300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 36

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  34  35  36  37   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 36

 

 

денные участки (температура воды не выше 40 °С), а за-

тем протереть их сухой чистой ветошью и просушить.

После этого восстанавливаемые участки протирают там-

поном, смоченным в авиационном бензине или в бензине-

растворителе марки «Галоша», и снова просушивают.

Резиновый клей на основе натурального каучука (обыч-

ный торговый клей или, еще лучше, клей 4508) раз-

водят бензином ^о концентрации жидкой сметаны и на-

носят кистью в два-три слоя на восстанавливаемые по-

верхности. Каждый последующий слой клея можно

наносить только после полного просыхания предыдущего.

Для окраски лодки выбранный пигмент (порошок)

перемешивают с резиновым клеем. Количество пигмента

подбирают в зависимости от требуемого тона.

Хорошо выглядит покрытие, образованное резиновым

клеем, смешанным с алюминиевой пудрой. Соотношение

между клеем и пудрой произвольное, однако можно ска-

зать, что на 1 кг резинового клея достаточно примерно

100 г алюминиевой пудры. Количество наносимых слоев

«краски» не должно быть менее трех. Такая алюминиро-

ванная поверхность легко отмывается от грязи, умень-

шает нагрев ткани, придает лодке нарядный вид. На

полученную светлую поверхность можно нанести про-

дольную декоративную полосу (полосы) голубого или

оранжевого цвета. Это украсит лодку, сделает ее как бы

длиннее.

Во время работ лодка, естественно, должна быть на-

дутой. Прилипание устраняют, припудривая окрашенные

поверхности тальком.

Как отбить ватерлинию

Процесс окраски корпуса судна заканчивается отбив-

кой ватерлинии. Каждую весну ее приходится заново

отчерчивать и не всегда удается сделать это точно по

старому месту. Чтобы ежегодно не тратить время на эту

хлопотливую работу, отбейте ватерлинию осенью по

заметным загрязнениям борта и углубите ее острой ста-

меской (при деревянном корпусе) на 1—1,5 мм. Весной

вам будет достаточно наклеить по отбитым линиям узкие

полоски пластыря или клейкой бумажной ленты и за-

красить ватерлинию, потратив на это минимум времени.

Ровная, правильно и на месте отбитая ватерлиния укра-

145

178

Рис. 143. Пробивка ватерлинии

шает судно. (Кстати, полосками пластыря или клейкой

бумаги оклеивают также стыки отлакированной и окра-

шенной поверхностей, стыки поверхностей разных цве-

тов и т. д.)

На металлическом корпусе или на корпусе только

что построенного судна наметить ватерлинию проще всего

при помощи шлангового уровня — двух стеклянных тру-

бок, соединенных резиновой трубкой и заполненных

подкрашенной жидкостью (рис. 143). Установив судно

без крена и на ровный киль или с желаемым дифферентом,

подводят трубку А к начальной точке С на форштевне

или миделе (соответствующей осадке), а по уровню жид-

кости в передвигаемой вдоль корпуса трубке Б наносят

на борта риски горизонтальной линии. По рискам на

края ватерлинии наклеивают клейкую бумагу. Верхнюю

кромку ватерлинии в носу и корме надо немного поднять.

1 ' У Приготовление свинцовых красок

Все свинцовые краски, кроме свинцового сурика, вы-

пускаются в продажу как густотертыми, так и готовыми

к употреблению (разбавленными). Первые могут храниться

в плотно закупоренной таре до двух лет, вторые — не

более года. Готовую, но долго пролежавшую краску надо

тщательно перемешать и, возможно, добавить в нее све-

жей олифы, если образовалась толстая пленка или тол-

стый слой желеобразной (окисленной) олифы.

Густотертые краски разводят по таким соотношениям:

на 100 вес. ч. свинцовых белил — 24 вес. ч. олифы; на

100 вес. ч. желтого крона — 44 вес. ч. олифы; на 100 вес. ч.

зеленого крона — 35 вес. ч. олифы. Вводить олифу сле-

дует постепенно, в два-три приема, при тщательном раз-

мешивании после каждого добавления.

146

Свинцовый сурик продается в порошке. Для приготов-

ления краски в сурик постепенно добавляют льняной

олифы (в общей сложности не более 20—23% по весу).

В таком сочетании он образует наиболее прочнодержащий

слой краски с водонепроницаемой пленкой. Применение

конопляной олифы резко снижает качество краски, а ис-

пользование подсолнечной — недопустимо. Сурик должен

высыхать при температуре воздуха 18—20 °С и влажности

не более 80%. Через 24 ч он не пригоден к употреблению

(сухой свинцовый сурик и олифа могут храниться раз-

дельно неограниченное время).

Свинцовый сурик приготовляют в необходимом коли-

честве из расчета 0,15—0,16 кг готовой краски на 1 м

2

.

Расход красок и срок сушки  l o l l

Расход красок на 1 м

2

 площади одним слоем: цинковых

белил 0,15—0,16 кг, цветных красок светлых тонов 0,14—

0,16 кг, а темных 0,10—0,13 кг. Расход эмалей светлых

тонов 0,11—0,13 кг, темных 0,08—0,10 кг. Срок сушки

красок при температуре 18—20 °С: масляных — 72 ч,

глифталевых и пентафталевых эмалей — 24 ч, нитро-

эмалей — 1ч.

После полной окраски и полировки покрытие должно

просохнуть в течение четырех суток.

Мази для полировки корпусов «01

Для уменьшения шероховатости окрашенной поверх-

ности рекомендуется нанести один слой лака; по пента-

фталевым краскам—лака ПФ-170, по глифталевым кра-

скам — лака ФПВ-ЮТ-20.

Глифталевые эмали (краски) хорошо полируются; по-

верхность эмали будет почти зеркальной, если ее слегка

прошкурить тонкой шкуркой и протереть сукном с поли-

ровочной мазью.

Изготовить такую мазь весьма несложно. В нагревае-

мый на плите котелок последовательно опускают церезин,

воск (пчелиный или какой-либо другой) и парафин. По

мере плавления массу перемешивают. Следует избегать

перегрева и возгорания с'меси. Котелок снимают с огня

и к расплавленной массе при энергичном перемешивании

147

добавляют тонкой струей необходимое количество скипи-

дара.

Для удобства хранения и употребления рекомендуется

приготовленную таким образом мазь еще в горячем и,

следовательно, жидком состоянии, разлить в железные

банки от краски.

Приводим три рецепта мази, которые, по нашему

мнению, наиболее удачны:

Вещество

Церезин синтетический марки 100
Воск пчелиный

Карнаубский воск

Шеллачный воск

Парафин белый

Скипидар очищенный

Количество, вес.

Рецепт 1

2,0
6,5

14,5

1,0

19,5

53,5

Рецепт 2

12,5

25

37,5

185

ч.

Рецепт 3

14,6

6,3

19,4

59,7

Мазь употребляется весьма просто. Ее наносят тонким

слоем на наружную поверхность корпуса лодки. Затем

поверхность энергично растирают и полируют шерстяной

тряпкой до получения блеска. Мази пригодны для поли-

ровки любых деревянных изделий.

182

Хранение кистей

При перерыве в работе не более суток кисть можно оста-

вить в банке с краской. Если же перерыв составит до

семи суток, ее следует поместить в сосуд с водой или ски-

пидаром. Для более длительного хранения кисть нужно

отжать, промыть в соляре или керосине, хорошо про-

сушить и завернуть в ветошь или целлофан.

Если краска на кисти засохла, опустите ее на сутки

в сырое льняное масло, а после этого подержите немного

в горячем скипидаре и протрите.

Высохшие кисти из-под лака достаточно вымыть в горя-

чей воде с мылом и просушить.

Во всех случаях, когда кисть находится в краске, воде

или скипидаре, она не должна касаться дна сосуда во

избежание деформации волоса.
148

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  34  35  36  37   ..