300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 30

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  28  29  30  31   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 30

 

 

^овывают. Выдержка под давлением (при обычной темпе-

оатуре занимает при склейке прямолинейных деталей 6—

8 ч, изогнутых 10—18 ч. Обрабатывать склеенные де-

тали можно через 24 ч после склеивания.

Допустимая влажность древесины при склеивании

8—20%.

Клеи на основе эпоксидных смол холодного отвержде-

ния марок ЭД-5, ЭД-6, ЭД-40 составляются из 100 вес. ч.

жидкой эпоксидной смолы и 6—8 вес. ч. отвердителя

полиэтиленполиамина или гексаметилендиамина.

Приготовляют клей, смешивая смолу с отвердителем.

Для снижения вязкости в композицию можно ввести рас-

творитель — толуол. Для склеивания необходимо неболь-

шое давление (0,1—0,5 кгс/см

2

) при нормальной темпера-

туре, время выдержки 1—3 суток.

Соединения на основе эпоксидных смол являются

довольно хрупкими. Этот недостаток можно устранить,

введя в клей пластификатор (например, до 20% дибутил-,

фталата).

Чтобы уменьшить внутренние напряжения и усадку

при отверждении, в клеевые композиции вводят различные,

преимущественно минеральные, наполнители. Такие на-

полнители, как двуокись титана, окись никеля, свинца,

железа, значительно повышают теплостойкость клея.

Предосторожности •****

при работе с клеями

Большинство клеев в той или иной степени являются

токсичными веществами, поэтому при работе с ними надо

соблюдать осторожность.

Клей ВИАМ-БЗ содержит свободный фенол, облада-

ющий сильным раздражающим действием на слизистые

оболочки глаз и дыхательных путей.

При нагревании эпоксидных смол выделяются летучие

вещества, в составе которых содержатся эпихлоргидрин

и толуол. Они действуют на нервную систему и печень,

вызывают заболевания кожи.

Работать со смолами нужно в защитных очках и в ре-

зиновых перчатках. При попадании клея на кожу его

нужно смыть спиртом, мыльным раствором или слабым

раствором питьевой соды.

121

149

Ремонт пластмассового корпуса

Участок обшивки около пробоины надо вырезать

ножовкой вместе с набором по прямоугольнику, закруглив

углы на радиус примерно 30 мм (рис. 130, а). Набор

обрезают не по контуру выреза, а на 100—150 мм больше.

Кромки выреза изнутри необходимо обработать на-

пильником, шкуровальной машиной или острым ножом

так, чтобы образовался скос (рис. 130 б). Поверхности

высушивают с обеих сторон лампами с рефлектором и

обезжиривают ацетоном или чистым бензином.

С наружной стороны обшивки 1 на поврежденное место

накладывается тонкий, изогнутый точно по обводу лист

металла 3. Под лист подкладывают целлофан 2 или на-

носят на него восковую пасту (можно и вазелин), чтобы

получить разделительный слой, препятствующий приклеи-

ванию стеклоткани при заделке отверстия.

Стеклоткань 4 (рис. 130, в), желательно тонкую, са-

тинового переплетения, или стеклосетку укладывают так,

чтобы последующий слой перекрывал предыдущий на

20—25 мм, пока не закроется весь скос (каждый слой

промазывается эпоксидной или полиэфирной смолой).

После полимеризации (полного затвердевания) нало-

женных слоев пластика лист снимают, а отремонтирован-

ное место зачищают и обезжиривают.

В холодное время года для полной и быстрой полиме-

ризации пластика надо прогревать ремонтируемое место

лампами с рефлектором или другими нагревательными

приборами.

На место удаленных частей набора подгоняют оформи-

тели нового набора — бруски 2 (рис. 131) из пенопласта

или дерева и приформовывают их к предварительно за-

Рис. 130. Заформовка пробоины в пласт-

массовом корпусе

122

Рис. 131. Приформовка набора Рис. 132. Ремонт транца

чищенной обшивке / слоями ткани 3, 4 на связующем

(см. стр. 125).

Глубокие царапины — это очаги, с которых начи-

нается расслоение пластмассовой обшивки, поэтому

их надо заделывать, не дожидаясь общего ремонта судна.

Зачистите царапину, чтобы получилось овальное углуб-

ление на всю ее глубину со скосом по периметру. Углуб-

ление заделывается обычным путем слоями стеклоткани,

пропитанной связующим. Затем поверхность наклеенного

стеклопластика зачищается заподлицо с обшивкой борта

и окрашивается.

По концам трещин / (рис. 132) в углах подмоторного

выреза в транце просверливают отверстия (чтобы пред-

отвратить их дальнейшее распространение), район трещин

зачищают и обезжиривают. В углах выреза приклеивают

подогнанные скругленные деревянные кницы 2, равные

по толщине транцу, а трещины забивают стеклотканью

и заливают смолой. Затем конструкция вместе с кницами

заформовывается стеклотканью 3, пропитанной смолой.

* Толщина наформовки должна быть равна половине тол-

щины обшивки транца.

Если на судне вырвало утки или рымы, вырежьте

место крепления вырванной детали, скруглите углы

выреза и сделайте скос кромки. Закрыв отверстие снизу

фанерным листом, заформуйте вырез заподлицо с палубой,

как описывалось выше.

Защита деревянного корпуса стеклопластиком 1Э0

Если обшивку борта и настил палубы деревянной

лодки покрыть слоем стеклопластика в 1—2 мм, срок

службы ее увеличится в полтора раза, а расходы на ре-

123

монт уменьшатся на 30—40%. С помощью стеклопла-

стика можно также восстановить старые, пришедшие

в негодность деревянные корпуса, но слой покрытия стек-

лопластика при этом должен быть толще.

Перед оклейкой легкую лодку удобнее установить ки-

лем вверх. Подготовьте оклеиваемую поверхность, счи-

стите старую краску, скруглите все острые углы, утопите

в древесину на 1—2 мм головки крепежа, зашкурьте,

обезжирьте и прошпаклюйте эпоксидной шпаклевкой все

неровности. После затвердевания шпаклевки всю поверх-

ность корпуса нужно снова зашкурить, а затем обезжи-

рить растворителем.

Для оклейки применяют связующее на основе поли-

эфирных смол ПН-1, ПН-3 или эпоксидной смолы ЭД-5

с соответствующими отверждающими добавками (см.

стр. 125) и пластификаторами.

Стеклоткань СЭ-0-1 полотняного переплетения — наи-

лучший материал для оклейки. Она хорошо пропиты-

вается связующим, предотвращая возникновенг^ течи.

Оклейка корпуса производится в сухом теплом поме-

щении. Летом это можно сделать и на улице при темпе-

ратуре не ниже 15° С и умеренной влажности воздуха

(65%). Корпус судна должен быть хорошо просушен.

На подготовленную поверхность наружной обшивки

или палубы кистями наносится тонкий слой связующего.

Поверх него сразу же укладывают первый слой стекло-

ткани (ткань предварительно лучше туго намотать на

круглую палку, тогда она будет ложиться без складок),

который тщательно разглажива-ют и проторцовывают

жесткими торцовыми кистями от середины полотнища

к краям до полного удаления воздушных пузырей и рав-

номерной пропитки стеклоткани. Аналогично приформо-

вывают следующие слои, пока не будет получено защит-

ное покрытие нужной толщины. Ориентировочно можно

считать, что четыре слоя стеклосетки марки СЭ-0-1 соз-

дают покрытие толщиной 1 мм. Минимальное количество

слоев — два.

Полотнища стеклосетки укладывают встык с разно-

сом швов на 20—30 см. Процесс нанесения слоя стекло-

пластика на корпус должен быть непрерывным, иначе

связующее затвердеет и потребуется зачистка поверхности,

что снизит прочность покрытия.

Если приходится оклеивать днище судна, установлен-

ного килем вниз, стеклоткань пропитывают связующим

124

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  28  29  30  31   ..