Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2018» - часть 13

 

 

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

195

Техническое и профессиональное образование

Система технического и профессионального обра-

зования играет значимую роль в социальной интег-

рации и адаптации молодежи путем развития у нее

необходимых профессиональных умений и навыков.

Охват молодежи типичного возраста техническим

и профессиональным образованием в 2017 году со-

ставил 17 %. Показатели охвата техническим и про-

фессиональным образованием ниже среднего респу-

бликанского значения отмечались в Алматинской

(10,0 %), Южно-Казахстанской (13,9 %), Северо-Казах-

станской (14,4 %), Жамбылской (14,5 %) и Кызылор-

динской (16,1 %) областях (таб. 4.2).

Молодежь чаще всего приступает к получению

технического и профессионального образования на

базе 9 класса (311,0 тыс. человек или 63,6 %) и обуча-

ется преимущественно в государственных организа-

циях ТиПО (284,7 тыс. человек или 58 %).

Доступность технического и профессионального

образования для молодежи обеспечивается широкой

сетью организаций ТиПО. В 2017 году в Казахстане на-

считывалось 824 организации ТиПО, из которых 477 –

государственные (57,9 %), 347 – частные (42,1 %). Сеть

организаций ТиПО представлена преимущественно

колледжами (454 государственных и 347 частных)

и в меньшей степени государственными высшими

колледжами (21) и училищами (2).

Реализация государственного заказа на подготов-

ку кадров позволяет молодежи получить техническое

и профессиональное образование на бюджетной

основе. В 2017 году контингент организаций ТиПО

составил 489,2 тыс. человек. Из них в рамках го-

сударственного заказа обучались 263,3 тыс. чело-

век, что составляет 53,8 % контингента организаций

ТиПО. В  2017  в  организации  ТиПО  принято  154,4

тыс. человек, из них по государственному заказу –

94,8 тыс. человек или 61,5 %.

Квотирование  государственного  образова-

тельного заказа на подготовку кадров позволяет

повысить доступность ТиПО  для  сельской  моло-

дежи (квота в 30 %), детей-сирот (квота в 1 %), мо-

лодежи с ограничениями по здоровью (квота в 1

%),  со  статусом «оралман» (квота в 4  %). Вместе с

тем,  внимания  требует  вопрос  территориального

распределения  сети организаций  ТиПО,  характе-

ризующегося  высокой концентрацией  организа-

ций  образования  в  городе (649),  нежели  на  селе

(175).  Колледжи,  расположенные в сельских насе-

ленных пунктах, имеют сельскохозяйственный про-

филь. В 2017 году в них обучалось 49 864 человека, из

них  по  специальностям  сельского хозяйства  –  36

836 человек.

Доступность  технического  и  профессио-

нального образования для лиц с ООП обеспечи-

вается за  счет  создания  в  организациях  ТиПО

условий для инклюзивного образования. В 2017

году 

среди 

824 

организаций 

ТиПО

безбарьерный  доступ  для  лиц  с  ООП  создан  в  

Таблица 4.2

ОХВАТ МОЛОДЕЖИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 24 ЛЕТ ТЕХНИЧЕСКИМ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ

Источник: МОН РК

Численность населения
в возрасте от 14 до 24 лет (человек)

Численность учащихся организаций
ТиПО в возрасте от 14 до 24 лет  (человек)

Охват
ТиПО (%)

на 01.01.2017

106 457
285 330
128 307
93 724
181 983
178 652
948 37
196 872
130 700
119 965
101 646
99 128
76 312
511 893
256 660
135 781
2 698 247

19 875
28 631
25 109
17 398
32 556
25 816
18 348
36 335
21 026
20 739
19 123
18 286
10 996
71 127
66 224
26 353
457 942

18,7
10,0
19,6
18,6
17,9
14,5
19,3
18,5
16,1
17,3
18,8
18,4
14,4
13,9
25,8
19,4
17,0

Акмолинская область
Алматинская область
Актюбинская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Жамбылская область
Западно-Казахстанская область
Карагандинская область
Кызылординская область
Костанайская область
Мангистауская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Южно-Казахстанская область
г. Алматы
г. Астана
Республика Казахстан

Регионы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

196

206 (25 %) 

34

.

Языковые потребности учащейся молодежи реа-

лизуются сетью организаций ТиПО с казахским, рус-

ским языком обучения и смешанного типа. В 2017

году из 824 организаций ТиПО 531 предлагали обуче-

34 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 92 

ние на русском и казахском языках, 223 – на казах-

ском языке, 70 – на русском языке. В 2017 году более

половины контингента организаций ТиПО обучалось

на казахском языке (291,8 тыс. человек или 59,6 %).

Исходя из потребностей обучающихся, организа-

ции ТиПО предлагают различные формы обучения:

дневную (803), заочную (391) и вечернюю (24). Кон-

тингент организаций ТиПО представлен преимуще-

ственно студентами очной формы обучения (426,4

тыс. человек или 59,6 %), в меньшей степени – заоч-

ной (59,6 тыс. человек или 12,2 %) и вечерней (3,2 тыс.

человек или 0,6 %) формы обучения.

Учитывая потребности рынка труда в специалис-

тах с техническим и профессиональным образовани-

ем, молодежи предлагается обучение по широкому

спектру специальностей (213) и квалификаций (693)

на базе колледжей технического (191), сельскохо-

зяйственного (175) профиля и многопрофильных

организаций ТиПО (258). Доля обучающихся специ-

альностям среднего звена (76,4 %) остается более

значимой по сравнению с долей студентов, обучаю-

щихся рабочим специальностям (23,6 %) (рис. 4.5).

Рисунок 4.5

ДОЛЯ СТУДЕНТОВ ТИПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Рабочие
специальности

Специалисты
среднего звена

81,5

80,6

80,4

76,4

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2014 г.

Источник: ИАЦ МОН РК

18,5

19,4

19,6

23,6

Таблица 4.3

СВЕДЕНИЯ О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ТИПО В 2017 ГОДУ

Источник: МОН РК

Ко

ли

че

ст

во

вы

пу

ск

ни

ко

в

Тр

уд

оу

ст

рое

ны

П

ос

туп

ил

и в

 в

ы

сш

ие

уч

еб

ны

е за

ве

де

ни

я

П

ос

туп

ил

и

в 

ор

га

ни

зац

ии

те

хни

че

ск

ог

о

и 

профе

ссион

ально

го

об

разов

ани

я

П

ри

зва

ны

на

 в

оин

ск

ую

 с

лу

ж

бу

Вы

бы

ли

 з

а п

ре

де

лы

Ре

сп

уб

лики 

Каза

хс

та

н

Н

ах

одя

тс

я

в 

де

кр

ет

ном

 о

тп

ус

ке

Н

е 

тр

уд

оу

ст

ро

ен

ы

17 636

4 041
9 301
7 910
4 961
5 963
6 009
4 450
5 550
6 535
4 848
2 994
5 307

10 034
15 739

5 246

10 927

1 959
6 814
6 012
3 448
4 104
4 213
2 756
2 166
5 020
3 043
2 028
3 620
7 996
9 663
3 722

405
557
560
533
575
573
432
291
339
500
355
195
747
553

2 955

270

474
119

62

148

49
46
34

124
296

11

102

71
33
69

181

17

147
115
363
269
401
382
249

65

350
182
264
303
352
480
251
132

9

12
32

7

47
60
23
35

250

24
10
49
92

102
175

21

323

71

273
228
146
219
256
251
156

86

167
111
232
283
301

80

5 351
1 208
1 197

713
295
579
802
928

1 993

712
907
237
231
551

2 213
1 004

Южно-Казахстанская область
Атырауская область
Восточно-Казахстанская область
Алматинская область
Акмолинская область
Костанайская область
Актюбинская область
Мангистауская область
Жамбылская область
г. Астана
Западно-Казахстанская область
Северо-Казахстанская область
Павлодарская область
Карагандинская область
г. Алматы
Кызылординская область

Регионы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

197

Важная  роль  в  реализации  прав  молодежи  на

техническое  и  профессиональное  образование  от-

ведена  проекту  «Бесплатное  ТиПО  для  всех»,  реа-

лизуемому МОН РК совместно с МТСЗН РК в рамках

Программы  продуктивной  занятости  и  предприни-

мательства  на  2017-2021  годы.  Участники  проекта

из  числа  выпускников  9-х  и  11-х  классов,  детей-си-

рот,  молодых  людей,  оказавшихся  в  трудной  жиз-

ненной  ситуации,  обеспечиваются  государственной

поддержкой  в  виде  оплаты  обучения,  одноразового

горячего  питания,  стипендии  и  проезда.  Проект ре-

ализуется в 318 колледжах страны, из которых 33 – 

частные.  Для  охвата  молодежи  в  отдаленных на-

селенных  пунктах  предлагаются  мобильные  курсы

обучения  в  пяти  областях  –  Акмолинской,  Актю-

бинской,  Восточно-Казахстанской,  Павлодарской  и

Костанайской 

35

.  В  2017  году  к  обучению  приступили

около 21 тыс. человек, из которых 13 595 – выходцы

из  малоимущих,  многодетных  семей,  589  –  дети-си-

роты, 1 541 выпускников школ прошлых лет и 5 575

человек из других категорий молодежи 

36

.

Основным индикатором качества технического и 

профессионального 

образования 

выступают

показатели  трудоустройства  выпускников. В

2017  году  выпуск  организаций  ТиПО  составил 17

636 человек, из которых 10 927 человек или 62,7% 

были трудоустроены (таб. 4.3).

Значимый  вклад  в  обеспечение  занятости

выпускников  организаций  ТиПО  и  насыщение

рынка  труда  в  трудодефицитных  регионах  стра-

ны  внес  проект  «Мәңгілік  ел  жастары  –  инду-

стрияға»  («Серпін»).  Цель  проекта  заключается в 

стимулировании  учебной  миграции  молодежи из 

трудоизбыточных  регионов  в  трудодефицит-ные 

регионы  страны  через  обучение  по  востребо-

ванным  специальностям.  В  системе  ТиПО  проект

«Серпін»  реализуется  в  37  организациях  7  регио-

нов  –  Акмолинской,  Восточно-Казахстанской,

Западно-Казахстанской,  Костанайской,  Караган-

динской,  Павлодарской  и  Северо-Казахстанской

областях,  где  обучаются  2  276  человек.  В  2017

году  выпуск  составил  1  019  человек,  из  которых

698  человек  трудоустроены  (65  %),  76  –  продол-

жают  обучение  в  высших  учебных  заведениях  и

колледжах  (8  %),  98  –  служат  в  рядах  Вооружен-

ных  Сил  РК  (9  %),  34  –  вернулись  в  регионы  про-

живания  по  различным  причинам  (по  состоянию

35 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С.83

36 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С.84

37 

https://www.worldpolicycenter.org/data-tables/policy/does-the-constitution-guarantee-citizens-the-right-to-higher-education

здоровья, в связи с созданием семьи и др.) (4 %),

нетрудоустроены 119 человек (10,6 %).

Реализация проектов «Бесплатное ТиПО для

всех»  и  «Серпін»  способствовала  увеличению

контингента организаций ТиПО. Контингент ор-

ганизаций  ТиПО  впервые  за  последние  5  лет

продемонстрировал  динамику  роста,  который

сопровождался  увеличением  объема  государ-

ственного заказа на подготовку кадров по рабо-

чим специальностям и специальностям среднего

звена (рис. 4.6).

Высшее и послевузовское образование

Конституция Республики Казахстан гаранти-

рует гражданам получение высшего образова-

ния на конкурсной основе. Важно отметить, что

данное право закреплено конституционно лишь

в  43  странах  мира

37

. В  2017-2018  учебном  году 

в Казахстане  насчитывалось  130  вуза.  На 

начало 2017-2018  учебного  года  контингент 

организаций высшего образования составил 496 

209  человек. К  числу  регионов  с  наибольшей 

численностью

студенческой 

молодежи 

относятся  г.  Алматы (131 292 человек), Южно-

Казахстанская  область (79  423  человек),  г. 

Астана (52 369 человек) и г. Караганды (42 629 

человек) (таб. 4.4).

Реализация государственного заказа на подго-

товку кадров позволяет молодежи получить на кон-

курсной основе бесплатное высшее образование. В

2017 году выделено рекордное за последние 5 лет

число образовательных грантов (бакалавриат – 37

Рисунок 4.6

ДИНАМИКА КОНТИНГЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ
ТИПО В 2013-2017 ГОДЫ

Контингент,
тыс. человек

Государственный
заказ, в %

561 940 531 453

499 477 489 149 489 198

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2014 г.

2013 г.

Источник: ИАЦ МОН РК

43,5

46,3

48,5

50,1

53,8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

198

932,  магистратура  –  10  004,  PhD  докторантура  –  1

285)

38

.  В  2017-2018  году  в  рамках  государственных

образовательных  грантов  в  вузах  страны  обуча-

лось 137  841 человек или 28,9 % контингента вузов.

Остальные  358  368  человек  получали  образователь-

ные услуги в вузах на платной основе 

39

.

Квотирование  государственного  образователь-

ного заказа на подготовку кадров позволяет повы-

сить доступность  высшего  образования  для  сель-

ской молодежи, детей-сирот, молодежи с ограничени-

ями по  здоровью,  со  статусом  «оралман».  В  2017-

2018 учебном году в вузы по квоте принято на обуче-

ние 16 901 человек или 12,3 % от общего числа приня-

тых на обучение: 14 973 человек (88,6 %) сельской мо-

лодежи, 941 человек казахской национальности, не

являющихся  гражданами  РК,  640  молодых  людей,

оставшихся без попечения родителей, 175 человек с 

инвалидностью I и II  группы  старше  18  лет,  159 ин-

38 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 101

39 

Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана: АО «Информационно-аналитический центр» - Астана, 2018. 

– с. 336 – 290 с. ISBN 978-601-7904-08-1

40 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 194

валидов  с  детства  и  13  человек,  приравненных  по

льготам и гарантиям к участникам войны и инвали-

дам  войны.  Несмотря  на  предпринимаемые  меры,

наиболее  уязвимыми  в  отношении  равного  доступа

к  высшему  образованию  являются  молодые  люди

с ООП.

В  целях  расширения  доступа  к  высшему  образо-

ванию  на  платной  основе  молодежи  предоставлена

возможность повторной сдачи ЕНТ и «условного за-

числения» для лиц, не преодолевших пороговый уро-

вень. В 2017  году  данной  возможностью пересдачи

воспользовались  5  177  выпускников  школ,  «условно

зачислены» 462 человека.

На  уровне  высшего  образования  молодежи

предоставляется  возможность  обучения  на  казах-

ском, русском, английском и других языках. В 2017-

2018  учебном  году  число  студентов,  обучающихся

на казахском языке, составило 318 896 человек или

64,3  %  контигента  вузов.  Остальные  обучались  на

русском  (158  267  человек  или  31,9  %),  английском

(18 659 человек или 3,8  %), немецком (34 человека)

и других языках.

Основным  инструментом  мониторинга  качества

и  эффективности  системы  высшего  образования

выступает  ВОУД  студентов.  В  2017  году  в  тестиро-

вании  принимали  участие  42  592  студента  из  104

вузов  страны  по  101  специальности.  Средний  балл

по республике составил 81,25 баллов из 100 возмож-

ных.  Число  студентов,  набравших  менее  50  баллов,

составило 5 721 человека (13,4  %). Важно отметить,

что  количество  студентов  с  казахским  языком  обу-

чения, набравших менее 50 баллов (4 142 человек) в
2  раза  превысило  количество  студентов  с  русским

языком обучения (2 031 человек)

40

.

Привлекательность  системы  высшего  образова-

ния  во  многом  определяется  уровнем  ее  интерна-

ционализации.  В  2017  году  наибольшее  количество

иностранных студентов было отмечено в США – бо-

лее 1 миллиона иностранных студентов или 24  % от

их общего числа в мире, в Великобритании – 11 % и

Китае  – 10  %.  В Казахстане в 2017  году  количество

иностранных  студентов  составило  13  898  человек

или  2,8  %  контингента  вузов.  Из них  7  828  человек

– выходцы из стран СНГ и 6 070 – граждане стран

дальнего  зарубежья.  В  численности  иностранных

студентов  из  стран  СНГ  преобладают  граждане

Узбекистана  (3  683  человек),  Туркменистана  (1  320

Таблица 4.4

СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНТОВ
В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

Источник: Ко

м

ит

е

т 

п

о ст

а

тистик

е

 МН

Э

 РК

Регионы

Число само-

стоятельных

учебных

заведений,

единиц

1

3

0

4
6
3
3
4
3
9
7
3
2

12

4
2
7

13
40

Контингент

вузов,

человек

496 209

9 441

21 829

9 342

12 046
31 392
20 874
42 629
20 534

9 973
5 167

79 423
14 537

6 027

29 334
52 369

131 292

Республика Казахстан
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Южно-Казахстанская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Восточно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

199

человек),  России  (1  075  человек)  и  Кыргызстана (1

026  человек).  Контингент  иностранных  студентов из

стран  дальнего  зарубежья  состоит  преимуществен-

но  из  граждан  Индии  (3  290  человек),  Китая (1  290

человек),  Афганистана  (506  человек),  Монголии (439

человек) и Турции (236 человек).

Материально-техническое  оснащение  вузов,  на-

личие  у  них  развитой  инфраструктуры,  необходимой

для  развития,  поддержания  здоровья  молодежи

является  важным  условием  вузовского  обучения. В

2017  году  в  Казахстане  местами  в  общежитиях не

были  обеспечены  17  354  студента  (20,3  %).  Наи-

большая  потребность  в  общежитии  наблюдалась  в

городах  Астана  (32,6  %)  и  Алматы  (16,5  %),  преиму-

щественно  за  счет  большого  потока  иногородних

студентов

41

.  Охват  студентов  деятельностью  студенче-

ских спортивных секций составил 55,8 % или 278,6 тыс.

человек 

42

. Абсолютное число вузов в Казахстане имеют

собственные  библиотеки  с  библиотечным фондом в

78,8 млн. экземпляров

43

.

В  2017  году  вузами  страны  подготовлены  и  вы-

пущены  127  084  специалистов.  Наибольшее  количе-

ство  специалистов  по  следующим  направлениям:

«Образование»  (36  085  человек  или  28,4  %),  «Техни-

ческие  науки  и  технологии»  (26  316  человек  или

20,7  %)  и  «Социальные  науки,  экономика  и 

бизнеса» (21 225 человек или 16,7 %)

44

.

В  системе  высшего  и  послевузовского  образова-

ния  в  2017  году  отмечается  увеличение  численно-

сти  обучающихся  по  программам  магистратуры, ре-

зидентуры  и  докторантуры  PhD.  В  2017-2018  году

контингент  магистрантов  составил  34  609  человек.

Из них 19 431 человек обучались по научно-педагогиче-

скому  направлению,  15  178  –  по  направлению про-

фильной  магистратуры.  Численность  докторантов

также увеличилась и в 2017 году составила 3 603  че-

ловек.  Из  них  большинство  (3  490  человек) обуча-

лись  в  рамках  докторантуры  PhD,  остальные 113 че-

ловек  –  в  рамках  профильной  докторантуры.

В  контингенте  магистрантов  значимая  доля  обуча-

ется  в  рамках  государственного  образовательного

заказа на подготовку научно-педагогических кадров. В

2017-2018  году  16  565  человек  или  47,8  %  контин-

гента обучались на бюджетной основе.

Выпуск  магистров  и  докторов  PhD  в  2017-2018

учебном  году  увеличился.  На  уровне  магистратуры

выпуск  составил  18  268  человек,  из  которых  99,7  %

41 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 156

42 

http://egov.kz/cms/ru/law/list/U1600000168

43 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 158

44 

КС МНЭ РК

45 

Н. Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда»

завершили  обучение  с  защитой  магистерской  дис-

сертации.  На  уровне  докторантуры  выпуск  соста-

вил 742, их них с защитой диссертации завершили

обучение лишь 249 человек или 34,5 %. Данное об-

стоятельство  обусловлено  высокими  требования-

ми, предъявляемыми к подготовке докторов PhD в

 

системе послевузовского образования.

4.2. ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИННОВАЦИИ,

ОПТИМИЗАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Модернизация образования предполагает соз-

дание механизмов устойчивого развития системы

образования. В Казахстане основными векторами

модернизации  образовательной  системы  вы-

ступают совершенствование учебно-воспитатель-

ного процесса,  повышение  эффективности  и

доступности  образовательных  услуг,  опти-

мизация 

образовательных 

учреждений

45

.

Основные  векторы модернизации  системы  об-

разования  в  Казахстане  согласуются  с  Целями

в области устойчивого развития на 2015-2030 го-

ды, принятыми в сентябре 2015  года  на  пленар-

ном  заседании  Генеральной Ассамблеи  ООН

(рис.  4.7). Из 17 ЦУР, утвержденных ООН, 4-й ЦУР

относится  к  обеспечению  всеохватного  и  спра-

ведливого качественного образования и поощре-

нию возможности  обучения  на  протяжении всей

жизни для всех.

В Казахстане принципы и подходы устойчивого

развития отражены в программе «Рухани жаңғы-

ру». 

Программа 

подчеркивает 

важность

культурной открытости, прагматичного исполь-

зования ресурсов,  защиты  окружающей  сре-

ды,  умения рационального  планирования  буду-

щего  и  др.  Эффективная  реализация  мер,

предусмотренных Программой и направленных

на  укрепление  нравственных  и  благоприятных

условий для будущего поколения, выступает важ-

ным  фактором  устойчивого  развития  страны  в

целом.

Одним из стратегически важных направлений

модернизации казахстанской системы среднего

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

200

образования является внедрение обновленного 

содержания. В основе нового содержания школь-

ного образования лежит деятельностный подход к 

обучению, развитие функциональной грамотности 

школьников, навыков самостоятельного поиска, 

критического анализа и оценки. Новое содержание 

среднего образования базируется на ожидаемых 

результатах и их критериальном оценивании. С 

сентября 2017 года 42 % учащихся школ перешли 

на обновленное содержание образования – 1, 2, 

5 и 7-е классы

46

. С начала текущего учебного года 

на обновленное содержание перешли учащиеся 3, 

6 и 8 классов. Ведется подготовка к переходу на 

изучение в 10-11 классах 4 предметов естествен-

но-научного цикла на английском языке с 2019 

года («Физика», «Химия», «Биология», «Информа-

тика»). В 2017–2018 учебном году в 153 школах в 

пилотном режиме начато преподавание предметов 

естественно-научного цикла на английском языке.

В 2018 году Парламент Республики Казахстан 

ратифицировал Соглашение между Правитель-

ством Республики Казахстан и Международным 

банком реконструкции и развития о реализации 

проекта «Модернизация среднего образования». 

Основная цель проекта – повышение качества си-

стемы среднего образования, поддержка реформ, 

46 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 135

увеличение доступа и равенства в образовании. 

Проект окажет содействие во внедрении обнов-

ленного содержания образования. Одним из ос-

новных направлений проекта является улучшение 

успеваемости учащихся в сельских общеобразова-

тельных школах и МКШ через увеличение доступа 

к образовательным материалам, оснащение муль-

тимедийным оборудованием и повышение потен-

циала сельских учителей. Главной выгодой станет 

повышение качества образования и обеспечение 

равенства для более 2,5 миллионов учащихся. 

На институциональном уровне Проект позволит 

повысить потенциал каждой школы страны и в 

особенности сельских, выровнять их показатели, 

на системном уровне улучшить качество средне-

го образования. На национальном уровне проект 

будет способствовать укреплению человеческого 

капитала для устойчивого развития страны.

В 2012 году Казахстан один из первых среди 

Стран независимых государств начал модерниза-

цию системы ТиПО. Студенты колледжей получили 

возможность присвоения нескольких прикладных 

квалификаций в рамках одного учебного заведе-

ния. Законодательством закреплено право на по-

лучение первой рабочей профессии бесплатно. В 

рамках участия Казахстана в Туринcком процессе 

Рисунок 4.7

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НАШЕГО МИРА: ПОВЕСТКА ДНЯ В ОБЛАСТИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

201

разрабатываются новые подходы к обновлению

содержания образовательных программ ТиПО.

С 2017 года в 318 колледжах реализуется про-

ект «Бесплатное ТиПО для всех», который предус-

матривает бесплатное получение первой рабочей

квалификации и социальную поддержку в виде сти-

пендии, проезда и одноразового горячего питания.

В организациях ТиПО в 2017-2018 учебном году по

проекту «Бесплатное ТиПО для всех» размещен

госзаказ на 21 тыс. человек. Это на 24,8 тыс. мест

больше, чем в 2016 году 

47

.

Актуализированы 130 типовых учебных планов,

программ и разработаны 53 образовательные про-

граммы. Пересмотрен Классификатор профессий

и специальностей ТиПО. Осуществлен перевод 500

единиц зарубежной литературы на государствен-

ный и русский языки, пополнен библиотечный фонд

288 колледжей. Внедряются новые образователь-

ные программы по международным стандартам

WorldSkills. С 1 сентября 2017 года по 260 квалифи-

кациям запущены новые модульные программы,

где предусмотрено получение до 3-х квалифика-

ций. В ГОСО технического и профессионального

образования внесены поправки, позволяющие

колледжам изменять образовательные програм-

мы до 80 %.

Разработаны и внедрены модульные програм-

мы по повышению квалификации педагогических

кадров системы ТиПО. В 2017 году по данным про-

граммам прошли повышение квалификации 5 200

педагогических кадров, в том числе 300 руководи-

телей колледжей. Подготовлен пул менеджеров,

владеющих инновационными подходами в управ-

лении.

Отмечается положительная тенденция внедре-

ния элементов дуальной системы образования.

В 2017 году дуальное обучение внедрено в 460

колледжах с участием 3 055 предприятий по 80

специальностям и 165 квалификациям. Контин-

гент составил 31 607 студентов. Для повышения

эффективности в планировании и финансировании

системы  ТиПО  утверждена  новая  методика 

подушевного финансирования

48

.

Модернизация высшего и послевузовского обра-

зования сопровождается поэтапным внедрением

трехъязычного обучения, расширением академичес-

кой и управленческой автономии вузов, стимулиро-

ванием процессов интернационализации.

47

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 60

48 

Что происходит в системе образования Казахстана // https://www.zakon.kz/4903879-chto-proishodit-v-sisteme-obrazovaniya.

html

49 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 161

В  рамках  реализации  обучения  на  трех  языках

распределение  по  языкам  обучения  делается 

следующим  образом:  50  %  учебных  дисциплин 

–  на языке  обучения  (казахский  или  русский),  20 

%  –  на втором  языке  (русский  или  казахский, 

соответ-ственно),  30  %  –  на  английском.  В  2017 

году  в  76 вузах  обучение  на  трех  языках 

проходили 

30 

тыс.

студентов  по  всем 

направлениям  подготовки  в  2,5 тыс. специальных 

группах

49

.

На  протяжении  последних  10  лет  Министер-

ством  образования  и  науки  РК  в  соответствии  с

рекомендациями экспертов ОЭСР ведется целена-

правленная работа по расширению академической и

управленческой  свободы  вузов.  Академическая

самостоятельность вузов в определении содержа-

ния образовательных программ расширена до 65 %

на уровне бакалавриата, до 70 % – магистратуры,

90 % – докторантуры. Новые образовательные про-

граммы разрабатываются в привязке к Националь-

ной  рамке  квалификаций  в  рамках  направления

подготовки,  что  позволяет  вузам  разрабатывать

собственные  образовательные  программы  на  ос-

новании результатов обучения и собственной ком-

петенции. В 28 вузах функционируют наблюдатель-

ные  советы,  деятельность  которых  способствует

децентрализации системы управления вузами, про-

зрачности и подотчетности вузов общественности.

Важным вектором модернизации выступает ин-

тернационализация  системы  высшего  и  послеву-

зовского  образования. Данный  процесс  включает

входящую и исходящую мобильность студентов и

ППС,  разработку  совместных  образовательных

программ,  массовые  открытые  онлайн-курсы

(MOOCs),  совместные  исследовательские  проекты.

Ключевым  направлением  государственной  по-

литики  в  сфере  интернационализации  является

развитие  академической  мобильности  студентов.

Всего за 2017 год вузами были направлены для об-

учения за рубеж 2 495 студентов, что в 2,6 раза пре-

вышает показатель 2016 года. Из них 1 763 человека

отправились  за  границу  за  счет  внебюджетных

средств (71 %), остальные 732 человека (29 %) – за

счет  бюджетных.  Большинство  студентов  (73,3  %)

предпочло обучение в вузах Европы, 24,1 % – в стра-

нах СНГ и Азии.

Доля  иностранных  студентов,  обучающихся  в

вузах  Казахстана,  гораздо  менее  значительная.

Вместе с тем, следует отметить, что отрицательное

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

202

сальдо численности студентов входящей и исхо-

дящей мобильности является мировым трендом и 

отмечается во многих странах мира. Все большее 

число людей предпочитает зарубежное высшее об-

разование отечественному. По оценкам Института 

статистики ЮНЕСКО, в 2017 году значение сальдо 

составило -709 519 человек 

50

. Согласно Дж. Найту, 

система высшего и послевузовского образования 

в Казахстане находится в переходной стадии от 

первого ко второму этапу развития интернациона-

лизации (рис. 4.8)

51

. Для обеспечения перехода 

на третий этап – позиционирование в качестве 

образовательного хаба в Центральной Азии, обо-

значенного в числе задач Стратегического плана 

развития РК до 2025 года – представляется необ-

ходимым сформировать единую национальную 

стратегию развития интернационализации.

Задачи развития системы казахстанского об-

разования связаны с цифровизацией образова-

тельного сектора, обеспечением инклюзивного 

характера образовательной системы, признани-

ем значимости неформального образования.

Цифровизация  образовательного  сектора 

услуг началась в Казахстане в 1997 году с про-

цессов автоматизации образования. Особую 

актуальность задача цифровизации обрела в 

связи с реализацией с 2017 года Государствен-

ной программы «Цифровой Казахстан». Сегод-

ня Казахстан держит курс на развитие сетевой 

грамотности, повышение уровня оснащенности 

организаций образования широкополосным Ин-

тернетом, интерактивным оборудованием, каби-

нетами робототехники, осуществляется автома-

тизация образовательного контента, подготовка 

национальных IT-кадров, разрабатывается циф-

ровая система управления образованием.

На сегодняшний день понятие инклюзии в об-

разовании расширяется. В современных услови-

ях инклюзивное образование рассматривается 

как процесс, обеспечивающий равный доступ 

к образованию для всех учащихся с учетом их 

особых образовательных потребностей и инди-

видуальных возможностей. Иными словами, 

инклюзия – доступное образование для всех 

детей, в т.ч. имеющих проблемы со здоровьем и 

трудности социальной адаптации в обществе. В 

целях продвижения принципов инклюзивности 

в государственной образовательной политике в 

2017 году разработана Единая рамка мониторин-

50 

Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е. 

Нурланов, М. Аманғазы, Г. Ногайбаева, А. Ахметжанова, Г. Карбаева, М. Даулиев, Е. Коротких, Д. Абдрашева, М. Шакенова, А. 

Дуйсенгали, Н. Касымбекова. - Астана: АО «ИАЦ», 2018.- 434 с., С. 305

51 

J. Knight (2012) Internationalization: Three Generations of Crossborder Higher Education http://www.iicdelhi.nic.in/

ContentAttachments/Publications/DiaryFiles/53511July92012_IIC%20Occasional%20Publication%2038.pdf

52 

Доклад Комитета по культуре и образованию ЮНЕСКО от 6 сентября 1999 года // http://docs.cntd.ru/document/902018841

га инклюзивного образования РК, которая пред-

лагает четкие механизмы реализации политики 

инклюзивности на всех уровнях образования от 

дошкольного до высшего, определяет индикато-

ры мониторинга инклюзивного образования и 

методику их расчета.

Темпы изменений в образовательной сфе-

ре ускоряются и сегодня система образования 

стоит перед небывалым вызовом: формальная 

академическая или ученая степень теряет своё 

значение для работодателей. Наибольший инте-

рес работодателей вызывают люди, обладающие 

конкретными профессиональными умениями и 

навыками. Ответом на данный вызов в современ-

ных условиях выступает неформальное образо-

вание. К пониманию важности неформального 

образования в Европе пришли в 1999 году

52

.

Неформальное образование нашло широкое 

развитие в рамках Концепций образования на 

протяжении всей жизни (Lifelong Learning, LLL) 

Рисунок 4.8

ЭТАПЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДЖ. НАЙТУ

Источник: J. Knight (2012) Internationalization:

Three Generations of Crossborder Higher Education

Первый этап

1

Второй этап

2

Третий этап

3

Академическая мобильность студентов и ППС
Мобильность студентов в зарубежные вузы 
для получения образования
Мобильность ППС для преподавания и 
проведения исследований

Мобильность программ и провайдеров
Мобильность образовательных
программ и их провайдеров

Образовательные хабы
Привлечение иностранных студентов, 
исследователей, образовательных программ, 
провайдреров обучения, 
научно-исследовательских компаний для 
обучения, производства знаний и развития 
инноваций

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

203

и шириною в жизнь (Lifewide Learning, LWL). Как

образовательные  стратегии,  данные  концепции

появились около трех десятилетий назад благо-

даря усилиям ЮНЕСКО и Совета Европы, и пред-

усматривают развитие и совершенствование зна-

ний, умений и навыков людей, которые не желают

останавливаться на достигнутом уровне в своем

профессиональном развитии [рис.4.9].

Казахстан находится в поиске оптимальной

модели  неформального  обучения  и  признания

квалификаций. В отличие от зарубежного опы-

та,  в  нашей  стране  понятия  неформального  и

спонтанного обучения пока не имеют правового

статуса. С 2016 года стартовал совместный про-

ект Министерства труда и социальной защиты

населения Республики Казахстан и Всемирного

банка «Развитие трудовых навыков и стимули-

рование рабочих мест». В рамках проекта в 2019

году  будут  разработаны  инструменты  оценки

для признания неформального и информально-

го (спонтанного) обучения, определены этапы,

процедуры и методология признания обучения.

4.3. МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И

ИНИЦИАТИВЫ

В Республике Казахстан, по данным Комите-

та  по  статистике  Министерства  национальной

экономики  Республики  Казахстан,  научными

исследованиями  и  разработками  в  2017  году

занималось 386 организаций, что на 3 единицы

больше относительно предыдущего года (в 2016

году – 383 организации). Основным научным цен-

тром страны остается город Алматы. Здесь скон-

центрировано наибольшее число организаций, 

осуществляющих НИОКР (таб. 4.5).

Численность работников, осуществлявших науч-

но-исследовательские и опытно-конструкторские 

работы, в 2017 году составила 22 081 человек. Моло-

дые ученые (до 35 лет) составляли 30 % контингента 

Рисунок 4.9

СИСТЕМА «OPEN BADGES»

Электронные  значки  Open  Badges  –  цифровые 
мини-сертификаты  для  подтверждения  навыков  и  умений. 
Эти  значки  можно  размещать  у  себя  в  резюме,  на 
персональном 

сайте, 

специальных 

платформах 

https://openbadges.org или в профиле социальной сети. Open 
Badges  выступает  современным  механизмом  признания 
результатов 

неформального 

образования. 

Их 

возникновение  связывают  с  видеоиграми.  Оригинальная 
реализация  системы  оценки  в  игре  приписывается 
компании Microsoft, которая представила систему Xbox 360 
Gamerscore  в  2005  году.  На  сегодняшний  день  разные 
платформы  и  организации  предлагают  возможность 
присвоения  значков  за  освоение  таких  навыков,  как 
критическое 

мышление 

«Critical 

Thinker», 

коммуникативность  «Communicator»  и  многих  других. 
Параллельно 

развивается 

сектор 

стандартизации 

инструментов признания неформального образования.

Таблица 4.5

КОЛИЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, 
ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ НИОКР В 2014-2017 ГОДЫ

Источник: КС МНЭ РК

2014 г.

392

11
14
13

9
9

11
31
13

6
7

17
11

3

30
59

148

2015 г.

390

11
14
11
10

7

11
32
14

8
5

19

9
4

30
53

152

2016 г.

383

9

14
10
11

8

11
33
13
10

7

19
10

5

35
55

133

2017 г.

386

11
16
11
10

8

11
29
14

8
6

19
11

5

34
62

131

Республика Казахстан
Акмолинская область
Актюбинская область
Алматинская область
Атырауская область
Западно-Казахстанская область
Жамбылская область
Карагандинская область
Костанайская область
Кызылординская область
Мангистауская область
Южно-Казахстанская область
Павлодарская область
Северо-Казахстанская область
Восточно-Казахстанская область
г. Астана
г. Алматы

Регионы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

204

научных кадров. Значимое количество ученых отме-

чалось в области естественных наук, инженерных 

разработок и технологий.

Наибольшая численность ученых приходится на 

возрастную группу 25-34 года, доля которой состав-

ляет 26 %. Численность и доля данной возрастной 

группы ученых в общем контингенте за последнее 

годы равномерно увеличивается. Несмотря на не-

значительное снижение в 2013 году работников этой 

возрастной группы, доля её в общем контингенте 

достигла максимального значения (26,4 %) за по-

следние шесть лет (таб. 4.6). 

В 2017 году в вузах и НИИ страны числилось 5 915 

специалистов-исследователей до 25 лет и 26-34 лет. 

Доля женщин в их числе составляла 52,8 % (3 124 че-

ловек). Доля женщин преобладает и в численности 

докторов PhD (56,2 % или 144 человек) и докторов

по профилю (69,2 % или 9 человек) в возрастной

группе 26-34 лет. Важно отметить, что соотношение

численности молодых мужчин и женщин кандида-

тов и докторов наук сложилось иначе. В возрастной

группе 26-34 лет доля женщин в числе кандидатов

наук составила 45,8 % (114 человек), среди докторов

наук – 23,5 % (8 человек) (таб. 4.7).

Численность докторов философии PhD, занима-

ющихся  научно-исследовательской  деятельностью,

постепенно увеличивается. В 2017 году научной де-

ятельностью занимались 255 докторов РhD в воз-

расте до 35 лет. Положительное влияние на рост

численности молодых ученых оказало увеличение

объема государственного заказа на подготовку на-

учных кадров в рамках докторантуры PhD и мер,

Таблица 4.7

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ НИОКР ПО ВОЗРАСТУ В 2017 ГОДУ

Источник: КС МНЭ РК

В том числе, лет:

Численность работников, осуществлявших
НИОКР на конец отчетного года, всего
из них специалисты–исследователи
из них женщины
из них имеют ученую и академические степени
доктор по профилю
из них женщины
доктор философии (PhD)
из них женщины
доктор наук
из них женщины
кандидат наук
из них женщины
магистр
из них женщины

2 192

1 627

723

1 627

42

29

8
2

366
116
539
234

25

21

3 469

2 698
1 304
1 846

133

54

17

5

587
233

1 030

497

79
57

3 871

2 961
1 793
2 096

66
33
59
37

358
196

1 369

843

244

48

1 083

909
477

1 001

4

1

37
17
32
21

239
151
192
111

4 937

3 869
2 203
2 650

57
26

250
127
177

59

1 265

757
901
587

2 304

1 865
1 007
1 026

-
-

72
37

-
-

47

22

907
508

5 824

4 735
2 521
2 938

13

9

256
144

34

8

249
114

2 386
1 386

1 909

1 180

603
377

-
-
-
-
-
-

1

-

376
226

22 081

17 205

8 991

11 290

354
141
589
316

1 818

648

4 541
2 446
3 988
2 421

2 071

1 762

567

1 383

85

19

7
3

662
152
627
235

2

1

55-62

года

55-64

года

45-54

года

35

лет

35-44

года

25-28

лет

25-34

года

до 25

лет

Все

из них:

из них:

из них:

65 лет

и старше

Таблица 4.6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ВЫПОЛНЯВШИХ
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ, ПО ВОЗРАСТУ

Источник: КС МНЭ РК

2012
2013
2014
2015
2016
2017

Год

20 404
23 712
25 793
24 735
22 985
22 081

Всего

В том числе в возрасте:

3 749
4 735
5 175
5 257
5 099
4 937

35-44 года

3 941
4 520
4 734
4 546
4 233
3 871

45-54 года

3 437
3 958
4 267
3 889
3 592
3 469

55-64 года

1 515
1 911
2 170
2 035
1 894
2 071

65 лет и старше

2 648
2 818
2 912
2 636
2 211
1 909

до 25 лет

5 114
5 770
6 535
6 372
5 956
5 824

26-34 года

25,1
24,3
25,3
25,8
25,9
26,4

в %

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

205

предпринимаемых уполномоченным органом в це-

лях вовлечения талантливой молодежи в научную 

деятельность. Благодаря предпринимаемым мерам, 

в перспективе ожидается увеличение численности 

молодых ученых, их научной производительности 

и мобильности.

В 2018 году при поддержке Всемирного банка и 

Комитета науки Министерства образования и нау-

ки РК в Казахстане стартовала программа «Гранты 

на поддержку исследований и тренингов постдок-

торантов (PhD)». Программа предполагает финан-

сирование совместных с зарубежными учеными 

исследований сроком до 12 месяцев. Ожидается, 

что ученые, получившие опыт совместных исследо-

ваний за рубежом, впоследствии существенно улуч-

шат качество исследований, проводимых в родной 

стране.

В рамках проекта Всемирного Банка «Стимули-

рование продуктивных инноваций» по компоненту 

«Повышение потенциала офиса трансферта техно-

логий в университетах Казахстана» предусмотре-

на организация обучения английскому языку ка-

захстанских ученых. Обучение начнется в ноябре 

2018 года и продлится полтора года. В ближайшей 

перспективе обучением английским языком будет 

охвачено около 5 тысяч ученых. По итогам обучения 

предполагается улучшение навыков английского 

языка казахстанских, в т.ч. молодых ученых.

Ученым предоставляется доступ к платформам 

Web of Science, Science Direct и Scopus, а также обу-

чение подаче научных статей на английском языке 

в журналы, индексируемые данными базами. Чис-

ленность подобных публикаций с каждым годом 

увеличивается, преимущественно в области есте-

ственных наук.

Важной инвестицией в процесс подготовки моло-

дых научных кадров стало и учреждение Назарбаев 

Университета, студенты и ППС которого уже сегод-

ня демонстрируют значимые достижения в сфере 

науки.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 4

О

БР

АЗ

О

ВАН

ИЕ

 И

 Н

АУКА

 В

 ЖИЗ

Н

И

 М

О

ЛО

ДЕЖИ

206

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ 

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ 

ГЛАВА 5

5

5

.1. 

Обзор тенденций

 

на рынке труда молодежи

5

.2. 

Участие молодежи

 

в социально-экономическом 

 

развитии страны

5

.3. 

Развитие молодежного 

 

предпринимательства

5

.4. 

Социальное благополучие 

 

молодых семей и уязвимых 

 

групп молодежи

5.5.  Индекс развития молодежи Казахстана 

 

«Жастарға мейірімді мекен»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

207

5.1. ОБЗОР ТЕНДЕНЦИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

МОЛОДЕЖИ

Изучение социально-экономического положения

молодежи сопряжено с анализом основных инди-

каторов рынка труда, в числе которых численность

занятых, безработных, рабочей силы и лиц, не вхо-

дящих в состав рабочей силы в возрасте 15-28 лет.

Анализ и обобщение процессов в сфере заня-

тости и трудоустройства молодого населения Ка-

захстана является одним из важных направлений

данного  доклада.  В  фокусе  настоящего  доклада 

оказались такие социальные проблемы общества,

как безработица, самозанятая  молодежь и  моло-

дежь категории NEET.

 Согласно данным Комитета по статистике МНЭ

РК, во II квартале 2018 года численность рабочей

силы в возрасте 15 - 28 лет на рынке труда состави-

ла 2 121,2 тыс. человек, из них занятое население –

2 038,8 тыс. человек.

Таблица 5.1

ЗАНЯТЫЕ В ВОЗРАСТЕ 15-28 ЛЕТ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2017 г.

II квартал

тысяч

2 030,1

341,9
217,7

55,0

118,5

31,7
12,5

151,6
314,1
130,6

44,5
49,1
62,9
29,6
69,3
66,9

128,0
213,1

97,3
48,8
64,8

-

-

2 038,8

276,7
221,7

48,3

129,4

30,0
14,1

149,5
335,9
137,1

45,0
52,4
60,7
43,9
61,0
73,3

133,6
229,2
109,8

38,4
70,7

-

-

2018 г.

II квартал

Занято в экономике, всего
Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Промышленность
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров
Обрабатывающая промышленность
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование
Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов
Строительство
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов
Транспорт и складирование
Услуги по проживанию и питанию
Информация и связь
Финансовая и страховая деятельность
Операции с недвижимым имуществом
Профессиональная, научная и техническая деятельность
Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания
Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение
Образование
Здравоохранение и социальные услуги
Искусство, развлечения и отдых
Предоставление прочих видов услуг
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары
и услуги для собственного потребления 
Деятельность экстерриториальных организаций и органов

Виды экономической деятельности

1) По данным выборочного обследования занятости населения в возрасте 15 лет и старше.  Верхний возрастной предел 

указан в соответствии с Законом РК "О государственной молодежной политике в РК", включает лиц, не достигших 29 лет 

(28 включительно).

2) Данные сформированы в соответствии с новыми стандартами занятости (19-я МКСТ МОТ).

Рисунок 5.1

 

ЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ВОЗРАСТЕ 15-28 ЛЕТ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

тыс. человек

2017 г. II квартал

2017 г. III квартал

2017 г. IV квартал

2018 г. I квартал 

2018 г. II квартал 

2 030,10

2 036

2 000,40

2 024,60

2 038,80

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

208

Динамика  численности  занятого  населения  по-

казывает,  что  по  сравнению  с  IV  кварталом  2017

года имеется положительная тенденция, которая от-

ражает рост числа занятых (рис 5.1).

Среди занятой молодежи 1 583,1 тыс. человек

или 74,6 % − наемные работники, 455,6 тыс. человек

(21,5 %) − самостоятельно занятые.

Число  лиц,  не  входящих  в  состав  рабочей  силы,

составляет 1 363,9 тыс. человек.

Данные Комитета по статистике МНЭ РК по за-

нятости в разрезе отраслей экономики показывают,

что из числа занятых в экономике 2 038,8 тыс. че-

ловек наибольшее количество − 335,9 тыс. человек

(16,5 %) занято в сфере оптовой и розничной торгов-

ли, а также  ремонта  автомобилей  и  мотоциклов.

276,7  тыс. человек  (13,6  %)  заняты  в  сельском,

лесном  и  рыбном  хозяйстве.  229,2  тыс.  человек,

(11,2 %)  заняты в образовании. В сфере промыш-

ленности работает 221,7 тыс. человек (10,9 %).

Анализ  данных  за  2017 и  2018  годы 

показывает,  в  целом,  рост  числа занятых  в 

экономике  людей  в  возрасте  15-28 лет по всем 

отраслям,  за  исключением  значитель-ного

уменьшения  числа  занятых  в  сельском,

лесном и рыбном хозяйствах, а также их незна-

чительного снижения  в  сфере  строительства.

Эти  тенденции объясняются  оттоком  молодых

людей из сельской местности в города (таб. 5.1).

Безработица. Начиная с конца 2017 года идет

медленное сокращение числа безработных. К концу

II квартала 2018 года число безработных составило  

82 тыс. человек, т.е. 3,9  % экономически активного 

молодого 

населения 

Казахстана 

являются 

безработными (рис. 5.2; 5.3).

Согласно  результатам  социологического  ис-

следования,  проведенного  НИЦ  «Молодежь»,

42 % опрошенных молодых людей указывают, что

постоянно  сталкиваются  с  проблемами  трудоу-

стройства (рис. 5.4). Причем, чем старше возраст

респондентов, тем больше число тех, кто отвечает

подобным образом: среди возрастной категории

14-18 лет таковые составляют – 31,2 %, 19-23 года

– 44,1 % и 24-28 лет – 48,5 %.

Различия в мнениях респондентов по полу и

принадлежности к разным этническим группам не

выявлены. При этом, имеется значительная раз-

ница во мнениях респондентов без образования

(10  %)  и,  имеющих  ученые  степени  кандидата,

доктора наук, доктора PhD (59,4 %). Чаще всего по-

добные различия в суждениях отмечаются среди

молодежи Жамбылской (60,2 %), Кызылординской

(59,3 %) и Мангистауской (56,0 %) областей.

По  данным  социологического  исследования

НИЦ  «Молодежь»,  перманентно  сталкиваются  с

проблемами трудоустройства 47,5 % сельской и

38,1 % городской молодежи.

30,5 % опрошенных утверждают, что молодежь

испытывает  трудности  с  трудоустройством  по

специальности, тогда как найти работу, не требу-

ющую  профессиональных  навыков  не  сложно.

29,9 % опрошенной молодежи уверены, что най-

дут работу в течение шести, либо трех месяцев

(29,5 %). Лишь 13,9 % уверены в том, что найдут

работу по специальности в самые короткие сроки

(рис. 5.5).

Рисунок 5.2

 

БЕЗРАБОТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ВОЗРАСТЕ 15-28 ЛЕТ

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

тыс. человек

2017 г. II квартал

2017 г. III квартал

2017 г. IV квартал

2018 г. I квартал 

86

,

6

84

,

7

86

,0

8

3,

7

2018 г. II квартал

8

3,

8

2017 г. I квартал

2017 г. II квартал

2017 г. III квартал

2017 г. IV квартал

2017 г.

2018 г. I квартал 

2018 г. II квартал 

Рисунок 5.3

УРОВЕНЬ 

М

ОЛОДЕ

Ж

НО

Й

 БЕЗРАБОТИ

Ц

Ы, 

В 

%

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

3,9

4,1

4,0

4,1

3,9

4,0

3,9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

209

Как видно из рисунка 5.6, проблема трудоустрой-

ства по специальности в большей мере волнует

старшую  возрастную  категорию  молодежи.  Эта

проблема особенно остро стоит среди молодежи

трех регионов: Акмолинской (47,4 %), Северо-Ка-

захстанской (46,2 %) областей и г. Астана (49,6 %).

Важным  индикатором  рынка  труда  является

численность самозанятого населения. Во II квар-

тале 2018 года его численность среди населения 

в возрасте  15-28  лет  составила  455,6  тыс.  чело-

век (таб. 5.2).

В возрастной структуре самозанятой молоде-

жи существенной динамики не наблюдается. Пер-

вое полугодие 2018 года отмечено незначитель-

ным ростом численности самозанятых в возрасте 

16-24 лет: с 184 423 человек в I квартале 2018 года 

до 185 605 человек во II квартале 2018 года. За 

аналогичный период число занятых в возрасте 15 

лет сократилось на 191 человек (рис. 5.7).

Отдельное внимание в анализе социально-эко-

номического положения молодежи следует уде-

Да, молодежь постоянно сталкивается

с проблемами трудоустройства

Молодежь испытывает трудности с 

трудоустройством по специальности. 

Работу без профессиональных навыков 

найти не трудно

Я учусь, не ищу работу и нет опыта 

поиска работы, трудоустройства

У молодых людей моего города/села нет 

проблем с трудоустройством

Затрудняюсь ответить

Рисунок 5.4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС
«КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИСПЫТЫВАЕТ ЛИ
МОЛОДЕЖЬ ВАШЕГО ГОРОДА / СЕЛА
ТРУДНОСТИ С ПОИСКОМ РАБОТЫ
И ТРУДОУСТРОЙСТВОМ?» 

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

42,2

30,5

16

8,5

2,7

Рисунок 5.5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС
«В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫ ОКАЖЕТЕСЬ БЕЗ РАБОТЫ,
КАК БЫСТРО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ,
ВЫ СМОЖЕТЕ НАЙТИ ПОДХОДЯЩУЮ
ДЛЯ ВАС РАБОТУ?»

29,9

29,5

21,9

13,9

0,2

4,6

Найти новую работу - это большая проблема 

для молодого человека, в лучшем случае 

работу найду в течение полугода

Поиск работы вызовет определенные трудно-

сти, но в течение трех месяцев я найду работу

Я учусь, не ищу работу и нет опыта поиска 

работы, трудоустройства

Я найду работу по специальности в самые 

короткие сроки

Найти новую работу - это большая проблема 

для молодого человека, даже в течение года и 

более

Затрудняюсь ответить

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

Таблица 5.2

САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫЕ В ВОЗРАСТЕ 15-28 ЛЕТ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В РАЗРЕЗЕ
ПОЛА И ТИПА МЕСТНОСТИ В 2013-2018 ГГ.

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

Структура самостоятельно занятого населения согласно стандартам МОТ

тысяч

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

    2018 г. II кв.

Самостоятельно занятые
Мужчины
Женщины
Городское население
Сельское население

722,1

403,7
318,4
210,2
511,9

667,3

359,8
307,5
208,1
459,2

581,6

328,0
253,6
185,5
396,1

513,0

298,6
214,4
159,3
353,7

492,5

276,1
216,4
161,8
330,7

    455,6

252,7
202,9
    *
    *

* Нет данных

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Национальный доклад 

«Молодежь Казахстана – 2018»

ГЛ

АВА 5

СО

ЦИ

А

ЛЬ

Н

О

-ЭК

О

Н

ОМ

И

ЧЕ

СК

О

Е 

П

О

ЛО

ЖЕ

Н

ИЕ

 М

О

ЛО

ДЕ

ЖИ

 

210

лить категории NEET. Согласно определению МОТ, 

к данной категории относится молодежь, которая 

в силу определенных обстоятельств социально-

го, экономического и политического характера не 

учится, не работает и не повышает квалификацию. 

С учетом международного опыта и законода-

тельных норм РК в отношении молодежи, к кате-

гории NEET относится молодежь в возрасте с 14 

до 29 лет, в состав которой входит: 

Рисунок 5.6

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ, ВЫБРАВШИХ
ВАРИАНТ ОТВЕТА «МОЛОДЕЖЬ ИСПЫТЫВАЕТ
ТРУДНОСТИ С ТРУДОУСТРОЙСТВОМ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. РАБОТУ
БЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
НАЙТИ НЕ ТРУДНО»

Источник: Результаты социологических исследований 

НИЦ «Молодежь»

17,1

14-18 лет

19-23 года

24-28 лет

 34,3                      

37,0

Рисунок 5.7

САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫЕ РАБОТНИКИ
ПО ВОЗРАСТУ (15 ЛЕТ И 16-24 ГОДА),
В 2013-2018 ГГ.

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

15 лет

16-24 года

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

I квартал

2018 г.

II квартал

1 301

2 919

837

442

407

449

258

299 738

287 489

213 217

195 257

183 912

184 429

185 605

Акмолинская область 

Актюбинская область 

Алматинская область 

Атырауская область

Западно-Казахстанская область

Жамбылская область

Карагандинская область

Костанайская область

Кызылординская область

Мангистауская область

Павлодарская область

Северо-Казахстанская область 

Туркестанская область

Восточно-Казахстанская область

г. Астана 

г. Алматы 

г. Шымкент

Рисунок 5.8

САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫЕ В ВОЗРАСТЕ
15-28 ЛЕТ ПО РЕГИОНАМ РК

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

2018 г.

I квартал

2018 г.

II квартал

тысяч

24,0 

9,4

35,1

7,9

32,2

75,3

6,2

31,7

37,3

3,9

9,2

8,2

100,9

43,4

4,3

12,8

12,8

21,1

11,4

40,6

5,2

30,5

64,0

5,0

31,2

42,1

4,7

10,5

7,9

93,8

48,4

4,5

16,2

18,6

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru