300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 54

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  52  53  54  55   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 54

 

 

Рис. 199. Гребные винты для парусных яхт: а — винт со складными
лопастями; б — флюгерный винт Дуэррз

1 — лопасть; 2 — обтекатель; 3 — стопорный палец заднего хода; 4 — огра-

ничитель угла поворота лопасти; 5 — ступица; 6 — пружина; 7 — соедини-

тельная муфта; 8 — штифт; 9 — корпус муфты; 10 — штанга; 11 — гребной

вал; 12 — сальник

Гребные винты для парусных яхт

При движении под парусами гребной винт, даже если

он свободно вращается, оказывает значительное сопро-

тивление ходу яхты. Определенными достоинствами в этом

случае обладает ВРШ, лопасти которого можно развер-

нуть параллельно потоку воды (во флюгерное положение).

Существуют и более простые конструкции.

У винта со складными лопастями (винта Брантонса) по-

следние закреплены к ступице на шарнире (рис. 199, а). Ло-

пасти занимают рабочее положение под действием центро-

бежной силы и возникающего упора, а при ходе под пару-

сами лопасти складываются назад, вдоль оси, потоком,

набегающим на винт. Недостаток винта Брантонса — в от-

сутствии реверса: на заднем ходу, как только упор превы-

сит центробежную силу, лопасти отклоняются назад.

У флюгерного винта Дуэрра основная площадь лопа-

сти располагается по одну сторону от оси ее вращения

217

(рис. 199, б). Лопасти закреплены в ступице на резьбе и

на ходу под парусами разворачиваются вдоль потока (во

флюгерное положение).

Направляющая наоадка

На тяжелой тихоходной лодке гребной винт при боль-

шой частоте вращения работает с большим скольжением и,

следовательно, с низким коэффициентом полезного дей-

ствия. Если шаговое отношение винта будет меньше 0,5,

существенно снизится и упор, развиваемый винтом.

Кроме снижения частоты вращения винта путем уста-

новки редуктора, большой эффект в этом случае дает при-

менение направляющей насадки (рис. 200). Она представ-

ляет собой замкнутое кольцо крыловидного сечения.

Площадь входного отверстия насадки больше выходного,

винт же устанавливают в наиболее узком сечении с мини-

мальным зазором (не более 1 % диаметра винта). При ра-

боте гребного винта каждый участок профиля насадки

обтекается набегающим потоком, и на нем возникает подъ-

емная сила. Сумма горизонтальных составляющих этих

сил дает дополнительный упор. Кроме того, благодаря

увеличению скорости потока в насадке уменьшается сколь-

жение винта.

За счет применения насадки удается повысить скорость

катера на 5—8%. Но этот эффект может быть получен

только на водоизмещающих судах, где гребной винт дол-

жен развивать большой упор при малой (10—20 км/ч) ско-

рости. На быстроходных катерах насадка не только бес-

полезна, но и вредна. С увеличением скорости винт ста-

новится менее нагруженным, а сопротивление насадки

быстро возрастает.

Рис. 200. Направляющая насадка

218

Длина насадки принимается

обычно в пределах I = (0,50-5-

ч-0,70) D, где D —диаметр винта;

винт располагается в минималь-

ном сечении F

p

, которое отстоит

на (0,30-7-0,35) / от входящей кром-

ки насадки. Отношение площади

сечения на входе в насадку F

e

 к ми-

нимальной F

p

 должно составлять

FJFp — 1,20-И ,25, а площади се-

чения на выходе F

a

 к минималь-

l.O-r-1,15.

Наибольшая толщина профиля

насадки б должна быть равна

примерно 10—15% ее длины.

Насадка обладает и двумя чисто эксплуатационными

достоинствами: защищает гребной винт от ударов, а при

плавании на волне не дает ему обнажаться.

Иногда направляющие насадки делают поворачиваю-

щимися относительно вертикальной оси — тогда они вы-

полняют еще и роль рулей.

ной FJFp

Рис 201. Насадка-предо-

хранитель

Насадка-предохранитель

Такие насадки, изготовленные из стеклопластика, вы-

пускают за рубежом для подвесных моторов мощностью

15—25 л. с. Насадка представляет собой цилиндр без

продольной профилировки и сужения (рис. 201). На вели-

чину упора или к. п. д. гребного винта такая насадка

влияния не оказывает, отмечается лишь улучшение манев-

ренных качеств лодки при малой частоте вращения мо-

тора. Главное же назначение насадки — защитить от

винта купающихся, а сам винт — от мелей или плавающих

предметов. Насадка крепится к кавитационной плите

мотора.

261

Реверсивный руль-насадка iXii.

С помощью насадки, состоящей из двух поворачиваю-

щихся створок, можно не только управлять поворотом

судна, но и давать ему задний ход при неизменном направ-

лении вращения гребного вала. На переднем ходу створки

219

Рис. 202. Реверсивный руль-насадка

лишь слегка сужают отверстие насадки; струя воды от

винта направлена назад (рис. 202, а). Для того чтобы дать

задний ход, створки плотно сдвигают так, что реактивная

струя отбрасывается вперед под углом к оси винта

(рис. 202, б). В промежуточном положении, при частичном

открытии створок, судно получает небольшой ход вперед

или стоит на месте (рис. 202, в), хотя двигатель работает

с постоянной частотой вращения. Наконец, поворачивая

закрытые створки на один борт, можно развернуть судно

без хода на одном месте (рис. 202, г).

Насадку (ее иногда называют рулем Китчена) можно

изготовить из листовой стали или дюралюминия толщиной

3—4 мм. Одна из створок соединяется с трубчатым балле-

ром, внутри которого проходит сплошной баллер второй

створки. Створки нормально раскрыты благодаря спираль-

ной пружине (можно взять от кикстартера мотоцикла).

Оба баллера приводятся в совместное вращение с помощью

штуртросов. Для того чтобы закрыть створки, штуртрос

натягивают с помощью педали или рычага, преодолевая

силу сжатия пружины. Управляют поворотом насадки че-

рез штурвал.

220

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  52  53  54  55   ..