Государственная корпорация «Росатом». ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 2018 год - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Государственная корпорация «Росатом». ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Государственная корпорация «Росатом». ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 2018 год - часть 7

 

 

97 

 

признана  лучшим  работодателем  России  в  рейтинге 
Headhunter.  
Высокий 

уровень 

прозрачности 

и 

социальной 

ответственности  Корпорации  подтверждается  попаданием 
в  лидерские  группы  индексов  РСПП  в  области 
корпоративной 

устойчивости, 

ответственности 

и 

открытости-2018, а также II местом в номинации «Лучший 
годовой  отчет  (нефинансовый  сектор)»  Ежегодного 
конкурса годовых отчетов «Эксперт-РА» 2018 года.  

Динамика: 

Возросший  уровень  риска  обусловлен  его  высокой 
корреляцией с политическим риском.  

Подробнее  см.  разделы  отчета  «Взаимодействие  с 
заинтересованными  сторонами»,  «Реализация  кадровой 
политики», 

«Система 

публичной 

отчетности 

Госкорпорации «Росатом» и ее организаций» 

12. Проектный риск 

 

(Руководители 

дивизионов 

Корпорации) 
 

Изменения 
макроэкономических 
показателей 

стран 

участников проектов, 
нарушение обязательств 
подрядчиками 

по 

срокам 

и 

качеству 

выполняемых работ 

Подходы к управлению: 

- совершенствование проектного управления; 
-  разработка  планов  мероприятий  по  взаимодействию  с 
иностранными заказчиками; 
-  заключение  долгосрочных  контрактов  с  фиксированием 
цен на электроэнергию; 
- разработка унифицированных проектных решений,  
-  реализация  программы  снижения  стоимости  и  сроков 
сооружения АЭС; 
-  реализация  комплекса  процедур  в  составе  отраслевого 
подхода  к  управлению  рисками  проектов  сооружения 
АЭС; 

использование 

возможностей 

перераспределения 

свободных кредитных ресурсов между проектами. 

Результаты: 

Непрерывно  совершенствуется  система  управления  всеми 
стадиями  сооружения  АЭС,  начиная  от  предпроектной 
подготовки 

и 

завершая 

вводом 

энергоблока 

в 

эксплуатацию.  Осуществляются  работы  по  проведению 
количественной оценки рисков проектов сооружения АЭС 
(по методу Монте-Карло). 

Подробнее  см.  отчеты  АО  ИК  «АСЭ»  и  АО  «Концерн 
Росэнергоатом» за 2018 год.  

 

 

13.Климатический риск 

 

(Руководители 

дивизионов 

Корпорации) 

Неблагоприятные 
изменения 
климата/последствия 
природных 

бедствий 

для 

деятельности 

Корпорации 

и 

ее 

организаций 

Подходы к управлению: 

Госкорпорацией  «Росатом»  на  стадии  проектирования 
АЭС  ведется  масштабная  работа  по  оценке  риска 
климатических 

особенностей 

региона, 

в 

котором 

планируется сооружение АЭС. 
Расчеты,  проводимые  в  рамках  оценки  внешних 
воздействий,  учитывают  климатические  особенности 
страны-заказчика АЭС и являются частью вероятностного 
анализа безопасности. 

Результаты: 

По 

итогам 

инженерных 

изысканий 

принимаются 

соответствующие  проектные  решения  для  каждого 
проекта  сооружения  АЭС  с  учетом  климатических 
особенностей региона сооружения АЭС. 
В 

своей 

деятельности 

Госкорпорация 

«Росатом» 

обеспечивает  полную  безопасность  окружающей  среды, 
генерация электроэнергии практически не сопровождается 
выбросами СО и СО2, тем самым способствуя сохранению 
естественного  экологического  баланса  и  снижению 
вероятности  возникновения  климатических/природных 
бедствий.

 

 

 

 

98 

 

 
 
8.2.4. Страхование рисков 

Один  из  основных  подходов  к  управлению  рисками  Госкорпорации  «Росатом»  – 

страхование  рисков.  С  целью  повышения  надежности  страховой  защиты  Корпорация 
совместно со страховым сообществом в 2018 году продолжила работу, направленную на 
обеспечение  возможности  перестрахования  имущественных  рисков  российских 
эксплуатирующих  организаций  в  международной  пулинговой  системе.  Значительная 
часть  от  размера  ответственности  за  ядерный  ущерб  российских  АЭС  была  передана  в 
перестрахование  в  международную  пулинговую  систему,  что  подтверждает  признание 
международным  ядерным  страховым  сообществом  достаточного  уровня  безопасности  и 
надежности  российских  АЭС.  Были  проведены  внутренние  страховые  инспекции  с 
участием экспертов Российского ядерного страхового пула.  

В 2019 году планируется продолжить проведение страховых инспекций на основных 

предприятиях отрасли. 

8.2.5. Задачи на 2019 год и среднесрочную перспективу 

Планы по развитию отраслевой СУР на 2019 год сформированы в составе основных 

направлений  утвержденной  Программы  развития  риск-менеджмента  на  2019-2024  годы 
под влиянием как внешних факторов, связанных с требованиями зарубежных заказчиков 
(соблюдение  сроков  и  стоимости  проектов  сооружения  АЭС),  государственных  органов                                          
Российской  Федерации,  так  и  внутренних  факторов  по  выстраиванию  эффективной 
системы  управления  рисками  Госкорпорации  «Росатом»  согласно  лучшим  мировым 
практикам.  

8.3. Выполнение государственных функций 

 

8.3.1. Функционирование Ядерного оружейного комплекса (ЯОК) 

Выполнение  государственного  оборонного  заказа  и  сотрудничество  с 

Министерством обороны России 

Предприятиями Госкорпорации «Росатом» проведены научно-исследовательские и 

опытно-конструкторские  работы,  а  также  осуществлены  поставки  образцов  новых 
изделий и техники, работы по их техническому обслуживанию, ремонту и утилизации.  

Завершено  строительство  и  осуществлен  ввод  в  эксплуатацию  восьми  объектов 

капитального  строительства,  реконструкции  и  технического  перевооружения  на 
площадках шести предприятий ЯОК. 

Создание новых продуктов 

Производственная  диверсификация  в  ЯОК  соответствует  стратегии  развития 

отрасли и сфокусирована на следующих приоритетных направлениях: 

 - информационные технологии,  
 - автоматизированные системы управления технологическими процессами, 
- системы безопасности,  
- суперкомпьютерные технологии и математическое моделирование,  
- лазерные и аддитивные технологии,  
- станкостроение,  
- малая энергетика,  
- электротехника,  
- ядерная медицина (включая изотопную продукцию). 

Ключевые результаты 2018 года: 

 

Государственный оборонный заказ выполнен на 100%. 

 

Госкорпорация «Росатом» приняла участие в рассмотрении более 400 законопроектов. 

 

Продолжилось выполнение четырех федеральных целевых программ. 

 

Общая  оценка  эффективности  реализации  государственной  программы  Российской  Федерации 
«Развитие атомного энергопромышленного комплекса» в 2018 году составила 100,67%.  

99 

 

Продукция  данных  направлений  ориентирована  на  использование  в  различных 

высокотехнологичных  отраслях  экономики  и  критически  важных  объектах  с  учетом 
потребностей  крупных  заказчиков  из  нефтегазовой  отрасли,  электроэнергетики, 
транспортной сферы.  

По  итогам  2018  года  объем  консолидированной  выручки  по  прочей  продукции 

предприятий ЯОК составил 88,3 млрд рублей, что на 5% больше, чем в 2017 году. 

Повышение эффективности деятельности ЯОК 

В  2018  году  проведены  мероприятия  по  мониторингу  соблюдения  финансовой 

дисциплины при проведении взаиморасчетов, что позволило снизить кредитную нагрузку 
на  предприятия  ЯОК  и  значительно  повысить  общую  эффективность  их  финансово-
экономической деятельности. 

Реализован  проект  «Сокращение  времени  протекания  процессов  постановки  на 

серийное  производство,  изготовления  серии  и  передачи  в  Минобороны  России  новых 
(модернизированных) изделий», направленный на совершенствование освоения и выпуска 
основной продукции. 

С  целью  снижения  затрат  на  производство  продукции,  сокращения  времени 

протекания производственных процессов и повышения качества производимой продукции 
осуществлялось  внедрение  современных  цифровых  технологий  управления  жизненным 
циклом изделий и проведения математического моделирования.  

8.3.2. Законопроектная деятельность 

В  2018  году  Корпорацией  было  рассмотрено  более  400  проектов  федеральных 

законов, из них: 

- порядка 30 рассмотрены в рамках межведомственного согласования,  

-  более  200  рассмотрены  в  рамках  участия  в  проведении  общественных  и 
публичных обсуждений,  

-  около  250  законопроектов  рассмотрены  при  участии  в  заседаниях  Комиссии 
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. 
Как и в предыдущие годы Корпорация принимала активное участие в подготовке и 

правовом  сопровождении  проектов  федеральных  законов,  затрагивающих  сферу  ее 
деятельности и деятельности ее организаций по следующим направлениям: 

-  трансформация  законодательства  о  конкуренции,  а  также  законодательства, 

устанавливающего основы государственного регулирования цен (тарифов); 

- совершенствование законодательства о контрактной системе в сфере закупок для 

обеспечения государственных и муниципальных нужд;  

создание  условий  для  комфортного  функционирования  территорий 

опережающего социально-экономического развития в ЗАТО; 

-  внесение  изменений  в  земельное  законодательство,  а  также  совершенствование 

градостроительного законодательства.  

8.3.3.  Реализация  государственной  программы  Российской  Федерации  «Развитие 
атомного энергопромышленного комплекса» 

В 

отчетном 

году 

Госкорпорация 

«Росатом» 

продолжила  реализацию 

государственной 

программы 

Российской 

Федерации 

«Развитие 

атомного 

энергопромышленного  комплекса»  (значения  показателей  и  индикаторов  на  2018  год 
установлены  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  17.03.2018 
№ 344-11)

36

 

36

 Открытая часть государственной программы Российской Федерации «Развитие атомного 

энергопромышленного комплекса» размещена на официальном сайте Корпорации:  

https://rosatom.ru/upload/iblock/7b9/7b94d7cd03990d449aa6527da5d55e85.pdf

  

100 

 

Общая  оценка  эффективности  выполнения  государственной  программы, 

отражающая степень достижения запланированных на 2018 год результатов мероприятий 
и  значений  показателей,  а  также  учитывающая  объемы  бюджетного  и  внебюджетного 
финансирования,  использованного  на  реализацию  мероприятий  государственной 
программы, составила 100,67%. 

В отчетном году Корпорация подготовила проект новой редакции государственной 

программы с расширением горизонта планирования ее мероприятий до 2027 года.  

8.3.4. Реализация федеральных целевых программ 

В  2018  году  предприятия  и  организации  Госкорпорации  «Росатом»  обеспечили 

выполнение мероприятий в рамках четырех федеральных целевых программ (ФЦП).  
 

На  выполнение  ФЦП  (открытая  часть  федерального  бюджета)  привлечено 

финансирование в объеме 48 107,9 млн рублей, в том числе за счет средств федерального 
бюджета 17 959,1 млн рублей, из внебюджетных источников – 22 525,9 млн рублей. 

8.3.5. Вклад в реализацию «майских» указов Президента Российской Федерации 

В  рамках  исполнения  указов  Президента  Российской  Федерации  от  07.05.2012 

Госкорпорацией  «Росатом»  и  ее  организациями  в  отчетном  году  достигнуты  следующие 
основные результаты: 

 

по  Указу  №  597  «О  мероприятиях  по  реализации  государственной  социальной 
политики»:  фактическая  номинальная  заработная  плата  за  2018  год  возросла  на 
7,3%  по  сравнению  с  2017  годом  (

см.  раздел  отчета  «Реализация  кадровой 

политики»

); 

 

по Указу № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»: 

 

в части увеличения объема инвестиций не менее чем до  27% ВВП: к концу 
2018 года значение показателя составило 22,6% от выручки Корпорации (

см. 

раздел Отчета «Управление инвестиционной деятельностью»

), 

 

в  части  увеличения  доли  продукции  высокотехнологичных  и  наукоемких 
отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза 
относительно  уровня  2011  года:  показатель  удельного  веса  инновационной 
продукции  в  общем  объеме  продаж  Корпорации  по  итогам  2018  года 
составил  17,5%  (увеличение  в  1,9  раз  относительно  уровня  2011  года)  (

см. 

раздел Отчета «Наука и инновации»

). 

8.3.6. Оказание государственных услуг 

В  2018  году  в  Госкорпорацию  «Росатом»  поступило  1760  заявлений  о 

предоставлении  государственных  услуг.  С  учетом  установленных  сроков  (включая 
переходящие сроки) степень их оказания Корпорацией составила 100 %. 

На Едином Портале государственных услуг обеспечена возможность исполнения в 

электронном  виде  услуг  по  аккредитации  органов  по  сертификации,  по  регистрации 
подведомственных опасных производственных объектов. 

8.3.7. Управление государственным имуществом и реструктуризация непрофильных 
активов 

В течение 2018 года осуществлено оформление прав Российской Федерации на 152 

объекта недвижимого имущества (здания и сооружения). 

В  отчетном  году  реструктуризировано  38  непрофильных  объектов  недвижимого 

имущества  акционерных  обществ,  более  25%  акций  которых  принадлежало 
непосредственно Госкорпорации «Росатом», из них:  

-  32  проданы  за  контур  атомной  отрасли  (эффект  от  продажи  составил  260  млн 

рублей), 

- 6 безвозмездно переданы органам местного самоуправления.  
В  отношении  акционерных  обществ,  менее  25%  акций  которых  принадлежало 

непосредственно  Госкорпорации  «Росатом»,  а  также  обществ,  акции  которых 
принадлежали  Российской  Федерации  в  лице  Госкорпорации  «Росатом»,  проведена 
реструктуризация 348 непрофильных актива, из них:  

101 

 

- 243 проданы (эффект от продажи составил 647 млн рублей), 
- 76 безвозмездно переданы в государственную и муниципальную собственность, 
- 29 ликвидированы.  

8.4.Управление финансовой и инвестиционной деятельностью 

 

 
8.4.1. Управление финансовой деятельностью 
Реализация финансовой стратегии Госкорпорации «Росатом» 

Принимая во  внимание масштаб бизнеса Госкорпорации «Росатом» в России и за 

рубежом, руководство Корпорации уделяет повышенное внимание вопросам финансовой 
устойчивости  организаций  атомной  отрасли  в  изменяющихся  условиях  внешней  среды. 
Финансовая  стратегия  —  неотъемлемая  часть  общей  стратегии  деятельности 
Госкорпорации  «Росатом».  Основная  цель  финансовой  стратегии  —  обеспечить 
финансовую  устойчивость  Госкорпорации  «Росатом»  и  ее  организаций  в  изменяющихся 
условиях  внешней  среды  и  организовать  наиболее  эффективное  финансирование  и 
управление финансовыми рисками. 

Основные  финансовые  операции  Госкорпорации  «Росатом»  централизованы. 

Централизация управления финансовыми потоками обеспечивается: 

- сформированной  единой  отраслевой  системой  правовых  актов,  регулирующей 

вопросы управления финансами (в том числе Единая отраслевая финансовая политика); 

- выстроенной  вертикально-интегрированной  структурой  казначейств  дочерних  и 

зависимых  обществ,  функционально  подчиненных  Казначейству  Госкорпорации 
«Росатом».  Созданная  структура  казначейств  позволяет  контролировать  100%  денежных 
средств отрасли; 

- концентрацией основных казначейских функций организаций атомной отрасли на 

уровне Казначейства Госкорпорации «Росатом», работающего в едином информационном 
пространстве  с  организациями  атомной  отрасли  и  являющегося  фактически  центром 
управления ликвидностью, 

- отраслевой  автоматизированной  системой  учета  казначейских  операций 

(Информационная  система  «Расчетный  центр 
Корпорации»), 

обеспечивающей 

полный 

ежедневный  учет  казначейских  операций  по 
всему периметру Госкорпорации «Росатом». 

Цели  финансовой  стратегии  в  части 

работы 

с 

банками, 

развития 

кэш-пула, 

управления  долгом  в  2018  году  достигнуты.  В 
целях  повышения  эффективности  деятельности  казначейских  функций  в  2018  году 
продолжена работа по следующим направлениям: 

 

обеспечение концентрации временно-свободных денежных средств на счетах пул-
лидеров

37

 

повышение точности планирования платежей (скользящий прогноз ликвидности); 

 

обеспечение стоимости обслуживания консолидированного долгового портфеля на 
конкурентном уровне; 

 

37

  Пул-лидер  –  организация  Корпорации,  на  счетах  которой  происходит  аккумулирование  свободных 

денежных  средств  и  их  последующее  перераспределение  между  организациями  Корпорации  посредством 
договоров займа, назначаемая решением исполнительных органов управления Госкорпорации «Росатом». 

Ключевые результаты 2018 года: 

 

Инвестиционная программа выполнена на 90%. 

 

Доходность инвестиционного портфеля составила 10,5%. 

 

Экономический эффект от использования внутригруппового финансирования накопленным итогом за 
период 2010-2018 гг. составил 33,4 млрд рублей 

Инициирован 

проект 

«Дальнейшая 

централизация 

казначейской 

функции, 

включая создание Фабрики платежей на базе 
АО  «Атомэнергопром»,  нацеленный  на 
дальнейший 

рост 

производительности 

казначейской функции в отрасли. 

102 

 

 

централизация  казначейских  операций  (выполнение  требований  финансовой 
политики); 

 

внедрение  инструментов  проектного  финансирования  в  рамках  реализации 
проектов Корпорации и ее организаций. 

За 

период 

2010-2018 гг. 

экономический 

эффект 

от 

использования 

внутригруппового  финансирования  накопленным  итогом  в  целом  по  отрасли  составляет 
порядка 33,4 млрд рублей.  

Управление долговым портфелем 

В  рамках  осуществления  текущей  деятельности  среднюю  ставку  по  совокупному 

долговому  портфелю  Корпорации  в  российских 
рублях  удается  поддерживать  на  уровне  ниже 
8,5%.  В  течение  отчетного  года  обеспечивалось 
наличие  ликвидных  средств  или  источников  их 
получения 

(кредитных 

линий 

и 

т.д.), 

достаточных  для  погашения  обязательств  в  срок 
без  возникновения  неприемлемых  убытков  и 
риска для репутации. 

Продолжено  применение  поручительств  в 

обеспечение 

обязательств 

отраслевых 

организаций  перед  контрагентами,  как  в  целях 
сокращения  расходов  по  банковским  гарантиям, 
так  и  в  целях  снижения  расходов    по 
привлекаемому финансированию (в том числе на 
уплату процентов).  

Функционирование  АО  «АтомКапитал»  (100-процентная  дочерняя  компания 

Госкорпорации «Росатом», которая выполняет функцию пул-лидера во внутригрупповом 
финансировании  ФГУПов)  позволило  обеспечить  оптимальное  распределение  долговой 
нагрузки между АО «Атомэнергопром» и организациями и предприятиями, не входящими 
в его контур. 

Привлечение финансирования на проектную деятельность  

Во  исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  07.05.2018  №  204  в 

состав  национальных  (федеральных)  проектов  заявлен  ряд  инициатив,  включая 
строительство  нового  ледокольного  флота,  а  также  создание  инфраструктуры, 
обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов. 

Прорабатывалась 

схема 

«смешанного» 

финансирования 

(бюджетная 

и 

внебюджетная  часть)  строительства  нового  арктического  ледокольного  флота. 
Поддержана  инициатива  по  выделению  дополнительных  бюджетных  инвестиций  на 
строительство  третьего  и  четвертого  серийных  универсальных  атомных  ледоколов 
проекта 22220. 

В  2018  году  продолжено  тиражирование  подходов  по  применению  проектного 

финансирования,  ранее  отработанных  на  «пилотной»  ветроэлектростанции  (ВЭС),  на 
проекты новых бизнесов Корпорации. В проект строительства «пилотной» ВЭС (660 МВт) 
привлечен  финансовый  партнер,  с  которым  достигнуто  соглашение  о  предоставлении 
денежных  средств  как  в  форме  старшего  долга,  так  и  в  форме  «мезонинного» 
финансирования (через вхождение в капитал с долей владения в проектной компании АО 
«ВетроОГК» на уровне 49,5% и выдачу акционерных займов) совокупным объемом 64,6 
млрд рублей. 

Проведена  работа,  направленная  на  выработку  подходов  к  финансированию 

концессионных  проектов  в  сфере  ЖКХ  и  ядерной  медицины,  привлечен  финансовый 
партнер  (ПАО  «Совкомбанк»)  в  «пилотный»  концессионный  проект  ЖКХ  в  г.  Лесной 

Получение  и  поддержание  кредитных 
рейтингов 

По 

состоянию 

на 

31.12.2018 

АО 

«Атомэнергопром»  присвоены  рейтинги  от 
международных  и  российских  агентств  на 
уровне  суверенных  кредитных  рейтингов 
России:  
-  от  S&P  на  уровне  «ВВB-/A-3»,  прогноз  – 
«Стабильный»,  
- от Fitch Ratings на уровне «ВВВ-», прогноз 
– «Позитивный»,  
-  от  Moody's  Investors  Service  на  уровне 
«Ва1», прогноз – «Позитивный»,  
-  от  АО  «Эксперт  РА»  на  уровне  «ruAAA», 
прогноз – «Стабильный». 

103 

 

(Свердловская область). В стадии проработки – проекты в г. Глазов, г.Саров, г. Сосновый 
Бор и других моногородах России.   

В сфере ядерной медицины на повестке обсуждение  с банками  участия в проекте 

«

Создание 

и 

эксплуатация 

радиологического 

корпуса 

Восточно-Сибирского 

онкологического  центра  в  г.  Иркутске»,  концессионное  соглашение  по  которому  было 
подписано в июне 2018 года, а также проекты в других городах России. 

Повышение инвестиционной привлекательности российской атомной отрасли 

В  2018  году  продолжена  работа,  направленная  на  повышение  инвестиционной 

привлекательности российской атомной отрасли, привлечение стратегических инвесторов 
в проекты сооружения АЭС в России и за рубежом, поддержание отношений с текущими 
инвесторами  и  кредиторами,  а  также  установление  отношений  и  открытие  лимитов  в 
новых банках: 
 

- в течение 2018 года организованы визиты с участием представителей российских 

и  зарубежных  банков  на  площадку  действующей  Ленинградской  АЭС,  строящейся 
Ленинградской АЭС-2 и ФГУП «ГХК;  
 

- в рамках Международного форума «АТОМЭКСПО-2018» проведен круглый стол 

«Зеленые» инвестиции: создавая возможности, расширяя горизонты»; 
 

-  на  полях  Международного  форума  «NDExpo-2018»  проведен  круглый  стол 

«Финансирование  технологий  будущего:  завтра  наступает  сегодня»,  а  в  рамках 
Международного форума  «АТОМЕКС-2018»  ‒ круглый стол «Финансовые инструменты 
поддержки поставщиков»; 
 

-  проведена  работа,  направленная  на  популяризацию  в  отрасли  финансовых  и 

нефинансовых продуктов и сервисов со стороны государственных институтов развития и 
поддержки экспорта. 

Планы на 2019 год и среднесрочную перспективу 

 

тиражирование проекта «Фабрика платежей»; 

- поддержание четкой платежной дисциплины по внутригрупповому финансированию; 

 

повышение  точности  планирования  денежных  потоков  на  среднесрочную 

перспективу; 

 

недопущение  внутренней  конкуренции  за  кредитные  ресурсы  между 

организациями; 

 

дальнейшая централизация управления денежными средствами; 

 

концентрация  на  отношениях  с  опорными  банками  как  наиболее  надежными 

партнерами  с  точки  зрения  доступности  финансирования  как  по  объему,  так  и  по 
стоимости; 

 

строгое  соблюдение  обязательств,  включая  выполнение  ковенант,  перед 

существующими кредиторами и рейтинговыми агентствами; 

 

проработка  схем  финансирования  проектов  с  целью  снижения  регресса  на 

Госкорпорацию  «Росатом»  и  выполнения  задачи  по  минимизации  использования 
консолидированного  инвестиционного  ресурса  Корпорации  (в  т.ч.  с  применением 
инструментов проектного финансирования); 

расширение  состава  применяемых  инструментов  финансирования  (в  случае 

экономической  целесообразности)  в  целях  снижения  стоимости  обслуживания  долга  и 
обеспечения  своевременного  и  полного  финансирования  инвестиционной  программы 
организаций отрасли на приемлемых условиях;

 

- проработка с банками возможных направлений сотрудничества в сфере цифровизации. 

8.4.2. Управление инвестиционной деятельностью 

Екатерина Ляхова, директор по экономике и инвестициям 
‒ Как вы оцениваете выполнение инвестиционной программы в целом по отрасли и 

на уровне отдельных дивизионов в 2018 году? 

104 

 

‒ Показатели исполнения инвестиционной программы улучшились по сравнению с 

прошлыми  периодами.  Лидером  стал  Электроэнергетический  дивизион,  который  
выполнил  программу  по  сооружению  АЭС  на  территории  России  более  чем  на  100%. 
Общая экономия в результате оптимизации затрат на реализацию проектов составила  4,4 
млрд  рублей.    Значимыми  результатами  прошедшего  года  также  считаю  утверждение 
стратегических программ по шести направлениям развития новых бизнесов отрасли.  

‒ Каким образом будет скорректирована инвестиционная стратегия Росатома в 

связи  с  фокусом  на  выполнении  национальных  проектов  «майского»  указа  президента 
РФ? 

‒  Многие  проекты,  реализуемые  Госкорпорацией,  способствуют  решению  задач, 

поставленных  президентом  РФ  в  «майском»  указе.  Уже  сейчас  стартовал  ряд 
стратегических  программ  и  проектов,  которые  напрямую  способствуют  достижению 
национальных целей – повышению уровня жизни и созданию комфортных условий жизни 
россиян.  Так,    программа  «Обращение  с  отходами  производства  и  потребления  всех 
классов опасности» является частью федерального проекта по направлению «Экология». 
Проекты  по    направлению  «Умный  город»  нацелены  на  внедрение  элементов  «умной» 
инфраструктуры (водоканалы, сети, дороги и др.), тем самым формируя предпосылки для 
создания  современной  комфортной  городской  среды.  Создание  центров  ядерной 
медицины  и  многофункциональных  центров  облучения,  оказание  медицинских  услуг  с 
использованием  ядерных  технологий  –  важнейшее  направление  в  достижении  целей  по 
здравоохранению. 

Одновременно, являясь технологическим лидером в атомной отрасли, свою особую 

роль  мы  видим  в  наращивании  участия  Росатома  в  мероприятиях  по  реализации 
национальных  проектов.  Итогом  данной  работы  должны  стать  новые  уникальные 
разработки, решающие проблемы будущего. Например, проект «Прорыв», нацеленный на 
замыкание  ядерного  топливного  цикла,  решит  проблему  топливообеспечения  и 
сокращения  объемов  высокоактивных  ядерных  отходов  на  многие  годы  вперед.  Мы 
продолжаем  начатые  еще  в  СССР  исследования  в  области  термоядерного  синтеза, 
поскольку  понимаем  преимущества  этой  технологии.  Проблемы  энергообеспечения 
отдаленных, труднодоступных территорий призваны решить проекты «Шельф» и «Ритм» 
‒  это  АЭС  малой  мощности,  причем  мощность  может  варьироваться  под  потребности 
региона, так как технология модульная.  

Участие в национальных и федеральных проектах имеет для Росатома безусловный 

приоритет,  что  требует  от  нас  определенной  «доналадки»  системы  принятия 
инвестиционных 

решений. 

Необходима 

концентрация 

усилий 

менеджмента 

Госкорпорации  на  стратегически  важных  направлениях  новых  бизнесов,  а  также 
управлении  реализацией  федеральных  проектов  в  составе  национальных  проектов  РФ. 
При  этом  важно  сохранить  конкурентоспособность  и  размер  рынка  наших  текущих 
технологий и направлений деятельности. 

‒  Какие инструменты поддержки запуска и развития новых бизнесов используются 

в Росатоме? 

‒ В 2018 году нами принято решение о необходимости перехода Росатома к модели 

корпоративного  предпринимательства.  В  настоящий  момент  утверждено  и  реализуется 
шесть  стратегических  программ  Госкорпорации  по  новым  направления  деятельности  и 
еще 4-5 ожидаем запустить в течение 2019 года.  

Помимо  внутрикорпоративной  поддержки  развития  новых  бизнесов  мы  уже  в 

течение двух лет развиваем инвестиционную платформу. Она включает в себя несколько 
функций:  поиск  идей  и  потенциально  интересных  проектов  отрасли,  акселерация  и 

105 

 

«дотягивание»  потенциально  интересных  идей  до  состояния  получения  более-менее 
достоверного  прогноза  о  возможной  инвестиционной  отдаче,  а  так  же  функции 
инвестирования и интеграции новых бизнесов в деятельность отрасли. 

В  частности,  в  2018  году  проведен  открытый  Конкурс  стартапов  по  поиску  идей 

«Вектор»  для  новых  направлений  деятельности  Росатома.  На  заявочном  этапе  было 
получено 1  103 проекта, из них в полуфинал вышло 122 проекта, в  финал  – 5 проектов, 
которые получили денежные призы от Госкорпорации и возможность получения грантов 
от Фонда «Сколково». По количеству заявок данный конкурс стал крупнейшим в России.  

Опыт проведения «Вектора» был учтен при создании корпоративного акселератора 

на  площадке  Топливного  дивизиона.  Его задача  –  обеспечить  «встречу»  корпоративного 
предпринимателя  (заказчика  на  стартап/проект)  и  команды  стартапа,  которая,  обладая 
конкурентными  компетенциями,  способна  решить  задачи  предпринимателя.  Благодаря 
акселератору финансовые показатели некоторых проектов улучшились в 5-7 раз, причем 
это  не  просто  абстрактные  цифры,  а  подтвержденный  спрос  потенциальных 
промышленных потребителей. По итогам 2018 года семь проектов прошли этапы бизнес-
моделирования

 

и

 

макетирования/прототипирования.  Объем  подтвержденной  выручки  по 

этим проектам составил более 295 млн рублей.  

Еще  одним  элементом  инфраструктуры  корпоративного  предпринимательства 

является учрежденный Госкорпорацией Венчурный фонд «Диджитал Эволюшн Венчурз». 
Организационно-правовая  структура  фонда  обеспечивает  высокую  гибкость  и  скорость 
принятия  решений,  а  также  делает  возможным  установку  высоких  требований  по 
показателям  доходности  на  вложенный  капитал.  При  принятии  решений  об 
инвестировании  предпочтение  отдается  тем  стартапам,  которые  способны  стать 
партнерами,  поставщиками  или  потребителями  продукции  организаций  отрасли.  На 
данный  момент  проведен  анализ  привлекательности  инвестирования  в  более  чем  100 
проектов,  реализовано  четыре  сделки,  одна  из  них  –    совместно  с  фондом  RBV  Capita 
(целью  этого  проекта  является  создание  и  повсеместное  внедрение  системы  на  базе 
искусственного интеллекта для распознавания рака легких на ранних стадиях).  
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Инструменты управления инвестиционной деятельностью 

 

Распределенная система принятия инвестиционных решений органами управления 
Корпорации и ее организаций в соответствии с размещением центров компетенций 
по направлениям деятельности отрасли; 

 

принятие  решений  по  ключевым  точкам  и  контроль  значимых  для  Корпорации 
проектов на уровне Корпорации; 

 

делегирование  на  уровень  организаций  инвестиционных  решений,  связанных  с 
текущим поддержанием функционирования активов; 

 

учет  мнений  независимых  по  отношению  к  инициатору  проекта  экспертов  для 
повышения качества принятия инвестиционных решений; 

 

инфраструктура инвестирования  по  модели  «открытых  инноваций»:  поиск идей и 
проектов за пределами отрасли (за счет корпоративного венчурного фонда, бизнес-
акселератора АО «ТВЭЛ»); венчурный подход к инвестициям в отношении новых 
бизнесов; 

 

формирование  портфеля  Корпорации  как  совокупности  проектов  организаций 
отрасли  на  год  и  среднесрочную  перспективу  исходя  из  располагаемого 
инвестиционного ресурса и с учетом требуемой нормы доходности; 

 

применение «гейтового» подхода при реализации проектов; 

106 

 

 

глубокий  вероятностный  анализ  рисков  с  привлечением  экспертов  по  значимым 
проектам, интеграция результатов анализа в систему принятия решений; 

 

комплексный  аудит,  позволяющий  сформировать  рекомендации  по  улучшению 
планирования и реализации инвестиционных проектов; 

 

развитие  альтернативных  собственным  средствам  способов  привлечения 
финансирования. 

Результаты 2018 года 

Инвестиционная  программа  Госкорпорации  «Росатом»  в  2018  году  выполнена  на 

90%.  Доходность  портфеля  в  целом  составила  10,5%,  без  учета  затратных  проектов 
(проектов без экономических эффектов) – 21,4%. Неполное выполнение инвестиционной 
программы (в том числе в дивизионах) связано с переносом расходования средств по ряду 
проектов  на  следующие  отчетные  периоды.  В  свою  очередь,  переносы  обусловлены 
необходимостью доработки планов реализации ряда проектов при изменившихся внешних 
условиях с целью более эффективного использования средств.  

При  этом  впервые  была  полностью  исполнена  инвестиционная  программа  по 

сооружению  АЭС  на  территории  России  (инвестпрограмма  АО  «Концерн 
Росэнергоатом»).   

 
Структура инвестиций в 2018 году

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

55%

9%

6%

6%

3%

3%

3%

3%

13%

Электроэнергетический дивизион

Топливный дивизион

Блок по управлению инновациям

АО Русатом Энерго Интернешнл

АО Русатом Хелскеа

Машиностроительный дивизион

Организационно

-

управленческие 

проекты
Инжиниринговый дивизион

Прочие

107 

 

Структура инвестиций по значимым проектам в 2018 году

38

 

 

 

Деятельность отраслевого венчурного фонда 

В  2018  году  в  отрасли  создан  венчурный  фонд  «Диджитал  Эволюшн  Венчурз», 

учредителями  которого  выступили  АО  «Атомэнергопром»  и  ООО  «Орбита  Капитал 
Партнерз».   

Фонд  сфокусируется  на  развитии  новых  направлений  бизнеса,  связанных  с 

перспективными  отраслями  российской  и  мировой  экономики.  Ключевыми 
направлениями инвестиций станут искусственный интеллект и иные цифровые решения в 
промышленности  и  сервисных  приложениях, возобновляемая  и  «умная»  энергетика,  3D-
печать и новые материалы, системы развития «умных» и энергоэффективных городов. 

Основными  объектами  инвестиций  станут  компании  ранней  и  посевной  стадии,  а 

также компании, вышедшие на стадию масштабирования роста. Ключевые параметры при 
выборе  объектов  инвестиций:  перспектива  быстрого  роста,  потенциал  глобальной 
технологической  экспансии  и  синергия  с  основными  направлениями  развития 
Госкорпорации «Росатом». 

Фонд  создан  в  формате  договора  инвестиционного  товарищества  и  открыт  для 

привлечения  соинвесторов.  Формат  фонда  (инвестиционное  товарищество)  позволяет 
привлечь и заинтересовать рыночных инвесторов, увеличив объем вложений в 2-3 раза от 
первоначального. 

К  концу  2018  года  фондом  рассмотрено  порядка  ста  проектов  малых 

инновационных  компаний,  по  восьми  из  которых  принято  предварительное 
положительное решение на Инвестиционном комитете фонда. 

Повышение эффективности инвестиционной деятельности 

 

В отчетном году разработана Комплексная программа мероприятий по повышению 

зрелости  проектного  управления  в  Госкорпорации  «Росатом»  и  ее  организациях. 
Проведена  пилотная  оценка  уровня  проектной  зрелости  в  организациях  отрасли  в 
соответствии с предварительно разработанной методикой. 

 

38

 Помимо сооружения АЭС в России (информация об исполнении инвестиционной программы 

электроэнергетического дивизиона приведена в отчете АО «Концерн Росэнергоатом» за 2018 год). 
Подробнее о проектах см. разделы отчета «Горнорудный дивизион», «Топливный дивизион», «Наука и 
инновации», «Международный бизнес», «Деятельность по обращению с РАО, ОЯТ и выводу из 
эксплуатации ЯРОО»,  главу “Развитие Северного морского пути», а также отчеты АО «Атомредметзолото», 
АО «ТВЭЛ», АО «Наука и инновации» за 2018 год. 

53,8%

29,2%

7,0%

3,4%

2,6%

1,8%

1,5%

0,3%

0,2%

Аккую

Ханхикиви

Создание ОДЦ по переработке 
отработавшего ядерного топлива

Создание портового флота в порту 
Сабетта

Хиагда

Рудник 6

Создание хлоридной технологии

Павловское

Новый завод по производству ГЦ

108 

 

 

Создана  система  оценки  и  развития  проектного  персонала  в  рамках  Школы 

управления  проектами  для  повышения  эффективности  инвестиционно-проектной 
деятельности через рост компетенций сотрудников. 
 

Стартовала  совместная  с  Фондом  «Сколково»  и  при  участии  Московской  школы 

управления  «Сколково»  программа  для  организаций  отрасли,  ответственных  за  развитие 
новых  направлений  деятельности.  Цель  программы  –  выявление  недостающих 
технологических  компетенций  организации  в  среднесрочной  перспективе,  привлечение 
экспертов  и  действующих  практиков  по  новому  направлению  бизнеса,  в  том  числе, 
определение стратегий роста конкурентов. 

Проблемы отчетного периода и механизмы их решения 

Проблемы 

Механизмы решения 

Избыточная 

централизация 

управления  инвестициями  в 
части  новых  направлений 
бизнеса 

децентрализация  системы  принятия  решений  путем  расширения 

делегированных дивизионам полномочий; 

-

  изменение  подхода  к  управлению  новыми  бизнесами  через  механизмы  

стратегических программ; 
- развитие партнерской модели работы функций и бизнеса. 

 

Наличие  окна  возможностей 
для 

повышения 

эффективности  выполнения 
национальных 

проектов 

«майского»  указа  Президента 
РФ 

 - 

развитие  проектной  методологии  для  эффективного  участия  в 

реализации национальных проектов; 

-

 ориентирование инвестиционной стратегии Госкорпорации «Росатом» на 

вклад  в  реализацию  нацпроектов  с  одновременным  достижением 
оптимального уровня доходности портфеля Корпорации. 

 

 

 

Недостаточно  благоприятные 
организационные 

условия  

для развития новых бизнесов 

 -  закрепление  в  корпоративных  документах  подходов  к  отклонениям  от 
целевых  инвестиционных  показателей  по  отдельному  проекту,  при 
сохранении/повышении  прибыльности  по  портфелю  в  целом  («право  на 
ошибку»);  
-  сокращение  количества  согласований  и  органов  принятия  решений  для 
повышения скорости запуска нового бизнеса, 
- создание механизмов долгосрочной мотивации менеджмента. 
 

Недостаточная 

зрелость 

системы 

поиска 

потенциально 

интересных 

проектов  и  бизнес-инициатив 
для  развития  новых  бизнесов 
отрасли 

 - 

развитие  формата  промышленного  партнерства,  в  том  числе  в  составе 

территорий опережающего социально-экономического развития; 

 -

    поиск  проектов  по  ключевым  бизнес-направлениям  через  венчурный 

фонд; 

 - 

проведение конкурса стартапов «Вектор» для поиска и отбора идей . 

 

Недостаточность 

уровня 

компетенций 

и 

зрелости 

организаций  в  проектной 
деятельности отрасли 

 

 - 

масштабирование  деятельности  Школы  управления  проектами  на  базе 

Корпоративной академии «Росатома»; 
-  разработка  методических  указаний  по  оценке  уровня  зрелости 
проектного управления в организациях отрасли. 
 

 

Планы на 2019 год и среднесрочную перспективу 

-  продолжение  системного  развития  проектной  методологии,  в  том  числе  в  рамках 
задач по наращиванию участия в реализации национальных проектов; 
-  выполнение  Комплексной  долгосрочной  программы  мероприятий  по  повышению 
зрелости проектного управления в Госкорпорации «Росатом» и ее организациях; 
-  создание  условий  для  формирования  организациями  отрасли  бизнес-партнерств  с 
целью развития технологий и научно-технологических компетенций отрасли; 
-  повышение уровня цифровизации инвестиционно-проектной деятельности.  

109 

 

В  Госкорпорации  «Росатом»  реализуется  программа  по 
развитию 

поставщиков 

в 

рамках 

участия 

в 

Национальном 

проекте 

по 

повышению 

производительности труда и поддержке занятости. На 20 
предприятиях-поставщиках 

Корпорации 

в 

Нижегородской,  Ростовской,  Московской,  Белгородской 
областях  и  г.  Санкт-Петербурге  запущены  проекты  по 
созданию  образцовых  потоков.  В  результате  время 
протекания  процессов  уменьшено  до  12  раз,  а 
производительность  труда  в  среднем  повысилась  на  20 
%.  В  планах  на  2019  год  –  реализовать  проекты  на  40 
новых предприятиях-поставщиках. 

Согласно концепции развития Производственной 
системы «Росатома» все предприятия, на которых 
ведется комплексное развертывание системы, делятся на 
три уровня: «Лидер ПСР», «Кандидат ПСР» и «Резерв 
ПСР». Предприятия – «Лидеры ПСР» получают пакет 
привилегий: приезды бизнес-тренера на предприятие, 
возможность поездок работников для обмена опытом на 
зарубежные и российские передовые предприятия, 
семейные путевки, сертификаты на обучение в 
Корпоративной академии Росатома, участие в проекте 
«Дизайн рабочего пространства» и др. 
 

8.5. Производственная система «Росатома»  

 

Производственная  система  «Росатома»  (ПСР)  —  это  культура  бережливого 

производства  и  система  непрерывного  совершенствования  процессов  для  обеспечения 
конкурентного  преимущества  Госкорпорации  «Росатом»  на  мировом  уровне.  Принципы 
ПСР  помогают  достичь  одной  из  стратегических  целей  Корпорации  —  сокращения 
себестоимости и времени протекания процессов путем выявления и устранения всех видов 
потерь  на  производстве  и  в  офисах,  повышения  эффективности  деятельности  каждого 
сотрудника. 

8.5.1. Результаты 2018 года 
ПСР-предприятия 

С 2015 года ПСР системно развертывается на предприятиях отрасли: проводится 

декомпозиция целей до уровня 
начальника участка, оптимизируется 
производство основных продуктов 
предприятия (производственные 
потоки), реализуются ПСР-проекты, 
проводится обучение сотрудников, и 
формируются системы мотивации.  

По  итогам  2018  года  статус 

«Лидер 

ПСР» 

присвоен 

22 

предприятиям.  Чтобы  получить  или 
подтвердить  статус  «ПСР-Лидера»  в 
2018  году,  предприятиям  в  контуре  системного  развития  ПСР  было  необходимо,  кроме 
традиционных направлений, создать у себя ПСР-образец, реализовать проект по развитию 
поставщиков и внедрить ПСР-инжиниринг.   

Динамика количества ПСР-предприятий в отрасли 

 

 

 

В 2019 году в периметр 

развертывания ПСР войдут 34 
предприятия. 

 
 
 

Ключевые результаты 2018 года: 

‒ Статус «Лидер ПСР» присвоен 22 предприятиям отрасли. 

 

Реализовывалось более 4 000 проектов по повышению эффективности работы поликлиник по всей 

России.  
‒ Проект «Бережливое Правительство (Производительность 360)» запущен в девяти регионах России. 

 

110 

 

ПСР-образцы 

ПСР образец  – это передел или процесс в потоке ключевого продукта организации 

Госкорпорации  «Росатом»,  достигший  уровня  лучших  мировых  практик  в  области 
организации производства. Корпорация ставит предприятиям задачу создания таких ПСР-
образцов, которые легли бы в основу обучения Производственной системе «Росатом» как 
для сотрудников отрасли, так и для всей страны. 

В  2018  году  разработаны  программы  и  организовано  площадочное  обучение  на  23 

предприятиях  Корпорации,  где  создавались  ПСР-образцы.  В  частности,  в  ПАО  «КМЗ» 
прошли  обучение  более  80  сотрудников  Госкорпорации  «Росатом»  и  более  350 
сотрудников  предприятий,  участвующих  в  федеральной  программе  «Повышение 
производительности  труда  и  поддержка  занятости».  На  2019  год  запланировано 
проведение  поточного  обучения  на  созданных  образцах,  а  на  базе  ПАО  «КМЗ»  будет 
создаваться страновой учебный центр. 

Внедрение бережливых технологий в социальной сфере и промышленности России   

Госкорпорация  «Росатом»  на  добровольной  основе  делится  своими  лучшими 

управленческими  технологиями  и  способами  организации  рабочих  процессов  на 
национальном уровне. Внедрение принципов и инструментов Производственной системы 
«Росатома»  помогает  значительно  повысить  эффективность  российских  систем 
здравоохранения,  образования,  жилищно-коммунальных  услуг  и  других  отраслей 
хозяйства.  

Медицина и здравоохранение 

В 2018 году реализовывалось более 4000 проектов в более 2000 поликлиниках (среди 

которых более 460 – детские) 52 субъектов России.  

Создано  девять  учебных  центров  бережливого  производства  в  медицинских  вузах, 

где обучены более 3000 человек.  

Результатами работы в области медицины и здравоохранения стали: 
- сокращение очередей до 8 раз,  
- уменьшение времени ожидания пациентом приема врача у кабинета до 12 раз, 
 - увеличение пропускной способности процедурного кабинета в 2 раза, 
- увеличение годовой пропускной способности отделения диспансеризации в 8,5 раз,    
- охват всех прикрепленных пациентов поликлиники, 
- сокращение времени диспансеризации до 12 раз, 
- увеличение времени работы врача непосредственно с пациентами в 2 раза, 
- увеличение количества принятых пациентов в смену на 30 %, 
- сокращение времени оформления записи на прием к врачу в 5 раз. 

Также см. раздел отчета «Вклад в развитие территорий присутствия».  

Образование 

В отчетном году велась работа по созданию Ассоциации бережливых вузов. Кроме 

этого,  проведена  оптимизация  в  26  школах,  училищах  и  детских  садах.    Всего 
реализовывалось более 30 проектов в девяти регионах РФ. 

Успешными примерами реализации проектов 2018 года стали: 
- снижение времени формирования учебного плана студента в 5 раз,  
-  сокращение  времени  для  назначения  повышенной  государственной  стипендии  в  2 

раза,  

- увеличение пропускной способности школьного буфета в 2 раза,  
- сокращение времени подготовки к лабораторным работам в 4 раза.  

111 

 

8.6. Управление закупочной деятельностью                                          

 

Основной 

документ, 

регламентирующий 

закупочную 

деятельность 

Госкорпорации 

«Росатом»  и  организаций  отрасли,  — 
Единый  отраслевой  стандарт  закупок 
(Положение  о  закупке)  Госкорпорации 
«Росатом».  

Органы управления и контроля: 

– Центральная закупочная комиссия,  
–  постоянно  действующие  закупочные 
комиссии дивизионов, 
‒  контрактная  служба  (для  закупок  за 
счет  средств  федерального  бюджета  в 
соответствии  с  Федеральным  законом 
«О  контрактной  системе  в  сфере 
закупок  товаров,  работ,  услуг  для 
обеспечения 

государственных 

и 

муниципальных  нужд»  (Закон  №  44-
ФЗ)), 
–  Центральный  арбитражный  комитет 
Корпорации  и  арбитражные  комитеты 
дивизионов,  
– Главный контролер. 
 

Официальный сайт закупок

www.zakupki.rosatom.ru

. 

 
8.6.1. Выполнение годовой программы закупок

39

 

В  2018  году  потребности  организаций  атомной  отрасли  в  продукции  с 

необходимыми  показателями  цены  и  качества  были  удовлетворены  в  полном  объеме.

 

За  счет  собственных  средств  Госкорпорации  «Росатом»  и  ее  организаций 

размещено  и  проведено  35  741  конкурентных  закупок  на  общую  сумму  663,16  млрд 
рублей.  Достигнута  эффективность  в  размере  28,5  млрд  руб.  (6,4%  от  суммы 
состоявшихся закупок), а всего за 2011-2018 гг. – 244,79 млрд рублей. 

За  счет  средств  федерального  бюджета  Госкорпорацией  «Росатом»  размещены  и 

проведены  364  конкурентные  закупки  на  общую  сумму  20,32  млрд  рублей. 
Эффективность  от  закупочной  деятельности  составила  0,36  млрд  руб.  (1,9%  от  суммы 
состоявшихся закупок)

40

 

39

 Годовая программа закупок публикуется для ознакомления в открытом доступе: 

http://zakupki.rosatom.ru/Web.aspx?node=gpzz

  

40

 

С учетом открытых конкурентных процедур закупок, проведенных и размещенных за средства, 

выделяемые через Министерство промышленности и торговли в рамках 44-ФЗ.

 

Ключевые результаты 2018 года: 

-  Общий  экономический  эффект  от  проведения  конкурентных  процедур  закупок  (за  счет  собственных 
средств и средств федерального бюджета) – 28,86 млрд рублей 
- Доля закупок в электронной форме (без учета закупок по зарубежным проектам) – 99 % 
-  С  субъектами  малого  и  среднего  предпринимательства  заключено  42 358  договоров  на  сумму  118,7  
млрд  рублей,  в  том  числе  по  результатам  закупок  только  среди  субъектов  малого    и  среднего 
предпринимательства на сумму 54,1 млрд. рублей 
- Исполнено поручение Председателя Правительства Российской Федерации по раскрытию информации 
о контрагентах – раскрыта информация в отношении порядка 18 тыс. контрагентов (100%) 

Госкорпорация  «Росатом»  ежегодно  занимает 
лидирующие 

позиции 

в 

профессиональных 

рейтингах, оценивающих закупочную деятельность   

В 

2018 

году 

результаты 

системы 

закупок 

Госкорпорации 

были 

отмечены 

в 

рамках 

«Национального рейтинга прозрачности закупок-2018». 
Корпорация 

получила 

наивысшее 

звание 

«Гарантированная  прозрачность»  по  результатам 
ежегодного  исследования  Национальной  ассоциации 
участников  электронной  торговли.  Также  в  2018  году 
директор  по  закупкам,  МТО  и  управлению  качеством 
Госкорпорации  Р.С.  Зимонас  вновь  признан  лидером 
Первого  в  России  рейтинга  профессионалов  в  сфере 
закупок (AK&M), вошел в Топ-5 рейтинга закупщиков 
в  общей  номинации  «Лучший  директор  по  закупкам». 
Кроме  этого,  получены  две  специальные  награды: 
специальный приз Ассоциации директоров по закупкам 
в  номинации  «Экономическая  эффективность»  и 
победа  в  номинации  «Самый  централизованный 
заказчик»  по  итогам  оценки  эффективности  и 
прозрачности  закупочных  систем  заказчиков  – 
субъектов регулирования федерального закона №223  – 
ФЗ (организатор рейтинга – «Сбербанк-АСТ»). 
 

112 

 

 

По итогам исполнения годовой программы закупок заключены договоры с 17 330 

контрагентами.  Доля  закупок  в  электронной  форме  составила  (без  учета  закупок  по 
зарубежным проектам) 99%. 

Объем конкурентных закупок и достигнутая эффективность

41

, млрд руб. 

 

2016 

2017 

2018 

Общая  сумма  открытого  конкурентного 
размещения закупок  

 
450,96 

 
544,51 

 
683,48 

За счет собственных средств Госкорпорации 
«Росатом» 

415,10 

523,50 

663,16 

За счет средств федерального бюджета  

35,86 

21,01 

20,32 

Общий эффект, в том числе: 

29,82 (9,0%) 

38,37 (8,71%) 

28,86 (6,2%) 

Эффективность 

от 

проведения 

конкурентных  процедур  закупок  за  счет 
собственных средств 

28,2 (9,4%) 

36,69 (8,7%) 

28,5 (6,4%) 

Эффективность 

от 

проведения 

конкурентных  процедур  закупок  за  счет 
средств федерального бюджета 

1,62 (5%) 

1,68 (9,0%) 

0,36 (1,9%) 

 

8.6.2.  Расширение  доступа  малого  и  среднего  предпринимательства  (МСП)  к 
закупочным процедурам 

В  2018  году  предприятия  атомной  отрасли  заключили  42  358  договоров  с 

организациями МСП на сумму 118,7 млрд руб., в том 
числе  только  среди  субъектов  МСП  -    на  54,1  млрд 
руб. Требуемая доля закупок у МСП достигнута.  

Актуализирован  и  размещен  на  официальном 

сайте  Корпорации  перечень  продукции,  закупаемой 
исключительно у субъектов МСП. В перечень вошло 589 кодов ОКПД2 разного уровня по 
номенклатуре  административно-хозяйственной  деятельности  и  иной  продукции,  по 
которой  сформирован  конкурентный  рынок  и  имеется  практика  закупки  у  субъектов 
МСП. 

8.6.3. Совершенствование отраслевой системы закупок и материально-технического 
обеспечения (МТО) 

В  2018  году  развитие  отраслевой 

системы закупок проводилось в направлениях 
безусловного 

приоритета 

безопасности 

приобретаемой 

продукции, 

повышения 

качества поставляемой продукции, развития и 
повышения 

квалификации 

поставщиков 

атомной 

отрасли, 

обеспечения 

своевременности поставок

 

и повышения

 

качества исполнения договоров.

 

В этой связи внесены следующие изменения в ЕОСЗ: 

 

принципы  закупочной  деятельности  дополнены  безусловным  приоритетом 

безопасности; 

 

при  закупке  средств  индивидуальной  защиты  персонала  предусмотрена 

возможность  установления  требования  о  представлении  контрольных  образцов 
предлагаемой продукции; 

 

при закупках оборудования 1, 2, 3 классов безопасности, а также оборудования, 

имеющего обязательный контроль изготовления и оценку соответствия в виде приемки по 
планам  качества,

 

включено  требование  об  отсутствии  отзыва  согласования 

 

41

Эффективность  от  конкурентных  закупок  представляет  собой  разницу  между  установленной  начальной 

максимальной ценой закупки и ценой закупки, полученной по результатам конкурентных процедур закупок. 
Учитываются только состоявшиеся закупочные процедуры.

 

Совместно  с  Корпорацией  МСП  в 
2018  году  проведены  семинары  для 
субъектов  МСП  в  более  чем  10 
городах России.  

В 2018 году Госкорпорация «Росатом» одной из 
первых  привела  отраслевую  систему  закупок  в 
соответствие  с  изменениями  Федерального 
закона  от  18.07.2011  №  223-ФЗ  «О  закупках 
товаров,  работ,  услуг  отдельными  видами 
юридических лиц».  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..