РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии) - часть 12

 

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.38 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Управление

 

выпуском

 

и

 

уборкой

 

посадочного

 

щитка

 

пневматическое

 

и

 

осуществляется

 

рукояткой

расположенной

 

на

 

среднем

 

пульте

 

кабины

В

 

состав

 

системы

 

управления

 

посадочным

 

щитком

 

входят

 

пневматический

 

кран

 

625300

М

 

с

 

рукояткой

 

управления

 

и

 

два

 

воздушных

 

цилиндра

-

подъемника

Угол

 

отклонения

 

щитка

 

составляет

 50°. 

Для

 

выпуска

 

или

 

уборки

 

посадочного

 

щитка

 

необходимо

 

рукоятку

 

управления

 

перевести

 

в

 

требуемое

 

положение

Сжатый

 

воздух

 

от

 

баллона

 

основной

 

пневмосистемы

 

через

 

кран

 625300

М

 

поступит

 

в

 

полости

 

выпуска

 

или

 

уборки

 

цилиндров

-

подъемников

 

посадочного

 

щитка

  (

в

 

зависимости

 

от

 

положения

 

рукоятки

 

управления

), 

при

 

этом

 

противоположная

 

полость

 

каждого

 

цилиндра

 

соединяется

 

с

 

атмосферой

  (

через

 

кран

 

управления

). 

В

 

убранном

 

положении

 

щиток

 

дополнительно

 

удерживается

 

двумя

 

шнуровыми

 

резиновыми

 

амортизаторами

При

 

необходимости

 

уборку

 

и

 

выпуск

 

тормозного

 

щитка

 

можно

 

производить

 

от

 

аварийной

 

пневмосистемы

Управление

 

тормозами

 

колес

 

шасси

 

осуществляется

 

левым

 

и

 

правым

 

пилотами

 

при

 

помощи

 

тормозных

 

гашеток

установленных

 

на

 

штурвалах

 

управления

 

самолетом

 

и

 

на

 

педалях

 

управления

Тормозные

 

рычаги

 

связаны

 

тросовыми

 

тягами

 

с

 

нажимным

 

рычагом

 

на

 

кронштейне

 

редукционного

 

клапана

 

ПУ

-7 

воздушной

 

системы

При

 

нажатии

 

на

 

тормозной

 

рычаг

 

нажимное

 

коромысло

 

редукционного

 

клапана

 

перемещает

 

толкатель

 

клапана

который

 

через

 

редукционную

 

пружину

 

закрывает

 

клапаны

 

Рис

. 8.3.4 

Управление

 

рулем

 

направления

 

и

 

установки

 

качалок

 

проводки

 

на

 

переднем

 

лонжероне

 

1 - 

кронштейн

; 2 - 

рычаг

; 3 - 

ось

;  4 - 

ремень

; 5 - 

шпилька

; 6 - 

пружина

; 7 - 

упор

; 8 - 

правая

 

трехплечая

 

качалка

; 9 - 

соединительная

 

тяга

; 10 - 

левая

 

трехплечая

 

качалка

; 11 - 

муфта

 

тандера

; 12 - 

трос

; 13 - 

ушко

 

тандера

; 14 - 

кардан

; 15 - 

кронштейн

 

крепления

 

качалки

 

на

 

переднем

 

лонжероне

; 16 - 

регулируемые

 

тяги

 

проводки

 

управления

 

Р

.

Н

.; 17 - 

тяга

 

управления

 

дифференциалом

 

ПУ

-8; 18 - 

подножка

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.39 

выпуска

 

и

 

открывает

 

клапаны

 

впуска

 

воздуха

редуцируя

 

его

 

до

 

давления

необходимого

 

для

 

торможения

 

колес

Степень

 

редуцирования

 

воздуха

 

зависит

 

от

 

степени

 

нажатия

 

на

 

тормозной

 

рычаг

 

и

 

от

 

хода

 

рычага

 

редукционного

 

клапана

имеющего

 

ограничительный

 

винт

Наибольшее

 

рабочее

 

давление

 

для

 

торможения

 

колес

 

равно

 8 + 1 

кгс

/

см

2

Из

 

клапана

 

ПУ

-7 

сжатый

 

воздух

 

поступает

 

в

 

дифференциал

 

ПУ

-8, 

нажимной

 

рычаг

 

которого

 

жесткой

 

тягой

 

соединен

 

с

 

кронштейном

 

на

 

левом

 

рычаге

 

педалей

 

левого

 

пилота

При

 

нажатии

 

на

 

тормозной

 

рычаг

 

торможение

 

колес

 

с

 

одинаковыми

 

тормозными

 

моментами

 

осуществляется

 

только

 

при

 

нейтральном

 

положении

 

педалей

 

или

 

при

 

их

 

отклонении

 

меньше

 

чем

 

наполовину

 

полного

 

хода

Раздельное

 

торможение

 

колес

 

или

 

торможение

 

колес

 

с

 

различными

 

тормозными

 

моментами

 

осуществляется

 

отклонением

 

педалей

 

более

 

чем

 

наполовину

 

полного

 

хода

Разворот

 

самолета

 

происходит

 

в

 

сторону

 

педали

отклоненной

 

вперед

При

 

заторможенных

 

колесах

 

правый

 

пилот

  (

инструктор

может

 

произвести

 

их

 

растормаживание

нажав

 

на

 

правом

 

рычаге

 

штурвала

 

кнопку

 

управления

 

электроклапаном

 

экстренного

 

растормаживания

 

УП

53/1

М

  (

установлен

 

в

 

воздушной

 

системе

 

перед

 

дифференциалом

 

ПУ

-8).  

В

 

случае

 

необходимости

 

торможение

 

колес

 

можно

 

производить

 

от

 

аварийной

 

воздушной

 

системы

На

 

самолете

 

Як

-18

Т

 

стояночное

 

торможение

 

осуществляется

 

с

 

помощью

 

пружинного

 

устройства

Механизм

 

состоит

 

из

 

упора

 

и

 

пружины

,

 

закрепленных

 

на

 

специальной

 

втулке

приваренной

 

к

 

каркасу

 

штурвала

В

 

нерабочем

 

положении

 

упор

 

отжат

 

вниз

 

пружиной

 

и

 

тормозной

 

рычаг

 

может

 

свободно

 

перемещаться

 

в

 

прорези

 

каркаса

 

левого

 

штурвала

Для

 

осуществления

 

стояночного

 

торможения

 

после

 

нажатия

 

на

 

тормозной

 

рычаг

 

необходимо

 

снизу

 

нажать

 

на

 

упор

 

и

преодолев

 

усилие

 

пружины

вдвинуть

 

стержень

 

упора

 

в

 

прорезь

 

каркаса

 

штурвала

Стержень

 

упора

 

препятствует

 

освобожденному

 

тормозному

 

рычагу

 

вернуться

 

в

 

исходное

 

положение

Конусная

 

гайка

,

 

войдя

 

в

 

соприкосновение

 

с

 

тормозным

 

рычагом

не

 

даст

 

возможности

 

пружине

 

отжать

 

упор

 

вниз

Стояночное

 

торможение

 

эффективно

 

в

 

течение

 48 

ч

.  

 

 
 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.40 

8.4 

ШАССИ

 

 

Шасси

 

самолета

 

с

 

жидкостно

-

газовой

 

амортизацией

 

выполнено

 

по

 

трехколесной

 

схеме

убирается

 

в

 

полете

 

и

 

состоит

 

из

 

передней

 

и

 

двух

 

главных

 

опор

Передняя

 

опора

 

шасси

 

установлена

 

в

 

носовой

 

части

 

фюзеляжа

 

и

 

убирается

 

в

 

полете

 

в

 

фюзеляж

 

назад

 

по

 

потоку

В

 

убранном

 

положении

 

опора

 

удерживается

 

механическим

 

замком

в

 

выпущенном

 — 

шариковым

 

замком

 

цилиндра

-

подъемника

 

и

 

складывающимся

 

подкосом

Колесо

 

передней

 

опоры

 

шасси

 

нетормозное

свободно

 

ориентирующееся

 

и

 

может

 

разворачиваться

 

влево

 

и

 

вправо

 

от

 

нейтрального

 

положения

 

на

 

угол

    ±52° +3°. 

Главные

 

опоры

 

шасси

 

установлены

 

в

 

центроплане

 

и

 

убираются

 

к

 

оси

 

самолета

 

вдоль

 

размаха

 

крыла

В

 

убранном

 

положении

 

каждая

 

главная

 

опора

 

удерживается

 

механическим

 

замком

в

 

выпущенном

 — 

шариковым

 

замком

 

цилиндра

-

подъемника

 

и

 

складывающимся

 

подкосом

Колеса

 

главных

 

опор

 

шасси

тормозные

В

 

убранном

 

положении

 

ниши

 

шасси

 

частично

 

закрываются

 

щитками

Уборка

 

и

 

выпуск

 

шасси

а

 

также

 

торможение

 

колес

 

производятся

 

от

 

основной

 

и

 

аварийной

 

воздушных

 

систем

 

самолета

Управление

 

положением

 

шасси

 

производится

 

рукояткой

 

крана

 

шасси

расположенной

 

на

 

нижнем

 

левом

 

пульте

 

приборной

 

доски

.  

Аварийный

 

выпуск

 

шасси

 

производится

 

поворотом

 

крана

 

аварийной

 

системы

 

против

 

часовой

 

стрелки

При

 

этом

 

кран

 

управления

 

уборкой

 

и

 

выпуском

 

шасси

 

должен

 

находиться

 

в

 

нейтральном

 

положении

а

 

после

 

выпуска

 

шасси

 

переведен

 

в

 

положение

  "

Выпущено

". 

Для

 

контроля

 

за

 

положением

 

шасси

 

на

 

самолете

 

установлена

 

световая

 

и

 

механическая

 

сигнализация

Уборка

 

и

 

выпуск

 

шасси

 

для

 

исключения

 

резких

 

ударов

 

производятся

 

с

 

противодавлением

т

е

при

 

уборке

 

рукоятка

 

крана

 

шасси

 

ставится

 

сначала

 

в

 

положение

  "

ВЫП

.", 

а

 

затем

минуя

 

положение

  "

НЕЙТР

.", 

в

 

положение

  "

УБР

".; 

при

 

выпуске

 - 

сначала

 

в

 

положение

 "

УБР

"., 

а

 

затем

 - 

в

 

положение

 "

ВЫП

". 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.41 

Рис

 8.4.1 

Схема

 

шасси

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.42 

 

8.5 

СИСТЕМА

 

ОТОПЛЕНИЯ

 

И

 

ВЕНТИЛЯЦИИ

 

КАБИНЫ

 

 

8.5.1 

СИСТЕМА

 

ОТОПЛЕНИЯ

 

На

 

самолете

 

установлена

 

воздушная

 

система

 

отопления

 

кабины

 

экипажа

Кроме

 

того

теплый

 

воздух

 

обогревает

 

переднее

 

лобовое

 

стекло

 

фонаря

 , 

что

 

предохраняет

 

стекло

 

от

 

обледенения

 

и

 

запотевания

Система

 

обогрева

 

состоит

 

из

 

двух

 

теплообменников

 

с

 

патрубками

 

и

 

заслонками

расположенных

 

на

 

выхлопном

 

коллекторе

 

двигателя

гибких

 

рукавов

трубопроводов

 

и

 

двух

 

рукояток

 

с

 

тягами

 

управления

 

заслонками

Теплообменник

 

является

 

секцией

 

выхлопного

 

коллектора

 

и

 

представляет

 

собой

 

кольцевую

 

полость

образованную

 

выхлопной

 

трубой

 

цилиндра

 

и

 

кожухом

приваренным

 

к

 

выхлопной

 

трубе

К

 

нижнему

 

окну

 

теплообменника

 

приваривается

 

патрубок

к

 

которому

 

подводится

 

холодной

 

воздух

К

 

верхнему

 

окну

 

теплообменника

 

крепится

 

патрубок

 

с

 

заслонкой

к

 

которому

 

подсоединяется

 

гибкий

 

рукав

 

отвода

 

горячего

 

воздуха

 

в

 

кабину

 

самолета

В

 

нижней

 

части

 

патрубка

 

выполнено

 

окно

через

 

которое

 

горячий

 

воздух

 

выбрасывается

 

в

 

атмосферу

 

при

 

выключенном

 

обогреве

Трубопроводы

 

системы

 

отопления

размещенные

 

в

 

кабине

имеют

 

теплоизоляцию

 

и

 

облицованы

 

водонепроницаемой

 

тканью

Рукоятки

 

управления

 

заслонками

 

расположены

 

на

 

пульте

 

летчика

 

и

 

имеют

 

два

 

рабочих

 

положения

- «

включено

» - 

рукоятка

 

полностью

 «

на

 

себя

»; 

- «

выключено

» - 

рукоятка

 

полностью

 «

от

 

себя

». 

Рукоятки

 

полужесткими

 

тягами

  (

трос

 

и

 

медная

 

направляющая

 

труба

соединяется

 

с

 

заслонками

 

патрубков

 

теплообменников

От

 

воздухозаборника

расположенного

 

на

 

входе

 

в

 

капот

 

двигателя

воздух

 

под

 

действием

 

скоростного

 

напора

 

поступает

 

в

 

полость

 

теплообменника

где

 

омывая

 

внешнюю

 

стенку

 

выхлопной

 

трубы

 

двигателя

нагревается

 

и

 

поступает

 

в

 

патрубок

 

с

 

заслонкой

При

 

положении

 

рукоятки

 «

обогрев

 

выключен

» 

горячий

 

воздух

 

через

 

окно

 

патрубка

 

выбрасывается

 

в

 

атмосферу

При

 

положении

 

рукоятки

  «

обогрев

 

включен

» 

заслонка

 

перекрывает

 

окно

 

патрубка

 

и

 

горячий

 

воздух

 

от

 

левого

 

обогревателя

 

поступает

 

в

 

кабину

 

экипажа

 

в

 

ноги

 

летчика

 

и

 

на

 

обдув

 

лобового

 

стекла

От

 

правого

 

теплообменника

 

воздух

 

поступает

 

в

 

пассажирский

 

салон

  

В

 

распределителе

 

выполнена

 

профилированная

 

щель

 

на

 

длину

 

стекла

что

 

обеспечивает

 

равномерное

 

распределение

 

горячего

 

воздуха

 

по

 

внутренней

 

поверхности

 

стекла

 
 
 
 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.43 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис

 8.5.1  

Система

 

обогрева

 

кабины

 

1 - 

воздухозаборник

; 2 - 

отопитель

 

кабины

 

с

 

заслонкой

; 3 - 

выхлопной

 

коллектор

; 4 - 

гибкий

 

рукав

; 5 - 

трубопроводы

 

обогрева

; 6 - 

тяга

 

управления

 

заслонкой

; 7 - 

рычаги

 

управления

 

заслонками

 

на

 

среднем

 

пульте

 

летчика

;  

8 - 

распределитель

; 9 - 

патрубок

 

подачи

 

теплого

 

воздуха

 

к

 

ногам

 

летчика

;  

10 - 

патрубок

 

подачи

 

теплого

 

воздуха

 

в

 

салон

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.44 

8.5.2 

СИСТЕМА

 

ВЕНТИЛЯЦИИ

 

Система

 

вентиляции

 

обеспечивает

 

наддув

 

кабины

 

экипажа

 

свежим

 

воздухом

 

под

 

действием

 

скоростного

 

напора

Состоит

 

из

 

подвижного

 

воздухозаборника

на

 

внешней

 

стороне

 

среднего

 

переплета

 

каркаса

 

фонаря

 

и

 

двух

 

вентиляторов

 

на

 

левом

 

и

 

правом

 

бортах

 

фюзеляжа

Управление

 

верхним

 

воздухозаборником

 

производится

 

ручкой

 

с

 

надписью

  «

вентиляция

», 

размещенной

 

вверху

 

кабины

 

на

 

среднем

 

переплете

 

каркаса

 

фонаря

Для

 

включения

 

вентиляции

 

необходимо

 

ручку

 

вращать

 «

влево

» 

по

 

стрелке

при

 

этом

 

воздухозаборник

 

открывается

 

и

 

воздух

 

под

 

действием

 

скоростного

 

напора

 

поступает

 

в

 

кабину

 

экипажа

Количество

 

поступаемого

 

свежего

 

воздуха

 

в

 

кабину

 

зависит

 

от

 

степени

 

открытия

 

воздухозаборника

Для

 

выключения

 

вентиляции

 

ручку

 

вращать

 «

вправо

» 

против

 

направления

 

стрелки

при

 

этом

 

воздухозаборник

 

плотно

 

прилегает

 

к

 

поверхности

 

переплета

 

и

 

доступ

 

свежего

 

воздуха

 

в

кабину

 

экипажа

 

прекращается

По

 

правому

 

и

 

левому

 

борту

 

фюзеляжа

 (

по

 

шпангоуту

 2) 

устанавливаются

 

вентиляторы

обеспечивающие

 

дополнительную

 

вентиляцию

 

кабины

 

экипажа

 

в

 

полете

Вентилятор

 

дает

 

возможность

 

производить

 

регулировку

 

количества

 

и

 

направления

 

воздуха

 

поступающего

 

в

 

кабину

 

экипажа

.  

На

 

корпус

 

устанавливается

 

крышка

изготовленная

 

из

 

полиэтилена

и

 

удерживается

 

с

 

помощью

 

кольцевого

 

буртика

выполненного

 

на

 

корпусе

В

 

крышке

 

выполнены

 

ребра

под

 

углом

 45°, 

которые

 

обеспечивают

 

изменение

 

направления

 

потока

 

воздуха

 

в

 

кабине

 

при

 

включенном

 

вентиляторе

Крышка

 

вращается

 

на

 

корпусе

 

от

 

руки

что

 

дает

 

возможность

 

регулировать

 

направления

 

поступающего

 

воздушного

 

потока

Включение

 

вентилятора

 

и

 

регулировка

 

подачи

 

воздуха

 

в

 

кабину

 

экипажа

 

производится

 

с

 

помощью

 

ручки

находящейся

 

на

 

корпусе

 

вентилятора

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Рис

. 8.5.2 

Вентилятор

 

 

1 - 

заборник

 

воздуха

;   

2 - 

корпус

;   

3 - 

заслонка

;   

4 - 

крышка

 

корпуса

;   

5 - 

ручка

 

управления

 

заслонкой

;   

6 - 

муфта

 

заслонки

;   

7 - 

пружина

.

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.45 

 

8.6 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

 

 

Самолет

 

Як

-18

Т

 

оборудован

 

системой

 

электроснабжения

 

постоянного

 

тока

 

напряжением

 28

в

Источниками

 

системы

 

являются

 

генератор

 

постоянного

 

тока

 

ГСР

-

ЗОООМ

 

и

 

аккумуляторная

 

батарея

 12

АСАМ

-28 . 

Электрическая

 

сеть

 

постоянного

 

тока

 

выполнена

 

по

 

однопроводной

 

схеме

 

с

 

подсоединением

 

на

 

корпус

 

самолета

 

минусовых

 

проводов

 

от

 

источников

 

и

 

потребителей

 

электроэнергии

Передача

 

электроэнергии

 

от

 

источников

 

питания

 

к

 

потребителям

 

производится

 

через

 

шину

 

электрощитка

 

питания

Потребители

 

имеют

 

индивидуальную

 

защиту

в

 

качестве

 

которой

 

применены

 

автоматы

 

защиты

 

сети

 

АЗРГК

 

или

 

предохранители

 

ИП

ПМ

Все

 

автоматы

 

защиты

 

сети

одновременно

 

выполняющие

 

функции

 

выключателей

установлены

 

на

 

приборной

 

доске

 

кабины

Остальная

 

коммутационная

 

аппаратура

 

установлена

 

в

 

щитке

 

питания

 

и

 

щитке

 

реле

Для

 

питания

 

потребителей

 

напряжением

 28 

В

 

во

 

время

 

запуска

 

двигателя

проверки

 

и

 

отладки

 

на

 

земле

 

в

 

аэродромных

 

условиях

 

на

 

самолете

 

установлен

 

разъем

 

аэродромного

 

питания

 

ШРАП

-500

К

Работа

 

системы

 

электроснабжения

 

контролируется

 

с

 

помощью

 

вольтамперметра

 

ВА

-3, 

установленного

 

на

 

приборной

 

доске

 

8.6.1 

ОСНОВНЫЕ

 

АГРЕГАТЫ

 

СИСТЕМЫ

 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

 

 

 

Генератор

 

ГСР

-

ЗОООМ

 4 

сер

 

предназначен

 

для

 

питания

 

бортсети

 

постоянным

 

током

устанавливается

 

на

 

двигателе

Генератор

 

работает

 

в

 

комплекте

 

со

 

следующей

 

аппаратурой

 

регулятором

 

напряжения

 (

угольным

) ..................

Р

-27 

комплексным

 

аппаратом

...........................……... 

ДМР

-200

Д

 

стабилизирующим

 

трансформатором

............…..

ТС

-9

М

-2 

автоматом

 

защиты

 

сети

 

от

 

перенапряжения

…..

АЗП

-

А

 

Основные

 

технические

 

данные

 

генератора

Номинальное

 

напряжение

 , 

В

.............................................28,5 

Номинальная

 

мощность

Вт

............................................... 3000 

Номинальный

 

ток

 

нагрузки

А

............................................ 100 

Диапазон

 

частот

 

вращения

об

/

мин

.......................…………4000...9000 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.46 

Максимальный

 

допустимый

 

ток

 

нагрузки

  

при

 

работе

 

без

 

продува

 

в

 

течение

 15 

мин

., 

А

................ 30 

при

 

скорости

 

вращения

 4000 

об

/

мин

 

и

 

напряжении

 28,5 

В

 

отдаваемый

 

ток

А

, .................

не

 

менее

 30 

Номинальный

 

режим

 

работы

 ..................................

продолжительный

 

Масса

 

генератора

кг

не

 

более

...........................................11,6 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Генератор

 

представляет

 

собой

 

одноякорную

 

шунтовую

 

электрическую

 

машину

 

постоянного

 

тока

 

с

 

четырьмя

 

основными

 

и

 

четырьмя

 

дополнительными

 

полюсами

Генератор

 

состоит

 

из

 

следующих

 

основных

 

узлов

корпуса

 

с

 

полюсами

 

и

 

обмотками

якоря

 

с

 

коллектором

коллекторного

 

щита

 

и

 

вентиляционного

 

патрубка

Охлаждение

 

генератора

 

осуществляется

 

путем

 

продува

 

через

 

него

 

забортного

 

воздуха

Охлаждающий

 

воздух

 

входит

 

через

 

патрубок

установленный

 

на

 

торце

 

коллекторного

 

щита

 

генератора

Войдя

 

в

 

генератор

воздух

 

омывает

 

коллектор

тело

 

якоря

полюса

 

и

 

проходит

 

по

 

внутренним

 

вентиляционным

 

каналам

 

коллектора

 

и

 

пакета

 

якоря

Воздух

 

выходит

 

через

 

окна

 

в

 

корпусе

 

генератора

расположенные

 

со

 

стороны

 

крепежного

 

фланца

Генератор

 

имеет

 

левое

 

вращение

если

 

смотреть

 

со

 

стороны

 

привода

 

генератора

 

Рис

. 8.6.1 

Генератор

  

ГСР

-3000

М

 

 

Рис

. 8.6.2 

Фундаментальная

 

схема

 

генератора

 

постоянного

 

тока

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.47 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Регулирующие

 

устройства

 

Для

 

увеличения

 

надежности

 

снабжения

 

потребителей

 

электроэнергии

 

установленные

 

на

 

самолете

 

источники

 

электропитания

 - 

генератор

 

и

 

аккумулятор

 - 

соединены

 

между

 

собой

 

параллельно

При

 

таком

 

подключении

 

напряжение

 

генератора

 

во

 

время

 

полета

 

должно

 

поддерживаться

 

постоянным

 

и

 

быть

 

несколько

 

выше

 

напряжения

 

аккумулятора

чтобы

 

питание

 

всех

 

потребителей

 

осуществлялось

 

от

 

генератора

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

происходила

 

подзарядка

 

аккумулятора

 

При

 

понижении

 

напряжения

 

генератора

 

вследствие

 

уменьшения

 

частоты

 

вращения

 

вала

 

двигателя

  (

планирование

руление

 

и

 

т

п

.) 

генератор

 

должен

 

автоматически

 

отключаться

 

от

 

бортовой

 

сети

в

 

противном

 

случае

 

пойдет

 

обратный

 

ток

т

е

ток

 

от

 

аккумулятора

 

к

 

генератору

Обеспечение

 

указанных

 

условий

 

требует

 

установки

 

дополнительных

 

электрических

 

устройств

при

 

помощи

 

которых

 

можно

 

поддерживать

 

на

 

определенном

 

уровне

 

напряжение

 

генератора

автоматически

 

подключать

 

и

 

отключать

 

его

 

от

 

бортовой

 

сети

 

самолета

Рис

. 8.6.3 

Конструкция

 

генератора

        

ГСР

-3000

М

 

1 - 

фланец

; 2 - 

маслосбрасывающая

 

гайка

3 - 

корпус

; 4 - 

обмотки

 

возбуждения

5 - 

якорь

; 6 - 

коллектор

; 7 - 

коллекторный

 

щит

; 8 - 

защитная

 

лента

; 9 - 

патрубок

.

 

Рис

. 8.6.4 

Схема

 

генератора

 

ГСР

-3000

М

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.48 

На

 

самолете

 

Як

-18

Т

 

такими

 

регулирующими

 

устройствами

 

являются

 

угольный

 

регулятор

 

напряжения

 

Р

-27, 

дифференциальное

 

минимальное

   

реле

 

ДМР

-200

Д

автомат

 

защиты

 

АЗП

-

А

2, 

трансформатор

 

ТС

-9

М

-2. 

Угольный

 

регулятор

 

напряжения

 

Р

-27 (

рис

. 8.6.5) 

предназначен

 

для

 

автоматического

 

поддержания

 

стабильного

 

напряжения

 

генератора

 

при

 

изменении

 

частоты

 

вращения

 

и

 

нагрузки

Он

 

установлен

 

в

 

переднем

 

отсеке

 

оборудования

 

между

 

шпангоутами

 

 0 

и

 1. 

В

 

комплект

 

регулятора

 

напряжения

 

входят

собственно

 

регулятор

 

с

 

кронштейном

контактно

-

клеммовая

 

панель

выносное

 

переменное

 

сопротивление

 

ВС

-25

А

конденсатор

 

КБМ

-31. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Дифференциально

-

минимальное

 

реле

 

ДМР

-200

Д

 

предназначено

 

для

 

подключения

 

генератора

 

к

 

бортовой

 

сети

 

самолета

когда

   

напряжение

 

генератора

     

превышает

   

напряжение

 

аккумулятора

 

на

  0,3 - 0,7 

В

 

при

 

правильной

   

полярности

 

генератора

отключения

 

генератора

 

от

 

сети

 

при

 

обратном

 

токе

 15 - 25 

А

отключения

 

генератора

 

при

   

обрыве

 

провода

 

в

 

генераторной

 

линии

сигнализации

 

отказа

 

генератора

Реле

 

ДМР

-200

Д

 

установлено

 

в

 

электрощитке

 

питания

 

под

 

правым

задним

 

сиденьем

 

Основные

 

технические

 

данные

 

Напряжение

 

питания

  

реле

,  

В

 

 

  20—30 

Номинальный

 

ток

 

в

 

цепи

 

силовых

  

контактов

А

 

 

 

  200 

Ток

 

в

 

цепи

  

С

А

не

 

более

 

 

 

 

 

Рис

. 8.6.5 

Угольный

 

регулятор

  

Р

-27 

Рис

. 8.6.6 

Схема

 

угольного

 

 

регулятора

 

Р

-27 

1 - 

обмотка

 

электромагнита

; 2 - 

корпус

3 - 

сердечник

; 4 - 

якорь

; 5 - 

мембрана

и

 10 - 

угольные

 

контакты

; 7 - 

угольный

 

столб

; 8 - 

керамическая

 

трубка

9 - 

ребристый

 

корпус

; 10 - 

регулировочный

 

винт

регулируемое

 

сопротивление

R1

 - 

сопротивление

 

температурной

 

компенсации

.

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.49 

Обратный

 

ток

 

отключения

 

реле

А

  

 15—25 

Превышение

 

напряжения

 

генератора

 

под

 

напряжением

 

сети

при

  

котором

 

срабатывает

 

реле

В

  

 

 

0,3—0,7 

Автомат

 

защиты

 

АЗП

-

А

предназначен

 

для

 

защиты

 

самолетной

 

сети

 

постоянного

 

тока

 

от

 

аварийного

 

повышения

 

напряжения

связанного

 

с

 

отказом

 

угольного

 

регулятора

 

напряжения

 

Р

-27. 

Автомат

 

АЗП

-

А

2  

установлен

 

в

 

отсеке

 

оборудования

 

между

 

шпангоутами

 

и

 1. 

Он

 

работает

 

совместно

 

с

 

регулятором

 

напряжения

 

Р

-27 

и

 

дифференциальным

 

минимальным

 

реле

 

ДМР

-200

Д

Аккумуляторная

 

батарея

 12

АСАМ

-28 (12 - 

число

 

элементов

, 28 - 

емкость

 

в

 

ампер

-

часах

служит

 

дополнительным

 

источником

 

электрической

 

энергии

 

на

 

самолете

Кроме

 

того

аккумулятор

 

служит

 

для

 

запуска

 

двигателя

 

и

 

питания

 

бортовой

 

сети

 

в

 

случае

 

отказа

 

генератора

 

и

 

для

 

работы

 

в

 

полете

 

в

 

буферном

 

режиме

 

с

 

генератором

Аккумуляторная

   

батарея

 

установлена

 

в

 

центроплане

 

справа

  

Аккумуляторная

 

батарея

 

состоит

 

из

 12 

последовательно

 

соединенных

 

между

 

собой

 

аккумуляторов

собранных

 

в

 

эбонитовом

 

двенадцатикамерном

 

моноблоке

Каждый

 

аккумулятор

 

батареи

 

состоит

 

из

 8 

положительных

 

и

 7 

отрицательных

 

пластин

 

одинакового

 

размера

Пластины

 

одной

 

полярности

 

спаяны

 

между

 

собой

 

параллельно

 

за

 

специальные

 

приливы

 - 

ушки

 

с

 

выводным

 

штырем

  (

борном

и

 

образуют

 

полублок

 

аккумулятора

Два

 

полублока

 

из

 

пластин

 

разной

 

полярности

вставленные

 

один

 

в

 

другой

 

так

чтобы

 

полярность

 

пластин

 

чередовалась

образуют

 

блок

Крайними

 

пластинами

 

в

 

блоке

 

являются

 

положительные

 

пластины

благодаря

 

чему

 

количество

 

положительных

 

пластин

 

в

 

блоке

 

превышает

 

количество

 

отрицательных

 

пластин

 

на

 

одну

 

пластину

Сделано

 

это

 

для

 

того

чтобы

 

увеличить

 

общее

 

количество

 

рабочего

 

электролита

 

в

 

порах

 

активных

 

масс

 

пластин

 

всего

 

аккумулятора

 

во

 

время

 

эксплуатации

 

батарей

так

 

как

 

объемная

 

пористость

 

положительных

 

пластин

 

выше

чем

 

отрицательных

Пластины

 

аккумуляторов

 

представляют

 

собой

 

тонкие

 

решетки

отлитые

 

из

 

сплава

 

свинца

 

и

 

сурьмы

Ячейки

 

решеток

 

заполнены

 

активной

 

массой

Толщина

 

отрицательных

 

и

 

положительных

 

пластин

 - 1 

мм

Каждый

 

аккумулятор

 

в

 

батарее

 

во

 

время

 

эксплуатации

 

закрывается

 

специальной

 

рабочей

 

клапанной

 

пробкой

 

с

 

клапаном

 

в

 

виде

 

резинового

 

кольца

Вентиляционная

 

пробка

 

оттарирована

 

на

 

перепад

 

давления

 

в

 

пределах

 0,2-0,5 

атм

Применение

 

таких

 

клапанных

 

пробок

 

предохраняет

 

аккумуляторы

 

от

 

испарения

 

электролита

 

из

 

пор

 

пластин

 

и

 

сепарации

 

во

 

время

 

перерывов

 

в

 

работе

 

аккумуляторной

 

батареи

 

и

 

значительно

 

снижает

 

испарение

 

электролита

 

при

 

работе

 

аккумуляторной

 

батареи

 

на

 

самолете

и

 

предохраняет

 

от

 

попадания

 

воздуха

 

внутрь

 

аккумуляторов

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.50 

 
 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Штепсельный

 

разъем

 

ШРАП

-500

К

 

предназначен

 

для

 

включения

 

в

 

электрическую

 

сеть

 

самолета

 

аэродромного

 

источника

 

питания

 

при

 

запуске

 

двигателя

 

и

 

проведении

 

наземных

 

работ

 

по

 

техническому

 

обслуживанию

 

самолета

Штепсельный

 

разъем

 

имеет

 

три

 

контактных

 

пары

две

 

из

 

которых

 

силовые

а

 

одна

 — 

вспомогательная

предназначенная

 

для

 

переключения

 

питания

 

с

 

бортсети

 

самолета

 

на

 

аэродромное

Для

 

контроля

 

включения

 

наземных

 

источников

 

питания

 

около

 

штепсельного

 

разъема

 

установлена

 

сигнальная

 

лампа

 

АЭРОДРОМНОЕ

 

ПИТАНИЕ

Разъем

 

расположен

 

между

 

шпангоутами

 12 

и

 13, 

на

 

левом

 

борту

Рис

. 8.6.7 

Батарея

 12-

АСАМ

-28 

1 - 

моноблок

; 2 - 

прокладка

 

укупорочная

; 3 - 

карбинольный

 

клей

; 4 - 

крышка

 

аккумуляторная

; 5 - 

крышка

 

батарейная

; 6  - 

шайба

 

под

 

пробку

; 7 - 

пробка

 

вентиляционная

 

с

 

клапаном

; 8 - 

болт

 

откидной

 

армированный

; 9 - 

стержень

10 - 

блок

 

электродов

; 11 - 

шуруп

; 12 - 

вывод

; 13 - 

шайба

; 14 - 

гайка

15 - 

перемычка

; 16 - 

гайка

; 17 - 

шайба

; 18 - 

вывод

; 19 - 

прокладка

 

под

 

вывод

20 - 

ручка

.

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.51 

 

 

Вольтамперметр

 

ВА

-3

 

служит

 

для

 

измерения

 

напряжения

 

бортовой

 

сети

 

и

 

зарядного

 

и

 

разрядного

 

токов

 

аккумулятора

Он

 

представляет

 

собой

 

прибор

 

магнитоэлектрической

 

системы

На

 

лицевой

 

части

 

имеется

 

кнопка

при

 

нажатии

 

на

 

которую

 

прибор

 

подключается

 

параллельно

 

к

 

сети

 

и

 

служит

 

для

 

измерения

 

напряжения

При

 

отпущенной

 

кнопке

 

прибор

 

включен

 

последовательно

 

в

 

сеть

 

и

 

служит

 

для

 

измерения

 

тока

Для

 

измерения

 

напряжения

 

имеется

 

внутренняя

 

шкала

 

с

 

градуировкой

 

от

 0 

до

 

30 

В

цена

 

деления

 2,5 

В

Зарядный

 

ток

 

аккумулятора

 

измеряется

 

по

 

внешней

 

шкале

 

вправо

 

от

 0 

до

 120 

А

Погрешность

 

амперметра

 

при

 

температуре

 20° 

С

 

не

 

более

 +2,2% 

от

 

суммы

 

номинальных

 

значений

 

шкалы

для

 

вольтметра

 - 

не

 

более

 2%. 

 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис

. 8.6.8 

Шкала

 

вольтамперметра

 

ВА

-3 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.52 

8.6.2 

РАБОТА

 

ЭЛЕКТРОСИСТЕМЫ

 

 

Электросхема

 

источников

 

постоянного

 

тока

 

осуществляет

 

включение

 

и

 

параллельную

 

работу

 

генератора

 

и

 

аккумуляторной

 

батареи

подключение

 

источников

 

питания

 

к

 

бортсети

 

самолета

 

Включение

 

аэродромного

 

источника

 

питания

 

При

 

подключении

 

к

 

разъему

 

ШРАП

-500

К

 

аэродромного

 

источника

 

питания

 

загорается

 

сигнальная

 

лампа

  «

АЭРОДРОМНОЕ

 

ПИТАНИЕ

», 

уста

-

новленная

 

рядом

 

с

 

разъемом

срабатывает

 

реле

которое

   

размыкает

 

цепь

 

включения

 

генератора

При

 

установке

 

переключателя

  «

АККУМ

.-

АЭР

ПИТ

.» 

в

 

положение

  «

АЭР

ПИТ

.» 

напряжение

 

от

 

аэродромного

 

источника

 

питания

 

поступает

 

на

 

шины

 

электрощитка

 

питания

 

и

 

приборной

 

доски

Для

 

отключения

 

аэродромного

 

источника

 

питания

 

от

 

бортсети

 

не

-

обходимо

 

выключить

 

все

 

потребители

установить

 

переключатель

  «

АККУМ

.-

АЭР

ПИТ

.» 

в

 

положение

 «

ВЫКЛ

.» 

и

 

отсоединить

 

вилку

 

разъема

 

источника

 

аэро

-

дромного

 

питания

 

от

 

разъема

 

ШРАП

-500

К

Одновременное

 

включение

 

аэродромного

 

питания

 

и

 

бортовых

 

ис

-

точников

 

на

 

самолете

 

невозможно

 

Включение

 

бортовой

 

аккумуляторной

 

батареи

 

Для

 

подключения

 

бортовой

     

аккумуляторной

 

батареи

 

необходимо

 

установить

 

переключатель

 «

АККУМ

.-

АЭР

ПИТ

.» 

в

 

положение

 «

АККУМ

».  

После

 

подключения

 

аккумуляторных

 

батарей

 

к

 

бортсети

 

самолета

 

на

 

приборной

 

доске

 

загорается

 

сигнальное

 

табло

 «

ОТКАЗ

 

ГЕНЕРАТОРА

". 

 

Включение

 

генератора

 

ГСР

-

ЗОООМ

 

Генератор

 

подключается

 

к

 

бортсети

 

самолета

 

с

 

помощью

 

выключателя

 

«

ГЕНЕР

». 

Подключение

 

генератора

 

возможно

 

только

 

при

 

отключенном

 

разъеме

 

ШРАП

-500

К

 

аэродромного

 

источника

 

питания

.  

 

Параллельная

 

работа

 

источников

 

постоянного

 

тока

 

Генератор

 

и

 

аккумуляторные

 

батареи

 

работают

 

параллельно

 

на

 

общую

 

сеть

Для

 

обеспечения

 

параллельной

 

работы

 

служит

 

следующая

 

аппаратура

 

угольный

 

регулятор

 

Р

-25

АМ

трансформатор

 

ТС

-9

М

-2 

и

 

дифференциальное

 

минимальное

 

реле

 

ДМР

-200

Д

Генератор

 

подключается

когда

 

его

 

напряжение

 

превысит

 

напряжение

 

в

 

бортсети

 

Эксплуатация

 

систем

 

и

 

оборудования

 

 

 

 

  8.53 

Аварийное

 

отключение

 

генератора

 

Для

 

защиты

 

самолетной

 

сети

 

постоянного

 

тока

 

от

 

аварийного

 

повышения

 

напряжения

связанного

 

с

 

перевозбуждением

 

генератора

установлен

 

автомат

 

защиты

 

от

 

перенапряжения

 

АЗП

-

А

2. 

Дифференциальное

 

минимальное

 

реле

 

ДМР

-200

Д

кроме

 

подключения

 

генератора

 

к

 

бортсети

производит

 

также

 

отключение

 

генератора

 

при

 

обратном

 

токе

 10—25

а

 

и

 

при

 

обрыве

 

генераторной

 

линии

 

электропитания

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..