300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 39

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 39

 

 

п

водимой табл. 9 (данные таблицы соответствуют мощ-

ности, развиваемой новым двигателем). При эксплуатации

двигателя на катере значения мощности, выделенные жир-

ным шрифтом, превышать не рекомендуется.

Как расконсервировать новый мотор

Прежде чем заводить привезенный из магазина мотор,

необходимо проделать следующее. Выверните свечи, про-

мойте их ацетоном ч просушите. Положите мотор гори-

зонтально карбюратором вверх, а свечными отверстиями

вниз. Откройте дроссельную заслонку и наливайте бензин

в диффузор карбюратора, вращая одновременно маховик.

Высоковольтные провода при этом надо замкнуть на массу.

Такая промывка позволит удалить заводскую смазку,

а также случайно оказавшиеся в цилиндрах грязь, стружки.

Затем нужно смазать цилиндры и кривошипно-шатунный

механизм рабочей смесью топлива. Следует промыть бен-

зином и карбюратор. Для этого нужно трижды наполнить

поплавковую камеру.

Обкаточную горючую смесь готовьте строго по инструк-

ции, т. е. смешивая масло с бензином в пропорции 1 : 16

(для «Ветерка» и «Москвы» — 1 : 10). Бачок, также пред-

варительно промытый бензином, следует заполнить смесью

через фильтр (им может быть капроновый чулок).

Как расконсервировать мотор, 189

бывший в эксплуатации

Вскройте корпус редуктора, осмотрите шестерни и ре-

версивный механизм. Удалите воду, которая могла натечь

из дейдвуда через неплотные сальники. Удалите смазку,

промойте корпус редуктора бензином, осмотрите под-

шипники и, если они заржавели, замените их. Нужно

смазать водяную помпу и резиновую крыльчатку, которая

за время хранения могла потерять эластичность. Пере-

верните для этого мотор вниз маховиком и залейте в водо-

заборник немного машинного масла или автола. Кстати,

эту операцию следует проделать и при консервации мотора

на зиму.

Для удаления ржавчины следует применять ружейное

масло, которое наносят на пораженные места и через 2—

4 ч смывают бензином.

157

190

Как опробовать подвесной мотор

Прежде чем вешать мотор на транец судна, хочется

понаблюдать за его работой в более спокойной обстановке.

Так как заводить мотор «всухую» нельзя, рекомендуем

поступить так. Прибейте к краю бона или плота брусок

высотой примерно 200 мм. Подвесьте за него, как за тра-

нец, мотор. Гребной винт и кавитационная плита при этом

должны погрузиться в воду. Теперь заводите мотор без

опаски. Можно включить и реверс на передний (задний)

ход, и, кстати, проверить, не откидывается ли в этом случае

мотор, хорошо ли держит защелка. Если все-таки необ-

ходимо заводить мотор прямо на берегу, придется сделать

приспособление для подачи воды в систему охлаждения.

Схема такого приспособления для мотора «Ветерок» по-

казана на рис. 145. Оно состоит из штуцера / с резиновой

трубкой 2, присоединенного к приемной трубке водяного

охлаждения 4 с помощью винта 3, крепящего защитную

решетку.

Из бачка, установленного выше уровня водяной

помпы (на 300—400 мм выше кав-итационной плиты 5),

вода по трубке 2 поступает в систему водяного охлажде-

ния. Мотор запускается, конечно, без винта. При соот-

ветствующем сечении трубки (диаметр 6—8 мм для «Ве-

терка») обеспечивается совершенно нормальный тепловой

режим работы двигателя.

Пат

Рис. 145. Приспособлен не для запуска мотора на берегу

158

Что такое обкатка подвесного мотора

Не думайте, что обкатка заключается в эксплуатации

мотора только на малых и, в крайнем случае, средних

оборотах. Следует давать ему и скоростные, и силовые

нагрузки. Но обкатку под нагрузкой нужно начинать

только после того, как мотор не менее часа проработал

при средних оборотах, и производить в режиме перемен-

ных оборотов (например, с 5-минутными интервалами на

15 с включать полные обороты). Не забудьте, топливная

смесь при обкатке составляется с удвоенным против обыч-

ного количеством масла (см. совет 188).

191

Двигатель может зимовать на катере

Именно зимой, когда двигатель довольно долго пре-

бывает в покое, возможна коррозия некоторых его частей,

разрыв различных полостей при «размораживании», от-

сырение проводки и др. Лучше всего, конечно, снять дви-

гатель с судна и поставить на консервацию в помещение

с постоянной температурой. Но всякая разборка сопро-

вождается нарушениями пригонки приработанных дета-

лей. Недаром многие механики утверждают, что если по

истечении гарантийного срока двигатель работает хорошо,

то не следует спешить с профилактическим ремонтом.

Если принять необходимые меры, то двигатель без-

опасно может зимовать и на судне.

Подняв катер из воды и установив его на кильблоки,

откройте приемный кингстон системы охлаждения. Спу-

стите воду из двигателя, холодильника и других систем.

Разъедините трубопровод и шланги, соединяющие агре-

гаты с насосом водяного охлаждения, и отогните их так,

чтобы разъем оказался в самой низшей точке. Это необ-

ходимо для стока остатков воды и возможного конденсата.

Если в системе охлаждения имеется участок трубо-

провода, из которого невозможен свободный сток воды

(например, колено трубопровода), то в его самой низшей

точке нужно вмонтировать спускную пробку с проклад-

кой из паронита, клингерита или свинца.

Спустите через пробку в днище всю воду из корпуса

катера, затем насухо протрите тряпкой все стены мотор-

ного отсека, включая потолок. Откройте помещение мо-

159

192

торного отсека и запустите двигатель на полные обороты.

Пусть он работает две-три минуты, пока не пойдет пар из

зарубашечных пространств, после чего перекройте горю-

чее. Пусть двигатель выработает горючее из карбюратора

и самостоятельно остановится.

Дождитесь, когда двигатель остынет до состояния «теп-

лый», протрите его сухой тряпкой, укройте чехлом, а за-

тем еще раз протрите конденсат с бортов и подволока,

чтобы помещение и двигатель были совершенно сухими,

иначе в моторном отсеке во время морозов появится иней,

который способствует коррозии.

Закройте кингстон, поставьте деревянную пробку (за-

глушку) в выхлопную трубу, а также в отвод водяной си-

стемы, если таковой имеется. Это исключит доступ влаги

в двигатель в ненастную погоду. Плотно закройте поме-

щение моторного отсека, а входной люк или палубу на-

кройте чехлом. Выполнив все эти требования, вы сможете

весной без особого труда снова «оживить» ваш двигатель.

Не забудьте ослабить дейдвудный сальник, снять греб-

ной винт и защитить конус под винт на валу от коррозии

и повреждений.

193 Какое масло лучше для подвесного мотора

Не всякое масло, рекомендуемое для четырехтактных

двигателей, годится и для двухтактного подвесного мо-

тора. Например, противопенные антиокислительные при-

садки, которые вводятся в масло при замкнутой системе

смазки, для двухтактных двигателей ни к чему. Зато

важно, чтобы масло сгорало полностью, так как нагар,

шлаковые отложения и шламы вызывают повышенный

износ деталей. Специальное масло для автомобильных

двигателей типа СУ по ГОСТ 1707—51 имеет повышенную

зольность, которая является причиной пригорания порш-

невых колец. Авиационные масла типов МС-20 и МК-22

применять не рекомендуется из-за их высокой вязкости.

Эти масла хуже смешиваются с бензином, а после длитель-

ной стоянки осаждаются, так что перед выходом топливо

нужно перемешивать. Если есть выбор, советуем отдавать

предпочтение маслам, стоящим ближе к началу следующего

ряда: АС-10 (ГОСТ 10541—63); АСп-10, АКп-10, АКЗп-10

(ГОСТ 1862—63). Вместо этих автолов могут быть исполь-

зованы дизельные масла ДП-8, Д-11 или Дп-11, имеющие

высокую степень очистки.

160

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..