|
|
содержание .. 51 52 53 54 ..
Точку на шкале / номограммы (рис. 195), соответствую- л 2200 С Л щую частоте вращения гребного вала п = — = — : °" = = 18,3 об/с, соединяем прямой линией с точкой N = = 6 л. с. на шкале 2, а точку пересечения этой линии с осью 3 — с точкой v a = 3 м/с на шкале 4; на пересече- нии этой прямой со шкалой 5 находим диаметр винта D = = 0,355 м. Какой нужен шаг Ориентировочно шаг гребного винта можно определить, зная среднюю величину относительного скольжения s для данного типа судов и скорость лодки. Решение зависимости Я = приведено на номограмме (рис. 196). n ( l - s ) Для нашего примера точки v a = 3 м/с и п = 18 об/с на шкалах 1 н 2 соединяем прямой. Точку пересечения прямой с осью 3 соединяем с точкой s = 0,26 (шкала 4), со- ответствующей среднему значению скольжения для лодок данного типа. Пересечение линии со шкалой 5 дает ориен- тировочный шаг винта Н — 0,223 м. Шаговое отношение HID = 0,223/0,355 = 0,63. Размеры гребного винта для парусных яхт Реально возможная скорость парусной яхты не пре- вышает Ушах = 2,43 у Т ^ . уз; здесь L WL — длина яхты по ватерлинии, м; 1 уз = = 1,852 км/ч. Для достижения этой скорости достаточно иметь двигатель мощностью 1,5—3 л. с. на каждую тонну водоизмещения (более мощный двигатель при той же ско- рости будет просто расходовать лишнее топливо). Оптимальная частота вращения гребного винта со- ставляет примерно 200 об/мин на 1 уз скорости. Диаметр гребного трехлопастного винта принимают из расчета 40—42 мм нгГ 1 м длины яхты по ватерлинии. Для двухлопастного винта полученное таким образом значение диаметра необходимо увеличить на 20—30 мм. Шаг винта при частоте вращения, близкой к оптималь- ной, может быть принят равным 60% диаметра (Я = 213 |