300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 38

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  36  37  38  39   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 38

 

 

rj Продолжение табл. 8

ю

Характеристика

Карбюратор

Масло для смазки ре-

дуктора

Передаточное отношение

к винту

Диаметр винта, мм

Число лопастей

Шаг винта, мм
Высота транца лодки, мм
Вес мотора, кгс
Габаритные размеры, мм
Стоимость, руб

Характеристика

Число цилиндров

Диаметр цилиндров, мм

Ход поршня, мм

«Салют»

Поплавковый

12 >22

140

2

118

До 400

12

850X235X380

90

«Нептун-М»

2

61,75

58

«Прибой»

КЛМ-6

«Ветерок»

КЗЗБ

«Ветерок-12»

кззв

Трансмиссионное автотракторное

15:27

200

2

184

До 380

19

950X320X650

145

12:20

202

3

190

До 380

26

1050X350X500

154

«Вихрь?

2

67

60

«Вихрь-

2

67
60

13:22

210

3

225

До 380

27

1050X350X500

200

м»

«Москва

2

75

«Москва-12,5»

К36К

Масло для гипоидных

передач или транс-

миссионное летнее

13:21

216; 209

2;3

242; 192

365—405

30

1031X488X782

200

-25А»

60,6

« Вихрь-30>

2

72
60

Рабочий объем, см

3

Степень сжатия

Максимальная мощность,

л. с.

Частота вращения, об/мин

Часовой и удельный рас-

ход топлива, кг/ч,

г/л с.-ч

Литровая мощность,

л. с./л

Тип зажигания

Свеча

Карбюратор

Масло для смазки ре-

дуктора

Передаточное отношение

к винту

Диаметр винта, мм

Число лопастей

Шаг винта, мм

Высота транца лодки, мм

Вес мотора, кгс

Габаритные размеры, мм

Стоимость, руб

СЛ

со

346

6,5

20

5000

8; 455

57,7

Двухискровое маг-

ДИНО С ВЫНОСНЫМИ

катушками МН-1

СИ-12

К36Л

Масло для гипоид-

ных передач или

трансмиссионное

летнее

14:24; 15:26

230

3

300; 280

До 405

43

1096X522X780

360

422

6,5—7

20

4500

9; 450

47,6

422

7,5

25

5200

9,5; 380

59,5

Маховичное магнето с вы-
носными катушками МГ-101

СИ-12

Поплавковый

Масло трансмиссионное авто-

тракторное

14:24

240

3

300

365—405

48

П00Х330Х76С

380

14:24

240

3

300

365—405

45

1100X330X760

400

496

7,1

25

4800

11,2; 450

50,4

Двухискровое

магнето '

А7.5 УС

К36П

Масло для

гипоидных пе-

редач или

трансмиссион-

ное летнее

15:23

232; 230; 228

3

250; 280; 300

До 405

50

1140X380X655

400

492

7

30

4500

10,5; 350

61,5

Маховичное

магнето с вы-

носными ка-

тушками

МГ-101

СИ-12

Поплавковый
Масло транс-

миссионное

автотракторное

14:24

240

3

300

365—405

49/45

1100X330X760

460

и большего диаметра. Кроме того, за счет увеличения

длины «ноги» стала возможной установка мотора на судах

с транцем высотой 510 мм.

Большая мощность — большой расход топлива, при-

чем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое

пройдет лодка при одном баке и более мощном моторе,

всегда будет меньше. Не забывайте и о весе самого мотора:

одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «При-

бой», другое — «Вихрь» или даже «Нептун». До того как

наша промышленность освоила выпуск двадцатисильных

моторов, многие любители ставили на своих лодках по

два десятисильных. Сейчас такие комбинации встречаются

реже, а между тем смысл в них имеется. Судите сами: две

«Москвы» или два «Ветерка-12» имеют мощность не меньше,

чем у «Вихря», стоят примерно столько же, весят вместе

немного больше, зато каждый в отдельности (а для пере-

носки именно это имеет значение) гораздо меньше. По

расходу топлива проигрыш получается незначительный,

но это в том случае, если в спаренной установке постоянно

работают оба мотора. А ведь есть возможность исполь-

зовать их и поодиночке. Последнее особенно целесооб-

разно в дальнем походе, так как при неисправности одного

• мотора имеется возможность добраться, по крайней мере,

до ближайшего населенного пункта на другом.

Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим

• в любом случае. Если есть возможность, возьмите с собой

любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и

«Салют»),

Ну, а какая же мощность необходима для мотора на

быстроходной глиссирующей лодке? Если на каждую ло-

шадиную силу приходится более 25 кгс полного веса

лодки с пассажирами и снаряжением, то судно не выйдет

на скольжение.

185

Допустимая мощность подвесного мотора

Любители большой'скорости считают обычно верхним

пределом мощности тот, который имеет самый большой из

имеющихся в продаже мотор. Можно рекомендовать более

разумные критерии, например, условия безопасности. По

американским стандартам BIA, исходя из этих условий наи-

большая мощность устанавливается в зависимости от про-

изведения наибольшей длины на наибольшую ширину

154

/юдки по транцу (подразумевается, что соотношения этих

величин выбраны в соответствии с требованиями остой-

чивости):

Наибольшая мощность,

л. с 3 5 7,5 10 15

Произведение 1ХВ, м

2

 3,25 3,3—3,6 3,7—3,9 4,0—4,2 4,3—4,5

Наибольшая «мощность,

л. с 2а 25 30 40 50 60

Произведение LX В, м

2

 4,6—4,9 5,0—5,3 6,4 7,0 7,5 8,0

На легких плоскодонных лодках с остроскулыми об-

водами, например таких, как «Казанка», BIA допускает

устанавливать мотор мощностью, в два раза меньшей

указанной.

Режим эксплуатации мотора Щи

Чтобы подвесной мотор работал долго и надежно, нужно

систематически ухаживать за ним. Лучше всего завести

специальный календарик, в котором отмечается все, что

сделано и что нужно сделать:

Срок работы, ч Выполняемая работа

25 Очистить от нагара и промыть электроды свечей, прове-

рить величину зазора

50 Промыть отстойник и сетчатый фильтр бензонасоса, по--

плавковую камеру карбюратора ••

100 Проверить зазор между контактами прерывателя, две-три

капли турбинного масла Л капнуть на фитиль прерыва-

теля. Смазать посадочное место основания магнето на

крышке картера

Важно соблюдать регламент работы мотора и на ходу.

Мотор не должен испытывать длительной перегрузки и

работать при полностью открытой дроссельной заслонке

более 25—30 мин (по истечении этого времени необходимо

перевести мотор на малый газ).

Все изменения в режиме работы двигателя необходимо

осуществлять плавно, чтобы не допускать чрезмерных пере-

падов температуры в стенках гильз и головках цилиндров.

Например, сбрасывать газ с полного на малый нужно в те-

чение 1—1,5 мин; перед остановкой следует охладить

двигатель, дав ему холостой ход в течение 1,5—2 мин при

155

повышенных оборотах (3000—3500 об/мин). Подобным же

образом до включения переднего хода после запуска мо-

тора нужно прогреть его на холостом ходу (2—3 мин).

187

Оценка мощности двигателя по частоте вращения

Напомним, что при эксплуатации конвертированного

автомобильного двигателя на катере при номинальной мощ-

ности моторесурс его вдвое меньше, чем при мощности,

сниженной всего на 20%. Грубо говоря, не допускайте

без крайней необходимости работы двигателя с мощностью

выше 80% номинальной.

Мощность двигателя можно оценить по его частоте

вращения с помощью паспортных диаграмм либо по при-

Таблица 9

Соответствие мощности карбюраторных двигателей

Частота

вращения,

об/мин

1000

1200

1400

1600

1800

2000

2200

2400

2600

2800

3000

3200

3400

3600

3800

4000

4200

4400

4500

5

СМ-

5

4,7

2,8

в, 8

7,9

8,9

9,8

10,7

11,5

12,1

12,7

13,1

13,4

13,5

_

К

ft

Я

 о

а а

X

 о

«Мо

е

«За

п

7,7

9,4

11,1

12,9

14,6

16,2

17,5

19,3

20,7

22,0

23,1

24,1

24,9

25,6

25,8

26,0

Мощность

5

Q

1

 10,8

14,4

17,3

20,0

22,4

25,0

27,5

30,0

32,1

34,2

36,0

37,8

39,1

40,4

41,3

41,8

42,0

двигателя, л. с.

От автомобиля

1

яа

8

М.7

14,3

17,0

19,7

22,0

25,0

27,5

30,0

32,3

34,5

36,7

38,6

39,8

41,7

43,0

44,6

44,8

44,9

45,0

w

S

4)

О

V

18,8

22,2

26,8

28,8

32,5

38,1

39,3

42,5

45,6

47,4

49,3

50,7

51,7

52,0

_

*

А
ОТ

и

«Во

л

20,8

25,4

30,1

34,7

39,0

43,7

43,0

52,1

55,8

59,3

62,3

65,0

67,0

68,7

69,6

70,0

156

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  36  37  38  39   ..