|
|
содержание .. 49 50 51 52 ..
Шаг Н Поступь Скольжение Рис. 188 Скорость лодки, скорость винта и скольжение щая под мотором «Вихрь» со скоростью 42 км/ч (11,7 м/с). Скорость натекания воды на винт окажется на 5% меньше: v a = (1 —0,05) X 11,7 = 11,1 м/с. Гребной винт на «Вихре» имеет шаг Н = 0,3 м и частоту вращения п = 2800 = —TQ— = 46,7 об/с. Теоретическая скорость винта Нп =* = 0,3-46,7 = 14 м/с. Таким образом, мы получаем разность Нп — v a = = 14 — 11,1 = 2,9 м/с. Эта величина, называемая сколь- жением, и обусловливает работу лопасти винта под углом атаки а к потоку воды, имеющему скорость W. Отношение скольжения к теоретической скорости винта в процентах называется относительным скольжением. В нашем при- мере оно равно о _ Hn-v a _ 2,9 __ Нп ~ 14 ~ Максимальной величины (100%) скольжение достигает при работе винта на судне, пришвартованном к берегу. Наименьшее скольжение (8—15%) имеют винты легких гоночных мотолодок на полном ходу; у винтов глиссирую- щих катеров скольжение составляет 15—25%, у тяжелых водоизмещающих катеров 20—40%, а у парусных яхт, имеющих вспомогательный двигатель, 50—70%. 205 |