

Численность заболевших на 100 тыс.
Численность больных онкопатологией

Костанайская область

Южно-Казахстанская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Восточно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

г. Алматы

Кызылординская область

Западно-Казахстанская область

Мангистауская область

Акмолинская область

Павлодарская область

Жамбылская область

Карагандинская область

г. Астана

Атырауская область

г. Алматы

Акмолинская область

Карагандинская область

Алматинская область

Мангистауская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область

Актюбинская область

Южно-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Костанайская область

Кызылординская область

Жамбылская область

Восточно-Казахстанская область

г. Астана

Рисунок 3.5

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПСИХИЧЕСКИМИ И
ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ,
СВЯЗАННЫМИ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НАСЕЛЕНИЯ
В ВОЗРАСТЕ 15-29 ЛЕТ, 2017 Г.

Источник: МЗ РК

73

81

88

123

139

140

144

166

198

209

231

262

296

330

608

1168 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

174

ской и физической зависимостью от алкоголя, 

приводящая к нарушению психического и физи-

ческого здоровья, а также к социальной дезадап-

тации. 

В Республике Казахстан в 2017 году число

впервые  выявленных  заболеваний  алкого-

лизмом населения в возрасте 18-29 лет соста-

вило 2  193  случая.  В  региональном  разрезе 

наибольшее  количество  случаев  психических 

расстройств вследствие употребления алкоголя 

среди молодежи  на  100  тыс.  населения  (18-29 

лет)  зафиксировано  в  Восточно-Казахстанской 

(305,3), Кызылординской  (169,3)  областях  и  г. 

Астана (110) (рис. 3.6).

Психические заболевания

Общая численность больных с впервые в жиз-

ни установленным диагнозом – психические и

поведенческие расстройства, в возрасте 15-29

лет в 2017 году составила 1 550 человек, из них

957 мужчин, 593 женщины.

Молодежь старшей возрастной когорты (25-

29  лет)  представляет  собой  наиболее  много-

численную подгруппу по числу заболеваний пси-

хическими  и  поведенческими  расстройствами 

среди молодежи в целом (рис. 3.7).

В 2017 году наибольшее количество молодых

людей,  страдающих  психическими  и  поведен-

ческими  расстройствами  в  возрасте  15-29  лет, 

было зарегистрировано  в  следующих  регио-

нах:  Южно-Казахстанская  (254),  Караган-

динская 

(160),

Актюбинская 

(146), 

Костанайская (142) области.

 В 2017 году заболеваемость молодых людей,

страдающих психическими и поведенческими

расстройствами, в возрасте 15-29 лет, по респу-

блике  составила  41,2  случаев  на  100  000  на-

селения  соответствующего  возраста.  Почти  в 

два раза  данный  показатель  выше  среднего  по 

республике  в  Костанайской  области  (81,1).  В 

следующих  регионах  доля  данной  категории 

молодежи выше среднего: Актюбинская (77,5), 

Павлодарская  (59,2),  Карагандинская  (58,2), 

Северо-Казахстанская 

(52,3), 

Атырауская 

(44,6) области, г. Астана (49,3) (рис. 3.8).

г. Алматы

Мангистауская область

Атырауская область

Южно-Казахстанская область

Алматинская область

Карагандинская область

Акмолинская область

Павлодарская область

Республика Казахстан

Актюбинская область

Жамбылская область

Костанайская область

Западно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

г. Астана

Кызылординская область

Восточно-Казахстанская область

Рисунок 3.6

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПСИХИЧЕСКИМИ И
ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ
НАСЕЛЕНИЕМ В ВОЗРАСТЕ 18-29 ЛЕТ, 2017 Г.

Источник: МЗ РК

6,8

12,8

17,1

17,3

19,2

27,2

36,1

46,3

63,9

69,1

72,3

76,4

87,1

81,3

110

169,3

305,3 

15-19 лет

20-24 года

25-29 лет

Рисунок 3.7

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПСИХИЧЕСКИМИ И 
ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ 
НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 
В ВОЗРАСТЕ 15 - 29 ЛЕТ, 2017 ГОД

Источник: МЗ РК

370

      

      

  543

     

     

     

    

63

7

2017 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

175

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Согласно данным ВОЗ, более 2 миллионов под-

ростков в мире живут с ВИЧ. Одна из задач, постав-

ленных в рамках Цели в области устойчивого раз-

вития (ЦУР 3), заключается в том, чтобы к 2030 году

положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза,

малярии, забытых тропических болезней, гепатита,

болезней, передаваемых через воду и других ин-

фекционных болезней. С учетом высокой заболе-

ваемости для достижения этой цели необходимо,

чтобы в центре усилий по борьбе с этими болезнями

находились подростки [2].

Численность молодежи РК в возрасте 15-29 лет,

состоящей на Д учете в ОГЦ СПИД, в 2017 году сос-

тавила 2 542 человека. По сравнению с 2016 годом

г. Алматы

Алматинская область

Западно-Казахстанская область

Акмолинская область

Кызылординская область

Жамбылская область

Восточно-Казахстанская область

Южно-Казахстанская область

Мангистауская область

Республика Казахстан

Атырауская область

г. Астана

Северо-Казахстанская область

Карагандинская область

Павлодарская область

Актюбинская область

Костанайская область

Рисунок 3.8

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПСИХИЧЕСКИМИ И 
ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
НА 100 000 НАСЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО
ВОЗРАСТА (15-29 ЛЕТ), РЕГИОНАЛЬНЫЙ
РАЗРЕЗ, 2017 ГОД

Источник: МЗ РК

14,2

25,3

27,1

32,8

36,2

38

38,9

39

40,5

41,2

44,6

49,3

52,3

58,2

59,2

77,5

81,1 

Рисунок 3.9

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 15-29 ЛЕТ, 
СОСТОЯЩЕГО НА Д УЧЕТЕ В ОГЦ СПИД, 
2016-2017 ГГ.

Источник: ОГЦ СПИД 

2016 г.

2017 г.

Всего:

2 586

2 542

          

   1

50

1        

     

     

     

   1

08

5

2016 г.

        

   1

40

6        

     

     

     

  1

13

6

2017 г.

Мужчины                Женщины

Таблица 3.2

 

КОЛИЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ (15-29 ЛЕТ), 
СОСТОЯЩЕЙ НА Д УЧЕТЕ В ОГЦ СПИД, 
2016-2017 ГГ. 

Источник: ОГЦ СПИД 

2016 г.

69
42

304

31

400

74
60

365
170

19
24

186
136
208
345
153

2 586

2017 г.

75
47

290

38

364

71
54

337
135

18
28

166
161
217
354
187

2 542

Регионы 
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Алматы
г. Астана
ВСЕГО

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

176

наблюдается снижение количества молодых людей, 

состоящих на Д учете в ОГЦ СПИД (рис. 3.9).

В 2017 году в региональном разрезе наиболь-

шее количество молодежи, состоящей на учете в 

ОГЦ СПИД, зарегистрировано в Восточно-Казах-

станской (364), Карагандинской (337) областях,  

г. Алматы (354).

Увеличение количества молодежи, состоящей 

на Д учете в ОГЦ СПИД, по сравнению с 2016 годом, 

наблюдается в следующих регионах: Акмолинская  

(с 69 чел. до 75 чел.), Актюбинская (с 42 чел. до  

47 чел.), Атырауская (с 31 чел. до 38 чел.), Северо-Ка-

захстанская (с 136 чел. до 161 чел.), Южно-Казах-

станская (с 208 чел. до 217 чел.) области, г. Алматы 

(с 345 чел. до 354 чел.) (таб. 3.2).

Павлодарская область

Жамбылская область

Костанайская область

Южно-Казахстанская область

Карагандинская область

г. Алматы

Алматинская область

Республика Казахстан

Акмолинская область

Восточно-Казахстанская область

Западно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Мангистауская область

г. Астана

Актюбинская область

Атырауская область

Кызылординская область

Рисунок 3.10

 

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС МОЛОДЕЖИ 15-29 ЛЕТ 
ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ЛЖВ, 2017 Г. 

Источник: ОГЦ СПИД 

10,9

11,3

11,5

12,7

12,9

13,4

13,7

14,1

14,9

15,3

17,1

18,4

20,5

21,1

21,9

23,3

24,3

Кызылординская область

Западно-Казахстанская область

Актюбинская область

г. Астана

Мангистауская область

Северо-Казахстанская область

г. Алматы

Жамбылская область

Павлодарская область

Костанайская область

Акмолинская область

Восточно-Казахстанская область

Алматинская область

Карагандинская область

Южно-Казахстанская область

Рисунок 3.11

 

ЧИСЛО АБОРТОВ СРЕДИ 
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ 
15-18 ЛЕТ, 2017 Г. 

 Источник: МЗ РК

32

38

43

54

57

62

69

70

75

79

81

103

130

155

196

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

177

Наибольший удельный вес ВИЧ - инфицирован-

ной молодежи от общего числа ЛЖВ в регионах за-

регистрировано в Кызылординской (24,3) и Атырау-

ской (23,3) областях. 

Наименьшая распространенность ВИЧ - инфи-

цированных зафиксирована в Павлодарской (10,9), 

Жамбылской (11,3) и Костанайской (11,5) областях 

(от общего числа ЛЖВ) (рис. 3.10).

Ранняя беременность и аборты среди несовер-

шеннолетних

 Одной из социальных проблем, влияющих на 

репродуктивное здоровье молодежи, является ран-

няя беременность и аборты. Чем ниже возраст у под-

ростков, тем больший риск для здоровья оказывает

ранняя беременность.

По  данным  Министерства  здравоохранения  Рес-

публики Казахстан, в 2017 году было зарегистрирова-

но 1 286 абортов среди несовершеннолетних в воз-

расте 15-18 лет (рис. 3.11).

В 2017 году в Республике Казахстан было зафикси-

ровано 3 443 случая ранней беременности (15-18 лет)

(рис. 3.12).

В профилактике и лечении социально-значимых

заболеваний молодежи велика роль молодежных

центров здоровья (далее – МЦЗ). По данным Мини-

стерства здравоохранения Республики Казахстан, в

республике функционирует 96 МЦЗ, которые работают

на базе городских, районных организаций первичной

медико-санитарной помощи; областных, районных

центров  формирования  здорового  образа  жизни

(таб. 3.3).

Общее количество лиц, обратившихся к специа-

листам МЦЗ за 2017 год, составило 603 494 челове-

ка, из них лиц мужского пола – 245 715, женского 

пола – 357 779.

Таким образом, на основании анализа статисти-

ческих  данных,  были  определены  основные 

проблемные  аспекты  здоровья  молодого  поко-

ления Республики Казахстан.

Жамбылская область

Актюбинская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область 

Акмолинская область

Мангистауская область 

Атырауская область

г. Алматы

Костанайская область

Восточно-Казахстанская область

Карагандинская область

Кызылординская область

г. Астана

Алматинская область

Южно-Казахстанская область

Рисунок 3.12

 

ЧИСЛО СЛУЧАЕВ РАННЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ 
(15-18 ЛЕТ), 2017 Г. 

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2

40

61

67

97

128

135

173

177

201

234

245

324

672

843

Таблица 3.3

 

КОЛИЧЕСТВО МЦЗ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 
1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА 

Источник: МЗ РК

Количество МЦЗ

1

14

0
7
5

14

4
8
8
4
7
1
1
1
1

12

8

96

Наименование области
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Кызылординская область
Костанайская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Туркестанская область
г. Шымкент
г. Астана
г. Алматы
ВСЕГО

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 3

ЗД

О

РО

ВЬ

Е 

И

 Д

О

СУГ

 М

О

ЛО

Д

О

ГО

 П

О

К

О

ЛЕ

Н

ИЯ

 

178

Несмотря  на  снижение  общей  численности 

больных с впервые в жизни установленным диа-

гнозом (туберкулез) в возрасте 15-29 лет, в отдель-

ных регионах ситуация в данной сфере сложная. 

В Атырауской области показатель «численность за-

болевших туберкулезом на 100 тыс. населения со-

ответствующего возраста» по итогам 2017 года в 

1,8 раз выше, чем в среднем по республике. В Ак-

тюбинской,  Кызылординской,  Мангистауской  об-

ластях и г. Астана данный показатель выше сред-

него по республике в 1,4 раза.

Наиболее  неблагоприятная  ситуация  с  забо-

леваемостью  молодежи  злокачественными  но-

вообразованиями  в  2017  году  сложилась  в  г. 

Астана, Карагандинской, Жамбылской областях.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом снизи-

лось общее количество молодежи, состоящей на

Д учете в ОГЦ СПИД.

По итогам 2017 года наибольшее количество

молодежи, состоящей на учете в ОГЦ СПИД, заре-

гистрировано  в  Восточно-Казахстанской  (364), 

Карагандинской (337) областях, г. Алматы (354).

Наибольший  удельный  вес  ВИЧ  -  инфици-

рованной  молодежи  от  общего  числа  ЛЖВ  в 

2017 году зарегистрирован в Кызылординской 

и Атырауской областях.

Наибольшее количество случаев алкоголизма

среди населения в возрасте 15-29 лет зафикси-

ровано  в  следующих  регионах:  Восточно-Казах-

станская, Кызылординская области, г. Астана.

Необходимо 

обратить 

внимание 

на 

проблему ранней беременности и абортов сре-

ди  несовершеннолетних.  По  итогам  2017  года 

наиболее сложная ситуация сложилась в следу-

ющих 

регионах: 

Южно-Казахстанская, 

Алматинская, Карагандинская области.

3.2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Здоровый образ жизни и спортивно-оздорови-

тельная работа среди молодежи напрямую свя-

заны с будущим развитием Казахстана. Одной

из  задач  государства  является  воспитание  у 

молодых людей ответственности за свое   здо-

ровье и  содействие  популяризации  здорового 

образа жизни.

В  современном  мире  молодые  люди  стал-

киваются  с  различными  угрозами  для  здоро-

вья. Например,  риск  инфекционных,  паразитар-

ных  болезней,  чрезмерное  и  неправильное  ис-

пользование технологий, нездоровая окружаю-

щая  среда, все  это  угрожает  физическому  и 

психическому здоровью молодых людей.

г. Алматы

г. Астана

Южно-Казахстанская область

Северо-Казахстанская область

Павлодарская область

Мангистауская область

Костанайская область

Кызылординская область

Карагандинская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская облась

Восточно-Казахстанская область

Атырауская область

Алматинская область

Актюбинская область

Акмолинская область

Рисунок 3.13

 

КОЛИЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ (14-28 ЛЕТ), 
ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И 
СПОРТОМ, В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ (2015-2017 ГГ.). 

Источник: МКС РК

2015 г.           2016 г.           2017 г.

154 931

104 652

175 692

88 490

124 325

88 095

117 666

55 130

226 138

52 977

90 375

263 766

62 910

172 711

154 273

103 137

253 261

148 454

427 808

51 168

82 007

64 008

143 962

101 638

155 633

100 886

140 916

233 565

92 776

369 015

96 501

76 940

242 968

106 395

346 323

44 588

75 402

52 694

143 274

82 370

144 162

91 089

106 776

215 831

74 958

309 661

72 911

67 752

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru