300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 49

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 49

 

 

Рисы 179. Кнопка «Стоп»

для «Москвы»

При включении переключателя

П начинает заряжаться конденса-

тор С. Когда напряжение на нем

достигнет напряжения источника

тока, сработает реле Р и замкнет

свой контакт К- На лампу Л

Y

 или

Л

2

 поступит напряжение, и она

загорится. В результате замыка-

ния контакта К обмотка реле

оказывается замкнутой через це-

почку Д — R, прохождение тока

через нее прекращается, сердечник

перестает притягивать якорь и тот отходит, разрывая

контакт. Далее процесс повторяется до тех пор, пока

включен переключатель П. Частоту вспышек можно регу-

лировать изменением сопротивления реостата R. В ка-

честве реле можно использовать РДЧГ, выполненное в гер-

метичном корпусе; /?

1 - 4

 — 3,5-ваттные лампочки; Я —

переключатель любого типа на три положения; В — лю-

бой выключатель; С — конденсатор на 1000 мкф, 12 В;

Д — диод Д226; R — любое проволочное регулируемое

сопротивление на 1000 Ом. Система однопроводная,

так как вторым проводником служит корпус мотолодки.

Если корпус лодки пластмассовый или деревянный, схему

собирают с добавлением, показанным на рисунке пункти-

ром.

Кнопка „Стоп" 241

Кнопку «Стоп» 2 для замыкания первичной обмотки /

катушек зажигания «Москвы» нужно подключить следую-

щим образом (рис. 179): подсоединить два провода под

винты, которыми крепятся выводы первичных обмоток

трансформаторов к конденсаторам 4, и соединить подвиж-

ной контакт кнопки с массой. На рисунке также показаны

вторичная обмотка трансформаторов 6, прерыватель 3,

свеча зажигания 5.

Дистанционное управление подвесным мотором

 £.!*£.

Существует много конструкций, позволяющих управ-

лять подвесным мотором (переключать реверс, переме-

щать заслонку карбюратора, осуществлять поворот мо-

197

тора). Комплект такого устройства для моторов «Москва»

выпускается Ржевским заводом и может быть приобретен

в любом магазине спорттоваров. Хорошо зарекомендовало

себя дистанционное управление моторами «Вихрь», раз-

работанное Л. П. Зимаковым. Помещать эти или подобные

им чертежи в нашей книге не представляется возможным.

Ограничимся рассмотрением простейших конструкций,

позволяющих водителю управлять поворотом мотором и

газом. Реверс придется переключать с помощью штатного

рычага на моторе. Это, конечно, неудобно, но терпимо при

условии, что кроме водителя на лодке есть еще, по край-

ней мере, один человек.

Для управления заслонкой карбюратора вертикальный

валик заслонки удлиняется до выхода через поддон (на

новых «Вихрях» это уже предусмотрено заводской кон-

струкцией). На наружный конец валика (рис. 180, а)

надевают и крепят рычаг 2 длиной 130 мм. С этим ры-

чагом соединяется с одной стороны возвратная пружина /,

а с другой — конец тросика 3 в боуденовской оболочке 4,

идущего от ручки 6, установленной с внутренней стороны

борта у сиденья рулевого. Пружину диаметром 8—10 мм

навивают из миллиметровой проволоки. Длину ее под-

бирают с таким расчетом, чтобы, сжимаясь, она возвра-

щала рычаг газа в исходное положение (до полного закры-

тия заслонки карбюратора). Лучше, если на участке от

рукоятки управления до транца вместо тросика будет

проложена жесткая тяга 5, закрытая трубой. Возвратная

пружина недолговечна (она все время смачивается водой

и, конечно, корродирует), поэтому нужно всегда иметь

под рукой запасную.

Можно вообще обойтись без пружины (рис. 180, б),

если провести тросик через возвратный ролик 7, а затем

дотянуть его до пульта управления. Рукоятка управления

снабжается шкивом 9 с канавкой и двумя прорезями 8,

за которые заводятся концы троса.

Дистанционное управление поворотом мотора осуще-

ствляется с помощью тросов, выведенных через ролики 10

к барабану // штурвала 12 (рис. 180, в). Кормовые концы

тросов через талрепы 13, с помощью которых тросы натя-

гиваются, чтобы не было люфта, крепятся к пластине 16,

соединенной болтом 14 с ручкой 15 мотора.

И, наконец, самое примитивное устройство, с помощью

которого можно управлять поворотом мотора и газом

(рис. 180, г). Оно состоит из длинного штока 18, шарнирно

198

Рис. 180. Варианты дистанционного управ-

ления подвесным мотором

связанного с румпелем 17 мотора. При движении штока

вперед—назад мотор поворачивается влево—вправо. С по-

мощью металлического прутка 19 и гибкого валика 20

(например, от спидометра) можно вынести на носовой ко-

нец штока и управление газом.

Это устройство рассчитано на сравнительно тихоходные

лодки.

Как устранить реактивный момент „Вихря"

«Выровнять» ход под «Вихрем» (устранить реактивный

момент, создаваемый винтом) можно, переделав выхлоп-

ной патрубок на корпусе редуктора.

Выверните резьбовую пробку К. (рис. 181) и отрежьте

ножовкой патрубок на расстоянии 25 мм от его торца

199

Ко,

Рис. 182. Нетеряющаяся пробка

вместе с расположенной

внутри него трубкой под-

вода воды к помпе. Внутри

этой трубки нарежьте

резьбу М9 X 1,25 под

пробку К на глубину Эмм.

С помощью сверла уве-

личьте диаметр отверстий

для забора воды на уко-

роченном патрубке с 3 до

4 мм и самым тщательным образом зачистите и удалите

все заусенцы. Ввернув в трубку резьбовую пробку К,

закерните ее по торцу в трех точках.

Рис. 181. Устранение реактивного

момента «Вихря»

244

Нетеряющаяся пробка

Пробки топливных баков, воздушных отсеков и т. п.

лучше привязать на цепочке или шнурке, иначе их при-

дется искать под пайолами или вообще заменять новыми.

Есть более надежный способ: пробку к втулке можно при-

крепить с помощью пружины, согнутой из стальной или

бронзовой проволоки диаметром 1 —1,5 мм (рис. 182).

245

Для заливки нигрола

Заправка нигрола в корпус редуктора подвесного мо-

тора упрощается, если есть (рис. 183) приспособление,

состоящее из полиэтиленовой емкости 3 на 0,5—1 л и

шланга 2, на конец которого надет штуцер / с резьбой

под заливочное отверстие. Заправка осуществляется вы-

давливанием нигрола из емкости, при этом масло не про-

ливается, а в картер не попадает грязь.

200

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..