300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 43

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 43

 

 

провод не рекомендуется, так как это может явиться при-

чиной пробоя трансформатора.

Свечу со сломанным изолятором или выгоревшим элек-

тродом нужно заменить. Покрытые нагаром электроды

следует почистить мелкой наждачной бумагой, после чего

свечу надо промыть в бензине и хорошо высушить. Зазор

в электродах должен составлять 0,6—0,7 мм.

Верный признак нормальной работы свечи — коричне-

вый цвет ее фарфоровой юбочки. Почерневшая юбочка

или слой масла на электродах указывают на то, что свеча

слишком холодная. Наоборот, белый цвет изолятора сви-

детельствует о том, что свеча перегревается. Смесь при

этом может воспламениться не от электрической искры, а от

соприкосновения с раскаленным электродом. Это явление,

называемое калильным зажиганием, приводит к потере

мощности на полном ходу. При сильном перегреве оплав-

ляется электрод, разрушается изолятор, — все это мо-

жет вывести свечу из строя.

Свечи различных типов сравнивают по калильному

числу — тепловой характеристике, показывающей время

(в сотых долях минуты), по истечении которого свеча,

установленная на специальном испытательном двигателе,

дает калильное зажигание. Чем больше калильное число

(чем «холоднее» свеча), тем напряженнее режим работы,

на который рассчитана свеча. Холодная свеча отличается

от горячей прежде всего повышенной теплоотдачей и кон-

структивными особенностями, обеспечивающими наимень-

ший нагрев ее рабочей площади. Чем холоднее свеча,

тем короче длина внутренней части изолятора, тем меньше

площадь его контакта с раскаленными газами и, соответ-

ственно, нагрев свечи. Центральный электрод делается

массивным.

Зажим для проверки свечей

Чтобы иметь возможность

проверить работу обеих све-

чей, не рискуя получить

удар током, а также во

избежание пробоя катушки

зажигания при продувке дви-

гателя, рекомендуется сде-

лать несложное устройство

Рис. 157. Зажим для проверки

свечей

178

(рис. 157). Согнутое из пружинной 2-миллиметровой про-

волоки, оно устанавливается проушинами А на верхние

шпильки головки цилиндра и закрепляется гайками

(размеры на рисунке даны применительно к мотору «Вете-

рок»). В кольца Б, которые, если нажать на конец про-

волоки, легко разжимаются, вставляются свечи. Теперь

можно крутить магнето без опаски.

Вместо проволочных петель можно использовать метал-

лическую пластинку с резьбовыми отверстиями под свечи.

208

Что надо знать о свечах

Свеча с оплавленными, выгоревшими или покрытыми

нагаром электродами — одна из наиболее часто встре-

чающихся причин плохого запуска или перебоев в работе

мотора. Свечи могут замасливаться и покрываться нагаром

из-за повышенного содержания масла в топливной смеси.

Если двигатель'работает на одном цилиндре, неисправ-

ную свечу можно определить на ощупь: она холоднее.

При классификации отечественных свечей используют

зависимость их калильного числа от длины юбочки изоля-

тора. Например, у свечей А-11У и А-8У длина юбочки

соответственно равна 11 и 8 мм, и, следовательно, вторая

из них является более холодной. Буква У означает, что

изолятор свечи изготовлен из уралита.

При установке свечей можно руководствоваться дан-

ными табл. 10.

Таблица 10 ,

Рекомендуемые типы свечей для подвесных моторов

О

. ч

S3

160
175
195

220

Тип свечей

Отече-

стве FI-

ные

АПУ
А10У

А8У

А7,

5УС

СИ-12

«Пал»,

Чехосло-

вакия

14-5-Z

14-6-Z

14-7-Z
14-7-RZ

«Изоля-

тор», ГДР

14/175

14/200

14/225

Венгер-

ский

14/225

Рекомен-

дуются

при степени

сжатия

5,5—6,0

6.5-7,5

Могут

устанавливаться

на мотор

ЗИФ-5, «Стрела»

«Салют»

«Москва»

«Москва-М»

«Москва-25»

«Ветерок»

«Ветерок-12»

«Нептун»

«Вихрь»

174

Зачем нужны бобины 209

Система зажигания подвесных моторов «Вихрь», «Неп-

тун» и «Прибой» работает с выносными катушками высо-

кого напряжения — бобинами. На отечественных моторах

других марок таких катушек нет. Ток высокого напря-

жения вырабатывается у них в индукционных катушках

зажигания, установленных прямо под маховиком. Прин-

цип действия этих двух систем один и тот же, но система

с выносными катушками работает надежнее и дает более

устойчивую искру. Объясняется это тем, что бобина имеет

большие размеры, чем встроенная катушка (последнюю

нельзя увеличить, потому что ее тогда не поставить под

маховиком). На бобине, таким образом, можно разместить

большее число витков, а следовательно, и получить более

высокое напряжение на выходе. Благодаря повышенной

толщине изоляции между рядами обмотки уменьшается

возможность замыкания, т. е. выхода катушки из строя.

Мало того, что встроенные катушки чаще выходят из строя,

не так просто проверить, исправны они или нет. Зачастую

об этом приходится судить только по косвенным призна-

кам: если не вызывает сомнения к'ачество конденсатора,

прерывателя и провода высокого напряжения, а искры

все же нет или она слабая, все дело в катушке. Заменять же

встроенную катушку в походных условиях тоже дело не

легкое. Кстати, не забудьте, что проводник первичной

обмотки, припаянный к сердечнику, нужно обрезать как

можно ближе к катушке, тогда удобнее будет присоеди-

нять провод новой катушки.

Первая помощь катушке зажигания  2 1 0

В дальний поход без запасных бобин выходить не

следует: места они занимают немного, замена их — дело

несложное, зато в продаже они бывают не везде и не

всегда. Однако прежде чем поставить новую бобину, вни-

мательно осмотрите старую — весьма возможно, что она

еще долго послужит.

Причиной неисправности может быть обрыв выводных

проводников низковольтной обмотки внутри бобины или

плохой контакт вследствие окисления в высоковольтном

выводе — дефекты, которые легко устранить. Чтобы про-

175

верить, целы ли проводники

(рис. 158), нужно осторожно снять

алюминиевой ободок 3, соединяю-

щий текстолитовую крышку /

с корпусом бобины 5, и припод-

нять крышку. Оторванный провод-

ник нужно нарастить и припаять

к контакту.

Другая, не менее легко уст-

раняемая неисправность: между

пружиной высоковольтного кон-

Рис 158. Ремонт бобины такта и стержнем катушки обра-

зовалась окнсная пленка. Нужно

зачистить контакт. На рисунке также показаны низко-

вольтный вывод 2 и катушка зажигания 4.

211

Прерыватели в системе зажигания моторов

„Вихрь", „Нептун" и „Прибой"

Под подушкой прерывателя и на рабочей поверхности

кулачка маховика всегда должна быть смазка. Рекомен-

дуется использовать тугоплавкие термостойкие смазки

ЦИАТИМ-201 или 221, УТВ или графитовую НК-50. При-

менение смазки других типов нежелательно, так как при

нагреве деталей во время работы двигателя смазка стекает

на контакты и магниты, сухое трение увеличивает истира-

ние подушки прерывателя, зазор в прерывателях умень-

шается. Зажигание становится слишком ранним, а это

приводит к хлопкам в карбюраторе и перегреву двигателя.

Ртутный выключатель зажигания

Аварийный автоматически срабатывающий выключа-

тель зажигания может быть полезен во многих случаях,

например при опасных кренах или опрокидывании лодки,

при откидывании мотора от удара о мель или топляк и др.

Принцип работы такого выключателя несложен: ртуть

при выведении мотора из нормального положения перели-

вается и замыкает контакты выводов от кнопки «Стоп».

Вот одна из возможных конструкций (рис. 159) Кон-

такты из луженой медной проволоки диаметром 2 мм

(можно использовать латунные винты) запрессовываются

176

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..