300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 26

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 26

 

 

Рис. 120. Яхта на зимней стоянке

Л — верхний узел каркаса под чехлом; Б — крепление стропил к фальшбортам;

В — нижний конец подпорки, Г — верхний конец подпорки; Д — открытый

форлюк, Е — устройство для вентиляции по концам чехла, Ж — надежный

вариант крепления сезневки без люверсов, 3 — вариант с хранением мачты

на палубе яхты, И — укладка мачты на опоры (складной сектор)

/ — конек каркаса, 2 — стропила, 3 — раскос, 4 — найтов, 5 — подпоры

боковые, € — подкладки под килем, 7 — прокладка, 8— опорный клин, 9 —

гвоздь, препятствующий выскакиванию клина; 10 — прокладки под крышкой

люка; //— старое ведро без донышка, 12 — обвязка из тонкого линя, /3—.

чехол, 14 — мачта; 15 — опора под свесом, 16 — леер вокруг корпуса;

17 — оттяжки, 18 — камень, 19 — сезневка, 20 — сектор

Лучше всего соорудить низкий навес, можно один

для нескольких лодок, если они небольшие. Когда нет

возможности соорудить навес на столбах (с жесткой

крышей), его делают на самом судне. Каркас можно

собрать из легких стропил, опирающихся на борта лодки,

и продольной доски-конька, проходящего от форштевня

до транца по этим стропилам (рис. 120). Нижние концы

105

стропил обычно выпускают наружу так, чтобы навес

прикрывал борта и вода стекала с него на землю. Чтобы

каркас не сдвинулся в продольном направлении, стро-

пила надо раскрепить в средней части судна продольными

растяжками из троса.

На каркас натягивают парусиновый чехол либо при-

шивают продольные доски, а поверх них прибивают

.рубероид (толь), полосы которого для надежности при-

жимают по краям рейками. Парусиновый чехол туго

обтягивают прочными концами, пропуская их под киль

судна или привязывая к лееру, огибающему кольцом весь

корпус под скулой. Если люверсы в чехле ненадежны,

можно завернуть в парусину небольшие камни, а по-

верх привязать линь.

Для лучшей вентиляции полезно пристроить в носу

и корме старые ведра с вышибленным дном; во всех слу-

чаях надо оставить в чехле отверстие для воздуха. С одного

из бортов напротив входа в каюту можно устроить кла-

пан: он пригодится весной, когда понадобится проникнуть

в судно. Деревянную лодку, даже если она перевернута,

лучше прикрыть сверху парусиновым чехлом, предва-

рительно проложив под нее сколоченные брусья.

Жесткий чехол для „Казанки"

Для небольших лодок, таких, как «Казанка», часто

делают постоянные жесткие чехлы из кровельного железа,

закрывающие целиком кокпит и ветровое стекло.

Такой чехол можно запереть на замок (рис. 121).

Рис. 121. Жесткий чехол на «Казанке*

106

Хранение оборудования и снаряжения

Якорную цепь чаще всего укладывают под судном на

специальную подставку или подвешивают на козлы так,

чтобы она не касалась земли и была надежно прикрыта

от осадков.

Аккумуляторные батареи надо хранить в сухом отап-

ливаемом помещении при положительной температуре,

щелочные •— разряженными, а кислотные, наоборот, пол-

ностью заряженными (иначе они сульфатируются).

Все тросы и детали такелажа просушивают, собирают

в бухты и подвешивают на крюки в рундуке.

Рангоут хранят в сухом помещении на стеллажах или

подвешивают к стропилам. Чтобы мачта не прогибалась,

число точек опоры (подвесок) должно быть возможно

большим. Паруса перед укладкой в рундук надо как

следует проветрить на солнце.

137

Осмотр корпуса (дефектация)

Лодка будет, служить надежно и долго, если своевре-

менно заботиться о ней. Незначительный на первый

взгляд дефект, не устраненный при подготовке к навига-

ции, может послужить в дальнейшем причиной серьезной

аварии. Допустим, что ослабла заклепка в креплении

транца к обшивке. Если ее не заменить, то на соседнюю

придется уже большая нагрузка и она обязательно сре-

жется, что нарушит водонепроницаемость соединения.

Поэтому осенью или весной нужно внимательно осмотреть

корпус (важно до окраски) и определить необходимые

ремонтные работы. Осмотр ведется в определенном по-

рядке, начиная с наружной обшивки, с носа в корму и

от киля к палубе. Предварительно обшивку нужно осво-

бодить от непрочно держащейся краски и следов коррозии.

Металлический корпус

Прежде всего мелом отмечают пробоины, вмятины и

трещины в обшивке. Если глубина вмятины превышает

1

/

ь

 расстояния между подкрепляющими лист угольниками,

то необходимо ее выправить или заменить лист обшивки.

Может потребоваться и правка угольников набора, когда

107

tQO

они погнуты вместе с листом. Нелишне убедиться также

в том, что заклепки, крепящие лист к угольникам,

плотно сидят на месте и герметичность соединения не

нарушена. Постучите по головкам заклепок легким мо-

лотком, посмотрите, не выступил ли край зенковки

под потайной головкой. Плотность заклепки несложно

проверить керосином. Смочите раствором мела место

у заклепки с одной стороны листа и, после того как оно

просохнет, капните керосином на заклепку с другой.

Выступившее на меле пятно свидетельствует о необхо-

димости подтяжки заклепки или ее замены.

Осмотрите все места, где возможно истирание обшивки.

На небольших лодках, которые часто подходят носом

к берегу, — это полоса по килю, особенно, в районе носа,

а также накладки на скуле. Если толщина листа в резуль-

тате износа стала на 30—40% меньше, его нужно заме-

нить или поставить дублирующую накладку.

На более крупных стальных катерах наблюдается силь-

ная коррозия листов в районе гребного винта, по ватер-

линии, у форштевня. Отдельные очаги коррозии не

опасны; хуже, когда они занимают значительную площадь

и ослабляют лист. В опасном месте лучше просверлить

контрольное отверстие и проверить толщину листа (она

также должна быть не меньше 60% от первоначальной).

Проверьте, нет ли неплотных и выпавших заклепок,

заклепок с головками, разъеденными до потайной

части заподлицо с листом, и с оголенной зенковкой листа.

Вероятнее всего повреждение заклепок вблизи транца,

где сказывается вибрация от работающего мотора, и

в средней части днища, в месте наибольших ударов при

ходе на волнении.

Определите величину уменьшения калибра сварных

швов и протяженность разъеденного коррозией участка;

проверьте, нет ли в швах трещин, глубоких язвин и под-

резов основного металла. Все сомнительные участки

сварных швов надо осмотреть с помощью лупы и испы-

тать их плотность керосином.

140

Деревянный корпус

Осмотр начните с форштевня, он чаще всего подвер-

гается ударам при швартовке и поэтому имеет задиры,

трещины, отслоения. Случается, что торцы досок обшивки

108

 х

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..