Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 10

 

 

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

147

  В  структуре  общего  населения  страны  чис-

ленность молодежи за последние пять лет имеет 

тенденцию  к  снижению  (таб.  1.2;  рис.  1.3).  Так, 

если в 2014 году данный показатель составлял 

25%, то в 2018 году – 21,5%.

Уменьшение количества молодежи является

следствием «демографической ямы 90-х» - ката-

строфического спада рождаемости 90-х годов.

Согласно данным статистики, тенденция умень-

шения  численности  молодежи  -  явление  вре-

менное  и,  по  прогнозным  расчетам,  с  2022-2023 

годов ожидается рост численности молодежи.

Динамика  распределения  численности  мо-

лодежи в разрезе город/село за последние пять

лет показывает ежегодное преобладание моло-

дежи среди городского населения над сельской

(таб.  1.3).

Туркестанская область

г. Алматы

г. Шымкент

Кызылординская область

Актюбинская область

Мангистауская область

г. Астана

Атырауская область

Жамбылская область

Западно-Казахстанская область

Карагандинская область

Костанайская область

Алматинская область

Акмолинская область

Восточно-Казахстанская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область

Рисунок 1.2б

ДОЛ

Я

 МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ,
НА НАЧАЛО 2018 Г.

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

23,9

23,5

23,4

22,7

22,4

22,1

21,9

21,8

21,5

21,0

20,4

20,2

20,2

20,2

19,2

19,1

18,6

Таблица 1.2

 

ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ ОТ ОБЩЕЙ 
ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.
25

2015 г.
24,2

2016 г.
23,2

2017 г.
22,3

нач. 2018 г.
21,5

Рисунок 1.3

ДОЛЯ МОЛОДЕЖИ ОТ ОБЩЕЙ
ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г. 2015 г.

2016 г. 2017 г.

2018 г.

нач.

25

,0

24,2

23,2

22,3

21,5

Таблица 1.2

ДОЛЯ МОЛОДЕЖИ ОТ ОБЩЕЙ
ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.
25,

0

2015 г.
24,2

2016 г.
23,2

2017 г.
22,3

нач. 2018 г.
21,5

Таблица 1.3

 

ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ В РАЗРЕЗЕ 
ГОРОД / СЕЛО

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.
2 358 667
1 934 527

2015 г.
2 367 615
1 838 422

2016 г.
2 313 053
1 786 219

2017 г.
2 266 680
1 729 216

нач.2018 г.
2 204 833
1 696 001

Город                Село

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

148

Процентное  соотношение  молодежи  в  разре-

зе  город/село  свидетельствует  об  увеличении

удельного  веса  молодежи  среди  городского  на-

селения с 54,9 % в 2014 году до 56,5 % на начало

2018  года  (рис.  1.4).  Соответственно,  наблюда-

ется снижение численности молодежи сельской

местности.

Молодежь  –  социально-демографическая

группа, выделяемая на основе совокупности воз-

растных  характеристик,  особенностей  социаль-

ного положения и обусловленных тем и другим

социально-психологических  свойств.  Согласно

данному  подходу,  для  более  полного  анализа

целесообразна  дифференциация  молодежи  на

возрастные  группы.  Таким  образом,  молодежь

можно условно поделить на 3 возрастные груп-

пы: ювенальная – 14-18 лет, постювенальная –

19-23 года и старшая группа – 24-28 лет.

Половозрастная структура молодежи

В структуре молодежи на сегодняшний день

наиболее  многочисленной  является  старшая  воз-

растная когорта (таб. 1.4). На начало 2018 года моло-

дые люди в возрасте 24-28 лет составляют 39,5  %.

В этом возрасте на  основе личного опыта произ-

водственной  и  семейной  жизни,  а  также  степени

участия  молодежи  в  общественно-политических

отношениях  завершается  процесс  формирования

зрелой личности. На сегодняшний день треть моло-

дежи – средняя возрастная когорта, т.е. студенты и

молодые люди, завершающие в основном профес-

сиональную  подготовку,  вступающие  в  производ-

ственную деятельность и создающие собственные

семьи. Наименьшую долю составляют подростки и

молодые люди в возрасте 14-18 лет.

Анализируя  демографическую  категорию

«молодежь»,  к  которой  по  официальным  стати-

стическим критериям относятся молодые люди в

возрасте от 14 до 29 лет, важно подчеркнуть, что

численность  молодежи  снижается  в  средней  и

старшей возрастных группах с 2015 года (рис. 1.5).

По  численности  молодежи  младшей  возрастной

группы  (14-18  лет)  другая  ситуация:  с  2016  года

численность постепенно увеличивается.

Рисунок 1.4

 

МОЛОДЕЖЬ В РАЗРЕЗЕ ГОРОД / СЕЛО

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

56,5

56,7

56,4

56,3

54,9

2018 г.

2017 г.

2016 г.

2015 г.

2014 г. 

43,5

43,3

43,6

43,7

45,1 

е

Город                Село

Таблица 1.4

 

ЧИСЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ ПО ОСНОВНЫМ 
ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ 

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.
1 169 386
1 497 539
1 626 269

2015 г.
1 133 817
1 427 596
1 644 624

2016 г.
1 111 075
1 359 834
1 628 363

2017 г.
 1 116 737
1 285 387
1 593 772

2018 г.
1 135 666
1 223 613
1 541 555

14-18 лет

19-23 года

24-28 лет

Рисунок 1.5

 

ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ МОЛОДЕЖИ ПО 
ОСНОВНЫМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ 

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

14-18 лет

19-23 года

24-28 лет

37,9

39,1

39,7

39,9

39,5

нач.

27,2

27

27,1

27,9

29,1 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г. 

34,9

33,9

33,2

32,2

31,4 

Таблица 1.5

 

ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ МОЛОДЕЖИ 

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.
50,2
49,8

2015 г.
50,3
49,7

2016 г.
50,4
49,6

2017 г.
50,5
49,5

мужчины
женщины

2018 г.
50,7
49,3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

149

Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК,

гендерная  структура  молодого  населения  характе-

ризуется  практически  равными  долями  мужчин  и 

женщин (таб.  1.5).  Вместе  с  тем,  следует  отметить 

небольшую динамику  роста  численности  молоде-

жи мужского пола с 2014 года (рис.1.6).

В период с 2014 по 2018 годы наибольшее число

молодых женщин и мужчин зафиксировано в старшей

возрастной группе (24-28 лет), на начало 2018 года 770

690 женщин  и  770  865  мужчин,  соответственно    

(таб. 1.6).

В возрастной группе 14-18 лет за последние 5 лет

отмечается численное преобладание молодых людей

мужского пола. В возрастных когортах 19-23 лет, 24-28

лет  соотношение  между  полами  остается  пропор-

циональным (таб. 1.7).

 

1.2. РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ СРЕДИ

МОЛОДЕЖИ

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, по

итогам 2017 года наблюдается снижение рождаемо-

сти среди молодежи по сравнению с 2016 годом на

6,0 % (14 259 человек) (таб. 1.8).

Снижение  рождаемости  наблюдается  с  2014

года. Так, в 2017 году родилось на 30 596 детей мень-

ше, чем в 2014 году (рис. 1.7).

Коэффициент рождаемости  в период с 2012 по

2014 годы имеет тенденцию к увеличению по всем

возрастным  когортам.  В  2015  году  наблюдается

снижение  данного  показателя  во  всех  возрастных

когортах.

В 2017 году коэффициент рождаемости в возрас-

те 15-19  лет составил  24,93  промилле, в  возрасте

20-24 года – 159,04 промилле, в возрасте 25-28 лет

– 163,26 промилле (рис.1.8).

Коэффициент  рождаемости  за  рассматривае-

мый период в сельской местности превышает зна-

чение в городской, о чем свидетельствуют данные

таблицы 1.9.

В категории 20-24 лет в городской местности в пе-

риод с 2014 по 2017 годы, а также в возрасте 25-28 лет в 

сельской местности наметилась тенденция на посто-

янный  рост  коэффициента  рождаемости  (рис.  1.9).

По данным Комитета по статистике МНЭ РК, за

2017 год смертность в Казахстане достигла цифры

130  033  человек,  что  по  сравнению  с  2016  годом

меньше на 2 340 человек (2016 г. – 132 373 чел.).

Среди молодежи эта цифра в 2017 году состав-

ляет 3 403 человека, из них 578 человек в возрасте

Рисунок 1.6

 

ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г. 2015 г.

2016 г.

2017 г. 2018 г.

50,2

50,3

50,4

50,5

50,7

49,8

49,7

49,6

49,5

49,3

Мужчины                Женщины

Таблица 1.6

 

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

597,6
755,0
804,2

571,8
742,6
822,1

2014 г.

579,3
724,0
813,2

554,5
703,6
831,5

2015 г.

568,2
692,3
805,9

542,9
667,6
822,6

2016 г.

571,2
654,8
791,8

545,5
630,6
801,9

2017 г.

581,1
623,8
770,9

554,6
599,8
770,7

2018 г.

14-18
19-23
24-28

тысяч

Мужчины                Женщины

Таблица 1.7

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

51,1
50,4
49,4

48,9
49,6
50,6

2014 г.

51,1
50,7
50,5

48,9
49,3
49,5

2015 г.

51,1
50,9
49,5

48,9
49,1
50,5

2016 г.

51,1
51,0
49,7

48,9
49,0
50,3

2017 г.

51,2
51,0
50,0

48,8
49,0
50,0

2018 г.

14-18
19-23
24-28

Мужчины                Женщины

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

150

14-18 лет, 1 090 человек в возрасте 19-23 лет и 1 735

человек  в  возрасте  24-28  лет.  В  2017  году  по

сравнению с 2016 годом смертность среди молоде-

жи снизилась на 15,7 %.

Анализ  показателей  смертности  за  2014-2017

годы выявил тенденцию к снижению. В 2017 году по 

сравнению  с  2014  годом  смертность  среди моло-

дежи  во  всех  возрастных  группах  снизилась на         

1 047 человек (рис.1.10).

В 2014 - 2015 годы уровень смертности городской

молодежи  был  выше,  чем  у  сельской  молодежи.

Однако в 2016-2017 годы стала наблюдаться обратная

тенденция: уровень смертности среди сельской мо-

лодежи стал преобладать. 

Следует отметить, что уровень смертности среди 

молодых мужчин в 2017 году был в 2,5 раза выше, 

чем среди молодых женщин. По оценкам психоло-

гов, это может быть следствием того, что мужчинам 

присуще более рискованное поведение. 

Рисунок 1.7

РОЖДАЕМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г. 2015 г. 2016 г.

2017 г. январь-

июнь 

2018 г.

251 825 242 900 235 965

221 706

107 437

Рисунок 1.8

КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

15-19 лет

20-24 года

25-28 лет

число родившихся на 1000 женщин

169,35

163,39

169,34

163,26

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

34,46

30,98

28,13

24,93

161,54

161,18

162,32

159,04

Таблица 1.8

ДАННЫЕ О РОЖДАЕМОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ЗА 2014-2018 ГГ.

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

107 437

6 458

49 918
51 061

221 706

13 547

103 138
105 021

235 965

15 413

111 174
109 378

242 900

17 431

116 466
109 003

251 825

20 210

122 406
109 209

п

о состоянию на 1 июня 2018 г.

Рождаемость среди молодежи, всего
В разрезе возраста матери:
младше 20 лет
20-24 года
25-28 лет

Таблица 1.9

КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ 
В РАЗРЕЗЕ ГОРОД / СЕЛО

число родившихся на 1000 женщин

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

31,95

140,46
162,38

36,87

193,58
180,01

27,60

143,97
149,11

34,39

186,06
189,84

25,21

148,87
148,79

31,15

180,75
198,02

22,40

149,06
147,18

27,58

172,42
195,52

15-19 лет
20-24 лет
25-28 лет

Город                Село

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

151

Ежегодно наибольшее количество смертей среди

молодежи 

наступает  вследствие 

несчастных

случаев,  отравлений  и  травм  (62,3%).  Другими

причинами

смертности 

являются 

новооб-

разования (6,6%), 

болезни  системы  кровооб-

ращения  (6,7%), болезни  органов пищеварения

(3,1%),  болезни  органов  дыхания (3,4%), инфекцион-

ные 

и 

паразитарные

болезни

(2,6%).

Для определения смертности среди молодежи в

возрасте  14-28  лет  был  использован  возрастной

коэффициент  смертности,  который  представляет

собой отношение общего числа умерших за год к чис-

ленности

населения,  выраженное  в  промилле

(рис. 1.11). За исключением 2014 года, наивысший ко-

эффициент смертности среди мужчин и женщин при-

шелся на  возрастную группу 24-28 лет (2014 г.  – 19-

23  года), наименьший – на возрастную группу 14-18

лет (2014 г. – 24-28 лет).

Наиболее  высокий  коэффициент  смертности

среди  молодежи  в  2017  году  наблюдается  в
возрастной группе 24-28 лет в Северо-Казахстанской

области (2,09), в  средней  возрастной  подгруппе  19-

23 года  в  Алматинской  области  (1,38),  в  возраст-

ной группе  14-18  лет в  Западно-Казахстанской  об-

ласти (0,85).  Самые  низкие  показатели  смертности

среди молодежи  зарегистрированы  во  всех  воз-

растных когортах в г. Алматы (таб. 1.10).

 

1.3. БРАКИ, РАЗВОДЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

По данным Комитета по статистике, в 2017 году

среди молодежи было заключено 105 796 браков

(женщины), 88 180 браков (мужчины). Исследование

данного  показателя  в  динамике  с  2014  года

свидетельствует о снижении брачности, как среди

невест, так и среди женихов во всех

Рисунок 1.9

КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ 
В РАЗРЕЗЕ ГОРОД / СЕЛО

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

число родившихся на 1000 женщин

2014 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г.

2016 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г.

36,87

31,95

34,39

27,6

31,15

25,21

27,58

22,4

193,58

140,46

186,06

143,97

180,75

148,87

172,42

149,06

15-19 лет

20-24 года

25-28 лет

180,01

162,38

189,84

149,11

198,02

148,79

195,52

147,18

Село

Город

14-18 лет

19-23 года

24-28 лет

Рисунок 1.10

ПОКАЗАТЕЛИ СМЕРТНОСТИ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего:

4 450

4 114

3 598

3 403

2015 г.

645   

      

 1 3

61    

     

     

  2

 1

08

2014 г.

714   

      

 14

41     

     

     

 22

95

592   

      

 1 1

19    

     

     

  1

 8

87

2016 г.

578   

      

 1 0

90    

     

     

  1

 7

35

2017 г.

Рисунок 1.11

ПОКАЗАТЕЛИ СМЕРТНОСТИ ЗА 2014-2017 ГОДЫ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

14-18 лет

19-23 года

24-28 лет

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

0,46

0,67

0,62

0,51

0,96

1,02

0,89

0,87

0,35

1,39

1,28

1,11

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

152

 возрастных группах (на 15 % и 17 %, соответствен-

но), что связано с сокращением общей численно-

сти  молодежи.  Наглядно динамика  изменения 

брачности  представлена  в таблице 1.11 и на ри-

сунке 1.12.

Наибольший  процент  состоящих  в  браке  мо-

лодых людей отмечен в возрастной группе 19-23 

лет (таб. 1.12).

Возраст  вступления  в  брак  является  индика-

тором брачного поведения. Средний возраст вступ-

ления в брак у мужчин и женщин постепенно повы-

шается (рис. 1.13).

В Казахстане средний возраст вступивших в брак

мужчин увеличился с 27,1 лет в 2014 году до 27,3 лет

в  2016  году.  Откладывание  браков  на  поздний 

возраст,  увеличение  среднего  возраста  вступле-

ния в брак свидетельствуют о важных изменениях 

в  брачном  поведении.  На  увеличение  среднего 

возраста вступления в брак влияет стремление 

молодых людей  быть  самостоятельными  в  эко-

номическом отношении,  получить  образование, 

специальность, работу, сделать карьеру.

Показатели разводимости постепенно снижают-

ся в период 2014-2017 годов (рис. 1.14, таб.1.13).

Наибольшее количество разводов приходится

на молодежь в возрастной группе 25-28 лет. Данная

тенденция характерна как для молодых мужчин, так

и для женщин (рис.1.15).

Отношение казахстанской молодежи к разводам

следующее: 76,6% относятся к разводам отрицатель-

Таблица 1.11

КОЛИЧЕСТВО БРАКОВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

106 224
125 051

2015 г.

97 617
115 484

2016 г.

91 298
108 904

2017 г.

88 180
105 796

по состоянию

на 1 июня 2018 г.

34 669
42 206

Мужчины                Женщины

Таблица 1.10

ВОЗРАСТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ СМЕРТНОСТИ МОЛОДЕЖИ
В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ И ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

14-18 лет

19-23 года

24-28 лет

2015 г.

2014 г.

2016 г. 2017 г.

0,8

0,66
0,56
0,69
0,74
0,44
0,65
0,64
0,93
0,58
0,51
0,48
0,74
0,52
0,45
0,23

0,59
0,37
0,43
0,51
0,48
0,38
0,43
0,51
0,66
0,46
0,36
0,44
0,69
0,43
0,32

0,4

0,55
0,54
0,55
0,45
0,72

0,6

0,61
0,59
0,58
0,59
0,44
0,57
0,58
0,53
0,44
0,21

0,77
0,58

0,6

0,47
0,39
0,56
0,85
0,44

0,5

0,72
0,39
0,59
0,49
0,48
0,37

0,3

1,22

0,9

1,16
1,01
1,34
0,82
1,13
1,08
1,25

1,1

0,88
0,88
1,37
0,99
0,71
0,33

1,18
0,91
1,09
0,84
1,07

1,1

1,13

1,1

1,28
0,87
1,05
1,01

1,3

1

0,58
0,41

1,02
0,69
1,01
0,97
0,95
0,86
1,16
0,93
1,03
0,89
0,81
0,76
1,16
0,96

0,4

0,28

1,22
1,01
1,38
0,49
1,05
0,74
0,95
0,82
0,96
0,79
0,97
0,71
1,08
0,84
0,55
0,46

1,78
1,08
1,38
1,03
1,65
1,49
1,59
1,79

1,6

1,22

1,1

1,56
2,82
1,08
0,86
0,57

0,43
1,28
1,52
1,14
1,79
1,35
1,86
1,83
1,58
1,23
1,12
1,85
2,42
1,16
0,69
0,67

2,03
1,05

1,4

1,12
1,57
1,15
1,39
1,38
1,47
1,23
0,89
1,49
1,88
1,05
0,71
0,53

1,71
0,85
1,22
1,26
1,46
0,98
1,39
1,47
1,31

1,1

1,14

1,3

2,09
1,09

0,6

0,48

2015 г.

2014 г.

2016 г. 2017 г.

Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
В-Казахстанская область
Жамбылская область
З-Казахстанская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Павлодарская область
С-Казахстанская область
Ю-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы

2015 г.

2014 г.

2016 г. 2017 г.

Рисунок 1.12

 

КОЛИЧЕСТВО БРАКОВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г. 2015 г.

2016 г.

2017 г. январь-

июнь

2018 г.

106 224 97 617

91 298 88 180

34 669

125 051

115 484 108 904 105 796

42 206

Мужчины                Женщины

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

153

но, из них 44,9% «крайне отрицательно, особенно, 

если есть дети» и треть опрошенных (31,7%) – ско-

рее отрицательно. 17,2% выразили мнение, что «если 

молодые супруги не счастливы в браке, то развод 

неизбежен». 

В качестве основных причин развода, по резуль-

татам социологического исследования, выступают 

финансовые и жилищные проблемы, супружеская 

неверность, отсутствие детей, вредные привычки 

(алкоголизм, курение, игромания), вмешательство 

родителей в отношения молодых супругов (таб.1.14).

 

1.4. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ 

МОЛОДЕЖИ 

В миграционных процессах с участием моло-

дежи за последнее пятилетие прослеживаются 

существенные изменения. С 2014 по 2017 годы 

Мужчины                Женщины

Рисунок 1.13

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

2015 г.

2016 г.

24,6

27,7

24,8

27,1

27,2

27,3

23 23,5 24 24,5 25 25,5 26 26,5 27 27,5 28

Лет

Таблица 1.13

ДАННЫЕ ПО РАЗВОДАМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.
12 633
19 309
31 942

Всего

2015 г.
12 282
18 805
31 087

2016 г.
11 466
17 869
29 335

2017 г.
11 203
17 716
28 919

1 июня 2018 г.

5 335
8 594

13 929

Мужчины                Женщины

Таблица 1.12

БРАКИ ПО ВОЗРАСТУ И БРАЧНОЕ СОСТОЯНИЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

19 649
17 689
16 130
15 253

6 848

19 441
17 475
15 958
15 113

20

9
8

13
56
30
31
33

132
175
133

94

3 227
2 771
2 293
2 040

957

3 193
2 737
2 277
2 030

2
2
0
0

11

8
4
6

21
24
12

4

2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.

1 июня 2018 г.

2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.

< 18 лет, 18-19 лет

20-24 года

25-28 лет

Всего

52 701
47 820
43 868
41 972
16 287
51 888
47 103
43 216
41 341

81
59
37
29

687
628
580
568

45
30
35
34

73 667
68 491
65 192
63 028
23 590
71 965
66 836
63 529
61 274

134

94
79

102

1 477
1 516
1 510
1 585

91
45
74
65

50 296
47 026
45 137
44 168

17 139 

47 048
43 973
42 188
41 244

114

93
75
69

3 104
2 931
2 848
2 819

30
29
26
36

31 735
29 304
27 582
27 515
10 950
28 063
25 757
24 069
23 816

187
142
134
116

3 461
3 383
3 358
3 560

24
22
21
23

106 224

97 617
91 298
88 180
34 669

102 129

93 813
87 681
84 615

197
154
112

98

3 802
3 567
3 432
3 393

96
83
73
74

125 051
115 484
108 904
105 796

42 206

119 469
110 068
103 556
100 205

341
245
221
218

4 994
4 929
4 899
5 178

247
242
228
182

Вступило в брак

из них: прежде 
не состоявшие 
в браке

Брачное состояние
по годам

Вдовые

Разведенные

Не указавшие 
состояние в браке

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

154

наблюдается отрицательное сальдо миграции

молодых людей.

Миграционная  мобильность  более  всего

характерна для молодежи возрастной группы 25-

28 лет (таб. 1.15). Это объясняется тем, что в дан-

ном возрасте молодые люди, как правило, завер-

шили обучение  и  находятся  в  поиске  наиболее

подходящей работы. К тому же, в  связи с увели-

чением среднего  возраста  вступления  в  брак  у

мужчин и  женщин,  большинство  молодых  лю-

дей  в  этом возрасте  не  обременены  семьей  и

семейными обязательствами.

За период с 2014 по 2017 годы число молодых

людей - эмигрантов из Казахстана растет (рис. 1.16).
Наибольшее  количество  выбывающей  моло-
дежи  приходится  на  страны  СНГ  (90,1  %).  В  ми-
грационном  обмене  Казахстана  и  стран  СНГ  в
2017  году наибольшее число выбывшей  из  нашей
страны  молодежи  отмечено  в  Восточно-Казах-
станской 

(1 169

человек),  Карагандинской 

(1 099  человек) Костанайской  (996  человек), 
Павлодарской  (787 человек)  и

Северо-Ка-

захстанской  (774  человека) областях,  что связано 
с миграцией  населения  из приграничных  райо-
нов Казахстана в Россию.

В отношении других стран у Казахстана наблю-

дается  слабая  миграционная  активность.  Больше

всего  в  другие  страны  из  нашей  республики  выбы-

вает молодежь Карагандинской (167 человек), Пав-

лодарской  (107  человек),  Костанайской  (107  чело-

век) областей и города Алматы (97 человек).

В  целом,  пик  мобильности  приходится  на

возрастную  группу  молодежи  24-28  лет,  пре-

имущественно женского пола.

Наибольший  поток  внутренней  миграции

отмечается  в  городах  республиканского  значе-

ния  – Астана (прибыло 43 021 человек, сальдо со-

ставило

Рисунок 1.14

ЧИСЛО ВСТУПИВШИХ И РАСТОРГНУВШИХ
БРАК СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Браки (муж.)

Браки (жен.)

Разводы (муж.)

Разводы(жен.)

88 

18

0

10

224

125 051

115 4

84

108 9

04

105 7

96

97

 617

91 

29

8

12 633

19 309

18 805

17 869

17 716

12 282

11 466

11 203

Мужчины                Женщины

Рисунок 1.15

ДАННЫЕ ПО РАЗВОДАМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
В РАЗРЕЗЕ ГЕНДЕРА И ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
(2017 ГОД)

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

18-19

20-24

25-28

лет

года

лет

6 754

10 595

2 778

8 375

358

49

Таблица 1.14

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВОДА 

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

Финансовые проблемы (кредиты, ипотека, долги и т.д.)

Отсутствие жилья

Супружеская неверность

Отсутствие детей

Вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания)

Вмешательство родителей в отношения молодых супругов

Проявления насилия со стороны супруга(-и)

Проблемы с трудоустройством

Проблемы во взаимоотношениях с родителями супруга(-и)

Отсутствие общих интересов, разница в образовании

Грубость, насилие со стороны супруга(-и)

Проблемы с рождением, воспитанием детей

Отсутствие общих взглядов, убеждений
(политических, религиозных)

Нехватка времени на совместный досуг

Проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение

Затрудняюсь ответить

48,6

32,6

22,9

19,7

19,4

18,6

13,4

9,6

6,4

8,8

7,8

4,7

4,3

3,8

2,1

6,2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 1

ДЕ

М

О

ГР

АФ

И

ЧЕ

СКИЕ

 ХАР

АКТЕ

РИС

ТИКИ

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

 РЕ

СП

УБЛИКИ

 КАЗ

АХ

С

ТАН

155

15 853 человека) и Алматы (35 763 человека прибы-
ло, сальдо – 14 765 человек).

Как отмечалось ранее, снижение количества

сельской  молодежи  объясняется  оттоком  мо-

лодых людей из села в город с целью продолже-

ния образования и трудоустройства. Отток моло-

дежи из  сельской  местности  в  города  увеличи-

вается. Наибольшее количество молодежи поки-

нуло  Южно-Казахстанскую  (49  243  человека)  и 

Алматинскую (35 704 человека) области.

Таким  образом,  анализ  социально-демогра-

фических характеристик молодежи позволяет сде-

лать следующие выводы:

В структуре общего населения страны числен-

ность молодежи за последние пять лет имеет

тенденцию к снижению (2014 год – 25 %, 2018

год – 21,5 %). Сокращение численности молодежи

может иметь последствия для различных сфер

жизнедеятельности общества и должно быть

учтено при государственном планировании.

Молодые люди в возрасте 24-28 лет составля-

ют порядка 40  %, которые пополняются нарас-

тающими темпами в течение изучаемого перио-

да. Треть  молодежи  –  средняя  возрастная  ко-

горта, по  численности  которой,  наоборот,  на-

блюдается снижение темпа прироста.

Гендерный  портрет  молодежи  имеет  устой-

чивую  тенденцию,  представлен  равномерно, 

практически  равными  долями  мужчин  и  жен-

щин.

Средний возраст вступления в брак у мужчин

и  у  женщин  постепенно  повышается.  Отклады-

вание  браков  на  поздний  возраст,  увеличение 

среднего возраста вступления в брак свидетель-

ствует о важных изменениях в брачном поведе-

нии.

Показатели  разводимости  постепенно 

снижаются  в  период  2014-2016  годов,  общий 

спад составил  8,2%.  Наибольшее  количество 

разводов приходится  на  молодежь  в  возраст-

ной группе 25-28 лет, которая составляет 64,7%.

В  2015-2016  годы  рождаемость  среди  моло-

дежи снижается, с 2015 года в детородный воз-

раст вступает  поколение  «демографической 

ямы» (1996-1998 гг.).

В  тенденциях  по  показателям  миграции  мо-

лодежи  за  последнее  пятилетие  прослежива-

ются существенные изменения. С 2014 по 2017 

годы наблюдается  отрицательное  сальдо  ми-

грации. Число молодых людей - эмигрантов из 

Казахстана растет. Наибольшее количество вы-

бывающей молодежи  приходится  на  страны 

СНГ,  в  отношении  других  стран  миграционная 

активность слабая. Пик мобильности приходит-

ся на возрастную группу  молодежи  24-28  лет, 

преимущественно женского пола. Растет отток 

молодежи сельской местности в города.

Таблица 1.15

ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ И ПО ПОЛУ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

иммигранты

эмигранты

14-18 лет
19-23 года
24-28 лет

470

1 068
1 293

781

1 148
1 449

480

1 358
1 420

692

1 328
1 853

2015 г.

428

1 016
1 269

709

1 091
1 409

412

1 276
1 418

774

1 365
1 908

2016 г.

336
838

1 090

874

1 317
1 578

353

1 150
1 204

882

1 549
2 049

2017 г.

493
974

1 136

969

1211

1 528

435

1142

1 247

866

1437

1 977

Рисунок 1.16

ЧИСЛО ВЫБЫВШИХ ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН В ВОЗРАСТЕ 14-28 ЛЕТ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

январь-

июнь

2018 г.

6 487

6 532

7 485

7 195

2 735

7 251

7 256

8 249

7 988

3 004

764

724

764

793

269

Всего

выбыло

В страны

СНГ

В другие

страны

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.2.  Деятельность международных

 

организаций в сфере

 

поддержки молодежи

МЕЖДУНАРОДНЫЙ 

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ 

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ГЛАВА 2

2

2.1.  Обзор стратегий и передовой 

 

практики реализации

 

молодежной политики

 

в зарубежных странах

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

157

2.1. ОБЗОР СТРАТЕГИЙ И ПЕРЕДОВОЙ 

ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ 

ПОЛИТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 

Государственная молодежная политика в за-

рубежных странах развивается с 50-60-х годов  

ХХ века. Стимулом для развития молодежной по-

литики  послужила  активизация  протестного  по-

тенциала  самой  молодежи  («молодежные  бунты»,

«студенческие революции» и др.). В условиях про-

должающихся  модернизационных  процессов  в

различных сферах общества интересен зарубежный

опыт реализации молодежной политики.

Федеративная Республика Германия 

1

Федеральное Министерство по делам семьи,

пожилых  людей,  женщин  и  молодежи  разрабо-

тало  Национальную  Молодежную  Стратегию

под  названием  «Handeln  für  eine  jugendgerechte

Gesellschaft»  («Акция  для  молодежного  обще-

ства»).  Стратегия  ориентирована  на  молодежь

от 15 до 29 лет.

Национальные инициативы и программы

1. Программа «JOBSTARTER plus»

Данная программа ориентирована на решение

следующих задач:

• укрепление профессиональных компетенций

молодых индивидов;

• раскрытие нового квалифицированного тру-

дового потенциала молодежи.

Программа спонсирует инновационные стра-

тегии  и  услуги  по  обучению,  которые  помогают

малым и средним предприятиям привлекать ква-

лифицированную  рабочую  силу  и  использовать

новые целевые группы.

Кроме этого, в рамках данной программы про-

исходит  разработка  стратегий  повышения  пред-

принимательской  активности  среди  молодежи

для  облегчения  процесса  перехода  от  школы  к

профессиональной  специализации  и  труду.  Офис

Программы расположен в Федеральном институте 

профессионального образования и обучения, что 

позволяет  использовать  научный  потенциал

учебного  заведения:  запускать и  координировать

общенациональные  специализированные  сети,

обмениваться  результатами  с  научным  сообще-

ством,  а  также  заинтересованными  членам  об-

щественности  через  официальные  публикации.  В

этом  отношении  проекты  JOBSTARTER  являются

эффективными  моделями  повышения  профес-

сиональных компетенций молодежи для конкрет-

ного  региона  и  имеют  потенциал  для  междуна-

Country sheet on youth policy in Germany https://pjp-eu.coe.int/documents/1017981/8534762/Country+Sheet_Germany_2015.

pdf/583a99a4-229f-4c49-91b8-b4fba19d8f34

родного обмена опытом.

Проект «To Strengthen Youth. 1000 Chances»

(«Укрепление молодежи: 1000 возможностей»).

   Главная  цель  «To  Strengthen  Youth.  1000

Chances» – повышение мотивации обездоленных

молодых людей. Молодежные торговые палаты

тесно сотрудничают с экспертами инициативы

«To Strengthen Youth. 1000 Chances». Совместно

разрабатываются соответствующие проекты для

целевых групп на местном уровне и запускают-

ся механизмы их реализации. Благодаря данно-

му взаимодействию решается вопрос нехватки

квалифицированных рабочих. Данное сотрудни-

чество основано на принципах социальной от-

ветственности,  позволяет  сформировать  пози-

тивный образ предпринимателей и нивелировать

существующие стереотипы на рынке труда.

 Главная целевая группа – молодежь в возрас-

те от 12 до 26 лет, которая нуждается в поддерж-

ке  при  переходе  от  школы  к  работе?  и  моло-

дые мигранты.

Федеральная  программа  «Welcome  among

friends»  («Добро  пожаловать  к  друзьям»)

(с 2015 г.).

  Федеральная  программа  «Welcome  among

friends» помогает мигрантам и местным жите-

лям  создавать  альянсы  в  городах  и  сельских

общинах.  Каждый  из  этих  альянсов  состоит

по меньшей мере из трех местных участников.

Участники могут быть, например, молодежными

работниками,  работниками  мэрии,  сотрудника-

ми по социальным вопросам, учителями, и сами

беженцы. Вместе они работают над улучшением

положения детей и подростков-беженцев, в том

числе, решают вопросы жилья, защиты детей и

профессиональной  ориентации.  Данная  Феде-

ральная  программа  дает  молодым  мигрантам

возможность реализовать права на образование

и участие, получить поддержку и иметь возмож-

ность активно участвовать в жизни сообщества.

«Jugend migrations dienste» («Молодежная ми-

грационная служба») (далее − ММС).

Программа  для  молодых  переселенцев  с 

предоставлением  консультаций,  помощи  и 
образовательных услуг. 

Сотрудники ММС помогают молодым мигран-

там в поиске путей и перспектив на новом месте.

Данная программа ориентирована на:

- молодых людей, недавно приехавших в Гер-

манию, с оконченным средним образованием;

- на детей, подростков и молодых людей в воз-

расте от 12 до 27 лет.

Цели ММС:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

158

• улучшение возможностей для социальной

интеграции;

• укрепление равенства шансов;

• содействие участию молодых переселенцев

в социальной, культурной и общественной жизни

сообщества.

Задачи:

• всеобъемлющее содействие интеграции;

• консультации, индивидуальная помощь по

всем вопросам интеграции, разработка индиви-

дуальных интеграционных планов;

• поддержка межкультурного общения;

• направление в другие службы и организации;

• интеграционные курсы, помощь для детей и

подростков и т.д.;

• курсы повышения квалификации, групповые

проекты;

• ориентирование в системе немецкого выс-

шего образования;

• приобщение к новым информационным тех-

нологиям;

• дополнительные семинары (подготовка к со-

беседованию, семинары по выработке личност-

ных качеств);

• помощь в освоении специализированных

знаний на немецком языке;

• работа с родителями и т.д.

 «Girls’ day – Girls’ future day» («День перспек-

тив для девочек»).

      

Ежегодно

 

с

 2005 

года

 

инженерно

-

техническим

предприятия

м, техническим учебным аведениям, 

университетам  и  исследовательским  центрам 

предлагается организовать открытый день для 

девочек - Girls’Day.

Girls’Day привлекает окружение, то есть, мо-

лодых девушек, средства массовой информации

и  работодателей  к  участию  в  кампании  и  ме-

нять свое общее отношение к профессиональной

ориентации. Информационный материал, инте-

рактивный веб-сайт и индивидуальный консуль-

тативный сервис обеспечивают поддержку для

всех целевых групп.

Благодаря  общенациональной  направлен-

ности  и  единой  дате,  Girls’Day  концентрирует

региональные  ограниченные  индивидуальные

инициативы и достигает уникального широкого

эффекта. Он считается самым крупным проектом

профориентации для студентов-женщин. Girls’Day

в апреле 2017 года запомнился большим успе-

хом: более 10 000 учреждений предложили около

100 000 мест для студентов-женщин.

«New ways for boys» («Новые возможности

для молодых парней»).

Национальная стратегия развития молодежной политики 2011-2019 https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/TAIS.387971)

«New ways for boys» – это общенациональная 

сеть и информационная платформа. Программа 

успешно реализуется с 2005 года, предоставляя 

молодым парням актуальную экспертную инфор-

мацию, учебные печатные и онлайн материалы 

по профессиональной ориентации, карьерным 

возможностям. Кроме того, в рамках Програм-

мы проходят общенациональные конференции и 

встречи для обмена опытом между экспертами, 

исследователями.

 

Литовская Республика 

2

 Глава о молодежной политике впервые была

включена в качестве отдельной части в програм-

му Правительства Литовской Республики в 2004-

2008  годы.  Положения  этой  программы  направ-

лены  на  поощрение  сплоченности  молодежных

организаций, участие молодежи в развитии граж-

данского общества, а также совершенствование

политики в области образования, занятости, жи-

лья, досуга, культуры и безопасности молодежи.

В  программах  Правительства  Литовской 

Респу-блики  на  2008-2012  и  2012-2016 годы 

также  были  главы  по  молодежной  политике. В 

целях  реализации  положений  и  мер,  предусмот-

ренных  в  этих  программах,  в  декабре  2010 

года Правительство  Литовской  Республики 

утвердило Национальную  стратегию  развития 

молодежной политики на 2011-2019 годы.

В Национальной стратегии развития молодеж-

ной  политики  на  2011-2019  годы  приоритетное

внимание уделено улучшению социальной интег-

рации молодежи (с акцентом на молодых людей,

не связанных с занятостью, образованием и про-

фессиональной  подготовкой,  NEET,  поощрению

межсекторального  сотрудничества  в  качестве

основополагающего  принципа  молодежной  по-

литики,  поощрению  сотрудничества  между  мо-

лодежью  из  стран  Европейского  Союза  и  стран

Восточной Европы и Кавказа.

Основными  целями  Национальной  стратегии

развития  молодежной  политики  на  2011-2019

годы являются обеспечение более широких воз-

можностей  трудоустройства  молодежи,  создание

благоприятных  условий  для  участия  молодежи

на  рынке  труда,  содействие  экономическому  и

социальному  предпринимательству,  развитие  не-

формального образования, создание условий для

культурного  воспитания,  поддержка  творчества

молодежи.

Инициатива  по  трудоустройству  молодежи

включена в операционную программу инвестици-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

159

онных фондов Европейского Союза в 2014-2020

годы,  где  ее  реализация  была  отнесена  к  кон-

кретной  цели  «Сократить  число  молодых  людей

в возрасте от 15 до 29 лет, не связанных с заня-

тостью, образованием или обучением».

Национальные инициативы и программы

Проект под названием «Atrask» («Откройте

себя»)  осуществляется  Литовской  государ-
ственной  службой  занятости  (Литовской  бир-

жей  труда),  действующей  в  качестве  ведущего

партнера, и  Департаментом  по  делам  молоде-

жи.  Каждое учреждение  координирует  отдель-

ную  цепочку реализации  проекта,  ориентиро-

ванного  на  разные  группы  NEET.  Работа

Литовской  биржи  труда предназначена  для  ак-

тивных представителей категории NEET, которые

официально  зарегистрированы  как  безработ-

ные. Участники этого проекта получают профес-

сиональное  обучение,  субсидированные  рабо-

чие места или пакет из нескольких услуг  в  зави-

симости  от  их  потребностей.  Работа Депар-

тамента  по  делам  молодежи  направлена на

неактивную  молодежь  NEET.  Работа  осуще-

ствляется  путем  предоставления  услуг  ранне-

го вмешательства,  которые  сосредоточены

на

развитии 

профессиональных 

навыков 

и мотивации к  работе  через  волонтерскую 

дея-тельность,  участие  в  различных  тренингах, 

ста-жировках, 

а 

также 

предоставление 

молодежи психологического консультирования.

Во время проекта участники, не связанные с

занятостью,  образованием  или  обучением,  по-

стоянно общаются с лично назначенным специ-

алистом,  молодежным  работником,  который

предоставляет  всю  необходимую  информа-

цию  о возможностях  выхода  на  рынок  труда

или  возвращения в систему образования. Разно-

образное и  гибкое  применение  мер,  методов  и

услуг  увеличивает  возможности  для  молодежи

категории NEET  найти  работу  или  получить  ка-

чественное образование.  Учитывая  индивиду-

альные  потребности  и  возможности  каждого

молодого  человека,  участие  может  занять  от

двух недель до трех месяцев.

Норвегия

Национальные инициативы и программы

Программа «NORDBUK» поддерживает проек-

ты  детей  и  молодых  людей  и  нацелена  на
укрепление  их  организаторских  навыков.

Целевая группа  программы  –  дети  и  молодые

люди в возрасте до 30 лет.

 Программа направлена на поощрение участия

детей и молодежи в демократических процессах,

а также на укрепление северной идентичности в

разных странах (Норвегия, Швеция, Дания, Фин-

ляндия, Исландия, Фарерские острова, Гренлан-

дия, Аландские острова).

«BYCO» («Координационное бюро Баренцева

региона»).

Бюро  по  сотрудничеству  в  Баренцевом  моло-

дежном  отделении  осуществляет  консультации,

информирование,  обучение  навыкам  в  области

управления  проектами  и  все  виды  поддержки

молодежных групп, организаций и сетей, работа-

ющих  с  международными  молодежными  проек-

тами в Баренцевом регионе.

 Участвующие страны: Россия, Финляндия,

Швеция и Норвегия.

«Den  fylkeskommunale  oppfоlgningstjenesten»

(«Служба  дальнейшей  помощи»)  –  это  програм-

ма,  ориентированная  на  поддержку  и  оказание

различных услуг молодежи категории NEET в воз-

расте от 15 до 21 года. Программа сотрудничает

с  муниципалитетами  и  государственными  учре-

ждениями. Основная деятельность заключается

в  организации  процесса  обучения,  трудоустрой-

стве  или  других  формах  занятости.  Обучение  или

подготовка  должны  привести  к  сертификации  в

университетах  или  повышению  профессиональ-

ной компетентности.

Королевство Дания

Национальный молодежный совет Дании яв-

ляется зонтичной организацией, включает в себя

70  различных  организаций,  которые  работают  с

более чем 600 000 детьми и молодыми людьми.

Национальный  совет реализует ряд  молодежных

программ на сумму более 100 миллионов датских

крон (18,2 миллионов долларов США).

Национальные инициативы и программы

В рамках программы «ART Excel» молодежь

обучается  разнообразным  навыкам,  способству-

ющим более спокойному поведению и сосредото-

ченности, физическому расслаблению и эмоцио-

нальной  стабильности.  Этот  курс  преподается

путем  игр  и  мероприятий,  на  которых  молодежь

учится  общаться  друг  с  другом.  В  результате

молодые  люди  становятся  более  открытыми

по  отношению  к  разным  группам  людей.  Такие

мероприятия  как  «Новый  друг  каждый  день»  и

«Случайное  проявление  доброты»  помогают  уча-

щимся  осознавать  потребности  других  людей  и

поощрять  интеграцию  человеческих ценностей в

повседневную жизнь.

Семинары  по  расширению  возможностей  мо-

лодежи (от 14 до 17 лет) ориентированы на вос-

питание у молодежи ценности здоровья и здоро-

вого образа жизни. В рамках семинаров молодых

людей  обучают  жизненно  важным  навыкам  и

практике управления стрессом и эмоциями.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

160

Молодые  люди  сталкиваются  с  такими  эмо-

циональными проблемами как низкая самооцен-

ка, депрессия и беспокойство, которые являются

источником  большого  стресса  и  препятствуют

обучению.  Без  здоровой  альтернативы  студен-

ты часто обращаются к нездоровым стратегиям,

чтобы  справиться  с  этими  проблемами,  в  том

числе: курение, алкоголь, наркотики, агрессия и

насилие, а также уход от социального взаимодей-

ствия.

Dansk  «International  Cultural  Youth  Exchange»

(ICYE) («Датская международная культурная мо-

лодежная биржа») − международная культурная

организация, управляющая программами обмена

датских и иностранных волонтеров в сотрудниче-

стве с другими соответствующими культурными

организациями. Dansk ICYE также является парт-

нером  программы  Европейской  волонтерской

службы European Voluntary Service.

Целями программы обмена являются обеспе-

чение  мобильности  молодежи,  межкультурное

обучение и возможность международного добро-

вольного участия, чтобы помочь людям преодо-

леть  предрассудки  и  развивать  межкультурное

взаимопонимание. В рамках программы возмож-

ны длительные и краткосрочные пребывания во-

лонтеров в более чем 40 странах мира.

 

Королевство Великобритании

В последние годы правительство Великобри-

тании проводит политику децентрализации, что 

приводит к усилению полномочий на местном 

уровне. В результате решения о предоставлении 

услуг и деятельности для молодежи определя-

ются на местном, а не на национальном уровне. 

 Национальные инициативы и программы

 «Troubled Families» («Проблемные семьи») 

– это программа целевого вмешательства для 

работы с неблагополучными семьями. Местные 

власти идентифицируют «проблемные семьи» в 

своей области и закрепляют ключевого работ-

ника, который обеспечивает точки соприкосно-

вения. 

448 миллионов фунтов стерлингов были выде-

лены на первый этап программы, который прохо-

дил с 2012 по 2015 годы. Местные власти оказали 

помощь 120 000 семьям. 

Второй этап программы «Troubled Families» 

был запущен в 2015 году, 920 миллионов фунтов 

стерлингов выделено на помощь 400 000 семьям. 

Второй этап будет проводиться до 2020 года, с 

ежегодной отчетностью о результатах. Програм-

https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/en/content/youthwiki/overview-United-Kingdom-England

https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/en/content/youthwiki/overview-Austria

мой управляет Департамент по делам общин и

местного самоуправления.

«Life  Chances  Fund»  («Фонд  жизненных  воз-

можностей») – это фонд в размере 80 миллионов

фунтов стерлингов, предоставляемый Правитель-

ством Великобритании для оказания помощи лю-

дям, которые сталкиваются с препятствиями для

ведения счастливой и продуктивной жизни. Фонд

обеспечивает вклады в контракты (социальные

инвестиции). Эти контракты предназначены для

решения сложных социальных проблем по шести

направлениям:

- зависимость от наркотиков и алкоголя;

- работа с детьми раннего возраста (1-5 лет);

- работа с детьми школьного возраста;

- работа с молодежью;

- услуги для пожилых людей;

- популяризация здорового образа жизни.

Деятельность Фонда запланирована до 2025

года.

Наряду с этим, ряд благотворительных органи-

заций реализуют следующие программы 

3

:

«Action  for  Children»  («Действие  для  детей»)

практическая  и  эмоциональная  поддержка  мо-

лодых  людей  (развитие  навыков,  необходимых

для успешного перехода к взрослой жизни).

«Transitions UK» (Переходный период Королев-

ства  Великобритании)  –  поддержка  обездолен-

ных молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет.

Программа  «Fairbridge»  (Фэирбридж)  –  под-

держивает молодых людей в возрасте от 13 до

25 лет (развитие мотивации, уверенности в себе

и  навыков,  необходимых  для  изменения  своей

жизни).

Австрийская Республика 

4

Национальная  молодежная  стратегия  Ав-

стрийской  республики  «Jugendstrategie»  явля-

ется  рамочным  законом,  действующим  с  2013

года. Стратегия охватывает период 2013-2020 гг.

     До 2012 года национальные планы действий
в отношении  молодежи  существовали,  но  не

назывались молодежной стратегией. В 2018 го-

ду основные  цели  легли  в  основу  направлений 

деятельности.

Национальная  молодежная  стратегия

«Jugendstrategie» основана на 4 принципах:

1. Занятость и обучение: занятость молодежи,

образовательные  достижения,  предприниматель-

ство;

2. Участие и инициатива: участие избирателей,
молодежи, волонтерская деятельность;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

161

3. Качество жизни и дух сотрудничества: буду-

щие перспективы, здоровье, устойчивость;

4. СМИ и информация: компетенция СМИ, ин-

формационная компетентность, информацион-

ное общество.

 Национальные инициативы и программы

Программа «Jugendcoaching» («Молодежный

тренинг») выступает в качестве «превентивной

меры» по работе с уязвимыми группами моло-

дежи,  направленной  на  сокращение  рисков 

вовлечения  в  категорию  «NEET».  Программа

работает с тремя основными целевыми группа-

ми:

1. Учащиеся на последнем курсе образова-

тельных 

учреждений, 

которым 

грозит

опасность быть исключенным из системы обра-

зования или находящиеся в социально неблаго-

приятном положении;

2. Категория NEET;

3. Молодые люди с трудностями в обучении

до 25 лет.

Координаторами данной программы выступа-

ют Министерство труда, социальных дел и защи-

ты прав потребителей и Министерство образо-

вания, искусства и культуры. «Jugendcoaching»

предлагает бесплатную персональную поддерж-

ку для молодежи в критические моменты жизни.

Молодежные тренеры предлагают поддержку и

консультации по вопросам образования и заня-

тости. На сегодняшний день в общей сложности

27 500 молодых людей приняли участие в прог-

рамме.

Волонтерская деятельность

Волонтерство является важным дополнени-

ем к оплачиваемой работе в Австрии. 46 % на-

селения в возрасте старше 15 лет выполняют

какую-либо форму добровольной деятельности.

В стране действуют двенадцать волонтерских

центров, предлагая услуги по консультированию

и поддержке тех, кто заинтересован в волонтер-

ской деятельности. Волонтерские центры пред-

лагают базовую и расширенную подготовку для

добровольцев и координаторов добровольцев,

поддерживают передачу опыта и информации.

 

Япония

В структуре Правительства Японии за реали-

зацию молодежной политики отвечает Министер-

ство образования, культуры, спорта, науки и тех-

нологий. В 2001 году Кабинет министров Японии

создал Комитет содействия развитию молодежи.

В этом же году была принята Белая Книга о моло-

дежи, которая публикуется ежегодно и освещает

основные результаты развития молодежной по-

литики в стране. Правительством страны в 2003

году  была  утверждена  Национальная  стратегия

развития  молодежи,  основными  положениями

которой  являются  образование,  здоровье,  труд

и благосостояние японской молодежи.

Основные негосударственные институты

Национальный Совет молодежных организа -

ций  объединяет  общенациональные  молодежные

организации Японии. Совет был создан в 1951г.  с

целью  развития  организованного  молодежного

движения  и  сотрудничества  молодежных  органи-

заций. Сегодня Совет состоит из 24 организаций

и вносит огромный вклад в формирование и реа-

лизацию молодежной политики.

Национальная  Ассамблея  развития  молодежи

Национальная  Ассамблея  развития  молодежи

была создана в 1966 году при содействии Мини-

стерства  общественного  управления,  внутренних

дел,  почты  и  телекоммуникаций  с  целью  прове-

дения  специальных  кампаний  для  молодежи  на

национальном  уровне.  Ассамблея  состоит  из 

общенациональных 

молодежных, 

благотворительных  организаций  и  экспертов. 

Также были  созданы  Ассамблеи  развития 

молодежи  на региональном  и  муниципальном 

уровнях. 

Основные 

задачи 

Ассамблеи: 

содействовать 

проведению 

кампаний 

по 

развитию  молодежи,  поддерживать  проведение 

кампаний  на  региональном уровне  и  развитие 

молодежных организаций в стране.

Правительство Японии реализует 4 програм-

мы, направленные на развитие молодежи:

Программа 1: Национальное движение по раз-

витию молодежи

Программа  направлена  на  поддержку  дея-

тельности  Национальной  Ассамблеи  развития

молодежи,  а  также  Ассамблей  на  региональном

и муниципальном уровнях.

Программа  2.  Содействие  в  выборе  карьеры

Эта  программа  была  утверждена  в  2007  году.

Цель  программы  -  помочь  молодым  людям  в

выборе  профессии,  содействовать  способности

молодежи 

понимать 

свой 

характер 

и 

выбирать подходящий  и  успешный  жизненный 

путь.  Ко-ординаторами  программы  выступает 

Совет  по содействию  в  выборе  карьеры,  в 

который входят министр образования, культуры и 

науки, 

министр

по 

здравоохранению 

и 

социальному  благополучию, министр экономики 

и промышленности.

Программа 3. Превентивные меры по право-

нарушениям среди подростков

Программа  координируется  специальным

межсекторальным  Советом,  состоящим  из  пред-

ставителей  правоохранительных  органов.  Цель

программы:  скоординировать  усилия  государ-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 2

М

ЕЖ

ДУН

АРО

ДН

ЫЙ

 О

ПЫ

Т 

РЕ

А

ЛИЗ

АЦИИ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖН

О

Й

 П

О

ЛИ

ТИКИ

162

ства в превентивных мерах по правонарушениям

среди подростков.

Программа 4. Борьба с ВИЧ/СПИД

В рамках данной программы проводятся ме-

роприятия по просвещению молодежи в области

сексуального образования.

Деятельность молодежных организаций в

Японии строго регламентирована. Особый инте-

рес представляет Японская молодежная палата

– некоммерческая организация, объединяющая

людей в возрасте от 20 до 40 лет. Фактически

это глобальное движение, управление которым

осуществляется  и  поддерживается  Междуна-

родной  молодежной  палатой  со  штаб-кварти-

рой в Честерфильде, штат Миссури, США.

Молодежная  палата  Японии  начала  свою

деятельность  в  1949  году  как  Молодежная 

торгово-промышленная палата Токио с целью 

быстрейшего  восстановления  послевоенной 

экономики  Японии.  В  настоящий  момент  па-

лата насчитывает около 150 000 постоянных и 

почетных членов.

Ключевой  программой  для  Японской  мо-

лодежной палаты является развитие духа соци-

ального  предпринимательства.  Кроме  того,  де-

кларируется  ответственность  Японской  моло-

дежной палаты за детей, а именно за «включе-

ние» детей в  общество  в  текущий  момент  и  их 

подготовку к будущему.

Вторым направлением деятельности явля-

ется активное сотрудничество с локальными

сообществами граждан и органами управления

с  целью  «оживления»  или  стимулирования  де-

ятельности сообществ.

Третьим  направлением  работы  является

ежегодное  внесение  предложений  органам 

государственного  управления  регионально-

го  и национального  уровней  с  позиции  моло-

дых профессионалов по вопросам региональной 

и  национальной  экономики,  образования,  со-

циального благосостояния.

Четвертым направлением деятельности явля-

ются программы теоретических и практических

лидерских тренингов, позволяющих выработать

навыки  управления  и  социального  развития, 

организация волонтерских акций.

 

Республика Южная Корея 

5

С 2010 года в структуре правительства Южной 

Кореи  за  реализацию  молодежной  политики 
отвечает

Министерство 

по 

вопросам 

гендерного равенства и семьи.

http://www.youthpolicy.org/factsheets/country/south-korea/

6

 http://www.ncyok.or.kr/index_eng.php

(http://www.nypi.re.kr/modedg/contentsView.do?ucont_id=CTX001002&menu_nix=LGY64I70&srch_mu_lang=ENG)

The National Council of Youth Organizations in

Korea

(далее  NCYOK)  –  Национальный  совет

молодежных организации в Корее.

Девиз: «Shaping a world for youth» – «Формиро-

вание мира для молодежи»

Организация начала свою деятельность в 1965

году, охватывает обмен информацией, взаимное

сотрудничество  между  молодежными  органи-

зациями и совместные исследования молоде-

жи, связывая  правительство,  школы,  обще-

ственные организации и международные моло-

дежные организации с целью содействия орга-

низационной деятельности молодежи.

NCYOK представляет корейскую молодежь в

Азиатском  молодежном  совете  и  междуна-

родных молодежных мероприятиях.

National youth policy institute

7

 Национальный

институт молодежной политики.

Специализированное 

научно-исследова-

тельское учреждение, которое проводит иссле-

дования в сфере молодежной политики Кореи с

1989 года. Деятельность направлена на созда-

ние новых механизмов роста нации для будуще-

го общества посредством проведения базовых и

политических исследований, связанных с моло-

дежью.

Направления деятельности:

- формирование базовых статистических дан-

ных для исследований в области молодежи;

- проведение исследований, ориентированных

на содействие разработки национальной моло-

дежной политики;

- анализ и оценка эффективности реализации

молодежной политики;

- обмен и сотрудничество между институтами,

связанными с молодежной политикой внутри

страны и за ее пределами.

  Как  показывает  анализ,  молодежные  стра-

тегии зарубежных стран направлены на созда-

ние более  равных  возможностей  для  всех  мо-

лодых людей в области образования и на рын-

ке труда, а также на поощрение активного гра-

жданства  и социальной  интеграции.  Цели  до-

стигаются  посредством  конкретных  молодеж-

ных  инициатив, ориентированных  на  моло-

дежь, для поощрения неформального обучения,

участия, волонтерской деятельности. Стратегии

предлагают  инициативы  в  семи  областях  дея-

тельности:  образование и  обучение;  занятость

и предпринимательство; здоровье и благополу-

чие; участие; волонтерская деятельность;  соци-

альная интеграция; творчество и культура.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru