300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 53

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53  54   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 53

 

 

Точку на шкале / номограммы (рис. 195), соответствую-

л

 2200

  С Л

щую частоте вращения гребного вала п =  — = —

:

 °"

 =

= 18,3 об/с, соединяем прямой линией с точкой N =

= 6 л. с. на шкале 2, а точку пересечения этой линии

с осью 3 — с точкой v

a

 = 3 м/с на шкале 4; на пересече-

нии этой прямой со шкалой 5 находим диаметр винта D =

= 0,355 м.

Какой нужен шаг

Ориентировочно шаг гребного винта можно определить,

зная среднюю величину относительного скольжения s для

данного типа судов и скорость лодки. Решение зависимости

Я =

приведено на номограмме (рис. 196).

n ( l - s )

Для нашего примера точки v

a

 = 3 м/с и п = 18 об/с

на шкалах 1 н 2 соединяем прямой. Точку пересечения

прямой с осью 3 соединяем с точкой s = 0,26 (шкала 4), со-

ответствующей среднему значению скольжения для лодок

данного типа. Пересечение линии со шкалой 5 дает ориен-

тировочный шаг винта Н — 0,223 м. Шаговое отношение

HID = 0,223/0,355 = 0,63.

Размеры гребного винта для парусных яхт

Реально возможная скорость парусной яхты не пре-

вышает

Ушах = 2,43  у Т ^ . уз;

здесь L

WL

 — длина яхты по ватерлинии, м; 1 уз =

= 1,852 км/ч. Для достижения этой скорости достаточно

иметь двигатель мощностью 1,5—3 л. с. на каждую тонну

водоизмещения (более мощный двигатель при той же ско-

рости будет просто расходовать лишнее топливо).

Оптимальная частота вращения гребного винта со-

ставляет примерно 200 об/мин на 1 уз скорости.

Диаметр гребного трехлопастного винта принимают из

расчета 40—42 мм нгГ 1 м длины яхты по ватерлинии. Для

двухлопастного винта полученное таким образом значение

диаметра необходимо увеличить на 20—30 мм.

Шаг винта при частоте вращения, близкой к оптималь-

ной, может быть принят равным 60% диаметра (Я =

213

Ь

а

,м/сек

16-

15-

12-

11-

10-.

4-

J-

Рис. 196. Номо-

грамма для опре-

деления шага вин-

та [5]

1_.„

 Uf

,b

U

,,b*. §ыстро-

^' ходи ости

Быстроходные

г

дп

-

7

 ттосуда.

= 0.60D). Если частота вращения винта больше оптималь-

ной на 200—400 об/мин, следует уменьшить шаг до Я ==

0,50-^ 55D, если же она меньше на 250—300 об/мин, шаг

увеличивают до Н = 0.65D.

Зинт-мултипитч

Обычный гребной винт с постоянным (фиксированным)

нагом позволяет полностью использовать мощность двига-

еля только при определенных скорости и нагрузке лодки,

частоте вращения гребного вала и т. п. Винт, рассчитан-

ный на максимальную скорость лодки с одним водителем,

эказывается тяжелым при нагрузке в три человека.

За рубежом для подвесных моторов и угловых откидных

колонок выпускаются гребные винты-мултипитч (рис. 197).

Лопасти у такого винта можно поворачивать в ту или иную

р

сторону для точной корректировки шага. На корне ло-

пасти / эксцентрично относительно оси ее вращения рас-

положен штифт 2, который входит в паз 5 на свободно вра-

щающемся внутри ступицы кольце 3. При вращении

кольца штифт получает небольшое перемещение вдоль

оси винта, лопасти поворачиваются, увеличивая или

уменьшая шаг. На кольце 3 нанесена шкала, по которой

можно контролировать значение шага. От самопроиз-

вольного вращения кольцо стопорят прижимной гайкой-

обтекателем 4.

257

Рис.^197. Винт-мултипитч

21Б

флюгер

Передний ход

Холостой ход

Задний ход

Рис. 198. Так работает ВРШ (а); ВРШ с подвижной зубчатой рей-

кой (б)

/ — лопасть; 2 — штанга; 3 — сектор; 4 — рукоятка с фиксатором; 5 —

неподвижное кольцо; 6 — вращающееся кольцо; 7 — фланец муфты; 8 — тра-

верса, соединенная со штангой 2; 9 — тяга; 10 — соединительная лапка;

// — гребной вал

2 Э о Винт регулируемого шага

Винт этого типа (рис. 198, а) сокращенно называемый

ВРШ, позволяет изменять скорость лодки от максималь-

ной до «Стоп», а также давать передний и задний ход без

применения реверсивной или разобщительной муфты.

Винт регулируемого шага позволяет идти самым малым

ходом без опасения, что двигатель заглохнет, подбирать

наиболее выгодный шаг, обеспечивающий экономичную

работу двигателя.

Лопасти ВРШ поворачиваются с помощью дистанцион-

ного устройства, так же, как и на мултипитче, но на боль-

ший угол. Устройство, показанное на рис. 198, б, имеет

штангу 2, которая проходит внутри гребного вала 11 и

может двигаться вдоль его оси. Зубчатая рейка на конце

штанги входит в зацепление с шестернями на корнях ло-

пастей. Таким образом поступательное движение штанги

преобразуется во вращательное, разворачивающее лопа-

сти 1 на нужный угол.

216

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53  54   ..