300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 31

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 31

 

 

на столах, затем полотнища наматывают на круглые'

палки и не позже чем через 30—40 мин после пропитки

укладывают на корпус, пробивая образовавшиеся воздуш-

ные пузыри торцовыми кистями.

Для оклейки корпуса из бакелизированной фанеры

применяют связующие на основе эпоксидных смол, так

как полиэфирные связующие в этом случае не обеспечи-

вают достаточного сцепления с поверхностью. Перед

оклейкой фанеру все же следует прошкурить до удаления

пленки бакелитового лака. Полиэтиленовыми шпателями

и кистью наносят тонкий слой эпоксидного связующего

и не позднее чем через 30 мин укладывают первый слой

стеклоткани (пропитанной эпоксидным связующим), ко-

торый тщательно разглаживают при помощи полиэти-

леновых шпателей и торцовых кистей от центра к краям

до полного удаления воздушных пузырей.

Через 18—20 ч после окончания оклейки можно, зачи-

стив поверхность корпуса, покрыть ее слоем пигментиро-

ванного связующего по рецепту, приведенному в табл. 6.

Таблица 6
Рецепты пигментированного связующего
(в весовых частях на 100 вес. ч. смолы марки ПН-1)

Цвет корпуса

Белый

Шаровый

Черный

Красный

Коричневый

Желуый

Зеленый

Синий

аз ^_,

ГС w*

t-CD
X I

о |

Дву

о

(ГО

С

10,0

7,0

5,0

63

)

1

788

5

с_

Саж

а

(ГО

С

0,2—0,4

2,0—3,0

.

3

га

Н

ш

3,0

2,0

зны

й

62

)

й> |

* 3

SU

ор

1,0

лты

й

й 2

3

-54

)

0J 3 1

X

 CL

Пиг

м

свет

о

(ГО

С

3,0

с»

Is

[_

3,0

о ~

^ ю

SK

 1

я^ С ^

с к,

Голу

(

циан

!

(ГО

С

_

2,0

Связующее для оклейки корпуса стеклотканью  1 0 1

При использовании эпоксидной смолы ЭД-5 в нее

необходимо ввести пластификатор — дибутилфталат и, не-

посредственно перед работой, отвердитель — полиэтилен-

13S

полиамин. Смола, смешанная с пластификатором, может

храниться несколько недель, а вот после введения отвер-

дителя пригодность связующего при температуре

около 20° ограничивается 1—2 ч.

Дозировка составляющих: эпоксидная смола —

100 вес. ч.; дибутилфталат до 20 вес ч.; полиэтиленпо-

лиамин — 8—10 вес. ч.

Чтобы получить более жидкую консистенцию связу-

ющего (так как его наносят на оклеиваемую поверхность

и стеклоткань), в него добавляется 10—15 вес. ч. то-

луола или ацетона.

152

Оклейка корпуса бязью

Для оклейки деревянных корпусов бязью можно

рекомендовать пентафталевый № 170А или глифталевый

лак любых марок; бакелитовые лаки марок А и Б; лак

ХС-76; масляные лаки 6с, 6т, 4с, 4т. Каменноугольные и

смоляные битумные лаки применять не следует.

153

Как остановить распространение гнили

Если на деталях деревянного корпуса обнаружены

очаги загнивания, пораженную площадь следует очистить

от краски, захватив и прилегающие участки. Поверх-

ностный слой древесины снимите с помощью цикли и

шкурки на глубину 1—1,5 мм (до чистой древесины),

затем протрите весь подозрительный участок тряпкой,

смоченной в 10%-ном растворе формалина. После высы-

хания оголенное место шпаклюют и окрашивают вновь.

Этот способ не дает эффекта при глубоком поражении,

тогда значительный по толщине участок приходится

заменять.

154

Чтобы деревянная обшивка не гнила

Чтобы древесина не гнила, ее следует пропитать расти-

тельными и минеральными маслами, древесными или

каменноугольными смолами. Древесину, пропитанную

растительными маслами (олифой), можно красить любой

краской. Если дерево пропитано смолой, то красить

126

его нельзя, так как от смолы краска начнет буреть.

В смолу можно добавить расплавленную канифоль —

получится канифольно-смолянои лак. Покрытая за два

раза таким лаком поверхность приобретает вид лакиро-

ванной.

Обшивка, пропитанная горячим трансформаторным

или другим минеральным маслом, окраске не поддается.

Ее следует просто выдержать до полного впитывания

масла в поры древесины, а затем насухо протереть

ветошью.

Иногда деревянные лодки смолят каменноугольной

смолой, битумом, асфальтом или пеком, разведенным

каменноугольным сольвентом. Древесина в этом случае

. пропитывается на глубину 0,5—1 мм и консервируется.

Выровнять поверхность в этом случае можно горячим

утюгом.

В минеральные лаки («кузбасслак» или битумный)

можно добавить 8—10% алюминиевой пудры, отчего

поверхность, покрытая таким лаком, приобретет красивый

серебристый цвет.

Паяние дюралюминиевых корпусов

Припоем марки А, применяемым для пайки алюминие-

вых кабелей, можно паять заплаты на корпусе дюралю-

миниевых лодок. Для этого надо зачистить район повреж-

дения шкуркой, нагреть металл и конец стержня припоя

паяльной лампой и, не прекратив подогрева, натереть

поврежденную поверхность до полной полуды участка.

Затем надо облудить латку из дюралюминия или жести,

наложить ее на место пробоины, придавить тяжелым

предметом и прогреть до таяния припоя. Остывать латка

должна под давлением.

Проверив герметичность установленной заплаты или

заделанного шва, отремонтированный участок можно

окрашивать.

Сборные металлические леса

Весенние работы на яхтах и больших катерах начи-

наются с постройки лесов, причем на это обычно уходит

немало времени, не говоря уже о том, что сооружения,

127

Рис. 133. Сборные металлические леса

воздвигаемые из случайных материалов, не всегда отве-

чают предъявляемым к ним требованиям.

Сделайте разборные леса (рис. 133), они будут служить

много лет. Их сборка, разборка или перестановка выпол-

няются одним человеком при минимальной затрате вре-

мени.

Стойки лесов в виде складных стремянок можно изго-

товить из труб диаметром 25—30 мм, скрепленных соеди-

нительными муфтами или с помощью сварки. Размеры

стоек выбирают в зависимости от величины судна.

157

Подготовка корпуса к окраске

Если старая краска хорошо сохранилась и держится

прочно, удалять ее не следует. Достаточно перед шпак-

левкой промыть такую поверхность теплой водой с мылом

или двухпроцентным раствором каустической соды. Не-

прочно держащуюся старую краску и шпаклевку уда-

ляют скребками (шкрабками), щетками, шкуркой. В ме-

стах, где краска шелушится, ее снимают острым шпате-

лем. Заметим, что встречаются участки, где слой краски

не вызывает подозрений, но достаточно ее подковырнуть

шпателем — отходит пластами.

158

Удобные шкрабки

Удалить старую краску, или, как часто говорят,-

«ошкрабиты» корпус, помогают простые инструменты —

шкрабки (рис. 134). Неплохую шкрабку можно сделать

из старой драчевой пилы, конец которой нужно отжечь,

128

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..