300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 52

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 52

 

 

Рис. 190. Как сделать ша-
говый угольник: а — раз-

метка угольника; б — ша-
говый угольник из ме-
талла

Рис. 191. Проверка винта на
стапеле

/ — ось; 2 — выпуклая (засасы-

вающая) поверхность лопасти, 3 —

подкладка из шайб; 4 — основа-

ние; 5 — деревянный брусок для.

установки шагового угольника;

6 — дуги окружности на прове-

ряемых радиусах; 7 — металли-

ческий шаговый угольник; В —

риска, обозначающая ось лопасти

Для проверки лопасти

изготовьте шаговые уголь-

ники, подобные изобра-

женным на рис. 190 (шаг

должен быть известен или предварительно измерен на

исправной лопасти).

Шаговые угольники вырезают (сначала в виде шаблонов

из жести или картона) для четырех—шести радиусов

винта, равных, например, 20, 40, 60 и 80% наибольшего

радиуса R. Основание каждого шаблона должно быть

равно 6,28 R, высота—шагу Н. На ровной доске прочерчи-

вают дуги соответствующих радиусов и в центре уста-

навливают гребной винт нагнетающей поверхностью вниз.

Изогнув вырезанный угольник по дуге, подводят его под

лопасть. Отметив на шаблоне ширину лопасти, отрезают

ненужные части и переносят разметку на лист металла

толщиной 1—1,5 мм. Это и будет поверочный шаговый

угольник, который следует изогнуть точно по дуге кон-

тролируемого радиуса лопасти.

Винт следует установить на доске таким образом, чтобы

его можно было вращать (рис. 191). Плотное прилегание

нагнетающей поверхности лопасти к шаговому угольнику

свидетельствует о правильной форме винта.

Шагомерный угольник

Быстро и точно определить шаг гребного винта можно

с помощью предлагаемого шагомерного угольника. Его

делают из прозрачного плексигласа. Каждая наклонная

209

Рис. 192. Шагомерный угольник

линия на линейке соответствует шагу винта на определен-

ном радиусе (например, 90 мм) лопасти. Шаг винта в мил-

лиметрах (рис. 192, а) указан в конце наклонных линий.

Наклонные линии должны быть хорошо заметны. Их

прочерчивают острым инструментом и наводят черной

краской.

Пользуются угольником так: от центра оси винта на

нагнетающей поверхности лопасти откладывают радиус,

равный основанию угольника (90 мм), и проводят черту,

перпендикулярную радиусу. Угольник ставят на прове-

денную черту и смотрят сквозь него на срез ступицы.

Шаг винта определится той наклонной линией, которая

будет параллельна срезу ступицы.

Принцип построения угольника ясен из рис. 192, б.

По горизонтали откладывается радиус 90 мм, а по верти-

кали — различные значения шага винта, деленные на 2л.

Можно выбрать и другой радиус, соответственно размерам

винта.

253 Правый или левый?

В зависимости от направления вращения гребного

вала (если смотреть с кормы) применяют винты правого

(по часовой стрелке) и левого вращения. Различить их

вам помогут два простых правила.

Положите винт на стол и посмотрите на конец обращен-

ной к вам лопасти. Если правая кромка лопасти выше —

винт правого вращения (рис. 193, б), если выше левая —

левого (рис. 193, а). При этом вы убедитесь, что не имеет

значения, как лежит винт: передним или задним торцом

ступицы на столе.
210

Положите винт на

землю и попробуйте по-

ставить на его лопасть

ногу, не отрывая каб-

лука от земли. Если

при' этом подошва пра-

вой ноги плотно ложит-

ся на поверхность ло-

пасти, будьте уверены,

ваш винт правого вра-

щения, если левой — то

левого.

Рис. 193. Правый или левый?

Как определить диаметр винта /94

Определить примерный диаметр винта, необходимого

для лодки, можно по приближенной формуле

4 _V-jT~.

здесь N — мощность на гребном винте с учетом потерь

в редукторе и валопроводе, л. с. (при прямой передаче

2 3

U,KM/V v

a

,u/ce/t

too—,

30-

80-

70-
60-

50-

'Ю-.

30—

гоА

го-

-22

-20

—т

-1S

-12
-го

~_ л

~-8

- 7

~-е

-5

и

а

*и /f-w/

Глиссеры редвлные очень-^

быстроходные

1

ш

Остроскмые глиссирую-*.

щие очень быстроходные

встроенные средней _^

быстроходности.

Круглосхулые средней _»_

оыстроходности

Скутеры и мотолодки _».

с подокными. моторами.

Тихоходные лшёых о5- .

бодод и тихоходные с

под§есным мотором с

большой подИодной короЪ

~кои

Весьма тихоходные водо

х

измещающие с большим

деШудом

с

о,о;

—0.OS

—0,10

-ОД

-0,15

—0,20

Рис. 194. Номограмма для определения скорости

встречи винта с водой [5]

211

]

t 3

п., од/сек

12—,

-

hli

l

-

1

f

 JO-^

_
-

;

50—-

so~_

70~\

f SO—:

so-A

\

ч

ч

4

N

4

«

jj и И.лс

0,1

0,7

V

0,5

O.'t

" ' 0,3

\

ч ,

4

Щ

tin

0,16

6,15

in

0,11

0,12
0,11
0,10

-

lll
l

__ ^

'-.

\

- ч

_ 4

4

- 4

N

4

4

Z.'

—45

III

!

I

-
-

'—20

-

IT

14

— 13

12
— 11

—18

E - 7

z g

1

II

I

— 3

=- 7

11

— 13

— / t

— 75

Рис. 195. Номограмма для расчета диаметра гребного винта [5]

на винт N — 0,96^-0,97Л/

дв

 — паспортной мощности дви-"

гателя при наличии редуктора N = 0,94ч-0,95Л^

дв

); п —

частота вращения гребного винта, об/с; v

a

 — скорость

встречи винта с водой, м/с; определяется по номограмме

на рис. 194 по скорости хода судна v (км/ч) с учетом попут-

ного потока (ш — коэффициент попутного потока).

Для мощности двигателя от 5 до 45 л. с. формула пред-

ставлена в виде номограммы на рис. 195, при большей

мощности придется воспользоваться логарифмической ли-

нейкой. Не забудьте частоту вращения винта, выраженную

в оборотах в минуту, разделить на 60!

Определим ориентировочный диаметр винта для тяже-

лой водоизмещающей лодки с двигателем Л6/3, развиваю-

щим 6 л. с. при 2200 об/мин. Установлен редуктор 1 : 2.

Ожидаемая скорость лодки — 13 км/ч.

На шкале 2 номограммы (рис. 194) находим точку v —

= 13 км/ч, а на шкале 1 — коэффициент попутного потока,

соответствующий этому типу лодок: ш = 0,18 (берем сред-

нее значение). Соединив обе точки прямой, находим ско-

рость встречи гребного винта с водой: v

a

 = 3 м/о

(шкала 3).

212

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53   ..