Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) - 20

 

  Главная      Книги - Тесты     Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..

 

 

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) - 20

 

 

15. Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?
            ОТВЕТ:  
Помогает   уничтожению   сорняков,   ослабляет   конкуренцию   с   другими
культурными   растениями,   улучшает   снабжение   водой   и   минеральными   веществами,
поступление кислорода к корням.
16. Как человек использует плесневые грибы?
          ОТВЕТ:  
Специально   выращивая,   получает   из   них   витамины,   антибиотики
(пенициллин), применяет некоторых при приготовлении  сыров.
17. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
      ОТВЕТ: 
Молодые деревья вступают в симбиоз с грибами: мицелии грибов,  оплетая
корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев, они легче переносят
засуху.
18. Какова функция хлорофилла в  растительной клетке?
     ОТВЕТ: 
Поглощают энергию света и преобразуют его энергию в химическую энергию
органических веществ.
19. Почему  клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
      ОТВЕТ: 
При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.
20. Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
    ОТВЕТ:  
При   замораживании   разрушаются   клетки,     и   при   оттаивании   вытекает   из
вакуолей клеточный сок.
21. Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.
ОТВЕТ:    
Побег   состоит   из   стебля,   листьев,   узлов,   почек.   Корневище   имеет   узлы,   в
которых находятся рудиментарные  листья и почки, на верхушке  находится верхушечная
почка, определяющая рост побега. Внутреннее анатомическое строение корневища сходно
со   стеблем.   От   корневища   отходят   придаточные   корни.   Все   это   доказывает,   что
корневище – это видоизмененный побег. 
22. Какие   особенности   псилофитов   позволили   им   первыми   освоить   сушу?   Ответ
обоснуйте.
ОТВЕТ:  
  Появление   покровной   ткани   –   эпидермиса   с   устьицами   для   защиты   от
испарения.   Появление   слаборазвитой   проводящей   системы   для   транспорта   веществ.
Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для
закрепления в почве.
23. В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и
Крестоцветных (Капустных)?
ОТВЕТ:  
Мотыльковые     имеют   плод   боб,   а   Крестоцветные   –   стручок   или   стручочек.
Сходства:   боб   и   стручок   (стручочек)   –  сухие   многосемянные   вскрывающиеся     плоды.
Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
24. В   чем   сходство   и   различие   плодов   растений   семейств   Злаковых   и
Сложноцветных?
ОТВЕТ:  
Сходства: у них односемянные невскрывающиеся плоды. Различия: у злаковых
плод – зерновка, а у сложноцветных – семянка. У зерновки семенная кожура срастается с
околоплодником,   а   у   семянки   семя   лежит   свободно,   плоды   могут   иметь   хохолки,
парашютики, прицепки.
25. Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковых (Бобовых) имеют
правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок.
Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
ОТВЕТ
: Цветок Мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток – парус,
парные   –   весла   и   сросшиеся   –   лодочка.   Корневая   система   стержневая,   так   как   это
семейство относится к  классу Двудольных. Плод боб, а не стручок.
26. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
ОТВЕТ: 
Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых
вод   или   располагается   в   поверхностном   слое   почвы   широким   радиусом   для

11

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

максимального   запасания   в   период   дождей.   У   некоторых   растений   вода   запасается   в
листьях,   стеблях   и  других  органах.  Листья   покрыты  восковым  налетом,   опушены  или
видоизменены в колючки или иголки.
27. Объясните,  почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не
развиваются?
ОТВЕТ
: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для
того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
28. Какие   особенности   плода   –   костянки   обеспечивают   распространение   семян
многих представителей  растений  семейства Розоцветные?
ОТВЕТ
:   Костянка   -     односемянный   плод   с   яркоокрашенной     сочной     мякотью,   чем
привлекает   животных.   Костянки   поедаются   птицами   и   млекопитающими,   при   этом
семена,   покрытые   одревесневшей   частью   околоплодника,   не   перевариваются   в
пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.
29. Каково   значение   различных   цветков   в   соцветиях   растений   семейства
Сложноцветные?
ОТВЕТ
:       трубчатые и язычковые- для образования семян (располагаются в центре),
воронковидные   и   ложноязычовые   -   для   привлечения   насекомых-опылителей
(располагаются по краям). 
30. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните,
в   чем   проявляется   взаимная   польза   перекрестного   опыления   для   насекомых   и
растений?
ОТВЕТ:    
Польза   для   растений:   увеличивается   вероятность   опыления   и     увеличения
численности,   приобретения       потомством     новых   признаков,   что   ускоряет   действие
факторов эволюции. 
Польза   для   насекомых:   растения   являются   источником     пищи   (пыльца,   нектар)   и
убежищем.
31. Садоводы  при пикировке  рассады  капусты прищипывают верхушку главного
корня,  а  при  размножении   кустов  смородины  используют  стеблевые  черенки,  на
которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся
к  классу   двудольных.   Объясните,   какой  тип  корневой   системы  будет  у  капусты,
выросшей   из   этой   рассады,   а   какой   —   у   смородины,   выросшей   из   стеблевого
черенка.
ОТВЕТ:
 1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений)
стержневой.
2)При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так
как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При
укоренении  стеблевых   черенков   смородины   развиваются   придаточные   корни.   Таким
образом   корневая   система   в   обоих   случаях   станет   сходна   с   мочковатой
(преимущественное развитие боковых и придаточных корней)
32. По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных
растений?
ОТВЕТ
:   Вода   и   минеральные   вещества   передвигаются   по   сосудам,   органические
вещества – по ситовидным трубкам луба. Вода и минеральные вещества передвигаются за
счет   сил   корневого   давления   и   сосущей   силы,   возникающей   при   испарении   воды,   а
органические вещества – за счет разницы концентрации и давления.
33. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ:
  Вспашка   увеличивает   количество   кислорода   в   почве,   рыхлая   почва   лучше
впитывает влагу, при вспашке уничтожаются сорняки.
34. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им
первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.  
ОТВЕТ: 
1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей
защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей

12

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

транспорт веществ;  3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4)
образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
35. Что  объединяет   и   в   чём   отличие   биологических   объектов,   изображённых   на
рисунке?

ОТВЕТ: 
1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек; 
2) побеги служат органами вегетативного размножения; отличие:
 3) клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал)
36. Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?
ОТВЕТ:   
1) грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов
2) грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей
поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков
3) в отличие от животных грибы растут в течение всей жизни.
4)   их   тело   состоит   из   тонких   ветвящихся   нитей   –   гифов,   образующих   мицелий,   или
грибницу
5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена
37. С какой целью при пересадке  рассады капусты прищипывают кончик корня?
ОТВЕТ:  
Для увеличения  числа боковых корней, что приведет к увеличению площади
питания растений
38. К каким последствиям может привести  внесение в почву избытка минеральных
удобрений?
Ответ: 
К загрязнению окружающей среды.
39. В   ХVII  веке   голландский   учёный   ван   Гельмонт   провёл   опыт.   Он   посадил
небольшую   иву   в   кадку   с   почвой,   предварительно   взвесив   растение   и   почву,   и
только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил
растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг.
Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из
внешней среды обеспечили этот прирост.
ОТВЕТ:   
масса растения  увеличилась  за счёт  органических  веществ, образующихся  в
процессе   фотосинтеза;  в   процессе   фотосинтеза   из   внешней   среды   поступают   вода   и
углекислый газ
40. Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?
ОТВЕТ: 
 При разрезании повреждаются вакуоли,  и из них вытекает клеточный сок.

13

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Раздел «Животные»

1.

Какие особенности строения кистеперых рыб позволили им выйти на сушу?

ОТВЕТ: Легкие и мускулистые плавники.

2.

О   чем   свидетельствуют   многочисленные   зубы   на   челюстях   первоптицы   –

археоптерикса?
 ОТВЕТ: 
О  происхождении птиц  от пресмыкающихся.

3.

О   чем   свидетельствует   размножение   некоторых   млекопитающих   (ехидны   и

утконоса) яйцами?
ОТВЕТ: 
О происхождении млекопитающих от пресмыкающихся.

4.

На какой стадии развития колорадский жук приносит вред растениям?

ОТВЕТ: На стадии личинки и взрослого организма.

5.

Какие признаки характерны для кишечнополостных?

ОТВЕТ: Два слоя клеток, кишечная полость, лучевая симметрия, стрекательные клетки,
щупальца, хищники, высокая способность к регенерации.

6.

Какова роль условных рефлексов в жизни животных?

ОТВЕТ: Осуществляют приспособление к конкретным условиям обитания.

7.

В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

 ОТВЕТ: В сходном расположении глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое
возникло из-за обитания в сходных условиях.

8.

Почему   численность   промысловых   растительноядных   рыб   может   резко

сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
ОТВЕТ:  
Уничтожение   хищников   приведет   сначала   увеличению   численности
растительноядных рыб, но затем плотность их повышается, усиливается конкуренция,  и
быстро  распространяются  заболевания, что приводит к сокращению их  численности.

9.

Почему   кровеносная   система   насекомых   не   выполняет   функцию   транспорта

газов?
  ОТВЕТ:  
Потому что их   дыхательные органы - мельчайшие разветвленные трубочки-
трахеи доставляют кислород непосредственно к клеткам, и  из клеток в трахеи поступает и
удаляется углекислый газ.

10.

Яйцеклетка   кролика   в   3000   раз   меньше   яйцеклетки   лягушки,   содержит   мало

питательных   веществ.   Почему   зародыш   кролика   не   погибает   от   недостатка
питательных веществ?
 ОТВЕТ: 
Зародыш кролика развивается в матке и снабжается питательными веществами
из крови матери.

11.

Почему   в   средней   полосе   России   весной   насекомоядные   птицы   прилетают

значительно позже, чем растительноядные?
  ОТВЕТ:  
Насекомоядные   птицы   не   могут   обеспечить   себя   и   птенцов   пищей   из-за
отсутствия насекомых.

12.

В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы

в средней полосе России?
ОТВЕТ: 
У птиц появляется густой перьевой покров, запасается жир, некоторые запасают
корм или переходят к другим видам корма, некоторые мигрируют, совершают перелеты,
кочуют.

13.

Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

ОТВЕТ:  Впадают   в   спячку   (медведи,   бурундуки),   мигрируют   на   другие   территории
(киты, сайгаки), запасают корма и накапливают жир, линяют и обрастают густым мехом.

14.

В чем проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по

сравнению с рыбами?
ОТВЕТ: 
Сердце становится трехкамерным, формируются два  круга кровообращения. По
малому   кругу   кровь   из   желудочка   поступает   в   легкие,   насыщается   кислородом   и
поступает в левое предсердие. По большому кругу кровь из желудочка направляется   к
органам тела, а оттуда в правое предсердие. Организм получает смешанную кровь.

14

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..