300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 48

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  46  47  48  49   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 48

 

 

Рис. 175. Доска-поднож-

ка

.Стоп-

Рис. 176. Схемы тахометра и ука-

зателя скорости

могут быть разными, важно только, чтобы она создавала

надежную опору для ног и не портила внешний вид лодки.

В откинутом положении подножка может фиксиро-

ваться двумя цепочками или стальными тросиками, в не-

рабочем положении — простым крючком или защелкой.

Приборы к подвесному мотору

Кроме дистанционного управления газом и реверсом

неплохо иметь на приборной доске указатели частоты вра-

щения и скорости хода (рис. 176).

Электрический тахометр (счетчик оборотов) состоит из

миллиамперметра 1 со шкалой от 1 до 50 ма, выпрямителя

из полупроводниковых диодов 3 типа Д226 и потенцио-

метра 2 на 500—1000 Ом. Прибор работает так. Пе-

ременное напряжение первичной обмотки трансформа-

тора зажигания снимается с контактов конденсаторов 4

и подается на мостиковый выпрямитель. Выпрямленное

напряжение через потенциометр подводится к стрелочному

прибору, например миллиамперметру. Напряжение в цепи

будет изменяться пропорционально оборотам двигателя.

Прибор градуируется по любому механическому тахо-

метру, после чего ползунок потенциометра фиксируется.

Указатель скорости работает по гидродинамическому

принципу и состоит из манометра 5 низкого давления (на

2—3 кгс/см

2

 с ценой деления 0,1 кгс/см

2

), полиэтиленовой

трубки 6 внутренним диаметром 3—5 мм и металлической

капиллярной трубки 7 внутренним диаметром 1—2 мм.

Капиллярную трубку, помещенную внутри дейдвуда мо-

тора, вставляют одним концом в отверстие, высверленное

в корпусе редуктора под антикавитационной плитой, а дру-

7 Г. М. Нова*

193

гим присоединяют к штуцеру, укрепленному на дейдвуде.

Чем больше скорость, тем больше передаваемое на мано-

метр давление. Прибор градуируется по мерной миле и

секундомеру (шкала получается неравномерной).

2ОО Освещение от подвесного мотора

Большинство новых подвесных моторов оборудуется

устройством отбора тока для питания ламп освещения,

сигнализации и др. с магнето мотора.

Схемы, изображенные на рис. 177, практически не

требуют переделок системы зажигания.

Принцип их работы следующий. Полный ток в первич-

ной обмотке катушки зажигания дает пять импульсов

(три одного и два другого направления). Разрыв контакта

прерывателя и пробой искрового промежутка свечи про-

исходят в момент наиболее мощного импульса (третьего).

Остальные импульсы в системе зажигания применения не

находят и представляют собой побочное явление, погло-

щающее, однако, часть энергии. Задача заключается в том,

чтобы, отделив бесполезно затрачиваемые импульсы тока

от полезного импульса тока зажигания, использовать их

для системы освещения.

Практически это

можно осуществить при-

менительно ко второму

и четвертому импуль-

сам (противоположным

по направлению им-

пульсу зажигания) с

помощью полупровод-

никовых диодов. Разни-

ца между вторым и чет-

Рис. 177. Варианты схем освещения от подвесного мотора

194

вертым импульсами заключается в том, что второй им-

пульс существует в течение всего времени работы магнето

и обычно затрачивается на бесполезный нагрев обмотки,

а четвертый при нормальной работе магнето отсутствует,

так как цепь первичной обмотки в момент, когда он должен

возникнуть, разомкнута прерывателями.

Таким образом, для использования второго импульса

его нужно отфильтровать от тока зажигания, а для ис-

пользования четвертого — шунтировать цепью освеще-

ния контакты прерывателя на время протекания этого

импульса. Эти два принципа и положены в основу пред-

лагаемых схем системы освещения.

Схема а может использоваться на «Стреле», схема б —

на «Ветерках», схема в — на «Москве».

В схеме а (вариант зажигания от одной катушки) до

момента разрыва прерывателя П все импульсы тока идут

через прерыватель, минуя лампу Л, так как диод Д

2

 Р

а

"

ботает в запорном направлении. После разрыва контактов

прерыватель остается шунтированным системой освеще-

ния.

Схема б представляет собой ту же схему, но пред-

усматривающую съем тока освещения от двух катушек при

сохранении разобщенности систем зажигания обоих ци-

линдров. Схема в также рассчитана на освещение от двух

катушек, но по иному принципу: ток зажигания проходит

через диоды Д

1

 на массу, а ток освещения (второй им-

пульс)—через лампу. Испытания показали, что диод Д

г

должен быть рассчитан на ток 5 А, а диод Д

2

 — на

0,3—0,45 А. Обратное пробивное напряжение диодов

должно находиться в пределах 300—350 В.

Лкшщость системы освещения по схеме а — около 3 Вт,

а по схемам б и в— 6 Вт при напряжении 12 В. Для схем а

и б можно применять маломощные диоды Д226, а для схе-

мы в — диоды Д204. Выводы системы освещения берутся

от прерывателей панели магнето. Через диоды они под-

ключаются к лампам. Направление включения диодов

выбирается опытным путем: если диод включен непра-

вильно, пропадает искра в системе зажигания. Возможны

два конструктивных решения системы освещения. Пер-

вая — поместить диоды в специальную вилку, подключае-

мую вместе с лампой к штепсельным гнездам, смонтиро-

ванным на поддоне мотора. Вторая — смонтировать ко-

лодку с диодами в удобном месте под кожухом мотора,

а к гнездам подсоединять только лампочку.

* 195

Маленькая оговорка: для «Москвы», имеющей слабое

постоянное магнитное поле маховика, рекомендуется брать

односвечевую лампочку на 6 В.

239

Генераторные катушки на магнето „Вихря"

Магнето мотора «Вихрь» позволяет снимать для осве-

щения более мощный ток. Для оборудования мотора элек-

трогенератором нужно вынести из магнето конденсаторы

и укрепить их, например, на фланце картера между глу-

шителем и катушкой зажигания, лучше — в защитной

коробке. На освободившееся место устанавливают ка-

тушку из 120 витков медного провода диаметром 0,9 мм.

Электрическая схема зажигания при этом не изменяется.

Снимаемая с этой катушки мощность позволяет питать,

например, одну спираль на 50 Вт автомобильной фары

в 71 Вт.

240

Питание ходовых огней

Мотолодка, как и любое судно, должна нести в темное

время суток бортовые огни и, кроме того, иметь отмашку —

мигающий белый огонь, который зажигается над тем бор-

том, со стороны которого находится встречное судно.

Имея необходимый для этой цели источник питания (либо

от самого подвесного мотора, либо от аккумуляторов или

телефонных батарей), нетрудно собрать |схему, которая

обеспечит работу этих огней. Обратимся к рис. 178. Через

включатель В ток поступает к ходовым огням Л

ъ

 и Л

4

.

Рис. 178. Схема питания ходовых огней

мотолодки

196

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  46  47  48  49   ..